Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Донская средняя общеобразовательная школа Зерноградского района
имени генерала армии Лелюшенко Д.Д.
«Утверждаю»
Директор МБОУ Донской СОШ
Приказ от 01.09.2018 №237__
_____________ С.А. Гордиенко
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
внеурочной деятельности по курсу
«Литературная гостиная»
Уровень общего образования (класс)
основное общее образование 5 класс
Количество часов 34
Учитель : Петренко Лиана Эстатьевна
Рабочая программа внеурочных занятий «Литературная гостиная» для 5 класса составлена на основе следующих нормативно-правовых документов:
Федеральный Закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (ред. от 02.03.2016; с изм. и доп., вступ. в силу с 01.07.2016, ст. 2 п. 9, ст. 28 п. 6);
областной закон от 14.11.2013 № 26-ЗС «Об образовании в Ростовской области» (в ред. от 24.04.2015 № 362-ЗС);
Нормативно-правовые акты,
обеспечивающие реализацию внеурочной деятельности ФГОС НОО:
приказ Минобрнауки России от 05.10.2009 № 373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» (в ред. приказов Минобрнауки России от 26.11.2010 № 1241, от 22.09.2011 № 2357, от 18.12.2012 № 1060, от 29.12.2014 № 1643, от 31.12.2015 № 1576);
примерная основная образовательная программа начального общего образования (одобрена федеральным учебно-методическим объединением по общему образованию, протокол заседания от 08.04.2015 № 1/15);
приказ Министерства общего и профессионального образования РО от 03.06.2010 №472 «О введении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования в образовательных учреждениях Ростовской области»;
приказ Министерства общего и профессионального образования Ростовской области от 11.06.2010 №501 «О присвоении статуса областной инновационной площадки образовательным учреждениям и о лишении статуса в связи с завершением реализации образовательного инновационного проекта»;
письмо Департамента общего образования Минобрнауки России от 12 мая 2011 года № 03-296 «Об организации внеурочной деятельности при введении федерального государственного образовательного стандарта общего образования».
Дополнительная образовательная программа также разработана с учетом «Гигиенических требований к условиям обучения школьников в различных видах современных общеобразовательных учреждений СанПиН 2.4.2.2821-10», другими документами об образовании, Уставом школы (утвержден приказом управления образования Администрации Зерноградского района от 11.06.2015 № 266).
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Данная программа внеурочных занятий «Литературная гостиная» для 5 класса составлена на базе программы основного общего образования в соответствии с основными положениями ФГОС нового поколения, Концепции духовно- нравственного развития и воспитания личности гражданина России, программы для общеобразовательных учреждений, допущенной Департаментом общего среднего образования Министерства образования Российской Федерации, под редакцией В.Я.Коровиной (М. «Просвещение» 2010).
В программе представлена система занятий внеурочной деятельности по развитию познавательных способностей учащихся 5 класса, направленная на формирование универсальных учебных действий на основе работы над произведениями для самостоятельного чтения, представленными в программе В.Я. Коровиной и списке «100 книг для самостоятельного прочтения» и программы по литературе (Донской региональный компонент для 5-11 классов, 1998г. Авторы: Р.Б.Небратенко, Г.Ф. Саенко, В.Д. Яцык). Данные программы помогают организовать читательскую деятельность во внеурочное время, способствует духовному становлению личности, выявлению индивидуальных творческих способностей и развитию коммуникативной сферы ученика. Формирует культуру читательского труда через осмысление основного предмета литературы – текста в его жанрово-видовой специфике. Читательская деятельность, развернутая на базе понимания предмета исследования, строится в особом «культурном поле», которым являются диалоговые отношения между читателями, между автором и читателем.
Программа «Литературной гостиной» является дополнением к основному курсу литературы, логическим продолжением разговора, начатого на уроке. Подбор произведений для самостоятельного чтения позволит глубже исследовать языковые особенности слова, ставит ребенка в рефлексивную позицию, способствует развитию у учащихся познавательного интереса, проникая в мастерскую авторов художественного текста. Ученик, работающий в роли исследователя текста, сталкивается с проблемой его восприятия и самостоятельного понимания «смыслов», которые хотел донести до читателя автор, тем самым он вступает в диалогическое общение, приобретая тем самым свою читательскую позицию.
Данная программа актуальна, потому что недостаточно научить бегло читать, анализировать художественный текст коллективно, под руководством взрослых, главное - привить любовь к чтению, потребность общения с литературными героями, а это возможно в том случае, когда ученик имеет возможность самостоятельного формирования себя как грамотного читателя. А для этого учитель доверяет ему самому разобраться в тайнах тех произведений, которые специально подобраны и соответствуют тому, что изучалось на уроках.
Цель программы: организация чтения школьников, создание условий для привития обучающимся любви к чтению через организацию самостоятельного чтения, стимулирование потребности чтения и значимости формирования грамотного талантливого читателя.
Задачи:
приобщение учащихся к художественным богатствам литературы Дона и о Доне в ее внутренних взаимосвязях и связях с историческими судьбами России и ее литературы;
- обогащение духовно нравственного опыта учащихся образами лучших черт менталитета народа своей малой Родины, стремлением к совершенствованию;
развитие осознанного интереса к чтению художественной литературы;
формирование основ читательской культуры;
выработка привычки к вдумчивому чтению;
развитие воображения, литературно-творческих способностей и речи учащихся.
Место «Литературная гостиная» в учебном плане
Календарно – тематическое планирование внеурочного занятия даётся из расчёта 1 часа в неделю в рамках внеурочной деятельности, предусмотренной ФГОС
, что составляет 34 часа за год.
Методические особенности организации занятий
-Методы и приемы организации деятельности учащихся на занятиях ориентированы на развитие художественного мышления и воображения, навыков самоконтроля, а также познавательной активности.
-Задания носят не оценочный, а обучающий и развивающий характер, поэтому основное внимание обращается на развитие и совершенствование художественного вкуса, литературной речи и личностных качеств ученика, которые важны для формирования полноценной, самостоятельно мыслящей личности.
-Ряд занятий проводится в школьной и сельской библиотеке совместно с библиотекарем.
-Занятия строятся на смене видов деятельности, интерактивных видах работы, что делает их динамичными, насыщенными и интересными для пятиклассников.
Формы работы:
1. Экскурсия в библиотеку.
2. Презентация прочитанной книги.
3. Выставка прочитанных книг.
4. Викторина.
5. Конкурс иллюстраций к любимой книге.
6. Конкурс чтецов.
7. Встречи с писателями.
Планируемые результаты
Ученик получит возможность научиться:
ориентироваться в мире детской литературы на основе знакомства с выдающимися произведениями классической и современной отечественной и зарубежной литературы;
определять предпочтительный круг чтения, исходя из собственных интересов и познавательных потребностей;
вести беседу и давать отзыв о прочитанной книге.
В процессе реализации программа предполагает формирование у учащихся:
потребности в систематическом чтении как средстве познания мира и самого себя;
умений эмоционально отзываться на прочитанное, высказывать свою точку зрения и уважать мнение собеседника;
учебной самостоятельности и познавательного интереса;
умения вести диалог в различных коммуникативных ситуациях, соблюдая правила речевого этикета, участвовать в диалоге при обсуждении прослушанного (прочитанного) произведения;
умений передавать содержание текста по плану, составлять небольшие тексты;
умений работать с алгоритмами основных учебных действий по анализу и интерпретации художественных произведений;
понимания и значимости работы в группе.
Календарно-тематическое планирование
№ | Дата по плану | Дата по факту | Тема | Колич. Часов | Методы и приемы | Личностные результаты |
1 | 3.09 | | Вводное занятие. Чтение - любимое занятие. | 1 | Беседа, мотивация на самостоятельное чтение | Получение опыта самостоятельных общественных действий |
2 | 10.09 | | «Что за прелесть эти сказки!» Русские народные сказки. | 1 | Интерактивная беседа | Формирование внутренней позиции школьника на основе поступков положительного героя |
3 | 17.09 | | Край, в котором я живу. Казачьи народные сказки. «Танюшка и мачеха». | 1 | Чтение и обсуждение. Иллюстрирование |
4 | 24.09 | | Казачьи народные сказки. «Бисеринка». | 1 |
5 | 1.10 | | Иллюстрирование казачьих народных . сказок | 1 | | |
6 | 8.10 | | Казачьи народные сказки. Сказки о животных. Глупец и жеребец», «Казак и лиса». Сказки о животных. Глупец и жеребец», «Казак и лиса». | 1 | | |
7 | 15.10 | | Сказки донских калмыков. «Богатырь Хорца». | 1 | | |
8 | 22.10 | | Донская армянская сказка. «Сказка об Аббас - Оглу». | 1 | Коллективное обсуждение Чтение по ролям | |
2-я четверть |
9 | 12.11 | | Басни И.А.Крылова Мини-исследование языка басен | 1 | Инсценирование, чтение по ролям Исследование | Получение опыта самостоятельных творческих действий |
10-11 | 19.11 26.11 | | В. А. Жуковский «Сказка о царе Берендее, о сыне его Иване-царевиче, о хитростях Кощея бессмертного и о премудрости Марьи-царевны, Кощеевой дочери» | 2 | Коллективное обсуждение Чтение по ролям | Умение вести проблемно-ценностные дискуссии |
12 | 3.12 | | Сказка А. С. Пушкин «Сказка о золотом петушке» | 1 | Коллективное обсуждение Чтение по ролям | Умение вести проблемно-ценностные дискуссии |
13 | 10.12 | | Рождественская сказка. Просмотр мультфильма | 1 | | |
14 | 17.12 | | Жанр рождественского, или святочного рассказа А.И.Куприн. «Чудесный доктор» | 1 | Чтение, обсуждение по вопросам | Умение вести проблемно-ценностные дискуссии |
15 | 24.12 | | Иллюстрирование святочного рассказа, изготовление поделок | 1 | Прослушивание аудиозаписи | Формирование навыков исследования текста |
3-я четверть |
16 | 14.01 | | Мир вымысла и фантастики в повести Н.В.Гоголя «Страшная месть». | 1 | Прослушивание аудиозаписи | Формирование навыков исследования текста |
17 18 | 21.01 28.01 | | Д.В.Григорович. «Гуттаперчевый мальчик». Мир детства в повести Д.В.Григоровича «Гуттаперчевый мальчик». | 1 1 | Показ фрагментов фильма, чтение и беседа | Формирование ценностного отношения к социальной реальности |
19 | 4.02 | | Любимые стихотворения поэтов 19 века. | 1 | Конкурс чтецов | Умение оценивать достижения товарищей |
20-21 | 11.02 18.02 | | Н.С.Лесков «Привидение в Инженерном замке». Н.С.Лесков «Привидение в Инженерном замке». Иллюстрирование и изготовление поделок. | 1 1 | Прослушивание аудиозаписи в исполнении А.Бухмина Групповая работа | Умение договариваться, ставя перед собой общую цель |
22-23 | 25.02 4.03 | | А.П.Чехов. «Письмо учёному соседу» « Умный дворник» | 1 | Чтение по ролям, составление кроссвордов | Умение работать в группе, перевоплощаться |
24-25 | 11.03 18.03 | | Сценки. Тонкий юмор ранних рассказов. Герои рассказов. | 1 1 | | Умение вести проблемно-ценностные дискуссии |
26-27 | 1.04 8.04 | | М.Горький. «Сказки об Италии». «Дети Пармы» и др. | 1 1 | Рассказ о сказке, написание сказки, «которую придумала сама жизнь» | |
28-29 | 15.04 22.04 | | Литературные сказки . П.В.Лебеденко «Сказки Тихого Дона» | 2 | | Формирование ценностного отношения к социальной реальности |
30 | 29.04 | | Любимые стихотворения русских поэтов 20 века. | 1 | Конкурс чтецов | Умение оценивать достижения товарищей |
31-32 | 6.05 13.05 | | В.П.Астафьев. «Белогрудка», «Зачем я убил коростеля?» | 1 | Отзыв о рассказе | Умение вести проблемно-ценностные дискуссии |
33 | 20.05 | | М.М. Пришвин. Рассказы о природе. | 1 | Чтение. Составление карты путешествий М.Пришвина | Формирование доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости |
34 | 27.05 | | Е.И.Носов «Варька». | 1 | Выразительное чтение, беседа | Формирование ценностного отношения к происходящим событиям. |