РАССМОТРЕНО на заседании МО протокол №1 от 26.08.15г Руководитель МО _____________Хушт М. Д. | СОГЛАСОВАНО Заместитель директора по УВР ______________Татлок М.Ш. от 27.08.15г | УТВЕРЖДАЮ Директор МБОУ « СШ №1» ______________Шантыз С.М. приказ №_____ от 28.08.15г |
Рабочая программа
Наименование учебного предмета: Обществознание
Класс: 5 «А», «Б»
Учитель, квалификация, педагогический стаж: Хутыз Светлана Ерестемовна, учитель высшей квалификационной категории, стаж - 29 лет
Учебный год: 2015-2016
Количество часов по учебному плану: всего 35 часов в год;
в неделю 1 час.
Рабочая программа по обществознанию для 5 класса составлена по авторской программе А.И.Кравченко.
Учебник: Обществознание. Учебник для 5 класса общеобразовательных учреждений /А.И. Кравченко. - М.: ООО «Русское слово – учебник»,2015. (ФГОС. Инновационная школа)
Рабочую программу составила: Хутыз С. Е.
(подпись и расшифровка подписи)
Населенный пункт: аул Тахтамукай
Пояснительная записка
Рабочая программа по обществознанию разработана в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом на основе Примерной программы основного общего образования по обществознанию. / Примерные программы по учебным предметам. Обществознание. 5-9 классы: М.: Просвещение, 2011.
Программа предполагает проведение 1 часа в неделю (всего 35 часов в год).
Рабочая программа ориентирована на использование учебно-методического комплекта:
Кравченко А. И. Обществознание: учебник 5 класса общеобразовательных учреждений
/А.И.Кравченко. – М.: ООО«Русское слово - учебник», 2015– (ФГОС. Инновационная школа).
Нормативно - правовые основания формирования рабочей программы:
Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 21.12. 2012 года № 273-ФЗ.
Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.2.№2821-10), «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» зарегистрированные в Минюсте России 03 марта 2011 года.
Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2010 года № 1897 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного стандарта основного общего образования».
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации № 253 от 31.03.2014 года «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования».
ПРИКАЗ Минобрнауки России от 8 июня 2015 г. N 576 «О внесении изменений в федеральный перечень учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 31 марта 2014 г. N 253».
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации № 1067 от 19.12.2012 года «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, на 2013-2014 учебный год».
Приказ Министерства образования и науки РФ № 1015 от 30.08.13 г. «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам- образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования».
Закон РА от 27.12.2013 г. № 264 «Об образовании в Республике Адыгея».
Письмо МО и Н РА № 3337 от 05.07.2012 «О внесении изменений в примерные учебные планы государственных и муниципальных общеобразовательных учреждений РА, реализующих основную образовательную программу основного общего образования, в рамках апробации федеральных государственных образовательных стандартов общего образования».
Приказ МО и Н РА от 11.06.2014 г. № 601 «О новой редакции базисных и примерных учебных планов образовательных учреждений Республики Адыгея, реализующих программы основного общего и среднего (полного) общего образования».
А, также, на основании:
- Учебного плана МБОУ СОШ №1 а. Тахтамукай на 2015-2016 учебный год;
- ООП ООО МБОУ СОШ №1 а.Тахтамукай.
Рабочая программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта, дает вариативное распределение учебных часов по разделам курса с учетом государственных стандартов, логики учебного процесса, возрастных особенностей, обучающихся школы, способствует реализации единой концепции обществоведческого образования.
С точки зрения развития умений и навыков рефлексивной деятельностью важно уделить особое внимание способности учащихся самостоятельно организовывать свою учебную деятельность (постановка цели, планирование, определение оптимального соотношения цели и средств и др.), оценивать ее результаты, определять причины возникших трудностей и пути их устранения, осознавать сферы своих интересов и соотносить их со своими учебными достижениями, чертами своей личности.
Характеристика предмета «Обществознание»
Обществознание - учебный предмет в основной школе, фундаментом которого являются современные научные знания о человеке и об обществе, о влиянии социальных факторов на жизнь каждого человека. Их раскрытие базируется на результатах исследований, понятийном аппарате группы общественных наук (социология, экономическая теория, политология, культурология, правоведение, этика, социальная психология), а также философии. При этом основное внимание учащихся в 5 классе уделено нравственным основам межличностных отношений и посвящено человеку и его ближайшему социальному окружению (семья, друзья, ученический коллектив).
Изучение обществознания в 5 классе опирается на пропедевтическую обществоведческую подготовку учащихся в начальных классах в рамках учебных предметов «Окружающий мир».
Полнота и глубина раскрытия содержания курса по обществознанию на втором этапе обучения ограничены познавательными возможностями учащихся младшего и среднего подросткового возраста. Наиболее сложные аспекты общественного развития рассматриваются в курсе по обществознанию в старших классах.
Цель изучения курса:
формированию жизненной стратегии личности подростка, развитию познавательных способностей учащихся.
Общие задачи изучения курса:
углубление интереса к изучению социальных и гуманитарных дисциплин;
формирование способности к личному самоопределению, самореализации,самоконтролю;
о нем и доступной по содержанию для школьников младшего и среднего подросткового возраста;
осмысливать социальную информацию, систематизировать, анализировать полученные данные;
освоению ими способов познавательной, коммуникативной, практической деятельности, необходимых для участия в жизни гражданского общества и правового государства;
собственной позиции в общественной жизни, для решения типичных задач в области социальных отношений, для осуществления гражданской и общественной деятельности, развития межличностных отношений, включая отношения между людьми различных национальностей и вероисповеданий, а также в семейнобытовой сфере, для соотнесения собственного поведения и поступков других людей с нравственными ценностями и нормами поведения, установленными законом, для содействия правовыми способами и средствами защите правопорядка в обществе.
Требования к уровню достиженийучащихся 5-х классов на конец учебного года
Требования к результатам обучения предполагают реализацию деятельностного, компетентностного и личностно ориентированного подходов в процессе усвоения программы, что в конечном итоге обеспечит овладение учащимися знаниями, различными видами деятельности и умениями, их реализующими. Овладение знаниями, умениями, видами деятельности значимо для социализации, мировоззренческого и духовного развития учащихся, позволяющими им ориентироваться в социуме и быть востребованными в жизни.
Результатами образования являются компетентности, заключающиеся в сочетании знаний и умений, видов деятельности, приобретённых в процессе усвоения учебного содержания, а также способностей, личностных качеств и свойств учащихся.
Личностными результатами, формируемыми при изучении данного курса, являются:
вобщественной и государственной жизни;
общества, благополучия и процветания своей страны;
на отношении к человеку, его правам и свободам как высшей ценности.
Метапредметные результаты изучения обществознания проявляются в:
умении сознательно организовывать свою познавательную деятельность;
умении объяснять явления и процессы социальной действительности с научных, социально
философских позиций;
деятельности и модели поведения в рамках реализуемых социальных ролей;
умении выполнять познавательные и практические задания, в том числе проектной деятельности.
Предметными результатами освоения данного курса являются:
относительно целостное представление о человеке;
понимание побудительной роли мотивов в деятельности человека;
знание ряда ключевых понятий, умения объяснять их с позиций явления социальной
действительности;
собственную точку зрения.
Содержание курса
Раздел I. Человек в обществе
Природа человека. Интересы и потребности. Самооценка. Здоровый образ жизни. Безопасность жизни.
Деятельность и поведение. Мотивы деятельности. Виды деятельности. Люди с ограниченными возможностями и особыми потребностями.
Как человек познаёт мир и самого себя. Образование и самообразование.
Социальное становление человека: как усваиваются социальные нормы. Социальные «параметры личности».
Положение личности в обществе: от чего оно зависит. Статус. Типичные социальные роли.
Возраст человека и социальные отношения. Особенности подросткового возраста. Отношения в семье и со сверстниками.
Гендер как «социальный пол». Различия в поведении мальчиков и девочек.
Национальная принадлежность: влияет ли она на социальное положение личности?
Гражданско-правовая сторона социального положения личности в обществе. Юные граждане России: какие права человек получает от рождения.
Раздел II. Ближайшее окружение подростка
Семья и семейные отношения. Роли в семье. Семейные ценности и традиции. Забота и воспитание в семье.
Защита прав и интересов детей, оставшихся без попечения родителей.
Человек в малой группе. Межличностные отношения. Общение. Стили общения. Межличностные конфликты.
Учебно-тематический план
полугодие | четверть | Раб неделя и час. | Тема | контрольные работы | Резервные уроки |
I | I | | Введение. Урок 1 Глава I. Человек в обществе Урок 2(§1 Загадка человека) Урок 3(§2 Потребности человека) Урок 4(§3 Человеческие интересы) Урок 5(§4Как человек оценивает себя и других) Урок 6(§5 Люди с ограниченными возможностями и особыми потребностями) Урок 7(§6 Деятельность) Урок 8(РК Адыгейский фольклор о труде) Урок 9 (§7 Как человек познает мир и самого себя) | | |
II | | Урок 10(§8 Образование и самообразование) Урок 11(§9 Социализация) Урок 12(§10 Положение человека в обществе) Урок 13(§11-12 Возрасты нашей жизни. Особенности подросткового возраста) Урок 14(§13 Что такое гендер?) Урок 15(§14 Различия в поведении мальчиков и девочек.) Урок 16(рез) | | 1 |
II | III | | Урок 17 (§15 Национальная принадлежность) Урок 18(РК Республика Адыгея – многонациональная Республика) Урок 19(§16 Юные граждане России) Урок 20(§17 Здоровый образ жизни) Урок 21(§18 Безопасность жизни.) Урок 22(к/р.) Глава II. Ближайшее социальное окружение Урок 23(§19 Самые близкие люди) Урок 24(§20 Семейные отношения) Урок 25(§21Семейные ценности и традиции) Урок 26 (РК Семейные традиции адыгов) | 1 | |
IV | | Урок 27(§22 Забота и воспитание в семье.) Урок 28(§23-24 Государственная поддержка семьи. Защита прав и интересов детей, оставшихся без попечения родителей.) Урок 29(§25 Человек в малой группе) Урок 30(§26 Общение) Урок 31(§27 Межличностные конфликты) Урок 32(РК Дружба детей разных национальностей- что их объединяет?) Урок 33(к/р.) Урок 34-35(рез) | 1 | 1 |
Учебник: Обществознание: учебник для 5 класса общеобразовательных учреждений /А.И. Кравченко. - М.: ООО «Русское слово – учебник»,2015. - (ФГОС.Иновационная школа)
7