СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по внеурочке "В стране Грамматики"

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов №32 им. прп. Серафима Саровского»

 

 

 

 

Рассмотрено на заседании МО

Протокол № ___от _____2022г.

Руководитель МО/_ __________

                 

«Согласовано»

Зам. директора по УВР /__________/

 Жердева В.Ю.                

«Утверждаю»

Директор школы        /__________/

Ахромеева Н.В.

Приказ № _от ____2022г.

 

 

 

 

Рабочая программа

внеурочной деятельности

социального направления

 «В стране Грамматики»

для 4 класса

на 2022-2023 учебный год

 

Срок реализации - 1 год.

 

 

 

 

 

Учитель начальных классов:

Головина Ольга Александровна

 

 

2022

 

 

Пояснительная записка

Успешное овладение знаниями в начальных классах общеобразовательной школы невозможно без интереса детей к учебе. Основной формой обучения в школе является урок. Строгие рамки урока и насыщенность программы не всегда позволяют ответить на вопросы детей, показать им богатство русского языка, раскрыть многие его «тайны». В этом случае на помощь приходят занятия во внеурочной деятельности по программе «В стране Грамматики», являющийся закономерным продолжением урока, его дополнением.

Программа курса составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования. Включение элементов занимательности является обязательным для занятий с младшими школьниками. Программа данного курса позволяет показать учащимся, как увлекателен, разнообразен, неисчерпаем мир слова, мир русской грамоты. Это имеет большое значение для формирования подлинных познавательных интересов как основы учебной деятельности.

В процессе изучения грамматики школьники могут увидеть «волшебство знакомых слов»; понять, что обычные слова достойны изучения и внимания. Воспитание интереса к «занимательной грамматике» должно пробуждать у учащихся стремление расширять свои знания по русскому языку, совершенствовать свою речь. Знание русского языка создает условия для успешного усвоения всех учебных предметов. Без хорошего владения, словом невозможна никакая познавательная деятельность. Поэтому особое внимание на занятиях следует обращать на задания, направленные на развитие устной и письменной речи учащихся, на воспитание у них чувства языка.

Воспитательные возможности русского языка как учебного предмета будут реализованы в большей мере, если усилить работу по воспитанию у младших школьников этических норм речевого поведения. Работу по воспитанию этики общения целесообразно вести с младшими школьниками, начиная с первого года обучения. Для этого на занятиях необходимо использовать ролевые игры. Работу по воспитанию правильного речевого поведения целесообразно проводить на всех занятиях. Кроме того, программа позволяет работать не только над фонемами, частями речи, но и развитием правильной речи.

Содержание и методы обучения программы содействуют приобретению и закреплению школьниками прочных знаний и навыков, полученных на уроках русского языка, обеспечивают единство развития, воспитания и обучения. Для успешного проведения занятий используются разнообразные виды работ: игровые элементы, игры, дидактический и раздаточный материал, пословицы и поговорки, физкультминутки, рифмовки, считалки, ребусы, кроссворды, головоломки, грамматические сказки. Дидактический материал в большинстве своем дается в стихотворной форме, что способствует его более легкому усвоению и запоминанию.

Все это открывает для детей прекрасный мир слова, учит их любить и чувствовать родной язык. Необходимость разработанной мною программы заключается в желании детей узнать нечто новое о русском языке.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Актуальность программы

Урок не может вместить все то, что интересует детей и все то, что необходимо для практического овладения русским языком. Благоприятные условия для удовлетворения индивидуальных интересов учащихся и для привития речевых умений, реализации их интеллектуальных и творческих способностей создает именно внеурочная деятельность. На всех занятиях учащиеся приобретают многие жизненные навыки, учатся самостоятельно подбирать и анализировать материал, пользоваться справочной литературой.

Цель программы: расширение лингвистического кругозора; обогащение активного и потенциального словарного запаса; совершенствование способности применять приобретенные универсальные учебные действия в процессе речевого общения в учебной деятельности и повседневной жизни.

Цель программы достигается в результате решения ряда взаимосвязанных между собой задач:

  • развитие лингвистических способностей учащихся, их познавательной активности, мышления и коммуникативной культуры;
  • совершенствование орфографической и пунктуационной грамотности, умение анализировать текст.
  • развитие языковой компетенции учащихся, обеспечивающей свободное владение русским литературным языком в разных ситуациях общения; повышение уровня культуры речи;
  • развитие мотивации к речевому самосовершенствованию, учебной деятельности.
  • воспитание гражданственности и патриотизма, любови к русскому языку, приобщение к культуре и литературе русского народа;
  • овладение культурой межнационального общения, воспитание толерантностиь;
  • формирование социально активной, конкурентоспособной личность.

Курс рассчитан на 34 часа: 1 час в неделю.

Срок реализации программы: 1 год

Планируемые результаты освоения курса внеурочной деятельности

 4 класс

УУД

Ученик научится

Личностные УУД

Выбирать способы и формы самовыражения и самореализации.

Вести диалог.

Проявлять устойчивый познавательный интерес.

Регулятивные УУД

Целеполаганию.

Анализировать условия достижения цели.

Планировать пути достижения цели.

Управлять своим временем.

Принимать решения в проблемной ситуации.

Контролировать результаты и способы действия.

Самостоятельно оценивать и корректировать выполнение действия.

Коммуникативные УУД

Формулировать собственное мнение и позицию.

Учитывать разные мнения.

Аргументировать свою точку зрения.

Задавать вопросы

Адекватно использовать языковые и речевые средства.

Работать в группе.

Познавательные УУД

Проводить наблюдение и эксперимент под руководством учителя.

Основы реализации проектно-исследовательской деятельности.

Осуществлять сравнение, классификацию.

Объяснять явления, процессы.

Умение выделять главное и второстепенное в тексте, выстраивать последовательность событий.

ИКТ-компетентность

Искать и хранить информацию.

Пользоваться устройствами ИКТ.

Осуществлять коммуникации.

 

Содержание курса внеурочной деятельности

4 класс

Тема 1 Что такое орфоэпия? (1 ч.)

Знакомство с нормами литературного произношения. Углубление и расширение знаний и представлений о литературном языке. Знакомство с понятиями «орфоэпия», «орфография». Обучение правильному произношению слов, соблюдая орфоэпические нормы.

Тема 1 ч.то такое фонография или звукозапись? (1 ч.)

Знакомство с понятиями «фонография» и «звукозапись». Знакомство с историей письма, с этапом развития письменности – фонографией. Расширение знаний о буквах и звуках.

Тема 3 Звуки не буквы! (1 ч.)

Знакомство с наукой фонетикой, правилами чтения и записи транскрипции. Рассказ учителя об отличии «буквы» от «звука». Составление транскрипций.

Тема 4 Звучащая строка. (1 ч.)

Знакомство с фонетическими явлениями «звукозапись», «звукоподражание». Знакомство с терминами «ономатопеи», «аллитерация», «ассонанс». Развитие фонематического слуха.

Тема 5 Банты и шарфы. (1 ч.)

Знакомство с наукой орфоэпия, с нормами произношения. Знакомство с произношением слов банты и шарфы. Разыгрывание ситуаций с этими словами.

Тема 6 «Пигмалион» учит орфоэпии. (1ч.)

Продолжить знакомство с наукой орфоэпия, с нормами произношения. Знакомство с героями и содержанием комедии Бернарда Шоу «Пигмалион». Правильная постановка ударений в словах.

Тема 7 Кис- кис! Мяу!  или Кое- что о звукоподражаниях. (1 ч.)

Знакомство с ономатопоэтическими словами или звукоподражаниями. Познакомить с образованием звукоподражаний. Сравнение звукоподражаний разных языков. Развитие культуры речи. Выполнение заданий по теме «Орфоэпия и фонетика».

Тема 8 Имена вещей. (1 ч.)

Знакомство с термином «лексика», и лексическим значением слов. Знакомство с толковыми словарями русского языка. Обогащение словарного запаса учащихся.

Тема 9 О словарях энциклопедических и лингвистических. (1 ч.)

Дается понятие о лексическом значении слов. Знакомство с лингвистическими словарями русского языка, с особенностями словарной статьи. Сравнение роли энциклопедических и лингвистических словарей. Обучение умению пользоваться различными словарями.

Тема 10 В царстве смыслов много дорог. (1 ч.)

Знакомство с многозначными словами, словами- омонимами. Рассматриваются способы и причины образования нескольких значений у слова. Практическая работа «Отличие многозначных слов и слов- омонимов».

Тема 11 Как и почему появляются новые слова? (1 ч.)

Продолжение знакомства с лексическим значением слов. Работа с различными толковыми словарями, с историей появления новых слов в русском языке.

Тема 12 Многозначность слова. (1 ч.)

Рассказ о свойстве «многозначность слова», о строении словарной статьи толкового словаря. Выделение отличительных признаков многозначности и омонимии. Работа с толковыми словарями. Игра «Прямое и переносное значение слов».

Тема 13 «Откуда катится каракатица?» О словарях, которые рассказывают об истории слов. (1 ч.)

Рассматривается понятие «этимология», строение словарной статьи этимологического словаря. Работа с различными этимологическими и историческими словарями. Определение первоисточников слова.

Тема 14 Об одном и том же- разными словами. (1 ч.)

Изучается особенность синонимического ряда слов. Работа со словами- синонимами и правильным употреблением их в речи.

Тема 15 Как возникают названия. (1 ч.)

Развитие речевых умений. Беседа о главных функциях языка. Вводится понятие «система номинации». Работа с этимологическими и историческими словарями.

Тема 16 Слова – антиподы. (1 ч.)

Беседа по содержанию стихотворения В. Полторацкого «Слово о словах». Вводится понятие «антонимы». Работа с пословицами и поговорками. Работа со «Словарем антонимов русского языка».

Тема 17 Фразеологические обороты. (1 ч.)

Изучение особенностей фразеологических сочетаний. Вводится понятие «фразеологические обороты». Беседа о правильном употреблении фразеологизмов в речи. Нахождение фразеологизмов в отрывке из повести А. Рыбакова «Приключение Кроша».

Тема 18 Словари «чужих» слов. (1 ч.)

Рассматриваются особенности строения словарной статьи словаря иностранных слов. Вводится понятие «устойчивые обороты». Работа со словарем иностранных слов и определением значения этих слов.

Тема 19 Капитан и капуста. (1 ч.)

Знакомство с историей происхождения и образования слов капитан и капуста, говядина и ковбой, портные и мошенники. Работа со словарем. Сравнение значения слов.

Тема 20 «Он весь свободы торжество». (1 ч.)

Исследуются языковые особенности произведений А. С. Пушкина. Вводится понятие «литературный язык» и «живая народная речь». Нахождение строк народной речи в произведениях А. С. Пушкина.

Тема 21 Мы говорим его стихами. (1 ч.)

Вводятся понятия «крылатые выражения» и «афоризмы. Нахождение афоризмов и крылатых выражений в произведениях А. С. Пушкина. Работа по обогащению словарного запаса учащихся.

Тема 22 Слова, придуманные писателями. (1 ч.)

Продолжается работа над языковыми особенностями произведений А. С. Пушкина. Вводятся понятия «индивидуально- авторские неологизмы» и «окказиональные неологизмы». Нахождение индивидуально- авторских неологизмов в произведениях А. С. Пушкина.

Тема 23 Слова уходящие и слова – новички. (1 ч.)

Изучение особенностей устаревших слов- архаизмов. Знакомство со словами- новичками. Работа над пониманием и умение правильно употреблять архаизмы в речи. Рассматриваются виды неологизмов и виды архаизмов.

Тема 24 Словарь языка Пушкина. (1 ч.)

Рассматривается особенность построения «Словаря языка Пушкина». Знакомство с созданием «Словаря языка Пушкина». Беседа о значении этого словаря. Работа со словарем.

Тема 25 Смуглая Чернавка. (1 ч.)

Рассматривается особенность древнерусских имен. Знакомство с историей русских имен, с первыми русскими именами, на примере произведений А. С. Пушкина. Показать значение древнерусских имен.

Тема 26 Паронимы, или «ошибкоопасные» слова. (1 ч.)

Знакомство с понятием «паронимы». Рассматриваются виды паронимов и способы их образования. Беседа о правильном употреблении паронимов в устной и письменной речи.

Тема 27 Ошибка Колумба. «Ложные друзья переводчика». (1 ч.)

Знакомство с явлением межъязыковой паронимии. Рассматриваются виды паронимов и способы их образования.

Тема 29 Какой словарь поможет избежать ошибок? (1 ч.)

Знакомство со словарной статьей «Словаря паронимов», с видами словарей паронимов. Способы образования паронимов. Работа над умением правильно употреблять паронимы в устной и письменной речи.

Тема 30 Словарь- грамотей. (1 ч.)

Знакомство со словарной статьей орфографического словаря. Беседа о значении орфографического словаря. Работа с орфографическим словарем.

Тема 31 Научная этимология. (1 ч.)

Знакомство со словарной статьей этимологического словаря. Рассматривается значение этимологического словаря, история происхождения слов «вол», «волк» и «волынка», «запонка» и «запятая». Работа с этимологическим словарем.

Тема 32 Какие бывают имена? (1 ч.)

Знакомство с наукой «ономастика», с традиционными кличками животных на Руси. Рассматриваются способы и причины образования омонимов среди имен собственных. Работа со словарями.

Тема 33 Древнерусские имена. (1 ч.)

Знакомство с историей образования древнерусских имен. Работа с этимологическим словарем.

Тема 34 Отчество и фамилия. (1 ч.)

Беседа об истории появления отчеств и фамилий в русском языке. Знакомство с наукой «антропонимика». Объяснение происхождений фамилий на примере стихотворения С. Михалкова.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Формы организации деятельности учащихся на занятиях:

- групповые (работа в больших и малых группах);

- индивидуальные;

- парные.

Для успешного проведения занятий используются разнообразные формы работы:

- викторины;

- лингвистические игры;

- КВН;

- орфографическое лото;

- эстафеты;

 -турниры;

- исследование;

- защита проектов.

Тематическое планирование

4 класс

Тема занятия

Количество часов

Дата

Что такое орфоэпия?

1 ч.

 

Что такое фонография или звукозапись?

1 ч.

 

Звуки не буквы!

1 ч.

 

Звучащая строка.

1 ч.

 

Банты и шарфы.

1 ч.

 

«Пигмалион» учит орфоэпии.

1 ч.

 

Кис- кис! Мяу!, или Кое- что о звукоподражаниях.

1 ч.

 

Имена вещей.

1 ч.

 

О словарях энциклопедических и лингвистических.

1 ч.

 

В царстве смыслов много дорог.

1 ч.

 

Как и почему появляются новые слова?

1 ч.

 

Многозначность слова.

1 ч.

 

«Откуда катится каракатица?» О словарях, которые рассказывают об истории слов.

1 ч.

 

Об одном и том же- разными словами.

1 ч.

 

Как возникают названия.

1 ч.

 

Слова – антиподы.

1 ч.

 

Фразеологические обороты.

1 ч.

 

Словари «чужих» слов.

1 ч.

 

Капитан и капуста.

1 ч.

 

«Он весь свободы торжество».

1 ч.

 

Мы говорим его стихами.

1 ч.

 

Слова, придуманные писателями.

1 ч.

 

Слова уходящие и слова – новички.

1 ч.

 

Словарь языка Пушкина.

1 ч.

 

Смуглая Чернавка.

1 ч.

 

Паронимы, или «ошибкоопасные» слова.

1 ч.

 

Ошибка Колумба. «Ложные друзья переводчика».

1 ч.

 

Какой словарь поможет избежать ошибок?

1 ч.

 

Словарь- грамотей.

1 ч.

 

Научная этимология.

1 ч.

 

Какие бывают имена?

1 ч.

 

Древнерусские имена.

1 ч.

 

Отчество и фамилия.

1 ч.

 

 

Список литературы

  1. Волина В. В. Веселая грамматика. М.: Знание, 2012 г.
  2. Волина В. В. Занимательное азбуковедение. М.: Просвещение, 2009 г.
  3. Волина В. В. Русский язык. Учимся играя. Екатеринбург ТОО. Издательство «АРГО», 2009 г.
  4. Волина В. В. Русский язык в рассказах, сказках, стихах. Москва «АСТ», 2008 г.
  5. Граник Г. Г., Бондаренко С. М., Концевая Л. А. Секреты орфографии. Москва «Просвещение», 2016 г.
  6. Занимательная грамматика. Сост. Бурлака Е. Г., Прокопенко И. Н. Донецк. ПКФ «БАО», 2017 г.
  7. Журналы: «Начальная школа», «Веселые картинки», «Мурзилка».
  8. Канакина В. П. Работа над трудными словами в начальных классах. Москва «Просвещение», 2011г.
  9. Левушкина О. Н. Словарная работа в начальных классах. (1-4) Москва «ВЛАДОС», 2013 г.
  10. Маршак С. Веселая азбука. Веселый счет. Ростов-на-Дону кн. изд-во, 2011 г.
  11. Полякова А. В. Творческие учебные задания по русскому языку для учащихся 4 классов. Самара. Издательство «Сам Вен», 2017 г.
  12. Превращения слов. Учебное пособие. Сост. Полякова А. В. Москва «Просвещение», 1991 г.
  13. Рик Т. Г. Доброе утро, Имя Прилагательное! М.: РИО «Самовар», 2011 г.

 

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по внеурочке "В стране Грамматики"»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов»





Рассмотрено на заседании МО

Протокол № ___от _____2022г.

Руководитель МО/_ __________

«Согласовано»

Зам. директора по УВР /__________/

«Утверждаю»

Директор школы /__________/

.

Приказ № _от ____2022г.





Рабочая программа

внеурочной деятельности

социального направления

«В стране Грамматики»

для 4 класса

на 2022-2023 учебный год


Срок реализации - 1 год.






Учитель начальных классов:

Головина Ольга Александровна



2022



Пояснительная записка

Успешное овладение знаниями в начальных классах общеобразовательной школы невозможно без интереса детей к учебе. Основной формой обучения в школе является урок. Строгие рамки урока и насыщенность программы не всегда позволяют ответить на вопросы детей, показать им богатство русского языка, раскрыть многие его «тайны». В этом случае на помощь приходят занятия во внеурочной деятельности по программе «В стране Грамматики», являющийся закономерным продолжением урока, его дополнением.

Программа курса составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования. Включение элементов занимательности является обязательным для занятий с младшими школьниками. Программа данного курса позволяет показать учащимся, как увлекателен, разнообразен, неисчерпаем мир слова, мир русской грамоты. Это имеет большое значение для формирования подлинных познавательных интересов как основы учебной деятельности.

В процессе изучения грамматики школьники могут увидеть «волшебство знакомых слов»; понять, что обычные слова достойны изучения и внимания. Воспитание интереса к «занимательной грамматике» должно пробуждать у учащихся стремление расширять свои знания по русскому языку, совершенствовать свою речь. Знание русского языка создает условия для успешного усвоения всех учебных предметов. Без хорошего владения, словом невозможна никакая познавательная деятельность. Поэтому особое внимание на занятиях следует обращать на задания, направленные на развитие устной и письменной речи учащихся, на воспитание у них чувства языка.

Воспитательные возможности русского языка как учебного предмета будут реализованы в большей мере, если усилить работу по воспитанию у младших школьников этических норм речевого поведения. Работу по воспитанию этики общения целесообразно вести с младшими школьниками, начиная с первого года обучения. Для этого на занятиях необходимо использовать ролевые игры. Работу по воспитанию правильного речевого поведения целесообразно проводить на всех занятиях. Кроме того, программа позволяет работать не только над фонемами, частями речи, но и развитием правильной речи.

Содержание и методы обучения программы содействуют приобретению и закреплению школьниками прочных знаний и навыков, полученных на уроках русского языка, обеспечивают единство развития, воспитания и обучения. Для успешного проведения занятий используются разнообразные виды работ: игровые элементы, игры, дидактический и раздаточный материал, пословицы и поговорки, физкультминутки, рифмовки, считалки, ребусы, кроссворды, головоломки, грамматические сказки. Дидактический материал в большинстве своем дается в стихотворной форме, что способствует его более легкому усвоению и запоминанию.

Все это открывает для детей прекрасный мир слова, учит их любить и чувствовать родной язык. Необходимость разработанной мною программы заключается в желании детей узнать нечто новое о русском языке.















































Актуальность программы

Урок не может вместить все то, что интересует детей и все то, что необходимо для практического овладения русским языком. Благоприятные условия для удовлетворения индивидуальных интересов учащихся и для привития речевых умений, реализации их интеллектуальных и творческих способностей создает именно внеурочная деятельность. На всех занятиях учащиеся приобретают многие жизненные навыки, учатся самостоятельно подбирать и анализировать материал, пользоваться справочной литературой.

Цель программы: расширение лингвистического кругозора; обогащение активного и потенциального словарного запаса; совершенствование способности применять приобретенные универсальные учебные действия в процессе речевого общения в учебной деятельности и повседневной жизни.

Цель программы достигается в результате решения ряда взаимосвязанных между собой задач:

  • развитие лингвистических способностей учащихся, их познавательной активности, мышления и коммуникативной культуры;

  • совершенствование орфографической и пунктуационной грамотности, умение анализировать текст.

  • развитие языковой компетенции учащихся, обеспечивающей свободное владение русским литературным языком в разных ситуациях общения; повышение уровня культуры речи;

  • развитие мотивации к речевому самосовершенствованию, учебной деятельности.

  • воспитание гражданственности и патриотизма, любови к русскому языку, приобщение к культуре и литературе русского народа;

  • овладение культурой межнационального общения, воспитание толерантностиь;

  • формирование социально активной, конкурентоспособной личность.

Курс рассчитан на 34 часа: 1 час в неделю.

Срок реализации программы: 1 год

Планируемые результаты освоения курса внеурочной деятельности

4 класс

УУД

Ученик научится

Личностные УУД

Выбирать способы и формы самовыражения и самореализации.

Вести диалог.

Проявлять устойчивый познавательный интерес.

Регулятивные УУД

Целеполаганию.

Анализировать условия достижения цели.

Планировать пути достижения цели.

Управлять своим временем.

Принимать решения в проблемной ситуации.

Контролировать результаты и способы действия.

Самостоятельно оценивать и корректировать выполнение действия.

Коммуникативные УУД

Формулировать собственное мнение и позицию.

Учитывать разные мнения.

Аргументировать свою точку зрения.

Задавать вопросы

Адекватно использовать языковые и речевые средства.

Работать в группе.

Познавательные УУД

Проводить наблюдение и эксперимент под руководством учителя.

Основы реализации проектно-исследовательской деятельности.

Осуществлять сравнение, классификацию.

Объяснять явления, процессы.

Умение выделять главное и второстепенное в тексте, выстраивать последовательность событий.

ИКТ-компетентность

Искать и хранить информацию.

Пользоваться устройствами ИКТ.

Осуществлять коммуникации.


Содержание курса внеурочной деятельности

4 класс

Тема 1 Что такое орфоэпия? (1 ч.)

Знакомство с нормами литературного произношения. Углубление и расширение знаний и представлений о литературном языке. Знакомство с понятиями «орфоэпия», «орфография». Обучение правильному произношению слов, соблюдая орфоэпические нормы.

Тема 1 ч.то такое фонография или звукозапись? (1 ч.)

Знакомство с понятиями «фонография» и «звукозапись». Знакомство с историей письма, с этапом развития письменности – фонографией. Расширение знаний о буквах и звуках.

Тема 3 Звуки не буквы! (1 ч.)

Знакомство с наукой фонетикой, правилами чтения и записи транскрипции. Рассказ учителя об отличии «буквы» от «звука». Составление транскрипций.

Тема 4 Звучащая строка. (1 ч.)

Знакомство с фонетическими явлениями «звукозапись», «звукоподражание». Знакомство с терминами «ономатопеи», «аллитерация», «ассонанс». Развитие фонематического слуха.

Тема 5 Банты и шарфы. (1 ч.)

Знакомство с наукой орфоэпия, с нормами произношения. Знакомство с произношением слов банты и шарфы. Разыгрывание ситуаций с этими словами.

Тема 6 «Пигмалион» учит орфоэпии. (1ч.)

Продолжить знакомство с наукой орфоэпия, с нормами произношения. Знакомство с героями и содержанием комедии Бернарда Шоу «Пигмалион». Правильная постановка ударений в словах.

Тема 7 Кис- кис! Мяу! или Кое- что о звукоподражаниях. (1 ч.)

Знакомство с ономатопоэтическими словами или звукоподражаниями. Познакомить с образованием звукоподражаний. Сравнение звукоподражаний разных языков. Развитие культуры речи. Выполнение заданий по теме «Орфоэпия и фонетика».

Тема 8 Имена вещей. (1 ч.)

Знакомство с термином «лексика», и лексическим значением слов. Знакомство с толковыми словарями русского языка. Обогащение словарного запаса учащихся.

Тема 9 О словарях энциклопедических и лингвистических. (1 ч.)

Дается понятие о лексическом значении слов. Знакомство с лингвистическими словарями русского языка, с особенностями словарной статьи. Сравнение роли энциклопедических и лингвистических словарей. Обучение умению пользоваться различными словарями.

Тема 10 В царстве смыслов много дорог. (1 ч.)

Знакомство с многозначными словами, словами- омонимами. Рассматриваются способы и причины образования нескольких значений у слова. Практическая работа «Отличие многозначных слов и слов- омонимов».

Тема 11 Как и почему появляются новые слова? (1 ч.)

Продолжение знакомства с лексическим значением слов. Работа с различными толковыми словарями, с историей появления новых слов в русском языке.

Тема 12 Многозначность слова. (1 ч.)

Рассказ о свойстве «многозначность слова», о строении словарной статьи толкового словаря. Выделение отличительных признаков многозначности и омонимии. Работа с толковыми словарями. Игра «Прямое и переносное значение слов».

Тема 13 «Откуда катится каракатица?» О словарях, которые рассказывают об истории слов. (1 ч.)

Рассматривается понятие «этимология», строение словарной статьи этимологического словаря. Работа с различными этимологическими и историческими словарями. Определение первоисточников слова.

Тема 14 Об одном и том же- разными словами. (1 ч.)

Изучается особенность синонимического ряда слов. Работа со словами- синонимами и правильным употреблением их в речи.

Тема 15 Как возникают названия. (1 ч.)

Развитие речевых умений. Беседа о главных функциях языка. Вводится понятие «система номинации». Работа с этимологическими и историческими словарями.

Тема 16 Слова – антиподы. (1 ч.)

Беседа по содержанию стихотворения В. Полторацкого «Слово о словах». Вводится понятие «антонимы». Работа с пословицами и поговорками. Работа со «Словарем антонимов русского языка».

Тема 17 Фразеологические обороты. (1 ч.)

Изучение особенностей фразеологических сочетаний. Вводится понятие «фразеологические обороты». Беседа о правильном употреблении фразеологизмов в речи. Нахождение фразеологизмов в отрывке из повести А. Рыбакова «Приключение Кроша».

Тема 18 Словари «чужих» слов. (1 ч.)

Рассматриваются особенности строения словарной статьи словаря иностранных слов. Вводится понятие «устойчивые обороты». Работа со словарем иностранных слов и определением значения этих слов.

Тема 19 Капитан и капуста. (1 ч.)

Знакомство с историей происхождения и образования слов капитан и капуста, говядина и ковбой, портные и мошенники. Работа со словарем. Сравнение значения слов.

Тема 20 «Он весь свободы торжество». (1 ч.)

Исследуются языковые особенности произведений А. С. Пушкина. Вводится понятие «литературный язык» и «живая народная речь». Нахождение строк народной речи в произведениях А. С. Пушкина.

Тема 21 Мы говорим его стихами. (1 ч.)

Вводятся понятия «крылатые выражения» и «афоризмы. Нахождение афоризмов и крылатых выражений в произведениях А. С. Пушкина. Работа по обогащению словарного запаса учащихся.

Тема 22 Слова, придуманные писателями. (1 ч.)

Продолжается работа над языковыми особенностями произведений А. С. Пушкина. Вводятся понятия «индивидуально- авторские неологизмы» и «окказиональные неологизмы». Нахождение индивидуально- авторских неологизмов в произведениях А. С. Пушкина.

Тема 23 Слова уходящие и слова – новички. (1 ч.)

Изучение особенностей устаревших слов- архаизмов. Знакомство со словами- новичками. Работа над пониманием и умение правильно употреблять архаизмы в речи. Рассматриваются виды неологизмов и виды архаизмов.

Тема 24 Словарь языка Пушкина. (1 ч.)

Рассматривается особенность построения «Словаря языка Пушкина». Знакомство с созданием «Словаря языка Пушкина». Беседа о значении этого словаря. Работа со словарем.

Тема 25 Смуглая Чернавка. (1 ч.)

Рассматривается особенность древнерусских имен. Знакомство с историей русских имен, с первыми русскими именами, на примере произведений А. С. Пушкина. Показать значение древнерусских имен.

Тема 26 Паронимы, или «ошибкоопасные» слова. (1 ч.)

Знакомство с понятием «паронимы». Рассматриваются виды паронимов и способы их образования. Беседа о правильном употреблении паронимов в устной и письменной речи.

Тема 27 Ошибка Колумба. «Ложные друзья переводчика». (1 ч.)

Знакомство с явлением межъязыковой паронимии. Рассматриваются виды паронимов и способы их образования.

Тема 29 Какой словарь поможет избежать ошибок? (1 ч.)

Знакомство со словарной статьей «Словаря паронимов», с видами словарей паронимов. Способы образования паронимов. Работа над умением правильно употреблять паронимы в устной и письменной речи.

Тема 30 Словарь- грамотей. (1 ч.)

Знакомство со словарной статьей орфографического словаря. Беседа о значении орфографического словаря. Работа с орфографическим словарем.

Тема 31 Научная этимология. (1 ч.)

Знакомство со словарной статьей этимологического словаря. Рассматривается значение этимологического словаря, история происхождения слов «вол», «волк» и «волынка», «запонка» и «запятая». Работа с этимологическим словарем.

Тема 32 Какие бывают имена? (1 ч.)

Знакомство с наукой «ономастика», с традиционными кличками животных на Руси. Рассматриваются способы и причины образования омонимов среди имен собственных. Работа со словарями.

Тема 33 Древнерусские имена. (1 ч.)

Знакомство с историей образования древнерусских имен. Работа с этимологическим словарем.

Тема 34 Отчество и фамилия. (1 ч.)

Беседа об истории появления отчеств и фамилий в русском языке. Знакомство с наукой «антропонимика». Объяснение происхождений фамилий на примере стихотворения С. Михалкова.























Формы организации деятельности учащихся на занятиях:

- групповые (работа в больших и малых группах);

- индивидуальные;

- парные.

Для успешного проведения занятий используются разнообразные формы работы:

- викторины;

- лингвистические игры;

- КВН;

- орфографическое лото;

- эстафеты;

-турниры;

- исследование;

- защита проектов.

Тематическое планирование

4 класс

Тема занятия

Количество часов

Дата

Что такое орфоэпия?

1 ч.


Что такое фонография или звукозапись?

1 ч.


Звуки не буквы!

1 ч.


Звучащая строка.

1 ч.


Банты и шарфы.

1 ч.


«Пигмалион» учит орфоэпии.

1 ч.


Кис- кис! Мяу!, или Кое- что о звукоподражаниях.

1 ч.


Имена вещей.

1 ч.


О словарях энциклопедических и лингвистических.

1 ч.


В царстве смыслов много дорог.

1 ч.


Как и почему появляются новые слова?

1 ч.


Многозначность слова.

1 ч.


«Откуда катится каракатица?» О словарях, которые рассказывают об истории слов.

1 ч.


Об одном и том же- разными словами.

1 ч.


Как возникают названия.

1 ч.


Слова – антиподы.

1 ч.


Фразеологические обороты.

1 ч.


Словари «чужих» слов.

1 ч.


Капитан и капуста.

1 ч.


«Он весь свободы торжество».

1 ч.


Мы говорим его стихами.

1 ч.


Слова, придуманные писателями.

1 ч.


Слова уходящие и слова – новички.

1 ч.


Словарь языка Пушкина.

1 ч.


Смуглая Чернавка.

1 ч.


Паронимы, или «ошибкоопасные» слова.

1 ч.


Ошибка Колумба. «Ложные друзья переводчика».

1 ч.


Какой словарь поможет избежать ошибок?

1 ч.


Словарь- грамотей.

1 ч.


Научная этимология.

1 ч.


Какие бывают имена?

1 ч.


Древнерусские имена.

1 ч.


Отчество и фамилия.

1 ч.




Список литературы

  1. Волина В. В. Веселая грамматика. М.: Знание, 2012 г.

  2. Волина В. В. Занимательное азбуковедение. М.: Просвещение, 2009 г.

  3. Волина В. В. Русский язык. Учимся играя. Екатеринбург ТОО. Издательство «АРГО», 2009 г.

  4. Волина В. В. Русский язык в рассказах, сказках, стихах. Москва «АСТ», 2008 г.

  5. Граник Г. Г., Бондаренко С. М., Концевая Л. А. Секреты орфографии. Москва «Просвещение», 2016 г.

  6. Занимательная грамматика. Сост. Бурлака Е. Г., Прокопенко И. Н. Донецк. ПКФ «БАО», 2017 г.

  7. Журналы: «Начальная школа», «Веселые картинки», «Мурзилка».

  8. Канакина В. П. Работа над трудными словами в начальных классах. Москва «Просвещение», 2011г.

  9. Левушкина О. Н. Словарная работа в начальных классах. (1-4) Москва «ВЛАДОС», 2013 г.

  10. Маршак С. Веселая азбука. Веселый счет. Ростов-на-Дону кн. изд-во, 2011 г.

  11. Полякова А. В. Творческие учебные задания по русскому языку для учащихся 4 классов. Самара. Издательство «Сам Вен», 2017 г.

  12. Превращения слов. Учебное пособие. Сост. Полякова А. В. Москва «Просвещение», 1991 г.

  13. Рик Т. Г. Доброе утро, Имя Прилагательное! М.: РИО «Самовар», 2011 г.






Скачать

© 2022, 313 3

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!