2.Пояснительная записка
Количество часов
Всего 34 часа; в неделю 1 час.
Программа «Проектной деятельности» построена в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта по проектной деятельности. Данная рабочая программа адресована учащимся 3 класса общеобразовательной школы.
Специфика предмета:
Метод проектов не является принципиально новым в педагогической практике, но вместе с тем его относят к педагогическим технологиям XXI века. Специфической особенностью занятий проектной деятельностью является их направленность на обучение детей элементарным приёмам совместной деятельности в ходе разработки проектов. Следует учитывать отсутствие у первоклассников навыков совместной деятельности, а также возрастные особенности детей данной группы. В связи с этим занятия составлены с учётом постепенного возрастания степени самостоятельности детей, повышения их творческой активности. Большинство видов работы, особенно на первых уроках цикла, представляет собой новую интерпретацию уже знакомых детям заданий. В дальнейшем они всё больше приобретают специфические черты собственно проектной деятельности. Несложность проектов обеспечивает успех их выполнения и является стимулом, вдохновляющим ученика на выполнение других, более сложных и самостоятельных проектов.
Назначение программы:
Учебно-познавательный проект – это ограниченное во времени, целенаправленное изменение определённой системы знаний на основе конкретных требований к качеству результатов, четкой организации, самостоятельного поиска решения проблемы учащимися.
Цели программы: - формирование информационной грамотности учащихся на основе самостоятельных исследований объектов и явлений окружающего мира и научного знания.
Задачи курса:
Развивать познавательный интерес к проектной и исследовательской деятельности;
Способствовать формированию потребности в самопознании и саморазвитии;
Содействовать воспитанию активности личности, культуры общения и поведения в социуме
3. Результаты освоение курса
Личностные универсальные учебные действия
У обучающегося будут сформированы:
- внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе и занятиям предметно-практической деятельностью;
- интерес к предметно-исследовательской деятельности, предложенной в учебнике;
- интерес к различным видам конструкторско-технологической деятельности.
Обучающийся получит возможность для формирования:
- понимания значения предметно-практической деятельности в жизни;
- ориентации на анализ соответствия результатов труда требованиям конкретной учебной задачи;
- способности к самооценке на основе заданных критериев успешности учебной деятельности;
Регулятивные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
- принимать установленные правила в планировании и контроле способа решения;
- в сотрудничестве с учителем находить несколько вариантов решения учебной задачи;
- под руководством учителя осуществлять пошаговый контроль по результату;
- умению проговаривать свои действия после завершения работы.
Обучающийся получит возможность научиться:
- проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;
- самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в конце действия.
Познавательные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
- пользоваться знаками, символами, таблицами, схемами, приведенными в учебной литературе;
- строить небольшие сообщения в устной форме;
- осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;
- подводить анализируемые объекты под понятия разного уровня обобщения;
- устанавливать аналогии между изучаемым материалом и собственным опытом.
Обучающийся получит возможность научиться:
- строить небольшие сообщения в устной форме;
- выделять информацию из сообщений разных видов (в т.ч. текстов) в соответствии с учебной задачей;
- описывать по определенному алгоритму объект наблюдения;
- осуществлять поиск дополнительного познавательного материала, используя соответствующие возрасту словари, энциклопедии;
- проводить аналоги между изучаемым материалом и собственным опытом.
Коммуникативные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
- договариваться с партнерами, в т. ч. в ситуации столкновения интересов;
- строить понятные для партнера высказывания;
- контролировать действия партнеров в совместной деятельности;
- воспринимать другое мнение и позицию;
- формулировать собственное мнение и позицию;
- задавать вопросы, адекватные данной ситуации, позволяющие оценить ее в процессе общения;
- проявлять инициативу в коллективных работах.
Обучающийся получит возможность научиться:
- учитывать в сотрудничестве позицию других людей, отличную от собственной;
- ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии;
- продуктивно разрешать конфликты на основе учета интересов и позиций всех участников;
- оценивать действия партнера и соотносить со своей точкой зрения;
- адекватно использовать средства устной речи для решения коммуникативных задач.
Межпредметные связи на занятиях по проектной деятельности:
• с уроками русского языка: запись отдельных выражений, предложений, абзацев из текстов изучаемых произведений;
• с уроками изобразительного искусства: оформление творческих работ, участие в выставках рисунков при защите проектов;
• с уроками труда: изготовление различных элементов по темам проектов.
Формы контроля: защита выполненных проектов, конкурсы выполненных работ.
4.Содержание
Темы проектов.
Наша улица. Наша безопасность. Краски осени. План классного уголка. Наш дом. Наши имена. Ёлочки. Птицы зимой. Сувенир в подарок. Кто такой Петрушка. День моей фамилии. Праздники в России.
5.Тематическое планирование
№ занятия | Тема проекта | Виды и формы организации | Кол-во часов |
Дата |
1 | Наша улица. | Экскурсия по улице, на которой расположена школа. | 1 | сентябрь |
2 | | Конкурс рисунков «Моя школа». | 1 | |
3 | Наша безопасность. | Беседа о правилах дорожного движения. | 1 | сентябрь |
4 | | Конкурс рисунков «По безопасной дороге в безопасное будущее». | 1 | |
5-6 | Краски осени | Экскурсия в осенний парк для сбора природного материала. | 2 | октябрь |
7 | | Обсуждение возможных композиций поделок из собранного материала. | 1 | |
8 | | Выставка работ. | 1 | |
9 | План классного уголка. | Что такое классный уголок? | 1 | октябрь, |
10-11 | | Оформление классного уголка. | 2 | |
12 | Наш дом | «Мой дом – моя крепость». | 1 |
Ноябрь |
13 | | Конкурс рисунков «Дом моей мечты». | 1 | |
14 | Наши имена. | Беседа «Что значит моё имя?» | 1 |
|
15 | | Рассказы детей о своих именах. | 1 | |
16 | Ёлочки | «Как и из чего можно сделать ёлочку?» | 1 | декабрь |
17 | | Выставка работ. | 1 | |
18 | Птицы зимой | Беседа «Как помочь птицам зимой?» | 1 | |
19-20 | | Изготовление кормушек для птиц. | 2 | |
21 | | Выставка работ и вывешивание их на улице. | 1 | |
22 | Сувенир в подарок | Изготовление салфеток. |
1 | февраль, |
23 | | Изготовление сувениров, посвященных 23 февраля. | 1 | |
24 | | Изготовление сувениров, посвященных 8 марта. | 1 | |
25 | Кто такой Петрушка? | Беседа «Герои русских народных сказок». | 1 | апрель |
26-27 | | Изготовление игрушек из разных материалов. Пальчиковые куклы. | 2 | |
29 | | Выставка рисунков и поделок «Мой любимый герой русских народных сказок». Защита проектов | 1 | |
30 | День моей фамилии | Беседа «Каждая фамилия – это история семьи». | 1 | май |
31 | | Рассказ о происхождении своей фамилии или о своей семье. | 1 | |
32 | | Конкурс рисунков «Моя семья». | 1 | |
33 | Праздники в России | Главные праздники страны. Рассказ о своем любимом празднике. | 1 | май |
34 | | Конкурс рисунков «Мой любимый праздник». | 1 | |
| | Итого. | 34 ч. | |