Пояснительная записка
Рабочая программа составлена на основе федерального компонента государственного Стандарта среднего (полного) общего образования. По русскому языку и «Программы по русскому языку для 10-11 классов общеобразовательных учреждений» (базовый уровень). Авторы- А.И. Власенков и Л.М. Рыбченкова (М. «Просвещение» 2011 год).
Изучение русского языка в старшей школе на базовом уровне направлено на достижение следующих целей:
воспитание гражданственности и патриотизма; формирование представления о русском языке как духовной, нравственной и культурной ценности народа; осознание национального своеобразия русского языка; овладение культурой межнационального общения;
развитие способности к социальной адаптации и к речевому взаимодействию;
освоение знаний о русском языке как многофункциональной знаковой системе и общественном явлении, языковой норме и ее разновидностях; нормах речевого этикета в различных сферах общения;
совершенствование умений опознавать, анализировать, сопоставлять, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности, соответствия ситуации, сфере общения; совершенствование умений работать с текстом, осуществлять информационный поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию;
применение полученных знаний и умений в собственной речевой практике; совершенствование нормативного и целесообразного использования языка в различных сферах общения; повышение уровня орографической и пунктуационной грамотности.
реализация указанных целей достигается в процессе совершенствования следующих предметных компетенций: коммуникативной, языковой и лингвистической (языковедческой), культуроведческой.
Учебно-методический комплект:
Программы среднего общего образования по русскому язык А.И. Власенков, Л.М. Рыбченковау . М. «Прсвещение»2013; Русский язык» А.И. Власенков, Л.М. Рыбченкова. М «Просвещение» 2002; Методические рекомендации пособие для учителей , авторы: А.И. Власенков, Л.М. Рыбченкова «Просвещение» 2002; Методические рекомендации к учебнику «Русский язык: Грамматика, текст, стили речи», авторы: А.И. Власенков, Л.М. Рыбченкова «Просвещение» 2004; И. Г. Добротина Поурочные разработки русский язык в 10 классе. Кн. Для учителя - М. «Просвещение» 2014; Дидактические материалы – 10-11 классы А.И. Власенков, Л.М. Рыбченкова . М «Просвещение» 2010
Место предмета в учебном плане:
Согласно школьному учебному плану в 10 классе предполагается обучение в объеме 1 часа в неделю.
В соответствии с этим реализуется типовая программа по русскому языку для 10-11 классов А.И. Власенкова и Л.И. Рыбченковой.
Количество учебных часов в год — 34
Общая характеристика организации учебного процесса
Содержание рабочей программы. Количество часов, отведенных на изучение учебного материала, в основном соответствует программе А.И. Власенкова и Л.И. Рыбченковой. Внесены изменения в последовательность изучения разделов: в отличие от авторской программы вначале предусмотрено изучение раздела «Синтаксис и пунктуация», а изучение раздела «Официально-деловой стиль речи». согласно расположению материала в учебнике, предполагается после изучения раздела «Публицистический стиль»речи». За счет часов, отведенных на повторение, выделено 2 часа для проведения контрольного тестирования.
Технологии, используемые в обучении: системно-деятельностная, коммуникативно-деятельностная, развивающего обучения, обучения в сотрудничестве, проблемного обучения, развития исследовательских навыков, информационно-коммуникационные, здоровьесбережения, личностно ориентированное.
Предпочтительные формы контроля
В качестве форм промежуточной аттестации учащихся используются традиционные диктанты (контрольные, словарные), диагностические и контрольные работы, результаты проектной деятельности, разноуровневые тесты, в том числе с использованием компьютерных технологий.
Контроль за результатами обучении при этом осуществляется по трём направлениям: -учитываются умения учащегося производить разбор звуков речи, слова, предложения, текста, используя лингвистические знания, системно излагая их в связи с производимым разбором или по заданию учителя;
- учитываются речевые умения учащегося, практическое владение нормами произношения, словообразования, сочетаемости слов, конструирования предложений и текста, владение лексикой русского языка, его изобразительно-выразительными возможностями, нормами орфографии и пунктуации;
-учитывается способность учащегося выражать свои мысли, своё отношение к действительности в соответствии с коммуникативными задачами в различных ситуациях и сферах общения.
По русскому языку и литературе проводятся текущие и итоговые письменные контрольные работы.
Текущие контрольные работы имеют целью проверку усвоения изучаемого и проверяемого программного материала;
Итоговые контрольные работы проводятся после изучения наиболее значительных тем программы, в конце учебной четверти, в конце полугодия.
Тестовые задания – универсальный способ контроля формирования компетенций уч-ся, подготовки выпускников к итоговой аттестации в формате ЕГЭ.
Данная рабочая программа ориентирована на содержание авторской программы А.И. Власенкова и Л.И. Рыбченковой и учебник: Русский язык. Грамматика. Текст. Стили речи: учебник для 10-11 класса общеобразовательных учреждений (А.И. Власенков.), М.: Просвещение, 2011г., обеспечивающий процесс обучения. Изменений в программе нет.
Требования к знаниям, умениям, навыкам учащихся 10 класса.
В результате изучения русского языка в школе учащиеся обязаны
знать:
основные функции языка; смысл понятий речевая ситуация и ее компоненты, литературный язык, языковая норма, культура речи;
основные единицы и уровни языка, их признаки и взаимосвязь;
орфоэпические, лексические, грамматические, орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка; нормы обиходно-бытовой, социально-культур-ной, учебно-научной, официально-деловой сфер общения; нормы речевого этикета в разных сферах общения;
уметь:
оценивать устные и письменные высказывания с точки зрения соотнесенности содержания и языкового оформления, эффективности достижения поставленных коммуникативных задач;
анализировать языковые единицы с точки зрения правильности, точности и уместности употребления;
проводить лингвистический анализ текстов различных функциональных разновидностей языка;
объяснять взаимосвязь языка и истории, языка и культуры русского и других народов;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:
использовать разные виды чтения (ознакомительно-изучающее, ознакомительно-реферативное и др.) в зависимости от коммуникативной установки и характера текста;
извлекать необходимую информацию из различных источников: учебно-научные тексты, справочная литература, средства массовой информации, в том числе представленные в электронном виде на различных информационных носителях (компакт-диски учебного назначения, ресурсы Интернета).
владеть основными приемами информационной переработки устного и письменного текста;
создавать устные и письменные монологические и диалогические высказывания разных типов и жанров в социально-быто-вой, учебно-научной (на материале различных учебных дисциплин) и деловой сферах общения;
применять в практике речевого общения основные орфоэпические, лексические, грамматические нормы современного русского литературного языка;
соблюдать нормы речевого этикета в различных сферах общения;
применять в практике письма орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка.
Содержание учебного предмета
Повторение и углубление изученного в основной школе.
Общие сведения о языке. 5 часов.
Язык и общество. Язык и культура. Язык и история народа. Три периода в истории русского языка: период выделения восточных славян из общеславянского единства и принятия христианства; период возникновения языка великорусской народности в ХV—ХVII вв.; период выработки норм русского национального языка.
Русский язык в современном мире: в международном и в межнациональном общении. Функции русского языка как учебного предмета.
Взаимосвязь языка и культуры. Взаимообогащение языков.
Активные процессы в русском языке на современном этапе. Проблемы экологии языка.
Знать/уметь/понимать: русский язык в современном мире: в международном и в межнациональном общении; функции русского языка как учебного предмета.
Язык как система средств разных уровней 2 часа
Взаимосвязь единиц языка разных уровней. Словари русского языка. Единицы языка. Уровни языковой системы. Разделы науки о языке. Фонетика. Лексика и фразеология. Состав слова (морфемика) и словообразование. Морфология. Синтаксис
Фонетика и графика, орфография, орфоэпия 4 часа
Обобщение, систематизация и углубление ранее приобретенных учащимися знаний и умений по фонетике, графике, орфоэпии, орфографии. Понятия фонемы, открытого и закрытого слога. Особенности русского словесного ударения. Логическое ударение. Роль ударения в стихотворной речи.
Основные нормы современного литературного произношения и ударения в русском языке.
Выразительные средства русской фонетики. Благозвучие речи, звукопись как изобразительное средство.
Написания, подчиняющиеся морфологическому, фонетическому и традиционному принципам русской орфографии.
Фонетический разбор.
Знать/уметь/понимать:
выразительные средства русской фонетики; написания, подчиняющиеся морфологическому, фонетическому и традиционному принципам русской орфографии. Фонетический разбор
Лексика и фразеология 6 часов
Лексическая система русского языка. Многозначность слова. Омонимы, синонимы, антонимы. Русская лексика с точки зрения ее происхождения: исконно русские слова, старославянизмы, заимствованные слова. Русская лексика с точки зрения сферы ее употребления: диалектизмы, специальная лексика (профессионализмы, термины), арготизмы. Межстилевая, разговорно-бытовая и книжная лексика. Активный и пассивный словарный запас; архаизмы, историзмы, неологизмы. Индивидуальные новообразования, использование их в художественной речи.
Русская фразеология. Крылатые слова, пословицы и поговорки.
Нормативное употребление слов и фразеологизмов в строгом соответствии с их значением и стилистическими свойствами. Лексическая и стилистическая синонимия.
Изобразительные возможности синонимов, антонимов, паронимов, омонимов. Контекстуальные синонимы и антонимы. Градация. Антитеза.
Лексические и фразеологические словари.
Лексико-фразеологический анализ текста.
Знать/уметь/понимать:
изобразительные возможности синонимов, антонимов, паронимов, омонимов; лексико-фразеологический разбор.
Состав слова и словообразование 4 часа
. Обобщающее повторение ранее изученного учащимися о составе слова и словообразовании.
Выразительные словообразовательные средства.
Словообразовательный разбор.
Знать/уметь/понимать:
выразительные словообразовательные средства; словообразовательный разбор.
Словообразовательный разбор.
Морфология и орфография 6 часов
Обобщающее повторение морфологии. Общее грамматическое значение, грамматические формы и синтаксические функции частей речи. Нормативное потребление форм слова.
Изобразительно-выразительные возможности морфологических форм.
Принципы русской орфографии. Роль лексического и грамматического разбора при написании слов различной структуры и значения.
Морфологический разбор частей речи.
Знать/уметь/понимать:
принципы русской орфографии; морфологический разбор частей речи.
Речь, функциональные стили речи 3 часа
Язык и речь. Основные требования к речи: правильность, точность, выразительность, уместность употребления языковых средств.
Текст, его строение. Виды преобразования текста. Тезисы, конспект, аннотация, выписки, реферат. Анализ художественного и научно-популярного текста.
Функциональные стили речи, их общая характеристика.
Назначение научного стиля речи, его признаки и разновидности (подстили). Лексические и синтаксические особенности научного стиля. Нейтральная общенаучная и специальная лексика. Термин и терминология. Лингвистическая характеристика, анализ и классификация терминов. Толкование (раскрытие значения) терминов. Терминологические энциклопедии, словари и справочники. Термины и профессионализмы, нормы их употребления в речи.
Использование учащимися средств научного стиля.
Знать/уметь/понимать:
основные требования к речи: правильность, точность, выразительность, уместность употребления языковых средств;
текст, его строение; виды преобразования текста.
Научный стиль 4 часа
Особенности и назначение научного стиля речи, его признаки и разновидности (подстили). Лексические , морфологические, синтаксические особенности научного стиля. Нейтральная, общенаучная и специальная лексика. Термин и терминология. Лингвистические характеристики, анализ и классификация терминов.
Терминологические энциклопедии, словари и справочники. Термины и профессионализмы, нормы их употребления в речи.
Использование учащимися средств научного стиля.
Список использованной литературы.
Владимирская Г.Н. Тренажер для подготовки к экзамену. Русский язык. 10-11 кл. – М.: Новый учебник, 2004.
Власенков А.И. Программа по русскому языку для 10-11 классов общеобразовательных учреждений // Программно-методические материалы. Русский язык. 10-11 классы / Сост. Рыбченкова Л.М. – М.: Дрофа, 2003. – С. 8-28.
Власенков А.И. Русский язык. Грамматика. Текст. Стили речи: Учебник для 10-11 кл. общеобразовательных учреждений. – М.: Просвещение, 2007.
Власенков А.И., Рыбченкова Л.М. Методические рекомендации к учебному пособию «Русский язык. Грамматика. Текст. Стили речи. 10-11 классы». – М.: Просвещение, 2004.
Гольцова Н.Г. Русский язык. 10-11 классы: Учебное пособие. – М.: Русское слово, 2002.
Греков В.Ф., Крючков С.Е., Чешко Л.А. Пособие для занятий по русскому языку в старших классах. – М.: Просвещение, 2005.
Дейкина А.Д., Пахнова Т.М. Русский язык. Учебник-практикум для старших классов. – М.: Вербум-М, 2005.
Единый государственный экзамен – 2009. Русский язык. Учебно-тренировочные материалы для подготовки учащихся. – М.: Интеллект-Центр, 2009.
Капинос В.И. Оценка знаний, умений и навыков учащихся по русскому языку. – М.: Просвещение, 1986.
Крылова З.П. Система оценок по русскому языку // Русский язык в школе: Методический журнал. – М., 1996. - № 2. – С.110-111.
Максимов Л.Ю., Чешко Л.А. Русский язык: Учебное пособие для 10-12 классов вечерних (сменных) общеобразовательных учреждений и самообразования. – М.: Просвещение, 1997.
Мурашов А.А. Абсолютная грамотность: Пособие по орфографии для совместной работы преподавателя и студента. – Москва – Воронеж, 2004.
Нефедова Н.А., Тралкова Н.Б. Методическое письмо. Критерии анализа и оценки экзаменационной работы выпускника 11-го класса по литературе в форме изложения с творческим заданием // Народное образование в современной школе: Научно-методический журнал. – М., 2001. - № 4. – С. 17-19.
Никитина Русская речь? Развитие речи. 10 класс: Учебное пособие. – М.: Дрофа, 2006.
Программно-методические материалы. Русский язык. 5-9 кл. – М.: 2001.
Программы для общеобразовательных учебных заведений «Русский язык». – М.: Просвещение, 1992. – с.36-42.
Программы общеобразовательных учреждений. Русский язык. 5-9 классы. – М.: Просвещение, 2008.
Программы по русскому языку для общеобразовательных учреждений. 5-11 классы: Основной курс, элективные курсы [автор-составитель С.И.Львова]. – М.: Мнемозина, 2008.
Пучкова Л.И., Гостева Ю.Н. Готовимся к единому государственному экзамену по русскому языку: 10-11: Грамматика. Речь. – М.: Просвещение, 2006.
Рабочие программы по русскому языку. 5-11 классы (по программам М.Т.Баранова, Т.А.Ладыженской, Н.М.Шанского; А.И.Власенкова) / Сост. Г.М.Вялкова. – М.: Глобус, 2008. – С. 256-299.
Розенталь Д.Э., Голуб И.Б. Секреты стилистики. – М.: Ральф, 1996.
Серова М.Б.. Русский язык. Орфография: Правила. Схемы. Обучающие диктанты. – М.: Флинта: Наука, 2002.
2. оборудование и приборы:
Компьютер
Проектор
принтер