МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ТИМИРЯЗЕВСКАЯ СРЕДНЯЯ ШКОЛА
Согласовано Заместитель директора по УВР МОУ Тимирязевской СШ _______________ /Мурзина Е.Н../ « 28» 08 2023 года | Утверждаю Директор МОУ Тимирязевской СШ ________________/В. Б. Селиванова/ Приказ №400от 28.08. 2023 года Протокол №1 |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Название предмета (курса): русский язык
Класс (параллель): 7
Уровень общего образования: основное общее
ФИО учителя:Шепталова Валентина Михайловна
Срок реализации: 2023-2024 учебный год
Количество часов по учебному плану: 140
Планирование составлено на основе:
Программы:Русский язык. 5-9 классы: рабочая программа к УМК «Предметная линия» Ладыженской Т.А Баранова М.Т, Тростенцовой Л.А. и др. .- М.: Просвещение, 2021.
УМК:Русский язык в 2х частях.7 класс:учебник/ Т.А.Ладыженской,М.Т.Баранова, Л.А.Тростенцовой. и др. .- М.: Просвещение, 2020.
Рабочую программу составила
учитель русского языка и литературы__________ /В.М. Шепталова
Пояснительная записка
Рабочая программа учебного предмета «Русский язык» для 7 класса составлена на основе следующих нормативно-правовых документов:
Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2010 г. № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного основного общего образования») с изменениями и дополнениями;
Основной образовательной программы НОО,ООО,СОО МОУ Тимирязевской СШ (приказ № 400 от 28.08.2023).
С учётом программы Русский язык. 5-9 классы: рабочая программа к УМК «Предметная линия»/Ладыженской Т.А Баранова М.Т, Тростенцовой Л.А. и др. .- М.: Просвещение, 2019..
Рабочая программа ориентирована на использование УМК:Русский язык в 2х частях. 7 класс: учебник/ Т.А.Ладыженской, М.Т.Баранова, Л.А.Тростенцовой. и др. .- М.: Просвещение, 2020
Цели изучения предмета
Программа направлена на реализацию следующих целей:
русском языке как духовной, нравственной и культурной ценности народа;
осознание национального своеобразия русского языка; овладение культурой межнационального общения;
развитие и совершенствование способности к речевому взаимодействию и социальной адаптации; информационных умений и навыков; навыков самоорганизации, самообразования и саморазвития;
освоение знаний о русском языке как многофункциональнойзнако-
вой системе и общественном явлении; языковой норме и её разновидно-
стях; нормах речевого поведения в различных сферах общения;
овладение умениями опознавать, анализировать, классифицировать
языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности; различать функциональные разновидности языка и моделировать речевое поведение в соответствии с коммуникативными установками;
применение полученных знаний и умений в собственной речевой
практике; повышение уровня речевой культуры, орфографической и
пунктуации.
Для достижения поставленных целей изучения русского языка в 7 классе необходимо решение следующих задач:
хранителю культуры, к русскому языку как государственному языку Рос-
сийской Федерации и как языку межнационального общения;
усвоение знаний о русском языке как развивающейся системе, их
углубление и систематизация; освоение базовых лингвистических понятий и их использование при анализе и оценке языковых фактов;
ного использования языковых средств;
овладение основными видами речевой деятельности, использование
возможностей языка как средства коммуникации и средства познания.
созданию условий для духовно-нравственного развития личности, её эмоционального совершенствования;
формированию основ гражданской идентичности обучающихся, их
социально-профессиональных ориентаций и общественных ценностей;
знакомству обучающихся с методами научного познания, приёмами исследовательской работы;
развитию творческих и иных способностей, удовлетворению познавательных интересов, самореализации обучающихся, в том числе лиц, проявивших выдающиеся способности;
формированию у обучающихся опыта самостоятельной образовательной, общественной, проектно-исследовательской и художественной деятельности;
включению обучающихся в процессы преобразования социальной
среды, развитию лидерских качеств, формированию опыта социальной деятельности, реализации общественно значимых проектов и программ;
овладению обучающимися ключевыми компетенциями, составляю-
щими основу дальнейшего успешного образования и ориентации в мире профессий.
На изучение предмета «Русский язык» в 7 классе в учебном плане МОУ Тимирязевской СШ на 2023-2024 учебный год отводится 4 часа (140 часов в год).
Планируемые результаты освоения учебного предмета, курса
1.1.Личностные:
Личностными результатами освоения предмета «Русский язык» в7классеявляются:
представлениеоязыкекакосистемном,многообразномфеноменечеловеческойжизни,лежащемвосновечеловеческогообщения,позволя-ющемпонимать,бытьпонятымипринятымокружающими;
ценностноеотношениек русскому языку как носителю культуры,какгосударственномуязыкуРФ,языкумежнациональногообщенияна-родовРоссии;
пониманиеролирусскогоязыкавсовременноммире,восприятиерусскогоязыкакакдейственногосредстваубежденияисозидательноговоздействиянаокружающуюдействительность;
интерескязыкукаксредствувыражениямыслей,пониманиеиис-пользование возможностей русского языка при передаче явлений окружа-ющегомира,стремлениекполному,точномуиграмотномувыражениюмыслейвустнойиписьменнойформе;
обогащениеактивногоипотенциальногословарногозапаса, развитие культуры владения русским литературным языком во всей полноте егофункциональных возможностей в соответствии с нормами устной и письменнойречи.
Метапредметныерезультатыобучения:
Метапредметными результатами освоения предмета «Русский язык» в7классе являются:
эффективное использование языка как универсального инструментадлякоммуникацииитворчества;
способностьсоздаватьустныеиписьменныетекстыразныхжанровиобъёма,осознаваяцельсозданияикоммуникативнуюнаправленность;
умениеизлагатьсвоимыслилогичноиграмотно,стремлениексовершенствованиюустнойиписьменнойречи;
возможность выражать своё отношение к фактам или явлениям, высказыватьсобственнуюточкузрения,выдвигатьтезисиподбиратьаргу-ментыдлядоказательства;
способность адекватно понимать инструкцию и следовать ей при вы-полнениизадания;
владение приёмами работы с информацией: её нахождение в разныхисточниках, восприятие, переработка, представление в структурированномвиде,передача; умениепреобразовыватьвизуальнуюинформациювтекстовую:извлекатьданные,строитьустноевысказываниепосхеме,иллюстрации,репродукции;
умение графически представлять результаты работы с текстом (представлениеданныхввидеиллюстрацийисхем);
способностьклассифицироватьигруппироватьявлениянапредложенном основании, самостоятельно определять возможные основания длягруппировки,оформлятьматериалввидетаблицы;
способностьделатьвыводынаосновесопоставленияисравненияречевых высказываний с точки зрения их содержания и формального выражения;
способностьизвлекатьцелостнуюилифрагментарную информациюизтекстаучебника,издополнительныхисточников(Интернет,СМИ,ли-тература,словари,справочники);
способностьдействовать(выполнятьучебноезадание)попредложенному алгоритму, самостоятельно выявлять алгоритм действий и следоватьему;
умениенаходитьвтекстеключевыеслова,помогающиеадекватнопониматьсмыслтекста;
способность анализировать и различать явления, которые на первыйвзглядявляютсяодинаковыми;
способность анализировать предложенные факты и явления и делатьвыводобобщихзакономерностях;
умениевыступатьпередаудиториейсверстниковспересказом,сообщением,докладом;
умение воспринимать информацию на слух, комментировать её, воспроизводитьипреобразовывать;
способность соотносить с действительностью полученные теоретические сведения по учебному предмету, осознавать их место в современнойкартинемираиприменятьихнапрактике:
способностьопознаватьвокружающейдействительностипримерыизученноготеоретическогоматериала;
участие в речевом общении на учебную тему с привлечением ранее полученныхзнаний;
умение видеть ошибки и объективно, аргументированно оценивать качествовыполнениязадания;
применять при письме изученные орфографические и пунктуационныеправила.
Предметные результаты обучения
К концу обучения в 7 классе обучающийся получит следующие предметныерезультатыпоотдельнымтемампрограммыпорусскомуязыку:
Общиесведенияоязыке
Иметьпредставлениеоязыкекакразвивающемсяявлении.Осознаватьвзаимосвязьязыка,культурыи историинарода(приводить примеры).
Языкиречь
Создаватьустныемонологическиевысказыванияобъёмомнеменее7предложенийнаосновенаблюдений,личныхвпечатлений,чтениянаучно-учебной,художественной и научно-популярной литературы (монолог-описание, монолог-рассуждение, монолог-повествование),выступатьснаучным сообщением.
Участвоватьвдиалогеналингвистическиетемы(врамкахизученного)итемынаосновежизненныхнаблюденийобъёмомнеменее5реплик.
Владеть различными видами диалога: диалог – запрос информации, диалог –сообщениеинформации.
Владетьразличнымивидамиаудирования(выборочное,ознакомительное,детальное)публицистическихтекстовразличныхфункционально-смысловыхтиповречи.
Владетьразличнымивидамичтения:просмотровым,ознакомительным,изучающим,поисковым.
Устнопересказыватьпрослушанныйилипрочитанныйтекстобъёмомнеменее120слов.
Пониматьсодержаниепрослушанныхипрочитанныхпублицистическихтекстов(рассуждение-доказательство,рассуждение-объяснение,рассуждение-размышление)объёмомнеменее230слов:устноиписьменноформулироватьтемуиглавнуюмысльтекста,формулироватьвопросыпосодержаниютекстаиотвечатьна них, подробно, сжато и выборочно передавать в устной и письменной формесодержаниепрослушанныхпублицистическихтекстов(дляподробногоизложенияобъёмисходного текста должен составлятьне менее 180 слов,длясжатого ивыборочногоизложения–неменее200слов).
Осуществлятьадекватныйвыборязыковыхсредствдлясозданиявысказываниявсоответствии сцелью,темойи коммуникативным замыслом.
Соблюдатьвустнойречиинаписьменормысовременногорусскоголитературного языка, в том числе во время списывания текста объёмом 110–120слов,словарногодиктантаобъёмом25–30слов,диктантанаосновесвязноготекстаобъёмом110–120слов,составленногосучётомранееизученныхправилправописания(втомчислесодержащегоизученныевтечениетретьегогодаобучения орфограммы, пунктограммы и слова с непроверяемыми написаниями),соблюдатьнаписьмеправиларечевогоэтикета.
Текст
Анализировать текст с точки зрения его соответствия основным признакам;выявлятьегоструктуру,особенностиабзацногочленения,языковыесредствавыразительностивтексте:фонетические(звукопись),словообразовательные,лексические.
Проводитьсмысловойанализтекста,егокомпозиционныхособенностей,определятьколичествомикротемиабзацев.
Выявлятьлексическиеиграмматическиесредствасвязипредложенийичастейтекста.
Создаватьтекстыразличныхфункционально-смысловыхтиповречисопоройнажизненныйи читательскийопыт, напроизведенияискусства(втомчислесочинения-миниатюрыобъёмом6иболеепредложений,классныесочиненияобъёмом неменее150словсучётом стиляи жанрасочинения, характератемы).
Владетьумениямиинформационнойпереработкитекста:составлятьпланпрочитанноготекста(простой,сложный;назывной,вопросный,тезисный)сцельюдальнейшего воспроизведения содержания текста в устной и письменной форме,выделятьглавнуюивторостепеннуюинформациювтексте,передаватьсодержаниетекста с изменением лица рассказчика, использовать способы информационнойпереработкитекста,извлекатьинформациюизразличныхисточников,втомчислеизлингвистическихсловарейи справочной литературы, и использовать еёвучебнойдеятельности.
Представлятьсообщениеназаданнуютемуввидепрезентации.
Представлять содержание научно-учебного текста в виде таблицы, схемы;представлятьсодержаниетаблицы,схемыввидетекста.
Редактировать тексты: сопоставлять исходный и отредактированный тексты,редактировать собственные тексты с целью совершенствования их содержания иформысопоройназнаниенормсовременногорусскоголитературногоязыка.
Функциональныеразновидностиязыка
Характеризовать функциональные разновидности языка: разговорную речь ифункциональные стили (научный, публицистический, официально-деловой), языкхудожественнойлитературы.
Характеризовать особенности публицистического стиля (в том числе сферуупотребления,функции),употребленияязыковыхсредстввыразительности.
втекстахпублицистическогостиля,нормыпостроениятекстовпублицистическогостиля,особенностижанров(интервью,репортаж,заметка).
Создаватьтекстыпублицистическогостилявжанререпортажа,заметки,интервью;оформлятьделовыебумаги(инструкция).
Владетьнормамипостроениятекстовпублицистическогостиля.
Характеризовать особенности официально-делового стиля (в том числе сферуупотребления,функции,языковыеособенности),особенностижанраинструкции.
Применять знания о функциональных разновидностях языка при выполненииязыковогоанализаразличныхвидовивречевойпрактике.
Систем аязыка
Распознаватьизученные орфограммы;проводитьорфографическийанализслов,применятьзнанияпоорфографиивпрактикеправописания.
Использовать знания по морфемике и словообразованию при выполненииязыковогоанализаразличныхвидовивпрактикеправописания.
Объяснятьзначенияфразеологизмов,пословиципоговорок,афоризмов,крылатыхслов(наосновеизученного),втомчислесиспользованиемфразеологическихсловарейрусскогоязыка.
Распознавать метафору, олицетворение, эпитет, гиперболу, литоту; пониматьих коммуникативное назначение в художественном тексте и использовать в речикаксредствовыразительности.
Характеризоватьсловосточкизрениясферыегоупотребления,происхождения,активногоипассивногозапасаистилистическойокраски;проводить лексический анализ слов, применять знания по лексике и фразеологиипривыполнении языковогоанализаразличныхвидови вречевой практике.
Распознавать омонимию слов разных частей речи; различать лексическую играмматическуюомонимию, понимать особенности употребления омонимоввречи.
Использоватьграмматическиесловариисправочникивречевойпрактике.
Морфология.Культураречи.Орфография
Распознаватьпричастияидеепричастия,наречия,служебныеслова(предлоги,союзы,частицы),междометия,звукоподражательныесловаипроводитьихморфологическийанализ:определятьобщееграмматическоезначение,морфологическиепризнаки,синтаксическиефункции.
Причастие
Характеризовать причастие как особую форму глагола, определять признакиглаголаиимениприлагательноговпричастии;определятьсинтаксическиефункциипричастия.
Распознавать причастия настоящего и прошедшего времени, действительныеистрадательныепричастия,различатьихарактеризоватьполныеикраткиеформыстрадательныхпричастий,склонятьпричастия.
Проводитьморфологический,орфографическийанализпричастий,применятьэтоумениевречевойпрактике.
Составлятьсловосочетанияспричастиемвролизависимогослова,конструироватьпричастныеобороты.
Уместноиспользоватьпричастиявречи,различатьсозвучныепричастияимена прилагательные (висящий— висячий, горящий — горячий). Правильноставитьударениевнекоторыхформахпричастий,применятьправилаправописания падежных окончаний и суффиксов причастий; н и нн в причастиях иотглагольных именах прилагательных, написания гласной перед суффиксом -вш-действительныхпричастийпрошедшеговремени,передсуффиксом-нн-страдательныхпричастийпрошедшеговремени,написаниянеспричастиями.
Правильнорасставлятьзнакипрепинаниявпредложенияхспричастнымоборотом.
Проводить синтаксический и пунктуационный анализ предложенийспричастнымоборотом(врамкахизученного).
Деепричастие
Характеризоватьдеепричастиекакособуюформуглагола.
Определятьпризнакиглаголаинаречиявдеепричастии,синтаксическуюфункциюдеепричастия.
Распознавать деепричастия совершенного инесовершенного вида.Проводить морфологический, орфографический анализ деепричастий,
применятьэтоумениевречевойпрактике.
Конструировать деепричастный оборот, определять роль деепричастиявпредложении.
Уместно использовать деепричастия в речи.Правильноставить ударениевдеепричастиях.
Применятьправила написаниягласных в суффиксах деепричастий,правиласлитногоираздельногонаписаниянесдеепричастиями.
Правильно строить предложения с одиночными деепричастиями идеепричастнымиоборотами.
Правильнорасставлятьзнакипрепинаниявпредложенияхсодиночнымдеепричастиемидеепричастнымоборотом.
Проводить синтаксический и пунктуационный анализ предложенийсодиночнымдеепричастиемидеепричастнымоборотом(врамкахизученного).
Наречие
Распознаватьнаречияв речи,определятьобщее грамматическое значениенаречий, различать разряды наречий по значению; характеризовать особенностисловообразования наречий,ихсинтаксическихсвойств,роливречи.
Проводитьморфологический,орфографическийанализ наречий(в рамкахизученного),применятьэтоумениевречевойпрактике.
Соблюдать нормы образования степеней сравнения наречий, произношениянаречий,постановкивнихударения.
Применять правила слитного, раздельного и дефисного написания наречий,написаниян иннв наречияхна-о и-е;написания суффиксов-аи -онаречийс приставками из-, до-, с-, в-, на-, за-, употребления ь на конце наречий послешипящих, написания суффиксов наречий-о и -е после шипящих; написания е и ивприставкахне-и ни-наречий;слитногоираздельногонаписаниянеснаречиями.
Словакатегориисостояния
Определятьобщееграмматическоезначение,морфологическиепризнакисловкатегориисостояния,характеризоватьихсинтаксическуюфункциюирольвречи.
Служебныечастиречи
Давать общую характеристику служебных частей речи, объяснять их отличияот самостоятельныхчастейречи.
Предлог
Характеризовать предлог как служебную часть речи, различать производныеи непроизводныепредлоги,простыеисоставныепредлоги.
Употреблятьпредлогивречивсоответствиисихзначениемистилистическими особенностями, соблюдать правила правописания производныхпредлогов.
Соблюдатьнормыупотребленияимёнсуществительныхиместоименийспредлогами,предлоговиз–с,в–навсоставесловосочетаний,правилаправописанияпроизводныхпредлогов.
Проводитьморфологическийанализпредлогов,применятьэто умениепривыполнении языковогоанализаразличныхвидовивречевойпрактике.
Союз
Характеризовать союз как служебную часть речи, различать разряды союзовпозначению,построению;объяснятьрольсоюзоввтексте,втомчислекаксредствсвязи однородныхчленовпредложения и частей сложногопредложения.
Употреблять союзы в речи в соответствии с их значением и стилистическимиособенностями,соблюдатьправилаправописаниясоюзов,постановкизнаковпрепинаниявсложныхсоюзныхпредложениях,постановкизнаковпрепинаниявпредложенияхссоюзоми.
Проводить морфологический анализ союзов, применять это умение в речевойпрактике.
Частица
Характеризоватьчастицукакслужебнуючастьречи,различатьразрядычастиц по значению, по составу, объяснять роль частиц в передаче различныхоттенковзначениявсловеитексте,вобразованииформглагола,пониматьинтонационныеособенностипредложенийсчастицами.
Употреблять частицы в речи в соответствии с их значением и стилистическойокраской;соблюдатьправилаправописаниячастиц.
Проводить морфологический анализ частиц, применять это умение в речевойпрактике.
Междометияизвукоподражательныеслова
Характеризоватьмеждометиякакособуюгруппуслов,различатьгруппымеждометий по значению, объяснять роль междометий в речи, характеризоватьособенностизвукоподражательных слов иих употреблениев разговорнойречи,вхудожественнойлитературе.
Проводитьморфологическийанализмеждометий,применятьэтоумениевречевойпрактике.
Соблюдать пунктуационные правила оформления предложений с междометиями.
Различатьграмматическиеомонимы.
Содержаниедисциплины
Русскийязыккакразвивающеесяявление
Группыславянскихязыков.Родственныеязыки.Значениеязыкавжизнинарода.Измененияврусскомязыкестечениемвремени.Устаревшиесловаинеологизмы.
Повторениеизученного в 5—6 классах
Синтаксис и пунктуация. Словосочетание и его структура. Грамматическаяоснова,второстепенныечленыпредложения.Синтаксическийразбор
предложения.Простоеисложноепредложение.Пунктуацияпри обращении,приоднородныхчленах,припрямойречиидиалоге.
Лексикологияифразеология.Прямоеипереносноезначение.Многозначныесловаиомонимы.Синонимы,антонимы.Диалектныеипрофессиональныеслова.Устаревшаялексика(архаизмыиисторизмы).Фразео-логизмы. Лексический анализ слова. Словари русского языка. Лексическийразборслова.
Фонетикаиорфография.Ударныеибезударныегласные.Согласныемягкиеитвёрдые;глухие,звонкие,сонорные.Соотношениебуквизвуков.Фонетическийразборслова.Орфограмма.Условиявыбораорфограммы.Опознавательныепризнакиорфограмм. Типы орфограмм. Правописаниео—ёпослешипящихвразныхчастяхслова.Правописаниебезударныхгласныхвкорне(проверяемыеинепроверяемыегласные,корнисчередующимисягласными).Слитноеидефисноенаписаниеслов.Написаниеъпослешипящихвконцесловразныхчастейречи(системноепредставление).-Тсяи-тьсявглаголах.Гласныее,ивличныхокончанияхглагола.
Словообразование и орфография. Морфемный и словообразовательныйразборыслов.
Морфология.Частиречи:самостоятельныеислужебные.Глаголы:совершенного и несовершенного вида; переходные и непереходные; спряжение;времяглагола;лицо,числоирод.Основаглагола.Морфологическийразборслова.
Текстистилиречи
Текст.Заголовок.Темаиосновнаямысль.Устныйпересказпоплану.План:простой,вопросный.Настроениевлирическомтексте. Звукописькакхудожественныйприём.Олицетворение,метафора,сравнение,эпитет.Средствасвязи предложений в тексте. Абзац и микротема. Пересказтекстасопоройнаключевыесловаисловосочетания.Типытекста:опи-сание,повествование,рассуждение.Диалогиеговиды.Темаиосновнаямысльдиалога.Пунктуацияпридиалоге.Функциональныеразновидностиязыка:разговорнаяречь,функциональныестилиречи,языкхудожествен-нойлитературы.Стилиречи:официально-деловой,научный,публицисти-
ческий.Особенности публицистического стиля. Обращение и интервью.
Морфологияиорфография.КультураречиПричастие
Причастиекакчастьречи.Признакиприлагательногоупричастия.Признаки прилагательного у наречия. Причастия совершенного и несовер-шенноговида,настоящегои прошедшего времени. Изменение причастийпочислам,падежам,вединственномчисле—по родам. Синтаксическаяроль причастий в предложении. Одиночное причастие и причастный обо-рот. Действительные причастия настоящего и прошедшего времени. Стра-дательныепричастиянастоящегоипрошедшеговремени.Краткиеипол ные страдательные причастия. Морфемное строение причастий. Морфоло-гическийразборпричастия.
Правописание гласных в падежных окончаниях причастий. Грамматиче-скоесогласованиепричастийссуществительнымивпредложении.Обо-соблениепричастногооборотазапятымивзависимостиотположения доили после определяемого существительного. Правописание гласных в суф-фиксахдействительныхпричастийнастоящеговремени.Правописаниегласных в суффиксах страдательных причастий настоящего времени. Глас-ныепереднвполныхикраткихстрадательныхпричастиях.Написаниениннвсуффиксахпричастий.Правописаниенеспричастиями. Правопи-саниебуквеиёпослешипящихвсуффиксахстрадательныхпричастийпрошедшеговремени.
Употреблениепричастийвречи.Свободныйдиктантпотекстуcпри-частиями.Описаниевнешностичеловека.Словесныйпортрет.Рольпри-частий в тексте-описании. Изложение от 3-го лица, написанное по вопрос-номуплану.Сжатиепредложенноговысказывания.Отбори систематиза-ция материала для репортажа. Отбор материала и написание выборочногоизложения.
Деепричастие
Деепричастиекакчастьречи.Признакиглаголаудеепричастия.При-знаки наречия у деепричастия. Деепричастия совершенного и несовершен-ноговида,возвратныеиневозвратные.Суффиксыдеепричастий.Рольдеепричастиявпредложении.Деепричастныйоборот.Морфологическийразбордеепричастий.
Раздельноенаписаниенесдеепричастиями.Написаниенесглаголом,причастием,деепричастием(системноепредставление).Пунктуацияпридеепричастномобороте.
Структуратекста:введение,основнаячасть, заключение. Придумыва-ниерассказанаосновекартины.
Наречие
Наречиекаксамостоятельнаянеизменяемаячасть речи. Синтаксиче-скаярольнаречий.Словосочетанияснаречиями.Разрядынаречий.Зна-менательные и местоименные наречия. Степени сравнения наречий. Мор-фологическийразборнаречия.
Правописание не с наречиями на -о и -е. Правописание не с существи-тельными, прилагательными и наречиями на -о и -е (системное представ-ление). Правописание букв е, и в приставках не- и ни- отрицательных на-речий.Правописаниениннвнаречияхна-ои-е.Правописаниебукво,е после шипящих на конце наречий. Написание букв о, е, ё в разных ча-стях слова (системное представление). Правописание букв о, а на конценаречий.Правописаниедефиса между частями слова в наречиях. Слитноеираздельноенаписаниеприставоквнаречиях,образованныхотсуществи-тельных и количественных числительных. Правописание ь после шипящихнаконценаречий.Употреблениеинеупотреблениеьпослешипящихнаконцеслов(системноепредставление).
Употреблениенаречийвречи.Рассказопоследовательностидействий.
Рассказпокартинеот1-голица.
Текст и стили речи.Научныйстиль.
Учебно-научная речь. Правила написания отзыва. Умение писать отзыв,подбордоводовдляобоснованиясвоегомнения.Написаниеучебногодо-клада.
Морфологияиорфография.Культураречи.Категориясостояния
Категория состояния как часть речи. Разряды слов категории состоянияпозначению.Синтаксическаяструктурапредложенийсословами катего-риисостояния.Морфологическийразборсловкатегориисостояния.На-писаниесжатогоизложения.
Служебныечасти речи
Служебныеисамостоятельныечастиречи.Предлогкакчастьречи.Предлогипростыеисоставные,производныеинепроизводные.Упо-треблениепредлоговвречи.Словосочетания,вкоторыхзависимоесловоприсоединено к главному при помощи предлога. Морфологический разборпредлога.Слитноеираздельноенаписаниепроизводныхпредлогов.
Союз
Союзкак часть речи. Простые и составные союзы.
Составлениесложныхпредложенийс составными союзами. Сочинениеналингвистическуютему:когдасмыслвысказываниязависитотзнаковпрепинания.Союзысочинительныеиподчинительные.Группысочини-тельныхсоюзов:соединительные,противительные,разделительные.
Группы сочинительных союзов по значению: причинные, целевые, вре-менные, условные, сравнительные, изъяснительные. Союзные слова — ме-стоименияинаречия.Морфологическийразборсоюза.
Постановказапятоймеждупредложениямивсоюзномсложномпред-ложении.Слитноенаписаниесоюзовтакже,тоже,чтобы.
Употреблениеповторяющихсясоюзоввстихотворениях(лингвистиче-скоеисследование).
Частица
Частица как часть речи. Разряды частиц по значению: формообразую-щиеисмыслоразличительные.Раздельноеидефисноенаписаниечастиц(частицыбы,ли,же,частицы-то,-ка). Морфологический разбор ча-стиц.Отрицательныечастицынеини.Различениечастицынеипристав ки не-. Не с разными частями речи (системное представление). Различе-ние частицы ни, приставки ни-, союза ни... ни. Слитное и раздельное на-писаниенеинисословами(системноепредставление).
Употреблениечастицвречи.Написаниесочиненияпопредложенномусюжету.
Междометие
Междометиекакчастьречи.Производныеинепроизводныемеждоме-тия.Морфологическийразбормеждометия.Дефисвмеждометиях.Знакипрепинанияпримеждометиях.
Повторениеи систематизация изученного в 5—7 классах
Разделынаукиорусскомязыке.Рольрусскогоязыкакаксредстваоб-щения народов в многонациональной стране. Высказывания русских писа-телейорусскомязыке.Типыречииразновидноститекстов.Функцио-нальные разновидности языка. Фонетика. Ударные и безударные гласные.Согласныепарные и непарные по звонкости-глухости. Согласные парныеинепарныепотвёрдости-мягкости.Фонетическийразборслова.Произ-носительныенормы.Графика.Лексикология.Фразеология.Лексическоеиграмматическоезначениеслова.Лексическийразборслова.Синонимы,антонимы,паронимы.Рольдиалектных,профессиональных, устаревшихслов в художественных текстах. Словари русского языка. Строение слова иразборпосоставу.Способыобразованиясамостоятельныхчастейречи.Словообразовательный разбор. Самостоятельные и служебные части речи,междометия.Постоянныеинепостоянныеморфологическиепризнакиса-мостоятельных частей речи. Синтаксическая роль частей речи (системноепредставление).Орфография.Орфограммыбуквенныеинебуквенные.Синтаксис.Словосочетаниеипредложение.Грамматическаяосновапред-ложенияивторостепенныечлены.Синтаксическийразборпростогоисложного предложений. Постановка знаков препинания между однородны-мичленами,междучастямисложногопредложения,приобращениях,междометиях,прямойречиидиалоге.
Тематическое планирование
№№ п\п | Наименование раздела, темы | Количество часов. | Кол-во контрольных работ |
1 | Русскийязыккакразвивающеесяявление 1ч | 1ч | |
2 | Повторениеизученногов5—6классах(10ч+2чР) | 10ч. | 2р/р+1 к/д |
3 | Текстистилиречи(4ч) | 4ч. | 2р/р |
4 | Морфологияиорфография.Культураречи(60+14чР) | | |
5 | Причастие(27ч+7чР) | 27ч. | 4р/р+ 2 к/д |
| Деепричастие(10ч+1чР) | 10ч. | 1р/р +1 к/д |
6 | Наречие(23ч+6чР) | 23 | 2р/р+2 к/д |
6.1 | Морфологияиорфография.Культураречи(35ч+3чР) | 35 | 3 р/р |
6.2 | Категориясостояния(3ч+1чР | 3 | 1р/р |
6.3 | Служебныечастиречи(1ч) | 1 | |
6.4 | Предлог 8ч. | 8 | |
7 | Союз(11ч+1чР) | 11 | 1р/р |
| Частица(11ч+1чР) | 11ч | 1р/р |
| Междометие 1 ч | 1 | |
| Повторениеисистематизацияизученногов5—7классах(9ч+1чР) | 9 | 1 р\р+1 к\д |
| Всего часов | 115 | 25 |
| Итого | 140 |
ПРИЛОЖЕНИЕ
Календарно-тематическое планирование учебного предмета «Русский язык»
7 класс
№ п/п | Номер раздела и темы урока | Тема урока | Количество часов | Дата | Примечание Причина корректировки |
по плану | по факту |
| 1 | Русскийязыккакразвивающеесяявление 1ч | | | | |
1 | 1.1 | Русскийязыккакразвивающеесяявление | 1 | 01.09 | | |
| | Повторениеизученногов5—6классах(10ч+2Р/р) | 11 | | | |
2 | 2.1 | Синтаксис.Синтаксическийразборпредложения | 1 | 04.09 | | |
3 | 2.2 | Пунктуация.Пунктуационныйразборпредложения | 1 | 06.09 | | |
4 | 2.3 | Лексикологияифразеология. Лексическийразборслова | 1 | 07.09 | | |
5 | 2.4 | Фонетика иорфография.Фонетическийразборслова | 1 | 8.09 | | |
6 | 2.5 | Р/рПодробныйисжатыйпересказтекста | 1 | 11.09 | | |
7 | 2.6 | Словообразованиеиорфография.Морфем-ныйразборслова | 1 | 13.09 | | |
8 | 2.6 | Словообразованиеиорфография.Слово-образовательныйразбор | 1 | 14.09 | | |
9-10 | 2.7 | Морфология иорфография.Морфологическийразборслова | 2 | 15.09 18.09 | | |
11 | 2.8 | Р/рСочинения овпечатленияхоткартины(упр.49) | 1 | 20.09 | | |
12 | 2.9 | Входной контрольныйдиктант | 1 | 21.09 | | |
| 3 | Текстистилиречи(4ч) | | | | |
13 | 3.1 | Текст | 1 | 22.09 | | |
14 | 3.2 | Диалог кактекст. Видыдиалога | 1 | 25.09 | | |
15 | 3.3 | Функциональные разновидностиязыка | 1 | 27.09 | | |
16 | 3.4 | Публицистическийстиль | 1 | 28.09 | | |
| | Морфологияиорфография.Культураречи(60+14чР) | | | | |
| | Причастие(27ч+7чР) | | | | |
17 | 4. | Причастиекакчастьречи | 1 | 29.09 | | |
18 | 4.1 | Склонениепричастийиправописаниегласныхвпадежныхокончанияхприча-стий | 1 | 02.10 | | |
19-20 | 4.2 | Причастныйоборот.Выделениепричастногообо-ротазапятыми | 2 | 04.10 05.09 | | |
21-22 | 4.3 | Р.рОписаниевнешностичеловека | 2 | 06.10 | | |
23 | 4.4 | Действительныеистрадательныепричастия | 1 | 16.10 | | |
24 | 4.5 | Краткиеиполные страдательныепричастия | 1 | 18.10 | | |
25 | 4.6 | Действительныепричастиянастоящеговремени. Гласныевсуффиксахдействительныхпричастийнастоящеговремени | 1 | 19.10 | | |
26 | 3.2 | Действительныепричастияпрошедшеговремени | 1 | 20.10 | | |
27 | 3.3 | Рр Изложениеоттретьеголица | 1 | 23.10 | | |
28 | 3.4 | Страдательныепричастиянастоящего времени.Гласные всуффиксахстра-дательныхпричастийнастоящеговремени | 1 | 25.10 | | |
29 | 3.5 | Страдательныепричастияпрошедшеговремени | 1 | 26.10 | | |
30 | 3.6 | Гласные перед н в полных и кратких страдательных причастиях | 1 | 27.10 | | |
31-32 | 3.7 | Двебуквынвсуффиксахполныхстрада-тельныхпричастийпрошедшеговремени.Однаидвебуквынвсуффиксахотгла-гольныхприлагательных | 2 | 30.10 01.11 | | |
33-34 | 3.8 | Одна и две буквы н в суффиксах краткихстрадательных причастий и отглагольных прилагательных | 2 | 02.11 03.11 | | |
3536 | 3.9 | Р/р Выборочное изложение. Описание внешности (отрывок из рассказа М.Шолохова «Судьба человека») | 2 | 08.11 09.11 | | |
37 | 3.10 | Морфологический разбор причастия | 1 | 10.11 | | |
38 | 3.11 | Контрольный диктант по теме «Причастие» | 1 | 13.11 | | |
39 40 | 3.12 | Слитное и раздельное написание не с причастиями | 2 | 15.11 16.11 | | |
41-42 | 3.13 | Буква ё после шипящих в суффиксах страдательных причастий про-шедшего времени и отглагольных прила-гательных | 2 | 17..11 27.11 | | |
4344 | 3.14 | Рр Сочинение «Успешный телеведущий» | 2 | 29.11 30.11 | | |
4546 | 3.12 | Обобщение по теме «Причастие» | 2 | 01.12 04.12 | | |
47 | 3.13 | Зачёт по теме «Причастие» | 1 | 06.12 | | |
48 | | Контрольный диктант по теме «Причастие» | 1 | 07.12 | | |
| | Деепричастие(10ч+1чР) | | | | |
49 | | Деепричастие как часть речи | 1 | 08.12 | | |
50—51 | | Деепричастный оборот. Запятые при деепричастном обороте | 2 | 11.12 13.12 | | |
52 | | Раздельное написание не с деепричастиями | 1 | 14.12 | | |
53 | | Деепричастия несовершенного вида | 1 | 15.12 | | |
54 | | Деепричастия совершенного вида | 1 | 18.12 | | |
55 | | Рр. Употребление в речи причастных и деепричастныхоборотов(работапокартине С.Григорьева«Вратарь») | 1 | 20.12 | | |
56 | | Морфологический разбор деепричастия | 1 | 21.12 | | |
57 | | Обобщение изученного по теме «Деепричастие» | 1 | 22.12 | | |
58 | | Зачёт по теме «Деепричастие» | 1 | 25.12 | | |
59 | | Контрольный диктант по теме «Деепричастие» | 1 | 27.12 | | |
| | Наречие(23ч+6чР) | | | | |
60 | | Наречие как часть речи | 1 | 28.12 | | |
61-62 | | Разряды наречий | 2 | 29.12 08.01 | | |
6364 | | Рр. Пейзаж на картине И.Попова «Первый снег» (дневниковая запись) | 2 | 10.01 11.01 | | |
65 | | Степени сравнения наречий | 1 | 12.01 | | |
66 | | Морфологический разбор наречия | 1 | 15.01 | | |
67 | | Рр Сочинение-рассуждение «Моё отношение к прозвищам» | 1 | 17.01 18.01 | | |
6869 | | Слитное и раздельное написание не с наречиями на - о и-е | 2 | 19.01 22.01 | | |
70 | | Буквы е и и в приставках не-и ни- отрицательных наречий | 1 | 24.01 | | |
7172 | 4.1 | Одна и две буквы н в наречиях на - о и-е | 2 | 25.01 26.01 | | |
73 | 4.2 | Контрольный диктант по теме «Правописание наречий» | 1 | 29.01 | | |
74 | 4.3 | Описание действий | 1 | 31.01 | | |
75 | 4.4 | Буквы о и е после шипящих на конце наречий | 1 | 01.02 | | |
7677 | 4.5 | Буквы о и а на конце наречий | 2 | 02.02 05.02 | | |
7879 | 4.6 | Рр Сочинение по картине Е.Широкова «Друзья» | 2 | 07.02 08.02 | | |
8081 | 4.7 | Дефис между частями слова в наречиях | 2 | 09.02 12.02 | | |
82 83 | 4.8 | Слитное и раздельное написание наречий, образованных от существительныхи ко-личественных(собирательных)числительных | 2 | 14.02 15.02 | | |
84 | 4.9 | Мягкий знак после шипящих на конце наречий | 1 | 16.02 | | |
85 | 4.10 | Обобщение по теме «Наречие» | 1 | 26.02 | | |
86 | 4.11 | Зачёт по теме «Наречие» | 1 | 28.02 | | |
87 | 4.12 | Контрольный диктант по теме «Наречие» | 1 | 29.02 | | |
88 | 4.13 | Учебно-научная речь. Отзыв | 1 | 01.03 | | |
89 | 4.14 | Учебный доклад | 1 | 04.03 | | |
| | Морфология и орфография. Культура речи(35ч+3чР) | | | | |
| | Категориясостояния(3ч+1чР) | | | | |
90 | 5.1 | Морфологический разбор категории со-стояния | 1 | 06.03 | | |
91 | 5.2 | Рр Сочинение на лингвистическую тему | 1 | 07.03 | | |
92 | 5.3 | Повторение по теме «Категория состояния» | 1 | 06.03 | | |
| | Служебныечастиречи(1ч) | | | | |
94 | 5.5 | Самостоятельные и служебные части речи | 1 | 07.03 | | |
| | Предлог(8ч) | | | | |
95 | 5.7 | Предлог как часть речи | 1 | 11.03 | | |
96 | 5.8 | Употребление предлогов | 1 | 13.03 | | |
97 98 | 5.9 | Производные и непроизводные предлоги | 2 | 14.03. 15.03 | | |
99 | 5.10 | Простые и составные предлоги | 1 | 18.03 | | |
| 6 | Морфологический разбор предлога | 1 | 20.03 | | |
100101 | 6.1 | Слитное и раздельное написание производных предлогов | 1 | 21.03 22.03 | | |
| | Союз(11ч+1чР) | | | | |
102 | 6.3 | Союз как часть речи | 1 | 25.03 | | |
103 | 6.4 | Простые и составные союзы | 1 | 27.03 | | |
104 105 | 6.5 | Союзы сочинительные и подчинительные | 2 | 28.03 29.03 | | |
106 | 6.6 | Запятая между простыми предложениями в союзном сложном предложении | 1 | 01.04 | | |
107 | 6.7 | Сочинительные союзы | 1 | 03.04 | | |
108 | 6.8 | Подчинительные союзы | 1 | 04.04 | | |
109 | 6.9 | Морфологический разбор союза | 1 | 05.04 | | |
110 | 6.10 | Рр Сочинение-рассуждение «Книга в современном мире» | 1 | 15.04 | | |
111 | 6.11 | Слитное написание союзов также ,тоже, чтобы, зато | 1 | 17.04 | | |
112 | 6.12 | Повторение сведений О предлогах и союзах | 1 | 18.04 | | |
113 | 6.13 | Контрольный диктант по теме «Предлог», «Союз» | 1 | 19.04 | | |
| | Частица(11ч+1чР) | | | | |
114 | 6.15 | Частица как часть речи | 1 | 22.04 | | |
115 | 6.16 | Разряды частиц. Формообразующие частицы | 1 | 24.04 | | |
116 | 6.17 | Р р.Сочинение «Как мне стать чемпионом школы попла-ванию» | 1 | 25.04 | | |
121122 | 6.18 | Смыслоразличительные частицы | 2 | 26.04 29.04 | | |
123 | 6.19 | Раздельное и дефисное написание частиц | 1 | 02.05 | | |
130 | 6.20 | Различение частицы не и приставки ни- | 1 | 03.05 | | |
129 | 6.21 | Отрицательные частицы не и ни | 1 | 06.05 | | |
128 | 7 | Различение частицы не и приставки ни- | 1 | 08.05 | | |
127 | 7.1 | Частица ни, приставкани- ,союз ни…ни | 1 | 13.05 | | |
128 | 7.2 | Повторение сведений о частицах | 1 | 15.05 | | |
129 | 7.3 | Итоговый контрольный диктант за курс 7 класса | 1 | 16.05 | | |
| | Междометие(1ч) | | | | |
130 | 7.5 | Междометие как часть речи. Морфологический разбор междометия. Дефис в междометиях. Знаки препинания при междометиях Дефис в междометиях. Знаки препинания при междометиях | 1 | 17.05 | | |
| | Повторениеи систематизация изученногов5—7классах(9ч+1чР) | | | | |
131 | 7.7 | Разделы науки о русском языке .Текст и стили речи. Учебно-научнаяречь | 1 | 20.05 | | |
132 | 7.8 | Фонетика.Графика | 1 | 22.05 | | |
133 | 7.9 | Лексикология и фразеология | 1 | 23.05 | | |
134 | 7.10 | Морфемика.Словообразование | 1 | 24.05 | | |
135 | 7.11 7.12 | Морфология | 2 | 23.05 | | |
136 | 7.13 | Орфография | 1 | | | |
137 | 7.14 | Синтаксис | 1 | | | |
138 | 7.15 | Пунктуация | 1 | | | |
139 | 7.16 | Контрольный работа | 1 | | | |
140 | 7.17 | Рр.Урок творчества: от впечатления к слову | 1 | 24.05 | | |
ПРИЛОЖЕНИЕ
Лист корректировки календарно-тематического планирования
на 2023-2024 учебный год по русскому языку.
Класс: 7
Предмет: русский язык
Учитель: Шепталова В.М.
№ урока | Тема урока | Количество часов | Причина корректировки | Способ корректировки |
План | Факт |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |