РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по русскому языку
7 класс
разработана на основе примерной программы основного общего образования в соответствии с основными положениями ФГОС нового поколения; рабочей программы Русский язык 5 – 9 классы Т.А. Ладыженской, М.Т. Баранова, Л.А.Тростенцовой и др. Москва «Просвещение», 2016г.
Пояснительная записка
1. Планируемые результаты изучения учебного предмета.
Общие учебные умения, навыки и способы деятельности
Направленность курса на интенсивное речевое и интеллектуальное развитие создает условия для реализации надпредметной функции, которую русский язык выполняет в системе школьного образования. В процессе обучения старшеклассник получает возможность совершенствовать общеучебные умения, навыки, способы деятельности, которые базируются на видах речевой деятельности и предполагают развитие речемыслительных способностей.
В процессе изучения русского языка на базовом уровне совершенствуются и развиваются следующие общеучебные умения: коммуникативные (владение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, базовыми умениями и навыками использования языка в жизненно важных для учащихся сферах и ситуациях общения), интеллектуальные (сравнение и сопоставление, соотнесение, синтез, обобщение, абстрагирование, оценивание и классификация), информационные (умение осуществлять библиографический поиск, извлекать информацию из различных источников, умение работать с текстом), организационные (умение формулировать цель деятельности, планировать ее, осуществлять самоконтроль, самооценку, самокоррекцию).
Личностными результатами изучения предмета «Русский язык» являются следующие умения и качества:
– чувство прекрасного – умение чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к совершенствованию собственной речи;
– любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре;
– устойчивый познавательный интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста; потребность в чтении;
– интерес к письму, к созданию собственных текстов, к письменной форме общения;
– интерес к изучению языка;
– осознание ответственности за произнесённое и написанное слово.
Средством достижения этих результатов служат тексты учебников, вопросы и задания к ним, проблемно-диалогическая технология, технология продуктивного чтения.
Метапредметными результатами изучения курса «Русский язык» является формирование универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные УУД:
– самостоятельно формулировать проблему (тему) и цели урока; способность к целеполаганию, включая постановку новых целей;
– самостоятельно анализировать условия и пути достижения цели;
– самостоятельно составлять план решения учебной проблемы;
– работать по плану, сверяя свои действия с целью, прогнозировать, корректировать свою деятельность;
– в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.
Средством формирования регулятивных УУД служат технология продуктивного чтения и технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов).
Познавательные УУД:
– самостоятельно вычитывать все виды текстовой информации: фактуальную, подтекстовую, концептуальную; адекватно понимать основную и дополнительную информацию текста, воспринятого на слух;
– пользоваться разными видами чтения: изучающим, просмотровым, ознакомительным;
– извлекать информацию, представленную в разных формах (сплошной текст; несплошной текст – иллюстрация, таблица, схема);
– владеть различными видами аудирования (выборочным, ознакомительным, детальным);
– перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему);
– излагать содержание прочитанного (прослушанного) текста подробно, сжато, выборочно;
– пользоваться словарями, справочниками;
– осуществлять анализ и синтез;
– устанавливать причинно-следственные связи;
– строить рассуждения.
Средством развития познавательных УУД служат тексты учебника и его методический аппарат; технология продуктивного чтения.
Коммуникативные УУД:
– учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
– уметь формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать её и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;
– уметь устанавливать и сравнивать разные точки зрения прежде, чем принимать решения и делать выборы;
– уметь договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;
– уметь задавать вопросы необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром;
– уметь осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;
– осознавать важность коммуникативных умений в жизни человека;
– оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации; создавать тексты различного типа, стиля, жанра;
– оценивать и редактировать устное и письменное речевое высказывание;
– адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической формами речи, различными видами монолога и диалога;
– высказывать и обосновывать свою точку зрения;
– слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;
– выступать перед аудиторией сверстников с сообщениями;
– договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;
– задавать вопросы.
Предметными результатами изучения курса «Русский язык» является сформированность следующих умений:
– по орфоэпии: правильно произносить употребительные слова изученных частей речи;
– по лексике: употреблять слова в соответствии с их лексическим значением; пользоваться разными видами словарей;
– по морфемике и словообразованию: производить морфемный и словообразовательный разбор изученных частей речи; составлять словообразовательную цепочку; образовывать новые слова при помощи характерных для изученных частей речи средств;
– по морфологии: образовывать формы изученных частей речи; производить морфологический разбор изученных частей речи; давать определения изученных частей речи;
– по синтаксису: образовывать словосочетания с именем числительным, прилагательным, местоимением и причастием в качестве главного и зависимого слова; составлять предложения с причастными оборотами; составлять предложения с разными видами сказуемого;
– по орфографии: находить изученные орфограммы в словах и между словами; правильно писать слова с изученными орфограммами; обосновывать выбор написания; находить и исправлять орфографические ошибки; правильно писать изученные в 6-м классе слова с непроверяемыми написаниями;
– по пунктуации: находить смысловые отрезки в предложениях изученных типов и тексте; правильно оформлять предложения изученных типов в соответствии с пунктуационными правилами; обосновывать место и выбор знака препинания; находить и исправлять пунктуационные ошибки;
– по связной речи, чтению и работе с информацией: использовать в речи изученные группы слов, исходя из их текстообразующей функции, стиля речи; правильно использовать варианты форм имен прилагательных; использовать в речи синонимические формы имен прилагательных; различать широкие и узкие темы, составлять простой и сложный план текста, подбирать эпиграф; определять научный, официально-деловой стиль речи; видеть в художественном тексте описание пейзажа, интерьера; подробно и выборочно пересказывать (устно и письменно) повествовательные тексты с описанием пейзажа, интерьера; собирать и систематизировать (в зависимости от стиля речи и темы) материал к сочинению; писать сочинения-описания пейзажа, интерьера, рассказ о себе; рассуждение, отзыв о книге, находить и устранять повторы, недочёты; читать учебно-научные тексты изучающим чтением.
ИКТ – компетентность
– создавать текст на русском языке с использованием слепого десятипальцевого клавиатурного письма;
– редактировать и структурировать текст средствами текстового редактора;
– использовать средства орфографического и синтаксического контроля текста на русском языке;
– вести личный дневник (блог) с использованием возможностей Интернета;
– соблюдать нормы информационной и речевой культуры.
Требования к уровню подготовки учащихся 7 класса.
Учащиеся должны уметь:
- по орфоэпии: правильно произносить употребительные слова изученных частей речи;
- по лексике: пользоваться разными видами словарей;
- по морфемике и словообразованию: производить морфемный и словообразовательный разбор наречий и деепричастий; образовывать новые слова с помощью характерных для изученных частей речи способов словообразования;
- по морфологии: давать определения изученных частей речи; производить морфологический разбор изученных частей речи; различать омонические формы разных частей речи;
- по синтаксису: образовывать словосочетания с наречием и деепричастием в качестве одного из компонентов; выполнять разбор словосочетаний; составлять предложения с разными видами обстоятельств; составлять предложения с разными способами связи между частями;
- по связной речи: составлять предложения с учетом текстообразующих свойств изученных групп слов; использовать синонимику предложений с деепричастными оборотами и сложноподчиненных предложений, стилистически обосновано использовать предлоги, союзы; использовать частицы в стилистических целях; находить в тексте языковые средства, характерные для публицистического стиля речи; излагать подробно, сжато и выборочно текст публицистического стиля; осознанно и бегло читать тексты публицистического стиля; описывать внешность, состояние и действия человека; создавать тексты изученных типов речи; тексты, сочетающие в себе разные типы речи;
- по орфографии: находить изученные орфограммы в словах и между словами, правильно писать слова с изученными орфограммами; обосновывать выбор написания; находить и исправлять орфографические ошибки; правильно писать изученные в 7 классе слова с непроверяемыми написаниями;
- по пунктуации: находить смысловые отрезки, пунктуационно правильно оформлять предложения изученных типов; обосновывать место и выбор знака препинания; находить и исправлять пунктуационные ошибки.
2.Содержание курса
Количество часов: 140
Количество часов в неделю: 4
Содержание | Кол-во часов | Количество тестов и контрольных работ | Развитие речи |
1. Русский язык как развивающееся явление | 1 | - | - |
2. Повторение изученного материала в 5-6 классах | 10 | 1 | 1 |
3. Морфология и орфография. Культура речи. Причастие. Деепричастие. Наречие. Категория состояния. | 78 | 4 | 10 |
4. Служебные части речи. Предлог. Союз. Частица. | 38 | 4 | 5 |
5. Междометие. | 3 | - | - |
6. Повторение изученного материала в 5-7 классах | 10 | 1 | - |
ИТОГО | 140 | 10 | 16 |
3.Тематическое планирование в 7 классе
№ урока | Дата по плану | Дата по факту | Тема раздела, урока | Домашнее задание |
| | | 1 четверть - 32 часа | |
| | | РУССКИЙ ЯЗЫК КАК РАЗВИВАЮЩЕЕСЯ ЯВЛЕНИЕ (1 ЧАС) | |
1 | | | Разделы науки о языке. Синтаксис и пунктуация. | Упр.3, с. 5 |
| | | ПОВТОРЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО МАТЕРИАЛА В 5-6 КЛАССАХ (10ч.) | |
2 | | | Синтаксис. Синтаксический разбор. Пунктуация. Пунктуационный разбор. | §1,2 ответы на вопросы стр. 5,6 упр. 12, с. 8 |
3 | | | Лексика и фразеология. | §3 упр.16, с. 9 |
4 | | | Фонетика и орфография. Фонетический разбор слова. | §4 упр. 20, с. 11 |
5 | | | Словообразование и орфография. Морфемный и словообразовательный разбор. | §5 упр. 27, с. 14 |
6 | | | Морфология и орфография. Морфологический разбор слова | §6 упр. 33, с. 16 |
7 | | | Орфография | §6 упр. 44, с. 19 |
8 | | | Р/Р. Текст | Упр. 51, с. 22 |
9 | | | Диалог как текст. | §7,8 упр.59, с. 26 |
10 | | | Р/р. Стили литературного языка. Публицистический стиль. | Подготовиться к диктанту, упр. 70, с. 30 |
11 | | | Контрольный диктант по разделу «Повторение изученного материала в 5-6 классах» | Индивидуальные задания |
| | | МОРФОЛОГИЯ И ОРФОГРАФИЯ. КУЛЬТУРА РЕЧИ (76 часов) ПРИЧАСТИЕ (40 часов) | |
12 | | | Причастие как часть речи. | §12, упр. 76, с.34 |
13 | | | Морфологические признаки прилагательного и глагола у причастия | §12, упр. 78, с. 34 |
14 | | | Склонение причастий | §13, упр.80, с.36 |
15 | | | Правописание гласных в падежных окончаниях причастий. | §13, упр. 82, с.36 |
16 | | | Причастный оборот. | §14, упр.86, с.38 |
17 | | | Причастный оборот. Выделение причастного оборота запятыми. | §14, упр.89, с.39 |
18 | | | Знаки препинания в предложениях с причастным оборотом | §14, упр.91, с.40 |
19 | | | Р/Р. Описание внешности человека. Портрет в литературном произведении. | §15, упр. 98, с. 43 |
20 | | | Р/Р. Сжатое изложение | |
21 | | | Действительные и страдательные причастия. | §16, упр. 101,с. 45 |
22 | | | Краткие и полные страдательные причастия. | §17, подготовиться к словарному диктанту (слова стр. 8-40), упр. 104, с.46 |
23 | | | Действительные причастия настоящего времени. | §18, упр.108, с. 48 |
24 | | | Гласные в суффиксах действительных причастий настоящего времени. | §18, упр.110, с. 49 |
25 | | | Действительные причастия прошедшего времени. | §19, упр.115 (доделать) |
26 | | | Р/Р. Изложение по фрагменту книги Т. Сухотиной | Словарные слова |
27 | | | Страдательные причастия настоящего времени. | §20, упр. 119, с.52 |
28 | | | Гласные в суффиксах страдательных причастий настоящего времени | §20, упр.123, с.54 |
29 | | | Развитие орфографических умений | Приготовиться к диктанту |
30 | | | Контрольный диктант по теме «Гласные в суффиксах действительных и страдательных причастий настоящего времени» | Словарные слова |
31 | | | Страдательные причастия прошедшего времени. | §21, упр.127, с.57 |
32 | | | Гласные перед Н в полных и кратких страдательных причастиях прошедшего времени. | §22, упр.129, 130, с.58 |
| | | 2 четверть - 32 часа | |
33 | | | Одна буква н в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени и отглагольных прилагательных | §23, упр.133,60 |
34 | | | Две буквы н в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени и отглагольных прилагательных | Упр. 135, с.61 |
35 | | | Развитие орфографических умений | Упр. 139, с 62 |
36 | | | Одна буква н в суффиксах кратких страдательных причастий и в кратких отглагольных прилагательных. | §24, упр. 142, с.63 |
37 | | | Две буквы н в суффиксах кратких страдательных причастий и в кратких отглагольных прилагательных | §24, упр. 146, с.64 |
38 | | | Развитие орфографических умений | §24, упр.149 |
39 | | | Р/Р. Подготовка к выборочному изложению по отрывку рассказа М. Шолохова «Судьба человека» | Составить таблицу «Правописание суффиксов причастий и прилагательных» |
40 | | | Р/Р. Выборочное изложение по отрывку рассказа М. Шолохова «Судьба человека» |
41 | | | Морфологический разбор причастия. | §25, упр. 152, с. 67 |
42 | | | Диктант по теме «Одна и две буквы н в суффиксах полных и кратких страдательных причастий, в полных и кратких отглагольных прилагательных» | Словарные слова |
43 | | | Слитное написание НЕ с причастиями. | §26, упр.154, с.69 |
44 | | | Раздельное написание НЕ с причастиями. | §26, упр.156, с.69 |
45 | | | Слитное и раздельное написание НЕ с причастиями и другими частями речи. | §26, упр.158, с. 70 |
46 | | | Буквы Е и Ё после шипящих в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени. | §27, упр. 164, с. 72 (словарный диктант) |
47 | | | Развитие орфографических умений | §27, упр. 165, с.72 |
48 | | | Р/Р Подготовка к сочинению – описанию внешности человека. | Составить план сочинения |
49 | | | Р/Р. Сочинение – описание внешности человека | Сочинение |
50 | | | Повторение изученного материала о причастии. | §12-27, упр.177, с. 75 |
51 | | | Контрольная работа по теме « Правописание причастий. Пунктуация при причастном обороте». | Словарные слова |
| | | ДЕЕПРИЧАСТИЕ (12 часов) | |
52 | | | Деепричастие как часть речи | §28, упр. 183, с.78 |
53 | | | Деепричастный оборот. | §29, упр186, с.80 |
54 | | | Запятые при деепричастном обороте. | §29, упр. 189, с.81 |
55 | | | Развитие пунктуационных умений | Упр. 191, с.81 |
56 | | | Раздельное написание НЕ с деепричастиями. | §30, упр.193, с82 |
57 | | | Развитие орфографических умений | Упр.195, с.82 |
58 | | | Деепричастия несовершенного вида. | §31, упр.199, с.84 |
59 | | | Деепричастия совершенного вида. | §32, упр.208, с.88 |
60 | | | Морфологический разбор деепричастия | §33, упр. 211, с.89. |
61 | | | Р/Р Сочинение с описанием действия. | Индивидуальные задания, вопросы стр.89 |
62 | | | Повторение изученного о деепричастии. | Упр. 216, с.90 |
63 | | | Контрольная работа по теме «Деепричастие» | Словарные слова |
| | | НАРЕЧИЕ(22 ЧАСА) | |
64 | | | Наречие как часть речи. | §34, упр.221, с.93 |
| | | 3 четверть - 40 часов | |
65 | | | Разряды наречий | §35, упр. 228,с. 96 |
66 | | | Смысловые группы наречий. | §35, упр.232, с.97 (сочинение в форме дневниковых записей) |
67 | | | Степени сравнения наречий. | §36, упр. 237 ,с. 99 (словарные слова) |
68 | | | Морфологический разбор наречия. | §37, упр. 240, с.101 |
69 | | | Слитное написание НЕ с наречиями на -О и –Е. | §38, упр. 244, с.102 |
70 | | | Раздельное написание НЕ с наречиями на -О и –Е. | Упр.247, с.103 |
71 | | | Слитное и раздельное написание НЕ с разными частями речи. | Упр. 249, с.104 |
72 | | | Буквы Е и И в приставках НЕ- и НИ- отрицательных наречий. | §39, упр.252, с. 105 |
73 | | | Развитие орфографически умений | §39, упр. 254, с. 106 |
74 | | | Одна и две буквы Н в наречиях на – О и –Е. | §40 упр.258, с.107 |
75 | | | Одна две буквы Н в разных частях речи | Упр.259, с.107 |
76 | | | Р/Р Сочинение. Описание действий. | Дописать сочинение |
77 | | | Буквы О и Е после шипящих на конце наречий. | §42, упр. 242 (дополнить таблицу) |
78 | | | Буквы О и А на конце наречий | §43, упр.271, с.112 |
79 | | | Дефис между частями слова в наречиях. | §44, упр. 278, с. 114, подготовиться к словарному диктанту |
80 | | | Слитное написание приставок в наречиях, образованных от существительных и количественных числительных. | §45, упр. 283, с.116 |
81 | | | Раздельное написание приставок в наречиях, образованных от существительных и количественных числительных. | §45, упр.286, с.117 |
82 | | | Мягкий знак после шипящих на конце наречий. | §46, упр. 289, 118 |
83 | | | Повторение изученного о наречии. | §32-46, упр.296, с.120 |
84 | | | Контрольный диктант по теме « Наречие». | Словарные слова |
85 | | | Р/Р. Учебно-научная речь. Отзыв. Учебный доклад | Упр. 303, с.123(сочинение) |
| | | КАТЕГОРИЯ СОСТОЯНИЯ (4 часа) | |
86 | | | Категория состояния как часть речи. | §49, упр.319, с.130 |
87 | | | Морфологический разбор категории состояния. | §50, упр.322, с.132 |
88 | | | Р/Р Подготовка к изложению | Составить план текста |
89 | | | Р/Р. Сжатое изложение ( упр. 281) | Словарные слова |
| | | СЛУЖЕБНЫЕ ЧАСТИ РЕЧИ (37 ЧАСОВ) ПРЕДЛОГ (8 ЧАСОВ) | |
90 | | | Самостоятельные и служебные части речи. Предлог как часть речи. | §51, 52,Упр.329,с. 136 |
91 | | | Употребление предлогов. | §53, упр. 336, с.138 |
92 | | | Непроизводные и производные предлоги. | §54, упр. 342, с.141 |
93 | | | Простые и составные предлоги. Морфологический разбор предлогов. | §55,56, упр. 347, с.143, |
94 | | | Р/Р. Сочинение (упр. 348) | Индивидуальная работа с текстом |
95 | | | Слитное и раздельное написание производных предлогов. | §57, упр350. С.145 |
96 | | | Раздельное написание производных предлогов. | §57, упр.352, с.145 |
97 | | | Диктант по разделу «Предлог» | Дифференцированное задание |
| | | СОЮЗ (14 часов) | |
98 | | | Союз как часть речи. Простые и составные союзы. | §58, 59. упр.361, с.148 |
99 | | | Союзы сочинительные и подчинительные. | §60, упр. 363, с.150 |
100 | | | Запятая между простыми предложениями в союзном сложном предложении. | §61, упр.365, с. 151 |
101 | | | Запятая между простыми предложениями в союзном сложносочиненном предложении. | §61, упр.367, с.152 |
102 | | | Запятая между простыми предложениями в союзном сложноподчиненном предложении. | выписать из текстов художественных произведений примеры сложных предложений |
103 | | | Диктант по разделам «Предлог», «Союз» | Словарные слова |
104 | | | Сочинительные союзы | Упр375, с.154 |
| | | 4 четверть - 36 часов | |
105 | | | Подчинительные союзы | §63, упр. 380, с.156 |
106 | | | Морфологический разбор союза. | §64, упр. 383, с.158 |
107 | | | Р/Р. Сочинение на тему «Книга – наш друг и советчик» | Сочинение дописать |
108 | | | Слитное написание союзов ТАКЖЕ, ТОЖЕ, ЧТОБЫ. | §65, упр.389, с.160 |
109 | | | Развитие орфографических умений | §65, упр.392, с.161 |
110 | | | Повторение сведений о предлогах и союзах. (Самостоятельная работа) | Упр.400, с.163 |
111 | | | Контрольный диктант по теме «Союз» | Словарные слова |
| | | ЧАСТИЦА (16 часов). | |
112 | | | Частица как часть речи. | §66, упр.403, с.165 |
113 | | | Разряды частиц. Формообразующие частицы. | §68, упр. 407, с.166 |
114 | | | Р/Р. Сочинение по теме «Горе рассказчик» | Сочинение дописать |
115 | | | Смыслоразличительные частицы. | §68, упр. 418, с.170 |
116 | | | Раздельное и дефисное написание частиц. | §69, упр.425, с.172 |
117 | | | Морфологический разбор частицы | Упр.427, с.173 |
118 | | | Отрицательные частицы НЕ и НИ. | §71, упр.435, с.176 |
119 | | | Различение частицы не и приставки НЕ-. | §72, упр.440, с.177 |
120 | | | Развитие орфографических умений | §72, упр.443, с. 178 |
121 | | | Р/Р. Сочинение - рассказ по данному сюжету (по упр.446) | Дописать сочинение |
122 | | | Частица НИ, приставка НИ-, союз НИ… НИ. | §73, упр. 448, с.180 |
123 | | | Развитие орфографических умений | §73, упр. 450, с.180 |
124 | | | Р/Р Подготовка к подробному изложению с элементами сочинения | Индивидуальная работа с текстом |
125 | | | Р/Р. Подробное изложение с элементами сочинения |
126 | | | Повторение изученного материала о частицах. | упр. 456, с.182 |
127 | | | Диктант по разделу «Частица» | Дифференцированные задания |
| | | Междометие (3 часа) | |
128 | | | Междометие как часть речи | §74, упр. 461, с.184 |
129 | | | Дефис в междометиях | §75, упр. 464, с.185 |
130 | | | Знаки препинания при междометиях. | §75, упр. 465, с. 185 |
| | | ПОВТОРЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО МАТЕРИАЛА В 5-7 КЛАССАХ (10 часов) | |
131 | | | Разделы науки о русском языке. Текст. Стили речи. | §76,77, упр. 470, с.187 |
132 | | | Учебно-научная речь. | §76,77 упр. 474, с.188 |
133 | | | Фонетика и графика. | §78, упр. 481, с. 190 |
134 | | | Лексика и фразеология. | §79, упр. 484, с. 191 |
135 | | | Морфемика. Словообразование. | §80, упр. 489, с.193 |
136 | | | Морфология | §81, упр. 495, с. 196 |
137 | | | Орфография. | §82, упр. 502, с. 197 |
138 | | | Контрольный диктант по разделу «Повторение» | Словарные слова |
139 | | | Синтаксис. Пунктуация. | §83,84, упр. 509, с. 200 |
140 | | | Обобщающее повторение | Повторение изученного |
12