1. Планируемые результаты
освоения учебного предмета
Личностные результаты:
1) понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа; определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных. творческих способностей и моральных качеств личности; его значения в процессе получения школьного Образования;
2) осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры; стремление к речевому самосовершенствованию;
3) достаточный объем словарного запаса и усвоенных грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения: способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.
Метапредметные результаты:
1) владение всеми видами речевой деятельности:
адекватное понимание информации устного и письменного сообщения;
владение разными видами чтения;
адекватное восприятие на слух текстов разных стилей и жанров;
способность извлекать информацию из разных источников, включая средства массовой информации, компакт-диски учебного назначения, ресурсы Интернета; умение свободно пользоваться словарями различных типов, справочной литературой;
овладение приемами отбора и систематизации материала на определенную тему; умение вести самостоятельный поиск информации, ее анализ и отбор;
умение сопоставлять и сравнивать речевые высказывания с точки зрения их содержания, стилистических особенностей и использованных языковых средств;
способность определять цели предстоящей учебной деятельности (индивидуальной и коллективной), последовательность действий, а также оценивать достигнутые результаты и адекватно формулировать их в устной и письменной форме;
умение воспроизводить прослушанный или прочитанный текст с разной степенью свернутости;
умение создавать устные и письменные тексты разных типов, стилей речи и жанров с учетом замысла, адресата и ситуации общения;
способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме;
владение разными видами монолога и диалога; соблюдение в практике речевого общения основных орфоэпических, лексических, грамматических, стилистических норм современного русского литературного языка; соблюдение основных правил орфографии и пунктуации в процессе письменного общения;
способность участвовать в речевом общении, соблюдая нормы речевого этикета;
способность оценивать свою речь с точки зрения ее содержания, языкового оформления; умение находить грамматические и речевые ошибки, недочеты, исправлять их; умение совершенствовать и редактировать собственные тексты;
умение выступать перед аудиторией сверстников с небольшими сообщениями, докладами;
2) применение приобретенных знаний, умений и навыков в повседневной жизни; способность использовать родной язык как средство получения знаний по другим учебным предметам, применять полученные знания, умения и навыки анализа языковых явлений на межпредметном уровне (на уроках иностранного языка, литературы и др.);
3) коммуникативно-целесообразное взаимодействие с окружающими людьми в процессе речевого общения, совместного выполнения какой-либо задачи, участия в спорах, обсуждениях; овладение национально-культурными нормами речевого поведения в различных ситуациях формального и неформального межличностного и межкультурного общения.
Предметные результаты:
1) представление об основных функциях языка, о роли русского языка как национального языка русского народа, как государственного языка Российской Федерации и языка межнационального общения, о связи языка и культуры народа, о роли родного языка в жизни человека и общества;
2) понимание места родного языка в системе гуманитарных наук и его роли в образовании в целом;
3) усвоение основ научных знаний о родном языке; понимание взаимосвязи его уровней и единиц;
4) освоение базовых понятий лингвистики: лингвистика и ее основные разделы; язык и речь, речевое общение, речь устная и письменная; монолог, диалог и их виды; ситуация речевого общения; разговорная речь, научный, публицистический, официально-деловой стили, язык художественной литературы; жанры научного, публицистического, официально-делового стилей и разговорной речи; функционально-смысловые типы речи (повествование, описание, рассуждение); текст, типы текста; основные единицы языка, их признаки и особенности употребления в речи;
5) овладение основными стилистическими ресурсами лексики и фразеологии русского языка, основными нормами русского литературного языка (орфоэпическими, лексическими, грамматическими, орфографическими, пунктуационными), нормами речевого этикета; использование их в своей речевой практике при создании устных и письменных высказываний;
6) распознавание и анализ основных единиц языка, грамматических категорий языка, уместное употребление языковых единиц адекватно ситуации речевого общения;
7) проведение различных видов анализа слова (фонетического, морфемного, словообразовательного, лексического, морфологического), синтаксического анализа словосочетания и предложения, многоаспектного анализа с точки зрения его основных признаков и структуры, принадлежности к определенным функциональным разновидностям языка, особенностей языкового оформления, использования выразительных средств языка;
8) понимание коммуникативно-эстетических возможностей лексической и грамматической синонимии и использование их в собственной речевой практике;
9) осознание эстетической функции родного языка, способность оценивать эстетическую сторону речевого высказывания при анализе текстов художественной литературы.
2. Содержание учебного предмета
Повторение изученного в 5 – 7 классах
Пунктуация и орфография. Знаки препинания, знаки завершения, разделения, выделения. Знаки препинания в сложном предложении. Буквы н - нн в суффиксах прилагательных, причастий и наречий. Слитное и раздельное написание не с различными частями речи.
Развитие речи (далее Р.Р.). Выразительное чтение стихотворного текста. Устный рассказ на грамматическую тему. Изложение с грамматическим заданием. Сочинение в форме письма.
Контрольная работа (далее К.Р.). Контрольная работа (диктант) №1 с грамматическим заданием по теме «Повторение изученного в 5 – 7 классах».
Синтаксис. Пунктуация. Культура речи
Основные единицы синтаксиса. Текст как единица синтаксиса. Предложение как единица синтаксиса. Словосочетание как единица синтаксиса. Виды словосочетаний. Синтаксические связи слов в словосочетаниях. Синтаксический разбор словосочетаний.
Р.Р. Выразительное чтение стихотворения Н.М. Рубцова. Сжатое изложение от 3-го лица. Сочинение-миниатюра.
К.Р. Контрольная работа (в тестовой форме) № 2 по теме « Словосочетание.Культура речи».
Простое предложение
Грамматическая (предикативная) основа предложения. Порядок слов в предложении. Интонация. Описание памятника культуры.
Р.Р. Мини-изложение. Сопоставление публицистического описания двух картин с изображением памятника. Сочинение-описание двух картин с изображением одного и того же памятника.
К.Р. Контрольное изложение №1.
Двусоставные предложения
Главные члены предложения
Подлежащее. Сказуемое. Простое глагольное сказуемое. Составное глагольное сказуемое. Составное именное сказуемое. Тире между подлежащим и сказуемым.
Р.Р. Сочинение по картине. Сочинение-миниатюра на заданную тему.
К.Р. Контрольный диктант № 3 с грамматическим заданием по теме «Простое предложение»
Второстепенные члены предложения
Роль второстепенных членов предложения. Дополнение. Определение. Приложение. Знаки препинания при нем. Обстоятельство. Синтаксический разбор двусоставного предложения. Характеристика человека. Повторение.
Р.Р. Устная характеристика личности. Основная мысль текста. Составление текста на основе данного. Характеристика трудовой деятельности. Выделение главного в содержании текста. Сочинение по групповому портрету.
К.Р. Контрольная работа (в тестовой форме) №3 по теме «Двусоставное предложение. Главные члены предложения. Второстепенные члены предложения».
Односоставные предложения
Главный член односоставного предложения. Назывные предложения. Определенно-личные предложения. Неопределенно-личные предложения. Инструкция. Безличные предложения. Рассуждение. Неполные предложения. Синтаксический разбор односоставного предложения. Повторение.
Р.Р. Сочинение на лингвистическую тему. Аргументация в тексте инструкции. Устное выступление по картине. Составление диалога. Устный пересказ текста об ученом с оценкой его деятельности.
К.Р. Контрольное сочинение №1.
Простое осложненное предложение
Однородные члены предложения
Понятие об однородных членах. Однородные члены, связанные только перечислительной интонацией, и пунктуация при них. Однородные и неоднородные определения. Однородные члены, связанные сочинительными союзами, и пунктуация при них. Обобщающие слова при однородных членах и знаки препинания при них. Синтаксический разбор предложения с однородными членами. Пунктуационный разбор предложения с однородными членами. Повторение.
Р.Р. Сравнение черновой и окончательной редакций поэмы А.С. Пушкина «Цыганы». Составление текста с однородными членами. Основная мысль текста. Сочинение, основанное на сравнительной характеристике. Сочинение по картине.
К.Р. Контрольная работа (диктант) №5 по теме « Однородные члены предложения».
Сжатое изложение.
Обособленные члены предложения
Понятие об обособленности. Обособленные определения. Выделительные знаки препинания при них. Обособленные приложения. Выделительные знаки препинания при них. Обособленные уточняющие члены предложения. Выделительные знаки препинания при них. Обособленные обстоятельства.
Р.Р. Рассуждение на дискуссионную тему. Рассуждение, повествование, описание на лингвистическую тему.
К.Р. Контрольная работа (диктант) №6 по теме «Обособленные члены предложения». Контрольное изложение №2.
Слова, грамматически не связанные с членами предложения
Обращение
Назначение обращения. Распространенные обращения. Выделительные знаки препинания при обращении. Употребление обращений.
Вводные и вставные конструкции
Вводные конструкции. Группы вводных слов и вводных сочетаний слов по значению. Выделительные знаки препинания при вводных словах, вводных сочетаниях слов и вводных предложениях. Вставные слова, словосочетания и предложения. Междометия в предложении. Синтаксический и пунктуационный разбор предложений со словами, словосочетаниями и предложениями, грамматически не связанными с членами предложения. Повторение.
Р.Р. Устная характеристика личности. Основная мысль текста. Адекватное понимание содержания текста. Устный и письменный текст на основе данного. Характеристика трудовой деятельности. Выделение главного в содержании. Сочинение по групповому портрету. Оценивание речи.
Чужая речь
Понятие о чужой речи. Комментирующая часть.
Прямая и косвенная речь. Косвенная речь. Прямая часть. Диалог. Рассказ. Цитата. Повторение.
Р.Р. Анализ смысловых параметров Комментирующей части. Официально-деловой стиль текста. Диалог. Сжатое Изложение. Интервью. Цитата. Устное выступление.
К.Р. Контрольная работа (диктант) №7 по теме «Чужая речь». Контрольное сочинение №2.
Повторение и систематизация изученного в 8 классе
Синтаксис и морфология. Синтаксис и пунктуация. Синтаксис и культура речи. Синтаксис и орфография.
Р.Р. Путевой очерк. Редактирование текста.
К.Р. Итоговое тестирование.
№ | Содержание |
Всего по теме |
1. | Русский язык в современном мире | 1 |
2. | Повторение изученного в 5 – 7 классах | 7 |
3. | Синтаксис. Пунктуация. Культура речи | 1 |
4. | Словосочетание | 6 |
5. | Простое предложение | 6 |
6. | Двусоставные предложения Главные члены предложения | 6 |
7. |
8. | Второстепенные члены предложения | 6 |
9. | Односоставные предложения | 10 |
10. | Простое осложненное предложение | 1 |
12. | Однородные члены предложения | 8 |
13. | Обособленные члены предложения | 9 |
15. | Обращение | 1 |
16. | Вводные и вставные конструкции | 2 |
17. | Чужая речь | 4 |
18. | Повторение и систематизация, изученного в 8 классе | 2 |
| Из них | Рр. | 12 |
Кр | 7 |
| ИТОГО | 70 |
3. Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы
№ п/п | Тема урока с указанием этнокультурных особенностей Республики Башкортостан. | Планируемая дата проведения | Фактическая дата проведения | | Планируемая дата проведения | Фактическая дата проведения |
1. | Вводный урок. Русский язык в современном мире. | | |
| Повторение изученного в 5 – 7 классах | | |
2. | Пунктуация и орфография. Знаки препинания, знаки завершения, разделения, выделения. | | |
3. | Знаки препинания в сложном предложении. Орфография. Морфология. | | |
4. | Буквы н и нн в суффиксах прилагательных, причастий и наречий | | |
5. | Слитное и раздельное написание не с различными частями речи. | | |
6. | Слитное и раздельное написание не с различными частями речи. | | |
7. | Входной диктант №1 на тему «Повторение изученного в 5-7 классах». | | |
8. | Анализ допущенных ошибок. Основные единицы синтаксиса. | | |
| Синтаксис. Пунктуация. Культура речи | | |
9. | Текст как единица синтаксиса. Предложение как единица синтаксиса. | | |
| Словосочетание | | |
10. | Словосочетание как единица синтаксиса. Строение и грамматическое значение словосочетаний | | |
11 | Виды словосочетаний. | | |
12. | Синтаксические связи слов в словосочетаниях. | | |
13. | Синтаксический разбор слов в словосочетании. | | |
14. | Контрольная работа №2 (в тестовой форме) по теме «Словосочетание. Культура речи». | | |
15. | Анализ письменных работ. | | |
16. | Простое предложение Предложение как средство выражения мысли. Строение и грамматическое значение предложений. Грамматическая (предикативная) основа предложения | | |
17 | Рр.Описание памятника культуры в Республике Башкортостан. | | |
18. | Интонация предложения. Порядок слов в предложении. Логическое ударение | | |
19. | Рр.Контрольное изложение №1. Подготовка к написанию изложения. | | |
20. | РР.Контрольное изложение №1. Написание изложения | | |
21. | Анализ письменных работ. | | |
| Двусоставные предложения. | | |
22 | Двусоставные предложения.Главные члены предложения. Подлежащее. | | |
23. | Сказуемое. Простое глагольное сказуемое. | | |
24. | Составные сказуемые. Составное глагольное сказуемое. | | |
25. | Составные сказуемые. Составное именное сказуемое. | | |
26. | Тире между подлежащим и сказуемым. | | |
27. | Контрольный диктант № 3 с грамматическим заданием «Простое предложение» | | |
| Второстепенные члены предложения | | |
28 | Анализ допущенных ошибок. Второстепенные члены предложения.Роль второстепенных членов предложения. Дополнение. | | |
29. | Определение. | | |
30. | Приложение. Знаки препинания при нём. | | |
31. | Обстоятельство. Основные виды обстоятельства. | | |
32. | Синтаксический разбор двусоставного предложения. | | |
33. | Рр.Характеристика человека. | | |
| Односоставные предложения. | | |
34 | Односоставные предложения. Главный член односоставного предложения. | | |
35. | Назывные предложения. | | |
36. | Определённо-личные предложения. | | |
37. | Неопределённо-личные предложения. | | |
38. | Безличные предложения. | | |
39. | Рр.Инструкция. | | |
40. | Неполные предложения. | | |
41. | Р.Р. Сочинение-рассуждение в формате задания 9.2 | | |
42. | Синтаксический разбор односоставного предложения. | | |
43. | Контрольная работа №4 (в тестовой форме) по теме «Односоставное предложение». | | |
| Простое осложнённое предложение. | | |
44 | Анализ письменных работ. Простое осложнённое предложение. Понятие об осложнённом предложении. | | |
45. | Понятие об однородных членах предложениях. | | |
46. | Однородные члены, связанные только перечислительной интонацией, и пунктуация при них. | | |
47. | Однородные и неоднородные определения. | | |
48. | Р.Р. Подготовка к сжатому изложению | | |
49. | Р.Р. Написание сжатого изложения по тексту | | |
50. | Анализ письменных работ. Обобщающие слова при однородных членах и знаки препинания при них. | | |
51. | Практикум по теме «Однородные члены предложения». Систематизация и обобщение материала по теме «Однородные члены предложения». | | |
52. | Контрольная работа №5 (диктант) по теме « Однородные члены предложения». | | |
| Обособленные члены предложения. | | |
53. | Анализ допущенных ошибок Обособленные члены предложения. Понятие об обособлении. | | |
54. | Обособленные определения. Обособление согласованных распространённых и нераспространённых определений. Выделительные знаки препинания при них. | | |
55 | Обособленные определения. Выделительные знаки препинания при них. | | |
56. | Р.Р. Сочинение-рассуждение по заданию 9.3 | | |
57. | Обособленные приложения. Выделительные знаки препинания при них. | | |
58. | Обособленные обстоятельства. Выделительные знаки препинания при них. | | |
59. | Обособленные уточняющие члены предложения. Выделительные знаки препинания при уточняющих членах предложения. | | |
60. | Синтаксический разбор предложения с обособленными членами. Пунктуационный разбор предложения с обособленными членами. | | |
61. | Контрольная работа №6 (диктант) по теме «Обособленные члены предложения». | | |
| Слова, грамматически не связанные с членами предложения | | |
62. | Анализ письменных работ. Обращение и знаки препинания при нём. Распространённые обращения | | |
63. | Вводные конструкции. Группы вводных слов и вводных сочетаний слов по значению. | | |
64. | Выделительные знаки препинания при вводных словах, вводных сочетаниях слов и вводных предложениях. Междометия в предложении. | | |
65. | Чужая речь. Способы передачи чужой речи. Понятие о чужой речи. Комментирующая часть. | | |
66. | Прямая и косвенная речь. Предложения с прямой речью. Знаки препинания в них | | |
67 | Диалог. Рассказ. Цитата | | |
68. | Итоговая контрольная работа №7 (в тестовой форме). | | |
| Повторение и систематизация изученного в 8 классе. | | |
69. | Анализ письменных работ. Синтаксис и морфология. Синтаксис и пунктуация. | | |
70. | Синтаксис и культура речи. Синтаксис и орфография. | | |