Значение русского языка как учебного предмета в достижении стратегических целей школьного образования и планируемых результатов обучения и воспитания обусловлено сущностью человеческого языка как полифункционального явления, что вводит язык в предметную область разных наук и предполагает метапредметную роль учебного предмета «Русский язык» в системе общего образования. Выполняя свои базовые функции (когнитивную и коммуникативную) язык является важнейшим средством общения и выражения мысли. Язык объединяет людей, регулирует их межличностное и социальное взаимодействие, координирует их практическую деятельность, участвует в формировании систем и национальных образов мира, обеспечивает хранение и передачу информации, традиций культуры и истории народа, формирует сознание и самосознание человека.
- личностные универсальные учебные действия обеспечивают самоопределение человека, выбор ценностных, нравственно-этических ориентиров, мотивацию к учению, в частности к изучению русского языка;
- регулятивные учебные действия обеспечивают организацию учебной деятельности (постановка и формулирование цели деятельности, учебной задачи, планирование последовательности действий и их коррекция в случае необходимости, осуществление самооценки);
- познавательные учебные действия включают общеучебные действия (формулирование проблемы, выдвижение аргументов, подтверждающих или опровергающих тезис; поиск и извлечение необходимой информации из различных источников; осознанное и произвольное продуцирование высказывания в устной и письменной форме; смысловое чтение как осмысление цели чтения и выбор в зависимости от этого вида чтения; извлечение необходимой информации из прослушанных или прочитанных текстов разной жанровой и стилевой принадлежности); универсальные логические действия (анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация); действия постановки и решения проблем (формулирование проблемы, определение и формулирование способов ее решения);
- коммуникативные учебные действия обеспечивают социальную компетентность и учет позиции других людей (владение всеми видами речевой деятельности, адекватное восприятие устной и письменной речи, умение вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении, соблюдение в процессе общения основных норм устной и письменной речи, норм речевого этикета и др.)
Данная рабочая программа составлена на основе Федерального образовательного государственного стандарта основного общего образования (базовый уровень) и Программы по русскому языку для 5-9 классов (авторы Л.М. Рыбченкова, О.М. Александрова). Учебник «Русский язык. 6 класс» в 2-х частях / Л.М. Рыбченкова, О.М. Александрова, О.В. Загоровская, А.Г. Нарушевич, издательство «Просвещение», 2015. Учебник соответствует требованиям общеобразовательного стандарта второго поколения по русскому языку для школ с русским (родным) языком обучения.
Отличительной особенностью программы является ее направленность на сбалансированное совершенствование всех видов речевой деятельности, пристальное внимание к формированию коммуникативных умений не только в области письменного выражения мыслей, но и в области устных форм общения. Поэтому текст выступает в качестве центральной единицы обучения русскому языку и одновременно результата изучения данного предмета.
Реализация когнитивно-коммуникативного подхода предопределила выдвижение текста в качестве центральной единицы обучения русскому языку и одновременно результата изучения данного предмета. Ориентация процесса обучения на текст как основную единицу обучения позволяет представить изучаемый языковой материал в его коммуникативном пространстве. Таким образом, программа ориентирована на постижение учащимися не только формальных, но и смысловых, а также функциональных особенностей языковых единиц. В 6 классе предусматривается практическое овладение нормативной речью в связи с изучаемым материалом.
Основные особенности программы: актуализация метапредметной функции курса русского языка; интеграция процессов изучения системы языка и развития коммуникативной компетенции учащихся, их мыслительных, интеллектуальных, творческих способностей, совершенствования познавательной деятельности; усиление аксиологической направленности курса на основе расширения его культурно-исторической составляющей.
Программа обеспечивает преемственность обучения с подготовкой обучающихся в 5 классе и разработана на основе Примерной программы основного общего образования по русскому языку, созданной с учётом:
Программа по русскому языку для 6 класса основной образовательной школы реализует основные идеи Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования. Ее характеризуют направленность на достижение результатов освоения курса русского языка не только на предметном, но и на личностном и метапредметном уровнях, системно-деятельностный подход, актуализация воспитательной функции учебного предмета «Русский язык».
Рабочая программа сохраняет содержание и структуру авторской программы Рыбченковой Л.М., Александровой О.М., Загоровской О.В. и др. Запланированы следующие изменения:
В авторской программе по русскому языку для 5 – 9 классов Рыбченковой Л.М., Александровой О.М., Загоровской О.В. и др. (Москва, «Просвещение», 2012 год) на изучение русского языка в 6 классе отводится 210 часов, а в рабочей программе – 204 часа, так как в учебном плане на изучение русского языка в 6 классе отводится 6 часов в неделю, а в учебном году 34 рабочие недели.
В разделе «Лексикология» темы «Повторение изученного в 5 классе» и «Жаргонизмы» сокращены с двух часов до одного часа в связи с тем, что этот вопрос знаком учащимся.
В разделе «Синтаксис, пунктуация, культура речи» тема «Простое предложение» сокращена с двух часов до одного часа в связи с тем, что этот вопрос знаком учащимся. Тема «Итоговая контрольная работа за курс 6 класса. Работа над ошибками» сокращена с трёх до двух часов.
- понимание русского языка как одной из национально-культурных ценностей русского народа;
- понимание определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности, его значения в процессе получения школьного образования;
- потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры;
- формирование достаточного объема словарного запаса и усвоенных грамматических средств для выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения;
- формирование способности самооценки на основе наблюдения за собственной речью.
- овладение всеми видами речевой деятельности (адекватное понимание информации устного и письменного сообщения; овладение разными видами чтения; формирование способности извлекать информацию из различных источников; овладение приемами отбора и систематизации материала на определенную тему; формирование умения вести самостоятельный поиск информации);
- способность использовать родной язык и как средство получения знаний по другим предметам;
- коммуникативно-целесообразное взаимодействие с окружающими людьми в процессе речевого общения;
- знакомство с национально-культурными нормами речевого этикета.
- понимание определяющей роли языка в развитии интеллектуальных и творческих способностей личности, при получении образования;
- овладение всеми видами речевой деятельности.
Для успешной реализации целей обучения необходимо совершенствовать образовательный процесс, используя наряду с традиционными уроками систему практикумов, уроки-погружения, уроки-исследования, консультации, семинары, творческие зачеты, уроки с использованием инновационных технологий, что делает процесс обучения более динамичным и эффективным.
Содержание курса полностью соответствует Примерной программе основного общего образования по русскому языку. Выделяются три сквозные содержательные линии:
- содержание, обеспечивающее формирование языковой и лингвистической компетенции;
- содержание, обеспечивающее формирование культуроведческой компетенции.
Названные содержательные линии неразрывно взаимосвязаны и интегрированы, что находит отражение в тематическом планировании.
1. Понятие текста, основные признаки текста. Тема, основная мысль текста. Микротема текста. Абзац как средство композиционно-стилистического членения текста. План текста как вид переработки текста.
2. Анализ текста с точки зрения его темы, основной мысли, структуры. Деление текста на смысловые части. Составление плана текста. Анализ языковых особенностей текста. Создание текстов различного типа. Соблюдение норм.
Звук как единица языка. Система гласных звуков. Система согласных звуков. Изменение звуков в речевом потоке. Элементы фонетической транскрипции. Слог. Ударение.
Орфоэпия как раздел лингвистики. Основные правила нормативного произношения и ударения. Орфоэпический словарь.
Нормативное произношение слов. Оценка собственной и чужой речи с точки зрения орфоэпической правильности.
Применение фонетико-орфоэпических знаний и умений в собственной речевой практике. Использование орфоэпического словаря для овладения произносительной культурой.
Словообразующие и формообразующие морфемы. Окончание как формообразующая морфема. Приставка, корень, суффикс как словообразующие морфемы.
Корень. Однокоренные слова. Чередование гласных и согласных в корнях слова.
Возможность исторических изменений в структуре слова.
Понятие об этимологии. Этимологический словарь.
Словообразование как раздел лингвистики.
Применение знаний по морфемике в практике правописания.
Использование морфемного словаря при решении разнообразных учебных задач.
Однозначные и многозначные слова; прямое и переносное значения слова. Переносное значение слов как основа тропов.
Тематические группы слов. Толковые словари русского языка.
Синонимы. Антонимы. Омонимы. Паронимы. Словари русского языка.
Лексика русского языка с точки зрения сферы ее употребления. Общеупотребительные слова (нейтральная лексика).
Стилевые пласты лексики. Разные виды лексических словарей русского языка и их роль в овладении словарным богатством родного языка.
Употребление лексических средств в соответствии со значением и ситуацией общения. Оценка своей и чужой речи с точки зрения точного, уместного и выразительного словоупотребления.
Проведение лексического разбора слов.
Части речи как лексико-грамматические разряды слов. Система частей речи в русском языке.
Самостоятельные части речи. Общее грамматическое значение, морфологические и синтаксические признаки имени существительного, имени прилагательного, имени числительного, местоимения, глагола, наречия.
Служебные части речи. Общее грамматическое значение, морфологические и синтаксические признаки предлогов и союзов.
Применение морфологических знаний и умений в практике правописания.
Словосочетание как синтаксическая единица.
Виды предложений по цели высказывания и эмоциональной окраске. Грамматическая основа предложения, главные и второстепенные члены, способы их выражения.
Предложения осложненной структуры. Однородные члены предложения. Обращения.
Сложное предложение.
Способы передачи чужой речи.
Применение синтаксических знаний и умений в практике правописания.
Правописание гласных и согласных в составе морфем. Правописание ъ и ь.
Слитные, раздельные и дефисные написания.
Употребление прописной и строчной буквы.
Перенос слов.
Орфографические словари и справочники.
Пунктуация как система правил правописания.
Знаки препинания и их функции.
Знаки препинания в конце предложения. Знаки препинания в простом неосложненном предложении. Знаки препинания в простом осложненном предложении (при однородных членах предложения, при обращении). Знаки препинания при прямой речи.
Использование орфографических словарей и справочников по правописанию для решения орфографических и пунктуационных проблем.
5. Соловьёва Н.Н. Русский язык. Диктанты и изложения. 5 класс. – М.: Просвещение, 2012.
Для информационно-компьютерной поддержки учебного процесса предполагается использование следующих программно-педагогических средств, реализуемых с помощью компьютера:
№ п/п | Дата | Название раздела темы, темы урока | Кол-во часов | Тип урока | Элементы содержания | Вид контроля | Требования к уровню подготовки об-ся | Элементы дополни-тельного содержания |
план | факт |
Введение (5 часов): 2 часа + 4 часа развития речи Цель: сформировать представление о роли языка в жизни общества, его богатстве и выразительности. Формируемые УУД Коммуникативные: слушать и слышать друг друга; с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с условиями и задачами коммуникации, владеть монологической и диалогической формами речи, устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать, формировать навыки работы в группе. Регулятивные: самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель; искать и выделять необходимую информацию; формировать ситуацию саморегуляции, т.е. операционального опыта (учебных знаний и умений). Познавательные: объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования материалов учебника |
1 | 04.092017 | | Русский язык – государственный язык Российской Федерации и язык межнациональ-ного общения. § 1 | 1 | Вводный урок | Устные высказывания, чтение, проблемный диалог. Знакомство с учебником. | Выполнение упражнений, постановка учебной задачи и выводы | Осознание роли русского языка в жизни человека, общества, государства, в современном мире; красоты, богатства, выразительности языка. | Фрагмент видеофильма о русском языке |
2 | 05.09 | | Понятие о функциональных разновидностях языка. § 2 | 1 | Вводный урок | Сравнение речевых высказываний с точки зрения их содержания, принадлежности и использования языковых средств. | Выполнение упражнений, постановка учебной задачи и выводы | Различение текстов разговорного характера, научного, публицистического, официально-делового, художественного. | Схема «Функцио-нальные разновидно-сти языка» |
3-4 | 06.09 07.09 | | Р/р Текст и его признаки. § 3 | 2 | Уроки развития речи | Изучающее чтение. Анализ и характеристика текстов с точки зрения единства темы, смысловой цельности, последовательности и проч. | Творческое задание | Умение делить текст на смысловые части, передача содержания текста в виде плана, информационная переработка текста. Создание текстов различных типов речи на различные темы с учётом определённых требований. | Схема «Признаки текста» |
5-6 | 07.09 08.09 | | Р/р Орфоэпические нормы. § 4 | 2 | Уроки развития речи | Речевая практика и наблюдение за собственной речью, её коррекция. Анализ и оценка речи окружающих с точки зрения орфоэпии. Использование орфоэпического словаря. | Орфоэпический минимум | Соблюдение в речевой практике правил литературного произношения и ударения. Умение анализировать и корректировать свою речь и речь окружающих. | Мини-сценка |
Морфемика, словообразование, орфография (22 часа) 17 часов + 3 часов развития речи + 2 ч. к/р Цель: систематизировать раннее изученное о морфемах, уметь давать структурно-грамматическую характеристику словам по морфемной модели, выделять однокоренные слова и слова с одинаковой морфемной структурой, членить слово на морфемы для использования орфографических правил, определять значение морфем, группировать слова по видам орфограмм, пользоваться словарем морфемных моделей слов. Формируемые УУД Коммуникативные: вступать в диалог (отвечать на вопросы, задавать вопросы, уточнять непонятное); сотрудничать с товарищами при выполнении заданий в паре: устанавливать и соблюдать очерёдность действий, корректно сообщать товарищу об ошибках; участвовать в коллективном обсуждении учебной проблемы; внимательно относиться к собственным переживаниям и переживаниям других людей; нравственному содержанию поступков. Регулятивные: осуществлять контроль в форме сличения своей работы с заданным эталоном; вносить необходимые дополнения, исправления в свою работу, если она расходится с эталоном (образцом). Познавательные: осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий, используя справочные материалы учебника, библиотек, Интернета; понимать, структуировать, информацию, представленную в виде текста, рисунков,; сравнивать предметы, объекты: находить общее и различие; группировать, классифицировать предметы, объекты на основе существенных признаков, по заданным критериям. |
7-8 | 11.0912.09 | | Состав слова. § 5 | 2 | Урок усвоения нового материала и комплексного применения знаний | Анализ языкового материала. Характеристика морфемного состава слова, уточнение лексического значения слова с опорой на его морфемный состав. | Выполнение упражнений, постановка учебной задачи и выводы | Различение формообразующих и словообразующих морфем. Умение выделять и определять роль морфемы в слове. | |
9 10 | 13.09 14.09 | | Р/р Определение принадлежности текста к определённой функциональной разновидности языка (упр.34). | 1 1 | Уроки контроля и коррек-ции знаний Урок развития речи | Самостоятельная работа. Сравнение речевых высказываний с точки зрения их содержания, принадлежности и использования языковых средств. | тестирование постановка учебной задачи и выводы | Различение текстов разговорного характера, научного, публицистического, официально-делового, художественного. | -Зад.2, с.49 Текст, спроециро-ванный на экран |
11-12-13 | 14.09 15.09 18.09 | | Основные способы образования слов в русском языке. § 6 | 3 | Уроки усвоения нового материала и комплексного применения знаний | Изучающее чтение. Анализ языкового материала. Сопоставление морфемной структуры слова и способа его образования, лексического значения слова и словообразовательную модель. | Выполнение упражнений, постановка учебной задачи и выводы | Различение изученных способов словообразования. Определение способа словообразования. Образование слов по словообразовательной модели, цепочке. | Табл. |
14 15 | 19.09 20.09 | | Сложные и сложносокращён-ные слова. § 7 | 2 | Уроки усвоения нового материала и комплексного применения знаний | Анализ языкового материала. Образование сложных слов из данных словосочетаний. . | Распределение слов на группы в зависимости от способа их образования | Умение определять и различать сложные и сложные и сложносокращённые слова. Умение анализировать грамматическое, морфемное и лексическое значение данных групп слов. | |
16 | 21.09 | | Р/р Понятие об этимологии. § 8 | 1 | Уроки развития речи | Анализ языкового материала. Работа с этимологическим словарём. Морфемный и словообразовательный разбор слов. | Соотнесение слов с заданными морфемными моделями. | Умение использовать этимологический словарь для более точного понимания значения того или иного слова. | |
17-18 | 21.09 22.09 | | Морфемный и словообразова-тельный разбор слова. § 9 | 2 | Урок комплексного применения полученных знаний | Анализ языкового материала. Использование морфемного и словообразовательного словарей при разборе слов. | Выполнение упражнений, постановка учебной задачи и выводы | Применение знаний и умений по морфемике и словообразованию в практике правописания, проведении грамматического и лексического анализа слов. | Схема разбора |
19 | 25.09 | | Р/р Сочинение на лингвистическую тему. | 1 | Уроки развития речи | Анализ текста научного стиля речи. Развитие умений создавать текст в соответствии с заданной темой и стилем. | сочинение | Правописные и пунктуационные умения. | План текста, текст. |
20-21-22 | 26.09 27.09 28.09 | | Буквы О и А в корнях -гор-/-гар-, -зор-/-зар-, -раст-/-рос- § 10 | 3 | Уроки усвоения нового материала и комплексного применения знаний | Анализ языкового материала. Изучающее чтение. Создание алгоритма (схемы) выполнения орфографического правила. Решение лингвистических задач. | Выполнение упражнений, постановка учебной задачи и выводы | Освоение содержания орфографического правила и алгоритма (схемы) его использования в практике правописания. | Презентация «Корни с чередованием» |
23-24-25 | 28.09 29.09 02.10 | | Правописание приставок пре-/при- . § 11 | 3 | Уроки усвоения нового материала и комплексного применения знаний | Анализ языкового материала. Изучающее чтение. Создание алгоритма (схемы) выполнения орфографического правила. | Решение лингвистических задач. | Освоение содержания орфографического правила и алгоритма (схемы) его использования в практике правописания. | схема выполнения орфографического правила. |
26 | 03.10 | | Повторение темы «Морфемика, словообразова-ние, орфография». | 1 | Урок повторения и закрепления знаний | Самостоятельная работа, работа в парах. | Выполнение заданий с.48-49 | Определение уровня сформированности умений определять способ образования слов, выполнять морфемный и словообразовательный разбор. | |
27 | 04.10 | | Контрольный диктант с грамматическим заданием. | 1 | Уроки контроля и коррекции знаний | Самостоятельная работа. | Контр. диктант | | |
29 | 05.10 | | Работа над ошибками. | 1 | | | | | |
Лексикология, орфография. Культура речи (38 часов) 31 часов + 6 часов развития речи+1 к/р Цель: находить синонимы, антонимы, омонимы, слова в переносном и прямом значении, однозначные и многозначные слова, пользоваться разными способами толкования лексического значения слова, уметь пользоваться толковым словарем, словарями синонимов, антонимов, употреблять слова в соответствии с их лексическим значением, условиями и задачами общения. Формируемые УУД Коммуникативные: вступать в диалог (отвечать на вопросы, задавать вопросы, уточнять непонятное); участвовать в коллективном обсуждении учебной проблемы. Регулятивные: вносить необходимые дополнения, исправления в свою работу, если она расходится с эталоном (образцом). Познавательные: осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий, используя справочные материалы учебника , библиотек, Интернета; понимать, структуировать, информацию, представленную в виде текста, рисунков, схем; сравнивать предметы, объекты: находить общее и различие; группировать, классифицировать предметы, объекты на основе существенных признаков, по заданным критериям. |
28 | 05.10 | | Повторение изученного в V классе. § 13 | 1 | Уроки повторе-ния и закреп-ления знаний | Анализ и характеристика языкового материала. Классификация слов по стилистической окраске и принадлежности разговорной, нейтральной и книжной лексике. Наблюдение за лексическими особенностями текстов | Выполнение упражнений | Умение работать со словарными статьями, самостоятельно получать сведения о происхождении слов для более точного понимания их значений. | презентация |
30 31 | 06.10 09.10 | | Р/р Сочинение-рассказ о народном промысле. | 2 | Уроки развития речи | Формирование активного словарного запаса | сочинение | Создание текста в соответствии с заданным стилем и типом речи, использование в речи синонимов и антонимов. Правописные и пунктуационные умения. | презентация |
32-33 | 16.10 17.10 | | Метафора. § 14 | 2 | Уроки усвоения нового матери-ала и компле-ксного приме-нения знаний | Анализ языкового материала. Определение цели использования тропов. | Наблюдение за использованием лексических выразительных средств в текстах. | Использование в речевой (устной и письменной) практике слов с переносным значением. Умение распознавать лексические выразительные средства языка. Решение лингвистических задач. | презентация |
34-35 | 18.10 19.10 | | Лексические выразительные средства. §15 | 2 | Уроки усвоения нового матери-ала и компле-ксного приме-нения знаний | Анализ языкового материала. Определение цели использования тропов . | Наблюдение за использованием лексических выразительных средств в текстах. | Использование в речевой (устной и письменной) практике слов с переносным значением. Умение распознавать лексические выразительные средства языка. Решение лингвистических задач. | презентация |
36 | 19.10 | | Р/р Подготовка материалов для сочинения-описания (упр.113). | 1 | Урок развития речи | Словарная работа. Анализ языкового материала. | Сочинение-описание | Планирование сочинения-описания. | Упр.113 |
37-38-39 | 20.10 23.10 24.10 | | Чередование гласных в корнях -скак-/-скоч-, -равн-/-ровн-, -твар-/-твор-. | 3 | Уроки усвоения нового матери-ала и компле-ксного приме-нения знаний | Анализ и классификация языкового материала. Изучающее чтение. Решение лингвистических задач. | Создание алгоритма (схемы) выполнения орфографического правила. | Освоение содержания орфографического правила и алгоритма (схемы) его использования в практике правописания. | Табл. «Корни с чередованием» |
40-41 | 25.10 26.10 | | Исконно русские слова. § 17 | 2 | Уроки усвоения нового матери-ала и компле-ксного приме-нения знаний | Анализ языкового материала. Сопоставление слов родственных языков. | Выполнение упражнений, постановка учебной задачи и выводы | Схема классификации лексики, устный рассказ по схеме. Умение распознавать особенности исконно русских слов и слов родственных языков. | презентация |
42-43 | 26.10 27.10 | | Заимствованные слова. § 18 | 2 | Уроки усвоения нового матери-ала и компле-ксного приме-нения знаний | Анализ языкового материала. Подбор синонимов и синонимичных выражений к заимствованиям. Работа со словарями. | Выполнение упражнений, постановка учебной задачи и выводы | Усвоение признаков заимствованных слов (славянские и неславянские заимствования). Умение находить значение заимствованных слов в словарях. | презентация |
44-45 | 30.10 31.10 | | Слова с полногласными и неполногласными сочетаниями. § 19 | 2 | Уроки усвоения нового матери-ала и компле-ксного приме-нения знаний | Анализ языкового материала. | Подбор однокоренных слов. | Расширение представлений об особенностях происхождения и написания слов. Умение читать и понимать текст, выполнять разноаспектный анализ текста. | |
46-47 | 01.11 02.11 | | Лексика русского языка с точки зрения её активного и пассивного употребления. Архаизмы, историзмы, неологизмы. § 20 | 2 | Уроки усвоения нового матери-ала и компле-ксного приме-нения знаний | Анализ языкового материала. Наблюдения за словами данной категории в художественных текстах. | Определение значений слов, составление словарных статей. | Схема классификации лексики, устный рассказ по схеме. Умение опознать устаревшие слова и определять их лексическое значение, уместно заменять историзмы и архаизмы современными синонимами. | Схема, с.82-83 |
48-49 | 02.11 03.11 | | Общеупотреби-тельные слова. Диалектизмы. § 21 | 2 | Уроки усвоения нового матери-ала и компле-ксного приме-нения знаний | Анализ языкового материала. Наблюдение за словами в художественных текстах. | Замена диалектизмов синонимами. | Умение опознавать данные группы слов, разумно и уместно употреблять их в письменной и устной речи, заменять при необходимости синонимами | схема |
50-51 | 06.11 07.11 | | Профессиона-лизмы. § 22 | 2 | Уроки усвоения нового матери-ала и компле-ксного приме-нения знаний | Анализ языкового материала. Использование толковых словарей. | Наблюдение за использованием терминологии в текстах. | Использование в устной и письменной речи терминов. | презентация |
52 | 08.11 | | Жаргонизмы. § 23 | 1 | Уроки усвоения нового матери-ала и компле-ксного приме-нения знаний | Анализ языкового материала. Использование толковых словарей. | Замена жаргонизмов синонимами. | Умение заменять жаргонизмы общеупотребительными синонимами. | |
53 | 09.11 | | Стилистически нейтральная и книжная лексика. § 24 | 1 | Уроки усвоения нового матери-ала и компле-ксного приме-нения знаний | Анализ, характеристика, группировка языкового материала по его стилистической окраске. | Наблюдение за данным языковым явлением в текстах разных стилей. | Умение выбирать лексические средства и употреблять их в соответствии со значением, ситуацией и сферой общения. | презентация |
54-55 | 09.11 10.11 | | Стилистические пласты лексики. Разговорная лексика. § 25 | 2 | Уроки усвоения нового матери-ала и компле-ксного приме-нения знаний | Анализ, характеристика, группировка языкового материала по его стилистической окраске. | Наблюдение за данным языковым явлением в разговорной речи и текстах разных стилей. | Умение выбирать лексические средства и употреблять их в соответствии со значением, ситуацией и сферой общения. | |
56 | 13.11 | | Р/р Сочинение-рассуждение. | 1 | Урок развития речи | Анализ языкового материала. Лингвистический эксперимент. | сочинение | Умение создавать текст в соответствии с заданной темой и стилем речи. Правописные и пунктуационные умения. | |
57-58 | 14.11 15.11 | | Фразеологизмы. Источники фразеологизмов. § 26 | 2 | Уроки усвоения нового матери-ала и компле-ксного приме-нения знаний | Анализ языкового материала. Различение фразеологизмов и свободных сочетаний слов. | Восстановление фразеологизма по фрагменту. | Умение определять фразеологизмы по их значению, признакам. Использование данных конструкций в письменной и устной речи. | схема |
59-60 | 16.11 16.11 | | Р/р Изложение (сжатое). | 2 | Уроки развития речи | Анализ языкового материала. Аудирование. Работа по применению приёмов компрессии (сжатия) текста. | изложение | Умение передавать информацию исходного текста в соответствии с заданным типом речи и степенью сжатости. Правописные и пунктуационные умения. | |
61-62 | 17.11 24.11 | | Фразеологизмы нейтральные и стилистически окрашенные. § 27 | 2 | Уроки усвоения нового матери-ала и компле-ксного приме-нения знаний | Анализ языкового материала. | Решение лингвистических задач. Подбор синонимичных фразеологизмов. | Умение различать нейтральные, книжные, разговорные, просторечные фразеологизмы, употреблять их в собственной речи, заменять на синонимичные. | |
63 | 25.11 | | Повторение темы «Лексикология». | 1 | Урок повторе-ния и закреп-ления знаний | Самостоятельная работа, работа в парах. | Зад.1, 2 (с.110-111) | | учебник |
64 | 27.11 | | Контрольный диктант с грамматическим заданием. | 1 | Уроки контроля и коррек-ции знаний | Самостоятельная работа. | к/д | | |
65 | 28.11 | | Работа над ошибками. Части речи в русском языке. §29 | 1 | Уроки контроля и коррек-ции знаний | | Выполнение упражнений | | |
ГРАММАТИКА. МОРФОЛОГИЯ, ОРФОГРАФИЯ. КУЛЬТУРА РЕЧИ Морфология. Имя существительное (20 часов) 18 часов + 1 час развития речи + 1 ч. к/р Цель: находить изученные части речи в тексте, разграничивать грамматическое и лексическое значения слова, знать орфографические правила, уметь применять их на практике. Формируемые УУД Коммуникативные: вступать в диалог (отвечать на вопросы, задавать вопросы, уточнять непонятное); сотрудничать с товарищами при выполнении заданий в паре: устанавливать и соблюдать очерёдность действий, корректно сообщать товарищу об ошибках; участвовать в коллективном обсуждении учебной проблемы. Регулятивные: осуществлять контроль в форме сличения своей работы с заданным эталоном; вносить необходимые дополнения, исправления в свою работу, если она расходится с эталоном (образцом). Познавательные: осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий, используя справочные материалы учебника , библиотек, Интернета; понимать, структуировать, информацию, представленную в виде текста, рисунков, схем; сравнивать предметы, объекты: находить общее и различие; группировать, классифицировать предметы, объекты на основе существенных признаков, по заданным критериям. |
66 | 29.11 | | Имя существительное как часть речи | 1 | Урок комплек-сного приме-нения знаний | Анализ языкового материала. Орфографический тренинг. Выборочное чтение. Работа в парах. | Работа с текстами | Углубление знаний о частях речи как лексико-грамматических разрядах слов. Составление текстов со словами заданной тематики. | Табл. «Части речи» |
67-68 | 30.11 30.11 | | Разносклоняемые и несклоняемые имена существительные. §31 | 2 | Урок комплек-сного приме-нения знаний | Анализ языкового материала. Совершенствование правописных умений. Работа с текстами. Изучающее чтение. | Группировка существительных по заданным признакам. | Умение анализировать и характеризовать значение, морфологические признаки, группировать существительные по заданным признакам. | презентация |
69-70 | 01.12 04.12 | | Имена существительные общего рода. | 2 | Уроки усвоения нового матери-ала и компле-ксного приме-нения знаний | Анализ языкового материала. Работа со словарём. Наблюдение за употреблением существительных в текстах разных стилей. | Определение рода несклоняемых существительных. | Умение правильно употреблять в речи несклоняемые и разносклоняемые существительные. | Табл. |
71 | 05.12 | | Морфологи-ческий разбор имени существительного§ 33 | 1 | Урок усвоения нового матери-ала и компле-ксного приме-нения знаний | Анализ и классификация языкового материала. Осваивают содержание изучаемых орфографических правил и составляют алгоритмы действий. | Выполнение упражнений | Практическое применение в письменной речи изученных правил. Определение ошибок в согласовании и исправление их. | презентация |
72 | 06.12 | | Р/р Стиль текста упр. 253, 254). | 1 | Уроки обобще-ния и система-тизации знаний | Осуществление поиска в соответствии с учебной задачей. | Выполнение морфологического разбора имён существительных. | Правильность и точность морфологического разбора. Монологическая речь | Порядок морф. разбора сущ. |
73 | 07.12 | | Р/р Стиль текста упр. 253, 254). | 1 | Урок развития речи | Анализ и сопоставление текстов различных стилей речи. | Выполнение упражнений | Умение соотнести текст с тем или иным стилем речи и аргументированно доказать. | учебник |
74-75-76-77 | 07.12 08.12 11.12 12.12 | | Словообразова-ние имён существительных. §34 | 4 | Уроки усвоения нового матери-ала и компле-ксного приме-нения знаний | Анализ языкового материала. Создание монологического высказывания. | Выполнение словообразовательного разбора. | Таблицы, схемы. Правильность и точность словообразовательного разбора, решения лингвистических задач. Монологическая речь. | презентация |
78-79 | 13.12 14.12 | | Сложносокра-щённые имена существительные. §35 | 2 | Уроки усвоения нового матери-ала и компле-ксного приме-нения знаний | Анализ языкового материала. Создание монологического высказывания. | Выполнение словообразовательного разбора. | Правильность и точность словообразовательного разбора, решения лингвистических задач. Монологическая речь. | Схема, с.137 |
80-81-82 | 14.1215.12 18.12 | | Правописание гласных в суффиксах имён существительных. §36 | 3 | Уроки усвоения нового матери-ала и компле-ксного приме-нения знаний | Анализ языкового материала. Изучающее чтение. Составление алгоритма выполнения правила. | Выполнение упражнений | Алгоритм выполнения правила. Монологическая речь. Правильность применения правила на практике письма. | схема |
83 | 19.12 | | Повторение темы «Имя существительное». §37 | 1 | Уроки повторе-ния и закреп-ления знаний | Самостоятельная работа, работа в парах. | Зад.1,2 (с.142-143) | | учебник |
84 | 20.12 | | •Контрольный диктант с грамматическим заданием. | 1 | Уроки контроля и коррек-ции знаний | Самостоятельная работа. | к/д | | |
86 | 21.12 | | Работа над ошибками. | 1 | Уроки контроля и коррек-ции знаний | | Выполнение упражнений | | |
Морфология. Имя прилагательное (26 часов) 21 час + 4 часов развития речи + 1ч.к/р Коммуникативные: оформлять диалогическое высказывание в соответствии стребованиями речевого этикета; характеризовать качества, признаки объекта, относящие его копределенному классу (виду); писать сочинения (небольшие рефераты, доклады); использовать информацию, полученную из разных источников. Регулятивные: анализировать собственную работу: соотносить план и совершенные операции, выделять этапы и оценивать меру освоения каждого,находить ошибки, устанавливать их причины. Познавательные: сравнивать различные объекты: выделять из множества один илинесколько объектов, имеющих общие свойства; сопоставлять характеристики объектов по одному (нескольким) признакам; выявлять сходство и различия объектов; выделять общее и частное (существенное и несущественное), целое и часть, общее и различное в изучаемых объектах; классифицировать объекты (объединять в группы посущественному признаку); приводить примеры в качестве доказательства выдвигаемыхположений. | |
85 87 | 21.12 22.12 | | Имя прилагательное как часть речи. §38 | 2 | Уроки комплек-сного приме-нения знаний | Анализ языкового материала. Совершенствование правописных умений. Работа с текстами. Сопоставление грамматических признаков существительного и прилагательного. | Орфографический тренинг. | Умение анализировать и характеризовать значение, морфологические признаки, группировать прилагательные по заданным признакам. Умение различать грамматические признаки существительного и прилагательного, приводить собственные примеры. | презентация |
88-89 | 25.12 26.12 | | Р/р Особенности строения текста-описания. §38 (упр.286-287). | 2 | Уроки развития речи | Создание плана текста-описания. Работа с языковым материалом (синонимами, антонимами). | Составление плана | Умение устно и письменно создавать тексты-описания. Правописные и пунктуационные умения. | |
90-91 | 27.12 28.12 | | Степени сравнения имён прилагательных. Сравнительная степень. §39 | 2 | Уроки усвоения нового матери-ала и компле-ксного приме-нения знаний | Анализ языкового материала. Создание алгоритма выполнения действий по созданию или поиску степени сравнения прилагательного. | Орфографический тренинг. | Умение находить в тексте и образовывать степени сравнения прилагательных. Умение анализировать формы сравнительной и превосходной степени, правильно ставить ударение. | презентация |
92-93 | 28.12 29.12 | | Степени сравнения имён прилагательных. Превосходная степень. §40 | 2 | Уроки усвоения нового матери-ала и компле-ксного приме-нения знаний | Орфографический тренинг. Анализ языкового материала. | Создание алгоритма выполнения действий по созданию или поиску превосходной степени сравнения прилагательного. | Умение анализировать и образовывать простые и составные формы превосходной степени, определять синтаксическую роль полных и кратких имён прилагательных, соблюдать морфологические и орфоэпические нормы. | презентация |
94 | 30.12 | | Р/р Сжатое изложение (упр. 303-304). | 1 | Урок развития речи | Пересказ и написание сжатого изложения. | изложение | Умение сокращать текст, используя разные приёмы сжатия. Правописные и пунктуационные умения. | учебник |
95- 96 | 10.01.2018 10.01 | | Разряды имён прилагательных по значению. Качественные прилагательные. §41 | 2 | Уроки усвоения нового матери-ала и компле-ксного приме-нения знаний | Анализ языкового материала. Создание текста по сюжетной картинке. | Орфографический тренинг. | Умение распознавать качественные имена прилагательные, выполнять классификацию по заданному признаку, создавать текст по сюжетной картинке. | презентация |
97-98 | 11.01 11.01 | | Разряды имён прилагательных по значению. Относительные прилагательные. § 42 | 2 | Уроки усвоения нового матери-ала и компле-ксного приме-нения знаний | Анализ языкового материала. Классификация разрядов по признакам. | Орфографический тренинг. | Умение распознавать относительные имена прилагательные, выполнять классификацию по заданному признаку, приводить собственные примеры, анализировать текст-описание. | презентация |
99-100 | 12.01 13.01 | | Разряды имён прилагательных по значению. Притяжательные прилагательные. § 43 | 2 | Уроки усвоения нового матери-ала и компле-ксного приме-нения знаний | Орфографический тренинг. Анализ языкового материала. | Проверочная работа. | Умение распознавать притяжательные имена прилагательные, приводить примеры, выполнять морфемный разбор прилагательных, соблюдать морфологические нормы. | презентация |
101 | 15.01 | | Морфологический разбор имени прилагательного. § 44 | 1 | Уроки усвоения нового матери-ала и компле-ксного приме-нения знаний | Изучающее чтение и анализ языкового материала. Разбор имён прилагательных. | Работа в группах и представление результатов работы группы. | Умение проводить анализ и морфологический разбор имени прилагательного, работать в группе и представлять результаты работы группы. | схема |
102 | 16.01 | | Словообразование имён прилагательных. Буквы О и Е после шипящих и Ц в суффиксах прилагательных. | 1 | Уроки усвоения нового матери-ала и компле-ксного приме-нения знаний | Изучающее чтение и анализ языкового материала. | Орфографический тренинг. | Умение определять способ словообразования, соблюдение норм лексической сочетаемости слов, умение опираться на морфемно-словообразовательный анализ при письме. | презентация |
103-104-105 | 17.01 18.01 18.01 | | Одна и две буквы Н в суффиксах имён прилагательных. § 46 | 3 | Уроки усвоения нового матери-ала и компле-ксного приме-нения знаний | Орфографический тренинг. Морфемно-словообразовательный анализ имён прилагательных. | Составление алгоритма правила написания. | Умение опираться на морфемно-словообразовательный анализ при письме, выполнять разноаспектный анализ текста, восстанавливать логику текста. | презентация |
106 | 19.01 | | Правописание имён прилагательных с суффиксами –к- и -ск-. § 47 | 1 | Уроки усвоения нового матери-ала и компле-ксного приме-нения знаний | Орфографический тренинг. Анализ языкового материала. | Цифровой диктант. | Умение определять способ словообразования, соблюдение норм лексической сочетаемости слов, умение опираться на морфемно-словообразовательный анализ при письме. | схема |
107-108 | 22.01 23.01 | | Словообразова-ние имён прилагательных. Правописание сложных прилагательных. § 48 | 2 | Уроки Уроки усвоения нового матери-ала и компле-ксного приме-нения знаний | Анализ языкового материала. | Орфографический тренинг. | Умение опираться на морфемно-словообразовательный анализ при письме, выполнять разноаспектный анализ текста, восстанавливать логику текста. | схема |
109 | 24.01 | | Р/р Описание признаков предметов и явлений окружающего мира. §49 | 1 | Уроки развития речи | Анализ языкового материала. | Орфографический тренинг. | Умение создавать описание признаков предметов и явлений действительности. Правописные и пунктуационные умения. | презентация |
110 | 25.01 | | Повторение темы «Имя прилагательное». §50 | 1 | Урок повторе-ния и закреп-ления знаний | Создание текстов-описаний по фотографиям, картинам, личным впечатлениям. | Текст-описание | | презентация |
111 | 25.01 | | •Контрольный диктант с грамматическим заданием. | 1 | Урок контроля и коррек-ции знаний | Самостоятельная работа, работа в парах. | | | |
Морфология. Имя числительное (18 часов) 14 часов + 3 часа развития речи + 1ч к/р. Коммуникативные: вступать в диалог (отвечать на вопросы, задавать вопросы, уточнять непонятное); сотрудничать с товарищами при выполнении заданий в паре: устанавливать и соблюдать очерёдность действий, корректно сообщать товарищу об ошибках; участвовать в коллективном обсуждении учебной проблемы. Регулятивные: осуществлять контроль в форме сличения своей работы с заданным эталоном; вносить необходимые дополнения, исправления в свою работу, если она расходится с эталоном (образцом). Познавательные: осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий, используя справочные материалы учебника , библиотек, Интернета; понимать, структуировать, информацию, представленную в виде текста, рисунков, схем, сравнивать предметы, объекты: находить общее и различие; группировать, классифицировать предметы, объекты на основе существенных признаков, по заданным критериям. |
112-113 | 26.01 29.01 | | Имя числительное как часть речи. §51 | 2 | Уроки усвоения нового матери-ала и компле-ксного приме-нения знаний | Анализ языкового материала. Работа в парах. | Создание текстов с именами числительными. | Умение отличать имена числительные от других частей речи со значением количества, определять синтаксическую роль имён числительных в текстах. | презентация |
114-115 | 30.01 31.01 | | Простые, сложные и составные числительные. §52 | 2 | Уроки усвоения нового матери-ала и компле-ксного приме-нения знаний | Орфографический тренинг. Анализ языкового материала. | Создание текста в соответствии с заданной коммуникативной задачей. | Умение правильно образовывать, записывать и употреблять в речи сложные и составные числительные. | презентация |
116-117 | 01.02 01.02 | | Количественные и порядковые числительные. §53 | 2 | Уроки усвоения нового матери-ала и компле-ксного приме-нения знаний | Анализ языкового материала. Оформление числительных в письменной речи. | Орфографический тренинг. | Умение правильно образовывать и употреблять в речи количественные и порядковые числительные. | презентация |
118 | 02.02 | | Р/р Роль числительных в тексте (упр.385). | 1 | Урок развития речи | Рассказ о знаменательном событии (дате). | Создание текста с применением числительных. | Умение использовать особенности числительных при создании текста на определённую тему. Правописные и пунктуационные умения. | учебник |
119-120 | 05.02 06.02 | | Склонение числительных. §54 | 2 | Уроки усвоения нового матери-ала и компле-ксного приме-нения знаний | Анализ языкового материала. Работа в парах. | Создание текстов с именами числительными. | Умение правильно образовывать и употреблять в речи числительные и грамотно оформлять их в письменной речи. | Табл. «Склонение числ.» |
121-122-123 | 07.02 08.02 08.02 | | Разряды количественных числительных (целые, дробные, собирательные). §55 | 3 | Уроки усвоения нового матери-ала и компле-ксного приме-нения знаний | Орфографический тренинг. Анализ языкового материала. | Создание текста в соответствии с заданной коммуникативной задачей. | Умение правильно образовывать и употреблять в речи числительные и грамотно оформлять их в письменной речи. | презентация |
124 | 09.02 | | Р/р Сочинение на лингвистическую тему (упр. 417). | 1 | Урок развития речи | Орфографический тренинг. Анализ языкового материала. Оформление числительных в письменной речи. | сочинение | Умение использовать особенности числительных при создании текста на определённую тему. Правописные и пунктуационные умения. | учебник |
125 | 12.02 | | Синтаксическая роль числительных в предложении. | 1 | Урок усвоения нового матери-ала и компле-ксного приме-нения знаний | Рассказ о знаменательном событии (дате). | Создание текста с применением числительных. | Умение использовать числительные в речи и определять их синтаксическую роль. | |
126 | 13.02 | | Р/р Лексические способы сокращения текста. | 1 | Урок развития речи | Анализ языкового материала. Работа в парах. | Переработка текста | Умение выполнять информационную переработку текста. | |
127 | 14.02 | | Морфологи-ческий разбор числительного. §57 | 1 | Урок комплек-сного приме-нения знаний | Изучающее чтение и анализ языкового материала. Работа в группах и представление результатов работы группы. | Разбор имён числительных. | Умение проводить анализ и морфологический разбор имени числительного, работать в группе и представлять результаты работы группы. | Схема разбора |
128 | 15.02 | | Повторение темы «Имя числительное». §58 | 1 | Урок повторе-ния и закрепле-ния знаний | Самостоятельная работа, работа в парах. | Выполнение упражнений | | |
129 | 15.02 | | •Контрольный диктант с грамматическим заданием. | 1 | Урок контроля и коррек-ции знаний | Самостоятельная работа. | | | |
Морфология. Местоимение (25 часов) 17 часов + 6 часов развития речи + 2 ч. к/р Коммуникативные: вступать в диалог (отвечать на вопросы, задавать вопросы, уточнять непонятное); сотрудничать с товарищами при выполнении заданий в паре: устанавливать и соблюдать очерёдность действий, корректно сообщать товарищу об ошибках; участвовать в коллективном обсуждении учебной проблемы. Регулятивные: осуществлять контроль в форме сличения своей работы с заданным эталоном; вносить необходимые дополнения, исправления в свою работу, если она расходится с эталоном (образцом). Познавательные: осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий, используя справочные материалы учебника , библиотек, Интернета; понимать, структуировать, информацию, представленную в виде текста, рисунков, схем; сравнивать предметы, объекты: находить общее и различие; группировать, классифицировать предметы, объекты на основе существенных признаков, по заданным критериям. |
130-131 | 16.0217.02 | | Местоимение как часть речи. Разряды местоимений. §59 | 2 | Уроки усвоения нового матери-ала и компле-ксного приме-нения знаний | Изучающее чтение. Анализ языкового материала. Сопоставление местоимений с другими частями речи. Диалог. | Орфографический тренинг. | Умение сопоставлять и соотносить местоимения с другими частями речи. Умение вести диалог, читать и понимать текст, выполнять разноаспектный анализ текста. | презентация |
132-133 | 17.0226.02 | | Личные местоимения. §60 | 2 | Уроки усвоения нового матери-ала и компле-ксного приме-нения знаний | Анализ языкового материала. | Орфографический тренинг. | Умение распознавать и склонять личные местоимения, правильно использовать их в речи. | Табл. |
134 | 27.02 | | Р/р Приёмы сжатия текста. §60 | 1 | Урок развития речи | Сокращение исходного текста. | Устный и письменный пересказ прочитанного текста. | Умение сокращать текст, используя разные приёмы сжатия. Правописные и пунктуационные умения. | |
135 | 28.02 | | Возвратное местоимение себя. §61 | 1 | Урок усвоения нового матери-ала и компле-ксного приме-нения знаний | Анализ языкового материала. Изучающее чтение. | Сжатие текста. Орфографический практикум. | Умение склонять возвратное местоимение. | …из истории слова… (с.67) |
136-137 | 01.03 01.03 | | Притяжательные местоимения. §62 | 2 | Уроки усвоения нового матери-ала и компле-ксного приме-нения знаний | Определение синтаксической роли местоимений в тексте. Анализ языкового материала. | Классификация местоимений. | Умение отличать местоимения от других частей речи, местоимений других разрядов. | |
138-139 | 02.0305.03 | | Р/р Сочинение-описание картины Н. Богданова- Бельского «Виртуоз» (упр.450-451). | 2 | Уроки развития речи | Планирование. Подбор материала к сочинению. Создание текста по картине. | сочинение | Умение создавать текст в соответствии с определённой коммуникативной задачей. Правописные и пунктуационные умения. | Репродукция картины Н. Богданова- Бельского «Виртуоз» |
140 | 06.03 | | Указательные местоимения. §63 | 1 | Уроки усвоения нового матери-ала и компле-ксного приме-нения знаний | Определение синтаксической роли местоимений в тексте. Анализ языкового материала. Классификация местоимений. | Орф.тренинг | Умение распознавать и склонять указательные местоимения. | |
141 | 07.03 | | Определительные местоимения. §64 | 1 | Урок усвоения нового матери-ала и компле-ксного приме-нения знаний | Определение синтаксической роли местоимений в тексте. Анализ языкового материала. Классификация местоимений. | Орфографический тренинг. | Умение распознавать и склонять определительные местоимения, распознавать их в тексте. | |
142 | 09.03 | | Р/р Текст. Логика текста (упр.460). | 1 | Урок развития речи | Анализ языкового материала. | Пересказ сказки | Умение анализировать и характеризовать текст с точки зрения единства темы, смысловой цельности, последовательности изложения. | учебник |
143-144 | 10.0312.03 | | Вопросительно- относительные местоимения. §65 | 2 | Уроки усвоения нового матери-ала и компле-ксного приме-нения знаний | Определение синтаксической роли местоимений в тексте. Анализ языкового материала. Классификация местоимений. | Выполнение упражнений | Умение распознавать и использовать местоимения в речи, создавать и изменять синтаксическую конструкцию в соответствии с задачей. | |
145-146 | 13.0314.03 | | Неопределённые местоимения. §66 | 2 | Уроки усвоения нового матери-ала и компле-ксного приме-нения знаний | Определение синтаксической роли местоимений в тексте. Анализ языкового материала. Классификация местоимений. | Выполнение упражнений | Умение распознавать и использовать местоимения в речи. | фотографии |
147-148 | 15.0315.03 | | Отрицательные местоимения. §67 | 2 | Уроки усвоения нового матери-ала и компле-ксного приме-нения знаний | Определение синтаксической роли местоимений в тексте. Анализ языкового материала. Классификация местоимений. | Выполнение упражнений | Умение распознавать и использовать местоимения в речи | |
149 | 16.03 | | Морфологи-ческий разбор местоимения. §68 | 1 | Урок комплек-сного приме-нения знаний | Изучающее чтение и анализ языкового материала. Разбор имён числительных. | Орфографический тренинг. | Умение проводить анализ и морфологический разбор имени числительного,обобщать информацию, представлять её в виде графического объекта. | схема |
150-151 | 19.0320.03 | | Р/р Сочинение- описание картины А. Пластова «Жатва» (упр. 488-491). | 2 | Уроки развития речи | Анализ языкового и иллюстративного материала. Планирование. Сбор информации к сочинению-описанию. | сочинение | Умение составлять план-описания, создавать текст определённого функционально-смыслового типа речи. Правописные и пунктуационные умения. | Репродукция картины А. Пластова «Жатва» |
152 | 21.03 | | Повторение темы «Местоимение». §69 | 1 | Урок повторе-ния и закреп-ления знаний | Самостоятельная работа, работа в парах. | Выполнение упражнений | | презентация |
153 | 22.03 | | Контрольный диктант с грамматическим заданием. | 1 | Уроки контроля и коррек-ции знаний | Самостоятельная работа. | к/д | | |
154 | 22.03 | | Работа над ошибками | 1 | | | | |
Морфология. Глагол (32 часа) 25 часов + 6 часов развития речи + 1 ч. к/р Коммуникативные: вступать в диалог (отвечать на вопросы, задавать вопросы, уточнять непонятное); сотрудничать с товарищами при выполнении заданий в паре: устанавливать и соблюдать очерёдность действий, корректно сообщать товарищу об ошибках; участвовать в коллективном обсуждении учебной проблемы Регулятивные: оформлять диалогическое высказывание в соответствии стребованиями речевого этикета; характеризовать качества, признаки объекта, относящие его копределенному классу (виду); писать сочинения (небольшие рефераты, доклады), используинформацию, полученную из разных источников. Познавательные: осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий, используя справочные материалы учебника , библиотек, Интернета; понимать, структуировать, информацию, представленную в виде текста, рисунков, схем; сравнивать предметы, объекты: находить общее и различие; группировать, классифицировать предметы, объекты на основе существенных признаков, по заданным критериям. |
155-156 | 23.03 26.03 | | Глагол. §70 | 2 | Уроки усвоения нового матери-ала и компле-ксного приме-нения знаний | Изучающее чтение. Анализ языкового материала. Систематизация знаний о способах словообразования глаголов. Планирование, рассказ. | Орфографический тренинг. | Умение систематизировать знания по изучаемому разделу, адекватно понимать основную и дополнительную информацию, определять роль глаголов для достижения информативности, точности, выразительности речи. | презентация |
157-158 | 27.03 28.03 | | Совершенный и несовершенный вид глагола. §71 | 2 | Уроки усвоения нового матери-ала и компле-ксного приме-нения знаний | Анализ языкового материала. Изучающее чтение. | Орфографический тренинг. | Умение распознавать вид глагола, приводить примеры видовых пар, соблюдать видовременную соотнесённость глаголов в тексте. | презентация |
159 | 29.03 | | Разноспрягаемые глаголы. §72 | 1 | Уроки усвоения нового матери-ала и компле-ксного приме-нения знаний | Определение грамматической основы. Анализ языкового материала. | Орфографический тренинг. | Умение определять тип спряжения глаголов, соотносить личные формы глагола с инфинитивом | Табл. «Спряжение глаголов есть, дать» |
160-161 | 29.03 30.03 | | Переходные и непереходные глаголы. Возвратные глаголы. §73 | 2 | Уроки усвоения нового матери-ала и компле-ксного приме-нения знаний | Анализ языкового материала. Группировка глаголов по заданным характеристикам. Образование возвратных глаголов. | Орфографический тренинг. | Умение правильно употреблять при глаголах имена существительные в косвенных падежах, группировать глаголы по морфологическим признакам. | презентация |
162-163-164 | 02.0403.0404.04 | | Наклонение глагола. Изъявительное наклонение. §74 | 3 | Уроки усвоения нового матери-ала и компле-ксного приме-нения знаний | Изучающее чтение. Анализ языкового материала. Группировка глаголов по заданным характеристикам. | Орфографический тренинг. | Умение соблюдать видовременную соотнесённость глаголов в связном тексте, выполнять разноаспектный анализ текста. | презентация |
165 | 05.04 | | Условное наклонение. §75 | 1 | Уроки усвоения нового матери-ала и компле-ксного приме-нения знаний | Изучающее чтение. Анализ языкового материала. Группировка глаголов по заданным характеристикам. | Проверочная работа. | Умение соблюдать видовременную соотнесённость глаголов в связном тексте, выполнять разноаспектный анализ текста. | |
166-167 | 05.0406.04 | | Р/р Сочинение-рассуждение по упр. 540. | 2 | Уроки развития речи | Словарная работа. Планирование. Подбор материала для сочинения. Написание сочинения-рассуждения. | сочинение | Умение создавать текст в соответствии с заданным стилем и типом речи. Правописные и пунктуационные умения. | Слайд «Словарная работа» |
168-169-170 | 14.0416.0417.04 | | Повелительное наклонение. §76 | 3 | Уроки усвоения нового матери-ала и компле-ксного приме-нения знаний | Анализ языкового материала. Образование различных форм повелительного наклонения. | Орфографический тренинг. | Умение выбирать форму глагола для разной категоричности при выражении волеизъявления, различать наклонения. | презентация |
171-172 | 18.0419.04 | | Р/р Создание текста- инструкции (упр. 550-552). | 2 | Уроки развития речи | Выбор темы, подбор материала для сочинения. | Написание инструкции. | Умение создавать текст в соответствии с заданным стилем и типом речи. Правописные и пунктуационные умения. | учебник |
173 | 19.04 | | Употребление наклонений. §77 | 1 | Уроки усвоения нового матери-ала и компле-ксного приме-нения знаний | Изучающее чтение. Анализ языкового материала. Моделирование предложений. | Выполнение упражнений | Умение соблюдать видовременную соотнесённость глаголов в связном тексте, выполнять разноаспектный анализ текста. | |
174-175-176 | 20.04 23.04 24.04 | | Безличные глаголы. §78 | 3 | Уроки усвоения нового матери-ала и компле-ксного приме-нения знаний | Изучающее чтение. Анализ языкового материала. Кодирование и декодирование информации. | Выполнение упражнений | Умение анализировать особенности предложений с безличными глаголами, выполнять разноаспектный анализ текста. | презентация |
177 | 25.04 | | Морфологи-ческий разбор глагола. §79 | 1 | Урок комплек-сного приме-нения знаний | Изучающее чтение и анализ языкового материала. | Разбор глаголов. | Умение проводить анализ и морфологический разбор глагола, обобщать информацию, представлять её в виде графического объекта. | Схема разбора |
178-179-180 | 26.0426.0427.04 | | Правописание гласных в суффиксах глаголов. §80 | 3 | Уроки усвоения нового матери-ала и компле-ксного приме-нения знаний | Изучающее чтение и анализ языкового материала. Совершенствование правописных умений. Классификация глаголов по заданному признаку. | Орфографический тренинг. | Правописные умения, умение классифицировать глаголы по заданным признакам, использовать синонимичную замену. | Зад. 11, ЕГЭ (сб. Цыбулько) |
181-182 | 30.04 02.05 | | Р/р Рассказ о событии. §81 | 2 | Уроки развития речи | Аудирование. | Самостоятельная работа по созданию текста изложения. | Умение создавать текст изложения с сохранением стиля и типа речи. Правописные и пунктуационные умения. | Схема «Как построить рассказ о событии» |
183-184 | 03.0503.05 | | Повторение темы «Глагол». §82 | 2 | Урок повторе-ния и закреп-ления знаний | Самостоятельная работа, работа в парах. | Выполнение упражнений | | презентация |
185 | 04.05 | | •Контрольный диктант с грамматическим заданием. | 1 | Урок контроля и коррек-ции знаний | Самостоятельная работа. | к/д | | |
186 | 07.05 | | Работа над ошибками. | 1 | Урок повторе-ния и закреп-ления знаний | | Выполнение упражнений | | |
Синтаксис, пунктуация, культура речи(18 часов) 12 часов + 3 часа развития речи+ 3 ч.к/р Цель: сформировать представление о структурных отличиях простых и сложных предложений; о делении СП на две группы; порядоке синтаксического разбора, уметь определять количество грамматических основ в предложении; находить границы частей в СП; составлять схемы ПП и СП; производить частичный и полный синтаксический разбор ПП и СП. Коммуникативные: строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи. Регулятивные: вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок, использовать предложения и оценки для создания нового, более совершенного результата Познавательные: осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков |
187 | 08.05 | | Синтаксис, пунктуация, культура речи. Основные единицы синтаксиса. §83 | 1 | Урок повторе-ния и закреп-ления знаний | Изучающее чтение и анализ языкового материала. Совершенствование правописных умений. | Синтаксический разбор. | Умение разграничивать словосочетание и предложение. | |
188 | 10.05 | | Простое предложение.§84 | 1 | Урок усвоения нового матери-ала и компле-ксного приме-нения знаний | Изучающее чтение и анализ языкового материала. Совершенствование правописных и пунктуационных умений. | Синтаксический разбор. | Умение определять главные и второстепенные члены предложения, выполнять синтаксический разбор предложений. | схема |
189-190 | 11.0512.05 | | Р/р Сочинение-описание картины А. Куинджи «Берёзовая роща» (упр.591-592). | 2 | Уроки развития речи | Анализ иллюстративного материала. Планирование. Подбор языкового материала. | Создание текста-описания. | Умение создавать собственные тексты-описания. Правописные и пунктуационные умения. | Репродукция картины А. Куинджи «Берёзовая роща» |
191 | 14.05 | | Порядок слов в предложении. §85 | 1 | Уроки усвоения нового матери-ала и компле-ксного приме-нения знаний | Изучающее чтение и анализ языкового материала. Определение синтаксической функции слов в предложении. | Лингвистический эксперимент. | Умение опознавать прямой порядок слов и инверсию в предложениях, моделировать и употреблять их в речи в соответствии с коммуникативной задачей. | презентация |
192-193 | 15.05 15.05 | | Простое осложнённое предложение. §86 | 2 | Уроки усвоения нового матери-ала и компле-ксного приме-нения знаний | Изучающее чтение и анализ языкового материала. Изучение вводных слов и словосочетаний как средств выражения оценки высказывания, воздействия на собеседника. | Орфографический тренинг. | Умение использовать вводные слова как средства связи предложений и смысловых частей текста, умение выполнять разноаспектный анализ текста. | |
194 | 16.05 | | Р/р Рассуждение. §87 | 1 | Урок развития речи | Орфографический тренинг. Изучающее чтение и анализ языкового материала. | Создание текста-рассуждения. | Умение создавать текст-рассуждение в соответствии с темой, ситуацией и сферой общения. | учебник |
195-196 | 17.05 17.05 | | Сложное предложение. §88 | 2 | Уроки усвоения нового матери-ала и компле-ксного приме-нения знаний | Изучающее чтение и анализ языкового материала. Трансформация предложений. | Орфографический тренинг. | Умение различать простые и сложные предложения, преобразовывать простые предложения в сложные, используя подходящие по смыслу союзы и союзные слова. | презентация |
197-198 | 18.05 21.05 | | Синтаксический разбор простого и сложного предложений. §89 | 2 | Уроки Повторе-ния и закреп-ления знаний | Изучающее чтение и анализ языкового материала. | Разбор предложений. | Умение проводить анализ и синтаксический разбор предложений, обобщать информацию, представлять её в виде графического объекта. | Схема (с.156) |
199 | 21.05 | | Повторение темы «Синтаксис и пунктуация».§89 | 1 | Урок повторе-ния и закреп-ления знаний | Самостоятельная работа, работа в парах. | Выполнение упражнений | | |
200 | 22.05 | | Контрольный диктант с грамматическим заданием. | 1 | Уроки контроля и коррек-ции знаний | Самостоятельная работа. | к/д | | |
201 | 23.05 | | Работа над ошибками. | 1 | | Самостоятельная работа. | Выполнение заданий | | |
202-203 | 24.05 24.05 | | Итоговая контрольная работа за курс 6 класса. Работа над ошибками. | 2 | Уроки контроля знаний | Работа в парах и группах. Игра. Соревнование. | к/р | | |
204 | 25.05 | | Итоговый заключительный урок. Подведение итогов за год. | 1 | Урок повторе-ния и обобще-ния знаний. | | | | |