Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Грузсчанская средняя общеобразовательная школа»
«Рассмотрено» Руководитель МО: _____________/Посиняя Т.И./ Протокол № ______ от «_____»______________20___г. | «Согласовано» Заместитель директора: _________/Турьянская В.В./ | «Утверждаю» Директор школы: _________/Помогаева С.Н./ Приказ № _______ от «_____»__________20___г. |
Рабочая программа
по учебному предмету «Русский язык»
7 класс
Помогаева Светлана Николаевна,
учитель русского языка и литературы
с.Грузское
2019-2020 учебный год
Пояснительная записка
Нормативные акты, на основании которых разработана рабочая программа для 7 класса на 2019-2020 учебный год:
Федеральный закон от 29.12.2012 № 273 – ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, (приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 № 1897);
Основная образовательная программа основного общего образования МБОУ «Грузсчанская СОШ»
Разумовская М.М., Львова С.И., Капинос В.И., Львов В.В. и др. Программа по русскому (родному) языку. 5-9 классы. - Русский язык 5-9 классы: рабочие программы: учебно-методическое пособие / составитель Е.И.Харитонова. – 4-е издание, стереотипное. - М.:Дрофа, 2015
Методическое пособие к учебнику «Русский язык. 7 класс» под редакцией М.М.Разумовской, П.А.Леканта. - М.: Дрофа. – 2016
Цели и задачи обучения русскому языку в 7 классе
- Воспитание духовно богатой, нравственно ориентированной личности с развитым чувством самосознания и общероссийского гражданского сознания, человека, любящего свою родину, знающего и уважающего родной язык, сознательно относящегося к нему как явлению культуры, осмысляющего родной язык как основное средство общения, средство получения знаний в разных сферах человеческой деятельности, средство освоения морально-этических норм, принятых в обществе;
- овладение системой знаний, языковыми и речевыми умениями и навыками, развитие готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию, потребности в речевом самосовершенствовании, а также важнейшими общеучебными умениями и универсальными учебными действиями; формирование навыков самостоятельной учебной деятельности, самообразования;
- приобретение знаний об устройстве языковой системы и закономерностях ее функционирования, развитие способности опознавать, анализировать, сопоставлять, классифицировать и оценивать языковые факты, обогащение активного и потенциального словарного запаса, расширение объема используемых в речи грамматических средств, совершенствование орфографической и пунктуационной грамотности, развитие умений стилистически корректного использования лексики и фразеологии русского языка;
- развитие интеллектуальных и творческих способностей обучающихся, их речевой культуры, овладение правилами использования языка в разных ситуациях общения, нормами речевого этикета, воспитание стремления к речевому самосовершенствованию, осознание эстетической ценности родного языка;
- совершенствование коммуникативных способностей, формирование готовности к сотрудничеству, созидательной деятельности, умений вести диалог, искать и находить содержательные компромиссы.
Приоритетной задачей обучения в 7 классе является развитие речевой и мыслительной деятельности учащихся; коммуникативных умений и навыков, обеспечивающих свободное владение русским литературным языком в разных сферах и ситуациях общения; готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию, потребности в речевом самосовершенствовании.
Изменения, внесенные учителем в авторскую программу М.М.Разумовской: нет.
Для реализации программы используется УМК Русский язык 7 класс:
Учебник: Русский язык. Учебник для 7 кл. общеобразовательных учреждений / под ред. М.М.Разумовской, П.А.Леканта. – М.: Дрофа, 2016
Количество часов: всего – 136, в неделю – 4.
Количество контрольных работ составляет 15, что соответствует авторскому планированию.
Форма организации учебного процесса: классно-урочная.
Календарно-тематическое планирование
№ урока | Изучаемый материал | Дата проведения |
по плану | факт. |
О языке |
1 | Язык как развивающееся явление | 02.09 | |
2 | Этимология как раздел лингвистики | 03.09 | |
Повторение изученного в 5-6 классах |
3 | Фонетика и орфоэпия. Повторение изученного | 04.09 | |
4 | Развитие речи. Стили речи | 06.09 | |
5 | Звуковой анализ слов | 09.09 | |
6 | Способы словообразования | 10.09 | |
7 | Словообразовательная цепочка | 11.09 | |
8 | Развитие речи. Типы речи | 13.09 | |
9 | Словообразовательные гнезда | 16.09 | |
10 | Неморфологические способы образования слов | 17.09 | |
11 | Контрольная работа №1 по морфемике, словообразованию, лексике, фонетике, орфоэпии. | 18.09 | |
12 | Развитие речи. Текст. Способы и средства связи предложений. | 20.09 | |
Правописание: орфография и пунктуация (повторение и углубление) |
13 | Правила употребления Ь и Ъ | 23.09 | |
14 | Правила употребления Ь и Ъ | 24.09 | |
15 | Правила употребления О-Ё после шипящих | 25.09 | |
16-17 | Развитие речи. Контрольная работа №2. Обучающее изложение по рассказу Ю.Казакова «Арктур – гончий пёс» | 27.09 30.09 | |
18 | Правописание приставок | 01.10 | |
19 | Правописание приставок | 02.10 | |
20 | Развитие речи. Публицистический стиль речи | 04.10 | |
21 | Написание гласных в корне | 07.10 | |
22 | Написание корней слов | 08.10 | |
23 | Правописание суффиксов | 09.10 | |
24 | Развитие речи. Языковые средства публицистического стиля речи | 11.10 | |
25 | Правописание суффиксов | 14.10 | |
26 | Закрепление навыков написания Н-НН в суффиксах | 15.10 | |
27 | Контрольная работа №3. Диктант с грамматико-орфографическими заданиями | 16.10 | |
28 | Развитие речи. Заметка в газету | 18.10 | |
29 | Правописание окончаний | 21.10 | |
30 | Правописание окончаний | 22.10 | |
31 | НЕ с разными частями речи | 23.10 | |
32 | Развитие речи. Контрольная работа №4. Сочинение на тему «Человек и природа в городе» | 25.10 | |
33 | НЕ с разными частями речи | 05.11 | |
34 | Употребление дефиса | 06.11 | |
36 | Развитие речи. Анализ сочинения | 08.11 | |
37 | Словарное богатство русского языка | 11.11 | |
38 | Словарное богатство русского языка | 12.11 | |
39 | Грамматика: морфология и синтаксис | 13.11 | |
40 | Развитие речи. Публицистическое рассуждение | 15.11 | |
41 | Грамматика: морфология и синтаксис | 18.11 | |
42 | Контрольная работа №5. Диктант с грамматико-орфографическими заданиями | 19.11 | |
Наречие |
43 | Наречие | 20.11 | |
44 | Развитие речи. Контрольная работа №6. Сочинение на тему «Хочу» и «надо». | 22.11 | |
45 | Какие слова являются наречиями | 25.11 | |
46 | Разряды наречий | 26.11 | |
47 | Разряды наречий | 27.11 | |
48 | Развитие речи. Прямой порядок слов | 29.11 | |
49 | Степени сравнения наречий | 02.12 | |
50 | Степени сравнения наречий. Морфологический разбор наречий | 03.12 | |
51 | Образование наречий | 04.12 | |
52 | Развитие речи. Прямой порядок слов | 06.12 | |
53 | Образование наречий | 09.12 | |
54 | Контрольная работа №7. Проверочная работа по теме «Наречие» | 10.12 | |
55 | Написание наречий | 11.12 | |
56 | Развитие речи. Обратный порядок слов | 13.12 | |
57 | Написание наречий | 16.12 | |
58 | Написание НЕ с наречиями | 17.12 | |
59 | Н-НН в суффиксах наречий | 18.12 | |
60 | Развитие речи. Обратный порядок слов | 20.12 | |
61-62 | Развитие речи. Контрольная работа №8. Изложение «Поговорим о бабушках» | 23.12 24.12 | |
63 | Н-НН в суффиксах наречий | 25.12 | |
64 | Резерв | 27.12 | |
65 | Написание наречий | 13.01 | |
66 | Дефис в наречиях | 14.01 | |
67 | Дефис в наречиях | 15.01 | |
68 | Развитие речи. Описание состояния человека | 17.01 | |
69 | НЕ и НИ в отрицательных наречиях | 20.01 | |
70 | Употребление Ь на конце наречий | 21.01 | |
71 | Написание наречий | 22.01 | |
72 | Развитие речи. Описание состояния человека | 24.01 | |
73 | Употребление наречий в тексте. Произношение наречий | 27.01 | |
74 | Употребление и произношение наречий | 28.01 | |
75 | Обобщающий урок по написанию наречий | 29.01 | |
76 | Развитие речи. Описание состояния человека | 31.01 | |
77 | Контрольная работа №9. Диктант с грамматико-орфографическими заданиями | 03.02 | |
78 | Работа над ошибками | 04.02 | |
Предлог |
79 | Предлог как часть речи | 05.02 | |
80 | Развитие речи. Описание состояния человека | 07.02 | |
81 | Разряды предлогов | 10.02 | |
82 | Правописание предлогов | 11.02 | |
83 | Правописание производных предлогов | 12.01 | |
84 | Развитие речи. Контрольная работа №10. Сочинение на тему «Как я первый раз…» | 14.02 | |
85 | Употребление предлогов в речи | 17.02 | |
86 | Употребление предлогов в речи | 18.02 | |
Союз |
87 | Союз как часть речи | 19.02 | |
88 | Развитие речи. Анализ сочинения | 21.02 | |
89 | Разряды союзов | 24.02 | |
90 | Виды союзов | 25.02 | |
91 | Союзы | 26.02 | |
92 | Развитие речи. Характеристика человека | 28.02 | |
93 | Правописание союзов | 02.03 | |
94 | Правописание союзов и омонимичных им слов | 03.03 | |
95 | Правописание союзов | 04.03 | |
96 | Развитие речи. Характеристика человека | 06.03 | |
97 | Употребление союзов в простых и сложных предложениях | 09.03 | |
98 | Употребление союзов в простых и сложных предложениях | 10.03 | |
99 | Употребление союзов и союзных слов в простых и сложных предложениях | 11.03 | |
100 | Развитие речи. Характеристика человека | 13.03 | |
101 | Контрольная работа №11. Диктант с грамматико-орфографическими заданиями | 16.03 | |
Частица |
102 | Частица как часть речи | 17.03 | |
103 | Разряды частиц | 18.03 | |
104 | Резерв | 20.03 | |
105 | Написание частиц | 30.03 | |
106-107 | Развитие речи. Контрольная работа №12. Сжатое изложение по тексту К.И.Чуковского «О Чехове» | 31.03 01.04 | |
108 | Развитие речи. Описание внешности человека | 03.04 | |
109 | Правописание частиц НЕ и НИ | 06.04 | |
110 | Написание частиц НЕ и НИ | 07.04 | |
111 | Употребление в речи частиц Не и НИ | 08.04 | |
112 | Развитие речи. Описание внешности человека | 10.04 | |
113 | Различение частиц и приставок НЕ и НИ | 13.04 | |
114 | Написание частиц (обобщение изученного) | 14.04 | |
115 | Развитие речи. Описание внешности человека | 15.04 | |
116 | Контрольная работа №13. Диктант | 17.04 | |
117 | Работа над ошибками | 20.04 | |
118 | Употребление частиц в речи | 21.04 | |
119 | Употребление частиц в речи | 22.04 | |
120 | Развитие речи. Описание человека | 24.04 | |
121 | Произношение и употребление предлогов, союзов, частиц | 27.04 | |
122 | Произношение предлогов, союзов, частиц | 28.04 | |
Междометие и звукоподражательные слова. |
123 | Междометие | 29.04 | |
124-125 | Развитие речи. Контрольная работа №14. Сочинение (характеристика человека и описание его внешности) | 04.05 05.05 | |
126 | Междометие | 06.05 | |
127 | Звукоподражательные слова | 08.05 | |
128 | Омонимия частей речи | 11.05 | |
Обобщающее повторение |
129-130 | Повторение и обобщение изученного | 12.05 13.05 | |
131 | Контрольная работа №15. Итоговый тест | 15.05 | |
132 | Развитие речи. Анализ сочинения | 18.05 | |
133-136 | Резервные уроки | 19.05 20.05 22.05 25.05 | |
ФОРМЫ И СРЕДСТВА КОНТРОЛЯ
Формы контроля
индивидуальный
групповой
фронтальный
дифференцированный
При индивидуальном контроле каждый школьник получает свое задание, которое он должен выполнять без посторонней помощи. Эта форма помогает выяснять индивидуальные знания, способности и возможности отдельных учащихся.
При групповом контроле класс временно делится на несколько групп (от 2 до 5 обучающихся) и каждой группе дается проверочное задание. В зависимости от цели контроля группам предлагают одинаковые задания или дифференцированные (проверяют результаты письменно-графического задания, которое ученики выполняют по двое, или практического, выполняемого каждой четверкой обучающихся, или проверяют точность, скорость и качество выполнения конкретного задания по звеньям).
При фронтальном контроле задания предлагаются всему классу. В процессе этой проверки изучается правильность восприятия и понимания учебного материала, качество словесного, графического предметного оформления, степень закрепления в памяти.
Предварительный контроль необходим для получения сведений об исходном уровне познавательной деятельности обучающихся, а также перед изучением отдельных тем дисциплины. Результаты такого контроля используются для адаптации учебного процесса к особенностям контингента обучающихся.
Текущий контроль осуществляется в повседневной учебной работе и выражается в систематических наблюдениях учителя за учебно-познавательной деятельностью обучающегося на каждом уроке. Главное его назначение - оперативное получение объективных данных об уровне знаний учеников.
Тематический (периодический) контроль ставит целью выявление и оценку знаний и умений обучающихся, усвоенных не на одном, а на нескольких уроках; установление, насколько успешно ученики владеют системой определенных знаний, каков общий уровень их усвоения, отвечает ли он требованиям программы.
Рубежный контроль — проверка учебных достижений каждого ученика перед тем, как учитель переходит к следующей части учебного материала, усвоение которого невозможно без усвоения предыдущей части.
Итоговый контроль — контроль по всему курсу. Это итог изучения пройденной дисциплины, на котором выявляется способность ученика к дальнейшей учебе.
Контроль на текущий год осуществляется на основе Методических рекомендаций под редакцией М.М.Разумовской, 2009г.