4. Открытие новых знаний.
|
|
- Ребята, большинство из вас и я в этом селе родились. А как называется наше село?
(Слайд «Наша малая родина») Наше село называется Ливенка. Образовалось оно более 300 лет назад . По преданию название нашему селу дал сам царь Пётр 1. Проезжая по здешним местам , он попал под сильный ливень . По документальным данным по приказу Петра 1 для укрепления Павловской крепости переселяли крестьян с семьями из Орловской губернии (области) , где есть районный центр Ливны. Первые жители дали такое название нашему селу. Но сначала оно называлось Верхний Кисляй по названию речки Кисляй, которая протекала через наше село очень давно, а теперь превратилась в небольшой ручей. Наше село Ливенка – это наша малая родина.
Родина у каждого человека одна.
И при произношении этого слова, особенно далеко от неё, каждый человек вспоминает самые красивые , самые дорогие его сердцу места.
- Сейчас я вам предлагаю закрыть глаза, положить головы на столики, послушать звуки,
подумать и назвать место, в котором мы можем слышать эти звуки, мы все можем гордиться, а многие приезжающие к нам гости могут нам даже завидовать, тому что у нас есть такое неоценимое богатство.
-Что же это за место такое?
- А чем нам нравится наш лес?
- А почему мы можем гордиться нашим лесом?
- А как же называется наш лес?
- За превосходное, идеальное качество дубовой древесины царь Пётр назвал лес «Золотым кустом» и объявил его корабельным «Государевым Шиповым лесом»
- А что же это за название такое
интересное?
- Кто его придумал?
- От какого слова оно произошло?
- Сейчас я попрошу вас подумать и своими силами что-то для себя новенькое открыть.
Для этого предлагаю вам
отгадать несколько загадок.
Отгадав их вы узнаете что растёт или кто живёт в нашем лесу.
Будьте внимательны, ответы не выкрикивайте, а всей группой ищите в своих конвертах под номером 1, выбирайте и по поднятой руке называйте.
Не дровосек, не плотник,
А первый в лесу работник.
Они - лесные жители,
Мудрые строители.
Из иголок всей артелью
Строят дом себе под елью.
Ножка есть, но нет сапожка.
Шляпка есть - нет головы.
Круглый, зрелый, загорелый
Попадался на зубок.
Попадался на зубок.
Расколоться всё не мог,
А потом под молоток.
Хрустнул раз - и треснул бок.
На припёке у пеньков
Много тонких стебельков.
Каждый тонкий стебелёк
Держит алый огонёк.
Разгибаем стебельки –
Собираем огоньки.
Он зимой холодной
Ходит злой, голодный?
Рыжая, хитрая и живет в лесу.
Дятел
Муравьи
Гриб
Орех
Земляника
Волк
Лиса
- Эти слова- отгадки лишь небольшое количество из того, что растёт или живёт в нашем лесу.
Какое слово получилось?
-Рассмотрите слайд . Что вы увидели на нём?
(Слайд) Дубрава.
-
Ещё ИМПЕРАТОР Пётр I 300лет назад стал строить в нашей Воронежской области корабли, на строительство которых брал древесину из нашего леса.
- Шипов лес.(Слайд)
Пётр 1 учился строить корабли в Англии, там он узнал, что корабль по английски - ship , отсюда и Шипов лес – корабельный лес.
Дубрава
Кто из вас уже слышал это слово?
-Про что так говорят?
- Это второе название нашего леса
Шипов лес = ДУБРАВА
-С каким словом оно созвучно?
- Это слово произошло от слова ДУБ.
- А что такое ДУБ?
- А кто знает как выглядит дуб?
Какие у него листочки?
- Все знаете, а давайте ка мы проверим ваши знания.
- Я вам предлагаю взять конверты под №2
В них лежат картинки на которых изображены листочки с некоторых деревьев растущих в Шиповом лесу или Дубраве.
- Подумайте всей группой и найдите листья дуба.
- Покажите как вы справились с заданием.
- Посмотрите на слайд, найдите на нём листья с ДУБА и поставьте их под номером 1.
- Кто знает с каких других деревьев остальные листочки?
- Назовите их если знаете.
- Вы замечательно справились с заданием.
-Это берёза, клён и липа. Их тоже много в лесу. (Слайд)
Но основными деревьями нашего леса являются дубы.(Слайд) поэтому и
ДУБРАВА,
И только в Шиповой ДУБРАВЕ есть своя главная достопримечательность - это «Идеальный дуб».(Слайд)
Замечательное дерево в возрасте 170 лет возвышается к небу на высоту около 40метров .
(Слайд)Идеально прямой ствол дуба венчает очень компактная (маленькая, аккуратная) крона.
- Ему, ДУБУ-ВЕЛИКАНУ, который имеет немалое потомство, т.е. черенки срезанные с него, посажены даже за рубежом в Финляндии и его братьям МНОГОВЕКОВЫМ ДУБАМ мы должны сказать слова благодарности за то что они приносят нам пользу и прославили наш край.
Стихотворение « Дуб»
Он дуб, как дуб, такой, как есть,
Живущий строго по своим законам.
И почитают многие за честь
Передохнуть в его шатре зеленом.
(Слайд)
И он стоит - могучий исполин,
На высоту небес с земли взирая,
Как будто ищет в сером небе клин
Летящей журавлиной грустной стаи.
- А теперь подумайте:
- Почему Шипов лес- это ЧУДО ИЗ ЧУДЕС и наше богатство?
- Какую пользу приносят нам дубы и
чем они прославили наш край?
Помогут вам слайды.
Учитель демонстрирует слайды
- Да что только не изготавливают из дуба!
-Ребята, подумайте, а только ли людям дуб приносит пользу?!
- Какую же пользу он приносит животным?
- Назовите какие животные питаются плодами дуба?
(Слайд: кабаны, мыши).
- Люди наблюдая за жизнью кабана в природе, сложили про него такую пословицу:
«Кабан хоть и сыт,
Но мимо жёлудя не пройдёт».
А жёлудь это и есть плод дуба.
-А теперь внимание,
вспомните начало занятия,
картинки-помогайки, которые помогли вам разделиться на группы.
- У какой группы были плоды дуба?
Посоветуйтесь между собой и встаньте, взявшись за руки.
- Как же они называются?
- Эти же плоды есть у меня на слайде.
- Поставьте жёлуди под номером №1
- А кто знает как называются плоды под номером №2, №3?
- Много чего растёт в нашей Дубраве и много кого живёт в ней.
Но к большому сожалению Шипов лес часто страдает:
засыхает от засухи в жаркое лето , а порой даже выгорает по вине людей.
- Давайте подумаем, как мы можем помочь нашей Дубраве сохранить её величие, красоту, долголетие?
Вывод:
Каждому человеку нужно знать историю своей малой родины, любить , беречь и охранять её для будущих поколений, как берегли её наши предки.
Тогда она будет красивой, удивительной, великолепной и чудесной.
|
Отвечают на вопрос учителя
Слушают рассказ учителя.
Слушают запись звуков леса.
Отвечают на вопросы учителя.
Обучающиеся отгадывают загадки, а группа нашедшая в своём конверте картинку-отгадку крепит её на доске.
Дети вместе с учителем делят слова на слоги и по заданию учителя выделяют необходимый для будущего слова звук, а потом на экране интерактивной доски
дети отыскивают буквы, которыми записываются эти звуки.
Отвечают на вопрос учителя.
Выдвигают версии ответов
Соотносят изображение листьев с деревьями.
Подготовленный ребёнок читает стихотворение.
Версии детей
Называют предметы, изготовленные из древесины дуба
КОРАБЛИ парусные и военные
Дома
Беседки
Кареты
Сундуки
Мебель
Люстры
Паркетное половое покрытие
Бочки
Кадушки
Посуду
Игрушки
Работают в группах с иллюстрациями плодов.
Отвечают на вопросы учителя.
|
познавательные, коммуникативные, регулятивные.
личностные
коммуникативные
регулятивные
коммуникативные
регулятивные
познавательные
коммуникативные
коммуникативные
личностные
познавательные
познавательные
коммуникативные
личностные
|
устанавливают связи между целью учебной деятельности и ее мотивом
отвечают на простые и сложные вопросы учителя, сами задают вопросы,
Участвуют в диалоге; слушают и понимают учителя
Сравнивают и группируют предметы, объекты по нескольким основаниям, находят закономерности, самостоятельно продолжают их по установленному правилу
Участвуют в диалоге; сотрудничают в совместном решении
Поставленной задачи.
Проявляет активность в деятельности, оформляют мысли в устной форме.
|
5. Рефлексия.
|
|
- Давайте закончим наше виртуальное путешествие по Шиповой ДУБРАВЕ хорошим делом, омолодим её, продолжим жизнь её.
Т.е. посадим плоды дуба- «жёлуди», чтобы из них выросли новые дубочки, которые когда-нибудь станут вековыми дубами.
- На своих столах, найдите конверты под номером №3.
- Достаньте из них лесную полянку и жёлуди.
- Каждый возьмите картинку с изображением жёлудя и приклейте её в нижней части лесной поляны.
Мы с вами посадили новые дубочки на своих лесных полянках. А вы знаете, ребята, что многие взрослые люди тоже заботятся о том, чтобы Шипов лес не исчез совсем. На территории нашего поселения на опушке Шипова леса расположено Морозовское лесничество. Там работает бригада, которая занимается не только вырубкой леса, но и посадкой новых деревьев, ухаживают за ними. Это делают рабочие, лесоводы. Проживаю они все рядом с нами в нашем селе и вы их хорошо знаете. А руководит всей работой в лесничестве Поваляев Сергей Петрович.
А теперь покажите свои полянки.
- Молодцы!
У вас здорово получилось!
Я надеюсь, что вы так же умело будете сажать настоящие деревья и оберегать их.
Попробуйте продолжить мою фразу:
- Я сегодня узнал ещё один ответ на вопрос «Почему……?»
-Давайте ещё раз вспомним,
почему же у нашего леса такие названия:
Шипов лес?
Шипова Дубрава?
- Почему ценят его люди?
- Как его используют люди?
Звучит фонограмма песни «Наш край» Д.Кабалевский, А.Пришелец
|
Ученики выходят к доске и показывают свои «полянки»
|
коммуникативные
личностные
познавательные
личностные
коммуникативные
регулятивные
|
Выделяют и осознают то, что уже усвоено
Практически применяют полученные знания.
каждый должен для себя сделать вывод о том, что он уже знает
|