СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по предмету "Сенсорное развитие"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа по предмету «Сенсорное развитие» 8 года обучения для обучающихся, воспитанников с ТМНР

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по предмету "Сенсорное развитие"»

2


«СЕНСОРНОЕ РАЗВИТИЕ»

Пояснительная записка

Рабочая программа по предмету «Сенсорное развитие» 8 года обучения для обучающихся, воспитанников с умеренной и тяжелой умственной отсталостью составлена в соответствии со следующими нормативными правовыми документами:

- ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) от 19.12.2014 г. № 1599.

- Адаптированной ос­но­в­ной общеобразовательной программы образования обучающихся с умеренной, тяжёлой и глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (Вариант 2) ГКОУ РО «Ростовская специальная школа-интернат № 42».

- Учебного плана и локальных нормативных актов ГКОУ РО «Ростовская специальная школа-интернат № 42».


Учебный предмет «Сенсорное развитие» входит в образовательную область «Коррекционные занятия». Данный предмет является инвариантной частью учебного плана. Количество часов: в неделю -1 ч, в год - 34ч.


Цель: – обогащение чувственного опыта в процессе целенаправленного систематического воздействия на сохранные анализаторы.

Задачи:

1. учить замечать раздражители, создавать стимулирующие условия для развития элементарного восприятия;

2. учить реагировать на различные раздражители;

3. вырабатывать взаимодействие между анализаторными системами;

4. учить выражать свои ощущения, предпочтения;

5. учить узнавать людей, предметы и ситуации;

6. учить воспринимать предметы разной формы, цвета, величины.



СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА


п/п

Содержательная линия


Возможные примерные результаты по предмету

Модели инструментария для оценки планируемых результатов

1.





2.



3.


Зрительное восприятие



Слуховое восприятие


Кинестетическое восприятие




  • Обогащение чувственного опыта через целенаправленное систематическое воздействие на различные анализаторы;

  • развитие зрительного, слухового, тактильного, обонятельного и кинестетического восприятия;

  • развитие зрительного восприятия (фиксация взгляда на объектах и предметах и т.д.).

  • социально-эмоциональное участие в процессе общения и совместной деятельности;

  • овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;

  • формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств.

.




Формы и способы обозначения выявленных результатов обучения разных групп детей осуществляется в оценочных показателях, основанных на качественных критериях по итогам выполняемых практических действий:

  • «выполняет действие самостоятельно»;

  • «выполняет действие по инструкции» (вербальной или невербальной);

  • «выполняет действие по образцу» (взрослый демонстрирует учащемуся выполнение задания);

  • «выполняет действие с частичной физической помощью» (взрослый физически помогает ребенку выполнить часть задания, но дает ему возможность завершить задание самостоятельно);

  • «выполняет действие со значительной физической помощью»;

  • «выполняет после физической подсказки» (взрослый помогает ребенку выполнить задание, легко похлопывая или направляя его)



КАЛЕНДАРНО- ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ «СЕНСОРНОЕ ТРАЗВИТИЕ»


пп

Тема

Кол.час.

Дата

Возможные примерные результаты


Продукт деятельности

Оценка





1 четверть




1



2



3



4



5



6




7



8



9

Кинестетическое восприятие

Соприкосновение с материалами: дерево, металл


Соприкосновение с материалами: клейстер, пластмасса


Соприкосновение с материалами: бумага, вода


Различение по температуре предметов: холодный, теплый


Различение предметов по фактуре: гладкий, шероховатый


Различение предметов по вязкости: жидкий, густой, сыпучий


Зрительное восприятие

Фиксация взгляда на лице человека


Фиксация взгляда на неподвижном светящемся предмете


Фиксация взгляда на неподвижном предмете, расположенном на уровне глаз








развитие зрительного, слухового, тактильного, кинестетического восприятия







социально-эмоциональное участие в процессе общения и совместной деятельности



Выполнение целенаправленных действий и движений по инструкции педагога (броски в цель, ходьба по «дорожке следов»). Согласованное выполнение действий и движений разных частей тела (повороты и броски, наклоны). Выполнение скоординированных движений кисти рук и пальцев. Выполнение пальчиковой гимнастики. Удержание письменных принадлежностей. Выполнение скоординированных движений рук и глаз (нанизывание бус, завязывание узелков, бантиков). Обводка, штриховка по трафарету. Сгибание бумаги.


Определение на ощупь объемных фигур и предметов, их величины. Называние или показ их на картинках. Соотнесение предмета с иллюстрацией. Работа с пластилином, тестом (раскатывание). Выполнение упражнений с мозаикой

Различение материалов (дерево, металл, клейстер, крупа, вода и др.) по влажности (мокрый, сухой)









   


















2 четверть





1



2



3





4





5



6





7




8






Кинестетическое восприятие


Адекватная реакция на вибрацию, исходящую от объектов


Адекватная реакция на давление на поверхность тела


Реакция на горизонтальное, вертикальное положение тела


Зрительное восприятие


Фиксация взгляда на неподвижном предмете, расположенном не на уровне глаз


Фиксация взгляда на неподвижном предмете, расположенном

напротив ребенка


Фиксация взгляда на неподвижном предмете, расположенном справа, слева от ребенка


Слуховое восприятие

Локализация неподвижного источника звука, расположенного на уровне уха


Локализация неподвижного источника звука, расположенного на уровне плеча, талии











Обогащение чувственного опыта через целенаправленное систематическое воздействие на различные анализаторы









развитие зрительного восприятия (фиксация взгляда на объектах и предметах и т.д.).



Формирование ощущений от различных поз и движений тела, верхних и нижних конечностей, головы. Выполнение упражнений по заданию педагога, обозначение словом (по возможности) положения различных частей своего тела. Выразительность движений: имитация повадок зверей: диких и домашних. Выполнение заданий по презентациям о животных.




Выполнение зрительного анализа и синтеза (обследование предметов, состоящих из 2—3 деталей, по инструкции педагога). Дифференцированное зрительное восприятие двух предметов: нахождение отличительных и общих признаков. Определение изменений в предъявленном ряду. Нахождение лишней игрушки, картинки. Выполнение упражнения для профилактики и коррекции зрения

Выполнение упражнения «подбери пару». нахождение соответствующей пары имеющемуся предмету.



















Текущая аттестация





3 четверть





1



2



3





4



5




6



7






8



9



Кинестетическое восприятие


Адекватная реакция на изменение положения тела


Адекватная реакция на положение частей тела


Реакция на соприкосновение тела с разными видами поверхностей


Зрительное восприятие

Прослеживание взглядом за движущимся по горизонтали предметом


Прослеживание взглядом за движущимся по вертикали предметом


Прослеживание взглядом за движущимся по кругу предметом


Прослеживание взглядом за предметом, движущимся вперед/назад


Слуховое восприятие


Прослеживание за близко расположенным перемещающимся источником звука

Локализация неподвижного удаленного источника звука














овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире






формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств.




.

развитие зрительного, слухового, тактильного, обонятельного и кинестетического восприятия


Умение ориентироваться в собственном теле: дифференциация правой (левой) руки (ноги), правой (левой) части тела. Определение расположения предметов в пространстве (вверху — внизу, над — под, справа — слева). Движение в заданном направлении в пространстве (вперед, назад и т. д.). Умение ориентироваться на листе бумаги (центр, верх (низ), правая (левая) сторона). Выполнение упражнений самостоятельно или по подражанию. Умение ориентироваться в помещении по инструкции педагога: принеси предмет, встань слева от, сядь справа от .. и т.д.. Умение ориентироваться в линейном ряду (порядок следования). Выполнение упражнений с лото, мозаикой

Знание, узнавание контрастных температурных ощущения (холодный — горячий). Выполнение упражнения с предметами разной температуры. Различение и сравнение разных предметов по признаку веса (тяжелый — легкий).

Выполнение дыхательных упражнений, (длительность выдоха с пропевкой звуков и слогов). Выполнение стимулирующих упражнений и массажа для отдельных частей тела, выполнение по показу педагога простых упражнений








4 четверть





1



2



3





4



5




6


7



8





Зрительное восприятие


Прослеживание взглядом за движущимся удаленным объектом


Дифференциация предметов по цвету


Формирование умения узнавать цвет объектов


Слуховое восприятие


Соотнесение звука с его источником


Нахождение одинаковых по звучанию объектов


Восприятие запаха

Адекватная реакция на запахи


Узнавание (различение) объектов по запаху: лимон, банан,


Узнавание (различение) объектов по запаху: хвоя, кофе
























Обогащение чувственного опыта через целенаправленное систематическое воздействие на различные анализаторы


развитие зрительного, слухового, тактильного, обонятельного и кинестетического восприятия

Определение направления звука в пространстве (справа, слева, спереди, сзади). Выполнение

действий по звуковому сигналу. Различение

мелодий по темпу; прослушивание музыкальных произведений. Развитие чувства ритма. Выполнение упражнений.



Ориентировка в помещении по инструкции педагога, знание понятий: выше, ниже, левее, правее, рядом и др.

Вербальное обозначение пространственных

отношений с использованием предлогов.. Моделирование пространственного расположения объектов относительно друг друга по инструкции педагога.

Знание понятия «равновесие». Выполнение упражнений на сохранение равновесия: стоять на одной ноге, ходить строго по дорожке и др.

Участие в играх «Чудесный мешочек», «Узнай фигуру».  Нахождение на ощупь предметов разной формы, величины, фактуры (игрушки, геометрические фигуры и тела, пластмассовые буквы и цифры и др.).

.




















Промежуточная (годовая) аттестация









Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!