СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа учебного курса "Литература" для 7 класса

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа учебного курса "Литература" для 7 класса - 70 ч.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа учебного курса "Литература" для 7 класса»

Пояснительная записка

Данная рабочая программа по литературе составлена для 7 класса, разработана на основании следующих нормативных документов:

1. Закон РФ «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 года №273-ФЗ

2. ФГОС ООО и концепция духовно-нравственного воспитания граждан России

3. Нормативные требования СанПин, СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи».

4. «Примерные рабочие программы по литературе для общеобразовательных учреждений. 5-9 классы», авторы В. Я. Коровина, В. П. Журавлев, В. И. Коровин, Н.В. Беляева. М.: - Просвещение, 2021 г.

5. Устав школы

6. Образовательная программа школы

7. Годовой календарный учебный график на 2022-2023 учебный год

8. Учебный план на 2022-2023 учебный год

9. «Литература» 7 класс: учебник для общеобразовательных организаций: в 2 частях Авторы: В.Я. Коровина, В.П. Журавлев, В.И. Коровин. – М.: Просвещение, 2022 г.

Цели и задачи учебного предмета «Литература»

На основании Фундаментального ядра содержания общего образования и Требований к результатам основного общего образования, представленных в Федеральном государственном стандарте общего образования второго поколения, целями изучения литературы в основной школе являются:

• формирование духовно развитой личности, обладающей гуманистическим мировоззрением, национальным самосознанием и общероссийским гражданским сознанием, чувством патриотизма;

• развитие интеллектуальных и творческих способностей учащихся, необходимых для успешной социализации и самореализации личности;

• постижение учащимися вершинных произведений отечественной и мировой литературы, их чтение и анализ, основанный на понимании образной природы искусства слова, опирающийся на принципы единства художественной формы и содержания, связи искусства с жизнью, историзма;

• поэтапное, последовательное формирование умений читать, комментировать, анализировать и интерпретировать художественный текст;

• овладение возможными алгоритмами постижения смыслов, заложенных в художественном тексте (или любом другом речевом высказывании), и создание собственного текста, представление своих оценок и суждений по поводу прочитанного;

• овладение важнейшими общеучебными умениями и универсальными учебными действиями (формулировать цели деятельности, планировать ее, осуществлять библиографический поиск, находить и обрабатывать необходимую информацию из различных источников, включая Интернет и др.);

• использование опыта общения с произведениями художественной литературы в повседневной жизни и учебной деятельности, речевом самосовершенствовании.

Общая характеристика учебного предмета «Литература»

Как часть образовательной области «Филология» учебный предмет «Литература» тесно связан с предметом «Русский язык». Русская литература является одним из основных источников обогащения речи учащихся, формирования их речевой культуры и коммуникативных навыков. Изучение языка художественных произведений способствует пониманию учащимися эстетической функции слова, овладению ими стилистически окрашенной русской речью.

Специфика учебного предмета «Литература» определяется тем, что он представляет собой единство словесного искусства и основ науки (литературоведения), которая изучает это искусство.

Вторая ступень школьного литературного образования (основная школа, 5—9 классы) охватывает три возрастные группы, образовательный и психофизиологический уровни развития которых определяют основные виды учебной деятельности.

Первая группа активно воспринимает прочитанный текст, но не-владеет собственно техникой чтения, вторая владеет техникой чтения и более подготовлена к толкованию прочитанного.

Именно поэтому на занятиях с первой группой важно уделять больше внимания различным видам чтения: индивидуальному чтению вслух, чтению по ролям, инсценированию, различным видам пересказов (подробному, сжатому, с изменением лица рассказчика, с сохранением стиля художественного произведения и т. д.).

В учебной работе со второй группой необходимо активизировать умения анализировать художественное произведение, воплощая результаты этой работы в филологически грамотные устные и письменные высказывания. Курсы литературы в 5—8 классах строятся на основе сочетания концентрического, историко-хронологического и проблемно-тематического принципов. В 9 классе начинается линейный курс на историко-литературной основе (древнерусская литература — литература XVIII века — литература первой половины XIX века), который будет продолжен в старшей школе. В 9 классе активизируется связь курса литературы с курсами отечественной и мировой истории, МХК, идёт углубление понимания содержания произведения в контексте развития культуры, общества в целом, активнее привлекается критическая, мемуарная, справочная литература, исторические документы, более определённую филологическую направленность получает проектная деятельность учащихся.

Содержание каждого курса (класса) включает в себя произведения русской и зарубежной литературы, поднимающие вечные проблемы (добро, зло, жестокость и сострадание, великодушие, прекрасное

в природе и человеческой жизни, роль и значение книги в жизни писателя и читателя и т. д.).

В каждом из курсов (классов) затронута одна из ведущих проблем (например, в 5 классе — внимание к книге; в 6 классе — художественное произведение и автор, характеры героев; в 7 классе — особенности труда писателя, его позиция, изображение человека как важнейшая проблема литературы; в 8 классе — взаимосвязь литературы и истории (подготовка к восприятию курса на историко-литературной основе), в 9 классе — начало курса на историко-литературной основе).

В рабочей программе курс каждого класса представлен разделами:

1. Устное народное творчество.

2. Древнерусская литература.

3. Русская литература XVIII века.

4. Русская литература ХIХ века.

5. Русская литература XХ века.

6. Литература народов России.

7. Зарубежная литература.

8. Обзоры.

9. Сведения по теории и истории литературы.

В разделах 1—8 для каждого класса даются: перечень произведений художественной литературы, краткие аннотации, раскрывающие их основную проблематику и художественное своеобразие. Изучению произведений предшествует краткий обзор жизни и творчества писателя.

Материалы по теории и истории литературы представлены в каждом классе и разделе программы.

Промежуточная аттестация в соответствии с Уставом образовательного учреждения проводится в устной и письменной формах (контрольные работы и уроки развития речи). Формой контроля, предусмотренной курсом, является письменный и устный анализ литературных произведений по выбору учителя или школьника, написание сочинений на литературные темы, беседы по материалам уроков, в которых обучающиеся имеет возможность продемонстрировать знание специфических средств жанрово-ситуативных стилей, умение анализировать образцы публицистической и ораторской речи, а также обсуждать первые самостоятельной творческой работы.

Примерная программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом направлении приоритетами для учебного предмета «Литература» являются:

- поиск и выделение значимых функциональных связей и отношений между частями целого, выделение характерных причинно- следственных связей;

- сравнение, сопоставление, классификация;

- самостоятельное выполнение различных творческих работ;

- способность устно и письменно передавать содержание текста в сжатом или развернутом виде;

- осознанное беглое чтение, проведение информационно- смыслового анализа текста, использование различных видов чтения (ознакомительное, поисковое, просмотровое и др.)

- владение монологической и диалогической речью, умение перефразировать мысль, выбор и использование выразительных средств языка в соответствии с коммуникативной задачей;

- составление плана, тезисов, конспекта;

- подбор аргументов, формулирование выводов;

- использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации, включая энциклопедии, словари и др.

На этом этапе происходит формирование представления о специфике литературы как искусстве слова, умения осознанного чтения, способности общения с художественным миром произведения разных жанров. Творческие работы учащихся включают сочинения разных типов, а также сочинения загадок, сказок, басен, киносценариев, рассказов, стихотворений, баллад.

Место учебного предмета «Литература» в учебном плане

Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений РФ предусматривает обязательное изучение литературы на этапе основного общего образования в объеме 452 часа, в том числе: в 5 классе – 105 часовв 6 классе – 105 часов, в 7 классе – 70 часов, в 8 классе – 70 часов, в 9 классе – 102 часа.

 

 

 

 

 

Планируемые результаты освоения учебного предмета «Литература» в 7 классе


Целью данной программы является направленность на достижение образовательных результатов в соответствии с ФГОС, в частности:

Личностные:

Ученик научится:

- Понимать литературу как одну из национально-культурных ценностей русского народа.

- Уважительно относиться к родной литературе, испытывать гордость за неё.

- Оценивать свои и чужие поступки.

- Проявлять внимание, удивление, желание больше узнать.

Ученик получит возможность научиться:

- Понимать определяющую роль родной литературы в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности.

- Анализировать и характеризовать эмоциональные состояния и чувства окружающих, строить свои взаимоотношения с их учетом.

Метапредметные:

Познавательные

Ученик научится:

- пользоваться знаками, символами, таблицами, схемами, приведенными в учебной литературе; строить сообщение в устной форме;

- находить в материалах учебника ответ на заданный вопрос;

- ориентироваться на возможное разнообразие способов решения учебной задачи;

- анализировать изучаемые объекты с выделением существенных и несущественных признаков;

- анализировать объекты с выделением существенных и несущественных признаков (в коллективной организации деятельности);

- осуществлять синтез как составление целого из частей;

- проводить сравнение, классификацию изученных объектов по самостоятельно выделенным основаниям (критериям) при указании количества групп;

- устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений;

- проводить аналогии между изучаемым материалом и собственным опытом.

Ученик получит возможность научиться:

- выделять информацию из сообщений разных видов в соответствии с учебной задачей;

- осуществлять запись (фиксацию) указанной учителем информации об изучаемом языковом факте;

- проводить сравнение, сериацию и классификацию изученных объектов по самостоятельно выделенным основаниям (критериям) при указании и без указания количества групп;

- обобщать (выводить общее для целого ряда единичных объектов).

Регулятивные

Ученик научится:

- Планированию пути достижения цели.

- Установлению целевых приоритетов.

- Оценивать уровень владения тем или иным учебным действием (отвечать на вопрос «что я не знаю и не умею?»).

Ученик получит возможность научиться:

- Учитывать условия выполнения учебной задачи.

- Выделять альтернативные способы достижения цели.

- Осуществлять итоговый контроль деятельности («что сделано») и пооперационный контроль («как выполнена каждая операция, входящая в состав учебного действия»).

Коммуникативные

Ученик научится:

- Устанавливать и вырабатывать разные точки зрения.

- Аргументировать свою точку зрения.

- Задавать вопросы.

- Осуществлять контроль.

- Составлять план текста.

Ученик получит возможность научиться:

- Продуктивно разрешать конфликты на основе учёта интересов и позиций всех участников, поиска и оценки альтернативных способов разрешения конфликтов; договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности.

- Брать на себя инициативу в организации совместного действия (деловое лидерство).

Предметные

Ученик научится:

- видеть черты русского национального характера в героях русских былин;

- учитывая жанрово-родовые признаки произведений устного народного творчества, выбирать фольклорные произведения для самостоятельного чтения;

- выразительно читать былины, соблюдая соответствующий интонационный рисунок устного рассказывания;

- пересказывать былины, чётко выделяя сюжетные линии, не пропуская значимых композиционных элементов, используя в своей речи характерные для былин художественные приёмы;

- осознанно воспринимать художественное произведение в единстве формы и содержания; адекватно понимать художественный текст и давать его смысловой анализ;

- воспринимать художественный текст как произведение искусства, послание автора читателю, современнику и потомку;

- определять для себя актуальную и перспективную цели чтения художественной литературы; выбирать произведения для самостоятельного чтения;

- анализировать и истолковывать произведения разной жанровой природы, аргументировано формулируя своё отношение к прочитанному;

- создавать собственный текст аналитического и интерпретирующего характера в различных форматах;

- сопоставлять произведение словесного искусства и его воплощение в других искусствах;

Ученик получит возможность научиться:

- рассказывать о самостоятельно прочитанной былине, обосновывая свой выбор;

- сочинять былину и/или придумывать сюжетные линии;

- сравнивая произведения героического эпоса разных народов (былину и сагу, былину и сказание), определять черты национального характера;

- выбирать произведения устного народного творчества разных народов для самостоятельного чтения, руководствуясь конкретными целевыми установками;

- устанавливать связи между фольклорными произведениями разных народов на уровне тематики, проблематики, образов (по принципу сходства и различия).

- выбирать путь анализа произведения, адекватный жанрово-родовой природе художественного текста;

- сопоставлять «чужие» тексты интерпретирующего характера, аргументировано оценивать их;

- оценивать интерпретацию художественного текста, созданную средствами других искусств;

- вести самостоятельную проектно-исследовательскую деятельность и оформлять её результаты в разных форматах (работа исследовательского характера, реферат, проект).





























Содержание учебного предмета «Литература»

7 КЛАСС (70 часов)

 

Введение- 1 ч.

Изображение человека как важнейшая идейно – нравственная проблема литературы. Взаимосвязь характеров и обстоятельств в художественном произведении.

Устное народное творчество – 6 ч.

Предания. Поэтическая автобиография народа. Исторические события в преданиях. Устный рассказ об исторических событиях. «Воцарение Ивана Грозного», «Сороки-ведьмы», «Пётр и плотник».

Былины. Понятие о былине. Особенности былин. «Вольга и Микула Селянинович». Нравственные идеалы русского народа в образе главного героя. Прославление мирного труда

Новгородский цикл былин. «Садко». Своеобразие былины. Поэтичность. Тематическое различие Киевского и Новгородского циклов былин. Своеобразие былинного стиха. Собирание былин. Собиратели. Пословицы и поговорки. Особенности смысла и языка пословиц. Народная мудрость пословиц и поговорок.

Теория литературы. Предание (развитие представлений). Былина (развитие представлений). Пословицы, поговорки (развитие представлений).

Из древнерусской литературы-3 ч.

«Повесть временных лет». «Из похвалы князю Ярославу и книгам». «Поучение Владимира Мономаха» (отрывок). «Повесть о Петре и Февронии Муромских». Высокий моральный облик главной героини. Прославление любви и верности

Теория литературы. Поучение (начальные представления). Летопись (развитие представлений).

Из русской литературы XVIII века-2 ч.

М.В. Ломоносов. Понятие о жанре оды. «Ода на день восшествия на Всероссийский престол ея Величества государыни Императрицы Елисаветы Петровны 1747 года» (отрывок). Мысли автора о Родине, русской науке и её творцах.

Г.Р. Державин. «Река времён в своём стремленьи…», «На птичку…», «Признание». Философские размышления о смысле жизни и свободе творчества

Теория литературы. Ода (начальные представления).

Из русской литературы XIX века-28 ч.

А.С. Пушкин. Интерес Пушкина к истории России. «Полтава» (отрывок). Мастерство в изображении Полтавской битвы, прославление мужества и отваги русских солдат. Пётр I и Карл ХII.

«Медный всадник» (отрывок). Выражение чувства любви к Родине. Прославление деяний Петра I. Образ автора в отрывке из поэмы

«Песнь о вещем Олеге» и её летописный источник. Смысл сопоставления Олега и волхва. Художественное воспроизведение быта и нравов Древней Руси. Особенности композиции. Своеобразие языка.

Теория литературы. Баллада (развитие представлений).

«Борис Годунов»: сцена в Чудовом монастыре». Образ летописца Пимена. Значение труда летописца в истории культуры.

«Станционный смотритель» - произведение из цикла «Повести Белкина». Изображение «маленького человека», его положения в обществе. Трагическое и гуманистическое в повести.

Теория литературы. Повесть (развитие представлений).

М.Ю. Лермонтов. «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова». Картины быта ХYIвека и их роль в понимании характеров и идеи повести. Нравственный поединок Калашникова с Кирибеевичем и Иваном Грозным. Особенности сюжета и художественной формы поэмы «Когда волнуется желтеющая нива…». Проблема гармонии человека и природы

Теория литературы. Фольклоризм литературы (развитие представлений).

Н.В. Гоголь. «Тарас Бульба». Историческая и фольклорная основа повести. Нравственный облик Тараса Бульбы и его товарищей - запорожцев. Прославление боевого товарищества, осуждение предательства в повести Особенности изображения людей и природы в повести. Смысл противопоставления Остапа и Андрия. Патриотический пафос повести

Теория литературы. Историческая и фольклорная основа произведения. Роды литературы: эпос (развитие понятия). Литературный герой (развитие понятия).

И.С. Тургенев. «Бирюк» как произведение о бесправных и обездоленных. Нравственные проблемы рассказа. Стихотворения в прозе. «Русский язык». Особенности жанра

Теория литературы. Стихотворения в прозе

Н.А. Некрасов. «Русские женщины»: «Княгиня Трубецкая». Величие духа русской женщины. «Размышления у парадного подъезда». Боль поэта за судьбу народа. «Размышления у парадного подъезда». Боль поэта за судьбу народа

А. А. Фет. «Шёпот, робкое дыханье…», «Как беден наш язык! — Хочу и не могу…».

Теория литературы. Поэма (развитие понятия). Трёхсложные размеры стиха (развитие понятия).

А.К. Толстой. Исторические баллады «Василий Шибанов», «Михайло Репнин». Правда и вымысел Конфликт «рыцарства» и самовластья.

М.Е. Салтыков – Щедрин. «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил». Сатирическое изображение нравственных пороков общества. Паразитизм генералов, трудолюбие и сметливость мужика. Осуждение покорности мужика. Сатира в «Повести…». «Дикий помещик» Для самостоятельного чтения.

Теория литературы. Гротеск (начальное представление).

Л.Н. Толстой. «Детство» (главы). Автобиографический характер повести. Сложность взаимоотношений детей и взрослых. Главный герой повести Л.Н. Толстого «Детство». Его чувства, поступки и духовный мир

А.П. Чехов. «Хамелеон». Живая картина нравов. Осмеяние трусости и угодничества. Смысл названия рассказа. «Говорящие фамилии» как средство юмористической характеристики.

А.П. Чехов «Злоумышленник», «Размазня». Многогранность комического в рассказах А.П. Чехова. (для чтения и обсуждения)

Теория литературы Сатира и юмор как формы комического (развитие представлений)

Стихотворения русских поэтов ХIХ о родной природе.

В. Жуковский. «Приход весны», А.К. Толстой. «Край ты мой, родимый край…». И.А. Бунин. «Родина». Поэтическое изображение родной природы и выражение авторского настроения, миросозерцания.

Из русской литературы ХХ века-22 ч.

М. Горький. «Детство» (главы). Автобиографический характер повести. Изображение «свинцовых мерзостей жизни». «Яркое, здоровое, творческое в русской жизни»: бабушка Акулина Ивановна, Алёша Пешков. Цыганок, Хорошее Дело. Вера в творческие силы народа. Легенда о Данко» («Старуха Изергиль»).

Теория литературы. Понятие о теме и идее произведения (начальное представление). Портрет как средство характеристики героя.

В.В. Маяковский. «Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче». Мысли автора о роли поэзии в жизни человека и общества. Юмор автора. Своеобразие стихотворного ритма, словотворчество Маяковского. «Хорошее отношение к лошадям». Понятие о лирическом герое. Сложность и тонкость внутреннего мира лирического героя

Теория литературы. Лирический герой (начальное представление). Обогащение знаний о ритме и рифме. Тоническое стихосложение (начальное представление).

А.П. Платонов. «Юшка». Непохожесть главного героя на окружающих людей. Внешняя и внутренняя красота человека. Юшка – незаметный герой с большим сердцем.. «В прекрасном и яростном мире» Вечные нравственные ценности. Своеобразие языка прозы А.П. Платонова

Б.Л. Пастернак. «Июль», «Никого не будет в доме…». Своеобразие картин природы в лирике Пастернака. Способы создания поэтических образов

Интервью как жанр публицистики. Трудности и радости грозных лет войны в стихотворениях А. Ахматовой. К. Симонова. А. Суркова, А. Твардовского и др

А. Т. Твардовский. Слово о поэте. Стихотворения «Снега потемнеют синие...», «Июль — макушка лета...», «На дне моей жизни».

Е. А. Евтушенко. Слово о поэте. Стихотворение «Хотят ли русские войны?

Ф.А. Абрамов. «О чём плачут лошади». Эстетические и нравственно – экологические проблемы рассказа

Теория литературы. Литературные традиции

Е.И. Носов. «Кукла» («Акимыч»). «Живое пламя». Нравственные проблемы рассказа. Осознание огромной роли прекрасного в душе человека, в окружающей природе

Ю.П. Казаков. «Тихое утро». Герои рассказа и их поступки. Взаимовыручка как мерило нравственности человека

Стихи поэтов ХХ века о Родине, родной природе (В. Брюсов, Ф. Сологуб, С. Есенин, Н. Заболоцкий, Н. Рубцов). Общее и индивидуальное в восприятии природы русскими поэтами

А.Т. Твардовский. «Снега потемнеют синие…», «Июль – макушка лета, «На дне моей жизни». Философские проблемы в лирике Твардовского.

Теория литературы. Лирический герой (развитие понятия).

Д.С. Лихачёв. «Земля родная» (главы) как духовное напутствие молодёжи.

Теория литературы. Публицистика (развитие представлений). Мемуары как публицистический жанр (начальное представление)..

Г.И. Горин. Слово о писателе. Рассказ «Почему повязка на ноге?».

Лирические размышления о жизни, времени и вечности в песнях на слова русских поэтов ХХ века

Расул Гамзатов. «О моей Родине», «Я вновь пришёл сюда…» и др . Размышления поэта об истоках и основах жизни. Особенности художественной образности дагестанского поэта

Из зарубежной литературы – 7 ч.

Р. Бернс. «Честная бедность» и другие стихотворения. Народно - поэтическая основа и своеобразие лирики Бернса

Дж. Байрон. «Ты кончил жизни путь, герой…» как прославление подвига во имя свободы Родины.

Японские хокку (хайку). Изображение жизни природы и жизни человека в их нерасторжимом единстве на фоне круговорота времён года.

Теория литературы. Особенности жанра хокку (хайку)

О. Генри «Дары волхвов». Преданность и жертвенность во имя любви. Смешное и возвышенное в рассказе

Р.Д. Брэдбери. «Каникулы». Фантастический рассказ - предупреждение. Мечта о чудесной победе добра. Итоговая контрольная работа. Итоговый ур




            










































  ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ К КУРСУ

«ЛИТЕРАТУРА» 7 КЛАСС

(70 часов)

                                                                  

п/п

Название разделов, тем

Количество часов

1.

Введение

1 ч

2.

Устное народное творчество

6 ч

3.

Из древнерусской литературы

1) Урок развития речи.

3 ч

1 ч

4.

Из русской литературы 18 века.

2 ч


1) М.В. Ломоносов

2) Г.Р. Державин

1 ч

1 ч

5.

Из русской литературы 19 века

28 ч


  1. А.С. Пушкин

  2. М.Ю. Лермонтов

  3. Н.В. Гоголь

  4. И.С. Тургенев

  5. Н.А. Некрасов

  6. А.А. Фет

  7. А.К. Толстой

  8. М.Е. Салтыков –Щедрин

  9. Л.Н. Толстой

  10. А.П. Чехов

  11. «Край ты мой, родимый край»

  12. Урок контроля

  13. Урок развития речи

6 ч

3 ч

3 ч

2 ч

2 ч

1 ч

1 ч

2 ч

2 ч

2 ч

1 ч

2 ч

1 ч

6.

Из русской литературы 20 века.

22 ч


  1. М. Горький

  2. В.В. Маяковский

  3. А.П. Платонов

  4. Час мужества

  5. Б.Л. Пастернак

  6. А.Т. Твардовский

  7. Е. А. Евтушенко

  8. Ф.А. Абрамов

  9. Е.Н. Носов

  10. Ю.П. Казаков

  11. Тихая моя Родина

  12. Д.С. Лихачёв

  13. Г.И. Горин.

  14. Песни на стихи русских поэтов 20 века

5 ч

2 ч

2 ч

2 ч

1 ч

1 ч.

1 ч.

1 ч

2 ч

1 ч

1 ч

1 ч

1 ч

1 ч

7.

Из литературы народов России

  1. 1) Расул Гамзатов

1 ч

8.

Из зарубежной литературы

7 ч





  1. Р.Бернс

  2. Дж. Байрон

  3. О.Генри

  4. 4.) Р. Брэдбери

  5. 5) Японские хокку.

  6. Артур Конан Дойль

1 ч

1 ч

1 ч

1 ч

1 ч

1 ч.


Урок контроля. Итоговый урок.

1 ч








Учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса

Литература для учителя

Основная литература

  1. Коровина В.Я. и др. Литература: Учебник для 7 класса: в 2ч. – М.: Просвещение, 2022.

  2. Литература. Рабочие программы. Предметная линия учебников В.Я. Коровиной5—9 классы: пособие для учителей обще образоват. учреждений. — М.: Просвещение, 2021

Дополнительная литература

  1. Аникина С.М., Золотарева И.В. Поурочные разработки по литературе. 7 класс. - М.: ВАКО, 2020.

  2. Аркин И.И. Уроки литературы в 7 классе: Практическая методика. - М.: Просвещение, 2019.

  3. Демиденко Е.Л. Новые контрольные и проверочные работы по литературе. 5-9 классы. - М.: Дрофа, 2019.

  4. Егорова Н.В. Универсальные поурочные разработки по литературе. 7 класс. - М.: Вако, 2020.

  5. Ишимова А.О. История России в рассказах для детей. - М.: Современник, 2000.

  6. Коровина В.Я. Литература: Методические советы: 7 класс. - М.: Просвещение, 2018.

  7. Кутейникова Н.Е. Уроки литературы в 7 классе: Книга для учителя. - М.: Просвещение, 2022.

  8. Марченко A.M. Анализ стихотворения на уроке: Кн. для учителя. - М.: Просвещение, 2018.

  9. Русское народное поэтическое творчество / Под ред. проф Н.И. Кравцова. - М.: Просвещение, 1971.

  10. Тимофеев Л.И., Тураев СВ. Краткий словарь литературоведческих терминов. - М.: Просвещение, 2001.

  11. Тумина Л.Е. Сочини сказку. Творческие задания для учеников. 5-7 классы. - М.: Дрофа, 2005.

  12. Турьянская Б.И., Комиссарова Е.В., Холодкова Л.А. Литература в 7 классе: Урок за уроком. -М.: Русское слово, 2003.

Литература для обучающихся:

Основная литература

  1. Коровина В.Я. и др. Литература: Учебник для 7 класса: в 2 ч. – М.: Просвещение, 2022

Дополнительная литература

  1. Коровина В.Я. «Читаем, думаем, спорим...»: Дидактические   материалы по литературе: 7 класс. - М.: Просвещение, 2022.

  2. Литература: Фонохрестоматия: Электронное   учебное   пособие   на   CD-ROM/  Сост. В.Я. Коровина, В.П. Журавлев, В.И. Коровин. - М.: Просвещение, 2022.

  3. Мещерякова М. Литература в таблицах и схемах. - М.: Просвещение, 2019.

  4. Обернихина Г.А., Соколов Л.Э., Вольнова И.А., Емельяненко Т.В. Как писать сочинения?: Рабочая тетрадь для 5-8 классов. - М.: Просвещение, 2019.

  5. Русский фольклор: Словарь - справочник / Сост. Т.В. Зуева. - М.: Просвещение, 1999.

  6. Читательский дневник. Иду в 7 класс. - Саратов: Лицей, 2008.

  7. Шайтанов И.О., Свердлов М.И. Зарубежная литература: Учебник-хрестоматия: 5-7 классы. -М.: Просвещение, 2004.

Электронные пособия:

  • Музыкальная шкатулка. Хрестоматия для школьников 5-8-х классов на двух CD – ROM. Коллекция музыкальных произведений русских и зарубежных композиторов;

  • Библиотека электронных наглядных пособий. Литература 5-11-х классов. М.: ООО «Дрофа» 2004, ООО «Физикон» 2004

Календарно-тематическое (поурочное) планирование

по литературе 7 класс

по учебнику В.Я. Коровиной, В.П. Журавлёва, В.И. Коровина

(70 часов)

№ п/п

Тема урока

Коли-чество часов

Дата




плани-руемая

факти-ческая


Введение

1 ч.



Изображение человека как важнейшая идейно-нравственная проблема литературы.

1




Устное народное творчество

6 ч.



Предания. Представление проекта «Творческая страница в тетради по литературе».

1



Пословицы и поговорки как малый жанр фольклора.

1



Былина как жанр фольклора. Киевские и Новгородские былины.

1



Былина «Вольга и Микула Селянинович». Прославление мирного труда.

1



Былина «Садко» - былина Новгородского цикла.

1



Внеклассное чтение: французский и карело-финский мифологический эпос. Изображение жизни народа, его традиций, обычаев.

1




Из древнерусской литературы

3 ч.



«Повесть временных лет». «Из похвалы князю Ярославу и книгам». «Поучение Владимира Мономаха» (отрывок)

1



Житие как жанр древнерусской литературы. «Повесть о Петре и Февронии Муромских».

1



Р.р. Сочинение «В чем значение древнерусской литературы для современного читателя?».

1




Из литературы XVIII века

2 ч.



М.В. Ломоносов «К статуе Петра Великого», отрывок из «Оды на день восшествия …»

1



Г.Р. Державин «Река времен …», «На птичку», «Признание».

1




Из литературы ХIХ века

28 ч.




А.С. Пушкин

6 ч.



А. С. Пушкин. Слово о поэте. Интерес Пушкина к истории России. «Медный всадник» (отрывок).

1



А.С. Пушкин «Полтава» (отрывок). Мастерство поэта в изображении Полтавской битвы. Петр I и Карл ХII.

1



А. С. Пушкин «Песнь о вещем Олеге». Летописный источник, черты баллады в стихотворении.

1



А.С. Пушкин. «Борис Годунов» (сцена в Чудовом монастыре). Монолог Пимена.

1



А. С. Пушкин. «Повести Белкина»: «Станционный смотритель».

1



А.С. Пушкин. «Станционный смотритель». Анализ эпизода «Самсон Вырин у Минского». Библейские мотивы в повести. Гуманистический пафос произведения.

1




М.Ю. Лермонтов

4 ч.



М.Ю. Лермонтов. Слово о поэте. Проблема гармонии человека и природы в лирике поэта. «Когда волнуется желтеющая нива...», «Молитва», «Ангел».

1



М.Ю. Лермонтов «Песня про купца Калашникова». Историческая основа текста. Особенности сюжета поэмы.

1



М.Ю. Лермонтов «Песня про купца Калашникова». Нравственный поединок Калашникова с Кирибеевичем. Защита чести и человеческого достоинства.

1



Р.р. Контрольное сочинение по творчеству А.С. Пушкина и М.Ю. Лермонтова

1




Н.В. Гоголь

4 ч.



Н.В. Гоголь. Слово о писателе. Повесть «Тарас Бульба». Историческая основа повести. Запорожская Сечь, её нравы и обычаи.

1



Н.В. Гоголь. Повесть «Тарас Бульба». Героизм и самоотверженность Тараса Бульбы и товарищей-запорожцев в борьбе за освобождение родной земли.

1



Н.В. Гоголь «Тарас Бульба». Что есть Отчизна? Почему Тарас убивает своего сына? Сопоставление с новеллой П. Мериме «Маттео Фальконе».

1



Р.р. Сочинение по повести Н.В. Гоголя «Тарас Бульба».

1




И.С. Тургенев

2 ч.



И.С. Тургенев. Слово о писателе. Стихотворения в прозе «Русский язык», «Два богача», «Близнецы».

1



И.С. Тургенев: рассказ «Бирюк».

1




Н.А. Некрасов

2 ч.



Н.А. Некрасов. Слово о поэте. «Размышления у парадного подъезда».

1



Н.А. Некрасов. Поэма «Русские женщины» («Княгиня Трубецкая»).

1




А.А. Фет

1 ч.



А. А. Фет. «Шёпот, робкое дыханье…», «Как беден наш язык!  — Хочу и не могу…».

1




А.К. Толстой

1 ч.



А.К. Толстой. Слово о поэте. Исторические баллады «Василий Шабанов» и «Князь Михайло Репнин».

1




М.Е. Салтыков-Щедрин

2 ч.



М.Е. Салтыков-Щедрин. Слово о писателе. «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил».

1



Внеклассное чтение. М.Е. Салтыков-Щедрин. «Дикий помещик».

1




Л.Н. Толстой

2 ч.



Л.Н. Толстой. Литературный портрет писателя. Автобиографическая трилогия писателя. Главы из повести «Детство»: «Классы», «Наталья Саввишна», «Маman».

1



Л.Н. Толстой. Повесть «Детство». Глава «Великий христианин Гриша».

1




А.П. Чехов

2 ч.



А.П. Чехов. Рассказ о писателе. Роль детали в рассказе «Хамелеон».

1



А.П. Чехов «Злоумышленник»: два мира в рассказе.

1




Стихотворения о родной природе «Край ты мой, родимый край…»

2 ч.



Урок выразительного чтения: стихотворения о Родине. В.А. Жуковский «Приход весны», И. Бунин «Родина», А.К. Толстой «Край ты мой, родимый край».

1



Контрольная работа по теме «Литература XIX века»

1




Из русской литературы ХХ века

22 ч.




М. Горький

5 ч.



М. Горький. Краткий рассказ о писателе. Повесть «Детство». Автобиографический характер повести. Образ бабушки в произведении.

1



М. Горький «Детство». Алёша и дед Каширин. Цыганок.

1



М. Горький «Детство». Бог бабушки и Бог деда Каширина. Идея текста.

1



М. Горький «Легенда о Данко» (из рассказа «Старуха Изергиль»).

1



М. Горький. «Босяцкая» Россия в рассказе «Челкаш».

1




В.В. Маяковский

2 ч.



В.В. Маяковский. Слово о поэте. Тема поэта и поэзии в стихотворении «Необычайное приключение …»

1



В.В. Маяковский «Хорошее отношение к лошадям».

1




А.П. Платонов

2 ч.



А.П. Платонов. Основные особенности творчества. Рассказ «Юшка».

1



Урок внеклассного чтения. А. П. Платонов «В прекрасном и яростном мире». Труд как основа нравственности

1




Б.Л. Пастернак

1 ч.



Б.Л. Пастернак. Слово о поэте. Стихотворения «Июль». «Никого не будет в доме…».

1




Час мужества

2 ч.



Интервью как жанр публицистики. Интервью с поэтом — участником Великой Отечественной войны.

1



Внеклассное чтение. Героизм, патриотизм, трудности и радости грозных лет войны в стихотворениях А. Ахматовой, К. Симонова, А. Твардовского, А. Суркова и др.

1




А.Т. Твардовский

1 ч.



А. Т. Твардовский. Слово о поэте. Стихотворения «Снега потемнеют синие...», «Июль  — макушка лета...», «На дне моей жизни».

1




Е.А. Евтушенко.

1 ч.



Е. А. Евтушенко. Слово о поэте. Стихотворение «Хотят ли русские войны?

1




Ф.А. Абрамов

1 ч.



Ф.А. Абрамов. Слово о писателе. «О чём плачут лошади». Эстетические и нравственные, экологические проблемы рассказа.

1




Е.И. Носов

2 ч.



Е.И. Носов. Слово о писателе. Рассказ «Кукла» («Акимыч»).

1



Е.И. Носов. Взаимосвязь природы и человека в рассказе «Живое пламя».

1




Ю.П. Казаков

1 ч.



Ю.П. Казаков. Краткий рассказ о писателе. «Тихое утро».

1




"Тихая моя родина…»

1 ч.



Внеклассное чтение. Человек и природа в стихотворениях В. Брюсова, Ф. Сологуба, С. Есенина, Н. Заболоцкого, А. Твардовского и Н. Рубцова.

1




Д.С. Лихачёв

1 ч.



Д.С. Лихачев. «Земля родная» (главы). Духовное напутствие молодежи.

1




Писатели улыбаются

1 ч.



Г.И. Горин. Слово о писателе. Рассказ «Почему повязка на ноге?».

1




Песни на слова русских поэтов ХХ века.

1 ч.



Песни на стихи русских поэтов ХХ века.

1




Из литературы народов России

1 ч.



Р. Гамзатов. Рассказ о поэте. Стихотворения «Опять за спиною родная земля …», «Я вновь пришёл сюда…», «О моей Родине».

1




Из зарубежной литературы

7 ч.



Р. Бёрнс. Стихотворение «Честная бедность». Представления поэта о справедливости и честности.

1



Дж. Г. Байрон – «властитель дум» целого поколения. Стихотворение «Ты кончил жизни путь, герой!..»

1



Японские хокку.

1



О. Генри. «Дары волхвов». Преданность и жертвенность во имя любви.

1



Р. Брэдбери. «Каникулы». Мечта о чудесной победе добра.

1



Детективная литература. Артур Конан Дойль. «Голубой карбункул»

1



Итоговая контрольная работа. Итоговый урок.

1








Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!