СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по русскому языку 6-9 классы

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

РП составлено в 2022 году, 5 класса в нё нет, потому что он идёт по обновлённым ФГОС.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по русскому языку 6-9 классы»

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

«Добринская средняя общеобразовательная школа»




Рассмотрено на Утверждено

заседании МО директор школы

протокол № 1 Фомин В. А.

……………… …………………

Приказ № 85

от « 29.08 » 2022 г. от « 31. 08 » 2022 г.



Согласовано

Зам директора по УВР

Шайкина Н. В.

………………..

« 30.08 » 2022 г.


Рабочая программа

по предмету «Русский язык»

6-9 классы

Основное общее образование


Учителя русского языка и литературы:

Шайкина Надежда Васильевна

Никулина Вера Петровна



Добрино 2022 г.


Пояснительная записка


Рабочая программа по русскому языку для 6-9 классов составлена в соответствии с правовыми и нормативными документами:

 Федеральный Закон «Об образовании в Российской Федерации» (от 29.12. 2012 г. № 273-ФЗ);

 Федеральный Закон от 01.12.2007 г. № 309 (ред. от 23.07.2013 г.) «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части изменения и структуры Государственного образовательного стандарта»;

- Закон Воронежской области от 3 июня 2013 года №84-ОЗ «О регулировании отдельных отношений в сфере образования на территории воронежской области»;

 Приказ Минобразования России от 05.03.2004 г. № 1089 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования»;

 Приказ Минобрнауки России от 31.03.2014 г. № 253 «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования на 2014-2015 учебный год»;

 Приказ Минобразования России от 09.03.2004 г. № 1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования»;

 Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 31 декабря 2015 г. № 1577 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897»;

 Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 31 декабря 2015 г. № 1578 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 мая 2012 г. № 413»;

- Приказ Минпросвещения России от 20.11.2020 N 655 "О внесении изменения в Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования, утвержденный приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 28 августа 2020 г. N 442" (Зарегистрировано в Минюсте России 16.12.2020 N 61494);

 Примерная программа по русскому языку для 5-9 классов М. Т. Баранова, Т. А. Ладыженской, Н. М. Шанского (Москва, «Просвещение», 2015 г.).

- Учебный план МКОУ «Добринская СОШ» на 2022-2023 учебный год.



Учебно-методический комплекс:

2. Ладыженская Т.А., Баранов М.Т., Тростенцова Л.А. и др. Русский язык. 6 класс: Учебник для общеобразовательных учреждений. М.: Просвещение 2021 г.

3. Ладыженская Т.А., Баранов М.Т., Тростенцова Л.А. и др. Русский язык. 7 класс: Учебник для общеобразовательных учреждений. М.: Просвещение 2020 г.

4. Ладыженская Т.А., Баранов М.Т., Тростенцова Л.А. и др. Русский язык. 8 класс: Учебник для общеобразовательных учреждений. М.: Просвещение 2019 г.

5. Ладыженская Т.А., Баранов М.Т., Тростенцова Л.А. и др. Русский язык. 9 класс: Учебник для общеобразовательных учреждений. М.: Просвещение 2019 г.


Федеральный базисный учебный образовательный план для образовательных учреждений предусматривает обязательное изучение русского языка на этапе основного общего образования в объеме 510 часов, в том числе 6 класс: 170 ч.,7 класс: 136 ч., 8 класс: 102 ч., 9 класс: 102 часов


Структура документа

Рабочая программа по русскому языку представляет собой целостный документ, включающий разделы: планируемые результаты, содержание программы, тематическое планирование.



  1. Планируемые результаты освоения курса «Русский язык»


Личностными результатами освоения выпускниками основной школы программы по русскому (родному) языку являются:

1) понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа, определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности, его значения в процессе получения школьного образования;

2) осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры; стремление к речевому самосовершенствованию;

3) достаточный объем словарного запаса и усвоенных грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения; способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.

Метапредметными результатами освоения выпускниками основной школы программы по русскому (родному) языку являются:

1) владение всеми видами речевой деятельности:

Аудирование и чтение:

• адекватное понимание информации устного и письменного сообщения (коммуникативной установки, темы текста, основной мысли; основной и дополнительной информации);

• владение разными видами чтения (поисковым, просмотровым, ознакомительным, изучающим) текстов разных стилей и жанров;

• адекватное восприятие на слух текстов разных стилей и жанров; владение разными видами аудирования (выборочным, ознакомительным, детальным);

• способность извлекать информацию из различных источников, включая средства массовой информации, компакт-диски учебного назначения, ресурсы Интернета; свободно пользоваться словарями различных типов, справочной литературой, в том числе и на электронных носителях;

• овладение приемами отбора и систематизации материала на определенную тему; умение вести самостоятельный поиск информации; способность к преобразованию, сохранению и передаче информации, полученной в результате чтения или аудирования;

• умение сопоставлять и сравнивать речевые высказывания с точки зрения их содержания, стилистических особенностей и использованных языковых средств;

говорение и письмо:

• способность определять цели предстоящей учебной деятельности (индивидуальной и коллективной), последовательность действий, оценивать достигнутые результаты и адекватно формулировать их в устной и письменной форме;

• умение воспроизводить прослушанный или прочитанный текст с заданной степенью свернутости (план, пересказ, конспект, аннотация);

• умение создавать устные и письменные тексты разных типов, стилей речи и жанров с учетом замысла, адресата и ситуации общения;

• способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме, соблюдать нормы построения текста (логичность, последовательность, связность, соответствие теме и др.); адекватно выражать свое отношение к фактам и явлениям окружающей действительности, к прочитанному, услышанному, увиденному;

• владение различными видами монолога (повествование, описание, рассуждение; сочетание разных видов монолога) и диалога (этикетный, диалог-расспрос, диалог-побуждение, диалог — обмен мнениями и др.; сочетание разных видов диалога);

• соблюдение в практике речевого общения основных орфоэпических, лексических, грамматических, стилистических норм современного русского литературного языка; соблюдение основных правил орфографии и пунктуации в процессе письменного общения;

• способность участвовать в речевом общении, соблюдая нормы речевого этикета; адекватно использовать жесты, мимику в процессе речевого общения;

• способность осуществлять речевой самоконтроль в процессе учебной деятельности и в повседневной практике речевого общения; способность оценивать свою речь с точки зрения ее содержания, языкового оформления; умение находить грамматические и речевые ошибки, недочеты, исправлять их; совершенствовать и редактировать собственные тексты;

• умение выступать перед аудиторией сверстников с небольшими сообщениями, докладом, рефератом; участие в спорах, обсуждениях актуальных тем с использованием различных средств аргументации;

2) применение приобретенных знаний, умений и навыков в повседневной жизни; способность использовать родной язык как средство получения знаний по другим учебным предметам; применение полученных знаний, умений и навыков анализа языковых явлений на межпредметном уровне.

3) коммуникативно целесообразное взаимодействие с окружающими людьми в процессе речевого общения, совместного выполнения какого-либо задания, участия в спорах, обсуждениях актуальных тем; овладение национально-культурными нормами речевого поведения в различных ситуациях формального и неформального межличностного и межкультурного общения.

Предметными результатами освоения выпускниками основной школы программы по русскому (родному) языку являются:

1) представление об основных функциях языка, о роли русского языка как национального языка русского народа, как государственного языка Российской Федерации и языка межнационального общения, о связи языка и культуры народа, о роли родного языка в жизни человека и общества;

2) понимание места родного языка в системе гуманитарных наук и его роли в образовании в целом;

3) усвоение основ научных знаний о родном языке; понимание взаимосвязи его уровней и единиц;

4) освоение базовых понятий лингвистики: лингвистика и ее основные разделы; язык и речь, речевое общение, речь устная и письменная; монолог, диалог и их виды; ситуация речевого общения; разговорная речь, научный, публицистический, официально-деловой стили, язык художественной литературы; жанры научного, публицистического, официально-делового стилей и разговорной речи; функционально-смысловые типы речи (повествование, описание, рассуждение); текст, типы текста; основные единицы языка, их признаки и особенности употребления в речи;

5) овладение основными стилистическими ресурсами лексики и фразеологии русского языка, основными нормами русского литературного языка (орфоэпическими, лексическими, грамматическими, орфографическими, пунктуационными), нормами речевого этикета и использование их в своей речевой практике при создании устных и письменных высказываний;

6) опознавание и анализ основных единиц языка, грамматических категорий языка, уместное употребление языковых единиц адекватно ситуации речевого общения;

7) проведение различных видов анализа слова (фонетический, морфемный, словообразовательный, лексический, морфологический), синтаксического анализа словосочетания и предложения, многоаспектного анализа текста с точки зрения его основных признаков и структуры, принадлежности к

определенным функциональным разновидностям языка, особенностей языкового оформления, использования выразительных средств языка;

8) понимание коммуникативно-эстетических возможностей лексической и грамматической синонимии и использование их в собственной речевой практике;

9) осознание эстетической функции родного языка, способность оценивать эстетическую сторону речевого высказывания при анализе текстов художественной литературы.


  1. Содержание учебного предмета


6 класс


Русский язык - один из развитых языков мира

Повторение пройденного в 5 классе

Деление текста на части; официально-деловой стиль, его языковые особенности.

Лексика и фразеология. Культура речи

I. Повторение пройденного по лексике в 5 классе.

Исконно русские слова. Заимствованные слова. Общеупотребительные слова. Профессионализмы, диалектизмы, жаргонизмы. Нейтральные и стилистически окрашенные слова. Устаревшие слова. Неологизмы.

Основные пути пополнения словарного состава русского языка.

Толковые словари иностранных слов, устаревших слов.

Фразеология как раздел науки о языке. Свободные сочетания слов и фразеологические обороты. Основные признаки фразеологизмов. Стилистически нейтральные и окрашенные фразеологизмы. Источники фразеологизмов. Использование фразеологизмов в речи. Фразеологический словарь.

II. Умение определять по толковому словарю, из какого языка заимствовано слово, относится ли оно к устаревшим, диалектным или профессиональным словам.

Умение пользоваться словарями иностранных слов, устаревших слов, фразеологическими словарями.

III. Сбор и анализ материалов к сочинению: рабочие материалы. Сжатый пересказ исходного текста.

Словообразование. Орфография. Культура речи.

I. Повторение пройденного по морфемике в 5 классе.

Основные способы образования слов в русском языке: с помощью морфем (морфологический) - приставочный, суффиксальный, приставочно-суффиксальный, бессуффиксный; осново- и словосложение, сложение полных и сокращенных слов, аббревиация (сокращение слов и словосочетаний). Образование слов в результате слияния сочетаний слов в слово.

Понятие об этимологии и этимологическом разборе слов. Этимологические словари.

Правописание чередующихся гласных о и а в-' корнях -гор- - -гар-, -кос- - -кас-. Правописание гласных в приставках пре- и при-, буквы ы и и после приставок на согласные. Правописание соединительных гласных о и е.

II. Умение согласовывать со сложносокращенными словами прилагательные и глаголы в прошедшем времени.

III. Описание помещения, структура этого текста, языковые особенности. Систематизация материала к сочинению; сложный план. Выборочный пересказ исходного текста.

Морфология. Орфография. Культура речи.

Имя существительное

I. Повторение сведений об имени существительном, полученных в 5 классе.

Склонение существительных на -мя. Несклоняемые существительные. Текстообразующая роль существительных. Словообразование имен существительных.

Не с существительными. Правописание гласных в суффиксах -ек, -ик; буквы о и е после шипящих и ц в суффиксах -ок (-ек), -онк, -онок. Согласные ч и щ в суффиксе -чик (-щик).

II. Умение правильно образовывать формы косвенных падежей существительных на -мя, правильно употреблять в речи несклоняемые существительные, согласовывать прилагательные и глаголы в форме прошедшего времени с существительными общего рода (например, белоручка, сирота и др.).

Умение определять значения суффиксов имен существительных (увеличительное, пренебрежительное и уменьшительно-ласкательное).

III. Различные сферы употребления устной публичной речи.

Имя прилагательное

I. Повторение сведений об имени прилагательном, полученных в 5 классе.

Качественные, относительные и притяжательные прилагательные. Степени сравнения прилагательных; образование степеней сравнения. Словообразование имен прилагательных.

Не с именами прилагательными. Буквы о и е после шипящих и ц в суффиксах прилагательных; правописание гласных и согласных в суффиксах -ан- (-ян-), -ин-, -онн- (-енн-) в именах прилагательных; различение на письме суффиксов -к- и -ск-. Слитное и дефисное написание сложных прилагательных.

II. Умение правильно образовывать степени сравнения прилагательных, соблюдать правильное ударение при образовании степеней сравнения, определять значение суффиксов в именах прилага- тельных (уменьшительно-ласкательное и неполноты качества).

Умение употреблять в речи прилагательные в переносном значении.

III. Описание природы, структуры данного текста, его языковые особенности; описание предметов, находящихся вблизи и вдали. Выборочный пересказ исходного текста с описанием природы. Описание пейзажа по картине.

Публичное выступление о произведении народного промысла.

Имя числительное

I. Имя числительное как часть речи. Синтаксическая роль имен числительных в предложении. Числительные количественные и порядковые. Числительные простые и составные. Текстообразующая роль числительных.

Склонение количественных числительных. Правописание гласных в падежных окончаниях; буква ь в середине и на конце числительных. Слитное и раздельное написание числительных.

Склонение порядковых числительных. Правописание гласных в падежных окончаниях порядковых числительных.

II. Умение употреблять числительные для обозначения дат, правильно употреблять числительные двое, трое и др., числительные оба, обе в сочетании с существительными.

Умение выражать приблизительное количество с помощью сочетания количественного числительного и существительного (например, минут пять, километров десять).

III. Публичное выступление - призыв, его структура, языковые особенности. Пересказ исходного текста с цифровым материалом.

Местоимение

I. Местоимение как часть речи. Синтаксическая роль местоимений в предложении. Разряды местоимений. Склонение местоимений. Текстообразующая роль местоимений.

Раздельное написание предлогов с местоимениями. Буква и в личных местоимениях 3-го лица после предлогов. Образование неопределенных местоимений. Дефис в неопределенных местоимениях перед суффиксами -то, -либо, -нибудь и после приставки кое-.

Не в неопределенных местоимениях. Слитное и раздельное написание не и ни в отрицательных местоимениях.

II. Умение употреблять личные местоимения 3-го лица в соответствии со смыслом предшествующего предложения. Умение правильно использовать местоимения как средство связи предложений и частей текста.

III. Рассказ по воображению, по сюжетным рисункам; строение, языковые особенности данных текстов.

Рассуждение как тип текста, его строение (тезис, аргумент, вывод), языковые особенности.

Глагол

I. Повторение сведений о глаголе, полученных в 6 классе.

Переходные и непереходные глаголы. Изъявительное, условное и повелительное наклонения. Раздельное написание частицы бы (б) с глаголами в условном наклонении. Буквы ь и и в глаголах в повелительном наклонении. Разноспрягаемые глаголы. Безличные глаголы. Текстообразующая роль глаголов. Словообразование глаголов.

Правописание гласных в суффиксах -ова(ть), -ева(ть) и -ыва(ть), -ива(ть).

II. Умение употреблять формы одних наклонений в значении других и неопределенную форму (инфинитив) в значении разных наклонений.

III. Рассказ на основе услышанного, его строение, языковые особенности. Пересказ исходного текста от лица кого-либо из его героев. Рассказ по сюжетным картинкам с включением части готового текста.

Повторение и систематизация пройденного в 6 классе

Сочинение на выбранную тему.



7 класс


1. Вводный урок. Русский язык как развивающееся явление.

Знать некоторые особенности развития русского языка; понятия: русский литературный язык, литературная норма, изменчивость норм языка.

Уметь обобщать знания о языке, полученные в 5–6 классах; оперировать терминами при анализе языкового явления; работать с учебной и справочной литературой.

2. Повторение изученного в 5-6 классах.

2.1.Синтаксис и пунктуация

Знать изученные сведения из раздела «Синтаксис и пунктуация»; понятия грамматическая основа предложения, члены предложения; строение ПП и СП; правила постановки знаков препинания в ПП и СП.

Уметь ставить знаки препинания в простом и сложном предложениях.

2.2. Лексика и фразеология.

Знать понятия лексическое значение слова, прямое и переносное значение, синонимы, антонимы, фразеологизмы.

Уметь ставить знаки препинания в сложном предложении, в предложении с прямой речью, в обозначении орфограмм.

2.3. Фонетика и орфография.

Повторить трудные вопросы темы (роль букв е, ё, ю, я), порядок и особенности фонетического разбора, соотнесенность произношения и написания слов в русском языке, орфограммы, связанные с безударными гласными, проверяемыми согласными, с правописанием ъ и ь.


2.4. Словообразование и орфография.

Вспомнить и закрепить навыки словообразовательного разбора.

Повторить орфограммы в корнях, суффиксах и окончаниях.

Уметь различать формы слова и однокоренные слова.

2.5. Морфология и орфография.

Повторить основные сведения по морфологии, правописание безударных гласных в окончаниях изменяемых частей речи.

Уметь разграничивать части речи по их морфологическим признакам.

2.6. Урок-практикум

Знать основные работы по морфологии, орфографии, синтаксису.

Уметь применять орфографические, пунктуационные правила.

2.7. Текст. Стили литературного языка.

Знать основные признаки текста, типы речи; изученные стили языка, особенности публицистического стиля.

Уметь анализировать текст, определять его типовую принадлежность; осуществлять комплексный анализ текста.

3. Морфология и орфография. Культура речи.

3.1. Причастие.

Знать характеристику причастия по значению, морфологические признаки глагола и прилагательного у причастия, синтаксическую роль причастия в предложении.

Уметь различать причастия и прилагательные, находить причастия в тексте, определять признаки прилагательного и глагола у причастий, определять синтаксическую роль причастия в предложении, уметь доказать принадлежность причастия к самостоятельным частям речи в форме рассуждения.

3.2. Деепричастие.

Знать характеристику деепричастия по значению, признаки глагола и наречия у деепричастия, синтаксическую роль деепричастия в предложении; знать, что основное и добавочное действия, обозначенные глаголом-сказуемым и деепричастием, относятся к одному и тому же лицу (предмету).

Уметь находить слова, обозначающие основные и добавочные действия, в предложениях; определять синтаксическую роль деепричастия; находить и исправлять ошибки в употреблении деепричастий; определять вид деепричастии

3.3. Наречие.

Знать значение наречия; вопросы, на которые оно отвечает; знать, что наречия не изменяются, синтаксическую роль наречия в предложении.

Уметь находить наречия в тексте; группировать словосочетания с наречиями, относящимися к глаголам, причастиям, деепричастиям прилагательным, другим наречиям; находить и исправлять ошибки в употреблении наречий.

3.4. Категория состояния.

Знать значение категории состояния; знать, что слова категории состояния не изменяются; что состояние может быть выражено и в положительной, и в сравнительной степени; синтаксическую роль слов категории состояния в предложении; разграничение наречий и категории состояния.

Уметь находить слова категории состояния; определять, к каким группам по значению относятся слова категории состояния; определять синтаксическую роль слов категории состояния в предложении; разграничивать наречия и слова категории состояния в предложениях и в тексте.

4. Служебные части речи.

Предлог

I. Предлог как служебная часть речи. Синтаксическая роль предлогов в предложении. Непроизводные и производные предлоги. Простые и составные предлоги. Текстообразующая роль предлогов.
Слитные и раздельные написания предлогов (в течение, ввиду, вследствие и др.). Дефис в предлогах из-за, из-под.
II. Умение правильно употреблять предлоги в и на, с и из. Умение правильно употреблять существительные с предлогами по, благодаря, согласно, вопреки.
Умение пользоваться в речи предлогами-синонимами.
III. Рассказ от своего имени на основе прочитанного. Рассказ на основе увиденного на картине.

Союз

I. Союз как служебная часть речи. Синтаксическая роль союзов в предложении. Простые и составные союзы. Союзы сочинительные и подчинительные; сочинительные союзы — соединительные, разделительные и противительные. Употребление сочинительных союзов в простом и сложном предложениях; употребление подчинительных союзов в сложном предложении. Текстообразующая роль союзов.
Слитные и раздельные написания союзов. Отличие на письме союзов зато, тоже, чтобы от местоимений с предлогом и частицами и союза также от наречия так с частицей же.
II. Умение пользоваться в речи союзами-синонимами.
III. Устное рассуждение на дискуссионную тему; его языковые особенности.

Частица

I. Частица как служебная часть речи. Синтаксическая роль частиц в предложении. Формообразующие, отрицательные и модальные частицы. Текстообразующая роль частиц.
Различение на письме частиц не и ни. Правописание не и ни с различными частями речи.
II. Умение выразительно читать предложения с модальными частицами.
III. Рассказ по данному сюжету.

Междометие.
Звукоподражательные слова

I. Междометие как часть речи. Синтаксическая роль междометий в предложении.
Звукоподражательные слова и их отличие от междометий.
Дефис в междометиях. Интонационное выделение междометий. Запятая и восклицательный знак при междометиях.
II. Умение выразительно читать предложения с междометиями.


5. Повторение изученного в 7 классе.

Знать определения основных изученных в 5- 7 классах языковых единиц, речеведческих понятий, орфографических и пунктуационных правил, обосновывать свои ответы, приводя нужные примеры.

8 класс

Русский язык в современном мире

Раскрытие ценности русского языка и его места среди языков народов мира


Повторение изученного в 5-7 классах

Язык как средство коммуникации; нормы русского речевого этикета, его особенности.

Знаки препинания в сложном предложении. Типы сложных предложений и средства связи в них.

Правописание н-нн в суффиксах прилагательных, причастий и наречий.

Слитное и раздельное написание не с разными частями речи.

Обучающее сжатое изложение.


Синтаксис. Пунктуация. Культура речи

Основные единицы синтаксиса. Текст как единица синтаксиса

Предложение как единица синтаксиса. Основное свойство предложения. Отличие слова и словосочетания от предложения.

Словосочетание как единица синтаксиса. Виды словосочетаний. Грамматические средства связи в словосочетании. Главное и зависимое слово в словосочетании.

Синтаксические связи слов в словосочетании. Виды подчинительной связи (согласование, управление, примыкание).

Синтаксический разбор словосочетания.


Простое предложение

Грамматическая (предикативная) основа предложения. Строение предложения, виды по цели высказывания и эмоциональной окраске. Виды простого предложения (двусоставные и односоставные).

Порядок слов в предложении. Интонация. Логическое ударение.

Сочинение-описание по картине.


Двусоставные предложения.

Главные члены предложения.

Главные члены предложения. Подлежащее и способы его выражения. Сказуемое, его основные типы и способы выражения, связь сказуемого с подлежащим. Понятие простое глагольное сказуемое. Трудные случаи согласования сказуемого с подлежащим. Понятие составное сказуемое. Отличительные особенности составного глагольного сказуемого от составного именного.

Тире между подлежащим и сказуемым.


Второстепенные члены предложения

Понятие второстепенные члены предложения. Дополнение, прямое и косвенное. Смыслоразличительная роль порядка слов.

Согласованные и несогласованные определения, способ их выражения.

Приложение как разновидность определения, знаки препинания при нём.

Обстоятельство. Обстоятельство места, времени, причины, цели, условия, уступки, образа действия.

Синтаксический разбор двусоставного предложения.

Характеристика человека как вид текста.

Сочинение. Групповой портрет.


Односоставные предложения

Особенности смысловых значений односоставных предложений в сопоставлении с двусоставными. Типы односоставных предложений. Назывные предложения. Определённо-личные предложения. Неопределённо-личные предложения. Безличные предложения. Общие и отличительные признаки двусоставных и безличных предложений, синонимичных по значению. Способы выражения сказуемых в безличных предложениях.

Особенности строения полных и неполных предложений, сфера их употребления. Роль неполных предложений в текстах художественных произведений.

Синтаксический разбор односоставного предложения.

Инструкция. Особенности составления инструкции.

Рассуждение. Обобщение и расширение представления о типе речи рассуждение. Прямой и обратный способ доказательств. Тезис и антитезис. Риторический вопрос.


Простое осложнённое предложение

Понятие об осложнённом предложении.

Однородные члены предложения

Однородные члены предложения. Пунктуация при однородных членах предложения. Однородные и неоднородные определения, пунктуация при них.

Сочинительные союзы и знаки препинания при них.

Обобщающие слова при однородных членах и знаки препинания при них.

Синтаксический и пунктуационный разбор предложения с однородными членами.

Изложение. Сравнительная характеристика с элементами сочинения.

Обособленные члены предложения

Обособленные члены предложения, их роль в речи.

Общие условия обособления определений. Обособление согласованных распространённых и нераспространённых определений.

Обособленные приложения. Выделительные знаки препинания при них.

Условия обособления деепричастий и деепричастных оборотов.

Обособленные уточняющие предложения, знаки препинания при них.

Синтаксический и пунктуационный разборы предложений с обособленными членами.

Рассуждение. Обобщение и расширение представления о типе речи рассуждение. Прямой и обратный способ доказательств. Тезис и антитезис. Риторический вопрос.


Слова, грамматически не связанные с членами предложения

Обращение.

Обращение. Назначение обращений. Обращения распространённые и нераспространённые, выделительные знаки препинания при обращении, употребление обращений.


Вводные и вставные конструкции

Вводные конструкции. Группы вводных слов и вводных сочетаний слов по назначению. Вводные слова и предложения как средство выражения субъективной оценки высказывания.

Выделительные знаки препинания при вводных словах, вводных сочетаниях слов и вводных предложениях.

Междометия в предложении, выделительные знаки препинания при них.

Синтаксический и пунктуационный разбор предложений со словами, словосочетаниями и предложениями, грамматически не связанными с членами предложения.


Чужая речь

Понятие о чужой речи. Комментирующая часть. Интонация предупреждения и интонация пояснения в комментирующей части.

Прямая и косвенная речь. Знаки препинания в предложениях с прямой речью.

Диалог.

Цитата. Способы передачи чужой речи. Цитата – дословная выдержка из чужой речи.

Синтаксический и пунктуационный разбор предложений с чужой речью.

Рассказ с диалогом. Повествовательный текст в жанре рассказа, его особенности.


Повторение и систематизация изученного в 8 классе

Простое осложнённое предложение. Комплексное повторение. Итоговая контрольная работа. Анализ работ.



9 класс

Международное значение русского языка

Повторение пройденного в 5-8 классах

Анализ текста, его стиля, средств связи его частей.

Сложное предложение. Культура речи

Сложные предложения

Союзные сложные предложения.

Сложносочиненные предложения

I. Сложносочиненное предложение и его особенности. Сложносочиненные предложения с союзами (соединительными, противительными, разделительными). Разделительные знаки препинания между частями сложносочиненного предложения.

Синтаксические синонимы сложносочиненных предложений, их текстообразующая роль.

Авторское употребление знаков препинания.

II. Умение интонационно правильно произносить сложносочиненные предложения.

III. Рецензия на литературное произведение, спектакль, кинофильм.

Сложноподчиненные предложения

I. Сложноподчиненное предложение и его особенности. Главное и придаточные предложения. Союзы и союзные слова как средство связи придаточного предложения с главным. Указательные слова в главном предложении. Место придаточного предложения по отношению к главному. Разделительные знаки препинания между главным и придаточным предложениями. Виды придаточных предложений.

Типичные речевые сферы применения сложноподчиненных предложений.

Сложноподчиненные предложения с несколькими придаточными; знаки препинания в них.

Синтаксические синонимы сложноподчиненных предложений, их текстообразующая роль.

II. Умение использовать в речи сложноподчиненные предложения и простые с обособленными второстепенными членами как синтаксические синонимы.

III. Академическое красноречие и его виды, строение и языковые особенности. Сообщение на лингвистическую тему.

Деловые документы (автобиография, заявление).

Бессоюзные сложные предложения

I. Бессоюзное сложное предложение и его особенности. Смысловые взаимоотношения между частями бессоюзного сложного предложения. Раздели тельные знаки препинания в бессоюзном сложном предложении.

Синтаксические синонимы бессоюзных сложных предложений, их текстообразующая роль.

II. Умение передавать с помощью интонации раз- личные смысловые отношения между частями бессоюзного сложного предложения. Умение пользоваться синонимическими союзными и бессоюзными сложными предложениями.

III. Реферат небольшой статьи (фрагмента статьи) на лингвистическую тему.

Сложные предложения с различными видами связи

I. Различные виды сложных предложений с союзной и бес союзной связью; разделительные знаки препинания в них. Сочетание знаков препинания.

II. Умение правильно употреблять в речи сложные предложения с различными видами связи.

III. Конспект статьи (фрагмента статьи) на лингвистическую тему.

Общие сведения о языке

Роль языка в жизни общества. Язык как развивающееся явление. Языковые контакты русского языка.

Русский язык - первоэлемент великой русской литературы. Русский литературный язык и его стили. Богатство, красота, выразительность русского языка.

Русский язык как национальный язык русского народа, государственный язык РФ и язык межнационального общения. Место русского языка среди языков мира. Русский язык как один из индоевропейских языков. Русский язык среди славянских языков. Роль старославянского языка в развитии русского языка. Значение письменности; русская письменность. Наука о русском языке и ее разделы. видные ученые-русисты, исследовавшие русский язык.

Систематизация изученного по фонетике, лексике, грамматике и правописанию, культуре речи

Систематизация сведений о признаках текста, теме и основной мысли связного высказывания, средствах связи частей текста, о повествовании, описании, рассуждении; о стилях речи.

Сочинение публицистического характера на общественные, морально-этические и историко-литературные темы.

Доклад или реферат на историко-литературную тему (по одному источнику).

Тезисы статьи (главы книги) на лингвистическую тему.

Конспект и тезисный план литературно-критической статьи.

  1. Тематическое планирование



6 класс

п/п

Наименование раздела

Кол-во

часов

Форма контроля

Контрольные работы

Развитие речи

1.

Вводный урок. Русский язык – один из развитых языков мира.

1



2.

Повторение изученного в 5 классе.

10

1


3.

Лексика и фразеология. Культура речи.

13

1

2

4.

Словообразование. Орфография.

27

2

3

5.

Имя существительное.

Имя прилагательное.

Имя числительное.

Местоимение.

Глагол.

20

21

14

22

30

1

1

1

1

1

2

3

1

2

4

6.

Повторение и систематизация изученного в 6 классе.

12

1

1

7.

ИТОГО

170

10

18




7 класс


п/п

Содержание

Кол-во часов

Контрольные работы

Развитие речи

1.

Введение

1



2.

Повторение изученного материала в 5 -6 классах

12

1

1

3.

Текст и стили речи

4



4.

Морфология и орфография. Культура речи




5.

Причастие

33

3

4

6.

Деепричастие

11

2

1

7.

Наречие

31

3

4

8.

Категория состояния

4


2

9.

Служебные части речи

1



10.

Предлог

8

1

1

11.

Союз

12

1

1

12.

Частицы

12


1

13.

Междометие

1

1

1

14.

Повторение изученного в 5-7 классах

6

1


15.

Итого:

136

14

16



8 класс


п/п

Наименование раздела

Количество часов

Форма контроля

Контрольные работы

Развитие речи

1.

Вводный урок. Русский язык в современном мире.

1



2.

Повторение изученного в 5 -7 классах.

8

1


3.

Синтаксис. Пунктуация. Культура речи.

9

1


4.

Простое предложение.

3



5.

Двусоставные предложения. Главные члены предложения.

7


1

6.

Второстепенные члены предложения

10

1

1

7.

Односоставные предложения.

11

1

1

8.

Простое осложнённое предложение.

1



9.

Однородные члены предложения.

12

1

1

10.

Обособленные члены предложения.

15

1

1

11.

Обращение.

2



12.

Вводные и вставные конструкции.

5

1


13.

Чужая речь.

6


1

14.

Повторение и систематизация изученного в 8 классе

12

2

1

15.

ИТОГО

102

9

7



9 класс

п/п

Наименование раздела

Кол-во часов

Формы контроля

Контроль ные работы

Развитие речи

1.

Международное значение русского языка

1



2.

Повторение пройденного материала в 5-8 классе

14

1

3

3.

Синтаксис и пунктуация. Сложное предложение.

9

1

1

4.

Сложные союзные предложения. Сложносочиненные предложения.

11

1


5.

Сложноподчиненные предложения

7

1

1

6.

.Основные группы сложноподчиненных предложений.

26

3

3

7.

Бессоюзные сложные предложения

12

2

1

8.

Сложные предложения с разными видами связи.

11

1

2

9.

Повторение и систематизация изученного в 9 классе.

11

1

1


ВСЕГО

102

11

12






4. Календарно-тематическое планирование



6 класс (170 часов)


п/п

Тема урока

Кол-во часов

Форма контроля

Дата

1

Русский язык- один из

развитых языков мира.

1




Повторение изученного в 5 классе

10 ч.



2

Фонетика, орфоэпия, графика. Фонетический разбор слова.

1



3

Морфемы в слове, морфемный разбор слова.

1



4

Части речи, морфологический разбор слов.

1



5

Словосочетание, простое предложение.

1



6

Сложное предложение, запятые в сложном предложении.

1



7

Синтаксический и пунктуационный разбор предложения.

1



8

Прямая речь, диалог.

1



9

Р.Р.Текст

1



10

Р.Р Официально-деловой стиль речи.

1



11

Контрольный диктант по теме «Повторение изученного в 5 классе».

1

Диктант



Лексика. Фразеология. Культура речи.

13 ч.



12

Слово и его лексическое значение.

1



13

Р.Р. Собирание материалов к сочинению.

1



14

Р.Р. Устное сочинение-описание картины.

1

Сочинение


15

Общеупотребительные слова. Профессионализмы.

1



16

Диалектизмы.

1



17

Жаргонизмы

1



18

Эмоционально окрашенные слова.

1



19

Устаревшие слова, неологизмы.

1



20

Исконно русские и заимствованные слова.

1



21

Р.Р. Сжатое изложение

1

Изложение


22

Фразеологизмы.

1



23

Источники фразеологизмов.

1



24

Урок-зачёт по темам: «Лексика и фразеология».

1

Тест



Словообразование и орфография.

Культура речи.

27 ч.



25-26

Морфемика и словообразование.

2



27

Р.Р. Описание помещения.

1



28-29

Способы образования слов в русском языке

2



30

Этимология слов.

1



31

Р.Р. Систематизация материалов к сочинению. Сложный план.

1

Сочинение


32-33

Буквы О и А в корнях –КОС- и –КАС-

2



34-35

Буквы О и А в корнях –ГОР- и –ГАР-.

2



36

Буквы И и Ы после приставок.

1



37-40

Гласные в приставках ПРЕ- и ПРИ-

4



41

Контрольный диктант

1

Диктант


42

Анализ работ, работа над ошибками.

1



43

Р.Р. Выборочное изложение.

1

Изложение


44

Соединительные О и Е в сложных словах.

1



45-46

Сложносокращенные слова.

2



47

Р.Р. Сочинение-описание по картине.

1

Сочинение


48-49

Морфемный и словообразовательный разбор слова.

2



50

Повторение изученного.

1



51

Контрольный диктант по теме «Словообразование и орфография».

1

Диктант



Морфология и орфография.





Имя существительное.

20 ч.



52-53

Повторение изученного в 5 классе.

2



54

Р.Р. Составление письма другу.

1

Сочинение


55

Разносклоняемые имена существительные.

1



56

Буква Е в суффиксе –ЕН- существительных на –МЯ.

1



57

Несклоняемые имена существительные.

1



58-59

Род несклоняемых имен существительных.

2



60

Имена существительные общего рода.

1



61

Морфологический разбор имени существительного

1



62

Сочинение-описание по личным впечатлениям.

1

Сочинение


63-64

НЕ с существительными

2



65-66

Буквы Ч и Щ в суффиксе –ЧИК- и –ЩИК-.

2



67

Гласные в суффиксах существительных –ЕК- и –ИК.

1



68

Гласные О и Ё после шипящих в суффиксах существительных.

1



69

Повторение изученного.

1



70

Контрольный диктант по теме «Имя существительное».

1

Диктант


71

Работа над ошибками.

1




Имя прилагательное.

21 ч.



72-73

Повторение изученного в 5 классе.

2



74

Р.Р. Описание природы.

1



75-76

Степени сравнения имен прилагательных.

2



77

Разряды прилагательных по значению. Качественные прилагательные.

1



78

Относительные прилагательные.

1



79

Притяжательные прилагательные.

1



80

Р.Р. Выборочное изложение

1

Изложение


81

Морфологический разбор прилагательного.

1



82-83

НЕ с прилагательными.

2



84

Буквы О и Е после шипящих и Ц в суффиксах прилагательных.

1



85

Р.Р. Сочинение-описание природы

1

Сочинение


86-87

Н и НН в суффиксах прилагательных.

2



88

Различение на письме суффиксов К и СК

1



89

Дефисное и слитное написание сложных прилагательных

1



90

Р.Р. Устное публичное выступление.

1

Выступление


91

Повторение изученного.

1



92

Контрольный диктант по теме «Имя прилагательное».

1

Диктант



Имя числительное.

14 ч.



93

Имя числительное как часть речи.

1



94

Простые и составные числительные.

1



95

Мягкий знак в конце и в середине числительных

1



96

Разряды количественных числительных.

1



97-98

Числительные, обозначающие целые числа.

2



99

Р.Р. Выборочное изложение.

1

Изложение


100

Дробные числительные.

1



101

Собирательные числительные.

1



102

Порядковые числительные.

1



103

Морфологический разбор числительного.

1



104

Повторение изученного.

1



105

Р.Р. Публичное выступление на тему.

1



106

Контрольный диктант по теме «Имя числительное».

1

Диктант



Местоимение.

22 ч.



107

Местоимение как часть речи

1



108-109

Личные местоимения

2



110

Возвратное местоимение СЕБЯ.

1



111

Р.Р. Рассказ от первого лица.

1

Рассказ


112

Вопросительные местоимения.

1



113-114

Относительные местоимения

2



115-116

Неопределенные местоимения.

2



117-119

Отрицательные местоимения

3



120-121

Притяжательные местоимения

2



122

Р.Р. Сочинение по картине Е. В. Сыромятниковой «Первые зрители».

1

Сочинение


123

Указательные местоимения

1



124

Определительные местоимения

1



125

Морфологический разбор местоимения

1



126

Повторение изученного

1



127

Контрольный диктант по теме «Местоимение».

1

Диктант


128

Работа над ошибками

1




Глагол.

30 ч.



129-131

Повторение изученного в 5 классе.

3



132

Р.Р. Сочинение-рассказ

1

Сочинение


133-134

Разноспрягаемые глаголы

2



135-136

Глаголы переходные и непереходные

2



137-138

Наклонение глагола, изъявительное наклонение

2



139-140

Р.Р. Изложение от лица героя

2

Изложение


141-142

Условное наклонение

2



143-145

Повелительное наклонение

3



146

Р.Р. Рассказ по сюжетным рисункам

1

Рассказ


147-148

Употребление наклонений

2



149-150

Безличные глаголы

2



151

Морфологический разбор глагола

1



152-153

Р.Р. Рассказ на основе услышанного

2

Рассказ


154

Правописание гласных в суффиксах глагола

1



155-156

Повторение изученного

2



157

Контрольный диктант по теме «Глагол»

1

Диктант


158

Работа над ошибками

1




Повторение и систематизация изученного в 5-ом и 6-ом классах. Культура речи.

12 ч.



159

Разделы науки о языке

1



160-161

Орфография, орфографический разбор

2



162

Пунктуация, пунктуационный разбор

1



163

Р.Р. Сочинение на выбранную тему

1

Сочинение


164

Лексика и фразеология

1



165

Словообразование

1



166

Морфология

1



167

Синтаксис

1



168-170

Итоговый контрольный диктант по теме «Повторение изученного в 6 классе»

3

Диктант






7 КЛАСС (136 ЧАСОВ)


п/п

Тема урока

Кол-во

часов


Форма контроля

Дата

Введение.(1ч)

1

Русский язык как развивающееся явление

1



Повторение изученного в 5 -6 классах (11 +1)

2

Синтаксис. Синтаксический разбор.

1



3

Пунктуация. Пунктуационный разбор

1



4

Лексика и фразеология.


1



5

Фонетика. Фонетический разбор слова

1



6

Орфография. Орфографический разбор слов




7

Словообразование и орфография. Морфемный разбор.


1



8

Словообразование и орфография. Словообразовательный разбор разбор.


1



9

Морфологический разбор имён существительных и прилагательных. Морфология и орфография.


1



10

Морфологический разбор имён числительных и местоимений. Морфология и орфография.


1



11

Морфологический разбор глагола.

Морфология и

орфография.


1



12

Р.Р. Сочинение по картине И.И Бродского «Летний сад» (письмо о впечатлениях)

1

Сочинение


13

Контрольный диктант

1

Диктант


Тексты и стили речи (4 ч)

14

Текст.


1



15

Диалог как текст. Виды диалога.

1



16

Стили литературного языка.

1



17

Публицистический стиль

1



18

Причастие как часть речи.


1



Морфология и орфография. Культура речи

Причастие (26 ч + 7 ч)

19

Склонение причастий. Правописание гласных в падежных окончаниях причастий.

1



20

Причастный оборот. Выделение причастного оборота запятыми.



1



21

Причастный оборот. Выделение причастного оборота запятыми.



1



22

Р.Р. Описание внешности человека.


1



23

Р.Р. Описание внешности человека.


1



24

Действительные и страдательные причастия.



1



25

Краткие и полные страдательные причастия.

1



26

Действительные причастия настоящего времени. Гласные в суффиксах действительных причастий настоящего 1времени.

1



27

Действительные причастия прошедшего времени.

1



28

Р.Р. Изложение от третьего лица по тексту упр.116 «Воспоминания Т. Л. Сухотиной о детстве».

1

Изложение


29

Страдательные причастия настоящего времени. Гласные в суффиксах страдательных причастий настоящего времени. Анализ изложения.

1



30

Страдательные причастия прошедшего времени.


1



31

Гласная перед Н в полных и кратких страдательных причастиях.


1



32

Одна и две буквы Н в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени. Одна Н в отглагольных прилагательных

1



33

Одна и две буквы Н в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени. Н в отглагольных прилагательных.

1



34

Одна и две буквы Н в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени. Н в отглагольных прилагательных.

1



35

Одна и две буквы Н в суффиксах кратких страдательных причастий и в кратких отглагольных прилагательных.



1



36

Одна и две буквы Н в суффиксах кратких страдательных причастий и в кратких отглагольных прилагательных».


1



37

Р.Р. Выборочное изложение по рассказу М.А. Шолохова «Судьба человека».

1

Изложение


38

Р.Р. Выборочное изложение по рассказу М.А. Шолохова «Судьба человека».

1

Изложение


39

Морфологический разбор причастия. Анализ изложения.


1



40

Контрольный диктант

1

Диктант


41

Слитное и раздельное написание НЕ с причастиями.

1



42

Слитное и раздельное написание НЕ с причастиями.

1



43

Буквы Е и Ё после шипящих в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени.

1



44

Буквы Е и Ё после шипящих в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени.

1



45

Р.Р. Сочинение «Успешный телеведущий»

1

Сочинение


46

Р.Р. Сочинение «Успешный телеведущий»

1

Сочинение


47

Повторение и обобщение изученного по теме «Причастие».

1



45

Повторение и обобщение изученного по теме «Причастие».

1



49

Зачет по теме «Причастие»

1



50

Контрольный диктант по теме «Причастие» с грамматическим заданием.

1

Диктант


Деепричастие (10ч+1ч)

51

Деепричастие как часть речи.


1



52

Деепричастный оборот. Запятые при деепричастном обороте.


1



53

Деепричастный оборот. Запятые при деепричастном обороте.


1



54

Раздельное написание НЕ с деепричастиями.

1



55

Деепричастия несовершенного вида.


1



56

Деепричастия совершенного вида.


1



57

Р.Р. Подготовка к сочинению-рассказу по картине С. Григорьева «Вратарь». Употребление в речи причастных и деепричастных оборотов.

1

Сочинение


58

Морфологический разбор деепричастия. Анализ сочинений.

1



59

Обобщение изученного о деепричастии.

1



60

Диагностическая работа по теме «Деепричастие» с грамматическим заданием.

1

Диагностичес-кая работа


61

Контрольный диктант

1

Диктант


Наречие (26+5)

62

Наречие как часть речи.


1



63

Смысловые группы наречий


1



64

Смысловые группы наречий


1



65

Р.Р. Сочинение-описание в форме дневниковых записей по картине

И. Попова «Первый снег».

1

Сочинение


66

Р.Р. Сочинение-описание в форме дневниковых записей по картине

И. Попова «Первый снег».

1

Сочинение


67

Степени сравнения наречий.




1



68

Морфологический разбор наречия.


1



69

Р.Р. Сочинение – рассуждение «Моё отношение к прозвищам»

1

Сочинение


70

Р.Р. Сочинение – рассуждение «Моё отношение к прозвищам»

1

Сочинение


71

Слитное и раздельное написание НЕ с наречиями на -О и –Е.

1



72

Слитное и раздельное написание НЕ с наречиями на -О и –Е.

1



73

Буквы Е и И в приставках НЕ- и НИ- отрицательных наречий.

1



74

Одна и две Н в наречиях на –О и –Е.

1



75

Одна и две Н в наречиях на –О и –Е.


1



76

Контрольный диктант

1

Диктант


77

Описание действий.

1



78

Буквы О и Е после шипящих на конце наречий.

1



79

Буквы О и А на конце наречий.


1



80

Буквы О и А на конце наречий.


1



81

Р.Р. Сочинение по картине Е. Широкова «Друзья».

1

Сочинение


82

Р.Р. сочинение по картине Е. Широкова «Друзья».

1

Сочинение


83

Дефис между частями слова в наречиях.


1



84

Дефис между частями слова в наречиях.


1



85

Слитное и раздельное написание приставок в наречиях, образованных от существительных и количественных числительных.


1



86

Слитное и раздельное написание приставок в наречиях, образованных от существительных и количественных числительных.


1



87

Мягкий знак после шипящих на конце наречий.

1



88

Обобщение изученного о наречии.


1



89

Зачет по теме «Наречие»

1

Тест


90

Контроль­ный диктант по теме « Наречие»



1

Диктант


91

Учебно – научная речь. Отзыв


1



92

Учебный доклад.


1



Категория состояния (2ч + 2 ч.)

93

Категория состояния как часть речи.


1



94

Морфологический разбор категории состояния.



1



95

Р.Р Сжатое изложение по тексту К. Паустовского «Обыкновенная земля».


1

Изложение


96

Р.Р. Сочинение на лингвистическую тему

1

Сочинение


Служебные части речи (1 ч.)

97

Самостоятельные и служебные части речи. Анализ сжатого изложения.

1



Предлог (8ч.)

98

Предлог как часть речи.


1



99

Употребление предлогов.


1



100

Непроизводные и производные предлоги.


1



101

Непроизводные и производные предлоги.


1



102

Простые и составные предлоги.


1



103

Морфологический разбор предлога.


1



104

Слитное и раздельное написание производных предлогов.

1



105

Слитное и раздельное написание производных предлогов.

1



Союз (11+1 ч.)

106

Союз как часть речи.



1



107

Простые и составные союзы.


1



108

Союзы сочинительные и подчинительные.

1



109

Союзы сочинительные и подчинительные.

1



110

Запятая между простыми предложениями в союзном сложном предложении.

1



111

Сочинительные союзы и их роль в простом предложении и в сложном.


1



112

Подчинительные союзы.


1



113

Морфологический разбор союза.

1



114

Р.Р. Сочинение- рассуждение «Книга – наш друг и советчик» (упр.343).

1

Сочинение


115

Слитное написание союзов также, тоже, чтобы.

Анализ сочинений.

1



116

Обобщение сведений о предлогах и союзах.


1



117

Контрольный диктант с грамматическим заданием, с анализом ошибок на последующих уроках.

1

Диктант


Частица (10 +2ч.)

118

Частица как часть речи.


1



119

Разряды частиц. Формообразующие частицы.

1



120

Р.Р. Сжатое изложение

1

Изложение


121

Р.Р. Сжатое изложение

1

Изложение


122

Смысловые частицы.


1



123

Раздельное и дефисное написание частиц.

1



124

Морфологический разбор частицы.


1



125

Отрицательные частицы НЕ и НИ.


1



126

Различение частицы не- и приставки не-.


1



127

Частица НИ, приставка НИ-, союз НИ-НИ.


1



128

Подготовка к контрольному диктанту по темам «Союз» и «Частица».

1



129

Контрольный диктант с грамматическим заданием.

1

Диктант


Междометие (1 ч.)

130

Междометие как часть речи. Дефис в междометиях. Знаки препинания при междометиях.


1



Повторение и систематизация изученного в 5-7 классах (6 ч.)

131

Разделы науки о русском языке. Текст. Стили речи. Фонетика и графика.


1



132

Лексика и фразеология.


1



133

Морфемика. Словообразование. Морфологии и орфографии

1



134

Синтаксис и пунктуация

1



135

Контрольный диктант



1

Диктант


136

Урок творчества: от впечатления к слову

1










8 КЛАСС (102 ЧАСА)

п/п

Тема урока

Кол-во часов

Форма контроля

Дата

1

Русский язык в современном мире.

1



2

Пунктуация и орфография.

1



3

Знаки препинания: знаки завершения, разделения, выделения.

1



4

Знаки препинания в сложном предложении.

1



5

Буквы Н и НН в суффиксах прилагательных, причастий, наречий.

1



6

Слитное и раздельное написание НЕ с разными частями речи.

1



7

Слитное и раздельное написание НЕ с разными частями речи.

1



8

Слитное и раздельное написание НЕ с разными частями речи.

1



9

Входной контрольный диктант с грамматическим заданием по теме «Повторение изученного в 5-7 классах».

1

Диктант


10

Анализ контрольного диктанта. Основные единицы синтаксиса.

1



11

Текст как единица синтаксиса.

1



12

Предложение как единица синтаксиса.

1



13

Словосочетание как единица синтаксиса.

1



14

Виды словосочетаний.

1



15

Синтаксические связи слов в словосочетаниях.

1



16

Синтаксический разбор словосочетаний.

1



17

Повторение по теме «Словосочетание».

1



18

Контрольная работа по теме «Словосочетание».

1

КР


19

Анализ контрольной работы.

Грамматическая (предикативная) основа предложения.

1



20

Порядок слов в предложении. Интонация.

1



21

Р.р. Устное описание памятника архитектуры.

1



22

Главные члены двусоставного предложения.

1



23

Сказуемое. Виды сказуемого. Простое глагольное сказуемое и способы его выражения.

1



24

Р.Р. Сочинение в публицистическом стиле о памятнике культуры.

1

Сочинение


25

Анализ сочинения. Составное глагольное сказуемое. Способы его выражения.

1



26

Составное именное сказуемое, способы его выражения.

1



27

Тире между подлежащим и сказуемым.

1



28

Тире между подлежащими и сказуемыми.

1



29

Роль второстепенных членов в предложении.

1



30

Дополнение. Способы выражения дополнения.

1



31

Определение согласованное и несогласованное. Способы выражения определения.

1



32

Приложение как разновидность определения. Знаки препинания при приложении.

1



33

Обстоятельство. Способы его выражения.

1



34

Синтаксический разбор двусоставного предложения.

1



35

Р.Р. Характеристика человека как вид текста. Строение данного текста, его языковые особенности.

1



36

Р.Р. Сочинение – характеристика.

1

Сочинение


37

Контрольный диктант с грамматическим заданием по теме «Второстепенные члены предложения».

1

Диктант


38

Анализ контрольного диктанта и сочинения. Главный член односоставного предложения. Основные группы односоставных предложений.

1



39

Назывные переложения, их структурные и смысловые особенности.

1



40

Определённо - личные предложения. Их структурные и смысловые особенности.

1



41

Неопределённо - личные предложения. Их структурные и смысловые особенности.

1



42

Безличные предложения, их структурные и смысловые особенности.

1



43

Безличные предложения, их структурные и смысловые особенности.

1



44

Р.Р. Сочинение - рассуждение на свободную тему.

1

Сочинение


45

Анализ сочинения. Неполные предложения.

1



46

Синтаксический разбор односоставного предложения.

1



47

Систематизация и обобщение изученного по теме «Односоставные предложения».

1



48

Контрольный диктант с грамматическим заданием по теме «Односоставные предложения».

1

Диктант


49

Анализ контрольного диктанта. Понятие об осложнённом предложении.

1



50

Понятие об однородных членах предложения. Средства связи однородных членов предложения.

1



51

Однородные члены, связанные только перечислительной интонацией, и пунктуация при них.

1



52

Однородные и неоднородные определения.

1



53

Однородные и неоднородные определения.

1



54

Р.Р. Изложение по исходному тексту.

1

Изложение


55

Анализ изложения. Однородные члены, связанные сочинительными союзами, и пунктуация при них.

1



56

Однородные члены, связанные сочинительными союзами, и пунктуации при них.

1



57

Обобщающие слова при однородных членах предложения и знаки препинания при них.

1



58

Обобщающие слова при однородных членах предложения и знаки препинания при них.

1



59

Синтаксический и пунктуационный разборы предложений с однородными членами.

1



60

Систематизация и обобщение изученного по теме «Однородные члены».

1



61

Контрольный диктант с грамматическим заданием по теме «Однородные члены предложения».

1

Диктант


62

Анализ контрольного диктанта. Понятие об обособлении второстепенных членов предложения.

1



63

Обособление согласованных распространённых и нераспространённых определений. Выделительные знаки препинания при них.

1



64

Обособление согласованных распространённых и нераспространённых определений. Выделительные знаки препинания при них.

1



65

Обособление определений с обстоятельственным оттенком значения, обособление несогласованных определений.

1



66

Р.Р. Рассуждение на дискуссионную тему.

1



67

Р.Р. Сочинение-рассуждение.

1

Сочинение


68

Обособление согласованных приложений. Выделительные знаки препинания при них.

1



69

Обособление согласованных приложений. Выделительные знаки препинания при них.

1



70

Обособленные обстоятельства, выраженные деепричастным оборотом и одиночным деепричастием. Выделительные знаки препинания при них.

1



71

Обособленные обстоятельства, выраженные деепричастным оборотом и одиночным деепричастием. Выделительные знаки препинания при них.

1



72

Отсутствие или наличие запятой перед союзом КАК. Сравнительный оборот.

1



73

Обособление обстоятельств, выраженных существительными с предлогами.

1



74

Обособленные уточняющие члены предложения. Выделительные знаки препинания при них.

1



75

Синтаксический и пунктуационный разборы предложения с обособленными членами.

1



76

Контрольный диктант с грамматическим заданием по теме «Обособленные члены предложения».

1

Диктант


77

Анализ контрольного диктанта. Обращение, его функции и способы выражения. Выделительные знаки препинания при обращении.

1



78

Выделительные знаки препинания при обращении. Употребление обращений.

1



79

Вводные конструкции (слова, словосочетания, предложения). Группы вводных слов и вводных сочетаний по значению.

1



80

Выделительные знаки препинания при вводных словах, вводных сочетаниях слов и вводных предложениях.

1



81

Вставные слова, словосочетания и предложения.

1



82

Синтаксический и пунктуационный разбор предложений со словами, словосочетаниями и предложениями, грамматически не связанными с членами предложения.

1



83

Контрольный диктант с грамматическим заданием по теме «Обращения, вводные слова, вставные конструкции».

1

Диктант


84

Анализ контрольного диктанта. Понятие о чужой речи. Комментирующая часть. Прямая и косвенная речь.

1



85

Косвенная речь. Прямая речь. Диалог.

1



86

Цитата.

1



87

Систематизация и обобщение изученного. Синтаксический разбор предложений с чужой речью.

1



88

Р.Р. Составление рассказа с включением цитат.

1



89

Р.Р. Сочинение – рассказ по данному началу с включением диалога.

1

Сочинение


90

Анализ сочинения. Орфография. Орфоэпия.

1



91

Орфография. Морфология.

1



92

Орфография. Морфология.

1



93

Орфография. Морфология.

1



94

Р.Р. Подготовка к контрольному изложению.

1



95

Р.Р. Написание контрольного изложения.

1

Изложение


96

Анализ контрольного изложения. Синтаксис. Культура речи.

1



97

Промежуточная аттестация. Контрольный диктант с грамматическим заданием.

1

Диктант


98

Синтаксис Пунктуация.

1



99

Комплексное повторение.

1



100

Комплексное повторение.

1



101

Контрольный тест по теме «Повторение изученного в 8 классе».

1

Тест


102

Анализ контрольного теста. Комплексный анализ теста.

1







9 КЛАСС (102 ЧАСА)


п/п

Тема урока

Кол-во часов

Форма контроля

Дата

1.

Международное значение русского языка.


1



Повторение изученного в 5-8 классах (10ч+1чКР+3чРР)


2

3

Устная и письменная речь


2



4


Монолог. Диалог

1



5

Р/Р Стили речи.


1



6

Р/Р Способы сжатия текста


1



7

Р/Р Сжатое изложение

1

Изложение


8

9

Простое предложение и его грамматическая основа


2



10

11

Предложения с обособленными членами


2



12

13

Обращения, вводные слова и вставные конструкции


2



14

Контрольный диктант на входе №1 с грамматическим заданием


1

Диктант


15

Анализ ошибок, допущенных в контрольном диктанте


1



Сложное предложение. Культура речи. (7ч+1чКР+1чРР)


16


Понятие о сложном предложении


1



17

Подготовка к ОГЭ


1

Изложение


18

Сложные и бессоюзные сложные предложения


1



19

Р/Р Сочинение-рассуждение на лингвистическую тему


1



20

21

Разделительные и выделительные

знаки препинания между частями
сложного предложения


2



22

Интонация сложного предложения


1



23

Контрольный диктант №2 с грамматическим заданием


1

Диктант


24

Анализ ошибок, допущенных

в диктанте


1



24

Анализ ошибок, допущенных

в диктанте


1



Сложносочинённые предложения (10ч+1чКР)


25

Понятие о сложносочиненном предложении


1



26

Смысловые отношения в сложно- сочиненных предложениях


1



27

Сложносочиненные предложения

с соединительными союзами


1



28

Сложносочиненные предложения с разделительными союзами


1



29

Сложносочиненные предложения с противительными союзами


1



30

Разделительные знаки препинания между частями сложносочиненного предложения.


1



31

Синтаксический и пунктуационный разбор сложносочиненного

предложения


1



32

Повторение (контрольные вопросы и задания)


1



33

Контрольный диктант №3 с грамматическим заданием


1

Диктант


34

Анализ ошибок, допущенных в контрольном диктанте


1



35

Подготовка К ОГЭ


1

Тесты


Сложноподчинённые предложения (5ч+1чКР+1чРР)


36

Понятие о сложноподчиненном предложении


1



37

38

Союзы и союзные слова в сложноподчиненном предложении


2




39

40

Роль указательных слов в сложноподчиненном предложении


2



41

Р/Р Подготовка к написанию сочинения – рассуждения на основе понимания содержания цитаты из теста


1



42

Контрольное сочинение–рассуждение № 1 на основе понимания содержания цитаты из теста


1

Сочинение


Основные группы сложноподчинённых предложений(20ч+3чКР+3чРР)


43

44

Сложноподчиненные предложения с придаточными определительными


2



45

Р/Р Подготовка к сжатому изложению №2


1



46

Контрольное сжатое изложение №1


1

Изложение


47

48


Сложноподчиненные

предложения с придаточными изъяснительными


2



49

Р/Р Сочинение по картине Н. Ромадина «Село Хмелёвка» – рассказ или отзыв (на выбор).


1



50


Сложноподчиненные предложения с придаточными обстоятельственными


1



51

52

53


Сложноподчиненные предложения с придаточными цели, причины, условия, уступки, следствия


3



54

55

56


Сложноподчиненные предложения с придаточными образа действия, меры, степени и сравнительными


3




57

58

59


Сложноподчиненные предложения с несколькими придаточными. Знаки пре- пинания при них


3



60

61

Синтаксический разбор сложно- подчиненного предложения


2



62


Подготовка к ОГЭ


1

Сочинение


63

Пунктуационный разбор сложноподчиненного предложения


1



64

Повторение и обобщение по теме «СПП»


1



65

Контрольное тестирование

1 по теме «Сложноподчиненное предложение»


1

Тест


66

Анализ ошибок, допущенных в контрольном

тестировании


1



67

Р/Р Подготовка к написанию сочинения – рассуждения на основе понимания содержания нравственной категории


1



68

Контрольное сочинение–рассуждение на основе понимания содержания нравственной категории


1

Сочинение


Бессоюзные сложные предложения(9ч+2чКР+1чРР)


69

Понятие о бессоюзном сложном

предложении


1



70

Интонация в бессоюзном сложном предложении


1



71


Бессоюзные сложные предложения со значением перечисления. Запятая и точка

с запятой в бессоюзных сложных

предложениях


1



72

73


Бессоюзное сложное предложение со значением причины, пояснения,

дополнения. Двоеточие в бессоюзном сложном предложении

2



74

75

Бессоюзное сложное предложение со значением противопоставления,

времени, условия и следствия. Тире в БСП


2



76

Р/Р Сжатое изложение №2


1



77

Контрольное сжатое изложение №2


1

Изложение


78

Синтаксический и пунктуационный разбор бессоюзного сложного предложения


1



79

Контрольное тестирование

2 по теме «Бессоюзное сложное предложение»


1

Тест


80

Анализ ошибок, допущенных в контрольном тестировании


1



Сложные предложения с различными видами связи(8ч+1чКР+2чРР)


81

82

83

Употребление союзной (сочинительной и подчинительной) и бессоюзной связи в СП


3



84

85

Знаки препинания в сложных предложениях с различными видами связи


2



86

Р/Р Сочинение на основе картины по теме «Родина».


1



87

Синтаксический и пунктуационный разбор сложного предложения с различными видами связи


1



88

Р/Р Публичная речь


1



89

Повторение по теме «СП с различными видами связи»


1



90

Контрольный диктант №4 с грамматическим заданием


1

Диктант


91

Анализ ошибок, допущенных в контрольном диктанте


1



Повторение и систематизация изученного в 5-9 классах(9ч+1чКР+1чРР)


92

Р/Р Устное сообщение по теме «Прекрасным может быть любой уголок природы».


1



93


Фонетика и графика


1



94


Лексикология (лексика), фразеология


1



95

Морфемика


1



96

Словообразование


1



97

Контрольный диктант №5 с грамматическим заданием


1

Диктант


98

Анализ ошибок, допущенных в работе


1



99


Морфология


1



100


Синтаксис


1



101

102

Орфография. Пунктуация


2









Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!