Муниципальное общеобразовательное учреждение «СОШ № 18»
УТВЕРЖДАЮ
Директор МОУ «СОШ №18»
____________ Е.Ю.Корастылева
Протокол педсовета № 1от 28.08.2014г
Рабочая программа
Наименование учебного предмета | Обществознание |
Класс | 5 а, б, в |
Уровень общего образования | Основное общее |
Учитель | Тимершина Юлия Фанисовна |
Срок реализации программы, учебный год | 2015-2016 учебный год |
Уровень программы | базовый уровень |
Количество часов по учебному плану | всего: 34 часа в год, в неделю: 1 час |
Планирование составлено на основе | рабочей программы по обществознанию. «Обществознание. Рабочие программы. Предметная линия учебников 5-9 классы». |
| Л.Н. Боголюбов |
| - Москва: «Просвещение», 2011 год |
| (название, автор, издательство, год издания) |
Учебник | «Обществознание» 5 класс учебник для общеобр. уч-ний Боголюбов Л.Н. |
| 3-е изд. Москва «Просвещение» 2013г., 129 стр., |
| рекомендовано Министерством образования и науки Российской Федерации |
| (название, автор, издательство, год издания, кем рекомендовано) |
Календарно-тематическое составил(а) | | |
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа: рассчитана на 34 годовые часа на изучение курса обществознания в 5 классе. Рабочая программа составлена на основе рабочей программы по обществознанию «Обществознание. Рабочие программы. Предметная линия учебников 5-9 классы» Л.Н. Боголюбов
Цель курса:
сформировать первоначальные представления о сферах общества: экономической, политической, социальной, духовной.
Задачи курса:
приобретение основ обществоведческих знаний и умений;
содействие в усвоении на информационном, практическом и эмоциональном уровне идеалов и ценностей демократического общества;
помощь при ориентировании в основных эстетических и правовых нормах;
овладение обобщенными способами мыслительной, творческой деятельности;
освоение компетенций (учебно – познавательной, коммуникативной, рефлексивной, личностного саморазвития, ценностно – смысловой, информационно - технологической)
ЛИЧНОСТНЫЕ, МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ И ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Личностными результатами изучения учебного предмета «Обществознание» являются:
заинтересованность не только в личном успехе, но и в благополучии и процветании своей страны;
ценностные ориентиры, основанные на идеях патриотизма, любви и уважения к Отечеству; необходимости поддержания гражданского мира и согласия; отношении к человеку, его правам и свободам как высшей ценности; стремлении к укреплению исторически сложившегося государственного единства; признании равноправия народов, единства разнообразных культур; убеждённости в важности для обществасемьи и семейных традиций; осознании своей ответственности за страну перед нынешними и грядущими поколениями.
Метапредметными результами изучения учебного предмета «Обществознание» являются:
умение сознательно организовывать свою познавательную деятельность (от постановки цели до получения и оценки результата);
умение объяснять явления и процессы социальной действительности с научных позиций; рассматривать их комплексно в контексте сложившихся реалий и возможныхперспектив;
способность анализировать реальные социальные ситуации, выбирать адекватные способы деятельности и модели поведения в рамках реализуемых основных социальных ролей, свойственных подросткам;
овладение различными видами публичных выступлений (высказывания, монолог, дискуссия) и следовании этическим нормам и правилам ведения диалога;
умение выполнять познавательные и практические задания, в том числе с использованием проектной деятельности на уроках и в доступной социальной практике, на:
использование элементов причинно-следственного анализа;
исследование несложных реальных связей и зависимостей;
определение сущностных характеристик изучаемого объекта; выбор верных критериев для сравнения, сопоставления, оценки объектов;
поиск и извлечение нужной информации по заданной теме в адаптированных источниках различного типа;
перевод информации из одной знаковой системы в другую (из текста в таблицу, из аудиовизуального ряда в текст и др.); выбор знаковых систем адекватно познавательной и коммуникативной ситуации;
подкрепление изученных положений конкретными примерами;
умение давать оценку своих учебных достижений, поведения, черт своей личности с учётом мнения других людей, в том числе для корректировки собственного поведения в окружающей среде; выполнение в повседневной жизни этических и правовых норм, экологических требований;
определять собственное отношение к явлениям современной жизни, формулирование своей точки зрения.
Предметными результатами учебного предмета «Обществознание» являются:
относительно целостное представление об обществе и человеке, о сферах и областях общественной жизни, механизмах и регуляторах деятельности людей;
знание ряда ключевых понятий об основных социальных объектах; умение объяснять с опорой на эти понятия явления социальной действительности;
знания, умения и ценностные установки, необходимые для сознательного выполнения старшими подростками основных социальных ролей в пределах своей дееспособности;
умения находить нужную социальную информацию в педагогически отобранных источниках; адекватно её воспринимать, применяя основные обществоведческие термины и понятия; преобразовывать в соответствии с решаемой задачей (анализировать, обобщать, систематизировать, конкретизировать имеющиеся данные, соотносить их с собственными знаниями); давать оценку общественным явлениям с позиций одобряемых в современном российском обществе социальных ценностей;
понимание побудительной роли мотивов в деятельности человека, места ценностей в мотивационной структуре личности, их значения в жизни человека и развитии общества;
знание основных нравственных и правовых понятий, норм и правил, понимание их роли как решающих регуляторов общественной жизни; умение применять эти нормы и правила к анализу и оценке реальных социальных ситуаций; установка на необходимость руководствоваться этими нормами и правилами в собственной повседневной жизни; приверженность гуманистическим и демократическим ценностям, патриотизм и гражданственность;
знание особенностей труда как одного из основных видов деятельности человека, основных требований трудовой этики в современном обществе, правовых норм, регулирующих трудовую деятельность несовершеннолетних;
понимание значения трудовой деятельности для личности и для общества;
понимание специфики познания мира средствами искусства в соотнесении с другими способами познания;
понимание роли искусства в становлении личности и в жизни общества;
знание определяющих признаков коммуникативной деятельности в сравнении с другими видами деятельности;
знание новых возможностей для коммуникации в современном обществе; умение использовать современные средства связи и коммуникации для поиска и обработки необходимой социальной информации;
понимание языка массовой социально-политической коммуникации, позволяющее осознанно воспринимать соответствующую информацию; умение различать факты, аргументы, оценочные суждения;
понимание значения коммуникации в межличностном общении;
умение взаимодействовать в ходе выполнения групповой работы, вести диалог, участвовать в дискуссии, аргументировать собственную точку зрения;
знакомство с отдельными приёмами и техниками преодоления конфликтов.
Учебный предмет «Обществознание» даёт возможность вести работу по формированию у учащихся следующих умений:
характеризовать основные социальные объекты (факты, явления, процессы, институты), их место и значение в жизни общества как целостной системы;
сравнивать социальные объекты, выявляя их общие черты и различия;
формулировать на основе приобретенных знаний собственные суждения и аргументы по определенным проблемам;
применять знания в процессе решения познавательных и практических задач, отражающих актуальные проблемы жизни человека и общества.
К результате изучения учебного предмета «Обществознание» учащиеся должны знать и понимать:
социальные свойства человека, его место в системе общественных отношений;
значение семьи, семейных отношений и семейных ценностей;
закономерности развития общества как сложной самоорганизующейся системы;
различные подходы к исследованию человека и общества;
основные социальные институты и процессы;
важнейшие достижения культуры и системы ценностей, сформировавшиеся в ходе исторического развития.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Введение. Что изучает обществознание. Почему так важно изучать обществознание. Как работать с учебником
Раздел I. Человек.
Тема 1. Загадка человека. Зачем человек рождается. Что такое наследственность. Наследственность – биологическая сущность людей. Можно ли влиять на наследственность
Тема 2. Отрочество – особая пора жизни. Легко ли быть подростком. Отрочество – пора мечтаний. Самостоятельность - показатель взрослости. Всегда ли самостоятельность приносит пользу. Нужны ли сегодня рыцари.
Практикум.
Раздел II. Семья
Тема 3. Семья и семейные отношения. Зачем люди создают семьи. Если семья не выполняет своих обязанностей. Какие бывают семьи.
Тема 4. Семейное хозяйство. Семейные заботы. Каким должен быть хозяин дома. Как хозяйствовать по правилам.
Тема 5. Свободное время. Что такое свободное время. Свободное время и занятия физкультурой. Свободное время, телевизор, компьютер и мобильный телефон. Своими руками. Что такое хобби
Практикум.
Раздел III. Школа.
Тема 6. Образование в жизни человека. Школьное образование. О чем рассказала бабушка. Чему учит школа сегодня. Учись учиться.
Тема 7. Образование и самообразование. Формы самообразования. Испокон века школа растит человека. Самообразование – путь к успеху. Новые возможности. Самообразование и самоорганизация.
Тема 8. Одноклассники, сверстники, друзья. Ты и другие ребята. Слово не воробей. Какой ты друг?
Практикум.
Раздел IV. Труд
Тема 9. Труд – основа жизни. Каким бывает труд. Что создается трудом. Как оценивается труд. Богатство и бедность. Богатство обязывает.
Тема 10. Труд и творчество. Трудовая деятельность человека. Мастер и ремесленник. Что такое творчество. Творчество в искусстве.
Практикум.
Раздел V. Родина
Тема 11.Наша Родина – Россия. Русский язык – государственный. Что значит быть патриотом.
Тема 12. Государственные символы России. Герб России. Флаг России. Гимн России.
Тема 13. Гражданин России. Гражданин. Права и обязанности граждан России. Моя хата с краю?
Тема 14. Мы – многонациональный народ. Что говорит закон. Мы – дети разных народов, мы – один народ. Многонациональная культура России. Что такое национальность.
Практикум.
Виды контроля в 5 классе
№ п/п | Тема | Вид контроля |
1 | Человек | тест |
2 | Семья | практикум |
3 | Школа | тест |
4 | Труд | практикум |
5 | Родина | тест |
6 | Повторение | Итоговая контрольная работа |
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ, 5 КЛАСС
|
Дата | Тема урока | Домашнее задание к следующему уроку |
02.09.2015 | Введение | Как работать с учебником |
09.09.2015 | Загадка человека | § 1 |
16.09.2015 | Зачем человек рождается | §1, индивидуальное задание |
23.09.2015 | Наследственность – биологическая сущность людей | §1, практикум |
30.09.2015 | Можно ли влиять на наследственность | § 1 повторить |
07.10.2015 | Отрочество - особая пора жизни | параграф 2. сочинение |
14.10.2015 | Повторительно-обобщающий урок по теме "Человек" | Глава 1, повторить |
21.10.2015 | Семья и семейные отношения | параграф 3 |
28.10.2015 | Свободное время | §4 |
|
1.11.2015 | Делу время - потехе час. Учимся распределять свое время | практикум стр 47 |
18.11.2015 | Повторительно-обобщающий урок по теме "Семья" | повторение главы 2 |
25.11.2015 | Контрольно-обобщающий урок по теме "Человек и Семья" | §5 |
02.12.2015 | Образование в жизни человека | параграф 6, образование, термины |
09.12.2015 | Образование и самообразование | параграф 7 |
16.12.2015 | Одноклассники, сверстники, друзья | параграф 8 |
23.12.2015 | Учимся дружно жить в классе | практикум |
|
13.01.2016 | Практикум | повторить параграф 8 |
20.01.2016 | Повторительно-обобщающий урок по теме Школа | инд. задание |
27.01.2016 | Труд - основа жизни | § 9 |
17.02.2016 | Труд и творчество | § 10 |
24.02.2016 | На пути к жизненному успеху | § 10 |
02.03.2016 | Повторительно-обобщающий урок по теме Труд | Глава 4, повторить |
09.03.2016 | Контрольно-обобщающий урок по теме Школа и Труд | §9-10 |
12.03.2016 | Наша Родина - Россия | § 11 |
16.03.2016 | Наша Родина - Россия | § 11, вопросы |
23.03.2016 | Государственные символы России | §12 |
06.04.2016 | Гражданин России | § 13 |
13.04.2016 | Учимся быть достойными гражданами | § 13. практикум |
20.04.2016 | Мы - многонациональный народ | § 14 |
27.04.2016 | Учимся уважать людей любой национальности | §14 |
04.05.2016 | Практикум | §11-13 подготовиться к сам. работе |
11.05.2016 | Повторительно-обобщающий урок по теме Родина | Повторить главу |
18.05.2016 | Контрольно-обобщающий урок | |
25.05.2016 | Повторение: Человек и Семья, Школа и Труд, Родина | |