РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по учебному предмету
«Окружающий мир»
(ФГОС) 4 класс
на 2019 – 2020 учебный год
Уровень образования –
начальное общее образование
Пояснительная записка
Рабочая программа по русскому языку разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, примерной программы начального общего образования, планируемых результатов начального общего образования, на основе авторской программы русский язык В.П. Канакина, В.Г. Горецкий М. : Просвещение, 2011
Реализация учебной программы обеспечивается учебником Горецкого В.Г., Канакиной В.П. «Русский язык. 4 класс» (М., Просвещение, 2015 г.), включенным в Федеральный перечень учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего образования (утвержден Приказом Минобрнауки России от приказ № 345 от 28.12.2018 года ) - 1.1.1.1.1.5.
Рабочая программа реализует следующие цели обучения:
развитие речи, мышления, воображения школьников, способности выбирать средства языка в соответствии с условиями общения, развитие интуиции и «чувства языка»;
освоение первоначальных знаний о лексике, фонетике, грамматике русского языка: овладение элементарными способами анализа изучаемых явлений языка;
овладение умениями правильно писать и читать, участвовать в диалоге, составлять несложные монологические высказывания;
воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к родному языку, чувства сопричастности к сохранению его уникальности и чистоты; пробуждения познавательного интереса к родному слову, стремления совершенствовать родную речь.
Задачи:
изучать язык как культурно-исторический процесс; развивать все виды речевой деятельности школьников; развивать коммуникативно-речевые и литературно-творческие способности учащихся, приобщать их к духовно-нравственным ценностям народа;
формировать общеучебные умения и навыки, необходимые для работы с текстом и книгой; развивать художественно-образное и логическое мышление учащихся, прививать навыки речевой культуры общения; формировать языковое мышление детей;
изучать с детьми русское коммуникативное поведение и обучать их ему;
формировать сознательное отношение к языку как к ценности.
В авторскую программу не внесены изменения, так как она соответствует Федеральному компоненту государственного стандарта.
Планируемые результаты освоения учебного предмета
Личностные результаты
Обучающийся получит возможность научиться для формирования следующих общих личностных результатов:
становление внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к школе, к изучению русского языка, ориентация на содержательные моменты школьной действительности и принятие образца «хорошего ученика»;
принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности (социальных, учебно-познавательных и внешних); формирование личностного смысла учения, устойчивого учебно-познавательного интереса к изучению языка, к языковой деятельности, к чтению и читательской деятельности;
осознание языка как основного средства человеческого общения, понимание важности общения как значимой составляющей жизни общества;
восприятие русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей российского народа, его значения в процессе получения школьного образования, осознание себя носителем этого языка;
понимание того, что правильная устная и письменная речь является показателем индивидуальной культуры человека;
развитие способности к самооценке на основе наблюдения за собственной речью;
осознание основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ, его язык, историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций;
уважительное отношение к иному мнению, истории и культуре других народов;
понимание целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий; овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки (так и окружающих людей), в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах и социальной справедливости;
развитие этических чувств (стыда, совести, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости), понимание чувств одноклассников, собеседников; сочувствие и сопереживание людям;
развитие чувства прекрасного и эстетических чувств на основе материалов курса «Русский язык»;
развитие навыков сотрудничества с учителем, взрослыми, сверстниками в процессе выполнения совместной деятельности на уроке и вне урока;
развитие мотивации к творческому труду (в проектной деятельности), к созданию собственных информационных объектов и др., к работе на результат;
установка на здоровый образ жизни и реализация её в реальном поведении и поступках, бережное отношение к материальным и духовным ценностям.
Метапредметные результаты
Регулятивные УУД:
принимать и сохранять в памяти цели и задачи учебной деятельности; в сотрудничестве с учителем находить средства их осуществления и ставить новые учебные задачи; проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;
учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале (в сотрудничестве с учителем, одноклассниками);
планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;
выполнять действия по намеченному плану, а также по инструкциям, содержащимся в источниках информации (в заданиях учебника, в «Справочных материалах» учебника — в памятках); учитывать правило (алгоритм) в планировании и контроле способа решения;
осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату, адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение действия как по ходу его реализации, так и в конце действия;
выполнять учебные действия в устной, письменной речи, во внутреннем плане;
адекватно воспринимать оценку своей работы учителями, товарищами, другими лицами;
понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и развивать способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха.
Коммуникативные УУД:
уметь слушать и слышать собеседника, вести диалог;
ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения;
понимать необходимость ориентироваться на позицию партнёра в общении, учитывать различные мнения и координировать различные позиции в сотрудничестве с целью успешного участия в диалоге;
строить понятные высказывания; проявлять доброжелательное отношение к партнёру; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;
признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
стремиться к точному выражению собственного мнения и позиции;
договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;
задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром;
уметь выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач (диалог, устные монологические высказывания, письменные тексты) с учётом особенностей разных видов речи, ситуаций общения;
строить монологическое высказывание с учётом ситуации общения и конкретной речевой задачи, выбирая соответствующие языковые средства, соблюдая нормы литературного языка и нормы «хорошей» речи (ясность, точность, содержательность, последовательность выражения мысли и др.);
активно использовать речевые средства и средства ИКТ для решения коммуникативных и познавательных задач;
применять приобретённые коммуникативные умения в практике свободного общения.
Познавательные УУД:
уметь использовать язык с целью поиска необходимой информации в различных источниках для выполнения учебных заданий (учебная, дополнительная литература, использование ресурсов библиотек и Интернета); пользоваться словарями и справочниками различных типов;
записывать, фиксировать информацию с помощью инструментов информационных и коммуникационных технологий (далее ИКТ);
ориентироваться на разнообразие способов решения учебных задач, осуществлять выбор наиболее эффективных в зависимости от конкретной языковой или речевой задачи;
использовать знаково-символические средства (в том числе модели, схемы, таблицы) представления информации для создания моделей изучаемых единиц языка, преобразовывать модели и схемы для решения учебных и практических лингвистических задач;
овладевать навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с конкретными целями и задачами; извлекать необходимую информацию из текста художественного или познавательного, анализировать и оценивать содержание, языковые особенности и структуру текста; передавать устно или письменно содержание текста;
осознанно и произвольно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах; выступать перед аудиторией с небольшими сообщениями, используя аудио-, видеосопровождение и графическое сопровождение;
осуществлять логические действия сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, устанавливать аналогии и причинно-следственные связи, строить рассуждение, подводить факты языка под понятие на основе выделения комплекса существенных признаков и их синтеза.
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ОСНОВНЫХ СОДЕРЖАТЕЛЬНЫХ ЛИНИЙ ПРОГРАММЫ
Развитие речи
Освоение данного раздела распределяется по всем разделам курса.
Обучающийся научится:
осознавать ситуацию общения: с какой целью, с кем и где происходит общение; выбирать адекватные языковые и неязыковые средства в соответствии с конкретной ситуацией общения;
владеть формой диалогической речи; умением вести разговор (начать, поддержать, закончить разговор, привлечь внимание и др.);
выражать собственное мнение, обосновывать его с учётом ситуации общения;
использовать нормы речевого этикета в ситуациях учебного и бытового общения (приветствие, прощание, извинение, благодарность, обращение с просьбой), в том числе при обращении с помощью средств ИКТ;
оценивать правильность (уместность) выбора языковых и неязыковых средств устного общения на уроке, в школе, быту, со знакомыми и незнакомыми, с людьми разного возраста;
владеть монологической формой речи; под руководством учителя строить монологическое высказывание на определённую тему с использованием разных типов речи (описание, повествование, рассуждение);
работать с текстом: определять тему и главную мысль текста, самостоятельно озаглавливать текст по его теме или главной мысли, выделять части текста (корректировать порядок предложений и частей текста), составлять план к заданным текстам;
пользоваться самостоятельно памяткой для подготовки и написания письменного изложения учеником;
письменно (после коллективной подготовки) подробно или выборочно передавать содержание повествовательного текста, предъявленного на основе зрительного и слухового восприятия, сохраняя основные особенности текста-образца; грамотно записывать текст; соблюдать требование каллиграфии при письме;
сочинять письма, поздравительные открытки, объявления и другие небольшие тексты для конкретных ситуаций общения;
составлять тексты повествовательного и описательного характера на основе разных источников (по наблюдению, по сюжетному рисунку, по репродукциям картин художников, по заданным теме и плану, опорным словам, на свободную тему, по пословице или поговорке, творческому воображению и др.);
письменно сочинять небольшие речевые произведения освоенных жанров (например, записку, письмо, поздравление, объявление);
проверять правильность своей письменной речи, исправлять допущенные орфографические и пунктуационные ошибки; улучшать написанное: добавлять и убирать элементы содержания, заменять слова на более точные и выразительные;
пользоваться специальной, справочной литературой, словарями, журналами, Интернетом при создании собственных речевых произведений на заданную или самостоятельно выбранную тему.
Обучающийся получит возможность научиться:
подробно и выборочно письменно передавать содержание текста;
различать стилистические варианты языка при сравнении стилистически контрастных текстов (художественного и научного или делового, разговорного и научного или делового);
создавать собственные тексты и корректировать заданные тексты с учётом точности, правильности, богатства и выразительности письменной речи; использовать в текстах синонимы и антонимы;
анализировать последовательность своих действий при работе над изложениями и сочинениями и соотносить их с разработанным алгоритмом; оценивать правильность выполнения учебной задачи; соотносить собственный текст с исходным (для изложений) и с назначением, задачами, условиями общения (для самостоятельно составленных текстов);
оформлять результаты исследовательской работы;
редактировать собственные тексты, совершенствуя правильность речи, улучшая содержание, построение предложений и выбор языковых средств.
Система языка
Фонетика, орфоэпия, графика
Обучающийся научится:
произносить звуки речи в соответствии с нормами языка;
характеризовать звуки русского языка: гласные ударные — безударные; согласные твёрдые — мягкие, парные — непарные, твёрдые — мягкие; согласные глухие — звонкие, парные — непарные, звонкие и глухие; группировать звуки по заданному основанию;
соблюдать нормы русского литературного языка в собственной речи и оценивать соблюдение этих норм в речи собеседников (в объёме орфоэпического словаря учебника);
пользоваться орфоэпическим словарём при определении правильного произношения слова (или обращаться за помощью к другим орфоэпическим словарям русского языка или к учителю, родителям и др.);
различать звуки и буквы;
классифицировать слова с точки зрения их звуко-буквенного состава по самостоятельно определённым критериям;
знать последовательность букв в русском алфавите, пользоваться алфавитом для упорядочивания слов и поиска нужной информации;
пользоваться при письме небуквенными графическими средствами: пробелом между словами, знаком переноса, красной строки (абзаца), пунктуационными знаками (в пределах изученного).
Обучающийся получит возможность научиться:
выполнять (устно и письменно) звуко-буквенный разбор слова самостоятельно по предложенному в учебнике алгоритму; оценивать правильность проведения звуко-буквенного разбора слова (в объёме изучаемого курса).
Лексика
Освоение данного раздела распределяется по всем разделам курса.
Обучающийся научится:
осознавать, что понимание значения слова — одно из условий умелого его использования в устной и письменной речи;
выявлять в речи слова, значение которых требует уточнения; •определять значение слова по тексту или уточнять с помощью толкового словаря, Интернета и др.;
распознавать среди предложенных слов синонимы, антонимы, омонимы, фразеологизмы, устаревшие слова (простые случаи); •подбирать к предложенным словам антонимы и синонимы;
понимать этимологию мотивированных слов-названий;
выбирать слова из ряда предложенных для успешного решения коммуникативных задач;
подбирать синонимы для устранения повторов в тексте;
находить в художественном тексте слова, употреблённые в переносном значении, а также эмоционально-оценочные слова, эпитеты, сравнения, олицетворения (без терминологии); оценивать уместность употребления этих слов в речи;
пользоваться словарями при решении языковых и речевых задач.
Обучающийся получит возможность научиться:
оценивать уместность использования слов в устной и письменной речи;
подбирать антонимы для точной характеристики предметов при их сравнении;
иметь представление о заимствованных словах; осознавать один из способов пополнения словарного состава русского языка иноязычными словами;
работать с разными словарями;
приобретать опыт редактирования предложения (текста).
Состав слова (морфемика)
Обучающийся научится:
различать изменяемые и неизменяемые слова;
различать однокоренные слова среди других (неоднокоренных) слов (форм слов, слов с омонимичными корнями, синонимов);
находить в словах окончание, основу (в простых случаях), корень, приставку, суффикс (постфикс -ся), соединительные гласные в сложных словах, использовать алгоритм опознавания изучаемых морфем;
находить корень в однокоренных словах с чередованием согласных в корне;
узнавать сложные слова (типа вездеход, вертолёт и др.), выделять в них корни; находить соединительные гласные (интерфиксы) в сложных словах; •сравнивать, классифицировать слова по их составу;
соотносить слова с предъявляемыми к ним моделями, выбирать из предложенных слов слово, соответствующее заданной модели, составлять модель заданного слова;
самостоятельно подбирать слова к заданной модели;
понимать значения, вносимые в слово суффиксами и приставками (простые случаи); образовывать слова с этими морфемами для передачи соответствующего значения;
образовывать слова (разных частей речи) с помощью приставки или суффикса или с помощью и приставки и суффикса).
Обучающийся получит возможность научиться:
понимать роль каждой из частей слова в передаче лексического значения слова;
понимать смысловые, эмоциональные, изобразительные возможности суффиксов и приставок;
узнавать образование слов с помощью суффиксов или приставок;
разбирать самостоятельно (устно и письменно) по составу слова с однозначно выделяемыми морфемами в соответствии с предложенным в учебнике алгоритмом;
подбирать однокоренные слова и формы одного и того же слова с целью проверки изучаемых орфограмм в корне слова, использовать знание графического образа приставок и суффиксов для овладения правописанием слов с этими приставками и суффиксами (при изучении частей речи).
Морфология
Обучающийся научится:
определять принадлежность слова к определённой части речи по комплексу освоенных признаков; классифицировать слова по частям речи; •распознавать части речи на основе усвоенных признаков (в объёме программы);
пользоваться словами разных частей речи и их формами в собственных речевых высказываниях;
выявлять роль и значение слов частей речи в речи;
определять грамматические признаки имён существительных — род, склонение, число, падеж;
определять грамматические признаки имён прилагательных — род (в единственном числе), число, падеж; изменять имена прилагательные по падежам;
определять грамматические признаки личного местоимения в начальной форме — лицо, число, род (у местоимений 3-го лица в единственном числе); иметь представление о склонении личных местоимений; использовать личные местоимения для устранения неоправданных повторов; правильно употреблять в речи формы личных местоимений;
распознавать неопределённую форму глагола; определять грамматические признаки глаголов — время, число, род (в прошедшем времени в единственном числе), лицо (в настоящем и будущем времени); изменять глаголы в настоящем и будущем времени по лицам и числам (спрягать); изменять глаголы в прошедшем времени в единственном числе по родам; иметь представление о возвратных глаголах;
определять грамматические признаки личного местоимения в начальной форме — лицо, число, род (у местоимений 3-го лица в единственном числе); иметь представление о склонении личных местоимений, изменять личные местоимения по падежам; использовать личные местоимения для устранения неоправданных повторов; правильно употреблять в речи личные местоимения;
распознавать наречия как часть речи; понимать их роль и значение в речи;
различать наиболее употребительные предлоги и определять их роль при образовании падежных форм имён существительных и местоимений; •понимать роль союзов и частицы не в речи;
подбирать примеры слов и форм слов разных частей речи.
Обучающийся получит возможность научиться:
разграничивать самостоятельные и служебные части речи;
сравнивать и сопоставлять признаки, присущие изучаемым частям речи; находить в тексте слова частей речи по указанным морфологическим признакам; классифицировать части речи по наличию или отсутствию освоенных признаков;
различать смысловые и падежные вопросы имён существительных;
склонять личные местоимения, соотносить личное местоимение в косвенном падеже с его начальной формой, распознавать падеж личного местоимения в предложении и тексте;
различать родовые и личные окончания глагола;
наблюдать над словообразованием имён существительных, имён прилагательных, глаголов;
проводить полный морфологический разбор имён существительных, имён прилагательных, глаголов по предложенному в учебнике алгоритму, оценивать правильность проведения морфологического разбора;
находить в тексте личные местоимения, наречия, числительные, возвратные глаголы, предлоги вместе с личными местоимениями, к которым они относятся, союзы и, а, но, частицу не при глаголах;
находить и исправлять в устной и письменной речи речевые ошибки и недочёты в употреблении изучаемых форм частей речи.
Синтаксис
Обучающийся научится:
различать предложение, словосочетание и слово;
устанавливать в словосочетании связь главного слова с зависимым при помощи вопросов;
составлять из заданных слов словосочетания, учитывая их связь по смыслу и по форме;
устанавливать при помощи смысловых вопросов связь между словами в предложении; отражать её в схеме;
соотносить предложения со схемами, выбирать предложение, соответствующее схеме;
классифицировать предложения по цели высказывания и по эмоциональной окраске (по интонации);
выделять из потока речи предложения, оформлять их границы;
находить главные (подлежащее и сказуемое) и второстепенные члены предложения (без деления на виды); выделять из предложения словосочетания;
распознавать предложения с однородными членами, находить в них однородные члены; использовать интонацию при перечислении однородных членов предложения;
составлять предложения с однородными членами и использовать их в речи; при составлении таких предложений пользоваться бессоюзной связью и союзами и, а, но.
Обучающийся получит возможность научиться:
различать простое предложение с однородными членами и сложное предложение;
находить в предложении обращение;
выполнять в соответствии с предложенным в учебнике алгоритмом разбор простого предложения (по членам предложения, синтаксический), оценивать правильность разбора.
Орфография и пунктуация
Обучающийся научится:
а) применять ранее изученные правила правописания:
раздельное написание слов;
сочетания жи—ши, ча—ща, чу—щу в положении под ударением;
сочетания чк, чн, чт, нч, щн и др.;
перенос слов;
прописная буква в начале предложения, именах собственных;
проверяемые безударные гласные в корне слова;
парные звонкие и глухие согласные в корне слова;
непроизносимые согласные;
непроверяемые гласные и согласные в корне слова, в том числе с удвоенными согласными (перечень см. в словаре учебника);
гласные и согласные в неизменяемых на письме приставках и суффиксах;
разделительные мягкий и твёрдый знаки (ь, ъ);
мягкий знак после шипящих на конце имён существительных (речь, брошь, мышь);
соединительные о и е в сложных словах (самолёт, вездеход);
е и и в суффиксах имён существительных (ключик — ключика, замочек — замочка);
безударные падежные окончания имён существительных (кроме существительных на -мя, -ий, -ье, -ия, -ов, -ин);
безударные падежные окончания имён прилагательных;
раздельное написание предлогов с личными местоимениями; раздельное написание частицы не с глаголами;
мягкий знак (ь) после шипящих на конце глаголов в форме 2-го лица единственного числа (читаешь, пишешь);
мягкий знак (ь) в глаголах в сочетании -ться;
безударные личные окончания глаголов;
раздельное написание предлогов с другими словами;
знаки препинания в конце предложения: точка, вопросительный и восклицательный знаки;
знаки препинания (запятая) в предложениях с однородными членами;
б) подбирать примеры с определённой орфограммой;
в) осознавать место возможного возникновения орфографической ошибки;
г) обнаруживать орфограммы по освоенным опознавательным признакам в указанных учителем словах (в объёме изучаемого курса);
д) определять разновидности орфограмм и соотносить их c изученными правилами;
е) пользоваться орфографическим словарём учебника как средством самоконтроля при проверке написания слов с непроверяемыми орфограммами;
ж) безошибочно списывать текст объёмом 80—90 слов;
з) писать под диктовку тексты объёмом 75—80 слов в соответствии с изученными правилами правописания;
и) проверять собственный и предложенный текст, находить и исправлять орфографические и пунктуационные ошибки.
Обучающийся получит возможность научиться:
а) применять правила правописания:
соединительные о и е в сложных словах (самолёт, вездеход);
е и и в суффиксах -ек, -ик;
запятая при обращении;
запятая между частями в сложном предложении;
б) объяснять правописание безударных падежных окончаний имён существительных (кроме существительных на -мя, -ий, -ье, -ия, -ов, -ин);
в) объяснять правописание безударных падежных имён прилагательных;
г) объяснять правописание личных окончаний глагола;
д) объяснять написание сочетаний -ться и -тся в глаголах;
е) применять разные способы проверки правописания слов: изменение формы слова, подбор однокоренных слов, подбор слов с ударной морфемой, знание фонетических особенностей орфограммы, использование орфографического словаря;
ж) при составлении собственных текстов во избежание орфографических или пунктуационных ошибок, использовать помощь взрослого или словарь, пропуск орфограммы или пунктограммы.
Основное содержание учебного предмета
Виды речевой деятельности
Слушание. Осознание цели и ситуации устного общения. Адекватное восприятие звучащей речи. Понимание на слух информации, содержащейся в предъявляемом тексте, определение основной мысли текста, передача его содержания по вопросам.
Говорение. Выбор языковых средств в соответствии с целями и условиями общения для эффективного решения коммуникативной задачи. Практическое овладение диалогической формой речи. Овладение умениями начать, поддержать, закончить разговор, привлечь внимание и т. п. Практическое овладение устными монологическими высказываниями в соответствии с учебной задачей (описание, повествование, рассуждение). Овладение нормами речевого этикета в ситуациях учебного и бытового общения (приветствие, прощание, извинение, благодарность, обращение с просьбой). Соблюдение орфоэпических норм и правильной интонации.
Чтение. Понимание учебного текста. Выборочное чтение с целью нахождения необходимого материала. Нахождение информации, заданной в тексте в явном виде. Формулирование простых выводов на основе информации, содержащейся в тексте. Интерпретация и обобщение содержащейся в тексте информации. Анализ и оценка содержания, языковых особенностей и структуры текста.
Письмо. Письмо букв, буквосочетаний, слогов, слов, предложений в системе обучения грамоте. Овладение разборчивым, аккуратным письмом с учетом гигиенических требований к этому виду учебной работы. Списывание, письмо под диктовку в соответствии с изученными правилами. Письменное изложение содержания прослушанного и прочитанного текста (подробное, выборочное). Создание небольших собственных текстов (сочинений) по интересной детям тематике (на основе впечатлений, литературных произведений, сюжетных картин, серий картин, просмотра фрагмента видеозаписи и т. п.).
Обучение грамоте
Фонетика. Звуки речи. Осознание единства звукового состава слова и его значения. Установление числа и последовательности звуков в слове. Сопоставление слов, различающихся одним или несколькими звуками.
Различение гласных и согласных звуков, гласных ударных и безударных, согласных твердых и мягких, звонких и глухих.
Слог как минимальная произносительная единица. Деление слов на слоги. Определение места ударения.
Графика. Различение звука и буквы: буква как знак звука. Овладение позиционным способом обозначения звуков буквами. Буквы гласных как показатель твердости – мягкости согласных звуков. Функция букв е, е, ю, я. Мягкий знак как показатель мягкости предшествующего согласного звука.
Знакомство с русским алфавитом как последовательностью букв.
Чтение. Формирование навыка слогового чтения (ориентация на букву, обозначающую гласный звук). Плавное слоговое чтение и чтение целыми словами со скоростью, соответствующей индивидуальному темпу ребенка. Осознанное чтение слов, словосочетаний, предложений и коротких текстов. чтение с интонациями и паузами в соответствии со знаками препинания. Развитие осознанности и выразительности чтения на материале небольших текстов и стихотворений.
Знакомство с орфоэпическим чтением (при переходе к чтению целыми словами). Орфографическое чтение (проговаривание) как средство самоконтроля при письме под диктовку и при списывании.
Письмо. Усвоение гигиенических требований при письме. Развитие мелкой моторики пальцев и свободы движения руки. Развитие умения ориентироваться на пространстве листа в тетради и на пространстве классной доски.
Овладение начертанием письменных прописных (заглавных) и строчных букв. Письмо букв, буквосочетаний, слогов, слов, предложений с соблюдением гигиенических норм. Овладение разборчивым, аккуратным письмом. Письмо под диктовку слов и предложений, написание которых не расходится с их произношением. Усвоение приемов и последовательности правильного списывания текста.
Понимание функции небуквенных графических средств: пробела между словами, знака переноса.
Слово и предложение. Восприятие слова как объекта изучения, материала для анализа. Наблюдение над значением слова.
Различение слова и предложения. Работа с предложением: выделение слов, изменение их порядка.
Орфография. Знакомство с правилами правописания и их применение:
раздельное написание слов;
обозначение гласных после шипящих (ча – ща, чу – щу, жи – ши);
прописная (заглавная) буква в начале предложения, в именах собственных;
перенос слов по слогам без стечения согласных;
знаки препинания в конце предложения.
Развитие речи. Понимание прочитанного текста при самостоятельном чтении вслух и при его прослушивании. Составление небольших рассказов повествовательного характера по серии сюжетных картинок, материалам собственных игр, занятий, наблюдений.
Систематический курс
Фонетика и орфоэпия. Различение гласных и согласных звуков. Нахождение в слове ударных и безударных гласных звуков. Различение мягких и твердых согласных звуков, определение парных и непарных по твердости – мягкости согласных звуков. Различение звонких и глухих звуков, определение парных и непарных по звонкости – глухости согласных звуков. Определение качественной характеристики звука: гласный – согласный; гласный ударный – безударный; согласный твердый – мягкий, парный – непарный; согласный звонкий – глухой, парный – непарный. Деление слов на слоги. Ударение, произношение звуков и сочетаний звуков в соответствии с нормами современного русского литературного языка. Фонетический разбор слова.
Графика. Различение звуков и букв. Обозначение на письме твердости и мягкости согласных звуков. Использование на письме разделительных ъ и ь.
Установление соотношения звукового и буквенного состава слова в словах типа стол, конь; в словах с йотированными гласными е, е, ю, я; в словах с непроизносимыми согласными.
Использование небуквенных графических средств: пробела между словами, знака переноса, абзаца.
Знание алфавита: правильное название букв, знание их последовательности. Использование алфавита при работе со словарями, справочниками, каталогами.
Лексика. Понимание слова как единства звучания и значения. Выявление слов, значение которых требует уточнения. Определение значения слова по тексту или уточнение значения с помощью толкового словаря. Представление об однозначных и многозначных словах, о прямом и переносном значении слова. Наблюдение за использованием в речи синонимов и антонимов.
Состав слова (морфемика). Овладение понятием «родственные (однокоренные) слова». Различение однокоренных слов и различных форм одного и того же слова. Различение однокоренных слов и синонимов, однокоренных слов и слов с омонимичными корнями. Выделение в словах с однозначно выделяемыми морфемами окончания, корня, приставки, суффикса. Различение изменяемых и неизменяемых слов. Представление о значении суффиксов и приставок. Образование однокоренных слов с помощью суффиксов и приставок. Разбор слова по составу.
Морфология. Части речи; деление частей речи на самостоятельные и служебные.
Имя существительное. Значение и употребление в речи. Умение опознавать имена собственные. Различение имен существительных, отвечающих на вопросы «кто?» и «что?». Различение имен существительных мужского, женского и среднего рода. Изменение существительных по числам. Изменение существительных по падежам. Определение падежа, в котором употреблено имя существительное. Различение падежных и смысловых (синтаксических) вопросов. Определение принадлежности имен существительных к 1, 2, 3-му склонению. Морфологический разбор имен существительных.
Имя прилагательное. Значение и употребление в речи. Изменение прилагательных по родам, числам и падежам, кроме прилагательных на ‑ий, ‑ья, ‑ов, ‑ин. Морфологический разбор имен прилагательных.
Местоимение. Общее представление о местоимении. Личные местоимения, значение и употребление в речи. Личные местоимения 1, 2, 3‑го лица единственного и множественного числа. Склонение личных местоимений.
Глагол. Значение и употребление в речи. Неопределенная форма глагола. Различение глаголов, отвечающих на вопросы «что сделать?» и «что делать?». Изменение глаголов по временам. Изменение глаголов по лицам и числам в настоящем и будущем времени (спряжение). Способы определения I и II спряжения глаголов (практическое овладение). Изменение глаголов прошедшего времени по родам и числам. Морфологический разбор глаголов.
Наречие. Значение и употребление в речи.
Предлог. Знакомство с наиболее употребительными предлогами. Функция предлогов: образование падежных форм имен существительных и местоимений. Отличие предлогов от приставок.
Союзы и, а, но, их роль в речи. Частица не, ее значение.
Синтаксис. Различение предложения, словосочетания, слова (осознание их сходства и различий). Различение предложений по цели высказывания: повествовательные, вопросительные и побудительные; по эмоциональной окраске (интонации): восклицательные и невосклицательные.
Нахождение главных членов предложения: подлежащего и сказуемого. Различение главных и второстепенных членов предложения. Установление связи (при помощи смысловых вопросов) между словами в словосочетании и предложении.
Нахождение и самостоятельное составление предложений с однородными членами без союзов и с союзами и, а, но. Использование интонации перечисления в предложениях с однородными членами.
Различение простых и сложных предложений.
Орфография и пунктуация. Формирование орфографической зоркости, использование разных способов выбора написания в зависимости от места орфограммы в слове. Использование орфографического словаря.
Применение правил правописания:
сочетания жи – ши, ча – ща, чу – щу в положении под ударением;
сочетания чк – чн, чт, щн;
перенос слов;
прописная буква в начале предложения, в именах собственных;
проверяемые безударные гласные в корне слова;
парные звонкие и глухие согласные в корне слова;
непроизносимые согласные;
непроверяемые гласные и согласные в корне слова (на ограниченном перечне слов);
гласные и согласные в неизменяемых на письме приставках;
разделительные ъ и ь;
мягкий знак после шипящих на конце имен существительных (ночь, нож, рожь, мышь);
безударные падежные окончания имен существительных (кроме существительных на ‑мя, ‑ий, ‑ья, ‑ье, ‑ия, ‑ов, ‑ин);
безударные окончания имен прилагательных;
раздельное написание предлогов с личными местоимениями;
не с глаголами;
мягкий знак после шипящих на конце глаголов в форме 2‑го лица единственного числа (пишешь, учишь);
мягкий знак в глаголах в сочетании ‑ться;
безударные личные окончания глаголов;
раздельное написание предлогов с другими словами;
знаки препинания в конце предложения: точка, вопросительный и восклицательный знаки;
знаки препинания (запятая) в предложениях с однородными членами.
Развитие речи. Осознание ситуации общения: с какой целью, с кем и где происходит общение.
Практическое овладение диалогической формой речи. Выражение собственного мнения, его аргументация. Овладение основными умениями ведения разговора (начать, поддержать, закончить разговор, привлечь внимание и т. п.). Овладение нормами речевого этикета в ситуациях учебного и бытового общения (приветствие, прощание, извинение, благодарность, обращение с просьбой), в том числе при общении с помощью средств ИКТ. Особенности речевого этикета в условиях общения с людьми, плохо владеющими русским языком.
Практическое овладение устными монологическими высказываниями на определенную тему с использованием разных типов речи (описание, повествование, рассуждение).
Текст. Признаки текста. Смысловое единство предложений в тексте. Заглавие текста.
Последовательность предложений в тексте.
Последовательность частей текста (абзацев).
Комплексная работа над структурой текста: озаглавливание, корректирование порядка предложений и частей текста (абзацев).
План текста. Составление планов к данным текстам. Создание собственных текстов по предложенным планам.
Типы текстов: описание, повествование, рассуждение, их особенности.
Знакомство с жанрами письма и поздравления.
Создание собственных текстов и корректирование заданных текстов с учетом точности, правильности, богатства и выразительности письменной речи; использование в текстах синонимов и антонимов.
Знакомство с основными видами изложений и сочинений (без заучивания определений): изложения подробные и выборочные, изложения с элементами сочинения; сочинения‑повествования, сочинения‑описания, сочинения‑рассуждения.
Тематическое планирование
№п/п | Содержание курса | Кол-во часов | Конт. диктант | Списывание | Слов. диктант | сочинение | Изложение |
1 | Повторение | 10 | 1 | | 1 | | |
2 | Предложение | 7 | | | | 1 | 1 |
3 | Слово в языке и речи | 18 | 1 | 1 | 1 | | |
4 | Имя существительное | 33 | 1 | 1 | 1 | 1 | |
5 | Имя прилагательное | 25 | 1 | 1 | | 1 | 1 |
6 | Местоимение | 6 | | | | | 1 |
7 | Глагол | 28 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 |
8 | Повторение | 9 | Пр.ат | | 1 | | |
| Итого: | 136 | 6 | 4 | 5 | 4 | 4 |
Календарно-тематическое планирование по русскому языку
№ п/п | дата | Тема урока | Планируемые результаты | Примечание |
план | факт | Предметные | Личностные, метапредметные |
Повторение – 10 часов |
| | | Наша речь и наш язык. | Формы общения. Различные типы текстов. Использовать знаки препинания при обращении. Составлять текст на заданную тему. Различные типы текстов. Составлять план текста простой и развёрнутый. Писать деловые тексты: записки, объявления, письма, заявления, объяснительные записки. Правильно списывать слова, предложения, текст; проводить самопроверку; выполнять звуко-буквенный анализ доступных слов; видеть несоответствия произношения и написания в слове. | Личностные: Использование формул речевого этикета в различных сферах общения. Владеть позитивным настроем при общении. Формирование ценностных ориентиров и смыслов учебной деятельности на основе развития познавательных интересов, учебных мотивов. Регулятивные: Определять цели, тему, способы и результаты общения Контролировать и корректировать свое высказывание в зависимости от ситуации общения и степени подготовленности партнера к беседе. Познавательные: Распознавать виды текстов: повествование, рассуждение, описание. Писать сочинения и изложения повествовательного характера с использованием элементов рассуждения и описания. Определять тип текста, формулировать тему и главную мысль текста, излагать текст по составленному плану. Коммуникативные: Использовать родной язык в соответствии с целями речевого общения, подбирая соответствующие слова и выражения. Умение вести диалог-расспрос, аргументировать своё высказывание, доказывать свою точку зрения. Проявлять к собеседникам необходимое уважение, стремление к взаимопониманию и к получению общего, итогового результата общения. | |
| | | Язык и речь. Формулы вежливости | |
| | | Текст и его план. Признаки текста. | |
| | | Типы текстов. | |
| | | Предложение как единица речи. Виды предложений по цели высказывания. | |
| | | Виды предложений по цели высказывания и по интонации. | |
| | | Диалог. Обращение. Словарный диктант №1 | |
| | | Главные и второстепенные члены предложения. Основа предложения. | |
| | | Словосочетание. | |
| | | Входной контрольный диктант №1 | |
Предложение – 7 часов |
| | | Работа над ошибками. Однородные члены предложения. | Правильно списывать слова, предложения, текст; проводить самопроверку; выполнять звуко-буквенный анализ доступных слов; видеть несоответствия произношения и написания в слове. Способы выражения подлежащего и сказуемого, Роль второстепенных членов предложения. Различие между словосочетанием, словом и предложением. Виды лингвистических словарей. Выделять главные члены и второстепенные члены предложения, распространять предложения второстепенными членами. Ставить знаки препинания при однородных членах. Правильно списывать слова, предложения, текст; проводить самопроверку; выполнять звуко-буквенный анализ доступных слов; видеть несоответствия произношения и написания в слове. | Личностные: Формирование ценностных ориентиров и смыслов учебной деятельности на основе развития познавательных интересов, учебных мотивов Регулятивные: Принимать и сохранять учебную задачу. Познавательные: Находить в учебнике и других книгах необходимую информацию. Систематизировать знания об основных языковых единицах, давать определения им. Определять тип предложения по цели высказывания и по интонации, объяснять особенности каждого типа предложений. Сравнивать простые и сложные предложения, объяснять роль союзов в сложном предложении. Выделять словосочетание из предложения, находить связь слов в словосочетании. Пользоваться лингвистическими словарями разных типов, объяснять их устройство и назначение. Использовать в собственной речи синонимы, антонимы, омонимы, многозначные слова. Коммуникативные: Проявлять к собеседникам необходимое уважение, стремление к взаимопониманию и к получению общего, итогового результат общения, анализировать речь партнера, осмысливать сказанное, выделяя главное. | |
| | | Знаки препинания в предложениях с однородными членами. | |
|
| | | Сочинение №1 по картине И.И.Левитана «Золотая осень» | |
| | | Работа над ошибками в сочинении. Простые и сложные предложения . | |
| | | Изложение №1 «Кот Епифан» | |
| | | Работа над ошибками в изложении. Простое предложение с однородными членами и сложное предложение. | |
| | | Наши проекты №1 «Знаки препинания» | |
Слово в языке и в речи – 18 часов |
| | | Лексическое значение слова. | Научатся находить слова, значение которых требует уточнения. Определять значение слова по тексту или уточнять с помощью толкового словаря. Научатся распознавать многозначные слова, слова в прямом и переносном значениях, устаревшие и заимствованные слова. Анализировать и определять значения многозначного слова, его употребление в прямом и переносном значениях. Значимые части слова, единообразное их написание. Правописание суффиксов –ек, -ик. Разбирать слова по составу, выделять корень, приставку, суффикс, окончание. Списывать аккуратно и без ошибок текст, писать под диктовку тексты с изученными орфограммами Научатся распознавать однокоренные слова, выполнять словообразовательный анализ слов. Научатся анализировать заданную схему слова и подбирать слова заданного состава. Анализировать текст с целью нахождения в нём однокоренных слов, слов с определёнными суффиксами и приставками. Научатся устанавливать наличие в словах изученных орфограмм, обосновывать их написание. Устанавливать зависимость способа проверки от места орфограммы в слове. Научатся различать части речи на основе изученных признаков. Классифицировать слова по частям речи на основе изученных признаков. Определять изученные признаки частей речи. Научатся контролировать правильность записи текста, находить неправильно написанные слова и исправлять ошибки | Личностные: Формирование ценностных ориентиров и смыслов учебной деятельности на основе развития познавательных интересов, учебных мотивов Регулятивные: Определять цели, тему, способы и результаты общения Контролировать и корректировать свое высказывание в зависимости от ситуации общения и степени подготовленности партнера к беседе. Познавательные: Выделять словосочетание из предложения, находить связь слов в словосочетании. Пользоваться лингвистическими словарями разных типов, объяснять их устройство и назначение. Использовать в собственной речи синонимы, антонимы, омонимы, многозначные слова. Личностные: Формирование ценностных ориентиров и смыслов учебной деятельности на основе развития познавательных интересов, учебных мотивов Коммуникативные: Использовать родной язык в соответствии с целями речевого общения, подбирая соответствующие слова и выражения. Регулятивные: Уметь оценить правильность выполнения действия. Познавательные: Определять значение, которое приносить в слово каждая морфема. Находить значимые части слова, объяснять их написание с точки зрения орфографии. Коммуникативные: Учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве. Регулятивные: Сохранять в памяти поставленную задачу. Оценивать свои успехи в учебной деятельности. Ставить и осмысливать цель, определять способы её достижения и последовательность действий, анализировать результаты, сравнивать их с поставленной целью, контролировать и корректировать свои действия, оценивать их. Познавательные: Различать слова разных частей речи на основе общности их значений, грамматических признаков и роли в предложении. Доказывать принадлежность слова к определённой части речи. Сравнивать лексическое и грамматическое значение слова. Сравнивать имена существительные в разных падежных формах по вопросам, по их грамматическому значению, употребляемым предлогам и по окончаниям. | |
| | | Многозначные слова. Прямое и переносное значения слов. Заимствованные слова. Устаревшие слова. | |
| | | Синонимы, Антонимы. Омонимы. | |
| | | Фразеологизмы. | |
| | | Состав слова. Значимые части слова. | |
| | | Правописание гласных и согласных в корнях слов. | |
| | | Правописание приставок и суффиксов. | |
| | | Правописание гласных и согласных в корне слова. | |
| | | Правописание слов с удвоенными согласными. | |
| | | Правописание суффиксов. | |
| | | Правописание слов с ь и ъ. | |
| | | Контрольное списывание №1 Правописание слов с ь и ъ. | |
| | | Части речи . | |
| | | Словарный диктант №2 Морфологические признаки частей речи. | |
| | | Глагол. Имя числительное. | |
| | | Наречие как часть речи. | |
| | | Правописание наречий. | |
| | | Контрольный диктант №2 по теме «Части речи» | |
Имя существительное – 33 часа |
| | | Работа над ошибками. Изменение по падежам имен существительных. | Критерии выделения частей речи. Грамматическое значение частей речи. Постоянные и изменяемые признаки имён существительных. Варианты падежных окончаний имён существительных. Роль имён существительных в речи и в составе предложений. Различать имена существительные, определять их признаки. Изменять имена существительные по падежам. Различать падежные и смысловые (синтаксические) вопросы, предлоги, употребляемые с каждым из падежей. Определять падеж изменяемых и неизменяемых имён существительных. Различать имена существительные, употреблённые в предложном и винительном падежах, Наблюдать за различием в системе падежных окончаний имён существительных разных склонений. Наблюдать за признаками имён существительных 1 -го склонения. Определять принадлежность имён существительных к 1-му склонению. Определять принадлежность имён существительных ко 2-му склонению и обосновывать правильность этого определения. Находить имена существительные 2-го склонения в предложениях. Определять принадлежность имён существительных к 3-му склонению и обосновывать правильность этого определения. Находить имена существительные 3-го склонения в предложениях. Сопоставлять формы имён существительных, имеющих окончания -е и -и. Анализировать разные способы проверки безударного падежного окончания и выбирать нужный способ проверки при написании слова. Определять способы проверки написания безударного падежного окончания в родительном падеже. Писать слова в данной падежной форме и обосновывать написание безударного падежного окончания. Научатся устанавливать наличие в именах существительных безударного падежного окончания и определять способ его проверки. Научатся сопоставлять формы имён существительных, имеющих окончания -е и -и. Определять падеж имён существительных и обосновывать написание безударного падежного окончания Научатся устанавливать наличие в именах существительных безударного падежного окончания и определять способ его проверки. Научатся контролировать правильность записи текста, находить неправильно написанные слова и исправлять ошибки. Научатся производить морфологический разбор, определять последовательность действий при разборе имени существительного как части речи по заданному алгоритму Научатся устанавливать наличие в именах существительных множественного числа безударного падежного окончания и определять способ его проверки. Научатся распознавать одушевлённые имена существительные в винительном и родительном падежах во множественном числе, правильно писать окончания в данных падежах | Личностные: Позитивно оценивать роль знаний и учения для самостоятельной жизни человека. Понимание значимости позитивного стиля общения, основанного на миролюбии, терпении, сдержанности и доброжелательности. Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей. Учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи. Понимать и сохранять в памяти учебную задачу урока. Оценивать результаты своей деятельности Широкая мотивационная основа учебной деятельности, включающая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы. Регулятивные: Сохранять в памяти поставленную задачу. Оценивать свои успехи в учебной деятельности. Ставить и осмысливать цель, определять способы её достижения и последовательность действий, анализировать результаты, сравнивать их с поставленной целью, контролировать и корректировать свои действия, оценивать их. Познавательные: Различать слова разных частей речи на основе общности их значений, грамматических признаков и роли в предложении. Доказывать принадлежность слова к определённой части речи. Сравнивать лексическое и грамматическое значение слова. Сравнивать имена существительные в разных падежных формах по вопросам, по их грамматическому значению, употребляемым предлогам и по окончаниям. Выделять в предложении сочетание имени существительного с именем прилагательным Находить имена существительные, определять их особенности. Анализировать имя существительное, имя прилагательное как часть речи Применять алгоритм при: определения падежа, безударных падежных окончаний имён существительных 1, 2 и 3-го склонения; Коммуникативные: Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций. Проявлять к собеседникам необходимое уважение, стремление к взаимопониманию и к получению общего, итогового результат общения, анализировать речь партнера, осмысливать сказанное, выделяя главное. Осознанное и произвольное построение речевого высказывания. Личностные: Позитивно оценивать роль знаний и учения для самостоятельной жизни человека. Понимание значимости позитивного стиля общения, основанного на миролюбии, терпении, сдержанности и доброжелательности. Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей. Учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи. Понимать и сохранять в памяти учебную задачу урока. Оценивать результаты своей деятельности Широкая мотивационная основа учебной деятельности, включающая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы. Регулятивные: Сохранять в памяти поставленную задачу. Оценивать свои успехи в учебной деятельности. Ставить и осмысливать цель, определять способы её достижения и последовательность действий, анализировать результаты, сравнивать их с поставленной целью, контролировать и корректировать свои действия, оценивать их. Познавательные: Сравнивать имена существительные в разных падежных формах по вопросам, по их грамматическому значению, употребляемым предлогам и по окончаниям. Выделять в предложении сочетание имени существительного с именем прилагательным Находить имена существительные, определять их особенности. Анализировать имя существительное, имя прилагательное как часть речи Применять алгоритм при: определения падежа, безударных падежных окончаний имён существительных Коммуникативные: Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций. Проявлять к собеседникам необходимое уважение, стремление к взаимопониманию и к получению общего, итогового результат общения, анализировать речь партнера, осмысливать сказанное, выделяя главное. Осознанное и произвольное построение речевого высказывания. Личностные: Понимать и сохранять в памяти учебную задачу урока. Оценивать результаты своей деятельности Познавательные: - осуществлять запись (фиксацию) выборочной информации Регулятивные: - удерживать учебную задачу. Выполнять учебные действия Коммуникативные: - инициативное сотрудничество с учителем и сверстниками в совместном решении учебной проблемы | |
| | | Признаки падежных форм имён существительных. | |
| | | Различение имён существительных, употреблённых в именительном, родительном, винительном падежах. | |
| | | Различение имён существительных, употреблённых в дательном, винительном, творительном падежах. | |
| | | Различение имён существительных, употреблённых в предложном падеже. | |
| | | 1-е склонение имён существительных. | |
| | | Падежные окончания имён существительных 1-го склонения. | |
| | | Сочинение №2 по картине А.А.Пластова «Первый снег» | |
| | | Анализ ошибок в сочинении. 2-е склонение имён существительных. | |
| | | 3-е склонение имён существительных. | |
| | | Падежные окончания имён существительных 3-го склонения. | |
| | | Обобщение знаний об именах существительных трёх склонений. | |
| | | Правописание безударных падежных окончаний имён существительных в единственном числе | |
| | | Именительный и винительный падежи | |
| | | Падежные окончания имён существительных в родительном падеже. | |
| | | Падежные окончания имён существительных в родительном падеже. | |
| | | Падежные окончания одушевлённых имён существительных в именительном, родительном и винительном падежах. | |
| | | Падежные окончания имён существительных в родительном и дательном падежах. | |
| | | Падежные окончания имён существительных в родительном и дательном падежах. | |
| | | Падежные окончания имён существительных в творительном падеже. | |
| | | Падежные окончания имён существительных в предложном падеже. | |
| | | Правописание безударных окончаний имён существительных во всех падежах. | |
| | | Правописание безударных окончаний имён существительных во всех падежах. | |
| | | Контрольный диктант №3 по теме «Падежные окончания имен существительных» | |
| | | Работа над ошибками. Морфологический разбор имени существительного как части речи. | |
| | | Контрольное списывание №2 Склонение имён существительных во множественном числе. | |
| | | Именительный падеж имен существительных множественного числа. Словарный диктант №3 | |
| | | Родительный падеж имен существительных множественного числа. | |
| | | Винительный и родительный падежи одушевлённых имён существительных. | |
| | | Дательный, творительный и предложный падежи. | |
| | | Обучающее изложение №2 | Научатся контролировать правильность записи текста, находить неправильно написанные слова и исправлять ошибки. | | |
| | | Анализ изложения. Правописание падежных окончаний имен сушествительных | |
| | | Наши проекты №3 «Говорите правильно!» | |
Имя прилагательное – 25 часов |
| | | Имя прилагательное как часть речи. | Находить имена прилагательные среди других слов и в тексте. Подбирать к данному имени существительному максимальное количество имён прилагательных. Определять роль имён прилагательных в описательном тексте. Образовывать имена прилагательные при помощи суффиксов определять род имён прилагательных. Изменять имена прилагательные по числам, по родам (в единственном числе). Различать начальную форму имени прилагательного. Правильно писать родовые окончания имён прилагательных. изменять имена прилагательные по падежам (кроме прилагательных на -ий, -ья, -ов, -ин). изменять по падежам имена прилагательные мужского и среднего рода, определять начальную форму имени прилагательного различать имена прилагательные в именительном падеже и обосновывать написание их падежных окончаний. Различать формы имён прилагательных среди однокоренных имён прилагательных различать имена прилагательные в родительном падеже и обосновывать написание их безударных падежных окончаний, проверять правильность написанного. Согласовывать имена прилагательные в форме родительного падежа с именами существительными. различать имена прилагательные в дательном падеже и обосновывать написание их безударных падежных окончаний, проверять правильность написанного. Согласовывать имена прилагательные в форме дательного падежа с именами существительными различать имена прилагательные в именительном и винительном падежах, обосновывать написание их безударных падежных окончаний, проверять правильность написанного. Определять роль в предложении имён прилагательных и имён существительных в именительном и винительном падежах. Определять и обосновывать написание безударного падежного окончания имён прилагательных мужского и среднего рода в творительном и предложном падежах. Согласовывать их написание с существительными изменять по падежам имена прилагательные женского рода. Различать имена прилагательные в именительном и винительном падежах, обосновывать написание их безударных падежных окончаний определять и обосновывать написание безударного падежного окончания имён прилагательных мужского, женского и среднего рода изменять по падежам имена прилагательные множественного числа. Определять падеж имён прилагательных в форме множественного числа. Научатся различать именительный и винительный падежи имён прилагательных в форме множественного числа. Определять и обосновывать написание безударного падежного окончания | Личностные: Интерес к языковой и речевой деятельности Понимать и сохранять в памяти учебную задачу урока. Регулятивные: Ставить цели, позволяющие решать учебные задачи . Действовать по плану и планировать Познавательные: Строить сообщения в устной и письменной форме. Осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий Коммуникативные: Вести устный диалог Строить монологичное высказывание, доказывать собственное мнение Личностные: Интерес к языковой и речевой деятельности Понимать и сохранять в памяти учебную задачу урока. Регулятивные: Ставить цели, позволяющие решать учебные задачи . Действовать по плану и планировать Познавательные: Строить сообщения в устной и письменной форме. Осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий Коммуникативные: Вести устный диалог Строить монологичное высказывание, доказывать собственное мнение Личностные: Понимать и сохранять в памяти учебную задачу урока. Оценивать результаты своей деятельности Познавательные: осуществлять запись (фиксацию) выборочной информации, Осуществлять решение учебной задачи под руководством учителя; осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий; Регулятивные: удерживать учебную задачу. Выполнять учебные действия действовать по плану и планировать; высказывать своё предположение относительно способов решения учебной задачи; осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату оценивать правильность выполнения действия. Коммуникативные: строить монологичное высказывание, доказывать собственное мнение; задавать вопросы, строить понятные высказывания; вести устный диалог. Личностные: Понимать и сохранять в памяти учебную задачу урока. Оценивать результаты своей деятельности Познавательные: осуществлять запись (фиксацию) выборочной информации, Осуществлять решение учебной задачи под руководством учителя; осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий; Регулятивные: удерживать учебную задачу. Выполнять учебные действия действовать по плану и планировать; высказывать своё предположение относительно способов решения учебной задачи; осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату оценивать правильность выполнения действия. Коммуникативные: строить монологичное высказывание, доказывать собственное мнение; задавать вопросы, строить понятные высказывания; вести устный диалог | |
| | | Род и число имён прилагательных. | |
| | | Склонение имён прилагательных. | |
| | | Начальная форма имени прилагательного. | |
| | | Именительный падеж имени прилагательного. | |
| | | Родительный падеж имени прилагательного. | |
| | | Дательный падеж имени прилагательного | |
| | | Именительный, винительный, родительный падежи. | |
| | | Родительный и винительный падежи. | |
| | | Творительный и предложный падежи. | |
| | | Правописание падежных окончанийимён прилагательных мужского и среднего рода. | |
| | | Склонение имён прилагательных женского рода в единственном числе. | |
| | | Родительный, дательный, творительный, предложный падежи. | |
| | | Правописание имён прилагательных женского рода в родительном, дательном, творительном и предложном падежах. | |
| | | Склонение имён прилагательных женского рода в единственном числе. Винительный и творительный падежи. | |
| | | Правописание имён прилагательных женского рода в единственном числе. | |
| | | Склонение имен прилагательных во множественном числе. | |
| | | Контрольное списывание № 3 | |
| | | Именительный и винительный падежи. | |
| | | Родительный и предложный падежи. | |
| | | Дательный и творительный падежи. | |
| | | Сочинение-отзыв №3 по картине И.Э.Грабаря «Февральская лазурь» | |
| | | Работа над ошибками Обобщение по разделу «Имя прилагательное» . | |
| | | Обобщение по разделу «Имя прилагательное». | |
| | | Контрольный диктант №4 по теме «Имя прилагательное» | |
Местоимение – 6 часов |
| | | Работа над ошибками. Местоимение как часть речи. Личные местоимения. | Знать особенности местоимения как части речи; грамматические признаки местоимений, уметь определять лицо, число и род местоимений, изменять личные местоимения лица по падежам; раздельно писать местоимения с предлогами; | Личностные: Нравственно-этическое оценивание усваиваемого содержания, обеспечивающее личностный моральный выбор на основе социальных и личностных ценностей Установление связи между целью учебной деятельности и её мотивом Познавательные: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; поиск и выделение необходимой информации; анализ объектов с целью выделения их признаков; подведение под понятие; Регулятивные: постановка учебной задачи; оценивание качества и уровня усвоения материала Коммуникативные: инициативное сотрудничество с учителем и сверстниками | |
| | | Личные местоимения 1, 2 и 3-го лица. |
| | | Изложение №3 повествовательного текста с элементами описания | Уметь стилистически точно передавать содержание текста; | Познавательные: осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме; смысловое чтение; Коммуникативные: владение монологической и диалогической формами; Регулятивные: составление плана и последовательности действий сличение способа действия и его результата с заданным эталоном; внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия; способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию | |
| | | Анализ ошибок в изложении. Изменение по падежам личных местоимений. | Уметь редактировать текст | |
| | | Изменение по падежам личных местоимений 3-го лица единственного и множественного числа. | Уметь изменять по падежам личных местоимений 3-го лица | |
| | | Проверочная работа по теме «Местоимение» | Уметь писать под диктовку и выполнять грамматические задания | |
Глагол – 28 часов |
| | | Роль глаголов в языке. | Уметь распознавать части речи, рассказывать о глаголе как части речи по плану | Личностные: Установление связи между целью учебной деятельности и её мотивом Нравственно-этическое оценивание усваиваемого содержания, обеспечивающее личностный моральный выбор на основе социальных и личностных ценностей. Познавательные: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; анализ, сравнение, классификация объектов по выделенным признакам; синтез; подведение под понятие; выдвижение гипотез и их обоснование; Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли ; Регулятивные: постановка учебной задачи; оценивание качества и уровня усвоения материала | |
| | | Время глаголов. | |
| | | Неопределенная форма глагола | |
| | | Словарный диктант № 4 Неопределённая форма глагола. | Знать особенности глаголов неопределенной формы, уметь образовывать разные временные формы глагола | |
| | | Изменение глаголов по временам. | |
| | | Спряжение глагола. | Уметь спрягать глаголы, определять лицо и число глаголов | |
| | | Спряжение глагола. | |
| | | 2-е лицо глаголов настоящего и будущего времени в единственном числе. | Уметь писать мягкий знак в окончаниях глаголов 2-го лица ед. числа | |
| | | Сочинение №4 по картине И.И.Левитана «Весна. Большая вода» | Уметь описывать картину, передавая свое отношение к ней | |
| | | Работа над ошибками. I и II спряжение глаголов. | Уметь различать окончания глаголов I и II спряжения настоящего времени | Личностные: установление связи между целью учебной деятельности и её мотивом; нравственно-этическое оценивание усваиваемого содержания, обеспечивающее личностный моральный выбор на основе социальных и личностных ценностей Познавательные: постановка и формулирование проблемы, поиск и выделение необходимой информации; Коммуникативные: инициативное сотрудничество с учителем и сверстниками; контроль, коррекция, оценка действий партнера; Регулятивные: определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; составление плана и последовательности действий | |
| | | I и II спряжение глаголов. | |
| | | Правописание глаголов с безударными личными окончаниями. | Уметь различать окончания глаголов I и II спряжение Правильно произносить и писать возвратные глаголы | |
| | | Словарный диктант №5. Правописание глаголов с безударными личными окончаниями. | |
|
| | | Правописание глаголов с безударными личными окончаниями. | |
| | | Правописание глаголов с безударными личными окончаниями. | |
| | | Проверочная работа теме «Правописание глаголов» | Уметь обосновывать написание безударных окончаний глаголов | Личностные: установление связи между целью учебной деятельности и её мотивом; нравственно-этическое оценивание усваиваемого содержания, обеспечивающее личностный моральный выбор на основе социальных и личностных ценностей Познавательные: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; поиск и выделение необходимой информации; Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои; Регулятивные: оценивание качества и уровня усвоения материала Личностные: установление связи между целью учебной деятельности и её мотивом; нравственно-этическое оценивание усваиваемого содержания, обеспечивающее личностный моральный выбор на основе социальных и личностных ценностей Познавательные: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; поиск и выделение необходимой информации; Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои; Регулятивные: оценивание качества и уровня усвоения материала | |
| | | Возвратные глаголы. | | |
| | | Контрольное списывание №4 | | |
| | | Правописание –тся и –ться в возвратных глаголах. | | |
| | | Правописание возвратных и невозвратных глаголов в настоящем и будущем времени. | Правильно произносить и писать возвратные невозвратные глаголы | |
| | | Морфологический разбор глагола. | Уметь выполнять морфологический разбор глагола | |
| | | Правописание глаголов в прошедшем времени. | Уметь распознавать глаголы прошедшего времени, правильно писать родовые окончания | |
| | | Правописание глаголов в прошедшем времени. | |
| | | Правописание глаголов в прошедшем времени. | Уметь писать под диктовку и выполнять грамматические задания Уметь находить и исправлять ошибки в своей работе | |
| | | Обобщение по теме «Глагол». | |
| | | Изложение №4 повествовательного текста | Уметь определять тему текста, передавать содержание текста по вопросам | |
| | | Работа над ошибками в изложении. Обобщение по теме «Глагол». | Уметь находить и исправлять ошибки в своей работе; редактировать текст. | |
| | | Контрольный диктант №6 по теме «Глагол» | Уметь писать под диктовку и выполнять грамматические задания | |
Повторение – 9 часов |
| | | Работа над ошибками. Язык и речь. | Уметь отличать типы текстов, определять тему и основную мысль текста Уметь применять полученные знания при решении нестандартных задач Закреплять представление о лексическом значении слова. Уметь распознавать части речи и правильно их; точно передавать содержание текста. Знать звуки русского языка, уметь обозначать их буквами | Личностные: Установление связи между целью учебной деятельности и её мотивом. Нравственно-этическое оценивание усваиваемого содержания, обеспечивающее личностный моральный выбор на основе социальных и личностных ценностей Познавательные: осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме; выбор наиболее эффективных способов решения задачи в зависимости от конкретных условий; Коммуникативные: инициативное сотрудничество с учителем и сверстниками; контроль, коррекция, оценка действий партнера; Регулятивные: сличение способа действия и его результата с данным эталоном; | |
| | | Промежуточная аттестация | |
| | | Предложение и словосочетание. | |
| | | Лексическое значение слова. | |
| | | Состав слова. | |
| | | Правописание орфограмм в значимых частях слова. | |
| | | Правописание орфограмм в значимых частях слова. | |
| | | Части речи. | |
| | | Звуки и буквы. | |