СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по русскому языку 7 класс

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по русскому языку 7 класс»



МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ТИМИРЯЗЕВСКАЯ СРЕДНЯЯ ШКОЛА





Согласовано

Заместитель директора по УВР

МОУ Тимирязевской СШ

_______________ /Мурзина Е.Н../

« 28» 08 2023 года

Утверждаю

Директор МОУ Тимирязевской

СШ

________________/В. Б. Селиванова/

Приказ №400от 28.08. 2023 года

Протокол №1






РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

Название предмета (курса): русский язык

Класс (параллель): 7

Уровень общего образования: основное общее

ФИО учителя:Шепталова Валентина Михайловна

Срок реализации: 2023-2024 учебный год

Количество часов по учебному плану: 140

Планирование составлено на основе:

Программы:Русский язык. 5-9 классы: рабочая программа к УМК «Предметная линия» Ладыженской Т.А Баранова М.Т, Тростенцовой Л.А. и др. .- М.: Просвещение, 2021.

УМК:Русский язык в 2х частях.7 класс:учебник/ Т.А.Ладыженской,М.Т.Баранова, Л.А.Тростенцовой. и др. .- М.: Просвещение, 2020.









Рабочую программу составила

учитель русского языка и литературы__________ /В.М. Шепталова






Пояснительная записка

Рабочая программа учебного предмета «Русский язык» для 7 класса составлена на основе следующих нормативно-правовых документов:

  1. Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2010 г. № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного основного общего образования») с изменениями и дополнениями;

  2. Основной образовательной программы НОО,ООО,СОО МОУ Тимирязевской СШ (приказ № 400 от 28.08.2023).

С учётом программы Русский язык. 5-9 классы: рабочая программа к УМК «Предметная линия»/Ладыженской Т.А Баранова М.Т, Тростенцовой Л.А. и др. .- М.: Просвещение, 2019..

Рабочая программа ориентирована на использование УМК:Русский язык в 2х частях. 7 класс: учебник/ Т.А.Ладыженской, М.Т.Баранова, Л.А.Тростенцовой. и др. .- М.: Просвещение, 2020

Цели изучения предмета

Программа направлена на реализацию следующих целей:

  • воспитание гражданина и патриота; формирование представления о

русском языке как духовной, нравственной и культурной ценности народа;

  • осознание национального своеобразия русского языка; овладение культурой межнационального общения;

  • развитие и совершенствование способности к речевому взаимодействию и социальной адаптации; информационных умений и навыков; навыков самоорганизации, самообразования и саморазвития;

  • освоение знаний о русском языке как многофункциональнойзнако-

вой системе и общественном явлении; языковой норме и её разновидно-

стях; нормах речевого поведения в различных сферах общения;

  • овладение умениями опознавать, анализировать, классифицировать

  • языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности; различать функциональные разновидности языка и моделировать речевое поведение в соответствии с коммуникативными установками;

  • применение полученных знаний и умений в собственной речевой

практике; повышение уровня речевой культуры, орфографической и

пунктуации.

Для достижения поставленных целей изучения русского языка в 7 классе необходимо решение следующих задач:

  • формирование у обучающихся ценностного отношения к языку  —

хранителю культуры, к русскому языку как государственному языку Рос-

сийской Федерации и как языку межнационального общения;

  • усвоение знаний о русском языке как развивающейся системе, их

углубление и систематизация; освоение базовых лингвистических понятий и их использование при анализе и оценке языковых фактов;

  • овладение функциональной грамотностью и принципами норматив-

ного использования языковых средств;

  • овладение основными видами речевой деятельности, использование

возможностей языка как средства коммуникации и средства познания.


  • созданию условий для духовно-нравственного развития личности, её эмоционального совершенствования;

  • формированию основ гражданской идентичности обучающихся, их

  • социально-профессиональных ориентаций и общественных ценностей;

  • знакомству обучающихся с методами научного познания, приёмами исследовательской работы;

  • развитию творческих и иных способностей, удовлетворению познавательных интересов, самореализации обучающихся, в том числе лиц, проявивших выдающиеся способности;

  • формированию у обучающихся опыта самостоятельной образовательной, общественной, проектно-исследовательской и художественной деятельности;

  • включению обучающихся в процессы преобразования социальной

среды, развитию лидерских качеств, формированию опыта социальной деятельности, реализации общественно значимых проектов и программ;

  • овладению обучающимися ключевыми компетенциями, составляю-

щими основу дальнейшего успешного образования и ориентации в мире профессий.

На изучение предмета «Русский язык» в 7 классе в учебном плане МОУ Тимирязевской СШ на 2023-2024 учебный год отводится 4 часа (140 часов в год).

Планируемые результаты освоения учебного предмета, курса

1.1.Личностные:

Личностными результатами освоения предмета «Русский язык» в7классеявляются:

    • представлениеоязыкекакосистемном,многообразномфеноменечеловеческойжизни,лежащемвосновечеловеческогообщения,позволя-ющемпонимать,бытьпонятымипринятымокружающими;

    • ценностноеотношениек русскому языку как носителю культуры,какгосударственномуязыкуРФ,языкумежнациональногообщенияна-родовРоссии;

    • пониманиеролирусскогоязыкавсовременноммире,восприятиерусскогоязыкакакдейственногосредстваубежденияисозидательноговоздействиянаокружающуюдействительность;

    • интерескязыкукаксредствувыражениямыслей,пониманиеиис-пользование возможностей русского языка при передаче явлений окружа-ющегомира,стремлениекполному,точномуиграмотномувыражениюмыслейвустнойиписьменнойформе;

    • обогащениеактивногоипотенциальногословарногозапаса, развитие культуры владения русским литературным языком во всей полноте егофункциональных возможностей в соответствии с нормами устной и письменнойречи.

Метапредметныерезультатыобучения:

Метапредметными результатами освоения предмета «Русский язык» в7классе являются:

    • эффективное использование языка как универсального инструментадлякоммуникацииитворчества;

    • способностьсоздаватьустныеиписьменныетекстыразныхжанровиобъёма,осознаваяцельсозданияикоммуникативнуюнаправленность;

    • умениеизлагатьсвоимыслилогичноиграмотно,стремлениексовершенствованиюустнойиписьменнойречи;

    • возможность выражать своё отношение к фактам или явлениям, высказыватьсобственнуюточкузрения,выдвигатьтезисиподбиратьаргу-ментыдлядоказательства;

    • способность адекватно понимать инструкцию и следовать ей при вы-полнениизадания;

  • владение приёмами работы с информацией: её нахождение в разныхисточниках, восприятие, переработка, представление в структурированномвиде,передача; умениепреобразовыватьвизуальнуюинформациювтекстовую:извлекатьданные,строитьустноевысказываниепосхеме,иллюстрации,репродукции;

  • умение графически представлять результаты работы с текстом (представлениеданныхввидеиллюстрацийисхем);

  • способностьклассифицироватьигруппироватьявлениянапредложенном основании, самостоятельно определять возможные основания длягруппировки,оформлятьматериалввидетаблицы;

  • способностьделатьвыводынаосновесопоставленияисравненияречевых высказываний с точки зрения их содержания и формального выражения;

  • способностьизвлекатьцелостнуюилифрагментарную информациюизтекстаучебника,издополнительныхисточников(Интернет,СМИ,ли-тература,словари,справочники);

  • способностьдействовать(выполнятьучебноезадание)попредложенному алгоритму, самостоятельно выявлять алгоритм действий и следоватьему;

  • умениенаходитьвтекстеключевыеслова,помогающиеадекватнопониматьсмыслтекста;

  • способность анализировать и различать явления, которые на первыйвзглядявляютсяодинаковыми;

  • способность анализировать предложенные факты и явления и делатьвыводобобщихзакономерностях;

  • умениевыступатьпередаудиториейсверстниковспересказом,сообщением,докладом;

  • умение воспринимать информацию на слух, комментировать её, воспроизводитьипреобразовывать;

  • способность соотносить с действительностью полученные теоретические сведения по учебному предмету, осознавать их место в современнойкартинемираиприменятьихнапрактике:

способностьопознаватьвокружающейдействительностипримерыизученноготеоретическогоматериала;

участие в речевом общении на учебную тему с привлечением ранее полученныхзнаний;

умение видеть ошибки и объективно, аргументированно оценивать качествовыполнениязадания;

применять при письме изученные орфографические и пунктуационныеправила.


Предметные результаты обучения

К концу обучения в 7 классе обучающийся получит следующие предметныерезультатыпоотдельнымтемампрограммыпорусскомуязыку:

Общиесведенияоязыке

Иметьпредставлениеоязыкекакразвивающемсяявлении.Осознаватьвзаимосвязьязыка,культурыи историинарода(приводить примеры).

Языкиречь

Создаватьустныемонологическиевысказыванияобъёмомнеменее7предложенийнаосновенаблюдений,личныхвпечатлений,чтениянаучно-учебной,художественной и научно-популярной литературы (монолог-описание, монолог-рассуждение, монолог-повествование),выступатьснаучным сообщением.

Участвоватьвдиалогеналингвистическиетемы(врамкахизученного)итемынаосновежизненныхнаблюденийобъёмомнеменее5реплик.

Владеть различными видами диалога: диалог – запрос информации, диалог –сообщениеинформации.

Владетьразличнымивидамиаудирования(выборочное,ознакомительное,детальное)публицистическихтекстовразличныхфункционально-смысловыхтиповречи.

Владетьразличнымивидамичтения:просмотровым,ознакомительным,изучающим,поисковым.

Устнопересказыватьпрослушанныйилипрочитанныйтекстобъёмомнеменее120слов.

Пониматьсодержаниепрослушанныхипрочитанныхпублицистическихтекстов(рассуждение-доказательство,рассуждение-объяснение,рассуждение-размышление)объёмомнеменее230слов:устноиписьменноформулироватьтемуиглавнуюмысльтекста,формулироватьвопросыпосодержаниютекстаиотвечатьна них, подробно, сжато и выборочно передавать в устной и письменной формесодержаниепрослушанныхпублицистическихтекстов(дляподробногоизложенияобъёмисходного текста должен составлятьне менее 180 слов,длясжатого ивыборочногоизложения–неменее200слов).

Осуществлятьадекватныйвыборязыковыхсредствдлясозданиявысказываниявсоответствии сцелью,темойи коммуникативным замыслом.

Соблюдатьвустнойречиинаписьменормысовременногорусскоголитературного языка, в том числе во время списывания текста объёмом 110–120слов,словарногодиктантаобъёмом25–30слов,диктантанаосновесвязноготекстаобъёмом110–120слов,составленногосучётомранееизученныхправилправописания(втомчислесодержащегоизученныевтечениетретьегогодаобучения орфограммы, пунктограммы и слова с непроверяемыми написаниями),соблюдатьнаписьмеправиларечевогоэтикета.

Текст

Анализировать текст с точки зрения его соответствия основным признакам;выявлятьегоструктуру,особенностиабзацногочленения,языковыесредствавыразительностивтексте:фонетические(звукопись),словообразовательные,лексические.

Проводитьсмысловойанализтекста,егокомпозиционныхособенностей,определятьколичествомикротемиабзацев.

Выявлятьлексическиеиграмматическиесредствасвязипредложенийичастейтекста.

Создаватьтекстыразличныхфункционально-смысловыхтиповречисопоройнажизненныйи читательскийопыт, напроизведенияискусства(втомчислесочинения-миниатюрыобъёмом6иболеепредложений,классныесочиненияобъёмом неменее150словсучётом стиляи жанрасочинения, характератемы).

Владетьумениямиинформационнойпереработкитекста:составлятьпланпрочитанноготекста(простой,сложный;назывной,вопросный,тезисный)сцельюдальнейшего воспроизведения содержания текста в устной и письменной форме,выделятьглавнуюивторостепеннуюинформациювтексте,передаватьсодержаниетекста с изменением лица рассказчика, использовать способы информационнойпереработкитекста,извлекатьинформациюизразличныхисточников,втомчислеизлингвистическихсловарейи справочной литературы, и использовать еёвучебнойдеятельности.

Представлятьсообщениеназаданнуютемуввидепрезентации.

Представлять содержание научно-учебного текста в виде таблицы, схемы;представлятьсодержаниетаблицы,схемыввидетекста.

Редактировать тексты: сопоставлять исходный и отредактированный тексты,редактировать собственные тексты с целью совершенствования их содержания иформысопоройназнаниенормсовременногорусскоголитературногоязыка.

Функциональныеразновидностиязыка

Характеризовать функциональные разновидности языка: разговорную речь ифункциональные стили (научный, публицистический, официально-деловой), языкхудожественнойлитературы.

Характеризовать особенности публицистического стиля (в том числе сферуупотребления,функции),употребленияязыковыхсредстввыразительности.

втекстахпублицистическогостиля,нормыпостроениятекстовпублицистическогостиля,особенностижанров(интервью,репортаж,заметка).

Создаватьтекстыпублицистическогостилявжанререпортажа,заметки,интервью;оформлятьделовыебумаги(инструкция).

Владетьнормамипостроениятекстовпублицистическогостиля.

Характеризовать особенности официально-делового стиля (в том числе сферуупотребления,функции,языковыеособенности),особенностижанраинструкции.

Применять знания о функциональных разновидностях языка при выполненииязыковогоанализаразличныхвидовивречевойпрактике.

Систем аязыка

Распознаватьизученные орфограммы;проводитьорфографическийанализслов,применятьзнанияпоорфографиивпрактикеправописания.

Использовать знания по морфемике и словообразованию при выполненииязыковогоанализаразличныхвидовивпрактикеправописания.

Объяснятьзначенияфразеологизмов,пословиципоговорок,афоризмов,крылатыхслов(наосновеизученного),втомчислесиспользованиемфразеологическихсловарейрусскогоязыка.

Распознавать метафору, олицетворение, эпитет, гиперболу, литоту; пониматьих коммуникативное назначение в художественном тексте и использовать в речикаксредствовыразительности.

Характеризоватьсловосточкизрениясферыегоупотребления,происхождения,активногоипассивногозапасаистилистическойокраски;проводить лексический анализ слов, применять знания по лексике и фразеологиипривыполнении языковогоанализаразличныхвидови вречевой практике.

Распознавать омонимию слов разных частей речи; различать лексическую играмматическуюомонимию, понимать особенности употребления омонимоввречи.

Использоватьграмматическиесловариисправочникивречевойпрактике.

Морфология.Культураречи.Орфография

Распознаватьпричастияидеепричастия,наречия,служебныеслова(предлоги,союзы,частицы),междометия,звукоподражательныесловаипроводитьихморфологическийанализ:определятьобщееграмматическоезначение,морфологическиепризнаки,синтаксическиефункции.

Причастие

Характеризовать причастие как особую форму глагола, определять признакиглаголаиимениприлагательноговпричастии;определятьсинтаксическиефункциипричастия.

Распознавать причастия настоящего и прошедшего времени, действительныеистрадательныепричастия,различатьихарактеризоватьполныеикраткиеформыстрадательныхпричастий,склонятьпричастия.

Проводитьморфологический,орфографическийанализпричастий,применятьэтоумениевречевойпрактике.

Составлятьсловосочетанияспричастиемвролизависимогослова,конструироватьпричастныеобороты.

Уместноиспользоватьпричастиявречи,различатьсозвучныепричастияимена прилагательные (висящий— висячий, горящий — горячий). Правильноставитьударениевнекоторыхформахпричастий,применятьправилаправописания падежных окончаний и суффиксов причастий; н и нн в причастиях иотглагольных именах прилагательных, написания гласной перед суффиксом -вш-действительныхпричастийпрошедшеговремени,передсуффиксом-нн-страдательныхпричастийпрошедшеговремени,написаниянеспричастиями.

Правильнорасставлятьзнакипрепинаниявпредложенияхспричастнымоборотом.

Проводить синтаксический и пунктуационный анализ предложенийспричастнымоборотом(врамкахизученного).

Деепричастие

Характеризоватьдеепричастиекакособуюформуглагола.

Определятьпризнакиглаголаинаречиявдеепричастии,синтаксическуюфункциюдеепричастия.

Распознавать деепричастия совершенного инесовершенного вида.Проводить морфологический, орфографический анализ деепричастий,

применятьэтоумениевречевойпрактике.

Конструировать деепричастный оборот, определять роль деепричастиявпредложении.

Уместно использовать деепричастия в речи.Правильноставить ударениевдеепричастиях.

Применятьправила написаниягласных в суффиксах деепричастий,правиласлитногоираздельногонаписаниянесдеепричастиями.

Правильно строить предложения с одиночными деепричастиями идеепричастнымиоборотами.

Правильнорасставлятьзнакипрепинаниявпредложенияхсодиночнымдеепричастиемидеепричастнымоборотом.

Проводить синтаксический и пунктуационный анализ предложенийсодиночнымдеепричастиемидеепричастнымоборотом(врамкахизученного).

Наречие

Распознаватьнаречияв речи,определятьобщее грамматическое значениенаречий, различать разряды наречий по значению; характеризовать особенностисловообразования наречий,ихсинтаксическихсвойств,роливречи.

Проводитьморфологический,орфографическийанализ наречий(в рамкахизученного),применятьэтоумениевречевойпрактике.

Соблюдать нормы образования степеней сравнения наречий, произношениянаречий,постановкивнихударения.

Применять правила слитного, раздельного и дефисного написания наречий,написаниян иннв наречияхна-о и-е;написания суффиксови наречийс приставками из-, до-, с-, в-, на-, за-, употребления ь на конце наречий послешипящих, написания суффиксов наречийи после шипящих; написания е и ивприставкахне-и ни-наречий;слитногоираздельногонаписаниянеснаречиями.

Словакатегориисостояния

Определятьобщееграмматическоезначение,морфологическиепризнакисловкатегориисостояния,характеризоватьихсинтаксическуюфункциюирольвречи.

Служебныечастиречи

Давать общую характеристику служебных частей речи, объяснять их отличияот самостоятельныхчастейречи.

Предлог

Характеризовать предлог как служебную часть речи, различать производныеи непроизводныепредлоги,простыеисоставныепредлоги.

Употреблятьпредлогивречивсоответствиисихзначениемистилистическими особенностями, соблюдать правила правописания производныхпредлогов.

Соблюдатьнормыупотребленияимёнсуществительныхиместоименийспредлогами,предлоговиз–с,в–навсоставесловосочетаний,правилаправописанияпроизводныхпредлогов.

Проводитьморфологическийанализпредлогов,применятьэто умениепривыполнении языковогоанализаразличныхвидовивречевойпрактике.

Союз

Характеризовать союз как служебную часть речи, различать разряды союзовпозначению,построению;объяснятьрольсоюзоввтексте,втомчислекаксредствсвязи однородныхчленовпредложения и частей сложногопредложения.

Употреблять союзы в речи в соответствии с их значением и стилистическимиособенностями,соблюдатьправилаправописаниясоюзов,постановкизнаковпрепинаниявсложныхсоюзныхпредложениях,постановкизнаковпрепинаниявпредложенияхссоюзоми.

Проводить морфологический анализ союзов, применять это умение в речевойпрактике.

Частица

Характеризоватьчастицукакслужебнуючастьречи,различатьразрядычастиц по значению, по составу, объяснять роль частиц в передаче различныхоттенковзначениявсловеитексте,вобразованииформглагола,пониматьинтонационныеособенностипредложенийсчастицами.

Употреблять частицы в речи в соответствии с их значением и стилистическойокраской;соблюдатьправилаправописаниячастиц.

Проводить морфологический анализ частиц, применять это умение в речевойпрактике.

Междометияизвукоподражательныеслова

Характеризоватьмеждометиякакособуюгруппуслов,различатьгруппымеждометий по значению, объяснять роль междометий в речи, характеризоватьособенностизвукоподражательных слов иих употреблениев разговорнойречи,вхудожественнойлитературе.

Проводитьморфологическийанализмеждометий,применятьэтоумениевречевойпрактике.

Соблюдать пунктуационные правила оформления предложений с междометиями.

Различатьграмматическиеомонимы.

Содержаниедисциплины

Русскийязыккакразвивающеесяявление

Группыславянскихязыков.Родственныеязыки.Значениеязыкавжизнинарода.Измененияврусскомязыкестечениемвремени.Устаревшиесловаинеологизмы.

Повторениеизученного в 5—6 классах

Синтаксис и пунктуация. Словосочетание и его структура. Грамматическаяоснова,второстепенныечленыпредложения.Синтаксическийразбор

предложения.Простоеисложноепредложение.Пунктуацияпри обращении,приоднородныхчленах,припрямойречиидиалоге.

Лексикологияифразеология.Прямоеипереносноезначение.Многозначныесловаиомонимы.Синонимы,антонимы.Диалектныеипрофессиональныеслова.Устаревшаялексика(архаизмыиисторизмы).Фразео-логизмы. Лексический анализ слова. Словари русского языка. Лексическийразборслова.

Фонетикаиорфография.Ударныеибезударныегласные.Согласныемягкиеитвёрдые;глухие,звонкие,сонорные.Соотношениебуквизвуков.Фонетическийразборслова.Орфограмма.Условиявыбораорфограммы.Опознавательныепризнакиорфограмм. Типы орфограмм. Правописаниеоёпослешипящихвразныхчастяхслова.Правописаниебезударныхгласныхвкорне(проверяемыеинепроверяемыегласные,корнисчередующимисягласными).Слитноеидефисноенаписаниеслов.Написаниеъпослешипящихвконцесловразныхчастейречи(системноепредставление).-Тсяи-тьсявглаголах.Гласныее,ивличныхокончанияхглагола.

Словообразование и орфография. Морфемный и словообразовательныйразборыслов.

Морфология.Частиречи:самостоятельныеислужебные.Глаголы:совершенного и несовершенного вида; переходные и непереходные; спряжение;времяглагола;лицо,числоирод.Основаглагола.Морфологическийразборслова.

Текстистилиречи

Текст.Заголовок.Темаиосновнаямысль.Устныйпересказпоплану.План:простой,вопросный.Настроениевлирическомтексте. Звукописькакхудожественныйприём.Олицетворение,метафора,сравнение,эпитет.Средствасвязи предложений в тексте. Абзац и микротема. Пересказтекстасопоройнаключевыесловаисловосочетания.Типытекста:опи-сание,повествование,рассуждение.Диалогиеговиды.Темаиосновнаямысльдиалога.Пунктуацияпридиалоге.Функциональныеразновидностиязыка:разговорнаяречь,функциональныестилиречи,языкхудожествен-нойлитературы.Стилиречи:официально-деловой,научный,публицисти-

ческий.Особенности публицистического стиля. Обращение и интервью.

Морфологияиорфография.КультураречиПричастие

Причастиекакчастьречи.Признакиприлагательногоупричастия.Признаки прилагательного у наречия. Причастия совершенного и несовер-шенноговида,настоящегои прошедшего времени. Изменение причастийпочислам,падежам,вединственномчисле—по родам. Синтаксическаяроль причастий в предложении. Одиночное причастие и причастный обо-рот. Действительные причастия настоящего и прошедшего времени. Стра-дательныепричастиянастоящегоипрошедшеговремени.Краткиеипол ные страдательные причастия. Морфемное строение причастий. Морфоло-гическийразборпричастия.

Правописание гласных в падежных окончаниях причастий. Грамматиче-скоесогласованиепричастийссуществительнымивпредложении.Обо-соблениепричастногооборотазапятымивзависимостиотположения доили после определяемого существительного. Правописание гласных в суф-фиксахдействительныхпричастийнастоящеговремени.Правописаниегласных в суффиксах страдательных причастий настоящего времени. Глас-ныепереднвполныхикраткихстрадательныхпричастиях.Написаниениннвсуффиксахпричастий.Правописаниенеспричастиями. Правопи-саниебуквеиёпослешипящихвсуффиксахстрадательныхпричастийпрошедшеговремени.

Употреблениепричастийвречи.Свободныйдиктантпотекстуcпри-частиями.Описаниевнешностичеловека.Словесныйпортрет.Рольпри-частий в тексте-описании. Изложение от 3-го лица, написанное по вопрос-номуплану.Сжатиепредложенноговысказывания.Отбори систематиза-ция материала для репортажа. Отбор материала и написание выборочногоизложения.

Деепричастие

Деепричастиекакчастьречи.Признакиглаголаудеепричастия.При-знаки наречия у деепричастия. Деепричастия совершенного и несовершен-ноговида,возвратныеиневозвратные.Суффиксыдеепричастий.Рольдеепричастиявпредложении.Деепричастныйоборот.Морфологическийразбордеепричастий.

Раздельноенаписаниенесдеепричастиями.Написаниенесглаголом,причастием,деепричастием(системноепредставление).Пунктуацияпридеепричастномобороте.

Структуратекста:введение,основнаячасть, заключение. Придумыва-ниерассказанаосновекартины.

Наречие

Наречиекаксамостоятельнаянеизменяемаячасть речи. Синтаксиче-скаярольнаречий.Словосочетанияснаречиями.Разрядынаречий.Зна-менательные и местоименные наречия. Степени сравнения наречий. Мор-фологическийразборнаречия.

Правописание не с наречиями на -о и -е. Правописание не с существи-тельными, прилагательными и наречиями на -о и -е (системное представ-ление). Правописание букв е, и в приставках не- и ни- отрицательных на-речий.Правописаниениннвнаречияхна-ои-е.Правописаниебукво,е после шипящих на конце наречий. Написание букв о, е, ё в разных ча-стях слова (системное представление). Правописание букв о, а на конценаречий.Правописаниедефиса между частями слова в наречиях. Слитноеираздельноенаписаниеприставоквнаречиях,образованныхотсуществи-тельных и количественных числительных. Правописание ь после шипящихнаконценаречий.Употреблениеинеупотреблениеьпослешипящихнаконцеслов(системноепредставление).

Употреблениенаречийвречи.Рассказопоследовательностидействий.

Рассказпокартинеот1-голица.

Текст и стили речи.Научныйстиль.

Учебно-научная речь. Правила написания отзыва. Умение писать отзыв,подбордоводовдляобоснованиясвоегомнения.Написаниеучебногодо-клада.

Морфологияиорфография.Культураречи.Категориясостояния

Категория состояния как часть речи. Разряды слов категории состоянияпозначению.Синтаксическаяструктурапредложенийсословами катего-риисостояния.Морфологическийразборсловкатегориисостояния.На-писаниесжатогоизложения.

Служебныечасти речи

Служебныеисамостоятельныечастиречи.Предлогкакчастьречи.Предлогипростыеисоставные,производныеинепроизводные.Упо-треблениепредлоговвречи.Словосочетания,вкоторыхзависимоесловоприсоединено к главному при помощи предлога. Морфологический разборпредлога.Слитноеираздельноенаписаниепроизводныхпредлогов.

Союз

Союзкак часть речи. Простые и составные союзы.

Составлениесложныхпредложенийс составными союзами. Сочинениеналингвистическуютему:когдасмыслвысказываниязависитотзнаковпрепинания.Союзысочинительныеиподчинительные.Группысочини-тельныхсоюзов:соединительные,противительные,разделительные.

Группы сочинительных союзов по значению: причинные, целевые, вре-менные, условные, сравнительные, изъяснительные. Союзные слова — ме-стоименияинаречия.Морфологическийразборсоюза.

Постановказапятоймеждупредложениямивсоюзномсложномпред-ложении.Слитноенаписаниесоюзовтакже,тоже,чтобы.

Употреблениеповторяющихсясоюзоввстихотворениях(лингвистиче-скоеисследование).

Частица

Частица как часть речи. Разряды частиц по значению: формообразую-щиеисмыслоразличительные.Раздельноеидефисноенаписаниечастиц(частицыбы,ли,же,частицы-то,-ка). Морфологический разбор ча-стиц.Отрицательныечастицынеини.Различениечастицынеипристав ки не-. Не с разными частями речи (системное представление). Различе-ние частицы ни, приставки ни-, союза ни... ни. Слитное и раздельное на-писаниенеинисословами(системноепредставление).

Употреблениечастицвречи.Написаниесочиненияпопредложенномусюжету.

Междометие

Междометиекакчастьречи.Производныеинепроизводныемеждоме-тия.Морфологическийразбормеждометия.Дефисвмеждометиях.Знакипрепинанияпримеждометиях.

Повторениеи систематизация изученного в 5—7 классах

Разделынаукиорусскомязыке.Рольрусскогоязыкакаксредстваоб-щения народов в многонациональной стране. Высказывания русских писа-телейорусскомязыке.Типыречииразновидноститекстов.Функцио-нальные разновидности языка. Фонетика. Ударные и безударные гласные.Согласныепарные и непарные по звонкости-глухости. Согласные парныеинепарныепотвёрдости-мягкости.Фонетическийразборслова.Произ-носительныенормы.Графика.Лексикология.Фразеология.Лексическоеиграмматическоезначениеслова.Лексическийразборслова.Синонимы,антонимы,паронимы.Рольдиалектных,профессиональных, устаревшихслов в художественных текстах. Словари русского языка. Строение слова иразборпосоставу.Способыобразованиясамостоятельныхчастейречи.Словообразовательный разбор. Самостоятельные и служебные части речи,междометия.Постоянныеинепостоянныеморфологическиепризнакиса-мостоятельных частей речи. Синтаксическая роль частей речи (системноепредставление).Орфография.Орфограммыбуквенныеинебуквенные.Синтаксис.Словосочетаниеипредложение.Грамматическаяосновапред-ложенияивторостепенныечлены.Синтаксическийразборпростогоисложного предложений. Постановка знаков препинания между однородны-мичленами,междучастямисложногопредложения,приобращениях,междометиях,прямойречиидиалоге.







Тематическое планирование

№№ п\п

Наименование раздела, темы

Количество часов.

Кол-во контрольных работ

1

Русскийязыккакразвивающеесяявление 1ч


2

Повторениеизученногов5—6классах(10ч+2чР)

10ч.

2р/р+1 к/д

3

Текстистилиречи(4ч)

4ч.

2р/р

4

Морфологияиорфография.Культураречи(60+14чР)



5

Причастие(27ч+7чР)

27ч.

4р/р+ 2 к/д


Деепричастие(10ч+1чР)

10ч.

1р/р +1 к/д

6

Наречие(23ч+6чР)

23

2р/р+2 к/д

6.1

Морфологияиорфография.Культураречи(35ч+3чР)

35

3 р/р

6.2

Категориясостояния(3ч+1чР

3

1р/р

6.3

Служебныечастиречи(1ч)

1


6.4

Предлог 8ч.

8


7

Союз(11ч+1чР)

11

1р/р


Частица(11ч+1чР)

11ч

1р/р


Междометие 1 ч

1



Повторениеисистематизацияизученногов5—7классах(9ч+1чР)

9

1 р\р+1 к\д


Всего часов

115

25


Итого

140











ПРИЛОЖЕНИЕ

Календарно-тематическое планирование учебного предмета «Русский язык»

7 класс

п/п


Номер раздела и темы урока

Тема урока


Количество часов

Дата

Примечание

Причина корректировки

по плану

по факту


1

Русскийязыккакразвивающеесяявление 1ч





1

1.1

Русскийязыккакразвивающеесяявление

1

01.09





Повторениеизученногов5—6классах(10ч+2Р/р)

11




2

2.1

Синтаксис.Синтаксическийразборпредложения

1

04.09



3

2.2

Пунктуация.Пунктуационныйразборпредложения

1

06.09



4

2.3

Лексикологияифразеология.

Лексическийразборслова

1

07.09



5

2.4

Фонетика

иорфография.Фонетическийразборслова

1

8.09



6

2.5

Р/рПодробныйисжатыйпересказтекста

1

11.09



7

2.6

Словообразованиеиорфография.Морфем-ныйразборслова

1

13.09



8

2.6

Словообразованиеиорфография.Слово-образовательныйразбор

1

14.09



9-10

2.7

Морфология

иорфография.Морфологическийразборслова

2

15.09

18.09



11

2.8

Р/рСочинения

овпечатленияхоткартины(упр.49)

1

20.09



12

2.9

Входной контрольныйдиктант

1

21.09




3

Текстистилиречи(4ч)





13

3.1

Текст

1

22.09



14

3.2

Диалог кактекст. Видыдиалога

1

25.09



15

3.3

Функциональные разновидностиязыка

1

27.09



16

3.4

Публицистическийстиль

1

28.09





Морфологияиорфография.Культураречи(60+14чР)







Причастие(27ч+7чР)





17

4.

Причастиекакчастьречи

1

29.09



18

4.1

Склонениепричастийиправописаниегласныхвпадежныхокончанияхприча-стий

1

02.10



19-20

4.2

Причастныйоборот.Выделениепричастногообо-ротазапятыми

2

04.10

05.09



21-22

4.3

Р.рОписаниевнешностичеловека

2

06.10



23

4.4

Действительныеистрадательныепричастия

1

16.10



24

4.5

Краткиеиполные страдательныепричастия

1

18.10



25

4.6

Действительныепричастиянастоящеговремени. Гласныевсуффиксахдействительныхпричастийнастоящеговремени

1

19.10



26

3.2

Действительныепричастияпрошедшеговремени

1

20.10



27

3.3

Рр Изложениеоттретьеголица

1

23.10



28

3.4

Страдательныепричастиянастоящего времени.Гласные всуффиксахстра-дательныхпричастийнастоящеговремени

1

25.10



29

3.5

Страдательныепричастияпрошедшеговремени

1

26.10



30

3.6

Гласные перед н в полных и кратких страдательных причастиях

1

27.10



31-32

3.7

Двебуквынвсуффиксахполныхстрада-тельныхпричастийпрошедшеговремени.Однаидвебуквынвсуффиксахотгла-гольныхприлагательных

2

30.10

01.11



33-34

3.8

Одна и две буквы н в суффиксах краткихстрадательных причастий и отглагольных прилагательных

2

02.11

03.11



3536

3.9

Р/р Выборочное изложение.

Описание внешности (отрывок из рассказа М.Шолохова «Судьба человека»)

2

08.11

09.11



37

3.10

Морфологический разбор причастия

1

10.11



38

3.11

Контрольный диктант по теме «Причастие»

1

13.11



39

40

3.12

Слитное

и раздельное написание не с причастиями

2

15.11

16.11



41-42

3.13

Буква ё после шипящих

в суффиксах страдательных причастий про-шедшего времени и отглагольных прила-гательных

2

17..11

27.11



4344

3.14

Рр Сочинение

«Успешный телеведущий»

2

29.11

30.11



4546

3.12

Обобщение по теме «Причастие»

2

01.12

04.12



47

3.13

Зачёт по теме

«Причастие»

1

06.12



48


Контрольный диктант по теме «Причастие»

1

07.12





Деепричастие(10ч+1чР)





49


Деепричастие как часть речи

1

08.12



50—51


Деепричастный оборот. Запятые при деепричастном обороте

2

11.12

13.12



52


Раздельное написание не с деепричастиями

1

14.12



53


Деепричастия несовершенного вида

1

15.12



54


Деепричастия совершенного вида

1

18.12



55


Рр. Употребление в речи причастных и деепричастныхоборотов(работапокартине С.Григорьева«Вратарь»)

1

20.12



56


Морфологический разбор деепричастия

1

21.12



57


Обобщение изученного по теме «Деепричастие»

1

22.12



58


Зачёт по теме

«Деепричастие»

1

25.12



59


Контрольный диктант по теме «Деепричастие»

1

27.12





Наречие(23ч+6чР)





60


Наречие как часть речи

1

28.12




61-62


Разряды наречий

2

29.12

08.01



6364


Рр. Пейзаж на картине И.Попова «Первый снег» (дневниковая запись)

2

10.01

11.01



65


Степени сравнения наречий

1

12.01



66


Морфологический разбор наречия

1

15.01



67


Рр Сочинение-рассуждение

«Моё отношение к прозвищам»

1

17.01

18.01



6869


Слитное и раздельное написание не с наречиями на - о и-е

2

19.01

22.01



70


Буквы е и и в приставках нени-

отрицательных наречий

1

24.01



7172

4.1

Одна и две буквы н в наречиях на - о и-е

2

25.01

26.01



73

4.2

Контрольный диктант по теме «Правописание наречий»

1

29.01



74

4.3

Описание действий

1

31.01



75

4.4

Буквы о и е

после шипящих на конце наречий

1

01.02



7677

4.5

Буквы о и а на конце наречий

2

02.02

05.02



7879

4.6

Рр Сочинение по картине Е.Широкова «Друзья»

2

07.02

08.02



8081

4.7

Дефис между частями слова в наречиях

2

09.02

12.02



82

83

4.8

Слитное и раздельное написание наречий, образованных от существительныхи ко-личественных(собирательных)числительных

2

14.02

15.02



84

4.9

Мягкий знак после шипящих на конце наречий

1

16.02



85

4.10

Обобщение по теме «Наречие»

1

26.02



86

4.11

Зачёт по теме

«Наречие»

1

28.02



87

4.12

Контрольный диктант по теме «Наречие»

1

29.02



88

4.13

Учебно-научная речь. Отзыв

1

01.03



89

4.14

Учебный доклад

1

04.03





Морфология и орфография. Культура речи(35ч+3чР)







Категориясостояния(3ч+1чР)





90

5.1

Морфологический разбор категории со-стояния

1

06.03



91

5.2

Рр Сочинение на лингвистическую тему

1

07.03



92

5.3

Повторение по теме «Категория состояния»

1

06.03





Служебныечастиречи(1ч)





94

5.5

Самостоятельные и служебные части речи

1

07.03





Предлог(8ч)





95

5.7

Предлог как часть речи

1

11.03



96

5.8

Употребление предлогов

1

13.03



97

98

5.9

Производные и непроизводные предлоги

2

14.03.

15.03



99

5.10

Простые

и составные предлоги

1

18.03




6

Морфологический разбор предлога

1

20.03



100101

6.1

Слитное и раздельное написание производных предлогов

1

21.03

22.03





Союз(11ч+1чР)





102

6.3

Союз как часть речи

1

25.03



103

6.4

Простые и составные союзы

1

27.03



104

105

6.5

Союзы сочинительные и подчинительные

2

28.03

29.03



106

6.6

Запятая между простыми предложениями в союзном сложном предложении

1

01.04



107

6.7

Сочинительные союзы

1

03.04



108

6.8

Подчинительные союзы

1

04.04



109

6.9

Морфологический разбор союза

1

05.04



110

6.10

Рр Сочинение-рассуждение

«Книга в современном мире»

1

15.04



111

6.11

Слитное написание союзов также ,тоже, чтобы, зато

1

17.04



112

6.12

Повторение сведений

О предлогах и союзах

1

18.04



113

6.13

Контрольный диктант по теме «Предлог», «Союз»

1

19.04





Частица(11ч+1чР)





114

6.15

Частица как часть речи

1

22.04



115

6.16

Разряды частиц. Формообразующие частицы

1

24.04



116

6.17

Р р.Сочинение

«Как мне стать чемпионом школы попла-ванию»

1

25.04



121122

6.18

Смыслоразличительные частицы

2

26.04

29.04



123

6.19

Раздельное и дефисное написание частиц

1

02.05



130

6.20

Различение частицы не и приставки ни-

1

03.05



129

6.21

Отрицательные частицы не

и ни

1

06.05



128

7

Различение частицы не и приставки ни-


1


08.05



127

7.1

Частица ни, приставкани- ,союз ни…ни

1

13.05



128

7.2

Повторение сведений

о частицах

1

15.05



129

7.3

Итоговый контрольный диктант за курс 7 класса

1

16.05





Междометие(1ч)





130

7.5

Междометие как часть речи. Морфологический разбор междометия. Дефис в междометиях. Знаки препинания при междометиях Дефис в междометиях. Знаки препинания при междометиях


1

17.05





Повторениеи систематизация изученногов5—7классах(9ч+1чР)





131

7.7

Разделы науки о русском языке .Текст и стили речи.

Учебно-научнаяречь

1

20.05



132

7.8

Фонетика.Графика

1

22.05



133

7.9

Лексикология и фразеология

1

23.05



134

7.10

Морфемика.Словообразование

1

24.05



135

7.11

7.12

Морфология

2

23.05



136

7.13

Орфография

1




137

7.14

Синтаксис

1




138

7.15

Пунктуация

1




139

7.16

Контрольный работа

1




140

7.17

Рр.Урок творчества: от впечатления к слову

1

24.05







ПРИЛОЖЕНИЕ

Лист корректировки календарно-тематического планирования

на 2023-2024 учебный год по русскому языку.

Класс: 7

Предмет: русский язык

Учитель: Шепталова В.М.



урока

Тема урока

Количество часов

Причина корректировки

Способ корректировки

План

Факт












































Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!