Рабочая программа по русскому языку для 7 «в» класса составлена на основе Примерной программы основного общего образования по русскому языку и Рабочей программы по русскому языку к предметной линии учебников для 5 – 9 классов общеобразовательной школы авторов Т.А.Ладыженской, М.Т. Баранова, Л.А. Тростенцовой и др. (М.: Просвещение, 2019) . Для реализации программы используется УМК Ладыженской Т.А.
Программа реализуется но основе учебника Русский язык. 7 класс. Учеб. для общеобразоват. учреждений в 2 ч. (М. Т. Баранов, Т. А. Ладыженская,, Л. А. Тростенцова и др.; науч. ред. Н. М. Шанский). – М.: Просвещение, 2019.
Согласно учебному плану РБНЛИ №1 на 2020-2021 учебный год, на изучение предмета «Русский язык» в 7 классе отводится 4 часа в неделю, итого 136 часов за учебный год .
Содержание программы представлено следующими разделами: требования к уровню подготовки учащихся 7 классов по предмету; содержание учебного предмета; тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на изучение каждой темы.
Изучение предмета «Русский язык» в основной школе обеспечивает достижение личностных, метапредметных и предметных результатов.
Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения русского языка, которые определены стандартом.
Программа рассчитана на изучение базового курса русского языка учащимися 7 классов в течение 136 часов (из расчета 4 часа в неделю).
Достижение этих целей осуществляется в процессе формирования коммуникативной, языковой и лингвистической (языковедческой), культуроведческой компетенций.
- осознавать эстетическую ценность русского языка, уважительно относиться к родному языку, сохранять чистоту русского языка, стремиться к речевому самосовершенствованию;
- достаточный объем словарного запаса и усвоенных грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения, способность к самооценке на осноае наблюдения за собственной речью.
- Должны знать определения основных изучаемых в 7 классе языковых единиц, речеведческих понятий, орфографических и пунктуационных правил, обосновывать свои ответы, приводя нужные примеры.
- Производить словообразовательный разбор слов с ясной структурой, морфологический разбор изученных в 7 классе частей речи, синтаксический разбор предложений с двумя главными членами и с одним главным членом, выраженным безличным глаголом;
- Соблюдать нормы литературного языка в пределах изученного материала.
Уметь грамотно и четко отвечать на вопросы по пройденному материалу; выступать по заданной теме.
Уметь выразительно читать письменный (прозаический и поэтический) текст.
- производить словообразовательный разбор слова.
- объяснять лексическое значение слов разными способами (описание, краткое толкование, подбор синонимов, антонимов, однокоренных слов);
- пользоваться толковым словарем для определения и уточнения лексического значения слова, словарями синонимов, антонимов;
- различать части речи (имя существительное, прилагательное, имя числительное, местоимение, глагол), определять как самостоятельные части речи;
- правильно характеризовать морфологические признаки имен существительных, прилагательных, числительных, местоимений, глаголов, причастий, деепричастий, наречий, предлогов, союзов, частиц.
Синтаксис. Синтаксический разбор. Пунктуация. Пунктуационный разбор. Лексика и фразеология. Фонетика и орфография. Словообразование и орфография. Морфология и орфография.
Причастие как часть речи. Синтаксическая роль причастий в предложении. Действительные и страдательные причастия. Полные и краткие страдательные причастия. Причастный оборот; выделение запятыми причастного оборота. Склонение полных причастий и правописание гласных в падежных окончаниях причастий. Образование действительных и страдательных причастий настоящего и прошедшего времени Не с причастиями. Правописание гласных в суффиксах действительных и страдательных причастий. Одна и две буквы н в суффиксах полных причастий и прилагательных, образованных от глаголов. Одна буква н в кратких причастиях.
Деепричастие как часть речи Глагольные и наречные свойства деепричастия. Синтаксическая роль деепричастий в предложении. Текстообразующая роль деепричастий. Деепричастный оборот; знаки препинания при деепричастном обороте. Выделение одиночного деепричастия запятыми (ознакомление). Деепричастия совершенного и несовершенного вида и их образование. Не с деепричастиями.
Наречие как часть речи. Синтаксическая роль наречий в предложении. Степени сравнения наречий и их образование. Текстообразующая роль наречий. Словообразование наречий. Правописание не с наречиями на -о и -е; не- и ни- в наречиях. Одна и две буквы н в наречиях на -о и -е. Буквы о и е после шипящих на конце наречий. Суффиксы -о и -а на конце наречий. Дефис между частями слова в наречиях. Слитные и раздельные написания наречий. Буква ь после шипящих на конце наречий.
Категория состояния как часть речи. Ее отличие от наречий. Синтаксическая роль слов категории состояния.
Предлог как служебная часть речи. Синтаксическая роль предлогов в предложении. Непроизводные и производные предлоги. Простые и составные предлоги. Текстообразующая роль предлогов. Слитные и раздельные написания предлогов (в течение, ввиду, вследствие и др.). Дефис в предлогах из-за, из-под.
Союз как служебная часть речи. Синтаксическая роль союзов в предложении. Простые и составные союзы. Союзы сочинительные и подчинительные; сочинительные союзы - соединительные, разделительные и противительные. Употребление сочинительных союзов в простом и сложном предложениях; употребление подчинительных союзов в сложном предложении. Текстообразующая роль союзов. Слитные и раздельные написания союзов. Отличие на письме союзов зато, тоже, чтобы от местоимений с предлогом и частицами и союза также от наречия так с частицей же.
Частица как служебная часть речи. Синтаксическая роль частиц' в предложении. Формообразующие и смысловые частицы. Текстообразующая роль частиц. Различение на письме частиц не и ни. Правописание не и ни с различными частями речи.
Междометие как часть речи. Синтаксическая роль междометий в предложении. Звукоподражательные слова и их отличие от междометий. Дефис в междометиях. Интонационное выделение междометий. Запятая и восклицательный знак при междометиях.
Разделы науки о языке. Текст. Стили речи. Фонетика. Графика. Лексика и фразеология. Морфология. Орфография. Синтаксис. Пунктуация.
№ п/п | Темы разделов и уроков | Кол-во час. | Вид контроля | Планируемые результаты | Дата проведения |
предметные | метапредметные | личностные | план | факт |
Введение ( 1ч) |
1. | Русский язык как развивающееся явление | 1 | Развернутый ответ на вопрос о путях развития РЯ | Научиться понимать высказывания на лингвистическую тему и составлять рассуждение на лингвистическую тему | К:слушать и слышать друг друга, с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. Р:самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель, искать и выделять необходимую информацию. П:объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования структуры, содержания и значения слова, предложения, текста | Формирование знания о взаимосвязи русского языка с культурой и историей России и мира, формирование сознания того, что русский язык — важнейший показатель культуры человека | 2.09. | 2.09. |
Повторение изученного в 5-6 классах ( 9ч+4 ч) |
2. | Синтаксис. Синтаксический разбор | 1 | Словарно-орфографическая работа | Научиться применять алгоритм проведения синтаксического разбора | К: добывать недостающую информацию с помощью вопросов. Р: применять методы информационного поиска. П: объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе разбора | Формирование «стартовой» мотивации к изучению нового материала | 3.09. | 3.09. |
3. | Пунктуация. Пунктуационный разбор | 1 | Практическая работа. Тест | Научиться применять алгоритм проведения пунктуационного разбора | К: проявлять речевые действия: использовать адекватные языковые средства для отображения в форме речевых высказываний своих чувств, мыслей, побуждений и иных составляющих внутреннего мира. Р: осознавать самого себя как движущую силу своего научения, свою способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию — выбору в ситуации мотивационного конфликта, к преодолению препятствий. П: объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе выполнения лингвистических задач | Формирование навыков работы по алгоритму выполнения задания при консультативной помощи учителя | 6.09. | 6.09. |
4. | Лексика и фразеология | 1 | Словарный диктант | Освоить алгоритм проведения комплексного анализа текста | К: владеть монологической и диалогической формами речи в соответствии с орфоэпическими нормами родного языка. Р: определять новый уровень отношения к самому себе как субъекту деятельности. П: объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования текста | Формирование познавательного интереса к предмету исследования | 7.09. | 7.09. |
5. | Фонетика и орфография. Фонетический разбор слова | 1 | Объяснительный диктант | Научиться применять алгоритм проведения фонетического разбора слова | К: устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации. Р: формировать ситуацию саморегуляции эмоциональных и функциональных состояний, т. е. формировать операциональный опыт. П: объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования структуры слова. | Формирование устойчивой мотивации к исследовательской деятельности (анализу) | 8.09 | 8.09. |
6. | Словообразование и орфография. Морфемный и словообразовательный разбор слова | 1 | Практическая работа | Научиться производить слово-образовательный и морфемный анализ слов | К: формировать навыки речевых действий: использования адекватных языковых средств для отображения в форме устных и письменных речевых высказываний. Р: осознавать самого себя как движущую силу своего научения, свою способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию — выбору в ситуации мотивационного конфликта, к преодолению препятствий. П: объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе выполнения морфологического разбора слова, анализа текста | Формирование устойчивой мотивации к самостоятельной и коллективной аналитической деятельности | 10. 09. | 10. 09. |
7-8. | Морфология и орфография. Морфологический разбор слова | 2 | Комплексный анализ текста | Научиться применять алгоритм проведения морфологического разбора слова | К: формировать навыки работы в группе (включая ситуации учебного сотрудничества и проектные формы работы). Р: формировать ситуацию саморегуляции, т. е. операциональный опыт (учебных знаний и умений), сотрудничать в совместном решении задач. П: объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе морфологического анализа | Формирование устойчивой мотивации к самостоятельной и коллективной аналитической и творческой деятельности | 13. 09. 14. 09. | 13. 09. 14. 09. |
9. | Входной контроль. Контрольный диктант (№1) по теме «Повторение изученного в 5-6 классах» | 1 | Диктант с грамматическим заданием | Научиться составлять и использовать индивидуальный маршрут восполнения проблемных зон в изученных темах | К: формировать навыки работы в группе (включая ситуации учебного сотрудничества и проектные формы работы). Р: формировать ситуацию caморегуляции, т. е. операционального опыта (учебных знаний и умений). П: объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе выполнения контрольных заданий | Формирование устойчивой мотивации к самостоятельной и коллективной аналитической, проектной деятельности | 15. 09. | 15. 09. |
10. | Анализ контрольного диктанта | 1 | Работа над ошибками | Научиться проектировать и корректировать индивидуальный маршрут восполнения проблемных зон в изученных темах | К: формировать навыки работы в группе (включая ситуации учебного сотрудничества и проектные формы работы). Р: формировать ситуацию саморегуляции, т. е. операционального опыта (учебных знаний и умений). П: объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе проектирования индивидуального маршрута восполнения проблемных зон в изученных темах | Формирование устойчивой мотивации к самодиагностике результатов изучения темы | 17. 09. | 17. 09. |
11. | Р.Р.Текст Кванториум | 1 | Комплексный анализ текста | Научиться определять и выделять композиционно- языковые признаки текста | К: устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации. Р: формировать ситуацию саморегуляции эмоциональных и функциональных состояний, т. е. формировать операциональный опыт. П: объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования структуры слова, предложения, текста | Формирование устойчивой мотивации к самостоятельной и коллективной аналитической, исследовательской деятельности | 20. 09. | 20. 09. |
12. | Р.Р.Диалог как текст. Виды диалога | 1 | Разыгрывание диалогов (по упр.60) | Научиться строить диалог и оформлять реплики | К: представлять конкретное содержание и сообщать его в письменной и устной форме. Р: определять новый уровень отношения к самому себе как субъекту деятельности. П: объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе конструирования диалога | Формирование устойчивой мотивации к коллективной творческой и аналитической | 21. 09. | 21. 09. |
13. | Р.Р.Стили литературного языка | 1 | Комплексный анализ текста | Научиться определять текст по форме, виду речи, типу речи, выявлять устойчивые стилистические признаки текстов | К: добывать недостающую информацию с помощью вопросов (познавательная инициативность). Р: формировать ситуацию саморегуляции, т. е. операциональный опыт (учебных знаний и умений), сотрудничать в совместном решении задач. П: объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования текста | Формирование устойчивой мотивации к самостоятельной и коллективной аналитической деятельности | 22. 09. | 22. 09. |
14. | Р.Р.Публицистический стиль | 1 | Самостоятельная работа | Научиться определять и строить текст публицистического стиля речи на основе его языковых и ком-позиционных признаков | К: владеть монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка. Р: проектировать траектории развития через включение в новые виды деятельности и формы сотрудничества. | Формирование устойчивой мотивации к исследованию и конструированию текста | 24. 09. | 24. 09. |
Морфология и орфография. Культура речи (62ч+14ч) Причастие (27ч+ 2ч) |
15. | Причастие как часть речи. Морфологические признаки глагола и прилагательного у причастия | 1 | Рассказ на лингвистическую тему | Научиться определять причастия и отличать их от глаголов и прилагательных | К: формировать навыки работы в группе (включая ситуации учебного сотрудничества и проектные формы работы). Р: применять методы информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств. П: объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования причастий | Формирование устойчивой мотивации к самостоятельной и коллективной аналитической и исследовательской деятельности | 27. 09. | 27. 09. |
16-17. | Склонение причастий и правописание гласных в падежных окончаниях причастий | 2 | Текущий контроль, словарный диктант | Научиться применять правило написания гласных в падежных окончаниях причастий | К: устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации. Р: проектировать маршрут преодоления затруднений в обучении через включение в новые виды деятельности и формы сотрудничества. П: объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования и словосочетаний с причастиями | Формирование устойчивой мотивации к самостоятельной и групповой исследовательской деятельности | 28. 09. 29. 09. | 28. 09. 29. 09. |
18. | Причастный оборот | 1 | Индивидуальная работа с раздаточным материалом | Научиться обособлять рас-пространенное согласованное определение, выраженное причастным оборотом | К: устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации. Р: проектировать траектории развития через включение в новые виды деятельности и формы сотрудничества. П: объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования структуры предложения | Формирование познавательного интереса, формирование устойчивой мотивации к самостоятельному и коллективному исследованию текста | 1.10. | 1.10. |
19-20. | Причастный оборот. Выделение причастного оборота запятыми | 2 | Объяснительный диктант | Научиться обособлять распространенное согласованное определение, выраженное причастным оборотом | К: формировать навыки работы в группе (включая ситуации учебного сотрудничества и проектные формы работы). Р: применять методы информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств. П: объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования структуры предложения | Формирование устойчивой мотивации к самостоятельной и групповой исследовательской деятельности | 4.10. | 4.10. |
21. | Р/Р Описание внешности человека. Контрольное сочинение по картине В.И. Хабарова «Портрет Милы» | 1 | Сочинение-миниатюра | Научиться составлять план текста описания внешности, конструировать текст описания | К: владеть монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка. Р: проектировать траектории развития через включение в новые виды деятельности и формы сотрудничества. П: объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе творческого задания | Формирование устойчивой мотивации к творческой деятельности | 5.10. | 5.10. |
22. | Анализ сочинения. Действительные и страдательные причастия. | 1 | Работа с дидактическим материалом | Научиться по грамматическим признакам определять и различать действительные и страдательные причастия | К: устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации. Р: проектировать траектории развития через включение в новые виды деятельности и формы сотрудничества. П: объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования причастий | Формирование навыков интеграции индивидуального и коллективного конструирования в ходе решения общей задачи | 6.10. | 6.10. |
23. | Краткие и полные страда-тельные причастия | 1 | Объяснительный диктант | Научиться определять и различать полные и краткие причастия | К: владеть монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка. Р: проектировать траектории через включение в новые виды деятельности и формы сотрудничества. П: объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования причастий | Формирование познавательного интереса и устойчивой мотивации к исследовательской деятельности | 8.10. | 8.10. |
24-25. | Действительные причастия настоящего времени. Гласные в суффиксах действительных причастий настоящего времени | 2 | Словарный диктант Индивидуальные задания | Научиться составлять и при-менять алгоритм проверки написания гласных в суффиксах действительных причастий | К: представлять конкретное содержание и сообщать его в письменной и устной форме. Р: определять новый уровень отношения к самому себе как субъекту деятельности. П: объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования причастий | Формирование устойчивой мотивации к проблемно- поисковой деятельности | 11. 10. 12. 10. | 11. 10. 12. 10. |
26. | Действительные причастия прошедшего времени | 1 | Объяснительный диктант | Научиться находить действительные причастия прошедшего времени по их грамматическим признакам | К: формировать речевые действия: использовать адекватные языковые средства для отображения в форме речевых высказываний с целью планирования, контроля и самооценки. Р: осознавать самого себя как движущую силу своего научения, свою способность к преодолению препятствий и самокоррекции. П: объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе обобщения материала | Формирование навыков самоанализа и само-контроля | 13. 10. | 13. 10. |
27-28. | Страдательные причастия настоящего времени. Гласные в суффиксах страдательных причастий настоящего времени | 2 | Словарно-орфографическая работа | Научиться определять страдательные причастия по их грамматическим признакам | К: устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации. Р: проектировать маршрут преодоления затруднений в обучении через включение в новые виды деятельности и формы сотрудничества. П: объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования текста с причастиями | Формирование устойчивой мотивации к интеграции индивидуальной и коллективной учебно-познавательной деятельности | 15. 10. 18. 10. | 15. 10. 18. 10. |
29. | Страдательные причастия прошедшего времени | 1 | Объяснительный диктант | Научиться определять страдательные причастия прошедшего времени по их грамматическим признакам | К: представлять конкретное содержание и сообщать его в письменной и устной форме. Р: определять новый уровень отношения к самому себе как субъекту деятельности. П: объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования причастий | Формирование устойчивой мотивации к исследовательской и творческой деятельности | 19. 10. | 19. 10. |
30. | Гласные перед Н в полных и кратких страдательных причастиях | 1 | Словарно-орфографическая работа | Научиться применять алгоритм написания гласных перед н в полных и кратких причастиях | К: устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации. Р: проектировать маршрут преодоления затруднений в обучении через включение в новые виды деятельности и формы сотрудничества. П: объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования причастий | Формирование устойчивого интереса к исследовательской, аналитической деятельности | 20. 10. | 20. 10. |
31. | Р.Р. Выборочное изложение | 1 | Выборочное изложение (художественное описание портера литературного героя) упр. 130) | Научиться применять способы сжатия текста | К: использовать адекватные языковые средства для отображения в форме речевых высказываний с целью планирования, контроля и самооценки. Р: осознавать самого себя как движущую силу своего научения, свою способность к преодолению препятствий и самокоррекции. П: объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе компрессии текста | Формирование устойчивой мотивации к изучению и закреплению нового | 22. 10. | 22. 10. |
32. | Одна и две буквы Н в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени. Одна буква Н в отглагольных прилагательных | 1 | Объяснительный диктант Практическая работа | Научиться производить самопроверку по алгоритму выполнения задания | К: формировать навыки работы в группе (включая ситуации учебного сотрудничества и проектные формы работы). Р: проектировать маршрут преодоления затруднений в обучении через включение в новые виды деятельности и формы сотрудничества. П: объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе конструирования и исследования текста | Формирование устойчивого интереса к исследовательской, аналитической деятельности | 25. 10. | 25. 10. |
33-34. | Одна и две буквы Н в суффиксах кратких страдательных причастий и в кратких отглагольных прилагательных | 2 | Объяснительный диктант Практическая работа | Научиться производить самопроверку по алгоритму выполнения задания | К: формировать навыки работы в группе (включая ситуации учебного сотрудничества и проектные формы работы). Р: проектировать маршрут преодоления затруднений в обучении через включение в новые виды деятельности и формы сотрудничества. П: объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе конструирования и исследования текста | Формирование устойчивого интереса к исследовательской, аналитической деятельности | 26. 10. 27. 10. | 26. 10. 27. 10. |
35. | Диктант по теме «Причас-тие» | 1 | Диктант с грамматическим заданием | Научиться проектировать, реализовывать и корректировать индивидуальный маршрут восполнения проблемных зон в изученных темах | К: использовать адекватные языковые средства для отображения в форме речевых высказываний с целью планирования, контроля и самооценки. Р: осознавать самого себя как движущую силу своего научения, свою способность к преодолению препятствий и самокоррекции. П: объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе выполнения контрольной работы и самодиагностики | Формирование навыков организации и анализа своей деятельности в составе группы | 29. 10. | 29. 10. |
36. | Анализ диктанта. Морфологический разбор причастия | 1 | Комплексный анализ текста | Научиться производить морфологический разбор причастия | К: устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации. Р: проектировать маршрут преодоления затруднений в обучении через включение в новые виды деятельности и формы сотрудничества. П: объяснять языковые явления. процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе выполнения лингвистического описания | Формирование навыков организации и анализа своей деятельности в составе группы | 8.11. | 8.11. |
37-38. | Слитное и раздельное написание не с причастиями | 2 | Объяснительный диктант | Научиться применять правило слитного и раздельного написания не с причастиями | К: управлять поведением партнера (контроль, коррекция, оценка действия партнера, умение убеждать). Р: осознавать самого себя как движущую силу своего научения, свою способность к преодолению препятствий и самокоррекции. П: объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе объяснения правила | Формирование устойчивой мотивации к обучению на основе алгоритма выполнения задачи | 9.11. 10. 11. | 9.11. 10. 11. |
39-40. | Буквы е и ё после шипящих в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени | 2 | Объяснительный диктант | Научиться применять правила написания е и ё в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени | К: управлять поведением партнера (контроль, коррекция, оценка действия партнера, умение убеждать). Р: осознавать самого себя как движущую силу своего научения, свою способность к преодолению препятствий и самокоррекции. П: объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования структуры слова, написания текста | Формирование навыков индивидуальной и коллективной деятельности | 12. 11. 15. 11. | 12. 11. 15. 11. |
41. | Повторение изученного по теме «Причастие» | 1 | Проверочная работа | Научиться проектировать индивидуальный маршрут восполнения проблемных зон в изученных темах | К: использовать адекватные языковые средства для отображения в форме речевых высказываний с целью планирования, контроля и самооценки. Р: осознавать самого себя как движущую силу своего научения, свою способность к преодолению препятствий и самокоррекции. П: объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе выполнения контрольной работы и самодиагностики | Формирование навыков организации и анализа своей деятельности в составе группы | 16. 11. | 16. 11. |
42. | Контрольный диктант (№2) с грамматическим заданием по теме «Причастие» | 1 | Диктант с грамматическим заданием | Научиться перепроектировать индивидуальный маршрут восполнения проблемных зон в изученных темах | К: управлять поведением партнера (контроль, коррекция, оценка действия партнера, умение убеждать). Р: осознавать самого себя как движущую силу своего научения, свою способность к преодолению препятствий и самокоррекции. П: объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе самокоррекции | Формирование устойчивой мотивации к коллективной диагностике результатов изучения темы | 17. 11. | 17. 11. |
43. | Анализ ошибок, допущенных в контрольном диктанте | 1 | Работа над ошибками | Научиться анализировать допущенные ошибки | К: формировать речевые действия: использовать языковые средства с целью планирования, контроля и самооценки. Р: осознавать самого себя как движущую силу своего научения, свою способность к преодолению препятствий и самокоррекции. П: объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе работы над ошибками. | Формирование мотивации к самосовершенствованию | 19. 11. | 19. 11. |
|
44. | Деепричастие как часть речи. Признаки глагола и наречия у деепричастия | 1 | Словарный диктант | Научиться различать деепричастия, глаголы и наречия | К: использовать адекватные языковые средства для отображения в форме речевых высказываний с целью планирования, контроля и самооценки. Р: осознавать самого себя как движущую силу своего научения, свою способность к преодолению препятствий и самокоррекции. П: объяснять языковые явления. процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе определения деепричастий | Формирование устойчивой мотивации к обучению на основе алгоритма выполнения задачи | 22. 11. | 22. 11. |
45-46. | Деепричастный оборот. Запятые при деепричастном обороте | 2 | Комплексный анализ текста. Тест | Научиться объяснять обособление деепричастных оборотов | К: устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации. Р: проектировать маршрут преодоления затруднений в обучении через включение в новые виды деятельности и формы сотрудничества. П: объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования структуры осложненного предложения | Формирование устойчивой мотивации к обучению на основе алгоритма выполнения задачи | 23. 11. 24. 11. | 23. 11. 24. 11. |
47. | Раздельное написание не с деепричастиями | 1 | Объяснительный диктант | Научиться применять правила написания не с деепричастиями | К: управлять поведением партнера (контроль, коррекция, оценка действия партнера, умение убеждать). Р: проектировать маршрут преодоления затруднений в обучении через включение в новые виды деятельности и формы сотрудничества. П: объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе конструирования предложений | Формирование устойчивой мотивации к обучению на основе алгоритма выполнения задачи | 26. 11. | 26. 11. |
48. | Р/р Сжатое изложение | 1 | Сжатое изложение | Научиться применять способы сжатия текста | К: использовать адекватные языковые средства для отображения в форме речевых высказываний с целью планирования, контроля и самооценки. Р: осознавать самого себя как движущую силу своего научения, свою способность к преодолению препятствий и самокоррекции. П: объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе компрессии текста | Формирование устойчивой мотивации к изучению и закреплению нового | 29. 11. | 29. 11. |
49. | Анализ изложения. Деепричастия несовершенного вида. | 1 | Словарно-орфографическая работа | Научиться определять деепричастия несовершенного вида по грамматическим признакам | К: слушать и слышать друг друга, с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. Р: самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель, искать и выделять необходимую информацию. П: объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования деепричастий | Формирование навыков индивидуальной и коллективной исследовательской деятельности | 30. 11. | 30. 11. |
50. | Деепричастия совершенного вида | 1 | Словарно-орфографическая работа | Научиться определять деепричастия совершенного вида по грамматическим признакам | К: устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации. Р: проектировать маршрут преодоления затруднений в обучении через включение в новые виды деятельности и формы сотрудничества. П: объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования деепричастий | Формирование устойчивой мотивации к обучению на основе алгоритма выполнения задачи | 1.12. | 1.12. |
51-52. | Р/р Подготовка к сочинению по картине С.Григорьева «Вратарь» Сочинение по картине С.Григорьева «Вратарь» | 2 | Сочинение | Научиться конструировать текст повествования по картине с использованием опорного языкового материала | К: использовать адекватные языковые средства для отображения в форме речевых высказываний с целью планирования, контроля и самооценки. Р: осознавать самого себя как движущую силу своего научения, свою способность к преодолению препятствий и самокоррекции. П: объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе конструирования текста | Формирование устойчивой мотивации к творческой деятельности по алгоритму, индивидуальному плану | 3.12. 6.12. | 3.12. 6.12. |
53. | Анализ сочинения. Морфологический разбор деепричастия. | 1 | Предупредительный диктант | Научиться корректировать индивидуальный маршрут восполнения проблемных зон в изученных темах | К: формировать навыки учебного сотрудничества в ходе индивидуальной и групповой работы. Р: проектировать маршрут преодоления затруднений в обучении через включение в новые виды деятельности и формы сотрудничества. П: объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе проектирования индивидуального маршрута восполнения проблемных зон в изученной теме | Формирование устойчивой мотивации к обучению на основе алгоритма выполнения задачи | 7.12. | 7.12. |
54. | Повторение изученного по теме «Деепри-частие». | 1 | Объяснительный диктант. Тест | Научиться корректировать индивидуальный маршрут восполнения проблемных зон в изученных темах | К: формировать навыки учебного сотрудничества в ходе индивидуальной и групповой работы. Р: проектировать маршрут преодоления затруднений в обучении через включение в новые виды деятельности и формы сотрудничества. П: объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе проектирования индивидуального маршрута восполнения проблемных зон в изученной теме | Формирование устойчивой мотивации к обучению на основе алгоритма выполнения задачи | 8.12. | 8.12. |
55. | Контрольный диктант (№3) по теме «Деепричастие» | 1 | Диктант | Научиться реализовывать индивидуальный маршрут восполнения проблемных зон в изученной теме | К: слушать и слышать друг друга, с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. Р: самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель, искать и выделять необходимую информацию. П: объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе написания контрольного диктанта и выполнения грамматических заданий | Формирование навыков индивидуальной и коллективной исследовательской деятельности | 10. 12. | 10. 12. |
56. | Практикум по теме «Деепричастие» | 1 | Проверочная работа | Научиться воспроизводить приобретенные знания | К: формировать речевые действия: использовать языковые средства с целью планирования, контроля и самооценки. Р: осознавать самого себя как движущую силу своего научения, свою способность к преодолению препятствий и самокоррекции. П: объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе написанного текста и выполненного задания. | Формирование навыков самоанализа и самоконтроля | 13. 12. | 13. 12. |
Наречие (22ч+5ч) |
57. | Наречие как часть речи | 1 | Выборочный диктант | Научиться определять наречия по их грамматическим признакам | К: управлять поведением партнера (контроль, коррекция, оценка действия партнера, умение убеждать). Р: проектировать маршрут преодоления затруднений в обучении через включение в новые виды деятельности и формы сотрудничества. П: объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования наречий | Формирование устойчивой мотивации к изучению и закреплению нового | 14. 12. | 14. 12. |
58. | Смысловые группы наречий | 1 | Составление таблицы | Научиться дифференцировать наречия по значению | К: использовать адекватные языковые средства для отображения в форме речевых высказываний с целью планирования, контроля и самооценки. Р: осознавать самого себя как движущую силу своего научения, свою способность к преодолению препятствий и самокоррекции. П: объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования наречий | Формирование устойчивого интереса к творческой деятельности, проявления креативных способностей | 1.12. | 1.12. |
59-60. | Степени сравнения наречий | 2 | Работа с таблицей | Научиться применять алгоритм образования степеней сравнения наречий | К: устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации. Р: проектировать маршрут преодоления затруднений в обучении через включение в новые виды деятельности и формы сотрудничества. П: объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе образования степеней сравнения наречий | Формирование устойчивой мотивации к исследовательской деятельности по алгоритму | 3.12. 6.12. | 3.12. 6.12. |
61. | Морфологический разбор наречий | 1 | Объяснительный диктант | Научиться производить морфологический разбор наречия | К: организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками. Р: осознавать самого себя как движущую силу своего научения, свою способность к преодолению препятствий и самокоррекции. П: объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе морфологического разбора наречия | Формирование навыков индивидуальной и коллективной исследовательской деятельности на основе алгоритма решения задачи | 7.12. | 7.12. |
62-63. | Слитное и раздельное написание не с наречиями на-о и –е. | 2 | Самостоятельное конструирование текста (упр.249) Графический диктант | Научиться применять правила написания не с наречиями на-о и -е | К: формировать навыки учебного сотрудничества в ходе индивидуальной и групповой работы. Р: проектировать маршрут преодоления затруднений в обучении через включение в новые виды деятельности и формы сотрудничества. П: объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе применения правила | Формирование устойчивой мотивации к творческой деятельности по алгоритму, индивидуальному плану | 8.12. 10. 12. | 8.12. 10. 12. |
64. | Р/р Сочинение по картине И.Попова «Первый снег». | 1 | Сочинение | Научиться конструировать текст повествования по картине с использованием опорного языкового материала | К: использовать адекватные языковые средства для отображения в форме речевых высказываний с целью планирования, контроля и самооценки. Р: осознавать самого себя как движущую силу своего научения, свою способность к преодолению препятствий и самокоррекции. П: объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе конструирования текста | Формирование устойчивой мотивации к творческой деятельности по алгоритму, индивидуальному плану | 13. 12. | 13. 12. |
65-66. | Буквы е и и в приставках не- и ни- отрицательных наречий | 2 | Объяснительный диктант | Научиться применять алгоритм написания не- и ни- в отрицательных наречиях | К: владеть монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка. Р: проектировать траектории развития через включение в новые виды деятельности и формы сотрудничества. П: объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе проектирования маршрута восполнения проблемных зон в изученной теме | Формирование навыков индивидуальной и коллективной диагностической деятельности на основе алгоритма | 14. 12. 15. 12. | 14. 12. 15. 12. |
67-68. | Одна и две буквы н в наречиях на о- и е- | 2 | Объяснительный диктант | Научиться применять алгоритм написания одной или двух букв н в суффиксах наречий на о- и е- | К: организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками. Р: осознавать самого себя как движущую силу своего научения, свою способность к преодолению препятствий и самокоррекции. П: объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе составления опорного справочного лингвистического материала | Формирование устойчивого интереса к исследовательской деятельности | 17. 12. 20. 12. | 17. 12. 20. 12. |
69. | Р/р Описание действий | 1 | Сочинение | Научиться применять алгоритм описания действий | К: формировать навыки учебного сотрудничества в ходе индивидуальной и групповой работы. Р: проектировать маршрут преодоления затруднений в обучении через включение в новые виды деятельности и формы сотрудничества. П: объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе составления текста | Формирование навыков индивидуальной и коллективной творческой деятельности на основе алгоритма решения задачи | 21. 12. | 21. 12. |
70. | Буквы о и е после шипящих на конце наречий. | 1 | Проверочная работа | Научиться применять правила написания о и е после шипящих на конце наречий | К: владеть монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка. Р: проектировать траектории развития через включение в новые виды деятельности и формы сотрудничества. П: объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе решения лингвистической задачи | Формирование навыков индивидуальной и коллективной исследовательской деятельности на основе алгоритма | 22. 12. | 22. 12. |
71-72. | Буквы о и а на конце наречий | 2 | Распределительный диктант | Научиться применять правила написания о и а на конце наречий | К: формировать навыки работы в группе (включая ситуации учебного сотрудничества и проектные формы работы). Р: проектировать маршрут преодоления затруднений в обучении через включение в новые виды деятельности и формы сотрудничества. П: объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе конструирования текста лингвистического рассуждения | Формирование навыков составления алгоритма выполнения задачи | 14. 12. 10. 01. | 14. 12. 10. 01. |
73. | Р/р Контрольное изложение | 1 | Изложение | Научиться применять способы сжатия текста | К: использовать адекватные языковые средства для отображения в форме речевых высказываний с целью планирования, контроля и самооценки. Р: осознавать самого себя как движущую силу своего научения, свою способность к преодолению препятствий и самокоррекции. П: объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе компрессии текста | Формирование устойчивой мотивации к изучению и закреплению нового | 11. 01. | 11. 01. |
74-75. | Анализ изложения. Дефис между частями слова в наречиях. | 2 | Проверочная работа | Научиться применять правило написания наречий через дефис | К: определять цели и функции участников, способы взаимодействия, планировать общие способы работы, обмениваться знаниями между членами группы для принятия эффективных совместных решений. Р: осознавать самого себя как движущую силу своего научения, свою способность к преодолению препятствий и само-коррекции. П: объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования структуры наречий | Формирование устойчивой мотивации к изучению и закреплению нового | 12. 01. 14. 01. | 12. 01. 14. 01. |
76-77. | Слитное и раздельное написание приставок в наречиях, образованных от существительных и количественных числительных | 2 | Распределительный диктант | Научиться применять правило написания наречий | К: использовать адекватные языковые средства для отображения в форме речевых высказываний с целью планирования, контроля и самооценки. Р: осознавать самого себя как движущую силу своего научения, свою способность к преодолению препятствий и самокоррекции. П: объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования наречий | Формирование навыков организации и анализа своей деятельности в составе группы | 17. 01. 18. 01. | 17. 01. 18. 01. |
78. | Мягкий знак после шипящих на конце наречий | 1 | Самостоятельная работа с дидактическим материалом | Научиться применять правила написания мягкого знака после шипящих на конце наречий | К: владеть монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка. Р: проектировать траектории развития через включение в новые виды деятельности и формы сотрудничества. П: объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования и исследования структуры слова | Формирование навыков индивидуальной и коллективной исследовательской деятельности на основе алгоритма | 19. 01. | 19. 01. |
79. | Повторение изученного по теме «Наречие» | 1 | Проверочный тест | Научиться применять правила правописания наречий | К: формировать навыки работы в группе (включая ситуации учебного сотрудничества и проектные формы работы). Р: проектировать маршрут преодоления затруднений в обучении через включение в новые виды деятельности и формы сотрудничества. П: объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе конструирования текста лингвистического описания | Формирование устойчивой мотивации к коллективной творческой и аналитической деятельности | 21. 01. | 21. 01. |
80. | Контрольное тестирование по теме «Наречие» | 1 | Тест | Научиться применять полученные знания | К: организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками. Р: осознавать самого себя как движущую силу своего научения, свою способность к преодолению препятствий и самокоррекции. П: объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования слова | Формирование мотивации к изучению и закреплению темы | 24. 01. | 24. 01. |
81. | Практикум по теме «Наречие» | 1 | Проверочная работа | Научиться воспроизводить приобретенные знания | К: формировать речевые действия: использовать языковые средства с целью планирования, контроля и самооценки. Р: осознавать самого себя как движущую силу своего научения, свою способность к преодолению препятствий и самокоррекции. П: объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе написанного текста и выполненного задания. | Формирование навыков самоанализа и самоконтроля | 25. 01. | 25. 01. |
82. | Р.Р. Учебно-научная речь. Отзыв Кванториум | 1 | Самостоятельное выполнение упражнений по вариантам | Научиться выявлять и объяснять композиционно- языковые признаки текста учебно- научного стиля | К: управлять поведением партнера (контроль, коррекция, оценка действия партнера, умение убеждать). Р: осознавать самого себя как движущую силу своего научения, свою способность к преодолению препятствий и самокоррекции. П: объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования текста учебно-научного стиля | Формирование устойчивой мотивации к обучению на основе алгоритма выполнения задачи | 26. 01. | 26. 01. |
83. | Р.Р. Учебный доклад | 1 | Выступления с отзывами | Научиться применять алгоритм построения текста учебного доклада | К: использовать адекватные языковые средства для отображения в форме речевых высказываний с целью планирования, контроля и самооценки. Р: управлять поведением партнера (контроль, коррекция, оценка действия партнера, умение убеждать). П: объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе составления и применения алгоритма выполнения учебного задания | Формирование познавательного интереса к индивидуальной и коллективной творческой деятельности | 28. 01. | 28. 01. |
Категория состояния (3ч+4ч) |
84. | Категория состояния как часть речи | 1 | Самостоятельная работа | Научиться определять слова категории состояния по грамматическим признакам | К: устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации. Р: проектировать маршрут преодоления затруднений в обучении через включение в новые виды деятельности и формы сотрудничества. П: объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе морфологического разбора слова | Формирование навыков индивидуальной и коллективной исследовательской деятельности на основе алгоритма выполнения лингвистической задачи | 31. 01. | 31. 01. |
85. | Морфологический разбор категории состояния | 1 | Комплексный анализ текста | Научиться применять алгоритм проведения морфологического разбора слов категории состояния | К: формировать навыки работы в группе (включая ситуации учебного сотрудничества и проектные формы работы). Р: проектировать маршрут преодоления затруднений в обучении через включение в новые виды деятельности и формы сотрудничества. П: объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе выполнения лингвистической задачи | Формирование устойчивой мотивации к самосовершенствованию | 1.02. | 1.02. |
86-87. | Р.Р. Контрольное сжатое изложение с описанием природы ( К.Паустовский «Обыкновенная земля») | 2 | Изложение | Научиться применять способы сжатия текста | К:использовать адекватные языковые средства для отображения в форме речевых высказываний с целью планирования, контроля и самооценки. Р:осознавать самого себя как движущую силу своего научения, свою способность к преодолению препятствий и самокоррекции. П:объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе компрессии текста | Формирование устойчивой мотивации к изучению и закреплению нового | 2.02. 4.02. | 2.02. 4.02. |
88. | Анализ изложения. Повторение изученного по теме «Категория состояния» | 1 | Тест | Научиться применять алгоритм проведения морфологического разбора слов категории состояния. | К: формировать навыки работы в группе (включая ситуации учебного сотрудничества и проектные формы работы). Р: проектировать маршрут преодоления затруднений в обучении через включение в новые виды деятельности и формы сотрудничества. П: объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе выполнения лингвистической задачи | Формирование устойчивой мотивации к самосовершенствованию | 7.02. | 7.02. |
89-90. | Р/р. Подготовка к сочинению по картине Е.М.Широкого «Друзья». Сочинение по картине Е.М.Широкого «Друзья» | 2 | Сочинение | Научиться письменно оформлять текст-рассуждение | К: использовать адекватные языковые средства для отображения в форме речевых высказываний с целью планирования, контроля и самооценки. Р: осознавать самого себя как движущую силу своего научения, свою способность к преодолению препятствий и самокоррекции. П: объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе творческой работы | Формирование устойчивой мотивации к изучению и закреплению нового | 8.02. 9.02. | 8.02. 9.02. |
Служебные части речи (39ч+3ч) Предлог (11ч+1ч) |
91. | Самостоятельные и служебные части речи. Предлог как часть речи. | 1 | Текущий контроль | Научиться отличать предлог от других частей речи | К: формировать навыки работы в группе (включая ситуации учебного сотрудничества и проектные формы работы). Р: проектировать маршрут преодоления затруднений в обучении через включение в новые виды деятельности и формы сотрудничества. П: объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе конструирования словосочетаний | Формирование устойчивой мотивации к исследовательской деятельности | 11. 02. | 11. 02. |
92. | Употребление предлогов | 1 | Словарный диктант | Научиться применять правила написания предлогов | К: управлять поведением партнера (контроль, коррекция, оценка действия партнера, умение убеждать). Р: осознавать самого себя как движущую силу своего научения, свою способность к преодолению препятствий и самокоррекции. П: объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе конструирования алгоритма выполнения лингвистической задачи | Формирование навыков индивидуальной и коллективной исследовательской деятельности на основе алгоритма | 14. 02. | 14. 02. |
93. | Производные и непроизводные предлоги | 1 | Комплексный анализ текста | Научиться отличать производные и непроизводные предлоги от других частей речи | К: организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками. Р: осознавать самого себя как движущую силу своего научения, свою способность к преодолению препятствий и самокоррекции. П: объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе дифференцирования предлогов и других частей речи | Формирование устойчивого интереса к исследовательской деятельности | 15. 02. | 15. 02. |
94. | Простые и составные предлоги | 1 | Самостоятельная работа | Научиться различать простые и составные предлоги | К: управлять своим поведением (контроль, самокоррекция, оценка своего действия). Р: осознавать самого себя как движущую силу своего научения, свою способность к преодолению препятствий и самокоррекции. П: объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе анализа текста | Формирование устойчивой мотивации к самосовершенствованию | 16. 02. | 16. 02. |
95. | Морфологический разбор предлога | 1 | Самостоятельная работа | Научиться применять алгоритм морфологического разбора предлога в практической деятельности на уроке | К: формировать навыки учебного сотрудничества в ходе индивидуальной и групповой работы. Р: проектировать маршрут преодоления затруднений в обучении через включение в новые виды деятельности и формы сотрудничества. П: объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования предлога | Формирование устойчивой мотивации к изучению и закреплению нового | 18. 02. | 18. 02. |
96. | Р.Р.Сочинение по картине А. Сайкиной «Детская спортивная школа» | 1 | Сочинение | Научиться составлять и редактировать текст впечатления | К: управлять поведением партнера (контроль, коррекция, оценка действия партнера, умение убеждать). Р: проектировать маршрут преодоления затруднений в обучении через включение в новые виды деятельности и формы сотрудничества. П: объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе выполнения творческой работы | Формирование устойчивой мотивации к изучению и закреплению нового | 21. 02. | 21. 02. |
97-98. | Анализ сочинения. Слитное и раздельное написание производных предлогов | 2 | Комплексный анализ текста | Научиться применять правило слитного и раздельного написания производных предлогов | К: формировать навыки учебного сотрудничества в ходе индивидуальной и групповой работы. Р: проектировать маршрут преодоления затруднений в обучении через включение в новые виды деятельности и формы сотрудничества. П: объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе анализа текста | Формирование навыков индивидуальной и коллективной исследовательской деятельности на основе алгоритма | 22. 02. 23. 02 | 22. 02. 23. 02. |
99. | Повторение изученного по теме « Предлог». | 1 | Объяснительный диктант | Научиться применять алгоритм проведения морфологического разбора предлога. | К: формировать навыки работы в группе (включая ситуации учебного сотрудничества и проектные формы работы). Р: проектировать маршрут преодоления затруднений в обучении через включение в новые виды деятельности и формы сотрудничества. П: объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе выполнения лингвистической задачи | Формирование устойчивой мотивации к самосовершенствованию | 25. 02. | 25. 02. |
100. | Контрольное тестирование по теме «Предлог» | 1 | Тест | Научиться преобразовывать индивидуальный маршрут восполнения проблемных зон в изученных темах | К: управлять поведением партнера (контроль, коррекция, оценка действия партнера, умение убеждать). Р: проектировать маршрут преодоления затруднений в обучении через включение в новые виды деятельности и формы сотрудничества. П: объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе выполнения тестовых заданий | Формирование устойчивой мотивации к изучению и закреплению нового | 28. 02. | 28. 02 |
101. | Контрольный диктант (№4) по теме «Предлог» | 1 | Диктант | Научиться применять полученные знания при выполнении контрольной работы | К: определять цели и функции участников, способы взаимодействия, планировать общие способы работы, обмениваться знаниями между членами группы для принятия эффективных совместных решений. Р: осознавать самого себя как движущую силу своего научения, свою способность к преодолению препятствий и самокоррекции. П: объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе выполнения контрольной работы | Формирование устойчивой мотивации к аналитической и диагностической деятельности по индивидуальному плану | 1.03 | 1.03 |
102. | Анализ ошибок, допущенных в контрольных работах | 1 | Работа над ошибками | Научиться корректировать индивидуальный маршрут восполнения проблемных зон в изученных темах | К: формировать навыки работы в группе (включая ситуации учебного сотрудничества и проектные формы работы). Р: проектировать маршрут преодоления затруднений в обучении через включение в новые виды деятельности и формы сотрудничества. П: объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе работы над ошибками | Формирование навыков индивидуальной и коллективной исследовательской деятельности на основе алгоритма выполнения лингвистической задачи | 2.03. | 2.03. |
Союз (14ч+1ч) |
103. | Союз как часть речи | 1 | Словарный диктант | Научиться отличать союзы от других частей речи и определять их роль в предложении | К: определять цели и функции участников, способы взаимодействия, планировать общие способы работы, обмениваться знаниями между членами группы для принятия эффективных совместных решений. Р: осознавать самого себя как движущую силу своего научения, свою способность к преодолению препятствий и самокоррекции. П: объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования союзов | Формирование устойчивой мотивации к творческой деятельности по алгоритму, индивидуальному плану | 4.03. | 4.03. |
104. | Простые и составные союзы | 1 | Комплексный анализ текста | Научиться различать союзы простые и составные | К: формировать навыки учебного сотрудничества в ходе индивидуальной и групповой работы. Р: проектировать маршрут преодоления затруднений в обучении через включение в новые виды деятельности и формы сотрудничества. П: объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования союзов | Формирование навыков самоанализа и самоконтроля в самостоятельной и коллективной практической деятельности | 9.03. | 9.03. |
105. | Союзы сочинительные и подчинительные | 1 | Текущий контроль | Научиться определять союзы сочинительные и подчинительные по их грамматическим признакам | К: формировать навыки учебного сотрудничества в ходе индивидуальной и групповой работы. Р: проектировать маршрут преодоления затруднений в обучении через включение в новые виды деятельности и формы сотрудничества. П: объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе конструирования текста презентации теоретического материала | Формирование устойчивой мотивации к индивидуальной деятельности по самостоятельно составленному плану | 11. 03. | 11. 03. |
106. | Запятая между простыми предложениями в союзном сложном предложении | 1 | Комплексный анализ текста | Научится проектировать и реализовывать индивидуальный маршрут восполнения проблемных зон в изученной теме и универсальных учебных действиях, с нею связанных | К: формировать навыки учебного сотрудничества в ходе индивидуальной и групповой работы. Р: проектировать маршрут преодоления затруднений в обучении через включение в новые виды деятельности и формы сотрудничества. П: объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе проектирования индивидуального маршрута восполнения проблемных зон в изученной теме | Формирование устойчивой мотивации к изучению и закреплению нового | 14. 03. | 14. 03. |
107-108. | Сочинительные союзы | 2 | Выборочный диктант | Научиться различать сочинительные и подчинительные союзы, определять их роль в предложении | К: организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками. Р: осознавать самого себя как движущую силу своего научения, свою способность к преодолению препятствий и самокоррекции. П: объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе выполнения анализа предложений | Формирование навыков творческого конструирования по алгоритму | 15. 03. 16. 03. | 15. 03. 16. 03. |
109-110. | Подчинительные союзы | 2 | Словарно-орфографическая работа | Научиться определять роль подчинительных союзов в предложении | К: использовать адекватные языковые средства для отображения в форме речевых высказываний с целью планирования, контроля и самооценки действия. Р: проектировать маршрут преодоления затруднений в обучении через включение в новые виды деятельности и формы сотрудничества. П: объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе морфологического разбора союза | Формирование познавательного интереса к изучению нового, способам обобщения и систематизации знаний | 18. 03. 21. 03. | 18. 03. 21. 03. |
111. | Контрольное тестирование по теме «Союз» | 1 | Тест | Научиться применять в практико-теоретической деятельности алгоритм различения сочинительных и подчинительных союзов, применять знания при постановке знаков препинания | К: управлять своим поведением (контроль, самокоррекция, оценка своего действия). Р: осознавать самого себя как движущую силу своего научения, свою способность к преодолению препятствий и самокоррекции. П: объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе выполнения тестовых заданий | Формирование навыков практико-теоретического обобщения | 22. 03. | 22. 03. |
112. | Морфологический разбор союза | 1 | Самостоятельная работа | Научиться применять алгоритм проведения морфологического разбора союза | К: использовать адекватные языковые средства для отображения в форме речевых высказываний с целью планирования, контроля и самооценки действия. Р: проектировать маршрут преодоления затруднений в обучении через включение в новые виды деятельности и формы сотрудничества. П: объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе применения изученного правила | Формирование устойчивой мотивации к индивидуальной и коллективной творческой деятельности | 23. 03. | 23. 03. |
113-114. | Слитное написание союзов также, тоже, чтобы | 2 | Объяснительный диктант | Научиться применять правила слитного написания союзов также, тоже, чтобы | К: слушать и слышать друг друга, с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. Р: самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель, искать и выделять необходимую информацию. П: объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования союзов. | Формирование навыков составления алгоритма выполнения задания, навыков выполнения задания | 25. 03. 28. 03. | 25. 03. 28. 03. |
115. | Р/р Контрольное сочинение- рассуждение «Книга –наш друг и советчик». Кванториум | 1 | Сочинение | Научиться составлять текст репортажа | К: управлять поведением партнера (контроль, коррекция, оценка действия партнера, умение убеждать). Р: проектировать маршрут преодоления затруднений в обучении через включение в новые виды деятельности и формы сотрудничества. П: объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе написания выборочного изложения | Формирование навыков индивидуальной и коллективной исследовательской деятельности на основе алгоритма | 29. 03. | 29. 03. |
116. | Обобщение по теме «Союз» | 1 | Проверочный тест | Научиться применять полученные знания о союзе | К: формировать навыки учебного сотрудничества в ходе индивидуальной и групповой работы. Р: проектировать маршрут преодоления затруднений в обучении через включение в новые виды деятельности и формы сотрудничества. П: объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе выполнения тестовых заданий | Формирование навыков контроля и самоконтроля | 30. 03. | 30. 03. |
117. | Контрольная работа по теме «Союз» | 1 | Зачет | Научиться применять и корректировать индивидуальный маршрут восполнения проблемных зон в изученных темах | К: определять цели и функции участников, способы взаимодействия, планировать общие способы работы, обмениваться знаниями между членами группы для принятия эффективных совместных решений. Р: осознавать самого себя как движущую силу своего научения, свою способность к преодолению препятствий и самокоррекции. П: объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе выполнения контрольного диктанта и грамматических заданий | Формирование устойчивой мотивации к изучению нового на основе составленного алгоритма выполнения задания | | 9.03. |
Частица (12ч+1 ч) |
118. | Анализ контрольной работы. Частица как часть речи | 1 | Текущий контроль | Научиться отличать частицу от других частей речи | К: формировать навыки учебного сотрудничества в ходе индивидуальной и групповой работы. Р: проектировать маршрут преодоления затруднений в обучении через включение в новые виды деятельности и формы сотрудничества. П: объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования частиц | Формирование устойчивой мотивации к конструированию, творческому самовыражению | 4.04. | 4.04. |
119. | Разряды частиц. Формообразующие частицы | 1 | Словарный диктант | Научиться определять формообразующие частицы | К: использовать адекватные языковые средства для отображения в форме речевых высказываний с целью составления и выполнения алгоритма, творческого задания. Р: проектировать маршрут преодоления затруднений в обучении через включение в новые виды деятельности и формы сотрудничества. П: объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе работы над текстом изложения | Формирование навыков развернутого анализа | 5.04. | 5.04. |
120. | Смыслоразличительные частицы | 1 | Объяснительный диктант | Научиться определять смыслоразличительные частицы | К: использовать адекватные языковые средства для отображения в форме речевых высказываний с целью составления и выполнения алгоритма, творческого задания. Р: проектировать маршрут преодоления затруднений в обучении через включение в новые виды деятельности и формы сотрудничества. П: объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе анализа смыслового содержания частиц | Формирование устойчивой мотивации к конструированию, творческому самовыражению | 6.04. | 6.04. |
121. | Раздельное и дефисное написание частиц | 1 | Комплексный анализ текста | Научиться применять правило слитного и раздельного написания частиц | К: определять цели и функции участников, способы взаимодействия, планировать общие способы работы, обмениваться знаниями между членами группы для принятия эффективных совместных решений. Р: осознавать самого себя как движущую силу своего научения, свою способность к преодолению препятствий и самокоррекции. П: объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования структуры слова | Формирование навыков развернутого анализа | 8.04. | 8.04. |
122. | Р/р Сочинение по картине К.Ф. Юона «Конец зимы. Полдень» | 1 | Изложение | Научиться определять основную мысль | К: использовать адекватные языковые средства для отображения в форме речевых высказываний с целью планирования, контроля и самооценки. Р: осознавать самого себя как движущую силу своего научения, свою способность к преодолению препятствий и самокоррекции. П: объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения | Формирование устойчивой мотивации к изучению и закреплению нового | 11. 04. | 11. 04. |
123. | Анализ сочинения. Морфологический разбор частицы | 1 | Комплексный анализ текста | Научиться применять алгоритм проведения морфологического анализа частицы | К: использовать адекватные языковые средства для отображения в форме речевых высказываний с целью планирования, контроля и самооценки действия. Р: проектировать маршрут преодоления затруднений в обучении через включение в новые виды деятельности и формы сотрудничества. П: объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе создания текста-рассуждения | Формирование устойчивой мотивации к конструированию, творческому самовыражению | 12. 04. | 12. 04. |
124-125. | Отрицательные частицы не и ни | 2 | Объяснительный диктант | Научиться различать написание отрицательных частиц не и ни | К: использовать адекватные языковые средства для отображения в форме речевых высказываний с целью планирования, контроля и самооценки действия. Р: проектировать маршрут преодоления затруднений в обучении через включение в новые виды деятельности и формы сотрудничества. П: объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования слова с точки зрения его морфемного состава | Формирование устойчивой мотивации к конструированию, творческому самовыражению | 13. 04. 15. 04. | 13. 04. 15. 04. |
126-127. | Различение частицы не- и приставки не | 2 | Работа с дидактическим материалом | Научиться рассматривать слово с точки зрения его морфемного состава, различать написание приставки не- и частицы не | К: использовать адекватные языковые средства для отображения в форме речевых высказываний с целью планирования, контроля и самооценки действия. Р: проектировать маршрут преодоления затруднений в обучении через включение в новые виды деятельности и формы сотрудничества. П: объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования морфемного состава слова | Формирование навыков развернутого анализа | 18. 04. 19. 04. | 18. 04. 19. 04. |
128-129. | Частица ни, приставка ни-, союз ни… ни | 2 | Тест | Научиться рассматривать слово с точки зрения его морфемного состава, различать написание отрицательных частиц ни, приставки ни-, союза ни… ни | К: формировать навыки учебного сотрудничества в ходе индивидуальной и групповой работы. Р: проектировать маршрут преодоления затруднений в обучении через включение в новые виды деятельности и формы сотрудничества. П: объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе применения правила | Формирование устойчивой мотивации к обучению, а также навыков анализа, конструирования, проектной работы по алгоритму с перспективой самодиагностики | 20. 04. 22. 04. | 20. 04. 22. 04. |
130. | Практикум по теме «Частица» | 1 | Распределительный диктант, объяснительный диктант | Научиться различать ни союз, частицу, приставку | К: формировать речевые действия: использовать языковые средства с целью планирования, контроля и самооценки. Р: осознавать самого себя как движущую силу своего научения, свою способность к преодолению препятствий и самокоррекции. П: объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования текста | Формирование мотивации к самосовершенствованию | 25. 04. | 25. 04. |
Междометие (2 ч) |
131. | Междометие как часть речи | 1 | Комплексный анализ текста | Научиться определять междометие по его грамматическим признакам | К: управлять своим поведением (контроль, самокоррекция, оценка своего действия). Р: осознавать самого себя как движущую силу своего научения, свою способность к преодолению препятствий и самокоррекции. П: объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования междометий | Формирование навыков самоанализа и самоконтроля | 26. 04. | 26. 04. |
132. | Дефис в междометиях. Знаки препинания при междометиях | 1 | Объяснительный диктант | Научиться применять правила дефисного написания наречий, постановки знаков препинания при междометиях | К: формировать навыки учебного сотрудничества в ходе индивидуальной и групповой работы. Р: проектировать маршрут преодоления затруднения в обучении через включение в новые виды деятельности. П: объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования междометий | Формирование навыков развернутого анализа | 27. 04. | 27. 04. |
Повторение и систематизация изученного в 5-7 классах (8ч) |
133. | Разделы науки о русском языке. Текст и стили речи. Учебно-научная речь | 1 | Словарный диктант | Научиться определять тему текста, применять приемы компрессии текста, редактировать написанное | К: формировать навыки учебного сотрудничества в ходе индивидуальной и групповой работы. Р: проектировать маршрут преодоления затруднений в обучении через включение в новые виды деятельности и формы сотрудничества. П: объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе создания текста-рассуждения в сжатом виде | Формирование навыков компрессии текста, выявления главной информации | 29. 04. | 29. 04. |
134. | Текст и стили речи. Учебно-научная речь Кванториум | 1 | Текущий контроль | Научиться определять тему текста, применять приемы компрессии текста, редактировать написанное | К: формировать навыки учебного сотрудничества в ходе индивидуальной и групповой работы. Р: проектировать маршрут преодоления затруднений в обучении через включение в новые виды деятельности и формы сотрудничества. П: объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе создания текста-рассуждения в сжатом виде | Формирование навыков компрессии текста, выявления главной информации | 4.05. | 4.05. |
135. | Итоговый контрольный диктант (№5) | 1 | Диктант | Научиться выявлять проблемные зоны в ходе изученных тем | К: использовать адекватные языковые средства для отображения в форме речевых высказываний Р: проектировать маршрут преодоления затруднений в обучении П: объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе написания текста | Формирование мотивации к самосовершенствованию | 6.05. | 6.05. |
136. | Фонетика. Графика | 1 | Текущий контроль | Научиться применять фонетический анализ слова при объяснении орфограмм | К: определять цели и функции участников, способы взаимодействия, планировать общие способы работы, обмениваться знаниями между членами группы для принятия эффективных совместных решений. Р: осознавать самого себя как движущую силу своего научения, свою способность к преодолению препятствий и самокоррекции. П: объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе фонетического анализа слов | Формирование устойчивой мотивации к конструированию, аналитической деятельности | 10. 05. | 10. 05. |
137. | Лексика и фразеоло гия | 1 | Мини-тест | Научиться применять полученные знания при анализе и составлении текста | К: формировать навыки учебного сотрудничества в ходе индивидуальной и групповой работы. Р: проектировать маршрут преодоления затруднений в обучении через включение в новые виды деятельности и формы сотрудничества. П: объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования и составления текста | Формирование устойчивой мотивации к обучению, а также навыков анализа, конструирования, проектной работы по алгоритму с перспективой самодиагностики результатов | 11. 05. | 11. 05. |
138. | Морфемика. Словообразование | 1 | Распределительный диктант | Научиться применять полученные знания | К: формировать навыки учебного сотрудничества в ходе индивидуальной и групповой работы. Р: проектировать маршрут преодоления затруднений в обучении через включение в новые виды деятельности и формы сотрудничества. П: объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения в ходе анализа слова | Формирование мотивации к обучению | 13. 05. | 13. 05. |
139. | Морфология и орфография | 1 | Орфографический диктант | Научиться применять полученные знания в практической деятельности на уроке | К: управлять своим поведением (контроль, самокоррекция, оценка своего действия). Р: осознавать самого себя как движущую силу своего научения, свою способность к преодолению препятствий и самокоррекции. П: объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе анализа текста, самодиагностики | Формирование навыков самоанализа и самоконтроля | 16. 05. | 16. 05. |
140. | Синтаксис и пунктуация | 1 | Самостоятельная работа | Научиться применять полученные знания в практической деятельности на уроке | К: управлять своим поведением (контроль, самокоррекция, оценка своего действия). Р: осознавать самого себя как движущую силу своего научения, свою способность к преодолению препятствий и самокоррекции. П: объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе анализа текста, самодиагностики | Формирование навыков самоанализа и самоконтроля | 17. 05. | 17. 05. |
При некоторой вариативности количества ошибок, учитываемых при выставлении оценки за диктант, следует принимать во внимание предел, превышение которого не позволяет выставлять данную оценку. Таким пределом является для оценки «4» 2 орфографические ошибки, для оценки «3» — 4 орфографические ошибки (для V класса - 5 орфографических ошибок), для оценки «2» — 7 орфографических ошибок.