СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по русскому языку 11 класс

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Планирование для учителей русского языка и литературы

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по русскому языку 11 класс»

Рассмотрена и одобрена на заседании кафедры гуманитарных дисциплин.

Протокол №1 от 29.08.2019 г.

Руководитель кафедры

Агеева Г.Х.



«Утверждаю»

Директор МОУ

«Лямбирская СОШ №1»

Мензуллин Ю.Б.

Приказ № 81-Д

от 31 августа 2019 г.










Рабочая программа

по предмету:

«Русский язык»

11 класс

(профильный уровень)


2019-2020 учебный год













Составитель:

Назарова Галия Камилевна

учитель русского языка и литературы










Лямбирь

2019-2020 учебный год


Рабочая программа для 11 класса разработана на 2017-2018 учебный год на основе Типового положения об образовательном учреждении (постановление Правительства Российской Федерации «Об утверждении Типового положения об общеобразовательном учреждении» от 19.03.2001 г. № 196 (в редакции Постановления Правительства РФ от 23.12.2002 г. № 919), «Гигиенических требований к условиям обучения в общеобразовательных учреждениях», утверждённых Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации «О введении в действие санитарно-эпидемиологических правил и нормативов СанПин 2.4.2.2821-10» от 29.12.2010 г. № 189, приказа Минобрнауки от 30.08.2010 г. № 889, приказа Министерства образования и науки РФ от 03.06.2011 г. № 1994, приказа Министерства образования и науки РФ от 01.02.2012 г. № 74, федерального базисного учебного плана для общеобразовательных учреждений РФ (приказ Министерства образования РФ от 09.03.2004 г. № 1312 «Об утверждении федерального учебного плана и примерных учебных планов для общеобразовательных учреждений Российской Федерации»), положения о рабочей программе МОУ «Лямбирская СОШ №1»), положения о текущем контроле успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся МОУ «Лямбирская СОШ №1»

Рабочая программа для 11 класса строится в соответствии с примерной программой, на основе авторской программы: Бабайцева В.В. Программа по русскому языку. 10-11 классы общеобразовательных учреждений филологического профиля. - М.: Дрофа, 2008. Авторская программа составлена в соответствии с федеральным компонентом государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования (профильный уровень) 2004 года.


УМК


Программа

Бабайцева В.В. Программа по русскому языку. 10-11 классы общеобразовательных учреждений филологического профиля. - М.: Дрофа, 2008.

Учебник

Бабайцева В.В. Русский язык. 10-11 кл.: учеб. для общеобразоват. учреждений филол. профиля. – М.: Дрофа, 2013.


Методическая литература

Сальникова О.А. Поурочные разработки к учебнику В.В.Бабайцевой «Русский язык. 10-11 классы» для общеобразовательных учреждений филологического профиля. – М.: Дрофа, 2008.


Планируемы результаты освоения учебного предмета в 11 классе

Целью данной программы является направленность на достижение образовательных результатов в соответствии с ФГОС, в частности:

ЛИЧНОСТНЫЕ

В сфере отношений обучающихся к себе, к своему здоровью, к познанию себя:

  • ориентация обучающихся на достижение личного счастья, реализацию позитивных жизненных перспектив, инициативность, креативность, готовность и способность к личностному самоопределению, способность ставить цели и строить жизненные планы;

  • готовность и способность обеспечить себе и своим близким достойную жизнь в процессе самостоятельной, творческой и ответственной деятельности;

  • готовность и способность обучающихся к отстаиванию личного достоинства, собственного мнения, готовность и способность вырабатывать собственную позицию по отношению к общественно-политическим событиям прошлого и настоящего на основе осознания и осмысления истории, духовных ценностей и достижений нашей страны;

  • готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самовоспитанию в соответствии с общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества, потребность в физическом самосовершенствовании, занятиях спортивно-оздоровительной деятельностью;

  • принятие и реализация ценностей здорового и безопасного образа жизни, бережное, ответственное и компетентное отношение к собственному физическому и психологическому здоровью; неприятие вредных привычек: курения, употребления алкоголя, наркотиков.

В сфере отношений обучающихся к России как к Родине (Отечеству):

  • российская идентичность, способность к осознанию российской идентичности в поликультурном социуме, чувство причастности к историко-культурной общности российского народа и судьбе России, патриотизм, готовность к служению Отечеств, его защите;

  • уважение к своему народу, чувство ответственности перед Родиной, гордости за свой край, свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России, уважение к государственным символам (герб, флаг, гимн);

  • формирование уважения к русскому языку как государственному языку РФ, являющемуся основой российской идентичности и главным фактором национального самоопределения;

  • воспитание уважения к культуре, языкам, традициям и обычаям народов, проживающих в РФ.

В сфере отношений обучающихся к закону, государству и гражданскому обществу:

  • гражданственность, гражданская позиция активного и ответственного члена российского общества, осознающего свои конституционные права и обязанности, уважающего закон и правопорядок, осознанно принимающего традиционные национальные и общечеловеческие гуманистические и демократические ценности, готового к участию в общественной жизни;

  • признание неотчуждаемости основных прав и свобод человека, которые принадлежат каждому от рождения, готовность к осуществлению собственных прав и свобод без нарушения прав и свобод других лиц, готовность отстаивать собственные права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с Конституцией РФ, правовая и политическая грамотность;

  • мировоззрение, соответствующее современному уровню развития науки и общественной практики, основанное на диалоге культур, а также различных форм общественного сознания, осознание своего места в поликультурном мире;

  • интериоризация ценностей демократии и социальной солидарности, готовность к договорному регулированию отношений в группе или социальной организации;

  • готовность обучающихся к конструктивному участию в принятии решений, затрагивающих их права и интересы, в том числе в различных формах общественной самоорганизации, самоуправления, общественно значимой деятельности;

  • приверженность идеям интернационализма, дружбы, равенства, взаимопомощи народов; воспитание уважительного отношения к национальному достоинству людей, их чувствам, религиозным убеждениям;

  • готовность обучающихся противостоять идеологии экстремизма, национализма, ксенофобии; коррупции; дискриминации по социальным, религиозным, расовым, национальным признакам и другим негативным социальным явлениям.

В сфере отношений обучающихся с окружающими людьми:

  • нравственное сознание и поведение на основе усвоения общечеловеческих ценностей, толерантного сознания и поведения в поликультурном мире, готовности и способности вести диалог с другими людьми, достигать в нем взаимопонимания, находить общие цели и сотрудничать для их достижения;

  • принятие гуманистических ценностей, осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку, его мнению, мировоззрению;

  • способность к сопереживанию и формирование позитивного отношения к людям, в том числе к лицам с ОВЗ и инвалидам; бережное, ответственное и компетентное отношение к физическому и психологическому здоровью других людей, умение оказывать первую помощь;

  • формирование выраженной в поведении нравственной позиции, в том числе способности к сознательному выбору добра, нравственного сознания и поведения на основе усвоения общечеловеческих ценностей и нравственных чувств (чести, долга, справедливости, милосердия и дружелюбия);

  • развитие компетенций сотрудничества со сверстниками, детьми младшего возраста, взрослыми в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, проектной и других видах деятельности.

В сфере отношений обучающихся к окружающему миру, живой природе, художественной культуре:

  • мировоззрение, соответствующее современному уровню развития науки, значимости науки, готовность к научно-техническому творчеству, владение достоверной информацией о передовых достижениях и открытиях мировой и отечественной науки, заинтересованность в научных знаниях об устройстве мира и общества;

  • готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию, на протяжении всей жизни; сознательное отношение к непрерывному образованию как условию успешной профессиональной и общественной деятельности;

  • экологическая культура, бережное отношение к родной земле, природным богатствам России и мира; понимание влияния социально-экономических процессов на состояние природной и социальной среды, ответственность за состояние природных ресурсов; умения и навыки разумного природопользования, нетерпимое отношение к действиям, приносящим вред экологии; приобретение опыта эколого-направленной деятельности;

  • эстетическое отношение к миру, готовность к эстетическому обустройству собственного быта.

В сфере отношений обучающихся к семье и родителям, в том числе подготовка к семейной жизни:

  • ответственное отношение к созданию семь на основе осознанного принятия ценностей семейной жизни;

  • положительный образ семьи, родительства (отцовства и материнства), интериоризация традиционных семейных ценностей.

В сфере отношений обучающихся к труду, в сфере социально-экономических отношений:

  • уважение ко всем формам собственности, готовность к защите своей собственности;

  • осознанный выбор будущей профессии как путь и способ реализации собственных жизненных планов;

  • готовность обучающихся к трудовой профессиональной деятельности как к возможности участия в решении личных, общественных, государственных, общенациональных проблем;

  • потребность трудиться, уважение к труду и людям труда, трудовым достижениям, добросовестное, ответственное и творческое отношение к разным видам трудовой деятельности;

  • готовность к самообслуживанию, включая обучение и выполнение домашних обязанностей.

В сфере физического, психологического, социального и академического благополучия обучающихся:

  • физическое, эмоционально-психологическое, социальное благополучие обучающихся в жизни ОО, ощущение детьми безопасности и психологического комфорта, информационной безопасности.

МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ

Метапредметные результаты освоения ООП представлены тремя группами УУД.

Регулятивные УУД: выпускник научится самостоятельно определять цели, задавать параметры и критерии, по которым можно определить, что цель достигнута; оценивать возможные последствия достижения поставленной цели в деятельности, собственной жизни и жизни окружающих людей, основываясь на соображениях этики и морали; ставить и формулировать собственные задачи в образовательной деятельности и жизненных ситуациях; оценивать ресурсы, в том числе время и другие нематериальные ресурсы, необходимые для достижения поставленной цели; выбирать путь достижения цели, планировать решение поставленных задач, оптимизируя материальные и нематериальные затраты; организовывать эффективный поиск ресурсов, необходимых для достижения поставленной цели; сопоставлять полученный результат деятельности с поставленной заранее целью.

Познавательные УУД: выпускник научится искать и находить обобщённые способы решения задач, в том числе осуществлять развёрнутый информационный поиск и ставить на его основе новые (учебные и познавательные) задачи; критически оценивать и интерпретировать информацию с разных позиций, распознавать и фиксировать противоречия в информационных источниках; использовать различные модельно-схематические средства для представления существенных связей и отношений, а также противоречий, выявленных в информационных источниках; находить и приводить критические аргументы в отношении действий и суждений другого; спокойно и разумно относиться к критическим замечаниям в отношении собственного суждения, рассматривать их как ресурс собственного развития; выходить за рамки учебного предмета и осуществлять целенаправленный поиск возможностей для широкого переноса средств и способов действия; выстраивать индивидуальную образовательную траекторию, учитывая ограничения со стороны других участников и ресурсные ограничения; менять и удерживать разные позиции в познавательной деятельности.

Коммуникативные УУД: выпускник научится осуществлять деловую коммуникацию как со сверстниками, так и со взрослыми (как внутри ОО, так и за её пределами), подбирать партнёров для деловой коммуникации исходя из соображений результативности взаимодействия, а не личных симпатий; при осуществлении групповой работы быть как руководителем, так и членом команды в разных ролях (генератор идей, критик, исполнитель, выступающий, эксперт и т.д.); координировать и выполнять работу в условиях реального, виртуального и комбинированного взаимодействия; развёрнуто, логично и точно излагать свою точку зрения с использованием адекватных (устных и письменных) языковых средств; распознавать конфликтогенные ситуации и предотвращать конфликты до их активной фазы, выстраивать деловую и образовательную коммуникацию, избегая личностных оценочных суждений.

ПРЕДМЕТНЫЕ

В результате изучения учебного предмета «Русский язык» на уровне среднего общего образования выпускник научится:

  • использовать языковые средства адекватно цели общения и речевой ситуации;

  • использовать знания о формах русского языка (литературный язык, просторечие, народные говоры, профессиональные разновидности, жаргон, арго) при создании тестов;

  • создавать устные и письменные высказывания, монологические и диалогические тексты определенной функционально-смысловой принадлежности (описание, повествование, рассуждение) и определенных жанров (тезисы, конспекты, выступления, лекции, отчеты, сообщения, аннотации, рефераты, доклады, сочинения);

  • выстраивать композицию текста, используя знания о его структурных элементах;

  • подбирать и использовать языковые средства в зависимости от типа текста и выбранного профиля обучения;

  • правильно использовать лексические и грамматические средства связи предложений при построении текста;

  • создавать устные и письменные тексты разных жанров в соответствии с функционально-стилевой принадлежностью текста;

  • сознательно использовать изобразительно-выразительные средства языка при создании текста в соответствии с выбранным профилем обучения;

  • использовать при работе с текстом разные виды чтения (поисковое, просмотровое, ознакомительное, изучающее, реферативное) и аудирования (с полным пониманием текста, с пониманием основного содержания, с выборочным извлечением информации);

  • анализировать текст с точки зрения наличия в нём явной и скрытой, основной и второстепенной информации, определять его тему, проблему и основную мысль;

  • извлекать необходимую информацию из различных источников и переводить её в текстовый формат;

  • преобразовывать текст в другие виды передачи информации;

  • выбирать тему, определять цель и подбирать материал для публичного выступления;

  • соблюдать культуру публичной речи;

  • соблюдать в речевой практике основные орфоэпические, лексические, грамматические, стилистические, орфографические и пунктуационные нормы русского литературного языка;

  • оценивать собственную и чужую речь с позиции соответствия языковым нормам;

  • использовать основные нормативные словари и справочники для оценки устных и письменных высказываний с точки зрения соответствия языковым нормам.

Выпускник получит возможность научиться:

  • распознавать уровни и единицы языка в предъявленном тексте и видеть взаимосвязь между ними;

  • анализировать при оценке собственной и чужой речи языковые средства, использованные в тексте, с точки зрения правильности, точности и уместности их употребления;

  • комментировать авторские высказывания на различные темы (в том числе о богатстве и выразительности русского языка);

  • отличать язык художественной литературы от других разновидностей современного русского языка;

  • использовать синонимические ресурсы русского языка для более точного выражения мысли и усиления выразительности речи;

  • иметь представление об историческом развитии русского языка и истории русского языкознания;

  • выражать согласие или несогласие с мнением собеседника в соответствии с правилами ведения диалогической речи;

  • дифференцировать главную и второстепенную информацию, известную и неизвестную информацию в прослушанном тексте;

  • проводить самостоятельный поиск текстовой и нетекстовой информации, отбирать и анализировать полученную информацию;

  • сохранять стилевое единство при создании текста заданного функционального стиля;

  • владеть умениями информационно перерабатывать прочитанные и прослушанные тексты и представлять их в виде тезисов, конспектов, аннотаций, рефератов;

  • создавать отзывы и рецензии на предложенный текст;

  • соблюдать культуру чтения, говорения, аудирования и письма;

  • соблюдать культуру научного и делового общения в устной и письменной форме, в том числе при обсуждении дискуссионных проблем;

  • соблюдать нормы речевого поведения в разговорной речи, а также в учебно-научной и официально-деловой сферах общения;

  • осуществлять речевой самоконтроль;

  • совершенствовать орфографические и пунктуационные умения и навыки на основе знаний о нормах русского литературного языка;

  • использовать основные нормативные словари и справочники для расширения словарного запаса и спектра используемых языковых средств;

  • оценивать эстетическую сторону речевого высказывания пи анализе текстов (в том числе художественной литературы).


УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН



п/п

Тема раздела

Количество часов

В том числе

Практические работы

Контрольные работы

1

Принципы русского правописания

10

1

1

2

Повторение изученного

92

1

2

3

Итоговая контрольная работа и её анализ

1

-

2

Итого

102

2

5




СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО КУРСА



11 КЛАСС (102 ч)

III. Принципы русского правописания (10 ч)

Фонетический принцип графики. Морфемный, морфологический и традиционный (исторический) принципы орфографии. Дифференцирующие и другие написания.

Структурный (формальный) и семантический (смысловой) принципы пунктуации. Знаки препинания и интонация. Авторские знаки.

IV. Повторение изученного (92 ч)

Систематизация знаний по русскому языку.

Фонетика. Лексикология. Морфемика. Морфология. Синтаксис. Роль единиц указанных разделов в построении текстов разных стилей и жанров.

Систематизация орфограмм в соответствии с принципами орфографии. Блоковый характер орфографических и пунктуационных правил как средство преодоления дробности частных правил. Закрепление навыков грамотного письма (обобщающие задания).

Совершенствование устной речи.



КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

Количество недельных часов – 3.

Количество часов в год – 102.

уро

ка

Название раздела, тема урока

Кол-во часов

Тип урока

Вид деятельности

Материально-техническое и информационно-техническое обеспечение урока

Домашнее задание

Дата

План

Факт


Принципы русского правописания

10







1

Принципы русского правописания. Принципы орфографии

1

Урок изучения нового материала

Осмысление

Учебник, тетрадь, доска

§ 54 (с. 162-166.

02.09.2019г.


2

Повторение пунктуации. Тире между подлежащим и сказуемым

1

Урок совершенствования знаний, умений, навыков

Отработка навыков

Учебник, тетрадь, доска

Составить презентацию.

03.09.


3

Повторение пунктуации. Тире в неполном предложении. Знаки препинания при именительном представления

1

Урок совершенствования знаний, умений, навыков

Отработка навыков

Учебник, тетрадь, доска

Не задано.

04.09.


4

Принципы пунктуации. Авторские знаки

1

Урок изучения нового материала

Осмысление

Учебник, тетрадь, доска

§55-56 (с. 166-170).

09.09


5

Повторение пунктуации. Знаки препинания при однородных членах предложения

1

Урок совершенствования знаний, умений, навыков

Отработка навыков

Учебник, тетрадь, доска

Составить презентацию.

10.09


6

Повторение пунктуации. Знаки препинания при однородных членах с обобщающими словами

1

Урок совершенствования знаний, умений, навыков

Отработка навыков

Учебник, тетрадь, доска

Подобрать примеры из художественной литературы.

11.09


7

РР Подготовка к сочинению-рассуждению в формате ЕГЭ.

1

Урок развития речи

Пересказ текста

Черновик

Не задано.

16.09


8

РР Сочинение-рассуждение в формате ЕГЭ.

1

Урок развития речи

Пересказ текста

Тетрадь для творческих работ

Не задано.

17.09


9

Повторение раздела «Принципы русского правописания»

1

Урок контроля и проверки знаний и умений

Контрольная работа

Тетрадь для контрольных работ, доска

Не задано.

18.09


10

Повторение раздела «Принципы русского правописания»

1

Урок совершенствования знаний, умений, навыков

Отработка навыков

Тетрадь для контрольных работ, доска

Не задано.

23.09



Повторение изученного

92







11

Повторение фонетики, графики и орфоэпии

1

Урок совершенствования знаний, умений, навыков

Отработка навыков

Учебник, тетрадь, доска, компьютер, проектор, экран, презентация

Упр. 266 (с. 271).

24.09


12

Повторение фонетики, графики и орфоэпии

1

Урок совершенствования знаний, умений, навыков

Отработка навыков

Учебник, тетрадь, доска

Упр. 267 (с. 271).

25.09


13

Повторение фонетики, графики и орфоэпии

1

Урок совершенствования знаний, умений, навыков

Отработка навыков

Учебник, тетрадь, доска

Упр. 270 (с. 272).

30.09


14

Повторение фонетики, графики и орфоэпии

1

Урок совершенствования знаний, умений, навыков

Отработка навыков

Учебник, тетрадь, доска

Упр. 274 (с. 273).

01.10


15

Повторение морфемики и словообразования

1

Урок совершенствования знаний, умений, навыков

Отработка навыков

Учебник, тетрадь, доска, компьютер, проектор, экран, презентация

Упр. 282 (с. 278).

02.10


16

Повторение морфемики и словообразования

1

Урок совершенствования знаний, умений, навыков

Отработка навыков

Учебник, тетрадь, доска

Упр. 287 (с. 279).

07.10


17

Повторение морфемики и словообразования

1

Урок совершенствования знаний, умений, навыков

Отработка навыков

Учебник, тетрадь, доска



Упр. 291 (с. 279).

08.10


18

Повторение пунктуации. Знаки препинания при однородных и неоднородных приложениях

1

Урок совершенствования знаний, умений, навыков

Отработка навыков

Учебник, тетрадь, доска

Составить презентацию.

09.10


19

Повторение морфемики и словообразования

1

Урок совершенствования знаний, умений, навыков

Отработка навыков

Учебник, тетрадь, доска

Упр. 294 (с. 279).

14.10


20

Повторение морфемики и словообразования

1

Урок совершенствования знаний, умений, навыков

Отработка навыков

Учебник, тетрадь, доска

Упр. 311 (с. 282).

15.10


21

Повторение морфемики и словообразования

1

Урок совершенствования знаний, умений, навыков

Отработка навыков

Учебник, тетрадь, доска

Упр. 316 (с. 283).

16.10


22

Повторение пунктуации. Обособленные и необособленные согласованные определения

1

Урок совершенствования знаний, умений, навыков

Отработка навыков

Учебник, тетрадь, доска

Составить вопросы по теме.

21.10


23

Повторение лексикологии, фразеологии и этимологии

1

Урок совершенствования знаний, умений, навыков

Отработка навыков

Учебник, тетрадь, доска, компьютер, проектор, экран, презентация

Упр. 324 (с. 286).

22.10


24

Повторение лексикологии, фразеологии и этимологии

1

Урок совершенствования знаний, умений, навыков

Отработка навыков

Упр. 331 (с. 288).


23.10


25

Повторение лексикологии, фразеологии и этимологии

1

Урок совершенствования знаний, умений, навыков

Отработка навыков

Учебник, тетрадь, доска

Упр. 334 (с. 289).

28.10


26

Повторение пунктуации. Обособленные и необособленные согласованные определения

1

Урок совершенствования знаний, умений, навыков

Отработка навыков

Учебник, тетрадь, доска

Выписать примеры из художественной литературы.

29.10


27

Повторение лексикологии, фразеологии и этимологии

1

Урок совершенствования знаний, умений, навыков

Отработка навыков

Учебник, тетрадь, доска

Упр. 335 (с. 289).

30.10


28

Повторение лексикологии, фразеологии и этимологии

1

Урок совершенствования знаний, умений, навыков

Отработка навыков

Учебник, тетрадь, доска

Упр. 350 (с. 293).



29

Повторение пунктуации. Обособленные и необособленные приложения. Обособленные дополнения

1

Урок совершенствования знаний, умений, навыков

Отработка навыков

Учебник, тетрадь, доска

Составить презентацию.



30

Повторение морфологии

1

Урок совершенствования знаний, умений, навыков

Отработка навыков

Учебник, тетрадь, доска, компьютер, проектор, экран, презентация

Упр. 356 (с. 295).



31

Повторение морфологии

1

Урок совершенствования знаний, умений, навыков

Отработка навыков

Учебник, тетрадь, доска

Упр. 361 (с. 297).



32

Повторение морфологии

1

Урок совершенствования знаний, умений, навыков

Отработка навыков

Учебник, тетрадь, доска

Упр. 372 (с. 301).



33

Повторение пунктуации. Обособленные обстоятельства

1

Урок совершенствования знаний, умений, навыков

Отработка навыков

Учебник, тетрадь, доска

Составить предложения с обособленными обстоятельствами.



34

Повторение морфологии

1

Урок совершенствования знаний, умений, навыков

Отработка навыков

Учебник, тетрадь, доска

Упр. 381 (с. 305).



35

Повторение морфологии

1

Урок совершенствования знаний, умений, навыков

Отработка навыков

Учебник, тетрадь, доска

Упр. 383 (с. 305-306).



36

Повторение синтаксиса. Основные единицы синтаксиса. Виды связи между словами и предложениями

1

Урок совершенствования знаний, умений, навыков

Отработка навыков

Учебник, тетрадь, доска, компьютер, проектор, экран, презентация

Упр. 389 (с. 307).



37

Словосочетание

1

Урок совершенствования знаний, умений, навыков

Отработка навыков

Учебник, тетрадь, доска

Упр. 407 (с. 312).



38

Предложение

1

Урок совершенствования знаний, умений, навыков

Отработка навыков

Учебник, тетрадь, доска

Упр. 413 (с. 314-315).



39

Простое предложение. Смысловой центр предложения

1

Урок совершенствования знаний, умений, навыков

Отработка навыков

Учебник, тетрадь, доска

Упр. 418 (с. 317), 420 (с. 318).



40

Повторение пунктуации. Знаки препинания при сравнительных конструкциях

1

Урок совершенствования знаний, умений, навыков

Отработка навыков

Учебник, тетрадь, доска

Выписать примеры из художественной литературы.



41

Повторение пунктуации. Знаки препинания при сравнительных конструкциях

1

Урок совершенствования знаний, умений, навыков

Отработка навыков

Учебник, тетрадь, доска

Повторить изученное за полугодие.



42

Контрольная работа за I полугодие

1

Урок контроля и проверки знаний и умений

Контрольная работа

Тетрадь для контрольных работ, доска

Не задано.



43

Анализ контрольной работы

1

Урок совершенствования знаний, умений, навыков

Отработка навыков

Тетрадь для контрольных работ

Не задано.



44

Повторение пунктуации. Знаки препинания при обособлении уточняющих и пояснительных членов предложения

1

Урок совершенствования знаний, умений, навыков

Отработка навыков

Учебник, тетрадь, доска

Составить презентацию.



45

Повторение пунктуации. Знаки препинания при обособлении уточняющих и пояснительных членов предложения

1

Урок совершенствования знаний, умений, навыков

Отработка навыков

Учебник, тетрадь, доска

Не задано.



46

РР Подготовка к сочинению-рассуждению в формате ЕГЭ

1

Урок развития речи

Пересказ текста

Доска, черновик

Не задано.



47

РР Сочинение-рассуждение в формате ЕГЭ.

1

Урок развития речи

Пересказ текста

Тетрадь для творческих работ, доска, черновик

Не задано.



48

Главные и второстепенные члены предложения

1

Урок совершенствования знаний, умений, навыков

Отработка навыков

Учебник, тетрадь, доска, компьютер, проектор, экран, презентация

Упр. 421 (с. 318).



49

Главные и второстепенные члены предложения

1

Урок совершенствования знаний, умений, навыков

Отработка навыков

Учебник, тетрадь, доска

Упр. 427 (с. 321).



50

Многозначные члены предложения

1

Урок совершенствования знаний, умений, навыков

Осмысление

Отработка навыков

Учебник, тетрадь, доска

Упр. 430 (с. 322).



51

Односоставные предложения

1

Урок совершенствования знаний, умений, навыков

Отработка навыков

Учебник, тетрадь, доска, компьютер, проектор, экран, презентация

Упр. 439 (с. 327).



52

Односоставные предложения

1

Урок совершенствования знаний, умений, навыков

Отработка навыков

Учебник, тетрадь, доска

Упр. 442 (с. 328).



53

Полные и неполные предложения

1

Урок совершенствования знаний, умений, навыков

Отработка навыков

Учебник, тетрадь, доска

Упр. 451 (с. 333).



54

Повторение пунктуации. Знаки препинания при вводных и вставных компонентах

1

Урок совершенствования знаний, умений, навыков

Отработка навыков

Учебник, тетрадь, доска

Составить презентацию.



55

Повторение пунктуации. Знаки препинания при вводных и вставных компонентах

1

Урок совершенствования знаний, умений, навыков

Отработка навыков

Учебник, тетрадь, доска

Не задано.



56

Осложнённое предложение. Предложение с однородными членами

1

Урок совершенствования знаний, умений, навыков

Отработка навыков

Учебник, тетрадь, доска, компьютер, проектор, экран, презентация

Упр. 459 (с. 335).



57

Осложнённое предложение. Предложение с однородными членами

1

Урок совершенствования знаний, умений, навыков

Отработка навыков

Учебник, тетрадь, доска

Упр. 463 (с. 337).



58

Обособленные определения и приложения

1

Урок совершенствования знаний, умений, навыков

Отработка навыков

Учебник, тетрадь, доска, компьютер, проектор, экран, презентация

Упр. 469 (с. 340).



59

Обособленные определения и приложения

1

Урок совершенствования знаний, умений, навыков

Отработка навыков

Учебник, тетрадь, доска

Упр. 472 (с. 342).



60

Обособленные обстоятельства

1

Урок совершенствования знаний, умений, навыков

Отработка навыков

Учебник, тетрадь, доска, компьютер, проектор, экран, презентация

Упр. 477 (с. 344).



61

Обособленные обстоятельства

1

Урок совершенствования знаний, умений, навыков

Отработка навыков

Учебник, тетрадь, доска

Упр. 481 (с. 346).



62

Предложения с вводными и вставными единицами

1

Урок совершенствования знаний, умений, навыков

Отработка навыков

Учебник, тетрадь, доска, компьютер, проектор, экран, презентация

Упр. 487 (с. 348).



63

Предложения с вводными и вставными единицами

1

Урок совершенствования знаний, умений, навыков

Отработка навыков

Учебник, тетрадь, доска

Упр. 490 (с. 349).



64

Предложения с обращениями

1

Урок совершенствования знаний, умений, навыков

Отработка навыков

Учебник, тетрадь, доска, компьютер, проектор, экран, презентация

Упр. 492 (с. 349).



65

Повторение пунктуации. Знаки препинания при обращениях

1

Урок совершенствования знаний, умений, навыков

Отработка навыков

Учебник, тетрадь, доска

Упр. 495 (с. 350).



66

Диктант с дополнительными заданиями

1

Урок контроля и проверки знаний и умений

Контрольная работа

Тетрадь для контрольных работ, доска

Не задано.



67

Анализ диктанта с дополнительными заданиями

1

Урок совершенствования знаний, умений, навыков

Отработка навыков

Тетрадь для контрольных работ, доска

Не задано.



68

Сложное предложение

1

Урок совершенствования знаний, умений, навыков

Отработка навыков

Учебник, тетрадь, доска, компьютер, проектор, экран, презентация

Упр. 496 (с. 351).



69

Сложное предложение

1

Урок совершенствования знаний, умений, навыков

Отработка навыков

Учебник, тетрадь, доска

Упр. 498 (с. 352).



70

Повторение пунктуации. Знаки препинания в сложносочинённом предложении

1

Урок совершенствования знаний, умений, навыков

Отработка навыков

Учебник, тетрадь, доска

Упр. 502 (с. 353).



71

Повторение пунктуации. Знаки препинания в сложносочинённом предложении

1

Урок совершенствования знаний, умений, навыков

Отработка навыков

Учебник, тетрадь, доска

Упр. 504 (с. 353-354).



72

Повторение пунктуации. Знаки препинания в сложноподчинённом предложении

1

Урок совершенствования знаний, умений, навыков

Отработка навыков

Учебник, тетрадь, доска

Упр. 506 (с. 355).



73

Повторение пунктуации. Знаки препинания в сложноподчинённом предложении

1

Урок совершенствования знаний, умений, навыков

Отработка навыков

Учебник, тетрадь, доска

Упр. 508 (с. 355).



74

Повторение пунктуации. Знаки препинания в сложноподчинённом предложении с несколькими придаточными

1

Урок совершенствования знаний, умений, навыков

Отработка навыков

Учебник, тетрадь, доска

Упр. 509 (с. 356).



75

Повторение пунктуации. Знаки препинания в сложноподчинённом предложении с несколькими придаточными

1

Урок совершенствования знаний, умений, навыков

Отработка навыков

Учебник, тетрадь, доска

Упр. 517 (с. 359).



76

Сложные бессоюзные предложения

1

Урок совершенствования знаний, умений, навыков

Отработка навыков

Учебник, тетрадь, доска

Упр. 526 (с. 363).



77

Сложные бессоюзные предложения

1

Урок совершенствования знаний, умений, навыков

Отработка навыков

Учебник, тетрадь, доска

Упр. 529 (с. 364).



78

Повторение пунктуации. Знаки препинания в сложном бессоюзном предложении

1

Урок совершенствования знаний, умений, навыков


Отработка навыков

Учебник, тетрадь, доска

Упр. 534 (с. 367).



79

Повторение пунктуации. Знаки препинания в сложном бессоюзном предложении

1

Урок совершенствования знаний, умений, навыков

Отработка навыков

Учебник, тетрадь, доска

Упр. 536 (с. 368).



80

Предложения с чужой речью

1

Урок совершенствования знаний, умений, навыков

Отработка навыков

Учебник, тетрадь, доска, компьютер, проектор, экран, презентация

Упр. 539 (с. 369).



81

Повторение пунктуации. Знаки препинания при прямой речи

1

Урок совершенствования знаний, умений, навыков

Отработка навыков

Учебник, тетрадь, доска

Упр. 540 (с. 370).



82

Повторение пунктуации. Знаки препинания при прямой речи

1

Урок совершенствования знаний, умений, навыков

Отработка навыков

Учебник, тетрадь, доска

Упр. 543 (с. 370).



83

Повторение пунктуации. Знаки препинания при цитатах

1

Урок совершенствования знаний, умений, навыков

Отработка навыков

Учебник, тетрадь, доска

Упр. 547 (с. 372).



84

Повторение пунктуации. Знаки препинания при цитатах

1

Урок совершенствования знаний, умений, навыков

Отработка навыков

Учебник, тетрадь, доска

Упр. 548 (с. 372-373).



85

Повторение орфографии. Правописание корней

1

Урок совершенствования знаний, умений, навыков

Отработка навыков

Учебник, тетрадь, доска, компьютер, проектор, экран, презентация

Упр. 559 (с. 377).



86

Правописание корней

1

Урок совершенствования знаний, умений, навыков

Отработка навыков

Учебник, тетрадь, доска

Упр. 577 (с. 381-382).



87

Правописание приставок

1

Урок совершенствования знаний, умений, навыков

Отработка навыков

Учебник, тетрадь, доска, компьютер, проектор, экран, презентация

Упр. 583 (с. 384).



88

Правописание приставок

1

Урок совершенствования знаний, умений, навыков

Отработка навыков

Учебник, тетрадь, доска

Упр. 587 (с. 385).



89

Правописание ъ и ь

1

Урок совершенствования знаний, умений, навыков

Отработка навыков

Учебник, тетрадь, доска, компьютер, проектор, экран, презентация

Упр. 601 (с. 388).



90

Правописание ъ и ь

1

Урок совершенствования знаний, умений, навыков

Отработка навыков

Учебник, тетрадь, доска

Упр. 603 (с. 389).



91

Правописание суффиксов

1

Урок совершенствования знаний, умений, навыков

Отработка навыков

Учебник, тетрадь, доска, компьютер, проектор, экран, презентация

Упр. 612 (с. 392).



92

Правописание суффиксов

1

Урок совершенствования знаний, умений, навыков

Отработка навыков

Учебник, тетрадь, доска

Упр. 619 (с. 394).



93

Правописание окончаний

1

Урок совершенствования знаний, умений, навыков

Отработка навыков

Учебник, тетрадь, доска, компьютер, проектор, экран, презентация

Упр. 626 (с. 396).



94

Правописание окончаний

1

Урок совершенствования знаний, умений, навыков

Отработка навыков

Учебник, тетрадь, доска

Упр. 628 (с. 397).



95

Правописание гласных после шипящих

1

Урок совершенствования знаний, умений, навыков

Отработка навыков

Учебник, тетрадь, доска, компьютер, проектор, экран, презентация

Упр. 636 (с. 399).



96

Правописание гласных после шипящих

1

Урок совершенствования знаний, умений, навыков

Отработка навыков

Учебник, тетрадь, доска

Упр. 637 (с. 400).



97

Слитное, дефисное и раздельное написание слов

1

Урок совершенствования знаний, умений, навыков

Отработка навыков

Учебник, тетрадь, доска, компьютер, проектор, экран, презентация

Упр. 646 (с. 403).



98

Слитное, дефисное и раздельное написание слов

1

Урок совершенствования знаний, умений, навыков

Отработка навыков

Учебник, тетрадь, доска

Упр. 649 (с. 404).



99

Правописание не и ни с разными частями речи

1

Урок совершенствования знаний, умений, навыков

Отработка навыков

Учебник, тетрадь, доска, компьютер, проектор, экран, презентация

Упр. 652 (с. 406).



100

Правописание омонимичных форм разных частей речи

1

Урок совершенствования знаний, умений, навыков

Отработка навыков

Учебник, тетрадь, доска

Упр. 665 (с. 412).



101

Обобщающее повторение орфографии и пунктуации

1

Урок совершенствования знаний, умений, навыков

Отработка навыков

Учебник, тетрадь, доска

Упр. 665 (с. 412) Повторить изученное загод.



102

Годовая контрольная работа

1

Уроки контроля и проверки знаний и умений

Контрольная работа

Тетрадь для контрольных работ, доска

Не задано.











Контрольный диктант с дополнительными заданиями

Мама привезла девочку в санаторий для ослабленных детей и оставила там.

Это была осень, и дом, двухэтажный, бревенчатый, с га­лереями вдоль спален на втором этаже, стоял на берегу большого пруда, как многие барские усадьбы.

Вокруг простирался осенний парк с аллеями, полянами и домами, и запах палой листвы пьянил после городской гари — деревья стояли именно в золотом и медном уборе под густо-синими небесами.

В спальне девочек оказался рояль, неожиданное со­кровище, и те счастливицы, которые умели играть, играли, а те несчастные, которые не умели, старались научиться.

Девочка эта была я, двенадцатилетнее существо...

Очередь — воплощенная справедливость, и очередь до­шла и до девочки, которую мама записала в туберкулезном диспансере на путевку в лесную школу (так назывался са­наторий).

И вот, покинув задымленные московские улицы, свою районную школу, сверкающую чистотой, и постоянное ло­же сна, находившееся на матрасе на полу под столом, де­вочка в сопровождении мамы поехала на электричке с че­моданом в лесную школу, где спальня с роялем называлась «дортуар», где в столовой была целая колоннада по бокам и хоры наверху (бальный зал).

Здесь, в одиночестве, одна среди чужого объединивше­гося племени, девочка защитила себя, написав сочинение об осени. Горя, как в лихорадке, она нагромоздила описа­ние на описание, хрусталь на багрец, золото на ниспадаю­щие каскады, бирюзу на резьбу, кристаллы на кораллы, и удивленная, даже пораженная учительница по русскому, красавица в хрустящем кожей корсете (костный туберку­лез), дала прочесть мое сочинение всем учителям и потом прочла его вслух в классе.

(231 слово) (Л. Петрушевская.

Незрелые ягоды крыжовника)

Дополнительные задания:

  1. Произведите фонетический разбор слов:

вариант 1 — аллеями; вариант 2 — городской.

2. Произведите морфемный и словообразователь­ный разбор слов:

вариант 1 — описание; вариант 2 — сочинение.

  1. Произведите морфологический разбор слов:

вариант 1 — научиться; вариант 2 — прочесть.





















































тРЕБОВАНИЯ К ОСНАЩЕНИЮ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В СООТВЕТСТВИИ С СОДЕРЖАТЕЛЬНЫМ НАПОЛНЕНИЕМ УЧЕБНЫХ ПРЕДМЕТОВ ФЕДЕРАЛЬНОГО КОМПОНЕНТА ГОСУДАРСТВЕННОГО СТАНДАРТА ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

Русский язык

Основания и цели разработки требований. Настоящие требования разработаны на основе федерального компонента государственного образовательного стандарта общего образования по русскому языку для основной средней школы, базового и профильного уровней полной средней школы.

Документ представляет собой требования к материально-техническому обеспечению учебного процесса, предъявляемые при введении государственного стандарта по русскому языку в практику обучения.

Требования включают перечни книгопечатной продукции (библиотечный фонд демонстрационных печатных пособий), компьютерных и информационно-коммуникационных средств, технических средств обучения (ТСО), экранно-звуковых пособий.

Новизна разработанных требований. В отличие от существовавших ранее перечней средств обучения и учебного оборудования по русскому языку, настоящие требования ориентированы не только на обеспечение наглядности процесса обучения, но и, прежде всего, на интенсивное развитие речемыслительных способностей учащихся, на формирование не только системы языковых и речевых умений и навыков, но и на отработку общеучебных умений, что предполагает прежде всего овладение способами деятельности, формирующими познавательную, информационную, коммуникативную компетенции.

Таким образом, рекомендации исходят из задач комплексного использования материально-технических средств обучения, перехода от репродуктивных форм учебной деятельности к самостоятельным, поисково-исследовательским видам работы, переноса акцента на аналитический компонент учебной деятельности, формирование коммуникативной культуры учащихся и развитие умений работы с различными типами информации и ее источниками. Материально-техническое обеспечение учебного процесса должно быть достаточным для эффективного решения этих задач, именно поэтому рекомендации включают не только объекты, выпускаемые в настоящее время, но и перспективные, создание которых необходимо для обеспечения ввода государственного стандарта.

При разработке документа были учтены достижения практической методики, связанные с комплексным применением аудиовизуальных средств в процессе обучения русскому языку. В перечне представлены разнообразные статичные средства (схемы, таблицы, картины, транспаранты, слайды), с помощью которых повышается эффективность работы.

Принципы отбора объектов и средств материально-технического обеспечения. В настоящих требованиях представлены не конкретные названия, а, прежде всего, общая номенклатура объектов и средств материально-технического обеспечения, что объясняется особенностью современного этапа развития сектора, обеспечивающего материальные потребности школы, а также существенными изменениями, которым должны подвергнуться учебно-методические пособия в связи с введением государственного образовательного стандарта по предмету. Кроме того, в школьную практику преподавания постепенно вводятся новые носители информации, в том числе - мультимедийные, что также потребует пересмотра сложившейся системы материально-технического обеспечения учебного процесса.

Настоящие требования могут быть уточнены и дополнены применительно к специфике конкретных образовательных учреждений, уровню их финансирования, а также исходя из последовательной разработки и накопления собственной базы материально-технических средств обучения (в том числе в виде мультимедийных продуктов, создаваемых учащимися, электронной библиотеки, видеотеки и т.п.).

Характеристики расчета количественных показателей материально-технического обеспечения. Количество учебного оборудования приводится в требованиях в расчете на один учебный кабинет. При этом использование значительной части указанных технических средств связано с решением не только внутрипредметных, но и общеучебных задач. Оснащение этими техническими средствами кабинета русского языка рассматривается как элемент общего материально-технического оснащения образовательного учреждения. Конкретное количество указанных средств и объектов материально-технического обеспечения учитывает средний расчет наполняемости класса (25-30 учащихся).

Для отражения количественных показателей в рекомендациях используется следующая система символических обозначений:

  • Д – демонстрационный экземпляр (1 экз., кроме специально оговоренных случаев),

  • К – полный комплект (исходя из реальной наполняемости класса),

  • Ф – комплект для фронтальной работы (примерно в два раза меньше, чем полный комплект, то есть не менее 1 экз. на двух учащихся),

  • П – комплект, необходимый для практической работы в группах, насчитывающих по нескольку учащихся (6-7 экз.)

Характеристика учебного кабинета. Выбор помещения, его рациональная планировка определяется санитарно-эпидемиологическими нормами (СанПиН 2.4.2. 178-02).

Помещение кабинета русского языка должно быть оснащено техническими средствами обучения, достаточными для выполнения требований к уровню подготовки учащихся.





Наименования объектов и средств

материально-технического обеспечения

Необходимое количество



Примечания

Основная школа

Старшая школа

Базов.

Проф.

1

2

3

4

5

6


1

Библиотечный фонд (книгопечатная продукция)


Федеральный Закон «Об образовании»

Д

Д

Д



Стандарт основного общего образования по русскому (родному) языку

Д



Стандарт по русскому (родному) языку, примерные программы, рабочие программы входят в состав обязательного программно-методического обеспечения кабинета русского языка.


Стандарт среднего (полного) общего образования по русскому языку (базовый уровень)


Д



Стандарт среднего (полного) общего образования по русскому языку (профильный уровень)



Д


Примерная программа основного общего образования по русскому языку

Д




Примерная программа среднего (полного) общего образования по русскому языку (базовый уровень)


Д



Примерная программа среднего (полного) общего образования по русскому языку (профильный уровень)



Д


Авторские программы по русскому языку

Д

Д

Д


Учебник по русскому языку. 5 класс.

К



В библиотечный фонд входят комплекты учебников, рекомендованных или допущенных Министерством образования и науки РФ.



При комплектации библиотечного фонда полными комплектами учебников целесообразно включить в состав книгопечатной продукции, имеющейся в кабинете русского языка, и по несколько экземпляров учебников из других УМК по каждому классу. Эти учебники могут быть использованы учащимися для выполнения практических работ, а также учителем как часть методического обеспечения кабинета.


Учебник по русскому языку. 6 класс.

К




Учебник по русскому языку. 7 класс.

К




Учебник по русскому языку. 8 класс.

К




Учебник по русскому языку. 9 класс.

К




Учебник по русскому языку. 10 класс.

К

К


Учебник по русскому языку. 11 класс.


К

К


Учебные пособия по факультативам. Русский язык. 7 класс.

К




Учебные пособия по факультативам. Русский язык.8 класс.

К




Учебные пособия по факультативам. Русский язык. 9 класс.

К




Учебные пособия по элективным курсам. Русский язык. 9 класс.

К




Учебные пособия по элективным курсам. Русский язык. 10 класс.


К

К


Учебные пособия по элективным курсам. Русский язык. 11 класс.


К

К


Рабочая тетрадь по русскому языку. 5 класс.

К



В состав библиотечного фонда целесообразно включать рабочие тетради, соответствующие используемым комплектам учебников.


Рабочая тетрадь по русскому языку. 6 класс.

К




Рабочая тетрадь по русскому языку. 7 класс.

К




Рабочая тетрадь по русскому языку. 8 класс.

К




Рабочая тетрадь по русскому языку. 9 класс.

Рабочая тетрадь по русскому языку. 10-11 класс.

К





К

К


Практикум по русскому языку. 5 класс.

К




Практикум по русскому языку. 6 класс.

К




Практикум по русскому языку. 7 класс.

К




Практикум по русскому языку. 8 класс.

К





Практикум по русскому языку. 9 класс.

Практикум по русскому языку. 10 класс.

К






К

К


Практикум по русскому языку. 11 класс.


К

К


Книги для чтения по русскому языку

П




Школьные словари русского языка






Ф

Ф

Ф


Справочные пособия (энциклопедии, справочники по русскому языку)



П



П



П

Рекомендуются следующие типы лингвистических словарей русского языка: толковый, иностранных слов, синонимов, антонимов фразеологический,, орфоэпический, морфемный, словообразовательный, этимологический, словари трудностей русского языка и др.



Необходимы для подготовки докладов и сообщений. Научные, научно-популярные и художественные издания, необходимые для подготовки докладов, сообщений, рефератов и творческих работ должны содержаться в фондах школьной библиотеки


Научная, научно-популярная литература по лингвистике.



П


Дидактические материалы для 5 – 11 классов

Ф

Ф

Ф

Сборники познавательных и развивающих заданий, а также контрольно-измерительные материалы по отдельным темам курса.


Методические пособия для учителя (рекомендации к проведению уроков)

Д

Д

Д


2.

Печатные пособия


Таблицы по русскому языку по всем разделам школьного курса.

Д /Ф

Д/Ф

Д/ Ф

Таблицы, схемы могут быть представлены в демонстрационном (настенном) и индивидуально-раздаточном вариантах, в полиграфических изданиях и на электронных носителях.


Схемы по русскому языку по всем разделам школьного курса.


Д/Ф

Д/Ф

Д/ Ф


Репродукции картин русской живописи для развития речи.

Д/Ф

Д/Ф

Д/Ф


Портреты выдающихся русских лингвистов.

Д

Д

Д


Плакаты с высказываниями о русском языке.


Д

Д

Д


Раздаточный материал по всем разделам курса русского языка.

К

К

К


Демонстрационные карточки со словами для запоминания.

Д

Д

Д


Атласы

Д


Альбомы демонстрационного и раздаточного материала по всем разделам курса





Ф

Ф

Ф


3.

информационно-коммуникционные средства


Мультимедийные обучающие программы и электронные учебники по основным разделам курса русского (родного) языка.

Д/П

Д/П

Д/П

Мультимедийные обучающие программы и электронные учебники могут быть ориентированы на систему дистанционного обучения, либо носить проблемно-тематический характер и обеспечивать дополнительные условия для изучения отдельных предметных тем и разделов стандарта. В обоих случаях эти пособия должны предоставлять техническую возможность построения системы текущего и итогового контроля уровня подготовки учащихся (в т.ч. в форме тестового контроля).







Мультимедийные тренинговые, контролирующие программы по всем разделам курса русского языка

Д/П

Д/П

Д/П


Электронные библиотеки по курсу русского языка

Д

Д

Д

Электронные библиотеки включают комплекс информационно-справочных материалов, объединенных единой системой навигации и ориентированных на различные формы познавательной деятельности, в т.ч. исследовательскую проектную работу. В состав электронных библиотек могут входить тематические базы данных, таблицы, схемы, иллюстративные материалы, аудио- и видеоматериалы. Электронные библиотеки могут размещаться на CD ROM, либо создаваться в сетевом варианте (в т.ч. на базе образовательного учреждения).


Игровые компьютерные программы (по разделам курса русского языка)

Д



Могут быть использованы в домашних условиях.

4.

Экранно-звуковые пособия


Видеофильмы по разным разделам курса русского языка.

Д

Д

Д



Аудиозаписи и фонохрестоматии по разным разделам курса русского языка.

Д

Д

Д



Слайды (диапозитивы) по разным разделам курса русского языка.

Д

Д

Д



Диафильмы по разным разделам курса русского языка.


Д

Д

Д

5.

Технические средства обучения (ТСО)


Аудиторная доска с магнитной поверхностью и набором приспособлений для крепления карт и таблиц

Д

Д

Д



Экспозиционный экран (на штативе или навесной)

Д

Д

Д

Размеры не менее 1,25 м х 1, 25 м


Видеомагнитофон, видеоплейер.

Д

Д

Д



Телевизор с универсальной подставкой

Д

Д

Д

Телевизор не менее 72 см диагональ


Аудио-центр.

Д

Д

Д

Аудио-центр с возможностью использования аудио-дисков CD R, CD RW, MP3, а также магнитных записей.


Мультимедийный компьютер

Д

Д

П

Операционная система с графическим интерфейсом, универсальными портами с приставками для записи компакт-дисков, звуковыми входами и выходами, оснащенный колонками, микрофоном и наушниками, с возможностью подключения к Internet. С пакетом прикладных программ (текстовых, табличных, графических и презентационных).


Сканер

Д

Д

Д



Принтер лазерный

Д

Д

Д



Копировальный аппарат

Д

Д

Д

Копировальный аппарат может входить в материально-техническое обеспечение образовательного учреждения.


Диапроектор (Слайдпроектор)

Д

Д

Д



Фото/видеокамера

Д

Д

Д


CD, DVD-проигрыватели


Д

Д

Д


Слайд-проектор





Мультимедийный проектор

Д

Д

Д

Может входить в материально-техническое обеспечение образовательного учреждения.


Средства телекоммуникации

Д

Д

Д

Средства телекоммуникации включают электронную почту, локальные школьные сети, выход в Интернет.


6.

УЧЕБНО-ПРАКТИЧЕСКОЕ ОБОРУДОВАНИЕ


Пульт управления затемнением-освещения

Д

Д

П



Подставка для книг

Д

Д

Д



Ящики для хранения таблиц

Д

Д

Д



Укладки для аудиовизуальных средств (слайдов, кассет, диапозитивов, фолий и др.)

П

П

Ф



Шторы для затемнения

Д

Д

Д



Укладка для каталожных ящиков

П

П

П



7.

СПЕЦИАЛИЗИРОВАННАЯ УЧЕБНАЯ МЕБЕЛЬ



Компьютерный стол

Д

Д

П


Штатив для карт и таблиц

Д

Д

Д



Шкаф 3-х секционный (с остекленной средней секцией)


П

П

П




Нормы оценки знаний, умений и навыков учащихся по русскому языку



Оценка устных ответов учащихся


Устный опрос является одним из основных способов учета знаний учета учащихся по русскому языку. Развернутый ответ ученика должен представлять собой связное, логически последовательное сообщение на определенную тему, показывать его умение применять определения, правила в конкретных случаях.

При оценке ответа ученика надо руководствоваться следующими критериями: 1) полнота и правильность ответа; 2) степень осознанности, понимания изученного; 3) языковое оформление ответа.

Оценка «5» ставится, если ученик: 1) полно излагает изученный материал, дает правильное определение языковых понятий; 2) обнаруживает понимание материала, может обосновать свои суждения, применить знания на практике, привести необходимые примеры не только по учебнику, но и самостоятельно составленные; 3) излагает материал последовательно и правильно с точки зрения норм литературного языка.

Оценка «4» ставится, если ученик дает ответ, удовлетворяющий тем же требованиям, что и для оценки «5», но допускает 1-2 ошибки, которые сам же исправляет, и 1-2 недочета в последовательности и языковом оформлении излагаемого.

Оценка «3» ставится, если ученик обнаруживает знание и понимание основных положений данной темы, но: 1) излагает материал неполно и допускает неточности в определении понятий или формулировке правил; 2) не умеет достаточно глубоко и доказательно обосновать свои суждения и привести свои примеры; 3) излагает материал непоследовательно и допускает ошибки в языковом оформлении излагаемого.

Оценка «2» ставится, если ученик обнаруживает незнание большей части соответствующего раздела изучаемого материала, допускает ошибки в формулировке определений и правил, искажающие их смысл, беспорядочно и неуверенно излагает материал. Оценка «2» отмечает такие недостатки в подготовке ученика, которые являются серьезным препятствием к успешному овладению последующим материалом.

Оценка «1» ставится, если ученик обнаруживает полное незнание или непонимание материала.

Оценка («5»,»4»,»3») может ставиться не только за единовременный ответ (когда на проверку подготовки ученика отводится определенное время), но и за рассредоточенный во времени, то есть за сумму ответов, данных учеником на протяжении урока (выводится поурочный балл), при условии, если в процессе урока не только заслушивались ответы учащегося, но и осуществлялась проверка его умения применять знания на практике.


Оценка диктантов


Диктант – одна из основных форм проверки орфографической и пунктуационной грамотности.

Для диктантов целесообразно использовать связные тексты, которые должны отвечать нормам современного литературного языка, быть доступными по содержанию учащимся данного класса.

Объем диктанта устанавливается: для 5 класса – 90-100 слов, для 6 класса – 100-110, для 7 – 110-120, для 8 – 120-150, для 9 – 150-170 слов. (При подсчете слов учитываются как самостоятельные так и служебные слова.)

Контрольный словарный диктант проверяет усвоение слов с непроверяемыми и труднопроверяемыми орфограммами. Он может состоять из следующего количества слов: для 5 класса – 15-20, для 6 класса – 20-25 слов, для 7 класса -25-30, для 8 класса – 30-35, для 9 класса – 35-40 слов.

Диктант, имеющий целью проверку подготовки учащихся по определенной теме, должен включать основные орфограммы или пунктограммы этой темы, а также обеспечивать выявление прочности ранее приобретенных навыков. Итоговые диктанты, проводимые в конце четверти и года, проверяют подготовку учащихся, как правило, по всем изученным темам.

Для контрольных диктантов следует подбирать такие тексты, в которых изучаемые в данной теме орфограммы и пунктограммы были бы представлены не менее 2-3 случаями. Из изученных ранее орфограмм и пунктограмм включаются основные: они должны быть представлены 1-3 случаями. В целом количество проверяемых орфограмм не должно превышать в 5 классе -12 различных орфограмм и 2-3 пунктограммы, в 6 классе -16 различных орфограмм и 3-4 пунктограммы, в 7 классе -20 различных орфограмм и 4-5 пунктограмм, в 8 классе -24 различных орфограмм и 10 пунктограмм, в 9 классе -24 различных орфограмм и 15 пунктограмм.

В текст контрольных диктантов могут включаться только те вновь изученные орфограммы, которые в достаточной мере закреплялись (не менее чем на 2-3 предыдущих уроках).

В диктантах должно быть в 5 классе – не более 5 слов, в 6-7 классах – не более 7 слов, в 8-9 классах – не более 10 различных слов с непроверяемыми и труднопроверяемыми написаниями, правописанию которых ученики специально обучались.

До конца первой четверти (а в 5 классе – до конца первого полугодия) сохраняется объем текста, рекомендованный для предыдущего класса.

При оценке диктанта исправляются, но не учитываются орфографические и пунктуационные ошибки:

  1. В переносе слов;

  2. На правила, которые не включены в школьную программу;

  3. На еще не изученные правила;

  4. В словах с непроверяемыми написаниями, над которыми не проводилась специальная работа;

  5. В передаче авторской пунктуации.

Исправляются, но не учитываются описки, неправильные написания, искажающие звуковой облик слова, например: «рапотает» (вместо работает), «дулпо» (вместо дупло), «мемля» (вместо земля).

При оценке диктантов важно также учитывать характер ошибки. Среди ошибок следует выделять негрубые, то есть не имеющие существенного значения для характеристики грамотности. При подсчете ошибок две негрубые считаются за одну. К негрубым относятся ошибки:

  1. В исключениях из правил;

  2. В написании большой буквы в составных собственных наименованиях;

  3. В случаях слитного и раздельного написания приставок в наречиях, образованных от существительных с предлогами, правописание которых не регулируется правилами;

  4. В случаях раздельного и слитного написания «не» с прилагательными и причастиями, выступающими в роли сказуемого;

  5. В написании ы и и после приставок;

  6. В случаях трудного различия не и ни (Куда он только не обращался! Куда он ни обращался, никто не мог дать ему ответ. Никто иной не …; не кто иной как; ничто иное не…; не что иное как и др.);

  7. В собственных именах нерусского происхождения;

  8. В случаях, когда вместо одного знака препинания поставлен другой;

  9. В пропуске одного из сочетающихся знаков препинания или в нарушении их последовательности.

Необходимо учитывать также повторяемость и однотипность ошибок. Если ошибка повторяется в одном и том же слове или в корне однокоренных слов, то она считается за одну ошибку.

Однотипными считаются ошибки на одно правило, если условия выбора правильного написания заключены в грамматических (в армии, в роще; колют, борются) в фонетических (пирожок, сверчок) особенностях данного слова.

Не считаются однотипными ошибками на такое правило, в котором для выяснения правильного написания одного слова требуется подобрать другое (опорное) слово или его форму (вода – воды, рот – ротик, грустный – грустить, резкий – резок).

Первые три однотипные ошибки считаются за одну ошибку, каждая следующая подобная ошибка учитывается как самостоятельная.

Примечание. Если в одном непроверяемом слове допущены 2 и более ошибок, то все они считаются за одну ошибку.

При наличии в контрольном диктанте более 5 поправок (исправление неверного написания на верное) оценка снижается на 1 балл. Отличная оценка не выставляется при наличии 3-х и более исправлений.

Диктант оценивается одной отметкой.

Оценка «5» выставляется за безошибочную работу, а также при наличии в ней одной негрубой орфографической или одной негрубой пунктуационной ошибки.

Оценка «4» выставляется при наличии в диктанте двух орфографических и двух пунктуационных ошибок, или 1 орфографической и 3-х пунктуационных ошибок или 4-х пунктуационных ошибок при отсутствии орфографических ошибок. Оценка «4» может выставляться при 3-х орфографических ошибках, если среди них есть однотипные.

Оценка «3» выставляется за диктант, в котором допущены 4 орфографические и 4 пунктуационные ошибки или 3 орфографические и 5 пунктуационных ошибок или 7 пунктуационных ошибок при отсутствии орфографических ошибок. В 4 классе допускается выставление оценки «3» за диктант при 5 орфографических и 4-х пунктуационных ошибках. Оценка «3» может быть поставлена также при наличии 6 орфографических и 6 пунктуационных ошибок, если среди тех и других имеются однотипные и негрубые ошибки.

Оценка «2» выставляется за диктант, в котором допущено до 7 орфографических и 7 пунктуационных ошибок, или 6 орфографических и 8 пунктуационных ошибок, или 5 орфографических и 9 пунктуационных ошибок, или 8 орфографических и 6 пунктуационных ошибок.

При большем количестве ошибок диктант оценивается баллом «1».

При некоторой вариативности количества ошибок, учитываемых при выставлении оценки за диктант, следует принимать во внимание предел, превышение которого не позволяет выставлять данную оценку. Таким пределом является для оценки «4» 2 орфографические ошибки, для оценки «3» - 4 орфографические ошибки (для 5 класса – 5 орфографических ошибок), для оценки «2» - 7 орфографических ошибок.

В комплексной контрольной работе, состоящей из диктанта и дополнительного (фонетического, лексического, орфографического, грамматического) задания, выставляются 2 оценки за каждый вид работы.

При оценке выполнения дополнительных заданий рекомендуется руководствоваться следующим:

Оценка «5» ставится, если ученик выполнил все задания верно.

Оценка «4» ставится, если ученик выполнил правильно не менее ¾ задания.

Оценка «3» ставится за работу, в которой правильно выполнено не менее половины заданий.

Оценка «2» ставится за работу, в которой не выполнено более половины заданий.

Оценка «1» ставится, если ученик не выполнил не одного задания.

Примечание. Орфографические и пунктуационные ошибки, допущенные при выполнении дополнительных заданий, учитываются при выведении оценки за диктант.

При оценке контрольного словарного диктанта рекомендуется руководствоваться следующим:

Оценка «5» ставится за диктант, в котором нет ошибок.

Оценка «4» ставится за диктант, в котором ученик допустил 1-2 ошибки.

Оценка «3» ставится за диктант, в котором допущено 3-4 ошибки.

Оценка «2» ставится за диктант, в котором допущено до 7 ошибок. При большем количестве ошибок диктант оценивается баллом «1».


Оценка сочинений и изложений


Сочинения и изложения – основные формы проверки умения правильно и последовательно излагать мысли, уровня речевой подготовки учащихся.

Сочинения и изложения в 5-9 классах проводятся в соответствии с требованиями раздела программы «Развития навыков связной речи».

Примерный объем текста для подробного изложения: в 5 классе – 100-150 слов, в 6 классе – 150-200 слов, в 7 классе – 200-2500, в 8 классе – 250-350, в 9 классе – 350-450 слов.

Объем текстов итоговых контрольных подробных изложений в 8 и 9 классов может быть увеличен на 50 слов в связи с тем, что на таких уроках не проводится подготовительная работа.

Рекомендуется следующий примерный объем классных сочинений: в 5 классе – 0,5 – 1,0 страницы, в 6 классе – 1,0 – 1,5, в 7 классе – 1,5 – 2,0, в 8 классе – 2,0 – 3,0, в 9 классе – 3,0 – 4,0. Экзаменационное сочинение – 3-5 листов, медальная работа – 4-5 листов.

К указанному объему сочинений учитель должен относиться как к примерному, так как объем ученического сочинения зависит от многих обстоятельств, в частности от стиля и жанра сочинения, от почерка.

С помощью сочинений и изложений проверяются: 1) умение раскрывать тему; 2) умение использовать языковые средства в соответствии со стилем, темой и задачей высказывания; 3) соблюдение языковых норм и правил правописания.

Любое сочинение и изложение оценивается двумя отметками: первая ставится за содержание и речевое оформление, вторая – за грамотность, т.е. за соблюдение орфографических, пунктуационных и языковых норм. Обе оценки считаются оценками по русскому языку, за исключением случаев, когда проводится работа, проверяющая знания учащихся по литературе. В этом случае первая оценка (за содержание и речь) считается оценкой по литературе.

Содержание сочинения и изложения оценивается по следующим критериям:

соответствие работы ученика теме и основной мысли;

полнота раскрытия темы;

правильность фактического материала;

последовательность изложения.

При оценке речевого оформления сочинений и изложений учитывается:

Разнообразие словаря и грамматического строя речи;

Стилевое единство и выразительность речи;

Число речевых недочетов.

Грамотность оценивается по числу допущенных учеником ошибок – орфографических, пунктуационных и грамматических.

Оценка «5» 1. Содержание работы полностью соответствует теме.

2. Фактические ошибки отсутствуют.

3. Содержание излагается последовательно.

4. Работа отличается богатством словаря, разнообразием используемых

синтаксических конструкций, точностью словоупотребления.

5. Достигнуто стилевое единство и выразительность текста.

В целом в работе допускается 1 недочет в содержании и 1 – 2 речевых недочета.

Грамотность: допускается 1 орфографическая, или 1 пунктуационная, или 1 грамматическая ошибка.

Оценка «4» 1.Содержание работы в основном соответствует теме (имеются незначительные отклонения от темы).

2.Содержание в основном достоверно, но имеются единичные фактические неточности.

3.Имеются незначительные нарушения последовательности в изложении мыслей.

4. Лексический и грамматический строй речи достаточно разнообразен.

5.Стиль работы отличается единством и достаточной выразительностью.

В целом в работе допускается не более 2 недочетов в содержании и не более 3 – 4 речевых недочетов.

Грамотность: допускаются 2 орфографические и 2 пунктуационные ошибки, или 1 орфографическая и 3 пунктуационные ошибки, или 4 пунктуационные ошибки при отсутствии орфографических ошибок, а также 2 грамматические ошибки.

Оценка «3» 1. В работе допущены существенные отклонения от темы. 2.Работа достоверна в главном, но в ней имеются отдельные фактические неточности. 3. Допущены отдельные нарушения последовательности изложения.

4. Беден словарь и однообразны употребляемые синтаксические конструкции, встречается неправильное словоупотребление.

5. Стиль работы не отличается единством, речь недостаточно выразительна.

В целом в работе допускается не более 4 недочетов в содержании и 5 речевых недочетов.

Грамотность: допускаются 4 орфографические и 4 пунктуационные ошибки, или 3 орфографические и 5 пунктуационных ошибок, или 7 пунктуационных при отсутствии орфографических ошибок ( в 5 классе – 5 орфографических и 4 пунктуационные ошибки), а также 4 грамматичсеские ошибки.

Оценка «2» 1. Работа не соответствует теме.

2. Допущено много фактических неточностей.

3. Нарушена последовательность изложения мыслей во всех частях работы, отсутствует связь между ними, работа не соответствует плану.

4. Крайне беден словарь, работа написана короткими однотипными предложениями со слабо выраженной связью между ними, часты случаи неправильного словоупотребления.

5. Нарушено стилевое единство текста.

В целом в работе допущено 6 недочетов в содержании и до 7 речевых недочетов.

Грамотность: допускаются 7 орфографических и 7 пунктуационных ошибок, или 6 орфографических и 8 пунктуационных ошибок, 5 орфографических и 9 пунктуационных ошибок, 8 орфографических и 6 пунктуационных ошибок, а также 7 грамматических ошибок.

Оценка «1» В работе допущено более 6 недочетов в содержании и более 7 речевых недочетов.

Грамотность: имеется более 7 орфографических, 7 пунктуационных и 7 грамматических ошибок.

Примечания.

1. При оценке сочинения необходимо учитывать самостоятельность, оригинальность замысла ученического сочинения, уровень его композиционного и речевого оформления. Наличие оригинального замысла, его хорошая реализация позволяют повысить первую оценку за сочинение на один балл.

2.Если объем сочинения в полтора – два раза больше указанного в настоящих нормах, то при оценке работы следует исходить из нормативов, увеличенных для отметки «4» на одну, а для отметки «3» на две единицы. Например, при оценке грамотности «4» ставится при 3 орфографических, 2 пунктуационных и 2 грамматических ошибках или при соотношениях: 2 – 3 – 2, 2 – 2 – 3; «3» ставится при соотношениях: 6 – 4 – 4 , 4 – 6 – 4, 4 – 4 – 6. При выставлении оценки «5» превышение объема сочинения не принимается во внимание.

3.Первая оценка (за содержание и речь) не может быть положительной, если не раскрыта тема высказывания, хотя по остальным показателям оно написано удовлетворительно.

4.На оценку сочинения и изложения распространяются положения об однотипных и негрубых ошибках, а также о сделанных учеником исправлениях, приведенные в разделе «Оценка диктантов».



Оценка обучающих работ


Обучающие работы (различные упражнения и диктанты неконтрольного характера) оцениваются более строго, чем контрольные работы.

При оценке обучающихся работ учитывается: 1) степень самостоятельности учащегося; 2) этап обучения; 3) объем работы; 4) четкость, аккуратность, каллиграфическая правильность письма.

Если возможные ошибки были предупреждены в ходе работы, оценки «5» и «4» ставятся только в том случае, когда ученик не допустил ошибок или допустил, но исправил ошибку. При этом выбор одной из оценок при одинаковом уровне грамотности и содержания определяется степенью аккуратности записи, подчеркиваний и других особенностей оформления, а также наличием или отсутствием описок. В работе, превышающей по количеству слов объем диктантов для данного класса, для оценки «4» допустимо и 2 исправления ошибок.

Первая и вторая работа как классная, так и домашняя при закреплении определенного умения или навыка проверяется, но по усмотрению учителя может не оцениваться.

Самостоятельные работы, выполненные без предшествовавшего анализа возможных ошибок, оцениваются по нормам для контрольных работ соответствующего или близкого вида.


Выведение итоговых оценок

За учебную четверть и учебный год ставится итоговая оценка. Она является единой и отражает в обобщенном виде все сторо­ны подготовки ученика по русскому языку: усвоение теоретическо­го материала, овладение умениями, речевое развитие, уровень орфографической и пунктуационной грамотности.

Итоговая оценка не должна выводиться механически, как сред­нее арифметическое предшествующих оценок. Решающим при ее определении следует считать фактическую подготовку ученика по всем показателям ко времени выведения этой оценки. Однако для того чтобы стимулировать серьезное отношение учащихся к заня­тиям на протяжении всего учебного года, при выведении итого­вых оценок необходимо учитывать результаты их текущей успева­емости.

При выведении итоговой оценки преимущественное значение придается оценкам, отражающим степень владения навыками (орфографическими, пунктуационными, речевыми). Поэтому ито­говая оценка за грамотность не может быть положительной, если на протяжении четверти (года) большинство контрольных диктан­тов, сочинений, изложений за орфографическую, пунктуационную, речевую грамотность оценивались баллом «2» или «1».

В старших классах обе оценки за сочинение, характеризующие знания учащихся по литературе и их грамотность, выставляются в виде дроби в классном журнале на страницах по литературе.






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!