РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по русскому языку
10 класс
разработана на основе Примерной программы основного общего образования по русскому языку и Программы по русскому языку «Школа 2100» к учебнику Р.Н.Бунеева, Е.В.Бунеевой, Л.Ю.Комиссаровой, И.В.Текучевой «Русский язык 10 класс» - М.: Баласс,
Пояснительная записка.
1.Планируемые результаты
Учащиеся старшей школы осваивают следующие умения:
На уровне I (общеобразовательном, базовом):
Ориентироваться в своей системе знаний и умений по русскому языку, осознавать необходимость новых знаний и умений.
Находить новую информацию в разных источниках различными способами (наблюдение, чтение, слушание).
Грамотно работать с текстовой информацией, а именно:
- прогнозировать содержание текста по заголовку, по началу, по интонации, по характеру;
- предвидеть структуру предложения по его началу. По лексическим и морфологическим компонентам;
- прогнозировать композицию текста по его жанровым характеристикам;
- осознанно выделять тему высказывания и строить высказывание с учётом коммуникативного намерения;
- собирать и систематизировать материал для создания собственного текста, планировать содержание высказывания;
- определять тип и стиль текста и структурировать соответствующую композиционную форму.
4. Перерабатывать информацию разными способами (анализ, обобщение, классификация, систематизация, сравнение).
5. Преобразовывать информацию из одной формы в другую (текст, конспект, таблица, схема, план и др.) и выбирать удобную для себя форму.
6. Передавать информацию в сжатом и развёрнутом виде.
7. Придавать высказыванию соответствующую композиционную форму и стилистическую окраску.
8. Осознанно отбирать необходимые языковые средства для оформления высказывания , уметь редактировать написанное.
9. Анализировать и оценивать свою и чужую речь с точки зрения языковых норм.
10. Совершенствовать свою устную и письменную речь в соответствии с языковыми нормами.
11. Находить ключевые слова текста, сжимать и разворачивать высказывания на основе выделенных ключевых слов.
12. Отбирать лексические единицы и грамматические конструкции при оформлении связных высказываний с учётом их свойств и возможностей для решения определённой коммуникативной задачи.
13. Выбирать вид чтения в зависимости от цели чтения и характера изложения материала.
14. Конспектировать устные и письменные источники, аннотировать и реферировать учебные, учебно-научные и литературно-критические статьи.
На уровне II (профильном, филологическом) учащиеся, помимо умений базового уровня, осваивают также следующие умения:
Определять стилистическую окраску и экспрессивные возможности слов и грамматических конструкций.
Соотносить значение и стилистическую окраску слов и грамматической конструкции с содержанием и стилем высказывания.
Использовать в собственной речи стилистические возможности слов и грамматических конструкций предложений.
Проводить лингвистический и стилистический анализ текстов разных типов, различной стилистической направленно.
Личностными результатами изучения предмета «Русский язык» являются следующие умения и качества:
– чувство прекрасного – умение чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к совершенствованию собственной речи;
– любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре;
– устойчивый познавательный интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста; потребность в чтении;
– интерес к письму, к созданию собственных текстов, к письменной форме общения;
– интерес к изучению языка;
– осознание ответственности за произнесённое и написанное слово.
Средством достижения этих результатов служат тексты учебников, вопросы и задания к ним, проблемно-диалогическая технология, тех-нология продуктивного чтения.
Метапредметными результатами изучения курса «Русский язык» является формирование универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные УУД:
– самостоятельно формулировать проблему (тему) и цели урока; способность к целеполаганию, включая постановку новых целей;
– самостоятельно анализировать условия и пути достижения цели;
– самостоятельно составлять план решения учебной проблемы;
– работать по плану, сверяя свои действия с целью, прогнозировать, корректировать свою деятельность;
– в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.
Средством формирования регулятивных УУД служат технология продуктивного чтения и технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов).
Познавательные УУД:
– самостоятельно вычитывать все виды текстовой информации: фактуальную, подтекстовую, концептуальную; адекватно понимать основную и дополнительную информацию текста, воспринятого на слух;
– пользоваться разными видами чтения: изучающим, просмотровым, ознакомительным;
– извлекать информацию, представленную в разных формах (сплошной текст; несплошной текст – иллюстрация, таблица, схема);
– владеть различными видами аудирования (выборочным, ознакомительным, детальным);
– перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему);
– излагать содержание прочитанного (прослушанного) текста подробно, сжато, выборочно;
– пользоваться словарями, справочниками;
– осуществлять анализ и синтез;
– устанавливать причинно-следственные связи; 8
– строить рассуждения. Средством развития познавательных УУД служат тексты учебника и его методический аппарат; технология продуктивного чтения.
Коммуникативные УУД:
– учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
– уметь формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать её и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;
– уметь устанавливать и сравнивать разные точки зрения прежде, чем принимать решения и делать выборы;
– уметь договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;
– уметь задавать вопросы необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром;
– уметь осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;
– осознавать важность коммуникативных умений в жизни человека;
– оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации; создавать тексты различного типа, стиля, жанра;
– оценивать и редактировать устное и письменное речевое высказывание;
– адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической
формами речи, различными видами монолога и диалога;
– высказывать и обосновывать свою точку зрения;
– слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;
– выступать перед аудиторией сверстников с сообщениями;
– договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;
– задавать вопросы.
Предметными результатами изучения курса «Русский язык» является сформированность умений по предмету за 10 класс.
По окончании школы обучающиеся должны:
- иметь предусмотренные образовательным минимумом знания о фонетической, лексической и грамматической системах русского языка, о тексте и стилях речи;
- владеть читательскими умениями, достаточными для продуктивной самостоятельной работы с литературой разных стилей и жанров;
- уметь передавать содержание прочитанного близко к тексту, сжато, выборочно, с изменением последовательности содержания, с выделением элементов, отражающих идейный смысл произведения, с выражением собственных суждений о прочитанном — в устной и письменной форме;
- выявлять подтекст;
- владеть орфографической, пунктуационной, речевой грамотностью в объеме, достаточном для свободного пользования русским языком в учебных и иных целях в устной и письменной формах;
- производить фонетический, лексический, словообразовательный, морфологический, синтаксический анализ художественного текста;
- уметь составлять планы, тезисы, конспекты художественного, публицистического, научно-популярного текстов, устного сообщения, делать необходимые выписки;
- пользоваться языковыми средствами точной передачи мысли при построении научно-учебного, научно-популярного высказывания, правильно употребляя термины, обеспечивая простоту и ясность предложений, структурную четкость высказывания;
- пользоваться общественно-политической лексикой, средствами публицистического стиля, эмоционального воздействия на слушателя, читателя;
- уметь писать очерк, эссе, строить устное высказывание очеркового типа;
- уметь писать отзыв о художественном произведении, научно-популярной, публицистической статье;
- уметь составлять реферат по нескольким источникам, выступать с ним, отвечать на вопросы по теме реферата, защищать развиваемые в нем положения;
- уметь участвовать в диспуте, дискуссии;
- иметь представление о социальной сущности языка, его функциях и структуре, о языковой норме
II. Основное содержание курса.
Количество часов: 35
Количество часов в неделю: 1
Содержание | Кол-во часов | Подготовка к ЕГЭ | К-во контр.и сам.работ | Развитие речи |
Русский язык как общественное явление | 5 | 1 | 1 | 1 |
Русистика – наука о языке | 2 | 1 | - | |
Русский язык среди других языков | 1 | | | |
Понятие о современном русском литературном языке | 1 | - | - | |
Языковая норма | 3 | 1 | | 1 |
Система и структура языка | 3 | 1 | 2 | |
Текст как высший уровень языковой системы и как средство коммуникации | 8 | 1 | 1 | 1 |
Стилистические возможности слов разных частей речи | 12 | 2 | 2 | 2 |
Итого | 35 | 7 | 6 | 5 |
Календарно-тематическое планирование
| |
№ п/п | Дата по плану | Дата по факту | Тема урока | Примечание |
| | | 1 четверть 8 часов | |
| | | Русский язык как общественное явление (5 часов) | |
1 | | | Русский язык в Российской Федерации. Русский язык в современном мире | Задание 5, стр.13 |
2 | | | Основные функции языка. | Зад.4, стр.18 |
3 | | | Контрольный (входной) диктант | Словарные слова |
4 | | | Как конспектировать устное сообщение. | Зад.6, стр.28 |
5 | | | Р/Р Учимся создавать текст в жанре эссе | Зад.7, стр. 31 |
| | | Русистика – наука о языке (2 часа) | |
6 | | | Русистика – наука о языке | Зад. 3-5, стр.36 |
7 | | | Контрольный диктант с грамматическим заданием | Словарные слова |
| | | Русский язык среди других языков (1 час) | |
8 | | | Русский язык в кругу других славянских языков | Зад.4, стр.48 |
| | | 2 четверть ( 8 часов) | |
| | | Понятие о современном русском литературном языке (1 час) | |
9 | | | Современный русский литературный язык и диалекты | Зад.5, стр.71 |
| | | Языковая норма (3 часа) | |
10 | | | Понятие языковой нормы. Виды норм. Орфоэпические нормы | Зад.9, стр.75, Сочинение в форме ЕГЭ |
11 | | | Лексические нормы. Грамматические нормы. | Зад.8,9, стр. 78 |
12 | | | Правописание чередующихся гласных в корнях слов. | Зад. 3, стр.93 |
| | | Система и структура языка(3 часа) | |
13 | | | Понятие о системе и структуре языка | Зад.5, стр.98 |
14 | | | Подготовка к итоговой проверочной работе по разделу 1 | Подготовиться к проверочной работе |
15 | | | Итоговая проверочная работа по разделу 1 | Словарные слова |
| | | Текст как высший уровень языковой системы и как средство коммуникации (8 часов) | |
16 | | | Понятие о тексте. Единицы языка в тексте. | Зад.6, стр.109 |
| | | 3 четверть (10 часов) | |
17 | | | Тема и основная мысль текста. | Зад.5, стр.128 |
18 | | | Средства связи предложений в тексте | Зад.5, стр.138 |
19 | | | Способы связи предложений в тексте | Зад.6, стр.152 |
20 | | | Виды и формы речи | Зад.8-11, стр.155 |
21 | | | Функционально-смысловые стили речи | Зад.5 стр.168 |
22 | | | Стилистический анализ текста | Сочинение по высказыванию о языке |
23 | | | Итоговая проверочная работа по разделу «Текст как высший уровень языковой системы и как средство коммуникации» | Словарные слова |
| | | Стилистические возможности слов разных частей речи(12 часов)Имя существительное (2 часа) | |
24 | | | Имя существительное. Категория рода, числа, падежа | Зад. 8 стр.232 |
25 | | | Буквы о-е после шипящих в корнях, суффиксах и окончаниях слов разных частей речи | Зад.2, стр239 |
26 | | | Контрольный диктант по теме «Имя существительное» | Словарные слова |
| | | 4 четверть (9 часов) | |
| | | Имя прилагательное( 2 часа). | |
27 | | | Синонимия полных и кратких форм имен прилагательных. | Сочинение в форме ЕГЭ |
28 | | | Буквы о-е после шипящих в корнях, суффиксах и окончаниях слов разных частей речи | Зад.1, стр.251 |
| | | Местоимение.(1) | |
29 | | | Правописание частиц, различие частиц не и ни в отрицательных и неопределенных местоимениях | Зад.1, стр.259 |
| | | Глагол, причастие и деепричастие (2 часа) | |
30 | | | Правописание гласных в суффиксах глаголов и причастий | Зад.6, стр.282 |
31 | | | Гласные буквы перед суффиксами глаголов, причастий | Зад.3, стр.291 |
| | | Наречие(1 час) | |
32 | | | Правописание наречий и наречных выражений. | Зад.1,2 стр.299 |
| | | Служебные части речи.(4 часа) | |
33 | | | Правописание предлогов | Зад.2 стр.305 |
34 | | | Правописание союзов | Зад.2, стр. 309 |
35 | | | Итоговая проверочная работа по разделу «Стилистические возможности слов разных частей речи» | Повторение изученного |
21