Муниципальное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа городского округа Восход
Согласовано Заместитель директора по ВР ____________ О.В. Железная «___» ____________2020 г. | | Утверждаю Директор МОУ СОШ г/о Восход _________________Е.В.Карасева Приказ № ____ от «___» _____________ 2020 г. |
Рабочая программа
внеурочной деятельности "Хор"
6 часов в неделю:
1 класс-1 час в неделю, всего 33 часа,
2 класс -1час в неделю, всего 34 часа,
3 класс-1 час в неделю, всего 34 часа,
4 класс- 1час в неделю, всего 34 часа,
5-11 класс- 2 часа в неделю, всего 68 часов.
Итого: 203 часа
2020-2021 учебный год
Составитель:
Дедова Ж.В.,
учитель музыки
МОУ СОШ г/о Восход
высшей квалификационной категории
2020
Раздел 1. Пояснительная записка
1. Общая характеристика учебного курса
Программа кружка «Хор» по своему характеру является развивающей и обучающей и направлена на формирование эстетически развитой личности, на пробуждение творческой активности и художественного мышления, на выработку навыков восприятия музыки, а также на выявление способностей воспитанников к самовыражению через исполнительскую творческую деятельность.
Программа предусматривает межпредметные связи с музыкой, культурой, литературой, сценическим искусством, ритмикой, раскрывает содержание занятий, объединенных в тематические блоки, состоит из теоретической и практической частей.
Теоретическая часть включает в себя работу с текстом, знакомство с музыкальной литературой, музыкально-теоретические сведения, беседы о музыке.
Практическая часть включает в себя вокально-интонационную работу, разучивание песенного материала, репетиции на сцене, концерты, фестивали, конкурсы.
2. Статус документа
Рабочая программа внеурочной деятельности кружка «Хор» составлена в соответствии с Письмом Министерства образования и науки РФ от 14 декабря 2015 г. № 09-3564 «О внеурочной деятельности и реализации дополнительных общеобразовательных программ». Федеральным законом от 29 декабря 2012 г. № 273 «Об образовании в Российской федерации». Ст.12,28; ст.12,ч.9; ст.75,ч.1
3. Структура документа
Рабочая программа внеурочной деятельности "Хор" представляет собой целостный документ, включающий следующие разделы: пояснительную записку; планируемые результаты освоения учебного курса; содержание ; учебно-тематический план, календарно-тематическое планирование, формы проведения занятий, описание учебно-методического обеспечения и информационных ресурсов.
4. Уровень и направленность программы
Уровень программы базовый.
5. Цель и задачи обучения
Реализация программы направлена на достижение следующей ЦЕЛИ:
создание условий для формирования музыкальной культуры детей как важной и неотъемлемой части всей духовной культуры, приобщение к музыкальному искусству посредством вокально-певческого жанра
Реализации данной цели способствуют следующие ЗАДАЧИ:
расширить знания обучающихся об истории Родины, ее певческой культуре через изучение детских песен, вокальных произведений, современных эстрадных песен, углубить знания обучающихся в области музыки: классической, народной, эстрадной, обучить воспитанников вокальным навыкам;
развивать индивидуальные творческие способности на основе исполняемых произведений; развивать музыкальный слух, чувство ритма, певческий голос, музыкальную память и восприимчивость, творческое воображение;
привить навыки сценического поведения учить обучающихся быть чуткими слушателями и исполнителями;
создавать условия для формирования у детей творческой инициативы, коммуникативных качеств.
воспитывать и прививать любовь и уважение к человеческому наследию, пониманию и уважению певческих традиций;
6. Место предмета в учебном плане.
В соответствии с учебным планом на внеурочную деятельность "Хор" отводится 6 часов в неделю, итого 203 часа за учебный год.
Раздел 2. Планируемые результаты
ПРЕДМЕТНЫЕ
Учащиеся узнают истоки возникновения музыки, рождение музыки как естественное проявление человеческого состояния
Пониманию истоков музыки и ее взаимосвязи с жизнью
Передавать настроение музыки в пении.
Осмысленно владеть способами певческой деятельности: пропевание мелодии - реализовывать творческий потенциал, осуществляя собственные музыкально исполнительские замыслы в пении.
в процессе работы над песней привлекать опыт собственных переживаний, жизненных впечатлений.
Расширить музыкальный кругозор и получить общие представления о музыкальной жизни современного социума;
Формировать отношение к творчеству и искусству как созиданию красоты и пользы для духовного и физического развития;
Оказывать помощь в организации и проведении школьных культурно- массовых мероприятий, представлять широкой публике результаты собственной музыкально - творческой деятельности
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ
Самостоятельной оценки правильности выполненных действия, внесения корректив;
Планирования своих действий в соответствии с поставленной целью
Приобретать (моделировать) опыт- выразительно исполнять песню и составлять исполнительский план вокального сочинения исходя из сюжетной линии стихотворного текста, находить нужный характер звучания, импровизировать "музыкальные разговоры" различного характера. Сочинению мелодии и исполнению песен-попевок. Определять характер, настроение, жанровую основу песен-попевок;
Принимать участие в элементарной импровизации и исполнительской деятельности, выражать собственные мысли, настроения и чувства с помощью музыкальной речи в пении, движении.
ЛИЧНОСТНЫЕ
Участвовать в коллективной творческой деятельности при воплощении различных музыкальных образов. Создавать собственные интерпретации, исполнять знакомые песни. Реализовывать творческий потенциал, осуществляя собственные музыкально - исполнительские замыслы в различных видах деятельности; получать эстетическое наслаждение от восприятия музыки, от общения с миром искусства. Выражать собственные мысли, настроения и чувства с помощью музыкальной речи в пении, движении. Определять характер, настроение песенок, жанровой основы. Эмоционально откликаться на музыкальное произведение и выражать свое впечатление. Передавать настроение музыки в пластическом движении, пении, давать определения общего характера музыки. Воплощать выразительные и изобразительные особенности музыки в исполнительской деятельности. Применять знания основных средств музыкальной выразительности при анализе прослушанного музыкального произведения и в исполнительской деятельности.
Раздел 3. Содержание учебного предмета
Работа над певческой установкой и дыханием.(34 часов)Посадка певца, положение корпуса, головы. Навыки пения сидя и стоя. Дыхание перед началом пения. Одновременный вдох и начало пения. Различный характер дыхания перед началом пения в зависимости от характера исполняемого произведения: медленное, быстрое. Смена дыхания в процессе пения; различные его приемы (короткое и активное в быстрых произведениях, более спокойное, но также активное в медленных). Цезуры, знакомство с навыками «цепного» дыхания (пение выдержанного звука в конце произведения; исполнение продолжительных музыкальных фраз на «цепном дыхании).
Музыкальный звук. Высота звука. Работа над звуковедением и чистотой интонирования.(30 часов)Естественный, свободный звук без крика и напряжения (форсировки). Преимущественно мягкая атака звука. Округление гласных, способы их формирования в различных регистрах (головное звучание). Пение нонлегато и легато. Добиваться ровного звучания во всем диапазоне детского голоса, умения использовать головной и грудной регистры.
Работа над дикцией и артикуляцией.(30 часов) Развивать согласованность артикуляционных органов, которые определяют качество произнесения звуков речи, разборчивость слов или дикции (умение открывать рот, правильное положение губ, освобождение от зажатости и напряжения нижней челюсти, свободное положение языка во рту). Особенности произношения при пении: напевность гласных, умение их округлять, стремление к чистоте звучания неударных гласных. Быстрое и четкое выговаривание согласных.
Формирование чувства ансамбля.(26 часов) Выработка активного унисона (чистое и выразительное интонирование диатонических ступеней лада), ритмической устойчивости в умеренных темпах при соотношении простейших длительностей (четверть, восьмая, половинная). Постепенное расширение задач: интонирование произведений в различных видах мажора и минора, ритмическая устойчивость в более быстрых и медленных темпах с более сложным ритмическим рисунком (шестнадцатые, пунктирный ритм). Устойчивое интонирование одноголосого пения при сложном аккомпанементе. Навыки пения двухголосия с аккомпанементом. Пение несложных двухголосных песен без сопровождения.
Формирование сценической культуры. Работа с фонограммой. (20часов) Обучение ребенка пользованию фонограммой осуществляется сначала с помощью аккомпанирующего инструмента в классе, в соответствующем темпе. Пение под фонограмму – заключительный этап сложной и многогранной предварительной работы. Задача педагога – подбирать репертуар для детей в согласно их певческим и возрастным возможностям. Также необходимо учить детей пользоваться звукоусилительной аппаратурой, правильно вести себя на сцене. С помощью пантомимических упражнений развиваются артистические способности детей, в процессе занятий по вокалу вводится комплекс движений по ритмике. Таким образом, развитие вокально-хоровых навыков сочетает вокально-техническую деятельность с работой по музыкальной выразительности и созданию сценического образа.
Репетиционная работа (35ч). Работа над техникой исполнения произведений, умение держаться на сцене, инструктаж по технике безопасности во время репетиций и концертов, владение публикой, актерское мастерство, сценическая культура, выразительность исполнения, отработка выхода на сцену и уход с нее, подача музыкального материала, нахождение образа, подготовка к концертам.
Концертная деятельность, творческие отчеты, фестивали, конкурсы(12ч) Техника безопасного поведения во время выступления на сцене с использованием звукоусиливающей аппаратуры и осветительных приборов. Уверенное исполнение песни с помощью сценического движения. Концертные выступления, участие в общешкольных, районных мероприятиях, фестивалях, конкурсах.
Работа с солистами(13 ч). Индивидуальная работа с вокалистами.
Раздел 4. Учебно-тематический план
№ | Наименование разделов и тем | Кол-во часов | Программное содержание | Характеристика деятельности учащихся |
1-34 | Певческая установка. Певческое дыхание. | 34 ч | Вводное занятие. Прослушивание голосов Инструктаж по технике безопасности. Певческое дыхание. Смена дыхания в процессе пения, различные приёмы дыхания (короткое и активное в быстрых произведениях, более спокойное но так же активное в медленных). Цезуры, знакомство с навыками «цепного» дыхания (пение выдержанного звука в конце произведения; исполнение продолжительных музыкальных фраз на «цепном» дыхании). | Планирования своих действий в соответствии с поставленной целью Определять характер, настроение, жанровую основу песен-попевок. Откликаться на характер музыки пластикой рук, ритмическими хлопками. |
35-64 | Музыкальный звук. Высота звука. Работа над звуковедением и чистотой интонирования. | 30 ч | Певческая установка. Дыхание. Навыки «цепного» дыхания. Работа над собственной манерой вокального исполнения. Творчество и импровизация. Работа над звуковедением и чистотой интонирования. Пение нон легато и легато. Работа над ровным звучанием во всём диапазоне детского голоса, умением использовать головной и грудной регистры. | Приобретать (моделировать) опыт- выразительно исполнять песню и составлять исполнительский план вокального сочинения исходя из сюжетной линии стихотворного текста, находить нужный характер звучания, импровизировать "музыкальные разговоры" различного характера. Принимать участие в элементарной импровизации и исполнительской деятельности, выражать собственные мысли, настроения и чувства с помощью музыкальной речи в пении, движении. Исполнять, инсценировать песни. |
65-94 | Работа над дикцией и артикуляцией | 30ч | Введение, владение своим голосовым аппаратом. Использование певческих навыков . Расширение диапазона голоса. Выявление индивидуальных красок голоса. Работа над дикцией и артикуляцией. Работа над особенностями произношения при пении (напевность гласных, умение их округлять, стремление к чистоте звучания неударных гласных) быстрое и чёткое выговаривание согласных | Самостоятельной оценки правильности выполненных действия, внесения корректив Создавать собственные интерпретации, исполнять знакомые песни. Эмоционально откликнуться на музыкальное произведение, выразить свое впечатление, выслушать мнение партнёра. |
95-120 | Формирование чувства ансамбля. | 26ч | Использование элементов ритмики, сценической культуры. Движения под музыку. Постановка танцевальных движений, театральные постановки. Формирование чувства ансамбля. Выработка ритмической устойчивости в умеренных темпах при соотношении простейших длительностей (четверть, восьмая, половинная). Постепенное расширение задач: интонирование произведений в различных видах мажора и минора, ритмическая устойчивость в более быстрых и медленных темпах с более сложным ритмическим рисунком (шестнадцатые, пунктирный ритм). Навыки пения двухголосия с аккомпанементом. Пение несложных двухголосных песен без сопровождения. | Планирования своих действий в соответствии с поставленной целью Участвовать в коллективной творческой деятельности при воплощении различных музыкальных образов Оценивать собственную музыкально -творческую деятельность. |
121-141 | Формирование сценической культуры. Работа с фонограммой. | 20ч | Сценическое искусство. Знакомство с произведениями различных жанров, манерой исполнения. Использование элементов ритмики, сценической культуры. Движения под музыку. Постановка танцевальных движений, театральные постановки. Формирование сценической культуры. Работа с фонограммой. Пение под фонограмму. Развитие артистических способностей детей, их умения согласовывать пение с ритмическими движениями. Работа над выразительным исполнением песни и созданием сценического образа. | Приобретать (моделировать) опыт- выразительно исполнять песню и составлять исполнительский план вокального сочинения исходя из сюжетной линии стихотворного текста, находить нужный характер звучания, импровизировать "музыкальные разговоры" различного характера. Участвовать в коллективной творческой деятельности при воплощении различных музыкальных образов |
142-177 | Репетицион- ная работа | 35 | Формирование культуры исполнительской деятельности учащихся. Сценическое движение. Нахождение образа. Подготовка концертных номеров. Творчество и импровизация. Подбор движений к разучиваемому произведению. | Приобретать (моделировать) опыт- выразительно исполнять песню и составлять исполнительский план вокального сочинения исходя из сюжетной линии стихотворного текста, находить нужный характер звучания, импровизировать "музыкальные разговоры" различного характера. Участвовать в коллективной творческой деятельности при воплощении различных музыкальных образов |
178-193 | Концертная деятельность, творческие отчеты, конкурсы, фестивали | 12 | Техника безопасного поведения во время выступления на сцене с использованием звукоусиливающей аппаратуры и осветительных приборов Уверенное исполнение песни с помощью сценического движения. Концертные выступления. | Приобретать (моделировать) опыт- сценической культуры, общения со зрителем, обмен опытом, расширение коммуникативного общения Участвовать в коллективной творческой деятельности при воплощении различных музыкальных образов |
179-203 | Работа с солистами | 13 | Развитие артистических способностей детей, их умения согласовывать пение с ритмическими движениями. Работа над выразительным исполнением песни и созданием сценического образа. | Приобретать опыт сценической культуры, выразительно исполнять песню и составлять исполнительский план вокального сочинения исходя из сюжетной линии стихотворного текста, находить нужный характер звучания Участие в музыкально- творческой деятельности |
Раздел 5. Календарно-тематическое планирование
№ п/п | Тема урока | Кол-во часов | Дата по плану | Дата по факту | |
1-6 | Инструктаж по ТБ. Вводное занятие. Как влияет музыка на жизнь человека. Правила пения. Проверка слуха. Понятия «хор», «ансамбль»,«дирижёр». Диапазон. Подбор репертуара. Понятия «ауфтакт». Понятие «снятие». Упражнения для распевания. | 6 | | | |
7-12 | Фразировочные цезуры. Штрихи. Характер музыки. Научить детей определять характер музыки. Фразировка. Работа над чистым интонированием поступенных и сказочкообразных мелодий . Дыхание. Индивидуальные прослушивания. | 6 | | | |
13-18 | Работа над расширением певческого дыхания.«Цепное дыхание». Формирование певческого дыхания. Дыхание на опоре. Работа над звуковедением и чистотой интонирования. Работа над чистым интонированием поступенных и сказочкообразных мелодий . | 6 | | | |
19-24 | Работа над расширением диапазона. Работа над чистым интонированием поступенных мелодий в пределах октавы.«Унисон» - понятие. Дыхание на опоре. Работа над расширением певческого дыхания. Работа над звуковедением и чистотой интонирования. | 6 | | | |
25-30 | Работа над чистым унисоном. Унисон, техника исполнения. Чистота унисона. Определение примарной зоны звучания. Ансамблевое звучание. Концертная репетиция. Работа с вокалистами. | 6 | | | |
31-36 | Работа над ритмическим слухом. Работа над мелодическим слухом. Работа над разнообразным ритмическим рисунком. Дикция. Работа над расширением певческого дыхания. Концертная репетиция. Работа с вокалистами. | 6 | | | |
37-42 | Работа над мелодическим слухом. Работа над разнообразным ритмическим рисунком. Создание образа вокального произведения. Создание образа песни из репертуара коллектива. Работа с вокалистами. Работа над двухголосьем. | 6 | | | |
43-48 | Работа над дикцией. Работа над дикцией и артикуляцией. Совершенствование дикции. Развитие исполнительской отзывчивости. Работа над художественным исполнением произведения. Понятие «интерпретация». | 6 | | | |
49-54 | Приёмы творческой интерпретации. Формирование чувства ансамбля. Выработка активного унисона. Работа над дикцией и артикуляцией. Работа над двухголосьем. Работа с вокалистами. | 6 | | | |
55-59 | Округление гласных. Способы их формирования в различных регистрах. Работа над дикцией и артикуляцией. Формирование чувства ансамбля. Выработка активного унисона. Создание образа вокального произведения. | 6 | | | |
60-65 | Совершенствование дикции. Приёмы творческой интерпретации. Дикция. Работа над расширением певческого дыхания. Фразировка. Чистота унисона. Концертная репетиция. Работа с вокалистами. | 6 | | | |
66-71 | Индивидуальные прослушивания. Вокально-интонационная работа. | 6 | | | |
72-77 | Понятие «синкопа». Понятия «звуковедение». Мелодия. Фраза. Выработка активного унисона. Интонирование произведений в различных видах мажора и минора. | 6 | | | |
78-83 | Мотив. Ритмическая устойчивость в более быстрых и медленных темпах с более сложным ритмическим рисунком. Размер 2-х дольный. Размер 3-х дольный Ансамблевое звучание. Работа над звуковедением и чистотой интонирования. Создание образа песен из репертуара коллектива. | 6 | | | |
84-89 | Навыки пения песен без сопровождения. Динамические оттенки как средство выразительности. Динамические оттенки: P, F. Динамические оттенки: mP, mF. Выработка активного унисона. Создание образа вокального произведения. | 6 | | | |
90-95 | Темп как средство выразительности. Темп медленный, разновидности темпа. Темп быстрый, разновидности темпа. Фактура как средство выразительности. Выработка активного унисона. Работа над дикцией и артикуляцией. Работа над двухголосьем. Работа с вокалистами. | 6 | | | |
96-101 | Разбор фактуры изучаемых произведений. Тембр. Работа над выразительным исполнением песни и созданием сценического образа. Работа над развитием артистических способностей. Создание образа вокального произведения. | 6 | | | |
102-107 | Анализ тембровой окраски голосов. Выравнивание тембров. Одноголосное пение. Двухголосное пение. Развитие исполнительской отзывчивости. Средства выразительного исполнения песен. Концертная репетиция. Формирования сценической культуры. | 6 | | | |
108-113 | Многоголосное пение. Пение без музыкального сопровождения. Пение не сложных двухголосных песен без сопровождения. Канон. Формирование дикции. | 6 | | | |
114-119 | Развитие ансамблевого исполнения. Работа над выразительным исполнением песни и созданием сценического образа. Создание образа вокального произведения. | 6 | | | |
120-125 | Полифония. Пропевание отдельных голосов. Пение без сопровождения. Мужские голоса. Женские голоса. Работа над двухголосьем. Индивидуальные прослушивания. | 6 | | | |
126-131 | Вокально-интонационная работа. Работа с вокалистами. Концертная репетиция. | 6 | | | |
132-137 | Понятие «триоль». Работа над чистым интонированием поступенных и сказочкообразных мелодий в различных темпах и регистрах. Двухголосное пение. | 6 | | | |
138-143 | Работа над художественным исполнением произведения. Различные способы выразительности в хоровом пении: тембр, звук, динамика, характер произведения. | 6 | | | |
144-149 | Приёмы творческой интерпретации. Формирование чувства ансамбля. Вокально-интонационная работа. | 6 | | | |
150-155 | Работа с фонограммой. Пение под фонограмму. Пение с концертмейстером. | 6 | | | |
156-161 | Работа над ровным звучанием во всем диапазоне детского голоса, умения использовать головной и грудной регистры. | 6 | | | |
162-167 | Работа над выразительным исполнением песни и созданием сценического образа. Создание образа вокального произведения. | | | | |
168-173 | Одноголосное пение. Многоголосное пение. Развитие ансамблевого исполнения. | 6 | | | |
174-179 | Вокально-интонационная работа. Фраза. Мелодия. Динамические оттенки как средство выразительности. | 6 | | | |
180-185 | Работа над дикцией и артикуляцией. Создание образа вокального произведения. Приёмы творческой интерпретации. Концертная репетиция. Работа с вокалистами. | 6 | | | |
186-191 | Работа над выразительным исполнением песни и созданием сценического образа. Формирования сценической культуры. Концертная репетиция. | 6 | | | |
192-197 | Концертная деятельность | 6 | | | |
198-203 | Концертная деятельность | 6 | | | |
| | | | | |
| | | | |
| |
| | |
| | | | |
| | | |
| | | |
Раздел 6. Учебно-методическое обеспечение и информационные ресурсы.
1.Белоусенко М.И. Постановка певческого голоса. Белгород, 2006г
2.Соболев А. Речевые упражнения на уроках пения.
3.Огороднов Д., «Музыкально-певческое воспитание детей.». «Музыкальная Украина», Киев, 1989г.
4.Миловский С. Распевание на уроках пения и в детском хоре начальной школы, «Музыка», Москва, 1997г.
5. Никифоров Ю.С. « Детский академический хор» 2003г.
6. Струве Г. «Школьный хор М.1981г.
7. Авторская программа «Музыка». 1-4 классы, 5-7 классы. Г.П. Сергеевой, Е.Д. Критской. – М.: Просвещение, 2017 г.
ПРИЛОЖЕНИЕ
к рабочей программе
Лист корректировки рабочей программы по учебному предмету
№ урока | Тема | Количество часов по плану | Количество часов по факту | Причина корректировки | Способ корректировки |
| | | | | |
| | | | | |