СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по русскому языку 5 класс

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа по русскому языку 5 класс 170ч

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по русскому языку 5 класс»

Рассмотрена на Утверждена Введена в действие

заседании МО на заседании Директор школы

учителей - педагогического _________/Бурцева В.Н.

предметников совета приказ №________

руководитель МО Протокол №___ от « __» _________2021 г.

_________/Голобокова О.Н./ от «__»_______2021г.

Протокол №___ от

« __» _______2021 г.



Управление образования

Администрации Тимского района



Муниципальное казенное

общеобразовательное учреждение

«Введенская основная

общеобразовательная школа»



Рабочая программа

основного общего образования

по русскому языку

для 5 класса



Разработала учитель Цуканова Олеся Александровна



Курская область, Тимский район,

село Введенка, 2021 год





  1. Пояснительная записка


Рабочая программа по русскому языку для обучающихся 5 класса создана на основе следующих нормативных документов

- Федерального государственного стандарта общего образования второго поколения (приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897, зарегистрирован Минюстом России 01 февраля 2011 года, регистрационный номер 19644),

- Федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования (Приказ Минобр. России № 1019 от 5 марта 2004г.) - для педагогов, работающих по ГОС первого поколения.

- Примерной программы по русскому языку (Примерные программы по учебным предметам. Русский язык. 5-9 кл., М.: Просвещение, 2011). Учебник «Русский язык 5 класс» в 2-х частях (авторы Т.А. Ладыженская, М.Т. Баранов, Л.А. Тростенцова и др., издательство:  М.: Просвещение, 2013), рекомедован Министерством образования и науки Российской Федерации в соответствии с учебным планом школы на 2019-2020 учебный год

Цели учебного предмета

          Русский язык - это родной язык русского народа, государственный язык Российской Федерации; средство межнационального общения, консолидации и единения народов России; основа формирования гражданской идентичности и толерантности в поликультурном обществе.

В системе школьного образования учебный предмет «Русский язык» занимает особое место: является не только объектом изучения, но и средством обучения. Будучи формой хранения и усвоения различных знаний, русский язык неразрывно связан со всеми школьными предметами и влияет на качество их усвоения, а в перспективе способствует овладению будущей профессией. Как средство познания действительности русский язык развивает абстрактное мышление, память и воображение, формирует навыки самостоятельной учебной деятельности, самообразования и самореализации личности, обеспечивает развитие интеллектуальных и творческих способностей ребенка.

           В 5 классе на основе усвоения научных понятий у обучающихся появляются способности рассуждать на основе общих посылок, умение оперировать гипотезами как отличительным инструментом научного рассуждения; закладываются основы теоретического, формального и рефлексивного мышления. Контролируемой и управляемой становится речь (обучающийся способен осознанно и произвольно строить свой рассказ), внимание и память. У подростков впервые начинает наблюдаться умение находить и выделять значимые, существенные связи и причинно-следственные зависимости при работе с наглядным материалом, длительное время удерживать внимание на отвлеченном, логически организованном материале, то есть происходит подчинение первичных зрительных ощущений процессу осмысления.

       В 5 классе изучается современный русский литературный язык, поэтому программу школьного курса русского языка составляют основные сведения о нём. Вместе с тем в неё включаются элементы общих сведений о языке, истории языка, его современных разновидностях.

Программа содержит:

  • отобранную в соответствии с задачами обучения систему понятий из области фонетики, лексики и фразеологии, морфемики и словообразования, морфологии, синтаксиса и стилистики русского литературного языка, а также некоторые сведения о роли языка в жизни общества и т. д.,

  • речеведческие понятия, на основе которых строится работа по развитию связной речи учащихся, формирование коммуникативных умений и навыков, сведения об основных нормах русского литературного языка;

  • сведения о графике, орфографии и пунктуации, перечень видов орфограмм и названий пунктуационных правил.

       Содержание курса русского (родного) языка в 5 классе обусловлено общей нацеленностью образовательного процесса на достижение метапредметных и предметных целей обучения, что возможно на основе компетентностного подхода, который обеспечивает формирование  и развитие коммуникативной, языковой, лингвистической и культуроведческой компетенции.

          Коммуникативная компетенция предполагает овладение видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, базовыми умениями и навыками использования языка в жизненно важных для данного возраста сферах и ситуациях общения. Коммуникативная компетентность проявляется в умении определять цели коммуникации, оценивать речевую ситуацию, учитывать коммуникативные намерения и способы коммуникации партнёра, выбирать адекватные стратегии коммуникации, быть готовым к осмысленному изменению собственного речевого поведения.

Развитие речи учащихся на уроках русского языка предполагает совершенствование всех видов речевой деятельности (говорения, аудирования (слушания), чтения и письма) и осуществляется в трёх направлениях, составляющих единое целое.

          Первое направление в развитии речи учащихся – овладение нормами русского литературного языка: литературного произношения, образования форм слов, построения словосочетаний и предложений, употребление слов в соответствии с их лексическим значением и стилевой принадлежностью. Овладение нормами русского литературного языка предполагает систематическую работу по устранению из речи учащихся диалектизмов и жаргонизмов.

           Второе направление – обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся. Обогащение словарного запаса слов на уроках русского языка обеспечивается систематической словарной работой. Обогащение грамматического строя речи детей достигается постоянной работой над синонимией словосочетаний и предложений, наблюдениями над формой, значением и особенностями употребления языковых единиц.

          Третье направление в развитии речи учащихся – формирование умений и навыков связного изложения мыслей в устной и письменной форме. Развитие связной речи предполагает работу над содержанием, построением и языковым оформлением высказывания, которая осуществляется при выполнении специальных упражнений и при подготовке изложений и сочинений. Она включает формирование и совершенствование умений анализировать тему, составлять план и в соответствии с ним систематизировать материал, правильно отбирать языковые средства.

Работа по развитию речи включает в себя формирование навыков выразительного чтения. Занятиям по выразительному чтению предшествует и сопутствует работа над развитием речевого слуха учащихся (умение различать звуки в слове, отчётливо произносить слова, различать ударные и безударные слоги, определять границы предложения, повышать и понижать голос, убыстрять и замедлять темп речи, выделять слова, на которые падает логическое ударение).

        Языковая и лингвистическая компетенции формируются на основе овладения необходимыми знаниями о языке как знаковой системе и общественном явлении, его устройстве, развитии и функционировании; приобретениях необходимых знаний о лингвистике как о науке; освоение основных норм русского литературного языка; обогащения словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; совершенствования орфографической и пунктуационной грамотности; умения пользоваться различными видами лингвистических словарей.

        Культуроведческая компетенция предполагает осознание родного языка как формы выражения национальной культуры, понимание взаимосвязи языка и истории народа, национально-культурной специфики русского языка, освоение норм русского речевого этикета, культуры межнационального общения; способность объяснять значения слов с национально-культурным компонентом.

        В рабочей программе реализован коммуникативно-деятельностный подход, предполагающий предъявление материала не только в знаниевой, но и в деятельностной форме. Направленность курса русского (родного) языка на формирование коммуникативной, языковой, лингвистической и культуроведческой компетенции нашла отражение в структуре программы.

       Школьный курс русского языка в 5 классе предполагает изучение фонетики и графики, лексики и фразеологии, морфемики и словообразования, морфологии и орфографии, первоначальные сведения об основных понятиях синтаксиса и пунктуации. Предусмотрена работа по культуре речи. Вводные уроки о русском языке дают большие возможности для решения воспитательных задач и создают эмоциональный настрой, способствующий повышению интереса к предмету и успешному его изучению.

Программа предусматривает прочное усвоение материала, для чего значительное место в ней отводится повторению. Для повторения в начале и в конце года выделяются специальные часы. В 5 классе в разделе «Повторение пройденного в 1 – 4 классах» определено содержание этой работы, что продиктовано необходимостью правильно решать вопросы преемственности между начальным и средним звеном обучения. Каждая тема завершается повторением пройденного. Данная система повторения обеспечивает необходимый уровень прочных знаний и умений.

В программе специально выделены часы на развитие связной речи – пятая часть всего учебного времени. Темы по развитию речи – речеведческие понятия и виды работы над текстом – пропорционально распределяются среди грамматического материала.


2.Место учебного предмета «Русский язык» в учебном плане

Федеральный базисный (образовательный) учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации предусматривает обязательное изучение русского языка на этапе основного общего образования в 5 классе в объёме 170 часов (4,5 часа в неделю и 0,5 часа из части, формируемой участниками образовательных отношений, итого 5 часов в неделю).



3.Планируемые результаты освоения предмета «Русский язык» за курс обучения


            В соответствии с системно-деятельностным подходом, составляющим методологическую основу требований стандарта, содержание планируемых результатов описывает и характеризует обобщенные способы действий с учебным материалом, позволяющие обучающимся успешно решать учебные и учебно-практические задачи, в том числе задачи, направленные на отработку теоретических моделей и понятий, и задачи, по возможности максимально приближенные к реальным жизненным ситуациям.

Личностными результатами освоения выпускниками основной школы программы по русскому (родному) языку являются:

  1. понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа, определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальны, творческих способностей и моральных качеств личности; его значения в процессе получения школьного образования;

  2. осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры; стремление к речевому самосовершенствованию;

  3. достаточный объём словарного запаса и усвоенных грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения; способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.

Метапредметными результатами освоения выпускниками основной школы программы по русскому (родному) языку являются:

  • владение всеми видами речевой деятельности:

  • адекватное понимание информации устного и письменного сообщения;

  • владение разными видами чтения;

  • способность извлекать информацию из различных источников, включая средства массовой информации, компакт-диски учебного назначения, ресурсы Интернета; свободно пользоваться словарями различного типа, справочной литературой;

  • овладение приёмами отбора и систематизации материала на определённую тему;

  • способность определять цели предстоящей учебной деятельности, последовательность действий, оценивать достигнутые результаты и адекватно формулировать их в устной и письменной форме;

  • умение воспроизводить прослушанный или прочитанный текст с разной степенью свёрнутости;

  • способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме;

  • соблюдение в практике речевого общения основных орфоэпических, лексических, грамматических, стилистических норм современного русского литературного языка; соблюдение основных правил орфографии и пунктуации в процессе письменного общения;

  • умение выступать перед аудиторией сверстников с небольшими сообщениями, докладами;

  • применение приобретённых знаний, умений и навыков в повседневной жизни; способность использовать родной язык как средство получения знаний по другим учебным предметам, применять полученные знания, умения и навыки анализа языковых явлений на межпредметном уровне (на уроках иностранного языка, литературы и т. Д.);

  • коммуникативно целесообразное взаимодействие с окружающими людьми в процессе речевого общения, совместного выполнения каких-либо задач, участия в спорах, обсуждениях; овладение национально-культурными нормами речевого поведения в различных ситуациях формального и неформального межличностного и межкультурного общения.

Предметными результатами освоения выпускниками основной школы программы по русскому (родному) языку являются:

  • представление об основных функциях языка, о роли русского языка как национального языка русского народа, как государственного языка Российской Федерации и языка межнационального общения, о связи языка и культуры народа, о роли родного языка в жизни человека и общества;

  • понимание места родного языка в системе гуманитарных наук и его роли в образовании в целом;

  • усвоение основ научных знаний о родном языке; понимание взаимосвязи его уровней и единиц;

  • освоение базовых основ лингвистики;

  • овладение основными стилистическими ресурсами лексики и фразеологии русского языка, основными нормами русского литературного языка (орфоэпическими,  лексическими, грамматическими, орфографическими, пунктуационными), нормами речевого этикета;

  • опознавание и анализ основных единиц языка, грамматических категорий языка;

  • проведение различных видов анализа слова, словосочетания, предложения и текста;

  • понимание коммуникативно-эстетических возможностей лексической и грамматической синонимии и использование их в собственной речевой практике;

  • осознание эстетической функции родного языка, способность оценивать эстетическую сторону речевого высказывания при анализе текстов художественной литературы.

  1. Планируемые результаты освоения учебного предмета «Русский язык» за год обучения

ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Изучая русский язык по данной программе обучающиеся 5 класса получат возможность:

1) понять, что русский язык - одна из основных на­ционально-культурных ценностей русского народа, определя­ющей роли родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности, имеющая огромное значение в процессе получения школьного образования;

2) осознать эстетическую ценность русского языка; ува­жительно относиться к родному языку, гордиться за него; осознать потребность хранить чистоту русского языка как явления национальной культуры; стремиться к речевому самосовер­шенствованию;

3) сформировать достаточный для данного возраста объем словарного запаса и усвоить грамматические средства для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения; обрести способность к само­оценке на основе наблюдения за собственной речью.


МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

1) овладеть всеми видами речевой деятельности:

  • адекватно понимать информацию устного и письмен­ного сообщения (коммуникативной установки, темы текста, основной мысли; основной и дополнительной информации);

  • владеть разными видами чтения (поисковым, про­смотровым, ознакомительным, изучающим) текстов разговорного, научного, художественного стилей и разных жанров;

  • адекватно воспринимать на слух тексты разных стилей и жанров; владеть разными видами аудирования (выбороч­ным, ознакомительным, детальным);

  • извлекать информацию из различных ис­точников, включая учебную литературу, словари, справочники, СМИ, компакт-диски учебного назначения, ресурсы Интернета; свободно пользоваться словарями различных типов, справочной лите­ратурой, в том числе и на электронных носителях;

  • овладеют приемами отбора и систематизации матери­ала на определенную тему; научаться вести самостоятельный по­иск информации; преобразовывать, сохранять и передавать информацию, полученную в результате чтения или аудирования;

  • сопоставлять и сравнивать речевые высказыва­ния с точки зрения их содержания, стилистических особен­ностей и использованных языковых средств;

  • способность определять цели предстоящей учебной деятельности (индивидуальной и коллективной), последовательность действий, оценивать достигнутые результаты и адекватно формулировать их в устной и письменной речи;

  • способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме;

  • уметь выступать перед аудиторией сверстников с небольшими сообщениями;

  • определять цели предстоящей учебной де­ятельности (индивидуальной и коллективной), последователь­ность действий, оценивать достигнутые результаты и адекват­но формулировать их в устной и письменной форме;

  • воспроизводить прослушанный или прочитанный текст с заданной степенью свернутости (план, пересказ);

  • создавать устные и письменные тексты разных типов, стилей речи и жанров с учетом замысла, адресате и ситуации общения;

  • свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме, соблюдать нормы построения текста (логичность, последовательность, связность, соответствие теме и др.); адекватно выражать свое отношение к фактам и явлениям окружающей действительности, к прочитанному, услышанному, увиденному;

  • овладевать монологом и диалогом;

  • научаться соблюдать в практике речевого общения основные орфоэпические, лексические, грамматические, стилистичес­кие нормы современного русского литературного языка; соблюдать основные правила орфографии и пунктуации в процессе письменного общения;

  • научаться участвовать в речевом общении, соблюдая нормы речевого этикета; адекватно использовать жесты, ми­мику в процессе речевого общения;

  • осуществлять речевой самоконтроль в про­цессе учебной деятельности и в повседневной практике рече­вого общения; оценивать свою речь с точки зре­ния ее содержания, языкового оформления; находить грамматические и речевые ошибки, недочеты, исправлять их; совершенствовать и редактировать собственные тексты;

  • выступать перед аудиторией сверстников с не­большими сообщениями; участвовать в спорах, обсуждениях с использованием раз­личных средств аргументации;

2) применить приобретенные знания, умения и навыки в повседневной жизни; использовать родной язык как средство получения знаний по другим учебным предметам; применять полученные знания, умения и навы­ки анализа языковых явлений на межпредметном уровне (на уроках иностранного языка, литературы и др.);

3) взаимодействовать с окружающими людьми в процессе речевого общения, совме­стно выполненять какие-либо задания, участвовать в спорах, обсуждениях актуальных тем; овладеть национально-культурными нормами речевого поведения в различных ситуациях формального и неформального межличностного и межкуль­турного общения.

ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:

1) представление о роли русского языка как национального языка русского народа, как государственного языка Российской Федерации и языка межнационального общения, о связи языка и .культуры народа, о роли родного языка в жизни человека и общества:

2) понимание места родного языка в системе гуманитарных наук и его роли в образовании в целом;

3) усвоение основ научных знаний о родном языке;

4) освоение базовых понятий лингвистики: лингвистика и её основные разделы; язык и речь, речевое общение, речь устная и письменная; монолог, диалог; ситуация речевого общения; разговорная речь, научный, публицистический, официально-деловой стили, язык художественной литературы; функционально-смысловые типы речи (повествование, описание, рассуждение); текст, типы текста; основные единицы языка, их признаки и особенности употребления в речи;

5) овладение основными стилистическими ресурсами лексики и фразеологии русского языка, основными нормами русского литературного языка, изучаемыми в 5 классе;

6) проведение различных видов анализа слова (фонетический, морфемный, словообразовательный, лексический, морфологический), синтаксического анализа словосочетания и предложения

7) осознание эстетической функции родного языка, способность оценивать эстетическую сторону речевого высказывания при анализе текстов художественной литературы.

8) владение следующими умениями и навыками: разбирать слова фонетически, по составу и морфологически, а предложения (с двумя главными членами) – синтаксически. Составлять простые и сложные предложения изученных видов;  разъяснять значения известных слов и правильно употреблять их. Пользоваться

орфографическим и толковым словарями;  соблюдать произносительные нормы литературного языка в пределах изученного материала.

По орфографии. Находить в словах с изученными орфограммами ошибки и  исправлять их. Правильно писать слова с непроверяемыми орфограммами, изученными в 5 классе.

По пунктуации. Находить в предложениях смысловые отрезки, которые необходимо выделить знаками препинания, обосновывать выбор знаков препинания и расставлять их в предложениях в соответствии с изученными правилами.

По развитию речи. Определять тему и основную мысль текста, его стиль. Подробно и сжато излагать повествовательные тексты (в том числе с элементами описания предметов, животных). Составлять простой план исходного и собственного текста. Писать сочинения повествовательного характера на заданную тему, рассказы о случаях из жизни, а также

описывать отдельные предметы, животных по наблюдениям, опыту, по картине. Совершенствовать содержание и языковое оформление своего текста (в соответствии с изученным языковым материалом). Правильно в смысловом и стилистическом отношении использовать языковые средства в текстах разного содержания. Грамотно пользоваться известными лексическими и грамматическими средствами в устной и письменной речи. Совершенствовать содержание и языковое оформление своего текста (в соответствии с изученным языковым материалом).

Пользоваться орфографическими, орфоэпическими, морфемными и толковыми словарями.

Учебно – тематический план

п/п

Название раздела

Количество часов

1

Язык – важнейшее средство общения

5

2

Повторение пройденного в 1-4 классах

19

3

Синтаксис. Пунктуация. Культура речи.

30

4

Культура речи. Фонетика. Орфоэпия. Графика. Орфография.

15

5

Лексика. Культура речи.  

8

6

Морфемика. Орфография. Культура речи.

22

7

Морфология. Орфография. Культура речи.

66

8

Повторение и систематизация пройденного.

5


ИТОГО

170


    1. Содержание курса 5 класса

Раздел 1. Речь и речевое общение

Речь и речевое общение. Речевая ситуация. Речь устная и письменная. Речь диалогическая и монологическая. Монолог и его виды. Диалог и его виды.

Осознание основных особенностей устной и письменной речи. Различение диалогической и монологической речи. Владение различными видами диалога и монолога. Владение нормами речевого поведения в типичных ситуациях формального и неформального межличностного общения.

Раздел 2. Речевая деятельность

Виды речевой деятельности: чтение, аудирование (слушание), говорение, письмо.

Овладение основными видами речевой деятельности. Адекватное понимание основной и дополнительной информации текста, воспринимаемого зрительно или на слух. Передача содержания прочитанного или прослушанного текста в сжатом или развёрнутом виде в соответствии с ситуацией речевого общения. Овладение практическими умениями просмотрового, ознакомительного, изучающего чтения, приёмами работы с учебной книгой и другими информационными источниками. Овладение различными видами аудирования Создание устных и письменных монологических, а также устных диалогических высказываний разной коммуникативной направленности с учётом целей и ситуации общения. Отбор и систематизация материала на определённую тему.

Раздел 3. Текст

Понятие текста, основные признаки текста (членимость, смысловая цельность, связность). Тема, основная мысль текста. Микротема текста. Функционально-смысловые типы речи: описание, повествование, рассуждение.

Анализ текста с точки зрения его темы, основной мысли, структуры, принадлежности к функционально-смысловому типу речи. Деление текста на смысловые части и составление плана. Соблюдение норм построения текста (логичность, последовательность, связность, соответствие теме и т. д.). Оценивание и редактирование устного и письменного речевого высказывания.

Раздел 4. Функциональные разновидности языка

Функциональные разновидности языка: разговорный язык; функциональные стили: научный, язык художественной литературы. Основные жанры разговорной речи (рассказ, беседа).

Установление принадлежности текста к определённой функциональной разновидности языка. Создание письменных высказываний разных типов речи: описание, повествование, рассуждение.

Содержание, обеспечивающее формирование языковой и лингвистической (языковедческой) компетенций

Раздел 5. Общие сведения о языке

Осознание важности коммуникативных умений в жизни человека, понимание роли русского языка в жизни общества и государства в современном мире. Осознание красоты, богатства, выразительности русского языка.

Раздел 6. Фонетика и орфоэпия 

Фонетика как раздел лингвистики. Звук как единица языка. Система гласных звуков. Система согласных звуков. Изменение звуков в речевом потоке. Элементы фонетической транскрипции. Слог ударение.

Орфоэпия как раздел лингвистики. Основные правила нормативного произношения и ударения. Орфоэпический словарь.

Совершенствование навыков различения ударных и безударных гласных, звонких и глухих, твёрдых и мягких согласных. Объяснение с помощью элементов транскрипции особенностей произношения и написания слов. Проведение фонетического разбора слов. Нормативное произношение слов. Оценка собственной и чужой речи с точки зрения орфоэпической правильности. Использование орфоэпического словаря для овладения произносительной культурой.

Раздел 7. Графика

1.Графика как раздел лингвистики. Соотношение звука и буквы. Обозначение на письме твёрдости и мягкости согласных. Способы обозначения [j].

2.Совершенствование навыков сопоставления звукового и буквенного состава слова. Использование знания алфавита при поиске информации в словарях, справочниках, энциклопедиях, в СМС-сообщениях.

Раздел 8. Морфемика и словообразование  

Морфемика как раздел лингвистики. Морфема как минимальная значимая единица языка. Словообразующие и формообразующие морфемы. Окончание как формообразующая морфема. Приставка, суффикс как словообразующие морфемы. Корень. Однокоренные слова. Чередование гласных и согласных в корнях слов. Варианты морфем.

Возможность исторических изменений в структуре слова. Понятие об этимологии. Этимологический словарь.

Осмысление морфемы как значимой единицы языка. Осознание роли морфем в процессах формо- и словообразования. Применение знаний по морфемике в практике правописания.

Раздел 9. Лексикология и фразеология

Лексикология как раздел лингвистики. Слово как единица языка. Лексическое значение слова. Однозначные и многозначные слова; прямое и переносное значения слова. Переносное значение слов как основа тропов. Синонимы. Антонимы. Омонимы. Словари синонимов и антонимов русского языка. Разные виды лексических словарей и их роль в овладении словарным богатством родного языка.

Извлечение необходимой информации из лексических словарей различных типов (толкового словаря, словарей синонимов, антонимов, фразеологического словаря и т. п.) и использование её в различных видах деятельности.

Раздел 10. Морфология

Морфология как раздел грамматики. Части речи как лексико-грамматические разряды слов. Система частей речи в русском языке. Самостоятельные (знаменательные) части речи. Общее грамматическое значение, морфологические и синтаксические свойства имени существительного, имени прилагательного, местоимения, глагола, наречия. Словари грамматических трудностей.

Распознавание частей речи по грамматическому значению, морфологическим признакам и синтаксической роли. Проведение морфологического разбора слов разных частей речи. Нормативное употребление форм слов различных частей речи. Применение морфологических знаний и умений в практике правописания.

Раздел 11. Синтаксис

Синтаксис как раздел грамматики. Словосочетание и предложение как единицы синтаксиса. Виды предложений по цели высказывания и эмоциональной окраске. Грамматическая основа предложения, главные и второстепенные члены. Структурные типы простых предложений: двусоставные и односоставные, распространённые и нераспространённые, предложения осложнённой и неосложнённой структуры. Однородные члены предложения, обращение. Классификация сложных предложений. Прямая речь

Проведение синтаксического разбора словосочетаний и предложений разных видов. Оценка собственной и чужой речи с точки зрения правильности, уместности и выразительности употребления синтаксических конструкций. Применение синтаксических знаний и умений в практике правописания.

Раздел 12. Правописание: орфография и пунктуация

Орфография как система правил правописания. Понятие орфограммы. Правописание гласных и согласных в составе морфем. Правописание Ъ и Ь. Употребление прописной и строчной буквы. Перенос слов. Орфографические словари и справочники.

Пунктуация как система правил правописания. Знаки препинания и их функции. Знаки препинания в конце предложения. Знаки препинания в простом неосложнённом предложении. Знаки препинания в простом осложнённом предложении. Знаки препинания в сложном предложении. Знаки препинания при прямой речи, в диалоге.

Овладение орфографической и пунктуационной зоркостью. Соблюдение основных орфографических и пунктуационных норм в письменной речи. Опора на фонетический, морфемный и морфологический анализ при выборе правильного написания слова. Опора на грамматико-интонационный анализ при объяснении расстановки знаков препинания в предложении. Использование орфографических словарей и справочников по правописанию.

Содержание, обеспечивающее формирование культуроведческой компетенции

Раздел 13. Язык и культура

Взаимосвязь языка и культуры, истории народа. Русский речевой этикет.

Уместное использование правил русского речевого этикета в учебной деятельности и повседневной жизни.

КОНТРОЛЬ ОБУЧЕННОСТИ

Контрольных диктантов: 8

Контрольных изложений: 1

Сочинений: 8



НАПРАВЛЕНИЕ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ:


    1. Американские заимствования в современном русском языке.

    2. Утерянные буквы русского языка.

    3. Словари- наши друзья







    1. Календарно-тематическое планирование


№ урока

Наименование и содержание темы

К-во

часов

Дата

Примечания














оценка

Р/Р



план

факт









1

Вводный урок. Ваш учебник

1

02.09








Оценка за творческую работу

Язык как система знаков и средство человеческого общения.


2

Язык и человек. Язык и культура. Язык и его единицы

1

03.09








Оценка за ответы на уроке, за выполнение словарной работы

Язык как система знаков и средство человеческого общения.


3

Р.Р. Стили речи

1

06.09








Оценка за выполнение творческой работы

Речевой этикет.


4

Стартовая диагностическая работа

1

07.09








5

Анализ стартовой диагностической работы

1

08.09









Повторение пройденного в 1-4 классах

19









6

Орфограмма. Правописание проверяемых безударных гласных в корне слова

1

09.09








7

Орфограмма. Правописание непроверяемых безударных гласных в корне слова

1

10.09








Оценка за работу на уроке

Орфограмма.


8

Правописание проверяемых и непроверяемых согласных в корне слова

1

13.09








Оценка за работу на уроке и проверочную работу

Правописа-ние проверяемых безударных гласных в корне слова


9

Правописание непроизносимых согласных в корне слова

1

14.09








10

Буквы И, У, А после шипящих

1

15.09







Оценка за ответы на уроке и проверочную работу

Правописа-ние проверяемых согласных в корне слова


11

Разделительные Ъ и Ь

1

16.09







Оценка за ответы на уроке и проверочную тестовую работу

Правописа-ние непроизносимых согласных в корне слова.


12

Раздельное написание предлогов

1

17.09








13

Р.Р. Текст, тема текста

1

20.09







Оценка за изложение

Текст как речевое произведение.

Смысловая и композиционная цельность, связность текста.


14

Части речи. Самостоятельные и служебные части речи

1

21.09







Оценка за ответы на уроке

Морфология как раздел науки о языке. Морфологические признаки слов. Грамматиче-ское значение.


15

Глагол. -Тся и -ться в глаголах.


1

22.09





16

Личные окончания глаголов

1

23.09












17

Имя существительное

1

24.09










18

Имя прилагательное

1

27.09








19

Р/р Устное сочинение по картине А. Пластова «Летом»

1

28.09







Оценка за сочинение

Композиция сочинения по картине.


20

Местоимение

1

29.09







Оценка за ответы на уроке, за выполнение творческой работы

Местоимение как часть речи. Морфологические признаки местоимений.


21

Р.Р. Основная мысль текста

1

30.09








22

Повторение материала по разделу « Повторение изученного в начальной школе»

1

01.10








23

Контрольный диктант по теме «Повторение изученного в начальной школе»

1

04.10








24

Анализ контрольного диктанта

1

05.10











Синтаксис. Пунктуация. Культура речи.

30











25

 Синтаксис.  Пунктуация Словосочетание, виды словосочетаний

1

06.10







Оценка за выполнение упражнений

Основные понятия синтаксиса. Роль синтаксиса в формирова-нии и выражении мысли.


26

Разбор словосочетания

1

07.10







Оценка за выполнение практической работы

Понятие о словосочета-нии. Виды словосочета-ний по морфологическим свойствам главного слова. Нормы сочетания слов


27

Предложение

1

08.10








28

Р.Р. Сжатое изложение

1

11.10








29

Р.Р. Написание изложения

1

12.10







Оценка за краткое изложение

Структура сжатого изложения.


30

Виды предложений по цели высказывания.

1

13.10







31

Восклицательные предложения

1

14.10







Оценка за сочинение-отзыв.

Отзыв. Рассказ.

Структура отзыва на прочитанное произведение


32

Р.Р Сочинение на тему «Памятный день в школе»

1

15.10








33

Члены предложения. Главные члены предложения. Подлежащее

1

18.10







Оценка за ответы на уроке, за выполнение упражнений

Способы выражения подлежа-щего в предложе-ниях.


34

Сказуемое

1

19.10








35

Тире между подлежащим и сказуемым.

1

20.10








36



Нераспространённые и распространённые предложения

Второстепенные члены

1

21.10







Оценка за ответы на уроке, за выполнение упражнений и заданий

Способы выражения дополнения, определения и обстоятельства в предложе-ниях. Распространённые и нераспространённые предложения


37

Дополнение

1

22.10








38

Определение

1

25.10







Оценка за ответы на уроке, за выполнение упражнений и заданий

Обстоятельство как член предложения, способы его выражения.


39

Обстоятельство

1

26.10








40

Предложения с однородными членами

1

27.10








41

Предложения с обращением

1

28.10







Оценка за ответы на уроке, за выполнение упражнений и заданий

Понятие об однородных членах предложения.


42

Р.Р. Письмо. Синтаксический разбор простого предложения

1

29.10








43

Пунктуационный разбор простого предложения

1

08.11








44

Р.Р. Сочинение по картине Ф. П. Решетникова «Опять двойка»

1

09.11







Оценка за выполнение заданий и упражнений, за самостоятельную работу



45

Сложные предложения

1

10.11








46

Знаки препинания в сложном предложении

1

11.11







Оценка за выполнение заданий и упражнений

Понятие о сложном предложении. Виды сложных предложений


47

Синтаксический разбор сложного предложения

1

12.11








48

Прямая речь. Знаки препинания в предложениях с прямой речью

1

15.11







Оценка за выполнение заданий и упражнений, за проверочную работу

Знаки препинания и интонация в сложном предложении


49

Знаки препинания в предложениях с прямой речью

1

16.11








50



Диалог



1

17.11







Оценка за выполнение заданий и упражнений, за самостоятельную работу

Пунктуация и интонация в предложе-ниях с прямой речью. Косвенная речь


51

Р.Р. Выборочное изложение

1

18.11








52

Систематизация и обобщение изученного по теме «Синтаксис и пунктуация»

1

19.11







Оценка за выполнение упражнений.



53

Контрольная работа по теме «Синтаксис и пунктуация»

1

22.11







Оценка за выборочное изложение.

Главная и второстепен-ная информация. Тип речи


54

Анализ контрольной работы

1

23.11







Оценка за контрольную работу




Фонетика.Орфоэпия. Графика. Орфография. Культура речи

15











55

Фонетика. Гласные и согласные звуки. Чередование гласных и согласных звуков

1

24.11







Оценка за индивидуальную самостоятельную работу.

Орфограмма.

Пунтограмма.


56

Твёрдые и мягкие согласные.

1

25.11







Оценка за ответы на уроке, за выполнение упражнений

Классификациягласных и согласных звуков и букв.


57

Р.Р. Повествование

1

26.11








58

Звонкие и глухие согласные.

1

29.11








59

Графика. Алфавит

1

30.11








60

Р.Р. Сочинение-описание предмета

1

01.12







Оценка за выполнение упражнений, за практическую работу

Система согласных звуков (звонкие/глухие, парные/непарные).


61

Р.Р. Написание сочинения

1

02.12








62

Обозначение мягкости согласного звука с помощью мягкого знака

1

03.12








63

Двойная роль букв Е, Ё, Ю, Я

1

06.12







Оценка за словарный диктант, за выполнение упражнений

Обозначение мягкости согласного звука с помощью мягкого знака


64

Двойная роль букв Е, Ё, Ю, Я

1

07.12








65

Орфоэпия

1

08.12












66

Фонетический разбор слова

1

09.12











67

Систематизация и обобщение изученного по теме «Фонетика. Графика. Орфоэпия»

1

10.12







Оценка за выполнение упражнений, за проверочную работу

Фонетиче-ский разбор слова.



68

Систематизация и обобщение изученного по теме «Фонетика. Графика. Орфоэпия»

1

13.12









69

Проверочная работа за 1 полугодие

1

14.12










Лексика. Культура речи.

8












70

Анализ проверочной работы. Слово и его лексическое значение

1

15.12











71

Однозначные и многозначные слова. Прямое и переносное значения слов.

1

16.12







Оценка за ответы на уроке, за выполнение упражнений и заданий

Лексикология. Лексическое значение слова



72

Омонимы

1

17.12









73

Синонимы

1

20.12









74

Антонимы

1

21.12











75

Систематизация и обобщение изученного по теме «Лексика»

1

22.12







Оценка за ответы на уроке, за выполнение упражнений и заданий

Понятие об антонимах.



76

Систематизация и обобщение изученного по теме «Лексика»

1

23.12









77


Проверочная работа по теме «Лексика»

1

24.12









Морфемика. Орфография. Культура речи.

23











78

Морфема – наименьшая значимая часть слова. Изменение и образование слова. Анализ проверочной работы

1

27.12










79

Окончание.

1

28.12







Грамотно формулировать запросы при поиске в Интернете

при подготовке д/з

Морфемы. Омоформы.


80

Основа слова

1

29.12








81

Р.Р Сочинение по личным впечатлениям в жанре письма

1

13.01








82

Корень слова

1

14.01










83

Р.Р. Рассуждение

1

17.01










84

Суффикс

1

18.01








85

Приставка

1

19.01







Таблица по теме урока.

Приставка как словообразующая морфема Отличие приставки от предлога.


86

Чередование звуков. Беглые гласные. Варианты морфем

1

20.01








87

Морфемный разбор слова

1

21.01







Таблица по теме урока.

Понятие о чередовании.


88

Правописание гласных и согласных в приставках

1

24.01







Таблица по теме урока.

Изменение звука/буквы в пределах одной морфемы.


89

Буквы З-С на конце приставок

1

25.01







Таблица по теме урока.

Правописание гласных и согласных в приставках


90

Буквы З-С на конце приставок

1

26.01







Таблица по теме урока.

Изменение звука/буквы в пределах одной морфемы. Правописание букв З//С в конце приставок.


91

Буквы О-А в корне  -ЛАГ-  -ЛОЖ-

1

27.01








92

Буквы О-А в корне -РАСТ-  -РОС-

1

28.01








93

Буквы О-А в корне –РАСТ- -РОС-

1

01.02








94

Буквы О-Ё после шипящих в корне слова

1

02.02








95

Буквы О-Ё после шипящих в корне слова

1

03.02







Таблица по теме урока.

Изменение звука/буквы в пределах одной морфемы.. Правописание

букв  О-Ё после шипящих в корне слов


96

Буквы Ы-И после Ц

1

04.02








97

Буквы Ы-И после Ц

1

07.02








98

Систематизация и обобщение изученного по теме «Морфемика. Орфография»

1

08.02







Презентация по теме урока.

Однокоренные слова. Морфемы.


99

Проверочная работа по теме «Морфемика. Орфография». Тест

1

09.02







Картина П.П. Кончаловского «Сирень».



100

Анализ проверочной работы

1

10.02








Морфология. Орфография. Культура речи.

66











101

Имя существительное как часть речи

1

11.02










102

Р.Р. Доказательство в рассуждении

1

14.02







Таблица по теме урока.

Имя существительное как часть речи. Морфологические признаки имени существительного.


103

Имена существительные одушевлённые и неодушевлённые

1

15.02







104

Имена существительные собственные и нарицательные

1

16.02







Рисунки учебника.

Имена существительные одушевлённые и неодушевлённые.


105

Род имён существительных

1

17.02










106

Имена существительные, имеющие форму только множественного числа

1

18.02







Таблица по теме урока.

Рисунки учебника.

Морфологические признаки имени существительного. Мужской, женский, средний и общий роды имён существительных.


107

Имена существительные, имеющие форму только единственного числа

1

21.02








108

Р.Р. Сочинение – описание по картине Э. Грабаря «Февральская лазурь»

1

22.02







Рисунки учебника.

Имена существительные,

имеющих форму только множественного числа.


109

Три склонения имён существительных. Падеж имён существительных

1

24.02







Рисунки учебника.

Имена существительные, имеющие форму только единственного числа


110

Правописание гласных в падежных окончаниях существительных в единственном числе

1

25.02







Создавать тексты с использованием средств ИКТ: редактировать, оформлять и сохранять их.

Падеж и число имён существительных. Род.


111

Правописание гласных в падежных окончаниях существительных в единственном числе

1

01.03








112

Р.Р. Изложение с изменением лица

1

02.03








113

Множественное число имён существительных

1

03.03








Стилевое своеобразие текста


114

Правописание О-Е после шипящих и Ц в окончаниях существительных

1

04.03







Рисунки учебника.

Морфологические признаки множественного  числа имён существительных


115

Правописание О-Е после шипящих и Ц в окончаниях существительных

1

07.03








116

Морфологический разбор имени существительного

1

09.03







Таблица по теме урока.

Правописание О-Е после шипящих и Ц в окончаниях существительных


117

Систематизация и обобщение изученного по теме «Имя существительное»

1

10.03










118

Р.Р.Сочинение по картине Г. Нисского «На лодке»

1

11.03







Таблицы по теме урока.



119

Р.Р. Написание сочинения

1

14.03







Картина

Текст художественного произведения.


120

Контрольный диктант с грамматическим заданием

1

15.03







Презентация по теме «Имя существительное».



121

Анализ контрольного диктанта

1

16.03










122

Имя прилагательное как часть речи

1

16.03








123

Правописание гласных в падежных окончаниях прилагательных

1

17.03






Грамотно формулировать запросы при поиске в Интернете

при подготовке д/з.

Имя прилагательное как часть речи. Морфологические признаки имён прилагательных. Синтаксическая роль прилагательного в тексте.

124

Р.Р. Описание животного

1

18.03






125

Окончания имён прилагательных после шипящих и Ц

1

30.03






126

Окончания имён прилагательных после шипящих и Ц

1

31.03








127

Прилагательные полные и краткие

1

01.04






Таблица по теме урока.

Правописание О-Е после шипящих и Ц в окончаниях существительных

128



Правописание кратких прилагательных

1

04.04






Таблица по теме урока.

Полные и краткие прилагательные. Синтаксическая роль кратких прилагательных.

129


Р/р Описание животного на основе его изображения

1

05.04






130

Р/р Написание сочинения

1

06.04






Таблица по теме урока.


131

Морфологический разбор прилагательного

1

07.04






Картина

Текст определенного функционально-смыслового типа речи.

132

Систематизация и обобщение изученного по теме «Имя прилагательное»

1

08.04






Таблица по теме урока.


133

Контрольный диктант по теме «Имя прилагательное»

1

11.04






Презентация по теме «Имя прилагательное».


134

Анализ контрольного диктанта

1

12.04







Орфограмма.

Пунктограмма.

135

Р.Р Художественное описание животного на основе наблюдений Сочинение-этюд

1

13.04








136

Р.Р. Написание сочинения

1

14.04







Текст определенного функционально-смыслового типа речи.

137

Глагол как часть речи

1

15.04








138

Правописание НЕ с глаголами

1

18.04






Пользоваться основными функциями стандартного текстового редактора, следовать основным правилам оформления текста.

Глагол как часть речи. Морфологические признаки глагола. Роль глагола в тексте.

139

Р.Р. Рассказ

1

19.04






140

Неопределённая форма глагола

1

20.04





141

Неопределенная форма глагола

1

21.04






142

Правописание -тся  и  -ться

в глаголах

1

22.04






143

Правописание -тся  и  -ться

в глаголах

1

25.04





144

Виды глагола

1

26.04






Таблица по теме урока.

Правописание

-тся  и  -ться

в глаголах




145

Виды глагола

1

27.04









146

Контрольный диктант по теме «Правописание глаголов»

1

28.04






Таблица по теие урока.

Виды глагола.




147

Анализ контрольного диктанта

1

29.04









148

Буквы Е-И в корнях с чередованием

1

04.05







Орфограмма. Пунктограмма.




149

Буквы Е-И в корнях с чередованием

1

05.05






Таблица по теме урока.

Буквы е-и в корнях глаголов

с чередованием:

-бер-/-бир-,

-дер-/-дир-,

-мер-/-мир-,

-пер-/-пир-,

-тер-   тир-,

-стел-/-стил'




150

Р.Р. Невыдуманный рассказ

1

06.05









151

Времена глагола. Прошедшее время

1

10.05









152

Настоящее время

1

11.05









153

Будущее время

1

12.05











154

Спряжение глагола

1

13.05







Категория времени глагола.




155

Правописание безударных личных окончаний глаголов

1

16.05











156

Правописание безударных личных окончаний глаголов

1

17.05









157

Морфологический разбор глагола

1

18.05











158

Мягкий знак после шипящих в глаголах 2-го лица единственного числа

1

19.05











159

Употребление времён.

1

20.05









160

Проверочная работа за 2-е полугодие


1

23.05











161

Анализ проверочной работы

1

24.05






Таблица по теме урока.

Категория времени глагола.




162

Систематизация и обобщение изученного по теме «Глагол»

1

25.05









163

Урок-зачёт по теме «Глагол»

1

26.05











164

Р/Р Сочинение в жанре репортажа

1

27.05









165

Р/Р Написание сочинения

1

30.05






Презентация по теме «Глагол».






Повторение и систематизация изученного в 5 классе

5










166

Систематизация и обобщение изученного в 5 классе

Разделы науки о языке.


1

31.05








167

Резервный урок. Орфограммы в приставках и корнях

1











168

Резервный урок. Орфограммы в окончаниях

1








Орфограмма. Пунктограмма.




169

Резервный урок. Употребление букв Ъ и Ь.

1







Таблицы по теме урока.





170

Резервный урок. Знаки препинания в простом и сложном предложениях и в предложениях с прямой речью.

1






Таблицы по теме урока.

Офограмма







7. Перечень учебно-методического обеспечения

Для учителя

  1. Гдалевич Л.А., Фудим Э.Д. Уроки русского языка в 5 классе. Книга для учителя. – М.: «Просвещение», 1991

  2. Зельманова Л.М., Колокольцев Е.Н. Развитие речи. Русский язык и литература. Репродукции картин. 5-7 классы. – М.: «Дрофа», 1998

  3. Никитина Е.И. Уроки русского языка в 5 классе. Книга для учителя. – М.: «Просвещение», 2019

  4. Олимпиады по русскому языку. Книга для учителя. - М.: «Просвещение», 2002

  5. Розенталь Д.А. Справочник по орфографии и пунктуации. – Челябинск: Юж.-Урал.кн.изд-во, 1994

  6. Богданова Г.А. Сборник диктантов по русскому языку. 5- 9 классы. - М.: «Просвещение», 2007 г.

  7. М.Т.Баранов, Т.А.Ладыженская, Н.М.Шанский. Обучение русскому языку в 5 классе: Методические рекомендации к учебнику для 5 класса ОУ. -  М.: Просвещение, 2019.- 110 с.

  8. Василенко М.В., Лагутина Е.В., Денисова М.А. Грамматика русского языка 5-9 класс (в таблицах). – М.: Издат-школа, 1997

  9. Водолазькая С.В. Предметная неделя русского языка в школе. Конкурсы, викторины, олимпиады. – Ростов-на-Дону: «Феникс», 2008

Для учащихся

  1. Коробкина В.А. Русский язык 5 класс. Тетрадь с печатной основой. – Тобольск: Лава, 2019

  2. Шанский Н.М. В мире слов. -  М.: «Просвещение», 1985

  3. Таблицы и раздаточный материал по русскому языку для 5 класса.

  4. Мультимедийные пособия:

  • «Фраза» Программа-тренажер по правилам орфографии и пунктуации для школьников и абитуриентов.

  • 1-С Репетитор «Русский язык» Обучающая программа для школьников старших классов и абитуриентов.

  • Электронный репетитор-тренажер «Курс русского языка»

  • Образовательный комплекс «1С: Школа. Академия речевого этикета»

  1. Арсирий А.Т. Занимательные материалы по русскому языку. Книга для учащихся. – М.: «Просвещение», 1995

  2. Ахременкова Л.А. К пятерке шаг за шагом, или 50 занятий с репетитором. Русский язык. 5 класс. – М.: «Просвещение», 2004 г.

  3. Баранов М.Т., Ладыженская Т.А., Тростенцова Л.А., Григорян Л.Т., Кулибаба И.И. «Русский язык. 5 класс»: М.: «Просвещение», 2019

  4. Книгина М.П. Тесты по русскому языку 5 класс. – Саратов: Лицей, 2002

Дополнительная литература

1. Ожегов С.И. Словарь русского языка/под редакцией члена-корреспондента АН СССР Н.Ю.Шведовой.-18 издание, стереотип.- М.: Русский язык, 1986.- 797с.

2. Богданова Г.А. Уроки русского языка в 5 классе: Книга для учителя. – М.: Просвещение, 2008.

Лингвистический тренажёр. Тестовые задания по русскому языку в 5 классе. Г.А.Богданова –  М.: Просвещение, 2008.

3.Резниченко И.Л. Орфоэпический словарь русского языка: Произношение. Ударение: Резниченко.- М.: ООО «Издательство Астрель»: ООО»Издательство АСТ», 2004.- 1182с.

4. Н.П.Колесников Словарь слов с двойными согласными. Ростов н/Д.: Издательство Рост. ун-та, 1995.- 416с.

5.  Александрова З.Е. Словарь синонимов русского языка: под редакцией Л.А.Чешко.- 5-е издание, стереотип.- М.: Русский язык, 1986.- 600 с.

6. Позднякова А.А. Дидактические материалы по русскому языку, 5 класс. М.: Экзамен, 2007.

7. Е.М.Сергеева. тесты по русскому языку: 5 класс: к учебнику Т.А.Ладыженской и др. «Русский язык. 5 класс». –  М.: Экзамен, 2011.

8. Рик Т.Г. Игры на уроках русского языка – М.: Вако, 2011.

9. Шклярова Т.В. Сборник упражнений по русскому языку для 5 класса. –  М.: ООО «Грамотей», 2010.

10. Розенталь Д.Э. Словарь-справочник лингвистических терминов. Издание 2-е, исправлено и дополнено, М., «Просвещение», 1976, 543с.

11. Лапатухин М.С., Скорлуповская Е.В., Снегова Г.П. Школьный толковый словарь русского языка – М., 1981

12. Баранов М.Т., Костяева Т.А., Прудникова А.В. Русский язык: Справочные материалы (Под ред. Н.М. Шанского) М., 1993

 

13. Букчина Б.З., Калакуцкая Л.П. Слитно или раздельно? Орфографический словарь-справочник.:- 2-е издание, стереотип.- М.: Русский язык, 2001.- 944с.

14 . Ефремова Т.Ф., Костомаров В.Г. Словарь грамматических трудностей русского языка.- 3-е издание, стереотип.- М.: Русский язык, 1997.- 347 с.


Средства обучения

1. Печатные пособия (таблицы, схемы, репродукции картин, плакаты, демонстрационные карточки, альбомы демонстрационного и раздаточного материала)

2. Информационно-коммуникативные средства (электронные библиотеки, игровые программы)

3. Экранно-звуковые пособия (слайды, диафильмы, видеофильмы)

Электронные носители:

Справочно-информационный Интернет-портал «Русский язык». – Режим доступа: http://www. gramota. Ru

Сайт Курского института развития образования kiro.46

Cайт учителей русского языка и литературы Курской области umoslovo.ru


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!