МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«»
РАССМОТРЕНО На заседании методического объединения учителей естественного цикла __________________________ Протокол от «____» ___________ 2022 г. | СОГЛАСОВАНО Заместитель директора ___________ (подпись) «____» _____________ 2022 г. | УТВЕРЖДЕНО Директор __________ (подпись) «____» ____________ 2022 г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧИТЕЛЯ
по факультативу
«Качественные и количественные химические задачи»
11 класс
на 2022-2023 учебный год
Составитель рабочей программы
Ткаченко Дарья Александровна
Донецк
2022 год
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Факультатив «Качественные и количественные химические задачи», предназначенный для обучающихся 11 класса, 34 часа в учебный год (1 час в неделю).
Умение составлять, анализировать и решать задачи по химии - важнейший элемент формирования системных и прочных естественнонаучных знаний и один из сильнейших факторов интенсификации учебного процесса при изучении химии. Традиционная методика предполагает предоставление обучающимся заданий в курсе химии при помощи учебника или одного рекомендованного задачника, что позволяет решать вопрос закрепления и использования знаний и алгоритмов решения задач в пределах изучаемой темы. Однако такой подход реализуется в преимущественно исполнительской деятельности обучающегося, не позволяя ему осознавать единство процессов составления, анализа и выполнения задания, создавая в сознании единую интегрированную естественнонаучную картину мира. В основе программы лежит оригинальная авторская концепция, заключающаяся в необходимости обучения школьников процессу обобщения и систематизации всего массива школьных химических задач, составления и решения химических задач как единого процесса познания.
Цель курса: формирование средствами учебного предмета у обучающихся предметных, самообразовательных, информационных, коммуникативных и социальных компетенций, знаний и умений в вопросах решения, анализа и составления качественных и количественных химических задач, которые были бы достаточны для получения качественного химического образования в среднем общем образовании и результативного участия в химических олимпиадах, турнирах и конкурсах, получения химического образования в высших учебных заведениях, дальнейшей профессиональной деятельности.
Основные задачи курса:
- Формирование основных функциональных компетенций, связанных с получением и переработкой информации, умением оперировать научными знаниями и фактическим материалом, работать в режиме индивидуальной и групповой работы, активным участием в интеллектуально-соревновательной деятельности;
- Систематизация и углубление знаний о методах и способах составления, анализа и решения теоретических и практических химических задач;
- Расширение знаний о веществах и химических процессах, обобщение их на единой
теоретической основе,
- Формирование творческих способностей будущих специалистов;
- Раскрытие роли химии в формировании научной картины мира.
Учебный материал в программе структурирован по линейному принципу на основе ведущих научных идей химии, с учетом возрастных особенностей учащихся и времени, отведенного на изучение курса.
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 11 КЛАСС
№ | № в теме | Тема урока | Дата | Примечание |
План | Факт |
Тема 1. Нестандартные химические задачи (9 ч) |
| | Особенности постановки химических задач. | | | |
| | Стандартная учебная химическая задача, требования к ее постановке и решению. | | | |
| | Нестандартные качественные задачи: формулирование. | | | |
| | Нестандартные качественные задачи: анализ. | | | |
| | Нестандартные качественные задачи: подходы к решению. | | | |
| | Нестандартные количественные задачи, особенности их составления и общие подходы к решению. | | | |
| | Нестандартные количественные задачи, особенности их составления и общие подходы к решению. | | | |
| | Практическая работа 1. Решение нестандартных химических задач. | | | |
| | Практическая работа 2. Составление и решение нестандартных химических задач. | | | |
Тема 2. Практикум по составлению и решению задач (12 ч) |
| 1. | Классификация задач. | | | |
| 2. | Постановка обратной задачи. | | | |
| 3. | Способы решения качественных задач. | | | |
| 4. | Способы решения качественных задач. | | | |
| 5. | Постановка качественных задач. | | | |
| 6. | Решение качественных задач. | | | |
| 7. | Решение качественных задач. | | | |
| 8. | Решение качественных задач. | | | |
| 9. | Способы решения количественных задач. | | | |
| 10. | Способы решения количественных задач. | | | |
| 11. | Постановка количественной задачи. | | | |
| 12. | Постановка количественной задачи. | | | |
Тема 3. Практикум по составлению и решению задач (13 ч) |
| 1. | Решение количественных задач. | | | |
| 2. | Решение количественных задач. | | | |
| 3. | Решение количественных задач. | | | |
| 4. | Решение количественных задач. | | | |
| 5. | Практическая работа 3. Решение задач. Постановка и составления проблемной задачи. Решение количественных задач различных типов. | | | |
| 6. | Способы решения тестовых заданий. | | | |
| 7. | Способы решения тестовых заданий. | | | |
| 8. | Постановка и составления тестового задания. | | | |
| 9. | Постановка и составления тестового задания. | | | |
| 10. | Решение текстовых заданий. | | | |
| 11. | Решение текстовых заданий. | | | |
| 12. | Практическая работа 4. Решение задач. Решение нестандартных химических задач. | | | |
| 13. | Обобщение и систематизация изученного за год. | | | |
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС
1. Гольбрайх З.Е. Сборник задач и упражнений по химии: Учебн. пособие для хим,- техн. вузов. 4-е изд., перераб. и доп. - М.: Высш. шк., 1984. - 224 с.
2. Дорохова Е.Н., Прохорова Г.В. Задачи и вопросы по аналитической химии. - М.: Мир, 2001. - 267 с., ил.
3. Ерыгин Д.П., Грабовый А.К. Задачи и примеры по химии с межпредметным содержанием. - М.: Высш. шк., 1989. - 176 с.
4. Кузьменко Н.Е. Химия. Тесты для школьников и поступающих в вузы. - М.: ООО «Издательский дом «ОНИКС 21 век», 2002. - 320 с.
5. Кузьменко Н.Е., Еремин В.В. Сборник задач и упражнений по химии. - М.: Экзамен, 2001. - 544 с.
6. Кузьменко Н.Е., Еремин В.В. Химия. 2500 задач для школьников и поступающих в вузы. - М.: Дрофа, 2005. - 640 с.
7. Кузьменко Н.Е., Еремин В.В., Попков В.А. Сборник конкурсных задач по химии.- М.: Экзамен, 2001. - 576 с.
8. Лисичкин Г.В., Бетанели В.И. Химики изобретают: Книга для уч-ся. - М.:Просвещение, 1990. - 112 с.
9. Мушкало H.H., Брайко B.I. Ол1мшадш задач! з xiMii'. - K.: Рад. школа, 1979. -160 с.
10. Николаенко В.К. Классификация олимпиадных задач и общие подходы к решению некоторых типов задач/ Химия в школе. - 1986. - №6
11. Олейников H.H., Муравьева Г.П. Химия. Основные алгоритмы решения задач. Учебное пособие/Под ред. академика Ю.Д. Третьякова. - М.: Издательский отдел УНЦ ДО, ФИЗМАТЛИТ, 2003. - 272 с. - (Серия «В помощь абитуриенту»).
12. Олимпиады по химии: Сборник задач/И.И.Кочерга, Ю.В.Холин. Л.А. Слета и др.- Харьков: Веста: Издательство «Ранок», 2002. - 400 с.