СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по русскому языку 7 класс

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Пояснительная записка

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по русскому языку 7 класс»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Порошевская основная общеобразовательная школа»















Рабочая программа

Русский язык

7 класс




















2022-2023 учебный год






СОГЛАСОВАНО: УТВЕРЖДАЮ.


Зам. директора по УВР_________ Директор школы __________­­­­­­_

Щербакова Е. Н./ /Останина Е. Л./






















Составитель: Останина Валентина Николаевна,

учитель русского языка и литературы,

высшая квалификационная категория.


















Пояснительная записка

Рабочая программа составлена на основе федерального компонента Государственного стандарта основного общего образования, программы (Баранов М.Т, Ладыженская Т.А., Шанский Н.М. Программы общеобразовательных учреждений. Русский язые 5-9 классы. Москва «Просвещение», 2009г.) и учебника (Русский язык: учебник для 7 класса. / Баранов М.Т, Ладыженская Т.А и др.; науч ред. Шанский Н.М. – М.: Просвещение, 2008).

На изучение курса русского языка в 7 классе отводится 136 часов, в том числе 22 часа на развитие речи. В неделю – 4 часа

Курс русского языка 7 класса направлен на достижение следующих целей:

- познакомить с самостоятельными (причастие и деепричастие), служебными частями речи, междометием, их функционированием в различных сферах и ситуациях общения, нормами употребления в речи;

- формировать умения опознавать, анализировать, классифицировать изученные языковые единицы, оценивать их с точки зрения нормативности; правильно писать слова с изученными орфограммами, непроверяемыми написаниями; выделять запятыми причастные и деепричастные обороты; работать с текстом;

- совершенствовать речемыслительную деятельность, коммуникативные умения и навыки в разных сферах и ситуациях использования русского литературного языка: при написании рассказов на предложенные сюжеты, сочинений-рассуждений на материале жизненного опыта, подробных и сжатых изложений, при создании текстов публицистического стиля и устных рассказов;

- воспитывать гражданственность и патриотизм, сознательное отношение к языку как явлению культуры, основному средству общения и получения знаний в разных сферах человеческой деятельности.




















Содержание тем учебного курса.


Русский язык как развивающееся явление. (1ч).


Повторение пройденного в 5-6 классах (14).

Публицистический стиль, его жанры, языковые особенности.


Причастие (30)

Повторение пройденного о глаголе в 5-6 классах. Причастие. Свойства прилагательных и глагола у причастия. Синтаксическая роль причастий в предложении. Действительные и страдательные причастия. Полные и краткие страдательные причастия. Причастный оборот, выделение запятыми причастного оборота. Текстообразующая роль причастий.

Склонение полных причастий и правописание гласных в падежных окончаниях причастий. Образование действительных и страдательных причастий настоящего и прошедшего времени.

Не с причастиями. Правописание гласных в суффиксах. Одна и две буквы нн в причастиях и прилагательных, образованных от глаголов. Одна и две н в кратких причастиях.

Описание внешности человека: структура текста, языковые особенности. Устный пересказ исходного текста с описанием внешности. Выборочное изложение текста с описанием внешности. Описание внешности знакомого по личным впечатлениям, по фотографии.


Деепричастие (12)

Повторение пройденного о глаголе в 5-6 классах.

Деепричастие, глагольные и наречные свойства деепричастия. синтаксическая роль деепричастий в предложении. Текстообразующая роль деепричастий. Деепричастный оборот, знаки препинания при деепричастном обороте. Выделение одиночного деепричастия запятыми. Деепричастия совершенного и несовершенного вида и их образование.

Не с деепричастиями.

Умение правильно строить предложения с деепричастным оборотом..

Рассказ по картине.


Наречие (23)

Наречие как часть речи. Синтаксическая роль наречий в предложении. Степени сравнения наречий и их образование. Текстообразующая роль наречий. Словообразование наречий. Правописание не с наречиями на –о и –е; не- и ни- в наречиях. Одна и две буквы н в наречиях на о- и е-.

Буквы о и е после шипящих на конце наречий. Суффиксы –о и –а на конце наречий. Дефис между частями слова в наречиях. Слитное и раздельное написание наречий. Буква ь после шипящих на конце наречий.

Умение правильно ставить ударение в наречиях. Умение использовать в речи наречия-синонимы и антонимы.

Описание действий как вид текста; структура текста, его языковые особенности. Пересказ исходного текста с описанием действий.


Категория состояния (3)

Категория состояния как часть речи. Её отличие от наречий. Синтаксическая роль слов категории состояния.

Выборочное изложение текста с описанием состояния человека или природы.


Служебные части речи. 1 час.


Предлог (11)

Предлог как служебная часть речи. Синтаксическая роль предлогов. Производные и непроизводные предлоги. Простые и составные предлоги. Текстообразующая роль предлогов.

Слитное и раздельное написание предлогов (в течение, ввиду, вследствие и др.). дефис в предлогах из-за, из-под.

Умение правильно употреблять предлоги в и на, с и из. Умение правильно употреблять существительные с предлогами по, благодаря, согласно, вопреки.

Умение пользоваться в речи предлогами- синонимами.

Рассказ от своего имени на основе прочитанного. Рассказ на основе увиденного на картине.


Союз (11)

Союз как часть речи. Синтаксическая роль союзов в предложении. Простые и составные союзы. Союзы сочинительные и подчинительные. Употребление сочинительных союзов в простом и сложном предложениях. Употребление подчинительных союзов в сложном предложении.

Слитное и раздельное написание союзов. Отличие на письме союзов зато, тоже, чтобы от местоимений с предлогом и частицами и союза также от наречия так с частицей же.

Умение пользоваться в речи союзами-синонимами.

Устное рассуждение на дискуссионную тему.


Частица (16)

Частица как служебная часть речи. Синтаксическая роль частиц в предложении. Формообразующие и смысловые частицы. Текстообразующая роль частиц.

Различение на письме частиц не и ни. Правописание не и ни с разными частями речи.

Умение выразительно читать предложения с модальными частицами.

Рассказ по данному сюжету.

Междометие. Звукоподражательные слова (4)

Междометие как часть речи. Синтаксическая роль междометия в предложении.

Звукоподражательные слова и их отличие от междометий.

Дефис в междометиях. Интонационное выделение междометий. Запятая и восклицательный знак при междометиях.

Умение выразительно читать предложения с междометиями.

Повторение и систематизация пройденного в 7 классе (10)

Сочинение – рассуждение на морально – этическую тему или публичное выступление на эту тему.


Требования к знаниям,

умениям и навыкам учащихся по русскому языку за курс 7 класса.


1. Учащиеся должны знать определения основных изученных в 7 классе языковых явлений, речеведческих понятий, орфографических и пунктуационных правил, обосновывать свои ответы, приводя нужные примеры.

2. К концу 7 класса учащиеся должны овладеть следующими умениями и навыками:

  • производить морфологический разбор частей речи, синтаксический разбор предложений с причастными и деепричастными оборотами, а также сложных предложениях с изученными союзами;

  • составлять предложения с причастными и деепричастными оборотами;

  • соблюдать нормы литературного языка в пределах изученного материала.

П о о р ф о г р а ф и и . находить в словах изученные орфограммы, обосновывать их выбор, правильно писать слова с изученными орфограммами; находить и исправлять орфографические ошибки.

Правильно писать изученные слова с непроверяемыми орфограммами.

П о п у н к т у а ц и и . выделять запятыми причастные обороты (стоящие после существительного), деепричастные обороты.

П о с в я з н о й р е ч и. Адекватно воспринимать и создавать тексты публицистического стиля на доступные темы. Подробно и сжато излагать повествовательные тексты с элементами описания (как письменно, так и устно) внешности человека, процессов труда. Писать рассказы на предложенные сюжеты; сочинения-рассуждения(на материале жизненного опыта). Грамотно и чётко рассказывать о произошедших событиях, аргументировать свои выводы.




















Перечень учебно-методического обеспечения.

Методические пособия:


Богданова Г.А. Тестовые задания по русскому языку: 7 класс/

Г.А. Богданова.- М.: Просвещение, 2006.

  1. Жердева Л.А . «Русский язык в средней школе, дидактический материал для 7 класса».

  2. Богданова Г. А. «Уроки русского языка» 7 класс. М. Просвещение, 2010г.

5. Пособие для подготовки к ОГЭ 2014г. Цыбулько

6. А. Т. Арсирий «Занимательные материалы» Москва Просвещение 1995

7. «Учимся писать изложения» Дрофа Москва 2003

8. Русский язык – грамматика в таблицах и схемах . С-Петербург 2003

9. Русский язык. Поурочные планы.. 7 класс.

10. Дидактический материал. «Русский язык и литература» 5-11 класс. Волгоград 2008.О. А. Хорт, Г. С. Шамшина.

11. Тестовые задания по русскому языку. 7 класс Москва 2014. А. Б. Малюшкин Л. Н. Иконницкая.

12. «Русский язык» 9 класс. Ответы на основные вопросы экзаменационных билетов. В. Г. Кувакина.

13. «Школьные олимпиады», 5-11 классы, Москва, Просвещение , 2013г., М. М. Казбек-Казиева.

14. ГИА 2012 С. И. Львова и Т. И. Замураева «Русский язык, тренировочные задания».

15. Контрольные и проверочные работы по русскому языку», 5-9 классы, Волгоград.

16. «Русский язык и литература. Сочинения» Справочные материалы. 5-11 классы. М. А. Лепихова, В. Сечина.

17. Печатные издания. Журнал «Русский язык в школе».


Печатные пособия.


Таблицы и раздаточный материал по русскому языку для 7 класса.

Учебник Л. А. Тростенцова, Т. А. Ладыженская «Русский язык. 7 класс». М. Просвещение. 2017.


Картины по развитию речи.


Мультимедийные пособия. ЦОРы.








Входная контрольная работа по русскому языку в 7 классе


Диктант

1) В отсветах вечерней зари виднеется зубчатый частокол елей. 2) Сгущаются сумерки, и все исчезает во мраке ночи.

3) Но вот выглядывает месяц и мягким светом загоняет потемки в лесную чащу, серебряным сиянием заливает небольшую поляну. 4) Ничто не нарушает тишины.
5) Вдруг хрустнул снег под чьими-то тяжелыми ногами.6) Это вышагивает дымчато-серый лось. 7) Преспокойно пробирается к осинке и пастью хватает пахучую хвою, отфыркивается.

8) Прискакал беляк, пристроился под невысокой, но ветвистой елкой. 9) Осинка помешала лосю, он махнул головой, и с треском обломилась ветка. 10) Зайчик оживился, грациозно приподнялся на задних лапках. 11) Аппетитная веточка притягивает его. 12) Зайцы всегда подбирают за лосями побеги осин.

13) Лось стоит среди блестящих от лунного света снегов, жует хвою, а рядом зайчонок грызет лосиный подарок. 14) Горечь осинки косому слаще сахара.

(116 слов)

(По Д. Зуеву)


Грамматическое задание

1 вариант

  1. Из предложений 1-4 выпишите слово с чередующейся гласной в корне.

  2. Из предложений 4-6 выпишите слово, в котором правописание суффикса определяется правилом: «Если в форме 1-го лица единственного числа настоящего или простого будущего времени глагол оканчивается на –ЫВАЮ/-ИВАЮ, то в неопределённой форме и в прошедшем времени пишется суффикс –ИВА-/-ЫВА».

  3. Из предложений 5-8 выпишите слово, в котором правописание приставки определяется значением – «приближение».

  4. Из предложений 12-14 выпишите слово, в котором количество Н определяется правилом: «В прилагательных, образованных от существительных с основой на Н, пишется НН».

  5. Из предложений 13-14 выпишите прилагательное в сравнительной степени.

  6. Из предложений 5-8 выпишите неопределённое местоимение.

  7. Выпишите грамматическую основу предложения 4.

  8. Укажите количество грамматических основ предложения 3. Ответ запишите цифрой.

2 вариант

  1. Из предложений 9-12 выпишите слово с чередующейся гласной в корне.

  2. Из предложений 7-9 выпишите слово, в котором правописание суффикса определяется правилом: «Если в форме 1-го лица единственного числа настоящего или простого будущего времени глагол оканчивается на –ЫВАЮ/-ИВАЮ, то в неопределённой форме и в прошедшем времени пишется суффикс –ИВА-/-ЫВА».

  3. Из предложений 8-12 выпишите слово, в котором правописание приставки определяется значением – «неполнота действия».

  4. Из предложений 12-14 выпишите слово, в котором количество Н определяется правилом: «В прилагательных, образованных от существительных при помощи суффиксов -АН, -ЯН, -ИН пишется одна Н».

  5. Из предложений 3-5 выпишите отрицательное местоимение.

  6. Из предложений 4-5 выпишите качественное прилагательное.

  7. Выпишите грамматическую основу предложения 8.

  8. Укажите количество грамматических основ предложения 9. Ответ запишите цифрой.


Инструкция для учителя

Время проведения - 45 мин

Максимальный балл - 13

Проверка и оценивание:

Первая оценка за текст, написанный под диктовку (по существующим нормам оценки диктанта). Если ученик за диктант получил отметку «2», то к количеству баллов за грамматическое задание прибавлять только 1 балл.

Часть В

Количество баллов не должно превышать максимального;


№ задания

1

2

3

4

5

6

7

8

итого

Кол-во баллов

1

1

1

1

1

1

1

1

8 баллов


Таким образом, каждый ученик получает за контрольную работу

«5» - 13 баллов

«4» - 12 – 10 баллов

«3» - 9 – 7 баллов

«2» - 6 баллов и ниже


Статистический анализ результатов выполнения контрольной работы по русскому языку


в 7 классе ________ школы_____________________

Выполняло работу __________учащихся


Класс занимается по учебнику___________________________________________________


Получили оценки за диктант

«5»-………….чел.

«4»…………..чел.

«3»………….чел.

«2»………….чел.

% успеваемости………………….. % качества………………….


Допустили ошибки в правописании и в постановке знаков препинания:

  1. Н и НН в отыменных прилагательных….. чел.

  2. Правописание приставок ПРЕ- и ПРИ- …чел.

  3. Правописание приставок на –З и –С …чел.

  4. Правописание традиционных приставок ..чел.

  5. Правописание суффиксов глаголов –ОВА(ЕВА) –ЫВА(ИВА) …чел.

  6. Правописание суффиксов существительных, образованных от существительных…чел

  7. Правописание сложных прилагательных…чел.

  8. Правописание безударных гласных в корне слова….чел.

  9. Правописание согласных в корне слова ..чел.

  10. Правописание падежных окончаний существительных …чел.

  11. Слитное и раздельное написание НЕ с прилагательными…чел.

  12. НЕ и НИ в местоимениях…чел.

  13. ТСЯ-ТЬСЯ в глаголах…чел

  14. Правописание личных окончаний глаголов …чел

  15. Пунктуация при однородных членах предложения …чел.

  16. Пунктуация в сложном предложении…чел


Часть В Допустили ошибки:


№задания


1

2

3

4

5

6

7

8

Кол-во уч-ся










Итоговая отметка.

«5»-

«4»-

«3»-

«2»-

…% выполнения (уровень обученности),

… % учащихся, получивших за работу «4» и «5» (уровень качества выполнения работы).


Замечания и предложения по контрольной работе:

1.

2.







Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!