СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по русскому языку 4 класс

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по русскому языку 4 класс»











РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по учебному предмету

«Окружающий мир»

(ФГОС) 4 класс

на 2019 – 2020 учебный год

Уровень образования –

начальное общее образование




















Пояснительная записка

Рабочая программа по русскому языку разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, примерной программы начального общего образования, планируемых результатов начального общего образования, на основе авторской программы русский язык В.П. Канакина, В.Г. Горецкий М. : Просвещение, 2011

Реализация учебной программы обеспечивается учебником Горецкого В.Г., Канакиной В.П. «Русский язык. 4 класс» (М., Просвещение, 2015 г.), включенным в Федеральный перечень учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего образования (утвержден Приказом Минобрнауки России от приказ № 345 от 28.12.2018 года ) - 1.1.1.1.1.5.


Рабочая программа реализует следующие цели обучения:

  • развитие речи, мышления, воображения школьников, способности выбирать средства языка в соответствии с условиями общения, развитие интуиции и «чувства языка»;

  • освоение первоначальных знаний о лексике, фонетике, грамматике русского языка: овладение элементарными способами анализа изучаемых явлений языка;

  • овладение умениями правильно писать и читать, участвовать в диалоге, составлять несложные монологические высказывания;

  • воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к родному языку, чувства сопричастности к сохранению его уникальности и чистоты; пробуждения познавательного интереса к родному слову, стремления совершенствовать родную речь.

Задачи:

  • изучать язык как культурно-исторический процесс; развивать все виды речевой деятельности школьников; развивать коммуникативно-речевые и литературно-творческие способности учащихся, приобщать их к духовно-нравственным ценностям народа;

  • формировать общеучебные умения и навыки, необходимые для работы с текстом и книгой; развивать художественно-образное и логическое мышление учащихся, прививать навыки речевой культуры общения; формировать языковое мышление детей;

  • изучать с детьми русское коммуникативное поведение и обучать их ему;

  • формировать сознательное отношение к языку как к ценности.

В авторскую программу не внесены изменения, так как она соответствует Федеральному компоненту государственного стандарта.


Планируемые результаты освоения учебного предмета


Личностные результаты

Обучающийся получит возможность научиться для формирования следующих общих личностных результатов:

  • становление внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к школе, к изучению русского языка, ориентация на содержательные моменты школьной действительности и принятие образца «хорошего ученика»;

  • принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности (социальных, учебно-познавательных и внешних); формирование личностного смысла учения, устойчивого учебно-познавательного интереса к изучению языка, к языковой деятельности, к чтению и читательской деятельности;

  • осознание языка как основного средства человеческого общения, понимание важности общения как значимой составляющей жизни общества;

  • восприятие русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей российского народа, его значения в процессе получения школьного образования, осознание себя носителем этого языка;

  • понимание того, что правильная устная и письменная речь является показателем индивидуальной культуры человека;

  • развитие способности к самооценке на основе наблюдения за собственной речью;

  • осознание основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ, его язык, историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций;

  • уважительное отношение к иному мнению, истории и культуре других народов;

  • понимание целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий; овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;

  • развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки (так и окружающих людей), в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах и социальной справедливости;

  • развитие этических чувств (стыда, совести, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости), понимание чувств одноклассников, собеседников; сочувствие и сопереживание людям;

  • развитие чувства прекрасного и эстетических чувств на основе материалов курса «Русский язык»;

  • развитие навыков сотрудничества с учителем, взрослыми, сверстниками в процессе выполнения совместной деятельности на уроке и вне урока;

  • развитие мотивации к творческому труду (в проектной деятельности), к созданию собственных информационных объектов и др., к работе на результат;

  • установка на здоровый образ жизни и реализация её в реальном поведении и поступках, бережное отношение к материальным и духовным ценностям.

Метапредметные результаты

Регулятивные УУД:

  • принимать и сохранять в памяти цели и задачи учебной деятельности; в сотрудничестве с учителем находить средства их осуществления и ставить новые учебные задачи; проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;

  • учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале (в сотрудничестве с учителем, одноклассниками);

  • планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;

  • выполнять действия по намеченному плану, а также по инструкциям, содержащимся в источниках информации (в заданиях учебника, в «Справочных материалах» учебника — в памятках); учитывать правило (алгоритм) в планировании и контроле способа решения;

  • осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату, адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение действия как по ходу его реализации, так и в конце действия;

  • выполнять учебные действия в устной, письменной речи, во внутреннем плане;

  • адекватно воспринимать оценку своей работы учителями, товарищами, другими лицами;

  • понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и развивать способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха.

Коммуникативные УУД:

  • уметь слушать и слышать собеседника, вести диалог;

  • ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения;

  • понимать необходимость ориентироваться на позицию партнёра в общении, учитывать различные мнения и координировать различные позиции в сотрудничестве с целью успешного участия в диалоге;

  • строить понятные высказывания; проявлять доброжелательное отношение к партнёру; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;

  • признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;

  • стремиться к точному выражению собственного мнения и позиции;

  • договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;

  • задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром;

  • уметь выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач (диалог, устные монологические высказывания, письменные тексты) с учётом особенностей разных видов речи, ситуаций общения;

  • строить монологическое высказывание с учётом ситуации общения и конкретной речевой задачи, выбирая соответствующие языковые средства, соблюдая нормы литературного языка и нормы «хорошей» речи (ясность, точность, содержательность, последовательность выражения мысли и др.);

  • активно использовать речевые средства и средства ИКТ для решения коммуникативных и познавательных задач;

  • применять приобретённые коммуникативные умения в практике свободного общения.

  Познавательные УУД:

  • уметь использовать язык с целью поиска необходимой информации в различных источниках для выполнения учебных заданий (учебная, дополнительная литература, использование ресурсов библиотек и Интернета); пользоваться словарями и справочниками различных типов;

  • записывать, фиксировать информацию с помощью инструментов информационных и коммуникационных технологий (далее ИКТ);

  • ориентироваться на разнообразие способов решения учебных задач, осуществлять выбор наиболее эффективных в зависимости от конкретной языковой или речевой задачи;

  • использовать знаково-символические средства (в том числе модели, схемы, таблицы) представления информации для создания моделей изучаемых единиц языка, преобразовывать модели и схемы для решения учебных и практических лингвистических задач;

  • овладевать навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с конкретными целями и задачами; извлекать необходимую информацию из текста художественного или познавательного, анализировать и оценивать содержание, языковые особенности и структуру текста; передавать устно или письменно содержание текста;

  • осознанно и произвольно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах; выступать перед аудиторией с небольшими сообщениями, используя аудио-, видеосопровождение и графическое сопровождение;

  • осуществлять логические действия сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, устанавливать аналогии и причинно-следственные связи, строить рассуждение, подводить факты языка под понятие на основе выделения комплекса существенных признаков и их синтеза.



ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ОСНОВНЫХ СОДЕРЖАТЕЛЬНЫХ ЛИНИЙ ПРОГРАММЫ

Развитие речи

Освоение данного раздела распределяется по всем разделам курса.

Обучающийся научится:

  • осознавать ситуацию общения: с какой целью, с кем и где происходит общение; выбирать адекватные языковые и неязыковые средства в соответствии с конкретной ситуацией общения;

  • владеть формой диалогической речи; умением вести разговор (начать, поддержать, закончить разговор, привлечь внимание и др.);

  • выражать собственное мнение, обосновывать его с учётом ситуации общения;

  • использовать нормы речевого этикета в ситуациях учебного и бытового общения (приветствие, прощание, извинение, благодарность, обращение с просьбой), в том числе при обращении с помощью средств ИКТ;

  • оценивать правильность (уместность) выбора языковых и неязыковых средств устного общения на уроке, в школе, быту, со знакомыми и незнакомыми, с людьми разного возраста;

  • владеть монологической формой речи; под руководством учителя строить монологическое высказывание на определённую тему с использованием разных типов речи (описание, повествование, рассуждение);

  • работать с текстом: определять тему и главную мысль текста, самостоятельно озаглавливать текст по его теме или главной мысли, выделять части текста (корректировать порядок предложений и частей текста), составлять план к заданным текстам;

  • пользоваться самостоятельно памяткой для подготовки и написания письменного изложения учеником;

  • письменно (после коллективной подготовки) подробно или выборочно передавать содержание повествовательного текста, предъявленного на основе зрительного и слухового восприятия, сохраняя основные особенности текста-образца; грамотно записывать текст; соблюдать требование каллиграфии при письме;

  • сочинять письма, поздравительные открытки, объявления и другие небольшие тексты для конкретных ситуаций общения;

  • составлять тексты повествовательного и описательного характера на основе разных источников (по наблюдению, по сюжетному рисунку, по репродукциям картин художников, по заданным теме и плану, опорным словам, на свободную тему, по пословице или поговорке, творческому воображению и др.);

  • письменно сочинять небольшие речевые произведения освоенных жанров (например, записку, письмо, поздравление, объявление);

  • проверять правильность своей письменной речи, исправлять допущенные орфографические и пунктуационные ошибки; улучшать написанное: добавлять и убирать элементы содержания, заменять слова на более точные и выразительные;

  • пользоваться специальной, справочной литературой, словарями, журналами, Интернетом при создании собственных речевых произведений на заданную или самостоятельно выбранную тему.

Обучающийся получит возможность научиться:

  • подробно и выборочно письменно передавать содержание текста;

  • различать стилистические варианты языка при сравнении стилистически контрастных текстов (художественного и научного или делового, разговорного и научного или делового);

  • создавать собственные тексты и корректировать заданные тексты с учётом точности, правильности, богатства и выразительности письменной речи; использовать в текстах синонимы и антонимы;

  • анализировать последовательность своих действий при работе над изложениями и сочинениями и соотносить их с разработанным алгоритмом; оценивать правильность выполнения учебной задачи; соотносить собственный текст с исходным (для изложений) и с назначением, задачами, условиями общения (для самостоятельно составленных текстов);

  • оформлять результаты исследовательской работы;

  • редактировать собственные тексты, совершенствуя правильность речи, улучшая содержание, построение предложений и выбор языковых средств.


Система языка

Фонетика, орфоэпия, графика

Обучающийся научится:

  • произносить звуки речи в соответствии с нормами языка;

  • характеризовать звуки русского языка: гласные ударные — безударные; согласные твёрдые — мягкие, парные — непарные, твёрдые — мягкие; согласные глухие — звонкие, парные — непарные, звонкие и глухие; группировать звуки по заданному основанию;

  • соблюдать нормы русского литературного языка в собственной речи и оценивать соблюдение этих норм в речи собеседников (в объёме орфоэпического словаря учебника);

  • пользоваться орфоэпическим словарём при определении правильного произношения слова (или обращаться за помощью к другим орфоэпическим словарям русского языка или к учителю, родителям и др.);

  • различать звуки и буквы;

  • классифицировать слова с точки зрения их звуко-буквенного состава по самостоятельно определённым критериям;

  • знать последовательность букв в русском алфавите, пользоваться алфавитом для упорядочивания слов и поиска нужной информации;

  • пользоваться при письме небуквенными графическими средствами: пробелом между словами, знаком переноса, красной строки (абзаца), пунктуационными знаками (в пределах изученного).

Обучающийся получит возможность научиться:

  • выполнять (устно и письменно) звуко-буквенный разбор слова самостоятельно по предложенному в учебнике алгоритму; оценивать правильность проведения звуко-буквенного разбора слова (в объёме изучаемого курса).


Лексика

Освоение данного раздела распределяется по всем разделам курса.

Обучающийся научится:

  • осознавать, что понимание значения слова — одно из условий умелого его использования в устной и письменной речи;

  • выявлять в речи слова, значение которых требует уточнения; •определять значение слова по тексту или уточнять с помощью толкового словаря, Интернета и др.;

  • распознавать среди предложенных слов синонимы, антонимы, омонимы, фразеологизмы, устаревшие слова (простые случаи); •подбирать к предложенным словам антонимы и синонимы;

  • понимать этимологию мотивированных слов-названий;

  • выбирать слова из ряда предложенных для успешного решения коммуникативных задач;

  • подбирать синонимы для устранения повторов в тексте;

  • находить в художественном тексте слова, употреблённые в переносном значении, а также эмоционально-оценочные слова, эпитеты, сравнения, олицетворения (без терминологии); оценивать уместность употребления этих слов в речи;

  • пользоваться словарями при решении языковых и речевых задач.

Обучающийся получит возможность научиться:

  • оценивать уместность использования слов в устной и письменной речи;

  • подбирать антонимы для точной характеристики предметов при их сравнении;

  • иметь представление о заимствованных словах; осознавать один из способов пополнения словарного состава русского языка иноязычными словами;

  • работать с разными словарями;

  • приобретать опыт редактирования предложения (текста).

Состав слова (морфемика)

Обучающийся научится:

  • различать изменяемые и неизменяемые слова;

  • различать однокоренные слова среди других (неоднокоренных) слов (форм слов, слов с омонимичными корнями, синонимов);

  • находить в словах окончание, основу (в простых случаях), корень, приставку, суффикс (постфикс -ся), соединительные гласные в сложных словах, использовать алгоритм опознавания изучаемых морфем;

  • находить корень в однокоренных словах с чередованием согласных в корне;

  • узнавать сложные слова (типа вездеход, вертолёт и др.), выделять в них корни; находить соединительные гласные (интерфиксы) в сложных словах; •сравнивать, классифицировать слова по их составу;

  • соотносить слова с предъявляемыми к ним моделями, выбирать из предложенных слов слово, соответствующее заданной модели, составлять модель заданного слова;

  • самостоятельно подбирать слова к заданной модели;

  • понимать значения, вносимые в слово суффиксами и приставками (простые случаи); образовывать слова с этими морфемами для передачи соответствующего значения;

  • образовывать слова (разных частей речи) с помощью приставки или суффикса или с помощью и приставки и суффикса).

Обучающийся получит возможность научиться:

  • понимать роль каждой из частей слова в передаче лексического значения слова;

  • понимать смысловые, эмоциональные, изобразительные возможности суффиксов и приставок;

  • узнавать образование слов с помощью суффиксов или приставок;

  • разбирать самостоятельно (устно и письменно) по составу слова с однозначно выделяемыми морфемами в соответствии с предложенным в учебнике алгоритмом;

  • подбирать однокоренные слова и формы одного и того же слова с целью проверки изучаемых орфограмм в корне слова, использовать знание графического образа приставок и суффиксов для овладения правописанием слов с этими приставками и суффиксами (при изучении частей речи).


Морфология

Обучающийся научится:

  • определять принадлежность слова к определённой части речи по комплексу освоенных признаков; классифицировать слова по частям речи; •распознавать части речи на основе усвоенных признаков (в объёме программы);

  • пользоваться словами разных частей речи и их формами в собственных речевых высказываниях;

  • выявлять роль и значение слов частей речи в речи;

  • определять грамматические признаки имён существительных — род, склонение, число, падеж;

  • определять грамматические признаки имён прилагательных — род (в единственном числе), число, падеж; изменять имена прилагательные по падежам;

  • определять грамматические признаки личного местоимения в начальной форме — лицо, число, род (у местоимений 3-го лица в единственном числе); иметь представление о склонении личных местоимений; использовать личные местоимения для устранения неоправданных повторов; правильно употреблять в речи формы личных местоимений;

  • распознавать неопределённую форму глагола; определять грамматические признаки глаголов — время, число, род (в прошедшем времени в единственном числе), лицо (в настоящем и будущем времени); изменять глаголы в настоящем и будущем времени по лицам и числам (спрягать); изменять глаголы в прошедшем времени в единственном числе по родам; иметь представление о возвратных глаголах;

  • определять грамматические признаки личного местоимения в начальной форме — лицо, число, род (у местоимений 3-го лица в единственном числе); иметь представление о склонении личных местоимений, изменять личные местоимения по падежам; использовать личные местоимения для устранения неоправданных повторов; правильно употреблять в речи личные местоимения;

  • распознавать наречия как часть речи; понимать их роль и значение в речи;

  • различать наиболее употребительные предлоги и определять их роль при образовании падежных форм имён существительных и местоимений; •понимать роль союзов и частицы не в речи;

  • подбирать примеры слов и форм слов разных частей речи.

Обучающийся получит возможность научиться:

  • разграничивать самостоятельные и служебные части речи;

  • сравнивать и сопоставлять признаки, присущие изучаемым частям речи; находить в тексте слова частей речи по указанным морфологическим признакам; классифицировать части речи по наличию или отсутствию освоенных признаков;

  • различать смысловые и падежные вопросы имён существительных;

  • склонять личные местоимения, соотносить личное местоимение в косвенном падеже с его начальной формой, распознавать падеж личного местоимения в предложении и тексте;

  • различать родовые и личные окончания глагола;

  • наблюдать над словообразованием имён существительных, имён прилагательных, глаголов;

  • проводить полный морфологический разбор имён существительных, имён прилагательных, глаголов по предложенному в учебнике алгоритму, оценивать правильность проведения морфологического разбора;

  • находить в тексте личные местоимения, наречия, числительные, возвратные глаголы, предлоги вместе с личными местоимениями, к которым они относятся, союзы и, а, но, частицу не при глаголах;

  • находить и исправлять в устной и письменной речи речевые ошибки и недочёты в употреблении изучаемых форм частей речи.

Синтаксис

Обучающийся научится:

  • различать предложение, словосочетание и слово;

  • устанавливать в словосочетании связь главного слова с зависимым при помощи вопросов;

  • составлять из заданных слов словосочетания, учитывая их связь по смыслу и по форме;

  • устанавливать при помощи смысловых вопросов связь между словами в предложении; отражать её в схеме;

  • соотносить предложения со схемами, выбирать предложение, соответствующее схеме;

  • классифицировать предложения по цели высказывания и по эмоциональной окраске (по интонации);

  • выделять из потока речи предложения, оформлять их границы;

  • находить главные (подлежащее и сказуемое) и второстепенные члены предложения (без деления на виды); выделять из предложения словосочетания;

  • распознавать предложения с однородными членами, находить в них однородные члены; использовать интонацию при перечислении однородных членов предложения;

  • составлять предложения с однородными членами и использовать их в речи; при составлении таких предложений пользоваться бессоюзной связью и союзами и, а, но.

Обучающийся получит возможность научиться:

  • различать простое предложение с однородными членами и сложное предложение;

  • находить в предложении обращение;

  • выполнять в соответствии с предложенным в учебнике алгоритмом разбор простого предложения (по членам предложения, синтаксический), оценивать правильность разбора.


Орфография и пунктуация

Обучающийся научится:

а) применять ранее изученные правила правописания:

  • раздельное написание слов;

  • сочетания жи—ши, ча—ща, чу—щу в положении под ударением;

  • сочетания чк, чн, чт, нч, щн и др.;

  • перенос слов;

  • прописная буква в начале предложения, именах собственных;

  • проверяемые безударные гласные в корне слова;

  • парные звонкие и глухие согласные в корне слова;

  • непроизносимые согласные;

  • непроверяемые гласные и согласные в корне слова, в том числе с удвоенными согласными (перечень см. в словаре учебника);

  • гласные и согласные в неизменяемых на письме приставках и суффиксах;

  • разделительные мягкий и твёрдый знаки (ь, ъ);

  • мягкий знак после шипящих на конце имён существительных (речь, брошь, мышь);

  • соединительные о и е в сложных словах (самолёт, вездеход);

  • е и и в суффиксах имён существительных (ключик — ключика, замочек — замочка);

  • безударные падежные окончания имён существительных (кроме существительных на -мя, -ий, -ье, -ия, -ов, -ин);

  • безударные падежные окончания имён прилагательных;

  • раздельное написание предлогов с личными местоимениями; раздельное написание частицы не с глаголами;

  • мягкий знак (ь) после шипящих на конце глаголов в форме 2-го лица единственного числа (читаешь, пишешь);

  • мягкий знак (ь) в глаголах в сочетании -ться;

  • безударные личные окончания глаголов;

  • раздельное написание предлогов с другими словами;

  • знаки препинания в конце предложения: точка, вопросительный и восклицательный знаки;

  • знаки препинания (запятая) в предложениях с однородными членами;

б) подбирать примеры с определённой орфограммой;

в) осознавать место возможного возникновения орфографической ошибки;

г) обнаруживать орфограммы по освоенным опознавательным признакам в указанных учителем словах (в объёме изучаемого курса);

д) определять разновидности орфограмм и соотносить их c изученными правилами;

е) пользоваться орфографическим словарём учебника как средством самоконтроля при проверке написания слов с непроверяемыми орфограммами;

ж) безошибочно списывать текст объёмом 80—90 слов;

з) писать под диктовку тексты объёмом 75—80 слов в соответствии с изученными правилами правописания;

и) проверять собственный и предложенный текст, находить и исправлять орфографические и пунктуационные ошибки.

Обучающийся получит возможность научиться:

а) применять правила правописания:

  • соединительные о и е в сложных словах (самолёт, вездеход);

  • е и и в суффиксах -ек, -ик;

  • запятая при обращении;

  • запятая между частями в сложном предложении;

б) объяснять правописание безударных падежных окончаний имён существительных (кроме существительных на -мя, -ий, -ье, -ия, -ов, -ин);

в) объяснять правописание безударных падежных имён прилагательных;

г) объяснять правописание личных окончаний глагола;

д) объяснять написание сочетаний -ться и -тся в глаголах;

е) применять разные способы проверки правописания слов: изменение формы слова, подбор однокоренных слов, подбор слов с ударной морфемой, знание фонетических особенностей орфограммы, использование орфографического словаря;

ж) при составлении собственных текстов во избежание орфографических или пунктуационных ошибок, использовать помощь взрослого или словарь, пропуск орфограммы или пунктограммы.

Основное содержание учебного предмета

Виды речевой деятельности

Слушание. Осознание цели и ситуации устного общения. Адекватное восприятие звучащей речи. Понимание на слух информации, содержащейся в предъявляемом тексте, определение основной мысли текста, передача его содержания по вопросам.

Говорение. Выбор языковых средств в соответствии с целями и условиями общения для эффективного решения коммуникативной задачи. Практическое овладение диалогической формой речи. Овладение умениями начать, поддержать, закончить разговор, привлечь внимание и т. п. Практическое овладение устными монологическими высказываниями в соответствии с учебной задачей (описание, повествование, рассуждение). Овладение нормами речевого этикета в ситуациях учебного и бытового общения (приветствие, прощание, извинение, благодарность, обращение с просьбой). Соблюдение орфоэпических норм и правильной интонации.

Чтение. Понимание учебного текста. Выборочное чтение с целью нахождения необходимого материала. Нахождение информации, заданной в тексте в явном виде. Формулирование простых выводов на основе информации, содержащейся в тексте. Интерпретация и обобщение содержащейся в тексте информации. Анализ и оценка содержания, языковых особенностей и структуры текста.

Письмо. Письмо букв, буквосочетаний, слогов, слов, предложений в системе обучения грамоте. Овладение разборчивым, аккуратным письмом с учетом гигиенических требований к этому виду учебной работы. Списывание, письмо под диктовку в соответствии с изученными правилами. Письменное изложение содержания прослушанного и прочитанного текста (подробное, выборочное). Создание небольших собственных текстов (сочинений) по интересной детям тематике (на основе впечатлений, литературных произведений, сюжетных картин, серий картин, просмотра фрагмента видеозаписи и т. п.).

Обучение грамоте

Фонетика. Звуки речи. Осознание единства звукового состава слова и его значения. Установление числа и последовательности звуков в слове. Сопоставление слов, различающихся одним или несколькими звуками.

Различение гласных и согласных звуков, гласных ударных и безударных, согласных твердых и мягких, звонких и глухих.

Слог как минимальная произносительная единица. Деление слов на слоги. Определение места ударения.

Графика. Различение звука и буквы: буква как знак звука. Овладение позиционным способом обозначения звуков буквами. Буквы гласных как показатель твердости – мягкости согласных звуков. Функция букв е, е, ю, я. Мягкий знак как показатель мягкости предшествующего согласного звука.

Знакомство с русским алфавитом как последовательностью букв.

Чтение. Формирование навыка слогового чтения (ориентация на букву, обозначающую гласный звук). Плавное слоговое чтение и чтение целыми словами со скоростью, соответствующей индивидуальному темпу ребенка. Осознанное чтение слов, словосочетаний, предложений и коротких текстов. чтение с интонациями и паузами в соответствии со знаками препинания. Развитие осознанности и выразительности чтения на материале небольших текстов и стихотворений.

Знакомство с орфоэпическим чтением (при переходе к чтению целыми словами). Орфографическое чтение (проговаривание) как средство самоконтроля при письме под диктовку и при списывании.

Письмо. Усвоение гигиенических требований при письме. Развитие мелкой моторики пальцев и свободы движения руки. Развитие умения ориентироваться на пространстве листа в тетради и на пространстве классной доски.

Овладение начертанием письменных прописных (заглавных) и строчных букв. Письмо букв, буквосочетаний, слогов, слов, предложений с соблюдением гигиенических норм. Овладение разборчивым, аккуратным письмом. Письмо под диктовку слов и предложений, написание которых не расходится с их произношением. Усвоение приемов и последовательности правильного списывания текста.

Понимание функции небуквенных графических средств: пробела между словами, знака переноса.

Слово и предложение. Восприятие слова как объекта изучения, материала для анализа. Наблюдение над значением слова.

Различение слова и предложения. Работа с предложением: выделение слов, изменение их порядка.

Орфография. Знакомство с правилами правописания и их применение:

раздельное написание слов;

обозначение гласных после шипящих (ча ща, чу щу, жи ши);

прописная (заглавная) буква в начале предложения, в именах собственных;

перенос слов по слогам без стечения согласных;

знаки препинания в конце предложения.

Развитие речи. Понимание прочитанного текста при самостоятельном чтении вслух и при его прослушивании. Составление небольших рассказов повествовательного характера по серии сюжетных картинок, материалам собственных игр, занятий, наблюдений.

Систематический курс

Фонетика и орфоэпия. Различение гласных и согласных звуков. Нахождение в слове ударных и безударных гласных звуков. Различение мягких и твердых согласных звуков, определение парных и непарных по твердости – мягкости согласных звуков. Различение звонких и глухих звуков, определение парных и непарных по звонкости – глухости согласных звуков. Определение качественной характеристики звука: гласный – согласный; гласный ударный – безударный; согласный твердый – мягкий, парный – непарный; согласный звонкий – глухой, парный – непарный. Деление слов на слоги. Ударение, произношение звуков и сочетаний звуков в соответствии с нормами современного русского литературного языка. Фонетический разбор слова.

Графика. Различение звуков и букв. Обозначение на письме твердости и мягкости согласных звуков. Использование на письме разделительных ъ и ь.

Установление соотношения звукового и буквенного состава слова в словах типа стол, конь; в словах с йотированными гласными е, е, ю, я; в словах с непроизносимыми согласными.

Использование небуквенных графических средств: пробела между словами, знака переноса, абзаца.

Знание алфавита: правильное название букв, знание их последовательности. Использование алфавита при работе со словарями, справочниками, каталогами.

Лексика. Понимание слова как единства звучания и значения. Выявление слов, значение которых требует уточнения. Определение значения слова по тексту или уточнение значения с помощью толкового словаря. Представление об однозначных и многозначных словах, о прямом и переносном значении слова. Наблюдение за использованием в речи синонимов и антонимов.

Состав слова (морфемика). Овладение понятием «родственные (однокоренные) слова». Различение однокоренных слов и различных форм одного и того же слова. Различение однокоренных слов и синонимов, однокоренных слов и слов с омонимичными корнями. Выделение в словах с однозначно выделяемыми морфемами окончания, корня, приставки, суффикса. Различение изменяемых и неизменяемых слов. Представление о значении суффиксов и приставок. Образование однокоренных слов с помощью суффиксов и приставок. Разбор слова по составу.

Морфология. Части речи; деление частей речи на самостоятельные и служебные.

Имя существительное. Значение и употребление в речи. Умение опознавать имена собственные. Различение имен существительных, отвечающих на вопросы «кто?» и «что?». Различение имен существительных мужского, женского и среднего рода. Изменение существительных по числам. Изменение существительных по падежам. Определение падежа, в котором употреблено имя существительное. Различение падежных и смысловых (синтаксических) вопросов. Определение принадлежности имен существительных к 1, 2, 3-му склонению. Морфологический разбор имен существительных.

Имя прилагательное. Значение и употребление в речи. Изменение прилагательных по родам, числам и падежам, кроме прилагательных на ‑ий, ья, ов, ин. Морфологический разбор имен прилагательных.

Местоимение. Общее представление о местоимении. Личные местоимения, значение и употребление в речи. Личные местоимения 1, 2, 3‑го лица единственного и множественного числа. Склонение личных местоимений.

Глагол. Значение и употребление в речи. Неопределенная форма глагола. Различение глаголов, отвечающих на вопросы «что сделать?» и «что делать?». Изменение глаголов по временам. Изменение глаголов по лицам и числам в настоящем и будущем времени (спряжение). Способы определения I и II спряжения глаголов (практическое овладение). Изменение глаголов прошедшего времени по родам и числам. Морфологический разбор глаголов.

Наречие. Значение и употребление в речи.

Предлог. Знакомство с наиболее употребительными предлогами. Функция предлогов: образование падежных форм имен существительных и местоимений. Отличие предлогов от приставок.

Союзы и, а, но, их роль в речи. Частица не, ее значение.

Синтаксис. Различение предложения, словосочетания, слова (осознание их сходства и различий). Различение предложений по цели высказывания: повествовательные, вопросительные и побудительные; по эмоциональной окраске (интонации): восклицательные и невосклицательные.

Нахождение главных членов предложения: подлежащего и сказуемого. Различение главных и второстепенных членов предложения. Установление связи (при помощи смысловых вопросов) между словами в словосочетании и предложении.

Нахождение и самостоятельное составление предложений с однородными членами без союзов и с союзами и, а, но. Использование интонации перечисления в предложениях с однородными членами.

Различение простых и сложных предложений.

Орфография и пунктуация. Формирование орфографической зоркости, использование разных способов выбора написания в зависимости от места орфограммы в слове. Использование орфографического словаря.

Применение правил правописания:

сочетания жи – ши, ча – ща, чу – щу в положении под ударением;

сочетания чк – чн, чт, щн;

перенос слов;

прописная буква в начале предложения, в именах собственных;

проверяемые безударные гласные в корне слова;

парные звонкие и глухие согласные в корне слова;

непроизносимые согласные;

непроверяемые гласные и согласные в корне слова (на ограниченном перечне слов);

гласные и согласные в неизменяемых на письме приставках;

разделительные ъ и ь;

мягкий знак после шипящих на конце имен существительных (ночь, нож, рожь, мышь);

безударные падежные окончания имен существительных (кроме существительных на мя, ‑ий, ‑ья, ‑ье, ‑ия, ‑ов, ‑ин);

безударные окончания имен прилагательных;

раздельное написание предлогов с личными местоимениями;

не с глаголами;

мягкий знак после шипящих на конце глаголов в форме 2‑го лица единственного числа (пишешь, учишь);

мягкий знак в глаголах в сочетании ‑ться;

безударные личные окончания глаголов;

раздельное написание предлогов с другими словами;

знаки препинания в конце предложения: точка, вопросительный и восклицательный знаки;

знаки препинания (запятая) в предложениях с однородными членами.

Развитие речи. Осознание ситуации общения: с какой целью, с кем и где происходит общение.

Практическое овладение диалогической формой речи. Выражение собственного мнения, его аргументация. Овладение основными умениями ведения разговора (начать, поддержать, закончить разговор, привлечь внимание и т. п.). Овладение нормами речевого этикета в ситуациях учебного и бытового общения (приветствие, прощание, извинение, благодарность, обращение с просьбой), в том числе при общении с помощью средств ИКТ. Особенности речевого этикета в условиях общения с людьми, плохо владеющими русским языком.

Практическое овладение устными монологическими высказываниями на определенную тему с использованием разных типов речи (описание, повествование, рассуждение).

Текст. Признаки текста. Смысловое единство предложений в тексте. Заглавие текста.

Последовательность предложений в тексте.

Последовательность частей текста (абзацев).

Комплексная работа над структурой текста: озаглавливание, корректирование порядка предложений и частей текста (абзацев).

План текста. Составление планов к данным текстам. Создание собственных текстов по предложенным планам.

Типы текстов: описание, повествование, рассуждение, их особенности.

Знакомство с жанрами письма и поздравления.

Создание собственных текстов и корректирование заданных текстов с учетом точности, правильности, богатства и выразительности письменной речи; использование в текстах синонимов и антонимов.

Знакомство с основными видами изложений и сочинений (без заучивания определений): изложения подробные и выборочные, изложения с элементами сочинения; сочинения‑повествования, сочинения‑описания, сочинения‑рассуждения.





Тематическое планирование

п/п

Содержание курса

Кол-во часов

Конт. диктант

Списывание

Слов.

диктант

сочинение

Изложение

1

Повторение

10

1


1



2

Предложение

7




1

1

3

Слово в языке и речи

18

1

1

1



4

Имя существительное

33

1

1

1

1


5

Имя прилагательное

25

1

1


1

1

6

Местоимение

6





1

7

Глагол

28

1

1

1

1

1

8

Повторение

9

Пр.ат


1




Итого:

136

6

4

5

4

4






Календарно-тематическое планирование по русскому языку

п/п

дата

Тема урока

Планируемые результаты

Примечание

план

факт

Предметные

Личностные, метапредметные

Повторение – 10 часов



Наша речь и наш язык.

Формы общения.

Различные типы текстов.

Использовать знаки

препинания при

обращении.

Составлять текст на

заданную тему.


Различные типы текстов.

Составлять план текста

простой и развёрнутый.

Писать деловые тексты:

записки, объявления,

письма, заявления, объяснительные записки.


  • Правильно списывать

  • слова, предложения,

  • текст; проводить

  • самопроверку;

выполнять

звуко-буквенный анализ доступных слов; видеть несоответствия

произношения и

написания в слове.


Личностные:

Использование формул речевого этикета в различных сферах общения.

Владеть позитивным настроем при общении. Формирование ценностных ориентиров и смыслов учебной деятельности на основе развития познавательных интересов, учебных мотивов.

Регулятивные:

Определять цели, тему, способы и результаты общения

Контролировать и корректировать свое высказывание в зависимости от ситуации общения и степени подготовленности партнера к беседе.

Познавательные:

Распознавать виды текстов: повествование, рассуждение, описание.

Писать сочинения и изложения повествовательного характера с использованием элементов рассуждения и описания.

Определять тип текста, формулировать тему и главную мысль текста, излагать текст по составленному плану.

Коммуникативные:

Использовать родной язык в соответствии с целями речевого общения, подбирая соответствующие слова и выражения.

Умение вести диалог-расспрос, аргументировать своё высказывание, доказывать свою точку зрения.

Проявлять к собеседникам необходимое уважение, стремление к взаимопониманию и к получению общего, итогового результата общения.




Язык и речь. Формулы вежливости




Текст и его план. Признаки текста.




Типы текстов.




Предложение как единица речи. Виды предложений по цели выска­зывания.




Виды предложений по цели выска­зывания и по интонации.




Диалог. Обращение. Словарный диктант №1




Главные и второстепенные члены предложения. Основа предложения.




Словосочетание.




Входной контрольный диктант №1


Предложение – 7 часов



Работа над ошибками. Однородные члены предложения.

  • Правильно списывать

  • слова, предложения,

  • текст; проводить

  • самопроверку;

выполнять

звуко-буквенный анализ доступных слов; видеть несоответствия

произношения и

написания в слове.


Способы выражения подлежащего и сказуемого, Роль второстепенных членов предложения.

Различие между словосочетанием, словом и предложением.

Виды лингвистических словарей.


Выделять главные члены и второстепенные члены предложения,

распространять

предложения

второстепенными членами. Ставить знаки препинания

при однородных членах.

  • Правильно списывать

  • слова, предложения,

  • текст; проводить

  • самопроверку;

выполнять

звуко-буквенный анализ доступных слов; видеть несоответствия

произношения и

написания в слове.

Личностные:

Формирование ценностных ориентиров и смыслов учебной деятельности на основе развития познавательных интересов, учебных мотивов

Регулятивные:

Принимать и сохранять учебную задачу.

Познавательные:

Находить в учебнике и других книгах необходимую информацию. Систематизировать знания об основных языковых единицах, давать определения им.

Определять тип предложения по цели высказывания и по интонации, объяснять особенности каждого типа предложений.

Сравнивать простые и сложные предложения, объяснять роль союзов в сложном предложении.

Выделять словосочетание из предложения, находить связь слов в словосочетании. Пользоваться лингвистическими словарями разных типов, объяснять их устройство и назначение. Использовать в собственной речи синонимы, антонимы, омонимы, многозначные слова.

Коммуникативные:

Проявлять к собеседникам необходимое уважение, стремление к взаимопониманию и к получению общего, итогового результат общения, анализировать речь партнера, осмысливать сказанное, выделяя главное.





Знаки препинания в предложе­ниях с однородными членами.





Сочинение №1 по картине И.И.Левитана «Золотая осень»




Работа над ошибками в сочинении. Простые и сложные предложения .




Изложение №1 «Кот Епифан»




Работа над ошибками в изложении. Простое предложение с однородны­ми членами и сложное предложение.




Наши проекты №1 «Знаки препинания»


Слово в языке и в речи – 18 часов



Лексическое значение слова.

Научатся находить сло­ва, значение которых требует уточнения. Определять значение слова по тексту или уточнять с помощью толкового словаря. Научатся распознавать многознач­ные слова, слова в прямом и переносном значениях, устаревшие и заимствованные слова. Анализировать и определять значе­ния многозначного слова, его употребле­ние в прямом и переносном значениях. Значимые части слова, единообразное их

написание.

Правописание суффиксов

ек, -ик.

Разбирать слова по составу, выделять корень, приставку, суффикс, окончание.

Списывать аккуратно и без ошибок текст, писать под диктовку тексты с

изученными орфограммами

Научатся распознавать однокоренные слова, выполнять словообразовательный анализ слов.

Научатся анализировать заданную схему слова и подбирать слова заданного состава. Анализировать текст с целью на­хождения в нём однокоренных слов, слов с определёнными суффиксами и пристав­ками.


Научатся устанавливать наличие в сло­вах изученных орфограмм, обосновывать их написание. Устанавливать зависимость способа проверки от места орфограммы в слове.


Научатся различать части речи на основе изученных признаков. Классифи­цировать слова по частям речи на осно­ве изученных признаков. Определять из­ученные признаки частей речи.




Научатся контролировать правиль­ность записи текста, находить неправильно написанные слова и исправлять ошибки

Личностные:

Формирование ценностных ориентиров и смыслов учебной деятельности на основе развития познавательных интересов, учебных мотивов

Регулятивные:

Определять цели, тему, способы и результаты общения

Контролировать и корректировать свое высказывание в зависимости от ситуации общения и степени подготовленности партнера к беседе.

Познавательные:

Выделять словосочетание из предложения, находить связь слов в словосочетании. Пользоваться лингвистическими словарями разных типов, объяснять их устройство и назначение. Использовать в собственной речи синонимы, антонимы, омонимы, многозначные слова.

Личностные:

Формирование ценностных ориентиров и смыслов учебной деятельности на основе развития познавательных интересов, учебных мотивов

Коммуникативные:

Использовать родной язык в соответствии с целями речевого общения, подбирая соответствующие слова и выражения.

Регулятивные:

Уметь оценить правильность выполнения действия.

Познавательные:

Определять значение, которое приносить в слово каждая морфема.

Находить значимые части слова, объяснять их написание с точки зрения орфографии.

Коммуникативные:

Учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве.

Регулятивные:

Сохранять в памяти поставленную задачу.

Оценивать свои успехи в учебной деятельности.

Ставить и осмысливать цель, определять способы её достижения и последовательность действий,

анализировать результаты, сравнивать их с поставленной целью, контролировать и

корректировать свои действия, оценивать их.

Познавательные:

Различать слова разных частей речи на основе общности их значений, грамматических признаков и роли в предложении.

Доказывать принадлежность слова к определённой части речи.

Сравнивать лексическое и грамматическое значение слова.

Сравнивать имена существительные в разных падежных формах по вопросам, по их грамматическому значению, употребляемым предлогам и по окончаниям.




Многозначные слова. Прямое и переносное значения слов. Заим­ствованные слова. Устаревшие слова.




Синонимы, Антонимы. Омонимы.




Фразеологизмы.




Состав слова. Значимые части слова.




Правописание гласных и согласных в корнях слов.




Правописание приставок и суффиксов.




Правописание гласных и согласных в корне слова.




Правописание слов с удвоенными согласными.




Правописание суффиксов.




Правописание слов с ь и ъ.




Контрольное списывание №1 Правописание слов с ь и ъ.




Части речи .




Словарный диктант №2 Морфологические признаки частей речи.




Глагол. Имя числитель­ное.




Наречие как часть речи.




Правописание наречий.




Контрольный диктант №2 по теме «Части речи»


Имя существительное – 33 часа



Работа над ошибками. Изменение по падежам имен существительных.

Критерии выделения частей речи.

Грамматическое значение

частей речи.

Постоянные и изменяемые признаки

имён существительных.

Варианты падежных

окончаний имён существительных.

Роль имён

существительных в речи и

в составе предложений.

Различать име­на существительные, определять их при­знаки. Изменять имена существительные по падежам. Различать падежные и смысло­вые (синтаксические) вопросы, предлоги, употребляемые с каждым из падежей.


Определять падеж изменяе­мых и неизменяемых имён существитель­ных. Различать имена существительные, употреблённые в предложном и винительном падежах,

Наблюдать за раз­личием в системе падежных окончаний имён существительных разных склонений. Наблюдать за признаками имён суще­ствительных 1 -го склонения. Определять при­надлежность имён существительных к 1-му склонению.

Определять принадлежность имён суще­ствительных ко 2-му склонению и обо­сновывать правильность этого определе­ния. Находить имена существительные 2-го склонения в предложениях.

Определять принадлежность имён сущест­вительных к 3-му склонению и обосновы­вать правильность этого определения. На­ходить имена существительные 3-го склонения в предложениях.


Сопоставлять формы имён сущест­вительных, имеющих окончания -е и -и. Анализировать разные способы проверки безударного падежного окончания и выби­рать нужный способ проверки при напи­сании слова.


Определять способы проверки написания безударного падежного окончания в роди­тельном падеже. Писать слова в данной падежной форме и обосновывать написа­ние безударного падежного окончания.




Научатся устанавливать наличие в именах существительных безударного па­дежного окончания и определять способ его проверки.




Научатся сопоставлять формы имён существительных, имеющих окончания -е и -и. Определять падеж имён существи­тельных и обосновывать написание безу­дарного падежного окончания




Научатся устанавливать наличие в именах существительных безударного па­дежного окончания и определять способ его проверки.














Научатся контролировать правиль­ность записи текста, находить неправильно написанные слова и исправлять ошибки.



Научатся производить морфологический разбор, определять последовательность действий при разборе имени существительного как части речи по заданному алгоритму




Научатся устанавливать наличие в именах существительных множественного числа безударного па­дежного окончания и определять способ его проверки.








Научатся распознавать одушевлённые имена существительные в винительном и родительном падежах во множествен­ном числе, правильно писать окончания в данных падежах






Личностные:

Позитивно оценивать роль знаний и учения для самостоятельной жизни человека.

Понимание значимости позитивного стиля общения, основанного на миролюбии, терпении, сдержанности и доброжелательности.

Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.

Учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи.

Понимать и сохранять в памяти учебную задачу урока.

Оце­нивать результаты своей деятельности Широкая мотивационная основа учебной деятельности, включающая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы.

Регулятивные:

Сохранять в памяти поставленную задачу.

Оценивать свои успехи в учебной деятельности.

Ставить и осмысливать цель, определять способы её достижения и последовательность действий,

анализировать результаты, сравнивать их с поставленной целью, контролировать и

корректировать свои действия, оценивать их.

Познавательные:

Различать слова разных частей речи на основе общности их значений, грамматических признаков и роли в предложении.

Доказывать принадлежность слова к определённой части речи.

Сравнивать лексическое и грамматическое значение слова.

Сравнивать имена существительные в разных падежных формах по вопросам, по их грамматическому значению, употребляемым предлогам и по окончаниям.

Выделять в предложении сочетание имени существительного с именем прилагательным

Находить имена существительные, определять их особенности.

Анализировать имя существительное, имя прилагательное как часть речи

Применять алгоритм при: определения падежа, безударных падежных окончаний имён существительных 1, 2 и 3-го склонения;

Коммуникативные:

Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.

Проявлять к собеседникам необходимое уважение, стремление к взаимопониманию и к получению общего, итогового результат общения, анализировать речь партнера, осмысливать сказанное, выделяя главное.

Осознанное и произвольное построение речевого высказывания.






Личностные:

Позитивно оценивать роль знаний и учения для самостоятельной жизни человека.

Понимание значимости позитивного стиля общения, основанного на миролюбии, терпении, сдержанности и доброжелательности.

Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.

Учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи.

Понимать и сохранять в памяти учебную задачу урока.

Оце­нивать результаты своей деятельности Широкая мотивационная основа учебной деятельности, включающая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы.

Регулятивные:

Сохранять в памяти поставленную задачу.

Оценивать свои успехи в учебной деятельности.

Ставить и осмысливать цель, определять способы её достижения и последовательность действий,

анализировать результаты, сравнивать их с поставленной целью, контролировать и

корректировать свои действия, оценивать их.

Познавательные:

Сравнивать имена существительные в разных падежных формах по вопросам, по их грамматическому значению, употребляемым предлогам и по окончаниям.

Выделять в предложении сочетание имени существительного с именем прилагательным

Находить имена существительные, определять их особенности.

Анализировать имя существительное, имя прилагательное как часть речи

Применять алгоритм при: определения падежа, безударных падежных окончаний имён существительных Коммуникативные:

Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.

Проявлять к собеседникам необходимое уважение, стремление к взаимопониманию и к получению общего, итогового результат общения, анализировать речь партнера, осмысливать сказанное, выделяя главное.

Осознанное и произвольное построение речевого высказывания.


Личностные:

Понимать и сохранять в памяти учебную задачу урока.

Оце­нивать результаты своей деятельности

Познавательные:

- осуществлять запись (фиксацию) выборочной информации

Регулятивные: - удерживать учебную задачу. Выполнять учебные действия

Коммуникативные: - инициативное сотрудничество с учителем и сверстниками в совместном решении учебной проблемы




Признаки падежных форм имён существительных.




Различение имён существительных, употреблённых в именительном, ро­дительном, винительном падежах.




Различение имён существительных, употреблённых в дательном, вини­тельном, творительном падежах.




Различение имён существительных, употреблённых в предложном па­деже.




1-е склонение имён существительных.




Падежные окончания имён суще­ствительных 1-го склонения.




Сочинение №2 по картине А.А.Пластова «Первый снег»




Анализ ошибок в сочинении. 2-е склонение имён существитель­ных.




3-е склонение имён существитель­ных.




Падежные окончания имён суще­ствительных 3-го склонения.




Обоб­щение знаний об именах существи­тельных трёх склонений.




Правописание безударных падеж­ных окончаний имён существитель­ных в единственном числе




Именительный и винительный па­дежи




Падежные окончания имён существительных в родительном падеже.




Падежные окончания имён существительных в родительном падеже.




Падежные окончания одушевлён­ных имён существительных в име­нительном, родительном и вини­тельном падежах.




Падежные окончания имён существительных в родительном и дательном падежах.




Падежные окончания имён сущест­вительных в родительном и датель­ном падежах.




Падежные окончания имён сущест­вительных в творительном падеже.




Падежные окончания имён суще­ствительных в предложном падеже.




Правописание безударных оконча­ний имён существительных во всех падежах.




Правописание безударных окончаний имён существительных во всех падежах.




Контрольный диктант №3 по теме «Падежные окончания имен существительных»




Работа над ошибками. Морфологический разбор имени существительного как части речи.




Контрольное списывание №2 Склонение имён существительных во множественном числе.




Именительный падеж имен существительных множественного числа. Словарный диктант №3




Родительный падеж имен существительных множественного числа.




Винительный и родительный паде­жи одушевлённых имён существи­тельных.




Дательный, творительный и предложный падежи.




Обучающее изложение №2


Научатся контролировать правиль­ность записи текста, находить неправильно написанные слова и исправлять ошибки.





Анализ изложения. Правописание падежных окончаний имен сушествительных




Наши проекты №3 «Говорите правильно!»


Имя прилагательное – 25 часов



Имя прилагательное как часть речи.

Находить имена прилага­тельные среди других слов и в тексте. Подбирать к данному имени существи­тельному максимальное количество имён прилагательных. Определять роль имён прилагательных в описательном тексте. Образовывать имена прилагательные при помощи суффиксов определять род имён при­лагательных.

Изменять имена прилагатель­ные по числам, по родам (в единствен­ном числе). Различать начальную форму имени прилагательного. Правильно писать родовые окончания имён прилагательных. изменять имена прилагательные по па­дежам (кроме прилагательных на -ий, -ья, -ов, -ин). изме­нять по падежам имена прилагательные мужского и среднего рода, определять начальную форму имени прилагательного различать имена при­лагательные в именительном падеже и обосновывать написание их падежных окончаний. Различать формы имён при­лагательных среди однокоренных имён прилагательных различать имена прилага­тельные в родительном падеже и обосно­вывать написание их безударных падеж­ных окончаний, проверять правильность написанного. Согласовывать имена прила­гательные в форме родительного падежа с именами существительными.

различать имена прилага­тельные в дательном падеже и обосно­вывать написание их безударных падеж­ных окончаний, проверять правильность написанного. Согласовывать имена при­лагательные в форме дательного падежа с именами существительными различать имена прилага­тельные в именительном и винительном падежах, обосновывать написание их без­ударных падежных окончаний, проверять правильность написанного. Определять роль в предложении имён прилагатель­ных и имён существительных в имени­тельном и винительном падежах. Определять и обосновывать написание безударного падежного окончания имён прилагательных мужского и среднего рода в творительном и пред­ложном падежах. Согласовывать их написание с существительными изменять по падежам имена прилагательные женского рода.

Различать имена прилага­тельные в именительном и винительном падежах, обосновывать написание их без­ударных падежных окончаний определять и обосновы­вать написание безударного падежного окончания имён прилагательных мужско­го, женского и среднего рода изменять по падежам имена прилагательные множе­ственного числа. Определять падеж имён прилагательных в форме множественного числа. Научатся различать именительный и ви­нительный падежи имён прилагательных в форме множественного числа. Определять и обосновывать написание безударного па­дежного окончания

Личностные:

Интерес к языковой и речевой деятельности Понимать и сохранять в памяти учебную задачу урока.

Регулятивные:

Ставить цели, позволяющие решать учебные задачи .

Действовать по плану и планировать

Познавательные:

Строить сообщения в устной и письменной форме.

Осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий

Коммуникативные:

Вести устный диалог

Строить монологичное высказывание, доказывать собственное мнение









Личностные:

Интерес к языковой и речевой деятельности Понимать и сохранять в памяти учебную задачу урока.

Регулятивные:

Ставить цели, позволяющие решать учебные задачи .

Действовать по плану и планировать

Познавательные:

Строить сообщения в устной и письменной форме.

Осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий

Коммуникативные:

Вести устный диалог

Строить монологичное высказывание, доказывать собственное мнение









Личностные: Понимать и сохранять в памяти учебную задачу урока.

Оценивать результаты своей деятельности

Познавательные: осуществлять запись (фиксацию) выборочной информации, Осуществлять решение учебной задачи под руководством учителя; осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий;

Регулятивные: удерживать учебную задачу. Выполнять учебные действия действовать по плану и планировать; высказывать своё предположение относительно способов решения учебной задачи; осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату

оценивать правильность выполнения действия.

Коммуникативные: строить монологичное высказывание, доказывать собственное мнение;

задавать вопросы, строить понятные высказывания; вести устный диалог.












Личностные: Понимать и сохранять в памяти учебную задачу урока.

Оценивать результаты своей деятельности

Познавательные: осуществлять запись (фиксацию) выборочной информации, Осуществлять решение учебной задачи под руководством учителя; осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий;

Регулятивные: удерживать учебную задачу. Выполнять учебные действия действовать по плану и планировать; высказывать своё предположение относительно способов решения учебной задачи; осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату

оценивать правильность выполнения действия.

Коммуникативные: строить монологичное высказывание, доказывать собственное мнение;

задавать вопросы, строить понятные высказывания; вести устный диалог




Род и число имён прилагательных.




Склонение имён при­лагательных.




Начальная форма имени прилагательного.




Именительный падеж имени прилагательного.




Родительный падеж имени прилагательного.




Дательный падеж имени прилагательного




Именительный, винительный, родительный падежи.




Родительный и ви­нительный падежи.




Творительный и предложный падежи.




Правописание падежных окончанийимён прилагательных мужского и среднего рода.




Склонение имён прилагательных жен­ского рода в единственном числе.




Родительный, дательный, твори­тельный, предложный падежи.




Правописание имён прилагательных женского рода в родительном, да­тельном, творительном и предлож­ном падежах.




Склонение имён прилагательных женского рода в единственном числе. Винительный и творительный падежи.




Правописание имён прилагательных женского рода в единственном чис­ле.




Склонение имен прилагательных во множественном числе.




Контрольное списывание № 3




Именительный и винительный падежи.




Родительный и предложный падежи.




Дательный и творительный падежи.




Сочинение-отзыв №3 по картине И.Э.Грабаря «Февральская лазурь»




Работа над ошибками Обобщение по разделу «Имя прилагательное» .




Обобщение по разделу «Имя при­лагательное».




Контрольный диктант №4 по теме «Имя прилагательное»


Местоимение – 6 часов



Работа над ошибками. Местоимение как часть речи. Личные местоимения.

Знать особенности местоимения как части речи; грамматические признаки местоимений, уметь определять лицо, число и род местоимений, изменять личные местоимения лица по падежам;

раздельно писать местоимения с предлогами;

Личностные:

Нравственно-этическое оценивание усваиваемого содержания, обеспечивающее личностный моральный выбор на основе социальных и личностных ценностей

Установление связи между целью учебной деятельности и её мотивом

Познавательные:

самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; поиск и выделение необходимой информации; анализ объектов с целью выделения их признаков; подведение под понятие;

Регулятивные: постановка учебной задачи; оценивание качества и уровня усвоения материала

Коммуникативные: инициативное сотрудничество с учителем и сверстниками








Личные местоимения 1, 2 и 3-го лица.



Изложение №3 повествовательного текста с элементами описания

Уметь стилистически точно передавать содержание текста;

Познавательные: осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме; смысловое чтение; Коммуникативные: владение монологической и диалогической формами;

Регулятивные: составление плана и последовательности действий

сличение способа действия и его результата с заданным эталоном; внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия; способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию





Анализ ошибок в изложении. Изменение по падежам личных местоимений.

Уметь редактировать текст




Изменение по падежам личных местоимений 3-го лица единственного и множественного числа.

Уметь изменять по падежам личных местоимений 3-го лица




Проверочная работа по теме «Местоимение»

Уметь писать под диктовку и выполнять грамматические задания


Глагол – 28 часов



Роль глаголов в языке.

Уметь распознавать части речи, рассказывать о глаголе как части речи по плану


Личностные:

Установление связи между целью учебной деятельности и её мотивом

Нравственно-этическое оценивание усваиваемого содержания, обеспечивающее личностный моральный выбор на основе социальных и личностных ценностей.

Познавательные: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; анализ, сравнение, классификация объектов по выделенным признакам; синтез; подведение под понятие; выдвижение гипотез и их обоснование;

Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли ;

Регулятивные: постановка учебной задачи; оценивание качества и уровня усвоения материала




Время глаголов.




Неопределенная форма глагола




Словарный диктант № 4 Неопределённая форма глагола.

Знать особенности глаголов неопределенной формы, уметь образовывать разные временные формы глагола




Изменение глаголов по временам.




Спряжение глагола.

Уметь спрягать глаголы, определять лицо и число глаголов




Спряжение глагола.




2-е лицо глаголов настоящего и будущего времени в единственном числе.

Уметь писать мягкий знак в окончаниях глаголов 2-го лица ед. числа




Сочинение №4 по картине И.И.Левитана «Весна. Большая вода»

Уметь описывать картину, передавая свое отношение к ней




Работа над ошибками. I и II спряжение глаголов.

Уметь различать окончания глаголов I и II спряжения настоящего времени

Личностные: установление связи между целью учебной деятельности и её мотивом; нравственно-этическое оценивание усваиваемого содержания, обеспечивающее личностный моральный выбор на основе социальных и личностных ценностей

Познавательные: постановка и формулирование проблемы, поиск и выделение необходимой информации;

Коммуникативные: инициативное сотрудничество с учителем и сверстниками; контроль, коррекция, оценка действий партнера;

Регулятивные: определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; составление плана и последовательности действий




I и II спряжение глаголов.




Правописание глаголов с безудар­ными личными окончаниями.

Уметь различать окончания глаголов I и II спряжение

Правильно произносить и писать возвратные глаголы





Словарный диктант №5. Правописание глаголов с безудар­ными личными окончаниями.





Правописание глаголов с безударными личными окончаниями.




Правописание глаголов с безударными личными окончаниями.




Проверочная работа теме «Правописание глаголов»

Уметь обосновывать написание безударных окончаний глаголов

Личностные: установление связи между целью учебной деятельности и её мотивом; нравственно-этическое оценивание усваиваемого содержания, обеспечивающее личностный моральный выбор на основе социальных и личностных ценностей

Познавательные: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; поиск и выделение необходимой информации; Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои;

Регулятивные: оценивание качества и уровня усвоения материала




















Личностные: установление связи между целью учебной деятельности и её мотивом; нравственно-этическое оценивание усваиваемого содержания, обеспечивающее личностный моральный выбор на основе социальных и личностных ценностей

Познавательные: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; поиск и выделение необходимой информации; Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои;

Регулятивные: оценивание качества и уровня усвоения материала




Возвратные глаголы.





Контрольное списывание №4





Правописание –тся и –ться в возвратных глаголах.





Правописание возвратных и невоз­вратных глаголов в настоящем и будущем времени.

Правильно произносить и писать возвратные невозвратные глаголы





Морфологический разбор глагола.

Уметь выполнять морфологический разбор глагола




Правописание глаголов в прошедшем времени.

Уметь распознавать глаголы прошедшего времени, правильно писать родовые окончания




Правописание глаголов в прошедшем времени.




Правописание глаголов в прошед­шем времени.

Уметь писать под диктовку и выполнять грамматические задания

Уметь находить и исправлять ошибки в своей работе




Обобщение по теме «Глагол».




Изложение №4 повествовательного текста

Уметь определять тему текста, передавать содержание текста по вопросам




Работа над ошибками в изложении. Обобщение по теме «Глагол».

Уметь находить и исправлять ошибки в своей работе; редактировать текст.




Контрольный диктант №6 по теме «Глагол»

Уметь писать под диктовку и выполнять грамматические задания



Повторение – 9 часов



Работа над ошибками. Язык и речь.

Уметь отличать типы текстов, определять тему и основную мысль текста


Уметь применять полученные знания при решении нестандартных задач

Закреплять представление о лексическом значении слова.


Уметь распознавать части речи и правильно их; точно передавать содержание текста.


Знать звуки русского языка, уметь обозначать их буквами


Личностные: Установление связи между целью учебной деятельности и её мотивом. Нравственно-этическое оценивание усваиваемого содержания, обеспечивающее личностный моральный выбор на основе социальных и личностных ценностей

Познавательные: осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме; выбор наиболее эффективных способов решения задачи в зависимости от конкретных условий; Коммуникативные: инициативное сотрудничество с учителем и сверстниками; контроль, коррекция, оценка действий партнера; Регулятивные: сличение способа действия и его результата с данным эталоном;




Промежуточная аттестация




Предложение и словосочетание.




Лексическое значение слова.




Состав слова.




Правописание орфограмм в значи­мых частях слова.




Правописание орфограмм в значимых частях слова.




Части речи.




Звуки и буквы.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!