СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа русский язык 5 класс

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа русский язык 5 класс»

Ростовская область, Мартыновский район

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение -

основная общеобразовательная школа №20 х. Сальский Кагальник



«Утверждаю»

Директор МБОУ - ООШ №20

х. Сальский Кагальник

___________/Бунечко Е.В./

Приказ _от « » 2022 г.








РАБОЧАЯ ПРОГРАММА


ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ



для 5 КЛАССА







Количество часов: 163


Учитель: Трофимчук Татьяна Сергеевна














2022 г.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

           

Рабочая программа по русскому языку для 5 класса разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования и Концепции духовно-нравственного воспитания и развития гражданина России с учетом:


  • требований к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования;

  • результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования;

  • рабочей программы И.Н. Политовой к линии УМК В.В. Бабайцевой «Русский язык. 5-9 классы». – М: «Просвещение», 2017 г.;

  • «Положения о рабочей программе МБОУ – ООШ № 20 х. Сальский Кагальник»;

  • учебника «Русский язык. Теория. 5-9 классы», авт.

В. В. Бабайцева, Л. Д, Чеснокова. – М: Дрофа, 2020 г.;

  • учебника «Русский язык. Практика. 5 класс», под ред.

А. Ю. Купаловой. - М : Дрофа, 2021 г.;

  • учебника «Русский язык. Русская речь. 5 класс», автор Е. И. Никитина,- М.: Дрофа, 2021 г.

Цели и задачи учебного предмета «Русский язык »:

Русский язык — это родной язык русского народа, государственный язык Российской Федерации; средство межнационального общения, консолидации и единения народов России; основа формирования гражданской идентичности и толерантности в поликультурном обществе.
Метапредметные образовательные функции родного языка определяют универсальный, обобщающий характер воздействия предмета «Русский (родной) язык» на формирование личности ребенка в процессе его обучения в школе. Русский (родной) язык является основой развития мышления, воображения, интеллектуальных и творческих способностей учащихся; основой самореализации личности, развития способности к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию учебной деятельности. Родной язык является средством приобщения к духовному богатству русской культуры и литературы, основным каналом социализации личности, приобщения ее к культурно-историческому опыту человечества. Будучи формой хранения и усвоения различных знаний, русский язык

неразрывно связан со всеми школьными предметами, влияет на качество их усвоения, а в дальнейшем на качество овладения профессиональными навыками. Умение общаться, добиваться успеха в процессе коммуникации, высокая социальная и профессиональная активность являются теми характеристиками личности, которые во многом определяют достижения человека практически во всех областях жизни, способствуют его социальной адаптации к изменяющимся условиям современного мира.

Родной язык является основой формирования этических норм поведения ребёнка в разных жизненных ситуациях, развития способности давать аргументированную оценку поступкам с позиций моральных норм.


Целями изучения русского языка в основной школе являются:

  • воспитание уважения к родному языку, сознательного отношения к нему как явлению культуры; осмысление родного языка как основного средства общения, средства получения знаний в разных сферах человеческой деятельности, средства освоения морально-этических норм, принятых в обществе; осознание эстетической ценности родного языка;

  • овладение русским языком как средством общения в повседневной жизни и учебной деятельности; развитие готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию, потребности в речевом самосовершенствовании; овладение важнейшими общеучебными умениями и универсальными учебными действиями (умения формулировать цели деятельности, планировать ее, осуществлять речевой самоконтроль и самокоррекцию; проводить библиографический поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию из лингвистических словарей различных типов и других источников, включая СМИ и Интернет; осуществлять информационную переработку текста и др.);

  • освоение знаний об устройстве языковой системы и закономерностях ее функционирования, о стилистических ресурсах и основных нормах русского литературного языка; развитие способности опознавать, анализировать, сопоставлять, классифицировать и оценивать языковые факты; овладение на этой основе культурой устной и письменной речи, видами речевой деятельности, правилами использования языка в разных ситуациях общения, нормами речевого этикета; обогащение активного и потенциального словарного запаса; расширение объема используемых в речи грамматических средств; совершенствование способности применять приобретенные знания, умения и навыки в процессе речевого общения в учебной деятельности и повседневной жизни.



Основные задачи курса:

  • Развитие всех видов речевой деятельности: чтение, аудирование, говорение, письмо;

  • Формирование универсальных учебных действий: познавательных, коммуникативных, регулятивных;

  • Формирование прочных орфографических и пунктуационных умений и навыков, овладение нормами русского литературного языка и обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся.

Система работы по развитию связной речи уча­щихся 5 класса учитывает следующие положе­ния:

- связь работы по развитию речи с социаль­ным опытом обучающихся (тематика устных и пись­менных высказываний предлагается с учетом их жизненного опыта, запаса знаний, впечатлений и наблюдений: «пиши и говори о том, что знаешь, ви­дел, пережил, продумал, прочувствовал»);

-взаимосвязь в работе по развитию устной и письменной речи, выражающаяся в опережающем развитии устной формы речи.

- связь работы по развитию речи с изучением русского языка (фонетики, лексики, морфемики, грамматики и стилистики русского языка);

- связь работы по развитию речи с уроками литературы и внеклассного чтения (необходимая соотнесенность в тематике, жанрах художествен­ных произведений и ученических сочинений, в ра­боте над художественными средствами языка, над отдельными видами пересказа и изложения — близкого к тексту, сжатого, выборочного ).

В 5 классе изучаются фонетика и графика, лексика и фразеология, морфемика и словообразование, морфология и орфография.

В предлагаемой программе представлены два раздела: «Вводный курс» и «Основной курс».

Назначение «Вводного курса» — не только по­вторить изученное в начальных классах, но и создать мотивацию учения на новом этапе, открыть перспективы занятий родным язы­ком.

В «Основном курсе» реализуется линейный принцип подачи материала. Для обеспечения осоз­нанного восприятия устройства языковой системы и формирования практических умений и навыков он представляется более прочной базой, чем раз­дробленные сведения из разных разделов науки о языке.

Программа предусматривает прочное усвоение учебного материала, для чего значительное место в ней отводится повторению. В 5 классе в разделе «Повторение » определено содержание этой работы.

Программа включает базовые знания и умения, которыми должны овладеть все учащиеся общеобразовательной школы.

В данной рабочей программе существуют сокращения слов: р/р – это уроки развития речи.



Место учебного предмета в учебном плане


На основании учебного плана на изучение русского языка в 5 классе основной школы отводится 170 учебных часов, из расчета 5 учебных часов в неделю.

В соответствии с календарным учебным графиком и расписанием на 2022-2023 учебный год на изучение русского языка в 5 классе отводится 163 часа, из расчета 5 учебных часов в неделю (по авторской программе - «Русский язык. 5-9 классы» – 170 часов).


Программа будет выполнена за 163 часа, в соответствии с календарным учебным графиком и расписанием на 2022-2023 учебный год, за счет объединения тем:

1. «Обращение» на 1 час (в авторской программе – 2 ч, в данной рабочей программе – 1 ч), раздел «Фонетика. Графика. Орфография. Орфоэпия» - на 2 часа (в авторской программе – 22 ч, в данной рабочей программе – 20 ч), раздел «Морфемика. Словообразование» - на 2 часа (в авторской программе – 48 ч, в данной рабочей программе – 46 ч), раздел «Повторение» - на 2 часа (в авторской программе – 6 ч, в данной рабочей программе – 4 ч)


Количество учебных часов – 163

из них:


развитие речи –28 часов

контрольные диктанты - 5 часов

контрольные работы – 5 часов



Направления проектной деятельности по русскому языку в 5 классе

Темы проектов:



  1. Звуки спорят: кто важнее?

  2. Заимствованные слова в русском языке.

  3. Из истории этикетных слов.

  4. История падежей.

  5. Лексика русского языка нашего времени.

  6. Лингвистическая сказка о приставках ПРИ- и ПРЕ.

  7. Исторические фразеологизмы и их роль в формировании культуры современного человека.

  8. Интересные способы словообразования.

  9. Морфологические признаки частей речи.

10) Знаки препинания и их роль в письменной речи.

11) Диалектизмы в повести Н. В. Гоголя «Ночь перед Рождеством».

12) Наши домашние питомцы и русская фразеология.

13) Орфоэпия.

14) Омонимы в русском языке.






















Ценностные ориентиры содержания учебного предмета

Направленность курса русского (родного) языка на формирование коммуникативной, языковой и лингвистической (языковедческой) и культуроведческой компетенций нашла отражение в структуре примерной программы. В ней выделяются три сквозные содержательные линии, обеспечивающие формирование указанных компетенций:

● содержание, обеспечивающее формирование коммуникативной компетенции;

● содержание, обеспечивающее формирование языковой и лингвистической (языковедческой) компетенций; 

●содержание, обеспечивающее формирование культуроведческой компетенции.

Коммуникативная компетенция предполагает овладение видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, базовыми умениями и навыками использования языка в жизненно важных для данного возраста сферах и ситуациях общения. Коммуникативная компетентность проявляется в умении определять цели коммуникации, оценивать речевую ситуацию, учитывать намерения и способы коммуникации партнера, выбирать адекватные стратегии коммуникации, быть готовым к осмысленному изменению собственного речевого поведения.

Языковая и лингвистическая (языковедческая) компетенции  формируются на основе овладения необходимыми знаниями о языке как знаковой системе и общественном явлении, его устройстве, развитии и функционировании; освоения основных норм русского литературного языка; обогащения словарного запаса и грамматического строя речи учащихся: формирования способности к анализу и оценке языковых явлений и фактов, необходимых знаний о лингвистике как науке, ее основных разделах и базовых понятиях; умения пользоваться различными видами лингвистических словарей.

Культуроведческая компетенция  предполагает осознание  родного языка как формы выражения национальной культуры, понимание взаимосвязи языка и истории народа, национально- культурной специфики русского языка, освоение норм русского речевого этикета, культуры межнационального общения; способность объяснять значения слов с национально-культурным компонентом.



СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «РУССКИЙ ЯЗЫК»

О ЯЗЫКЕ

Знакомство с учебным комплексом по русскому языку.

Роль языка в жизни общества.


Вводный курс

ОРФОГРАФИЯ

Орфограмма.

Правописание безударных гласных в корне слова, в приставках; и, а, у после шипящих; глухих и звонких согласных, непроизносимых согласных, удвоенных согласных в корне слова.


МОРФОЛОГИЯ И ОРФОГРАФИЯ

Части речи. Самостоятельные и служебные части речи. Имя существительное. Морфологические признаки существительного. Склонение. Имена существительные собственные.

Правописание падежных окончаний.

Имя прилагательное. Связь прилагательного с именем существительным. Морфологические признаки прилагательных. Правописание безударных гласных в окончаниях имён прилагательных.

Глагол. Морфологические признаки глагола. Неопределенная форма глагола. Прошедшее, настоящее и будущее время. Спряжение глагола.

Правописание гласных перед суффиксом -л- и в окончаниях глаголов.

Буква ь в глаголах 2-го лица единственного числа.

Глаголы с –тся и -ться.

Наречие. Различение наречий по вопросу.

Правописание наиболее употребительных наречий по списку.

Местоимение. Личные я, ты, он и др. Притяжательные мой, твой, наш, ваш, свой. Вопросительные кто? что? какой? и др. Неопределённые кто-то, что-либо, какой-либо, кое-кто и др.

Раздельное написание местоимений с предлогами.

Дефис в неопределённых местоимениях.

Предлог. Разграничение предлогов и приставок. Раздельное написание предлогов с именами существительными.

Союз. Союзы и, а, но между однородными членами и в сложных предложениях.


Частица. Частицы не, бы(б), ли (ль), же (ж) и др. Их значение в предложениях.

Раздельное написание частиц с другими словами.


СИНТАКСИС И ПУНКТУАЦИЯ

Понятие о синтаксисе и пунктуации.

Предложение. Грамматическая основа предложения. Интонация конца предложения.

Виды предложений по цели высказывания. Невосклицательные и восклицательные предложения.

Знаки препинания в конце предложения.

Главные члены предложения. Тире между подлежащим и сказуемым (при их выражении именем существительным в именительном падеже).

Второстепенные члены предложения (определение, дополнение, обстоятельство).

Словосочетание. Сочинительные и подчинительные словосочетания. Словосочетания в предложении.

Предложения с однородными членами. Обобщающее слово перед однородными членами.

Знаки препинания в предложениях с однородными членами (соединёнными только интонацией, одиночными союзами и, а, но, а также повторяющимся союзом и) и обобщающим словом перед однородными членами.

Предложения с обращениями. Знаки препинания в предложениях с обращением.

Предложения с вводными словами (указывающими на уверенность или неуверенность говорящего по отношению к высказываемому).

Знаки препинания в предложениях с вводными словами.

Сложное предложение.

Сложносочинённые предложения.

Сложноподчинённые предложения.

Сложные бессоюзные предложения.

Запятая между частями сложного предложения.

Предложения с прямой речью (прямая речь после слов автора и перед ними).

Диалог.

Знаки препинания в предложениях с прямой речью (в указанных выше случаях). Оформление диалога на письме.


Основной курс

Понятие о литературном языке.

Литературный язык — основа русского национального языка. Нормы литературного языка: произносительные (орфоэпические), морфологические, синтаксические, стилистические, орфографические, пунктуационные и др.


ФОНЕТИКА. ГРАФИКА. ОРФОГРАФИЯ. ОРФОЭПИЯ.

Звуки речи. Звуки речи и буквы. Алфавит.

Элементы фонетической транскрипции.

Гласные и согласные звуки.

Слог.

Правила переноса слов.

Ударение, его особенности в русском языке. Гласные ударные и безударные.

Выразительные средства фонетики.

Понятие об орфограмме. Сильная и слабая позиция звука.

Правописание безударных гласных в корне.

Звонкие и глухие согласные звуки. Сонорные согласные.

Шипящие согласные.

Правописание парных звонких и глухих согласных на конце и в середине слов перед согласными.

Твёрдые и мягкие согласные звуки.

Обозначение мягкости согласных на письме с помощью ь.

Значение букв е, ё, ю, я.

Правописание разделительных ъ и ь.

Правописание гласных после шипящих.

Правописание мягкого знака после шипящих на конце слов.

Правописание гласных и и ы после ц.

Орфографический словарь.

Основные нормы литературного произношения. Допустимые варианты орфоэпической нормы. Орфоэпический словарь.


МОРФЕМИКА И СЛОВООБРАЗОВАНИЕ. ОРФОГРАФИЯ.

Понятие о морфемике. Морфема — минимальная значимая единица языка. Основа слова и окончание. Корень слова. Однокоренные (родственные) слова. Приставки, суффиксы.

Словообразовательные и словоизменительные морфемы.

Словообразование. Основные способы образования слов.

Богатство словообразовательной системы русского языка.

Элементы этимологического анализа слова.

Выразительные средства морфемики и словообразования.

Правописание сложных и сложносокращённых слов.

Чередование звуков в корне слова.

Правописание корней и приставок. Правописание безударных гласных в корне слова.

Правописание корней с чередованием гласных а — о.

Правописание корней с чередованием гласных е — и.

Правописание согласных и гласных в приставках.

Правописание приставок, оканчивающихся на з (с).

Правописание приставок роз- (рос-) — раз- (рас-).

Буква ы после приставок, оканчивающихся на согласный.

Правописание приставок при- и пре-.

Словообразовательные и этимологические словари русского языка.


ЛЕКСИКОЛОГИЯ И ФРАЗЕОЛОГИЯ

Понятие о лексикологии. Лексикология как раздел науки о языке. Лексика как словарный состав языка. Словарное богатство русского языка.

Лексическое значение слова. Основные способы его толкования.

Однозначные и многозначные слова.

Прямое и переносное значения слова. Основания для переноса значения.

Изобразительные средства языка, основанные на употреблении слова в переносном значении.

Омонимы. Синонимы. Антонимы. Текстообразующая роль синонимов и антонимов (в том числе контекстуальных).

Словари синонимов и антонимов.

Историческая изменчивость словарного состава языка.

Образование новых слов и заимствование как основные пути пополнения словарного состава языка.

Старославянизмы. Их стилистические функции.

Исконно русские и заимствованные слова. Основные причины заимствования слов. Основные языки-источники лексических заимствований в русском языке. Оценка речи сточки зрения целесообразности и уместности использования иноязычной речи. Словари иностранных слов и их использование.

Устаревшие слова и неологизмы. Основные причины появления устаревших слов и неологизмов в процессе развития языка. Два типа устаревших слов: историзмы и архаизмы.

Общеязыковые и индивидуально-авторские неологизмы.

Наблюдение за использованием устаревших слов и неологизмов в текстах.

Нейтральные и стилистически окрашенные слова. Книжные слова и разговорные слова. Оценка собственной и чужой речи с точки зрения уместности использования стилистически окрашенной лексики в различных ситуациях речевого общения.

Общеупотребительная лексика и лексика ограниченного употребления. Диалектизмы, профессионализмы, жаргонизмы. Неоправданное расширение сферы употребления жаргонизмов в разговорной речи.

Фразеологизмы. Их отличие от свободных сочетаний слов. Особенности употребления фразеологизмов в речи. Выразительность фразеологизмов.

5 КЛАСС

РАЗВИТИЕ РЕЧИ


Устная и письменная формы речи.

Речь диалогическая и монологическая.

Понятие о связном тексте.

Тема.

Основная мысль текста. Смысловые части текста.

Простой план.

Понятие о параллельной и последовательной связи предложений в тексте.

Выразительные средства устной речи.

Общее понятие о стилях речи. Характеристика разговорного, научного, художественного стилей речи.

Типы речи. Представление о повествовании, описании, рассуждении.















ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «РУССКИЙ ЯЗЫК»


Требования к результатам освоения основных образовательных программ структурируются по ключевым задачам общего образования, отражающим индивидуальные, общественные и государственные потребности, и включают личностные, метапредметные и предметные результаты.

Личностные результаты:

- понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа, определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности, его значения в процессе получения школьного образования;

- осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры; стремление к речевому самосовершенствованию;

- достаточный объём словарного запаса и усвоенных грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения; способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.

Метапредметные результаты:

1) Владение всеми видами речевой деятельности:

- адекватное понимание информации устного и письменного сообщения (коммуникативной установки, темы текста, основной мысли; основной и дополнительной информации);

- владение разными видами чтения (поисковым, просмотровым, ознакомительным, изучающим) текстов разных стилей и жанров; адекватное восприятие на слух текстов разных стилей и жанров; владение разными видами аудирования;

- способность извлекать информацию из различных источников, включая средства массовой информации, компакт-диски учебного назначения, ресурсы Интернета; свободно пользоваться словарями различных типов, справочной литературой, в том числе и на электронных носителях;

- овладение приёмами отбора и систематизации материала на определённую тему; умение вести самостоятельный поиск информации;


способность к преобразованию, сохранению и передаче информации, полученной в результате чтения или аудирования;

- умение сопоставлять и сравнивать речевые высказывания с точки зрения их содержания, стилистических особенностей и использованных языковых средств;

- способность определять цели предстоящей учебной деятельности (индивидуальной и коллективной), последовательность действий, оценивать достигнутые результаты и адекватно формулировать их в устной и письменной форме;

- умение воспроизводить прослушанный или прочитанный текст с заданной степенью свёрнутости (план, пересказ) умение создавать устные и письменные тексты разных типов;

- способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме, соблюдать нормы построения текста (логичность, последовательность, связность, соответствие теме и др.); адекватно выражать своё отношение к фактам и явлениям окружающей действительности, к прочитанному, услышанному, увиденному;

- владение различными видами монолога (повествование, описание, рассуждение) и диалога;

- соблюдение в практике речевого общения основных орфоэпических, лексических, грамматических, стилистических норм современного русского литературного языка; соблюдение основных правил орфографии и пунктуации в процессе письменного общения;

- способность участвовать в речевом общении, соблюдая нормы речевого этикета; адекватно использовать жесты, мимику в процессе речевого общения;

- способность осуществлять речевой самоконтроль в процессе учебной деятельности и в повседневной практике речевого общения;

- способность оценивать свою речь с точки зрения её содержания, языкового оформления; умение находить грамматические и речевые ошибки, недочёты, исправлять их; совершенствовать и редактировать собственные тексты;

- умение выступать перед аудиторией сверстников с небольшими сообщениями, докладом; участие в спорах, обсуждениях актуальных тем с использованием различных средств аргументации.

2) Применение приобретённых знаний, умений и навыков в повседневной жизни; способность использовать родной язык как средство получения знаний по другим учебным предметам; применение полученных


знаний, умений и навыков анализа языковых явлений на межпредметном уровне (на уроках иностранного языка, литературы и др.).

3) Коммуникативное целесообразное взаимодействие с окружающими людьми в процессе речевого общения, совместного выполнения какого-либо задания, участия в спорах, обсуждениях актуальных тем.

Предметные результаты:

- представление о роли русского языка как национального языка русского народа, как государственного языка Российской Федерации и языка межнационального общения, о связи языка и культуры народа, о роли родного языка в жизни человека и общества:

- понимание места родного языка в системе гуманитарных наук и его роли в образовании в целом;

- усвоение основ научных знаний о родном языке;

- освоение базовых понятий лингвистики: лингвистика и её основные разделы; язык и речь, речевое общение, речь устная и письменная; монолог, диалог; ситуация речевого общения; разговорная речь, научный, публицистический, официально-деловой стили, язык художественной литературы; функционально-смысловые типы речи (повествование, описание, рассуждение); текст, типы текста; основные единицы языка, их признаки и особенности употребления в речи;

- овладение основными стилистическими ресурсами лексики и фразеологии русского языка, основными нормами русского литературного языка, изучаемыми в 5 классе;

- проведение различных видов анализа слова (фонетический, морфемный, словообразовательный, лексический, морфологический), синтаксического анализа словосочетания и предложения;

- осознание эстетической функции родного языка, способность оценивать эстетическую сторону речевого высказывания при анализе текстов художественной литературы.

Речь и речевое общение


Обучающийся научится:

• использовать различные виды монолога (повествование, описание, рассуждение; сочетание разных видов монолога) в различных ситуациях общения;

• использовать различные виды диалога в ситуациях формального и неформального, межличностного и межкультурного общения;

• соблюдать нормы речевого поведения в типичных ситуациях общения;

• оценивать образцы устной монологической и диалогической речи с точки зрения соответствия ситуации речевого общения, достижения коммуникативных целей речевого взаимодействия, уместности использованных языковых средств;

• предупреждать коммуникативные неудачи в процессе речевого общения.

Обучающийся получит возможность научиться: выступать перед аудиторией с небольшим докладом; публично представлять проект, реферат; публично защищать свою позицию; участвовать в коллективном обсуждении проблем, аргументировать собственную позицию, доказывать её, убеждать; понимать основные причины коммуникативных неудач и объяснять их.

Речевая деятельность

Аудирование

Обучающийся научится:

• различным видам аудирования (с полным пониманием аудиотекста, с пониманием основного содержания, с выборочным извлечением информации); передавать содержание аудиотекста в соответствии с заданной коммуникативной задачей в устной форме;

• понимать и формулировать в устной форме тему, коммуникативную задачу, основную мысль, логику изложения учебно-научного, публицистического, официально-делового, художественного аудиотекстов, распознавать в них основную и дополнительную информацию, комментировать её в устной форме;

• передавать содержание учебно-научного, публицистического, официально-делового, художественного аудиотекстов в форме плана, тезисов, ученического изложения (подробного, выборочного, сжатого).

Обучающийся получит возможность научиться: понимать явную и скрытую (подтекстовую) информацию публицистического текста (в том числе в СМИ), анализировать и комментировать её в устной форме.

Чтение


Обучающийся научится:

• понимать содержание прочитанных учебно-научных, публицистических (информационных и аналитических, художественно-публицистического жанров), художественных текстов и воспроизводить их в устной форме в соответствии с ситуацией общения, а также в форме ученического изложения (подробного, выборочного, сжатого), в форме плана, тезисов (в устной и письменной форме);

• использовать практические умения ознакомительного, изучающего, просмотрового способов (видов) чтения в соответствии с поставленной коммуникативной задачей;

• передавать схематически представленную информацию в виде связного текста;

• использовать приёмы работы с учебной книгой, справочниками и другими информационными источниками, включая СМИ и ресурсы Интернета; отбирать и систематизировать материал на определённую тему, анализировать

• отобранную информацию и интерпретировать её в соответствии с поставленной коммуникативной задачей.

Обучающийся получит возможность научиться: понимать, анализировать, оценивать явную и скрытую (подтекстовую) информацию в прочитанных текстах разной функционально-стилевой и жанровой принадлежности; извлекать информацию по заданной проблеме (включая противоположные точки зрения на её решение) из различных источников (учебно- научных текстов, текстов СМИ, в том числе представленных в электронном виде на различных информационных носителях, официально-деловых текстов), высказывать собственную точку зрения на решение проблемы.

Говорение


Обучающийся научится:

• создавать устные монологические и диалогические высказывания (в том числе оценочного характера) на актуальные социально-культурные, нравственно-этические, бытовые, учебные темы (в том числе лингвистические, а также темы, связанные с содержанием других изучаемых учебных предметов) разной коммуникативной направленности в соответствии с целями и ситуацией общения (сообщение, небольшой доклад в ситуации учебно-научного общения, бытовой рассказ о событии, история, участие в беседе, споре);

• обсуждать и чётко формулировать цели, план совместной групповой учебной деятельности, распределение частей работы;

• извлекать из различных источников, систематизировать и анализировать материал на определённую тему и передавать его в устной форме с учётом заданных условий общения;

• соблюдать в практике устного речевого общения основные орфоэпические, лексические, грамматические нормы современного русского литературного языка; стилистически корректно использовать лексику и фразеологию, правила речевого этикета.

Обучающийся получит возможность научиться: создавать устные монологические и диалогические высказывания различных типов и жанров в учебно-научной, социально-культурной и деловой сферах общения; выступать перед аудиторией с докладом; публично защищать проект, реферат; участвовать в дискуссии на учебно-научные темы, соблюдая нормы учебно-научного общения; анализировать и оценивать речевые высказывания с точки зрения их успешности в достижении прогнозируемого результата.

Письмо


Обучающийся научится:

• создавать письменные монологические высказывания разной коммуникативной направленности с учётом целей и ситуации общения (ученическое сочинение на социально- культурные, нравственно-этические, бытовые и учебные темы, рассказ о событии, тезисы, неофициальное письмо, отзыв, расписка, доверенность, заявление);

• излагать содержание прослушанного или прочитанного текста (подробно, сжато, выборочно) в форме ученического изложения, а также тезисов, плана; • соблюдать в практике письма основные лексические, грамматические, орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка; стилистически корректно использовать лексику и фразеологию.

Обучающийся получит возможность научиться: писать рецензии, рефераты; составлять аннотации, тезисы выступления, конспекты; писать резюме, деловые письма, объявления с учётом внеязыковых требований, предъявляемых к ним, и в соответствии со спецификой употребления языковых средств.

Текст


Обучающийся научится:

• анализировать и характеризовать тексты различных типов речи, стилей, жанров с точки зрения смыслового содержания и структуры, а также требований, предъявляемых к тексту как речевому произведению;

• осуществлять информационную переработку текста, передавая его содержание в виде плана (простого, сложного), тезисов, схемы, таблицы и т. п.;

• создавать и редактировать собственные тексты различных типов речи, стилей, жанров с учётом требований к построению связного текста.

Обучающийся получит возможность научиться: создавать в устной и письменной форме учебно-научные тексты (аннотация, рецензия, реферат, тезисы, конспект, участие в беседе, дискуссии), официально-деловые тексты (резюме, деловое письмо, объявление) с учётом вне- языковых требований, предъявляемых к ним, и в соответствии со спецификой употребления в них языковых средств.

Функциональные разновидности языка

Обучающийся научится:

• владеть практическими умениями различать тексты разговорного характера, научные, публицистические, официально-деловые, тексты художественной литературы (экстралингвистические особенности, лингвистические особенности на уровне употребления лексических средств, типичных синтаксических конструкций);

• различать и анализировать тексты разных жанров научного (учебно-научного), публицистического, официально-делового стилей, разговорной речи (отзыв, сообщение, доклад как жанры научного стиля; выступление, статья, интервью, очерк как жанры публицистического стиля; расписка, доверенность, заявление как жанры официально-делового стиля; рассказ, беседа, спор как жанры разговорной речи);

• создавать устные и письменные высказывания разных стилей, жанров и типов речи (отзыв, сообщение, доклад как жанры научного стиля; выступление, интервью, репортаж как жанры публицистического стиля; расписка, доверенность, заявление как жанры официально- делового стиля; рассказ, беседа, спор как жанры разговорной речи; тексты повествовательного характера, рассуждение, описание; тексты, сочетающие разные функционально-смысловые типы речи);

• оценивать чужие и собственные речевые высказывания разной функциональной направленности с точки зрения соответствия их коммуникативным требованиям и языковой правильности;

• исправлять речевые недостатки, редактировать текст;

• выступать перед аудиторией сверстников с небольшими информационными сообщениями, сообщением и небольшим докладом на учебно-научную тему.

Обучающийся получит возможность научиться: различать и анализировать тексты разговорного характера, научные, публицистические, официально-деловые, тексты художественной литературы с точки зрения специфики использования в них лексических, морфологических, синтаксических средств; создавать тексты различных функциональных стилей и жанров (аннотация, рецензия, реферат, тезисы, конспект как жанры учебно-научного стиля), участвовать в дискуссиях на учебно-научные темы; составлять резюме, деловое письмо, объявление в официально-деловом стиле; готовить выступление, информационную заметку, сочинение - рассуждение в публицистическом стиле; принимать участие в беседах, разговорах, спорах в бытовой сфере общения, соблюдая нормы речевого поведения; создавать бытовые рассказы, истории, писать дружеские письма с учётом внеязыковых требований, предъявляемых к ним, и в соответствии со спецификой употребления языковых средств; анализировать образцы публичной речи с точки зрения её композиции, аргументации, языкового оформления, достижения поставленных коммуникативных задач; выступать перед аудиторией сверстников с небольшой протокольно-этикетной, развлекательной, убеждающей речью.

Общие сведения о языке


Обучающийся научится:

• характеризовать основные социальные функции русского языка в России и мире, место русского языка среди славянских языков, роль старославянского (церковнославянского) языка в развитии русского языка;

• определять различия между литературным языком и диалектами, просторечием, профессиональными разновидностями языка, жаргоном и характеризовать эти различия;

• оценивать использование основных изобразительных средств языка.

Обучающийся получит возможность научиться: характеризовать вклад выдающихся лингвистов в развитие русистики.

Морфология

Обучающийся научится:

• опознавать самостоятельные (знаменательные) части речи и их формы, служебные части речи;

• анализировать слово с точки зрения его принадлежности к той или иной части речи;

• употреблять формы слов различных частей речи в соответствии с нормами современного русского литературного языка;

• применять морфологические знания и умения в практике правописания, в различных видах анализа;

• распознавать явления грамматической омонимии, существенные для решения орфографических и пунктуационных задач. Выпускник получит возможность научиться: анализировать синонимические средства морфологии; различать грамматические омонимы; опознавать основные выразительные средства морфологии в публицистической и художественной речи и оценивать их; объяснять особенности употребления морфологических средств в текстах научного и официально-делового стилей речи; извлекать необходимую информацию из словарей грамматических трудностей, в том числе мультимедийных; использовать эту информацию в различных видах деятельности.


Синтаксис

Обучающийся научится:

• опознавать основные единицы синтаксиса (словосочетание, предложение) и их виды;

• анализировать различные виды словосочетаний и предложений с точки зрения структурной и смысловой организации, функциональной предназначенности;

• употреблять синтаксические единицы в соответствии с нормами современного русского литературного языка;

• использовать разнообразные синонимические синтаксические конструкции в собственной речевой практике;

• применять синтаксические знания и умения в практике правописания, в различных видах анализа.

Обучающийся получит возможность научиться: демонстрировать роль орфографии и пунктуации в передаче смысловой стороны речи; извлекать необходимую информацию из мультимедийных орфографических словарей и справочников по правописанию; использовать эту информацию в процессе письма.


Язык и культура

Обучающийся научится:

• выявлять единицы языка с национально-культурным компонентом значения в произведениях устного народного творчества, в художественной литературе и исторических текстах;

• приводить примеры, которые доказывают, что изучение языка позволяет лучше узнать историю и культуру страны;

• уместно использовать правила русского речевого этикета в учебной деятельности и повседневной жизни. Выпускник получит возможность научиться: характеризовать на отдельных примерах взаимосвязь языка, культуры и истории народа — носителя языка; анализировать и сравнивать русский речевой этикет с речевым этикетом отдельных народов России и мира.



















Тематическое планирование , 5 класс – 163 часа

урока п\п


Тема


Основные виды деятельности обучающегося



Формы контроля


Дата

План

Коррекция

О ЯЗЫКЕ – 2 ЧАСА

1.


Знакомство с учебным комплексом.

Анализ текстов, сопоставление их, умение делать выводы, конспектировать тексты.

Фронтальный опрос

01.09


2.

Роль языка в жизни общества.

Составление плана статьи.


Фронтальный опрос

02.09


ВВОДНЫЙ КУРС – 68 ЧАСОВ

Орфография - 8 часов

3.

Орфография. Орфограмма.


Орфографический разбор слова.

Текущий контроль

05.09


4.


Правописание безударных гласных в корне слова.

Комментирование презентации.

Фронтальный опрос

06.09


5.

Правописание безударных гласных в приставках.


Составление конспекта статьи.

Индивидуальный опрос

07.09


6.

Правописание гласных И. А. У после шипящих.


Определение орфограммы в корне, применение орфографического правила.

Фронтальный опрос

08.09


7.

Правописание звонких и глухих согласных в корне слова.


Определение орфограммы в корне, применение орфографического правила, подбор проверочных слов.

Фронтальный опрос

09.09


8.

Правописание непроизносимых согласных в корне слова.

Определение орфограммы в корне, подбор проверочных слов.

Текущий контроль

12.09


9.

Правописание удвоенных согласных в корне слова.


Составление и использование алгоритма нахождения и проверки орфограммы.

Фронтальный опрос

13.09


10.

Контрольная работа по теме «Повторение».


Уметь писать предложения с вводными словами, расставлять знаки препинания.

Тест

14.09



Морфология и орфография – 23 часа

11.

Самостоятельные и служебные части речи.



Применение алгоритма различения самостоятельных и служебных частей речи.

Фронтальный опрос

15.09


12.

Имя существительное.

Морфологические признаки имени существительного.


Распознавание частей речи по характерным признакам, умение различать имя существительное по морфологическим признакам.

Фронтальный опрос

16.09


13 .


Склонение имен существительных.


Определение склонения имен существительных.

Индивидуальный опрос

19.09


14.


Мягкий знак после шипящих на конце имен существительных.

Применение алгоритма написания существительных с мягким знаком на конце после шипящих.

Фронтальный опрос


20.09


15.


Р/р Для чего людям нужна речь? Как различают формы речи?

Пересказ текста по составленному плану, формулирование вопросов к тексту.


Фронтальный опрос


21.09


16.


Контрольный диктант с грамматическим заданием «Летом в лесу» по теме «Имя существительное».

Применение правила проверки орфограмм и алгоритма решения орфографических задач на практике

Диктант с грамматическим заданием

22.09


17.


Имя прилагательное. Морфологические признаки.



Составление плана текста.


Индивидуальный опрос

23.09


18.

Глагол. Морфологические признаки. Неопределенная форма глагола.

Распознавание частей речи по характерным признакам, умение различать глагол по морфологическим признакам.

Фронтальный опрос

26.09


19.

Прошедшее время глагола.

Использование формы прошедшего времени глагола в текстах повествования.

Индивидуальный опрос

27.09


20.

Личные окончания глаголов настоящего и будущего времени 1 и 2 спряжения.

Применение правила написания личных окончаний глаголов 1 и 2 спряжения.

Фронтальный опрос

28.09


21.

Правописание безударных личных окончаний глаголов.

Применение правила написания личных окончаний глаголов 1 и 2 спряжения.

Индивидуальная работа

29.09


22.

Правописание НЕ с глаголами.

Применение алгоритма слитного и раздельного написания НЕ с глаголами.

Фронтальный опрос

30.09


23.

Правописание -ТСЯ и –ТЬСЯ в глаголах.

Применение алгоритма написания -ТСЯ и – ТЬСЯ в глаголах.

Фронтальный опрос

03.10


24.

Контрольная работа по теме: «Глагол».

Применение правил проверки орфограмм.

Тест

04.10


25.

Р/р Что такое текст? Как связать предложения в тексте?

Работа с деформированными текстами, определение типов речи в текстах.

Фронтальный опрос

05.10


26.

Наречие как самостоятельная часть речи. Различение наречий по вопросу.

Распознавание наречий по вопросам.

Фронтальный опрос

06.10


27.

Правописание наречий.

Применение правил написания наречий, выделение наречий в тексте.

Индивидуальная работа

07.10


28.

Местоимение как часть речи.

Распознавание местоимений по морфологическим признакам в тексте.

Фронтальный опрос

10.10


29.

Личные, вопросительные и неопределенные местоимения. Дефис в местоимениях.

Различение личных, вопросительных, неопределенных местоимений, применение алгоритма написания дефиса в неопределенных местоимениях.

Текущий контроль

11.10


30.

Служебные части речи. Понятие о предлоге.


Различение предлогов и приставок.


Фронтальный опрос

12.10


31.

Понятие о частице.


Применение правил раздельного написания частиц со словами.

Фронтальный опрос

13.10


32.

Понятие о союзах. Союзы А, НО, И между однородными членами и в сложном предложении.

Применение правила постановки запятой в ряду однородных членов, соединенных союзами.

Текущий контроль

14.10


33.

Контрольный диктант с грамматическим заданием «Одуванчики» по теме «Морфология и орфография».

Применение правил определения частей речи.

Диктант с грамматическим заданием

17.10


Синтаксис и пунктуация – 37 часов

34.

Понятие о синтаксисе и пунктуации.

Различение единиц языка, определение роли знаков препинания в предложении.

Фронтальный опрос

18.10


35.

Словосочетание.


Выделение словосочетаний в предложении, анализ их структуры.

Фронтальный опрос

19.10


36.

Предложение. Признаки предложения. Грамматическая основа предложения.


Деление текста на отдельные предложения. Выделение грамматической основы в предложении.

Текущий контроль

20.10


37.

Пунктуационный разбор предложения.



Пунктуационный разбор предложения.

Индивидуальная работа

21.10


38.

Виды предложений по цели высказывания.

Анализ предложений по цели высказывания.

Фронтальный опрос

24.10


39

Невосклицательные и восклицательные предложения.

Эмоционально-выразительное чтение предложений.

Фронтальный опрос

25.10


40.

Грамматическая основа предложения. Подлежащее и сказуемое.

Различение главных и второстепенных членов предложения.

Фронтальный опрос

26.10


41.

Тире между подлежащим и сказуемым.

Применение правил постановки тире между подлежащим и сказуемым в предложении.

Текущий контроль

27.10


42.

Второстепенные члены предложения.

Применение второстепенных членов предложения в тексте типа речи описание.

Фронтальный опрос

28.10


43.

Синтаксический разбор простого предложения.

Применение алгоритма синтаксического разбора простого предложения.

Фронтальный опрос

07.11


44.

Смысловое и грамматическое значение словосочетаний.

Определение смыслового и грамматического значения словосочетаний.

Фронтальный опрос

08.11


45.

Сочинительные и подчинительные словосочетания.

Установление смысловой и грамматической связи слов в словосочетании.

Текущий контроль

09.11


46.

Р/р Выборочное изложение по рассказу И.С. Тургенева «Воробей».

Пересказ текста, деление на смысловые части, составление плана текста, выбор главной информации.

Выборочное изложение

10.11


47.

Р/р Выборочное изложение по рассказу И.С. Тургенева «Воробей».

Пересказ текста, деление на смысловые части, составление плана текста, выбор главной информации.

Выборочное изложение

11.11


48.

Предложения с однородными членами.


Определение стиля речи по языковым признакам

Индивидуальный опрос

14.11


49.

Признаки однородных членов предложения.

Применение правил постановки знаков препинания в предложениях с однородными членами.

Фронтальный опрос

15.11


50.

Пунктуация в предложениях с однородными членами.

Анализ текста по алгоритму.

Текущий контроль

16.11


51.

P/р Главное в тексте – идея, основная мысль.

Определение основной мысли текста

Индивидуальный опрос

17.11


52.

Обобщающие слова при однородных членах.

Нахождение в предложении обобщающих слов, отличие их от однородных членов

Фронтальный опрос

18.11


53.

Контрольный диктант с грамматическим заданием «Ночь в лесу» по теме «Синтаксис и пунктуация».

Применение алгоритма постановки знаков препинания при однородных членах.

Диктант с грамматическим заданием

21.11


54.

Предложения с обращениями.

Нахождение обращений в тексте.

Фронтальный опрос

22.11


55.

Основные признаки обращения.

Отличие обращений от подлежащих.

Фронтальный опрос

23.11


56.

Предложения с вводными словами.

Определение значений вводных слов.

Текущий контроль

24.11


57.

Разряды вводных слов по значению.

Дифференцирование вводных слов по их значению.

Фронтальный опрос

25.11


58.

Союзные и бессоюзные сложные предложения.

Определение основных признаков сложного предложения: наличие двух или более грамматических основ.

Текущий контроль

28.11


59.

Сложносочинённые и сложноподчинённые предложения.

Различение сложносочиненного и сложноподчиненного предложения, определение средств связи частей сложного предложения.

Фронтальный опрос

29.11


60.

Союзы в сложном предложении.

Применение правила постановки запятой в сложном предложении.

Фронтальный опрос

30.11


61.

Синтаксический разбор сложного предложения.

Синтаксический разбор сложных предложений.

Индивидуальный опрос

01.12


62.

Р/р Изложение, близкое к тексту «Отважный пингвинёнок».

Пересказ текста, деление текста на абзацы, составление плана текста.

Изложение, близкое к тексту

02.12


63.

Р/р Изложение, близкое к тексту «Отважный пингвинёнок».

Пересказ текста, деление текста на абзацы, составление плана текста.

Изложение, близкое к тексту

05.12


64.

Предложения с прямой речью.

Различение прямой речи и слов автора, составление схем предложений с прямой речью.

Фронтальный опрос

06.12


65.

Знаки препинания в предложениях с прямой речью.

Расстановка знаков препинания в предложениях с прямой речью.

Текущий контроль

07.12


66.

Прямая речь до и после слов автора.

Различение прямой речи и слов автора, составление схем предложений с прямой речью.

Фронтальный опрос

08.12


67.

Диалог. Отличие диалога от прямой речи.

Составление текста типа речи повествование.


Индивидуальный опрос

09.12


68.

Р/р Для чего нужен план?

Составление плана текста

Фронтальный опрос

12.12


69.

Повторение по теме: «Синтаксис и пунктуация»..

Анализ текста

Текущий контроль

13.12


70.

Контрольный диктант с грамматическим заданием «Отважные люди» по теме: «Синтаксис и пунктуация».

Морфемный разбор слов, синтаксический разбор простого предложения.

Диктант с грамматическим заданием

14.12


ОСНОВНОЙ КУРС – 89 часов

Фонетика. Графика. Орфография. Орфоэпия - 20 часов

71.

Р/р Понятие о литературном языке.

Анализ текстов, проверка орфограмм в словах

Фронтальный опрос

15.12



72.

Звуки речи и буквы.

Различение гласных и согласных звуков, звуков и букв.

Фронтальный опрос

16.12


73.

Гласные и согласные звуки.

Фонетический разбор слов


Индивидуальный опрос

19.12


74.

Алфавит.

Различение гласных и согласных букв алфавита.

Текущий контроль

20.12


75.

Р/р Как связать предложения в тексте?

Анализ текста, определение связи предложений в тексте.

Фронтальный опрос

21.12


76.

Р/р Виды связи предложений в тексте.

Определение видов связи предложений в тексте.

Индивидуальный опрос

22.12


77.

Слог. Правила переноса. Ударение.

Составление таблицы ударений, деление слов на слоги.

Текущий контроль


23.12


78.

Понятие об орфограмме. Сильная и слабая позиция.

Различение сильной и слабой позиции у гласных и согласных звуков, определение позиционных чередований гласных и согласных звуков.

Фронтальный опрос


26.12


79.

Правописание безударных гласных в корне слова.

Нахождение орфограммы в слове, применение орфографических правил.


Фронтальный опрос


27.12


80.

Гласные буквы О-Ё после шипящих в корне слова.

Составление таблицы слов-исключений.

Фронтальный опрос


09.01


81.

Гласные И-Ы после Ц.

Составление таблицы слов –исключений.

Индивидуальный опрос

10.01



82.

Звонкие и глухие согласные звуки.

Составление таблицы звонких - глухих согласных звуков, парных и непарных.

Текущий контроль

11.01



83.

Р/р Обращение как средство связи предложений в тексте.

Анализ текста, определение роли обращений в тексте.

Индивидуальный опрос

12.01


84.

Удвоенные согласные.

Выявление типичных условий написания удвоенных согласных в словах.



Фронтальный опрос

13.01


85.

Твердые и мягкие согласные звуки, обозначение мягкости согласных на письме.

Различие твердых и мягких согласных звуков, составление таблицы мягких и твердых согласных звуков.

Индивидуальный опрос

16.01


86.

Значение букв е, ё, ю, я.

Определение звукового состава слова.

Фронтальный опрос

17.01


87.

Правописание разделительных ъ и ь знаков.

Применение правил написания в словах разделительных ъ и ь знаков.

Текущий контроль

18.01


88.

Орфоэпия. Основные орфоэпические нормы. Орфоэпический словарь.

Работа со словарем. Составление словаря ударений.

Фронтальный опрос

19.01


89.

Повторение по теме: « Фонетика и орфография».

Применение правил орфографии, фонетический разбор слова.

Текущий контроль

20.01


90.

Контрольная работа по теме: «Фонетика и орфография».

Применение правил орфографии, фонетический разбор слова.

Тест

23.01


Морфемика и словообразование. Орфография – 46 часов

91

Понятие о морфемике.

Морфемный анализ слов.

Текущий контроль

24.01


92.

Основа слова и окончание.

Морфемный анализ слов.

Индивидуальный опрос

25.01


93.

Однокоренные слова и формы слова.

Различение однокоренных слов и форм одного и того же слова.

Фронтальный опрос

26.01


94.

Корень слова.

Разбор слова по составу, объяснение орфограмм в корне.

Индивидуальный опрос

27.01


95.

Р/р Стили речи.

Разговорный стиль.

Составление диалога, выявление признаков разговорного стиля, анализ текстов.

Индивидуальный опрос

30.01


96.

Приставки и суффиксы.



Применение правила правописания гласных и согласных в приставках и суффиксах, морфемный разбор слов.

Фронтальный опрос

31.01


97.

Чередование гласных и согласных звуков в корне.

Составление таблицы чередований гласных звуков в корне слова.

Индивидуальный опрос

01.02


98.

Полногласные и неполногласные чередования.

Анализ языковых явлений, составление таблицы полногласных и неполногласных чередований.

Индивидуальный опрос

02.02


99.

Морфемный разбор слова.

Морфемный анализ слов.

Текущий контроль


03.02


100.

Р/р Сочинение-описание картины В.М. Васнецова «Ковер-самолет».

Составление плана сочинения-описания.

Сочинение-описание картины

06.02


101.

Р/р Сочинение-описание картины В.М. Васнецова «Ковер-самолет».

Конструирование текста – описания по картине.

Сочинение – описание картины

07.02


102.

Правописание корней с чередованием а-о. Корни –лаг-, -лож-.

Составление таблицы чередований а-о в корнях –лаг-, -лож-.

Текущий контроль

08.02


103.

Буквы а-о в корнях –лаг-, -лож-.

Применение правила правописания корней –лаг-, -лож- и проверки а-о .

Фронтальный опрос

09.02


104

Правописание корней –кас-, -кос-.

Применение правила правописания корней –кас-, -кос- и проверки а-о .

Фронтальный опрос

10.02


105.

Правописание корней –кас-, -кос-.

Применение правила правописания корней –кас-, -кос- и проверки а-о .

Текущий контроль

13.02


106.

Р/р Книжные стили речи.

Анализ таблицы «Книжные стили речи».

Фронтальный опрос

14.02


107.

Буквы о-а в корнях –рос-, -раст-, -ращ-.

Составление таблицы чередований о-а в корнях –рос-, -раст-, -ращ-.

Индивидуальный опрос

15.02


108.

Правописание корней –рос-, -раст-, ращ-.

Применение правила проверки гласных о-а в корнях –рос-, -раст-, -ращ-.

Текущий контроль

16.02


109.

Правописание корней -гор-, -гар-, -зор-, зар-.

Определение условий написания гласных о-а в корнях –гор, -гар-, -зор-, -зар-.

Фронтальный опрос

17.02


110.

Повторение по теме: «Правописание корней с чередованием о-а».

Применение правила проверки гласных о-а в корнях –рос-, -раст-, -ращ-, -лаг-, -лож-, -кас-, -кос-, -гар-, -гор-, -зар-, -зор-.

Текущий контроль

20.02


111.

Правописание корней с чередованием е-и.

Определение условий написания гласных е-и.

Фронтальный опрос

21.02


112.

Орфограммы в корнях с чередованием.

Определение условий написания гласных е-и.


Текущий контроль

22.02


113.

Чередование –им- , -ем-.

Составление таблицы чередований слов с –им-, -ем-.

Фронтальный опрос

27.02


114.

Правописание приставок, не изменяющихся на письме.

Применение принципа единообразного написания приставок, наблюдение над слабой и сильной позицией гласных и согласных.

Фронтальный опрос

28.02


115.

Р/р. Книжные стили речи. Научный стиль.

Анализ текста, выявление признаков научного стиля и сферы его употребления.

Индивидуальный опрос

01.03


116.

Р/р. Книжные стили речи. Художественный стиль.


Выявление признаков художественного стиля и сферы его употребления, анализ текстов художественного стиля.

Фронтальный опрос

02.03


117.

Правописание гласных и согласных в приставках.

Применение принципа единообразного написания приставок

Фронтальный опрос

03.03


118.

Правописание гласных и согласных в приставках.

Применение принципа единообразного написания приставок


Текущий контроль

06.03


119.

Чередования в приставках.

Составление таблицы сильной и слабой позиции гласных и согласных в приставках.

Фронтальный опрос

07.03


120.

Правописание приставок, оканчивающихся на –з, -с.

Выявление условий написания и проверки приставок, оканчивающихся на –з, -с.

Текущий контроль

09.03


121.

Правописание приставок, оканчивающихся на –з, -с.

Выявление условий написания и проверки приставок, оканчивающихся на –з, -с.

Фронтальный опрос

10.03


122.

P/р. Изложение, близкое к тексту

«Первый снег».

Пересказ текста, деление текста на абзацы, составление плана текста.

Изложение, близкое к тексту

13.03


123.

P/р. Изложение, близкое к тексту

«Первый снег».

Пересказ текста, деление текста на абзацы, составление плана текста.

Изложение, близкое к тексту

14.03


124.

Буквы ы-и после приставок.

Применение орфографического правила

Фронтальный опрос

15.03


125.

Правописание приставок ПРИ- и ПРЕ- .


Определение значения приставок при- и пре-, составление таблицы приставок.

Фронтальный опрос

16.03


126.

Буква и в приставке ПРИ- .


Применение правила написания слов с приставками пре- и при-.

Фронтальный опрос

17.03


127.

Буква е в приставке ПРЕ- .


Применение правила написания слов с приставками пре- и при-.

Индивидуальный опрос

27.03


128.

Правописание приставок ПРИ- и ПРЕ- .


Применение правила написания слов с приставками пре- и при-.

Фронтальный опрос

28.03


129.

Правописание приставок ПРИ- и ПРЕ- .


Применение правила написания слов с приставками пре- и при-.

Фронтальный опрос

29.03


130.

Повторение по теме: «Морфемика и словообразование. Орфография».

Применение правил написания орфограмм в корне , приставке.

Текущий контроль

30.03


131.

Контрольный диктант с грамматическим заданием «Летняя гроза» по теме «Морфемика и словообразование. Орфография».

Применение правил написания орфограмм в корнях, приставках, морфемный разбор слова.

Диктант с грамматическим заданием

31.03


132.

Способы словообразования.

Определение способов образования слов, выделение в слове словообразовательной морфемы.

Фронтальный опрос

03.04


133.

Способы словообразования.

Определение способов образования слов, выделение в слове словообразовательной морфемы.

Текущий контроль

04.04


134.

Соединительные гласные в сложных словах.

Образование словообразовательных моделей.

Фронтальный опрос

05.04


135.

Соединительные гласные в сложных словах.

Анализ текста по алгоритму

Индивидуальный опрос

06.04


136.

Р/р Типы речи.

Различение типов речи: повествование, описание, рассуждение.


Фронтальный опрос

07.04


Лексикология и фразеология - 23 часа

137.

Словарное богатство русского языка.

Работа с толковым словарем.

Индивидуальный опрос


10.04


138.

Лексическое значение слова.

Составление словарной статьи по образцу.

Фронтальный опрос

11.04


139.

Р/р Выборочное изложение «На льдине».

(По Б.Житкову).

Анализ текста, выбор главной информации в тексте.

Выборочное изложение

12.04


140.

Р/р Выборочное изложение «На льдине».

(По Б.Житкову).

Анализ текста, выбор главной информации в тексте.

Выборочное изложение

13.04


141.

Однозначные и многозначные слова.

Различение однозначных и многозначных слов.

Фронтальный опрос

14.04


142.

Р/р Повествовать – значит рассказывать.

Определение типа речи – повествование.

Фронтальный опрос

17.04


143.

Прямое и переносное значение слова.

Различение прямого и переносного значения слова.

Текущий контроль

18.04


144.

Омонимы.


Отличие многозначного слова от омонима.

Индивидуальный опрос

19.04


145.

Синонимы.


Подбор к слову синонимов, работа со словарем синонимов.

Фронтальный опрос

20.04


146.

Антонимы.

Подбор к слову антонимов, работа со словарем антонимов.

Индивидуальный опрос

21.04


147.

Лексический разбор слова.

Лексический анализ слов.

Фронтальный опрос

24.04


148.

Слова общеупотребительные и ограниченные в употреблении.

Различение общеупотребительных слов, профессионализмов, диалектизмов.

Фронтальный опрос

25.04


149.

Слова общеупотребительные и ограниченные в употреблении.


Различение общеупотребительных слов, профессионализмов, диалектизмов.

Текущий контроль

26.04


150.

Историзмы. Архаизмы и неологизмы.

Отличие архаизмов, неологизмов от общеупотребительных слов.

Индивидуальный опрос

27.04


151.

Заимствованные слова.

Работа со словарем.

Индивидуальный опрос

28.04


152.

Р/р Как описать предмет?

Анализ текста – описания.

Текущий контроль


02.05


153.

Фразеологизмы. Использование фразеологизмов в речи.

Осмысление значения фразеологизмов.

Фронтальный опрос

03.05


154.

Р/р Как описать животное?

Составление текста – описания.

Индивидуальный опрос

04.05


155.

Фразеологизмы. Использование фразеологизмов в речи.

Работа с текстом, выделение фразеологизмов и объяснение их значений.


Фронтальный опрос

05.05


156.

Р/р Рассуждать – значит доказывать.

Составление текста – рассуждения.

Индивидуальный опрос

10.05


157.

Использование фразеологизмов в речи.

Объяснение фразеологизмов в тексте.

Фронтальный опрос

11.05


158.

Итоговая контрольная работа.

Различение общеупотребительной лексики, неологизмов, архаизмов, фразеологизмов.

Тест

12.05


159.

Р/р Наш помощник – толковый словарь.

Применение правил проверки безударных гласных в корне слова, непроизносимых согласных.


Фронтальный опрос


15.05


Повторение - 4 часа


160.

Орфограммы в корне.

Применение правил проверки орфограмм в корне.


Текущий контроль

16.05


161.

Контрольная работа по теме: «Лексикология и фразеология».


Применение правил проверки безударных гласных в корне слова, непроизносимых согласных.

Тест

17.05


162.

Орфограммы в приставке и суффиксе.

Применение правил проверки орфограмм в приставке и суффиксе.

Текущий контроль

18.05


163.

Орфограммы в приставке и суффиксе.

Расстановка знаков препинания в предложениях с однородными членами и прямой речью.

Фронтальный опрос

19.05



Рассмотрено Согласовано

Руководитель МО Заместитель директора по УВР

______________/ Петренко С.Е. / ______________ / Трофимчук Т.С. /

______________2022 г. ______________ 2022 г.




























15



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!