Рабочая программа по внеурочной деятельности
по курсу « Мои первые проекты»
3 класс (2019-2020)
Всего часов на учебный год – 35
Количество часов в неделю – 1
Рабочая программа разработана на основе следующих нормативных документов:
ФГОС НОО (приказ МОиН РФ от 06 октября 2009 г. № 373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования»)
ФГОС ООО (приказ МОиН РФ от 17 декабря 2010г. № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования»)
- Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»
- Федеральные требования к образовательным учреждениям в части минимальной оснащенности учебного процесса и оборудования учебных помещений (утверждены приказом Минобрнауки России от 4 октября 2010 г. № 986, зарегистрированы в Минюсте России 3 февраля 2011 г., регистрационный номер 19682)
- СанПиН 2.4.2. 2821 – 10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (утверждены постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29 декабря 2010 г. № 189, зарегистрированы в Минюсте России 3 марта 2011 г., регистрационный номер 19993);
- Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы «Санитарно- эпидемиологические требования к учреждениям дополнительного образования СанПиН 2.4.4.1251-03» (утверждены постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 3 апреля 2003 г. № 27, зарегистрированы в Минюсте России 27 мая 2003 г., регистрационный номер 4594
- Федеральные требования к образовательным учреждениям в части охраны здоровья обучающихся, воспитанников (утверждены приказом Минобрнауки России от 28 декабря 2010 г. № 2106, зарегистрированы в Минюсте России 2 февраля 2011 г., регистрационный номер 19676)
- Письмо Министерства образования и науки РФ от 19 апреля 2011 г. № 03-255 «О введении федерального государственного образовательного стандарта общего образования»
- Письмо Департамента общего образования Минобрнауки России от 12 мая 2011 г. № 03-296 «Об организации внеурочной деятельности при введении федерального государственного образовательного стандарта общего образования»
- Концепция духовно-нравственного воспитания российских школьников
- Требования к условиям реализации основной образовательной программы начального (основного) общего образования (гигиенические требования)
Пояснительная записка
Программа внеурочной деятельности «Мои первые проекты» для 3 класса разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (06.10.2009г. № 373) с использованием авторской программы Р.И. Сизовой и Р.Ф. Селимовой «Учусь создавать проект» (М., Издательство РОСТ). Программа «Мои первые проекты» представляет систему обучающих и развивающих занятий по проектно-исследовательской деятельности и участие обучающихся начальных классов в сетевых проектах на сайте Nachalka.com
Цель: Создание условий для активизации личностного потенциала обучающихся через проектную деятельность.
Задачи:
Развивать у обучающихся способность аналитически мыслить: классифицировать, сравнивать, обобщать собранный материал.
Познакомить обучающихся с методами исследования и эксперимента, их применением в собственном исследовании.
Обучить основам оформления работ.
Познакомить с основами применения информационных технологий в исследовательской деятельности.
Формировать опыт публичного выступления, способствовать формированию культуры речи.
Актуальность проектной деятельности сегодня осознается всеми. ФГОС нового поколения требует использования в образовательном процессе технологий деятельностного типа, методы проектно-исследовательской деятельности определены как одно из условий реализации основной образовательной программы начального общего образования. Современные развивающие программы начального образования включают проектную деятельность в содержание различных курсов и внеурочной деятельности.
Актуальность программы также обусловлена ее методологической значимостью. Знания и умения, необходимые для организации проектной и исследовательской деятельности, в будущем станут основой для организации научно-исследовательской деятельности в вузах, колледжах, техникумах и т.д. Программа позволяет реализовать актуальные в настоящее время компетентностный, личностно ориентированный, деятельностный подходы.
Новизна программы состоит в получении результатов нового качества – это учащийся начального звена с достигнутым определенным уровнем целевых установок, знаний, умений, навыков и компетенций, определяемых личностными, семейными, общественными, государственными потребностями и возможностями ребёнка, индивидуальными особенностями его развития
Программа «Мои первые проекты» предполагает участие обучающихся начальных классов в сетевых проектах на сайте Nachalka.com и рассчитана на 34 часа (1 час в неделю). Продолжительность одного занятия составляет 40 минут.
Планируемые результаты внеурочной деятельности «Мои первые проекты»
Личностные результаты:
-положительное отношение к проектно-исследовательской деятельности;
-интерес к новому содержанию и новым способам познания;
- ориентация на понимание причин успеха в проектно-исследовательской деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи, понимание предложений и оценок учителя, взрослых, товарищей, родителей;
-способность к самооценке на основе критериев успешности проектно-исследовательской деятельности.
Обучающийся получит возможность для формирования:
-внутренней позиции обучающегося на уровне понимания необходимости проектно-исследовательской деятельности, выраженного в преобладании познавательных мотивов и предпочтении социального способа оценки деятельности;
- выраженной познавательной мотивации;
-устойчивого интереса к новым способам познания;
-адекватного понимания причин успешности проектно-исследовательской деятельности;
-морального сознания, способности к решению моральных проблем на основе учета позиций партнеров в общении, устойчивого следования в поведении моральным нормам и этическим требованиям.
Метапредметные результаты:
Регулятивные:
Обучающийся научится:
- принимать и сохранять учебную задачу;
- учитывать выделенные учителем ориентиры действия;
- планировать свои действия;
- осуществлять итоговый и пошаговый контроль;
- адекватно воспринимать оценку своей работы;
- различать способ и результат действия;
- вносить коррективы в действия на основе их оценки и учета сделанных ошибок;
- выполнять учебные действия в материале, речи, в уме.
Обучающийся получит возможность научиться:
- проявлять познавательную инициативу;
-самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры действия в незнакомом материале;
преобразовывать практическую задачу в познавательную;
- самостоятельно находить варианты решения познавательной задачи.
Познавательные:
Обучающийся научится:
- осуществлять поиск нужной информации для выполнения учебного исследования с использованием учебной и дополнительной литературы в открытом информационном пространстве, в т.ч. контролируемом пространстве Интернет;
- использовать знаки, символы, модели, схемы для решения познавательных задач и представления их результатов;
- высказываться в устной и письменной формах;
- ориентироваться на разные способы решения познавательных исследовательских задач;
- владеть основами смыслового чтения текста;
- анализировать объекты, выделять главное;
- осуществлять синтез (целое из частей);
- проводить сравнение, классификацию по разным критериям;
- устанавливать причинно-следственные связи;
- строить рассуждения об объекте;
- обобщать (выделять класс объектов по какому-либо признаку);
- подводить под понятие;
- устанавливать аналогии;
- оперировать такими понятиями, как проблема, гипотеза, наблюдение, эксперимент, умозаключение, вывод и т.п.;
- видеть проблемы, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, планировать и проводить наблюдения и эксперименты, высказывать суждения, делать умозаключения и выводы, аргументировать (защищать) свои идеи и т.п.
Обучающийся получит возможность научиться:
- осуществлять расширенный поиск информации в соответствии с исследовательской и проектной задачами с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет;
- фиксировать информацию с помощью инструментов ИКТ;
- осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме;
- строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;
- оперировать такими понятиями, как явление, причина, следствие, событие, обусловленность, зависимость, различие, сходство, общность, совместимость, несовместимость, возможность, невозможность и др.;
- использованию исследовательских методов обучения в основном учебном процессе и повседневной практике взаимодействия с миром.
Коммуникативные:
Обучающийся научится:
- допускать существование различных точек зрения;
- учитывать разные мнения, стремиться к координации;
- формулировать собственное мнение и позицию;
- договариваться, приходить к общему решению;
- соблюдать корректность в высказываниях;
- задавать вопросы по существу;
- использовать речь для регуляции своего действия;
- контролировать действия партнера;
- владеть монологической и диалогической формами речи.
Обучающийся получит возможность научиться:
- учитывать разные мнения и обосновывать свою позицию;
- аргументировать свою позицию и координировать ее с позицией партнеров при выработке общего решения в совместной деятельности;
- с учетом целей коммуникации достаточно полно и точно передавать партнеру необходимую информацию как ориентир для построения действия;
- допускать возможность существования у людей разных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и учитывать позицию партнера в общении и взаимодействии;
- осуществлять взаимный контроль и оказывать партнерам в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;
- адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельность
Предметные универсальные учебные действия
Ученик получит возможность научиться:
- видеть проблемы;
- ставить вопросы;
- выдвигать гипотезы;
- давать определение понятиям;
- классифицировать;
- наблюдать;
- проводить эксперименты;
- делать умозаключения и выводы;
- структурировать материал;
- готовить тексты собственных докладов;
- объяснять, доказывать и защищать свои идеи.
Формы работы: сочетание индивидуальной и групповой форм работы.
Основные методы и приемы работы:
- беседа;
- объяснение учителя;
- обсуждение, диалог;
- работа с таблицами, схемами, алгоритмами;
- экскурсия;
- круглый стол, конференция;
- игра; создание игр;
- создание слайдов презентации;
- создание проектов.
отслеживания результатов предусматриваются в следующие формы контроля:
Стартовый, позволяющий определить исходный уровень развития учащихся
Текущий:
- прогностический, то есть проигрывание всех операций учебного действия до начала его реального выполнения;
- пооперационный, то есть контроль за правильностью, полнотой и последовательностью выполнения операций, входящих в состав действия;
-рефлексивный, контроль, обращенный на ориентировочную основу, «план» действия и опирающийся на понимание принципов его построения;
-контроль по результату, который проводится после осуществления учебного действия методом сравнения фактических результатов или выполненных операций с образцом.
-тестирование;
-практические работы;
-творческие работы учащихся;
Контрольные задания.
Самооценка и самоконтроль определение учеником границ своего «знания - незнания», своих потенциальных возможностей, а также осознание тех проблем, которые ещё предстоит решить в ходе осуществления деятельности.
Учебно-тематический план
№ | Тема | Количество часов |
| | |
1 | Самостоятельная работа над проектом ( под руководством координатора) | 25 |
2 | Оценка успешности проектной деятельности | 4 |
3 | Работа в google-документах | 4 |
4 | Резерв | 1 |
| Итого | 34ч |
Содержание внеурочной деятельности «Мои первые поекты» в 3 класс
Самостоятельная работа над проектом( под руководством координатора) (25 ч) Основное содержание работы - проведение учащимися самостоятельных исследований и выполнение творческих проектов. Этот этап выступает в качестве основного. Занятия в рамках этого этапа выстроены так, что степень самостоятельности ребенка в процессе проектно-исследовательской деятельности постепенно возрастает.
В ходе реализации данного этапа деятельности, обучающиеся должны овладеть специальными знаниями, умениями и навыками исследовательского поиска, а именно:
-видеть проблемы;
-ставить вопросы;
-выдвигать гипотезы;
-давать определение понятиям;
-классифицировать;
-наблюдать;
-проводить эксперименты;
-делать умозаключения и выводы;
-структурировать материал;
-готовить тексты собственных докладов;
-объяснять, доказывать и защищать свои идеи.
2) Оценка успешности проектной деятельности. (4 часа) Оценка успешности включает мероприятия, необходимые для управления процессом решения задач проектно-исследовательского обучения (конференции, защиты исследовательских работ и творческих проектов и др.). Ребенок должен знать, что результаты его работы интересны другим, и он обязательно будет услышан. Ему необходимо освоить практику презентаций результатов собственных исследований, овладеть умениями аргументировать собственные суждения.
В ходе реализации данного этапа ребенок составляет свое портфолио. Безусловная ценность портфолио заключается в том, что он способствует повышению самооценки ученика, максимальному раскрытию индивидуальных возможностей каждого ребенка, развитию мотивации дальнейшего творческого роста. Для составления рекомендовано два вида портфолио: накопительное и демонстрационное.
3) Работа в google-документах. Освоение принципов работы и требований к оформлению документов
Материально-техническое обеспечение образовательного процесса
№ п/п | Наименование объектов и средств материально-технического обеспечения |
I. Книгопечатная продукция |
1. | Юным умникам и умницам: Учусь создавать проект. (Р.И.Сизова, Р.Ф.Селимова, «РОСТкнига», 2014г.). |
II. Технические средства обучения |
2. 3. 4. 5. | Аудиторная доска с набором приспособлений для крепления карт и таблиц. Интерактивная доска. Персональный компьютер с принтером, сканером. Мультимедийный проектор. |
III. Оборудование класса |
6. 7. 8. | Ученические столы одноместные с комплектом стульев. Стол учительский с тумбой. Шкафы для хранения учебников, дидактических материалов, пособий, учебного оборудования и др. |
Календарно – тематическое планирование
№ п/п | Дата | Тема | Корректировка |
1 | | Проект. Этапы работы. Круг интересов. Хобби. | |
2 | | Стартовая презентация «Выходи! Давай играть!» Сбор участников команды, регистрация, метка на карте | |
3 | | Метка на карте, создание страницы команды | |
4 | | Что такое игра? Создание ментальной карты | |
5 | | Игры старшего поколения. Учимся проводить опрос | |
6 | | Народные игры. Создание слайда совместной презентации | |
7 | | Игры народов России. Поиск информации | |
8 | | Защита проекта. Итоговый сборник «Наши новые игры» Работа в google-документах | |
9 | | Стартовая презентация сетевого проекта «Академия школьной моды» | |
10 | | Регистрация, метка на карте. Модный приговор. Создание google - рисунка | |
11 | | История костюма. Сервис LearningApps.org | |
12 | | Создание игры «История одежды» LearningApps.org | |
13 | | Фабрика ткани. Уроки создания узоров в GeoGebra | |
14 | | Школьная форма. Проведение опроса | |
15 | | Журнал «Школьная мода» Сервис padlet.com Эскиз модели школьной формы | |
16 | | Защита проекта | |
17 | | Стартовая презентация сетевого проекта «Вслед за колобками» | |
18 | | Регистрация, метка на карте. | |
19 | | Создание сборника пословиц и поговорок. Работа в google-документах | |
20 | | Вслед за колобками. Сервисы для создания ментальных карт. | |
21 | | Книга друзей. Работа в google-документах | |
22 | | Подводим итоги. Презентация совместно созданной книги. | |
23 | | Работа в google-документах. Создание совместной презентации. Требования к компьютерной презентации. | |
24 | | Работа в google-документах. Создание совместной презентации | |
25 | | Работа в google-документах. Фотография на слайдах. Работа с фотографиями на слайдах. | |
26 | | Вставка фотографий, рисунков, фигур, диаграмм. | |
27 | | Стартовая презентация сетевого проекта «Хранители жизни» | |
28 | | Регистрация, метка на карте, изменение метки, добавление описания и фото | |
29 | | В гостях у лесника. Работа в google-документах | |
30 | | Зеленое кольцо России. Создание ментальной карты. | |
31 | | Что мы сажаем, сажая леса? Работа в google-документах | |
32 | | Заключительный этап. Акция «Посади дерево» | |
33 | | Твои впечатления от работы над проектом. | |
34 | | Резерв | |
Литература:
Юным умникам и умницам: Учусь создавать проект: Исследуем, доказываем, проектируем, создаем. Методическое пособие 1,2,3,4 класс (Р.И.Сизова, Р.Ф.Селимова, «РОСТкнига», 2014г.)
Григорьев Д. В., Степанов П. В.. Стандарты второго поколения: Внеурочная деятельность школьников [Текст]: Методический конструктор. Москва: «Просвещение», 2010. – 321с.
Зиновьева Е.Е. Проектная деятельность в начальной школе [Текст]: /Зиновьева Е.Е., 2010, - 5с
Проектные технологии на уроках и во внеурочной деятельности. – М.: «Народное образование». - 2000, №7
http://www.kodges.ru/dosug/page/147/(09.03.11)
Внеурочная деятельность в начальной школе в аспекте содержания ФГОС начального общего образования. Может ли учебник стать помощником? [Электронный ресурс] http://www.fsu-expert.ru/node/2696 (09.03.11)