Рабочая программа по предмету «Русский язык.» для обучающихся 6 класса составлена в соответствии с примерной программой общего образования по русскому для 5-9 классов. Предметная линия учебников Т.А. Ладыженской, М.Т. Баранова, Л.А. Тростенцовой. 5-9 классы – М.: Просвещение, 2013г.
На изучение предмета «Русский язык» в 6 классе в учебном плане филиала МАОУ «Прииртышская СОШ» - «Полуяновская СОШ » отводится 6 часа в неделю,204 часа в год.
• использовать различные виды монолога (повествование, описание, рассуждение; сочетание разных видов монолога) в различных ситуациях общения;
• использовать различные виды диалога в ситуациях формального и неформального, межличностного и межкультурного общения;
• оценивать образцы устной монологической и диалогической речи с точки зрения соответствия ситуации речевого общения, достижения коммуникативных целей речевого взаимодействия, уместности использованных языковых средств;
• предупреждать коммуникативные неудачи в процессе речевого общения.
• выступать перед аудиторией с небольшим докладом;публично представлять проект, реферат; публично защищать свою позицию;
• участвовать в коллективном обсуждении проблем, аргументировать собственную позицию, доказывать её, убеждать;
• понимать основные причины коммуникативных неудачи объяснять их.
• различным видам аудирования (с полным пониманием аудиотекста, с пониманием основного содержания, с выборочным извлечением информации); передавать содержание аудиотекста в соответствии с заданной коммуникативной задачей в устной форме;
• понимать и формулировать в устной форме тему, коммуникативную задачу, основную мысль, логику изложения учебно-научного, публицистического, официально-делового, художественного аудиотекстов, распознавать в них основную и дополнительную информацию, комментировать её в устной форме;
• передавать содержание учебно-научного, публицистического, официально-делового, художественного аудиотекстов в форме плана, тезисов, ученического изложения (подробного, выборочного, сжатого).
• понимать явную и скрытую (подтекстовую) информацию публицисти-ческого текста (в том числе в СМИ),анализировать и комментировать её в устной форме.
• понимать содержание прочитанных учебно-научных, публицистических (информационных и аналитических, художественно-публицистических жанров), художественных текстов и воспроизводить их в устной форме в соответствии с ситуацией общения, а также в форме ученического изложения (подробного, выборочного, сжатого), в форме плана, тезисов (в устной и письменной форме);
• использовать практические умения ознакомительного, изучающего, просмотрового способов (видов) чтения в соответствии с поставленной коммуникативной задачей;
• использовать приёмы работы с учебной книгой, справочниками и другими информационными источниками, включая СМИ и ресурсы Интернета;
• отбирать и систематизировать материал на определённую тему, анализировать отобранную информацию и интерпретировать её в соответствии с поставленной коммуникативной задачей.
• понимать, анализировать, оценивать явную и скрытую (подтекстовую) информацию в прочитанных текстахразной функционально-стилевой и жанровой принадлежности;
• извлекать информацию по заданной проблеме (включаяпротивоположные точки зрения на её решение) из различных источников (учебно-научных текстов, текстов СМИ,в том числе представленных в электронном виде на различных информационных носителях, официально-деловых текстов), высказывать собственную точку зрения на решениепроблемы.
• создавать устные монологические и диалогические высказывания (в том числе оценочного характера) на актуальные социально-культурные, нравственно-этические, бытовые, учебные темы (в том числе лингвистические, а также темы, связанные с содержанием других изучаемых учебных предметов) разной коммуникативной направленности в соответствии с целями и ситуацией общения (сообщение, небольшой доклад в ситуации учебно-научного общения, бытовой рассказ о событии, история, участие в беседе, споре);
• обсуждать и чётко формулировать цели, план совместной групповой учебной деятельности, распределение частей работы;
• извлекать из различных источников, систематизировать и анализировать материал на определённую тему и передавать его в устной форме с учётом заданных условий общения;
• соблюдать в практике устного речевого общения основные орфоэпические, лексические, грамматические нормы современного русского литературного языка; стилистически корректно использовать лексику и фразеологию, правила речевого этикета.
• создавать устные монологические и диалогическиевысказывания различных типов и жанров в учебно-научной(на материале изучаемых учебных дисциплин), социально-культурной и деловой сферах общения;
• участвовать в дискуссии на учебно-научные темы, соблюдая нормы учебно-научного общения;
• анализировать и оценивать речевые высказыванияс точки зрения их успешности в достижении прогнозируемого результата.
• создавать письменные монологические высказывания разной коммуникативной направленности с учётом целей и ситуации общения (ученическое сочинение на социально- культурные, нравственно-этические, бытовые и учебные темы, рассказ о событии, тезисы, неофициальное письмо, отзыв, расписка, доверенность, заявление);
• излагать содержание прослушанного или прочитанного текста (подробно, сжато, выборочно) в форме ученического изложения, а также тезисов, плана;
• соблюдать в практике письма основные лексические, грамматические, орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка; стилистически корректно использовать лексику и фразеологию.
• писать резюме, деловые письма, объявления с учётомвнеязыковых требований, предъявляемых к ним, и в соответствии со спецификой употребления языковых средств.
• анализировать и характеризовать тексты различных типов речи, стилей, жанров с точки зрения смыслового содержания и структуры, а также требований, предъявляемых к тексту как речевому произведению;
• осуществлять информационную переработку текста, передавая его содержание в виде плана (простого, сложного), тезисов, схемы, таблицы и т.п.;
• создавать и редактировать собственные тексты различных типов речи, стилей, жанров с учётом требований к построению связного текста.
• создавать в устной и письменной форме учебно-научные тексты (аннотация, рецензия, реферат, тезисы, конспект, участие в беседе, дискуссии), официально-деловыетексты (резюме, деловое письмо, объявле-ние) с учётом внеязыковых требований, предъявляемых к ним, и в соот-ветствии со спецификой употребления в них языковых средств.
• владеть практическими умениями различать тексты разговорного характера, научные, публицистические, официально-деловые, тексты художественной литературы (экстралингвистические особенности, лингвис-тические особенности на уровне употребления лексических средств, типичных синтаксических конструкций);
• различать и анализировать тексты разных жанров научного (учебно-научного), публицистического, официально-делового стилей, разговорной речи (отзыв, сообщение, доклад как жанры научного стиля; выступление, статья, интервью, очерк как жанры публицистического стиля; расписка, доверенность, заявление как жанры официально-делового стиля; рассказ, беседа, спор как жанры разговорной речи);
• создавать устные и письменные высказывания разных стилей, жанров и типов речи (отзыв, сообщение, доклад как жанры научного стиля; выступление, интервью, репортаж как жанры публицистического стиля; расписка, доверенность, заявление как жанры официально-делового стиля; рассказ, беседа, спор как жанры разговорной речи; тексты повествовательного характера, рассуждение, описание; тексты, сочетающие разные функционально-смысловые типы речи);
• оценивать чужие и собственные речевые высказывания разной функциональной направленности с точки зрения соответствия их коммуникативным требованиям и языковой правильности;
• выступать перед аудиторией сверстников с небольшими информационными сообщениями, сообщением и небольшим докладом на учебно-научную тему.
• различать и анализировать тексты разговорного характера, научные, публицистические, официально-деловые,тексты художественной литературы с точки зрения специфики использования в них лексических, морфологических,синтаксических средств;
• создавать тексты различных функциональных стилейи жанров (аннотация, рецензия, реферат, тезисы, конспекткак жанры учебно-научного стиля), участвовать в дискуссиях на учебно-научные темы; составлять резюме, деловоеписьмо, объявление в официально-деловом стиле; готовитьвыступление, информационную заметку, сочинение-рассуждение в публицистическом стиле; принимать участиев беседах, разговорах, спорах в бытовой сфере общения, соблюдая нормы речевого поведения; создавать бытовые рассказы, истории, писать дружеские письма с учётом внеязыковых требований, предъявляемых к ним, и в соответствиисо спецификой употребления языковых средств;
• анализировать образцы публичной речи с точки зрения её композиции, аргументации, языкового оформления,достижения поставленных коммуникативных задач;
• выступать перед аудиторией сверстников с небольшой протокольно-этикетной, развлекательной, убеждающей речью.
• характеризовать основные социальные функции русского языка в России и мире, место русского языка среди славянских языков, роль старославянского (церковнославянского) языка в развитии русского языка;
• определять различия между литературным языком и диалектами, просторечием, профессиональными разновидностями языка, жаргоном и характеризовать эти различия;
• оценивать использование основных изобразительных средств языка.
• характеризовать вклад выдающихся лингвистов в развитие русистики.
Фонетика и орфоэпия. Графика
• соблюдать основные орфоэпические правила современного русского литературного языка;
• извлекать необходимую информацию из орфоэпических словарей и справочников; использовать её в различных видах деятельности.
• извлекать необходимую информацию из мультимедийных орфоэпичес-ких словарей и справочников; использовать еёв различных видах деятельности.
• делить слова на морфемы на основе смыслового, грамматического и словообразовательного анализа слова;
• анализировать и самостоятельно составлять словообразовательные пары и словообразовательные цепочки слов;
• применять знания и умения по морфемике и словообразованию в практике правописания, а также при проведении грамматического и лексического анализа слов.
• характеризовать словообразовательные цепочкии словообразовательные гнёзда, устанавливая смысловуюи структурную связь однокоренных слов;
• опознавать основные выразительные средства словообразования в художественной речи и оценивать их;
• извлекать необходимую информацию из морфемных,словообразовательных и этимологических словарей и справочников, в том числе мультимедийных;
• использовать этимологическую справку для объяснения правописания и лексического значения слова.
• проводить лексический анализ слова, характеризуя лексическое значение, принадлежность слова к группе однозначных или многозначных слов, указывая прямое и переносное значение слова, принадлежность слова к активной или пассивной лексике, а также указывая сферу употребления и стилистическую окраску слова;
• использовать лексическую синонимию как средство исправления неоправданного повтора в речи и как средство связи предложений в тексте;
• опознавать основные виды тропов, построенных на переносном значении слова (метафора, эпитет, олицетворение);
• пользоваться различными видами лексических словарей (толковым словарём, словарём синонимов, антонимов, фразеологическим словарём и др.) и использовать полученную информацию в различных видах деятельности.
• оценивать собственную и чужую речь с точки зренияточного, уместного и выразительного словоупотребления;
• опознавать основные выразительные средства лексикии фразеологии в публицистической и художественной речии оценивать их; объяснять особенности употребления лексических средств в текстах научного и официально-делового стилей речи;
• извлекать необходимую информацию из лексическихсловарей разного типа (толкового словаря, словарей синонимов, антонимов, устаревших слов, иностранных слов, фразеологического словаря и др.) и справочников, в том числемультимедийных; использовать эту информацию в различных видах деятельности.
• опознавать самостоятельные (знаменательные) части речи и их формы; служебные части речи;
• анализировать слово с точки зрения его принадлежности к той или иной части речи;
• употреблять формы слов различных частей речи в соответствии с нормами современного русского литературного языка;
• применять морфологические знания и умения в практике правописания, в различных видах анализа;
• распознавать явления грамматической омонимии, существенные для решения орфографических и пунктуационных задач.
• опознавать основные выразительные средства морфологии в публицистической и художественной речи и оценивать их; объяснять особенности употребления морфологических средств в текстах научного и официально-деловогостилей речи;
• извлекать необходимую информацию из словарей грамматических трудностей, в том числе мультимедийных; использовать эту информацию в различных видах деятельности.
• опознавать основные единицы синтаксиса (словосочетание, предложе-ние) и их виды;
• анализировать различные виды словосочетаний и предложений с точки зрения структурной и смысловой организации, функциональной предназна-ченности;
• употреблять синтаксические единицы в соответствии с нормами современного русского литературного языка;
• использовать разнообразные синонимические синтаксические конструк-ции в собственной речевой практике;
• применять синтаксические знания и умения в практике правописания, в различных видах анализа.
• опознавать основные выразительные средства синтаксиса в публицистической и художественной речи и оценивать их; объяснять особенности употребления синтаксических конструкций в текстах научного и официально-деловогостилей речи;
• анализировать особенности употребления синтаксических конструкций с точки зрения их функционально-стилистических качеств, требований выразительности речи.
• соблюдать орфографические и пунктуационные нормы в процессе письма (в объёме содержания курса);
• объяснять выбор написания в устной форме (рассуждение) и письменной форме (с помощью графических символов);
• извлекать необходимую информацию из орфографических словарей и справочников; использовать её в процессе письма.
• извлекать необходимую информацию из мультимедийных орфографических словарей и справочников по правописанию; использовать эту информацию в процессе письма.
• выявлять единицы языка с национально-культурным компонентом значения в произведениях устного народного творчества, в художественной литературе и исторических текстах;
• приводить примеры, которые доказывают, что изучение языка позволяет лучше узнать историю и культуру страны;
• уместно использовать правила русского речевого этикета в учебной деятельности и повседневной жизни.
• характеризовать на отдельных примерах взаимосвязьязыка, культуры и истории народа — носителя языка;
• анализировать и сравнивать русский речевой этикетс речевым этикетом отдельных народов России и мира.
Деление текста на части; официально-деловой стиль, его языковые особенности.
Тема 3. Текст. ( 7 часов)
Тема 4. Лексика и фразеология. Культура речи (15 ч)
I. Повторение пройденного по лексике в 5 классе.
Исконно русские слова. Заимствованные слова. Общеупотребительные слова. Профессионализмы, диалектизмы, жаргонизмы. Нейтральные и стилистически окрашенные слова. Устаревшие слова. Неологизмы.
Основные пути пополнения словарного состава русского языка.
Толковые словари иностранных слов, устаревших слов.
Фразеология как раздел науки о языке. Свободные сочетания слов и фразеологические обороты. Основные признаки фразеологизмов. Стилистически нейтральные и окрашенные фразеологизмы. Источники фразеологизмов. Использование фразеологизмов в речи. Фразеологический словарь.
I. Повторение пройденного по морфемике в 5 классе.
Основные способы образования слов в русском языке: с помощью морфем (морфологический) - приставочный, суффиксальный, приставочно-суффиксальный, бессуффиксный; осново- и словосложение, сложение полных и сокращенных слов, аббревиация (сокращение слов и словосочетаний). Образование слов в результате слияния сочетаний слов в слово.
Понятие об этимологии и этимологическом разборе слов. Этимологические словари.
Правописание чередующихся гласных о и а в-' корнях -гор- - -гар-, -кос- - -кас-. Правописание гласных в приставках пре- и при-, буквы ы и и после приставок на согласные. Правописание соединительных гласных о и е.
5.1.Имя существительное (25 ч)
I. Повторение сведений об имени существительном, полученных в 5 классе.
Склонение существительных на -мя. Несклоняемые существительные. Текстообразующая роль существительных. Словообразование имен существительных.
Не с существительными. Правописание гласных в суффиксах -ек, -ик; буквы о и е после шипящих и ц в суффиксах -ок (-ек), -онк, -онок. Согласные ч и щ в суффиксе -чик (-щик).
5.2.Имя прилагательное (25ч)
I. Повторение сведений об имени прилагательном, полученных в 5 классе.
Качественные, относительные и притяжательные прилагательные. Степени сравнения прилагательных; образование степеней сравнения. Словообразование имен прилагательных.
Не с именами прилагательными. Буквы о и е после шипящих и ц в суффиксах прилагательных; правописание гласных и согласных в суффиксах -ан- (-ян-), -ин-, -онн- (-енн-) в именах прилагательных; различение на письме суффиксов -к- и -ск-. Слитное и дефисное написание сложных прилагательных.
II. Умение правильно образовывать степени сравнения прилагательных, соблюдать правильное ударение при образовании степеней сравнения, определять значение суффиксов в именах прилагательных (уменьшительно-ласкательное и неполноты качества).
Умение употреблять в речи прилагательные в переносном значении.
5.3. Имя числительное (17 ч )
I. Имя числительное как часть речи. Синтаксическая роль имен числительных в предложении. Числительные количественные и порядковые. Числительные простые и составные. Текстообразующая роль числительных.
Склонение количественных числительных. Правописание гласных в падежных окончаниях; буква ь в середине и на конце числительных. Слитное и раздельное написание числительных.
Склонение порядковых числительных. Правописание гласных в падежных окончаниях порядковых числительных.
5.4. Местоимение (25 ч)
I. Местоимение как часть речи. Синтаксическая роль местоимений в предложении. Разряды местоимений. Склонение местоимений. Текстообразующая роль местоимений.
Раздельное написание предлогов с местоимениями. Буква и в личных местоимениях 3-го лица после предлогов. Образование неопределенных местоимений. Дефис в неопределенных местоимениях перед суффиксами -то, -либо, -нибудь и после приставки кое-.
Не в неопределенных местоимениях. Слитное и раздельное написание не и ни в отрицательных местоимениях.
5.5. Глагол (32 ч)
I. Повторение сведений о глаголе, полученных в 6 классе.
Переходные и непереходные глаголы. Изъявительное, условное и повелительное наклонения. Раздельное написание частицы бы (б) с глаголами в условном наклонении. Буквы ь и и в глаголах в повелительном наклонении. Разноспрягаемые глаголы. Безличные глаголы. Текстообразующая роль глаголов. Словообразование глаголов.
Правописание гласных в суффиксах -ова(ть), -ева(ть) и -ыва(ть), -ива(ть).
В рабочей программе используются аббревиатуры: УОНЗ – урок «открытия» новых знаний, УОМН – урок общеметодологической направленности, УР – урок рефлексии, УРК – урок развивающего контроля
№ урока | № в теме | ДАТА | Тема | Тип урока, форма проведения | Планируемые предметные результаты |
ПЛАН | ФАКТ |
Русский язык- один из развитых языков мира. |
1 | 1 | | | Русский язык – один из развитых языков мира | Вводный урок | Знать содержание и структуру учебного пособия, основные средства художественной изобразительности; уметь находить их в тексте. Различать понятия развитый и развитой; что язык является важнейшим средством человеческого общения. Уметь составлять план лекции учителя. |
Повторение изученного в 5 классе (15часов) |
1/2 | 1 | | | Фонетика, орфоэпия, графика. Фонетический разбор слова. | Урок повторения и обобщения знаний, умений и навыков | Знать основные орфограммы, изученные в 5 классе, понятие нормы русского языка; предмет изучения фонетики, орфоэпии. Уметь применять алгоритмы алгоритмы выбора верного написания; работать с таблицами и схемами; производить фонетический разбор слова. |
2/ 3 | 1 | | | Морфемы в слове. Морфемный разбор слова. | Урок повторения и обобщения знаний, умений и навыков | Знать основные понятия темы. Уметь производить морфемный разбор слова; определять основную мысль текста, давать развернутые ответы на вопросы. |
3/4 | 1 | | | Орфограммы в приставках и в корнях слов. | Урок повторения и обобщения знаний, умений и навыков | Знать основные понятия темы. Уметь производить морфемный разбор слова; классифицировать орфограммы и применять алгоритмы выбора верного написания. |
4/5 | 1 | | | Части речи. Морфологический разбор слова. | Урок повторения и обобщения ЗУН | Знать основные понятия темы. Уметь производить морфемный разбор слова;определять принадлежность слов к различным частям речи по морфологическим признакам. |
5/6 | 1 | | | Орфограмма в окончаниях | Урок повторения и обобщения ЗУН | Знать условия выбора орфограммы. Уметь выбирать орфограмму в зависимости от склонения и спряжения слова; определять тип и стиль речи, находить изобразительно-выразительные средства |
6/7 | 1 | | | Р.р. Сочинение на тему «Интересная встреча» | Урок развития речи | Уметь определять тип и стиль сочинения; знать об особенностях и стилевом своеобразии разговорной речи(рассказа); владеть навыками анализа композиционно-жанровых особенностях рассказа |
7/8 | 1 | | | Словосочетание | Урок повторения и обобщения ЗУН | Знать, как называются члены словосочетания; уметь отличать словосочетание от слова и предложения; самостоятельно составлять словосочетания по указанным схемам. |
8/9 | 1 | | | Простое предложение. Знаки препинания в конце и внутри простого предложения. | Урок повторения и обобщения ЗУН | Знать виды пунктуации в простых предложениях; термины пунктограмма, грамматическая основа. Уметь характеризовать предложение по цели высказывания, по эмоциональной окраске, пунктационно верно оформлять на письме. |
9/ 10 | 1 | | | Сложное предложение. Знаки препинания в сложном предложении | Урок повторения и обобщения ЗУН | Знать , что общего и чем различаются простые и сложные предложения, способы связи простых предложений в составе сложного. Уметь выделять грамматические основы; различать простое предложение с однородными членами, соединенными союзом и, и сложное предложение, части которого соединены также союзом и; пунктуационно верно оформлять на письме изученные конструкции предложений |
10/11 | 1 | | | Синтаксический и пунктуационный разбор предложения | Урок повторения и обобщения ЗУН | Знать , что общего и чем различаются простые и сложные предложения, способы связи простых предложений в составе сложного. |
11/12 | 1 | | | Прямая речь. Диалог | Урок повторения и обобщения ЗУН | Знать постановку знаков препинания при прямой речи и диалоге; глаголы, вводящие прямую речь Уметь определять границы прямой речи и слов автора; строить предложения с прямой речью по указанным схемам; превращать предложения с прямой речью в диалог и наоборот, ставить знаки препинания в предложениях с прямой речью идиалогах |
12/13 | 1 | | | Р.Р.Текст | Урок развития речи | Знать определение текста; смысловые типы текстов. Уметь составлять текст из указанных предложений |
13/14 | 1 | | | Ключевые слова. Текст и стили речи | Урок повторения и обобщения ЗУН | Знать понятие официально-деловой стиль; стилевые черты, сферу употребления. Уметь определять особенности данного стиля; отличать официально-деловой стиль от других стилей речи; составлять и оформлять деловые бумаги. |
14/15 | 1 | | | Входной контрольный диктант с грамматическим заданием | Урок контроля | Владеть орфографическими и пунктуационными навыками на уровне образовательных стандартов. Уметь сравнивать и анализировать языковые факты, отражать в письменной форме результаты своей деятельности. |
15/16 | 1 | | | Анализ контрольного диктанта | Урок работы над ошибками. | Знать орфограммы и пунктограммы в рамках изученных тем. Уметь анализировать контрольную работу, классифицировать ошибки и выполнять работу над ошибками. |
| | | Лексика и фразеология. Культура речи. (17 часов) |
1/ 17 | 1 | | | Повторение изученного по лексике в 5 классе.Лексикография .Словари. | Урок повторения и обобщения ЗУН | Знать основные лексические понятия, лексического и грамматического значения слова. Уметь определять значение многозначного слова, отличать омонимы от многозначных слов; уметь составить словарную статью, сравнивать статьи в толковом словаре. |
2/ 18 | 1 | | | Р.р. Подготовка к написанию сочинения по картине А.М.Герасимова «После дождя | Урок развития речи | Знать композиционно-жанровое своеобразие и особенности текста-описания(сочинения-описания) Уметь определять тему, основную мысль текста, создавать текст на заданную тему, используя различные лексические средства связи, в частности описательные обороты к ключевым словам в тексте. |
3/ 19 | 1 | | | Р.р. Написание сочинения по картине А.М.Герасимова «После дождя» | Урок развития речи | Знать композиционно-жанровое своеобразие и особенности текста-описания(сочинения-описания) Уметь определять тему, основную мысль текста, создавать текст на заданную тему, используя различные лексические средства связи, в частности описательные обороты к ключевым словам в тексте. |
4/ 20 | 1 | | | Общеупотребительные слова. | Урок сообщения новых знаний; формирование УН | Знать , что такое общеупотребительные слова. Уметь находить общеупотребительные и не общеупотребительные слова , объяснять их значение и уместность употребления. |
5/ 21 | 1 | | | Профессионализмы. | Урок сообщения новых знаний; формирование УН | Знать определение профессиональных слов, их сферу употребления. Уметь находить профессиональные слова в тексте, в «Толковом словаре», составлять с ними распространенные предложения |
6/ 22 | 1 | | | Диалектизмы. | Урок сообщения новых знаний; формирование УН | Знать понятия диалект, диалектная речь; знать, что диалектизмы часто употребляются в текстах художественной литературы. Уметь находить диалектизмы в тексте, в «Толковом словаре», составлять с ними предложения |
7/ 23 | 1 | | | Р.Р. Подготовка к написанию сжатого изложения по тексту М.Булатова и В.Порудоминского | Урок развития речи | Уметь составлять план, определять тип и стиль теста, самостоятельно редактировать и творчески перерабатывать собственный текст, сжато его излагать. |
8/ 24 | 1 | | | Р.Р. Написание сжатого изложения по тексту М.Булатова и В.Порудоминского |
9/ 25 | 1 | | | Жаргонизмы | Урок сообщения новых знаний; формирование УН | Знать причины возникновения и устаревания жаргонизмов; определение жаргонизмов, сферу их употребления. Уметь находить жаргонизмы и эмоционально окрашенные слова в текстах, определять их роль и значение |
10/26 | 1 | | | Устаревшие слова. | Урок сообщения новых знаний; формирование УН | Знать понятия историзмы, архаизмы; отличие историзмов от архаизмов. Уметь пользоваться словарем устаревших слов , правильно использовать их в речи, понимать значение и роль в текстах. |
11/27 | 1 | | | Неологизмы | Урок сообщения новых знаний; формирование УН | Знать понятие неологизмы; пути пополнения словарного состава русского языка Уметь находить неологизмы в текстах упражнений;объяснять ЛЗ слов. |
12/28 | 1 | | | Исконно русские и заимствованные слова | Урок сообщения новых знаний; формирование УН | Знать определение заимствованных и исконно русских слов; основные причины заимствования новых слов, способы заимствования, признаки и источники заимствования. Уметь оценивать речь с точки зрения целесообразности и уместности |
13/29 | 1 | | | Фразеологизмы. | Урок сообщения новых знаний; формирование УН | Знать определение фразеологизма. Знать, что фразеологизм может быть синонимом слова. Уметь находить фразеологизмы в «Толковом словаре», «Словаре фразеологизмов»; заменять слова синонимичными им фразеологизмами; использовать фразеологизмы в речи. |
14/30 | 1 | | | Повторение и обобщение изученного в разделе «Лексика» | Урок повторения и обобщения | Знать основные лексические понятия; уметь пользоваться словарями |
15/31 | 1 | | | Тест по теме «Лексика» | Урок контроля | Знать основные лексические понятия, владеть навыками самоконтроля и самостоятельной работы |
16/32 | 1 | | | Контрольный диктант по теме «Лексика» | Урок контроля | Владеть орфографическими и пунктуационными навыками образовательных стандартов . Уметь сравнивать и анализировать языковые факты, отражать в письменной форме результаты Своей деятельности |
17/33 | 1 | | | Анализ контрольной работы. Работа над ошибками. | Урок работы над ошибками. | Знать орфограммы и пунктограммы изученных тем. Уметь анализировать контрольную работу, классифицировать ошибки и выполнять работу над ошибками. |
Словообразование. Орфография. (23 часа) |
1/ 34 | 3 | | | Повторение изученного в 5 классе по теме «Морфемика». | Урок повторения и обобщения | Знать понятие морфема, способы словоизменения, неизменяемость служебных частей речи и наречий; различать нулевое окончание; знать о ЛЗ корня и закрепленности его в корне; иметь представление о корневой омонимии, паронимах(без определения) |
2/ 35 | | | | Словообразование |
3/ 36 | | | | Орфография |
4/ 37 | 1 | | | Р.р. Сочинение- описание интерьера | Урок развития речи | Знать понятие интерьер; знать об описании как смысловом типе текста; структуру описания помещения. Уметь описывать и различать описание в художественном и официально-деловом стилях; самостоятельно редактировать и творчески перерабатывать собственный текст. |
5/ 38 | 1 | | | Основные способы образования слов в русском языке. Приставочный и суффиксальный. | Урок сообщения новых знаний; формирование УН | Знать основные способы образования слов в русском языке. Уметь производить словообразовательный разбор слова. Уметь пользоваться словообразовательными словарями, группировать слова с одинаковой структурой, определять способ и средства словообразования |
6/ 39 | 1 | | | Основные способы образования слов в русском языке. Сложение. Сращение. | Урок сообщения новых знаний; формирование УН |
7/ 40 | 1 | | | Этимология слова | Урок сообщения новых знаний; формирование УН | Знать какие сведения сообщаются в словарной статье этимологического словаря.- Уметь пользоваться этимологическим словарем, подготовить устное выступление на предложенные темы |
8/ 41 | 1 | | | Систематизация материалов к сочинению. Сложный план. | Урок развития речи | Знать об описании как смысловом типе текста; понятия простой и сложный план, отличия планов. Уметь составлять сложный план, самостоятельно редактировать и творчески перерабатывать собственный текст, используя составленный план. |
9/ 42 | 1 | | | Буквы О и А в корне – кос---кас- | Урок сообщения новых знаний; формирование УН | Знать условия выбора букв О-А в корнях КОС-КАС, отличать корни с проверяемыми гласными от корней с чередованием, уметь безошибочно писать |
10/ 43 | 1 | | | Буквы О и А в корне – гор- - гар-, -зор—зар-. | Урок сообщения новых знаний; формирование УН | Знать условия выбора букв О-А в корнях ГОР-ГАР, ЗОР-ЗАР, отличать корни с проверяемыми гласными от корней с чередованием, уметь безошибочно писать |
11/ 44 | 1 | | | Буквы Ии Ы после приставок | Урок сообщения новых знаний; формирование УН | Знать условия выбора букв Ии Ы после приставок на согласные. Уметь применять правило на практике |
12/ 45 | 1 | | | Гласные в приставках пре- и при- | Урок сообщения новых знаний; формирование УН | Знать о зависимости написания гласных в приставках ПРЕ- и ПРИ- от лексического значения, уметь правильно определять значение приставок и в зависимости от значения выбирать приставку |
| | |
13/46 | 1 | | | Зависимость написания гласных в приставках ПРЕ- и ПРИ- |
14/ 47 | 1 | | | Трудные случаи написания приставок пре- и при- | Урок сообщения новых знаний; формирование УН | Знать, что выбор приставок зависит от ЛЗ приставки. Уметь различать приставки пре- и при- в соответствии с ЛЗ; в трудных случаях обращаться к словарям |
15/ 48 | 1 | | | Соединительные О и Е в сложных словах. | Урок сообщения новых знаний; формирование УН | Знать об образовании сложных слов от основ исходных слов с помощью соединительных гласных О и Е. Уметь правильно выбирать соединительную гласную О и Е в сложных словах |
16/ 49 | 1 | | | Сложносокращенные слова | Урок сообщения новых знаний; формирование УН | Знать понятие аббревиатуры, уметь их читать, определять род сложносокращенных слов, виды сложносокращенных слов по способу их образования. Уметь определять лексическое значение сложносокращенных слов;употреблять их с именами прилагательными, глаголами прошедшего времени |
17/ 50 | 1 | | | Морфемный и словообразовательный разбор слова. | Урок сообщения новых знаний; формирование УН | Знать планы разбора.различия словообразовательного разбора и разбора слова по составу, уметь производить словообразовательный разбор и разбор слова по составу |
18/ 51 | 1 | | | Повторение изученного по теме «Словообразование и орфография» | Урок повторения и обобщения | Знать основные понятия раздела, уметь пользоваться словарями, выполнять морфемный словообразовательный разбор слов. |
19/52 | 1 | | | Контрольное тестирование по теме «Словообразование и орфография» |
20/ 53 | 1 | | | Контрольный диктант с грамматическим заданием по теме «Словообразование» | Урок контроля | Уметь определять тему, основную мысль, тип, стиль речи, выполнять задания по грамматике на основе исходного текста |
21/54 | 1 | | | Анализ контрольного диктанта. Работа над ошибками. | Урок работы над ошибками | Знать орфограммы и пунктограммы изученных тем. Уметь анализировать контрольную работу, классифицировать ошибки и выполнять работу над ошибками. |
22/ 55 | 1 | | | Р.Р. подготовка к написанию сочинения по картине Т. Н. Яблонской «Утро» | Урок развития речи | Знать особенности написания сочинения по картине. Уметь писать сочинение -описание пейзажа, создавать текст в соответствии с заданным типом речи, использовать цепную и параллельную связь, синонимы и однокоренные слова как средства выразительности |
23/56 | 1 | | | Р.р. Написание сочинения по картине Т.Н.Яблонской «Утро» |
Морфология. Орфография. |
Имя существительное (22 часа) |
1/ 57 | 1 | | | Повторение изученного в 5 классе по теме «Имя существительное» | Урок повторения и обобщения | Знать морфологические признаки ИС; его роль в предложении; род, число, падеж, типы склонения существительных. Уметь дифференцировать понятие «живое-мертвое» и грамматическую категорию одушевленности-неодушевленности; ставить большую букву и кавычки в написании ИС, писать почтовый адрес. |
2/ 58 | 1 | | | Склонение имени существительного |
3/ 59 | 1 | | | Падежные окончания существительных на -ия, -ий, -ие. | Урок повторения и обобщения | Знать правильное определение падежа; склонение сущ. На -ия, -ие, -ий. Уметь ставить падежный вопрос к существительному; правильно употреблять предлоги с падежами. |
4/ 60 | 2 | | | Разносклоняемые имена существительные. | Урок сообщения новых знаний; формирование УН | Знать, что существительные на -МЯ и слово ПУТЬ находятся вне склонений; правило склонения существительных на -МЯ. Уметь правильно образовывать формы косвенных падежей существительных на -МЯ, определять род, тип склонений существительных, обосновывать выбор гласной в окончаниях |
5/ 61 | | | | Буква Е в суффиксе -ен- существительных на -мя. |
6/ 62 | 1 | | | Несклоняемые имена существительные. | Урок сообщения новых знаний; формирование УН | Знать, что большинство несклоняемых существительных -заимствованные слова, их невозможно разобрать по составу. Уметь правильно употреблять несклоняемые существительные в косвенных падежах |
| | |
7/ 63 | 1 | | | Способы определения рода несклоняемых имён существительных |
8/ 64 | 1 | | | Согласование прилагательных и глаголов прошедшего времени с несклоняемыми существительными | | |
9/ 65 | 1 | | | Имена существительные общего рода. | Урок сообщения новых знаний; формирование УН | Знать об именах существительных общего рода. Уметь опознавать их, согласовывать подлежащее - существительное общего рода и сказуемое, употреблять в речи |
10/ 66 | 1 | | | Морфологический разбор имени существительного. | Урок сообщения новых знаний; формирование УН | Знать морфологические признаки имени существительного, порядок морфологического разбора.. Уметь определять морфологические признаки имени существительного; производить его морфологический разбор, употреблять в речи |
11/67 | 1 | | | Р.Р. Подготовка к сочинению по личным наблюдениям «Первый раз в музее» (упр.236) | Урок развития речи | Знать о временном единстве в повествовании Уметь подбирать и систематизировать материал, грамотно излагать свои мысли на заданную тему, |
12/68 | 1 | | | Р.Р. написание сочинения по личным наблюдениям «Первый раз в музее» | Урок сообщения новых знаний; формирование УН | Знать условия выбора слитного или раздельного написания НЕ с существительными. Уметь различать приставку, частицу, часть корня НЕ |
13/69 | | | | Не с существительными Образование существительных с помощью приставки НЕ- |
14/70 | 1 | | | Буквы Ч и Щ в суффиксе —чик- - (щик-) | Урок сообщения новых знаний; формирование УН | Знать способ действия при выборе написания в существительных суффиксов -ЧИК- и -ЩИК-. Уметь применять этот способ действия для правильного написания суффиксов -ЧИК и -ЩИК-; отличать слова с суффиксом -ЧИК-, -ЩИК- от сходных с суффиксом -ИК- |
15/ 71 | | | | Отличие слов с суффиксом -ЧИК-, -ЩИК- от сходных с суффиксом -ИК- |
16/72 | 1 | | | Гласные в суффиксах -ек и-ик- ИС. | Урок сообщения новых знаний; формирование УН | Знать способ действия при выборе написания в существительных суффиксов -ЕК-, -ИК-; условия выбора Уметь применять этот способ действия на практике, опознавать значение и сферу употребления слов с уменьшительно-ласкательными суффиксами |
17/73 | 1 | | | Гласные О и Е после шипящих в суффиксах существительных | Урок сообщения новых знаний; формирование УН | Знать условия выбора букв О-Е после шипящих в суффиксах существительных. Уметь выбирать буквы Е-О после шипящих в суффиксах -ОК-, -ЕК-, -ОНОК- и др. Уметь выбирать буквы Е-0 после шипящих в суффиксах -ОК-, -ЕК-, -ОНОК- и др. |
18/74 19/75 | 2 | | | Повторение темы «Имя существительное» | Урок повторения и обобщения знаний по теме | Знать основные орфограммы, изученные в разделе «Имя существительное» Уметь использовать основные приемы информационной пЕреработки устного и письменного текста; владеть навыками самостоятельной работы |
| | |
20/ 76 | 1 | | | Тест по теме: «Имя существительное» | Урок контроля | Знать правила написания основных орфограмм; уметь использовать полученные знания по теме; владеть навыками самостоятельной работы и самоконтроля |
21/ 77 | 1 | | | Контрольный диктант с грамматическим заданием по теме: «Имя существительное» | Урок контроля | Уметь воспринимать текст на слух, безошибочно его воспроизводить, выполнять дополнительные задания, связанные со значением существительного, морфологическими признаками, синтаксической ролью в предложении |
22/78 | 1 | | | Анализ контрольного диктанта | Урок работы над ошибками. | Знать орфограммы и пунктограммы изученных тем. Уметь анализировать контрольную работу, классифицировать ошибки и выполнять работу над ошибками. |
Имя прилагательное (31 час) |
1/ 79 2/ 80 | 2 | | | Повторение изученного в 5 классе по теме «Имя прилагательное» | Урок повторения и обобщения знаний по теме | Знать основные морфологические признак прилагательного, его синтаксическую роль в предложении. Уметь находить прилагательные в тексте, устанавливать их связь с существительным, определять род, число, падеж; различать твердый и мягкий типы основы, ставить вопрос от существительного к прилагательному, чтобы правильно написать безударное падежное окончание ИП. |
3/ 81 | 1 | | | Краткие прилагательные | Урок повторения и обобщения знаний по теме | Знать написание падежных окончанийприлагательных; морфемный состав прилагательных; правило выбора буквы после шипящей в окончаниях ИП; переход из одной части в другую(рабочий, столовая) |
4/ 82 | 1 | | | Р.Р. Описание природы | Урок развития речи | Знать структуру описания как тип речи; понятие пейзажная зарисовка. Уметь составлять текст- описание пейзажа в художественном стиле, употреблять средства выразительности языка |
5/ 83 | 1 | | | Степени сравнения имен прилагательных | Урок сообщения новых знаний; формирование УН | Знать общий признак образования степеней сравнения |
6/ 84 | 1 | | | Значение, образование и изменение имен прилагательных в превосходной степени |
7/ 85 | 1 | | | Разряды имен прилагательных по значению. Качественные прилагательные. Относительные прилагательные | Урок сообщения новых знаний; формирование УН | Знать о делении прилагательных на три разряда, уметь определять разряды прилагательных, их смысловые и грамматические отличия. Уметь различать прилагательные разных разрядов, правильно их писать и употреблять в речи |
8/ 86 | 1 | | | Р.Р. Подготовка к выборочному изложению по повести А.С.Пушкина «Дубровский» | Урок развития речи | |
9/ 87 | 1 | | | Р.Р. Написание выборочного изложения по повести А.С.Пушкина «Дубровский» | Урок развития речи | |
10/88 | 1 | | | Притяжательные прилагательные с суффиксами –ин(-ын), -ов(-ев) | Урок сообщения новых знаний; формирование УН | Знать особенности притяжательных ИП с суффиксами –ин(-ын), -ов(-ев)., этимологию русских фамилий; диалектные слова, ставшей основой фамилий, морфемный состав данных ИП. |
11/89 | 1 | | | Морфологический разбор имени прилагательного | Урок сообщения новых знаний; формирование УН | Знать морфологические признаки имени прилагательного, уметь различать постоянные и непостоянные морфологические признаки, определять синтаксическую роль в предложении и тексте |
12/90 | 1 | | | Не с именами прилагательными | Урок сообщения новых знаний; формирование УН | Знать условия выбора написания НЕ с именами прилагательными. Уметь применять правило написания НЕ с именами прилагательными |
13/91 | 1 | | | Применение правила написания НЕ с именами прилагательными |
| | |
14/92 | 1 | | | Буквы О и Е после шипящих и Ц в суффиксах прилагательных | Урок сообщения новых знаний; формирование УН | Знать условия выбора О и Е в суффиксах прилагательных после шипящих и Ц. Уметь сопоставлять правила правописания букв О и Е в корне, суффиксе, окончании имен существительных, прилагательных, опознавать, в какой части слова находится орфограмма |
15/93 | 1 | | | P.p. Подготовка к сочинению по картине Н.П.Крымова «Зимний вечер» | Урок развития речи | Знать структуру списания как типа речи, понятие пейзажная зарисовка в худ.стиле. Уметь составлять текст-описание пейзажа по картине, использовать художественно—изобразительные средства, самостоятельно редактировать и творчески перерабатывать собственный текст. |
16/ 94 | 1 | | | Р.Р.Написание сочинения по картине Н.П.Крымова «Зимний веер» | Урок развития речи | |
| 1 | | | Одна и две буквы Н в суффиксах прилагательных. Образование прилагательных от существительных с помощью суффиксов -ИН-, -АН-, -ЯН- | Образование прилагательных от существительных с помощью суффиксов -Н-, -ОНН-, -ЕНН-Образование прилагательных от существительных с помощью суффиксов -ИН-, -АН-, -ЯН- Правописание Н и НН в суффиксах имен прилагательных | Упражнения, работа с текстом, учебником, объяснительный диктант, работа в печатной тетради |
17/ 95 | | | |
18/96 | | | | Правописание –н- и–нн- в полной и краткой форме имён прилагательных. | Урок сообщения новых знаний; формирование УН | Знать смысловое значение суффиксов –ин-, -ан-, -ян-., слова с «ложными суффиксами» юный, свиной, единый, зеленый, пряный,; –н- и –нн- в краткой форме ИП |
19/ 97 | 1 | | | Различение на письме суффиксов прилагательных -к- и -ск- | Урок сообщения новых знаний; формирование УН | Знать способ образования качественных прилагательных при помощи -К-, относительных прилагательных при помощи суффикса -СК- . Уметь различать на письме суффиксы -К- и -СК-, понимать закономерности образования прилагательных, фонетические процессы, происходящие в прилагательном на стыке корня и суффикса |
| | |
20/ 98 | 1 | | Образование качественных прилагательных с помощью суффикса -К- | |
21/99 | 1 | | Дефисное и слитное написание сложных прилагательных. | Урок сообщения новых знаний; формирование УН | Знать способы образования сложных ИП,условия употребления дефиса в сложных прилагательных, различение слитного и раздельного написания слов. Уметь правильно писать сложные прилагательные, сопоставлять способы образования сложных |
| |
22/100 | 1 | | Условия употребления дефиса в сложных прилагательных |
23/101 | 1 | | Различение слитного и раздельного написания слов | | прилагательных со способами образования сложных существительных |
24/102 | 2 | | Повторение по теме «Имя прилагательное» | Урок сообщения новых знаний; формирование УН | Знать основной блок орфограмм ИП, морфологический и морфемный разбор ИП; аналогичные орфограммы темы «Существительное» |
25/103 | | | Повторение по теме «Имя прилагательное» |
26/104 | 1 | | Р.Р. Подготовка к Сочинению-описанию «Произведения народного декоративного творчества» | Урок развития речи | Знать структуру описания предмета(произведения народного творчества. Уметь раскрывать тему и основную мысль; самостоятельно редактировать и перерабатывать собственный текст) |
27/105 | 1 | | Р.Р. написание сочинения-описания «Произведения народного декоративного творчества» |
28/106 | 1 | | Тестирование по теме «Имя прилагательное» | Урок контроля | Знать правила написания основных орфограмм; уметь использовать полученные знания по теме; владеть навыками самостоятельной работы и самоконтроля |
29/107 | 1 | | Контрольный диктант с грамматическим заданием по теме: «Имя прилагательное» | Урок контроля | Владеть орфографическим и пунктуационными навыками на уровне образовательных стандартов. Уметь сравнивать и анализировать языковые факты, отражать в письменной форме результаты своей деятельности |
30/108 | 1 | | Анализ контрольного диктанта по теме «Имя прилагательное». Работа над ошибками | Урок работы над ошибками. | Знать орфограммы и пунктограммы изученных тем. Уметь анализировать контрольную работу, классифицировать ошибки и выполнять работу над ошибками. |
Имя числительное (23 часа) |
1/ 109 | 1 | | Имя числительное как часть речи. | Урок сообщения новых знаний; формирование УН | Понимать, что числительное входит в группу именных частей речи. Знать общее значение числительного, морфологические признаки, синтаксическую роль в предложении. Уметь отличать числительные от других частей речи с числовым значением, находить их в тексте, правильно произносить в соответствии с нормами орфоэпии |
| |
2/ 110 | 1 | | Синтаксическая роль в предложении, отличие от других частей речи |
3/ 111 | 1 | | Простые и составные числительные | Урок сообщения новых знаний; формирование УН | Знать признаки простых и составных числительных. Уметь различать простые и составные числительные, видеть составные числительные, уметь сочетать их с существительными, употреблять в косвенных падежах |
4/ 112 | 1 | | Мягкий знак на конце и в середине числительных | Урок сообщения новых знаний; формирование УН | Знать строение сложных ИЧ,условия употребления мягкого знака на конце и в середине числительных. Уметь различать составные и сложные ИЧ, правильно их писать |
5/ 113 | 1 | | Количественные числительные | Урок сообщения новых знаний; формирование УН | Знать разряды количественных ИЧ. Уметь находить в тексте, определять разряд, синтаксическую роль в предложении |
6/ 114 | 1 | | Числительные, обозначающие целые числа | Урок сообщения новых знаний; формирование УН | Знать особенности склонения ИЧ, обозначающих целые числа, орфограмма «Гласная и в окончаниях числительных». Уметь находить ИЧ в тексте, определять их разряд, правильно писать и употреблять падежные формы количественных ИЧ, заменить цифры словами. |
| |
7/ 115 | 1 | | Склонение имени числительного полтора и полтораста |
8/ 116 | 1 | | Р.Р. Подготовка к выборочному изложениюпо 1 части повести М.И.Пришвина «Кладовая солнца» | Урок развития речи | Уметь определять границы текста для выборочного пересказа, продумывать его композицию. Объяснять цель выборочных изложений и их значение в работе над сочинением на литературную тему. Уметь адекватно передавать содержание текста с заданной степенью свернутости. |
9/ 117 | | | Р.р. Написание выборочного изложения по 1 части повести М.И. Пришвина «Кладовая солнца» |
10/118 | 1 | | Дробные числительные | Урок сообщения новых знаний; формирование УН | Знать о функции, составе, особенностях склонения дробных числительных, знать, что не всякое слово, обозначающее часть от целого является числительным(слова пол-, полу-) Уметь правильно определять дробные числительные |
11/119 | 1 | | Собирательные числительные | Урок сообщения новых знаний; формирование УН | Знать значение собирательных ИЧ, их образование, особенностями их сочетаемости с существительными; особенностями изменения ИЧ оба, обе; имена существительные, имеющие форму только множественного числа, вариативность употребления количественных и собирательных ИЧ. Уметь правильно употреблять собирательные числительные в речи |
| |
12/120 | | | Особенностями изменения имён числительных оба, обе |
13/121 | 1 | | Порядковые числительные | Урок сообщения новых знаний; формирование УН | Знать признаки порядковых числительных, правила согласования их с существительными. Уметь разграничивать порядковые и количественные числительные, правильно согласовывать их с существительными, употреблять в речи |
14/122 | 1 | | Порядковые числительные | Урок сообщения новых знаний; формирование УН | Знать признаки порядковых числительных, правила согласования их с существительными. Уметь разграничивать порядковые и количественные числительные, правильно согласовывать их с существительными, употреблять в речи |
15/123 | 1 | | Морфологический разбор имени числительного | Урок сообщения новых знаний; формирование УН | Знать морфологические признаки и порядок морфологического разбора имени числительного. Уметь производить морфологический разбор числительного. |
16/124 | 1 | | Повторение темы «Имя числительное» | Урок повторения и обобщения полученных знаний | Знать основные морфологические категории ИЧ.Уметь грамотно писать, правильно строить словосочетания типа «пара носков», «пара чулок» и т.п. |
| |
17/125 | 1 | | Повторение темы «Имя числительное» |
18/126 | 1 | | Тестирование по теме «Имя числительное» | Урок контроля | Знать правила написания основных орфограмм. Уметь использовать полученные знания по теме; владеть навыками самостоятельной работы и самоконтроля |
19/127 | 1 | | Контрольный диктант с грамматическим заданием по теме: «Имя числительное» | Урок контроля | Владеть орфографическими и пунктуационными навыками на уровне образовательных стандартов.Уметь сравнивать и анализировать языковые факты, отражать в письменной форме результаты своей деятельности |
20/128 | 1 | | Анализ контрольного диктанта по теме «Имя числительное». Работа над ошибками | Урок работы над ошибками. | Знать орфограммы и пунктограммы изученных тем. Уметь анализировать контрольную работу, классифицировать ошибки и выполнять работу над ошибками. |
21/129 | 1 | | Р.р. Подготовка к сочинению « Берегите природу» | Урок развития речи | Знать признаки текста, его стилистические особенности. Уметь анализировать созданные тексты, работать над речевыми и стилистическими ошибками, редактировать текст не только собственного сочинения, но идругого автора(быть консультантом-редактором) но и только |
| |
22/130 | | | Р.Р. Написание сочинения «Берегите природу» |
23/131 | 1 | | Урок-путешествие | Урок применения ЗУН | Знать орфограммы и пунктограммы изученных тем. Уметь анализировать контрольную работу, классифицировать ошибки и выполнять работу над ошибками. |
Местоимение (27 часов) |
1/ 132 | 1 | | Местоимение как часть речи | Урок сообщения новых знаний; формирование УН | Знать особенности местоимения как части речи (указательно-заместительная функция), особенности лексико-грамматического значения, роль местоимения как средства связи предложений в тексте, синтаксическую функцию местоимения; находить местоимения в тексте, правильно их употреблять. Уметь различать местоимения в тексте |
| |
2/ 133 | 1 | | Синтаксическая функция местоимений |
3/ 134 | 2 | | Разряды местоимений. | Урок сообщения новых знаний; формирование УН | Знать признаки и особенности склонения личных местоимений |
4/ 135 | | | Личные местоимения. |
5/ 136 | 1 | | Возвратное местоимение СЕБЯ | Урок сообщения новых знаний; формирование УН | Знать особенности склонения местоимения СЕБЯ, лексическое значение. Уметь правильно употреблять местоимение СЕБЯ в нужной форме |
6/ 137 | 1 | | Р.р Рассказ по сюжетным рисункам (упр. 448) | Урок развития речи | Уметь строить высказывание повествовательного характера на основе сюжета, соблюдать композицию рассказа, связность и последовательность изложения мысли, использовать средства связи и выразительности |
7/ 138 | 1 | | Вопросительные местоимения | Урок сообщения новых знаний; формирование УН | Знать назначение вопросительных местоимений; особенности их склонения. Уметь употреблять вопросительные местоимения в речи с учетом их склонения; интонационно правильно произносить предложения с вопросительными местоимениями |
8/ 139 | 1 | | Относительные местоимения | Урок сообщения новых знаний; формирование УН | Знать назначение относительных местоимений, особенности их склонения, опознавать в тексте, различать относительные местоимения в сложном предложении; уметь употреблять относительные местоимения в речи с учетом их склонения; различать вопросительные и относительные местоимения Уметь различать относительные и вопросительные местоимения, находить их вы сложных предложениях |
9/ 140 | 1 | | Неопределенные местоимения | Урок сообщения новых знаний; формирование УН | Знать признаки неопределенных местоимений, способы образования, правила написания. Уметь находить неопределенные местоимения в тексте, правильно писать их. Уметь находить в тексте и правильно писать неопределенныеместоимения, объяснять их синтаксическую роль в предложении, условия выбора дефисного написания и написания с НЕ |
| |
10/ 141 | 1 | | Условия выбора дефисного написания и написания с НЕ |
11/ 142 | 1 | | Отрицательные местоимения | Урок сообщения новых знаний; формирование УН | Знать, как образуются отрицательные местоимения, как изменяются. Уметь находить отрицательные местоимения в тексте, образовывать их; правильно писать приставки НЕ- и НИ- в отрицательных местоимениях |
12/143 | | | Приставки НЕ- и НИ- вотрицательных местоимениях |
13/144 | 1 | | Притяжательные местоимения. | Урок сообщения новых знаний; формирование УН | Знать признаки притяжательных местоимений, различия личных и притяжательных местоимений. Уметь склонять притяжательные местоимения, отличать их от личных, употреблять личные местоимения в значении притяжательных |
14/ 145 | 1 | | Употребление личных местоимений в значении притяжательных |
15/146 | 1 | | Р.р Подготовка к сочинению - рассуждению (упр. 480) | Урок развития речи | Уметь составлять рассказ по воображению, соблюдать композицию повествования, уметь развить сюжет, использовать изобразительно-выразительные средства языка |
| |
16/147 | 1 | | Р.Р. Написание сочинения-рассуждения |
17/ 148 | 1 | | Указательные местоимения | Урок сообщения новых знаний; формирование УН | Знать значение указательных местоимений. Уметь находить указательные местоимения в тексте; использовать их как средство связи в предложении |
18/149 | 1 | | Определительные местоимения | Урок сообщения новых знаний; формирование УН | Знать значение определительных местоимений, особенности изменения местоимений каждый, всякий, сам, самый; уметь находить определительные местоимения в тексте; использовать их в речи. Уметь находить указ. местоимения в тексте |
19/150 | 1 | | Р.р. Подготовка к сочинению «Подслушанный разговор» | Урок развития речи | Знать признаки текста-рассказа, его стилистические особенности. Уметь анализировать созданные тексты , работать над речевымии стилистическими ошибками; редактировать текст не только собственного сочинения, но и другого автора(быть консультантом-редактором) |
20/151 | 1 | | Р.Р. Написание сочинения «Подслушанный разговор» | |
21/152 | 1 | | Морфологический разбор местоимения | Урок сообщения новых знаний; формирование УН | Знать и уметь производить морфологический разбор местоимения. |
22/153 | 2 | | Р.Р. Подготовка к сочинению-рассуждению по картине Е.В.Сыромятниковой «Первые зрители» упр.499 | Урок развития речи. | Знать типовую структуру сочинения-рассуждения по картине, языковые средства связи частей сочинения этого типа речи. Уметь строить текст-рассуждение с использованием языковых явлений по картине Е.В.Сыромятниковой «Первые зрители» ; самостоятельно редактировать и творчески перерабатывать собственный текст. |
| |
23/154 | | | Р.Р. Написание сочинения-рассуждения по картине Е.В.Сыромятниковой «Первые зрители» |
24/155 | 1 | | Повторение по теме «Местоимение» | Урок повторения и обобщения полученных знаний | Знать разряды М., их соотнесенность с другими частями речи; основные морфологические признаки. Уметь правильно употреблять М. разных разрядов, производить морфологический разбор, устранять типичные ошибки в употреблении местоимений. |
25/156 | 1 | | Повторение основных орфограмм по теме «Местоимение» |
26/157 | 1 | | Контрольный диктант по теме «Местоимение» | Урок контроля | Владеть орфографическими и пунктуационными навыками на уровне образовательных стандартов. Уметь сравнивать и анализировать языковые факты, отражать в письменной форме результаты своей деятельности. |
27/158 | 1 | | Анализ контрольного диктанта. | Урок работы над ошибками. | Знать орфограммы и пунктограммы изученных тем. Уметь анализировать контрольную работу, классифицировать ошибки и выполнять работу над ошибками. |
Глагол (30 часа) |
1/ 159 | 1 | | Повторение изученного в 5 классе о глаголе. | Урок повторения и обобщения полученных знаний | Знать морфологические признаки глаголов; синтаксическую роль в предложении; условия выбора гласной в безударных личных окончаниях глагола, гласной перед суффиксом -Л- в глаголах прошедшего времени, правило написания НЕ с глаголами. Уметь применять правила правописания -ТСЯ и -ТЬСЯ в глаголах, опознавать глаголы в тексте, безошибочно писать.Уметь применять полученные знания на практике |
| |
2/ 160 | 1 | | Правописание безударных личных окончаний глагола, гласной перед суффиксом -Л- в глаголах прошедшего времени, НЕ с глаголами. ТСЯ-ТЬСЯ в глаголах |
3/ 161 | 1 | | | Инфинитив. Спряжение глаголов | Урок повторения и обобщения полученных знаний | Знать понятие инфинитива; суффиксы инфинитива. Уметь находить инфинитив по личной форме глагола, грамотно писать глаголы с мягким знаком на конце после шипящих; уметь составлять памятки (инструкции), типичным языковым средством которых является инфинитив; по инфинитиву определять спряжение глагола, грамотно писать безударные личные окончания глаголов |
4/ 162 | 1 | | | Правописание корней с чередованием | Урок повторения и обобщения полученных знаний | Знать понятие формы слова , способы образования форм слов различных часте речи, чередования гласных звуков в корне слова как один из показателей изменения вида. Уметь грамотно писать корни с чередованеим, отличать слова с ложным чередованием |
5/ 163 | 1 | | | P.p. Сочинение - рассказ «Стёпа дрова колет» | Урок развития речи | Уметь создавать собственное высказывание на основе услышанного, соблюдать композицию рассказа, использовать изобразительно-выразительные средства языка и глаголы. Употреблять местоимения в качестве средства связи предложений в тексте |
6/ 164 | 2 | | | Разноспрягаемые глаголы | Урок сообщения новых знаний; формирование УН | Знать определение разноспрягаемых глаголов. Уметь отличать разноспрягаемые глаголы от остальных, правильно определять окончания разноспрягаемых глаголов, употреблять их, соблюдая нормы, выявлять фонетическое явление: чередование Ч/Ж при изменении разноспрягаемого глагола |
7/ 165 | | | | Окончания разноспрягаемых глаголов |
8/ 166 | 2 | | | Глаголы переходные и непереходные | Урок сообщения новых знаний; формирование УН | Знать определение переходных и непереходных глаголов, как образуются возвратные глаголы. Уметь различать переходные и непереходные глаголы |
9/ 167 | | | | Возвратные глаголы |
10/168 | 1 | | | Наклонение глагола. Изъявительное наклонение | Урок сообщения новых знаний; формирование УН | Различать наклонения глагола, знать, как изменяются глаголы в изъявительном наклонении, что они обозначают; уметь определять время глагола изъявительного наклонения, правильно употреблять и писать глаголы в изъявительном наклонении |
11/ 169 | 2 | | | P.p. Подготовка к изложению«Витькина гайка» | Урок развития речи | Знать строение текста-повествования, способы развития основной мысли, передачи последовательности действий, уметь использовать в повествовании глагол и его формы |
12/170 | | | | Р.Р. Написание изложения «Витькина гайка» |
13/171 | 1 | | | Условное наклонение | Урок сообщения новых знаний; формирование УН | Знать, что обозначают глаголы условного наклонения, уметь находить их в тексте. Знать как образуются формы условного наклонения, различать формы условного и изъявительного наклонения |
14/172 | 1 | | | Изменение форм условного наклонения |
15/ 173 | 1 | | | Повелительное наклонение. | Урок сообщения новых знаний; формирование УН | Знать, что обозначают глаголы повелительного наклонения, как образуются формы повелительного наклонения, уметь находить глаголы в повелительном наклонении, различать формы условного, повелительного и изъявительного наклонения, правильно использовать в речи |
| | |
16/174 | 1 | | | Изменение форм повелительного наклонения |
17/175 | 1 | | | Различение повелительного наклонения и формы будущего времени | Урок сообщения новых знаний; формирование УН | Знать, чем различаются глаголы изъявительного и повелительного наклонения. Уметь различать написания глаголов в изъявительном и повелительном наклонении, правильно писать глаголы во 2 лице мн. ч., Ь в глаголах повелительного наклонения, уместно использовать в речи интонационные и лексические средства передачи оттенков побуждения к действию |
18/176 | 1 | | | Употребление наклонений | Урок сообщения новых знаний; формирование УН | Знать о роли наклонений в речи. Уметь употреблять разные формы глагола в речи, анализировать текст, определяя значение глаголов в тексте |
19/177 | 1 | | | Систематизация знаний по теме «Наклонения глаголов» |
20/178 | 1 | | | Безличные глаголы. | Урок сообщения новых знаний; формирование УН | Знать понятие безличные глаголы, их лексическое значение^ формы употребления, уметь отличать безличные глаголы от личных, употреблять безличные глаголы в речи |
| | |
21/179 | 1 | | | Формы употребления безличных глаголов |
22/180 | 1 | | | Морфологический разбор глагола | Урок сообщения новых знаний; формирование УН | Знать и уметь производить морфологический разбор глагола |
23/181 | 1 | | | P.p. Подготовка к написанию рассказа на основе услышанного (упр. 578) | Урок развития речи | Знать признаки текста, особенности текста-рассказа, композиционные признаки. Уметь составлять план сочинения, определять его тему, идею, создавать собственный текст заданного типа |
| | |
24/182 | 1 | | | Р.Р Написание рассказа на основе услышанного |
25/183 | 1 | | | Правописание гласных в суффиксах глаголов | Урок сообщения новых знаний; формирование УН | Знать способ действия при выборе гласных в суффиксах глаголов и владеть им |
26/184 | 1 | | | Правописание гласных в суффиксах глаголов. Закрепление. |
27/ 185 | 1 | | | Повторение темы «Глагол» | Урок повторения и обобщения полученных знаний | Знать основной блок орфограмм глаголов, их соотнесенность с другими частями речи; основные |
28/186 | 1 | | | Повторение темы «Глагол» | | морфологические признаки. Уметь правильно применять полученные знания, производить морфемный и морфологический разбор, устранять типичные ошибкив употреблении глаголов(одеть, надеть; соблюдать орфоэпические нормы (позвонить)) |
29/187 | 1 | | | Контрольный диктант с грамматическим заданием по теме «Глагол» | Урок контроля | Владеть орфографическими и пунктуационными навыками на уровне образовательных стандартов.Уметь сравнивать и анализировать языковые факты, отражать в письменной форме результаты своей деятельности |
30/188 | 1 | | | Анализ контрольного диктанта | Урок работы над ошибками. | Знать орфограммы и пунктограммы изученных тем. Уметь анализировать контрольную работу, классифицировать ошибки и выполнять работу над ошибками. |
Повторение и систематизация изученного в 6 классе (15 часов) |
1/ 189 | 1 | | | Разделы науки о языке | Урок повторения и обобщения полученных знаний | Знать, в каких разделах науки о языке изучалось слово со стороны звучания, ЛЗ, строения, образования, словоизменения, синтаксической роли.Уметь составлять сложный план на тему «Разделы науки о языке», грамотно рассказывать по этому плану |
2/ 190 | 1 | | | Орфография. | Урок повторения и обобщения полученных знаний | Знать основные типы орфограмм, порядок действия орфографических задач.Уметь обосновывать свой выбор |
3/ 191 | 1 | | | Орфографический разбор. |
4/ 192 | 1 | | | Пунктуация. | Урок повторения и обобщения полученных знаний | Знать правила постановки тире между подлежащим и сказуемым , а также пунктуацию в простом предложении с однородными членами и в сложном предложении с союзом и.Уметь правильно расставлять знаки препинания, производить пунктуационный разбор предложения, анализировать языковые единицыс точки зрения точности и уместности употребления; производить синтаксический разбор простых предложений, использование в речи основные выразительные средства синтаксиса. |
| | |
5/ 193 | 1 | | | Пунктуационный разбор |
6/ 194 | 1 | | | Лексика | Урок повторения и обобщения полученных знаний | Знать понятия о ЛЗ и ГЗ слова, толковых словарях .Уметь составлять словарную статью, определять значение слов; определять фразеологизмы (идиомы); знать стилистическую роль антонимов, синонимов, омонимов, общеупотребительные, устаревшие,, диалектные слова; опознавать и анализировать языковые единицы, их признаки, самостоятельно работать со словарем. |
| | |
7/ 195 | 1 | | | Фразеология |
8/ 196 | 1 | | | Словообразование. | Урок повторения и обобщения полученных знаний | Уметь различать однокренныесловаи формы слова, производить морфемный и словообразовательный разбор, знать способы словоизменения, неизменяемость служебных частей речи и наречий, различать; различать нулевое окончание; знать о ЛЗ слова и закрепленности его в корне. |
9/ 197 | 1 | | | Морфемный и словообразовательный разбор. |
10/198 11/199 | 2 | | | Морфологический разбор слова | Урок повторения и обобщения полученных знаний | Знать, что изучается вморфологии. Различать все известные части речи, знать их морфологические признаки и уметь производить морфологический разбор частей речи. |
12/200 | 1 | | | P.p. Подготовка к сочинению - рассказу (упр. 610) | Урок развития речи | Знать признаки текста, особенности текста-рассказа. Уметь составлять план сочинения, определять его тему, идею, создавать собственный текст заданного типа |
13/201 | | | | P.p. Написание сочинения– рассказа |
14/202 | 1 | | | Итоговая контрольная работа | Урок контроля | Владеть орфографическими и пунктуационными навыками на уровне образовательных стандартов. Уметь сравнивать и анализировать языковые факты, отражать в письменной форме результаты своей деятельности. |
15/203 | 1 | | | Анализ контрольной работы. Итоговый урок. | Урок работы над ошибками. | Знать орфограммы и пунктограммы изученных тем. Уметь видеть в словах ранее изученные орфограммы; сравнивать и анализировать языковые факты |
16/204 | | | | Обобщение тем года | | |