СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Адаптированная рабочая программа по предмету "Сенсорное развитие", 1 класс, вариант 2

Категория: Психологу

Нажмите, чтобы узнать подробности

  Сенсорное развитие направлено на формирование полноценного восприятия окружающей действительности. Первой ступенью познания мира является чувственный опыт человека. Успешность умственного, физического, эстетического воспитания в значительной степени зависит от качества сенсорного опыта детей, т.е. от того, насколько полно ребенок воспринимает окружающий мир. У детей с ТМНР сенсорный опыт спонтанно не формируется. Чем тяжелее нарушения у ребенка, тем значительнее роль развития чувственного опыта: ощущений и восприятий. Дети с ТМНР наиболее чувствительны к воздействиям на сохранные анализаторы, поэтому педагогически продуманный выбор средств и способов сенсорного воздействия будет благоприятствовать их дальнейшему психическому и физическому развитию. У школьников с умеренной умственной отсталостью снижен темп восприятия, сужен его объем, недостаточна точность различных видов восприятия: зрительного, слухового, тактильно двигательного, снижена скорость выполнения перцептивных операций. Затруднена ориентировочно исследовательская деятельность, направленная на исследование свойств и качеств предметов. Таким детям нужно больше времени для приёма и переработки зрительного, слухового и прочих впечатлений. Особенно ярко это проявляется в сложных условиях.

 Детям с умеренной умственной отсталостью требуется большее количество практических проб и примериваний при решении наглядно-практических задач они затрудняются в обследовании предмета. Ошибки в распознании предметов при осязании зачастую обусловлены асинхронностью и несогласованностью движений рук, импульсивностью, поспешностью и недостаточной сосредоточенностью всей деятельности. Кроме того, у многих детей с проблемами в развитии отмечается скованность, недостаточный объем движений, нарушение их произвольности, недоразвитие мелкой моторики. Слабое различение мышечных ощущений (кинестетические ощущения) приводит к плохой координации. Такие дети отличаются пониженной работоспособностью, быстро устают.

Программа курса коррекционных занятий «Сенсорное развитие» необходима для создания оптимальных условий познания ребенком каждого объекта в совокупности сенсорных свойств, качеств, признаков и для правильного формирования многогранного полифункционального представления об окружающей действительности, способствующая оптимизации психического расстройства ребенка и более эффективной социализации его в общении.

  Данный курс занятий является коррекционно-направленным: наряду с развитием общих способностей предполагается исправление присущих умственно отсталым детям недостатков сенсорного развития и формирования у них относительно сложных видов психической деятельности.

   Программа предусматривает развитие и воспитание детей на занятии через обучение, игру, музыку, движение, изобразительную деятельность и т.д. в процессе преимущественно коллективной деятельности, что взаимно обогащает детей, вызывает положительные эмоции и чувства, способствует овладению различными способами управления собственным поведением. Немаловажной задачей является выработка положительной мотивации к учению.

              Целью обучения является обогащение чувственного опыта в процессе целенаправленного систематического воздействия на сохранные анализаторы.

              Основными задачами являются:

-формирование адекватного восприятия явлений и объектов окружающей действительности в совокупности их свойств на основе активизации работы всех органов чувств;

-коррекция недостатков познавательной деятельности детей путем систематического и целенаправленного воспитания у них полноценного восприятия формы, конструкции, величины, цвета, особых свойств предметов, их положения в пространстве;

-формирование пространственно-временных ориентировок;

-развитие слухоголосовых координаций;

-формирование способности эстетически воспринимать окружающий мир во всем многообразии свойств и признаков его объектов (цветов, вкусов, запахов, звуков, ритмов);

-совершенствование сенсорно-перцептивной деятельности;

-обогащение словарного запаса детей на основе использования соответствующей терминологии;

-исправление недостатков моторики, совершенствование зрительно-двигательной координации;

-формирование точности и целенаправленности движений и действий.

                Наряду с этими задачами на занятиях решаются и специальные задачи, направленные на обогащение чувственного познавательного опыта на основе формирования умений наблюдать, сравнивать, выделять существенные признаки предметов и явлений и отражать их в речи, нацеленное на развитие умственной деятельности школьников.

                Ценностные ориентиры содержания курса. Программно-методический материал включает 5 разделов: «Зрительное восприятие», «Слуховое восприятие», «Кинестетическое восприятие», «Восприятие запаха», «Восприятие вкуса». Содержание каждого раздела представлено по принципу от простого к сложному. Сначала проводится работа, направленная на расширение диапазона воспринимаемых ощущений ребенка, стимуляцию активности. Под активностью подразумеваются психические, физические, речевые реакции ребенка, например: эмоционально-двигательная отзывчивость, концентрация внимания, вокализация. В дальнейшем в ходе обучения формируются сенсорно-перцептивные действия. Ребенок учится не только распознавать свои ощущения, но и перерабатывать получаемую информацию, что в будущем поможет ему лучше ориентироваться в окружающем мире. Основной формой организации учебного процесса является коррекционное занятие, которое проводится с использованием разнообразных дидактических игр, занимательных упражнений и мультимедийных материалов. Структура занятий предусматривает обязательное сочетание различных видов деятельности учащихся и комплексное воздействие на разные органы чувств. Любая деятельность на занятиях по сенсорному развитию обязательно сопровождается речью учителя и детей. Коррекционная работа может проводиться как в групповой форме, так и индивидуально.

                Материально-техническое обеспечение предмета: оборудованная сенсорная комната, сухой (шариковый) бассейн, сухой душ, сухой водопад, сухой фонтан, набор панно «Звездное небо», зеркальный шар, стол с песком для рисования, мягкие пуфы, тактильные коврики, бизиборды, игрушки и предметы со звуковыми и световыми эффектами, образцы материалов, различных по фактуре, вязкости, температуре, плотности, игрушки и пособия для развития тонкой моторики, спортивный инвентарь для развития крупной моторики (шнуровки, мозаики, мячи, кольцебросы, обручи, сенсорная тропа для ног, массажный коврик и др.), оборудование для занятий музыкой, ритмикой, изобразительной деятельностью (ноутбук, колонки, диски для релаксации, звучащие музыкальные инструменты, изобразительные материалы), разнообразный арсенал техники арттерапии (куклы, сюжетные игрушки, элементы одежды, принадлежности для аромотерапии).

    Место курса в учебном плане.

Изучение предмета «Сенсорное развитие» в 1 классе рассчитано на 99 часов (33 недели  – 3 часа в неделю), с учетом дополнительных каникул. В 1 классе (вариант 2) обучаются 10 учащихся. Они занимаются по специальной индивидуальной программе для учащихся с множественными нарушениями в развитии. В связи с этим класс был поделен на три подгруппы. Именно при таком индивидуальном подходе у детей возможны результаты в их обучении и воспитании. В каждой подгруппе проводится по 1 занятию в неделю. Всего на изучение предмета «Сенсорное развитие» в каждой подгруппе отводится по 34 часа в год.

              Содержание учебного предмета.

Содержание учебного предмета «Сенсорное развитие», 1 класс полностью соответствует федеральному государственному образовательному стандарту образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).

Просмотр содержимого документа
«Адаптированная рабочая программа по предмету "Сенсорное развитие", 1 класс, вариант 2»

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Казанская школа № 76 для детей с ограниченными возможностями здоровья»



Рассмотрено Согласовано Рассмотрено Утверждено

на заседании м/о заместитель директора на заседании директор школы №76

учителей нач.кл. по учебной работе педагогического совета _________ Тулаева Н.И.

протокол № _ ______ Л.Е.Вандышева протокол № __

от «__» __ 2020 г. от «__» ___ 2020 г.







АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА


ПО ПРЕДМЕТУ: «СЕНСОРНОЕ РАЗВИТИЕ»


Спиридоновой Анны Андреевны


1 «Б» класс


Вариант 2






Казань – 2020



ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


Адаптированная рабочая программа по предмету «Сенсорное развитие» для 1 класса (вариант 2) разработана в соответствии с Законом «Об образовании» Российской Федерации (далее – РФ) от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ, Республики Татарстан (далее – РТ) от 22.07.2013 №68-ЗРТ, Законом РФ от 25.10.1991 №1807-1 (ред. от 12.03.2014) «О языках народов РФ», Законом РТ от 08.07.1992г. №1560-XII «О государственных языках Республики Татарстан и других языках в Республике Татарстан», согласно СанПиН 2.4.2.3286-15 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в учреждениях, осуществляющих образовательную деятельность по АООП для обучающихся с ОВЗ», порядку организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам, утверждённому приказом МОиН РФ от 30.08.2013г. №1015, на основе ФГОС обучающихся с ОВЗ (далее – Стандарт), утверждённого приказом Министерства образования и науки РФ (далее – МОиН РФ) от 19.12.2014г. №1598, Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 19.12.2014 № 1599 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)»; адаптированной основной общеобразовательной программы (далее - АООП), адаптированной дополнительной образовательной программы (далее-АДОП) ГБОУ «Казанская школа №76», Устава ГБОУ «Казанская школа №76».

Сенсорное развитие направлено на формирование полноценного восприятия окружающей действительности. Первой ступенью познания мира является чувственный опыт человека. Успешность умственного, физического, эстетического воспитания в значительной степени зависит от качества сенсорного опыта детей, т.е. от того, насколько полно ребенок воспринимает окружающий мир. У детей с ТМНР сенсорный опыт спонтанно не формируется. Чем тяжелее нарушения у ребенка, тем значительнее роль развития чувственного опыта: ощущений и восприятий. Дети с ТМНР наиболее чувствительны к воздействиям на сохранные анализаторы, поэтому педагогически продуманный выбор средств и способов сенсорного воздействия будет благоприятствовать их дальнейшему психическому и физическому развитию. У школьников с умеренной умственной отсталостью снижен темп восприятия, сужен его объем, недостаточна точность различных видов восприятия: зрительного, слухового, тактильно двигательного, снижена скорость выполнения перцептивных операций. Затруднена ориентировочно исследовательская деятельность, направленная на исследование свойств и качеств предметов. Таким детям нужно больше времени для приёма и переработки зрительного, слухового и прочих впечатлений. Особенно ярко это проявляется в сложных условиях.

Детям с умеренной умственной отсталостью требуется большее количество практических проб и примериваний при решении наглядно-практических задач они затрудняются в обследовании предмета. Ошибки в распознании предметов при осязании зачастую обусловлены асинхронностью и несогласованностью движений рук, импульсивностью, поспешностью и недостаточной сосредоточенностью всей деятельности. Кроме того, у многих детей с проблемами в развитии отмечается скованность, недостаточный объем движений, нарушение их произвольности, недоразвитие мелкой моторики. Слабое различение мышечных ощущений (кинестетические ощущения) приводит к плохой координации. Такие дети отличаются пониженной работоспособностью, быстро устают.

Программа курса коррекционных занятий «Сенсорное развитие» необходима для создания оптимальных условий познания ребенком каждого объекта в совокупности сенсорных свойств, качеств, признаков и для правильного формирования многогранного полифункционального представления об окружающей действительности, способствующая оптимизации психического расстройства ребенка и более эффективной социализации его в общении.

Данный курс занятий является коррекционно-направленным: наряду с развитием общих способностей предполагается исправление присущих умственно отсталым детям недостатков сенсорного развития и формирования у них относительно сложных видов психической деятельности.

Программа предусматривает развитие и воспитание детей на занятии через обучение, игру, музыку, движение, изобразительную деятельность и т.д. в процессе преимущественно коллективной деятельности, что взаимно обогащает детей, вызывает положительные эмоции и чувства, способствует овладению различными способами управления собственным поведением. Немаловажной задачей является выработка положительной мотивации к учению.

Целью обучения является обогащение чувственного опыта в процессе целенаправленного систематического воздействия на сохранные анализаторы.

Основными задачами являются:

-формирование адекватного восприятия явлений и объектов окружающей действительности в совокупности их свойств на основе активизации работы всех органов чувств;

-коррекция недостатков познавательной деятельности детей путем систематического и целенаправленного воспитания у них полноценного восприятия формы, конструкции, величины, цвета, особых свойств предметов, их положения в пространстве;

-формирование пространственно-временных ориентировок;

-развитие слухоголосовых координаций;

-формирование способности эстетически воспринимать окружающий мир во всем многообразии свойств и признаков его объектов (цветов, вкусов, запахов, звуков, ритмов);

-совершенствование сенсорно-перцептивной деятельности;

-обогащение словарного запаса детей на основе использования соответствующей терминологии;

-исправление недостатков моторики, совершенствование зрительно-двигательной координации;

-формирование точности и целенаправленности движений и действий.

Наряду с этими задачами на занятиях решаются и специальные задачи, направленные на обогащение чувственного познавательного опыта на основе формирования умений наблюдать, сравнивать, выделять существенные признаки предметов и явлений и отражать их в речи, нацеленное на развитие умственной деятельности школьников.

Ценностные ориентиры содержания курса. Программно-методический материал включает 5 разделов: «Зрительное восприятие», «Слуховое восприятие», «Кинестетическое восприятие», «Восприятие запаха», «Восприятие вкуса». Содержание каждого раздела представлено по принципу от простого к сложному. Сначала проводится работа, направленная на расширение диапазона воспринимаемых ощущений ребенка, стимуляцию активности. Под активностью подразумеваются психические, физические, речевые реакции ребенка, например: эмоционально-двигательная отзывчивость, концентрация внимания, вокализация. В дальнейшем в ходе обучения формируются сенсорно-перцептивные действия. Ребенок учится не только распознавать свои ощущения, но и перерабатывать получаемую информацию, что в будущем поможет ему лучше ориентироваться в окружающем мире. Основной формой организации учебного процесса является коррекционное занятие, которое проводится с использованием разнообразных дидактических игр, занимательных упражнений и мультимедийных материалов. Структура занятий предусматривает обязательное сочетание различных видов деятельности учащихся и комплексное воздействие на разные органы чувств. Любая деятельность на занятиях по сенсорному развитию обязательно сопровождается речью учителя и детей. Коррекционная работа может проводиться как в групповой форме, так и индивидуально.

Материально-техническое обеспечение предмета: оборудованная сенсорная комната, сухой (шариковый) бассейн, сухой душ, сухой водопад, сухой фонтан, набор панно «Звездное небо», зеркальный шар, стол с песком для рисования, мягкие пуфы, тактильные коврики, бизиборды, игрушки и предметы со звуковыми и световыми эффектами, образцы материалов, различных по фактуре, вязкости, температуре, плотности, игрушки и пособия для развития тонкой моторики, спортивный инвентарь для развития крупной моторики (шнуровки, мозаики, мячи, кольцебросы, обручи, сенсорная тропа для ног, массажный коврик и др.), оборудование для занятий музыкой, ритмикой, изобразительной деятельностью (ноутбук, колонки, диски для релаксации, звучащие музыкальные инструменты, изобразительные материалы), разнообразный арсенал техники арттерапии (куклы, сюжетные игрушки, элементы одежды, принадлежности для аромотерапии).

Место курса в учебном плане.

Изучение предмета «Сенсорное развитие» в 1 классе рассчитано на 99 часов (33 недели – 3 часа в неделю), с учетом дополнительных каникул. В 1 классе (вариант 2) обучаются 10 учащихся. Они занимаются по специальной индивидуальной программе для учащихся с множественными нарушениями в развитии. В связи с этим класс был поделен на три подгруппы. Именно при таком индивидуальном подходе у детей возможны результаты в их обучении и воспитании. В каждой подгруппе проводится по 1 занятию в неделю. Всего на изучение предмета «Сенсорное развитие» в каждой подгруппе отводится по 34 часа в год.

Содержание учебного предмета.

Содержание учебного предмета «Сенсорное развитие», 1 класс полностью соответствует федеральному государственному образовательному стандарту образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).

Учебно - тематический план


Наименование разделов

Количество часов

1

Диагностика уровня развития психомоторики и сенсорных процессов, комплектование групп для коррекционных занятий.

2

2

Зрительное восприятие

9

3

Слуховое восприятие

5

4

Кинестетическое восприятие

10

5

Восприятие запаха

2

6

Восприятие вкуса

3

7

Диагностика уровня развития психомоторики и сенсорных процессов.

2

Итого:

1 подгруппа

33


2 подгруппа

33


3 подгруппа

33


Содержание программы


Содержание каждого раздела представлено по принципу от простого к сложному. Сначала проводится работа, направленная на расширение диапазона воспринимаемых ощущений ребенка, стимуляцию активности. Под активностью подразумеваются психические, физические, речевые реакции ребенка, например: эмоционально-двигательная отзывчивость, концентрация внимания, вокализация. В дальнейшем в ходе обучения формируются сенсорно-перцептивные действия. Ребенок учится не только распознавать свои  ощущения, но и перерабатывать получаемую информацию, что в будущем поможет ему лучше ориентироваться в окружающем мире.

1. Зрительное восприятие. Диагностика на начало учебного года. Фиксация взгляда на лице человека. Фиксация взгляда на неподвижном светящемся предмете (фонарик, пламя свечи, светящиеся игрушки). Фиксация взгляда на неподвижном предмете, расположенном (на уровне глаз, выше и ниже уровня глаз) напротив ребенка (справа, слева от ребенка). Прослеживание взглядом за движущимся близко расположенным предметом (по горизонтали, по вертикали, по кругу, вперед/назад). Прослеживание взглядом за движущимся удаленным объектом. Узнавание (различение) цвета объектов (красный, синий, желтый, зеленый, черный и др.).

2. Слуховое восприятие. Локализация неподвижного источника звука, расположенного на уровне уха (плеча, талии). Прослеживание за близко расположенным перемещающимся источником звука. Локализация неподвижного удаленного источника звука. Соотнесение звука с его источником. Нахождение одинаковых по звучанию объектов.

3. Кинестетическое восприятие. Эмоционально-двигательная реакция на прикосновения человека. Реакция на соприкосновение с материалами (дерево, металл, клейстер, пластмасса, бумага, вода и др.), различными по температуре (холодный, теплый), фактуре (гладкий, шероховатый), вязкости (жидкий, густой, сыпучий). Реакция на вибрацию, исходящую от объектов. Реакция на давление на поверхность тела. Реакция на горизонтальное (вертикальное) положение тела. Реакция на положение частей тела. Реакция на соприкосновение тела с разными видами поверхностей. Различение материалов (дерево, металл, клейстер, крупа, вода и др.) по температуре (холодный, горячий), фактуре (гладкий, шероховатый), влажности (мокрый, сухой), вязкости (жидкий, густой).

4. Восприятие запаха. Реакция на запахи. Узнавание (различение) объектов по запаху (лимон, банан, хвоя, кофе и др.).

5. Восприятие вкуса. Реакция на продукты, различные по вкусовым качествам (горький, сладкий, кислый, соленый) и консистенции (жидкий, твердый, вязкий, сыпучий). Узнавание (различение) продуктов по вкусу (шоколад, груша и др.). Узнавание (различение) основных вкусовых качеств продуктов (горький, сладкий, кислый, соленый).



Требование к уровню подготовки учащихся. Оценка  планируемых результатов освоения программы.


№ п.п.

Тема раздела

Форма

Ожидаемый результат

1

Кинестетическое восприятие

Групповые коррекционные занятия

1 уровень – знание правил пользования письменными принадлежностями; кинезиологических упражнений, специальных обследующих движений (поглаживание, разминание, постукивание, сжимание и др.), обозначение отдельными словами свойства и качества используемого материала, признаки предмета.

2 уровень – умения правильно пользоваться письменными принадлежностями, копировать несложные изображения, распознавать основные эмоции; выполнять несложные графические работы под диктовку педагога; составлять предмет из частей. определять на ощупь величину хорошо знакомых предметов, целенаправленно выполнять действия по инструкции педагога; составлять предмет из 2—3 частей.

3 уровень - получение обучающимися с умственной отсталостью начального опыта самостоятельного общественного действия, формирование социально приемлемых моделей поведения.

2

Восприятие вкуса

Групповые коррекционные занятия

1 уровень – знание особого свойства предмета - «вкус», продуктов, которые могут нанести вред здоровью (ядовитые грибы, ягоды, уксус и т.п.); основных вкусов: горький - сладкий, сырое – вареное.

2 уровень – умения - сравнивать и различать разные вкусы;

3 уровень - получение обучающимися с умственной отсталостью начального опыта самостоятельного общественного действия, формирование социально приемлемых моделей поведения.

3

Восприятие запаха

Групповые коррекционные занятия

1 уровень – знание особого свойства предмета «запах», знание приятных-неприятных ароматов и запахов.

2уровень-умения сравнивать и различать простые запахи (приятные - неприятные);

3уровень- получение обучающимися с умственной отсталостью начального опыта самостоятельного общественного действия, формирование социально приемлемых моделей поведения.

4

Зрительное восприятие

Групповые коррекционные занятия

1уровень – знания правила целенаправленного рассматривания объекта: вычленение сначала основных элементов, затем его деталей, определение их соотношений.

2 уровень – умения выделять в объекте составляющие его части, пропорции, строение;- распознавать основные эмоции; узнавать предмет по части; выделять предмет из группы; определять картинку к заданному эталону; находить различия и сходство в двух аналогичных сюжетных картинках; делать элементарные обобщения на основе сравнения и различения предметов и их изображений.

3 уровень - получение обучающимися с умственной отсталостью начального опыта самостоятельного общественного действия, формирование социально приемлемых моделей поведения.

5

Слуховое восприятие

Групповые коррекционные занятия

1 уровень – знания шумов: шуршание, скрип, шелест, стук, пение птиц, шум поезда, машины.

2 уровень – умения различать речевые и неречевые звуки; выполнять упражнения в определенном ритме и темпе; сравнивать музыкальные звуки по громкости и длительности звучания, различать характер мелодии (веселая – грустная).

3 уровень - получение обучающимися с умственной отсталостью начального опыта самостоятельного общественного действия, формирование социально приемлемых моделей поведения.


Планируемые результаты освоения предмета «Сенсорное развитие» в 1 классе

Личностными результатами изучения курса «Сенсорное развитие» является формирование следующих умений и навыков (при направляющей помощи):

- Определять и выражать положительное отношение к школьной дисциплине, направленной на поддержание норм поведения в школе.

- В предложенных педагогом ситуациях делать выбор как поступить, опираясь на общепринятые нравственные правила, в первую очередь в отношениях со сверстниками в практике совместной деятельности.

- Оценивать простые ситуации и однозначные поступки как «хорошие» или «плохие» с позиции важности исполнения роли «хорошего ученика».

- Выражать свое эмоциональное состояние, настроение.


Предметные результаты:

Сформированность следующих умений:

- давать краткое писание объектов и явлений;

-узнавать предметы по заданным признакам;

- сравнивать предметы по внешним признакам;

- классифицировать предметы по форме, величине, цвету;

-сравнивать между собой предметы, явления;

- опосредовать свою деятельность речью;

-фиксировать взгляд на неподвижном предмете и лице человека, напротив, справа, слева, .

- локализация неподвижного источника звука, расположенного на уровне уха, плеча, талии.

-адекватно эмоционально-двигательно реагировать на прикосновения человека.

Адекватно реагировать на давление на поверхность тела.

Адекватно реагировать на положение тела и частей тела.(горизонтальное, вертикальное).

- Способность целенаправленно выполнять действия по инструкции педагога.

-Способность согласовывать свои действия и движения.

- Способность опосредовать свою деятельность речью.


Достижение базовых учебных действий:

- познавательных учебных действий:

  • Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя.

  • Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную от учителя.

  • Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса.

  • Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать геометрические фигуры, эталоны цвета.

- регулятивных учебных действий:

  • Определять и формулировать цель деятельности с помощью учителя.

  • Проговаривать последовательность действий.

  • Учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией рабочей тетради.

  • Учиться работать по предложенному учителем плану.

  • Учиться отличать верно выполненное задание от неверного.

  • Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности товарищей.


- коммуникативных учебных действий:

  • Донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной форме (на уровне одного предложения или небольшого текста).

  • Слушать и понимать речь других.

  • Читать и пересказывать текст (при помощи взрослого).

  • Уметь обратиться ко взрослому за помощью.

- Совместно договариваться о правилах


Методы оценки эффективности психокоррекционной работы


В соответствии с требованиями ФГОС к адаптированной основной образовательной программе для обучающихся с умственной отсталостью (вариант 2) результативность обучения может оцениваться только строго индивидуально с учетом особенностей психофизического развития и особых образовательных потребностей каждого обучающегося.

Выводы о происходящей динамике можно сделать следующими способами:

1. Наблюдение за поведением и деятельностью ребенка в свободной ситуации и на занятии: устойчивость к психическим нагрузкам, время сосредоточения на предлагаемой деятельности, соотношение целенаправленной и хаотичной активности, скорость усвоения нового материала и приобретения навыков.

2. Отзывы родителей и специалистов об изменениях в поведении и деятельности ребёнка.

Курс предполагает безоценочную систему прохождения материала.
























Календарно – тематическое планирование «Сенсорное развитие» в 1 классе (2 вариант)

п/п

Тема урока

Тип уро

ка

Кол-во час

Планируе

мый результат (ученик должен знать)

Содержание урока

Планируемые результаты (личностные и метапредметные)

Характеристика деятельности

Дата прове-дения






Личностные УУД

Познаватель-

ные УУД

Коммуника-тивные УУД

Регулятив-ные УУД

план

факт

1 четверть: 1 подгруппа – 8 часов, 2 подгруппа – 8 часов, 3 подгруппа – 8 часов


1

Диагностика уровня развития психомоторики и сенсорных процессов, комплектование групп для коррекционных занятий.

Комбиниро

ванный

1ч.

Выполнение заданий по инструкции педагога, по показу и без показа.

Работа с дидактическими играми, наглядными пособиями, карточками, картинками, презентацией.

Проявлять положительные качества личности и управлять своими эмоциями в различных (нестандартных) ситуациях и условиях.

Развитие познавательных интересов, учебных мотивов.

Потребность в общении с учителем и сверстника

ми, умение слушать собеседника.

Волевая саморегуляция, как способность к волевому усилию.



2


Диагностика уровня развития психомоторики и сенсорных процессов, комплектование групп для коррекцион

ных занятий.

Комбиниро

ванный

1ч.

Выполнение заданий по инструкции педагога, по показу и без показа.

Работа с дидактическими играми, наглядными пособиями, карточками, картинками, презентацией.

Проявлять положительные качества личности и управлять своими эмоциями в различных (нестандартных) ситуациях и условиях.

Развитие познавательных интересов, учебных мотивов.

Потребность в общении с учителем и сверстника

ми, умение слушать собеседника.

Волевая саморегуляция, как способность к волевому усилию.



3


Фиксация взгляда на лице человека.

Фиксация взгляда на неподвиж

ном светящемся предмете.

Комбиниро

ванный

1ч.

Учиться фиксировать взгляд на неподвижном светящемся предмете (фонарик, пламя свечи, светящиеся игрушки).

Упражнение на фиксацию взгляда на лице человека. Игра «Посмотри на меня». Упражнения на фиксацию взгляда на неподвижном светящемся предмете (фонарик, пламя свечи, светящиеся игрушки). Игра «Весёлые фонарики».

Определять и высказывать под руководством педагога самые простые общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы).

Формирование произвольности зрительного восприятия и развитие зрительной памяти.

Донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной форме (на уровне одного предложе

ния или небольшого текста).

Определять и 

формулироватьцель деятельности   с помощью учителя.



4

Фиксация взгляда на неподвижном предмете, расположенном на уровне глаз, выше и ниже уровня глаз.

Фиксация взгляда на неподвижном предмете, расположенном напротив ребенка.

Комбиниро

ванный

1ч.

Учиться фиксировать взгляд на предметах, расположенных в различных местах.

Упражнения на разви­тие статистической координации, игры-имитации, пальчиковая гимнастика, игры на зна­комство, создание позитивного настроя, игры, способствующие развитию саморегуля

ции, упражнение «Задержи взгляд».

Уметь адекватно оценивать свои силы, понимать, что можно и чего нельзя.

Формирова

ние произвольности зрительного восприятия и развитие зрительной памяти. Коррекция недостатков общей мо­торики через достижение координации дыхания, речи и движений тела.

Понимать 

речь других.

Проговаривать последователь

ность действий.



5

Основные цвета: красный, желтый.

Комбиниро

ванный

1ч.

Знать красный и желтый цвета, уметь их выделять среди других.

Пальчиковая гимнастика. Шнуровка, штриховка, раскрашива

ние.

Определять и высказывать под руководством педагога самые простые общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы).

Закреплять сенсорные оптические эталоны. Корригиро

вать недостатки зрительного восприятия и мелкой моторики. Формировать умение различать, называть основные цвета.

Донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной форме (на уровне одного предложе

ния или небольшого текста).

Учиться выска

зывать своё предположение (версию) на основе работы с материалом.



6

Наклоны головой, туловищем. Сгибание стопы.

Комбиниро

ванный

1ч.

Ориентиро

ваться в собственном теле. Выполнять инструкции педагога.

Разучивание основных положений головы, рук, Музыкально-ритмические упражнения. Упражнения для укрепления шеи, плечевого и тазового пояса, бедер, рук и ног.

Уметь адекватно оценивать свои силы, понимать, что можно и чего нельзя.

Корригиро

вать недостатки моторного развития через укрепление мышц и суставов кистей, развитие плавности и точности общих движений. Формирование знаний о положении тела при правильной осанке.

Понимать 

речь других.

Учиться рабо

тать по предложено

му учителем плану.



7

Бросание мяча.

Комбиниро

ванный

1ч.

Уметь бросать и ловить мяч.

Обучение комплексу упражнений с малым мячом для профилактики миопии, упражнения на развитие точности движений и пространственной ориентировки.

Определять и высказывать под руководством педагога самые простые общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы).

Координация общей моторики, произвольного внимания, восприятия через упражнения на правильный захват мяча, своевременное освобождение (выпуск) его, броски и ловля мячей.

Донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной форме (на уровне одного предложе

ния или небольшого текста).

Учиться отли

чать верно выполненное задание от неверного.



8

Зрительная гимнастика.

Комбиниро

ванный

1ч.

Уметь работать по инструкции педагога.

«Зрительная гимнастика», игры на развитие зрительного восприятия и памяти, пространственной ориентировки.

Уметь адекватно оценивать свои силы, понимать, что можно и чего нельзя.

Развивать зрительное и пространственное восприятие, память. Коррекция слухо­вой памяти через развитие умения запоминать словесную инструкцию.

Понимать 

речь других.

Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональ

ную оценку деятельности товарищей.



2 четверть: 1 подгруппа – 7 часов, 2 подгруппа – 7 часов, 3 подгруппа – 7 часов


1

Зрительное восприятие.

Комбиниро

ванный

1ч.

Учить правила игр, повторение за педагогом.


Работа по презентации.Дидактичес

кие игры «Что перепутал художник?», «Нелепицы», «небылицы» «Найди картинку», игры пальчиковой гимнастики, «Найди недостающую часть».

Уметь адекватно оценивать свои силы, понимать, что можно и чего нельзя.

Перерабаты

вать полученную информацию: сравнивать и 

группировать предметов разных вкусовых ощущений.

Донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной форме (на уровне одного предложе

ния или небольшого текста).

Проговаривать последователь

ность действий.



2

Основные цвета спектра.

Комбиниро

ванный

1ч.

Знать основные цвета спектра.


Дидактические игры «Радуга-дуга», «Золотой шар», «Коллаж», «Путешествие», «Цвет моего имени», «Мышкин домик», игры пальчиковой гимнастики.

Определять и высказывать под руководством педагога самые простые общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы).

Ориентиро

ваться в своей системе знаний: отли

чать новое от уже известного с помощью учителя.

Понимать 

речь других.

Учиться выска

зывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией рабочей тетради.



3

В стране фигурок-человечков. Основные фигуры.

Комбиниро

ванный

1ч.

Знать основные геометрические фигуры.


Дидактичес

кие игры «Фигуры», «Геометрическое лото», «Почта», «Вкладыши».

Уметь адекватно оценивать свои силы, понимать, что можно и чего нельзя.

Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную от учителя.

Донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной форме (на уровне одного предложе

ния или небольшого текста).

Учиться рабо

тать по предложено

му учителем плану.



4

Развитие представлений об эталонах формы (круг, квадрат, треугольник, овал, прямоугольник).

Комбиниро

ванный

1ч.

Иметь представление об эталонах формы.

Дидактиче­ские игры для формирова

ния представле

ний о форме: «Передай мяч», «Почтовый ящик», различные «Рамки-вкладыши, «Найди предмет похожей формы», «Подбери крышку к банке».

Определять и высказывать под руководством педагога самые простые общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы).

Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате  совместной  работы всего класса.

Понимать речь других.

Учиться отличать верно выполненное задание от неверного.



5

Гости. Способ группировки фигур.



Комбиниро

ванный

1ч.

Учиться группировать фигуры.

Дидактичес

кие игры «Сложи в ряд», «Пира­мидки», «Разложи по размеру, по порядку», «Кружки», «Разложи правильно», «Делай как

я », «Ячейка».

Уметь адекватно оценивать свои силы, понимать, что можно и чего нельзя.

Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать  продукты, различные по вкусовым качествам.

Донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной форме (на уровне одного предложе

ния или небольшого текста).

Учиться совместно с учителем и другими учениками 

давать 

эмоциональ

ную оценку деятельности товарищей.



6

Ахроматические цвета: белый, черный, серый.


Комбиниро

ванный

1ч.

Уметь выделять существен

ные признаки предметов.

Работа с дидакти­ческими карточками «Дождь», «Жонглеры». Игры на определение и различение цветов «Что бывает такого цвета», «Палитра художника», «Растяжка цвета».

Определять и высказывать под руководством педагога самые простые общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы).

Формировать умение различать, назы­вать основные цвета и оттенки цветов.

Понимать 

речь других.

Определять и 

формулироватьцель деятельности   с помощью учителя.



7

Лото «цвет».

Комбиниро

ванный

1ч.

Уметь работать с красным, синим, желтым, зеле­ным цветами.

Игры на определение и различение цветов и их оттенков «Что бывает такого цвета», «Платочек для куклы».

Закре­пить в речи детей названия крас­ного, синего и желтого цве­тов.   Развивать цветовосприятие красного, синего и желтого, зеле­ного цветов.

Уметь адекватно оценивать свои силы, понимать, что можно и чего нельзя.

Формировать умение различать, назы­вать основные цвета и оттенки цветов. Воспитывать вниматель­ность, усидчи­вость. Развивать па­мять, воображение. Развитие зри­тельного восприятия цвета.

Донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной форме (на уровне одного предложе

ния или небольшого текста).

Учиться рабо

тать по предложенному учителем плану.



3 четверть: 1 подгруппа – 11 часов, 2 подгруппа – 11 часов, 3 подгруппа – 11 часов


1

Геометрическое лото.

Комбиниро

ванный

1ч.

Знать основные геометрические формы.

Дидактичес

кие игры на закрепление и по­нятие формы «Коврик», «Зрительный дик­тант», «Из каких частей состоит машина», игры пальчиковой гимнастики, танцеваль­ные упражнения.

Уметь адекватно оценивать свои силы, понимать, что можно и чего нельзя.

Корригировать недостатки слухо­вой памяти через развитие умения запоминать словесную инструкцию, припоминать ранее услышанную слуховую информацию. Развивать зрительное и пространственное восприятие; логическое мышле­ние; конструктив

ные умения.

Донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной форме (на уровне одного предложе

ния или небольшого текста).

Проговаривать последователь

ность действий.



2

Составление картинок.

Комбиниро

ванный

1ч.

Учиться работать с картинками.

Игры на составление картинок по частям, игры на составление слов при помощи иллюстраций, игры пальчиковой гимнастики.

Определять и высказывать под руководством педагога самые простые общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы).

Корригиро

вать недостатки слухо­вой памяти через развитие умения запоминать словесную инструкцию, припоминать ранее услышанную слуховую информацию. Развивать зрительное и пространственное восприятие; логическое мышле­ние; конструктивные умения.

Понимать 

речь других.

Учиться выска

зывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией.



3

«Пересыпание».

Комбиниро

ванный

1ч.

Уметь пересыпать в контейнер различные материалы.

Игры с сенсорным материалом (крупа, макароны, песок, камни).

Уметь адекватно оценивать свои силы, понимать, что можно и чего нельзя.

Развитие сенсорной сферы и познавательной деятельности учащихся, направленной на формирование точных представлений о предметах окружающей среды и явлениях.

Понимать

речь других.

Учиться отли

чать верно выполненное задание от неверного.



4

«Сортиров

ка» .

Комбиниро

ванный

1ч.

Учиться сортировать предметы по показу педагога.

Игры на сортировку, классифика

цию и обобщение предметов.

Определять и высказывать под руководством педагога самые простые общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы).

Коррекция недостатков мышления, памяти, внимания координации движений, развитие сенсорной сферы и познавательной деятельности учащихся, направленной на формирование точных представлений о предметах окружающей среды и явлениях.

Совместно договари

ваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им.

Определять и 

формулироватьцель деятельности   с помощью учителя.



5

«Вкусовые банки».


Комбиниро

ванный

1ч.

Учиться определять вкус продуктов.

Игры на определение вкусовых качеств продуктов.

Определять и высказывать под руководством педагога самые простые общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы).

Корригиро

вать недостатки восприятия через развитие умения проводить элементарный анализ (по вопросам педагога, по схематичному или описательно

му алгоритму.

Уметь обратиться ко взрослому за помощью.

Проговаривать последователь

ность действий.



6

Бытовые шумы и звуки природы.

Комбиниро

ванный

1ч.

Уметь различать звуки.

Дидактичес

кие игры на определение шумов, игры на дифференцировку звуков природы и бытовых шумов (звонок телефона, шум пылесоса, сигнал автомобиля, шум шагов, шуршание листьев, звук рвущейся бумаги) и звуки явлений природы (шум дождя, шум бегущей воды – ручей )

Уметь адекватно оценивать свои силы, понимать, что можно и чего нельзя.

Корригиро

вать недостатки развития слухового восприятия и памяти через умение вслушиваться и дифференцировать звуки.

Совместно договари

ваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им.

Учиться выска

зывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией.



7

Музыкальные звуки.

Комбиниро

ванный

1ч.

Познакомиться с музыкальными инструментами: ксилофон, барабан.

Игры на дифференцирование звуков музыкальных инструментов; выполнение действий на звучание определенных инструментов.

Определять и высказывать под руководством педагога самые простые общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы).

Корригировать недостатки развития слухового восприятия и памяти через умение вслушиваться и дифферен-цировать звуки.

Уметь обратиться ко взрослому за помощью.

Учиться рабо

тать по предложенному учителем плану.



8

«Отгадай, чей голос?»

Комбиниро

ванный

1ч.

Учиться различать голоса.

Игры на узнавание голосов взрослых и животных. Игры на слуховое внимание.

Уметь адекватно оценивать свои силы, понимать, что можно и чего нельзя.

Развитие сенсорной сферы и позна­вательной деятельности учащихся, направленной на формирование точных представлений о предметах окружающей среды и явлениях.

Совместно договари

ваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им.

Учиться отли

чать верно выполненное задание от неверного.



9

Игры с прищепками, бусами.

Комбиниро

ванный

1ч.

Учиться работать с различными материалами.

Дидактичес

кие игры на развитие пространственных представле

ний, игры с прищепками, скрепками, гвоздиками, нанизывание бус на шнурок.

Определять и высказывать под руководством педагога самые простые общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы).

Развивать зрительное и слуховое восприятие, Разви­вать внимание, память, мыслитель­ные процессы и операции . Разви­вать координацию движений Разви­вать восприятие времени. Развивать координацию движений руки и глаза. Развивать тактильные ощу­щения.

Уметь обратиться ко взрослому за помощью.

Учиться совместно с учителем и другими учениками да

вать эмоцио

нальную оценку деятельности товарищей.



10

Игры с крупами, с водой.

Комбиниро

ванный

1ч.

Учиться работать с различным сенсорным материалом по показу педагога.

Игры с водой, крупой и другим сенсорным материалом.

Уметь адекватно оценивать свои силы, понимать, что можно и чего нельзя.

Коррекция кинестетичес

кого и кинетическо

го ощущения через игры.

Донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной форме (на уровне одного предложе

ния или небольшого текста).


Учиться рабо

тать по предложен

ному учителем плану.




4 четверть: 1 подгруппа – 8 часов, 2 подгруппа – 8 часов, 3 подгруппа – 8 часов


1

Различение материалов (дерево, металл, крупа, вода).

Комбиниро

ванный

1ч.

Учиться различать материалы.

Игры и упражнения с сенсорным материалом, игры на узнавание и различение материалов.

Определять и высказывать под руководством педагога самые простые общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы).

Коррекция кинестетичес

кого и кинетическо

го ощущения через игровые упражнения.

Совместно договари

ваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им.

Учиться выска

зывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией рабочей тетради.



2

Различение материалов по температуре (холодный, теплый, горячий).

Комбиниро

ванный

1ч.

Учиться определять температуру.

Игры и упражнения с сенсорным материалом, игры на узнавание и различение материалов, различение и определение температуры.

Уметь адекватно оценивать свои силы, понимать, что можно и чего нельзя.

Коррекция кинестетичес

кого и кинетического ощущения через игровые упражнения.

Уметь обратиться ко взрослому за помощью.

Учиться рабо

тать по предложен

ному учителем плану.



3

Знакомство с характерными запахами отдельных реальных предметов и объектов живой и неживой природы, обозначение словом.

Комбиниро

ванный

1ч.

Учиться определять предметы по запаху.

Игры на распознава

ние запахов реальных предметов. Игра «Определи предмет по запаху». Дети с завязанными глазами по запаху определяют какао, мяту, колбасу, крем для обуви, цветы и т. д. Игра «Вспомни, как они пахнут».

Уметь адекватно оценивать свои силы, понимать, что можно и чего нельзя.

Коррекция кинестетичес

кого и кинетическо

го ощущения через игровые упражнения.

Уметь обратиться ко взрослому за помощью.

Учиться совместно с учителем и другими учениками да

вать эмоцио

нальную оценку деятельности товарищей.



4

Сравнение разных запахов.

Комбиниро

ванный

1ч.

Уметь сравнивать запахи.

Игры «Определи предмет по запаху». «Вспомни, как они пахнут», «Коробочки с запахами».

Уметь адекватно оценивать свои силы, понимать, что можно и чего нельзя.

Коррекция кинестетичес

кого и кинетическо

го ощущения через игровые упражнения.

Уметь обратиться ко взрослому за помощью.

Проговаривать последователь

ность действий.



5

Обоняние. Основные вкусы продуктов. Сладкий, горький, кислый.

Комбиниро

ванный

1ч.

Уметь различать сладкие, горькие и кислые продукты.

Игры на определение вкусовых ощущений, (попробуй отгадай, узнай и сравни, найди пару).

Уметь адекватно оценивать свои силы, понимать, что можно и чего нельзя.

Коррекция кинестетичес

кого и кинетическо

го ощущения через игровые упражнения.

Уметь обратиться ко взрослому за помощью.

Учиться рабо

тать по предложенному учителем плану.



6

Различие продуктов по консистенции (жидкий, твердый, вязкий, сыпучий).

Комбиниро

ванный

1ч.

Уметь работать с сыпучими телами.

Игры на измерение объема сыпучих тел. «Сварим кукле кашу».

Уметь адекватно оценивать свои силы, понимать, что можно и чего нельзя.

Коррекция кинестетичес

кого и кинетическо

го ощущения через игровые упражнения.

Уметь обратиться ко взрослому за помощью.

Учиться совместно с учителем и другими учениками да

вать эмоцио

нальную оценку деятельности.



7

Диагностика уровня развития психомоторики и сенсорных процессов

Комбиниро

ванный

1ч.

Выполнение заданий по инструкции педагога, по показу и без показа.

Работа с дидактическими играми, наглядными пособиями, карточками, картинками, презентацией.

Определять и высказывать под руководством педагога самые простые общие для всех людей правила поведения.

Выработка самостоятель

ности при выполнении заданий.

Потребность в общении с учителем и сверстника

ми, умение слушать собеседника.

Умение включаться в совместную с учителем деятельность, следуя предложено

му плану.



8

Диагностика уровня развития психомоторики и сенсорных процессов. Закрепление пройденного материала.

Комбиниро

ванный

1ч.

Выполнение заданий по инструкции педагога, по показу и без показа.

Знать пройденный материал.

Работа с дидактическими играми, наглядными пособиями, карточками, картинками, презентацией.

Уметь адекватно оценивать свои силы, понимать, что можно и чего нельзя.

Выработка самостоятель

ности при выполнении заданий.

Потребность в общении с учителем и сверстника

ми, умение слушать собеседника.

Умение включаться в совместную с учителем деятельность, следуя предложено

му плану.



















Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!