СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Адаптированная рабочая программа по предмету "Сенсорное развитие" для 2 класса вариант 8.2 СИПР

Нажмите, чтобы узнать подробности

Адаптированная рабочая программа по предмету "Сенсорное развитие" для 2 класса вариант 8.2 СИПР

Просмотр содержимого документа
«Адаптированная рабочая программа по предмету "Сенсорное развитие" для 2 класса вариант 8.2 СИПР»











  1. Пояснительная записка

Адаптированная рабочая программа по коррекционному предмету «Сенсорное развитие» для 2 «А» класса разработана на основе:

- Приказа Минобрнауки России № 1599 от 19.12.2014 «Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)»;

- АООП образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) Вариант 2.

- Адаптированной основной общеобразовательной программы образования ОКОУ «Теткинская школа – интернат для детей с ограниченными возможностями здоровья» (Вариант 2).

В Федеральном компоненте государственного стандарта «Сенсорное развитие» обозначено как самостоятельный предмет, что подчеркивает его особое значение в системе образования детей с ТМНР. На его изучение отведено 97 часов, 3 часа в неделю, 34 учебные недели.

  1. Планируемые результаты освоения учебного предмета

Цели образовательно-коррекционной работы с учетом специфики учебного предмета:

  • сформировать у  обучающихся правильное многогранное полифункциональное представление об окружающей действительности, способствующее оптимизации психического развития ребенка и более эффективной социализации его в обществе.  

  • создание оптимальных условий познания ребенком каждого объекта в совокупности сенсорных свойств, качеств, признаков.

Задачи и направления рабочей программы

  • формирование на основе активизации работы всех органов чувств адекватного восприятия явлений и объектов окружающей действительности в совокупности их свойств;

  • коррекция недостатков познавательной деятельности детей путем систематического и целенаправленного воспитания у них полноценного восприятия формы, конструкции, величины, цвета, особых свойств предметов, их положения в пространстве;

  • формирование пространственно-временных ориентировок;

  • развитие слухоголосовых координаций;

  • формирование способности эстетически воспринимать окружающий мир во всем многообразии свойств и признаков его объектов (цветов, вкусов, запахов, звуков, ритмов);

  • совершенствование сенсорно-перцептивной деятельности;

  • обогащение словарного запаса детей на основе использования соответствующей терминологии;

  • исправление недостатков моторики, совершенствование зрительно-двигательной координации;

  • формирование точности и целенаправленности движений и действий.

Наряду с этими задачами на занятиях решаются и специальные задачи, направленные на обогащение чувственного познавательного опыта на основе формирования умений наблюдать, сравнивать, выделять существенные признаки предметов и явлений и отражать их в речи, нацеленное на развитие умственной деятельности школьников.

Коррекционные задачи предмета:

  • развитие тактильных ощущений кистей рук и расширение тактильного опыта;

  • развитие зрительного восприятия;

  • развитие зрительного и слухового внимания;

  • развитие вербальных и невербальных коммуникативных навыков;

  • формирование и развитие реципрокной координации;

  • развитие пространственных представлений;

  • развитие мелкой моторики, зрительно-моторной координации.

Методы:

1. Практические, словесные, наглядные (по источнику изложения учебного материала).

2. Метод двигательных ритмов, метод тактильного опознания предметов, метод звукодыхательных упражнений, релаксационный метод, метод визуализации, арт-терапевтический метод.

3. Индуктивные и дедуктивные (по логике изложения и восприятия учебного материала).


Основные требования к знаниям и умениям учащихся:

Личностные и предметные результаты

Личностными результатами изучения курса во 2-м классе является формирование следующих умений:

  • Определять и высказывать под руководством педагога самые простые общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы).

  • Уметь адекватно оценивать свои силы, понимать, что можно и чего нельзя.

  • Развивать у ребёнка любознательность, наблюдательность, способность замечать новое.

  • В предложенных педагогом ситуациях, опираясь на общие для всех простые правила поведения,  делать выбор, при поддержке других участников группы и педагога, как поступить.

Метапредметными результатами изучения курса во 2-м классе являются формирование следующих универсальных учебных действий (УУД).

Регулятивные УУД:

  • Определять и формулировать цель деятельности   с помощью учителя.

  • Проговаривать последовательность действий.

  • Учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией рабочей тетради.

  • Учиться работать по предложенному учителем плану.

  • Учиться отличать верно выполненное задание от неверного.

  • Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности товарищей.

Познавательные УУД:

  • Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя.

  • Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную от учителя.

  • Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате  совместной  работы всего класса.

  • Сравнивать и группировать геометрические фигуры, эталоны цвета.

Коммуникативные УУД:

  • Донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной форме (на уровне одного предложения или небольшого текста).

  • Слушать и понимать речь других.

  • Читать и пересказывать текст.

  • Уметь обратиться к взрослому за помощью.

  • Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им.

Предметными результатами изучения курса во 2-м классе являются формирование следующих умений.

  • описывать признаки предметов и узнавать предметы по их признакам;

  • выделять существенные признаки предметов; сравнивать между собой предметы, явления;

  • обобщать, делать несложные выводы;

  • классифицировать явления, предметы;

  • определять последовательность событий;

  • выявлять функциональные отношения между понятиями;

  • выявлять закономерности и проводить аналогии.  

Обучающиеся должны знать:

  • правила пользования карандашом, ручкой, ножницами, клеем.

Обучающиеся  должны уметь:

  • владеть карандашом, ручкой, кистью;

  • раскрашивать рисунок: без пробелов, выхода за контур, одинаковое направление;

  • конструировать предметы из 3—4 геометрических фигур;

  • прекращать движение в нужной точке;

  • рисовать и раскрашивать по трафарету геометрические фигуры, несложные орнаменты, рисунки;

  • согласовывать движения руки и глаза, обеих рук;

  • последовательно соединять точки; владеть счётными операциями по программе;

  • выполнять творческие работы из пластилина по образцу;

  • конструировать несложные предметы без опоры на образец;

  • точно выполнять движения по трехзвенной инструкции;

  •  выполнять выразительные движения;

  • выполнять упражнения на дыхание и расслабление;

  • знать элементы 2-х фазного и 4-х фазного дыхания и стараться выполнять по команде;

  • выполнять пальчиковые упражнения;

  • выполнять графические работы под диктовку;

  • принимать правильное исходное положение в соответствии с содержанием упражнения, игры;

  • самостоятельное определять нужное направление движения по словесной инструкции учителя;

  • играть в предложенные сенсорные и двигательные игры по правилам;

  • адекватно эмоционально реагировать в ходе игры, упражнения.

Тактильно-двигательное восприятие

Обучающиеся должны знать:

  • специальные обследующие движения (поглаживание, разминание, постукивание, сжимание и др.), обозначение отдельными словами свойства и качества используемого материала, признаки предмета.

Обучающиеся должны уметь:

  • определять на ощупь разные свойства предметов (по поверхности, весу, температуре) и называть их;

  • делать словесный отчет о выявленных качествах и свойствах предмета, его основных признаков, выявленных при помощи ощупывания;

  • определять материал, из которого сделан предмет;


  • путем ощупывания предмета или обведения по контуру давать характеристику предмету.

Восприятие особых свойств предметов

Обучающиеся должны знать:

особые свойства предмета (температура, вкус, запах, чувство тяжести);

  • продукты, которые могут нанести вред здоровью (ядовитые грибы, ягоды, уксус и т.п.);

  • основные вкусы: горький - сладкий, сырое – вареное.  

Обучающиеся должны уметь:

  • различать простые запахи (приятные  - неприятные);

  • сравнивать и различать разные вкусы;

  • определять температуру (теплый – горячий – холодный) и тяжесть предмета (легкий – тяжелый).  

Восприятие формы, величины, цвета

Обучающиеся должны знать:

  • различать наиболее распространенные цвета (черный, белый, красный, синий, зеленый, желтый, коричневый);

  • оттенки цветов: розовый, фиолетовый, оранжевый;

  • узнавать и показывать основные геометрические фигуры: круг, квадрат, прямоугольник, различать круг и овал;

  • разные параметры величины (длина, ширина, высота, толщина).

Обучающиеся должны уметь:

  • чертить основные геометрические фигуры;

  • выстраивать сериационные ряды предметов по параметру убывающей или возрастающей величины;

  • определять на ощупь величину предметов;

  • анализировать и сравнивать предметы по двум признакам (форма, величина, цвет);

  • использовать цвет по назначению;

  • сравнивать предметы (объекты) по форме, цвету, величине.

  • определять различия между предметами по форме, величине, цвету, обозначать их словом.

  • различать классифицировать фигуры по нескольким признакам.

Восприятие временных отношений

Обучающиеся должны знать:

  • меры времени и их соотношение: порядок месяцев в году, времена года и их закономерности, части суток, дни недели

  • единицы измерения времени (сут., нед., мес.).

  • часы, их составляющие (циферблат, стрелки).

  • соотносить времена года с названиями месяцев

Обучающиеся должны уметь:

  • определять времени по часам (с точностью до 1 часа).

Развитие зрительного восприятия

Обучающиеся должны знать:

  • правило целенаправленного рассматривания объекта: вычленение сначала основных элементов, затем его деталей, определение их соотношений.

Обучающиеся должны уметь:

  • выделять в объекте составляющие его части, пропорции, строение;

  • распознавать основные эмоции;

  • узнавать предмет по части;

  • выделять предмет из группы;

  • определять картинку к заданному эталону;

  • находить различия и сходство в двух аналогичных сюжетных картинках;

  • делать элементарные обобщения на основе сравнения и различения предметов и их изображений.

Развитие слухового восприятия

Обучающиеся должны знать:

  • шумы: шуршание, скрип, шелест, стук, пение птиц, шум поезда, машины.

Обучающиеся должны уметь:

  • различать речевые и неречевые звуки;

  • выполнять упражнения в определенном ритме и темпе;

  • сравнивать музыкальные звуки по громкости и длительности звучания.

  • различать характер мелодии (веселая – грустная).

Восприятие пространства

Обучающиеся должны знать:

 понятия «близко»,  «далеко», «дальше», «право-лево»

Обучающиеся должны уметь:

  • ориентироваться в помещении, двигаться в заданном направлении;

  • ориентироваться на листе бумаги и на собственном теле, на поверхности парты;

  • обозначать словом направления движения;

  • располагать плоскостные и объемные предметы в вертикальном и горизонтальном поле листа;

  • словесно обозначать пространственные отношения между конкретными объектами;

  • целенаправленно выполнять действия по инструкции педагога;

  • быстро и точно передвигаться в пространстве.

Использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • ориентировки в окружающем пространстве (планирование маршрута, определение места положения объекта и пр.);

  • сравнения и упорядочения объектов по различным признакам: форме, величине, качестве поверхности, материалов;

  • определение времени по часам;

  • описания предметов окружающей действительности;

  • обогащения чувственного опыта у детей

  1. Содержание учебного предмета

модуля

Название блока

Количество часов

1 модуль

Зрительное восприятие

24

2 модуль.

Слуховое восприятие

20


3 модуль.

Кинестетическое восприятие

22

4 модуль.

Восприятие запаха


16

5 модуль.

Восприятие вкуса

15


Итого:

97


Содержание курса состоит из следующих разделов:

Зрительное восприятие

Форма объемная: куб, шар, треугольная призма, кирпичик.

Плоскостная: квадрат, круг, треугольник, прямоугольник.

Соотнесение объемных и плоскостных форм.

Дифференциация объемных и плоскостных форм.

Передача форм в продуктивных видах деятельности (рисование, лепка, аппликация). Складывание форм: матрешка, пирамидка (4 части).

Чередование форм.


Размер: предметы контрастных размеров большие, маленькие, самые большие; сериационные рядовые по возрастанию (пирамидка, матрёшка, стаканчик). Передача размеров в продуктивных видах деятельности (рисование, лепка, аппликация)


Цвет: одинаковые по цвету предметы (красный, желтый, синий, зеленый); различные по цвету предметы (4 основных цвета);

Передача цвета в продуктивных видах деятельности (рисование, лепка, аппликация).

Элементы нетрадиционного рисования: рисование по мокрому листу, рисование ладошками, штампование, рисование губкой.

Лепка: раскатывание шариков, «колбасок», изготовление гусеницы. Аппликация: техника нетрадиционного рисования - заклеивание в контуре мелкими кусочками бумаги, «мозаика»). Группировка предметов по одному из признаков.

Слуховое восприятие

Звучащие предметы: дудка, металлофон, барабан; определение последовательности звучания; слова – обозначения, соотнесение с звучащим предметом; звуки окружающего мира (животные, природные явления, транспорт); слова-обозначения звукоокружающего мира (му-му, у-у-у, би-би и др.); тихие и громкие звуки, звукоподражание.

Выбор предмета по звуку из 3-х.

Кинестетическое восприятие

Умение удерживать в руках предметы разного размера и разного веса; узнавать предмет по форме на ощупь, бросать в цель, катить по прямой, ловить из рук партнера; умение идти (быстро или медленно) по ровной дорожке до цели, умение передавать в элементарной пантомимике (прощай, привет, радость, полетели) свои отношения и чувства; понимание названия признака, выполнение действия (Дай большой мяч. Дай маленький мяч и др.)

Восприятие запаха

Запахи (опыт обонятельных ощущений) (хвоя, апельсин, чеснок);

умение идентифицировать продукт с соответствующим ему запахом (хвоя, апельсин, чеснок).

Восприятие вкуса

Вкусовые качества (сладкое — горькое, сырое — вареное), обозначение словом вкусовых ощущений. Контрастные ароматы (резкий — мягкий, свежий — испорченный). Умение идентифицировать продукт со свойственным ему вкусом, словесное обозначение вкуса продукта; температурный признак продукта (горячий, холодный, теплый) и его словесное обозначение.




  1. Календарно-тематическое планирование.

п/п

Тема урока

Дата

проведения урока

По плану

Фактич.

1

Зрительное восприятие. «Осенние листья» (желтый и зеленый цвета).

01.09


2

«В гостях у круга»

02.09


3

«Большие и маленькие предметы»

07.09


4

Слуховое восприятие. «Громкие и тихие звуки».

08.09


5

«Музыкальные инструменты».

09.09


6

«Звуки животных».

14.09


7

Кинестетическое восприятие. «Повторяй за мной».

15.09


8

«Волшебные дорожки».

16.09


9

«Хоровод».

21.09


10

Восприятие запаха. «В мире ароматов».

22.09


11

«Как пахнут продукты».

23.09


12

«Самый приятный аромат».

28.09


13

Восприятие вкуса. «Вкусные продукты».

29.09


14

«Сладкий стол».

30.09


15

«Сладко-горько».

05.10


16

Зрительное восприятие. «Цветные кубики».

06.10


17

«Квадратные предметы».

07.10


18

«В гостях у Матрёшки».

12.10


19

Слуховое восприятие. «Как звучат игрушки» (манипуляции со звучащими игрушками).

13.10


20

«Звуки природы».

14.10


21

«Музыкальные инструменты».

19.10


22

Кинестетическое восприятие. «Лесная тропинка».

20.10


23

«Игра с мячом».

21.10


24

«Ладушки».

02.11


25

Восприятие запаха. «Угадай продукт по запаху».

03.11


26

«Мой любимый аромат».

09.11


27

«Где живут ароматы».

10.11


28

Восприятие вкуса. «Сладкие продукты».

11.11


29

«Кисло-сладко».

16.11


30

«Что вкуснее».

17.11


31

Зрительное восприятие. «Разноцветные бусы».

18.11


32

«Домики для фигур».

23.11


33

«Кто больше, а кто меньше?

24.11


34

Слуховое восприятие. «Угадай по звуку инструмент».

25.11


35

«Веселый оркестр».

30.11


36

«Звуки транспорта».

01.12


37

«Кинестетическое восприятие. Перешагни через верёвочку».

02.12


38

«Дорожка препятствий».

07.12


39

«Поймай мячики».

08.12


40

Восприятие запаха. «Угадай продукт по запаху».

09.12


41

«Ароматы природы».

14.12


42

«Приятные и неприятные запахи».

15.12


43

Восприятие вкуса. «Сравнение соленых и сладких продуктов».

16.12


44

«Сравнение горьких и кислых». Закрепление.

21.12


45

Зрительное восприятие. «Цветная вода» (раскрашиваем воду в разные цвета).

22.12


46

«Гусеница» (лепка из пластилина).

23.12


47

«Построй домики для животных» (конструирование).

11.01


48

«Пирамидка» (аппликация).

12.01


49

«Разноцветные воздушные шары» (аппликация).

13.01


50

Слуховое восприятие. «Веселая и грустная музыка».

18.01


51

«Шумящие коробочки».

19.01


52

«Угадай животное по голосу (звуку)».

20.01


53

«Угадай вид транспорта» (показываем на картинке).

25.01


54

Кинестетическое восприятие. «Шагаем по веревочке».

26.01


55

«Будь внимателен!»

27.01


56

«Шагаем и танцуем под музыку».

01.02


57

«Повторяй за мной!»

02.02


58

Восприятие запаха. «Ароматные коробочки».

03.02


59

«Угадай продукт по запаху».

08.02


60

«Съедобное - несъедобное». Грибы.

09.02


61

Восприятие вкуса. «У самовара» (пробуем травы, чай, выпечку).

10.02


62

«Угадай по запаху продукт» (пробуем на вкус и называем, показываем на картинке).

15.02


63

«Съедобное - несъедобное» (показываем на картинках,

называем).

16.02


64

Зрительное восприятие. «В гостях у круга и квадрата» (классификация по форме).

17.02


65

«Предметы в нашем классе» (называем круглые; квадратные предметы, показываем).

22.02


66

«В гости к трём медведям» (называем и показываем маленькие и большие предметы-урок по сказке).

24.02


67

«Волшебная поляна» (рисование красками- работа с цветом).

01.03.


68

«Бусы для Кати» (аппликация из пластилина-цвет и форма)

02.03


69

Слуховое восприятие. «Громкие и тихие звуки» (показываем и называем в какой коробочке самый тихий или самый громкий звук).

03.03


70

«Кто как говорит» (смотрим на картинки или игрушки и произносим звуки животных).

09.03


71

«Шумовой оркестр» (играем на игрушечных музыкальных

инструментах).

10.03


72

«Колокольчики» (играем с колокольчиками разной величины, определяем самый громкий и самый тихий звук).

15.03


73

Кинестетическое восприятие. «Вместе весело шагать» (маршируем под музыку разного ритма, скорости).

16.03


74

«Встаньте, дети, в круг» (двигаемся по кругу, делаем круг, держась за руки, водим хоровод).

17.03


75

«Наши ладошки» (игры с руками, хлопанье в ладоши-работа в парах).

31.03


76

«Веселые старты» (хождение через различные препятствия: веревку, обручи, бревна и др.)

05.04


77

Восприятие запаха. «Что приготовил повар на обед?» (исследование запахов различных приготовленных блюд: салаты, супы).

06.04


78

«Что приготовил повар на обед?» (исследование запахов различных приготовленных блюд: каши, компоты, котлеты).

07.04


79

«Угадай по вкусу продукты» (пробуем продукт с закрытыми глазами и называем, показываем).

12.04


80

Восприятие вкуса. «В нашей столовой» (определяем вкус блюд из столовой: горькие, соленые).

13.04


81

«В нашей столовой» (определяем вкус блюд из столовой: сладкие, кислые).

14.04


82

«Фрукты» (сравнение вкуса и запаха).

19.04


83

«Овощи» (сравнение вкуса и запаха).

20.04


84

Зрительное восприятие. «Солнышко лучистое» (аппликация из пластилина-цвет и форма).

21.04


85

«Помоги Незнайке» (классификация предметов по форме).

26.04


86

«Что больше, что меньше?» (классификация по величине фигур - размер и форма).

27.04


87

«Милашки - неваляшки» (величина, цвет и форма аппликация).

28.04


88

«Мячики» (лепка из пластилина- цвет, форма, размер).

04.05


89

«Домики для зверей» (конструирование).

05.05


90

Слуховое восприятие. «Звуки окружающего мира».

12.05


91

«Угадай музыкальный инструмент по звуку».

17.05


92

«Шумящие коробочки».

18.05


93

Кинестетическое восприятие. «Как двигаются животные» (имитируем движения животных).

19.05


94

«Дорожки» (хождение по линиям).

24.05


95

Восприятие запаха. «В стране ароматов» (показываем и называем источник аромата). «Что спрятано в коробочке?»

25.05


96

Восприятие вкуса. «Я - повар» (выбираем продукты для приготовления гречневого супа).

26.05


97

Итоговая аттестация. Задание 1. «Дорисуй ручку к зонтику». Задание 2.«Что услышали?"

31.05




     

Оценки результатов

Практические задания выполняются из разных материалов, работы остаются до конца года у педагога-психолога.

При необходимости выполнении письменных заданий, обучающиеся работают в рабочих тетрадях, возможны выполнения заданий по карточкам. Качество работы зависит от умения детьми работать в тетради, ориентироваться на листе, от развития мелкой моторики.

Курс имеет безотметочную  систему прохождения материала.

Свою работу на занятии обучающиеся оценивают самостоятельно, прикрепляя соответствующий символ, выбранный в конкретном периоде.

Используется прием цветограммы в конце занятия. Детям предлагается прикрепить (нарисовать, раскрасить) соответствующий  по цвету символ, определяя качество выполненного самостоятельно задания или практическую деятельность. Сравнение результатов изменения цветовой гаммы на протяжении некоторого времени позволяет наблюдать динамику качества выполненной работы, сравнивая личные результаты.

Эффективность занятий по программе определяется по следующим показателям: общее укрепление организма, развитие движений и двигательных навыков, сознательного управления движениями, формирование правильной осанки, развитие нервной системы (быстрота реакций, координация движений, их соразмерность, адекватность), развитие организованности, дисциплины;

совершенствование сенсорных представлений, перцептивных действий;

развитие высших психических функций: восприятия, памяти, мышления, речи.

Учебно-методическое обеспечение

1. Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. Подготовительный и 1- 4 классы под редакцией В.В.Воронковой: 2-е издание - М.: Просвещение, 2001.

2.Антонова С.Л. Движение тела- движение мысли: Нейропсихологическая коррекционно-развивающая программа./С.Антонова. – М.: Чистые пруды, 2010. – 32. - //Библиотечка «Первого сентября», серия «Школьный психолог». Вып.34. – С.4-6.

3.Галкина Г.Г., Дубинина Т.И. Пальцы помогают говорить. Коррекционные занятия по развитию мелкой моторики у детей/Г.Г.Галкина, Т.И.Дубинина. – М.: Издательство «Гном и Д», 2006.

4.Дмитриева О.И., Мокрушина О.А. Поурочные разработки по математике: 2 класс. К учебному комплекту М.И.Моро – М.: ВАКО, 2005.

5.Восприятия и эмоционально-волевой сферы у детей 5-6 лет. – М.: АРКТИ, 2004.

6.Локалова Н.П. 120 уроков психологического развития младших школьников (психологическая программа развития когнитивной сферы учащихся I-IV классов). Часть I. Книга для учителя. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: «Ось-89», 2006.  

7.Морозова И.А., Пушкарева М.А. Развитие элементарных математических представлений. Конспекты занятий. Для работы с детьми 5-6 лет с ЗПР. – 2-е издание, исправленное. – М.: Мозаика-Синтез, 2008.

Список литературы

1.Антонова, С.Л. Движение тела- движение мысли: Нейропсихологическая коррекционно-развивающая программа. [Текст] /С.Антонова. – М.: Чистые пруды, 2010. – 32. - //Библиотечка «Первого сентября», серия «Школьный психолог». Вып.34. – С.4-6.

2.Метиева,  Л.А., Удалова, Э.Я. Развитие сенсорной сферы. Пособие для учителей специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII  вида [Электронный ресурс] / 


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!