СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по русскому языку 10 класс

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа по русскому языку состалена на основе авторской программы по русскому языку для 10-11 классов общеобразовательных учреждений (базовый уровень) А.И. Власенкова, Л.М. Рыбченковой М. "Просвещение 2011"

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по русскому языку 10 класс»

Пояснительная записка


Рабочая программа составлена на основе федерального компонента государственного Стандарта среднего (полного) общего образования. По русскому языку и «Программы по русскому языку для 10-11 классов общеобразовательных учреждений» (базовый уровень). Авторы- А.И. Власенков и Л.М. Рыбченкова (М. «Просвещение» 2011 год).

Изучение русского языка в старшей школе на базовом уровне направлено на достижение следующих целей:

  • воспитание гражданственности и патриотизма; формирование представления о русском языке как духовной, нравственной и культурной ценности народа; осознание национального своеобразия русского языка; овладение культурой межнационального общения;

  • развитие способности к социальной адаптации и к речевому взаимодействию;

  • освоение знаний о русском языке как многофункциональной знаковой системе и общественном явлении, языковой норме и ее разновидностях; нормах речевого этикета в различных сферах общения;

  • совершенствование умений опознавать, анализировать, сопоставлять, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности, соответствия ситуации, сфере общения; совершенствование умений работать с текстом, осуществлять информационный поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию;

  • применение полученных знаний и умений в собственной речевой практике; совершенствование нормативного и целесообразного использования языка в различных сферах общения; повышение уровня орографической и пунктуационной грамотности.

  • реализация указанных целей достигается в процессе совершенствования следующих предметных компетенций: коммуникативной, языковой и лингвистической (языковедческой), культуроведческой.


Учебно-методический комплект:

Программы среднего общего образования по русскому язык А.И. Власенков, Л.М. Рыбченковау . М. «Прсвещение»2013; Русский язык» А.И. Власенков, Л.М. Рыбченкова. М «Просвещение» 2002; Методические рекомендации пособие для учителей , авторы: А.И. Власенков, Л.М. Рыбченкова «Просвещение» 2002; Методические рекомендации к учебнику «Русский язык: Грамматика, текст, стили речи», авторы: А.И. Власенков, Л.М. Рыбченкова «Просвещение» 2004; И. Г. Добротина Поурочные разработки русский язык в 10 классе. Кн. Для учителя - М. «Просвещение» 2014; Дидактические материалы – 10-11 классы А.И. Власенков, Л.М. Рыбченкова . М «Просвещение» 2010

Место предмета в учебном плане:

Согласно школьному учебному плану в 10 классе предполагается обучение в объеме 1 часа в неделю.

В соответствии с этим реализуется типовая программа по русскому языку для 10-11 классов А.И. Власенкова и Л.И. Рыбченковой.

Количество учебных часов в год — 34

Общая характеристика организации учебного процесса

Содержание рабочей программы. Количество часов, отведенных на изучение учебного материала, в основном соответствует программе А.И. Власенкова и Л.И. Рыбченковой. Внесены изменения в последовательность изучения разделов: в отличие от авторской программы вначале предусмотрено изучение раздела «Синтаксис и пунктуация», а изучение раздела «Официально-деловой стиль речи». согласно расположению материала в учебнике, предполагается после изучения раздела «Публицистический стиль»речи». За счет часов, отведенных на повторение, выделено 2 часа для проведения контрольного тестирования.

Технологии, используемые в обучении: системно-деятельностная, коммуникативно-деятельностная, развивающего обучения, обучения в сотрудничестве, проблемного обучения, развития исследовательских навыков, информационно-коммуникационные, здоровьесбережения, личностно ориентированное.

Предпочтительные формы контроля

В качестве форм промежуточной аттестации учащихся используются традиционные диктанты (контрольные, словарные), диагностические и контрольные работы, результаты проектной деятельности, разноуровневые тесты, в том числе с использованием компьютерных технологий.

Контроль за результатами обучении при этом осуществляется по трём направлениям: -учитываются умения учащегося производить разбор звуков речи, слова, предложения, текста, используя лингвистические знания, системно излагая их в связи с производимым разбором или по заданию учителя;

- учитываются речевые умения учащегося, практическое владение нормами произношения, словообразования, сочетаемости слов, конструирования предложений и текста, владение лексикой русского языка, его изобразительно-выразительными возможностями, нормами орфографии и пунктуации;

-учитывается способность учащегося выражать свои мысли, своё отношение к действительности в соответствии с коммуникативными задачами в различных ситуациях и сферах общения.

По русскому языку и литературе проводятся текущие и итоговые письменные контрольные работы.

Текущие контрольные работы имеют целью проверку усвоения изучаемого и проверяемого программного материала;

Итоговые контрольные работы проводятся после изучения наиболее значительных тем программы, в конце учебной четверти, в конце полугодия.

Тестовые задания – универсальный способ контроля формирования компетенций уч-ся, подготовки выпускников к итоговой аттестации в формате ЕГЭ.

Данная рабочая программа ориентирована на содержание авторской программы А.И. Власенкова и Л.И. Рыбченковой и учебник: Русский язык. Грамматика. Текст. Стили речи: учебник для 10-11 класса общеобразовательных учреждений (А.И. Власенков.), М.: Просвещение, 2011г., обеспечивающий процесс обучения. Изменений в программе нет.

Требования к знаниям, умениям, навыкам учащихся 10 класса.

В результате изучения русского языка в школе учащиеся обязаны

знать:


  • основные функции языка; смысл понятий речевая ситуация и ее компоненты, литературный язык, языковая норма, культура речи;

  • основные единицы и уровни языка, их признаки и взаимосвязь;

  • орфоэпические, лексические, грамматические, орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка; нормы обиходно-бытовой, социально-культур-ной, учебно-научной, официально-деловой сфер общения; нормы речевого этикета в разных сферах общения;

  • уметь:

  • оценивать устные и письменные высказывания с точки зрения соотнесенности содержания и языкового оформления, эффективности достижения поставленных коммуникативных задач;

  • анализировать языковые единицы с точки зрения правильности, точности и уместности употребления;

  • проводить лингвистический анализ текстов различных функциональных разновидностей языка;

  • объяснять взаимосвязь языка и истории, языка и культуры русского и других народов;

  • использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:

  • использовать разные виды чтения (ознакомительно-изучающее, ознакомительно-реферативное и др.) в зависимости от коммуникативной установки и характера текста;

  • извлекать необходимую информацию из различных источников: учебно-научные тексты, справочная литература, средства массовой информации, в том числе представленные в электронном виде на различных информационных носителях (компакт-диски учебного назначения, ресурсы Интернета).

  • владеть основными приемами информационной переработки устного и письменного текста;

  • создавать устные и письменные монологические и диалогические высказывания разных типов и жанров в социально-быто-вой, учебно-научной (на материале различных учебных дисциплин) и деловой сферах общения;

  • применять в практике речевого общения основные орфоэпические, лексические, грамматические нормы современного русского литературного языка;

  • соблюдать нормы речевого этикета в различных сферах общения;

  • применять в практике письма орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка.


Содержание учебного предмета


Повторение и углубление изученного в основной школе.

Общие сведения о языке. 5 часов.

Язык и общество. Язык и культура. Язык и история народа. Три периода в истории русского языка: период выделения восточных славян из общеславянского единства и принятия христианства; период возникновения языка великорусской народности в ХV—ХVII вв.; период выработки норм русского национального языка.
Русский язык в современном мире: в международном и в межнациональном общении. Функции русского языка как учебного предмета.

Взаимосвязь языка и культуры. Взаимообогащение языков.
Активные процессы в русском языке на современном этапе. Проблемы экологии языка.

Знать/уметь/понимать: русский язык в современном мире: в международном и в межнациональном общении; функции русского языка как учебного предмета.



Язык как система средств разных уровней 2 часа

Взаимосвязь единиц языка разных уровней. Словари русского языка. Единицы языка. Уровни языковой системы. Разделы науки о языке. Фонетика. Лексика и фразеология. Состав слова (морфемика) и словообразование. Морфология. Синтаксис

Фонетика и графика, орфография, орфоэпия 4 часа

Обобщение, систематизация и углубление ранее приобретенных учащимися знаний и умений по фонетике, графике, орфоэпии, орфографии. Понятия фонемы, открытого и закрытого слога. Особенности русского словесного ударения. Логическое ударение. Роль ударения в стихотворной речи.
Основные нормы современного литературного произношения и ударения в русском языке.

Выразительные средства русской фонетики. Благозвучие речи, звукопись как изобразительное средство.

Написания, подчиняющиеся морфологическому, фонетическому и традиционному принципам русской орфографии.

Фонетический разбор.

Знать/уметь/понимать:

выразительные средства русской фонетики; написания, подчиняющиеся морфологическому, фонетическому и традиционному принципам русской орфографии. Фонетический разбор

Лексика и фразеология 6 часов

Лексическая система русского языка. Многозначность слова. Омонимы, синонимы, антонимы. Русская лексика с точки зрения ее происхождения: исконно русские слова, старославянизмы, заимствованные слова. Русская лексика с точки зрения сферы ее употребления: диалектизмы, специальная лексика (профессионализмы, термины), арготизмы. Межстилевая, разговорно-бытовая и книжная лексика. Активный и пассивный словарный запас; архаизмы, историзмы, неологизмы. Индивидуальные новообразования, использование их в художественной речи.

Русская фразеология. Крылатые слова, пословицы и поговорки.
Нормативное употребление слов и фразеологизмов в строгом соответствии с их значением и стилистическими свойствами. Лексическая и стилистическая синонимия.

Изобразительные возможности синонимов, антонимов, паронимов, омонимов. Контекстуальные синонимы и антонимы. Градация. Антитеза.
Лексические и фразеологические словари.

Лексико-фразеологический анализ текста.

Знать/уметь/понимать:

изобразительные возможности синонимов, антонимов, паронимов, омонимов; лексико-фразеологический разбор.



Состав слова и словообразование 4 часа

. Обобщающее повторение ранее изученного учащимися о составе слова и словообразовании.

Выразительные словообразовательные средства.

Словообразовательный разбор.

Знать/уметь/понимать:

выразительные словообразовательные средства; словообразовательный разбор.

Словообразовательный разбор.

Морфология и орфография 6 часов

Обобщающее повторение морфологии. Общее грамматическое значение, грамматические формы и синтаксические функции частей речи. Нормативное потребление форм слова.

Изобразительно-выразительные возможности морфологических форм.
Принципы русской орфографии. Роль лексического и грамматического разбора при написании слов различной структуры и значения.
Морфологический разбор частей речи.

Знать/уметь/понимать:

принципы русской орфографии; морфологический разбор частей речи.







Речь, функциональные стили речи 3 часа

Язык и речь. Основные требования к речи: правильность, точность, выразительность, уместность употребления языковых средств.
Текст, его строение. Виды преобразования текста. Тезисы, конспект, аннотация, выписки, реферат. Анализ художественного и научно-популярного текста.
Функциональные стили речи, их общая характеристика.

Назначение научного стиля речи, его признаки и разновидности (подстили). Лексические и синтаксические особенности научного стиля. Нейтральная общенаучная и специальная лексика. Термин и терминология. Лингвистическая характеристика, анализ и классификация терминов. Толкование (раскрытие значения) терминов. Терминологические энциклопедии, словари и справочники. Термины и профессионализмы, нормы их употребления в речи.
Использование учащимися средств научного стиля.

Знать/уметь/понимать:

основные требования к речи: правильность, точность, выразительность, уместность употребления языковых средств;
текст, его строение; виды преобразования текста.

Научный стиль 4 часа

Особенности и назначение научного стиля речи, его признаки и разновидности (подстили). Лексические , морфологические, синтаксические особенности научного стиля. Нейтральная, общенаучная и специальная лексика. Термин и терминология. Лингвистические характеристики, анализ и классификация терминов.

Терминологические энциклопедии, словари и справочники. Термины и профессионализмы, нормы их употребления в речи.

Использование учащимися средств научного стиля.

  1. Список использованной литературы.

  1. Владимирская Г.Н. Тренажер для подготовки к экзамену. Русский язык. 10-11 кл. – М.: Новый учебник, 2004.

  2. Власенков А.И. Программа по русскому языку для 10-11 классов общеобразовательных учреждений // Программно-методические материалы. Русский язык. 10-11 классы / Сост. Рыбченкова Л.М. – М.: Дрофа, 2003. – С. 8-28.

  3. Власенков А.И. Русский язык. Грамматика. Текст. Стили речи: Учебник для 10-11 кл. общеобразовательных учреждений. – М.: Просвещение, 2007.

  4. Власенков А.И., Рыбченкова Л.М. Методические рекомендации к учебному пособию «Русский язык. Грамматика. Текст. Стили речи. 10-11 классы». – М.: Просвещение, 2004.

  5. Гольцова Н.Г. Русский язык. 10-11 классы: Учебное пособие. – М.: Русское слово, 2002.

  6. Греков В.Ф., Крючков С.Е., Чешко Л.А. Пособие для занятий по русскому языку в старших классах. – М.: Просвещение, 2005.

  7. Дейкина А.Д., Пахнова Т.М. Русский язык. Учебник-практикум для старших классов. – М.: Вербум-М, 2005.

  8. Единый государственный экзамен – 2009. Русский язык. Учебно-тренировочные материалы для подготовки учащихся. – М.: Интеллект-Центр, 2009.

  9. Капинос В.И. Оценка знаний, умений и навыков учащихся по русскому языку. – М.: Просвещение, 1986.

  10. Крылова З.П. Система оценок по русскому языку // Русский язык в школе: Методический журнал. – М., 1996. - № 2. – С.110-111.

  11. Максимов Л.Ю., Чешко Л.А. Русский язык: Учебное пособие для 10-12 классов вечерних (сменных) общеобразовательных учреждений и самообразования. – М.: Просвещение, 1997.

  12. Мурашов А.А. Абсолютная грамотность: Пособие по орфографии для совместной работы преподавателя и студента. – Москва – Воронеж, 2004.

  13. Нефедова Н.А., Тралкова Н.Б. Методическое письмо. Критерии анализа и оценки экзаменационной работы выпускника 11-го класса по литературе в форме изложения с творческим заданием // Народное образование в современной школе: Научно-методический журнал. – М., 2001. - № 4. – С. 17-19.

  14. Никитина Русская речь? Развитие речи. 10 класс: Учебное пособие. – М.: Дрофа, 2006.

  15. Программно-методические материалы. Русский язык. 5-9 кл. – М.: 2001.

  16. Программы для общеобразовательных учебных заведений «Русский язык». – М.: Просвещение, 1992. – с.36-42.

  17. Программы общеобразовательных учреждений. Русский язык. 5-9 классы. – М.: Просвещение, 2008.

  18. Программы по русскому языку для общеобразовательных учреждений. 5-11 классы: Основной курс, элективные курсы [автор-составитель С.И.Львова]. – М.: Мнемозина, 2008.

  19. Пучкова Л.И., Гостева Ю.Н. Готовимся к единому государственному экзамену по русскому языку: 10-11: Грамматика. Речь. – М.: Просвещение, 2006.

  20. Рабочие программы по русскому языку. 5-11 классы (по программам М.Т.Баранова, Т.А.Ладыженской, Н.М.Шанского; А.И.Власенкова) / Сост. Г.М.Вялкова. – М.: Глобус, 2008. – С. 256-299.

  21. Розенталь Д.Э., Голуб И.Б. Секреты стилистики. – М.: Ральф, 1996.

  22. Серова М.Б.. Русский язык. Орфография: Правила. Схемы. Обучающие диктанты. – М.: Флинта: Наука, 2002.

2. оборудование и приборы:

Компьютер

Проектор

принтер





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!