РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по внеурочной деятельности кружка «Школа вожатского мастерства»
для 1-2 классов на 2023-2024 учебный год
2023г
Пояснительная записка
Вожатый в детской организации - это человек, принимающий ее цели, принципы, пользующийся доверием детей. Он гармонично включается в процесс самоорганизации как полноправный ее участник, принимая роль идейного вдохновителя детской самодеятельности и неся ответственность перед обществом за её характер и направленность.
Вожатый - призвание, состояние духа. Это тот, кто всегда рядом с детьми. Это взрослый и ребёнок одновременно. Вожатый – это профессия, навыки которой пригодятся в любом возрасте и при любом социальном статусе: общение со своими будущими детьми, работа в команде, публичные выступления. Эта профессия, которая заставляет видеть мир глазами детей, жить с распахнутым сердцем и мечтающей душой.
Работа вожатого - это способ саморазвития и самопознания.
Программа «Школа вожатского мастерства» направлена на формирование социализации и образования личности через активное взаимодействие ребенка с окружающей средой. Благодаря расширению поля социального взаимодействия и использованию разнообразных видов деятельности, создаются благоприятные условия для формирования организаторских качеств и повышения самостоятельности ребенка.
Участие детей и педагогов в программе «Школа вожатского мастерства» способствует восстановлению богатого опыта воспитательной работы с подрастающим поколением и его дальнейшему развитию с учётом всех вызовов современного мира.
Цель: подготовка вожатых для работы с учащимися первой ступени обучения 1 – 2 классов на базе школы и для организации досуга учеников младшего звена во внеурочное время в течение учебного года.
Задачи:
1. Формирование социальной и коммуникативной компетенции учащихся.
2. Поддержка и развитие инициативы младших школьников, создание ситуации для их творческого роста.
3. Формирование умений и навыков организаторской деятельности учащихся:
- ставить четкие цели,
- решать проблемы,
- творчески подходить к организации дела,
- позитивно влиять на окружающих,
- работать с группой.
4. Создание условий для профессионального ориентирования личности.
Этапы реализации программы
Программа рассчитана на 1 год. Курс рассчитан на 1 час в неделю: 1 и 2 класс вместе, 34 часа.
Организационный.
Сентябрь 2023г. – создание Совета вожатых, состоящий из учащихся 1 – 2 классов.
Теоретический и практический.
Цель: знакомство с методиками организации детского досуга (проведения массовых мероприятий и отрядных дел), с формами и особенностями работы с детским коллективом младшего школьного возраста.
Занятия по темам:
1. Организация жизнедеятельности в школе, охрана жизни и здоровья детей, режимные моменты, санитарно - гигиенические требования; особенности работы вожатого с детьми младшего школьного возраста.
2. Планирование и организация работы – предполагает изучение видов планирования, структуры (организационный период, основной, заключительный), определение ведущей деятельности вожатого.
3.Методика организации дела – изучение способов деятельности для организации детского коллектива, досуга.
4.Методическая копилка вожатого
· игротека (виды игр, особенности их проведения - игры на внимание и координацию, игры, воздействующие на эмоциональный настрой; организация игр; интеллектуальных игр);
· создание творческих лабораторий по интересам;
· проведение классных мероприятий;
· создание имиджа класса, визитной карточки, классного уголка;
· организация и проведение музыкальных часов и праздников.
5. Повышение вожатского мастерства
· взаимодействие с вожатскими отрядами других учебных заведений.
Ожидаемые результаты
для вожатого:
- расширение пространства социального взаимодействия, смена круга общения, проба и освоение социальных ролей;
- обогащение индивидуального опыта в организации собственной жизнедеятельности, опыта взаимоотношений с другими людьми;
- активная позиция учащегося, выраженная в позитивном отклике на деятельность, в активном участии, выдвижении идей, в организаторской деятельности;
- реальное достижение успеха в конкретных видах деятельности, наличие программы собственного развития;
- умение анализировать деятельность;
- знание и понимание требований, предъявляемых к вожатому с точки зрения его безопасности.
для педагога:
- приобретение опыта в организации и проведении мастер - класса, опыта работы с детскими инициативами, процесса в школе.
Методологическая база педагогического опыта
Для успешной самореализации в условиях современного российского общества человек должен обладать следующим набором ключевых компетентностей:
1. готовностью делать осознанный и ответственный выбор,
2. готовностью к самообразованию (образованию через всю жизнь);
3. технологической компетентностью;
4. информационной компетентностью;
5. коммуникативной компетентностью;
6. социальной компетентностью (готовностью к продуктивному социальному взаимодействию).
От уровня развития всех этих компетентностей зависит процесс социализации человека в обществе, достижения им социальной зрелости. Успешная самореализация личности, ее активная социализация, органичная адаптация на рынке труда — вот одна из важнейших задач образовательного процесса.
Критерии оценки
1. Массовость: количество учащихся, родителей, педагогов, вовлечённых в деятельность вожатского отряда.
2. Количественные и качественные показатели проведённых мероприятий.
3. Информативность о проделанной работе.
Формы организации:
- самоуправление;
- конкурсы;
- акции;
- шефская работа;
- деловые игры;
- коллективные творческие дела;
Материально- техническое обеспечение:
Обучающие занятия, разработка сценариев и подготовка общешкольных и мероприятий проходит в школе.
Для реализации практической деятельности активно используются актовый зал, спортивный зал и площадка на территории школы, классные кабинеты, школьный библиотечный информационно - образовательный центр, материалы для оформления помещений и творческой деятельности детей, а также принтер, сканер, фотоаппарат.
Информационно - методическим ресурсом является библиотека школы, кабинет педагога-организатора.
Календарно-тематическое планирование для детей от 8 до 10 лет
1-2 классы
№п/п
|
Тема занятия
|
Кол-во часов
|
1.
|
Вводное занятие. Создание и функционирование детского вожатского коллектива. Каким должен быть вожатый. Табу вожатого. Законы вожатского мастерства. Разговор с детьми о правилах. Составление «Свода правил». Присваивание вожатскому коллективу название отряда, девиза, отрядного уголка.
|
1
|
2.
|
Подготовка к коллективно-творческому мероприятию «Рождение коллектива»
|
1
|
3.
|
Репетиция к мероприятию «Рождение коллектива»
|
1
|
4.
|
Выступление коллективно-творческого мероприятия «Рождение коллектива». Выступление на линейке в конце недели – 29.09.2023г.
|
1
|
5.
|
Подготовка к Дню учителя: стенгазета «Молния», подготовка шуточных сертификатов учителям. Поздравления – 05.10.2023г.
|
1
|
6.
|
«Правила дружбы в нашем классе» в речевых облачках с рисунками
|
1
|
7.
|
«Международный день хлеба» - 16.10.2023г. Привлекаются родители по выпечке хлеба, кексов, булочек и делается выставка.
|
1
|
8.
|
Разработка памяток для учащихся «Осенние безопасные каникулы»
|
1
|
9.
|
Оформление уголка «День заботы о себе»
|
1
|
10.
|
Подготовка и проведение экологической акции 12.11.2023г. – «Синичкин день».
|
|
11.
|
Подготовка ко Дню матери – 27.11.2023г.
|
1
|
12.
|
Открытка маме своими руками на День матери
|
1
|
13.
|
Подготовка Адвент-календарь до Нового года для дошкольников
|
1
|
14.
|
Оформление Адвент-календарь до Нового года для дошкольников
|
1
|
15.
|
Оформление Адвент-календарь до Нового года для дошкольников
|
1
|
16.
|
День подарков. Вручение Адвент-календарь до Нового года для дошкольников
|
1
|
17.
|
«Международный день “спасибо”». На линейке в конце недели читать выразительно стихи - 12.01.2024г.
|
1
|
18.
|
День приветствий, дети на линейке в начале недели исполняют ПЕСНЮ «ДОБРЫЙ ДЕНЬ!» муз. Я. Дубравина
|
1
|
19.
|
«День ручного письма (День почерка). Акция «Постарайся напиши, приз получишь от души».
|
1
|
20.
|
Прощание с Дедом Морозом и Снегурочкой. (Выставка рисунков)
|
1
|
21.
|
День Эрудита в старшей, подготовительной группе.
|
1
|
22.
|
День Радио. Выставочный тренажерный материал по артикуляции и сценической речи (скороговорки)
|
1
|
23.
|
Подготовка. Рыцарский турнир для мальчиков к 23 Февраля. Все мальчики начальной школы. Проведение - 23.02.2024г.
|
1
|
24.
|
«Масленница». Подготовить и вручить «Папка-передвижка «Масленица» по дням недели с названиями для дошкольников
|
1
|
25.
|
Игра «А ну-ка, девочки!» все девочки начальных классов
|
1
|
26.
|
Классный час «День доброты», разучивание песни «Хорошо бродить по свету», выход в детский сад с песней.
|
1
|
27.
|
Всемирный день поэзии. Конкурс стихотворений и сочинений на сайте https://www.dumschool.ru/
|
1
|
28.
|
«Международный день детской книги». Памятки для детей «Правила обращения с книгой».
|
1
|
29.
|
«День брата и сестры». Изготовление своими руками амулетов, браслетов для вручения своим братьям и сестрам.
|
1
|
30.
|
«Православная Пасха». Конкурс рисунков.
|
1
|
31.
|
«Всемирный день книги и авторского права». Подготовка памяток для детей «Правила обращения с книгой»
|
1
|
32.
|
День пожарной охраны. Игра для учащихся начальной школы.
|
1
|
33.
|
День Победы. Участие в творческом конкурсе на сайте https://www.dumschool.ru/
|
1
|
34.
|
«Международный день семей». Семейный конкурс на сайте https://www.dumschool.ru/
|
1
|
Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа внеурочной деятельности "ШКОЛА ВОЖАТСКОГО МАСТЕРСТВА" на 2023г.»
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Начальная школа – детский сад № 17»
Рассмотрена на педагогическом совете Протокол №____ от «____» _______20__г. | Утверждена приказом директора МБОУ НШ-ДС № 17 _______________ И.Н. Гудыревой № ____ от «____» _________20___г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по внеурочной деятельности кружка «Школа вожатского мастерства»
для 1-2 классов на 2023-2024 учебный год
г. Первоуральск, 2023г
Пояснительная записка
Вожатый в детской организации - это человек, принимающий ее цели, принципы, пользующийся доверием детей. Он гармонично включается в процесс самоорганизации как полноправный ее участник, принимая роль идейного вдохновителя детской самодеятельности и неся ответственность перед обществом за её характер и направленность.
Вожатый - призвание, состояние духа. Это тот, кто всегда рядом с детьми. Это взрослый и ребёнок одновременно. Вожатый – это профессия, навыки которой пригодятся в любом возрасте и при любом социальном статусе: общение со своими будущими детьми, работа в команде, публичные выступления. Эта профессия, которая заставляет видеть мир глазами детей, жить с распахнутым сердцем и мечтающей душой.
Работа вожатого - это способ саморазвития и самопознания.
Программа «Школа вожатского мастерства» направлена на формирование социализации и образования личности через активное взаимодействие ребенка с окружающей средой. Благодаря расширению поля социального взаимодействия и использованию разнообразных видов деятельности, создаются благоприятные условия для формирования организаторских качеств и повышения самостоятельности ребенка.
Участие детей и педагогов в программе «Школа вожатского мастерства» способствует восстановлению богатого опыта воспитательной работы с подрастающим поколением и его дальнейшему развитию с учётом всех вызовов современного мира.
Цель: подготовка вожатых для работы с учащимися первой ступени обучения 1 – 2 классов на базе школы и для организации досуга учеников младшего звена во внеурочное время в течение учебного года.
Задачи:
1. Формирование социальной и коммуникативной компетенции учащихся.
2. Поддержка и развитие инициативы младших школьников, создание ситуации для их творческого роста.
3. Формирование умений и навыков организаторской деятельности учащихся:
- ставить четкие цели,
- решать проблемы,
- творчески подходить к организации дела,
- позитивно влиять на окружающих,
- работать с группой.
4. Создание условий для профессионального ориентирования личности.
Этапы реализации программы
Программа рассчитана на 1 год. Курс рассчитан на 1 час в неделю: 1 и 2 класс вместе, 34 часа.
Организационный.
Сентябрь 2023г. – создание Совета вожатых, состоящий из учащихся 1 – 2 классов.
Теоретический и практический.
Цель: знакомство с методиками организации детского досуга (проведения массовых мероприятий и отрядных дел), с формами и особенностями работы с детским коллективом младшего школьного возраста.
Занятия по темам:
1. Организация жизнедеятельности в школе, охрана жизни и здоровья детей, режимные моменты, санитарно - гигиенические требования; особенности работы вожатого с детьми младшего школьного возраста.
2. Планирование и организация работы – предполагает изучение видов планирования, структуры (организационный период, основной, заключительный), определение ведущей деятельности вожатого.
3.Методика организации дела – изучение способов деятельности для организации детского коллектива, досуга.
4.Методическая копилка вожатого
игротека (виды игр, особенности их проведения - игры на внимание и координацию, игры, воздействующие на эмоциональный настрой; организация игр; интеллектуальных игр);
создание творческих лабораторий по интересам;
проведение классных мероприятий;
создание имиджа класса, визитной карточки, классного уголка;
организация и проведение музыкальных часов и праздников.
5. Повышение вожатского мастерства
взаимодействие с вожатскими отрядами других учебных заведений.
Ожидаемые результаты
для вожатого:
- расширение пространства социального взаимодействия, смена круга общения, проба и освоение социальных ролей;
- обогащение индивидуального опыта в организации собственной жизнедеятельности, опыта взаимоотношений с другими людьми;
- активная позиция учащегося, выраженная в позитивном отклике на деятельность, в активном участии, выдвижении идей, в организаторской деятельности;
- реальное достижение успеха в конкретных видах деятельности, наличие программы собственного развития;
- умение анализировать деятельность;
- знание и понимание требований, предъявляемых к вожатому с точки зрения его безопасности.
для педагога:
- приобретение опыта в организации и проведении мастер - класса, опыта работы с детскими инициативами, процесса в школе.
Методологическая база педагогического опыта
Для успешной самореализации в условиях современного российского общества человек должен обладать следующим набором ключевых компетентностей:
1. готовностью делать осознанный и ответственный выбор,
2. готовностью к самообразованию (образованию через всю жизнь);
3. технологической компетентностью;
4. информационной компетентностью;
5. коммуникативной компетентностью;
6. социальной компетентностью (готовностью к продуктивному социальному взаимодействию).
От уровня развития всех этих компетентностей зависит процесс социализации человека в обществе, достижения им социальной зрелости. Успешная самореализация личности, ее активная социализация, органичная адаптация на рынке труда — вот одна из важнейших задач образовательного процесса.
Критерии оценки
1. Массовость: количество учащихся, родителей, педагогов, вовлечённых в деятельность вожатского отряда.
2. Количественные и качественные показатели проведённых мероприятий.
3. Информативность о проделанной работе.
Формы организации:
Материально- техническое обеспечение:
Обучающие занятия, разработка сценариев и подготовка общешкольных и мероприятий проходит в школе.
Для реализации практической деятельности активно используются актовый зал, спортивный зал и площадка на территории школы, классные кабинеты, школьный библиотечный информационно - образовательный центр, материалы для оформления помещений и творческой деятельности детей, а также принтер, сканер, фотоаппарат.
Информационно - методическим ресурсом является библиотека школы, кабинет педагога-организатора.
Календарно-тематическое планирование для детей от 8 до 10 лет
1-2 классы
№п/п | Тема занятия | Кол-во часов |
1. | Вводное занятие. Создание и функционирование детского вожатского коллектива. Каким должен быть вожатый. Табу вожатого. Законы вожатского мастерства. Разговор с детьми о правилах. Составление «Свода правил». Присваивание вожатскому коллективу название отряда, девиза, отрядного уголка. | 1 |
2. | Подготовка к коллективно-творческому мероприятию «Рождение коллектива» | 1 |
3. | Репетиция к мероприятию «Рождение коллектива» | 1 |
4. | Выступление коллективно-творческого мероприятия «Рождение коллектива». Выступление на линейке в конце недели – 29.09.2023г. | 1 |
5. | Подготовка к Дню учителя: стенгазета «Молния», подготовка шуточных сертификатов учителям. Поздравления – 05.10.2023г. | 1 |
6. | «Правила дружбы в нашем классе» в речевых облачках с рисунками | 1 |
7. | «Международный день хлеба» - 16.10.2023г. Привлекаются родители по выпечке хлеба, кексов, булочек и делается выставка. | 1 |
8. | Разработка памяток для учащихся «Осенние безопасные каникулы» | 1 |
9. | Оформление уголка «День заботы о себе» | 1 |
10. | Подготовка и проведение экологической акции 12.11.2023г. – «Синичкин день». | |
11. | Подготовка ко Дню матери – 27.11.2023г. | 1 |
12. | Открытка маме своими руками на День матери | 1 |
13. | Подготовка Адвент-календарь до Нового года для дошкольников | 1 |
14. | Оформление Адвент-календарь до Нового года для дошкольников | 1 |
15. | Оформление Адвент-календарь до Нового года для дошкольников | 1 |
16. | День подарков. Вручение Адвент-календарь до Нового года для дошкольников | 1 |
17. | «Международный день “спасибо”». На линейке в конце недели читать выразительно стихи - 12.01.2024г. | 1 |
18. | День приветствий, дети на линейке в начале недели исполняют ПЕСНЮ «ДОБРЫЙ ДЕНЬ!» муз. Я. Дубравина | 1 |
19. | «День ручного письма (День почерка). Акция «Постарайся напиши, приз получишь от души». | 1 |
20. | Прощание с Дедом Морозом и Снегурочкой. (Выставка рисунков) | 1 |
21. | День Эрудита в старшей, подготовительной группе. | 1 |
22. | День Радио. Выставочный тренажерный материал по артикуляции и сценической речи (скороговорки) | 1 |
23. | Подготовка. Рыцарский турнир для мальчиков к 23 Февраля. Все мальчики начальной школы. Проведение - 23.02.2024г. | 1 |
24. | «Масленница». Подготовить и вручить «Папка-передвижка «Масленица» по дням недели с названиями для дошкольников | 1 |
25. | Игра «А ну-ка, девочки!» все девочки начальных классов | 1 |
26. | Классный час «День доброты», разучивание песни «Хорошо бродить по свету», выход в детский сад с песней. | 1 |
27. | Всемирный день поэзии. Конкурс стихотворений и сочинений на сайте https://www.dumschool.ru/ | 1 |
28. | «Международный день детской книги». Памятки для детей «Правила обращения с книгой». | 1 |
29. | «День брата и сестры». Изготовление своими руками амулетов, браслетов для вручения своим братьям и сестрам. | 1 |
30. | «Православная Пасха». Конкурс рисунков. | 1 |
31. | «Всемирный день книги и авторского права». Подготовка памяток для детей «Правила обращения с книгой» | 1 |
32. | День пожарной охраны. Игра для учащихся начальной школы. | 1 |
33. | День Победы. Участие в творческом конкурсе на сайте https://www.dumschool.ru/ | 1 |
34. | «Международный день семей». Семейный конкурс на сайте https://www.dumschool.ru/ | 1 |