РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по обществознанию
для 10 класса А, Б
(базовый уровень)
Пояснительная записка.
Данная рабочая программа составлена на основе:
- Основной общеобразовательной программы среднего общего образования (ФГОС) МБОУ СОШ №5.
Рабочая программа соответствует структуре учебника:
«Обществознание» базовый уровень, под редакцией Л.Н.Боголюбова, А.Ю.Лазебниковой, Н.М.Смирновой. Изд-во «Просвещение», 2015 г
Место предмета в базисном учебном плане.
На изучение обществознания в 10 классе согласно федеральному базисному учебному плану отводится 2 часа в неделю. Таким образом, всего 70 часа.
Форма годовой промежуточной аттестации: Итоговая контрольная работа
Изучение обществознания в старшей школе на базовом уровне направлено на достижение следующих целей:
развитие личности в период ранней юности, ее духовно-нравственной, политической и правовой культуры, экономического образа мышления, социального поведения, основанного на уважении закона и правопорядка, способности к личному самоопределению и самореализации; интереса к изучению социальных и гуманитарных дисциплин;
воспитание общероссийской идентичности, гражданской ответственности, правового самосознания, толерантности, приверженности гуманистическим и демократическим ценностям, закрепленным в Конституции Российской Федерации;
Задачами реализации программы учебного предмета «Обществознания» на уровне среднего общего образования являются:
формирование у обучающихся ценностно-смысловых установок, отражающих личностные и гражданские позиции в деятельности, правосознания, экологической культуры, способности ставить цели и строить жизненные планы, способности к осознанию российской гражданской идентичности в поликультурном социуме;
формирование знаний об обществе как целостной развивающейся системе в единстве и взаимодействии его основных сфер и институтов;
овладение базовым понятийным аппаратом социальных наук;
овладение умениями выявлять причинно-следственные, функциональные, иерархические и другие связи социальных объектов и процессов;
формирование представлений об основных тенденциях и возможных перспективах развития мирового сообщества в глобальном мире;
формирование представлений о методах познания социальных явлений и процессов;
овладение умениями применять полученные знания в повседневной жизни с учетом гражданских и нравственных ценностей, прогнозировать последствия принимаемых решений;
формирование навыков оценивания социальной информации, умений поиска информации в источниках различного типа для реконструкции недостающих звеньев с целью объяснения и оценки разнообразных явлений и процессов общественного развития.
Предметные результаты
Человек в социальном измерении Выпускник научится
• использовать знания о биологическом и социальном в человеке для характеристики его природы, характеризовать основные этапы социализации, факторы становления личности; • характеризовать основные слагаемые здорового образа жизни; осознанно выбирать верные критерии для оценки безопасных условий жизни; на примерах показывать опасность пагубных привычек, угрожающих здоровью;• сравнивать и сопоставлять на основе характеристики основных возрастных периодов жизни человека возможности и ограничения каждого возрастного периода; • выделять в модельных и реальных ситуациях сущностные характеристики и основные виды деятельности людей, объяснять роль мотивов в деятельности человека;• характеризовать собственный социальный статус и социальные роли; объяснять и конкретизировать примерами смысл понятия «гражданство»;• описывать гендер как социальный пол; приводить примеры гендерных ролей, а также различий в поведении мальчиков и девочек; • давать на основе полученных знаний нравственные оценки собственным поступкам и отношению к проблемам людей с ограниченными возможностями, своему отношению к людям старшего и младшего возраста, а также к сверстникам;• демонстрировать понимание особенностей и практическое владение способами коммуникативной, практической деятельности, используемыми в процессе познания человека и общества.
Выпускник получит возможность научиться: • формировать положительное отношение к необходимости соблюдать здоровый образ жизни; корректировать собственное поведение в соответствии с требованиями безопасности жизнедеятельности; • использовать элементы причинно-следственного анализа при характеристике социальных параметров личности; • описывать реальные связи и зависимости между воспитанием и социализацией личности Ближайшее социальное окружение
Выпускник научится: • характеризовать семью и семейные отношения; оценивать социальное значение семейных традиций и обычаев;• характеризовать основные роли членов семьи, включая свою; • выполнять несложные практические задания по анализу ситуаций, связанных с различными способами разрешения семейных конфликтов; выражать собственное отношение к различным способам разрешения семейных конфликтов;• исследовать несложные практические ситуации, связанные с защитой прав и интересов детей, оставшихся без попечения родителей; находить и извлекать социальную информацию о государственной семейной политике из адаптированных источников различного типа и знаковой системы.
Выпускник получит возможность научиться:• использовать элементы причинно-следственного анализа при характеристике семейных конфликтов. Общество -большой «дом» человечества.
Выпускник научится:• распознавать на основе приведѐнных данных основные типы обществ;• характеризовать направленность развития общества, его движение от одних форм общественной жизни к другим; оценивать социальные явления с позиций общественного прогресса; различать экономические, социальные, политические, культурные явления и процессы общественной жизни; • применять знания курса и социальный опыт для выражения и аргументации собственных суждений, касающихся многообразия социальных групп и социальных различий в обществе;• выполнять несложные познавательные и практические задания, основанные на ситуациях жизнедеятельности человека в разных сферах общества.
• наблюдать и характеризовать явления и события, происходящие в различных сферах общественной жизни;• объяснять взаимодействие социальных общностей и групп;• выявлять причинно-следственные связи общественных явлений и характеризовать основные направления общественного развития. Общество, в котором мы живѐм.
Выпускник научится:• характеризовать глобальные проблемы современности;• раскрывать духовные ценности и достижения народов нашей страны; • называть и иллюстрировать примерами основы конституционного строя Российской Федерации, основные права и свободы граждан, гарантированные Конституцией Российской Федерации;• формулировать собственную точку зрения на социальный портрет достойного гражданина страны; • находить и извлекать информацию о положении России среди других государств мира из адаптированных источников различного типа.
Выпускник получит возможность научиться:• характеризовать и конкретизировать фактами социальной жизни изменения, происходящие в современном обществе; • показывать влияние происходящих в обществе изменений на положение России в мире. Регулирование поведения людей в обществе
Выпускник научится:• использовать накопленные знания об основных социальных нормах и правилах регулирования общественных отношений, усвоенные способы познавательной, коммуникативной и практической деятельности для успешного взаимодействия с социальной средой и выполнения типичных социальных ролей нравственного человека и достойного гражданина; • на основе полученных знаний о социальных нормах выбирать в предлагаемых модельных ситуациях и осуществлять на практике модель правомерного социального поведения, основанного на уважении к закону и правопорядку; • критически осмысливать информацию правового и морально-нравственного характера, полученную из разнообразных источников, систематизировать, анализировать полученные данные; применять полученную информацию для определения собственной позиции по отношению к социальным нормам, для соотнесения собственного поведения и поступков других людей с нравственными ценностями и нормами поведения, установленными законом;• использовать знания и умения для формирования способности к личному самоопределению в системе морали и важнейших отраслей права, самореализации, самоконтролю.
Выпускник получит возможность научиться
• использовать элементы причинно-следственного анализа для понимания влияния моральных устоев на развитие общества и человека;• моделировать несложные ситуации нарушения прав человека, конституционных прав и обязанностей граждан Российской Федерации и давать им моральную и правовую оценку; • оценивать сущность и значение правопорядка и законности, собственный вклад в их становление и развитие .Основы российского законодательства
Выпускник научится:• на основе полученных знаний о правовых нормах выбирать в предлагаемых модельных ситуациях и осуществлять на практике модель правомерного социального поведения, основанного на уважении к закону и правопорядку; • характеризовать и иллюстрировать примерами установленные законом права собственности; права и обязанности супругов, родителей и детей; права, обязанности и ответственность работника и работодателя; предусмотренные гражданским правом Российской Федерации механизмы защиты прав собственности и разрешения гражданско-правовых споров; • анализировать несложные практические ситуации, связанные с гражданскими, семейными, трудовыми правоотношениями; в предлагаемых модельных ситуациях определять признаки правонарушения, проступка, преступления; • объяснять на конкретных примерах особенности правового положения и юридической ответственности несовершеннолетних; • находить, извлекать и осмысливать информацию правового характера, полученную из доступных источников, систематизировать, анализировать полученные данные; применять полученную информацию для соотнесения собственного поведения и поступков других людей с нормами поведения, установленными законом.
Выпускник получит возможность научиться: • оценивать сущность и значение правопорядка и законности, собственный возможный вклад в их становление и развитие;• осознанно содействовать защите правопорядка в обществе правовыми способами и средствами; • использовать знания и умения для формирования способности к личному самоопределению, самореализации, самоконтролю. Мир экономики
Выпускник научится понимать и правильно использовать основные экономические термины; • распознавать на основе приведенных данных основные экономические системы, экономические явления и процессы, сравнивать их;• объяснять механизм рыночного регулирования экономики и характеризовать роль государства в регулировании экономики; • характеризовать функции денег в экономике; • анализировать несложные статистические данные, отражающие экономические явления и процессы; • получать социальную информацию об экономической жизни общества из адаптированных источников различного типа;• формулировать и аргументировать собственные суждения, касающиеся отдельных вопросов экономической жизни и опирающиеся на обществоведческие знания и личный социальный опыт.
Выпускник получит возможность научиться
• оценивать тенденции экономических изменений в нашем обществе; • анализировать с опорой на полученные знания несложную экономическую информацию, получаемую из неадаптированных источников; • выполнять несложные практические задания, основанные на ситуациях, связанных с описанием состояния российской экономики. Человек в экономических отношениях
Выпускник научится: • распознавать на основе приведённых данных основные экономические системы и экономические явления, сравнивать их; • характеризовать поведение производителя и потребителя как основных участников экономической деятельности; • применять полученные знания для характеристики экономики семьи;• использовать статистические данные, отражающие экономические изменения в обществе; • получать социальную информацию об экономической жизни общества из адаптированных источников различного типа;• формулировать и аргументировать собственные суждения, касающиеся отдельных вопросов экономической жизни и опирающиеся на обществоведческие знания и социальный опыт
Выпускник получит возможность научиться:• наблюдать и интерпретировать явления и события, происходящие в социальной жизни, с опорой на экономические знания; • характеризовать тенденции экономических изменений в нашем обществе;• анализировать с позиций обществознания сложившиеся практики и модели поведения потребителя; • решать познавательные задачи в рамках изученного материала, отражающие типичные ситуации в экономической сфере деятельности человека; • выполнять несложные практические задания, основанные на ситуациях, связанных с описанием состояния российской экономики. Мир социальных отношений
Выпускник научится • описывать социальную структуру в обществах разного типа, характеризовать основные социальные группы современного общества; на основе приведѐнных данных распознавать основные социальные общности и группы; • характеризовать основные социальные группы российского общества, распознавать их сущностные признаки;• характеризовать ведущие направления социальной политики российского государства; • давать оценку с позиций общественного прогресса тенденциям социальных изменений в нашем обществе, аргументировать свою позицию; • характеризовать собственные основные социальные роли; • объяснять на примере своей семьи основные функции этого социального института в обществе; • извлекать из педагогически адаптированного текста, составленного на основе научных публикаций по вопросам социологии, необходимую информацию, преобразовывать еѐ и использовать для решения задач; • использовать социальную информацию, представленную совокупностью статистических данных, отражающих социальный состав и социальную динамику общества;• проводить несложные социологические исследования.
Выпускник получит возможность научиться: • использовать понятия «равенство» и «социальная справедливость» с позиций историзма; • ориентироваться в потоке информации, относящейся к вопросам социальной структуры и социальных отношений в современном обществе; • адекватно понимать информацию, относящуюся к социальной сфере общества, получаемую из различных источников. Политическая жизнь общества
Выпускник научится:• характеризовать государственное устройство Российской Федерации, описывать полномочия и компетенцию различных органов государственной власти и управления; • правильно определять инстанцию (государственный орган), в которую следует обратиться для разрешения той или типичной социальной ситуации.
Метапредметные результаты
умеет самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности; умеет самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач; умеет соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией; умеет оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения; владеет основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности; умеет определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы; умеет создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач; владеет основами смыслового чтения; умеет организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение; умеет осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью; использует компьютерные технологии (включая выбор адекватных задаче инструментальных программно-аппаратных средств и сервисов) для решения информационных и коммуникационных учебных задач, в том числе: проектов, докладов, рефератов, создание презентаций и др.
Личностные результаты
Выпускник демонстрирует российскую гражданскую идентичность: патриотизм, уважение к Отечеству, к прошлому и настоящему многонационального народа России;
осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества;
усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества;
демонстрирует ответственность и долг перед Родиной;
демонстрирует ответственное отношение к учению, готовность и способность к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учетом устойчивых познавательных интересов, а также на основе формирования уважительного отношения к труду, развития опыта участия в социально значимом труде;
имеет целостное мировоззрение, соответствующее современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающему социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира; проявляет осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира; готовность и способность вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания;
соблюдает социальные нормы, правила поведения с учетом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей; является носителем морального сознания и обладает компетентностью в решении моральных проблем на основе личностного выбора, нравственных чувств и нравственного поведения, проявляет осознанное и ответственное отношение к собственным поступкам; демонстрирует коммуникативную компетентность в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности; проявляет эстетическое сознание через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера; проявляет уважение к истории культуры народов мира, России.
Содержание
Раздел I. Человек в обществе
Общество. Общество как совместная жизнедеятельность людей. Общество и природа. Общество и культура. Науки об обществе.
Структура общества. Общество как сложная динамическая система. Взаимосвязь экономической, социальной, политической и духовной сфер жизни общества. Социальные институты.
Человек.
Природа человека. Человек как продукт биологической, социальной и культурной эволюции. Цель и смысл жизни человека. Науки о человеке.
Человек как духовное существо. Духовная жизнь человека. Мировоззрение. Ценностные ориентиры личности. Патриотизм и гражданственность.
Деятельность как способ существования людей. Деятельность и ее мотивация. Многообразие деятельности. Сознание и деятельность.
Человек в системе социальных связей. Личность, факторы, влияющие на ее формирование. Самосознание и самореализация. Социальное поведение. Единство свободы и ответственности личности.
Познание и знание. Познание мира: чувственное рациональное, истинное и ложное. Истина и ее критерии. Многообразие форм человеческого знания. Социальное и гуманитарное знание.
Раздел II. Общество как мир культуры
Духовная культура.
Духовная жизнь общества. Культура и духовная жизнь. Формы и разновидности культуры: народная, массовая и элитарная. Диалог культур. Средства массовой информации.
Наука и образование. Наука, ее роль в современном мире. Этика ученого. Непрерывное образование и самообразование.
Мораль и религия. Мораль, ее категории. Религия, ее роль в жизни общества. Нравственная культура.
Искусство и духовная жизнь. Искусство, его формы, основные направления. Эстетическая культура. Тенденция духовной жизни современной России.
Раздел III. Правовое регулирование общественных отношений.
Право в системе социальных норм. Система права: основные отрасли, институты, отношения. Публичное и частное право.
Источники права. Правовые акты. Конституция в иерархии нормативных актов.
Правоотношения и правонарушения. Виды юридической ответственности. Система судебной защиты прав человека. Развитие права в современной России.
Современное российское законодательство. Основы государственного, административного, гражданского, трудового, семейного и уголовного права. Правовая защита природы.
Предпосылки правомерного поведения.
Правосознание. Правовая культура.
Уроки итогового повторения.
Итоговая контрольная работа.
Учебный план
Название раздела | Кол-во часов по программе | Уроки контроля ( в том числе) |
Раздел I. Человек в обществе | 20 | |
Урок контроля по теме: Человек в обществе | | 1 |
Раздел II. Общество как мир культуры | 16 | |
Урок контроля по теме: Общество как мир культуры | | 1 |
Раздел III. Правовое регулирование общественных отношений | 30 | 2 |
Урок контроля по теме: Правовое регулирование общественных отношений | | 1 |
Уроки итогового повторения | 3 | |
Итоговая контрольная работа | 1 | 1 |
Итого | 70 | 6 |
Форма промежуточной аттестации: итоговая контрольная работа.
Контроль уровня обученности.
По отдельным разделам предмета проводятся контрольные работы по темам: Человек в обществе, Общество как мир культуры, Правовое регулирование общественных отношений, итоговая контрольная работа.
Материально-техническое обеспечение образовательного процесса.
Технические и электронные средства обучения, фильмы, согласно перечня паспорта кабинета истории.
Учебное оборудование и компьютерная техника.
Учебное оборудование, методические и учебные пособия, цифровые и образовательные ресурсы, интернет-ресурсы, медиаресурсы согласно перечня паспорта кабинета истории.
Рекомендуемая литература.
-Андреева Г. М. Социальная психология: Учеб. — М. «Аспект Пресс», 2014
- Барабанов В. В. «Обществознание», «АСТ, Астрель» М. 2016
- Гаджиев К. С. «Введение в политологию» М. «Просвещение», 2014
- Крапивенский С. Э. Социальная философия: Учеб. для студентов вузов. М. «Экзамен», 2014.
- Куликов Л. М. Основы социологии и политологии: Учеб. пособие. — М «Просвещение» 2015.
-Медушевский А. Н. Демократия и авторитаризм: Российский конституционализм в сравнительной перспективе. — М"РОССПЭН", 2015,.
- Мушинский В. О. Азбука политики.— М., "Международные отношения и Центр гуманитарного образования", 2018.
- Мухаев Р. Т. «Основы политологии», М. «Юнити» 2016г.
-Пугачев В. П., Соловьев А, И. Введение в политологию. — М., АСПЕКТ ПРЕСС 2019.
- Руденский Е. В. Социальная психология: Курс лекций.— М., ИНФРА-М 2017.
- Российская историческая политология.— Ростов н/Д, «Феникс» 2018.
-Школьный словарь по обществознанию: 10-11 кл./ под ред. Л.Н. Боголюбова. – М.: Просвещение, 2014
Интернет-ресурсы:
http://mon.gov.ru/work/obr/dok/obs/3838
– www.en.edu.ru. www.openclass.ru.
- www.pedsovet.org
– www.humanities.edu.ru
– www.bankrabot.com www.school.edu.ru.
Календарно-тематическое планирование курса «Обществознание» в 10 классе
в соответствии с ФГОС СОО (70 час.)
№ | Раздел, тема с указанием перечня нормативных правовых актов, которые раскрывают отдельные аспекты тем. | Кол-во часов | § |
Тема №1. «Человек в обществе» | 20 | |
1-2 | Что такое общество | 2 | 1 |
3-4 | Общество как сложная динамическая система | 2 | 2 |
5-6 | Динамика общественного развития | 2 | 3 |
7-8 | Социальная сущность человека | 2 | 4 |
9-10 | Деятельность -способ существования людей | 2 | 5 |
11-12 | Познавательная деятельность | 2 | 6 |
13-14 | Свобода и необходимость в деятельности человека | 2 | 7 |
15-16 | Современное общество | 2 | 8 |
17-18 | Глобальная угроза международного терроризма | 2 | 9 |
19 | Уроки представления результатов проектной деятельности по теме: Глобальные проблемы | 1 | |
20 | Урок контроля по теме: Человек в обществе | 1 | |
Тема №2. Общество как мир культуры | 16 | |
21-22 | Духовная культура общества | 2 | 10 |
23-24 | Духовный мир личности | 2 | 11 |
25-26 | Мораль | 2 | 12 |
27-28 | Наука и образование | 2 | 13 |
29-30 | Религия и религиозные организации | 2 | 14 |
31-32 | Искусство | 2 | 15 |
33-34 | Массовая культура | 2 | 16 |
35 | Урок представления результатов проектной деятельности по теме: Культура | 1 | |
36 | Урок контроля по теме: Общество как мир культуры | 1 | |
Тема №3. Правовое регулирование общественных отношений | 30 | |
37-38 | Современные подходы к пониманию права | 2 | 17 |
39-40 | Право в системе социальных норм | 2 | 18 |
41-42 | Источники права | | 19 |
43-44 | Правоотношения и правонарушения. Правомерное поведение. Понятие и виды юридической ответственности. УК РФ ст.44; КОАП гл. 3; ГК РФ (часть 1) ст.12; ТК РФ ст. 192 | 2 | 20 |
45-46 | Гражданин Российской Федерации. Конституция Ст. 60-62 ФЗ «О гражданстве РФ» статья 3-5, 8, 11-13 ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» Статьи 1, 2,7, 9, 22-25 ФЗ «Об альтернативной гражданской службе» Статьи 1-5 | 2 | 21 |
47-48 | Гражданское право Субъекты гражданского права. ГК РФ (часть 1) Гл. 3 ст. 17-28 Имущественные и неимущественные права ГК РФ (часть 1) ГЛ. 2,6, 8 | 2 | 22 |
49-50 | Правовые основы социальной защиты и социального обеспечения | 2 | 23 |
51-52 | Правовые основы предпринимательской деятельности Организационно-правовые формы и правовой режим предпринимательской деятельности ГК РФ (часть 1) Гл. 4. Ст. 50 | 2 | 24 |
53-54 | Правовое регулирование занятости и трудоустройства Порядок приема на работу. Порядок заключения и расторжения трудового договора. ТК РФ. Гл. 2 Ст. 20,21 11, 13, 19, 42 | 2 | 25 |
55-56 | Семейное право Правовое регулирование отношений супругов. Порядок и условия заключения и расторжения брака. СК РФ Главы 3,4, 6-8, 11, 12 | 2 | 26 |
57-58 | Экологическое право | 2 | 27 |
59-60 | Процессуальные отрасли права Особенности административной юрисдикции. КОАП глава 2,3. Кодекс об административном судопроизводстве. Гл.1, 4 Основные правила и принципы гражданского процесса. ГПК Глава 1,4 ст. 38 Особенности уголовного процесса УПК РФ Главы 2,5-8, 12-14 | 3 | 28 |
61 | Конституционное судопроизводство | 1 | |
62-63 | Международная защита прав человека | 2 | 29 |
64-65 | Правовые основы антитеррористической политики Российского государства | 2 | 30 |
66 | Уроки представления результатов проектной деятельности по теме | 1 | |
67 | Урок контроля по теме: Правовое регулирование общественных отношений | 1 | |
68-69 | Итоговое повторение | 3 | |
70 | Итоговая контрольная работа | 1 | |
| ИТОГО | 70 | |