Филиал муниципального автономного общеобразовательного учреждения
«Прииртышская средняя общеобразовательная школа» -
«Полуяновская средняя общеобразовательная школа»
РАССМОТРЕНО: на заседании методического объединения учителей гуманитарно-эстетического цикла Протокол от «25» августа 2016 г. №1 | СОГЛАСОВАНО: методист --------------------------Лазарева Э.А. | УТВЕРЖДЕНО: приказом директора школы от «31» августа 2016г. №171 |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по русскому языку
для 7 класса
на 2016-2017 учебный год
Планирование составлено в соответствии
с государственным образовательным стандартом основного общего образования
Составитель программы учитель высшей категории
Ступакова Ирина Васильевна
д. Полуянова
2016 год
Пояснительная записка
Рабочая программа по русскому языку для 7 класса составлена с использованием материалов Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, Примерной программы по русскому (родному) языку и Рабочей программы по русскому языку для 5-9 классов (Русский язык. Рабочие программы. Предметная линия учебников Т.А. Ладыженской, М.Т. Баранова, Л.А. Тростенцовой. 5-9 классы – М.: Просвещение, 2013г.)
Учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации предусматривает обязательное изучение русского (родного) языка в 7 классе – 136 часов (4 часа в неделю).
Предметные результаты
В результате изучения русского языка в основной школе учащиеся должны
знать:
изученные основные сведения о языке, определения основных изучаемых языковых явлений, речеведческих понятий, пунктуационных правил, обосновывать свои ответы, приводя нужные примеры;
уметь:
производить все виды разборов: фонетический, морфемный, словообразовательный, морфологический, синтаксический, стилистический;
составлять сложные предложения разных типов, пользоваться синтаксическими синонимами в соответствии с содержанием и стилем создаваемого текста;
определять стиль и тип текста;
соблюдать все основные нормы литературного языка;
находить в предложениях смысловые отрезки, которые необходимо выделить знаками препинания, обосновывать выбор знаков препинания и расставлять их в соответствии с изученными в 5-9 классах пунктуационными правилами;
находить и исправлять пунктуационные ошибки;
производить пунктуационный разбор предложения;
находить в словах изученные орфограммы, уметь обосновывать их выбор, правильно писать слова с изученными орфограммами, находить и исправлять орфографические ошибки, производить орфографический разбор слов;
правильно писать изученные в 5-9 классах слова с непроверяемыми орфограммами;
определять тип и стиль текста, создавать тексты разных стилей и типов речи;
подготовить и сделать доклад на историко-литературную тему по одному источнику;
составлять тезисы или конспект небольшой литературно-критической статьи (или фрагмента большой статьи);
писать сочинения публицистического характера;
писать заявление, автобиографию;
совершенствовать содержание и языковое оформление сочинения, находить и исправлять различные языковые ошибки в своём тексте;
свободно и грамотно говорить на заданные темы;
соблюдать при обращении с собеседниками соответствующий речевой этикет.
Содержание предмета «Русский язык»
Введение.Русский язык как развивающееся явление (1 ч)
ПОВТОРЕНИЕ ПРОЙДЕННОГО В 5-6-ых КЛАССАХ (13 ч)
Причастие (30 ч)
I. Повторение пройденного о глаголе в V и VI классах. Причастие. Свойства прилагательных и глаголов у причастия. Синтаксическая роль причастий в предложении. Действительные и страдательные причастия. Полные и краткие страдательные причастия. Причастный оборот; выделение запятыми причастного оборота. Текстообразующая роль причастий.
Склонение полных причастий и правописание гласных в падежных окончаниях причастий. Образование действительных и страдательных причастий настоящего и прошедшего времени (ознакомление ).
Не с причастиями. Правописание гласных в суффиксах действительных и страдательных причастий. Одна и две буквы н в суффиксах полных причастий и прилагательных, образованных от глаголов. Одна буква н в кратких причастиях.
II. Умение правильно ставить ударение в полных и кратких страдательных причастиях (принесённый, принесён, принесена, принесено, принeceны), правильно употреблять причсастия с -суффиксом -СЯ, согласовывать причастия с определяемыми существительными, строить предложения с причастным оборотом.
III. Описание внешности человека: структура текста, языковые особенности (в том числе специальные «портретные» слова). Устный пересказ исходного текста с описанием внешности. Выборочное изложение текста с описанием внешности. Описание внешности знакомого по личным впечатлениям, по фотографии.
Виды публичных общественно-политических выступлений. Их структура.
Деепричастие (11 ч)
IV. Повторение пройденного о глаголе в V и VI классах. Деепричастие. Глагольные и наречные свойства деепричастия. Синтаксическая роль деепричастий в предложении. Текстообразующая роль деепричастий. Деепричастный оборот; знаки препинания при деепричастном обороте. Выделение одиночного деепричастия запятыми (ознакомление). Деепричастия совершенного и несовершенного вида и их образование.
Не с деепричастиями.
II. Умение правильно строить предложение с деепричастным оборотом.
III. Рассказ по картине.
Наречие (20 ч)
I. Наречие как часть речи. Синтаксическая роль наречий в предложении. Степени сравнения наречий и их образование. Текстообразующая роль наречий. Словообразование наречий.
Правописание не с наречиями на -о и -е; не- и ни- в наречиях.
Одна и две буквы н в наречиях на -о и -е.
Буквы о и е после шипящих на конце наречий. Суффиксы -о и -а на конце наречий. Дефис между частями слова в наречиях. Слитные и раздельные написания наречий. Буква ь после шипящих на конце наречий.
II. Умение правильно ставить ударение в наречиях.
Умение использовать в речи наречия-синонимы и антонимы.
III. Описание действий как вид текста: структура текста, его языковые особенности. Пересказ исходного текста с описанием действий.
Категория состояния (5 ч)
IV. Категория состояния как часть речи. Ее отличие от наречий. Синтаксическая роль слов категории состояния.
V. Выборочное изложение текста с описанием состояния человека или природы
СЛУЖЕБНЫЕ ЧАСТИ РЕЧИ. КУЛЬТУРА РЕЧИ
Предлог (12ч)
I. Предлог как служебная часть речи. Синтаксическая роль предлогов в предложении. Непроизводные и производные предлоги. Простые и составные предлоги. Текстообразующая роль
предлогов.
Слитные и раздельные написания предлогов (в течение, ввиду, вследствие и др.). Дефис в предлогах из-за, из-под.
II. Умение правильно употреблять предлоги в и на, с и из. Умение правильно употреблять существительные с предлогами по, благодаря, согласно, вопреки.
Умение пользоваться в речи предлогами-синонимами.
III. Рассказ от своего имени на основе прочитанного. Рассказ на основе увиденного на картине.
Союз (15ч)
I. Союз как служебная часть речи. Синтаксическая роль союзов в предложении. Простые и составные союзы. Союзы сочинительные и подчинительные; сочинительные союзы - соединительные, разделительные и противительные. Употребление сочинительных союзов в простом И сложном предложениях; употребление подчинительных союзов в сложном предложении. Текстообразующая роль союзов.
Слитные и раздельные написания союзов. Отличие на письме союзов зато, тоже, чтобы от местоимений с предлогом и частицами и союза также от наречия так с частицей же.
II. Умение пользоваться в речи союзами-синонимами.
III. Устное рассуждение на дискуссионную тему; его языковые особенности.
Частица (14 ч)
I. Частица как служебная часть речи. Синтаксическая роль частиц' в предложении. Формообразующие и смысловые частицы. Текстообразующая роль частиц.
Различение на письме частиц не и ни. Правописание не и ни с различными частями речи.
II. Умение выразительно читать предложения с модальными частицами.
III. Рассказ по данному сюжету.
Междометие. Звукоподражательные слова (2 ч)
I. Междометие как часть речи. Синтаксическая роль междометий в предложении.
Звукоподражательные слова и их отличие от междометий. Дефис в междометиях. Интонационное выделение междометий. Запятая и восклицательный знак при междометиях.
II. Умение выразительно читать предложения с междометиями.
ПОВТОРЕНИЕ И СИСТЕМАТИЗАЦИЯ ПРОЙДЕННОГО В VII КЛАССЕ
(14ч)
Сочинение-рассуждение на морально-этическую тему или публичное выступление на эту тему.
Тематическое планированиепредмета «Русский язык»
№ | Основные разделы | Количество часов в примерной программе | Количество часов в рабочей программе | Практическая часть программы Развитие речи Контрольные работы | Основные виды деятельности |
1. | Введение | 1 | 1 | РР | КР | Опрос учащихся, письмо, чтение, слушание, ответы на вопросы, поиск необходимой информации в литературе. рассказ, работа со словарём, самостоятельная работа |
2. | Повторение пройденного в V - VI классах | 13 | 13 | 4 | 1 | Опрос учащихся, письмо, чтение, слушание, ответы на вопросы, поиск необходимой информации в литературе. рассказ, работа со словарём, самостоятельная работа |
3. | Причастие | 30 | 30 | 7 | 1 | Опрос учащихся, письмо, чтение, слушание, ответы на вопросы, поиск необходимой информации в литературе. рассказ, работа со словарём, самостоятельная работа |
4. | Деепричастие | 11 | 11 | 2 | 1 | Опрос учащихся, письмо, чтение, слушание, ответы на вопросы, поиск необходимой информации в литературе. рассказ, работа со словарём, самостоятельная работа |
5. | Наречие | 20 | 20 | 5 | 1 | Опрос учащихся, письмо, чтение, слушание, ответы на вопросы, поиск необходимой информации в литературе. рассказ, работа со словарём, самостоятельная работа |
6. | Категория состояния | 5 | 5 | 2 | | Опрос учащихся, письмо, чтение, слушание, ответы на вопросы, поиск необходимой информации в литературе. рассказ, работа со словарём, самостоятельная работа |
7. | Предлог | 12 | 12 | 2 | | Опрос учащихся, письмо, чтение, слушание, ответы на вопросы, поиск необходимой информации в литературе. рассказ, работа со словарём, самостоятельная работа |
8. | Союз | 15 | 15 | 2 | 1 | Опрос учащихся, письмо, чтение, слушание, ответы на вопросы, поиск необходимой информации в литературе. рассказ, работа со словарём, самостоятельная работа |
9. | Частица | 14 | 14 | 4 | 1 | Опрос учащихся, письмо, чтение, слушание, ответы на вопросы, поиск необходимой информации в литературе. рассказ, работа со словарём, самостоятельная работа |
10 | Междометие. Звукоподражательные слова | 2 | 2 | | | Опрос учащихся, письмо, чтение, слушание, ответы на вопросы, поиск необходимой информации в литературе. рассказ, работа со словарём, самостоятельная работа |
11 | Повторение и систематизация пройденного в VII классе | 14 | 14 | 2 | 1 | Опрос учащихся, письмо, чтение, слушание, ответы на вопросы, поиск необходимой информации в литературе. рассказ, работа со словарём, самостоятельная работа |
| | | | | |
| Итого | 136 | 136 | 30 | 7 | |
| 1 четверть | | | | |
| 2 четверть | | | | |
| 3 четверть | | | | |
| 4 четверть | | | | |
| Итого | 136 | | | |
Требования к уровню подготовки
1. Вводный урок. Русский язык как развивающееся явление.
Знать некоторые особенности развития русского языка; понятия: русский литературный язык, литературная норма, изменчивость норм языка.
Уметь обобщать знания о языке, полученные в 5–6 классах; оперировать терминами при анализе языкового явления; работать с учебной и справочной литературой.
2. Повторение изученного в 5 – 6 классах.
2.1.Синтаксис и пунктуация
Знать изученные сведения из раздела «Синтаксис и пунктуация»; понятия грамматическая основа предложения, члены предложения; строение ПП и СП; правила постановки знаков препинания в ПП и СП.
Уметь ставить знаки препинания в простом и сложном предложениях.
2.2. Лексика и фразеология.
Знать понятия лексическое значение слова, прямое и переносное значение, синонимы, антонимы, фразеологизмы.
Уметь ставить знаки препинания в сложном предложении, в предложении с прямой речью, в обозначении орфограмм.
2.3. Фонетика и орфография.
Повторить трудные вопросы темы (роль букв е, ё, ю, я), порядок и особенности фонетического разбора, соотнесенность произношения и написания слов в русском языке, орфограммы, связанные с безударными гласными, проверяемыми согласными, с правописанием ъ и ь.
2.4. Словообразование и орфография.
Вспомнить и закрепить навыки словообразовательного разбора.
Повторить орфограммы в корнях, суффиксах и окончаниях.
Уметь различать формы слова и однокоренные слова.
2.5. Морфология и орфография.
Повторить основные сведения по морфологии, правописание безударных гласных в окончаниях изменяемых частей речи.
Уметь разграничивать части речи по их морфологическим признакам.
2.6. Урок-практикум
Знать основные работы по морфологии, орфографии, синтаксису.
Уметь применять орфографические, пунктуационные правила.
2.7. Текст. Стили литературного языка.
Знать основные признаки текста, типы речи; изученные стили языка, особенности публицистического стиля.
Уметь анализировать текст, определять его типовую принадлежность; осуществлять комплексный анализ текста.
3. Морфология и орфография. Культура речи.
3.1. Причастие.
Знать характеристику причастия по значению, морфологические признаки глагола и прилагательного у причастия, синтаксическую роль причастия в предложении.
Уметь различать причастия и прилагательные, находить причастия в тексте, определять признаки прилагательного и глагола у причастий, определять синтаксическую роль причастия в предложении, уметь доказать принадлежность причастия к самостоятельным частям речи в форме рассуждения.
3.2. Деепричастие.
Знать характеристику деепричастия по значению, признаки глагола и наречия у деепричастия, синтаксическую роль деепричастия в предложении; знать, что основное и добавочное действия, обозначенные глаголом-сказуемым и деепричастием, относятся к одному и тому же лицу (предмету).
Уметь находить слова, обозначающие основные и добавочные действия, в предложениях; определять синтаксическую роль деепричастия; находить и исправлять ошибки в употреблении деепричастий; определять вид деепричастии
3.3. Наречие.
Знать значение наречия; вопросы, на которые оно отвечает; знать, что наречия не изменяются, синтаксическую роль наречия в предложении.
Уметь находить наречия в тексте; группировать словосочетания с наречиями, относящимися к глаголам, причастиям, деепричастиям прилагательным, другим наречиям; находить и исправлять ошибки в употреблении наречий.
3.4. Категория состояния.
Знать значение категории состояния; знать, что слова категории состояния не изменяются; что состояние может быть выражено и в положительной, и в сравнительной степени; синтаксическую роль слов категории состояния в предложении; разграничение наречий и категории состояния.
Уметь находить слова категории состояния; определять, к каким группам по значению относятся слова категории состояния; определять синтаксическую роль слов категории состояния в предложении; разграничивать наречия и слова категории состояния в предложениях и в тексте.
4. Служебные части речи.
Знать перечень служебных частей речи; отличие служебных частей речи от самостоятельных.
Уметь находить служебные части речи в тексте, классифицировать их.
5. Повторение изученного в 7 классе.
Знать определения основных изученных в 5- 7 классах языковых единиц, речеведческих понятий, орфографических и пунктуационных правил, обосновывать свои ответы, приводя нужные примеры
КАЛЕНДАРно-тематический план
№ п/п | № в теме | Дата | Тема | Тип урока, форма проведения | Содержание из стандарта | Результаты обучения |
план | факт |
| Раздел 1. Введение – 1 ч | | |
1 | 1 | | | Введение.Русский язык как развивающееся явление | Вводный урок | Классификация современных славянских языков, сравнительный анализ соответствий славянских языков на всех уровнях, особенно в лексике | Знать: разделы русского языка | Уметь выделять ключевые слова в тексте, уметь объяснять орфограммы, уметь подбирать синонимы |
Раздел 2. ПОВТОРЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО В 5-6 КЛАССАХ (13ч.) (9+4) |
2 | 1 | | | Синтаксис. Синтаксический разбор. | Уроки повторения | Синтаксис. Пунктуация. Отличие словосочетания от предложения. Виды предложений. Главные и второстепенные члены предложения Синтаксический и пунктуационный разборы | Знать, чем отличаются: -словосочетания от предложений, - простые предложения от сложных, главные члены предложения от второстепенных. | Уметь расставлять знаки препинания в простом осложнённом и сложном предложениях; выполнять синтаксический и пунктуационный разборы, составлять схемы именных, глагольных и наречных словосочетаний и конструировать словосочетания по предложенным схемам, определять синтаксическую роль всех самостоятельных частей речи, различать и конструировать сложные предложения, самостоятельно подбирать примеры на изученные правила. |
3 | 2 | | | Пунктуация. Пунктуационный разбор | Уроки повторения | Синтаксис. Пунктуация. Отличие словосочетания от предложения. Виды предложений. Главные и второстепенные члены предложения Синтаксический и пунктуационный разборы | Знать, чем отличаются: -словосочетания от предложений, - простые предложения от сложных, главные члены предложения от второстепенных. | Уметь расставлять знаки препинания в простом осложнённом и сложном предложениях; выполнять синтаксический и пунктуационный разборы, составлять схемы именных, глагольных и наречных словосочетаний и конструировать словосочетания по предложенным схемам, определять синтаксическую роль всех самостоятельных частей речи, различать и конструировать сложные предложения, самостоятельно подбирать примеры на изученные правила. |
4 | 3 | | | Лексика и фразеология | Уроки повторения | Лексический состав языка. Лексические нормы | Знать определения по теме «Лексика» | уметь разъяснять значения слов и правильно их употреблять, пользоваться словарями, соблюдать лексические нормы, проводить анализ художественного текста, обнаруживая в нём примеры употребления слова в переносном значении |
5 | 4 | | | Фонетика и орфография | Уроки повторения | Звуки речи. Оценка собственной и чужой речи с точки зрения орфоэпических норм | Знать порядок фонетического разбора | Уметь соблюдать произносительные нормы, проводить фонетический и орфоэпический разбор слов. Пользоваться орфоэпическим словарём. Обнаруживать орфоэпические ошибки в звучащей речи. |
6 | 5 | | | Словообразование и орфография. Морфемный и словообразовательный разбор | Уроки повторения | Морфемы. Способы образования слов. Правописание морфем | Знать способы образования слов. | Уметь производить морфемный и словообразовательный разборы, по типичным суффиксам и окончанию определять изученные части речи и их формы, объяснять значение слова, его написание, грамматические признаки; опираясь на словообразовательный анализ и морфемные модели слов, определять способы образования слов различных частей речи, анализировать словообразовательные гнёзда на основе словообразовательного словаря и с помощью школьного этимологического словаря, комментировать изменения в морфемной структуре слов |
7-8 | 6-7 | | | Морфология и орфография. Морфологический разбор слова | Уроки повторения | Система частей речи. Принципы выделения: общее грамматическое значение, морфологические признаки, синтаксическая роль. Соблюдение основных морфологических норм русского языка | Знать общую характеристику самостоятельных частей речи, различать их постоянные и непостоянные морфологические признаки, уметь выполнять морфологический разбор, правильно, уместно употреблять изученные части речи | Уметь использовать знания, умения по морфологии в практике правописания и проведения синтаксического анализа предложения |
9 | 8 | | | РР Текст | Урок развития речи | Текст. Средства связи предложений в тексте. | Знать признаки текста; | уметь определять стиль текста, аргументировать свою точку зрения, уметь понимать авторскую позицию |
10-11 | 9-10 | | | РР Подготовка к сочинению по картине И.Бродского «Летний сад осенью» | Урок развития речи | Эмоционально-экспрессивная сторона речи, метафоричность как одно из свойств художественного текста | Знать и соблюдать орфографические и пунктуационные нормы | Уметь описывать картину, выбирая языковые средства в соответствии с темой |
12 | 11 | | | РР Стили литературного языка | Урок развития речи | Стили литературного языка Стилевые черты | Знать стили речи | Уметь определять стиль текста, аргументировать свою точку зрения, уметь понимать авторскую позицию |
13-14 | 12-13 | | | Входной контрольный диктант на повторение пройденного материала. Анализ контрольного диктанта. | Урок контроля Урок коррекции знаний | | Знать общую характеристику самостоятельных частей речи, различать их постоянные и непостоянные морфологические признаки. | уметь выполнять морфологический разбор, правильно, уместно употреблять изученные части речи, использовать знания, умения по морфологии в практике правописания и проведения синтаксического анализа предложения |
Раздел 3. МОРФОЛОГИЯ И ОРФОГРАФИЯ ПРИЧАСТИЕ (30ч.) (23+7) |
15 | 1 | | | Причастие как часть речи | Урок изучения нового материала | Морфологические признаки глагола и прилагательного в причастии. Синтаксическая роль | Знать определение причастия, грамматические признаки. | Уметь отличать причастие от прилагательного, определять синтаксическую роль; правильно употреблять в речи |
16 | 2 | | | РР Публицистический стиль | Урок развития речи | Публицистический стиль, его жанры, языковые особенности | Знать особенности публицистического стиля: назначение, сферу употребления, языковые приметы. | Уметь определять публицистический стиль по его признакам, выразительно читать, уметь читать и воспринимать текст публицистического характера на слух, определять языковые средства, характерные для этого стиля |
17 | 3 | | | Склонение причастий и правописание гласных в падежных окончаниях причастий | Урок изучения нового материала | Склонение полных причастий и правописание гласных в падежных окончаниях причастий | Знать, что причастия склоняются так же, как прилагательные. | Уметь при сопоставлении делать выводы, определять условия выбора гласных в окончаниях причастий и прилагательных, графически объяснять орфограмму |
18-19 | 4-5 | | | Причастный оборот. Выделение причастного оборота запятыми | Урок изучения нового материала | Причастный оборот, выделение запятыми причастного оборота | Знать определение причастного оборота и понятие одиночного причастия, условия выделения запятыми, понимать отличие зависимого слова от определяемого. | Уметь устанавливать связь причастия с определяемым и зависимым словами; выделять причастный оборот запятыми; согласовывать причастия с определяемыми словами, строить предложения с причастным оборотом |
20-21 | 6-7 | | | РР Описание внешности человека | Урок развития речи | Описание внешности человека: структура текста, языковые особенности («портретные слова») | Знать признаки текста-описания, описания внешности человека, понятия: «литературный портрет», «словесный портрет». Уметь определять тему, основную мысль, стиль текста, языковые особенности, использовать в своём тексте прилагательные и причастия, основные средства связи предложения; местоимение, подбор слов, синонимы, описательные обороты | |
22 | 8 | | | Действительные и страдательные причастия | Урок изучения нового материала | Действительные и страдательные причастия. Нормы употребления | Знать отличие действительных причастий от страдательных. | Уметь определять разряд причастий по значению, употреблять причастия в речи, конструировать предложения с причастным оборотом, предупреждать ошибки в употреблении причастий, правильно ставить знаки препинания |
23 | 9 | | | Краткие и полные страдательные причастия | Урок изучения нового материала | Краткие страдательные причастия, их синтаксическая роль в предложении | Знать морфологические признаки, синтаксическую роль кратких причастий и прилагательных. | Уметь образовывать краткую форму, употреблять в речи, правильно ставить ударение в полных и кратких страдательных причастиях, выразительно читать текст, определять его стиль |
24 | 10 | | | Действительные причастия настоящего времени. | Уроки изучения нового материала | Образование действительных причастий настоящего времени. Правописание гласных в суффиксах действительных причастий | Знать способы образования действительных причастий настоящего времени. | Уметь обосновывать выбор гласных в суффиксах -ущ/ющ-,- ащ/ящ-, находить изучаемую орфограмму, правильно писать |
25 | 11 | | | Действительные причастия прошедшего времени | Урок изучения нового материала | Образование действительных причастий прошедшего времени. Орфоэпические нормы | Знать способы образования действительных причастий прошедшего времени, правописание гласных перед суффиксом причастия и в неопределённой форме глагола. | Уметь обосновывать выбор гласных в суффиксах причастий, правильно употреблять причастия в речи, конструировать предложения с причастным оборотом, соблюдать орфоэпические нормы при произношении, проверять себя по словарю |
26-27 | 11-12 | | | Страдательные причастия настоящего времени. Гласные в суффиксах страдательных причастий настоящего времени | Уроки изучения нового материала | Образование страдательных причастий настоящего времени. Правописание гласных в суффиксах страдательных причастий настоящего времени. Синтаксическая синонимия. | Знать способы образования страдательных причастий настоящего времени. | Уметь определять спряжение глагола, обосновывать выбор гласных в окончаниях глаголов и суффиксов –ом- (-ем-), -им- причастий; сопоставлять, анализировать, самостоятельно; согласовывать причастие с определяемым словом; заменять сложное предложение простым с причастным оборотом |
28-29 | 13-14 | | | РР Изложение с изменением формы действующего лица | Урок развития речи | Изложение с изменением формы действующего лица | Адекватно понимать содержание текста, воспринимать его на слух, составлять план, уметь излагать текст от 3-го лица | Адекватно понимать содержание текста, воспринимать его на слух, составлять план, уметь излагать текст от 3-го лица |
30-31 | 15-16 | | | Страдательные причастия прошедшего времени. Гласные перед одной Н в полных и кратких страдательных причастиях | Уроки изучения нового материала | Образование страдательных причастий прошедшего времени | Знать способы образования причастий. | Уметь выбирать правильное написание Н и НН в прилагательных и страдательных причастиях прошедшего времени, исправлять ошибки в употреблении причастий |
32 33-34 35 | 17-20 | | | Одна и две буквы Н в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени. Одна буква Н в отглагольных прилагательных. Одна и две буквы Н в суффиксах кратких страдательных причастий и в отглагольных прилагательных | Уроки изучения нового материала и уроки закрепления изученного | Одна и две буквы Н в суффиксах полных причастий и прилагательных, образованных от глагола. Н и НН в суффиксах кратких страдательных причастий и кратких отглагольных прилагательных | Знать способы разграничения страдательных причастий прошедшего времени и прилагательных, образованных от глаголов. | Уметь обосновывать выбор Н НН в суффиксах причастий, прилагательных; правильно употреблять в речи. Уметь различать краткие страдательные причастия и краткие прилагательные, понимать различие в написании причастий и прилагательных, определять синтаксическую роль, конструировать предложения, употребляя причастия в речи |
36 | 21 | | | Морфологический разбор причастия | Комбинированный урок | Общее значение причастия, морфологические признаки, синтаксическая роль | Знать порядок морфологического разбора причастий. | Уметь выполнять морфологический разбор, опознавать причастия в тексте, употреблять в речи |
37-38 | 22-23 | | | Слитное и раздельное написание НЕ с причастиями | Уроки изучения нового материала | Слитное и раздельное написание НЕ с причастиями | Знать условия слитного и раздельного написания НЕ с причастиями. | Уметь различать НЕ- приставку, НЕ- часть корня, НЕ- частицу; обозначать условия выбора орфограммы; составлять алгоритм и работать по нему; на основе наблюдения делать выводы |
39-40 | 24-25 | | | РР Выборочное изложение с описанием внешности | Уроки развития речи | Выборочное изложение повествовательного текста с элементами описания внешности человека | Адекватно понимать содержание художественного текста, выделять основную и дополнительную информацию, составлять план, сохранять при письменном изложении типологическую структуру текста, его языковые и речевые средства выразительности | Адекватно понимать содержание художественного текста, выделять основную и дополнительную информацию, составлять план, сохранять при письменном изложении типологическую структуру текста, его языковые и речевые средства выразительности |
41 | 26 | | | Буквы Е и Ё после шипящих в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени | Урок изучения нового материала | Правописание гласных в суффиксах страдательных причастий | Знать условия выбора Е, Ё в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени, правильно писать орфограмму | уметь обобщать и систематизировать знания о правописании гласных после шипящих в изученных частях речи; обозначать условия выбора орфограмм; правильно ставить ударение, сопоставлять с другими случаями правописания О-Е-Ё после шипящих |
42 | 27 | | | Повторение по теме «Причастие» | Повторительно-обобщающие уроки | Значение, морфологические признаки, синтаксическая роль полных и кратких причастий. Правописание причастий | Знать значение, морфологические признаки, синтаксическая роль полных и кратких причастий. Правописание причастий | Уметь находить причастие, определять его грамматические признаки, правильно писать орфограммы в причастии, выделять причастный оборот, осуществлять синонимичную замену синтаксических конструкций, конструировать предложения с причастием и причастным оборотом, употреблять причастия в речи, интонационно правильно читать предложения с обособленными членами, выраженными причастным оборотом |
43 | 28 | | | Контрольная работа по теме «Причастие»(2) | Урок контроля | | Знать значение, морфологические признаки, синтаксическая роль полных и кратких причастий. Правописание причастий | Уметь различать страдательные причастия от действительных, правильно находить их в заданных текстах. |
44 | 29 | | | Анализ теста Комплексный анализ текста | Комбинированный урок | Тема. Основная мысль. Типы речи. Стиль текста. Орфограммы по теме «Причастие» | Знать авторскую позицию | Уметь исправлять допущенные ошибки, делать словесное или графическое комментирование, приводить примеры Уметь понимать авторскую позицию |
Раздел 4ДЕЕПРИЧАСТИЕ (11ч.) (9+2) |
45-46 | 1-2 | | | Деепричастие как часть речи. Деепричастный оборот. Запятые при деепричастном обороте | Уроки изучения нового материала | Вопрос о деепричастии в системе частей речи. Глагольные и наречные признаки деепричастия, синтаксическая и текстообразующая роль деепричастия, деепричастный оборот; знаки препинания при деепричастном обороте. Выделение одиночного деепричастия запятыми | Знать лексическое , грамматическое значение деепричастий. Знать определение «деепричастный оборот»; понимать, что действие производится одним и тем же лицом, что и основное. | Уметь разграничивать основное и добавочное действие, находить и исправлять ошибки в употреблении деепричастий, выделять в речи деепричастия, отличать деепричастия в речи от глаголов и причастий, конструировать предложения с деепричастиями для обозначения добавочного значения. Уметь разграничивать основное и добавочное действия, находить деепричастный оборот, выделять его запятыми; правильно строить предложения по заданным моделям |
47 | 3 | | | Раздельное написание НЕ с деепричастиями | Урок изучения нового материала | НЕ с деепричастиями | Знать правило правописания НЕ с деепричастиями, | уметь обосновывать выбор написания НЕ с деепричастиями, сопоставлять написание НЕ с причастиями и глаголами, составлять связный рассказ на грамматическую тему |
48-49 | 4-5 | | | Деепричастия несовершенного вида. Деепричастия совершенного вида | Уроки изучения нового материала | Деепричастия несовершенного и совершенного вида и их образование | Знать способы образования деепричастий. | Уметь образовывать деепричастия, сохраняя вид; употреблять в речи, соблюдая орфоэпические, грамматические нормы, безошибочно писать суффиксы деепричастий, интонационно правильно читать предложения с деепричастным оборотом, правильно строить предложения с деепричастием и деепричастным оборотом |
50-51 | 6-7 | | | РР Сочинение-рассказ на основе картины С.Григорьева «Вратарь» от имени одного из действующих лиц картины | Уроки развития речи | Рассказ по картине | Понимать роль деепричастий в сочинении с описанием действий. | Уметь создавать рассказ-описание, включая в него описание действий, выбирая языковые средства в соответствии с темой, целями общения, соблюдать орфографические и пунктуационные нормы |
52 | 8 | | | Морфологический разбор деепричастия | Комбинированный урок | Морфологический разбор | Уметь распознавать деепричастия по суффиксам на основе структурно-семантического и грамматического анализа слов, отличать деепричастия от других частей речи, уметь безошибочно писать суффиксы в деепричастиях, правильно строить предложения с деепричастным оборотом, расставлять знаки препинания, исправлять ошибки в речи | Уметь распознавать деепричастия по суффиксам на основе структурно-семантического и грамматического анализа слов, отличать деепричастия от других частей речи, уметь безошибочно писать суффиксы в деепричастиях, правильно строить предложения с деепричастным оборотом, расставлять знаки препинания, исправлять ошибки в речи |
53 | 9 | | | Повторение по теме «Деепричастие» | Повторительно-обобщающий урок | Способы образования деепричастий. Правописание НЕ с деепричастиями. Знаки препинания с деепричастным оборотом | Знать способы образования деепричастий. Правописание НЕ с деепричастиями. Знаки препинания с деепричастным оборотом | Уметь распознавать деепричастия по суффиксам на основе структурно-семантического и грамматического анализа слов, отличать деепричастия от других частей речи, уметь безошибочно писать суффиксы в деепричастиях, правильно строить предложения с деепричастным оборотом, расставлять знаки препинания, исправлять ошибки в речи |
54-55 | 10-11 | | | Контрольный диктант по теме «Деепричастие»(3) Анализ диктанта | Урок контроля Урок коррекции знаний | Способы образования деепричастий. Правописание НЕ с деепричастиями. Знаки препинания с деепричастным оборотом | Знать способы образования деепричастий. Правописание НЕ с деепричастиями. Знаки препинания с деепричастным оборотом | Уметь распознавать деепричастия по суффиксам на основе структурно-семантического и грамматического анализа слов, отличать деепричастия от других частей речи, уметь безошибочно писать суффиксы в деепричастиях, правильно строить предложения с деепричастным оборотом, расставлять знаки препинания, исправлять ошибки в речи |
Раздел 5. НАРЕЧИЕ (20ч.) (15+5) |
56 | 1 | | | Наречие как часть речи | Уроки изучения нового материала | Наречие как самостоятельная неизменяемая часть речи: значение, морфологические признаки, синтаксическая роль | Знать морфологические признаки наречия | понимать значение и определять синтаксическую роль в предложении, распознавать наречие на основе общего грамматического значения, морфологических признаков, синтаксической роли и типичных признаков |
57 | 2 | | | Смысловые группы наречий | Уроки изучения нового материала | Разряды наречий по значению. Употребление наречий | Знать разряды наречий по значению. | Уметь находить наречия в тексте, определять значение, употреблять их для более точного выражения мысли |
58-59 | 3-4 | | | РР Сочинение в форме дневниковых записей (по картине И.Попова «Первый снег») | Урок развития речи | Сочинение в форме дневниковых записей | Знать стили речи | Уметь отбирать материал на предложенную тему, используя особенности текста (дневниковую запись). Уметь работать с черновиками |
60 | 5 | | | Степени сравнения наречий | Уроки изучения нового материала | Образование степеней сравнения наречий | Знать способы образования степеней сравнения, критерии разграничения простой сравнительной и составной превосходной степеней прилагательных и наречий, приёмы распознавания морфологических омонимов; | уметь образовывать степени сравнения наречий, отличать наречия в сравнительной степени от прилагательных, употреблять наречия как средство связи и для уточнения различных смысловых оттенков |
61 | 6 | | | Морфологический разбор наречия | Урок изучения нового материала | Морфологические признаки наречия. Разграничение наречий и других частей речи | Знать морфологические признаки наречия. Разграничение наречий и других частей речи | Уметь определять грамматические признаки наречия, разграничивать их, объяснять значения грамматических омонимов |
62-63 | 7-8 | | | РР Сочинение-рассуждение на тему «Прозвища» | Урок развития речи | Сочинение-рассуждение | | Уметь выражать свои мысли по затронутой проблеме |
64 | 9 | | | Слитное и раздельное написание НЕ с наречиями на –о и –е | Уроки изучения нового материала | Слитное и раздельное написание НЕ с наречиями на О-Е | Знать морфологическое правило, способ образования наречия, условия выбора правильного написания | условия выбора правильного написания |
65 | 10 | | | Буквы Е и И в приставках НЕ и НИ отрицательных наречий | Уроки изучения нового материала | Правописание отрицательных наречий | Знать условия выбора на письме букв Е-И в приставках НЕ-НИ, уметь опознавать наречия с орфограммой, различать приставки НЕ-НИ в отрицательных наречиях и отрицательных местоимениях | Уметь писать отрицат. наречия |
66 | 11 | | | Одна и две буквы Н в наречиях | Уроки изучения нового материала | Образование наречий от прилагательных. Н и НН в наречиях на О-Е | Знать способ образования наречий от прилагательных, условия выбора орфограммы | уметь разграничивать на письме краткие прилагательные и наречия |
| | | | | | | | |
67 | 12 | | | Буквы О-Е после шипящих на конце наречий | Урок изучения нового материала | Буквы О-Е после шипящих на конце наречий | Знать правила выбора и написания букв О-Е после шипящих на конце наречий | уметь опознавать наречия с этой орфограммой, определять общее в написании разных частей речи с О-Е после шипящих в разных частях слова, формулировать обобщённое правило |
68 | 13 | | | Буквы О и А на конце наречий | Уроки изучения нового материала | Буквы О и А на конце наречий с приставками ИЗ, ДО, С,В,НА,ЗА | Знать правило | Уметь правильно писать, выделять морфемы, определять и анализировать роль наречий в связных текстах |
69 | 14 | | | РР Подробное изложение с элементами сочинения | Урок развития речи | Композиционные элементы рассказа, порядок следования частей рассказа | Знать правило | Уметь пересказывать исходный текст подробно, при пересказе соблюдать строгую последовательность изложения |
| | | | | | | | |
70 | 15 | | | Дефис между частями слова в наречиях | Уроки изучения нового материала | Дефис между частями слова в наречиях | Знать правила дефисного написания | уметь распознавать наречия с этой орфограммой |
71 | 16 | | | Слитное и раздельное написание приставок в наречиях, образованных от существительных и количественных числительных | Уроки изучения нового материала | Слитное и раздельное написание приставок в наречиях, образованных от существительных и количественных числительных | Знать правило | Уметь отличать наречия от существительных, прилагательные от местоимений, пользуясь алгоритмом |
72 | 17 | | | Мягкий знак после шипящих на конце наречий | Урок изучения нового материала | Мягкий знак после шипящих на конце наречий | Знать правило | уметь опознавать наречия с орфограммой, правильно писать, определять синтаксическую функцию предложения |
73 | 18 | | | Повторение по теме «Наречие» | Урок повторения | Морфологические признаки, синтаксическая роль, правописание наречий | Знать морфологические признаки, синтаксическая роль, правописание наречий | Уметь распознавать наречия на основе общего значения, морфологических признаков , синтаксической роли и типичных суффиксов, различать наречия и созвучные слова других частей речи, группы наречий по значению, правильно образовывать степени сравнения наречий безошибочно писать, применяя изученные правила, использовать орфографический словарь для определения слитного и раздельного написания наречий, производить словообразовательно-орфографический анализ слов соответствующих морфемных моделей, соблюдать языковые нормы употребления наречий |
74 | 19 | | | Контрольный диктант по теме «Наречие»(4) | Урок контроля | Правописание наречий | Знать морфологические признаки, синтаксическая роль, правописание наречий | Уметь безошибочно выполнять тесты |
75 | 20 | | | Анализ теста Комплексный анализ текста | Урок повторения | Тема. Основная мысль. Тип речи. Стиль текста. Орфограммы по теме наречия | Знать орфограммы по теме наречия | Уметь работать над ошибками, допущенными в контрольном диктанте. |
Раздел 6. КАТЕГОРИИ СОСТОЯНИЯ (5ч.) (3+2) |
76-77 | 1-2 | | | Категория состояния как часть речи | Уроки изучения нового материала | Вопрос о словах категории состояния | Знать общее значение слов категории состояния | уметь сопоставлять наречия и эту группу слов на основе анализа их синтаксической роли, выделять грамматическую основу безличных предложений, видеть слова состояния в тексте |
78 | 3 | | | Морфологический разбор категории состояния | Урок изучения нового материала | Морфологические признаки категории состояния, синтаксическая роль | Знать порядок разбора слов категории состояния | уметь разбирать слова морфологически |
79 | 4 | | | РР Сжатое изложение с описанием состояния природы по тексту А.И.Солженицына «Молния" | Урок развития речи | Сжатое изложение с описанием состояния природы | Знатьсредства связи предложений и смысловых частей, использовать наречия и слова категории состояния для описания природы | Уметь пересказывать исходный текст, выбирать необходимую информацию, использовать языковые средства связи предложений и смысловых частей, использовать наречия и слова категории состояния для описания природы |
80 | 5 | | | РР Сочинение на лингвистическую тему | Урок развития речи | Сочинение на лингвистическую тему | Знать стили речи | Уметь отстаивать своё мнение с помощью аргументов, развивать навыки написания текста рассуждения |
| Раздел 7. СЛУЖЕБНЫЕ ЧАСТИ РЕЧИ (1ч.) |
81 | 1 | | | Самостоятельные и служебные части речи | Урок повторения | Служебные части речи. Служебные слова и их отличие от самостоятельных частей речи. Основная роль служебных частей речи | Знать о различии самостоятельных и служебных частей речи, их роли в тексте. | Уметь различать предлоги, союзы и частицы как служебные части речи, находить их в тексте, употреблять в речи |
| Раздел 8. ПРЕДЛОГ (12ч.) (10+2) |
82 | 1 | | | Предлог как часть речи | Уроки изучения нового материала | Предлог как служебная часть речи. Роль предлогов в словосочетании и предложении | Знать о предлоге как служебной части речи, его роли в словосочетании и предложении. | Уметь отличать предлоги от омонимичных им приставок; писать с существительными, прилагательными, местоимениями, числительными, причастиями; знать об отсутствии их перед глаголами, деепричастиями, наречиями |
83-84 | 2-3 | | | Употребление предлогов | Уроки изучения нового материала | Предлоги однозначные и многозначные. Употребление предлогов с существительными, числительными | Знать об однозначных и многозначных предлогах; нормах употребления с различными частями речи. | Уметь правильно использовать предлоги в речи, исправлять допущенные ошибки |
85-86 | 4-5 | | | Непроизводные и производные предлоги | Уроки изучения нового материала | Непроизводные и производные предлоги | Знать разряды предлогов по происхождению | уметь отличать производные предлоги от непроизводных, производные предлоги от омонимичных частей речи; правильно употреблять их в речи |
87-88 | 6-7 | | | Простые и составные предлоги | Уроки изучения нового материала | Простые и составные предлоги | Знать разряды предлогов по составу, понятия «простые и составные» предлоги | |
89 | 8 | | | Морфологический разбор предлога | Повторительно-обобщающий урок | Морфологические признаки предлога | Знать порядок морфологического разбора предлога | уметь выполнять морфологический разбор |
90-91 | 9-10 | | | РР Рассказ-репортаж на основе увиденного на картине по данному началу | Уроки развития речи | Рассказ на основе увиденного на картине | Знать стили речи | Уметь писать сочинение повествовательного характера с элементами художественного описания, строить своё высказывание с использованием сложных композиционных форм, соблюдать стилевое единство текста, использовать изобразительные средства языка |
92-93 | 11-12 | | | Слитное и раздельное написание производных предлогов | Уроки изучения нового материала | Слитные и раздельные написания предлогов. Дефис в предлогах. | Знать условия слитного, раздельного, дефисного написания предлогов. | правильно писать их, обосновывая свой выбор |
| Раздел 9 СОЮЗ (15ч.) (13+2) |
94 | 1 | | | Союз как часть речи | Урок изучения нового материала | Союз как служебная часть речи, как средство связи однородных членов предложения и частей сложного предложения. Синтаксическая роль союзов в предложениях. | Знать о союзе как служебной части речи, его роли в предложении и в целом тексте, опознавать союз. | Уметь ставить знаки препинания при однородных членах предложения и в сложном предложении, определять роль союзов в предложении |
95-96 | 2-3 | | | Простые и составные союзы. Союзы подчинительные и сочинительные | Уроки изучения нового материала | Простые и составные союзы | Знать разряды союзов по строению | уметь определять роль союзов в предложении, ставить знаки препинания при однородных членах и в сложных предложениях, строить предложения, используя союзы |
97-98 | 4-5 | | | Запятая между простыми предложениями в союзном сложном предложении | Уроки изучения нового материала | Запятая перед союзами в простом и сложном предложении | | Уметь правильно ставить знаки препинания, выбирать союз в соответствии с его значением и стилистическими особенностями |
99-100 | 6-7 | | | Сочинительные союзы | Уроки изучения нового материала | Группы сочинительных союзов, их назначение | Знать группы сочинительных союзов, их назначение; | Уметь выбирать союз в соответствии с его значением и стилистическими особенностями |
101 | 8 | | | Подчинительные союзы | Уроки изучения нового материала | Группы подчинительных союзов по значению | Знать разряды подчинительных союзов по значению, их назначение | уметь различать подчинительные союзы, употреблять для связи предложений |
102-103 | 9-10 | | | РР Сочинение-рассуждение на дискуссионную тему | Уроки развития речи | Рассуждение на дискуссионную тему | Знать особенности публицистического стиля речи. | Уметь создавать текст-рассуждение, аргументировать свою точку зрения, опровергая или соглашаясь с ними: чтение – роскошь И.А.Гончаров («Обломов»); «Человек перестаёт мыслить, когда перестаёт читать» (Дидро). Уметь правильно выражать свои в соответствии с литературными нормами; использовать в речи сложные предложения с разными группами союзов |
104-105 | 11-12 | | | Слитное написание союзов также, тоже, чтобы | Уроки изучения нового материала | Слитное написание союзов. Отличие написания союзов тоже, чтобы от местоимений с предлогами и частицами и союза также от наречия так с частицей же | Знать правило правописания союзов. | Уметь отличать союзы от созвучных сочетаний слов, опознавать союзы, уметь применять правило на письме |
106 | 13 | | | Повторение сведений о предлогах и союзах | Урок повторения | Общее и отличное между предлогами и союзами. Составные предлоги и союзы, их отличие от простых. Слитное и раздельное написание предлогов. Отличия предлогов от существительных с предлогами. Предлоги как средство связи слов в словосочетании и предложении. | Знать предлоги как средство связи слов в словосочетании и предложении. | Уметь систематизировать, обобщать знания; рефлексировать; подбирать материал, работая с разными источниками, опознавать союзы и предлоги, правильно и безошибочно их писать, отличать от смешиваемых языковых явлений, определять роль в предложении и тексте, употреблять с учётом их стилистической окраски |
107-108 | 14-15 | | | Контрольный диктант по теме «Предлоги и союзы»(5) Анализ диктанта | Урок контроля Урок повторения и урок коррекции знаний | Общее и отличное между предлогами и союзами. Предлоги производные и непроизводные. Составные предлоги и союзы, их отличие от простых. Слитное и раздельное написание предлогов. Отличия предлогов от существительных с предлогами | Знать слитное и раздельное написание предлогов. Отличия предлогов от существительных с предлогами | Уметь опознавать союзы и предлоги, правильно и безошибочно их писать, отличать от смешиваемых языковых явлений, определять роль в предложении и тексте, употреблять с учётом их стилистической окраски, соблюдать орфографические и пунктуационные нормы на письме |
| Раздел 10ЧАСТИЦА(14ч.) (10+4) |
109 | 1 | | | Частица как часть речи. Разряды частиц. Формообразующие частицы | Уроки изучения нового материала | Частица как служебная часть речи. Роль частиц в предложении. Разряды частиц. Формообразующие частицы | Знать особенности частицы как служебной части речи. | Уметь отличать частицы от знаменательных частей речи; понимать сходство частиц с другими служебными частями речи и отличие от них, разницу в употреблении омонимичных частиц, союзов, наречий, роль частиц в предложении и образовании наклонений глагола |
110 | 2 | | | Смысловые частицы | Уроки изучения нового материала | Разряды частиц. Смысловые частицы | Знать разряды частиц по значению, роль смысловых частиц | уметь распознавать частицы; отличать частицы от других частей речи по совокупности признаков; определять, какому слову или какой части текста придают смысловые оттенки |
111 | 3 | | | Раздельное и дефисное написание частиц | Уроки изучения нового материала | Раздельное и дефисное написание частиц | Знать правила раздельного и дефисного написания частиц. | . Уметь выделять их среди других частей речи; определять стилистическую роль частиц; употреблять их в своей речи, безошибочно писать местоимения, прилагательные, наречия с частицами |
112 113 | 4-5 | | | РР Сочинение-рассказ с использованием картины К.Ф.Юона «Конец зимы. Полдень» | Уроки развития речи | Сочинение-рассказ с использованием картины | Знать стили речи | Уметь описывать произведение живописи, правильно выражать свои мысли в соответствии с литературными нормами |
114 | 6 | | | Морфологический разбор частицы | Урок повторения | Общее значение, правописание частиц | Знать порядок морфологического разбора частицы. | Уметь определять морфологические признаки частиц, безошибочно их писать |
115 | 7 | | | Отрицательные частицы НЕ и НИ | Уроки изучения нового материала | Отрицательные частицы. Роль отрицательных частиц . | Знать отрицательные частицы. Роль отрицательных частиц | Уметь понимать смысловое значение частицы НИ. Уметь определять смысловое значение частицы НИ, уметь различать частицу НЕ и НИ на письме, приставку НЕ и частицу НЕ |
116 | 8 | | | Различение частицы и приставки НЕ | Комбинированные уроки | Правописание НЕ с разными частями речи. Орфоэпические нормы | | Уметь применять правила написания НЕ с различными частями речи, обосновывать выбор написания, используя алгоритм рассуждения, различать на письме частицу НЕ и приставку НЕ, применять правило написания НЕ в отрицательных местоимениях и наречиях, неопределённых местоимениях |
117 118 | 9-10 | | | РР Сочинение-рассказ по данному сюжету | Уроки развития речи | Рассказ по данному сюжету | Знать стили речи | Уметь создавать собственное высказывание, соответствующее требованиям точности, логичности и выразительности речи, определять основную мысль высказывания; распространять текст характеристикой героев, элементами описания, диалогом, сохраняя при этом его целостность; правильно выражать свои мысли в соответствии с нормами литературного языка |
119 | 11 | | | Частица НИ, приставка НИ, союз НИ-НИ | Комбинированные уроки | Правописание НИ с разными частями речи. | Знать правильное написание, различать и правильно писать НЕ-НИ, конструировать предложения | Уметь различать частицу НИ, приставку НИ, союз НИ-НИ; выбирать правильное написание, различать и правильно писать НЕ-НИ, конструировать предложения |
120 | 12 | | | Повторение по теме «Частица» | Урок повторения | Использование частиц для передачи различных оттенков значения и для образования форм глагола. Разряды частиц по значению и составу. Смысловые различия частиц НЕ-НИ. | Знать разряды частиц по значению и составу. Смысловые различия частиц НЕ-НИ. | Уметь использовать частицы для выражения отношения к действительности и передачи разных смысловых оттенков речи, различать НЕ и НИ на письме, безошибочно употреблять с разными частями речи |
121 | 13 | | | Контрольный диктант по теме «Частица» (6) | Урок контроля | Роль частиц в предложении. Правописание частиц. Классификация и исправление допущенных ошибок | Знать правописание частиц. | Уметь исправлять допущенные ошибки, делать словесное и графическое комментирование, приводить примеры |
122 | 14 | | | Анализ диктанта Повторение по теме «Частица» | Урок повторенияи урок коррекции | Использование частиц для передачи различных оттенков значения и для образования форм глагола. Разряды частиц по значению и составу. Смысловые различия частиц НЕ-НИ. Употребление частиц с разными частями речи | | Уметь исправлять допущенные ошибки. Уметь использовать частицы для выражения отношения к действительности и передачи разных смысловых оттенков речи, различать НЕ и НИ на письме, безошибочно употреблять с разными частями речи |
| Раздел11 МЕЖДОМЕТИЕ (2ч.) |
123 | 1 | | | Междометие как часть речи | Уроки изучения нового материала | Междометие как особый разряд слов. Разряды междометий | Знать, что междометие не является ни самостоятельной, ни служебной частью речи. | Уметь распознавать междометия, ставить знаки препинания при них; употреблять в своей речи; выразительно читать предложения с междометиями, конструировать предложения с междометиями, отличать их от знаменательных и служебных частей речи |
124 | 2 | | | Дефис в междометиях Знаки препинания при междометии | Урок изучения нового материала | Дефис в междометиях. Интонационное и пунктуационное выделение междометий в предложениях | Знать условия дефисного написания междометий | уметь интонационно и пунктуационно выделять междометия |
| Раздел12 ПОВТОРЕНИЕ И СИСТЕМАТИЗАЦИЯ ИЗУЧЕННОГО В 5-7 КЛАССАХ (14ч.) (12+2) |
125 126 | 1-2 | | | Разделы науки о русском языке. Текст. Стили речи | Уроки повторения | Разделы языкознания. Признаки текста, типы текста. Особенности стилей речи | Знать разделы языкознания, признаки текста, черты стилей речи. | Уметь создавать тексты, устанавливать ведущий тип речи, находить фрагменты с иным типовым значением, определять стиль речи, прямой и обратный порядок слов предложений текста, способы и средства связи предложений в тексте |
127 128 | 3-4 | | | РР Сочинение на одну из тем: «Удивительное рядом», «Дело мастера боится» | Уроки развития речи | | Знатьтип речи и определять композицию; предупреждать возможные речевые ошибки; соблюдать нормы литературного языка | Уметь создавать собственный текст по заданной теме, составлять план |
129 | 5 | | | Фонетика. Графика Лексика и фразеология | Уроки повторения | Фонетический разбор Лексические группы слов | Знать фонетический разбор | Уметь разбирать слова фонетически, работать со словарём. Уметь определять лексические группы слов, работать со словарями |
130 | 6 | | | Морфемика. Словообразование | Уроки повторения | Словообразовательный разбор, разбор слова по составу | Знать разбор слова по составу | Уметь производить словообразовательный разбор, разбор слова по составу |
131 | 7 | | | Морфология Орфография | Уроки повторения | Самостоятельные и служебные части речи. Виды орфограмм | Знать самостоятельные и служебные части речи. | Уметь различать слова разных частей речи, делать морфологические разборы. Уметь владеть правильным способом применения изученных правил, учитывать значение, морфемное строение и грамматическую характеристику слова при выборе правильного написания |
132 133 | 8-9 | | | Синтаксис | Уроки повторения | Синтаксис. Отличие словосочетания от предложения. Виды предложений. Главные и второстепенные члены предложения. Синтаксический разбор | | Уметь производить синтаксический разбор, конструировать предложения по схемам |
134 | 10 | | | Пунктуация | Уроки повторения | Знаки препинания в простом осложнённом и в сложном предложениях | Знать выполнение синтаксического и пунктуационного разбора | Уметь расставлять знаки препинания в простом осложнённом и сложном предложениях; выполнять синтаксический и пунктуационный разборы |
135 136 | 11-12 | | | Итоговое тестирование за курс русского языка седьмого класса (7) Анализ теста | Урок повторения и урок коррекции | | Уметь работать с тестовыми заданиями | Уметь работать с тестовыми заданиями |