СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа учебного курса "Литература" ФГОС ООО 5-9 класс

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

«Рабочая программа учебного предмета «Литература» для 5-9 классов (ФГОС ООО) составлена в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования.

Данная рабочая программа предназначена для учащихся, изучающих литературу по учебникам:

- Коровина В. Я., Журавлёв В. П., Коровин В. И. Литература. 5 класс. В 2 ч. Учебник для общеобразовательных учреждений. — М.: Просвещение.

- Полухина В. П., Коровина В. Я., Журавлёв В. П., Коровин В. И. Литература. 6 класс. В 2 ч. Учебник для общеобразовательных учреждений. — М.: Просвещение.

- Коровина В. Я. Литература. 7 класс. В 2 ч. Учебник для общеобразовательных учреждений. — М.: Просвещение.

- Коровина В. Я., Журавлёв В. П., Коровин В. И. Литература. 8 класс. В 2 ч. Учебник для общеобразовательных учреждений. — М.: Просвещение.

- Коровина В. Я., Журавлёв В. П., Коровин В. И., Збарский И. С. Литература. 9 класс. В 2 ч. Учебник для общеобразовательных учреждений. — М.: Просвещение.

Просмотр содержимого документа
«Программа учебного курса "Литература" ФГОС ООО 5-9 класс»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 4»

городского округа Спасск – Дальний



ПРИНЯТА на заседании УТВЕРЖДЕНА приказом

педагогического совета МБОУ СОШ № 4 директора МБОУ СОШ № 4

Протокол № ___ от «___»_________ 2015г. Е.Г. Клименко

«____» _________ 2015г.









Рабочая программа

учебного предмета «Литература»

для 5 - 9 классов (ФГОС)










Мазур Елена Борисовна,

учитель русского языка и литературы

первой категории













г. Спасск – Дальний

2015-2019 год

Пояснительная записка

«Рабочая программа учебного предмета «Литература» для 5-9 классов (ФГОС) (далее – Рабочая программа по литературе (ФГОС)) составлена в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования (ФГОС ООО), утверждённым приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 № 1897, с учётом примерной основной образовательной программы основного общего образования, одобренной Федеральным учебно-методическим объединением по общему образованию (протокол заседания от 08.04.2015 № 1/15), Рабочей программы по литературе под редакцией В.Я. Коровиной для 5 - 9 классов (Пособие для учителей общеобразовательных организаций - 2-е изд. переработанное - М.: Просвещение, 2014).

Рабочая программа по литературе является неотъемлемой частью Образовательной программы ООО (ФГОС) Школы и используется для составления рабочих программ учебного предмета «Литература» на соответствующий учебный год. Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета.

Литература – учебный предмет, освоение содержания которого направлено:

  • на последовательное формирование читательской культуры через приобщение к чтению художественной литературы;

  • на освоение общекультурных навыков чтения, восприятия художественного языка и понимания художественного смысла литературных произведений;

  • на развитие эмоциональной сферы личности, образного, ассоциативного и логического мышления;

  • на овладение базовым филологическим инструментарием, способствующим более глубокому эмоциональному переживанию и интеллектуальному осмыслению художественного текста;

  • на формирование потребности и способности выражения себя в слове.

В цели предмета литература входит передача от поколения к поколению нравственных и эстетических традиций русской и мировой культуры, что способствует формированию и воспитанию личности.

Знакомство с фольклорными и литературными произведениями разных времен и народов, их обсуждение, анализ и интерпретация предоставляют обучающимся возможность эстетического и этического самоопределения, приобщают их к миру многообразных идей и представлений, выработанных человечеством, способствуют формированию гражданской позиции и национально-культурной идентичности (способности осознанного отнесения себя к родной культуре), а также умению воспринимать родную культуру в контексте мировой.


Стратегическая цель изучения литературы на этапе основного общего образования – формирование потребности в качественном чтении, культуры читательского восприятия и понимания литературных текстов, что предполагает постижение художественной литературы как вида искусства, целенаправленное развитие способности обучающегося к адекватному восприятию и пониманию смысла различных литературных произведений и самостоятельному истолкованию прочитанного в устной и письменной форме. В опыте чтения, осмысления, говорения о литературе у обучающихся последовательно развивается умение пользоваться литературным языком как инструментом для выражения собственных мыслей и ощущений, воспитывается потребность в осмыслении прочитанного, формируется художественный вкус.

Изучение литературы в основной школе (5-9 классы) закладывает необходимый фундамент для достижения перечисленных целей.

Объект изучения в учебном процессе − литературное произведение в его жанрово-родовой и историко-культурной специфике. Постижение произведения происходит в процессе системной деятельности школьников, как организуемой педагогом, так и самостоятельной, направленной на освоение навыков культуры чтения (вслух, про себя, по ролям; чтения аналитического, выборочного, комментированного, сопоставительного и др.) и базовых навыков творческого и академического письма, последовательно формирующихся на уроках литературы.

Изучение литературы в школе решает следующие образовательные задачи:

  • осознание коммуникативно-эстетических возможностей языка на основе изучения выдающихся произведений русской литературы, литературы своего народа, мировой литературы;

  • формирование и развитие представлений о литературном произведении как о художественном мире, особым образом построенном автором;

  • овладение процедурами смыслового и эстетического анализа текста на основе понимания принципиальных отличий художественного текста от научного, делового, публицистического и т. п.;

  • формирование умений воспринимать, анализировать, критически оценивать и интерпретировать прочитанное, осознавать художественную картину жизни, отражённую в литературном произведении, на уровне не только эмоционального восприятия, но и интеллектуального осмысления, ответственного отношения к разнообразным художественным смыслам;

  • формирование отношения к литературе как к особому способу познания жизни;

  • воспитание у читателя культуры выражения собственной позиции, способности аргументировать своё мнение и оформлять его словесно в устных и письменных высказываниях разных жанров, создавать развёрнутые высказывания творческого, аналитического и интерпретирующего характера;

  • воспитание культуры понимания «чужой» позиции, а также уважительного отношения к ценностям других людей, к культуре других эпох и народов; развитие способности понимать литературные художественные произведения, отражающие разные этнокультурные традиции;

  • воспитание квалифицированного читателя со сформированным эстетическим вкусом;

  • формирование отношения к литературе как к одной из основных культурных ценностей народа;

  • обеспечение через чтение и изучение классической и современной литературы культурной самоидентификации;

  • осознание значимости чтения и изучения литературы для своего дальнейшего развития;

  • формирование у школьника стремления сознательно планировать своё досуговое чтение.

В процессе обучения в основной школе эти задачи решаются постепенно, последовательно и постоянно; их решение продолжается и в старшей школе; на всех этапах обучения создаются условия для осознания обучающимися непрерывности процесса литературного образования и необходимости его продолжения и за пределами школы.

Данная рабочая программа предназначена для учащихся, изучающих литературу по учебникам:

- Коровина В. Я., Журавлёв В. П., Коровин В. И. Литература. 5 класс. В 2 ч. Учебник для общеобразовательных учреждений. — М.: Просвещение.

- Полухина В. П., Коровина В. Я., Журавлёв В. П., Коровин В. И. Литература. 6 класс. В 2 ч. Учебник для общеобразовательных учреждений. — М.: Просвещение.

- Коровина В. Я. Литература. 7 класс. В 2 ч. Учебник для общеобразовательных учреждений. — М.: Просвещение.

- Коровина В. Я., Журавлёв В. П., Коровин В. И. Литература. 8 класс. В 2 ч. Учебник для общеобразовательных учреждений. — М.: Просвещение.

- Коровина В. Я., Журавлёв В. П., Коровин В. И., Збарский И. С. Литература. 9 класс. В 2 ч. Учебник для общеобразовательных учреждений. — М.: Просвещение.








Общая характеристика учебного предмета

Как часть образовательной области «Филология» учебный предмет «Литература» тесно связан с предметом «Русский язык». Русская литература является одним из основных источников обогащения речи учащихся, формирования их речевой культуры и коммуникативных навыков. Изучение языка художественных произведений способствует пониманию учащимися эстетической функции слова, овладению ими стилистически окрашенной русской речью.

Специфика учебного предмета «Литература» определяется тем, что он представляет собой единство словесного искусства и литературоведения, которое изучает это искусство.

Вторая ступень школьного литературного образования (5—9 классы) охватывает три возрастные группы, образовательный и психофизиологический уровни развития которых определяют основные виды учебной деятельности.

Первая группа активно воспринимает прочитанный текст, но недостаточно владеет собственно техникой чтения, вторая владеет техникой чтения и более подготовлена к толкованию прочитанного. Именно поэтому на занятиях с первой группой важно уделять больше внимания различным видам чтения: индивидуальному чтению вслух, чтению по ролям, инсценированию, различным видам пересказов (подробному, сжатому, с изменением лица рассказчика, с сохранением стиля художественного произведения и т. д.).

В учебной работе со второй группой необходимо активизировать умения анализировать художественное произведение, воплощая результаты этой работы в филологически грамотные устные и письменные высказывания.

В рабочей программе по литературе соблюдена системная направленность: это освоение различных жанров фольклора, сказок, стихотворных и прозаических произведений писателей, знакомство с отдельными сведениями по истории создания произведений, отдельных фактов биографии писателя.

Курсы литературы в 5—8 классах строятся на основе сочетания концентрического, историко-хронологического и проблемно-тематического принципов. В каждом из курсов затронута одна из ведущих проблем (в 5 классе — внимание к книге; в 6 классе — художественное произведение и автор, характеры героев; в 7 классе — особенности труда писателя, его позиция, изображение человека как важнейшая проблема литературы; в 8 классе — взаимосвязь литературы и истории (подготовка к восприятию курса на историко-литературной основе).

В 9 классе начинается линейный курс на историко-литературной основе (древнерусская литература — литература XVIII века — литература первой половины XIX века), который будет продолжен в старшей школе. В 9 классе активизируется связь курса литературы с курсами отечественной и мировой истории, МХК, идёт углубление понимания содержания произведения в контексте развития культуры, общества в целом, активнее привлекается критическая, мемуарная, справочная литература, исторические документы, более определённую филологическую направленность получает проектная деятельность учащихся

Содержание каждого класса включает в себя произведения русской и зарубежной литературы, поднимающие вечные проблемы (добро, зло, жестокость и сострадание, великодушие, прекрасное в природе и человеческой жизни, роль и значение книги в жизни

писателя и читателя и т. д.).

В рабочей программе курс предмета «Литература» представлен разделами:

• Русский фольклор.

• Древнерусская литература.

• Русская литература XVIII века.

• Русская литература XIX века.

• Русская литература XX века.

• Литература народов России.

• Зарубежная литература.

• Основные теоретико-литературные понятия


Рабочая программа по литературе построена с учетом:

  • лучших традиций отечественной методики преподавания литературы;

  • традиций изучения конкретных произведений (прежде всего русской и зарубежной классики), сложившихся в школьной практике;

  • традиций научного анализа, а также художественной интерпретации средствами литературы и других видов искусств литературных произведений, входящих в национальный литературный канон (то есть образующих совокупность наиболее авторитетных для национальной традиции писательских имен, корпусов их творчества и их отдельных произведений);

  • сохранении обязательных базовых элементов содержания предмета;

  • соответствия рекомендуемых к изучению литературных произведений возрастным и психологическим особенностям обучающихся;

  • требований современного культурно-исторического контекста к изучению классической литературы;

  • минимального количества учебного времени, отведенного на изучение литературы согласно действующему ФГОС и Базисному учебному плану.



Описание места учебного предмета, курса в учебном плане

Рабочая программа по литературе (ФГОС) рассчитана на 442 часа, предусмотренных в Федеральном базисном (образовательном) учебном плане для образовательных учреждений Российской Федерации (вариант 1). Согласно учебному плану школы изучение литературы осуществляется в объёмах, представленных в таблицах ниже.


Недельный учебный план изучения предмета «Литература»

(минимальный в расчете за весь период обучения)


Учебные

предметы

Классы

Количество часов в неделю

V

VI

VII

VIII

IX

Всего

Литература

3

3

2

2

3

13


Годовой учебный план изучения предмета «Литература»

(в расчете на 34 рабочие недели в VVIII классах, 33 рабочие недели в IX классах)


Учебные

предметы

Классы

Количество часов в неделю

V

VI

VII

VIII

IX

Всего

Литература

102

102

68

68

99

(102)

13



Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета


Литература как искусство словесного образа - особый способ познания жизни, художественная модель мира, обла­дающая такими важными отличиями от собственно научной картины бытия, как высокая степень эмоционального воздей­ствия, метафоричность, многозначность, ассоциативность, не­завершённость, предполагающие активное сотворчество вос­принимающего.

Литература как один из ведущих гуманитарных учебных предметов в российской школе содействует формированию разносторонне развитой, гармоничной личности, воспитанию гражданина, патриота. Приобщение к гуманистическим ценностям культуры и развитие творческих способностей - не­обходимое условие становления человека, эмоционально бога­того и интеллектуально развитого, способного конструктивно и вместе с тем критически относиться к себе и к окружаю­щему миру.

Общение школьника с произведениями искусства слова на уроках литературы необходимо не просто как факт знакомства с подлинными художественными ценностями, но и как необ­ходимый опыт коммуникации, диалог с писателями (русскими и зарубежными, нашими современниками, представителями совсем другой эпохи). Это приобщение к общечеловеческим ценностям бытия, а также к духовному опыту русского на­рода, нашедшему отражение в фольклоре и русской класс и ­ческой литературе как художественном явлении, вписанном в историю мировой литературы и обладающем несомненной национальной самобытностью. Знакомство с произведениями словесного искусства народа нашей страны расширяет пред­ставления учащихся о богатстве и многообразии художествен­ной культуры, духовного и нравственного потенциала много­национальной России.


Планируемые результаты освоения литературы

Литература как учебный предмет играет ведущую роль в достижении личностных, предметных и метапредметных результатов обучения и воспитания школьников.

Личностные результаты:

• воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;

• формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений с учётом устойчивых познавательных интересов;

• формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;

• формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культу ре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания;

• освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учётом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей;

• развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;

• формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;

• формирование основ экологической культуры на основе признания ценности жизни во всех её проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде;

• осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;

• развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера.


Метапредметные результаты изучения литературы в основной школе:

• умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;

• умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;

• умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;

• умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения;

• владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;

• умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;

• умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;

• смысловое чтение;

• умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;

• умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации, для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью; монологической контекстной речью;

• формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий.


Предметные результаты выпускников основной школы по литературе выражаются в следующем:

• понимание ключевых проблем изученных произведений русского фольклора и фольклора других народов, древнерусской литературы, литературы XVIII века, русских писателей XIX—XX веков, литературы народов России и зарубежной литературы;

• понимание связи литературных произведений с эпохой их написания, выявление заложенных в них вневременных, непреходящих нравственных ценностей и их современного звучания;

• умение анализировать литературное произведение: определять его принадлежность к одному из литературных родов и жанров; понимать и формулировать тему, идею, нравственный пафос литературного произведения; характеризовать его героев, сопоставлять героев одного или нескольких произведений;

• определение в произведении элементов сюжета, композиции, изобразительно-выразительных средств языка, понимание их роли в раскрытии идейно-художественного содержания произведения (элементы филологического анализа); владение элементарной литературоведческой терминологией при анализе литературного произведения;

• приобщение к духовно-нравственным ценностям русской литературы и культуры, сопоставление их с духовно-нравственными ценностями других народов;

• формулирование собственного отношения к произведениям литературы, их оценка;

• собственная интерпретация (в отдельных случаях) изученных литературных произведений;

• понимание авторской позиции и своё отношение к ней;

• восприятие на слух литературных произведений разных жанров, осмысленное чтение и адекватное восприятие;

• умение пересказывать прозаические произведения или их отрывки с использованием образных средств русского языка и цитат из текста, отвечать на вопросы по прослушанному или прочитанному тексту, создавать устные монологические высказывания разного типа, вести диалог;

• написание изложений и сочинений на темы, связанные с тематикой, проблематикой изученных произведений; классные и домашние творческие работы; рефераты на литературные и общекультурные темы;

• понимание образной природы литературы как явления словесного искусства; эстетическое восприятие произведений литературы; формирование эстетического вкуса;

• понимание русского слова в его эстетической функции, роли изобразительно-выразительных языковых средств в создании художественных образов литературных произведений.



Планируемые результаты освоения курса литературы


Метапредметные

Предметные

5 класс

- умение определять ставить для себя новые задачи в учёбе (с помощью взрослых);

- умение планировать пути достижения целей, выбирать наиболее эффективные способы решения учебных задач (с помощью взрослых);

- умение соотносить свои действия с планируемыми результатами;

- умение оценивать правильность выполнения учебной задачи;

- умение определять понятия, создавать обобщения, строить логическое рассуждение, умозаключение и делать выводы;

- смысловое чтение;

- умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе;

- умение использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации, для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; владение устной и письменной речью;

- формирование компетентности в области использования ИКТ

- определять тему и основную мысль произведения;

- определять родо-жанровую специфику художественного произведения

- владеть различными видами пересказа

- выявлять и осмыслять формы авторской оценки героев, событий, характер авторских взаимоотношений с «читателем» как адресатом произведения;

- характеризовать героев-персонажей, давать их сравнительные характеристики

- выразительно читать с листа и наизусть произведения/фрагменты

произведений художественной литературы;

- находить основные изобразительно-выразительные средства, характерные для творческой манеры писателя, определять их художественные функции;

- представлять развернутый устный или письменный ответ на поставленные вопросы;

- собирать материал и обрабатывать информацию, необходимую для составления плана, конспекта, доклада, написания сочинения, литературно-творческой работы, создания проекта на заранее объявленную или самостоятельно/под руководством учителя выбранную литературную тему;

- выражать личное отношение к художественному произведению, аргументировать свою точку зрения;

- пользоваться основными теоретико-литературными терминами и понятиями как инструментом анализа и интерпретации художественного текста;

- ориентироваться в информационном образовательном пространстве: работать с энциклопедиями, словарями, справочниками, специальной литературой;

- пользоваться каталогами библиотек, библиографическими указателями, системой поиска в Интернете

6 класс

- умение определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя задачи в учёбе (с помощью взрослых);

- умение осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных задач;

- умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата;

- умение оценивать правильность выполнения учебной задачи;

- владение основами самоконтроля, самооценки;

- умение определять понятия, создавать обобщения, классифицировать, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение и делать выводы;

- умение применять модели и схемы для решения учебных задач;

- смысловое чтение;

- умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе, аргументировать и отстаивать своё мнение;

- умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации, для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; владение устной и письменной речью; монологической контекстной речью;

- формирование и развитие компетентности в области использования ИКТ

- выразительно читать с листа и наизусть произведения/фрагменты

произведений художественной литературы, передавая личное отношение к произведению;

находить основные изобразительно-выразительные средства, характерные для творческой манеры писателя, определять их художественные функции

- определять тему и основную мысль произведения;

- владеть различными видами пересказа,

- пересказывать сюжет; выявлять особенности композиции, основной конфликт, вычленять фабулу;

- определять родо-жанровую специфику художественного произведения

- выявлять и осмыслять формы авторской оценки героев, событий, характер авторских взаимоотношений с «читателем» как адресатом произведения;

- выделять в произведениях элементы художественной формы и обнаруживать связи между ними

- характеризовать героев-персонажей, давать их сравнительные характеристики;

- оценивать систему персонажей;

- представлять развернутый устный или письменный ответ на поставленные вопросы;

- собирать материал и обрабатывать информацию, необходимую для составления плана, тезисного плана, конспекта, доклада, написания аннотации, сочинения, эссе, литературно-творческой работы, создания проекта на заранее объявленную или самостоятельно/под руководством учителя выбранную литературную или публицистическую тему, для организации дискуссии;

- выражать личное отношение к художественному произведению, аргументировать свою точку зрения;

- пользоваться основными теоретико-литературными терминами и понятиями как инструментом анализа и интерпретации художественного текста;

- ориентироваться в информационном образовательном пространстве: работать с энциклопедиями, словарями, справочниками, специальной литературой;

- пользоваться каталогами библиотек, библиографическими указателями, системой поиска в Интернете

7 класс

- умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить для себя новые задачи в учёбе;

- умение самостоятельно планировать пути достижения целей, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;

- умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата;

- умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения;

- владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений в учебной и познавательной деятельности;

- умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;

- умение применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;

- смысловое чтение;

- умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты; аргументировать и отстаивать своё мнение;

- умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации, для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; владение устной и письменной речью; монологической контекстной речью;

- формирование и развитие компетентности в области использования ИКТ

- выразительно читать с листа и наизусть произведения/фрагменты

произведений художественной литературы, передавая личное отношение к произведению;

находить основные изобразительно-выразительные средства, характерные для творческой манеры писателя, определять их художественные функции;

-пересказывать сюжет; выявлять особенности композиции, основной конфликт, вычленять фабулу;

- оценивать систему персонажей;

- выявлять особенности языка и стиля писателя

- выявлять и осмыслять формы авторской оценки героев, событий, характер авторских взаимоотношений с «читателем» как адресатом произведения;

- определять родо-жанровую специфику художественного произведения

- выделять в произведениях элементы художественной формы и обнаруживать связи между ними

- объяснять свое понимание нравственно-философской, социально-исторической и эстетической проблематики произведений;

- вести учебные дискуссии

- представлять развернутый устный или письменный ответ на поставленные вопросы;

- собирать материал и обрабатывать информацию, необходимую для составления плана, тезисного плана, конспекта, доклада, написания аннотации, сочинения, эссе, литературно-творческой работы, создания проекта на заранее объявленную или самостоятельно/под руководством учителя выбранную литературную или публицистическую тему, для организации дискуссии;

- выражать личное отношение к художественному произведению, аргументировать свою точку зрения;

- пользоваться основными теоретико-литературными терминами и понятиями как инструментом анализа и интерпретации художественного текста;

- ориентироваться в информационном образовательном пространстве: работать с энциклопедиями, словарями, справочниками, специальной литературой;

- пользоваться каталогами библиотек, библиографическими указателями, системой поиска в Интернете

8 класс

- умение самостоятельно определять цели своего обучения; развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;

- умение самостоятельно планировать пути достижения целей;

- умение осуществлять контроль своей деятельности; определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;

- умение оценивать правильность выполнения учебной задачи;

- владение основами самоконтроля, самооценки;

- умение определять понятия, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;

- умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных задач;

- смысловое чтение;

- умение организовывать учебное сотрудничество; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;

- умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации, для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью; монологической контекстной речью;

- развитие компетентности в области использования ИКТ

- выразительно читать с листа и наизусть произведения/фрагменты

произведений художественной литературы, передавая личное отношение к произведению;

- выявлять особенности языка и стиля писателя;

- выявлять и осмыслять формы авторской оценки героев, событий, характер авторских взаимоотношений с «читателем» как адресатом произведения;

- определять родо-жанровую специфику художественного произведения

- объяснять свое понимание нравственно-философской, социально-исторической и эстетической проблематики произведений;

- вести учебные дискуссии;

- анализировать литературные произведения разных жанров

- представлять развернутый устный или письменный ответ на поставленные вопросы;

- собирать материал и обрабатывать информацию, необходимую для составления плана, тезисного плана, конспекта, доклада, написания аннотации, сочинения, эссе, литературно-творческой работы, создания проекта на заранее объявленную или самостоятельно/под руководством учителя выбранную литературную или публицистическую тему, для организации дискуссии;

- выражать личное отношение к художественному произведению, аргументировать свою точку зрения;

- пользоваться основными теоретико-литературными терминами и понятиями как инструментом анализа и интерпретации художественного текста;

- ориентироваться в информационном образовательном пространстве: работать с энциклопедиями, словарями, справочниками, специальной литературой;

- пользоваться каталогами библиотек, библиографическими указателями, системой поиска в Интернете

9 класс

• умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;

• умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;

• умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;

• умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения;

• владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;

• умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;

• умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;

• смысловое чтение;

• умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;

• умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации, для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью; монологической контекстной речью;

• формирование и развитие компетентности в области использования ИКТ

- определять родо-жанровую специфику художественного произведения

- выявлять особенности языка и стиля писателя;

- выразительно читать с листа и наизусть произведения/фрагменты

произведений художественной литературы, передавая личное отношение к произведению;

- объяснять свое понимание нравственно-философской, социально-исторической и эстетической проблематики произведений;

- вести учебные дискуссии;

- анализировать литературные произведения разных жанров;

- представлять развернутый устный или письменный ответ на поставленные вопросы;

- собирать материал и обрабатывать информацию, необходимую для составления плана, тезисного плана, конспекта, доклада, написания аннотации, сочинения, эссе, литературно-творческой работы, создания проекта на заранее объявленную или самостоятельно/под руководством учителя выбранную литературную или публицистическую тему, для организации дискуссии;

- выражать личное отношение к художественному произведению, аргументировать свою точку зрения;

- пользоваться основными теоретико-литературными терминами и понятиями как инструментом анализа и интерпретации художественного текста;

- ориентироваться в информационном образовательном пространстве: работать с энциклопедиями, словарями, справочниками, специальной литературой;

- пользоваться каталогами библиотек, библиографическими указателями, системой поиска в Интернете


При оценке предметных результатов обучения литературе следует учитывать несколько основных уровней сформированности читательской культуры.

I уровень определяется наивно-реалистическим восприятием литературно-художественного произведения как истории из реальной жизни (сферы так называемой «первичной действительности»). Понимание текста на этом уровне осуществляется на основе буквальной «распаковки» смыслов; к художественному миру произведения читатель подходит с житейских позиций. Такое эмоциональное непосредственное восприятие, создает основу для формирования осмысленного и глубокого чтения, но с точки зрения эстетической еще не является достаточным. Оно характеризуется способностями читателя воспроизводить содержание литературного произведения, отвечая на тестовые вопросы (устно, письменно) типа «Что? Кто? Где? Когда? Какой?», кратко выражать/определять свое эмоциональное отношение к событиям и героям – качества последних только называются/перечисляются; способность к обобщениям проявляется слабо.

К основным видам деятельности, позволяющим диагностировать возможности читателей I уровня, относятся акцентно-смысловое чтение; воспроизведение элементов содержания произведения в устной и письменной форме (изложение, действие по действия по заданному алгоритму с инструкцией); формулировка вопросов; составление системы вопросов и ответы на них (устные, письменные).

Условно им соответствуют следующие типы диагностических заданий:

  • выразительно прочтите следующий фрагмент;

  • определите, какие события в произведении являются центральными;

  • определите, где и когда происходят описываемые события;

  • опишите, каким вам представляется герой произведения, прокомментируйте слова героя;

  • выделите в тексте наиболее непонятные (загадочные, удивительные и т. п.) для вас места;

  • ответьте на поставленный учителем/автором учебника вопрос;

  • определите, выделите, найдите, перечислите признаки, черты, повторяющиеся детали

II уровень сформированности читательской культуры характеризуется тем, что обучающийся понимает обусловленность особенностей художественного произведения авторской волей, однако умение находить способы проявления авторской позиции у него пока отсутствуют

У читателей этого уровня формируется стремление размышлять над прочитанным, появляется умение выделять в произведении значимые в смысловом и эстетическом плане отдельные элементы художественного произведения, а также возникает стремление находить и объяснять связи между ними. Читатель этого уровня пытается аргументированно отвечать на вопрос «Как устроен текст?»,умеет выделять крупные единицы произведения, пытается определять связи между ними для доказательства верности понимания темы, проблемы и идеи художественного текста.

  • К основным видам деятельности, позволяющим диагностировать возможности читателей, достигших II уровня, можно отнести устное и письменное выполнение аналитических процедур с использованием теоретических понятий (нахождение элементов текста; наблюдение, описание, сопоставление и сравнение выделенных единиц; объяснение функций каждого из элементов; установление связи между ними; создание комментария на основе сплошного и хронологически последовательного анализа – пофразового (при анализе стихотворений и небольших прозаических произведений – рассказов, новелл) или поэпизодного; проведение целостного и межтекстового анализа).

  • Условно им соответствуют следующие типы диагностических заданий:

  • выделите, определите, найдите, перечислите признаки, черты, повторяющиеся детали;

  • покажите, какие особенности художественного текста проявляют позицию его автора;

  • покажите, как в художественном мире произведения проявляются черты реального мира (как внешней для человека реальности, так и внутреннего мира человека);

  • проанализируйте фрагменты, эпизоды текста (по предложенному алгоритму и без него);

  • сопоставьте, сравните, найдите сходства и различия (как в одном тексте, так и между разными произведениями);

  • определите жанр произведения, охарактеризуйте его особенности;

  • дайте свое рабочее определение следующему теоретико-литературному понятию.

Понимание текста на этом уровне читательской культуры осуществляется поверхностно; ученик знает формулировки теоретических понятий и может пользоваться ими при анализе произведения (например, может находить в тексте тропы, элементы композиции, признаки жанра), но не умеет пока делать «мостик» от этой информации к тематике, проблематике и авторской позиции.

III уровень определяется умением воспринимать произведение как художественное целое, концептуально осмыслять его в этой целостности, видеть воплощенный в нем авторский замысел. Читатель, достигший этого уровня, сумеет интерпретировать художественный смысл произведения, то есть отвечать на вопросы: «Почему (с какой целью?) произведение построено так, а не иначе? Какой художественный эффект дало именно такое построение, какой вывод на основе именно такого построения мы можем сделать о тематике, проблематике и авторской позиции в данном конкретном произведении?».

К основным видам деятельности, позволяющим диагностировать возможности читателей, достигших III уровня, можно отнести устное или письменное истолкование художественных функций особенностей поэтики произведения, рассматриваемого в его целостности, а также истолкование смысла произведения как художественного целого; создание эссе, научно-исследовательских заметок (статьи), доклада на конференцию, рецензии, сценария и т.п.

  • Условно им соответствуют следующие типы диагностических заданий:

  • выделите, определите, найдите, перечислите признаки, черты, повторяющиеся детали

  • определите художественную функцию той или иной детали, приема и т. п.;

  • определите позицию автора и способы ее выражения;

  • проинтерпретируйте выбранный фрагмент произведения;

  • объясните (устно, письменно) смысл названия произведения;

  • озаглавьте предложенный текст (в случае если у литературного произведения нет заглавия);

  • напишите сочинение-интерпретацию;

  • напишите рецензию на произведение, не изучавшееся на уроках литературы..

Разумеется, ни один из перечисленных уровней читательской культуры не реализуется в чистом виде, тем не менее, условно можно считать, что читательское развитие школьников, обучающихся в 56 классах, соответствует первому уровню; в процессе литературного образования учеников 78 классов формируется второй ее уровень; читательская культура учеников 9 класса характеризуется появлением элементов третьего уровня.





Содержание учебного предмета «Литература»

Рабочая программа учебного курса «Литература» строится на произведениях из трех списков: А, В и С (см. таблицу ниже).

Список А представляет собой перечень «ключевых» произведения литературы, предназначенные для обязательного изучения.

Список В представляет собой перечень авторов, изучение которых обязательно в школе. Перечень произведений предопределен традицией изучения в школе. Минимальное количество произведений, обязательных для изучения, соблюдено в соответствии с рекомендациями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования.

Список С представляет собой перечень литературных явлений, выделенных по определенному принципу (тематическому, хронологическому, жанровому и т.п.). Изучение конкретного автора и произведения, на материале которого изучается данное литературное явление, предопределено традицией изучения в школе. Минимальное количество произведений соблюдено в соответствии с рекомендациями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования. Этот жанрово-тематический список строится вокруг важных смысловых точек литературного процесса, знакомство с которыми для учеников в школе обязательно.

При формировании списков учитывалась эстетическая значимость произведения, соответствие его возрастным и психологическим особенностям школьников, а также сложившиеся в школьной практике традиции обучения литературе. В таблице представлены списки в кратком виде, чтобы легче было увидеть принцип; более детализированные списки представлены после таблицы.


А

В

С

РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА

Древнерусская литература:

«Слово о полку Игореве»

(к. XII в.) (9 кл.)

Древнерусская литература:

2 произведения

«Поучение» Владимира Мономаха, «Повесть о Петре и Февронии Муромских» (7 кл.)

Русский фольклор

Пословицы и поговорки (5 кл.)

Детский фольклор (малые жанры) (5 кл.)

Сказки (5 кл.)

Обрядовый фольклор (6 кл.)

Предания (7 кл.)

Былина «Вольга и Микула Селянинович» (7 кл.)

Русская литература XVIII века

Д.И. Фонвизин

«Недоросль» (1778 – 1782)

(8 кл.)

М.В. Ломоносов

1 стихотворение

«Ода на день восшествия на Всероссийский престол Ея Величества Государыни Императрицы Елисаветы Петровны 1747 года» (9 кл.)


Н.М. Карамзин

«Бедная Лиза» (1792)

(9 кл.)

Г.Р.Державин

2 стихотворения:

«Памятник» (1795, «Властителям и судиям» (9 кл.)


Русская литература XIX века


И.А. Крылов

3 басни:

«Свинья под дубом» (5 кл.)

«Квартет» (1811), «Осел и Соловей» (1811)(6 кл.)


А.С. Грибоедов

«Горе от ума» (1821 – 1824)

(9 кл.)


В.А.Жуковский

1 баллада

«Светлана» (1812) (9 кл.)

1 элегия

«Море» (1822) (9 кл.)


А.С. Пушкин

«Евгений Онегин» (1823 —1831)(9 кл.),

«Дубровский» (1832 — 1833) (6 кл),

«Капитанская дочка» (1832 —1836) (8 кл.).

Стихотворения:

«Зимний вечер» (1825), «Зимнее утро» (1829) (6 кл)

«Песнь о вещем Олеге» (1822) (7 кл.)

«К***» («Я помню чудное мгновенье…») (1825) (8 кл.)

«К Чаадаеву» («Любви, надежды, тихой славы…») (1818), «Пророк» (1826), «Во глубине сибирских руд…» (1827), «Я вас любил: любовь еще, быть может…» (1829) «Я памятник себе воздвиг нерукотворный…» (1836)

(9 кл.)

А.С. Пушкин

10 стихотворений различной тематики, представляющих разные периоды творчества:

«Няне» (1826), (5 кл.)

«Узник» ( ), «И.И. Пущину» (1826), «Зимняя дорога» (1826) (6 кл.)

«19 октября» («Роняет лес багряный свой убор…») (1825), «Туча» (1835) (8 кл.)

«Анчар» (1828), «На холмах Грузии лежит ночная мгла…» (1829), «Поэту» (1830), «Бесы» (1830) (9 кл.)


«Маленькие трагедии» (1830): «Моцарт и Сальери» (9 кл.)

«Повести Белкина» (1830): «Станционный смотритель», «Метель» (7 кл.)

1 поэма

«Медный всадник» (1833) (7 кл.)

1 сказка

«Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях» (5 кл.)

Поэзия пушкинской эпохи


Е.А.Баратынский

2 стихотворения по выбору

( 6 кл.)


М.Ю.Лермонтов «Герой нашего времени» (1838 — 1840). (9 кл.)

Стихотворения:

«Бородино» (1837) (5 кл)

«Тучи» (1840), «Утес» (1841) (6 кл.)

«Парус» (1832), «Смерть Поэта» (1837), «Узник» (1837), «Выхожу один я на дорогу...» (1841) (9 кл)

М.Ю. Лермонтов

10 стихотворений

«Три пальмы» (1838), «Листок» (1841) (6 кл.)

«Молитва» («В минуту жизни трудную…») (1839), «Когда волнуется желтеющая нива…» (1840) (7 кл.)

«Ангел» (1831), «Дума» (1838, «И скучно и грустно» (1840), «Нет, не тебя так пылко я люблю…» (1841), «Родина» (1841), «Пророк» (1841) (9 кл.)

2 поэмы

«Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова» (1837) (7 кл.)

«Мцыри» (1839) (8 кл.)

Литературные сказки XIXXX века

1 сказка

А.Погорельский «Чёрная курица, или Подземные жители» (5 кл.)


Н.В.Гоголь

«Ревизор» (1835) (8 кл.),

«Мертвые души» (1835 – 1841) (9 кл)


Н.В.Гоголь

5 повестей из разных циклов

Ночь перед Рождеством» (1830 – 1831) (5 кл.)

«Тарас Бульба» (1835) (7 кл.)

«Повесть о том, как поссорился Иван Иванович с Иваном Никифоровичем» (1834), «Старосветские помещики» (1835), «Шинель» (1839) (8 кл.)


Ф.И. Тютчев – Стихотворения:

«Весенняя гроза» («Люблю грозу в начале мая…») (1828, нач. 1850-х) (5 кл)

«Silentium!» (Молчи, скрывайся и таи…) (1829, нач. 1830-х), «Умом Россию не понять…» (1866) (8 кл.)

Ф.И. Тютчев

4 стихотворения

«Зима недаром злится» ( ), «Весенние воды» ( )(5 кл.)

«Неохотно и несмело» ( ), «С поляны коршун поднялся»

( ) (6 кл.)


Поэзия второй половины

XIX века

А.К.Толстой, Я.П.Полонский

2 стихотворения по выбору

(6 кл.)



А.А. Фет

Стихотворения: «Шепот, робкое дыханье…» (1850), «Как беден наш язык! Хочу и не могу…» (1887).

(8 кл.)


А.А. Фет

4 стихотворения

«Чудная картина» (5 кл.)

«Ель рукавом мне тропинку завесила», «Учись у них – у дуба, у березы…» (1883) (6 кл.)

«Первый ландыш» (8 кл.)


Н.А.Некрасов

Стихотворения:«Крестьянские дети» (1861) (5 кл)

«Вчерашний день, часу в шестом…» (1848), «Несжатая полоса» (1854).

(7 кл.)

Н.А.Некрасов

2 стихотворения

«Железная дорога» (6 кл.)

«Размышления у парадного подъезда» (1858) (7 кл.)



И.С.Тургенев

1 рассказ «Бирюк» (7 кл.)

1 повесть «Муму» (1852) (5 кл.)

1 стихотворение в прозе «Русский язык» (1882) (7 кл.)



Н.С.Лесков

1 повесть «Левша» (1881) (6 кл.)



М.Е. Салтыков-Щедрин

2 сказки «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил» (1869) (7 кл.) «Премудрый пискарь» (1883)(8 кл.)



Л.Н.Толстой

1 повесть

«Детство» (1852) (7 кл.)

1 рассказ

«После бала» (1903)(8 кл.)



А.П.Чехов

3 рассказа

«Толстый и тонкий» (1883) (6 кл.) «Хамелеон» (1884) (7 кл.)

«Лошадиная фамилия» (1885) (7 кл.)


Русская литература XX века


А.А.Блок

2 стихотворения

«Россия» ( ) (8 кл.)

«О, я хочу безумно жить» ( )

(9 кл.)



А.А.Ахматова

1 стихотворение

«Не с теми я, кто бросил землю» (19 ) (9 кл.)



Н.С.Гумилев

1 стихотворение

«Капитаны» (1912) (9 кл.)



М.И.Цветаева

1 стихотворение

«Мне нравится, что вы больны не мной…» (1915)(9 кл.)



О.Э.Мандельштам

1 стихотворение

«Звук осторожный и глухой…» (1908) (9 кл.)



В.В.Маяковский

1 стихотворение

«Хорошее отношение к лошадям» (1918) (7 кл.)



С.А.Есенин

1 стихотворение

«Низкий дом с голубыми ставнями»

(5 кл.)



М.А.Булгаков

1 повесть

«Собачье сердце» (1925) (8 кл.)



А.П.Платонов

1 рассказ

«Юшка» (7 кл.)




М.М.Зощенко

2 рассказа

«Баня» (1924)(6 кл.)

«Беда» (7 кл.)



А.Т. Твардовский

1 стихотворение

«Снега потемнеют синие» (7 кл.)

«Василий Теркин» («Книга про бойца») (1942-1945) – главы по выбору(8 кл.)



А.И. Солженицын

1 рассказ

«Матренин двор» (1959) (9 кл.)



В.М.Шукшин

1 рассказ

«Чудик» (1967) (7 кл.)

Проза конца XIX – начала XX веков

2-3 рассказа или повести

А.И.Куприн

«Чудесный доктор» (6 кл.)

А.С. Грин «Алые паруса»

(6 кл.)

Л.Н.Андреев «Кусака» (7 кл.)



Поэзия конца XIX – начала XX веков

2-3 стихотворения

И.А.Бунин «Родник» (7 кл.)

А.К.Толстой «Край ты мой, родимый край» (7 кл.)




Поэзия 20-50-х годов ХХ века

3-4 стихотворения

Б.Л.Пастернак

«Во всем мне хочется дойти», «Красавица моя», «Перемена» (9 кл.)



Проза о Великой Отечественной войне

1-2 повести или рассказа

М.А.Шолохов «Судьба человека» (9 кл.)


Художественная проза о человеке и природе, их взаимоотношениях

1-2 произведения

К.Г.Паустовский «Тёплый хлеб», «Заячьи лапы».

(5 кл.)


Проза о детях

3-4 произведения

В.П.Астафьев «Васюткино озеро» (5 кл.)

В.Г.Распутин «Уроки французского» (6 кл.), Ф.А.Искандер «Тринадцатый подвиг Геракла» (6 кл.)



Поэзия 2-й половины ХХ века

4 стихотворения

Б.Ш.Окуджава, В.С.Высоцкий (8 кл.)


Проза русской эмиграции

1 произведение

И.С.Шмелев «Как я стал писателем» (8 кл.)


Проза и поэзия о подростках и для подростков последних десятилетий авторов-лауреатов премий и конкурсов («Книгуру», премия им. Владислава Крапивина, Премия Детгиза, «Лучшая детская книга издательства «РОСМЭН»

1 произведение (5-8 кл.)

Н.Назаркин, А.Гиваргизов, Ю.Кузнецова, Д.Сабитова, Е.Мурашова, М.Аромштам, А.Петрова, С.Седов, С.Востоков, Э.Веркин, М.Аромштам, Н.Евдокимова, Н.Абгарян, М.Петросян, А.Жвалевский и Е.Пастернак, Ая Эн, Д.Вильке

Литература народов России



1 произведение

Р.Гамзатов «Земля как будто стала шире»

(7 кл.)

Зарубежная литература


Гомер «Илиада» (фрагменты по выбору) (6 кл.)


Данте «Божественная комедия» (фрагменты по выбору) (9 кл.)


М. де Сервантес «Дон Кихот» (главы по выбору) (6 кл.)

Зарубежный фольклор

(2-3 произведения)

Японские хокку (7 кл.)



В.Шекспир «Ромео и Джульетта» (1594 – 1595)

(8 кл.)


1 сонет

130 «Ее глаза на звезды не похожи…» (пер. С. Маршака)

(8 кл.)






































А. де Сент-Экзюпери «Маленький принц» (1943)

(6 кл.)

Д.Дефо

«Робинзон Крузо» (главы по выбору)(5 кл.)



Дж. Свифт

«Путешествия Гулливера» (фрагменты по выбору) (6 кл.)

Ж-Б. Мольер

Комедии

«Мещанин во дворянстве» (1670.

(8 кл.)



И.-В. Гете «Фауст» (1774 – 1832) (фрагменты по выбору)

( 9 кл.)



Г.Х.Андерсен

Сказка «Снежная королева» ( ) (5 кл.)



Дж. Г. Байрон

1 стихотворение

«Душа моя мрачна. Скорей, певец, скорей!» (1814)(пер. М. Лермонтова) (9 кл.)

- фрагменты поэмы «Паломничество Чайльд Гарольда» (1809 – 1811) (пер. В. Левика)

(9 кл.)



Зарубежная сказочная и фантастическая проза

3 произведения

Б.Гримм

«Золушка», «Брат-Весельчак», «Великий портной»

(5 кл.)



Зарубежная новеллистикка

3 произведения

П.Мериме

«Моттео Фольконе» (6 кл.)

О.Генри Новелла «Последний листок» (7 кл.)

Э По «Золотой жук» (8 кл.)



Зарубежная романистика XIXХХ века

1 роман

В.Скотт «Айвенго» (8 кл.)



Зарубежная проза о детях и подростках

2 произведения

М.Твен

«Приключения Тома Сойера» (5 кл.)

«Приключения Гекльберри Финна» (6 кл.)



Зарубежная проза о животных и взаимоотношениях человека и природы

1 произведение

Р.Брэдбери «Каникулы»

(7 кл.)



Современные зарубежная проза

А. Тор, Д. Пеннак, У.Старк, К. ДиКамилло, М.Парр, Г.Шмидт, Д.Гроссман, С.Каста, Э.Файн, Е.Ельчин и др.

(1 произведение по выбору,

5-8 кл.)

Основные теоретико-литературные понятия
  • Художественная литература как искусство слова. Художественный образ.

  • Устное народное творчество. Жанры фольклора. Миф и фольклор.

  • Литературные роды (эпос, лирика, драма) и жанры (эпос, роман, повесть, рассказ, новелла, притча, басня; баллада, поэма; ода, послание, элегия; комедия, драма, трагедия).

  • Основные литературные направления: классицизм, сентиментализм, романтизм, реализм, модернизм.

  • Форма и содержание литературного произведения: тема, проблематика, идея; автор-повествователь, герой-рассказчик, точка зрения, адресат, читатель; герой, персонаж, действующее лицо, лирический герой, система образов персонажей; сюжет, фабула, композиция, конфликт, стадии развития действия: экспозиция, завязка, развитие действия, кульминация, развязка; художественная деталь, портрет, пейзаж, интерьер; диалог, монолог, авторское отступление, лирическое отступление; эпиграф.

  • Язык художественного произведения. Изобразительно-выразительные средства в художественном произведении: эпитет, метафора, сравнение, антитеза, оксюморон. Гипербола, литота. Аллегория. Ирония, юмор, сатира. Анафора. Звукопись, аллитерация, ассонанс.

  • Стих и проза. Основы стихосложения: стихотворный метр и размер, ритм, рифма, строфа.





Учебно-тематический план



Количество часов

№ п/п

Наименование разделов программы

5 класс

6 класс

7 класс

8 класс

9 класс

1.

Введение

1

1

1

1

1

2.

Русский фольклор

21

3

5

-

-

3.

Древнерусская литература.

-

-

2

-

3

4.

Русская литература XVIII века.

-

-

-

4

8

5.

Русская литература XIX века.

46

52

29

36

53

6.

Русская литература XX века.

14

31

22

20

29

7.

Литература народов России.

-

-

1

-

-

8.

Зарубежная литература.

20

12

6

5

6


Всего

102

102

68

68

102











5 класс

Наименование разделов программы

Количество часов

Из них на выполнение

следующих видов работ:

Контрольных работ

Уроков развития речи

Работа над проектом

Введение

1

-

-

-

Русский фольклор

21

1 (2 ч)

2 ч

3 ч

Древнерусская литература.

-

-

-

-

Русская литература XVIII века.

-

-

-

-

Русская литература XIX века.

46

2 (4 ч)

11 ч

4 ч

Русская литература XX века.

14

-

3 ч

2 ч

Зарубежная литература.

20

1 (2 ч)

3 ч

-

Всего

102

4 (8 ч)

19 ч

9 ч





6 класс

Наименование разделов программы

Количество часов

Из них на выполнение

следующих видов работ:

Контрольных работ

Уроков развития речи

Введение

1



Русский фольклор

3



Древнерусская литература.

-



Русская литература XVIII века.

-



Русская литература XIX века.

52



Русская литература XX века.

31



Литература народов России.

-



Зарубежная литература.

12



Всего

102







7 класс

Наименование разделов программы

Количество часов

Из них на выполнение

следующих видов работ:

Контрольных работ

Уроков развития речи

Введение

1



Русский фольклор

5



Древнерусская литература.

2



Русская литература XVIII века.

-



Русская литература XIX века.

29



Русская литература XX века.

22



Литература народов России.

1



Зарубежная литература.

6



Всего

68







8 класс

Наименование разделов программы

Количество часов

Из них на выполнение

следующих видов работ:

Контрольных работ

Уроков развития речи

Введение

1



Русский фольклор

-



Древнерусская литература.

-



Русская литература XVIII века.

4



Русская литература XIX века.

36



Русская литература XX века.

20



Литература народов России.

-



Зарубежная литература.

5



Всего

68







9 класс

Наименование разделов программы

Количество часов

Из них на выполнение

следующих видов работ:

Контрольных работ

Уроков развития речи

Введение

1



Русский фольклор

-



Древнерусская литература.

3



Русская литература XVIII века.

8



Русская литература XIX века.

53



Русская литература XX века.

29



Литература народов России.

-



Зарубежная литература.

6



Всего

102






Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение образовательной деятельности


ДЛЯ УЧИТЕЛЯ

1. Аристова М. А. Анализ произведений русской литературы, 9 класс.- Экзамен, 2011.

2. Золотарева И.В., Егорова Н.В. Универсальные поурочные разработки по литературе 5 класс. – М.: ВАКО, 2011. – 416 с. – (В помощь школьному учителю).

3. Званская Е.В., Суханова О.В. Литература . 5 класс. Тематические тестовые задания для подготовки к ГИА. – Ярославль:Академия развития, 2011.

4. Золотарёва И.В., Егорова Н.В. Универсальные поурочные разработки по литературе 6 класс. – М.: ВАКО, 2011. – (В помощь школьному учителю).

5. Золотарёва И.В., Егорова Н.В. Универсальные поурочные разработки по литературе 7 класс. – М.: ВАКО, 2010. – (В помощь школьному учителю).

6. Золотарёва, Егорова Н.В. Универсальные поурочные разработки по литературе 8 класс. – М.: ВАКО, 2010. – (В помощь школьному учителю).

7. Коровина В.Я. и др. Читаем, думаем, спорим ...: Дидактический материал по литературе: 5 класс / В.Я. Коровина, В.П. Журавлев, В.И. Коровин. – 10-е изд. – М.: Просвещение, 2014.

8. Круглова Т.А. Литература: входные тесты за курс начальной школы: 5 класс. – М.:Экзамен, 2011.

9. Литература. Рабочие программы. Предметная линия учебников под редакцией В.Я. Коровиной. 5 - 9 классы. Пособие для учителей общеобразовательных организаций - 2-е изд. переработанное - М.: Просвещение, 2014.

10. Литература в таблицах и схемах / Марина Мещерякова. – 10 изд. – М.: Айрис-пресс, 2010. – (Домашний репетитор).

11. Миронова Н. А. Анализ произведений русской литературы, 7 класс.- Экзамен, 2011

12. Примерные программы по учебным предметам. Литература. 5-9 классы. – 2-е изд., дораб. – М.: Просвещение, 2011. – (Стандарты второго поколения).


ДЛЯ УЧАЩИХСЯ

1. Коровина В.Я. и др. Читаем, думаем, спорим ...: Дидактический материал по литературе: 5 класс / В.Я. Коровина, В.П. Журавлев, В.И. Коровин. – 10-е изд. – М.: Просвещение, 2014.

2. Коровина В. Я. Литература: 7 класс: Учебник: В 2 ч. Ч. 1. — 320 с.: ил. — Пер. Ч. 2. — 320 с.: ил. — Пер.

3. Коровина В. Я. Читаем, думаем, спорим… : 7 класс: Дидактические материалы по литературе. — М.: Просвещение, 2012.

4. Коровина В. Я. Читаем, думаем, спорим… : 8 класс: Дидактические материалы по литературе. — М.: Просвещение, 2012.

5. Коровина В. Я., Журавлев В. П, Коровин В. И., Збарский И. С. Литература: 9 класс: Учебник: В 2 ч. / Под ред. В. Я. Коровиной Ч. 1. — 369 с.: ил. — Пер. Ч. 2. — 369 с.: ил. — Пер.

6. Коровина В. Я., Журавлев В. П., Коровин В. И. Литература: 5 класс: Учебник: В 2 ч. Ч. 1. — 319 с.: ил. — Пер. Ч. 2. — 304 с.: ил. — Пер.

7. Коровина В. Я., Журавлев В. П., Коровин В. И. Литература: 8 класс: Учебник: В 2 ч. Ч. 1. — 398 с.: ил. — Пер. Ч. 2 — 398 с.: ил. — Пер.

8. Коровина В. Я., Збарский И. С., Коровин В. И. Читаем, думаем, спорим… : 9 класс: Дидактические материалы по литературе. — М.: Просвещение, 2011

9. Литература: 5 класс: Фонохрестоматия: Электронное учебное пособие на СDROM / Сост. В. Я. Коровина, В. П. Журавлев, В. И. Коровин. Фонохрестоматия

10. Литература: 6 класс: Фонохрестоматия: Электронное учебное пособие на СDROM / Cост. В. Я. Коровина, В. П. Журавлев, В. И. Коровин.

11. Литература: 7 класс: Фонохрестоматия: Электронное учебное пособие на СDROM / Сост. В. Я. Коровина, В. П. Журавлев, В. И. Коровин.

12. Литература: 8 класс: Фонохрестоматия на CDROM.

13. Литература: 9 класс: Фонохрестоматия: Электронное учебное пособие на СDROM / Сост. В. Я. Коровина, В. П. Журавлев, В. И. Коровин.

14. Литература: 9 класс: Хрестоматия художественных произведений / Сост. В. Я. Коровина, В. П. Журавлев, В. И. Коровин. — 448 с. — Пер.

15. Полухина В. П. Читаем, думаем, спорим... : 6 класс: Дидактические материалы по литературе. — М.: Просвещение, 2013.

16. Полухина В. П., Коровина В. Я., Журавлев В. П. и др. Литература: 6 класс: Учебник: В 2 ч. / Под ред. В. Я. Коровиной. Ч. 1. — 320 с.: ил. — Пер. Ч. 2. — 320 с.: ил. — Пер.


ШКОЛЬНЫЕ СЛОВАРИ

1. Словарь литературных терминов / Сост. И.В. Клюхина. – 2-е изд., перераб. – М.: ВАКО, 2011. – 96 с. – (Школьный словарик).

Интернет ресурсы:


http://www.klassika.ru/ Классика. Электронная библиотека классической литературы. Почти 3000 произведений 150 авторов. Биографии авторов, а также списки авторов по алфавиту и по хронологии.

http://litera.edu.ru/ Российский общеобразовательный портал. Электронная библиотека русской и зарубежной литературы. На сайте размещены произведения писателей, а также сведения об их жизни и истории создания произведений.

http://www.philolog.ru/ Филолог.ру. Сайт кафедры русской литературы Петрозаводского университета. Сайт предлагает научно подготовленные тексты русской классики, востребованной в университетском и школьном образовании.

http://www.pogovorka.com. – Пословицы и поговорки это коллекция пословиц и поговорок. Каждая поговорка озвучена и выложена в текстовом виде. Для самых популярных также добавлено толкование. Материалы сайта помогут разобраться в фольклорном народном наследии

http://pushkin.aha.ru/TEXT/map.htm Пушкинъ. Электронная версия журнала «Нива» за 1899 г, посвященного 100-летию со дня рождения А.С. Пушкина. В журнале рассказывается о жизни Пушкина, его значении для русской поэзии. Помимо этого имеются тексты некоторых произведений поэта и литографии.  

http://ruslit.ioso.ru/ Кабинет русского языка и литературы. Сайт содержит антологию русской поэзии первой четверти двадцатого века; тесты по русскому языку; поэтические загадки; страничку по истории русской письменности; методические разработки и другие полезные материалы.

http://testedu.ru/ Образовательные тесты. Проект, который представляет огромное количество тестов для начальной, основной и средней школы.   Все тесты интерактивные, учителю не надо проверять результаты, компьютер сделает это и выдаст процент правильно решенных заданий.
http://www.turgenev.org.ru/ Русский писатель И.С. Тургенев. Цель проекта "Русский писатель И.С. Тургенев" - собрать воедино информацию об Иване Сергеевиче Тургеневе, биографические сведения, информацию о его творчестве. В разделах сайта кроме текстовой информации размещено много фотографий и репродукций, в разделе "Библиотека" можно ознакомиться с произведениями Тургенева и со статьями и публикациями о писателе и его творчестве.

http://uchkopilka.ru/ Учительская копилка. Сайт предлагает материалы в помощь учителю-предметнику: методические разработки по предметам, контрольно-измерительные материалы. В разделах сайта - информация об организации внеклассной работы.

http://www.uchportal.ru.Учительский портал. Сайт содержит методические материалы по предметам, статьи, разработки уроков, мультимедийных презентаций.

http://writerstob.narod.ru/ Биографии великих русских писателей и поэтов. На сайте можно найти не только биографии писателей, но и различные материалы, связанные и не связанные с творчеством писателей и поэтов, также анализы стихотворений, стихи некоторых поэтов, основные темы их лирики, а также материалы по русскому классицизму, романтизму и сентиментализму.

Материально-техническая база:

1. Нетбук (3 ед.)

2. Проектор (1 ед.)

3. Колонки (6 ед.)

4. Портреты русских и зарубежных поэтов и писателей (32 ед.)

5. Раздаточный материал по темам курса (1600 ед.)


Экранно-звуковые пособия

1. Презентации к занятиям (в трёх кабинетах)




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!