СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по русскому языку 7 класс

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по русскому языку 7 класс»


МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

КРЮКОВСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА







УТВЕРЖДАЮ

Директор МБОУ Крюковской СОШ

Приказ от 30.08.2021 № 181-ОД

_______________ Г.А. Молчанова








РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по русскому языку_

(учебный предмет, курс)






Уровень общего образования (класс)

основное общее образование 7 класс________________

(начальное общее, основное общее, среднее общее образование с указанием класса)


Количество часов 139 (4 часа в неделю)

Учитель Николаева Светлана Сергеевна

(ФИО)

Программа разработана на основе

Рабочей программы к линии УМК М.М. Разумовской, С.И. Львовой, В.И. Капинос, В.В. Львова и др. Русский язык. 5—9 классы — М. : Дрофа, 2019. — (Российский учебник).

(примерная программа/программы, издательство, год издания)






Ростовская область, Куйбышевский район, х. Крюково

2021 год

Планируемые результаты освоения учебного предмета

«Русский язык» 7 класс


Личностные результаты освоения русского языка:

1) понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа, определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности, его значения в процессе получения школьного образования;

2) осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры; стремление к речевому самосовершенствованию;

3) достаточный объём словарного запаса и усвоенных грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения; способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.


Метапредметные результаты освоения русского языка:

Формирование основных видов речевой деятельности

Слушание

Владеть различными видами аудирования (выборочным, ознакомительным, детальным) учебно-научных, художественных, публицистических текстов различных функционально-смысловых типов речи.

Адекватно понимать прослушанные учебно-научные, художественные, публицистические тексты различных функционально-смысловых типов речи:

▪формулировать устно и письменно тему и главную мысль прослушанного текста;

▪формулировать вопросы по содержанию текста и отвечать на них;

▪подробно и сжато передавать в устной и письменной форме содержание прослушанного текста.

Слушать информационные теле- и радиопередачи с установкой на определение темы и основной мысли сообщения.

Владеть навыками информационной переработки прослушанного текста:

▪составлять план текста (простой, сложный; назывной, вопросный, тезисный) с целью дальнейшего воспроизведения содержания текста в устной и письменной форме; передавать содержание текста с изменением лица рассказчика;

▪выделять главную и второстепенную информацию в прослушанном тексте.

Письменно передавать содержание прослушанных текстов различных функционально-смысловых типов речи (повествование, описание, рассуждение).

Рекомендуемый объём текста для прослушивания (при написании подробного изложения) — 200—250 слов. Рекомендуемый объём текста для прослушивания (при написании сжатого изложения) — 120—140 слов.

Чтение

Владеть различными видами чтения: просмотровым, ознакомительным, изучающим, поисковым.

Выразительно читать текст публицистического стиля.

Просматривать местную газету, ориентироваться в содержании номера по заголовкам статей, а в содержании статьи — по ключевым словам, абзацным фразам; при обнаружении интересной (нужной) информации переходить на вдумчивое, изучающее чтение, фиксировать главное содержание прочитанного в виде тезисов.

Адекватно понимать содержание прочитанных учебно-научных, художественных, публицистических текстов различных функционально-смысловых типов речи (повествование, описание, рассуждение-доказательство, рассуждение-объяснение, рассуждение-размышление):

▪устно и письменно формулировать тему и главную мысль текста;

▪формулировать вопросы по содержанию текста и отвечать на них;

▪подробно и сжато передавать в устной и письменной форме содержание прочитанных учебно-научных, художественных, публицистических текстов различных функционально-смысловых типов речи.

Владеть навыками информационной переработки прочитанного текста:

▪составлять план (простой, сложный; назывной, вопросный, тезисный) с целью дальнейшего воспроизведения содержания текста в устной и письменной форме;

▪выделять главную и второстепенную информацию;

▪представлять содержание учебно-научного текста в виде таблицы, схемы.

Сохранять в изложении, близком к тексту, типологическую структуру текста и выразительные языковые и речевые средства.

Рекомендуемый объём текста, предлагаемого обучающимся для чтения, — 300—350 слов.

Говорение

Устно пересказывать прочитанный или прослушанный текст.

Создавать устные монологические высказывания на основе наблюдений, личных впечатлений, чтения учебно-научной, художественной и научно-популярной литературы: монолог-сообщение, монолог-описание, монолог-рассуждение, монолог-повествование.

Выступать с научным сообщением.

Представлять сообщение на заданную тему в виде презентации.

Участвовать в диалоге на лингвистические (в рамках изученного) и бытовые темы.

Владеть различными видами диалога: побуждение к действию, обмен мнениями (участие в дискуссии).

Участвовать в диалоге — запросе информации (умение ставить и задавать вопрос; умение уместно использовать разнообразные реплики-стимулы; умение запросить дополнительную информацию); диалоге — сообщении информации (умение построить информативно значимый текст; умение логически мыслить и правильно реализовывать свой замысел; умение привлечь и удержать внимание, правильно обратиться к собеседнику).

Соблюдать в устной речи нормы современного русского литературного языка. Соблюдать в устной речи правила речевогоэтикета.

Рекомендуемый объём текста для устного пересказа — 120—130 слов. Рекомендуемый объём монологического высказывания — не менее 70 слов. Рекомендуемый объём диалогического высказывания — не менее 5 реплик (диалог — запрос информации, диалог — сообщение информации).

Письмо

Создавать тексты различных функционально-смысловых типов речи (повествование, описание, рассуждение) с опорой на жизненный и читательский опыт; тексты с опорой на произведения искусства.

Создавать текст в жанре научного сообщения.

Создавать тексты публицистических жанров (интервью, репортаж, заметка). Оформлять деловые бумаги (заявление, инструкция).

Уметь видеть проявление физического и психического состояния человека во внешности людей (в выражении лица, мимике, жестах, голосе, интонации, позе, походке) и передавать его словами, пользуясь богатой синонимикой глаголов, наречий, прилагательных и существительных со значением состояния

лица.

Создавать этюды, отражающие то или иное состояние человека, прочитанное по его внешности с помощью фотографии, репродукции картины, в непосредственном общении (возможная учебная ситуация «Игра в портреты»).

Создавать устные и письменные высказывания художественного и публицистического стилей, раскрывая в них своё отношение к предмету речи, оценивая явления и поступки людей: писать сочинения-описания внешности и состояния человека, сочинения повествовательного характера (рассказ по данному началу или концу, на основе данного сюжета, на материале жизненного опыта учащихся); сочинения-размышления, сочинения дискуссионного характера на морально-этическую тему с доказательством от противного.

Писать заметки в газету, рекламные аннотации.

Осуществлять адекватный выбор языковых средств для создания высказывания в соответствии с целью, темой и коммуникативным замыслом.

Редактировать тексты:

- с учётом стиля речи совершенствовать написанное (повышать выразительность речи, используя в высказываниях обратный порядок слов, экспрессивный повтор, вопросно-ответную форму изложения и другие языковые и речевые средства),

- сопоставлять исходный и отредактированный тексты.

Соблюдать на письме нормы современного русского литературного языка, правила речевого этикета.

Рекомендуемый объём текста для письма по памяти — 25—35 слов. Словарный диктант может включать 25—30 слов. Объём диктанта на основе связного текста должен составлять 110—120 слов. Количество проверяемых орфограмм — 20; количество проверяемых пунктограмм — 4—5; количество слов с непроверяемыми орфограммами — не более 7. При подсчёте слов учитываются как самостоятельные, так и служебные части речи. Рекомендуемый объём классного сочинения — 1,5—2,0 страницы, но необходимо иметь в виду стиль и жанр сочинения, характер темы. Рекомендуемый объём сочинения-миниатюры — 6—7 или более предложений, но допускается также объём, составляющий 4—5 предложений сложной структуры, если этот объём позволяет раскрыть тему (выразить главную мысль). Рекомендуемый объём текста для списывания — 100—110 слов.


Освоение основных разделов науки о языке

Фонетика, орфоэпия, графика

Распознавать звуки речи по заданным признакам, слова по заданным параметрам их звукового состава; правильно произносить употребительные слова изученных частей речи; свободно пользоваться орфоэпическим словарём; проводить фонетический и орфоэпический анализ слов; использовать знания по фонетике и графике в практике произношения и правописания слов.


Морфемика и словообразование

Распознавать морфемы; объяснять значение слова, его написание и грамматические признаки, опираясь на словообразовательный анализ и типичные словообразовательные модели; опознавать основные морфемные (морфологические) способы словообразования (приставочный, суффиксальный, приставочно-суффиксальный, бессуффиксный, сложение разных видов) и неморфемные (неморфологические) способы словообразования (сращение, переход слова одной части речи в другую); проводить морфемный и словообразовательный анализ слова; применять знания по морфемике и словообразованию при выполнении различных видов языкового анализа и в практике правописания.


Лексикология и фразеология

Объяснять лексическое значение слова разными способами (использование толкового словаря; подбор однокоренных слов; подбор синонимов и антонимов; определение значения слова по контексту и др.); распознавать однозначные и многозначные слова, омонимы, синонимы, антонимы, прямое и переносное значение слова; распознавать тропы (метафору, олицетворение, эпитет, гиперболу, литоту); характеризовать слово с точки зрения сферы его употребления, происхождения, активного и пассивного запаса и стилистической окраски; объяснять значение фразеологизмов, пословиц и поговорок, афоризмов, крылатых слов; свободно пользоваться лексическими словарями разных видов; проводить лексический анализ слова; применять знания по лексикологии и фразеологии при выполнении различных видов языкового анализа и в речевой практике.


Морфология

Распознавать имена существительные, имена прилагательные, имена числительные, местоимения, наречия, слова категории состояния, глаголы, причастия, деепричастия, предлоги, союзы, частицы, междометия, звукоподражательные слова в речи; проводить морфологический анализ имён существительных, имён прилагательных, имён числительных, местоимений, наречий, слов категории состояния, глаголов, причастий, деепричастий, предлогов, союзов, частиц, междометий; применять знания по морфологии при выполнении различных видов языкового анализа и в речевой практике.


Орфография

Распознавать изученные орфограммы; характеризовать их, объяснять правописание слов на изученные правила; свободно пользоваться орфографическим словарём; проводить орфографический анализ слова; применять знания по орфографии в практике правописания.


Синтаксис и пунктуация

Распознавать словосочетания, простые неосложнённые предложения, а также простые предложения, осложнённые однородными членами, обращением, причастным оборотом, деепричастным оборотом; сложные предложения; предложения с прямой речью; распознавать морфологические средства выражения подлежащего, сказуемого, второстепенных членов предложения (на основе изученного в 5—7 классах); определять синтаксическую роль самостоятельных частей речи; различать и правильно строить сложные предложения с сочинительными и подчинительными союзами; использовать сочинительные союзы как средство связи предложений в тексте; соблюдать правильную интонацию предложений в речи; проводить синтаксический и пунктуационный анализ предложений; применять знания по синтаксису и пунктуации при выполнении различных видов языкового анализа и в речевой практике.


Текст

Анализировать текст с точки зрения его соответствия основным признакам (наличие темы, главной мысли, грамматической связи предложений, цельности и относительной законченности); устанавливать принадлежность текста к определённой функциональной разновидности языка; находить в тексте языковые средства, характерные для публицистического стиля речи; определять прямой и обратный порядок слов в предложениях текста; определять способы и средства связи предложений в тексте; определять в тексте ведущий тип речи, находить в нём фрагменты с иным типовым значением (описание состояния человека, рассуждение-размышление, отдельные языковые средства, передающие оценку предметов, действий, состояний) и объяснять целесообразность их соединения в данном тексте; анализировать языковые средства выразительности в тексте (фонетические, словообразовательные, лексические, морфологические) — на основе изученного в 5—7 классах; использовать знание основных признаков текста и особенностей функционально-смысловых типов речи в практике его создания; использовать способы информационной переработки прочитанного или прослушанного текста, виды и приёмы чтения в практике осмысления и создания собственного текста.


Функциональные разновидности языка

Распознавать тексты разных функциональных разновидностей; анализировать тексты разных стилей и жанров (рассказ, заявление, инструкция, словарная статья, научное сообщение, интервью, репортаж, заметка); применять знания о функциональных разновидностях языка при выполнении различных видов анализа и в речевой практике.


Предметные результаты освоения русского языка:

1) представление об основных функциях языка; о роли русского языка как национального языка русского народа, как государственного языка Российской Федерации и языка межнационального общения; о связи языка и культуры народа; роли родного языка в жизни человека и общества;

2) понимание места родного языка в системе гуманитарных наук и его роли в образовании в целом;

3) усвоение основ научных знаний о родном языке; понимание взаимосвязи его уровней и единиц;

4) освоение базовых понятий лингвистики: лингвистика и её основные разделы; язык и речь, речевое общение, речь устная и письменная; монолог, диалог и их виды; ситуация речевого общения; разговорная речь, научный, публицистический, официально-деловой стили, язык художественной литературы; жанры научного, публицистического, официально-делового стилей и разговорной речи; функциональносмысловые типы речи (повествование, описание, рассуждение); текст, типы текста; основные единицы языка, их при-

знаки и особенности употребления в речи;

5) овладение основными стилистическими ресурсами лексики и фразеологии русского языка; основными нормами русского литературного языка (орфоэпическими, лексическими, грамматическими, орфографическими, пунктуационными), нормами речевого этикета и использование их в своей речевой практике при создании устных и письменных высказываний;

6) опознавание и анализ основных единиц языка, грамматических категорий языка, уместное употребление языковых единиц адекватно ситуации речевого общения;

7) проведение различных видов анализа слова (фонетический, морфемный, словообразовательный, лексический, морфологический), синтаксического анализа словосочетания и предложения; многоаспектный анализ текста с точки зрения его основных признаков и структуры, принадлежности к определённым функциональным разновидностям языка, особенностей языкового оформления, использования выразительных средств языка;

8) понимание коммуникативно-эстетических возможностей лексической и грамматической синонимии и использование их в собственной речевой практике;

9) осознание эстетической функции родного языка, способность оценивать эстетическую сторону речевого высказывания при анализе текстов художественной литературы.


Направленность процесса обучения на достижение личностных, метапредметных и предметных результатов потребовала усиления коммуникативно-деятельностной составляющей курса. В связи с этим развиваются следующие аспекты работы, обеспечивающие овладение в процессе обучения:

1) языком науки и в связи с этим — формирование навыков чтения текстов лингвистического содержания, а также способности строить рассуждения на лингвистическую тему;

2) метапредметными умениями и навыками и универсальными учебными действиями, предполагающими формирование и развитие умений обобщать, устанавливать аналогии, классифицировать, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы и т. п.;

3) функциональной грамотностью, способностью применять разные виды деятельности, чтобы самостоятельно получать новые знания и применять их в учебной, учебнопроектной деятельности;

4) умениями использовать информационно-коммуникационные технологии в процессе изучения русского языка в школе.

Усиление направленности курса на достижение личностных результатов обучения предполагает формирование таких важных качеств личности ребёнка, как ответственность, способность к самообразованию, к проявлению самостоятельности в процессе обучения, потребности регулярно обращаться к словарно-справочной литературе, интернет-справочникам для разрешения возникающих при обучении трудностей, способность к самооценке, развитие познавательных интересов и способностей учащихся.

Учебники, реализующие данную программу, характеризуются направленностью на всестороннее развитие личности средствами предмета: развитие мышления и речи учащихся, их эмоционально-волевой сферы, логического мышления. Материалы учебников направлены на то, чтобы ученики могли понять роль языка в жизни людей, осознать богатство русского языка.

На этой основе воспитывается любовь к родному языку, стремление к самообразованию, к овладению языковой, коммуникативной компетенциями, необходимыми для успешной учебной и трудовой деятельности.


Общие учебные умения, навыки и виды деятельности

Направленность курса на интенсивное речевое и интеллектуальное развитие создает условия и для реализации предметной функции, которую русский язык выполняет в системе школьного образования. В процессе обучения ученик получает возможность совершенствовать общеучебные умения, навыки, способы деятельности, которые базируются на видах речевой деятельности и предполагают развитие речемыслительных способностей. В процессе изучения русского языка совершенствуются и развиваются следующие общеучебные умения:

1) коммуникативные УУД (умение строить продуктивное речевое взаимодействие со сверстниками и взрослыми в устной форме; адекватно и целенаправленно воспринимать устную и письменную речь; точно, правильно, логично и выразительно излагать свою точку зрения по поставленной проблеме в письменном виде; соблюдать в процессе коммуникации основные нормы устной и письменной речи и правила русского речевого этикета и др.);

2) познавательные УУД (умение осмысливать цель чтения, выбирая вид чтения в зависимости от коммуникативной цели, определять основную и второстепенную информацию, перерабатывать и систематизировать ее; осуществлять библиографический поиск, извлекать необходимую информацию из различных источников, включая Интернет, делать ссылки, предъявлять информацию разными способами; формулировать проблему, выдвигать аргументы, строить логическую цепь рассуждения, находить доказательства, подтверждающие или опровергающие тезис и др.);

3) регулятивные УУД (умение ставить и адекватно формулировать цель деятельности, планировать последовательность действий и при необходимости изменять ее; осуществлять самоконтроль, самооценку, самокоррекцию и др.);

4) личностные УУД (умение осуществлять гражданскую идентификацию личности; осмысливать ценностные ориентиры и установки; оценивать нравственно-этическую составляющую поведения человека).




Содержание учебного предмета

«Русский язык» 7 класс


Общие сведения о языке

Русский язык как развивающееся явление. Формы функционирования современного русского языка. Взаимосвязь языка и истории народа. Нормы современного русского литературного языка, их изменчивость.

Речь. Речевое общение. Текст

Повторение и обобщение сведений о тексте как речевом произведении.

Понятие текста, основные признаки текста: смысловая цельность (единство темы и основной мысли), информативность, связность (смысловая и грамматическая связь предложений), членимость (деление текста на составляющие его части), относительная законченность. Структура текста. Абзац. Прямой и обратный (экспрессивный) порядок слов в предложениях текста. Способы и средства связи предложений в тексте (обобщение). Наречия и предложно-падежные сочетания со значением места и времени, союзы и, да, а, но, же как средства связи предложений и частей текста. Языковые средства выразительности в тексте: фонетические (звукопись), словообразовательные (приставки, уменьшительно-ласкательные суффиксы, суффиксы оценки), лексические средства выразительности (неологизмы, синонимы, антонимы, омонимы, тропы) в тексте (обобщение).

Типы речи (повторение). Строение типового фрагмента текста с описанием состояния человека.

Рассуждение как функционально-смысловой тип речи. Структурные особенности текста-рассуждения. Рассуждение-размышление.

Понятие о функциональных разновидностях языка (повторение и обобщение).

Разговорный язык и функциональные стили речи.

Функциональные стили речи (научный, публицистический, официально-деловой), язык художественной литературы.

Публицистический стиль речи. Сфера употребления, функции, особенности. Жанры (репортаж, заметка в газету, рекламное сообщение).

Информационная переработка текста. План (простой, сложный; назывной, вопросный, тезисный).

Нормы построения текстов, принадлежащих к различным типам речи (описание, повествование, рассуждение): соответствие текста теме и основной мысли; цельность и относительная законченность; последовательность изложения (развёртывание содержания в зависимости от цели текста, типа речи); правильность выделения абзацев в тексте; наличие грамматической связи предложений в тексте.

Нормы построения текстов публицистического стиля. Употребление языковых средств выразительности в текстах публицистического стиля.


ЯЗЫК. ПРАВОПИСАНИЕ. КУЛЬТУРА РЕЧИ

Закрепление и углубление изученного в 6 классе

Звуковая сторона речи: звуки речи, словесное и логическое ударение, интонация.

Словообразование знаменательных частей речи. Правописание: орфография и пунктуация. Лексическая система языка. Грамматика: морфология и синтаксис.

Именные части речи: морфологические признаки, синтаксическая функция, употребление в речи, правописание.

Наречие: морфологические признаки, синтаксическая функция, употребление в речи, правописание.

Глагол: морфологические признаки, синтаксическая функция, употребление в речи, правописание.

Культура речи. Основные морфологические нормы русского языка. Использование грамматических словарей и справочников.

Правописание изученных частей речи.

Выдающиеся лингвисты: Д. Н. Ушаков.


Морфология

Причастие

Причастие как особая форма глагола: общее грамматическое значение, морфологические признаки, роль в предложении. Суффиксы причастий.

Действительные и страдательные причастия. Образование действительных и страдательных причастий настоящего и прошедшего времени.

Полные и краткие страдательные причастия; их синтаксическая роль.

Причастный оборот и знаки препинания в предложениях с причастным оборотом.

Правописание суффиксов действительных и страдательных причастий. Не с причастиями.

Склонение причастий. Правописание окончаний причастий.

Синтаксическая роль причастий в словосочетании и предложении.

Деепричастие

Деепричастие как особая форма глагола: общее грамматическое значение, морфологические признаки, роль в предложении. Суффиксы деепричастий.

Образование деепричастий совершенного и несовершенного вида. Не с деепричастиями.

Деепричастный оборот.

Синтаксическая роль деепричастий в словосочетании и предложении.

Культура речи.

Ударение в некоторых формах причастий и деепричастий. Правильное употребление в речи однокоренных слов типа висящий — висячий, горящий — горячий. Правильное употребление причастий с суффиксом -ся.

Правильное согласование причастий в словосочетаниях типа «прич. + сущ.». Правильное употребление падежной формы имени существительного в словосочетаниях типа «прич. +сущ.».

Правописание падежных окончаний причастий.

Правописание гласных в суффиксах причастий. Правописание н и нн в суффиксах причастий и отглагольных имён прилагательных.

Знаки препинания в предложениях с причастным оборотом (элементарные случаи).

Правильное построение предложений с одиночными деепричастиями и деепричастными оборотами.

Правописание гласных в суффиксах деепричастий. Слитное и раздельное написание не с причастиями и деепричастиями.

Знаки препинания в предложениях с деепричастным оборотом (элементарные случаи).

Наблюдение за использованием причастий и деепричастий в текстах разных стилей. Текстообразующая функция деепричастных оборотов.

Выдающиеся лингвисты: И. А. Бодуэн де Куртенэ.


Служебные части речи

Самостоятельные и служебные части речи. Общая характеристика служебных частей речи; их отличия от самостоятельных частей речи. Роль служебных частей речи.

Предлог

Общее понятие о предлогах. Разряды предлогов: простые, сложные и составные; непроизводные и производные.

Правописание предлогов.

Культура речи. Правильное употребление предлогов в составе словосочетаний (отзыв о книге, рецензия на книгу и т. д.), существительных с предлогами благодаря, согласно, вопреки. Правильное произношение предлогов.

Нормы употребления предлогов с одним или несколькими падежами.

Употребление предлогов в предложении в соответствии с их грамматическим значением.

Правописание производных предлогов из-за, из-под. Использование словарей грамматических трудностей в речевой практике.

Союз

Союз как служебная часть речи. Союз как средство связи однородных членов предложения и частей сложного предложения.

Разряды союзов по значению: сочинительные (соединительные, противительные, разделительные), подчинительные (изъяснительные, обстоятельственные: времени, цели, сравнения, причины, условия, следствия, уступки).

Разряды союзов по строению: простые и составные.

Роль союзов в тексте: союзы как средство связи предложений.

Культура речи. Нормы употребления двойных союзов с однородными членами предложения.

Употребление союзов в речи в соответствии с их значением и стилистическими особенностями.

Правописание союзов тоже, также, чтобы, потому что, так как, как будто и др.

Знаки препинания в сложных союзных предложениях; знаки препинания в предложениях с союзом и.

Частица

Частица как служебная часть речи. Разряды частиц по значению (частицы, выражающие вопрос, отрицание, восклицание, усиление, сомнение, уточнение, ограничение, выделение).

Формообразующие частицы.

Разряды частиц по составу (простые, составные).

Роль частиц в передаче различных оттенков значения в слове и тексте, в образовании форм глагола, степеней сравнения имени прилагательного, наречия.

Интонационные особенности предложений с частицами.

Культура речи. Нормы употребления частиц в предложении и тексте в соответствии с их значением и стилистической окраской.

Слитное, раздельное, дефисное написание частиц; правописание частиц не и ни, правописание формообразующих частиц.

Правильное произношение частиц.

Наблюдение за использованием частиц в тексте: частицы как средство выразительности речи.

Междометия и звукоподражательные слова

Понятие о междометиях и звукоподражательных словах. Междометия, обслуживающие сферу эмоций, сферу волеизъявления, сферу речевого этикета. Роль междометий в речи.

Группы междометий по значению.

Культура речи. Правописание междометий и звукоподражаний. Знаки препинания в предложениях с междометиями. Употребление междометий в речи для выражения эмоций, формул речевого этикета.

Правильное произношение и употребление междометий и звукоподражательных слов в речи.

Трудные случаи разграничения языковых единиц

Лексическая и грамматическая омонимия. Омонимия слов разных частей речи. Переход слов одной части речи в другую.

Семантико-грамматический анализ внешне сходных явлений языка: по прежнему по-прежнему, ввиду в виду, стекло (гл.) — стекло (сущ.), что (мест.) — что (союз), обежать обижать и т. п.

Омонимия как средство художественной выразительности.

Культура речи. Употребление омонимов в речи.

Использование словарей грамматических трудностей в речевой практике.

Выдающиеся лингвисты: Г. О. Винокур.




Формы организации учебных занятий

1. Фронтальная (словесная и наглядная передача учебной (проектно-корректирующей) информации одновременно всем учащимся, обмен информацией между учителем и детьми).

2. Групповая (организация парной работы или выполнение дифференцированных заданий группой школьников (с помощью учебника, карточек, классной доски).

3. Индивидуальная (работа с учебником, выполнение самостоятельных и контрольных заданий, устный ответ у доски, индивидуальное сообщение новой для класса информации).

4. Коллективная (частичная или полная передача организации учебного занятия учащимся класса).

5.Дистанционная (взаимодействие учителя, ученика и родителей дистанционно, в случае необходимости, с помощью мессенджеров, электронных образовательных платформ).


Способы проведения учебных занятий в зависимости от типа урока урок изучения нового материала, урок обучения умениям и навыкам, урок практического применения знаний, урок обобщения и закрепления полученных знаний и навыков, урок контроля и проверки знаний, коррекционный урок, комбинированный урок; лекция, дискуссия, расспрос, заочное путешествие, ролевая игра, викторина, контрольная работа, самостоятельная работа, тестовая работа, практикум, зачет, конференция, заочная экскурсия, групповая работа, парная работа.


Основные виды учебной деятельности

- оценивание устных и письменных высказываний/текстов с точки зрения языкового оформления, уместности, эффективности достижения поставленных коммуникативных задач;

- взаиморецензирование;

- анализ языковых единиц с точки зрения правильности, точности и уместности их употребления;

- разные виды разбора (фонетический, лексический, словообразовательный, морфологический, синтаксический, лингвистический, лексико-фразеологический, речеведческий);

- лингвистический анализ языковых явлений и текстов различных функциональных стилей и разновидностей языка;

- разные виды чтения в зависимости от коммуникативной задачи и характера текста: просмотровое, ознакомительное, изучающее, ознакомительно-изучающее, ознакомительно-реферативное и др;

- аудирование;

- информационная переработка устного и письменного текста:

- составление плана текста;

- пересказ текста по плану;

- пересказ текста с использованием цитат;

- переложение текста;

- продолжение текста;

- составление тезисов;

- редактирование;

- оставление учащимися авторского текста в различных жанрах( подготовка реферата, доклада, написание анализа, рецензии, творческих работ в жанре эссе, очерка, рассказа и т.д);

- создание устных высказываний различных типов и жанров в учебно-научной, социально-культурной и деловой сферах общения, с учётом основных орфоэпических, лексических, грамматических норм современного русского литературного языка, применяемых в практике речевого общения;

- участие в дискуссии;

-создание письменных текстов делового, научного и публицистического стилей с учётом орфографических и пунктуационных норм современного русского литературного языка;

- составление орфографических и пунктуационных упражнений самими учащимися;

-работа с различными информационными источниками: учебно-научными текстами, справочной литературой, средствами массовой информации ( в том числе представленных в электронном виде),

- конспектирование.


Основные виды деятельности в период реализации образовательных программ с использованием дистанционных образовательных технологий и электронного обучения: самостоятельное ознакомление с новым материалом, решение лингвистических загадок, тестирование онлайн, создание текстов (устно и письменно), работа над проектом, работа на специализированных интернет-площадках, просмотр видеолекций (уроков).







Календарно-тематическое планирование


урока

Дата урока

Тема урока

Кол-во часов

I четверть

О языке (1 час)

1

01.09.

Изменяется ли язык с течением времени

1

Повторение изученного в 5—6 классах (10 часов + 4 часа)

2

02.09.

Р.Р. Что мы знаем о стилях речи

1

3

03.09.

Р.Р. Что мы знаем о типах речи

1

4—6

06.09.,

08.09.,

09.09.

Фонетика и орфоэпия

3

7—12

10.09.,

13.09.,

15.09.,

16.09.,

17.09.,

20.09.

Словообразование знаменательных изменяемых частей речи

6

13

22.09.

Диагностическая контрольная работа

1

14

23.09.

Р.Р. Текст. Способы и средства связи предложений

1

15

24.09.

Р.Р. Контрольная работа № 1. Обучающее изложение «Лебедь Ленька»

1

Правописание: орфография и пунктуация

(повторение и углубление) (27 часов)

16

27.09.

О роли чтения и письма в жизни людей. Орфография и пунктуация

1

17

29.09.

Правила употребления некоторых букв. Буквы ъ и ь как разделительные

1

18

30.09.

Буква Ь для обозначения мягкости и как показатель грамматической формы слова

1

19

01.10.

Буквы о — е (ё) после шипящих и ц в разных морфемах

1

20, 21

04.10.,

06.10.

Правописание приставок

2

22—24

07.10.,

08.10.,

11.10.,

Обозначение на письме гласных и согласных звуков в составе морфем. Обозначение гласных и согласных в корне слова

3

25—27

13.10.,

14.10.,

15.10.

Правописание суффиксов

3

28

18.10.

Контрольная работа № 2. Диктант с грамматико-орфографическими заданиями

1

29, 30

20.10.,

21.10.

Правописание окончаний

2

31, 32

22.10.,

25.10.

Слитно-дефисно-раздельное написание слов. Не с глаголами, существительными, прилагательными

2

33, 34

27.10.,

28.10.

Не и ни в отрицательных местоимениях и наречиях

2

35

29.10.

Употребление дефиса

1

II четверть

36

08.11.

Употребление дефиса

1

37, 38

10.11.

Словарное богатство русского языка

2

39—41

11.11.,

12.11.,

15.11.

Грамматика: морфология и синтаксис

3

42

17.11.

Контрольная работа № 3. Диктант с грамматико-

орфографическими заданиями

1

Речь. Публицистический стиль ( повторение) (5 часов)

43

18.11.

Р.Р. Стили речи. Публицистический стиль речи

1

44

19.11.

Р.Р. Публицистический стиль речи

1

45

22.11.

Р.Р. Заметка в газету

1

46

24.11.

Р.Р. Контрольная работа № 4. Заметка в газету

1

47

25.11.

Р.Р. Анализ сочинения

1

МОРФОЛОГИЯ

Причастие (27 часов)

48—53

26.11.,

29.11.,

01.12.,

02.12.,

03.12.,

06.12.

Что такое причастие

6

54—56

08.12.,

09.12.,

10.12.

Причастный оборот

3

57—61

13.12.,

15.12.,

16.12.,

17.12.,

20.12.

Образование причастий. Действительные и страдательные причастия

5

62, 63

22.12.,

23.12.

Полные и краткие причастия

2

64, 65

24.12., 27.12.

Контрольная работа № 5 по морфологии и работа над ошибками

2

66

29.12.

Полные и краткие причастия

1

III четверть

67

12.01.

Морфологический анализ причастий

1

68-71

13.01.,

14.01.,

17.01.,

19.01.

Буквы н и нн в причастиях

4

72-74

20.01.,

21.01.,

24.01.

Слитное и раздельное написание не с причастиями

3

Типы речи.

Рассуждение-размышление (3 часа)

75, 76

26.01.,

27.01.

Р.Р. Рассуждение-размышление

2

77

28.01.

Р.Р. Контрольная работа № 6. Сочинение рассуждение публицистического стиля по данному началу (тезису).

1

Деепричастие (22 часа)

78, 79

31.01.,

02.02.

Что такое деепричастие

2

80, 81

03.02.,

04.02.

Деепричастный оборот

2

82

07.02.

Правописание не с деепричастиями

1

83-86

09.02.,

10.02.,

11.02.,

14.02.

Образование деепричастий. Деепричастия несовершенного и совершенного вида

4

87, 88

16.02.,

17.02.

Контрольная работа № 7. Диктант и работа над ошибками

2

89-92

18.02.,

21.02.,

24.02.,

25.02.

Употребление причастий и деепричастий в речи

4

93

28.02.

Произношение глаголов, причастий и деепричастий

1

94

02.03.

Контрольная работа № 8 по орфоэпии

1

95-96

03.03.,

04.03.

«Проверьте свою подготовку по орфографии и пунктуации»

2

97-98

05.03.,

09.03.

Контрольная работа № 9 по морфологии. Анализ работы

2

Типы речи (продолжение) (4 часа)

99

10.03.

Р.Р. Описание состояния человека

1

100

11.03.

Р.Р. Контрольная работа № 10. Сочинение-воспоминание «Как я первый раз...».

1

101

14.03.


Анализ сочинения

1

102

16.03.


Р.Р. Описание состояния человека (обобщение)

1

Служебные части речи

Предлог (7 часов)

103, 104

17.03.,

18.03.


Предлог как часть речи. Разряды предлогов

2

105-107

21.03.,

23.03.,

24.03.


Правописание предлогов

3

IV четверть

108, 109

25.03.,

04.04.


Употребление предлогов в речи

2

Текст. Порядок слов в речи (3 часа)

110

06.04.

Р.Р. Текст. Прямой порядок слов в спокойной монологической речи

1

111

07.04.

Р.Р. Обратный порядок слов, усиливающий эмоциональность речи

1

112

08.04.

Р.Р. Контрольная работа № 11. Изложение текста «Поговорим о бабушках»

1

Союз (6 часов)

113

11.04.

Союз как часть речи. Разряды союзов

1

114, 115

13.04.,

14.04.

Правописание союзов

2

116

15.04.

Употребление союзов в простых и сложных предложениях

1

117, 118

18.04.,

20.04.

Контрольная работа № 12. Диктант с грамматико-орфографическими заданиями и работа над ошибками

2

Текст (продолжение) (3 часа)

119

21.04.

Р.Р. Текст. Описание внешности человека

1

120

22.04.

Р.Р. Текст. Описание предмета

1

121

25.04.

Р.Р. Текст. Описание внешности человека

1

Частица (8 часов)

122

27.04.

Частица как часть речи. Разряды частиц

1

123, 124

28.04.,

29.04.

Правописание частиц

2

125

04.05.

Контрольная работа № 13. Диктант с грамматико-орфографическими заданиями.

1

126

05.05.

Употребление частиц в речи

1

127

06.05.

Произношение предлогов, союзов, частиц

1

128


11.05.


Урок обобщение. Подготовка к итоговой контрольной работе.

1

129

12.05.

Итоговая Контрольная работа.

1

Речь. Характеристика человека (3 часа)

130

13.05.

Характеристика человека

1

131, 132

16.05.,

18.05.


Р.Р. Контрольная работа № 14: Сочинение о человеке. Примерные темы: «Каким человеком был мой дедушка (отец, ...)?», или «Что за человек мой друг (брат, ...)?», или «Знакомьтесь: это я» (характеристика человека и описание его внешности). Анализ сочинения

2

Междометия и звукоподражательные слова (2 часа)

Омонимия слов разных частей речи (1 час)

133

19.05.

Междометия

1

134

20.05.

Звукоподражательные слова

1

135

23.05.

Омонимия слов разных частей речи

1

Обобщающее повторение (4 часа)

136-138

25.05.,

26.05.,

27.05.

Повторение изученного

3

139

30.05.

Русские лингвисты о которых говорилось в течение учебного года

1




«Рассмотрено»

Протокол заседания ШМО

Учителей-предметников

МБОУ Крюковской СОШ

№ 1 26.08.2021

________________ Е.В. Сараева


«Согласовано»

Заместитель директора по УР____________________ Н.В. Литвинова

от 27.08. 2021





22



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!