СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по внеурочной деятельности социальной направленности "Мы и наш мир"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа по внеурочной деятельности социальной направленности "Мы и наш мир" направлена на социализацию обучающихся 1 класса и подразделяется на такие разделы, как "Я-Россиянин", "Наша дружная семья", "Школа - наш второй дом", "Горжусь я красотою Родины моей", "Их именами славится россия".

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по внеурочной деятельности социальной направленности "Мы и наш мир"»


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


НАПРАВЛЕННОСТЬ ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ

Программа имеет социальную направленность и предполагает кружковой уровень освоения знаний и практических навыков, по функциональному предназначению – учебно-познавательный, по времени реализации – кратковременный (1 год обучения).


НОВИЗНА ПРОГРАММЫ

Новизна программы состоит в том, программа включает в себя знания, установки, личностные ориентиры и нормы поведения, обеспечивающие социализацию обучающихся. Многое связывает человека с тем местом, где он родился и вырос. Родной край, его люди, природа – всё это становится частью его судьбы. Осознание малой родины – главный методологический принцип духовно-нравственного воспитания учащихся. В программе значительное место уделяется изучению родного края.


АКТУАЛЬНОСТЬ ПРОГРАММЫ

Программа внеурочной деятельности «Мы и наш мир» соответствует целям и задачам основной образовательной программы, реализуемой в школе для обучающихся 1-4классов и основана на единых принципах, целях и задачах, школы  – создание условий для становления суверенности личности всех участников образовательного процесса.  

Взаимодействие урочных и внеурочных занятий осуществляется посредством информационных, вещественных связей и связей развития личности (личностных).
Информационные связи данных видов занятий реализуются через получение, передачу и обмен информацией участниками педагогического процесса в ходе совместной деятельности. По своему характеру информация может быть учебной, научной, познавательной, организационно-трудовой, коммуникативной, этической.
Учебная - информация, связанная с содержанием учебного материала.
Научная - информация по различным отраслям научного знания, не включенная в содержание учебных программ, учебников и пособий.
Познавательная - информация, расширяющая кругозор учащихся и обогащающая их познаниями об окружающем природно-социальном мире.
Организационно-трудовая - информация, знакомящая школьников с основными способами организации различных видов деятельности, в том числе учебной.
Коммуникативная - информация, необходимая школьникам для успешного общения, взаимоотношений со сверстниками и взрослыми как в школе, так и вне школы.
Этическая - информация нравственного содержания, включающая основные моральные положения.

Разработанная программа усиливает вариативную составляющую общего образования: в содержании программы рассматриваются аспекты, которые предлагаются в рамках базовых предметов (русским языком, литературным чтением, окружающим миром,  ИЗО, музыкой, технологией).

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ЦЕЛЕСООБРАЗНОСТЬ ПРОГРАММЫ

Педагог имеет возможность с учетом местных традиций и личностных творческих особенностей, исходя из времени года и погодно-климатических условий, самостоятельно распределять последовательность изучения тем программы, устанавливать продолжительность  занятий, которая не должна более двух  академических часов в помещении и четырех часов на местности.        Каждая тема занятий предполагает организацию как познавательно-творческой деятельности обучающихся (беседы, рисование, коллективное чтение и обсуждение литературных произведений, просмотр видеофильмов, экскурсии), так и активной оздоровительной (подвижные игры, мини-соревнования в помещении и на природе, туристские и оздоровительные прогулки).       Занимающиеся  непосредственно знакомятся с окружающим их миром – своей семьей, своим классом, своей школой, своим микрорайоном, ближайшей зеленой зоной (парком, лесом, рекой); у них формируются начальные навыки здорового образа жизни и безопасного поведения в окружающем мире. Образовательный процесс  строится таким образом, чтобы от занятия к занятию интерес к курсу усиливался, так как на многие привычные вещи ребята учатся смотреть другими глазами. Объекты изучения близки (семья, улица, город и т.д.), что способствует укреплению мотивации на дальнейшую работу

Занятия носят научно-образовательный характер.

Основные виды деятельности учащихся:

  • навыки дискуссионного общения;

  • игра.

Изучение материала начинается на доступном младшим школьникам уровне, преимущественно в виде учебных игр и в процессе практической деятельности. Кроме того, каждый отдельный раздел курса включает в себя дополнительные виды деятельности:

      • чтение стихов, сказок, рассказов;

      • постановка драматических сценок, спектаклей;

      • прослушивание песен и стихов;

      • разучивание и исполнение песен;

Организация учебных занятий предполагает, что любое занятие для детей должно стать уроком радости, открывающим каждому ребёнку его собственную индивидуальность и резервные возможности организма, которые обеспечивают повышение уровней работоспособности и адаптивности.

Он не должен быть уроком «заучивания», на котором вместо достижения оздоровительного эффекта создаётся только дополнительная нагрузка. Каждое занятие должно стать настоящим уроком «жизни».



ЦЕЛЬ ПРОГРАММЫ «МЫ И НАШ МИР»

Программа внеурочной деятельности по социальному направлению «Мы и наш мир» носит образовательно-воспитательный характер и направлена на осуществление следующих ЦЕЛЕЙ:

  • формирование и развитие у обучающихся чувства принадлежности к обществу, в котором они живут,

  • умения заявлять и отстаивать свою точку зрения,

  • воспитание патриотических качеств личности в соответствии с моделью “Гражданина - патриота России”.  

         Для достижения данной цели формируются следующие задачи:


ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ


Цели конкретизированы следующими ЗАДАЧАМИ:

  • сформировать патриотизм, гражданскую позицию, понимание прав и свобод личности;

  • сформировать нравственные основы личности, повысить уровень духовной культуры;

  • сформировать гуманистическое отношение к окружающему миру и людям;

  • сформировать внутреннюю потребность личности в постоянном самосовершенствовании;

  • вести постоянную работу по социализации обучающихся, готовить их к жизни в современной действительности.  


ОТЛИЧИТЕЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ПРОГРАММЫ


Программа отличается от уже существующих в этой области тем, что она ориентирована на применение широкого комплекса различного дополнительного материала по социализации обучающихся.

Программой предусмотрено, чтобы каждое занятие направлено на овладение основным теоретическим материалом, на приобщение обучающихся к активной познавательной и творческой работе. Процесс обучения строится на единстве активных и увлекательных методов и приемов учебной работы, при которой в процессе усвоения знаний, законов и правил у школьников формируется правильное отношение к своему краю, своей малой родине, людям, живущим рядом, историческому прошлому своего села и страны в целом.

Образовательный процесс имеет ряд преимуществ:

  • занятия в свободное время;

  • обучение организовано на добровольных началах всех сторон (обучающиеся, родители, педагоги);

  • обучающимся предоставляется возможность удовлетворения своих интересов и сочетания различных направлений и форм занятия.


ВОЗРАСТ ДЕТЕЙ

Программа "Мы и наш мир" рассчитана на детей младшего школьного возраста

7-8 лет.


СРОКИ РЕАЛИЗАЦИИ ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ

Программа рассчитана на 1 учебный год.


ФОРМЫ И РЕЖИМ ЗАНЯТИЙ

Одно из главных условий успеха обучения и развития творчества обучающихся - это индивидуальный подход к каждому ребенку.


Формы работы:

  • Экскурсии

  • Игры

  • Практические занятия

  • Воспитательное мероприятие

  • Викторины

Индивидуальная форма организации - это основа занятий. Результаты деятельности обучающихся находят применение в оформлении кабинета, мероприятий. Кроме того, выполненные на занятиях работы используются как памятки для родных, друзей. Общественное положение результатов деятельности школьников имеет большое значение в воспитательном процессе.

Занятия проводятся 1 раз в неделю, длительность – по 45 минут, 33 занятия в год.

























ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ И СПОСОБЫ ИХ ОПРЕДЕЛЕНИЯ


Результатами освоения учащимися содержания программы по формированию здорового и безопасного образа жизни являются:

ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ - готовность и способность обучающихся к саморазвитию, сформированность мотивации к учению и познанию, ценностно-смысловые установки выпускников начальной школы, отражающие их индивидуально-личностные позиции, социальные компетентности, личностные качества;  сформированность основ российской, гражданской идентичности.

Личностными результатами программы внеурочной деятельности по социальном   направлению «Мы и наш мир»  является формирование следующих умений:

   1) формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей  многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций;                 

  2) формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;                        

3) формирование уважительного отношения к истории и культуре, как своего народа, так и других народов;                                                      

4) овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;                                                          

  5)  развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;

6) формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;           

7) развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;             

8)готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;                           

9) развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;                                                                     

10) формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.    

    МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ — освоенные обучающимися универсальные учебные действия (познавательные, регулятивные и коммуникативные).

Метапредметными результатами программы внеурочной деятельности по общекультурному направлению «Азбука здоровья» - является формирование следующих универсальных учебных действий (УУД):



1. РЕГУЛЯТИВНЫЕ УУД:

  • Определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя.

  • Проговаривать последовательность действий на уроке.

  • Учить высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией, учить работать по предложенному учителем плану.

Средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога на этапе изучения нового материала.

  • Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке.

Средством формирования этих действий служит технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов).

2. ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ УУД:

  • Делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в словаре).

  • Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.

  • Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса.

  • Преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять рассказы на основе простейших моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков, схем);

  • Находить и формулировать решение задачи с помощью простейших моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков).

Средством формирования этих действий служит учебный материал и задания учебника, ориентированные на линии развития средствами предмета.

3. КОММУНИКАТИВНЫЕ УУД:

  • Умение донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста).

  • Слушать и понимать речь других.

Средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога (побуждающий и подводящий диалог).

  • Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им.

  • Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).

  • Средством формирования этих действий служит организация работы в парах и малых группах (в приложении представлены варианты проведения уроков).                

ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

1. Понимание особой роли России в мировой истории, воспитание чувства гордости за национальные свершения, открытия, победы.

2. Уважительное отношение к России, родному краю, своей семье, истории, культуре, природе нашей страны, её современной жизни.

3. Осознание целостности окружающего мира, освоение основ экологической грамотности, элементарных правил нравственного поведения в мире природы и людей, норм здоровьесберегающего поведения в природной и социальной среде.

4. Освоение доступных способов изучения природы и общества (наблюдение, запись, измерение, опыт, сравнение, классификация и др. с получением информации из семейных архивов, от окружающих людей, в открытом информационном пространстве).

5. Развитие навыков устанавливать и выявлять причинно-следственные связи в окружающем мире.

6.Умение применять  освоенный обучающимися в ходе изучения учебных предметов опыт в жизненных ситуациях.





































МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ


При реализации программы используются различные методы обучения:

  • Словесные (рассказ, беседа);

  • Наглядные (демонстрация технологического процесса, просмотр видео);

  • Практические (отработка навыков и приемов работы);

  • Аналитические (наблюдение, сравнение, анализ, самоанализ и самоконтроль);

  • Эвристические (поиск новых решений, выполнение творческих заданий).



Обучение производится различными способами (рисунки, схемы, чертежи, условные обозначения). Включены задания, направленные на активный поиск новой информации – в книгах, словарях, справочниках.

В ходе реализации программы «Мы и наш мир» обучающиеся учатся воспринимать свое место в мире и окружение, как неотъемлемую часть счастливой жизни. Усвоение материала, которое строится на основе различных активных форм, становится особенно успешным. Использование различных видов деятельности, связь с литературой и музыкой, позволяют достичь полной гармонии активного эмоционального, а для того, чтобы дети не уставали, необходима постоянная сменяемость видов деятельности.

Для качественного развития познавательной активности юных граждан программой предусмотрено:

  1. Предоставление обучающемуся свободы в выборе деятельности, в выборе способов работы, в выборе тем.

  2. В каждом задании предусматривается исполнительский и творческий компонент.

  3. Создание увлекательной, но не развлекательной атмосферы занятий. Наряду с элементами творчества необходимы трудовые усилия.

  4. Создание ситуации успеха, чувства удовлетворения от процесса деятельности.

Обучающимся предоставляется возможность выбора формы подачи усвоенного материала. В любом деле нужна «золотая середина». Если давать ребенку только готовую информацию, не давая возможности детального анализа и прочного усвоения полученных знаний, значит, в конце концов, загнать ученика в тупик. Поэтому, традиционно совмещаются знания (обязательный элемент) и собственное мнение ребенка.





ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ МЕТОДИЧЕСКИМИ ВИДАМИ ПРОДУКЦИИ

  1. Игры

  • «Ромашковая Русь»;

  1. Беседы

  • «Государственные символы»

  • «Что такое экология?»

  • «Героические страницы нашего села»

  1. Проекты

  • «Моя Россия»;

  • «Мое генеалогическое древо»;

  • «Моя семья»;

  • «Моя школа»;

  • «Моя малая родина»;

  • «Дети против войны!»;

  • «Герои России»

  1. Экскурсии

  • «Красота в глазах смотрящего»



ПРОВЕДЕНИЕ ПРАКТИЧЕСКИХ РАБОТ

  1. Практические занятия.

  2. Отработка приемов ухода за собой.

На практических занятиях применяются такие методы, как репродуктивный (воспроизводящий); иллюстративный (объяснение сопровождается демонстрацией наглядного материала); проблемный (педагог ставит проблему и вместе с детьми ищет пути её решения); эвристический (проблема формулируется детьми, ими и предлагаются способы её решения).

Некоторые занятия проходят в форме самостоятельной работы, где стимулируется познавательная активность.

К самостоятельной работе относится также итоговая работа по результатам года. В начале каждого занятия несколько минут отведено теоретической беседе, завершается занятие просмотром работ и их обсуждением.

В период обучения происходит постепенное усложнение материала. Широко применяются занятия по методике, мастер-классы, когда педагог вместе с обучающимися выполняет работу, последовательно комментируя все стадии ее выполнения, задавая наводящие и контрольные вопросы по ходу выполнения работы, находя ученические ошибки и подсказывая пути их исправления. Наглядность является самым прямым путём обучения в любой области, а особенно в изобразительном искусстве.



ДИДАКТИЧЕСКИЙ И ЛЕКЦИОННЫЙ МАТЕРИАЛЫ,

ТЕМАТИКА ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ РАБОТ.


На занятиях используется дидактический раздаточный материал:

  1. Технические рисунки;

  2. Плакаты;

  3. Композиционные схемы.


На теоретических и практических занятиях отводится место для лекционного материала, на основе которого строится беседа по теме занятия:

  1. «Моя страна»;

  2. «Что такое традиции?»

  3. «Правила поведения в школе».

  4. «Кто такой герой?».


На итоговом занятии проводится игра для обучающихся, вручаются поощрительные призы.


























СОДЕРЖАНИЕ ИЗУЧАЕМОГО КУРСА


Я – Россиянин.

Я – Россиянин. Знакомство с государственной символикой.

Первые лица страны. Проект «Моя Россия»

Наша дружная семья.

Наша дружная семья. Моя семья в лицах. Твои родственники, твой род. В традициях семьи- традиции народа. Проект «Мое генеалогическое древо». Проект «Моя семья»

Школа – наш второй дом.

Я – первоклассник. Культура поведения в школе. Проект «Моя школа».

Горжусь я красотою Родины моей.

Горжусь я красотою Родины моей. Уникальная природа Мантуровского района. Экскурсия «Красота в глазах смотрящего». Традиции бережного отношения к природе у народов России. Мини-проект «Моя малая родина».

Их именами славится Россия.

Их именами славится Россия. Проект «Дети против войны!». Проект «Герои России».

Итоговое занятие

Игра «Ромашковая Русь»






























УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН


п/п

Наименование разделов, тем

Количество часов

Всего

Теория

Практика


Я – Россиянин.

6

4

2

Я – Россиянин.


1


Знакомство с государственной символикой.


1


Знакомство с государственной символикой.


1


Первые лица моей страны.


1


Проект «Моя Россия».



1

Проект «Моя Россия».



1

Наша дружная семья.

9

5

4

Наша дружная семья.


1


Моя семья в лицах.


1


Твои родственники, твой род.


1


В традициях семьи- традиции народа.


1


В традициях семьи- традиции народа.


1


Проект «Мое генеалогическое древо».



1

Проект «Мое генеалогическое древо».



1

Проект «Моя семья»



1

Проект «Моя семья»



1

Школа – наш второй дом.

4

2

2

Я – первоклассник.


1


Культура поведения в школе.


1


Проект «Моя школа»



1

Проект «Моя школа»



1

Горжусь я красотою Родины моей

6

4

2

Горжусь я красотою Родины моей.


1


Горжусь я красотою Родины моей.


1


Уникальная природа Мантуровского района.


1


Экскурсия «Красота в глазах смотрящего»



1

Традиции бережного отношения к природе у народов России.


1


Мини-проект «Моя малая родина».



1

Их именами славится Россия.

7

2

5

Их именами славится Россия.


1


Их именами славится Россия.


1


Проект «Дети против войны!»



1

Проект «Дети против войны!»



1

Проект «Герои России»



1

Проект «Герои России»



1

Проект «Герои России»



1

Итоговое занятие

1


1

Игра «Ромашковая Русь »



1

Итого

33

17

16















КАЛЕНДАРНО - ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

п/п

Наименование разделов, тем

Дата проведения

по плану

Дата проведения

по факту

Примечание

Я – россиянин.

Я – Россиянин.




Знакомство с государственной символикой.




Знакомство с государственной символикой.




Первые лица моей страны.




Проект «Моя Россия».




Проект «Моя Россия».




Наша дружная семья

Наша дружная семья.




Моя семья в лицах.




Твои родственники, твой род.




В традициях семьи- традиции народа.




В традициях семьи- традиции народа.




Проект «Мое генеалогическое древо».




Проект «Мое генеалогическое древо».




Проект «Моя семья»




Проект «Моя семья»




Школа – наш второй дом

Я – первоклассник.




Культура поведения в школе.




Проект «Моя школа»




Проект «Моя школа»




Горжусь я красотою Родины моей

Горжусь я красотою Родины моей.




Горжусь я красотою Родины моей.




Уникальная природа Мантуровского района.




Экскурсия «Красота в глазах смотрящего»




Традиции бережного отношения к природе у народов России.




Мини-проект «Моя малая родина».




Их именами славится Россия

Их именами славится Россия.




Их именами славится Россия.




Проект «Дети против войны!»




Проект «Дети против войны!»




Проект «Герои России»




Проект «Герои России»




Проект «Герои России»




Итоговое занятие

Игра «Ромашковая Русь »




Итого

17

9

8

















МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.

ТЕХНИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА

Оборудование рабочего места учителя:

  1. Классная доска с креплениями для таблиц.

  2. Магнитная доска.

  3. Персональный компьютер с принтером.

  4. Ксерокс.

  5. Аудиомагнитофон.

  6. Телевизор с диагональю не менее 72 см.

  7. Проектор для демонстрации слайдов.

  8. Мультимедийный проектор.

  9. Экспозиционный экран размером 150 X 150 см.


ОБОРУДОВАНИЕ КЛАССА

Ученические столы двухместные с комплектом стульев. Стол учительский с тумбой.

Настенные доски (полки) для вывешивания иллюстративного материала.


СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ

    1. Артамонов В.И. Редкие и исчезающие растения. М.: Агропромиздат, 1989.

    2. Афанасьева В.И. Экология не знает границ. // Юный натуралист. 1990, №1.

    3. Большакова М.Д. Модели для ознакомления младших школьников с комнатными растениями. // НШ. 1996, №3.

    4. Виноградова Н.Ф. Экологическое воспитание младших школьников: Проблемы и перспективы. // НШ. 1997, №4.

    5. Воробьева А.Н. Экологическое образование младших школьников. // НШ, 1998, №6.

    6. Герасимов В.П. Животный мир нашей Родины. М.: Просвещение, 1985.

    7. Дерябко О.Д. Субъективное отношение к природе детей начальной школы. // НШ. 1998, №6.

    8. Жестгрва Н.С. Состояние экологического воспитания учащихся. // НШ. 1989, № 10.

    9. Захлебный А.Н. Школа и проблемы охраны природы. М.: Педагогика, 1981.

    10. Ишутинова Л.М. Грибы – это грибы. // НШ. 2000, №6.

    11. Ладвинская А.А. Энциклопедия комнатного цветоводства. М.: ООО «ТД «Издательство Мир книги», 2006.

    12. Плешаков А.А. Планета загадок. М.: Просвещение 1996.

    13. Рыжова Н.А. Экологический проект: Мое дерево. // НШ. 1997, №4.

    14. Симонова Л.П. Этические беседы по экологии с младшими школьниками. // НШ. 1999, № 5.

    15. Симонова Л.П. «Зеленый дом». // НШ. 1998, № 6.

    16. Сосновский И.П. Редкие и исчезающие животные. М.: Металлургия, 1987.

    17. 11. Титова К.Д. Комнатные растения. Определитель. М.: АСТ «Астрель», 2002.

    18. Тихонова А.Е. Учебная природная тропа для младших школьников. // НШ. 1991, № 9.

    19. Филатова Л.М. По страницам Красной книги. // НШ. 1991.

    20. Хессайон Д.Г. Энциклопедия «Все о комнатных растениях». М.: «Кладезь-Букс», 2002.

    21. Хефлинг Г. Все «чудеса» в одной книге. М.: Прогресс, 1983.

    22. Хефлинг Г. Энциклопедия комнатного цветоводства. М.: Колос, 1994.

    23. Чижевский А.Е. Экология у нас дома. // НШ. 1998, № 6.

    24. Проектная деятельность в начальной школе/авт.-сост. М.К Господникова и др. – Волгоград: Учитель, 2009.

    25. Землянская Е.Н. Учебные проекты младших школьников. //журнал “Начальная школа”, № 9, 2005.





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!