2. Пояснительная записка
В настоящее время в школе есть возможности для развития проектного мышления с помощью особого вида деятельности учащихся — проектной деятельности. Для того, чтобы ученик воспринимал знания как действительно нужные, ему необходимо поставить перед собой и решить значимую для него проблему, взятую из жизни, применить для ее решения определенные знания и умения, в том числе и новые, которые еще предстоит приобрести и получить в итоге реальный, ощутимый результат.
Программа курса разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.
Курс «Мои первые проекты» изучается в. 1 классе 1час в неделю – 33 часа.
Актуальность программы
Актуальность проектной деятельности сегодня осознается всеми. ФГОС нового поколения требует использования в образовательном процессе технологий деятельностного типа, методы проектно-исследовательской деятельности определены как одно из условий реализации основной образовательной программы начального общего образования. Современные развивающие программы начального образования включают проектную деятельность в содержание различных курсов и внеурочной деятельности.
Актуальность программы также обусловлена ее методологической значимостью. Знания и умения, необходимые для организации проектной и исследовательской деятельности, в будущем станут основой для организации научно-исследовательской деятельности в вузах, колледжах, техникумах и т.д.
Цель программы – формирование информационной грамотности учащихся на основе самостоятельных исследований объектов и явлений окружающего мира и научного знания.
Задачи программы:
Развивать познавательный интерес к проектной и исследовательской деятельности;
Способствовать формированию потребности в самопознании и саморазвитии;
Содействовать воспитанию активности личности, культуры общения и поведения в социуме.
3. Результаты освоения курса внеурочной деятельности.
Личностные и метапредметные результаты
Результаты | Формируемые умения |
Личностные | развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического и творческого мышления. |
Метапредметные: Регулятивные | • учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем; • планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане |
Познавательные | умения учиться: навыках решения творческих задач и навыках поиска, анализа и интерпретации информации. добывать необходимые знания и с их помощью проделывать конкретную работу. • осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы; - основам смыслового чтения художественных и познавательных текстов, выделять существенную информацию из текстов разных видов; |
Коммуникативные | Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика). умение координировать свои усилия с усилиями других. • формулировать собственное мнение и позицию; • договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов; задавать вопросы; допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии; учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве |
4.1. Содержание курса.
Тренинговые задания включены в каждое занятие, имеют разные акценты: наблюдение, умение задавать вопросы, делать умозаключения и выводы, объяснять и защищать свои идеи.
Проект. Знакомство с понятием «проект», где могут быть использованы проекты. Знакомство с основными доступными нам методами создания проектов (наблюдение, составление плана, выполнение по этапам, выбор информации и др.). Чем проект отличается от исследования Выполнение практической части, заданий (практические задания типа «что сначала, что потом..»). Знакомство с понятиями: схема, рисунок, график. Практические задания по созданию схем, графиков. Высказывание суждений. Знакомство с классификацией. Знакомство с умозаключениями. Как правильно делать умозаключения. Работа с книгой. Какие книги считаются научными. Что такое справочник, энциклопедия и т.п. Как сделать сообщения о своем проекте. План своего выступления.
4.2. Формы организации и виды деятельности.
Программа предусматривает проведение внеклассных занятий, работы детей в группах, парах, индивидуальная работа, работа с привлечением родителей. Занятия проводятся 1 раз в неделю в учебном кабинете, в музеях различного типа, библиотеках, на пришкольном участке, проектная деятельность включает проведение опытов, наблюдений, экскурсий, заседаний, олимпиад, викторин, КВНов, встреч с интересными людьми, соревнований, реализации проектов и т.д. Проектная деятельность предусматривает поиск необходимой недостающей информации в энциклопедиях, справочниках, книгах, на электронных носителях, в Интернете, СМИ и т.д. Источником нужной информации могут быть взрослые: представители различных профессий, родители, увлеченные люди, а также другие дети.
Виды деятельности: беседа, игра, практическая работа, эксперимент, наблюдение, экспресс-исследование, коллективные и индивидуальные исследования, самостоятельная работа, защита исследовательских работ, мини-конференция, консультация.
Технологии, методики:
уровневая дифференциация;
проблемное обучение;
моделирующая деятельность;
поисковая деятельность;
информационно-коммуникационные технологии;
здоровьесберегающие технологии;
5. Тематическое планирование
№ занятия | Тема | Кол-во часов | Вид деятельности |
1-2 | Наша школа | 2 | Экскурсия по территории школы. Конкурс рисунков «Моя школа». |
3 | Секреты предметов. | 1 | Эксперименты с магнитом и металлами. |
4-5-6. | Краски осени. | 3 | Экскурсия в осенний парк для сбора природного материала. Обсуждение возможных композиций поделок из собранного материала. Выставка работ |
7-8 | Классный уголок. | 2 | Беседа «Что такое классный уголок?» Оформление классного уголка. |
9-10 | Кем я стану. | 2 | Игра «В мире профессий» Конкурс рисунков «Моя профессия» |
11-12 | Наши имена | 2 | Беседа «Что значит моё имя?» Рассказы детей о своих именах. |
13-14 | Фруктовая азбука. | 2 | Игра « Овощи и фрукты» Составление фруктовой азбуки. Книжка-самоделка. |
15.-16 | Моё любимое животное. | 2 | беседа «Эти забавные животные». Конкурс рисунков «Моё любимое животное» и их представление. |
17-18-19 | Птицы зимой. | 3 | Беседа «Как помочь птицам зимой?» Изготовление кормушек для птиц. Выставка работ и вывешивание их на улице. |
20-21 | Сувенир в подарок. | 2 | Изготовление сувениров , посвященных 23 февраля. Изготовление сувениров , посвященных 8 марта. |
22-23 | Сказочная страна. | 2 | Беседа «Герои русских народных сказок» Выставка поделок «Мой любимый сказочный герой» |
24-25 | Наш дом | 2 | Беседа «Мой дом – моя крепость» Конкурс рисунков «Дом моей мечты» и их презентация |
26-27 | Как делают книгу? | 2 | Беседа о производстве книг. Коллективная игра «Книжкино море». Выставка любимых книг. |
28-29 | Откуда пришли комнатные растения? | 2 | Беседа «Зачем нам комнатные растения?» Посадка цветов для озеленения класса. |
30-31 | Такие разные игрушки. | 2 | Выставка « Моя любимая игрушка» Беседа «История игрушек» |
32-33 | Праздник «Прощание с 1 классом» | 2 | Подготовка к празднику. Конкурсы «Чему мы научились? |
.