СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа внеурочной деятельности "Литературная гостиная".

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа внеурочной деятельности «Литературная гостиная» разработана на основе ФГОС общего образования, составлена и адаптирована для  6 класса на 2017-2018 учебный год.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа внеурочной деятельности "Литературная гостиная".»

8


Аннотация

.

Рабочая программа внеурочной деятельности «Литературная гостиная» разработана на основе ФГОС общего образования, составлена и адаптирована для 6 класса на 2017-2018 учебный год.

Направление деятельности: духовно-нравственное

Виды деятельности: игровая деятельность, познавательная деятельность, проблемно-ценностное общение.

Количество часов в неделю – 1

Всего часов – 35

Внеурочная деятельность «Литературная гостиная» способствует расширению читательского пространства, реализации дифференцированного обучения и развитию индивидуальных возможностей каждого ребёнка, воспитанию обучающегося - читателя.

Деятельность ребёнка направлена на эмоциональное, творческое, интеллектуальное развитие, помогает решить проблемы нравственно-этического воспитания, так как чтение для ребёнка — и труд, и творчество, и новые открытия, и удовольствие, и самовоспитание.

Цели и задачи внеурочной деятельности

Основные цели работы:

— совершенствование всех видов речевой деятельности

— овладение правильным и выразительным чтением

—приобретение опыта самостоятельной читательской деятельности

— создание на практике условий для развития читательских умений и интереса к чтению книг

— расширение литературно-образовательного пространства обучающихся

— формирование личностных, коммуникативных, познавательных и регулятивных учебных умений.

Задачи

Образовательные:

— Закрепление ранее полученных на уроках литературы сведений на новом дидактическом материале с широким привлечением игровых элементов, выработка умений работы с текстом.

Воспитательные:

— Воспитание эстетического отношения к искусству слова, интереса к чтению, воспитание самостоятельности, уверенности в своих силах, любознательности.

Развивающие:

— Развитие художественно-творческих и познавательных способностей, эмоциональной отзывчивости при чтении художественных произведений, совершенствование всех видов речевой деятельности, памяти, внимания, наблюдательности, творческой инициативы, повышение уровня языкового развития учащихся.

Преемственность занятий внеурочной деятельности с основным курсом литературного чтения позволяет от класса к классу проводить системную работу по интеллектуальному развитию и обогащению читательского опыта школьника. Программа способствует овладению детьми универсальными учебными действиями (познавательными, коммуникативными, регулятивными, личностными) и читательскими умениями. Формы организации деятельности могут быть различными: литературные игры, конкурсы-кроссворды, библиотечные уроки, путешествия по страницам книг, проекты, уроки-спектакли, экскурсии в городские библиотеки и т. д.

Содержание внеурочной деятельности создаёт условия для углубления знаний, полученных на уроках литературы, и применения их в самостоятельной читательской деятельности. На занятиях предполагается практическая работа с разными типами книг, детскими периодическими и электронными изданиями.

Личностные, метапредметные результаты освоения программы внеурочной деятельности.

Ожидаемый личностный результат соответствует целям внеурочной деятельности:

— создание на практике условий для развития читательских умений и интереса к чтению книг

— совершенствование всех видов речевой деятельности

— овладение правильным и выразительным чтением

—приобретение опыта самостоятельной читательской деятельности.

В результате освоения программы занятий внеурочной деятельности «Литературная гостиная» формируются следующие предметные умения, соответствующие требованиям федерального государственного образовательного стандарта общего образования:

— осознавать значимость чтения для личного развития

— формировать потребность в систематическом чтении

— использовать разные виды чтения (ознакомительное, изучающее, выборочное, поисковое)

— уметь самостоятельно выбирать интересующую литературу

— пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации.

В результате освоения программы «Литературная гостиная» формируются следующие метапредметные результаты:

регулятивные умения:

—самостоятельно работать с книгой, пользуясь алгоритмом учебных действий

—работать в парах и группах, участвовать в проектной деятельности, литературных играх

—определять свою роль в общей работе и оценивать свои результаты.

познавательные умения:

— отбирать книги по теме, жанру и авторской принадлежности

— ориентироваться в мире книг (работа с каталогом, с открытым библиотечным фондом)

— пользоваться словарями, справочниками, энциклопедиями.

коммуникативные умения:

— участвовать в беседе о прочитанной книге, выражать своё мнение и аргументировать свою точку зрения

— оценивать поведение героев с точки зрения морали, формировать свою этическую позицию

— высказывать своё суждение об оформлении и структуре книги

— участвовать в конкурсах чтецов и рассказчиков

— соблюдать правила общения и поведения в обществе.

Результативность освоения программы определяется на основе участия школьников в конкурсных мероприятиях, в выполнении творческих работы.










Содержание курса внеурочной деятельности с указанием форм организации учебных занятий и основных видов учебной деятельности.

1. групповые формы работы

2. индивидуальные формы работы

3. познавательно-развлекательные викторины

Содержание программы занятий внеурочной деятельности «Литературная гостиная» создаёт возможность для воспитания грамотного и заинтересованного читателя, знающего литературу своей страны и готового к восприятию культуры и литературы народов других стран. Ученик-читатель овладевает основами самостоятельной читательской деятельности. В процессе общения с книгой развиваются память, внимание, воображение.

Программа занятий внеурочной деятельности — это создание условий для использования полученных знаний и умений на уроках литературы для самостоятельного чтения и работы с книгой. Содержание занятий поможет школьнику общаться с книгами: внимательно читать, получать необходимую информацию.

Для отслеживания результатов предусматриваются следующие формы контроля: стартовый, текущий и итоговый. Результативность освоения программы определяется на основе участия школьников в конкурсных мероприятиях, в выполнении творческих работ.

1. По страницам любимых книг (9 ч.)

Вводное занятие. Самые интересные книги, прочитанные летом.

Организационные вопросы. Игра-путешествие «Удивительный мир лета», что интересного узнали и что прочитали, поделиться впечатлениями. Работа с книгой: различать тип книги, пользоваться выходными данными (автор, заглавие, подзаголовок, оглавление). Выбор одной из интересных книг, прочитанных летом. Подготовка к рассказу о книге.

Рассказы о дружбе «Я и мои друзья».

Поучительные стихи о дружбе и друзьях с вопросами для обсуждения. Опрос «Законы дружбы». Устный рассказ «Хочу рассказать о своем друге…».

А. Гайдар «На графских развалинах».

Сказки о богатырях. Былины.

Сказки и былины киевского цикла об Илье Муромце и других богатырях. Знакомство с типами русских былинных богатырей. Показ мультипликационного фильма «Добрыня Никитич».

Веселые книги о школе и школьниках.

Современная русская детская литература о школе и школьниках: М. Дружинина «Мой весёлый выходной», Е. Мурашова «Класс коррекции».

2. С чего начинается Родина (4 ч.)

Сказы П.П. Бажова.

Творчество Михалкова С.

Жизненный и творческий путь С. Михалкова. Мероприятие по творчеству писателя в библиотеке.

Басни С. Михалков

Зима в поэзии и прозе.

Знакомство с циклом стихов о зиме и Новом годе. Зима в творчестве русских поэтов. Конкурс чтецов. Творческий конкурс «Рождественская история».

3. Проектная деятельность. Сказки. Рассказы. Малые жанры фольклора (3 ч.)

Поэтическое мастерство Пушкина А.С.

Инсценировка сказки «Золотая рыбка»

Считалки и небылицы.

Чтение русских народных потешек; считалок и небылиц. Использование считалок в игровой деятельности.

Составление рассказов по сюжетным картинкам.

Составление и обсуждение устного плана рассказа по серии сюжетных картинок из книг А.С. Пушкина.

4. «Ребята с нашего двора» (4 ч.)

Алексин А. «Как ваше здоровье», «Самый счастливый день»

Биография Алексина А. Чтение рассказа по ролям, обсуждение.

Коваль Ю.И. Чистый двор. Приключения Васи Куролесова

Биография Коваля Ю.И. Чтение рассказа по ролям, обсуждение. Викторина.

Шим Э. Ребята нашего двора

Биография Шим Э. Чтение рассказа, обсуждение. Викторина.

5. Друзья наши меньшие (4 ч.)

Куприн А.И. «Белый пудель»

Биография Куприна А.И. Чтение рассказа по ролям.

Куприн А.И. «Белый пудель»

Чтение рассказа. Викторина.

Дмитриев И.И. «Пчела, шмель и я», «Лебедь и гагары», «Дети и мыльные пузыри».

Биография Дмитриева И.И. Конкурс чтецов.

Паустовский К. «Кот-ворюга»

Жизненный и творческий путь Паустовского К. Чтение отрывка рассказа по ролям, обсуждение характера главного героя.

6. Жизнь замечательных детей (6 ч.)

Ларин. Е. Нужда научит. Отцовский клад

Обсуждение персонажей и их характеров. Устное сообщение по наиболее понравившемуся рассказу. Викторина «Угадай героя».

Каверин В. Два капитана

Биография Каверина В. Обмен мнениями о прочитанном романе. Викторина по роману.

Рыбаков А.Н.

Жизненный и творческий путь Рыбакова А.Н. Обсуждение цикла рассказов о пионерах: «Кортик», «Бронзовая птица», «Выстрел». Викторина «Угадай героя». Устное сообщение «Мой любимый персонаж».

Викторина.

7. Классическая проза и поэзия для детей среднего школьного возраста (3ч.)

Русская поэзия 1-й половины 20 века: А. Ахматова, М. Цветаева, О. Мандельштам, Б. Пастернак

Биография А. Ахматовой, М. Цветаевой, О. Мандельштама. Конкурс чтецов.

8. Зарубежная литература ( 2ч.)

Экзюпери А. «Маленький принц»

Биография писателя, чтение и обсуждение произведения. Устное мини-сообщение «любимый персонаж». Викторина.

Метерлинк М. «Синяя птица» Биография писателя, чтение и обсуждение произведения.



































Календарно-тематическое планирование


Разделы и темы

Общее кколккол-во

часов

Вид

Форма занятия

1

По страницам любимых книг

9


1.1

Вводное занятие. Самые интересные книги, прочитанные летом.

1

Познавательное

занятие

Занятие-анализ

1.2

Русские народные потешки и прибаутки. Инсценировка деревенских забав.

1

Познавательное

занятие

Исследование

1.3

Детский фольклор, частушки.

1

Игровое занятие

Конкурс

1.4

В мире песен, потешек и прибауток.

1

Познавательное

занятие

Конкурс

1.5

Рассказы о дружбе «Хочу рассказать о своём друге». А. Гайдар «На графских развалинах».

1

Познавательное

занятие

Исследование






1.6

Былины киевского цикла об Илье Муромце и других богатырях. Знакомство с типами русских былинных

1

Познавательное

занятие

Занятие-анализ


богатырей.




1.7

Веселые книги о школе и школьниках.

1

Познавательное

занятие

Исследование






1.8

М. Дружинина «Мой весёлый выходной»,

1

Час чтения

Обсуждение

1.9

Е. Мурашова «Класс коррекции»

1

Час чтения

Обсуждение

2

С чего начинается Родина

4


2.1

Сказы П. П. Бажова

1

Познавательное

занятие

Исследование

2.2

Викторина по творчеству С. Михалкова в библиотеке

1

Досугово – развлекательное занятие

Викторина

2.3

Басни С. Михалкова

1

Час чтения

Обсуждение






2.4

Творческий конкурс «Рождественская история»

1

Урок-презентация

Конкурс

3

Проектная деятельность. Сказки. Рассказы. Малые жанры фольклора

3



3.1

Инсценировка сказки «Золотая рыбка»

1

Игровое занятие

Инсценировка


3.2

Считалки и небылицы.

1

Познавательное

занятие

Исследование


3.3

Составление рассказов по сюжетным картинкам.

1

Творческая деятельность

Проект


4

«Ребята с нашего двора» 4



4.1

А.Алексин «Как ваше здоровье», «Самый счастливый день»

1

Познавательное

занятие

Исследование


4.2

Ю.И. Коваль. «Чистый двор». «Приключения Васи Куролесова»

1

Час чтения

Обсуждение


4.3

Ю.И. Коваль «Приключения Васи Куролесова»

1

Час чтения

Обсуждение


4.4

Э. Шим. «Ребята нашего двора»

1

Час чтения

Обсуждение


5

Друзья наши меньшие

4



5.1

А.И. Куприн «Белый пудель»

1

Час чтения


5.2

А.И. Куприн «Белый пудель»

1

Познавательное


5.3

Дмитриев И.И. Пчела, шмель и я. Лебедь и гагары. Дети и мыльные пузыри.

1

Час чтения

Обсуждение


5.4

К. Паустовский «Кот-ворюга»

1

Час чтения


6

Жизнь замечательных детей

6



6.1

Е. Ларин «Нужда научит», «Отцовский клад»

1

Познавательное

занятие

Исследование


6.2

В. Каверин «Два капитана»

1

Час чтения

Обсуждение


6.3

Викторина по роману «Два капитана»

1

Игровое занятие

Викторина








6.4

А.Н. Рыбаков «Кортик»

1

Час чтения

Обсуждение








6.5

А.Н. Рыбаков «Бронзовая птица»

1

Час чтения

Обсуждение








6.6

А.Н. Рыбаков «Выстрел»

1

Час чтения

Обсуждение


7

Классическая проза и поэзия для детей среднего школьного возраста 3







7.1

Русская поэзия 1-й половины 20 века: А. Ахматова, М. Цветаева

2

Игровое занятие

Викторина


7.2

Русская поэзия 1-й половины 20 века: О. Мандельштам, Б. Пастернак

1

Познавательное

занятие

Экскурсия


8

Зарубежная литература

2




8.1

А. Экзюпери «Маленький принц» (отрывок)

1

Час чтения

Обсуждение


8.2

М. Метерлинк «Синяя птица»

(отрывок)

1

Час чтения

Обсуждение






























Методическое обеспечение программы:


Список литературы, используемый для разработки программы и организации образовательного процесса :

1.Романовская З.Т. Живое слово. – М.: Дом педагогики, 1997. – 322 с. про

2.Сухомлинский В.А. Хрестоматия по этике /Сост. О.В.Сухомлинский. – М.: Педагогика, 1990. – 304 с.

Список литературы, рекомендуемый для детей и родителей:

1. Хрестоматия по детской литературе /Сост.И.Н.Арзамасцева, Э.И.Иванова, С.А.Николаева. – М.: Изд.центр «Академия», 2000. – 544 с.

2. Родничок. Книга для внеклассного чтения. 5 класс. – СПб.: Астрель, 2002. – 336 с.

3. Полная хрестоматия для начальной школы. Внеклассное чтение. Русская литература. – М.: Эксмо, 2007. – 448 с.

4. Романовская З.Т. Живое слово. – М.: Дом педагогики, 1997. – 322 с.

5. Сухомлинский В.А. Хрестоматия по этике /Сост. О.В.Сухомлинский. – М.: Педагогика, 1990. – 304 с.

6. Стихи и рассказы о войне /Сост. П.К.Федоренко. – М.: Астрель: АСТ, 2005. – 203 с.

7. Аксаков С.Т. Детские годы Багрова внука. – М.: АСТ, 2007. – 203 с.

8. Коваль Ю.И. Приключения Васи Куролесова книга. – М.: Детская литература, 2009. – 130 с.

9. Шим Э. Ребята нашего двора. – М.: Детская литература, 2007. – 82 с.

10. Казаков Ю. Арктур – гончий пёс. – М.: Детская литература, 2002. – 64 с.

11. Гатауллин И. А зря никто не верил в чудеса. – Димитровград: Ориент-имидж, 1995. – 80 с.


12. Воскобойников В. Жизнь замечательных детей. – М.: Харвест, 2010. – 184 с.

13. Белых. Г. и Пантелеев Л. Республика ШКИД. – М.: АСТ, 2010. – 415 с.

14. Каверин В. Два капитана. – М.: АСТ, 2013. – 624 с.

15. Рыбаков А.Н. Кортик. Бронзовая птица. Выстрел. – М.: АСТ, 2010. – 704 с.

16. Экзюпери А. Маленький принц. – М.: Эксмо, 2011. – 160 с.

17. Кэрролл Л. Приключения Алисы в Стране Чудес. – М.: Лабиринт, 2014.

18. Толкиен Д.Р. Хоббит, или Туда и обратно. – М.: Пан Пресс, 2005.

19. Метерлинк М. Синяя птица. – М.: Детская литература, 2008.

20. Твен М. Приключения Тома Сойера и Гекльберри Финна. – М.: Эксмо, 2009.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!