СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Адаптированная рабочая программа по предмету "Сенсорное развитие", 4 класс (вариант 2)

Категория: Психологу

Нажмите, чтобы узнать подробности

                Адаптированная рабочая программа по предмету «Сенсорное развитие» разработана в соответствии с Законом «Об образовании» Российской Федерации (далее – РФ) от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ, Республики Татарстан (далее – РТ) от 22.07.2013 №68-ЗРТ, Законом РФ от 25.10.1991 №1807-1 (ред. от 12.03.2014) «О языках народов РФ», Законом РТ от 08.07.1992г. №1560-XII «О государственных языках Республики Татарстан и других языках в Республике Татарстан», согласно СанПиН 2.4.2.3286-15 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в учреждениях, осуществляющих образовательную деятельность по АООП для обучающихся с ОВЗ», порядку организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам, утверждённому приказом МОиН РФ от 30.08.2013г. №1015, на основе ФГОС обучающихся с ОВЗ (далее – Стандарт), утверждённого приказом Министерства образования и науки РФ (далее – МОиН РФ) от 19.12.2014г. №1598, Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 19.12.2014 № 1599 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)»; адаптированной основной общеобразовательной программы (далее - АООП),  адаптированной дополнительной  образовательной программы (далее-АДОП)  ГБОУ «Казанская школа №76», Устава ГБОУ «Казанская школа №76».

 

               Зрительное восприятие. Фиксация взгляда на лице человека. Фиксация взгляда на неподвижном светящемся предмете (фонарик, пламя свечи, светящиеся игрушки). Фиксация взгляда на неподвижном предмете, расположенном (на уровне глаз, выше и ниже уровня глаз) напротив ребенка (справа, слева от ребенка). Прослеживание взглядом за движущимся близко расположенным предметом (по горизонтали, по вертикали, по кругу, вперед/назад). Прослеживание взглядом за движущимся удаленным объектом. Узнавание (различение) цвета объектов (красный, синий, желтый, зеленый, черный и др.). Совершенствование зрительно-двигательной координации руки и глаза. Сравнение трех-четырех предметов, отличающихся незначительными качествами или свойствами. Упражнения для профилактики и коррекции зрения.

                 Слуховое восприятие. Локализация неподвижного источника звука, расположенного на уровне уха (плеча, талии). Прослеживание за близко расположенным перемещающимся источником звука. Локализация неподвижного удаленного источника звука. Соотнесение звука с его источником. Нахождение одинаковых по звучанию объектов.

                 Кинестетическое восприятие. Эмоционально-двигательная реакция на прикосновения человека. Реакция на соприкосновение с материалами (дерево, металл, клейстер, пластмасса, бумага, вода и др.), различными по температуре (холодный, теплый), фактуре (гладкий, шероховатый), вязкости (жидкий, густой, сыпучий). Реакция на вибрацию, исходящую от объектов. Реакция на давление на поверхность тела. Реакция на горизонтальное (вертикальное) положение тела. Реакция на положение частей тела. Реакция на соприкосновение тела с разными видами поверхностей. Различение материалов (дерево, металл, клейстер, крупа, вода и др.) по температуре (холодный, горячий), фактуре (гладкий, шероховатый), влажности (мокрый, сухой), вязкости (жидкий, густой). Выполнение упражнений по заданию педагога, вербализация собственных ощущений. Выразительность движений - имитация животных (походка гуся, зайца, кенгуру и т. д.), инсценирование.

                Восприятие запаха. Реакция на запахи. Узнавание (различение) объектов по запаху (лимон, банан, хвоя, кофе и др.).

                Восприятие вкуса. Реакция на продукты, различные по вкусовым качествам (горький, сладкий, кислый, соленый) и консистенции (жидкий, твердый, вязкий, сыпучий). Узнавание (различение) продуктов по вкусу (шоколад, груша и др.). Узнавание (различение) основных вкусовых качеств продуктов (горький, сладкий, кислый, соленый).

Просмотр содержимого документа
«Адаптированная рабочая программа по предмету "Сенсорное развитие", 4 класс (вариант 2)»

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Казанская школа № 76 для детей с ограниченными возможностями здоровья»



Рассмотрено Согласовано Рассмотрено Утверждено

на заседании м/о заместитель директора на заседании директор школы №76

учителей нач.кл. по учебной работе педагогического совета _________ Тулаева Н.И.

протокол № 1 ______ Л.Е.Вандышева протокол № 1

от «26» 08 2019 г. от «27» 08 2019 г.







АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА


ПО ПРЕДМЕТУ: «СЕНСОРНОЕ РАЗВИТИЕ»


Спиридоновой Анны Андреевны


4 «Б» класс


Вариант II






Казань – 2019



ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


Адаптированная рабочая программа по предмету «Сенсорное развитие» разработана в соответствии с Законом «Об образовании» Российской Федерации (далее – РФ) от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ, Республики Татарстан (далее – РТ) от 22.07.2013 №68-ЗРТ, Законом РФ от 25.10.1991 №1807-1 (ред. от 12.03.2014) «О языках народов РФ», Законом РТ от 08.07.1992г. №1560-XII «О государственных языках Республики Татарстан и других языках в Республике Татарстан», согласно СанПиН 2.4.2.3286-15 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в учреждениях, осуществляющих образовательную деятельность по АООП для обучающихся с ОВЗ», порядку организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам, утверждённому приказом МОиН РФ от 30.08.2013г. №1015, на основе ФГОС обучающихся с ОВЗ (далее – Стандарт), утверждённого приказом Министерства образования и науки РФ (далее – МОиН РФ) от 19.12.2014г. №1598, Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 19.12.2014 № 1599 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)»; адаптированной основной общеобразовательной программы (далее - АООП), адаптированной дополнительной образовательной программы (далее-АДОП) ГБОУ «Казанская школа №76», Устава ГБОУ «Казанская школа №76».

Сенсорное развитие направлено на формирование полноценного восприятия окружающей действительности. Первой ступенью познания мира является чувственный опыт человека. Успешность умственного, физического, эстетического воспитания в значительной степени зависит от качества сенсорного опыта детей, т.е. от того, насколько полно ребенок воспринимает окружающий мир. У детей с ТМНР сенсорный опыт спонтанно не формируется. Чем тяжелее нарушения у ребенка, тем значительнее роль развития чувственного опыта: ощущений и восприятий. Дети с ТМНР наиболее чувствительны к воздействиям на сохранные анализаторы, поэтому педагогически продуманный выбор средств и способов сенсорного воздействия будет благоприятствовать их дальнейшему психическому и физическому развитию.

Целью обучения является обогащение чувственного опыта в процессе целенаправленного систематического воздействия на сохранные анализаторы.

Основными задачами являются:

-формирование адекватного восприятия явлений и объектов окружающей действительности в совокупности их свойств на основе активизации работы всех органов чувств;

-коррекция недостатков познавательной деятельности детей путем систематического и целенаправленного воспитания у них полноценного восприятия формы, конструкции, величины, цвета, особых свойств предметов, их положения в пространстве;

-формирование пространственно-временных ориентировок;

-развитие слухоголосовых координаций;

-формирование способности эстетически воспринимать окружающий мир во всем многообразии свойств и признаков его объектов (цветов, вкусов, запахов, звуков, ритмов);

-совершенствование сенсорно-перцептивной деятельности;

-обогащение словарного запаса детей на основе использования соответствующей терминологии;

-исправление недостатков моторики, совершенствование зрительно-двигательной координации;

-формирование точности и целенаправленности движений и действий.

Наряду с этими задачами на занятиях решаются и специальные задачи, направленные на обогащение чувственного познавательного опыта на основе формирования умений наблюдать, сравнивать, выделять существенные признаки предметов и явлений и отражать их в речи, нацеленное на развитие умственной деятельности школьников.

Ценностные ориентиры содержания курса. Программно-методический материал включает 5 разделов: «Зрительное восприятие», «Слуховое восприятие», «Кинестетическое восприятие», «Восприятие запаха», «Восприятие вкуса». Содержание каждого раздела представлено по принципу от простого к сложному. Сначала проводится работа, направленная на расширение диапазона воспринимаемых ощущений ребенка, стимуляцию активности. Под активностью подразумеваются психические, физические, речевые реакции ребенка, например: эмоционально-двигательная отзывчивость, концентрация внимания, вокализация. В дальнейшем в ходе обучения формируются сенсорно-перцептивные действия. Ребенок учится не только распознавать свои ощущения, но и перерабатывать получаемую информацию, что в будущем поможет ему лучше ориентироваться в окружающем мире.

Материально-техническое обеспечение предмета: оборудованная сенсорная комната, сухой (шариковый) бассейн, сухой душ, сухой водопад, сухой фонтан, набор панно «Звездное небо», зеркальный шар, стол с песком для рисования, мягкие пуфы, тактильные коврики, бизиборды, игрушки и предметы со звуковыми и световыми эффектами, образцы материалов, различных по фактуре, вязкости, температуре, плотности, игрушки и пособия для развития тонкой моторики, спортивный инвентарь для развития крупной моторики (шнуровки, мозаики, мячи, кольцебросы, обручи, сенсорная тропа для ног, массажный коврик и др.), оборудование для занятий музыкой, ритмикой, изобразительной деятельностью (ноутбук, колонки, диски для релаксации, звучащие музыкальные инструменты, изобразительные материалы), разнообразный арсенал техники арттерапии (куклы, сюжетные игрушки, элементы одежды, принадлежности для аромотерапии).

Место курса в учебном плане.

Изучение предмета «Сенсорное развитие» в 4 классе рассчитано на 102 часа (34 недели – 3 часа в неделю). В 4 «Б» классе обучаются 13 учащихся. Они занимаются по специальной индивидуальной программе для учащихся с множественными нарушениями в развитии. В связи с этим класс был поделен на три подгруппы. Именно при таком индивидуальном подходе у детей возможны результаты в их обучении и воспитании. В каждой подгруппе проводится по 1 занятию в неделю: в 1 подгруппе по понедельникам, во 2 подгруппе по вторникам, в 3 подгруппе по средам. Всего на изучение предмета «Сенсорное развитие» в каждой подгруппе отводится по 34 часа в год.

Содержание учебного предмета.

Содержание учебного предмета «Сенсорное развитие», 4 класс полностью соответствует федеральному государственному образовательному стандарту образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).



Учебно - тематический план


Наименование разделов

Количество часов


1 четверть

9

1

«Кинестетическое восприятие»

9


2 четверть

7

1

«Кинестетическое восприятие»

4

2

«Зрительное восприятие»

3


3 четверть

10

1

«Зрительное восприятие»

7

2

«Восприятие особых свойств предметов» («Восприятие запаха, вкуса»)

3


4 четверть

9

1

«Слуховое восприятие»

5

2

«Зрительное восприятие»

4


Содержание программы


Зрительное восприятие. Фиксация взгляда на лице человека. Фиксация взгляда на неподвижном светящемся предмете (фонарик, пламя свечи, светящиеся игрушки). Фиксация взгляда на неподвижном предмете, расположенном (на уровне глаз, выше и ниже уровня глаз) напротив ребенка (справа, слева от ребенка). Прослеживание взглядом за движущимся близко расположенным предметом (по горизонтали, по вертикали, по кругу, вперед/назад). Прослеживание взглядом за движущимся удаленным объектом. Узнавание (различение) цвета объектов (красный, синий, желтый, зеленый, черный и др.). Совершенствование зрительно-двигательной координации руки и глаза. Сравнение трех-четырех предметов, отличающихся незначительными качествами или свойствами. Упражнения для профилактики и коррекции зрения.

Слуховое восприятие. Локализация неподвижного источника звука, расположенного на уровне уха (плеча, талии). Прослеживание за близко расположенным перемещающимся источником звука. Локализация неподвижного удаленного источника звука. Соотнесение звука с его источником. Нахождение одинаковых по звучанию объектов.

Кинестетическое восприятие. Эмоционально-двигательная реакция на прикосновения человека. Реакция на соприкосновение с материалами (дерево, металл, клейстер, пластмасса, бумага, вода и др.), различными по температуре (холодный, теплый), фактуре (гладкий, шероховатый), вязкости (жидкий, густой, сыпучий). Реакция на вибрацию, исходящую от объектов. Реакция на давление на поверхность тела. Реакция на горизонтальное (вертикальное) положение тела. Реакция на положение частей тела. Реакция на соприкосновение тела с разными видами поверхностей. Различение материалов (дерево, металл, клейстер, крупа, вода и др.) по температуре (холодный, горячий), фактуре (гладкий, шероховатый), влажности (мокрый, сухой), вязкости (жидкий, густой). Выполнение упражнений по заданию педагога, вербализация собственных ощущений. Выразительность движений - имитация животных (походка гуся, зайца, кенгуру и т. д.), инсценирование.

Восприятие запаха. Реакция на запахи. Узнавание (различение) объектов по запаху (лимон, банан, хвоя, кофе и др.).

Восприятие вкуса. Реакция на продукты, различные по вкусовым качествам (горький, сладкий, кислый, соленый) и консистенции (жидкий, твердый, вязкий, сыпучий). Узнавание (различение) продуктов по вкусу (шоколад, груша и др.). Узнавание (различение) основных вкусовых качеств продуктов (горький, сладкий, кислый, соленый).

Требование к уровню подготовки учащихся.

К концу обучения в 4 классе учащиеся должны:

«Зрительное восприятие»

Знать:

-правило целенаправленного рассматривания объекта: вычленение сначала основных элементов, затем его деталей, определение их соотношений.

-различать наиболее распространенные цвета (черный, белый, красный, синий, зеленый, желтый, коричневый);

-оттенки цветов: розовый, фиолетовый, оранжевый;

Уметь:

- выделять в объекте составляющие его части, пропорции, строение;

- распознавать основные эмоции;

- узнавать предмет по части;

- выделять предмет из группы;

- определять картинку к заданному эталону;

- находить различия и сходство в двух аналогичных сюжетных картинках;

- делать элементарные обобщения на основе сравнения и различения предметов и их изображений;

-чертить основные геометрические фигуры;

-выстраивать сериационные ряды предметов по параметру убывающей или возрастающей величины;

-определять на ощупь величину предметов;

-анализировать и сравнивать предметы по двум признакам (форма, величина, цвет);

-использовать цвет по назначению;

-сравнивать предметы (объекты) по форме, цвету, величине;

-определять различия между предметами по форме, величине, цвету, обозначать их словом;

-различать классифицировать фигуры по нескольким признакам;

-определять различия между предметами по форме, величине, цвету, обозначать их словом;

-различать классифицировать фигуры по нескольким признакам.

«Слуховое восприятие»

Знать:

- шумы: шуршание, скрип, шелест, стук, пение птиц, шум поезда, машины.

Уметь:

- различать речевые и неречевые звуки;

- выполнять упражнения в определенном ритме и темпе;

-сравнивать музыкальные звуки по громкости и длительности звучания.

- различать характер мелодии (веселая – грустная).

«Кинестетическое восприятие»

Знать:

-знать температурные ощущения от теплых, горячих, холодных предметов.

-понятия «близко»,  «далеко», «дальше», право-лево.

-узнавать и показывать основные геометрические фигуры: круг, квадрат, прямоугольник, различать круг и овал;

- параметры величины (длина, ширина, высота, толщина).

Уметь:

-ориентироваться в помещении, двигаться в заданном направлении;

-ориентироваться на листе бумаги и на собственном теле, на поверхности парты;

-обозначать словом направления движения;

-располагать плоскостные и объемные предметы в вертикальном и горизонтальном поле листа;

-словесно обозначать пространственные отношения между конкретными объектами;

-целенаправленно выполнять действия по инструкции педагога;

-быстро и точно передвигаться в пространстве.

«Восприятие особых свойств предметов (восприятие запаха, восприятие вкуса)»

Знать:

- особые свойства предмета (температура, вкус, запах, чувство тяжести);

- продукты, которые могут нанести вред здоровью (ядовитые грибы, ягоды, уксус и т.п.);

- основные вкусы: горький - сладкий, сырое – вареное.  

Уметь:

- различать простые запахи (приятные  - неприятные);

- сравнивать и различать разные вкусы;

- определять температуру (теплый – горячий – холодный) и тяжесть предмета (легкий – тяжелый).  


Планируемые результаты освоения предмета «Сенсорное развитие» в 4 классе

Личностными результатами изучения курса «Сенсорное развитие» в 4 классе является формирование следующих умений:

-Определять и высказывать под руководством педагога самые простые общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы).

-Уметь адекватно оценивать свои силы, понимать, что можно и чего нельзя.

-Развивать у ребёнка любознательность, наблюдательность, способность замечать новое.

-В предложенных педагогом ситуациях, опираясь на общие для всех простые правила поведения,  делать выбор, при поддержке других участников группы и педагога, как поступить.

Метапредметными результатами изучения курса «Сенсорное развитие» во 2 классе являются формирование следующих универсальных учебных действий (УУД).

Регулятивные УУД:

-Определять и формулировать цель деятельности   с помощью учителя.

-Проговаривать последовательность действий.

-Учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией рабочей тетради.

-Учиться работать по предложенному учителем плану.

-Учиться отличать верно выполненное задание от неверного.

-Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности товарищей.

Познавательные УУД:

-Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя.

-Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную от учителя.

-Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате  совместной  работы всего класса.

-Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать геометрические фигуры, эталоны цвета.

Коммуникативные УУД:

-Донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной форме (на уровне одного предложения или небольшого текста).

-Понимать речь других.

-Читать и пересказывать текст.

-Уметь обратиться ко взрослому за помощью.

-Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им.

Предметными результатами изучения курса во 2 классе являются формирование следующих умений.

-описывать признаки предметов и узнавать предметы по их признакам;

-выделять существенные признаки предметов;

-сравнивать между собой предметы, явления;

-обобщать, делать несложные выводы;

-классифицировать явления, предметы;

-определять последовательность событий;

-выявлять функциональные отношения между понятиями;

-выявлять закономерности и проводить аналогии.


Методы оценки эффективности психокоррекционной работы

Оценка эффективности психокоррекционной и развивающей работы проводится качественно и количественно. Количественная оценка предполагает определение количественных показателей, соответствующих динамике психологических (психических) изменений на различных этапах психокоррекционной работы.

Положительная динамика - 1 балл.

Под положительной динамикой понимаются изменения, в полной мере соответствующие целям и задачам коррекции:

- полное усвоение нового опыта, полученного учащимся в ходе коррекционных занятий;

- применение данного опыта в новых психокоррекционных ситуациях;

- применение данного опыта в учебной и повседневной жизнедеятельности.

Частично положительная динамика - 0,5 балла.

Под частично положительной динамикой понимаются частичные, т. е. не в полной мере соответствующие целям и задачам коррекции, изменения в состоянии учащегося:

- частичное усвоение нового опыта;

- частичное применение данного опыта в новых учебных и психокоррекционных ситуациях;

- затруднение переноса нового опыта в повседневную жизнь.

Отсутствие динамики - 0 баллов.

Под отсутствием динамики понимается невозможность достижения психокоррекционных целей и задач.

- нечувствительность учащегося к новому опыту;

- невозможность применения новых знаний в незнакомых ситуациях;

- невозможность переноса частично усвоенного опыта в повседневную жизнь.








Календарно – тематическое планирование «Сенсорное развитие» в 4 классе

п/п

Тема урока

Тип уро

ка

Кол-во час

Планируе

мый результат (ученик должен знать)

Содержание урока

Планируемые результаты (личностные и метапредметные)

Характеристика деятельности

Дата прове-дения






Личностные УУД

Познаватель-

ные УУД

Коммуника-тивные УУД

Регулятив-ные УУД

план

факт

1 четверть: 1 подгруппа – 8 часов, 2 подгруппа – 9 часов, 3 подгруппа – 9 часов


1

Вводный урок. Исследова

ние психомоторики и сенсорных процессов.

Комбиниро

ванный

1ч.

Уметь выполнять ОРУ и корригирующие упражнения, дыхатель

ные упражнения

Работа по картинкам. Практическая работа (рисование).

Опрос по теме.


Проявлять положительные качества личности и управлять своими эмоциями в различных (нестандартных) ситуациях и условиях.

Выполнение инструкций, несложных алгоритмов при решении учебных задач.

Умение договари

ваться, приходить к общему решению в совместной игровой деятель

ности.

Выполнение индивидуально подобранные комплексы упражнений.

02.09

03.09

04.09


2


Исследова

ние моторных и графомоторных навыков.

Комбиниро

ванный

1ч.

Уметь выполнять инструкцию.


Упражнения «Счетные палочки», «Обведи по контору», «Раскраски».

Проявлять положительные качества личности и управлять своими эмоциями в различных (нестандартных) ситуациях и условиях.

Выполнение инструкций, несложных алгоритмов при решении учебных задач.

Слушать и понимать речь других.


Выполнение индивидуально подобранные комплексы упражнений.

09.09

10.09

11.09



3

Пальчиковая и артикуля

ционная гимнастика с речевым сопровождением.

Комбиниро

ванный

1ч.

Ориентиро

ваться на листе бумаги и на собственном теле (пальцах), на поверхности парты.

Работа по картинкам. Подвижная игра.

Определять и высказывать под руководством педагога самые простые общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы).

Ориентиро

ваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя.

Донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной форме (на уровне одного предложе

ния или небольшого текста).

Определять и 

формулироватьцель деятельности   с помощью учителя.

16.09

17.09

18.09



4

Обводка контуров изображе

ний предметов и геометрических фигур. 

Комбиниро

ванный

1ч.

Определить на ощупь формы плоскостных фигур и предметов по контуру.

Работа по картинкам. Упражнения: «Обводки», «Обведи по контуру», «Раскраски».

Уметь адекватно оценивать свои силы, понимать, что можно и чего нельзя.

Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную от учителя.

Понимать 

речь других.

Проговаривать последователь

ность действий.

23.09

24.09

25.09



5

Упражнения «Вырезание ножницами»

Комбиниро

ванный

1ч.

Уметь организо

вывать свою деятель

ность и рабочее пространст

во.

Упражнение «Вырежи по контуру», «Травка», «Ёжик».

Определять и высказывать под руководством педагога самые простые общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы).

Уметь адекватно оценивать свои силы, понимать, что можно и чего нельзя.

Донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной форме (на уровне одного предложе

ния или небольшого текста).

Учиться отли

чать верно выполненное задание от неверного.

30.09

01.10

02.10



6

Упражнения на штриховку в разных направле

ниях. 

Комбиниро

ванный

1ч.

Уметь держать карандаш, штриховать по образцу и показу учителя.

Работа по сюжетным картинкам. Упражнения: «Штриховка».

Уметь адекватно оценивать свои силы, понимать, что можно и чего нельзя.

Перерабаты

вать полученную информацию.

Понимать 

речь других.

Учиться совместно с учителем и другими учениками да

вать эмоцио

нальную оценку деятельности товарищей.

07.10

08.10

09.10



7

Упражнения на совершенствование точности мелких движений рук.

Комбиниро

ванный

1ч.

Знать различные действия рукой и отдельными пальцами.

Игры со шнурками: завязывание, развязывание, шнуровка-  «Умные шнурочки»; нитками, тонкими веревочками «Нитяные узоры», «Косички».

Определять и высказывать под руководством педагога самые простые общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы).

Перерабаты

вать полученную информацию: делать выводы в результате  совместной  работы подгруппы.

Донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной форме (на уровне одного предложе

ния или небольшого текста).

Учиться выска

зывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией.

14.10

15.10

16.10



8

Аппликация

«Дерево»

Комбиниро

ванный

1ч.

Знать различные действия рукой и отдельными пальцами.

Работа с цветной бумагой и клеем. Практическая работа (апликация).

Уметь адекватно оценивать свои силы, понимать, что можно и чего нельзя.

Перерабаты

вать полученную информацию: сравнивать и группировать предметы.

Понимать 

речь других.

Учиться рабо

тать по предложено

му учителем плану.

21.10

22.10

23.10



9

Закрепление пройденного материала.

Комбиниро

ванный

1ч.

Уметь ориентироваться в собственном теле, в пространстве, на листе бумаги, работать с карандашом, ножницами, апплика

цией.

Практическая работа. Опрос по теме.

Уметь адекватно оценивать свои силы, понимать, что можно и чего нельзя.

Перерабаты

вать полученную информацию: сравнивать и группировать предметы по вкусовым качествам.

Донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной форме (на уровне одного предложе

ния или небольшого текста).

Учиться рабо

тать по предложен

ному учителем плану.

28.10

29.10


2 четверть: 1 подгруппа – 7 часов, 2 подгруппа – 7 часов, 3 подгруппа – 7 часов


1

Упражнения на восприятие поверхности на ощупь.

Комбиниро

ванный

1ч.

Уметь сравнивать между собой предметы. Различать следующие поверх

ности: гладкая, шершавая, колючая, пушистая. 

Дидактичес

кие игры и упражнения: «Гладкая – шершавая», «Колючая – пушистая», «Угадай, какой это предмет?», «Что это?»

Уметь адекватно оценивать свои силы, понимать, что можно и чего нельзя.

Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную от учителя.

Понимать 

речь других.

Учиться совместно с учителем и другими учениками да

вать эмоцио

нальную оценку деятельности товарищей.

11.11

12.11

13.11


2

Определе

ние различных свойств и качеств предметов на ощупь : мягкие- жесткие, мелкие- крупные.

Комбиниро

ванный

1ч.

Уметь сравнивать между собой предметы.

Дидактичес

кие игры и упражнения: «Предметы», «Мягкий – жесткий», «Мелкие – Крупные», «Соотнести предмет с геометрической фигурой», «Какие это волосы?», «Чем прикоснулись?», «Тактильный мешочек».

Определять и высказывать под руководством педагога самые простые общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы).

Ориентиро

ваться в своей системе знаний: отли

чать новое от уже известного с помощью учителя.

Донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной форме (на уровне одного предложе

ния или небольшого текста).

Учиться отли

чать верно выполненное задание от неверного.

18.11

19.11

20.11


3

Игры на нахождение на ощупь контура нужного предмета из 3-5 предло

женных. 

Комбиниро

ванный

1ч.

Уметь обобщать, делать несложные выводы.


Дидактичес

кие игры и упражнения:

«Узнай предмет по контуру», «Угадай на ощупь», «Найди цифру».


Уметь адекватно оценивать свои силы, понимать, что можно и чего нельзя.

Перерабаты

вать полученную информацию: сравнивать и группировать предметов разных вкусовых ощущений.

Донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной форме (на уровне одного предложе

ния или небольшого текста).

Проговаривать последователь

ность действий.

25.11

26.11

27.11


4

Формирова

ние ощущений от статических и динамичес

ких поз различных мелких частей лица и тела (глаза, рот, пальцы и т. д.).

Комбиниро

ванный

1ч.

Уметь обобщать, делать несложные выводы.


Игры и упражнения: «Как говорят части тела», «Запретное число».

Определять и высказывать под руководством педагога самые простые общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы).

Ориентиро

ваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя.

Понимать 

речь других.

Учиться выска

зывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией.

02.12

03.12

04.12


5

Комбиниро

вание разных форм из геометрического конструкто

ра и счетных палочек. 

Комбиниро

ванный

1ч.

Уметь выделять существен

ные признаки предметов.

Дидактичес

кие игры и упражнения: «Комбинирование», «Составь рисунок из предложен

ных фигур», «Составь рисунок по образцу из геометрических фигур и счетных палочек. 

Определять и высказывать под руководством педагога самые простые общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы).

Ориентиро

ваться в своей системе знаний: отли

чать новое от уже известного с помощью учителя.

Понимать 

речь других.

Определять и 

формулироватьцель деятельности   с помощью учителя.

09.12

10.12

11.12


6

Сравнение и обозначение словом величин разных предметов по двум параметрам.

Комбиниро

ванный

1ч.

Работать с предметами по следующим параметрам:длинный и широкий, узкий и короткий и т.д.

Работа по картинкам.

Подвижная игра. Сравнение, «Шаги», «Найди наоборот», «Сортиров

щик», «Найди одинаковые».

Уметь адекватно оценивать свои силы, понимать, что можно и чего нельзя.

Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную от учителя.

Донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной форме (на уровне одного предложе

ния или небольшого текста).

Проговаривать последова

тельность действий.

16.12

17.12

18.12


7

Закрепление пройденного материала.

Комбиниро

ванный

1ч.

Уметь ориентироваться в собственном теле, в пространстве, на листе бумаги, работать с карандашом, ножницами, апплика

цией.

Практическая работа. Опрос по теме.

Уметь адекватно оценивать свои силы, понимать, что можно и чего нельзя.

Перерабаты

вать полученную информацию: сравнивать и группировать предметы по вкусовым качествам.

Донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной форме (на уровне одного предложе

ния или небольшого текста).

Учиться рабо

тать по предложен

ному учителем плану.

23.12

24.12

25.12



3 четверть: 1 подгруппа – 10 часов, 2 подгруппа – 10 часов, 3 подгруппа – 10 часов


1

Группировка предметов по самостоя

тельно выделенно

му признаку. 

Комбиниро

ванный

1ч.

Уметь описывать признаки предметов и узнавать предметы по их признакам.

Дидактичес

кие игры и упражнения: «Предметы», «Геометрические формы», «Одинако

вые», «Соедини соседей», «Разложи по кучкам».

Определять и высказывать под руководством педагога самые простые общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы).

Ориентиро

ваться в своей системе знаний: отли

чать новое от уже известного с помощью учителя.

Понимать 

речь других.

Учиться отли

чать верно выполненное задание от неверного.

13.01

14.01

15.01


2

Узнавание предмета по его отдельным частям. 

Комбиниро

ванный

1ч.

Уметь описывать признаки предметов и узнавать предметы по их признакам.

Дидактичес

кие игры и упражнения: «Узнай предмет», «Часть – целое», «Дорисуй»

Определять и высказывать под руководством педагога самые простые общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы).

Перерабаты

вать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы подгруппы.

Понимать 

речь других.

Определять и 

формулироватьцель деятельности   с помощью учителя.

20.01

21.01

22.01


3

Цветовой спектр. Цвета теплые и холодные. 



Комбиниро

ванный

1ч.

Уметь различать цвета и оттенки.

Дидактичес

кие игры и упражнения: «Цветовой круг», «Радуга цветов», «Волшебные формулы», «Что бывает такого цвета?», «Оживи матрешек».

Уметь адекватно оценивать свои силы, понимать, что можно и чего нельзя.

Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную от учителя.

Донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной форме (на уровне одного предложе

ния или небольшого текста).

Учиться совместно с учителем и другими учениками да

вать эмоцио

нальную оценку деятельности товарищей.

27.01

28.01

29.01


4

Составление предмета или целостной конструкции из более мелких деталей (5 – 8 деталей). 

Комбиниро

ванный

1ч.

Уметь описывать признаки предметов и узнавать предметы по их признакам.

Дидактические игры и упражнения: «Дорожки», «Строители», «Из каких фигур состоят предметы?»

Уметь адекватно оценивать свои силы, понимать, что можно и чего нельзя.

Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать геометрические фигуры, эталоны цвета

Донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной форме (на уровне одного предложе

ния или небольшого текста).

Проговаривать последователь

ность действий.

03.02

04.02

05.02


5

Составление целого из частей на разрезном наглядном материале (5 – 7 деталей с разрезами по диагонали и вертикали).

Комбиниро

ванный

1ч.

Уметь описывать признаки предметов и узнавать предметы по их признакам.

Работа по картинкам. Дидактичес

кие игры и упражнения: «Разрезанные изображе

ния», «Собери целое», «Найди недостаю

щее».

Уметь адекватно оценивать свои силы, понимать, что можно и чего нельзя.

Добывать новые знания: нахо

дить ответы 

на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную от учителя.

Донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной форме (на уровне одного предложе

ния или небольшого текста).

Учиться рабо

тать по предложенному учителем плану.

10.02

11.02

12.02


6

Совершенствование зрительно-двигатель

ной координа

ции рук и глаз. 

Комбиниро

ванный

1ч.

Уметь описывать признаки предметов и узнавать предметы по их признакам.

Рисование бордюров по наглядному образцу. Дидактические игры и упражнения: «Нарисуй по точкам», «Рисуем по клеточкам»

Определять и высказывать под руководством педагога самые простые общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы).

Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы подгруппы.

Понимать 

речь других.

Учиться отли

чать верно выполненное задание от неверного.

17.02

18.02

19.02


7

Составление картинки из разрезных частей.

Комбиниро

ванный

1ч.

Уметь описывать признаки предметов и узнавать предметы по их признакам.

Дидактичес

кие игры и упражнения: «Разрезная мозаика», «Разрезные изображения.

Определять и высказывать под руководством педагога самые простые общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы).

Перерабаты

вать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы подгруппы.

Совместно договари

ваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им.

Учиться выска

зывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией.

24.02

25.02

26.02


8-9

Упражнения на различение пищевых запахов и вкусов, их словесное обозначение. 

Комбиниро

ванный

2ч.

Уметь различать запахи и вкусы.

Дидактичес

кие игры и упражнения: «Вспомни, как они пахнут», «Определи по запаху», «Назови вкус продуктов», «Вкусовые банки».

Уметь адекватно оценивать свои силы, понимать, что можно и чего нельзя.

Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную от учителя.

Уметь обратиться ко взрослому за помощью.

Учиться совместно с учителем и другими учениками да

вать эмоцио

нальную оценку деятельности товарищей.

02.03

03.03

04.03


09.03

10.03.11.03



10

Закрепление пройденного материала.

Комбиниро

ванный

1ч.

Уметь описывать признаки предметов и узнавать предметы по их признакам, составлять разрезные картинки, различать запахи и вкусы.

Практическая работа. Опрос по теме.

Уметь адекватно оценивать свои силы, понимать, что можно и чего нельзя.

Перерабаты

вать полученную информацию: сравнивать и группировать предметы по вкусовым качествам.

Донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной форме (на уровне одного предложе

ния или небольшого текста).

Учиться рабо

тать по предложен

ному учителем плану.

16.03

17.03

18.03


4 четверть: 1 подгруппа – 8 часов, 2 подгруппа – 8 часов, 3 подгруппа – 9 часов


1

Развитие чувства ритма. 

Комбиниро

ванный

1ч.

Уметь соотносить звук с его источником. Нахождение одинаковых по звучанию объектов.


Игровые упражнения: «Похлопаем в ладоши», «Мы – барабан

щики». «Двигаемся под музыку».

Уметь адекватно оценивать свои силы, понимать, что можно и чего нельзя.

Добывать новые знания, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную от учителя.

Уметь обратиться ко взрослому за помощью.

Проговаривать последователь

ность действий.

01.04

06.04

07.04


2

Упражнения на различение музыкаль

ных и речевых звуков по высоте тона.

Комбиниро

ванный

1ч.

Уметь работать с различными звуками.

Дидактичес

кие игры и упражнения: «Рисуем под музыку», «Музыкаль

ная радуга», «Звоночки», «Высокий и низкий звуки».

Уметь адекватно оценивать свои силы, понимать, что можно и чего нельзя.

Перерабаты

вать полученную информацию.

Уметь обратиться ко взрослому за помощью.

Учиться совместно с учителем и другими учениками да

вать эмоцио

нальную оценку деятельности товарищей.

08.04

13.04

14.04


3

Различение музыкаль

ных звуков и звуков окружаю

щей среды.

Комбиниро

ванный

1ч.

Уметь соотносить звук с его источником. Нахождение одинаковых по звучанию объектов.


Дидактичес

кие игры и упражнения: «Быстро и медленно», «Какая мелодия?», «Определи, что звучало?», «Музыкаль

ные зарисовки».

Определять и высказывать под руководством педагога самые простые общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы).

Ориентиро

ваться в своей системе знаний: отли

чать новое от уже известного с помощью учителя.

Совместно договари

ваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им.

Определять и 

формулироватьцель деятельности   с помощью учителя.

15.04

20.04

21.04


4

Ориентировка в помещении по инструкции педагога.

Комбиниро

ванный

1ч.

Выполнять задания учителя, ориентироваться в кабинете.

Дидактичес

кие игры и упражнения: «Назови самые высокие и самые низкие предметы в классе», «Левее – правее», «Выполни задание», «Что где находится?»

Определять и высказывать под руководством педагога самые простые общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы).

Перерабаты

вать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы подгруппы.

Совместно договари

ваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им.

Учиться выска

зывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией.

22.04

27.0428.04


5

Развитие пространст

венного праксиса.


Комбиниро

ванный

1ч.

Ориентировка на листе бумаги (центр, верх, низ, правая и левая сторона).

Дидактичес

кие игры и упражнения: «Что наверху, что внизу», «Что находится справа (слева) от меня?», «Робот», «Куда пойдешь, то и найдешь».

Уметь адекватно оценивать свои силы, понимать, что можно и чего нельзя.

Перерабаты

вать полученную информацию: ориентиро

ваться на листе бумаги..

Уметь обратиться ко взрослому за помощью.

Учиться рабо

тать по предложено

му учителем плану.

29.04

04.05

05.05



6

Определе

ние времени по часам.

Комбиниро

ванный

1ч.

Работа с игрушечны

ми и настоящими часами.

Дидактичес

кие игры «Часы», «Определяем время по часам», «Точные часы».

Уметь адекватно оценивать свои силы, понимать, что можно и чего нельзя.

Перерабаты

вать полученную информацию:  работать с часами на элементарном уровне.

Уметь обратиться ко взрослому за помощью.

Проговаривать последовательность действий.

06.05

11.05

12.05


7

Объемность времени (сутки, неделя, месяц, год).

Комбиниро

ванный

1ч.

Уметь обобщать, делать несложные выводы.

Дидактичес

кая игра «Расставь по порядку», «Определи, что длится дольше?», «Назови соседей», «Найди ошибку».

Уметь адекватно оценивать свои силы, понимать, что можно и чего нельзя.

Перерабаты

вать полученную информацию. 

Уметь обратиться ко взрослому за помощью.

Проговаривать последователь

ность действий.

13.05

18.05

19.05


8

Времена года, их закономер

ная смена.

Комбиниро

ванный

1ч.

Изучать закономер

ность смены времен года.

Дидактичес

кая игра «Когда это бывает?», «Что сначала, что потом?», «Что перепутал художник?».

Уметь адекватно оценивать свои силы, понимать, что можно и чего нельзя.

Перерабаты

вать полученную информацию:  сравнивать 

времена года.

Уметь обратиться ко взрослому за помощью.

Проговаривать последователь

ность действий.

20.05

25.05

26.05


9

Закрепление пройденного материала.

Комбиниро

ванный

1ч.

Уметь ориентиро

ваться в пространст

ве, работать с часами, знать времена года, различать звуки.

Практическая работа. Опрос по теме.

Определять и высказывать под руководством педагога самые простые общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы).

Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя.

Совместно договари

ваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им.

Учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией.

27.05
























Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!