Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №3
г. Вязьмы Смоленской области
СОГЛАСОВАНО: УТВЕРЖДАЮ:
Заместитель директора по УВР Директор МБОУ СОШ №3
___________Т.М. Агеева ___________Н.А. Венедиктова
«____»______________20 __ г. «____»______________20 __ г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по русскому языку в 7-х классах
учитель: Виноградова Н.М.
Рассмотрено на заседании ШМО Протокол № ___ от «___»___________ 20__г. Руководитель ШМО____________ (подпись) _______________________________ (расшифровка) | Принято на заседании педагогического совета. Протокол №______________ От « »___________ 20__г |
2017 - 2018 учебный год
Пояснительная записка
Рабочая программа по русскому языку для 7 класса составлена на основе Образовательной; программы основного общего образования МБОУ СОШ №3; Программы по русскому языку для общеобразовательных учреждений, 5 – 9 классы Т.А. Ладыженской, М.Т.Баранова, Л.А.Тростенцовой и др. Москва «Просвещение», 2016г. и ФГОС ООО.
Используемые УМК.
Учебник: Русский язык 7 класс. Учебник для общеобразовательных организаций Т.А.Ладыженская, М.Т.Баранов и др., Москва «Просвещение», 2015г.
Рабочая тетрадь по русскому языку 7 класс, Л.А.Тростенцова, А.Д.Дейкина, С.И.Невская, Москва «Экзамен», 2014г.
Количество часов на год - 170ч. Дополнительный час направлен на изучение наиболее сложных тем (« Причастие», « Наречие», « Деепричастие») и развитие речи.
Количество часов в неделю- 5ч.
Плановое количество контрольных работ - 9 (5 контрольных диктантов, 2 контрольных сочинения, 1 контрольное изложение, 1 контрольное тестирование). Промежуточная аттестация проводится в форме диктанта.
1.Планируемые образовательные результаты освоения учебного предмета
Речь и речевое общение
Ученик научится:
• использовать различные виды монолога (повествование, описание, рассуждение; сочетание разных видов монолога) в различных ситуациях общения;
• использовать различные виды диалога в ситуациях формального и неформального, межличностного и межкультурного общения;
• соблюдать нормы речевого поведения в типичных ситуациях общения;
• оценивать образцы устной монологической и диалогической речи с точки зрения соответствия ситуации речевого общения, достижения коммуникативных целей речевого взаимодействия, уместности использованных языковых средств;
• предупреждать коммуникативные неудачи в процессе речевого общения.
Ученик получит возможность научиться:
• выступать перед аудиторией с небольшим докладом; публично представлять проект, реферат; публично защищать свою позицию;
• участвовать в коллективном обсуждении проблем, аргументировать собственную позицию, доказывать её, убеждать;
• понимать основные причины коммуникативных неудач и объяснять их.
Речевая деятельность
Аудирование
Ученик научится:
• различным видам аудирования (с полным пониманием аудиотекста, с пониманием основного содержания, с выборочным извлечением информации); передавать содержание аудиотекста в соответствии с заданной коммуникативной задачей в устной форме;
• понимать и формулировать в устной форме тему, коммуникативную задачу, основную мысль, логику изложения учебно-научного, публицистического, официально-делового, художественного аудиотекстов, распознавать в них основную и дополнительную информацию, комментировать её в устной форме;
• передавать содержание учебно-научного, публицистического, официально-делового, художественного аудиотекстов в форме плана, тезисов, ученического изложения (подробного, выборочного, сжатого).
Ученик получит возможность научиться:
• понимать явную и скрытую (подтекстовую) информацию публицистического текста (в том числе в СМИ), анализировать и комментировать её в устной форме.
Чтение
Ученик научится:
• понимать содержание прочитанных учебно-научных, публицистических (информационных и аналитических, художественно-публицистического жанров), художественных текстов и воспроизводить их в устной форме в соответствии с ситуацией общения, а также в форме ученического изложения (подробного, выборочного, сжатого), в форме плана, тезисов (в устной и письменной форме);
• использовать практические умения ознакомительного, изучающего, просмотрового способов (видов) чтения в соответствии с поставленной коммуникативной задачей;
• передавать схематически представленную информацию в виде связного текста;
• использовать приёмы работы с учебной книгой, справочниками и другими информационными источниками, включая СМИ и ресурсы Интернета;
• отбирать и систематизировать материал на определённую тему, анализировать отобранную информацию и интерпретировать её в соответствии с поставленной коммуникативной задачей.
Ученик получит возможность научиться:
• понимать, анализировать, оценивать явную и скрытую (подтекстовую) информацию в прочитанных текстах разной функционально-стилевой и жанровой принадлежности;
• извлекать информацию по заданной проблеме (включая противоположные точки зрения на её решение) из различных источников (учебно-научных текстов, текстов СМИ, в том числе представленных в электронном виде на различных информационных носителях, официально-деловых текстов), высказывать собственную точку зрения на решение проблемы.
Говорение
Ученик научится:
• создавать устные монологические и диалогические высказывания (в том числе оценочного характера) на актуальные социально-культурные, нравственно-этические, бытовые, учебные темы (в том числе лингвистические, а также темы, связанные с содержанием других изучаемых учебных предметов) разной коммуникативной направленности в соответствии с целями и ситуацией общения (сообщение, небольшой доклад в ситуации учебно-научного общения, бытовой рассказ о событии, история, участие в беседе, споре);
• обсуждать и чётко формулировать цели, план совместной групповой учебной деятельности, распределение частей работы;
• извлекать из различных источников, систематизировать и анализировать материал на определённую тему и передавать его в устной форме с учётом заданных условий общения;
• соблюдать в практике устного речевого общения основные орфоэпические, лексические, грамматические нормы современного русского литературного языка; стилистически корректно использовать лексику и фразеологию, правила речевого этикета.
Ученик получит возможность научиться:
• создавать устные монологические и диалогические высказывания различных типов и жанров в учебно-научной (на материале изучаемых учебных дисциплин), социально-культурной и деловой сферах общения;
• выступать перед аудиторией с докладом; публично защищать проект, реферат;
• участвовать в дискуссии на учебно-научные темы, соблюдая нормы учебно-научного общения;
• анализировать и оценивать речевые высказывания с точки зрения их успешности в достижении прогнозируемого результата.
Письмо
Ученик научится:
• создавать письменные монологические высказывания разной коммуникативной направленности с учётом целей и ситуации общения (ученическое сочинение на социально-культурные, нравственно-этические, бытовые и учебные темы, рассказ о событии, тезисы, неофициальное письмо, отзыв, расписка, доверенность, заявление);
• излагать содержание прослушанного или прочитанного текста (подробно, сжато, выборочно) в форме ученического изложения, а также тезисов, плана;
• соблюдать в практике письма основные лексические, грамматические, орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка; стилистически корректно использовать лексику и фразеологию.
Ученик получит возможность научиться:
• писать рецензии, рефераты;
• составлять аннотации, тезисы выступления, конспекты;
• писать резюме, деловые письма, объявления с учётом внеязыковых требований, предъявляемых к ним, и в соответствии со спецификой употребления языковых средств.
Текст
Ученик научится:
• анализировать и характеризовать тексты различных типов речи, стилей, жанров с точки зрения смыслового содержания и структуры, а также требований, предъявляемых к тексту как речевому произведению;
• осуществлять информационную переработку текста, передавая его содержание в виде плана (простого, сложного), тезисов, схемы, таблицы и т. п.;
• создавать и редактировать собственные тексты различных типов речи, стилей, жанров с учётом требований к построению связного текста.
Ученик получит возможность научиться:
• создавать в устной и письменной форме учебно-научные тексты (аннотация, рецензия, реферат, тезисы, конспект, участие в беседе, дискуссии), официально-деловые тексты (резюме, деловое письмо, объявление) с учётом внеязыковых требований, предъявляемых к ним, и в соответствии со спецификой употребления в них языковых средств.
Функциональные разновидности языка
Ученик научится:
• владеть практическими умениями различать тексты разговорного характера, научные, публицистические, официально-деловые, тексты художественной литературы (экстралингвистические особенности, лингвистические особенности на уровне употребления лексических средств, типичных синтаксических конструкций);
• различать и анализировать тексты разных жанров научного (учебно-научного), публицистического, официально-делового стилей, разговорной речи (отзыв, сообщение, доклад как жанры научного стиля; выступление, статья, интервью, очерк как жанры публицистического стиля; расписка, доверенность, заявление как жанры официально-делового стиля; рассказ, беседа, спор как жанры разговорной речи);
• создавать устные и письменные высказывания разных стилей, жанров и типов речи (отзыв, сообщение, доклад как жанры научного стиля; выступление, интервью, репортаж как жанры публицистического стиля; расписка, доверенность, заявление как жанры официально-делового стиля; рассказ, беседа, спор как жанры разговорной речи; тексты повествовательного характера, рассуждение, описание; тексты, сочетающие разные функционально-смысловые типы речи);
• оценивать чужие и собственные речевые высказывания разной функциональной направленности с точки зрения соответствия их коммуникативным требованиям и языковой правильности;
• исправлять речевые недостатки, редактировать текст;
• выступать перед аудиторией сверстников с небольшими информационными сообщениями, сообщением и небольшим докладом на учебно-научную тему.
Ученик получит возможность научиться:
• различать и анализировать тексты разговорного характера, научные, публицистические, официально-деловые, тексты художественной литературы с точки зрения специфики использования в них лексических, морфологических, синтаксических средств;
• анализировать образцы публичной речи с точки зрения её композиции, аргументации, языкового оформления, достижения поставленных коммуникативных задач;
• выступать перед аудиторией сверстников с небольшой протокольно-этикетной, развлекательной, убеждающей речью.
Общие сведения о языке
Ученик научится:
• характеризовать основные социальные функции русского языка в России и мире, место русского языка среди славянских языков, роль старославянского (церковнославянского) языка в развитии русского языка;
• определять различия между литературным языком и диалектами, просторечием, профессиональными разновидностями языка, жаргоном и характеризовать эти различия;
• оценивать использование основных изобразительных средств языка.
Ученик получит возможность научиться:
• характеризовать вклад выдающихся лингвистов в развитие русистики.
Фонетика и орфоэпия. Графика
Ученик научится:
• проводить фонетический анализ слова;
• соблюдать основные орфоэпические правила современного русского литературного языка;
• извлекать необходимую информацию из орфоэпических словарей и справочников; использовать её в различных видах деятельности.
Ученик получит возможность научиться:
• опознавать основные выразительные средства фонетики (звукопись);
• выразительно читать прозаические и поэтические тексты;
• извлекать необходимую информацию из мультимедийных орфоэпических словарей и справочников; использовать её в различных видах деятельности.
Морфемика и словообразование
Ученик научится:
• делить слова на морфемы на основе смыслового, грамматического и словообразовательного анализа слова;
• различать изученные способы словообразования;
• анализировать и самостоятельно составлять словообразовательные пары и словообразовательные цепочки слов;
• применять знания и умения по морфемике и словообразованию в практике правописания, а также при проведении грамматического и лексического анализа слов.
Ученик получит возможность научиться:
• характеризовать словообразовательные цепочки и словообразовательные гнёзда, устанавливая смысловую и структурную связь однокоренных слов;
• опознавать основные выразительные средства словообразования в художественной речи и оценивать их;
• извлекать необходимую информацию из морфемных, словообразовательных и этимологических словарей и справочников, в том числе мультимедийных;
• использовать этимологическую справку для объяснения правописания и лексического значения слова.
Лексикология и фразеология
Ученик научится:
• проводить лексический анализ слова, характеризуя лексическое значение, принадлежность слова к группе однозначных или многозначных слов, указывая прямое и переносное значение слова, принадлежность слова к активной или пассивной лексике, а также указывая сферу употребления и стилистическую окраску слова;
• группировать слова по тематическим группам;
• подбирать к словам синонимы, антонимы;
• опознавать фразеологические обороты;
• соблюдать лексические нормы в устных и письменных высказываниях;
• использовать лексическую синонимию как средство исправления неоправданного повтора в речи и как средство связи предложений в тексте;
• опознавать основные виды тропов, построенных на переносном значении слова (метафора, эпитет, олицетворение);
• пользоваться различными видами лексических словарей (толковым словарём, словарём синонимов, антонимов, фразеологическим словарём и др.) и использовать полученную информацию в различных видах деятельности.
Ученик получит возможность научиться:
• объяснять общие принципы классификации словарного состава русского языка;
• аргументировать различие лексического и грамматического значений слова;
• опознавать омонимы разных видов;
• оценивать собственную и чужую речь с точки зрения точного, уместного и выразительного словоупотребления;
• опознавать основные выразительные средства лексики и фразеологии в публицистической и художественной речи и оценивать их; объяснять особенности употребления лексических средств в текстах научного и официально-делового стилей речи;
• извлекать необходимую информацию из лексических словарей разного типа (толкового словаря, словарей синонимов, антонимов, устаревших слов, иностранных слов, фразеологического словаря и др.) и справочников, в том числе мультимедийных; использовать эту информацию в различных видах деятельности.
Морфология
Ученик научится:
• опознавать самостоятельные (знаменательные) части речи и их формы, служебные части речи;
• анализировать слово с точки зрения его принадлежности к той или иной части речи;
• употреблять формы слов различных частей речи в соответствии с нормами современного русского литературного языка;
• применять морфологические знания и умения в практике правописания, в различных видах анализа;
• распознавать явления грамматической омонимии, существенные для решения орфографических и пунктуационных задач.
Ученик получит возможность научиться:
• анализировать синонимические средства морфологии;
• различать грамматические омонимы;
• опознавать основные выразительные средства морфологии в публицистической и художественной речи и оценивать их; объяснять особенности употребления морфологических средств в текстах научного и официально-делового стилей речи;
• извлекать необходимую информацию из словарей грамматических трудностей, в том числе мультимедийных; использовать эту информацию в различных видах деятельности.
Синтаксис
Ученик научится:
• опознавать основные единицы синтаксиса (словосочетание, предложение) и их виды;
• употреблять синтаксические единицы в соответствии с нормами современного русского литературного языка;
Ученик получит возможность научиться:
• анализировать синонимические средства синтаксиса;
• опознавать основные выразительные средства синтаксиса в публицистической и художественной речи и оценивать их; объяснять особенности употребления синтаксических конструкций в текстах научного и официально-делового стилей речи;
• анализировать особенности употребления синтаксических конструкций с точки зрения их функционально-стилистических качеств, требований выразительности речи.
Правописание: орфография и пунктуация
Ученик научится:
• соблюдать орфографические и пунктуационные нормы в процессе письма (в объёме содержания курса);
• объяснять выбор написания в устной форме (рассуждение) и письменной форме (с помощью графических символов);
• обнаруживать и исправлять орфографические и пунктуационные ошибки;
• извлекать необходимую информацию из орфографических словарей и справочников; использовать её в процессе письма.
Ученик получит возможность научиться:
• демонстрировать роль орфографии и пунктуации в передаче смысловой стороны речи;
• извлекать необходимую информацию из мультимедийных орфографических словарей и справочников по правописанию; использовать эту информацию в процессе письма.
2. Содержание учебного предмета
Русский язык как развивающееся явление (1 ч)
Повторение изученного в 5 – 6 классах (8ч)
Синтаксис. Синтаксический разбор. Пунктуация. Пунктуационный разбор. Лексика и фразеология. Фонетика и орфография. Словообразование и орфография. Морфология и орфография.
Развитие речи (далее Р.Р.)
Контрольная работа (далее К.Р.) Входной контрольный диктант №1.
Тексты и стили речи (4ч)
Текст. Стили литературного языка. Диалог. Виды диалогов. Публицистический стиль.
Причастие (32ч =8)
Причастие как часть речи. Синтаксическая роль причастий в предложении. Действительные и страдательные причастия. Полные и краткие страдательные причастия. Причастный оборот; выделение запятыми причастного оборота.
Склонение полных причастий и правописание гласных в падежных окончаниях причастий. Образование действительных и страдательных причастий настоящего и прошедшего времени
Не с причастиями. Правописание гласных в суффиксах действительных и страдательных причастий. Одна и две буквы н в суффиксах полных причастий и прилагательных, образованных от глаголов. Одна буква н в кратких причастиях.
Деепричастие (13 + 2)
Деепричастие как часть речи Глагольные и наречные свойства деепричастия. Синтаксическая роль деепричастий в предложении. Текстообразующая роль деепричастий. Деепричастный оборот; знаки препинания при деепричастном обороте. Выделение одиночного деепричастия запятыми (ознакомление). Деепричастия совершенного и несовершенного вида и их образование.
Не с деепричастиями.
Р.Р.Составление рассказа по картине.
Наречие (26 + 9)
Наречие как часть речи. Синтаксическая роль наречий в предложении. Степени сравнения наречий и их образование. Текстообразующая роль наречий. Словообразование наречий.
Правописание не с наречиями на -о и -е; не- и ни- в наречиях. Одна и две буквы н в наречиях на -о и -е. Буквы о и е после шипящих на конце наречий. Суффиксы -о и -а на конце наречий. Дефис между частями слова в наречиях. Слитные и раздельные написания наречий. Буква ь после шипящих на конце наречий.
Р.Р. Творческое задание по картине. Сочинение-рассуждение. Сложный план.Учебно-научная речь. Отзыв. Учебный доклад.
Категория состояния (3+ 2)
Категория состояния как часть речи. Ее отличие от наречий. Синтаксическая роль слов категории состояния.
Р.Р. Сжатое изложение текста с описанием состояния природы
Р.Р. Творческое задание. Рассказ от имени героя.
СЛУЖЕБНЫЕ ЧАСТИ РЕЧИ (1ч)
Предлог ( 7+2)
Предлог как служебная часть речи. Синтаксическая роль предлогов в предложении. Непроизводные и производные предлоги. Простые и составные предлоги. Текстообразующая роль предлогов.
Слитные и раздельные написания предлогов (в течение, ввиду, вследствие и др.). Дефис в предлогах из-за, из-под.
Уметь правильно употреблять предлоги в и на, с и из, правильно употреблять существительные с предлогами по, благодаря, согласно, вопреки, пользоваться в речи предлогами-синонимами.
Р.Р. Текст. Стили речи. Впечатление от картины.
Союз (15 +2)
Союз как служебная часть речи. Синтаксическая роль союзов в предложении. Простые и составные союзы. Союзы сочинительные и подчинительные; сочинительные союзы - соединительные, разделительные и противительные. Употребление сочинительных союзов в простом И сложном предложениях; употребление подчинительных союзов в сложном предложении. Текстообразующая роль союзов.
Слитные и раздельные написания союзов. Отличие на письме союзов зато, тоже, чтобы от местоимений с предлогом и частицами и союза также от наречия так с частицей же.
Р.Р. Употребление союзов в художественной речи. Сочинение-рассуждение о книге
Частица (15 + 3)
Частица как служебная часть речи. Синтаксическая роль частиц' в предложении. Формообразующие и смысловые частицы. Текстообразующая роль частиц.
Различение на письме частиц не и ни. Правописание не и ни с различными частями речи.
Р.Р. Сочинение по картине. Сочинение-рассказ по данному сюжету.
Междометие. Звукоподражательные слова (4)
Междометие как часть речи. Синтаксическая роль междометий в предложении.
Звукоподражательные слова и их отличие от междометий. Дефис в междометиях. Интонационное выделение междометий. Запятая и восклицательный знак при междометиях.
Уметь выразительно читать предложения с междометиями.
ПОВТОРЕНИЕ И СИСТЕМАТИЗАЦИЯ ИЗУЧЕННОГО ( 11+ 2)
Разделы науки о языке. Текст. Стили речи. Фонетика. Графика. Лексика и фразеология. Морфология. Орфография. Синтаксис. Пунктуация.
.
3.Календарно-тематическое планирование
№ урока | Тема урока. Основное содержание. | Дата |
| | план | фактически |
1. | Русский язык как развивающееся явление | | |
Повторение изученного в 5-6 классах ( 8+4) |
2. | Синтаксис и пунктуация. | | |
3. | Лексика и фразеология. | | |
4. | Фонетика и орфография. | | |
5. | Словообразование и орфография. | | |
6. | Морфология и орфография. | | |
7-8-9-10 | Р.р. Текст. Диалог как текст. Виды диалога. Подготовка к сочинению в форме письма о летних впечатлениях. Написание сочинения. | | |
11. | Р.р. Стили литературного языка. Публицистический стиль, его жанры, языковые особенности. | | |
12- 13. | Входная контрольная работа .Анализ диктанта | | |
Морфология. Орфография. Культура речи. Причастие. (32+8) |
14-15 | Причастие как часть речи. Свойства прилагательных и глаголов у причастия. Синтаксическая роль причастия. | | |
16-17 | Склонения причастий. Правописание гласных а падежных окончаниях причастий. | | |
16-18. | Причастный оборот. Текстообразующая роль причастия. | | |
19. | . Знаки препинания при причастном обороте. | | |
20-21 | Р.р. Описание внешности человека. Анализ текстов по теме. | | |
22. | Действительные и страдательные причастия. | | |
23. | Краткие страдательные причастия. | | |
24-25-26. | Действительные причастия настоящего времени. Гласные в суффиксах действительных причастий настоящего времени. | | |
27-28 | Действительные причастия прошедшего времени. Гласные перед суффиксами в прчастиях. | | |
29-30 | Р.р. Изложение с изменением формы действующего лица. | | |
31-32. | Страдательные причастия настоящего времени. Гласные в суффиксах страдательных причастий настоящего времени. | | |
33. | Страдательные причастия прошедшего времени. | | |
34. | Гласные перед одной и двумя буквами Н в страдательных причастиях и прилагательных, образованных от глаголов. | | |
35-36. | Одна и две буквы Н в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени и прилагательных, образованных от глаголов. | | |
37-38. | Одна и две буквы Н в суффиксах кратких страдательных причастий прошедшего времени и кратких прилагательных. | | |
39-40. | Р.р. Выборочное изложение (художественное описание портрета литературного героя). | | |
41. | Морфологический разбор причастий. | | |
42-43. | Р.р. Сочинение по личным наблюдениям на тему: «Вы с ним знакомы». | | |
44-46 | Проверочный диктант. Слитное и раздельное написание НЕ с причастиями. | | |
47. | Буквы Е и Ё после шипящих в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени. | | |
48-49. | Подготовка проекта «Портреты моих одноклассников».Защита проекта. | | |
50. | Повторение пройденного материала. | | |
51-52. | Контрольный диктант и его анализ. Работа над ошибками. | | |
Деепричастие (13+2) |
53-54. | Понятие о деепричастии и деепричастном обороте. Глагольные и наречные свойства деепричастия. Синтаксическая роль деепричастия. | | |
55-56. | Деепричастный оборот. Пунктуация при деепричастном обороте. | | |
57. | Выделение одиночного деепричастия запятыми. | | |
58-59. | Деепричастия совершенного вида. Деепричастия несовершенного вида и их образование. | | |
60. | Морфологический разбор деепричастий. | | |
61. | Закрепление темы «Деепричастие». | | |
62. | Обобщение и систематизация материала по теме «Деепричастие». | | |
63-64. | Р.р. Сочинение на основе картины С. Григорьева «Вратарь» от имени одного из действующих лиц картины. | | |
65. | Рубежная контрольная работа. | | |
66-67. | Контрольный диктант №3.Анализ диктанта. | | |
Наречие (26+9) |
68-69. | Наречие как часть речи. Синтаксическая роль. Текстообразующая роль наречий. | | |
70-71 | Смысловые группы наречий. Словообразование наречий. | | |
72-73. | Степени сравнения наречий и их образование. | | |
74. | Морфологический разбор наречий. | | |
75-76. | Р.р. Сочинение-рассуждение на тему: «Прозвища». | | |
77-78. | Слитное и раздельное написание НЕ с наречиями на О и Е. | | |
79-80. | Буквы Е и И в приставках НЕ и НИ отрицательных наречий. | | |
81-82. | Одна и две буквы Н в наречиях на О и Е. | | |
83-84. | Р.р. Описание действий как вид текста: структура текста, его языковые особенности. Анализ текстов по теме. | | |
85. | Буквы О и Е после шипящих на конце наречий. | | |
86-87 | Р.р. Сочинение в форме репортажа или интервью о процессе труда по личным наблюдениям. | | |
88. | Буквы О и А на конце наречий с приставками ИЗ-, ДО-, С-. | | |
89. | Р.р. Изложение по тексту с использованием наречий. | | |
90-91. | Дефис между частями слова в наречиях. | | |
92-93. | Р.р. Описание внешности и действий человека по картине Е.Н. Широкова «Друзья». | | |
94. | Проверочная работа по теме « Дефис между частями слова в разных частях речи». | | |
95-96-97 | Слитное и раздельное написание наречий, образованных от существительных и количественных числительных. Контрольный словарный диктант. | | |
98. | Ь после шипящих на конце наречий. | | |
99-100. | Повторение темы «Наречие». | | |
101-102. | Контрольное изложение №1. | | |
103. | Р.р. Учебно-научная речь. Отзыв. Учебный доклад. | | |
Категория состояния (3+2) |
104 | Категория состояния как часть речи. Ее отличие от наречий. Синтаксическая роль слов категории состояния. | | |
105. | Морфологический разбор категории состояния. | | |
106. | Р.р. Выборочное изложение с описанием состояния природы (К. Паустовский «Обыкновенная земля»). | | |
107. | Категория состояния (закрепление темы). | | |
108. | Р.р. Контрольное сочинение №1 на лингвистическую тему. | | |
Самостоятельные и служебные части речи (1 час) |
109. | Самостоятельные и служебные части речи |
Предлог (7+2) |
110. | Предлог как служебная часть речи. Синтаксическая роль предлогов в предложении. | | |
111. | Употребление предлогов. Текстообразующая роль предлогов. | | |
112. | Непроизводные и производные предлоги. | | |
113. | Простые и составные предлоги. Морфологический разбор предлога. | | |
114-115. | Р.р. Рассказ-репортаж на основе увиденного на картине (А.В. Сайкина «Детская спортивная школа») по данному началу. | | |
116. | Слитное и раздельное написание производных предлогов. | | |
117. | Слитное и раздельное написание производных предлогов. Дефис в предлогах. | | |
118. | Проверочный диктант. | | |
Союз (15+2) |
119. | Союз как служебная часть речи. Синтаксическая роль союзов. | | |
120. | Союзы простые и составные. | | |
121-122. | Союзы сочинительные и подчинительные. Запятая перед союзами в сложном предложении. | | |
123. | Сочинительные союзы- соединительные, разделительные и противительные. | | |
124-125. | Употребление сочинительных союзов в простом предложении с однородными членами и в сложном предложении. Знаки препинания. | | |
126. | Сочинительные союзы. Текстообразующая роль союзов. | | |
127. | Подчинительные союзы. Морфологический разбор союзов. | | |
128-129. | Р.р. Сочинение-рассуждение на дискуссионную тему. | | |
130-131. | Слитное написание союзов ТАКЖЕ, ТОЖЕ, ЧТОБЫ, ЗАТО. Отличие от местоимений с предлогом и частицами. | | |
132-133. | Закрепление изученного по теме «Союз». | | |
134. | Контрольный диктант №4 по темам «Предлог» и «Союз». | | |
135. | Анализ контрольного диктанта. | | |
Частица (15+3) |
136. | Понятие о частице как о служебной части речи. Синтаксическая роль частиц. | | |
137. | Формообразующие и отрицательные частицы. | | |
138-139. | Смысловые частицы. | | |
140. | Раздельное и слитное написание частиц. | | |
141. | Морфологический разбор частиц. | | |
142-143. | Контрольное изложение №2. | | |
144. | Различение на письме частиц НЕ и НИ. | | |
145. | Приставка НЕ и частица НИ с различными частями речи. | | |
146. | Закрепление правописания частицы НЕ с различными частями речи. | | |
147. | Различение частицы НИ, союза НИ-НИ, приставки НИ. | | |
148-149. | Р.р. Рассказ по данному сюжету. | | |
150. | Повторение изученного о частицах. | | |
151. | Контрольный диктант №5. | | |
152. | Анализ контрольного диктанта. Работа над ошибками. | | |
153. | Р.р. Составление «рассказа в рассказе» по данному началу и концу. | | |
Междометие. Звукоподражательные слова (4 часа). |
154. 155. | Междометие как часть речи. Дефис в междометиях. Синтаксическая роль междометий. | | |
156. | Междометие. Знаки препинания при междометиях. | | |
157. | Звукоподражательные слова, их отличие от междометий. | | |
Повторение и систематизация изученного в 5-7 классах (11+2) |
158. | Русский язык. Разделы науки о языке. Текст. Стили речи. | | |
159-160. | Р.р. Контрольное сочинение №2. | | |
161. | Фонетика. Графика. | | |
162. | Лексика и фразеология. | | |
163-164-165-166. | Морфология. Словообразование. Орфограммы в приставках, корнях слов. Орфограммы в суффиксах и окончаниях слов. | | |
167. | Промежуточная аттестация. | | |
168-169. | Синтаксис и пунктуация. | | |
170. | Контрольное тестирование. | | |