МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ КРАСНОЯРСКОГО КРАЯ
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«НОВОПОЛТАВСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА»
Принято на заседании ШМО Гуманитарных наук Протокол № …… от «____» ___________ 2018 г. | Согласовано заместитель директора по УВР ______________Ленкова Е.А. «____» ____________ 2018 г. | Утверждаю директор школы _____________Сутугин Н.В. «____» ____________ 2018 г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
«ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ»
8 КЛАСС, БАЗОВЫЙ УРОВЕНЬ
НА 2018-2019 УЧЕБНЫЙ ГОД
Разработана
Кулинченко Юлией Робертовной,
учителем истории и обществознания
с. Новополтавка, 2018 г.
Пояснительная записка
Рабочая программа учебного курса по обществознанию для 8 класса соответствует федеральному государственному образовательному стандарту основного общего образования, разработана на основе ООП ООО МБОУ «Новополтавская СОШ», Примерной программы основного общего образования по обществознанию и Рабочей программы. Предметная линия учебников под редакцией Л.Н. Боголюбова. 5-9 классы. - М.: Просвещение, 2014г.
В авторскую программу внесены следующие изменения: введена итоговая переводная работа за курс 7 класса (за счет объединения темы «Введение» и темы «Что делает человека человеком?», предполагаемого в авторской программе как отдельные занятия), засчитываемая в качестве промежуточной аттестации по обществознанию (в виде контрольной работы)
По расписанию и календарному графику работы школы на 2018-2019 учебный год на изучение предмета выделяется 34 аудиторных часа. Рабочая программа рассчитана на 1 час в неделю. При этом в ней предусмотрено 3 тематических контрольных работы и итоговая контрольная работа за курс 8 класса, засчитываемая в качестве промежуточной аттестации по обществознанию (1 час).
Наряду с этим в течение года возможно изменение количества часов на изучение тем программы в связи с совпадением уроков расписания с праздничными днями, сроками изменения каникул, изменением расписания и другими особенностями функционирования образовательного учреждения.
Данная программа реализована в учебнике: Обществознание. 8 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений с приложением на электронном носителе/ [Боголюбов Л.Н., Городецкая Н.И., Иванова Л.Ф. и др.]; под ред. Боголюбова Л.Н. – 6-е изд. - М.: Просвещение, 2018 г.
Содержание основного общего образования по обществознанию представляет собой комплекс знаний, отражающих основные объекты изучения: общество и его основные сферы, человек в обществе, правовое регулирование общественных отношений. Помимо знаний, важными содержательными компонентами курса являются: социальные навыки, умения, совокупность моральных норм и гуманистических ценностей; правовые нормы, лежащие в основе правомерного поведения.
Изучение обществознания на ступени основного общего образования направлено на достижение следующих целей:
- развитию личности в период ранней юности, ее духовно-нравственной, политической и правовой культуры, экономического образа мышления, социального поведения, основанного на уважении закона и правопорядка, способности к самоопределению и самореализации; интереса к изучению социальных и гуманитарных дисциплин;
- воспитанию общероссийской идентичности, гражданской ответственности, правового самосознания, толерантности, уважения к социальным нормам, приверженности к гуманистическим и демократическим ценностям, закрепленным в Конституции РФ;
- освоению системы знаний об экономической и иных видах деятельности людей, об обществе, его сферах, правовом регулировании общественных отношений, необходимых для взаимодействия с социальной средой и выполнения социальных ролей человека и гражданина, для последующего изучения социально-экономических и гуманитарных дисциплин в учреждениях системы среднего и высшего профессионального образования и самообразования;
- овладению умениями получать и критически осмысливать социальную информацию, анализировать, систематизировать полученные данные; осваивать способы познавательной, коммуникативной, практической деятельности, необходимой для участия в жизни гражданского общества и государства;
- формированию опыта применения полученных знаний и умений для решения типичных задач в области социальных отношений; гражданской и общественной деятельности; межличностных отношений; отношений между людьми разных национальностей и вероисповеданий; в семейно-бытовой сфере, для соотнесения своих действий и действий других людей с нормами поведения, установленными законом; содействия правовыми способами и средствами защите правопорядка в обществе.
Рабочая программа учитывает актуальные задачи развития в подростковом возрасте:
- освоение «нового тела», физиологическая и психологическая полоидентичность;
- развитие абстрактного мышления;
- приобритение навыков межличностного общения со сверстниками своего и противоположного пола;
- приобретение навыков межличностного общения со сверстниками своего и противоположного пола;
- становление новых, более независимых отношений в семье: уменьшение эмоциональной зависимости при сохранении потребности в психологической и материальной поддержке;
- выработка жизненной философии, системы ценностей;
- постановка задач будущего (семья, карьера, образование) в связи с решением вопроса «В чем мое призвание?».
Изучение курса призвано содействовать формированию у учащихся, детей старшего подросткового возраста, целостного представления о тенденциях и закономерностях развития человеческого общества, его социальной структуре, политических институтов, экономического базиса и духовной сферы, становлению правосознания и гражданской позиции. Данная дисциплина призвана помочь им также ориентироваться в текущих событиях общественно-политической жизни.
Обществознание является интегративным курсом, в котором содержатся основы знаний целого ряда социальных и гуманитарных дисциплин, а именно философии (включая этику), экономики, социологии, психологии, права, политологии и культурологии.
Основными формами организации учебной деятельности является урок (урок-лекция, комбинированный и проблемный урок, урок-беседа, урок-дискуссия).
При организации учебного процесса уделяется внимание здоровьесберегающим технологиям, позволяющие повышать уровень познавательной активности обучающихся.
Методы здоровьесберегающих технологий способствуют эмоциональной уравновешенности школьников, уверенности в собственных возможностях.
Здоровьесберегающее обучение направлено на обеспечение психического здоровья обучающихся.
На уроках большое внимание уделяется:
- дифференцированному подходу в обучении;
- рациональной организации урока;
- психологической обстановке на занятиях;
- созданию атмосферы успеха.
В течение учебного часа происходит смена видов деятельности.
Формы контроля за данный курс могут быть следующие: терминологические диктанты, самостоятельные работы, контрольные работы, контрольное тестирование, устный и письменный опрос, обобщающие вопросы и задания, участие в обсуждении проблемных ситуаций по темам курса, составление таблиц, создание проектов, написание докладов, рефератов, сообщений.
Основные методы обучения основаны на системно-деятельностном подходе: метод проектов и исследований, методика проблемного и развивающего обучения, рефлексивные методы. На первой ступени основной школы, когда обучающиеся только начинают систематическое изучение содержания курса по обществознанию, особое значение приобретают методы личностно ориентированного обучения, помогающие раскрытию и конкретизации рассматриваемых понятий и положений, связи обобщённых знаний курса с личным (пусть пока и небольшим) социальным опытом, с собственными наблюдениями детей и с их уже сложившимися представлениями (а возможно, и со стереотипами и с предубеждениями) о социальной жизни и поведении людей в обществе.
Предпочтительная форма организации учебного процесса – комбинированный и проблемный урок.
Рабочая программа предусматривает индивидуальную, групповую, фронтальную деятельность учащихся, ведущие виды деятельности – информационный, исследовательский, проектный.
Рабочая программа предусматривает наряду с традиционными нетрадиционные формы организации образовательного процесса: дискуссии, презентации, игровые технологии и др.; предусматривает использование различных современных технологий обучения (интерактивное обучение с использованием ИКТ), что способствует развитию коммуникативных навыков, развитию критического мышления.
Обучающиеся осуществляют следующие виды работ:
— работу с источниками социальной информации с использованием современных средств коммуникации (включая ресурсы Интернета);
—решение познавательных и практических задач, отражающих типичные социальные ситуации;
— анализ современных общественных явлений и событий;
— освоение типичных социальных ролей через участие в обучающих играх и тренингах, моделирующих ситуации из реальной жизни, через самостоятельное формулирование правил и норм поведения (в школе, общественных местах и т, п.).
— работа с таблицей, документом, их анализ и выводы
Преподавание курса обществознания в основной школе направлено на формирование научных представлений об обществе, его устройстве, месте и роли человека в нем, на развитие специальных предметных, метапредметных и личностных универсальных учебных действий.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ»
Личностными результатами, формируемыми при изучении содержания курса по обществознанию, являются:
• мотивированность и направленность на активное и созидательное участие в будущем в общественной и государственной жизни;
• заинтересованность не только в личном успехе, но и в развитии различных сторон жизни общества, в благополучии и процветании своей страны;
• ценностные ориентиры, основанные на идеях патриотизма, любви и уважения к Отечеству; на отношении к человеку, его правам и свободам как высшей ценности; на стремлении к укреплению исторически сложившегося государственного единства; на признании равноправия народов, единства разнообразных культур; на убежденности в важности для общества семьи и семейных традиций; на осознании необходимости поддержания гражданского мира и согласия и своей ответственности за судьбу страны перед нынешними и грядущими поколениями.
Метапредметные результаты изучения обществознания проявляются в:
• умении сознательно организовывать свою познавательную деятельность (от постановки цели до получения и оценки результата);
• умении объяснять явления и процессы социальной действительности с научных, социально-философских позиций; рассматривать их комплексно в контексте сложившихся реалий и возможных перспектив;
• способности анализировать реальные социальные ситуации, выбирать адекватные способы деятельности и модели поведения в рамках реализуемых основных социальных ролей (производитель, потребитель и др.);
• овладении различными видами публичных выступлений (высказывания, монолог, дискуссия) и следовании этическим нормам и правилам ведения диалога;
• умении выполнять познавательные и практические задания, в том числе с использованием проектной деятельности на уроках и в доступной социальной практике, на:
1) использование элементов причинно-следственного анализа;
2) исследование несложных реальных связей и зависимостей;
3) определение сущностных характеристик изучаемого объекта; выбор верных критериев для сравнения, сопоставления, оценки объектов;
4) поиск и извлечение нужной информации по заданной теме в адаптированных источниках различного типа;
5) перевод информации из одной знаковой системы в другую (из текста в таблицу, из аудиовизуального ряда в текст и др.), выбор знаковых систем адекватно познавательной и коммуникативной ситуации;
6) объяснение изученных положений на конкретных примерах;
7) оценку своих учебных достижений, поведения, черт своей личности с учетом мнения других людей, в том числе для корректировки собственного поведения в окружающей среде; выполнение в повседневной жизни этических и правовых норм, экологических требований;
8) определение собственного отношения к явлениям современной жизни, формулирование своей точки зрения.
Предметными результатами освоения выпускниками основной школы содержания программы по обществознанию являются:
Общество
Ученик научится
демонстрировать на примерах взаимосвязь природы и общества, раскрывать роль природы в жизни человека;
характеризовать движение от одних форм общественной жизни к другим; оценивать социальные явления с позиций общественного прогресса;
выполнять несложные познавательные и практические задания, основанные на ситуациях жизнедеятельности человека в разных сферах общества;
характеризовать экологический кризис как глобальную проблему человечества, раскрывать причины экологического кризиса;
на основе полученных знаний выбирать в предлагаемых модельных ситуациях и осуществлять на практике экологически рациональное поведение;
раскрывать влияние современных средств массовой коммуникации на общество и личность;
конкретизировать примерами опасность международного терроризма
Ученик получит возможность научиться
наблюдать и характеризовать явления и события, происходящие в различных сферах общественной жизни;
выявлять причинно-следственные связи общественных явлений и характеризовать основные направления общественного развития;
осознанно содействовать защите природы.
Сфера духовной культуры
Ученик научится
характеризовать развитие отдельных областей и форм культуры, выражать свое мнение о явлениях культуры;
описывать явления духовной культуры;
объяснять причины возрастания роли науки в современном мире;
оценивать роль образования в современном обществе;
различать уровни общего образования в России;
находить и извлекать социальную информацию о достижениях и проблемах развития культуры из адаптированных источников различного типа;
описывать духовные ценности российского народа и выражать собственное отношение к ним;
объяснять необходимость непрерывного образования в современных условиях;
учитывать общественные потребности при выборе направления своей будущей профессиональной деятельности;
раскрывать роль религии в современном обществе;
характеризовать особенности искусства как формы духовной культуры
Ученик получит возможность научиться
описывать процессы создания, сохранения, трансляции и усвоения достижений культуры;
характеризовать основные направления развития отечественной культуры в современных условиях;
критически воспринимать сообщения и рекламу в СМИ и Интернете о таких направлениях массовой культуры, как шоу-бизнес и мода.
Социальная сфера
Ученик научится
описывать социальную структуру в обществах разного типа, характеризовать основные социальные общности и группы;
объяснять взаимодействие социальных общностей и групп;
характеризовать ведущие направления социальной политики Российского государства;
выделять параметры, определяющие социальный статус личности;
приводить примеры предписанных и достигаемых статусов;
описывать основные социальные роли подростка;
конкретизировать примерами процесс социальной мобильности;
характеризовать межнациональные отношения в современном мире;
объяснять причины межнациональных конфликтов и основные пути их разрешения;
характеризовать, раскрывать на конкретных примерах основные функции семьи в обществе;
раскрывать основные роли членов семьи;
характеризовать основные слагаемые здорового образа жизни; осознанно выбирать верные критерии для оценки безопасных условий жизни;
выполнять несложные практические задания по анализу ситуаций, связанных с различными способами разрешения семейных конфликтов. Выражать собственное отношение к различным способам разрешения семейных конфликтов.
Ученик получит возможность научиться
раскрывать понятия «равенство» и «социальная справедливость» с позиций историзма;
выражать и обосновывать собственную позицию по актуальным проблемам молодежи;
выполнять несложные практические задания по анализу ситуаций, связанных с различными способами разрешения семейных конфликтов; выражать собственное отношение к различным способам разрешения семейных конфликтов;
формировать положительное отношение к необходимости соблюдать здоровый образ жизни; корректировать собственное поведение в соответствии с требованиями безопасности жизнедеятельности;
использовать элементы причинно-следственного анализа при характеристике семейных конфликтов;
находить и извлекать социальную информацию о государственной семейной политике из адаптированных источников различного типа.
Экономика
Ученик научится:
раскрывать факторы, влияющие на производительность труда;
характеризовать функции денег и их роль в экономике;
раскрывать социально-экономическую роль и функции предпринимательства;
формулировать и аргументировать собственные суждения, касающиеся отдельных вопросов экономической жизни и опирающиеся на экономические знания и личный опыт; использовать полученные знания при анализе фактов поведения участников экономической деятельности; оценивать этические нормы трудовой и предпринимательской деятельности;
Ученик получит возможность научиться:
анализировать с опорой на полученные знания несложную экономическую информацию, получаемую из неадаптированных источников;
грамотно применять полученные знания для определения экономически рационального поведения и порядка действий в конкретных ситуациях;
сопоставлять свои потребности и возможности, оптимально распределять свои материальные и трудовые ресурсы, составлять семейный бюджет.
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№ п/п | Тема раздела | Количество часов | В том числе |
Контрольные работы |
1. | Личность и общество | 6 | 1 (25 мин.) |
2. | Сфера духовной культуры | 8 | 1 (25 мин.) |
3. | Социальная сфера | 5 | 1 (25 мин.) |
4 | Экономика | 13 | практикум |
5 | Промежуточная аттестационная работа | 1 | 1 |
6 | Обобщающее повторение | 1 | - |
Итог | 34 | 4 |
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО КУРСА
Тема 1. Личность и общество (6 ч)
Урок 1. Вводный урок. Что делает человека человеком?
Что мы уже знаем и умеем.
Чем мы будем заниматься в новом учебном году.
Как добиваться успехов в работе в классе и дома
Вспоминают основные итоги прошлого года обучения.
Знакомятся с основным содержанием курса 8 класса.
Намечают перспективу совершенствования умений и навыков в процессе учебной деятельности. Определяют основные требования к результатам обучения и критерии успешной работы учащихся
Отличие человека от других живых существ. Природное и общественное в человеке. Мышление и речь — специфические свойства человека. Способность человека к творчеству.
Деятельность человека, её виды. Игра, учёба, труд. Сознание и деятельность. Познание человеком мира и самого себя. Выявляют отличия человека от животных. Объясняют человеческие качества. Различают биологические и природные качества человека.
Характеризуют и конкретизируют примерами биологическое и социальное в человеке.
Определяют своё отношение к различным качествам человека. Выявляют связь между мышлением и речью. Объясняют понятие «самореализация».
Определяют и конкретизируют примерами сущностные характеристики деятельности.
Приводят примеры основных видов деятельности
Урок 2. Человек, общество, природа
Что такое природа? Биосфера и ноосфера. Взаимодействие человека и окружающей среды. Место человека в мире природы. Человек и Вселенная. Человек. Раскрывают смысл понятия «ноосфера». Оценивают утверждение о связи природы и общества и аргументируют свою оценку.
Характеризуют возможности человеческого разума. Раскрывают значение моральных норм.
Конкретизируют на примерах влияние природных условий на людей.
Анализируют и оценивают текст с заданных позиций.
Анализируют факты и обосновывают сделанные выводы
Урок 3. Общество как форма жизнедеятельности людей
Общество как форма жизнедеятельности людей. Основные сферы общественной жизни, их взаимосвязь. Общественные отношения
Выделяют существенные признаки общества. Называют сферы общественной жизни и характерные для них социальные явления.
Показывают на конкретных примерах взаимосвязь основных сфер общественной жизни
Урок 4. Развитие общества
Социальные изменения и их формы. Развитие общества. Основные средства связи и коммуникации, их влияние на нашу жизнь. Человечество в XXI в., тенденции развития, основные вызовы и угрозы. Глобальные проблемы современности
Выявляют изменения социальной структуры, связанные с переходом в постиндустриальное общество.
Анализируют факты социальной действительности, связанные с изменением структуры общества.
Раскрывают смысл понятия «общественный прогресс».
Приводят примеры прогрессивных и регрессивных изменений в обществе.
Характеризуют и конкретизируют фактами социальной жизни перемены, происходящие в современном обществе (ускорение общественного развития).
Используют элементы причинно-следственного анализа при характеристике глобальных проблем
Урок 5. Как стать личностью
Личность. Социальные параметры личности. Индивидуальность человека. Качества сильной личности. Социализация индивида. Мировоззрение. Жизненные ценности и ориентиры
Раскрывают на конкретных примерах смысл понятия «индивидуальность».
Используют элементы причинно-следственного анализа при характеристике социальных параметров личности.
Выявляют и сравнивают признаки, характеризующие человека как индивида, индивидуальность и личность.
Описывают агенты социализации, оказывающие влияние на личность.
Исследуют несложные практические ситуации, в которых проявляются различные качества личности, её мировоззрение, жизненные ценности и ориентиры
Урок 6. Контрольная работа по теме «Личность и общество». Практикум по теме «Личность и общество»
Систематизируют наиболее часто задаваемые вопросы.
Устанавливают причины актуальности тех или иных вопросов для школьников
Тема 2. Сфера духовной культуры (8 ч)
Урок 7. Сфера духовной жизни
Сфера духовной жизни и её особенности. Культура личности и общества. Диалог культур как черта современного мира. Тенденции развития духовной культуры в современной России
Определяют сущностные характеристики понятия «культура».
Различают и описывают явления духовной культуры.
Находят и извлекают социальную информацию о достижениях и проблемах культуры из адаптированных источников.
Характеризуют духовные ценности российского народа.
Выражают своё отношение к тенденциям в культурном развитии
Урок 8. Мораль. Основные ценности и нормы морали. Гуманизм. Патриотизм и гражданственность. Добро и зло — главные понятия. Критерии морального поведения
Объясняют роль морали в жизни общества. Характеризуют основные принципы морали.
Характеризуют моральную сторону различных социальных ситуаций.
Используют элементы причинно-следственного анализа для объяснения влияния моральных устоев на развитие общества и человека
Урок 9. Долг и совесть
Долг и совесть. Объективные обязанности и моральная ответственность. Долг общественный и долг моральный. Совесть — внутренний самоконтроль человека
Осуществляют рефлексию своих нравственных ценностей
Урок 10. Моральный выбор — это ответственность
Моральный выбор. Свобода и ответственность. Моральные знания и практическое поведение. Нравственные чувства и самоконтроль
Приводят примеры морального выбора. Дают нравственные оценки собственным поступкам, поведению других людей
Урок 11. Образование
Значимость образования в условиях информационного общества. Непрерывность образования. Самообразование
Оценивают значение образования в информационном обществе.
Извлекают информацию о тенденциях в развитии образования из различных источников.
Характеризуют с опорой на примеры современную образовательную политику РФ.
Обосновывают своё отношение к непрерывному образованию
Урок 12. Наука в современном обществе
Наука, её значение в жизни современного общества. Нравственные принципы труда учёного. Возрастание роли научных исследований в современном мире
Характеризуют науку как особую систему знаний.
Объясняют возрастание роли науки в современном обществе
Урок 13. Религия как одна из форм культуры
Религия как одна из форм культуры. Роль религии в культурном развитии. Религиозные нормы. Религиозные организации и объединения, их роль в жизни современного общества. Свобода совести. Определяют сущностные характеристики религии и её роль в культурной жизни.
Объясняют сущность и значение веротерпимости.
Раскрывают сущность свободы совести. Оценивают своё отношение к религии и атеизму
Урок 14. Контрольная работа по теме «Сфера духовной культуры». Практикум по теме «Сфера духовной культуры»
Систематизируют наиболее часто задаваемые вопросы.
Устанавливают причины актуальности тех или иных вопросов для школьников.
Умеют применять нравственные нормы к анализу и оценке социальных ситуаций. Выделяют нравственный аспект поведения.
Соотносят поступки и события с принятыми этическими принципами. Умеют строить устное речевое высказывание, слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении
Тема 3. Социальная сфера (5 ч)
Урок 15. Социальная структура общества
Социальная неоднородность общества: причины и проявления. Социальное неравенство. Многообразие социальных общностей и групп. Социальная мобильность. Социальные конфликты и пути их разрешения. Изменения социальной структуры с переходом в постиндустриальное общество
Выявляют и различают разные социальные общности и группы.
Раскрывают причины социального неравенства.
Приводят примеры различных видов социальной мобильности.
Характеризуют причины социальных конфликтов, используя межпредметные связи, материалы СМИ; показывают пути их разрешения.
Находят и извлекают социальную информацию о структуре общества и направлениях её изменения из адаптированных источников различного типа
Урок 16. Социальные статусы и роли
Социальная позиция человека в обществе: от чего она зависит. Ролевой репертуар личности. Гендерные различия: социальные роли мужчин и женщин. Изменение статуса с возрастом. Социальные роли подростков. Отношения между поколениями
Называют позиции, определяющие статус личности. Различают предписанный и достигаемый статусы. Раскрывают и иллюстрируют примерами ролевой репертуар личности.
Объясняют причины ролевых различий по тендерному признаку, показывают их проявление в различных социальных ситуациях.
Описывают основные социальные роли старших подростков.
Характеризуют межпоколенческие отношения в современном обществе. Выражают собственное отношение к проблеме нарастания разрыва между поколениями
Урок 17. Нации и межнациональные отношения
Этнические группы. Межнациональные отношения. Отношение к историческому прошлому, традициям, обычаям народа. Взаимодействие людей в многонациональном и многоконфессиональном обществе
Знают и правильно используют в предлагаемом контексте понятия «этнос», «нация», «национальность».
Конкретизируют примерами из прошлого и современности значение общего исторического прошлого, традиций в сплочении народа.
Характеризуют противоречивость межнациональных отношений в современном мире.
Объясняют причины возникновения межнациональных конфликтов и характеризуют возможные пути их разрешения
Урок 18. Отклоняющееся поведение.
Отклоняющееся поведение. Опасность наркомании и алкоголизма для человека и общества.
Социальная значимость здорового образа жизни
Объясняют причины отклоняющегося поведения.
Оценивают опасные последствия наркомании и алкоголизма для человека и общества.
Оценивают социальное значение здорового образа жизни
Урок 19. Контрольная работа по теме «Социальная сфера». Практикум по теме «Социальная сфера»
Систематизируют наиболее часто задаваемые вопросы. Устанавливают причины актуальности тех или иных вопросов для школьников
Тема 4. Экономика (15 ч)
Урок 20. Экономика и её роль в жизни общества
Потребности и ресурсы. Ограниченность ресурсов и экономический выбор. Свободные и экономические блага. Альтернативная стоимость (цена выбора)
Раскрывают роль экономики в жизни общества.
Объясняют проблему ограниченности экономических ресурсов.
Различают свободные и экономические блага.
Приводят примеры принятия решения на основе экономического выбора
Урок 21. Главные вопросы экономики
Основные вопросы экономики. Что, как и для кого производить. Функции экономической системы. Типы экономических систем
Описывают и иллюстрируют примерами решения основных вопросов участниками экономики.
Различают и сопоставляют основные типы экономических систем.
Характеризуют способы координации хозяйственной жизни в различных экономических системах
Урок 22. Собственность
Собственность. Право собственности. Формы собственности. Защита прав собственности. Объясняют смысл понятия «собственность». Характеризуют и конкретизируют примерами формы собственности. Называют основания для приобретения права собственности.
Анализируют несложные практические ситуации, связанные с реализацией и защитой прав собственности
Урок 23. Рыночная экономика
Рынок. Рыночный механизм регулирования экономики. Спрос и предложение. Рыночное равновесие
Характеризуют рыночное хозяйство как один из способов организации экономической жизни.
Характеризуют условия функционирования рыночной экономической системы.
Описывают действие рыночного механизма формирования цен на товары и услуги.
Формулируют собственное мнение о роли рыночного механизма регулирования экономики в жизни общества
Урок 24. Производство — основа экономики
Производство. Товары и услуги. Факторы производства. Разделение труда и специализация
Объясняют решающую роль производства как источника экономических благ.
Различают товары и услуги как результат производства.
Называют и иллюстрируют примерами факторы производства.
Находят и извлекают социальную информацию о производстве из адаптированных источников.
Исследуют несложные практические ситуации, связанные с использованием различных способов повышения эффективности производства
Урок 25. Предпринимательская деятельность
Предпринимательство. Цели фирмы, её основные организационно-правовые формы. Современные формы предпринимательства. Малое предпринимательство и фермерское хозяйство
Описывают социально-экономическую роль и функции предпринимательства.
Сравнивают различные организационно-правовые формы предпринимательской деятельности. Объясняют преимущества и недостатки малого бизнеса.
Выражают собственное отношение к проблеме соблюдения морально-этических норм в предпринимательстве. Оценивают возможности своего участия в предпринимательской деятельности
Урок 26. Роль государства в экономике
Роль государства в экономике. Экономические цели и функции государства. Государственный бюджет. Налоги, уплачиваемые гражданами
Характеризуют экономические функции государства.
Описывают различные формы вмешательства государства в рыночные отношения.
Различают прямые и косвенные налоги.
Раскрывают смысл понятия «государственный бюджет».
Приводят примеры государственной политики регулирования доходов и расходов
Урок 27. Распределение доходов
Распределение. Неравенство доходов. Перераспределение доходов. Экономические меры социальной поддержки населения. Называют основные источники доходов граждан.
Раскрывают причины неравенства доходов населения. Объясняют необходимость перераспределения доходов.
Иллюстрируют примерами государственные меры социальной поддержки населения
Урок 28. Потребление
Потребление. Семейное потребление. Прожиточный минимум. Страховые услуги, предоставляемые гражданам. Экономические основы защиты прав потребителя
Описывают закономерность изменения потребительских расходов семьи в зависимости от доходов. Характеризуют виды страховых услуг, предоставляемых гражданам.
Раскрывают на примерах меры защиты прав потребителей
Урок 29. Инфляция и семейная экономика
Реальные и номинальные доходы. Инфляция. Банковские услуги, предоставляемые гражданам. Формы сбережений граждан. Потребительский кредит
Различают номинальные и реальные доходы граждан.
Показывают влияние инфляции на реальные доходы и уровень жизни населения.
Называют и иллюстрируют примерами формы сбережений граждан.
Объясняют связь семейной экономики с инфляционными процессами в стране.
Оценивают способы использования сбережений своей семьи с точки зрения экономической рациональности. Характеризуют роль банков в сохранении и приумножении доходов населения
Урок 30. Безработица, её причины и последствия
Занятость и безработица. Причины безработицы. Экономические и социальные последствия безработицы. Роль государства в обеспечении занятости. Какие профессии востребованы на рынке труда. Характеризуют безработицу как закономерное явление рыночной экономики.
Называют и описывают причины безработицы. Различают экономические и социальные последствия безработицы. Объясняют роль государства в обеспечении занятости.
Оценивают собственные возможности на рынке труда
Урок 31. Мировое хозяйство и международная торговля
Мировое хозяйство. Международная торговля. Обменные курсы валют. Внешнеторговая политика. Описывают реальные связи между участниками международных экономических отношений. Характеризуют причины формирования мирового хозяйства.
Характеризуют влияние международной торговли на развитие мирового хозяйства.
Объясняют и конкретизируют примерами направления внешнеторговой политики государства.
Раскрывают смысл понятия «обменный валютный курс»
Урок 32. Практикум по теме «Экономика»
Систематизируют наиболее часто задаваемые вопросы.
Устанавливают причины актуальности тех или иных вопросов для школьников
Урок 33. Промежуточная аттестационная работа по теме: «Обществознание: курс 8 класса» - 1 час
Урок 34. Заключительный урок
Проводят диагностику результатов обучения в 8 классе.
Подводят итоги учебной работы за год. Намечают перспективы обучения в 9 классе
ПЕРЕЧЕНЬ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ
1. Боголюбов Л.Н., Городецкая Н.И., Иванова Л.Ф. и др.; под ред. Боголюбова Л.Н., Ивановой Л.Ф. Обществознание. 8 класс: учеб. Для общеобразоват. учреждений.–6е изд. - М.: Просвещение, 2018 г
2. Боголюбов Л.Н. Обществознание. Поурочные разработки. 8 класс: учеб. Пособие для общеобразоват. Организаций. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2016г.
3.Калачева Е.Н. Промежуточное тестирование. Обществознание. 8 класс. – М.: Издательство «Экзамен», 2015г.
4.Краюшкина С.В. Тесты по обществознанию: 8 класс: к учебнику под редакцией Л.Н.Боголюбова, А.Ю.Лазебниковой «Обществознание. 8 класс». ФГОС – 7-е изд., перераб. И доп. – М.: Издательство «Экзамен», 2017г.
5.Поздеев А.В. Контрольно-измерительные материалы. Обществознание. 8 класс. – 2-е изд. – М.: ВАКО, 2016г.
6. Интернет-ресурсы:
https://infourok.ru/
www.uchportal.ru
http://www.edu.ru
www.pedsovet.ru
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Боголюбов Л.Н. Обществознание. Рабочие программы. Предметная линия учебников под редакцией Л.Н.Боголюбова. 5-9 классы: пособие для учителей общеобразоват. Организаций – 3-е изд. - М.: Просвещение, 2014г.
2. Основная образовательная программа основного общего образования (с изменениями на основании приказа Минобрнауки России от 31 декабря 2015 года № 1577) муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Новополтавская средняя общеобразовательная школа». – 2015г.
3. Примерные программы основного общего образования. Обществознание. - М.: Просвещение,2010. - 42с.
4. Федеральный государственный образовательный стандарт общего образования — М.: Просвещение, 2008. — 21 с. — (Стандарты второго поколения).
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№урока | Тема урока | Дата |
План | Факт |
Тема 1. Личность и общество (6 часов) | |
1 | Введение. Что делает человека человеком? | 5.09 | |
2 | Человек, общество, природа | 12.09 | |
3 | Общество как форма жизнедеятельности людей | 19.09 | |
4 | Развитие общества | 26.09 | |
5 | Как стать личностью | 3.10 | |
6 | Контрольная работа по теме: «Общество и человек» Практикум по теме «Личность и общество» | 10.10 | |
Тема 2. Сфера духовной культуры (8 часов) |
7 | Работа над ошибками. Сфера духовной жизни | 17.10 | |
8 | Мораль | 24.10 | |
9 | Долг и совесть | 31.10 | |
10 | Моральный выбор — это ответственность | 14.11 | |
11 | Образование | 21.11 | |
12 | Наука в современном обществе | 28.11 | |
13 | Религия как одна из форм культуры | 5.12 | |
14 | Контрольный тест по теме: «Сфера духовной культуры» Практикум по теме «Сфера духовной культуры» | 12.12 | |
Тема 3. Социальная сфера (5 часов) |
15 | Работа над ошибками. Социальная структура общества | 19.12 | |
16 | Социальные статусы и роли | 26.12 | |
17 | Нации и межнациональные отношения | 16.01 | |
18 | Отклоняющееся поведение. | 23.01 | |
19 | Контрольный тест по теме: «Социальная сфера». Практикум по теме «Социальная сфера» | 30.01 | |
Тема 4. Экономика (15 часов) |
20 | Экономика и её роль в жизни общества | 6.02 | |
21 | Главные вопросы экономики | 13.02 | |
22 | Собственность | 20.02 | |
23 | Рыночная экономика | 27.02 | |
24 | Производство — основа экономики | 6.03 | |
25 | Предпринимательская деятельность | 13.03 | |
26 | Роль государства в экономике | 20.03 | |
27 | Распределение доходов | 3.04 | |
28 | Потребление | 10.04 | |
29 | Инфляция и семейная экономика | 17.04 | |
30 | Безработица, её причины и последствия | 24.04 | |
31 | Промежуточная аттестационная работа по теме: «Обществознание :курс 8 класса» | 8.05 | |
32 | Мировое хозяйство и международная торговля | 15.05 | |
33 | Практикум по теме «Экономика» | 22.05 | |
34 | Повторение пройденного за курс «Обществознание: 8 класс» | 29.05 | |
Приложение 1
Технические средства обучения.
Мультимедийный компьютер. Мультимедийный проектор. Экран проекционный.
Учебно-практическое оборудование.
Аудиторная доска с магнитной поверхностью и набором приспособлений для крепления таблиц и карт.
Специализированная учебная мебель. Компьютерный стол.
ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ
http://www.alleng.ru/edu/inform.htm - Энциклопедии, словари, справочники.
http://school-sector.relarn.ru/prava/ - Права и дети в Интернете.
http://ombudsmanrf.org/ - Уполномоченный по правам человека в РФ
http://www.alleng.ru/edu/social.htm - ОР Интернета обществознание.
http://school-collection.edu.ru/ - Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов
https://www.google.ru/search?q – московская школа прав человека
www.gimnazia22.ru/assets/files/.../deklaracia_prav.doc - Декларация прав школьника
- http://edu.garant.ru/education/army/1/ - Защита Отечества – конституционная обязанность гражданина России
http://www.gramota.ru - Справочно-информационный интернет-портал
http://mirppt.ucoz.ru/index/prezentacii_po_obshhestvoznaniju/0-13 - Презентации PowerPoint (обществознание)
http://www.rusedu.ru - Архив учебных программ и презентаций
http://power-p.ru/load/obshhestvoznanie/11- Архив презентации PowerPoint.
http://ant-m.ucoz.ru - Виртуальный кабинет истории и обществознания
Приложение 2
КРИТЕРИИ И НОРМЫ ОЦЕНКИ
ДОСТИЖЕНИЙ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОБУЧАЮЩИХСЯ
ПО ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ
Нормы оценки знаний учащихся по обществознанию
(устный, письменный ответ)
Отметка «5» выставляется в том случае, если учащийся или экзаменующийся в полном объеме выполняет предъявленные задания и демонстрирует следующие знания и умения:
- логично, развернуто излагать содержание вопроса, в котором продемонстрировано умение описать то или иное общественное явление или процесс;
- сравнивать несколько социальных объектов, процессов (или несколько источников), выделяя их существенные признаки, закономерности развития;
- делать вывод по вопросу и аргументировать его с теоретических позиций социальных наук;
- сопоставлять различные точки зрения, выдвигать аргументы в обоснование собственной позиции и контраргументы по отношению к иным взглядам;
- применять полученные знания при анализе конкретных ситуаций и планировать практические действия;
- оценивать действия субъектов социальной жизни с точки зрения социальных норм, экономической рациональности;
- раскрывать содержание основных обществоведческих терминов в контексте вопроса;
Отметка «4» выставляется в том случае, если учащийся или экзаменующийся
- продемонстрировал предъявляемые требования такие же, как и к ответу на «отлично», но при ответе допустил неточности, не искажающие общего правильного смысла;
- верно освятил тему вопроса, но недостаточно полно ее раскрыл;
- продемонстрировал знание причинно-следственных связей, основных теоретических положений, но отдельные положения ответа не подтвердил фактами, не обосновал аргументами;
- не смог самостоятельно дать необходимые поправки и дополнения;
- дал определения прозвучавшим при ответе понятиям;
- дал ответы на уточняющие вопросы.
Отметка «3» выставляется в том случае, если учащийся или экзаменующийся
- демонстрирует умение описывать то или иное общественное явление, объяснять его с помощью конкретных примеров;
- делает элементарные выводы;
- путается в терминах;
- не может сравнить несколько социальных объектов или точек зрения;
- не может аргументировать собственную позицию;
- затрудняется в применении знаний на практике при решении конкретных ситуаций;
- справляется с заданием лишь после наводящих вопросов.
Отметка «2» выставляется в том случае, если учащийся или экзаменующийся
- не увидел проблему, но не смог ее сформулировать;
- не раскрыл проблему;
- представил информацию не в контексте задания;
- или отказался отвечать (уважительная причина отсутствует).
Нормы оценки знаний за выполнение теста учащихся по обществознанию
% выполнения | 0-35 | 36-60 | 61-85 | 86-100 |
Отметка | «2» | «3» | «4» | «5» |
Нормы оценки знаний за творческие работы учащихся по обществознанию
Отметка Содержание | 2 | 3 | 4 | 5 |
1 Общая информация | Тема предмета не очевидна. Информация не точна или не дана. | Информация частично изложена. В работе использован только один ресурс. | Достаточно точная информация. Использовано более одного ресурса. | Данная информация кратка и ясна. Использовано более одного ресурса. |
2 Тема | Не раскрыта и не ясна тема урока. Объяснения некорректны, запутаны или не верны. | Тема частично раскрыта. Некоторый материал изложен некорректно. | Сформулирована и раскрыта тема урока. Ясно изложен материал. | Сформулирована и раскрыта тема урока. Полностью изложены основные аспекты темы урока. |
3 Применение и проблемы | Не определена область применения данной темы. Процесс решения неточный или неправильный. | Отражены некоторые области применения темы. Процесс решения неполный. | Отражены области применения темы. Процесс решения практически завершен. | Отражены области применения темы. Изложена стратегия решения проблем. |
Критерии оценки мультимедийной презентации
СОЗДАНИЕСЛАЙДОВ | Максимальное количество баллов | Оценка группы | Оценка учителя |
Титульный слайд с заголовком | 5 | | |
Минимальное количество – 10 слайдов | 10 | | |
Использование дополнительных эффектов PowerPoint (смена слайдов, звук, графики) | 5 | | |
СОДЕРЖАНИЕ |
Использование эффектов анимации | 15 | | |
Вставка графиков и таблиц | 10 | | |
Выводы, обоснованные с научной точки зрения, основанные на данных | 10 | | |
Грамотное создание и сохранение документов в папке рабочих материалов | 5 | | |
ОРГАНИЗАЦИЯ |
Текст хорошо написан и сформированные идеи ясно изложены и структурированы | 10 | | |
Слайды представлены в логической последовательности | 5 | | |
Красивое оформление презентации | 10 | | |
Слайды распечатаны в формате заметок. | 5 | | |
ОБЩИЕ БАЛЛЫ Окончательная оценка: | 90 | | |
Работа с текстом (заполнение опорных таблиц и схем, письменный ответ на вопрос)
Высокий уровень -Отметка «5»
Задание выполнено на высоком уровне, отсутствуют ошибки. Работа выполнена в заданное
время, самостоятельно, с соблюдением технологических требований и установок,
качественно, творчески и эстетично.
Повышенный уровень - Отметка «4»
Задание выполнено на хорошем уровне, имеются 1 ошибка в содержании, или имеются
незначительные ошибки в оформлении. Работа выполнена в заданное время, самостоятельно.
Базовый уровень - Отметка «3»
Задание выполнено на достаточном, минимальном уровне, имеются 2-3 ошибки в содержании
или неграмотно оформлено. Работа выполнена с опозданием, но самостоятельно.
Низкий уровень - Отметка «2»
Задание не выполнено или не завершено самостоятельно учеником, при выполнении
допущены большие отклонения от заданных требований и установок.
Оценка проекта.
Высокий уровень - Отметка «5»
1. Правильно поняты цель, задачи выполнения проекта.
2. Соблюдена технология исполнения проекта, выдержаны соответствующие этапы.
3. Проект оформлен в соответствии с требованиями.
4. Проявлены творчество, инициатива.
5. Предъявленный продукт деятельности отличается высоким качеством исполнения,
соответствует заявленной теме.
Повышенный уровень - Отметка «4»
1. Правильно поняты цель, задачи выполнения проекта.
2. Соблюдена технология исполнения проекта, этапы, но допущены незначительные ошибки, неточности в оформлении.
3. Проявлено творчество.
4. Предъявленный продукт деятельности отличается высоким качеством исполнения,
соответствует заявленной теме.
Базовый уровень - Отметка «3»
1. Правильно поняты цель, задачи выполнения проекта.
2. Соблюдена технология выполнения проекта, но имеются 1-2 ошибки в этапах или в
оформлении.
3. Самостоятельность проявлена на недостаточном уровне.
Низкий уровень - Отметка «2»
Проект не выполнен или не завершен.
Критерии оценивания сообщения учащихся
1. Содержательность, глубина, полнота и конкретность освещения проблемы
3 балла
2. Логичность: последовательность изложения, его пропорциональность, обоснование
теоретических положений фактами или обобщение фактов и формулирование выводов
3 балла
3. Концептуальность изложения: рассмотрены ли различные точки зрения (концепции),
выражено ли свое отношение
3 балла
4. Риторика (богатство речи): лаконичность, образное выражение мыслей и чувств путем
использования различных языковых средств, выбора точных слов, эпитетов и т. п.,
правильность и чистота речи, владение, биологической терминологией
3 балла
Итого:
12 баллов – отметка «5» - высокий уровень
9 – 11 баллов – отметка «4»- повышенный уровень
5 – 8 баллов – отметка «3» - базовый уровень
Приложение 3
Контрольные тесты по ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ, вошедшие в состав рабочей программы, представлены в методическом пособии:
Краюшкина С.В. Тесты по обществознанию: 8 класс: к учебнику под редакцией Л.Н.Боголюбова, А.Ю.Лазебниковой «Обществознание. 8 класс». ФГОС – 7-е изд., перераб. И доп. – М.: Издательство «Экзамен», 2017г.
Страницы, на которых опубликованы тексты работ (по темам):
1. Контрольная работа по теме: «Личность и общество» - с.5-35
2. Контрольная работа по теме «Сфера духовной культуры» - с.36-85
3. Контрольная работа по теме «Социальная сфера» - с.85-104
Приложение 4
ТЕМЫ ПРОЕКТОВ
Религиозный экстремизм: причины возникновения и способы преодоления.
Религия как социальный институт.
Роль и значение рекламы в экономике нашего региона.
Роль и место религии в современной России.
Роль малого бизнеса в развитии деловых связей между государствами.
Роль мировых религий в XXI в.
Российское общество между Западом и Востоком.
Россия: между Европой и Азией.
Самая яркая личность и ее влияние на ход общественного развития.
Самое позитивное событие прошедшего тысячелетия.
Самое страшное событие прошедшего тысячелетия и его влияние на ход истории (общественного развития).
Самые вредные достижения цивилизации.
Сказки и их символическое значение (Юнгианское толкование сказок).
События, которые потрясли мир.
Современные средства массовой информации и их роль в формировании нравственного облика современного человека.
Социальные факторы молодежной преступности.
Стратегия развития России: догоняющая модель или поиск собственного пути.
Тенденции развития ценностных ориентаций современной молодежи.
Терроризм в России в конце XIX - начале XX века и 100 лет спустя.
Толпа как разновидность социальных общностей.
Учение о ноосфере.
Фантастические произведения - результат человеческого провидения?
Характер: наследственность или воспитание.
Человек - феномен современной компьютерной индустрии.
Человек и культура.
Экономика: между эффективностью и социальной справедливостью.
Эталоны красоты разных эпох: сравнительный анализ.