СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа учителя элективного курса «Индивидуальный проект» для 10-11 класса

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа элективного курса «Индивидуальный проект» для 10-11 класса

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа учителя элективного курса «Индивидуальный проект» для 10-11 класса»

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа учителя элективного курса «Индивидуальный проект» для 10-11 класса составлена в соответствии с Рабочей образовательной программой по учебному предмету литература среднего общего образования, Учебным планом МОУ «Лицей № 37 г. Донецка», Календарным учебным графиком, принятыми педсоветом МОУ «Лицей № 37 г. Донецка».

Рабочая программа разработана на основе:

  1. Государственного образовательного стандарта основного общего образования (приказ МОН ДНР № 121-НП от 07.08.2020 г.).

  2. Приказ МОН ДНР от 26.08.2020 №1181«О присвоении примерным адаптированным основным общеобразовательным программам грифа «Допущено Министерством образования и науки Донецкой Народной Республики».

  3. Примерная программа элективного курса «Индивидуальный проект». 10-11 кл. / сост. Зарицкая В.Г. – ГОУ ДПО «ДонРИДПО». – Донецк: Истоки, 2021. – 41 с.

  4. Приказа Министерства образования и науки Донецкой Народной Республики от 2021 г. №1182 "Об утверждении примерных основных образовательных программ начального общего, основного общего и среднего общего образования"

  5. Приказа МОН ДНР от 25.08.2021 № 1172 «Об организации образовательной деятельности в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по программам начального общего, основного общего и среднего общего образования, Донецкой Народной Республики в 2020-2021 учебном году».

Индивидуальный проект представляет собой особую форму организации деятельности обучающихся (учебное исследование или учебный проект) и является обязательным для изучения всеми обучающимися на уровне среднего общего образования.

Индивидуальный проект выполняется обучающимся самостоятельно под руководством учителя (тьютора) по выбранной теме в рамках одного или нескольких изучаемых учебных предметов, курсов в любой избранной области деятельности (познавательной, практической, учебно-исследовательской, социальной, художественно-творческой и др.). Индивидуальный проект выполняется обучающимся в течение одного или двух лет в рамках учебного времени, специально отведённого учебным планом, и должен быть представлен в виде завершённого учебного исследования или разработанного проекта: информационного, творческого, социального, прикладного, инновационного, конструкторского.







Цели элективного курса «Индивидуальный проект»:

- формирование навыков разработки, реализации, презентации и защиты обучающимися результатов индивидуального проекта, направленного на решение научной, личностно и (или) социально значимой проблемы;

- создание условий для развития личности обучающегося, способной адаптироваться в условиях сложного, изменчивого мира, проявлять социальную ответственность, самостоятельно добывать новые знания, работать над развитием интеллекта, конструктивно сотрудничать с окружающими людьми, генерировать новые идеи, творчески мыслить.

Задачи элективного курса:

— обеспечение реализации требований Государственного образовательного стандарта среднего общего образования (далее – ГОС СОО) к личностным и метапредметным результатам освоения основной образовательной программы среднего общего образования;

— формирование у обучающихся системных представлений и опыта применения методов, технологий и форм организации проектной и учебно-исследовательской деятельности для достижения практико-ориентированных результатов образования;

— повышение эффективности освоения обучающимися основной образовательной программы, а также усвоения знаний и учебных действий;

- обучение навыкам формулирования ведущей проблемы, постановки задач, вытекающих из этой проблемы;

- развитие исследовательских навыков, способности к анализу, синтезу, выдвижению гипотез, детализации и обобщению;

- развитие навыков целеполагания и планирования деятельности;

- обучение выбору, освоению и использованию адекватной технологии изготовления продукта проектирования, поиску нужной информации, вычленению и усвоению необходимого знания из информационного поля, умению презентовать ход своей деятельности и ее результаты;

- развитие навыков самоанализа и рефлексии (самоанализа успешности и результативности решения проблемы проекта), конструктивного сотрудничества, публичного выступления.



ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА КУРСА

Методологической основой программы элективного курса «Индивидуальный проект» является системно-деятельностный подход, который предполагает:

 формирование готовности обучающихся к саморазвитию и непрерывному образованию;

 проектирование и конструирование развивающей образовательной среды организации, осуществляющей образовательную деятельность;

 активную учебно-познавательную деятельность обучающихся;

 построение образовательной деятельности с учетом индивидуальных, возрастных, психологических, физиологических особенностей и здоровья обучающихся.

Программный материал отражает современные запросы общества и государства к построению образовательного процесса: деятельностный характер обучения, ориентир на метапредметные результаты, развитие информационной грамотности, в том числе и навыков владения ИКТ при освоении образовательных программ.

Сроки реализации программы: 17 (34) часов, 2 года обучения (0,5 часа в неделю).

Форма подведения итогов – защита результатов проектной деятельности.

Содержание Программы строится с учетом региональных особенностей, условий образовательных организаций, а также с учетом вовлечения обучающихся с ограниченными возможностями здоровья. Ожидаемый результат изучения элективного курса «Индивидуальный проект»: формирование проектной компетентности обучающихся, осваивающих основную образовательную программу среднего общего образования.

Содержание программы раскрывает ключевые аспекты процессов исследования и проектирования. При этом программа предполагает не только теоретические занятия, но и практические задания на освоение инструментария исследования и проектирования.

Тематически программа построена таким образом, чтобы дать представление о самых необходимых аспектах, связанных с проектной и исследовательской деятельностью, в соответствии с существующими культурными нормами.

Формами контроля над усвоением материала могут служить отчёты по работам, самостоятельные творческие работы, тесты, итоговые учебно- исследовательские проекты. Итоговое занятие проходит в виде научно- практической конференции или круглого стола, где заслушиваются доклады учащихся по выбранной теме исследования, которые могут быть представлены в форме отчета об исследовательской работе, защиты проекта.



МЕСТО ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА

«ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ПРОЕКТ»

В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ

Изучение элективного курса «Индивидуальный проект» предусмотрено Примерным учебным планом среднего общего образования в объеме 17 (34) часов за 2 года обучения в соответствии с годовым учебным планом МОУ «Лицей № 37 г. Донецка».

Индивидуальный проект выполняется обучающимся самостоятельно под руководством учителя (тьютора) по выбранной теме в рамках одного или нескольких изучаемых учебных предметов, курсов в любой избранной области деятельности: познавательной, практической, учебно-исследовательской, социальной, художественно-творческой, иной. Индивидуальный проект выполняется обучающимся в течение одного года или двух лет в рамках учебного времени, специально отведенного учебным планом.



УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА

«ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ПРОЕКТ»

Класс


Тема

Кол-во часов

10

Методология проектной и исследовательской деятельности

8

10

Информационные ресурсы проектной и исследовательской деятельности

9

11

Информационные ресурсы проектной и исследовательской деятельности

5

11

Защита результатов проектной и исследовательской деятельности

3

11

Коммуникативные навыки

4

11

Методология проектной и исследовательской деятельности

5






КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

10 класс



№ урока

Наименование раздела, тем уроков

Количество часов на изучение темы, урока

Дата

Примечание

план

факт

план

факт



Тема 1. Методология проектной и исследовательской деятельности

8




1


Понятие «проект». Теоретические основы учебного проектирования.

1




2


Учебный проект: требования к структуре и содержанию.

1




3


Планирование учебного проекта.

1




4


Проектная и исследовательская деятельность: точки соприкосновения.

1




5


Основные понятия учебно-исследовательской деятельности.

1




6


Методы эмпирического

И теоретического исследования

1




7


Практическое занятие по проектированию структуры индивидуального проекта (учебного исследования).

1




8


Практическое занятие по проектированию структуры индивидуального проекта (учебного исследования).

1






Тема 2. Информационные ресурсы проектной и исследовательской деятельности

9




9


Работа с информационными источниками.

1




10


Информационные ресурсы на бумажных носителях.

1




11


Информационные ресурсы на электронных носителях.

1




12


Сетевые носители - источник информационных ресурсов.

1




13


Технологии визуализации и систематизации текстовой информации.

1




14


Технологии визуализации и систематизации текстовой информации

1




15


Требования к оформлению проектной и исследовательской работы.

1




16


Практическое занятие (тренинг) по применению технологий визуализации и систематизации текстовой информации

1




17


Практическое занятие. Оформление проектной (исследовательской) работы обучающегося.

1








КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

11 класс

№ урока

Наименование раздела, тем уроков

Количество часов на изучение темы, урока

Дата

Примечание

план

факт

план

факт



Тема 1. Методология проектной и исследовательской деятельности

5




1


Понятие «проект». Теоретические основы учебного проектирования.

1




2


Учебный проект: требования к структуре и содержанию.

1




3


Планирование учебного проекта.

1




4


Проектная и исследовательская деятельность: точки соприкосновения.

1




5


Основные понятия учебно-исследовательской деятельности.

1






Тема 2. Информационные ресурсы проектной и исследовательской деятельности

5




6


Работа с информационными источниками.

1




7


Информационные ресурсы на бумажных носителях.

1




8


Информационные ресурсы на электронных носителях.

1




9


Сетевые носители - источник информационных ресурсов.

1




10


Технологии визуализации и систематизации текстовой информации.

1






Защита результатов проектной и исследовательской деятельности

3




11


Представление результатов учебного проекта.

1




12


Презентация результатов учебного проекта.

1




13


Оценка учебного проекта (учебного исследования).

1






Коммуникативные навыки

4




14


Коммуникативная деятельность.

1




15


Стратегии группового взаимодействия.

1




16


Практическое занятие. Дискуссия.

1




17


Практическое занятие. Дебаты.

1








ОСНОВНЫЕ КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ

Защита итогового индивидуального проекта или учебного исследования служит основной процедурой итоговой оценки достижения метапредметных результатов.

Защита проекта осуществляется в процессе специально организованной деятельности комиссии образовательной организации или на школьной конференции. Результаты выполнения проекта оцениваются по итогам рассмотрения комиссией представленного продукта с краткой пояснительной запиской, презентации обучающегося и отзыва руководителя.

Итоговая отметка по предметам и междисциплинарным программам фиксируется в документе об уровне образования установленного образца – аттестате о среднем общем образовании. Оценка учебных достижений обучающихся производится с учетом целей предварительного, текущего, этапного и итогового педагогического контроля по программе элективного курса «Индивидуальный проект».

Индивидуальный проект целесообразно оценивать по следующим критериям:

1. Способность к самостоятельному приобретению знаний и решению проблем, проявляющаяся в умении поставить проблему и выбрать адекватные способы ее решения, включая поиск и обработку информации, формулировку выводов и/или обоснование и реализацию/апробацию принятого решения, обоснование и создание модели, прогноза, макета, объекта, творческого решения и т.п. Данный критерий в целом включает оценку сформированности познавательных учебных действий.

2. Сформированность предметных знаний и способов действий, проявляющаяся в умении раскрыть содержание работы, грамотно и обоснованно в соответствии с рассматриваемой проблемой/темой использовать имеющиеся знания и способы действий.

3. Сформированность регулятивных действий, проявляющаяся в умении самостоятельно планировать и управлять своей познавательной деятельностью во времени, использовать ресурсные возможности для достижения целей, осуществлять выбор конструктивных стратегий в трудных ситуациях.

4. Сформированность коммуникативных действий, проявляющаяся в умении ясно изложить и оформить выполненную работу, представить ее результаты, аргументированно ответить на вопросы.

Результаты выполненного проекта могут быть описаны на основе интегрального (уровневого) подхода или на основе аналитического подхода.

При интегральном описании результатов выполнения проекта вывод об уровне сформированности навыков проектной деятельности делается на основе оценки всей совокупности основных элементов проекта (продукта и пояснительной записки, отзыва, презентации) по каждому из четырех названных выше критериев.

При этом в соответствии с принятой системой оценки целесообразно выделять два уровня сформированности навыков проектной деятельности: базовый и повышенный. Главное отличие выделенных уровней состоит в степени самостоятельности обучающегося в ходе выполнения проекта, поэтому выявление и фиксация в ходе защиты того, что обучающийся способен выполнять самостоятельно, а что – только с помощью руководителя проекта, являются основной задачей оценочной деятельности.



СПИСОК РЕКОМЕНДОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Байбородова Л. В. Проектная деятельность школьников в разновозрастных группах: пособие для учителей общеобразовательных организаций / Л. В. Байбородова, Л. Н. Серебренников. – М.: Просвещение, 2013. – 175 с. – (Работаем по новым стандартам).

2. Байбородова, Л. В., Харисова И. Г., Чернявская А. П. Проектная деятельность школьников // Управление современной школой. Завуч. – 2014. - № 2. – С. 94-117

3. Безрукова В.С. Педагогика. Проективная педагогика. Екатеринбург, 1996.

4. Бородкина, Э. Н. Реализация целевых образовательных проектов школы и семьи как форм соуправления образовательным учреждением на основе партнерства и сотрудничества // Наука и практика воспитания и дополнительного образования. – 2013. - № 3. – С. 50-57

5. Васильев В. Проектно-исследовательская технология: развитие мотивации. – Народное образование. – М., 2000, № 9, с.177-180.

6. Вебер, С. А. О механизме реализации личностных ресурсов старшеклассников через проектную деятельность // Воспитание школьников. – 2013. - № 1. – С. 16-23.

7. Голуб, Г.Б. Метод проектов – технология компетентностно- ориентированного образования : методическое пособие для педагогов / Г.Б. Голуб, Е.А. Перелыгина, О.В. Чуракова ; под ред. проф. Е.Я. Когана. – Самара : Учебная литература, 2009. – 176 с.

8. Голуб, Г.Б. Основы проектной деятельности школьника / Г.Б. Голуб, Е.А. Перелыгина, О.В. Чуракова ; под ред. проф. Е.Я. Когана. – Самара: Учебная литература, 2009. – 224 с.

9. Глухарева, О. Г. Влияние проектного обучения на формирование ключевых компетенций у учащихся старшей школы // Стандарты и мониторинг в образовании. – 2014. - № 1. – С. 17-24.

10. Громыко Ю. В. Понятие и проект в теории развивающего образования В. В. Давыдова // Изв. Рос. акад. образования.- 2000.- N 2.- C. 36-43.- (Филос.-психол. основы теории В. В. Давыдова).

11. Гузеев В. В. Развитие образовательной технологии. — М., 1998.

12. Гузеев В.В. «Метод проектов» как частный случай интегральной технологии обучения. Директор школы. М., 1995, № 6, с.34-47.

13. Давыдов В.В. Теория развивающего обучения. – М., Интор, 1996.

14. Дубровина, Э. Н. Реализация целевых образовательных проектов школы и семьи как форма соуправления образовательным учреждением на основе партнерства и сотрудничества // Управление современной школой. Завуч. – 2013. - № 4. – С. 13-18.

15. Зиняков, В.Н. Опыт организации проектной деятельности в профильном обучении // Школа и производство. – 2013. - № 4. – С. 18 – 23.

16. Зуев, А. М. Проектная деятельность в образовательном процессе // Основы безопасности жизни. – 2014. - № 1. – С. 36-41.

17. Игнатьева, Г. А. Проектные формы учебной деятельности обучающихся общеобразовательной школы // Психология обучения. – 2013. - № 11. – С. 20-33.

18. Кадыкова, О. М. Общешкольный проект – основа механизма управления проектно- исследовательской деятельностью учащихся // Эксперимент и инновации в школе. – 2013. - № 5. – С. 14-22.

19. Каримуллина, О. В. Развитие проектно-исследовательской деятельности учащихся // Управление качеством образования. – 2013. - № 6. – С. 59-65.

20. Колесникова И.А., Горчакова-Сибирская М.П. Педагогическое проектирование: учебное пособие для высших учебных заведений. - М.: издательский центр "Академия", 2005.

21. Кострикина, И. С., Порядина Е. Д. Проектная деятельность профессионализации старшеклассников // Психология обучения. – 2013. - № 5. – С. 130-140

22. Круглова О.С. Технология проектного обучения//Завуч. - 1999.- №6.

23. Крюкова Е.А. Введение в социально-педагогическое проектирование. - Волгоград, 1998.

24. Крючков Ю.А. Теория и методы социального проектирования. - М., 1992.

25. Кузнецова, С. И. Проектная деятельность как механизм развития детской одаренности // Управление качеством образования. – 2013. - № 7. – С. 80-84

26. Матяш Н. В. Психология проектной деятельности школьников в условиях технологического образования/ Под ред. В. В. Рубцова. - Мозырь: РИФ «Белый ветер», 2000.

27. Новикова Т.Д. Проектные технологии на уроках и во внеучебной деятельности. Народное образование. 2000, № 8-9, с.151-157.

28. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования". М., 2004.

29. Пахомова Н.Ю. Метод учебного проекта в образовательном учреждении: Пособие для учителей и студентов педагогических вузов. - М.: АРКТИ,2003.

30. Полат Е.С. Метод проектов на уроках иностранного языка//Иностранные языки в школе. - 2000. - №1.

31. Полат Е.С. Типология телекоммуникационных проектов//Наука и школа. - 1997. - №4.

32. Поливанова К.Н. Проектная деятельность школьников: пособие для учителя / К.Н. Поливанова. – М.: Просвещение, 2008. – 192 с.

33. Попова, Е. Внедрение проектно-целевого метода и проектных технологий // Управление школой (ПС). – 2013. - № 4. – С. 35-38

34. Пчелинцева, Т. А., Львова А. Г. Сетевой проект как средство формирования у учащихся целостной картины мира // Математика в школе. – 2013. - № 1. – С. 64-69.

35. Сейтмухаметова, М. В. Опыт реализации здоровьесберегающего образования в школе посредством организации исследовательских проектов обучающихся // Здоровьесберегающее образование. – 2014. - № 1. – С. 88-91.

36. Тигров, В. В., Тигров В. П. Проектная деятельность учащихся в условиях творческой технологической среды // Педагогика. – 2013. - № 10. – С. 43-48.

37. Тимонина, Г. В. Управление качеством образовательного процесса по развитию проектно- исследовательской деятельности обучающихся как основы самореализации // Все для администратора школы. – 2014. - № 1. – С. 18-30.

38. Хуторской, А.В. Метод проектов и другие зарубежные системы обучения // Школьные технологии. – 2013. - № 3. – С. 95 – 100.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!