СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа  по  учебному предмету «Литература» в 11-ом классе с учётом изменений в рабочей программе воспитания

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа  по  учебному предмету «Литература» в 11-ом классе составлена в соответствии с Федеральным   государственным  образовательным  стандартом  среднего  общего образования, основной образовательной программой среднего общего образования, учебным  планом   МБОУ Переснянской СШ, авторской программой курса «Литература» 10-11 классы. Базовый уровень.  авт.-сост. С. А. Зинин, В. А. Чалмаев. — М.: ООО «Русское слово — учебник», 2018. — 48 с. — (ФГОС. Инновационная школа) с учётом изменений в рабочей программе воспитания.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа  по  учебному предмету «Литература» в 11-ом классе с учётом изменений в рабочей программе воспитания»

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа по учебному предмету «Литература» в 11-ом классе составлена в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом среднего общего образования, основной образовательной программой среднего общего образования, учебным планом МБОУ Переснянской СШ, авторской программой курса «Литература» 10-11 классы. Базовый уровень. авт.-сост. С. А. Зинин, В. А. Чалмаев. — М.: ООО «Русское слово — учебник», 2018. — 48 с. — (ФГОС. Инновационная школа).

Программа рассчитана на 102 часа.

Содержание учебного курса «Литература»

РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА XX ВЕКА ВВЕДЕНИЕ. РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА XX ВЕКА

Сложность и самобытность русской литературы ХХ века, отражение в ней драматических коллизий отечественной истории. Единство и целостность гуманистических традиций русской культуры на фоне трагедии «расколотой лиры» (разделение на советскую и эмигрантскую литературу). «Русская точка зрения» как глубинная основа внутреннего развития классики ХХ века, рождения «людей-эпох», переживших своё время. Опорные понятия: историко-литературный процесс. Внутрипредметные связи: «вечные» темы русской классики. Межпредметные связи: отображение в литературе исторической эпохи.

РЕАЛИСТИЧЕСКИЕ ТРАДИЦИИ И МОДЕРНИСТСКИЕ ИСКАНИЯ В ЛИТЕРАТУРЕ НАЧАЛА XX ВЕКА

«Ностальгия по неизвестному» как отражение общего духовного климата в России на рубеже веков. Разноречивость тенденций в культуре «нового времени»: от апокалиптических ожиданий и пророчеств до радостного приятия грядущего. Реалистические традиции и модернистские искания в литературе и искусстве. Достижения русского реализма в творчестве Л. Н. Толстого и А. П. Чехова рубежа веков. Опорные понятия: реализм, модернизм, декаданс. Внутрипредметные связи: взаимодействие литературных направлений; творчество Л. Н. Толстого и А. П. Чехова на рубеже веков. Межпредметные связи: литература и искусство начала XX века.

И. А. БУНИН Стихотворения: «Сумерки», «Слово», «Седое небо надо мной…», «Христос воскрес! Опять с зарёю…» и др. по выбору. Рассказы: «Антоновские яблоки», «Господин из Сан-Франциско», «Лёгкое дыхание», «Чистый понедельник». Живописность, напевность, философская и психологическая насыщенность бунинской лирики. Органическая связь поэта с жизнью природы, точность и лаконизм детали. Бунинская поэтика «остывших» усадеб и лирических воспоминаний. Тема «закатной» цивилизации и образ «нового человека со старым сердцем». Мотивы ускользающей красоты, преодоления суетного в стихии вечности. Тема России, её духовных тайн и нерушимых ценностей. Опорные понятия: лирическая проза, приёмы словесной живописи. Внутрипредметные связи: признаки прозаического и поэтического текстов в языке бунинских рассказов; И. А. Бунин и М. Горький; Л. Н. Толстой о творчестве И. А. Бунина; влияние реализма И. С. Тургенева и А. П. Чехова на бунинскую прозу. Межпредметные связи: лирический пейзаж в прозе И. А. Бунина и в живописи М. В. Нестерова; романсы С. В. Рахманинова на стихи И. А. Бунина.

Для самостоятельного чтения: повести «Деревня», «Суходол», рассказы «Косцы», «Книга», «Чаша жизни».

М. ГОРЬКИЙ Рассказ «Старуха Изергиль» и др. по выбору. Пьеса «На дне». Воспевание красоты и духовной мощи свободного человека в горьковских рассказах-легендах. Необычность героя-рассказчика и персонажей легенд. Философско-этическая проблематика пьесы о людях «дна». Спор героев о правде и мечте как образно-тематический стержень пьесы. Принцип многоголосия в разрешении основного конфликта драмы. Сложность и неоднозначность авторской позиции. Опорные понятия: романтическая проза, принцип полилога и полифонии в драме, социально-философская драма, легендарно-романтический герой. Внутрипредметные связи: роль синтаксиса в пьесе «На дне»; традиции романтизма в раннем творчестве М. Горького; М. Горький и писатели объединения «Среды»; И. Ф. Анненский о драматургии М. Горького («Книги отражений»). Межпредметные связи: М. Горький и МХТ; сценические интерпретации пьесы «На дне».

Для самостоятельного чтения: рассказы «Проводник», «Бывшие люди», «Ледоход»; повесть «Фома Гордеев».

А. И. КУПРИН Рассказ «Гранатовый браслет». Повесть «Олеся». Нравственно-философский смысл истории о «невозможной» любви. Своеобразие «музыкальной» организации повествования. Роль детали в психологической обрисовке характеров и ситуаций. Опорные понятия: очерковая проза, символическая деталь. Внутрипредметные связи: толстовские мотивы в прозе А.И. Куприна. Межпредметные связи: роль обособленных определений в «Гранатовом браслете»; Л. ван Бетховен. Соната № 2 (ор. 2. № 2) Largo Appassionato (к рассказу «Гранатовый браслет»).

Для самостоятельного чтения: рассказы «Allez!», «Гамбринус», «Штабс-капитан Рыбников».

СЕРЕБРЯНЫЙ ВЕК РУССКОЙ ПОЭЗИИ Истоки, сущность и хронологические границы «русского культурного ренессанса». Художественные открытия поэтов «нового времени»: поиски новых форм, способов лирического самовыражения, утверждение особого статуса художника в обществе. Основные течения в русской поэзии начала ХХ века (символизм, акмеизм, футуризм). Опорные понятия: символизм, акмеизм, футуризм, двоемирие, мистическое содержание, символ. Внутрипредметные связи: поэзия русского модернизма и традиции XIX века. Межпредметные связи: поэзия начала XX века в контексте русского «культурного ренессанса».

СИМВОЛИЗМ И РУССКИЕ ПОЭТЫ-СИМВОЛИСТЫ Предсимволистские тенденции в русской поэзии (творчество С. Я. Надсона, К. М. Фофанова, К. К. Случевского и др.). Манифесты, поэтические самоопределения, творческие дебюты поэтов-символистов. Образный мир символизма, принципы символизации, приёмы художественной выразительности. Старшее поколение символистов (Д. С. Мережковский З. Н. Гиппиус, В. Я. Брюсов, К. Д. Бальмонт и др.) и младосимволисты (А. А. Блок, А. Белый, Вяч.И. Иванов и др.). Опорные понятия: программная лирика, образ-символ, звукообраз. Внутрипредметные связи: традиции романтизма в лирике поэтов-символистов; поэтические открытия А. А. Фета, их значение для русского символизма. Межпредметные связи: символизм в русской живописи (В. Э. Борисов-Мусатов, М. А. Врубель, К. С. Петров-Водкин и др.); символизм в музыке (А. Н. Скрябин).

ПОЭЗИЯ В. Я. БРЮСОВА И К. Д. БАЛЬМОНТА Серия книг «Русские символисты» под редакцией В.Я. Брюсова — дерзкий дебют символистов. Использование оксюморона как доминирующей стилистической фигуры. «Элементарные слова о символической поэзии» К. Д. Бальмонта. Опорные понятия: звукообраз, музыкальность стиха, оксюморон. Внутрипредметные связи: античный миф в символистской поэзии. Межпредметные связи: музыкальные образы в лирике К. Д. Бальмонта.

А. А. БЛОК Стихотворения: «Ночь, улица, фонарь, аптека…», «В ресторане», «Вхожу я в тёмные храмы…», «Незнакомка», «О доблестях, о подвигах, о славе…», «На железной дороге», «О, я хочу безумно жить…», «Россия», «Река раскинулась. Течёт, грустит лениво…» (из цикла «На поле Куликовом»), «Скифы» и др. по выбору. Поэма «Двенадцать». Романтический образ «влюблённой души» в «Стихах о Прекрасной Даме». Столкновение идеальных верований художника со «страшным миром» в процессе «вочеловечения» поэтического дара. Стихи поэта о России как трагическое предупреждение об эпохе «неслыханных перемен». Особенности образного языка Блока, роль символов в передаче авторского мироощущения. Образ «мирового пожара в крови» как отражение «музыки стихий» в поэме «Двенадцать». Фигуры апостолов новой жизни и различные трактовки числовой символики поэмы. Образ Христа и христианские мотивы в произведении. Споры по поводу финала «Двенадцати». Опорные понятия: лирический цикл, реминисценция. Внутрипредметные связи: фонетический состав блоковского стиха; черты философии и поэтики В. С. Соловьёва в лирике А. А. Блока; творческие связи А. А. Блока и А. Белого. Межпредметные связи: лирика А. А. Блока и живопись М. А. Врубеля; А. А. Блок и Ю. П. Анненков — первый иллюстратор поэмы «Двенадцать». Для самостоятельного чтения: стихотворения «Девушка пела в церковном хоре…», «Фабрика», «Русь», «Коршун», цикл «Кармен», поэма «Соловьиный сад».

«ПРЕОДОЛЕВШИЕ СИМВОЛИЗМ» Истоки и последствия кризиса символизма в 1910-е годы. Манифесты акмеизма и футуризма. Эгофутуризм (И. Северянин) и кубофутуризм (группа «будетлян»). Творчество В. Хлебникова и его «программное» значение для поэтов-кубофутуристов. Вклад Н. А. Клюева и «новокрестьянских поэтов» в образно-стилистическое богатство русской поэзии ХХ века. Взаимовлияние символизма и реализма. И. Ф. Анненский. Стихотворения: «Среди миров», «Старая шарманка», «Смычок и струны», «Старые эстонки» и др. по выбору. Поэзия И. Ф. Анненского как необходимое звено между символизмом и акмеизмом. Внутренний драматизм и исповедальность лирики И. Ф. Анненского. Жанр «трилистника» в художественной системе поэта. Глубина лирического самоанализа и чуткость к «шуму повседневности» в поэзии И. Ф. Анненского. Опорные понятия: акмеизм, футуризм, новокрестьянская поэзия. Внутрипредметные связи: индивидуальное творчество и «цеховые» отношения между поэтами. Межпредметные связи: поэзия и живопись кубофутуристов.

Н. С. ГУМИЛЁВ Стихотворения: «Слово», «Жираф», «Кенгуру», «Заблудившийся трамвай», «Шестое чувство» и др. по выбору. Герой-маска в ранней поэзии Н. С. Гумилёва. «Муза дальних странствий» как поэтическая эмблема гумилёвского неоромантизма. Экзотический колорит «лирического эпоса» Н. С. Гумилёва. Тема истории и судьбы, творчества и творца в поздней лирике поэта. Опорные понятия: неоромантизм в поэзии, лирический герой-маска. Внутрипредметные связи: аллитерированный стих в произведениях Н. С. Гумилёва; полемика Н. С. Гумилёва и А. А. Блока о сущности поэзии; пушкинские реминисценции в лирике Н. С. Гумилёва («Заблудившийся трамвай»). Межпредметные связи: лирика Н. С. Гумилёва и живопись П. Гогена; рисунки Н. С. Гумилёва. Для самостоятельного чтения: стихотворения «Я конквистадор в панцире железном…», «Восьмистишие», «Память», «Рабочий», рассказ «Скрипка Страдивариуса».

А. А. АХМАТОВА Стихотворения: «Песня последней встречи», «Мне ни к чему одические рати…», «Сжала руки под тёмной вуалью…», «Я научилась просто, мудро жить…», «Молитва», «Когда в тоске самоубийства…», «Высокомерьем дух твой помрачён…», «Мужество», «Родная земля» и др. по выбору. Поэма «Реквием». Психологическая глубина и яркость любовной лирики А. А. Ахматовой. Тема творчества и размышления о месте художника в «большой» истории. Раздумья о судьбах России в исповедальной лирике А. А. Ахматовой. Гражданский пафос стихотворений военного времени. Монументальность, трагическая мощь ахматовского «Реквиема». Единство «личной» темы и образа страдающего народа. Библейские мотивы и их идейно-образная функция в поэме. Тема исторической памяти и образ «бесслёзного» памятника в финале поэмы. Опорные понятия: лирическая исповедальность, микроцикл. Внутрипредметные связи: особенности поэтического синтаксиса А. А. Ахматовой; А. А. Ахматова и Н. С. Гумилёв; творческий диалог А. А. Ахматовой и М. И. Цветаевой; стихи А. А. Ахматовой об А. С. Пушкине. Межпредметные связи: образ А. А. Ахматовой в живописи (К. С. Петров-Водкин, Ю. П. Анненков, А. Модильяни, Н. И. Альтман и др.); «Реквием» А. А. Ахматовой

Для самостоятельного чтения: стихотворения «Заплакала осень, как вдова…», «Перед весной бывают дни такие…», «Не с теми я, кто бросил землю…», «Стихи о Петербурге», «Сероглазый король», «Приморский сонет»; «Поэма без героя».

М. И. ЦВЕТАЕВА Стихотворения: «Попытка ревности», «Моим стихам, написанным так рано…», «Кто создан из камня, кто создан из глины…», «Мне нравится, что Вы больны не мной…», «Молитва», «Тоска по родине! Давно…», «Куст», «Рассвет на рельсах», «Стихи к Блоку» («Имя твоё — птица в руке…») и др. по выбору. Уникальность поэтического голоса М. И. Цветаевой, её поэтического темперамента. Поэзия М. И. Цветаевой как лирический дневник эпохи. Исповедальность, внутренняя самоотдача, максимальное напряжение духовных сил как отличительные черты цветаевской лирики. Тема Родины, «собирание» России в произведениях разных лет. Поэт и мир в творческой концепции Цветаевой, образно-стилистическое своеобразие её поэзии. Опорные понятия: лирический пафос, кольцевой повтор, рефрен, дискретность (прерывистость) стиха. Внутрипредметные связи: особая «цветаевская» фонетика (звукоподражание, фонетическая вариативность слова, фонетическая трансформация); пушкинская тема в творчестве М. И. Цветаевой; посвящение поэтам-современникам в цветаевской лирике («Стихи к Блоку», «Стихи к Ахматовой», «Маяковскому» и др.). Межпредметные связи: поэзия и музыка в творческой судьбе М. И. Цветаевой (автобиографический очерк «Мать и музыка»). Для самостоятельного чтения: «Книги в красном переплёте», «Бабушке», «Семь холмов — как семь колоколов!..» (из цикла «Стихи о Москве»), «Поэма Горы», циклы «Пригвождена», «Стихи к Блоку», «Ученик».

«КОРОЛИ СМЕХА» ИЗ ЖУРНАЛА «САТИРИКОН» Развитие традиций отечественной сатиры в творчестве А. Т. Аверченко, Н. Тэффи, Саши Чёрного, Дон Аминадо. Темы и мотивы сатирической новеллистики А. Т. Аверченко дореволюционного и эмигрантского периода («Дюжина ножей в спину революции»). Мастерство писателя в выборе приёмов комического. Опорные понятия: сарказм, ирония, политическая сатира. Внутрипредметные связи: традиции русской сатиры в новеллистике А. Т. Аверченко. Межпредметные связи: тема современного искусства в рассказах А. Т. Аверченко.

ОКТЯБРЬСКАЯ РЕВОЛЮЦИЯ И ЛИТЕРАТУРНЫЙ ПРОЦЕСС 20-х ГОДОВ Октябрьская революция в восприятии художников различных направлений. Литература и публицистика послереволюционных лет как живой документ эпохи («Апокалипсис нашего времени» В. В. Розанова, «Окаянные дни» И. А. Бунина, «Несвоевременные мысли» М. Горького, «Молитва о России» И. Г. Эренбурга, «Плачи» А. М. Ремизова, «Голый год» Б. А. Пильняка и др.). Литературные группировки, возникшие после Октября 1917 года (Пролеткульт, «Кузница», ЛЕФ, конструктивизм, имажинизм, «Перевал», «Серапионовы братья» и др.). Возникновение «гнёзд рассеяния» эмигрантской части «расколотой лиры» (отъезд за границу И. А. Бунина, И. С. Шмелёва, А. М. Ремизова, Г. В. Иванова, Б. К. Зайцева, М. И. Цветаевой, А. Т. Аверченко и др.). Тема Родины и революции в произведениях писателей «новой волны» («Чапаев» Д. А. Фурманова, «Разгром» А. А. Фадеева, «Конармия» И. Э. Бабеля, «Донские рассказы» М. А. Шолохова, «Сорок первый» Б. А. Лавренёва и др.). Развитие жанра антиутопии в романах Е. И. Замятина «Мы» и А. П. Платонова «Чевенгур». Развенчание идеи «социального рая на земле», утверждение ценности человеческой «единицы». Юмористическая проза 20-х годов. Стилистическая яркость и сатирическая заострённость новеллистического сказа М. М. Зощенко (рассказы 1920-х годов). Сатира с философским подтекстом в романах И. Ильфа и Е. Петрова «Двенадцать стульев» и «Золотой телёнок». Опорные понятия: эмигрантская литература, антиутопия, орнаментальная проза, сказ, конструктивизм, ОБЭРИУ. Внутрипредметные связи: образ «нового мира» в творчестве писателей разных направлений. Межпредметные связи: исторический процесс и его художественное осмысление в 1920-е годы.

В. В. МАЯКОВСКИЙ Стихотворения: «А вы могли бы?», «Ночь», «Нате!», «Послушайте!», «Скрипка и немножко нервно», «О дряни», «Разговор с фининспектором о поэзии», «Лиличка!», «Юбилейное» и др. по выбору. Поэмы: «Облако в штанах», «Во весь голос» (вступление). Тема поэта и толпы в ранней лирике В. В. Маяковского. Город как «цивилизация одиночества» в лирике поэта. Тема «художник и революция», её образное воплощение в лирике поэта. Отражение «гримас» нового быта в сатирических произведениях. Специфика традиционной темы поэта и поэзии в лирике В. В. Маяковского. Новаторство поэта в области художественной формы. Бунтарский пафос поэмы «Облако в штанах»: четыре «долой!» как сюжетно-композиционная основа поэмы. Соединение любовной темы с социально-философской проблематикой эпохи. Поэма «Во весь голос» как попытка диалога с потомками, лирическая исповедь поэта-гражданина. Опорные понятия: образная гиперболизация, декламационный стих, поэтические неологизмы. Внутрипредметные связи: неологизмы в лирике В. В. Маяковского; библейские мотивы в поэзии В. В. Маяковского; цикл стихов М. И. Цветаевой, посвящённый В. В. Маяковскому; литературные пародии на лирику В. В. Маяковского (А. Г. Архангельский, М. Д. Вольпин и др.). Межпредметные связи: поэзия В. В. Маяковского и творчество художников-кубистов (К. С. Малевич, М. Ф. Ларионов, И. И. Машков и др.); В. В. Маяковский и театр. Для самостоятельного чтения: стихотворения «Ода революции», «Левый марш», «Приказ по армии искусств», «Письмо Татьяне Яковлевой», «Письмо товарищу Кострову из Парижа о сущности любви», «Хорошее отношение к лошадям», «Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче»; поэмы «Люблю», «Хорошо!»; пьесы «Клоп», «Баня».

С. А. ЕСЕНИН Стихотворения: «Выткался на озере алый свет зари…», «Песнь о собаке», «Гой ты, Русь, моя родная!..», «Не бродить, не мять в кустах багряных…», «Мы теперь уходим понемногу…», «Спит ковыль. Равнина дорогая…», «Чую радуницу Божью…», «В том краю, где жёлтая крапива…», «Письмо к женщине», «Собаке Качалова», «Шаганэ ты моя, Шаганэ…», «Не жалею, не зову, не плачу…», «Русь советская» и др. по выбору. Поэма «Анна Снегина». Природа родного края и образ Руси в лирике С. А. Есенина. Религиозные мотивы в ранней лирике поэта. Трагическое противостояние города и деревни в лирике 1920-х годов. Любовная тема в поэзии С. А. Есенина. Богатство поэтической речи, народно-песенное начало, философичность как основные черты есенинской поэтики. Соотношение лирического и эпического начал в поэме «Анна Снегина», её нравственно-философская проблематика. Мотив сбережения молодости и души как главная тема «позднего» С. А. Есенина. Опорные понятия: имажинизм как поэтическое течение, лиро-эпическая поэма. Внутрипредметные связи: эпитеты в лирике С. А. Есенина; С. А. Есенин и А. А. Блок; творческая полемика С. А. Есенина и В. В. Маяковского; пушкинские традиции в лирике С. А. Есенина. Межпредметные связи: С. А. Есенин в музыке (лирические циклы и романсы Г. В. Свиридова, З. И. Левиной, В. Н. Липатова, В. Ф. Веселова и др.). Для самостоятельного чтения: стихотворения «Письмо матери», «Инония», «Кобыльи корабли», «Цветы», «О красном вечере задумалась дорога…», «Запели тёсаные дроги…», «Русь», «Пушкину», «Я иду долиной. На затылке кепи…», «Низкий дом с голубыми ставнями…»; поэмы «Чёрный человек», «Страна Негодяев».

ЛИТЕРАТУРНЫЙ ПРОЦЕСС 30-х — НАЧАЛА 40-х годов Духовная атмосфера десятилетия и её отражение в литературе и искусстве. Сложное единство оптимизма и горечи, идеализма и страха, возвышения человека труда и бюрократизации власти. Рождение новой песенно-лирической ситуации. Героини стихотворений П. Н. Васильева и М. В. Исаковского (символический образ России — Родины). Лирика Б. П. Корнилова, Д. Б. Кедрина, М. А. Светлова, А. А. Жарова и др. Литература на стройке: произведения 1930-х годов о людях труда («Энергия» Ф. В. Гладкова, «Соть» Л. М. Леонова, «Гидроцентраль» М. С. Шагинян, «Время, вперёд!» В. П. Катаева, «Люди из захолустья» А. Г. Малышкина и др.). Драматургия: «Чужой ребёнок» В. В. Шкваркина, «Таня» А. Н. Арбузова.

Человеческий и творческий подвиг Н. А. Островского. Уникальность и полемическая заострённость образа Павла Корчагина в романе «Как закалялась сталь». Тема коллективизации в литературе. Трагическая судьба Н. А. Клюева и поэтов «крестьянской купницы». Поэма А. Т. Твардовского «Страна Муравия» и роман М. А. Шолохова «Поднятая целина». Первый съезд Союза писателей СССР и его общественно-историческое значение. Эмигрантская «ветвь» русской литературы в 1930-е годы. Ностальгический реализм И. А. Бунина, Б. К. Зайцева, И. С. Шмелёва. «Парижская нота» русской поэзии 1930-х годов. Лирика Г. В. Иванова, Б. Ю. Поплавского, Н. А. Оцупа, Д. М. Кнута, Л. Д. Червинской, Г. В. Адамовича и др. О. Э. Мандельштам. Стихотворения: «Заснула чернь. Зияет площадь аркой…», «На розвальнях, уложенных соломой…», «Эпиграмма», «За гремучую доблесть грядущих веков…» и др. Истоки поэтического творчества. Близость к акмеизму. Историческая тема в лирике О. Э. Мандельштама. Осмысление времени и противостояние «веку-волкодаву». Художественное мастерство поэта.

А. Н. Толстой. Роман «Пётр Первый». Основные этапы становления исторической личности, черты национального характера в образе Петра. Образы сподвижников царя и противников петровских преобразований. Проблемы народа и власти, личности и истории в художественной концепции автора. Жанровое, композиционное и стилистико-языковое своеобразие романа. Опорные понятия: песенно-лирическая ситуация, «парижская нота» русской поэзии, историко-биографическое повествование.

Внутрипредметные связи: образ «идеального» героя в литературе разных эпох, «петровская» тема в произведениях М. В. Ломоносова, А. С. Пушкина, А. К. Толстого, А. А. Блока. Межпредметные связи: песни на стихи М. В. Исаковского, М. А. Светлова, А. А. Жарова и др.; исторические источники романа «Пётр Первый» (труды Н. Г. Устрялова, С. М. Соловьёва и др.).

М. А. ШОЛОХОВ Роман-эпопея «Тихий Дон». Историческая широта и масштабность шолоховского эпоса. Картины жизни донского казачества в романе. Изображение революции и Гражданской войны как общенародной трагедии. Идея Дома и святости семейного очага в романе. Роль и значение женских образов в художественной системе романа. Сложность, противоречивость пути «казачьего Гамлета» Григория Мелехова, отражение в нём традиций народного правдоискательства. Художественно-стилистическое своеобразие «Тихого Дона». Исторически-конкретное и вневременное в проблематике шолоховского романа-эпопеи. Опорные понятия: хронотоп романа-эпопеи, гуманистическая концепция истории в литературе. Внутрипредметные связи: продолжение традиций толстовского эпоса в «Тихом Доне» («мысль народная» и «мысль семейная»); шолоховский эпос в контексте произведений о Гражданской войне (А. Фадеев, И. Бабель, М. Булгаков). Межпредметные связи: роль диалектизмов в шолоховском повествовании; исторические источники романа «Тихий Дон» (книги В. Ф. Владимировой, А. А. Френкеля, М. Н. Корчина и др.); «Тихий Дон» в иллюстрациях художников (С. Г. Корольков, О. Г. Верейский, Ю. П. Ребров) и киноверсиях (к/ф реж. И. К. Правова и О. И. Преображенской (1930), С. А. Герасимова (1958), С. В. Урсуляка (2015).

М. А. БУЛГАКОВ Романы: «Белая гвардия», «Мастер и Маргарита» — по выбору. Многослойность исторического пространства в «Белой гвардии». Проблема нравственного самоопределения личности в эпоху смуты. Дом Турбиных как островок любви и добра в бурном море Истории. Сатирическое изображение политических временщиков, приспособленцев, обывателей (гетман, Тальберг, Лисович).

Трагедия русской интеллигенции как основной пафос романа. «Мастер и Маргарита» как «роман-лабиринт» со сложной философской проблематикой. Взаимодействие трёх повествовательных пластов в образно-композиционной системе романа. Нравственно-философское звучание «ершалаимских» глав. Сатирическая «дьяволиада» М. А. Булгакова в романе. Неразрывность связи любви и творчества в проблематике «Мастера и Маргариты». Опорные понятия: карнавальный смех, сатира. Внутрипредметные связи: евангельские мотивы в прозе М. А. Булгакова; традиции мировой литературы в «Мастере и Маргарите» (И. В. Гёте, Э.Т.А. Гофман, Н. В. Гоголь). Межпредметные связи: роль глаголов-сказуемых в булгаковских произведениях; М. А. Булгаков и театр; сценические и киноинтерпретации произведений М. А. Булгакова; музыкальные реминисценции в булгаковской прозе. Для самостоятельного чтения: рассказ «Красная корона», повесть «Собачье сердце», пьесы «Бег», «Дни Турбиных».

Б. Л. ПАСТЕРНАК Стихотворения: «Февраль. Достать чернил и плакать!..», «Снег идёт», «В больнице», «Зимняя ночь», «Гамлет», «Во всём мне хочется дойти…», «Быть знаменитым некрасиво…», «Определение поэзии», «Гефсиманский сад» и др. по выбору. Единство человеческой души и стихии мира в лирике Б. Л. Пастернака. Неразрывность связи человека и природы, их взаимотворчество. Любовь и поэзия, жизнь и смерть в философской концепции Б. Л. Пастернака. Трагизм гамлетовского противостояния художника и эпохи в позднем творчестве поэта. Метафорическое богатство и образная яркость лирики Б. Л. Пастернака. Опорные понятия: метафорический ряд, лирико-религиозная проза. Внутрипредметные связи: роль и значение метафоры в контексте одного из произведений поэта; Б. Л. Пастернак и поэзия русского футуризма; евангельская и шекспировская темы в лирике поэта; Б. Л. Пастернак и В. В. Маяковский. Межпредметные связи: рисунки Л. О. Пастернака; музыкальные образы Ф. Шопена в лирике Б. Л. Пастернака. Для самостоятельного чтения: стихотворения «Никого не будет в доме…», «Про эти стихи», «Любить иных — тяжёлый крест…», «Сосны», «Иней», «Июль»; поэма «Девятьсот пятый год».

А. П. ПЛАТОНОВ Рассказы: «Возвращение», «Июльская гроза». Повести: «Сокровенный человек», «Котлован» — по выбору. Оригинальность, самобытность художественного мира А. П. Платонова. Тип платоновского героя — мечтателя, романтика, правдоискателя. «Детскость» стиля и языка писателя, тема детства в прозе А. П. Платонова. Соотношение «задумчивого» авторского героя с революционной доктриной «всеобщего счастья». Смысл трагического финала повести «Котлован», философская многозначность её названия. Роль «ключевых» слов-понятий в художественной системе писателя. Опорные понятия: литературная антиутопия, «ключевая» лексика. Внутрипредметные связи: жанр антиутопии в творчестве А. П. Платонова и Е. И. Замятина. Межпредметные связи: проза А. П. Платонова и живопись П. Н. Филонова. Для самостоятельного чтения: рассказы «Родина электричества», «Старый механик», «Фро», повесть «Джан».

ЛИТЕРАТУРА ПЕРИОДА ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ Отражение летописи военных лет в произведениях русских писателей. Публицистика времён войны (А. Н. Толстой, И. Г. Эренбург, Л. М. Леонов, О. Ф. Берггольц, В. С. Гроссман и др.). Лирика военных лет. Песенная поэзия В. И. Лебедева-Кумача, М. В. Исаковского, Л. И. Ошанина, Е. А. Долматовского, А. А. Суркова, А. И. Фатьянова, К. М. Симонова. «Моабитская тетрадь» Мусы Джалиля. Жанр поэмы в литературной летописи войны («Зоя» М. И. Алигер, «Сын» П. Г. Антокольского, «Двадцать восемь» М. А. Светлова и др.). Поэма А. Т. Твардовского «Василий Тёркин» как вершинное произведение времён войны. Прославление подвига народа и русского солдата в «Книге про бойца». Проза о войне. «Дни и ночи» К. М. Симонова, «Звезда» Э. Г. Казакевича, «Спутники» В. Ф. Пановой, «Молодая гвардия» А. А. Фадеева, «Повесть о настоящем человеке» Б. П. Полевого, «Судьба человека» М. А. Шолохова и др. Опорные понятия: военная публицистика, документальная проза. Внутрипредметные связи: «сквозные» темы прозы и поэзии военных лет. Межпредметные связи: песенная поэзия М. Исаковского, А. Суркова, А. Фатьянова и др.

А. Т. ТВАРДОВСКИЙ Стихотворения: «Вся суть в одном-единственном завете…», «Дробится рваный цоколь монумента…», «Я знаю, никакой моей вины…», «Памяти матери», «Я убит подо Ржевом», «В чём хочешь человечество вини…» и др. по выбору. Поэма «По праву памяти». Доверительность и теплота лирической интонации А. Т. Твардовского. Любовь к «правде сущей» как основной мотив «лирического эпоса» художника. Память войны, тема нравственных испытаний на дорогах истории в произведениях разных лет. Философская проблематика поздней лирики поэта. «По праву памяти» как поэма-исповедь, поэма-завещание. Тема прошлого, настоящего и будущего в свете исторической памяти, уроков пережитого. Гражданственность и нравственная высота позиции автора. Опорные понятия: лирико-патриотический пафос, лирический эпос. Внутрипредметные связи: И. А. Бунин о поэме «Василий Тёркин»; некрасовские традиции в лирике А. Т. Твардовского. Межпредметные связи: литературная деятельность А. Т. Твардовского в журнале «Новый мир»: документы, свидетельства, воспоминания. Для самостоятельного чтения: стихотворения «Жестокая память», «Как после мартовских метелей…», «Полночь в моё городское окно…»; поэмы «Дом у дороги», «За далью — даль».*Тематический урок мужества «Негасимый огонь памяти»

ЛИТЕРАТУРНЫЙ ПРОЦЕСС 50–80-х годов Осмысление Великой Победы 1945 года в 40–50-е годы ХХ века. Поэзия Ю. В. Друниной, М. А. Дудина, М. К. С. С. Орлова, А. П. Межирова. Повесть «В окопах Сталинграда» В. П. Некрасова. «Оттепель» 1953–1964 годов — рождение нового типа литературного движения. Новый характер взаимосвязей писателя и общества в произведениях В. Д. Дудинцева, В. Ф. Тендрякова, В. С. Розова, В. П. Аксёнова, А. И. Солженицына и др. Поэтическая «оттепель»: «громкая» (эстрадная) и «тихая» лирика. Своеобразие поэзии Е. А. Евтушенко, Р. И. Рождественского, А. А. Вознесенского, Б. А. Ахмадулиной, Н. М. Рубцова, Ю. П. Кузнецова и др. «Окопный реализм» писателей-фронтовиков 1960–1970-х годов. Проза Ю. В. Бондарева, К. Д. Воробьёва, А. А. Ананьева, В. Л. Кондратьева, Б. Л. Васильева, Е. И. Носова, В. П. Астафьева. «Деревенская проза» 1950–1980-х годов. Произведения С. П. Залыгина, Б. А. Можаева, В. А. Солоухина, Ю. П. Казакова, Ф. А. Абрамова, В. И. Белова и др. Повести В. Г. Распутина «Последний срок», «Прощание с Матёрой» и др. Нравственно-философская проблематика пьес А. В. Вампилова, прозы В. П. Астафьева, Ю. В. Трифонова, В. С. Маканина, Ю. О. Домбровского, В. Н. Крупина. Историческая романистика 1960–1980-х годов. Романы В. С. Пикуля, Д. М. Балашова, В. А. Чивилихина. «Лагерная» тема в произведениях В. Т. Шаламова, Е. С. Гинзбург, О. В. Волкова, А. В. Жигулина. Авторская песня как песенный монотеатр 1970–1980-х годов. Поэзия Ю. В. Визбора, А. А. Галича, Б. Ш. Окуджавы, В. С. Высоцкого, А. Н. Башлачёва. Опорные понятия: эстрадная поэзия, «тихая» лирика, «окопный реализм», авторская песня, «деревенская» и «городская» проза, «лагерная проза». Внутрипредметные связи: феномен «оттепели» в литературе разных эпох. Межпредметные связи: отражение периодов «оттепели» и «застоя» в искусстве.

В. М. ШУКШИН Рассказы: «Одни», «Чудик», «Миль пардон, мадам», «Срезал». Колоритность и яркость шукшинских героев-«чудиков». Народ и «публика» как два нравственно-общественных в прозе В. М. Шукшина. Сочетание внешней занимательности сюжета и глубины психологического анализа в рассказах писателя. Тема города и деревни, точность бытописания в шукшинской прозе. Опорные понятия: герой-«чудик», языковая пародийность. Внутрипредметные связи: творчество В. М. Шукшина и произведения «деревенской прозы» (В. Г. Распутин, В. И. Белов, Ф. А. Абрамов, Б. А. Можаев и др.). Межпредметные связи: лексический состав текста, кинодраматургия В. М. Шукшина (к/ф «Живёт такой парень», «Странные люди», «Калина красная» и др.).

Для самостоятельного чтения: повесть-сказка «До третьих петухов», киноповесть «Калина красная».

Н. М. РУБЦОВ Стихотворения: «Русский огонёк», «Я буду скакать по холмам задремавшей отчизны…», «В горнице», «Душа хранит» и др. Диалог поэта с Россией. Прошлое и настоящее через призму вечного. Образы скитальца и родного очага. Одухотворённая красота природы в лирике. Задушевность и музыкальность поэтического слова Н. М. Рубцова. Опорные понятия: «тихая» лирика, напевный стих. Внутрипредметные связи: есенинские традиции в лирике Н. М. Рубцова. Межпредметные связи: песни и романсы на стихи Н. М. Рубцова (музыка А. Морозова, А. Лобзова, А. Васина и др.).

Для самостоятельного чтения: «Звезда полей», «Первый снег», «Ферапонтово» и др. В. П. АСТАФЬЕВ Повесть «Царь-рыба». Рассказ «Людочка» и др. Натурфилософия В. П. Астафьева. Человек и природа: единство и противостояние. Нравственный пафос произведений писателя. Проблема утраты человеческого в человеке. «Жестокий» реализм позднего творчества В. П. Астафьева. Синтетическая жанровая природа крупных произведений писателя. Опорные понятия: натурфилософская проза, цикл новелл. Внутрипредметные связи: «Царь-рыба» В. П. Астафьева и «Старик и море» Э. Хемингуэя. Межпредметные связи: взаимодействие двух стилистических пластов в прозе В. П. Астафьева; рассказ В. П. Астафьева «Людочка» и к/ф С. С. Говорухина «Ворошиловский стрелок».

Для самостоятельного чтения: повести «Стародуб», «Перевал», роман «Прокляты и убиты».

В. Г. РАСПУТИН Повести: «Последний срок», «Прощание с Матёрой», «Живи и помни». Эпическое и драматическое начала прозы писателя. Дом и семья как составляющие национального космоса. Философское осмысление социальных проблем современности. Особенности психологического анализа в «катастрофическом пространстве» В. Г. Распутина. Опорные понятия: «деревенская проза». Внутрипредметные связи: нравственная проблематика романа Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание» и повести В. Г. Распутина «Дочь Ивана, мать Ивана». Межпредметные связи: особенности лексики и синтаксического строения фраз распутинских героев; экранизация повестей «Прощание с Матёрой», «Василий и Василиса».

Для самостоятельного чтения: повести «Деньги для Марии», «Дочь Ивана, мать Ивана», «Пожар».

А. И. СОЛЖЕНИЦЫН Повесть «Один день Ивана Денисовича». Рассказ «Матрёнин двор». Отражение «лагерных университетов» писателя в повести «Один день Ивана Денисовича». Яркость и точность авторского бытописания, многообразие человеческих типов в повести. Детскость души Ивана Денисовича, черты праведничества в характере героя. Смешение языковых пластов в стилистике повести. Продолжение темы народного праведничества в рассказе «Матрёнин двор». Черты «нутряной» России в облике Матрёны. Противопоставление исконной Руси России чиновной, официозной. Символичность финала рассказа и его названия. Опорные понятия: двуединство героя и автора, тип герояправедника. Внутрипредметные связи: тема народного праведничества в творчестве А. И. Солженицына и его литературных предшественников (Ф. М. Достоевский, Н. С. Лесков, И. С. Тургенев и др.). Межпредметные связи: нравственно-философская позиция Солженицына-историка; язык «нутряной» России в прозе писателя. Для самостоятельного чтения: рассказ «Захар Калита», цикл «Крохотки».

НОВЕЙШАЯ РУССКАЯ ПРОЗА И ПОЭЗИЯ Внутренняя противоречивость и драматизм современной культурно-исторической ситуации (экспансия массовой и элитарной литературы, смена нравственных критериев и т. п.).

Реалистическая проза. Глубокий психологизм, интерес к человеческой душе в её лучших проявлениях в прозе Б. П. Екимова, Е. И. Носова, Ю. В. Бондарева, П. Л. Проскурина, Ю. М. Полякова и др. Новейшая проза Л. С. Петрушевской, С. Е. Каледина, В. П. Аксёнова, А. А. Проханова, В. П. Астафьева, В. Г. Распутина. «Болевые точки» современной жизни в прозе В. С. Маканина, З. Прилепина, Л. Е. Улицкой, Т. Н. Толстой, В. С. Токаревой и др.

Эволюция модернистской и постмодернистской прозы. Многообразие течений и школ «новейшей» словесности («другая литература», «андеграунд», «артистическая проза», «соцарт», «новая волна» и т. п.).

Поэма в прозе «Москва — Петушки» Вен.В. Ерофеева как воссоздание «новой реальности», выпадение из исторического времени. «Виртуальность» и «фантазийность» прозы В. О. Пелевина, её «игровой» характер.

Ироническая поэзия 1980–1990-х годов. И. М. Губерман, Д. А. Пригов, Т. Ю. Кибиров и др.

Поэзия и судьба И. А. Бродского. Стихотворения: «Большая элегия Джону Донну», «Ни страны, ни погоста…». Воссоздание «громадного мира зрения» в творчестве поэта, соотношение опыта реальной жизни с культурой разных эпох. Опорные понятия: постмодернизм, фэнтези, ироническая поэзия, эссеизм.

Внутрипредметные связи: реминисцентность, интертекстуальность современной прозы и поэзии; «вечные» темы в прозе с реалистической доминантой. Межпредметные связи: современная литература в контексте «массовой» культуры.

*С учетом Рабочей программы воспитания

















































Планируемые результаты освоения учебного предмета «Литература»


Предметные результаты

В результате изучения учебного предмета «Литература» на уровне среднего общего образования выпускник на базовом уровне научится:
– демонстрировать знание произведений русской, родной и мировой литературы, приводя примеры двух или более текстов, затрагивающих общие темы или проблемы;
– в устной и письменной форме обобщать и анализировать свой читательский опыт, а именно:
• обосновывать выбор художественного произведения для анализа, приводя в качестве аргумента как тему (темы) произведения, так и его проблематику (содержащиеся в нем смыслы и подтексты);
• использовать для раскрытия тезисов своего высказывания указание на фрагменты произведения, носящие проблемный характер и требующие анализа;
• давать объективное изложение текста: характеризуя произведение, выделять две (или более) основные темы или идеи произведения, показывать их развитие в ходе сюжета, их взаимодействие и взаимовлияние, в итоге раскрывая сложность художественного мира произведения;
• анализировать жанрово-родовой выбор автора, раскрывать особенности развития и связей элементов художественного мира произведения: места и времени действия, способы изображения действия и его развития, способы введения персонажей и средства раскрытия и/или развития их характеров;
• определять контекстуальное значение слов и фраз, используемых в художественном произведении (включая переносные и коннотативные значения), оценивать их художественную выразительность с точки зрения новизны, эмоциональной и смысловой наполненности, эстетической значимости;
• анализировать авторский выбор определенных композиционных решений в произведении, раскрывая, как взаиморасположение и взаимосвязь определенных частей текста способствует формированию его общей структуры и обусловливает эстетическое воздействие на читателя (например, выбор определенного зачина и концовки произведения, выбор между счастливой или трагической развязкой, открытым или закрытым финалом);
• анализировать случаи, когда для осмысления точки зрения автора и/или героев требуется отличать то, что прямо заявлено в тексте, от того, что в нем подразумевается (например, ирония, сатира, сарказм, аллегория, гипербола и т.п.);
– осуществлять следующую продуктивную деятельность:
• давать развернутые ответы на вопросы об изучаемом на уроке произведении или создавать небольшие рецензии на самостоятельно прочитанные произведения, демонстрируя целостное восприятие художественного мира произведения, понимание принадлежности произведения к литературному направлению (течению) и культурно- исторической эпохе (периоду);
• выполнять проектные работы в сфере литературы и искусства, предлагать свои собственные обоснованные интерпретации литературных произведений.

Выпускник на базовом уровне получит возможность научиться:

  • давать историко-культурный комментарий к тексту произведения (в том числе и с использованием ресурсов музея, специализированной библиотеки, исторических документов и т. п.);

  • анализировать художественное произведение в сочетании воплощения в нем объективных законов литературного развития и субъективных черт авторской индивидуальности;

  • анализировать художественное произведение во взаимосвязи литературы с другими областями гуманитарного знания (философией, историей, психологией и др.);

  • анализировать одну из интерпретаций эпического, драматического или лирического произведения (например, кинофильм или театральную постановку;  запись художественного чтения; серию иллюстраций к произведению), оценивая, как интерпретируется исходный текст.

Выпускник на базовом уровне получит возможность узнать:

  • о месте и значении русской литературы в мировой литературе;

  • о произведениях новейшей отечественной и мировой литературы;

  • о важнейших литературных ресурсах, в том числе в сети Интернет;

  • об историко-культурном подходе в литературоведении;

  • об историко-литературном процессе XIX и XX веков;

  • о наиболее ярких или характерных чертах литературных направлений или течений;

  • имена ведущих писателей, значимые факты их творческой биографии, названия ключевых произведений, имена героев, ставших «вечными образами» или именами нарицательными в общемировой и отечественной культуре;

  • о соотношении и взаимосвязях литературы с историческим периодом, эпохой.

Рабочая программа ориентирована на достижение метапредметных результатов, включающих:

  1. Умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
    умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;

  2. Умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;

  3. Умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения;
    владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;

  4. Умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;

  5. Умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач; смысловое чтение;

  6. Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе; находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение;

  7. Умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью;

  8. Формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (далее - ИКТ компетенции); развитие мотивации к овладению культурой активного пользования словарями и другими поисковыми системами;
    формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной ориентации;

  9. Осознание значимости чтения и изучения литературы для своего дальнейшего развития; формирование потребности в систематическом чтении как средстве познания мира и себя в этом мире; гармонизации отношений человека и общества, многоаспектного диалога;

  10. Понимание литературы как одной из основных национально-культурных ценностей народа, как особого способа познания жизни;

  11. Обеспечение культурной самоиндентификации, осознание коммуникативно-эстетических возможностей родного языка на основе изучения выдающихся произведений российской культуры, культуры своего народа, мировой культуры;

  12. Воспитание квалифицированного читателя со сформированным эстетическим вкусом, способного аргументировать своё мнение и оформлять его словесно в устных и письменных высказываниях разных жанров, содавать разёрнутые высказывания аналитического и интерпретационнного характера, участвовать в обсуждении прочитанного, сознательно планировать своё досуговое чтение;

  13. Развитие способности понимать литературные художественные произведения, отражающие разные этнокультурные традиции.

Рабочая программа ориентирована на достижение личностных результатов, включающих:

  1. Воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину, прошлое и на­стоящее многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;

  2. Формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентирования в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учетом устойчивых познавательных интересов;

  3. Формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;

  4. Формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания;

  5. Освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учетом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей;

  6. Развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;

  7. Формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими товарищами в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видах деятельности;

  8. Формирование основ экологической культуры на основе признания ценности жизни во всех ее проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде;

  9. Осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценностей семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;

  10. Развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера;

  11. Совершенствование духовно-нравственных качеств личности; использование различных источников информации (словари, энциклопедии, интернет-ресурсы и др.)


























ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

Наименование раздела

Часы

Развитие речи

Количество часов с учётом

РПВ

1

Введение. Русская литература ХХ века

1



2

Реалистические традиции и модернистские искания в литературе начала ХХ века

1



3

Творчество И. А. Бунина

3


4

Проза и драматургия М. Горького

5


5

Проза А.И.Куприна

2



6

Серебряный век русской поэзии

1



7

Символизм и русские поэты-символисты

1



8

Поэзия В.Я.Брюсова и К.Д.Бальмонта

1



9

Поэзия А.А.Блока

5


10

Лирика Н.С.Гумилёва

2



11

Поэзия А.А.Ахматовой

3


12

Лирика М.И. Цветаевой

2


13

«Короли смеха» из журнала «Сатирикон»

1



14

Октябрьская революция и литературный процесс 20-х годов

2



15

Поэзия В. В. Маяковского

5

1


16

Поэзия С. А. Есенина

5

1


17

Литературный процесс 30-х — начала 40-х годов

2



18

Историческая проза А. Н. Толстого

1



19

Творчество М. А. Шолохова

6

2


20

Творчество М. А. Булгакова

6

1


21

Поэзия Б. Л. Пастернака

2

1


22

Проза А. П. Платонова

3



23

Литература периода Великой Отечественной войны

2


0,5


24

Поэзия А. Т. Твардовского

2



25

Литературный процесс 50–80-х годов

5



26

Проза В. М. Шукшина

2

1


27

Поэзия Н. М. Рубцова

1



28

Проза В. П. Астафьева

3



29

Проза В. Г. Распутина

3



30

Проза А. И. Солженицына

2

1


31

Новейшая русская проза и поэзия

3


0,5


32

Современная литературная ситуация: реальность и перспективы (урок-обобщение)

1



Календарно-тематическое планирование по литературе

Тема урока

Кол-во

часов

Дата проведения

Примечание

теория

практика

планируемая

фактическая



1.Русская литература XXвека. Реалистические традиции и модернистские искания в литературе начала XX века


1




2. Реалистические традиции и модернистские искания в литературе начала XX века






3.

И.А. Бунин. Жизненный и творческий путь.

1




4. Поэтика «остывших» усадеб в прозе Бунина


1




5.Образ «закатной» цивилизации в рассказе И. Бунина


1




6.М.Горький. Судьба и творчество. Ранние произведения М. Горького


1




7. Драматургия М. Горького. Драма «На дне» и система образов


1




8. Спор о назначении человека (Бубнов,Лука,Сатин)


1




9.Нравственно-философские мотивы драмы «На дне»


1




10.

Р. р. Сочинение по творчеству М. Горького «На дне»

1




11. Анализ письменных работ. А.И. Куприн: жизненный и творческий путь. Художественный мир писателя. Испытание любовью героев рассказа «Гранатовый браслет»


1




12. Великая тайна любви. Повесть А. И. Куприна «Олеся»


1




13. Л. Н. Андреев. Жизненный и творческий путь. Нравственно-философская проблематика повести «Иуда Искариот»


1




14. Резервный урок


1




15. Резервный урок


1




16. Серебряный век русской поэзии


1




17. Символизм и русские поэты-символисты


1




18. Поэзия В. Я. Брюсова и К.Д. Бальмонта







19. А. А. Блок: личность и творчество. Художественный мир А. А. Блока. «Трилогия вочеловечения»


1




20. Философская идея Вечной Женственности в лирике А.А. Блока


1




21.Развитие темы родины в лирике А. А. Блока


1




22. Анализ поэмы «Двенадцать»


1




23. Анализ поэмы «Двенадцать»


1




24.

Р. р. Сочинение по творчеству А. А .Блока

1




25. Анализ письменных работ. Резервный урок


1




26. «Преодолевшие символизм» (новые течения в русской поэзии)


1




27. «Преодолевшие символизм» (новые течения в русской поэзии)


1




28. Поэзия И.Ф. Анненского. Особенности художественного мира


1




29. Биография Н.С. Гумилева. Ранняя лирика поэта


1




30. Тема истории и судьбы, творчества и творца в поздней лирики Н. С. Гумилева


1




31. А. А. Ахматова: очерк жизни и творчества. Любовная лирика


1




32. Гражданская лирика. Тема поэта и поэзии в лирике А. А. Ахматовой


1




33.

Анализ поэмы «Реквием»

1




34.

Р. р. Сочинение по творчеству А. А. Ахматовой

1




35. Анализ письменных работ. М. И. Цветаева: очерк жизни и творчества. Раннее творчество


1




36. Основные темы и мотивы поэзии М. И. Цветаевой


1




37.

Р. р. Письменная работа по творчеству М. И. Цветаевой

1




38. Анализ письменных работ. «Короли смеха» из журнала «Сатирикон»


1




39. Октябрьская революция и литературный процесс 1920-х годов


1




40. Октябрьская революция и литературный процесс 1920-х годов


1




41. Очерк жизни и творчества В. В. Маяковского. Дореволюционная лирика поэта


1




42.

Анализ поэмы В. В. Маяковского «Облако в штанах»

1




43. Тема поэта и поэзии в лирике В. В. Маяковского


1




44. Любовная лирика В. В. Маяковского


1




45.Сатиристические стихотворения В. В. Маяковского

1




46.

Р. р. Письменная работа по творчеству В. В. Маяковского

1




47. Анализ письменных работ. С. А. Есенин: поэзия и судьба


1




48. Человек и природа в лирике С. А. Есенина


1




49. Тема родины и её судьбы в лирике С. А. Есенина


1




50. Тема родины и её судьбы в лирике С. А. Есенина


1




51. Поздняя лирика С. А. Есенина


1




52.

Р. р. Сочинение по творчеству С.А.Есенина

1




53. Анализ письменных работ. Литературный процесс 1930- начала 1940-х годов. Обзор


1




54. Литературный процесс 1930- начала 1940-х годов. Знакомство с романом Н. А. Островского «Как закалялась сталь» и лирикой О.Э. Мандельштама. Эмигрантская «ветвь» русской литературы


1




55. А. Н. Толстой: жизнь и творчество. Историческая проза писателя


1




56. М. А. Шолохов: жизненный и творческий путь


1




57. «Донские рассказы» - новеллистический пролог «Тихого Дона»


1




58. «Тихий Дон». Смысл названия и эпиграфов


1




59.Судьба и характер Григория Мелехова

1




60. Изображение войны в романе «Тихий Дон».


1




61. Идея Дома и святости семейного очага. Финал романа


1




62.

Р. р. Сочинение по творчеству М. А. Шолохова

1




63.

Р. р. Сочинение по творчеству М. А. Шолохова

1




64. М. А. Булгаков: жизнь и творчество. Судьба книги: творческая история романа «Мастер и Маргарита»


1




65.Сатиристическая «дьяволиада»: объекты и приёмы сатиры в романе «Мастер и Маргарита»

1




66.История Мастера и Маргариты. Неразрывность связи любви и творчества в проблематике романа


1




67. История Мастера и Маргариты. Неразрывность связи любви и творчества в проблематике романа


1




68. «Роман в романе»: нравственно-философское звучание ершалаимских глав






69. Смысл финала романа «Мастер и Маргарита». Особенности жанра


1




70.Р. р. Сочинение по творчеству М. А. Булгакова

1




71. Анализ письменных работ. Б. Л. Пастернак: очерк жизни и творчества. Человек и природа в лирике Б. Л. Пастернака


1




72.Тема поэта и поэзии в лирике Б. Л. Пастернака


1




73.

Р. р. Письменная работа по лирике Б. Л. Пастернака

1




74. Жизнь и творчество А. П. Платонова. Обзор


1




75. Тип платоновского героя-мечтателя романтика и правдоискателя в повести «Сокровенный человек»


1




76.Повесть «Котлован» - реквием по утопии. Соотношение «задумчивого» авторского героя с революционной доктриной «всеобщего счастья»


1




77. Литература периода Великой Отечественной войны. *Урок мужества «Негасимый огонь памяти»



1




78. Литература периода Великой Отечественной войны


1




79. А. Т. Твардовский: очерк жизни и творчества


1




80.Философская проблематика поздней реалистической лирики А. Т. Твардовского


1




81. Литературный процесс 1950- 1980-х годов. Осмысление Великой Победы 1945 года в сороковые-пятидесятые годы ХХ века в поэзии и прозе


1




82. Литературный процесс 1950- 1980-х годов. « Оттепель» 1953-1964 годов – рождение нового типа литературного движения. Поэтическая «оттепель»


1




83. Литературный процесс 1950- 1980-х годов. «Окопный реализм» писателей-фронтовиков 1960-1970 годов


1




84. Литературный процесс 1950- 1980-х годов. «Деревенская» и «городская» проза 1950-1980 годов


1




85. Литературный процесс 1950- 1980-х годов. Историческая романистика 1960-1980-х годов. Авторская песня как песенный монитор 1970-1980-х годов


1




86. В. М. Шукшин: биография и творчество. Обзор рассказа «Чудик»


1




87.Колоритность и яркость шукшинских героев-«чудиков» . Анализ рассказов «Срезал», «Миль пардон, мадам»


1




88.

Р. р. Письменная работа по творчеству В. М. Шукшина

1




89. Поэзия Н. М. Рубцова


1




90.В.П.Астафьева. Анализ рассказа «Бабушкин праздник», повести «Пастух и пастушка»






91.Проза В. П. Астафьева.


1




92. В. Г. Распутин. Особенности сюжетов и проблематики прозы писателя


1




93.Проза В.Г. Распутина


1




94.Очерк жизни и творчества А. И. Солженицына. Тема народного праведничества в рассказе «Матрёнин двор»






95. Отражение «лагерных университетов» писателя в повести «Один день Ивана Денисовича»


1





96. Промежуточная аттестация

1




97. Новейшая русская проза 1980-1990-х годов и начала ХХI века. Обзор

1




98. Новейшая русская проза 1980-1990-х годов и начала ХХI века. *Всероссийский урок

«Экология и энергосбережение»



1




99. Новейшая русская проза 1980-1990-х годов и начала ХХI века: эволюция модернистской и постмодернистской прозы. Ироническая поэзия. Эссе


1




100. Новейшая русская проза 1980-1990-х годов и начала ХХI века: эволюция модернистской и постмодернистской прозы. Ироническая поэзия. Эссе


1




101.Поэзия И. А. Бродского


1




102. Урок-обобщение. Современная литературная ситуация: реальность и перспектива


1




*С учетом Рабочей программы воспитания



























Список используемой литературы:





1.Литература. 11 кл.: Учебник – хрестоматия для общеобразовательных учреждений: В 2 ч./ Автор сост. В.И.Сахаров, С.А. Зинин. – М.: «ТИД «Русское слово – РС», 2018

2. Литература 5-11 классы Проектная деятельность учащихся/ составитель Г.В.Цветкова,/Волгоград, «Учитель» 2012.

3. Программа курса «Литература» 10-11 классы. Базовый уровень. авт.-сост. С. А. Зинин, В. А. Чалмаев. — М.: ООО «Русское слово — учебник», 2018. — 48 с. — (ФГОС. Инновационная школа).

4..Рабочая программа к учебникам С.А.Зинина,В.И.Сахарова/авт-сост.Л.Н.Гороховская.- М.: ООО «Русское слово — учебник», 2017. — 112 с. — (ФГОС. Инновационная школа).






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!