СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа внеурочной деятельности для 5 класса "Литературная гостиная"

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

В программе представлена система занятий внеурочной деятельности по развитию познавательных способностей учащихся 5 класса, направленная на формирование универсальных учебных действий на основе работы над произведениями для самостоятельного чтения, представленными в программе В.Я. Коровиной и списке «100 книг для самостоятельного прочтения» и программы по литературе (Донской региональный компонент для 5-11 классов, 1998г. Авторы: Р.Б.Небратенко,  Г.Ф. Саенко, В.Д. Яцык).

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа внеурочной деятельности для 5 класса "Литературная гостиная"»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Донская средняя общеобразовательная школа Зерноградского района

имени генерала армии Лелюшенко Д.Д.









«Утверждаю»

Директор МБОУ Донской СОШ

Приказ от 01.09.2018 №237__

_____________ С.А. Гордиенко







РАБОЧАЯ ПРОГРАММА


внеурочной деятельности по курсу

«Литературная гостиная»

Уровень общего образования (класс)

основное общее образование 5 класс

Количество часов 34

Учитель : Петренко Лиана Эстатьевна













Рабочая программа внеурочных занятий «Литературная гостиная» для 5 класса составлена на основе следующих нормативно-правовых документов:

  • Федеральный Закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (ред. от 02.03.2016; с изм. и доп., вступ. в силу с 01.07.2016, ст. 2 п. 9, ст. 28 п. 6);

  • областной закон от 14.11.2013 № 26-ЗС «Об образовании в Ростовской области» (в ред. от 24.04.2015 № 362-ЗС);

Нормативно-правовые акты,

обеспечивающие реализацию внеурочной деятельности ФГОС НОО:


  • приказ Минобрнауки России от 05.10.2009 № 373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» (в ред. приказов Минобрнауки России от 26.11.2010 № 1241, от 22.09.2011 № 2357, от 18.12.2012 № 1060, от 29.12.2014 № 1643, от 31.12.2015 № 1576);

  • примерная основная образовательная программа начального общего образования (одобрена федеральным учебно-методическим объединением по общему образованию, протокол заседания от 08.04.2015 № 1/15);

  • приказ Министерства общего и профессионального образования РО от 03.06.2010 №472 «О введении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования в образовательных учреждениях Ростовской области»;

  • приказ Министерства общего и профессионального образования Ростовской области от 11.06.2010 №501 «О присвоении статуса областной инновационной площадки образовательным учреждениям и о лишении статуса в связи с завершением реализации образовательного инновационного проекта»;

  • письмо Департамента общего образования Минобрнауки России от 12 мая 2011 года № 03-296 «Об организации внеурочной деятельности при введении федерального государственного образовательного стандарта общего образования».

Дополнительная образовательная программа также разработана с учетом «Гигиенических требований к условиям обучения школьников в различных видах современных общеобразовательных учреждений СанПиН 2.4.2.2821-10», другими документами об образовании, Уставом школы (утвержден приказом управления образования Администрации Зерноградского района от 11.06.2015 № 266).





ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


Данная программа внеурочных занятий «Литературная гостиная» для 5 класса составлена на базе программы основного общего образования в соответствии с основными положениями ФГОС нового поколения, Концепции духовно- нравственного развития и воспитания личности гражданина России, программы для общеобразовательных учреждений, допущенной Департаментом общего среднего образования Министерства образования Российской Федерации, под редакцией В.Я.Коровиной (М. «Просвещение» 2010).

В программе представлена система занятий внеурочной деятельности по развитию познавательных способностей учащихся 5 класса, направленная на формирование универсальных учебных действий на основе работы над произведениями для самостоятельного чтения, представленными в программе В.Я. Коровиной и списке «100 книг для самостоятельного прочтения» и программы по литературе (Донской региональный компонент для 5-11 классов, 1998г. Авторы: Р.Б.Небратенко, Г.Ф. Саенко, В.Д. Яцык). Данные программы помогают организовать читательскую деятельность во внеурочное время, способствует духовному становлению личности, выявлению индивидуальных творческих способностей и развитию коммуникативной сферы ученика. Формирует культуру читательского труда через осмысление основного предмета литературы – текста в его жанрово-видовой специфике. Читательская деятельность, развернутая на базе понимания предмета исследования, строится в особом «культурном поле», которым являются диалоговые отношения между читателями, между автором и читателем.

Программа «Литературной гостиной» является дополнением к основному курсу литературы, логическим продолжением разговора, начатого на уроке. Подбор произведений для самостоятельного чтения позволит глубже исследовать языковые особенности слова, ставит ребенка в рефлексивную позицию, способствует развитию у учащихся познавательного интереса, проникая в мастерскую авторов художественного текста. Ученик, работающий в роли исследователя текста, сталкивается с проблемой его восприятия и самостоятельного понимания «смыслов», которые хотел донести до читателя автор, тем самым он вступает в диалогическое общение, приобретая тем самым свою читательскую позицию.

Данная программа актуальна, потому что недостаточно научить бегло читать, анализировать художественный текст коллективно, под руководством взрослых, главное - привить любовь к чтению, потребность общения с литературными героями, а это возможно в том случае, когда ученик имеет возможность самостоятельного формирования себя как грамотного читателя. А для этого учитель доверяет ему самому разобраться в тайнах тех произведений, которые специально подобраны и соответствуют тому, что изучалось на уроках.






Цель программы: организация чтения школьников, создание условий для привития обучающимся любви к чтению через организацию самостоятельного чтения, стимулирование потребности чтения и значимости формирования грамотного талантливого читателя.

  • Задачи:

  • приобщение учащихся к художественным богатствам литературы Дона и о Доне в ее внутренних взаимосвязях и связях с историческими судьбами России и ее литературы;

  • - обогащение духовно нравственного опыта учащихся образами лучших черт менталитета народа своей малой Родины, стремлением к совершенствованию;

  • развитие осознанного интереса к чтению художественной литературы;

  • формирование основ читательской культуры;

  • выработка привычки к вдумчивому чтению;

  • развитие воображения, литературно-творческих способностей и речи учащихся.

Место «Литературная гостиная» в учебном плане

Календарно – тематическое планирование внеурочного занятия даётся из расчёта 1 часа в неделю в рамках внеурочной деятельности, предусмотренной ФГОС

, что составляет 34 часа за год.


Методические особенности организации занятий

-Методы и приемы организации деятельности учащихся на занятиях ориентированы на развитие художественного мышления и воображения, навыков самоконтроля, а также познавательной активности.

-Задания носят не оценочный, а обучающий и развивающий характер, поэтому основное внимание обращается на развитие и совершенствование художественного вкуса, литературной речи и личностных качеств ученика, которые важны для формирования полноценной, самостоятельно мыслящей личности.

-Ряд занятий проводится в школьной и сельской библиотеке совместно с библиотекарем.

-Занятия строятся на смене видов деятельности, интерактивных видах работы, что делает их динамичными, насыщенными и интересными для пятиклассников.


Формы работы:


1. Экскурсия в библиотеку.

2. Презентация прочитанной книги.

3. Выставка прочитанных книг.

4. Викторина.

5. Конкурс иллюстраций к любимой книге.

6. Конкурс чтецов.

7. Встречи с писателями.







Планируемые результаты


Ученик получит возможность научиться:

  • ориентироваться в мире детской литературы на основе знакомства с выдающимися произведениями классической и современной отечественной и зарубежной литературы;

  • определять предпочтительный круг чтения, исходя из собственных интересов и познавательных потребностей;

  • вести беседу и давать отзыв о прочитанной книге.

В процессе реализации программа предполагает формирование у учащихся:

  • потребности в систематическом чтении как средстве познания мира и самого себя;

  • умений эмоционально отзываться на прочитанное, высказывать свою точку зрения и уважать мнение собеседника;

  • учебной самостоятельности и познавательного интереса;

  • умения вести диалог в различных коммуникативных ситуациях, соблюдая правила речевого этикета, участвовать в диалоге при обсуждении прослушанного (прочитанного) произведения;

  • умений передавать содержание текста по плану, составлять небольшие тексты;

  • умений работать с алгоритмами основных учебных действий по анализу и интерпретации художественных произведений;

  • понимания и значимости работы в группе.


Календарно-тематическое планирование

Дата по плану

Дата

по

факту

Тема

Колич.

Часов

Методы и приемы

Личностные результаты

1

3.09


Вводное занятие.

Чтение - любимое занятие.

1

Беседа, мотивация на самостоятельное чтение

Получение опыта самостоятельных общественных действий

2

10.09


«Что за прелесть эти сказки!»

Русские народные сказки.

1

Интерактивная беседа

Формирование внутренней позиции школьника на основе поступков положительного героя


3

17.09 Край, в котором я живу. Казачьи народные сказки. «Танюшка и мачеха».


1

Чтение и обсуждение.

Иллюстрирование

4

24.09 Казачьи народные сказки. «Бисеринка».


1

5

1.10 Иллюстрирование казачьих народных . сказок

1



6

8.10


Казачьи народные сказки. Сказки о животных.

Глупец и жеребец», «Казак и лиса».

Сказки о животных.

Глупец и жеребец», «Казак и лиса».

1



7

15.10


Сказки донских калмыков. «Богатырь Хорца».

1



8

22.10


Донская армянская сказка. «Сказка об Аббас - Оглу».

1

Коллективное обсуждение

Чтение по ролям



2-я четверть

9

12.11


Басни И.А.Крылова

Мини-исследование языка басен


1

Инсценирование, чтение по ролям

Исследование

Получение опыта самостоятельных творческих действий

10-11

19.11

26.11


В. А. Жуковский «Сказка о царе Берендее, о сыне его Иване-царевиче, о хитростях Кощея бессмертного и о премудрости Марьи-царевны, Кощеевой дочери»


2

Коллективное обсуждение

Чтение по ролям


Умение вести проблемно-ценностные дискуссии

12

3.12


Сказка А. С. Пушкин «Сказка о золотом петушке»



1

Коллективное обсуждение

Чтение по ролям

Умение вести проблемно-ценностные дискуссии

13

10.12


Рождественская сказка. Просмотр мультфильма

1



14

17.12


Жанр рождественского, или святочного рассказа

А.И.Куприн. «Чудесный доктор»

1

Чтение, обсуждение по вопросам

Умение вести проблемно-ценностные дискуссии

15

24.12



Иллюстрирование святочного рассказа, изготовление поделок

1

Прослушивание аудиозаписи

Формирование навыков исследования текста

3-я четверть

16

14.01


Мир вымысла и фантастики в повести Н.В.Гоголя «Страшная месть».

1

Прослушивание аудиозаписи

Формирование навыков исследования текста

17


18

21.01


28.01


Д.В.Григорович. «Гуттаперчевый мальчик».


Мир детства в повести Д.В.Григоровича «Гуттаперчевый мальчик».


1


1

Показ фрагментов фильма, чтение и беседа

Формирование ценностного отношения к социальной реальности

19

4.02


Любимые стихотворения поэтов 19 века.

1

Конкурс чтецов

Умение оценивать достижения товарищей

20-21

11.02

18.02


Н.С.Лесков «Привидение в Инженерном замке». Н.С.Лесков «Привидение в Инженерном замке». Иллюстрирование и изготовление поделок.

1

1

Прослушивание аудиозаписи в исполнении А.Бухмина

Групповая работа

Умение договариваться, ставя перед собой общую цель

22-23

25.02

4.03


А.П.Чехов. «Письмо учёному соседу»

« Умный дворник»

1

Чтение по ролям, составление кроссвордов

Умение работать в группе, перевоплощаться

24-25

11.03

18.03


Сценки.

Тонкий юмор ранних рассказов. Герои рассказов.

1

1

Умение вести проблемно-ценностные дискуссии

26-27

1.04

8.04


М.Горький. «Сказки об Италии».

«Дети Пармы» и др.

1

1

Рассказ о сказке, написание сказки, «которую придумала сама жизнь»


28-29

15.04

22.04


Литературные сказки .

П.В.Лебеденко «Сказки Тихого Дона»


2

Формирование ценностного отношения к социальной реальности

30

29.04


Любимые стихотворения русских поэтов 20 века.

1

Конкурс чтецов

Умение оценивать достижения товарищей

31-32

6.05

13.05


В.П.Астафьев. «Белогрудка», «Зачем я убил коростеля?»

1

Отзыв о рассказе

Умение вести проблемно-ценностные дискуссии

33

20.05



М.М. Пришвин. Рассказы о природе.

1

Чтение. Составление карты путешествий М.Пришвина

Формирование доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости

34

27.05


Е.И.Носов «Варька».

1

Выразительное чтение, беседа

Формирование ценностного отношения к происходящим событиям.








Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!