СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Календарно-тематическое планирование по литературе в 8 классе

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Ахтынский район с.Ахты

 

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 1

 

 

Утверждено

решением методического(педагогического) совета

протокол № ______________________

от «___»__________________20____ г.

 

Приказ №______ от «___»_____20__ г.

Директор  _______________ Мамаева С.А

 

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта общего образования (2004 год) и Программы по литературе для 5-11 классов (авторы: В.Я. Коровина, В.П. Журавлев, В.И. Коровин, И.С. Збарский, В.П. Полухина; под редакцией В.Я. Коровиной. — М.: Просвещение, 2008/

Общая характеристика учебного предмета.

Литература – базовая учебная дисциплина, формирующая духовный облик и нравственные ориентиры молодого поколения. Ей принадлежит ведущее место в эмоциональном, интеллектуальном и эстетическом развитии школьника, в формировании его миропонимания и национального самосознания, без чего невозможно духовное развитие нации в целом. Специфика литературы как школьного предмета определяется сущностью литературы как феномена культуры: литература эстетически осваивает мир, выражая богатство и многообразие человеческого бытия в художественных образах. Она обладает большой силой воздействия на читателей, приобщая их к нравственно-эстетическим ценностям нации и человечества.

Изучение литературы на базовом уровне сохраняет фундаментальную основу курса, систематизирует представления учащихся об историческом развитии литературы, позволяет учащимся глубоко и разносторонне осознать диалог классической и современной литературы. Курс строится с опорой на текстуальное изучение художественных произведений, решает задачи формирования читательских умений, развития культуры устной и письменной речи.

Данная рабочая программа ориентирована, на содержание авторской программы, учебник-хрестоматию для 8 класса, обеспечивающие процесс обучения.

            Цели:

Изучение литературы в основной школе на базовом уровне направлено на достижение следующих целей:

• воспитание духовно развитой личности, готовой к самопознанию и самосовершенствованию, способной к созидательной деятельности в современном мире; формирование гуманистического мировоззрения, национального самосознания, гражданской позиции, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры;

• развитие представлений о специфике литературы в ряду других искусств; культуры читательского восприятия художественного текста, понимания авторской позиции, исторической и эстетической обусловленности литературного процесса; образного и аналитического мышления, эстетических и творческих способностей учащихся, читательских интересов, художественного вкуса; устной и письменной речи учащихся;

• освоение текстов художественных произведений в единстве содержания и формы, основных историко-литературных сведений и теоретико-литературных понятий; формирование общего представления об историко-литературном процессе;

• совершенствование умений анализа и интерпретации литературного произведения как художественного целого в его историко-литературной обусловленности с использованием теоретико-литературных знаний; написания сочинений различных типов; поиска, систематизации и использования необходимой информации, в том числе в сети Интернета.

При составлении планирования уроков предусмотрены в рамках отведенного времени часы на развитие письменной речи учащихся.

Стандарт ориентирован на воспитание школьника – гражданина и патриота России, развитие духовно-нравственного мира школьника, его национального самосознания. Эти положения нашли отражение в содержании уроков. В процессе обучения должно быть сформировано умение формулировать свои мировоззренческие взгляды и на этой основе – воспитание гражданственности и патриотизма.

Программа предусматривает изучение произведений регионального компонента как на отдельных уроках, так и параллельно с изучением русской литературы

 

Требования к уровню подготовки учащихся 8 класса

Учащиеся должны знать:

— авторов и содержание изученных художественных произведений;

— основные теоретические понятия: народная песня, частушка, предание (развитие представлений); житие как жанр литературы (начальное представление); мораль, аллегория, дума (начальное представление); понятие о классицизме, историзм художественной литературы (начальное представление); поэма, роман, романтический герой, романтическая поэма, комедия, сатира, юмор (развитие представлений); прототип в художественном произведении, гипербола, гротеск, литературная пародия, эзопов язык, художественная деталь, антитеза, композиция, сюжет и фабула, психологизм художественной литературы (развитие представлений); конфликт как основа сюжета драматического произведения, со- нет как форма лирической поэзии, авторское отступление как элемент композиции (начальное представление); герой-повествователь (развитие представлений).

Учащиеся должны уметь:

— видеть развитие мотива, темы в творчестве писателя, опираясь на опыт предшествующих классов;

— обнаруживать связь между героем литературного произведения и эпохой;

— видеть своеобразие решений общей проблемы писателями разных эпох;

— комментировать эпизоды биографии писателя и устанавливать связь между его биографией и творчеством;

— различать художественные произведения в их родовой и жанровой специфике;

— определять ритм и стихотворный размер в лирическом произведении;

— сопоставлять героев и сюжет разных произведений, находя сходство и отличие в авторской позиции;

— выделять общие свойства произведений, объединенных жанром, и различать индивидуальные особенности писателя в пределах общего жанра;

осмысливать роль художественной детали, её связь с другими деталями и текстом в целом;

— видеть конкретно-историческое и символическое значение литературных образов;

— находить эмоциональный лейтмотив и основную проблему произведения, мотивировать выбор жанра;

— сопоставлять жизненный материал и художественный сюжет произведения;

— выявлять конфликт и этапы его развития в драматическом произёедении; сравнивать авторские позиции в пьесе с трактовкой роли актерами, режиссерской интерпретацией;

— редактировать свои сочинения и сочинения сверстн

 

 

Виды контроля:

— промежуточный: пересказ (подробный, сжатый, выборочный, с изменением лица); выразительное чтение, развернутый ответ на вопрос, анализ эпизода; составление простого или сложного плана по произведению, в том числе цитатного; составление сравнительной характеристики по заданным критериям; викторина, игра.

— итоговый (за полугодие): сочинение на основе литературного произведения или анализ эпизода; тест, включающий задания с выбором ответа, с кратким ответом, проверяющие начитанность учащегося, теоретико-литературные знания; творческий зачет, защита проектов.

 

 

ИСПОЛЬЗУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА

 

Учебное и учебно-методическое обеспечение по литературе

для учащихся:

1. Коровина В.Я., Журавлев В.П., Коровин В.И. Литература: 8 класс: Учебник в 2 ч. — М.: Просвещение, 2008.

2. Коровина В.Я., Журавлев В.П., Коровин В.И. Читаем, думаем, спорим...: 8 класс: дидактические материалы по литературе. — М.: Просвещение, 2006.

3. Литература: 8 класс: Фонохрестоматия на СО-ЕОМ 1 Сост. Коровина В.Я., Журавлев В.П., Коровин В.И. — М: Просвещение, 2003.

 

для учителя:

1. Аркин И.И. Уроки литературы в 8 классе. Практическая методика. — М.: Просвещение, 2008.

2. Золотарева И.В., Крысова Т.А. Поурочные разработки по литературе. 8 класс. — М.: ВАКО, 2004.

3. Коровина В.Я., Збарский И.С., Коровин В.И. Литература: 8 класс: Методические советы. — М.: Просвещение, 2008.

4. Кутейникова Н.Е. Уроки литературы в 8 классе: Книга для учителя. — М.: Просвещение, 2008.

5. Марченко А.М. Анализ стихотворения на уроке: Книга для учителя. — М.: Просвещение, 2008.

6. Турьянская Б.И. и др. Литература в 8 классе. Урок за уроком. — М.: Русское слово, 2007.

7. Электронное учебное пособие Кирилла и Мефодия.

8. ЦОРы Сети Интернет

9. Мультимедийные презентации

 

 

Календарно-тематическое планирование по литературе в 8»А» классе Пулатова Н.Р.2018-2019 уч.г.

Дата

№ уро-ка

 

Содержание

Домашнее задание

 

1

 

Русская литература и история

Групповые задания: повторить материал о жанрах устного народного творчества

 

2

 

Исторические песни о Пугачеве

Пересказ статей

 

3

 

Лирические песни «В тёмном лесе», «Вдоль по улице метелица метёт»

Выучить любую песню наизусть

 

4

 

Придание как исторический жанр русской народной прозы

Пересказ «О покорении Сибири Ермаком»

 

5

 

Житие Александра Невского

Составить письменную характеристику князя, используя художественные средства повести

 

6

 

«Шемякин суд» как сатирическое произведение 19 века

Прочитать «Недоросль», подготовить чтение по ролям явл. 8, действ. 3

 

7

 

Фонвизин и его время. Действующие лица. Элементы классицизма в комедии «Недоросль»

Подготовить рассказ о судьбе Стародума; выписать афоризмы; ответить на вопрос: какие взгляды, понятия, отношение к жизни объединяют положительных героев пьесы?

 

8

 

Назначение человека, его роль в жизни общества. Уроки Стародума

Выразительное чтение монолога Простаковой «Я ли не радела о Митрофанушке?...»

 

9

 

Простакова: «госпожа бесчеловечная», «презлая фурия» или заботливая мать?

Подобрать цитатный материал к темам сочинений (на выбор): «Вот злонравия достойные плоды», «Смысл названия комедии», «Положительный идеал Д.И.Фонвизина», «Угнетать рабством себе подобных беззаконно»

 

10

Р/Р

Подготовка к написанию сочинения-рассуждения по комедии «Недоросль»

Написать сочинение. Индивидуальное задание: подготовить сообщение об истории создания стихотворения А.С.Пушкина «Я помню чудное мгновенье…»

 

11

 

Любовная лирика А.С.Пушкина

Наизусть «А.П.Керн»

 

12

 

Тема «дружества святого» в стихотворении «19 октября» («Роняет лес багряный свой убор»)

Выразительное чтение, сочинение-миниатюра, дружба в жизни Пушкина

 

13

 

Человек и природа в стихотворении Пушкина «Туча»

Выучить стихотворение наизусть, читать роман «Капитанская дочка»

 

14

 

Тема русской истории в творчестве А.С.Пушкина. Замысел создания романа «Капитанская дочка»

Глава I, II. Пересказ

 

15

 

Формирование характера Петра Гринёва

Глава III-V. Сравнительная характеристика Гринёва и Швабрина

 

16

 

Проблемы чести, достоинства, нравственного выбора в романе А.С.Пушкина «Капитанская дочка»

Подготовить сообщение «История отношений Гринёва и маши Мироновой»; главы VI, VII

 

17

 

Маша Миронова - нравственный идеал А.С.Пушкина

Составить план-характеристику Емельяна Пугачева; дочитать роман до конца

 

18

 

Тема «русского бунта» и образ Пугачёва

Подготовиться к внеклассному чтению «Пиковая дама»

 

19

 

«Капитанская дочка»- поэтическое завещание А.С.Пушкина. Судьба человеческая и судьба народная в романе. Историческая правда и художественный вымысел. Точность и лаконизм пушкинской прозы

Ответить на вопрос: есть ли разница между научным и художественным произведением А.С.Пушкина?

 

20

Р/Р

Сочинение по роману А.С.Пушкина «Капитанская дочка»

Дописать сочинение

 

21

Вн.чт.

Повесть «Пиковая дама» как вершина пушкинской прозы

Прочитать «Мцыри». Индивидуальное сообщение о М.Ю.Лермонтове

 

22

 

Кавказ в жизни и творчестве М.Ю.Лермонтова. Своеобразие сюжета и композиции поэмы «Мцыри»

Подготовить пересказ «Жизнь Мцыри в монастыре», «Характер и мечты юноши-послушника». Ответить на вопрос: какова цель побега Мцыри?

 

23

 

Судьба свободолюбивой личности в поэме

Учить наизусть отрывок из поэмы. Подготовить рассказ о Мцыри по плану

 

24

 

Своеобразие поэмы «Мцыри» как романтической поэмы

Составить конспект по поэме «Мцыри» (ст. В.Г.Белинский). Ответить на вопрос: какие новые стороны в понимании поэмы «Мцыри», образа главного героя раскрыла для вас литературная критика?

 

25

Р/Р

Анализ эпизода «Исповедь Мцыри» из поэмы М.Ю.Лермонтова «Мцыри»

Прочитать комедию Гоголя «Ревизор»

 

26

Р/Р

Чтение наизусть отрывка из поэмы М.Ю.Лермонтова «Мцыри»

Перечитать I действие комедии

 

27

 

Н.В.Гоголь - писатель-сатирик. История создания комедии «Ревизор» и её первой постановки

Определить, что является завязкой. Составить таблицу о чиновниках

 

28

 

«Ревизор» как социальная комедия

Прочитать II, III действие комедии, сравнить 2 сцены I действия (3 и 5 явление). Ответить на вопросы: в чём заключается проявление комического в этих сценах? чем различается в них смех?

 

29

 

Хлестаков и хлестаковщина

Подготовить характеристику Хлестакова

 

30

 

Образ города и тема чиновничества в комедии. Сатирическая направленность произведения

Подготовить сообщение «О чём говорят «говорящие фамилии» в комедии»

 

31

 

Основной конфликт пьесы и способы его разрешения. Силы обличения социального зла в комедии

Подготовиться к зачёту

 

32

 

Урок контроля по произведениям А.С.Пушкина, М.Ю.Лермонтова, Н.В.Гоголя

Подготовиться к внеклассному чтению

 

33

.

«Шинель» - одна из петербургских повестей

Составить план

 

34

Вн.чт.

Гуманистический смысл повести «Шинель»

Выучить записи в тетради

 

35

Р/Р

Анализ эпизода из повести «Шинель»

Прочитать рассказ «Старый гений» Н.С.Лескова.

 

36

 

Нравственные проблемы рассказа «Старый гений»

Подготовить пересказ рассказа

 

37

 

Л.Н.Толстой как поборник суровой правды жизни. Социально-нравственные проблемы рассказа «После бала»

Составить план рассказа

 

38

 

Особенности композиции рассказа. Автор и рассказчик в произведении

Написать сочинение (на выбор): «Утро, изменившее жизнь», «Полковник на балу и после бала»

 

39

Вн.чт.

Нравственные проблемы повести Л.Н.Толстого «Отрочество»

Ответить на вопрос: почему пора детства названа «счастливой», а пора отрочества - «пустыней»

 

40

Р/Р

Пейзажная лирика поэтов второй половины 19 века. Ф.Тютчев, А.Фет

Выучить наизусть одно из стихотворений. Индивидуальное задание: сообщение об А.П.Чехове

 

41

 

А.П.Чехов. Рассказ «О любви» как история об упущенном счастье

Ответить на вопрос (по выбору) письм. (см. задание в тетр.). Индивидуальное задание: подготовить сообщение о Бунине

 

42

 

И.А.Бунин. Рассказ «Кавказ»

Прочитать «Куст сирени»

 

43

 

А. И. Куприн. Рассказ «Куст сирени». Основная сюжетная линия рассказа и его подтекст

Подготовить сравнительную характеристику Веры и Николая Алмазовых. Прочитать «Челкаш» Горького

 

44

Р/Р

Психологизм рассказа. Сочинение-рассуждение «Счастлива ли Вера Алмазова?»

Читать рассказ «Челкаш» Горького

 

45

Вн. чт.

Певец света - Максим Горький. «Явление босяка» в рассказе «Челкаш»

Читать рассказ. Отв. на вопрос стр. 100

 

46

Вн. чт.

Герои и их судьбы. «Малого было жалко, и малый был нужен»

Кто виноват в маленькой драме, разыгравшейся между двумя людьми. Работа с иллюстрациями

 

47

Р/Р

Сочинение-рассуждение (по рассказу Максима Горького «Челкаш»)

Читать  стихотворения Александра Блока к уроку внекл. чтения

 

48

Вн. чт.

А. А. Блок. Историческая тематика в творчестве поэта

Выразительное чтение стихотворений

 

49

 

С. А. Есенин. «Пугачев» - поэма на историческую тему

Ответить на вопросы стр. 120 - 121. Выразительное чтение монологов

 

50

Вн. чт.

М. А. Осоргин. Своеобразие рассказа «Пенсне»

Подготовить пересказ текста

 

51

Вн.чт.

И. С. Шмелев. Рассказ «Как я стал писателем»

Ответить на вопросы стр. 138.

 

52

Вн. чт.

Писатели улыбаются

Подготовить сообщение о Н.Тэффи и М.Зощенко. Прочитать рассказы А.Аверченко

 

53

 

Художественное своеобразие рассказов Н.Тэффи «Жизнь и воротник» и М.Зощенко «История болезни»

Подготовиться к уроку внекл. чтения, читать рассказы А.Аверченко. Подготовить сообщение о Твардовском (индвид. задание), читать поэму «Василий Тёркин» (опережающее задание)

 

54

Вн. чт.

А. Аверченко. Рассказы

Подготовить сообщение о создании поэмы «Василий Тёркин», читать всю поэму

 

55

 

А.Т. Твардовский - поэт гражданин. История создания поэмы «Василий Теркин»

Прочитать гл. «Гармонь», «Два солдата», «Кто стрелял». Написать сочинение о характерах старого и молодого солдата (гл. «Два солдата»)

 

56

 

Поэма «Василий Теркин» - книга про бойца и для бойцов

Подготовить рассказ-характеристику Василия Теркина. Прочитать главу «От автора»

 

57

 

Композиция и язык поэмы «Василий Теркин». Героика и юмор в поэме

Учить отрывок наизусть (по выбору)

 

58

Р/Р

А.Т.Твардовский. Чтение отрывка наизусть из поэмы «Василий Теркин»

Прочитать рассказ А. Платонова «Возвращение», подготовить его пересказ

 

59

 

А.П.Платонов. Картины войны и мирной жизни в рассказе «Возвращение»

Подготовить устное сообщение о героях рассказа

 

60

 

Утверждение добра, сострадания, гуманизма, в душах солдат, вернувшихся с войны

Знать текст произведения

 

61

Р/Р

Сочинение-размышление по рассказу «Возвращение»

Прочитать стихи о Великой Отечественной Войне (В. Высоцкий, Б. Окуджава, Е. Винокуров)

 

62

 

Стихи и песни о великой отечественной войне

Подготовиться к уроку внеклассного чтения.

 

63

Вн. чт.

«Сороковые - роковые…» (Музыкально-литературная композиция о поэтах и молодости на войне)

Стихотворение наизусть (по выбору)

 

64

Р/Р

Чтение наизусть стихотворений о Великой Отечественной войне

Прочитать рассказ В. П. Астафьева «Фотография на которой меня нет»

 

65

 

В. П. Астафьев. Автобиографичность рассказа «Фотография, на которой меня нет»

Знать содержание рассказа

 

66

Р/Р

Портретная характеристика героя (мальчика, учителя, бабушки)

Работа с текстом рассказа

 

67

Р/Р

Мое понимание фразы «Деревенская фотография - своеобразная летопись нашего народа, настенная его история»

Прочитать рассказ «Зачем я убил коростеля?»

 

68

Вн. чт.

В. П. Астафьев. «Зачем я убил коростеля?»

Прочитать рассказ «Экспонат №» Б. Васильева

 

69

Вн. чт.

Рассказ «Экспонат №». Проблема истинного и ложного в рассказе

Самостоятельное чтение рассказов о Великой Отечественной войне

 

70

Р/Р

Отзыв на самостоятельно прочитанное произведение о Великой Отечественной войне (или кинофильм)

Прочитать рассказ  К. Г. Паустовского «Телеграмма»

 

71

Вн. чт.

Испытание на истинную человечность в рассказе К. Г. Паустовского «Телеграмма»

Перечитать произведение

 

72

Вн. чт.

Роль композиции и детали в раскрытии психологии действующих лиц

Читать стихи Н. Рубцова

 

73

 

Художественное своеобразие лирики Н. Рубцова

Подготовиться к литературной композиции по произведениям Н. Рубцова

 

74

Вн. чт.

Литературно-музыкальная композиция «Россия» Н. Рубцова

 
 

75

Р/Р

Анализ стихотворения Н. Рубцова

 
 

76

 

Зарубежная литература эпохи Возрождения и ее представители (Обзор)

Прочитать сонеты Шекспира (№ 66, 76, 90, 91, 130, 147)

 

77

 

У. Шекспир. Слово о драматурге. Сонеты - «богатейшая сокровищница лирической поэзии» (В.Г.Белинский)

Выучить один из сонетов наизусть. Прочитать трагедию «Ромео и Джульетта»

 

78

 

У. Шекспир. «Ромео и Джульетта». Конфликт любви и семейной вражды.

Подготовить сообщение о Меркуцио, о монахе брате Лоренцо; «все в мире движется любовью»

 

79

 

Ж. Б. Мольер. Комедия «Мещанин во дворянстве»

Систематизировать материал о Журдене по первому и второму действиям. Прочитать 3-5 действия пьесы. Ответить на вопрос: « Кто в комедии является резонером и почему?»

 

80

 

Сатира на дворянство и невежественность буржуа.

Подготовить характеристику Журдена

 

81

Р/Р

Герои пьесы и особенность их изображения. Характеристика героя комедии.

Повторить материал о  русском классицизме

 

82

Вн. чт.

К 65-летию Победы. Брестская крепость»

Без д/з

 

83

 

Художественное родство сатиры Мольера и Фонвизина.

Читать «Путешествие Гулливера»

&nbs

Просмотр содержимого документа
«Календарно-тематическое планирование по литературе в 8 классе»

Ахтынский район с.Ахты


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 1



Утверждено

решением методического(педагогического) совета

протокол № ______________________

от «___»__________________20____ г.


Приказ №______ от «___»_____20__ г.

Директор _______________ Мамаева С.А


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта общего образования (2004 год) и Программы по литературе для 5-11 классов (авторы: В.Я. Коровина, В.П. Журавлев, В.И. Коровин, И.С. Збарский, В.П. Полухина; под редакцией В.Я. Коровиной. — М.: Просвещение, 2008/

Общая характеристика учебного предмета.

Литература – базовая учебная дисциплина, формирующая духовный облик и нравственные ориентиры молодого поколения. Ей принадлежит ведущее место в эмоциональном, интеллектуальном и эстетическом развитии школьника, в формировании его миропонимания и национального самосознания, без чего невозможно духовное развитие нации в целом. Специфика литературы как школьного предмета определяется сущностью литературы как феномена культуры: литература эстетически осваивает мир, выражая богатство и многообразие человеческого бытия в художественных образах. Она обладает большой силой воздействия на читателей, приобщая их к нравственно-эстетическим ценностям нации и человечества.

Изучение литературы на базовом уровне сохраняет фундаментальную основу курса, систематизирует представления учащихся об историческом развитии литературы, позволяет учащимся глубоко и разносторонне осознать диалог классической и современной литературы. Курс строится с опорой на текстуальное изучение художественных произведений, решает задачи формирования читательских умений, развития культуры устной и письменной речи.

Данная рабочая программа ориентирована, на содержание авторской программы, учебник-хрестоматию для 8 класса, обеспечивающие процесс обучения.

Цели:

Изучение литературы в основной школе на базовом уровне направлено на достижение следующих целей:

воспитание духовно развитой личности, готовой к самопознанию и самосовершенствованию, способной к созидательной деятельности в современном мире; формирование гуманистического мировоззрения, национального самосознания, гражданской позиции, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры;

развитие представлений о специфике литературы в ряду других искусств; культуры читательского восприятия художественного текста, понимания авторской позиции, исторической и эстетической обусловленности литературного процесса; образного и аналитического мышления, эстетических и творческих способностей учащихся, читательских интересов, художественного вкуса; устной и письменной речи учащихся;

освоение текстов художественных произведений в единстве содержания и формы, основных историко-литературных сведений и теоретико-литературных понятий; формирование общего представления об историко-литературном процессе;

совершенствование умений анализа и интерпретации литературного произведения как художественного целого в его историко-литературной обусловленности с использованием теоретико-литературных знаний; написания сочинений различных типов; поиска, систематизации и использования необходимой информации, в том числе в сети Интернета.

При составлении планирования уроков предусмотрены в рамках отведенного времени часы на развитие письменной речи учащихся.

Стандарт ориентирован на воспитание школьника – гражданина и патриота России, развитие духовно-нравственного мира школьника, его национального самосознания. Эти положения нашли отражение в содержании уроков. В процессе обучения должно быть сформировано умение формулировать свои мировоззренческие взгляды и на этой основе – воспитание гражданственности и патриотизма.

Программа предусматривает изучение произведений регионального компонента как на отдельных уроках, так и параллельно с изучением русской литературы



Требования к уровню подготовки учащихся 8 класса

Учащиеся должны знать:

— авторов и содержание изученных художественных произведений;

— основные теоретические понятия: народная песня, частушка, предание (развитие представлений); житие как жанр литературы (начальное представление); мораль, аллегория, дума (начальное представление); понятие о классицизме, историзм художественной литературы (начальное представление); поэма, роман, романтический герой, романтическая поэма, комедия, сатира, юмор (развитие представлений); прототип в художественном произведении, гипербола, гротеск, литературная пародия, эзопов язык, художественная деталь, антитеза, композиция, сюжет и фабула, психологизм художественной литературы (развитие представлений); конфликт как основа сюжета драматического произведения, со- нет как форма лирической поэзии, авторское отступление как элемент композиции (начальное представление); герой-повествователь (развитие представлений).

Учащиеся должны уметь:

— видеть развитие мотива, темы в творчестве писателя, опираясь на опыт предшествующих классов;

— обнаруживать связь между героем литературного произведения и эпохой;

— видеть своеобразие решений общей проблемы писателями разных эпох;

— комментировать эпизоды биографии писателя и устанавливать связь между его биографией и творчеством;

— различать художественные произведения в их родовой и жанровой специфике;

— определять ритм и стихотворный размер в лирическом произведении;

— сопоставлять героев и сюжет разных произведений, находя сходство и отличие в авторской позиции;

— выделять общие свойства произведений, объединенных жанром, и различать индивидуальные особенности писателя в пределах общего жанра;

осмысливать роль художественной детали, её связь с другими деталями и текстом в целом;

— видеть конкретно-историческое и символическое значение литературных образов;

— находить эмоциональный лейтмотив и основную проблему произведения, мотивировать выбор жанра;

— сопоставлять жизненный материал и художественный сюжет произведения;

— выявлять конфликт и этапы его развития в драматическом произёедении; сравнивать авторские позиции в пьесе с трактовкой роли актерами, режиссерской интерпретацией;

— редактировать свои сочинения и сочинения сверстн



Виды контроля:

— промежуточный: пересказ (подробный, сжатый, выборочный, с изменением лица); выразительное чтение, развернутый ответ на вопрос, анализ эпизода; составление простого или сложного плана по произведению, в том числе цитатного; составление сравнительной характеристики по заданным критериям; викторина, игра.

— итоговый (за полугодие): сочинение на основе литературного произведения или анализ эпизода; тест, включающий задания с выбором ответа, с кратким ответом, проверяющие начитанность учащегося, теоретико-литературные знания; творческий зачет, защита проектов.



ИСПОЛЬЗУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА



Учебное и учебно-методическое обеспечение по литературе

для учащихся:

1. Коровина В.Я., Журавлев В.П., Коровин В.И. Литература: 8 класс: Учебник в 2 ч. — М.: Просвещение, 2008.

2. Коровина В.Я., Журавлев В.П., Коровин В.И. Читаем, думаем, спорим...: 8 класс: дидактические материалы по литературе. — М.: Просвещение, 2006.

3. Литература: 8 класс: Фонохрестоматия на СО-ЕОМ 1 Сост. Коровина В.Я., Журавлев В.П., Коровин В.И. — М: Просвещение, 2003.



для учителя:

1. Аркин И.И. Уроки литературы в 8 классе. Практическая методика. — М.: Просвещение, 2008.

2. Золотарева И.В., Крысова Т.А. Поурочные разработки по литературе. 8 класс. — М.: ВАКО, 2004.

3. Коровина В.Я., Збарский И.С., Коровин В.И. Литература: 8 класс: Методические советы. — М.: Просвещение, 2008.

4. Кутейникова Н.Е. Уроки литературы в 8 классе: Книга для учителя. — М.: Просвещение, 2008.

5. Марченко А.М. Анализ стихотворения на уроке: Книга для учителя. — М.: Просвещение, 2008.

6. Турьянская Б.И. и др. Литература в 8 классе. Урок за уроком. — М.: Русское слово, 2007.

7. Электронное учебное пособие Кирилла и Мефодия.

8. ЦОРы Сети Интернет

9. Мультимедийные презентации



Календарно-тематическое планирование по литературе в 8»А» классе Пулатова Н.Р.2018-2019 уч.г.

Дата

уро-ка


Содержание

Домашнее задание


1


Русская литература и история

Групповые задания: повторить материал о жанрах устного народного творчества


2


Исторические песни о Пугачеве

Пересказ статей


3


Лирические песни «В тёмном лесе», «Вдоль по улице метелица метёт»

Выучить любую песню наизусть


4


Придание как исторический жанр русской народной прозы

Пересказ «О покорении Сибири Ермаком»


5


Житие Александра Невского

Составить письменную характеристику князя, используя художественные средства повести


6


«Шемякин суд» как сатирическое произведение 19 века

Прочитать «Недоросль», подготовить чтение по ролям явл. 8, действ. 3


7


Фонвизин и его время. Действующие лица. Элементы классицизма в комедии «Недоросль»

Подготовить рассказ о судьбе Стародума; выписать афоризмы; ответить на вопрос: какие взгляды, понятия, отношение к жизни объединяют положительных героев пьесы?


8


Назначение человека, его роль в жизни общества. Уроки Стародума

Выразительное чтение монолога Простаковой «Я ли не радела о Митрофанушке?...»


9


Простакова: «госпожа бесчеловечная», «презлая фурия» или заботливая мать?

Подобрать цитатный материал к темам сочинений (на выбор): «Вот злонравия достойные плоды», «Смысл названия комедии», «Положительный идеал Д.И.Фонвизина», «Угнетать рабством себе подобных беззаконно»


10

Р/Р

Подготовка к написанию сочинения-рассуждения по комедии «Недоросль»

Написать сочинение. Индивидуальное задание: подготовить сообщение об истории создания стихотворения А.С.Пушкина «Я помню чудное мгновенье…»


11


Любовная лирика А.С.Пушкина

Наизусть «А.П.Керн»


12


Тема «дружества святого» в стихотворении «19 октября» («Роняет лес багряный свой убор»)

Выразительное чтение, сочинение-миниатюра, дружба в жизни Пушкина


13


Человек и природа в стихотворении Пушкина «Туча»

Выучить стихотворение наизусть, читать роман «Капитанская дочка»


14


Тема русской истории в творчестве А.С.Пушкина. Замысел создания романа «Капитанская дочка»

Глава I, II. Пересказ


15


Формирование характера Петра Гринёва

Глава III-V. Сравнительная характеристика Гринёва и Швабрина


16


Проблемы чести, достоинства, нравственного выбора в романе А.С.Пушкина «Капитанская дочка»

Подготовить сообщение «История отношений Гринёва и маши Мироновой»; главы VI, VII


17


Маша Миронова - нравственный идеал А.С.Пушкина

Составить план-характеристику Емельяна Пугачева; дочитать роман до конца


18


Тема «русского бунта» и образ Пугачёва

Подготовиться к внеклассному чтению «Пиковая дама»


19


«Капитанская дочка»- поэтическое завещание А.С.Пушкина. Судьба человеческая и судьба народная в романе. Историческая правда и художественный вымысел. Точность и лаконизм пушкинской прозы

Ответить на вопрос: есть ли разница между научным и художественным произведением А.С.Пушкина?


20

Р/Р

Сочинение по роману А.С.Пушкина «Капитанская дочка»

Дописать сочинение


21

Вн.чт.

Повесть «Пиковая дама» как вершина пушкинской прозы

Прочитать «Мцыри». Индивидуальное сообщение о М.Ю.Лермонтове


22


Кавказ в жизни и творчестве М.Ю.Лермонтова. Своеобразие сюжета и композиции поэмы «Мцыри»

Подготовить пересказ «Жизнь Мцыри в монастыре», «Характер и мечты юноши-послушника». Ответить на вопрос: какова цель побега Мцыри?


23


Судьба свободолюбивой личности в поэме

Учить наизусть отрывок из поэмы. Подготовить рассказ о Мцыри по плану


24


Своеобразие поэмы «Мцыри» как романтической поэмы

Составить конспект по поэме «Мцыри» (ст. В.Г.Белинский). Ответить на вопрос: какие новые стороны в понимании поэмы «Мцыри», образа главного героя раскрыла для вас литературная критика?


25

Р/Р

Анализ эпизода «Исповедь Мцыри» из поэмы М.Ю.Лермонтова «Мцыри»

Прочитать комедию Гоголя «Ревизор»


26

Р/Р

Чтение наизусть отрывка из поэмы М.Ю.Лермонтова «Мцыри»

Перечитать I действие комедии


27


Н.В.Гоголь - писатель-сатирик. История создания комедии «Ревизор» и её первой постановки

Определить, что является завязкой. Составить таблицу о чиновниках


28


«Ревизор» как социальная комедия

Прочитать II, III действие комедии, сравнить 2 сцены I действия (3 и 5 явление). Ответить на вопросы: в чём заключается проявление комического в этих сценах? чем различается в них смех?


29


Хлестаков и хлестаковщина

Подготовить характеристику Хлестакова


30


Образ города и тема чиновничества в комедии. Сатирическая направленность произведения

Подготовить сообщение «О чём говорят «говорящие фамилии» в комедии»


31


Основной конфликт пьесы и способы его разрешения. Силы обличения социального зла в комедии

Подготовиться к зачёту


32


Урок контроля по произведениям А.С.Пушкина, М.Ю.Лермонтова, Н.В.Гоголя

Подготовиться к внеклассному чтению


33

.

«Шинель» - одна из петербургских повестей

Составить план


34

Вн.чт.

Гуманистический смысл повести «Шинель»

Выучить записи в тетради


35

Р/Р

Анализ эпизода из повести «Шинель»

Прочитать рассказ «Старый гений» Н.С.Лескова.


36


Нравственные проблемы рассказа «Старый гений»

Подготовить пересказ рассказа


37


Л.Н.Толстой как поборник суровой правды жизни. Социально-нравственные проблемы рассказа «После бала»

Составить план рассказа


38


Особенности композиции рассказа. Автор и рассказчик в произведении

Написать сочинение (на выбор): «Утро, изменившее жизнь», «Полковник на балу и после бала»


39

Вн.чт.

Нравственные проблемы повести Л.Н.Толстого «Отрочество»

Ответить на вопрос: почему пора детства названа «счастливой», а пора отрочества - «пустыней»


40

Р/Р

Пейзажная лирика поэтов второй половины 19 века. Ф.Тютчев, А.Фет

Выучить наизусть одно из стихотворений. Индивидуальное задание: сообщение об А.П.Чехове


41


А.П.Чехов. Рассказ «О любви» как история об упущенном счастье

Ответить на вопрос (по выбору) письм. (см. задание в тетр.). Индивидуальное задание: подготовить сообщение о Бунине


42


И.А.Бунин. Рассказ «Кавказ»

Прочитать «Куст сирени»


43


А. И. Куприн. Рассказ «Куст сирени». Основная сюжетная линия рассказа и его подтекст

Подготовить сравнительную характеристику Веры и Николая Алмазовых. Прочитать «Челкаш» Горького


44

Р/Р

Психологизм рассказа. Сочинение-рассуждение «Счастлива ли Вера Алмазова?»

Читать рассказ «Челкаш» Горького


45

Вн. чт.

Певец света - Максим Горький. «Явление босяка» в рассказе «Челкаш»

Читать рассказ. Отв. на вопрос стр. 100


46

Вн. чт.

Герои и их судьбы. «Малого было жалко, и малый был нужен»

Кто виноват в маленькой драме, разыгравшейся между двумя людьми. Работа с иллюстрациями


47

Р/Р

Сочинение-рассуждение (по рассказу Максима Горького «Челкаш»)

Читать стихотворения Александра Блока к уроку внекл. чтения


48

Вн. чт.

А. А. Блок. Историческая тематика в творчестве поэта

Выразительное чтение стихотворений


49


С. А. Есенин. «Пугачев» - поэма на историческую тему

Ответить на вопросы стр. 120 - 121. Выразительное чтение монологов


50

Вн. чт.

М. А. Осоргин. Своеобразие рассказа «Пенсне»

Подготовить пересказ текста


51

Вн.чт.

И. С. Шмелев. Рассказ «Как я стал писателем»

Ответить на вопросы стр. 138.


52

Вн. чт.

Писатели улыбаются

Подготовить сообщение о Н.Тэффи и М.Зощенко. Прочитать рассказы А.Аверченко


53


Художественное своеобразие рассказов Н.Тэффи «Жизнь и воротник» и М.Зощенко «История болезни»

Подготовиться к уроку внекл. чтения, читать рассказы А.Аверченко. Подготовить сообщение о Твардовском (индвид. задание), читать поэму «Василий Тёркин» (опережающее задание)


54

Вн. чт.

А. Аверченко. Рассказы

Подготовить сообщение о создании поэмы «Василий Тёркин», читать всю поэму


55


А.Т. Твардовский - поэт гражданин. История создания поэмы «Василий Теркин»

Прочитать гл. «Гармонь», «Два солдата», «Кто стрелял». Написать сочинение о характерах старого и молодого солдата (гл. «Два солдата»)


56


Поэма «Василий Теркин» - книга про бойца и для бойцов

Подготовить рассказ-характеристику Василия Теркина. Прочитать главу «От автора»


57


Композиция и язык поэмы «Василий Теркин». Героика и юмор в поэме

Учить отрывок наизусть (по выбору)


58

Р/Р

А.Т.Твардовский. Чтение отрывка наизусть из поэмы «Василий Теркин»

Прочитать рассказ А. Платонова «Возвращение», подготовить его пересказ


59


А.П.Платонов. Картины войны и мирной жизни в рассказе «Возвращение»

Подготовить устное сообщение о героях рассказа


60


Утверждение добра, сострадания, гуманизма, в душах солдат, вернувшихся с войны

Знать текст произведения


61

Р/Р

Сочинение-размышление по рассказу «Возвращение»

Прочитать стихи о Великой Отечественной Войне (В. Высоцкий, Б. Окуджава, Е. Винокуров)


62


Стихи и песни о великой отечественной войне

Подготовиться к уроку внеклассного чтения.


63

Вн. чт.

«Сороковые - роковые…» (Музыкально-литературная композиция о поэтах и молодости на войне)

Стихотворение наизусть (по выбору)


64

Р/Р

Чтение наизусть стихотворений о Великой Отечественной войне

Прочитать рассказ В. П. Астафьева «Фотография на которой меня нет»


65


В. П. Астафьев. Автобиографичность рассказа «Фотография, на которой меня нет»

Знать содержание рассказа


66

Р/Р

Портретная характеристика героя (мальчика, учителя, бабушки)

Работа с текстом рассказа


67

Р/Р

Мое понимание фразы «Деревенская фотография - своеобразная летопись нашего народа, настенная его история»

Прочитать рассказ «Зачем я убил коростеля?»


68

Вн. чт.

В. П. Астафьев. «Зачем я убил коростеля?»

Прочитать рассказ «Экспонат №» Б. Васильева


69

Вн. чт.

Рассказ «Экспонат №». Проблема истинного и ложного в рассказе

Самостоятельное чтение рассказов о Великой Отечественной войне


70

Р/Р

Отзыв на самостоятельно прочитанное произведение о Великой Отечественной войне (или кинофильм)

Прочитать рассказ К. Г. Паустовского «Телеграмма»


71

Вн. чт.

Испытание на истинную человечность в рассказе К. Г. Паустовского «Телеграмма»

Перечитать произведение


72

Вн. чт.

Роль композиции и детали в раскрытии психологии действующих лиц

Читать стихи Н. Рубцова


73


Художественное своеобразие лирики Н. Рубцова

Подготовиться к литературной композиции по произведениям Н. Рубцова


74

Вн. чт.

Литературно-музыкальная композиция «Россия» Н. Рубцова



75

Р/Р

Анализ стихотворения Н. Рубцова



76


Зарубежная литература эпохи Возрождения и ее представители (Обзор)

Прочитать сонеты Шекспира (№ 66, 76, 90, 91, 130, 147)


77


У. Шекспир. Слово о драматурге. Сонеты - «богатейшая сокровищница лирической поэзии» (В.Г.Белинский)

Выучить один из сонетов наизусть. Прочитать трагедию «Ромео и Джульетта»


78


У. Шекспир. «Ромео и Джульетта». Конфликт любви и семейной вражды.

Подготовить сообщение о Меркуцио, о монахе брате Лоренцо; «все в мире движется любовью»


79


Ж. Б. Мольер. Комедия «Мещанин во дворянстве»

Систематизировать материал о Журдене по первому и второму действиям. Прочитать 3-5 действия пьесы. Ответить на вопрос: « Кто в комедии является резонером и почему?»


80


Сатира на дворянство и невежественность буржуа.

Подготовить характеристику Журдена


81

Р/Р

Герои пьесы и особенность их изображения. Характеристика героя комедии.

Повторить материал о русском классицизме


82

Вн. чт.

К 65-летию Победы. Брестская крепость»

Без д/з


83


Художественное родство сатиры Мольера и Фонвизина.

Читать «Путешествие Гулливера»


84


Дж. Свифт. «Путешествие Гулливера»

Читать произведение


85

Р/Р

Дж. Свифт. Анализ эпизода из произведения «Путешествие Гулливера»

Прочитать роман «Айвенго» Ф. Скотта


86


В. Скотт. «Айвенго» как исторический роман

Доказать, что роман «Айвенго» - исторический роман


87


Сравнительный анализ романов В. Скотта «Айвенго» и А. С. Пушкина «Капитанская дочка»

Повторить изученный материал за курс 8-го класса


88


Урок контроля по произведениям, изученным в 8-м классе

Подготовить проекты:

  1. «История пугачевского бунта» и «Капитанская дочка» А. С. Пушкина: правда и вымысел.

  2. «Ревизор» на русской сцене: история сценических вариантов

  3. Очерк Л.Н. Толстого «Николай Палкин» и рассказ «После бала»

  4. Образ Пугачева в фольклоре и произведениях А. С. Пушкина и С. А. Есенина

  5. Тема «маленького человека» в «Станционном смотрителе» Пушкина и «Шинели» Гоголя

  6. В. Скотт. «Айвенго» и А. С. Пушкин «Капитанская дочка»: черты жанровой близости и расхождения

  7. Собирательный образ русского солдата в поэме А. Т. Твардовского «Василий Теркин»

  8. Народные песни в русской литературе


89


Защита проектов

Подготовка к защите проектов


90


Защита проектов

Подготовка к защите проектов


91


Защита проектов

Подготовка к защите проектов


92


Защита проектов



93


Из теории литературы



94

Вн. чт.

К 65-летию Победы. « За колючей проволокой»



95


Заключительный урок



96-102


Резервные уроки





3



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!