МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ «ЛИЦЕЙ №24» г. ВОЛГОДОНСКА
(МБОУ «ЛИЦЕЙ №24 г.ВОЛГОДОНСКА)
СОГЛАСОВАНО Протокол заседания педагогического совета МБОУ «Лицей № 24» г.Волгодонска от «28» августа 2019 года №1 | СОГЛАСОВАНО Заместитель директора по УВР _________/Герасимова С.В./ «29» августа 2019 г. | УТВЕРЖДАЮ Директор МБОУ «Лицей №24» г.Волгодонска _______________Н.В. Белан Пр. от «30» августа 2019 г. № 174 |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по внеурочной деятельности "Воспитан на Дону"
(воспитательная работа)
Класс 9 Е общеобразовательный
Уровень общего образования: основное общее
Количество часов: 34
Учитель: Диденко Анна Ивановна
г. Волгодонск
2019
Пояснительная записка.
Рабочая программа кружка внеурочной деятельности "Воспитан на Дону» (воспитательная работа) составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, Основной образовательной программы основного общего образования (Программа духовно-нравственного развития, воспитания и социализации учащихся), Основной образовательной программы основного общего образования (Программа воспитания и социализации обучающихся), регионального проекта «Воспитан-на-Дону».Программа соответствует основной образовательной программе основного общего образования и плану внеурочной деятельности МБОУ «Лицей №24» г. Волгодонска.
Данная программа направлена на социализацию детей на историко-культурных и нравственных традициях России и Донского края, на освоение обучающимися социального опыта, основных социальных ролей, соответствующих ведущей деятельности данного возраста, норм и правил общественного поведения.
Программа обеспечивает:
систему воспитательных мероприятий, культурных и социальных практик, основанных на системе социокультурных и духовно-нравственных ценностях и принятых в обществе правилах и нормах поведения в интересах человека, семьи, общества и государства, российского общества, учитывающего историко-культурную и этническую специфику региона, потребности обучающихся и их родителей (законных представителей);
усвоение обучающимися нравственных ценностей, приобретение начального опыта нравственной, общественно значимой деятельности, конструктивного социального поведения, мотивации и способности к духовно-нравственному развитию;
приобщение обучающихся к культурным ценностям своего народа, своей этнической или социокультурной группы, базовым национальным ценностям российского общества, общечеловеческим ценностям в контексте формирования у них российской гражданской идентичности;
формирование у обучающихся личностных качеств, необходимых для конструктивного, успешного и ответственного поведения в обществе с учетом правовых норм, установленных российским законодательством;
приобретение знаний о нормах и правилах поведения в обществе, социальных ролях человека; формирование позитивной самооценки, самоуважения, конструктивных способов самореализации;
овладение способами и приемами поиска информации;
приобретение практического опыта, соответствующего интересам и способностям обучающихся.
Целью данной программы является развитие кругозора и мышления учащихся; совершенствование психологических качеств личности школьников: любознательности, инициативности, трудолюбия, настойчивости, самостоятельности в приобретении знаний; развитие и воспитание компетентного гражданина России, принимающего судьбу Отечества как свою личную, осознающего ответственность за настоящее и будущее своей страны, укорененного в духовных и культурных традициях многонационального народа России.
Задачи:
Способствование формированию и развитию у учащихся разносторонних интересов, культуры мышления.
Освоение обучающимися ценностно-нормативного и деятельностно-практического аспекта отношений человека с человеком, патриота с Родиной, гражданина с гражданским обществом, человека с природой, с искусством и т.д.
Вовлечение обучающегося в процессы самопознания, самопонимания, содействие обучающимся в соотнесении представлений о собственных возможностях, интересах, ограничениях с запросами и требованиями окружающих людей, общества, государства, помощь в личностном самоопределении, поддержка деятельности обучающегося по саморазвитию.
Овладение обучающимся социальными, регулятивными и коммуникативными компетенциями, обеспечивающими им индивидуальную успешность в общении с окружающими, результативность в социальных практиках, процессе в сотрудничества со сверстниками, старшими и младшими.
Сформировать в ребенке общечеловеческие ценности, добродетели: любовь к ближнему, сострадание, справедливость, гражданственность, веру в прекрасное, ответственность, этическую культуру, нравственные устои.
Сформировать культуру общения.
Воспитать потребность в созидательной деятельности, творческом развитии, положительном отношении к труду как средству самоутверждения.
Приобщить воспитанников к региональной, национальной и мировой культуре.
Место кружка внеурочной деятельности «Воспитан на Дону (воспитательная работа)» в плане внеурочной деятельности:
Является обязательной частью ОП ООО. Количество часов в неделю 1, общее количество в год 34.Программа составлена для 9 е класса.
В связи с тем, что занятия по предмету, в соответствии с расписанием выпали на праздничные дни(9.01и 1.05.19г), рабочая программа составлена на 68 часов.
Планируемые результаты духовно-нравственного развития, воспитания и социализации обучающихся.
1. Интериоризация гуманистических, демократических и традиционных ценностей, осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции. Готовность и способность вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания (идентификация себя как полноправного субъекта общения, готовность к конструированию образа партнера по диалогу, готовность к конструированию образа допустимых способов диалога, готовность к конструированию процесса диалога как конвенционирования интересов, процедур, готовность и способность к ведению переговоров).
2. Способность к осознанию российской идентичности в поликультурном социуме (патриотизм, уважение к Отечеству, к прошлому и настоящему многонационального народа России, воспитанное чувство ответственности и долга перед Родиной, идентичность с территорией, с природой России, идентификация себя в качестве гражданина России, субъективная значимость использования русского языка и языков народов России, осознание и ощущение субъективной сопричастности с судьбой российского народа). Осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества (идентичность человека с российской многонациональной культурой, сопричастность с историей народов и государств, находившихся на территории современной России). Осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира.
3. Сформированность мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности, готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самообразованию; готовность и способность к осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений с учетом устойчивых познавательных интересов.
4. Развитое моральное сознание и компетентность в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам (способность к нравственному самосовершенствованию; веротерпимость, уважительное отношение к религиозным чувствам, взглядам людей или их отсутствию; знание основных норм морали, нравственных, духовных идеалов, хранимых в культурных традициях народов России, готовность на их основе к сознательному самоограничению в поступках, поведении, расточительном потребительстве; сформированность представлений об основах светской этики, культуры традиционных религий, их роли в развитии культуры и истории России и человечества, в становлении гражданского общества и российской государственности; понимание значения нравственности, веры и религии в жизни человека, семьи и общества). Сформированность ответственного отношения к учению; уважительного отношения к труду, наличие опыта участия в социально значимом труде. Осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи.
4. Сформированность целостного мировоззрения, соответствующегосовременному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира. Готовность к личностному самоопределению, способность ставить цели и строить жизненные планы. Сформированность ценностно-смысловых установок, отражающих личностные и гражданские позиции в деятельности, правосознание.
5. Сформированность коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности.
6. Освоенность социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая социальные сообщества (взрослых и сверстников). Участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учетом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей (формирование готовности к участию в процессе упорядочения социальных связей и отношений, в которые вовлечены и которые формируют самиобучающиеся; вовлеченность в непосредственное гражданское участие, готовность к участию в жизнедеятельности подросткового общественного объединения, включенного в продуктивное взаимодействие с социальной средой и социальными институтами, идентификация себя в качестве субъекта социальных преобразований, освоение компетентностей в сфере организаторской деятельности; интериоризация ценностей созидательного отношения к окружающей социальной действительности, ценностей социального творчества, ценности продуктивной организации совместной деятельности, самореализации в группе и организации, ценности «другого» как равноправного партнера, формирование компетенций анализа, проектирования, организации деятельности, рефлексии изменений, способов взаимовыгодного сотрудничества, способов реализации собственного лидерского потенциала).
7. Сформированность ценности здорового и безопасного образа жизни; интериоризация правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах.
8. Развитость эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера (способность понимать художественные произведения, отражающие разные этнокультурные традиции; сформированность основ художественной культуры обучающихся как части их общей духовной культуры, как особого способа познания жизни и средства организации общения; развитость эстетического, эмоционально-ценностного видения окружающего мира; способность к эмоционально-ценностному освоению мира, самовыражению и ориентации в художественном и нравственном пространстве культуры; уважение к истории культуры своего Отечества, выраженной в том числе в понимании красоты человека; развитая потребность в общении с художественными произведениями, сформированность активного отношения к традициям художественной культуры как смысловой, эстетической и личностно-значимой ценности.
9. Сформированность основ экологической культуры, соответствующей современному уровню экологического мышления, наличие опыта экологически ориентированной рефлексивно-оценочной и практической деятельности в жизненных ситуациях (готовность к исследованию природы, к занятиям сельскохозяйственным трудом, к художественно-эстетическому отражению природы, к занятиям туризмом, в том числе экотуризмом, к осуществлению природоохранной деятельности).
Содержание, виды деятельности и формы занятий
Основной формой групповой организации воспитательной работыобучающихсяявляютсяэкскурсии, которые представляют собой путешествие с познавательной целью на тематические экспозиции и в музеи, театры и т.п. Опираясь на возможности современных электронных устройств, возможно использованиевиртуальной экскурсии.
Содержание, виды деятельности и формы занятий с обучающимися по формированию осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, формированию готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания предусматривает:
- формирование во внеурочной деятельности «ситуаций образцов» проявления уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, диалога и достижения взаимопонимания с другими людьми;
- информационное и коммуникативное обеспечение рефлексии обучающихся межличностных отношений с окружающими;
- формирование у обучающихся позитивного опыта взаимодействия с окружающими, общения с представителями различных культур, достижения взаимопонимания в процессе диалога и ведения переговоров.
Формирование перечисленных мотивов и ценностей у обучающихся предполагает получение обучающимся опыта переживания и позитивного отношения к окружающим, что обеспечивается в ходе внеурочной деятельности (воспитательных мероприятий), в составе коллектива ученического класса. Организатором здесь выступает классный руководитель или педагоги школы.
Виды деятельности
Содержание | Формы воспитательной деятельности |
Получение первоначальных представлений о Конституции Российской Федерации, ознакомление с государственной символикой — Гербом, Флагом Российской Федерации, государственными символами Ростовской области, города Волгодонска | Изучение предметов, предусмотренных учебным планом, картины, беседы, чтение книг. |
Ознакомление с героическими страницами истории России, жизнью замечательных людей, явивших примеры гражданского служения, исполнения патриотического долга, с обязанностями гражданина. | Беседы, экскурсии, просмотр кинофильмов, путешествия по историческим и памятным местам, сюжетно-ролевые игры гражданского и историко-патриотического содержания, изучение основных и вариативных учебных дисциплин. |
Ознакомление с историей и культурой родного края, народным творчеством, этнокультурными традициями, фольклором, особенностями быта народов России. | Беседы, сюжетно-ролевые игры, просмотр кинофильмов, творческие конкурсы, праздники, познавательно-развлекательные мероприятия, экскурсии, изучение учебных предметов. |
Знакомство с важнейшими событиями в истории нашей страны, содержанием и значением государственных праздников. | Беседы, проведение классных часов, просмотр учебных фильмов, участие в подготовке и проведении мероприятий, посвящённых государственным праздникам. |
Знакомство с деятельностью общественных организаций патриотической и гражданской направленности, детско-юношеских движений, организаций, сообществ, с правами гражданина. | В процессе посильного участия в социальных проектах и мероприятиях, проводимых в образовательном учреждении. Проведение бесед о подвигах Российской армии, защитниках Отечества, подготовка и проведение игр военно-патриотического содержания, конкурсов и спортивных соревнований, сюжетно-ролевых игр на местности, встреч с ветеранами и военнослужащими, проектная деятельность. |
Получение первоначального опыта межкультурной коммуникации с детьми и взрослыми — представителями разных народов России, знакомство с особенностями их культур и образа жизни. | Беседы, народные игры, организация и проведение национально-культурных праздников. Встречи и беседы с выпускниками лицея, ознакомление с биографиями выпускников, явивших собой достойные примеры гражданственности и патриотизма. |
Развитие школьного самоуправления, в начальной школе «соуправления». | Организация органов классного самоуправления, участие в мероприятиях лицейского ученического самоуправления; совместное планирование работы, школы актива, встречи с интересными людьми, круглые столы, игры, КТД. |
Профессиональная ориентация учащихся. | «Ярмарка профессий» как форма организации профессиональной ориентации обучающихся предполагает публичную презентацию различных профессиональных занятий с целью актуализировать, расширить, уточнить, закрепить у школьников представления о профессиях в игровой форме, имитирующей ярмарочное гуляние. Дни открытых дверей в качестве формы организации профессиональной ориентации обучающихся наиболее часто проводятся на базе профессиональных образовательных организациях и образовательных организациях высшего образования и призваны презентовать спектр образовательных программ, реализуемых образовательной организацией, в ходе такого рода мероприятий пропагандируется обучение в отдельных организациях, реализующих основные профессиональные образовательные программы, а также различные варианты профессионального образования, которые осуществляются в этом образовательной организации. Профориентационные экскурсии организуются на предприятия (посещение производства, музея), в музеи или на тематические экспозиции, в организации профессионального образования. Опираясь на возможности современных электронных устройств, следует использовать такую форму как виртуальная экскурсия по производствам, образовательным организациям Предметная неделя в качестве формы организации профессиональной ориентации обучающихся включает набор разнообразных мероприятий, организуемых в течение календарной недели, содержательно предметная неделя связана с каким-либо предметом или предметной областью («Неделя математики», «Неделя биологии», «Неделя истории»). Предметная неделя может состоять из презентаций проектов и публичных отчетов об их реализации, конкурсов знатоков по предмету/предметам, встреч с интересными людьми, избравшими профессию, близкую к этой предметной сфере. Олимпиады по предметам (предметным областям) в качестве формы организации профессиональной ориентации обучающихся предусматривают участие наиболее подготовленных или способных в данной сфере, олимпиады по предмету (предметным областям) стимулируют познавательный интерес. Конкурсы профессионального мастерства как форма организации профессиональной ориентации обучающихся. |
Ключевые дела:
Участие в акции «Бессмертный полк»
Операция «Ветеран живет рядом» (поздравление ветеранов ВОВ и труда; изготовление поздравительных открыток для ветеранов, концертные программы для ветеранов, встречи с ветеранами).
Декада гражданско-патриотического воспитания «Защитники Отечества»
Уроки мужества.
Встреча двух поколений.
Месячник, посвященный Дню Победы.
Конкурс детского творчества «О подвигах, о доблести, о славе»
Проведение игры «От рядового до генерала!»
Совместная педагогическая деятельность семьи и школы:
организация встреч учащихся с родителями-военнослужащими;
посещение семей, в которых есть (или были) ветераны войны;
привлечение родителей к подготовке и проведению праздников, фестивалей;
изучение семейных традиций;
организация и проведение семейных встреч, конкурсов и викторин;
организация совместных экскурсий в музеи;
совместные проекты.
Календарно-тематическое планирование кружка внеурочной деятельности «Воспитан на Дону» (воспитательная работа) 9е класс.
№ п/п | Дата | Название проводимых мероприятий |
1 | 5.09.19 | Донской край – мой край! |
2 | 12.09.19 | Исследовательская работа «Край, в котором я живу» |
3 | 19.09.19 | Презентация и защита проекта «Что ты знаешь о роде своём?» |
4 | 26.09.19 | Игра-викторина «Мой край донской» |
5 | 3.10.19 | Создание проекта «Моя семья» |
6 | 10.10.19 | Составление семейной летописи |
7 | 17.10.19 | Виртуальная экскурсия «Улицы родного города» |
8 | 24.10.19 | Экскурсия по Волгодонску «Волгодонск-мой город!» |
9 | 7.11.19 | Составление летописи города Волгодонска |
10 | 14.11.19 | Посещение Волгодонского эколого-исторического музея |
11 | 21.11.19 | Посещение Волгодонского эколого-исторического музея |
12 | 28.11.19 | Знакомство с историей строительства Волго-Донского судоходного канала и Цимлянского гидроузла |
13 | 5.12.19 | Проект-беседа «Экологические проблемы воздуха в родном крае» |
14 | 12.12.19 | Проект-беседа «Экологические проблемы воды в родном крае» |
15 | 19.12.19 | Проект-беседа «Экологические проблемы почвы в родном крае» |
16 | 26.12.19 | Создание памятки «Охрана полезных ископаемых родного края» |
17 | 16.01.20 | Диспут «Охранять природу-значит охранять Родину» |
18 | 23.01.20 | Проект «Красная книга Ростовской области» |
19 | 30.01.20 | Исторический вечер «Яркие страницы истории земли Донской» |
20 | 6.02.20 | Беседа-викторина «На казачьем кругу» |
21 | 13.02.20 | Экскурсия в краеведческий музей. Знакомство с историей казачества |
22 | 20.02.20 | Донской казак хват, силой, удалью богат. |
23 | 27.02.20 | Ермак Могучий. Знакомство с великими -нашими земляками. |
24 | 5.03.20 | Степан Разин. Причины казачьих восстаний. |
25 | 12.03.20 | Проблемный диспут «С Дона выдачи нет». |
26 | 19.03.20 | Роль ПетраI в истории России и Донского края. |
27 | 2.04.20 | Бакланов Яков Петрович. История жизни. |
28 | 9.04.20 | Посещение библиотеки №8 А. Грина. Беседа «История жизни Я. П. Бакланова» |
29 | 16.04.20 | «За землю и за волю». Знакомство с героями гражданской войны «красным и белым казачеством». |
30 | 23.04.20 | Дон в годы Великой Отечественной войны. |
31 | 30.04.20 | История освобождения городов родного края. |
32 | 7.05.20 | Мирное время на Донской земле. |
33 | 14.05.20 | Обряды и традиции Дона. |
34 | 21.05.20 | Викторина «Я – гражданин Ростовской области». |
Учебно-методическое обеспечение программы,
материально-техническое обеспечение
Как проектировать универсальные учебные действия в средней школе: от действия к мысли: пособие для учителя/ [ А.Г.Асмолов, Г.В. Бумеранская, И.А. Володарская и др.]: под ред. А.Г. Асмолова.- М.: Просвещение, 2008.- 151 с.
Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России [Текст] - М.: Просвещение, 2011. 25 с.
Козлов Э., Петрова В., Хомякова И. Азбука нравственности. / Э.Козлов, В. Петрова, И. Хомякова //Воспитание школьников.-2004-2007.- №1-9.
Примерная основная образовательная программа среднего общего образования [Текст] / сост.Е.С.Савинов.- М.: Просвещение, 2010. 204 с.
Примерная программа воспитания и социализации обучающихся среднее общее образование) [Текст] - М.: Просвещение, 2009. 50 с.
Суслов В.Н. Этикет учусь правилам поведения. Тесты и практические задания / В.Н.Суслов. - М.: Просвещение, 2010. 68 с.
Тисленкова И.А. Нравственное воспитание: для организаторов воспитательной работы и классных руководителей / И.А.Тисленкова. - М.: Просвещение, 2008. 108 с.
Федеральный государственный образовательный стандарт образования [Текст] - М.: Просвещение, 2009. 41 с.
Черемисина, В.Г. Духовно- нравственное воспитание детей школьного возраста [Текст] / сост. В.Г.Черемисина. - Кемерово: КРИПКиПРО, 2010. - 14- 36.