МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«РЖАВСКАЯ ОСНОВНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА»
БОЛЬШЕСОЛДАТСКОГО РАЙОНА КУРСКОЙ ОБЛАСТИ
Рассмотрено Принято Утверждено
на заседании на заседании приказом № 66
ШМО МКОУ педагогического совета от « 21 » августа 2016 г.
«РжавскаяООШ» протокол № 1 директор МКОУ
протокол № 1 от « 21 » августа 2016 г. «Ржавская ООШ»
от «20» августа 2016 г. __________Бабкина Н.В.
Рабочая программа
по
обществознанию
для 9 класса
(общеобразовательный уровень)
Учитель – Досева Наталья Сергеевна
Квалификационная категория – соответствие занимаемой должности
2016 - 2017
учебный год.
Пояснительная записка
Рабочая программа учебного курса обществознание для 9 класса составлена на основе следующих нормативно- правовых документов:
1. Федеральный закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (ст. 48);
2. Программы общеобразовательных учреждений: История, обществознание 5-11 классы. Под. ред. Соколова Л.А., М.: Просвещение 2010г.;
3. Авторской программы Козленко С.И, Козленко И.В. Обществознание. Программа курса для 6 – 7 классов общеобразовательных учреждений. – М.:ООО «ТИД «Русское слово- РС», 2007, - 32с.
4. Учебный план МКОУ «РжавскаяООШ» Большесолдатского района Курской области на 2015-2016 учебный год.
5. Положение о порядке разработки и утверждения рабочей программы по учебному предмету учителя, работающего Муниципального общеобразовательного учреждения «Ржавская основная общеобразовательная школа» Большесолдатского района Курской области
Для реализации рабочей программы используется учебно- методический комплект:
Рабочая программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта, дает примерное распределение учебных часов по разделам и темам курса, определяет минимальный набор самостоятельных, лабораторных и практических работ, выполняемых учащимися.
Цели и задачи учебного курса
Цель курса – воспитание современного цивилизованного человека, подготовленного к жизни в условиях новой России.
Задачи:
формирование правовой культуры и гражданской грамотности через изучение норм общественной жизни, законов, ее регулирующих;
развитие у подростков социальной активности, желания участвовать в преобразованиях окружающей жизни;
профилактика девиантного поведения подростка посредством формирования твердого убеждения, что прав не существует без обязанностей;
формирование активной гражданской позиции и сознание приоритета прав личности.
Примерная программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом направлении приоритетами для учебного предмета «Обществознание» на этапе основного общего образования являются:
· сознательно организовывать свою познавательную деятельность (от постановки цели до получения и оценки результата);
· владение такими видами публичных выступлений (высказывания, монолог, дискуссия), следование этическим нормам и правилам ведения диалога;
· выполнять познавательные и практические задания, в том числе с использованием проектной деятельности и на уроках и в доступной социальной практике:
- на использование элементов причинно-следственного анализа;
- на определение сущностных характеристик изучаемого объекта; выбор верных критериев для сравнения, сопоставления, оценки объектов;
- на поиск и извлечение нужной информации по заданной теме в адаптированных источниках различного типа;
- на перевод информации из одной знаковой системы в другую (из текста в таблицу, из аудиовизуального ряда в текст и др.), выбор знаковых систем адекватно познавательной и коммуникативной ситуации;
- на объяснение изученных положений на конкретных примерах;
- на оценку своих учебных достижений, поведения, черт своей личности с учетом мнения других людей, в том числе для корректировки собственного поведения в окружающей среде, выполнение в повседневной жизни этических и правовых норм, экологических требований;
- на определение собственного отношения к явлениям современной жизни, формулирование своей точки зрения.
Общая характеристика учебного предмета
Фундаментом курса «Обществознание» являются научные знания о человеке и обществе, о влиянии социальных факторов на жизнь каждого человека. Их раскрытие, интерпретация базируются на результатах исследований, научном аппарате комплекса общественных наук. Такая комплексная научная база учебного предмета «Обществознание», многоаспектность его изучения обусловливают интегративный характер обществознание. Построение основных тем курса по обществознанию может быть как модульно – линейным, так и интегративно — концентрическим. Особенностью данной программы является акцентирование воспитательной и развивающей составляющей курса «Обществознание» на всех ступенях обучения путем усиления психологического и этического аспекта рассматриваемых проблем человека и общества, проблемного подхода к изучению материала. На каждой из ступеней обучения реализуются межпредметные связи – ретроспективные (с предметом «Окружающий мир») и текущие (с предметами «История», «Биология», «ИЗО», «ОБЖ»).
Место учебного предмета в учебном плане
Рабочая программа разработана в соответствии с основной образовательной программой основного общего образования МКОУ «Ржавская основная общеобразовательная школа». Данная программа рассчитана на 1 год – 9 класс. В учебном плане МКОУ «Ржавская ООШ» общее число учебных часов в 9 классе – 34.
Формы организации образовательного процесса
Основные формы учебной деятельности школьников: индивидуальная, групповая, фронтальная работа.
Основные виды работы на уроке:
Работа с текстом учебника (составление плана текста, отбор ключевых слов, пересказ и т.д.)
Работа с текстами источников
Работа с иллюстрациями
Работа с кластерами
Работа над проектом (в группе)
Подготовка докладов и публичных выступлений с использованием дополнительных материалов
Работа с электронными носителями информации (поиск информации, составление презентаций, выполнение интерактивных тестов)
Основные методы контроля: тест, диктант, устный опрос, беседа, самостоятельная работа.
Промежуточная аттестация обучающихся проводится в виде контрольных тестов, создание индивидуальных и групповых проектов.
Учебно – методический комплект
Кравченко А.И., Певцова Е.А. Обществознание: Учебник для 9 класса – М.:ООО «ТИД «Русское слово – РС», 2008.
Обществознание. 9 класс: поурочные планы по учебнику А.И.Кравченко, Е.А.Певцовой / авт.-сост. Н.С.Кочетов. – Волгоград: Учитель, 2009
Поурочные методические разработки к учебнику А.И. Кравченко, Е.А. Певцовой «Обществознание. 9 класс». Москва, «Русское слово», 2009.
Поурочные планы по учебнику А.И. Кравченко, Е.А. Певцовой «Обществознание. 9 класс». Волгоград, Учитель, 2007.
Информация о внесенных изменениях в примерную программу:
В рабочей программе уменьшено количество учебных часов с 35 до 34 за счет резервного времени, в связи с тем, что школьный учебный план рассчитан на 34 недели.
Содержание программы.
РАЗДЕЛ IV. Политическая сфера
Политическая сфера общества — это сцена, на которой заглавные роли исполняет верхушка общества, которую принято называть элитой. Именно здесь разворачивается борьба за власть и разгораются политические страсти по поводу принципов и механизмов управления обществом.
Сущность и происхождение государства, виды и формы политической власти, формы правления в обществе, политические режимы, гражданское общество и правовое государство, наконец, устройство и борьба политических партий составляют содержание политической жизни общества. Они касаются не только элиты, но и рядовых граждан, поскольку влияют на их судьбу.
При изучении политической сферы общества необходимо ответить на следующие вопросы:
Что такое государство, политические партии, власть, закон и право?
Как группы людей борются за получение власти, как устраняют соперников и завоевывают симпатии населения, как поддерживают правопорядок?
Кто составляет избирательную базу партии или движущую силу революции, кто является противником, а кто сторонником в борьбе, кто совершает преступления и кто с ними борется?
Опорные понятия и термины: влияние, сила, власть, авторитет, государство, политическая система, суверенитет, национально-государственное устройство, сепаратизм, централизованное государство, однонациональное и многонациональное государство, формы правления, парламентская и президентская республика, авторитаризм, законодательная власть, исполнительная власть, судебная власть, гражданское общество, гражданство, правовое государство, парламент, выборы, электорат, политическая партия, партийная система, политическая программа.
Тема 25. Власть. Формы проявления влияния: сила, власть и авторитет. Становление власти в качестве политического института общества.
Разделение властей. Властные отношения и социальная иерархия. Борьба за власть.
Тема 26. Государство. Определение политической системы общества. Общие признаки государства. Понятие и значение суверенитета. Внешние и внутренние функции государства. Причины и условия появления государства. Виды монополии государства: общие и частные.
Тема 27. Национально-государственное устройство. Объединение и отделение наций. Формирование единой Европы. Распад СССР и проблема сепаратизма. Национально-освободительные войны и межнациональные конфликты. Централизованное и национальное государство, их сходство и различие. Одно- и многонациональное государство.
Тема 28. Формы правления. Понятие об источнике власти. Классификация форм правления. Сущность и политическое устройство демократии. Особенности демократии в нашей стране. Природа и сущность республики. Сочетание законодательной и исполнительной ветвей власти. Основные разновидности республики: парламентская, президентская и смешанная (полупрезидентская).
Тема 29. Политические режимы. Сущность и классификация политических режимов. Характеристика и исторические формы авторитаризма. Природа и сущность диктатуры. Происхождение и особенности парламентского режима. Парламент как защитник демократических свобод и борьба за его учреждение. Структура парламента.
Тема 30. Гражданское общество и правовое государство. Два значения гражданского общества. Признаки гражданского общества. История развития и сущность гражданства. Избирательное право и его происхождение. Борьба за гражданские права. Понятие о правовом государстве и история его становления. Признаки правового государства. Черты тоталитарного государства.
Тема 31. Голосование, выборы, референдум. Голосование как форма участия граждан в политической жизни страны. Составные части процедуры голосования. Активность электората. Политические предпочтения людей. Электорат политических партий России. Конкуренция политических партий за электорат. Роль референдума в политической жизни.
Тема 32. Политические партии. Определение и признаки политической партии. Понятие о политической программе партии. Одно- и многопартийная системы, их особенности, преимущества и недостатки. Функции политической партии. Классификация политических партий. Роль политических партий в обществе.
Повторение. Политическая жизнь современной России: общее и особенное.
РАЗДЕЛ V. Человек и его права.
В этом разделе затрагиваются вопросы, с которыми ежедневно сталкивается каждый гражданин. Это область прав и обязанностей людей, их ответственности перед законом, здесь выясняются причины нарушения закона и последствия, к которым это ведет. Закон и право — такие виды социальных норм, которые организуют повседневную жизнь рядовых граждан и касаются каждого из нас. Поэтому особое внимание в разделе уделено правовым вопросам, с которыми приходится постоянно сталкиваться современному подростку. Кроме того, раскрываются, понятие права, нормы права, отрасли права, конституция как основной закон государства, основы конституционного строя Российской Федерации, ее субъекты, права человека, всеобщая декларация прав человека и международное гуманитарное право, права ребенка, защита прав человека, преступление, уголовная ответственность, административный проступок, действие правоохранительных органов.
Опорные понятия и термины: конституция, закон, права человека, гражданские права, защита прав человека, преступление, уголовная ответственность, правоохранительные органы, санкции, правосознание, правовая культура, отрасли права, суд, юридическое и физическое лицо, правоспособность, презумпция невиновности.
Тема 33. Право, его сущность и особенности. Социальные нормы. Функции и сущность права. Представление о юридической ответственности. Права и обязанности. Понятие о естественных правах и гражданских правах. Уровень и содержание правосознания. Правовая культура. Разновидности правовых норм. Основные отрасли права. Иерархия нормативно-правовых актов.
Тема 34. Закон и власть. Равенство перед законом. Структура Федерального собрания. Функции и роль депутатов. Состав и функции Госдумы и Совета Федерации. Институт президентства в России. Права и полномочия президента. Состав и функции правительства. Республиканские и местные органы власти. Структура и функции судебной власти. Структура и функции правоохранительных органов России.
Тема 35. Конституция. Конституция как основной закон государства и ее структура. Правовой статус человека. Классификация конституционных прав. Характеристика личных прав. Содержание политических и гражданских прав. Нарушение прав и свобод гражданина, их защита.
Тема 36. Право и экономика. Имущественные отношения. Принцип равенства участников гражданских правоотношений. Понятие физического и юридического лица. Право собственности на имущество. Сделка и договор. Потребитель и его права.
Правовое регулирование трудовых отношений. Кодекс законов о труде РФ. Трудоустройство и его регулирование. Заключение трудового договора между работником и работодателем. Расторжение трудового контракта с администрацией и увольнение. Защита детского труда.
Тема 37. Правовые основы брака и семьи. Нормы семейного права и Семейный кодекс РФ. Юридическая трактовка брака. Понятие фиктивного брака. Юридические документы, подтверждающие заключение и расторжение брака. Условия расторжения брака. Взаимные обязанности родителей и детей. Понятие о правоспособности. Органы опеки и попечительства. Классификация прав и свобод ребенка.
Тема 38. Преступление и наказание. Формы совершения преступления: действие и бездействие. Три признака преступления. Умысел или неосторожность как формы выражения вины. Соучастники преступления и преступная организация. Причины совершения преступления. Ответственность. Понятие административного проступка. Субъекты применения взысканий. Разнообразие мер воздействия. Представление о гражданском правонарушении. Нарушения трудовой дисциплины. Материальная ответственность. Принцип презумпции невиновности. Дознание и следствие. Основные виды наказания. Лишение свободы и меры воспитательного воздействия.
Повторение. Права и обязанности подростка.
РАЗДЕЛ VI. Духовная сфера.
Духовная сфера общества охватывает все области и проявления духовной деятельности человека — от создания дворцов и храмов до украшения новогодней елки. Синонимами понятия «духовная сфера общества» выступают термины «общественное сознание» и «духовная культура». Проявлениями или формами духовной сферы общества выступают культура, мораль, искусство, наука, религия, образование. Понятие культуры имеет широкое и узкое толкование, при широком культура равна по объему духовной сфере общества, а при узком она — ее часть. Оба толкования правильные и одинаково широко применяются в литературе. В этом разделе будут освещены культура, религия, искусство и образование. Когда мы анализируем процесс создания духовных ценностей, то неизменно отвечаем на такие вопросы:
1.Что именно создается из культурных ценностей: картины, здания, одежда, идеи и теории, традиции и обряды, танцы, стихи, романы, песни и т.д.?
Как создаются и распространяются культурные произведения?
Кто выступает создателем произведений искусства, слушателем, зрителем, критиком, ценителем, меценатом и т.п.?
Опорные понятия и термины: культура, искусство, наука, образование, религия, фетишизм, тотемизм, анимизм, миф, мифология, вера, верование, культурный комплекс, культурное наследие, культурные универсалии, обычаи, традиции, мода, церемония, ритуал, обряд, элитарная культура, народная культура, массовая культура, субкультура, контркультура, молодежная субкультура, христианство, ислам, буддизм, культ предков, художественное творчество, изящные искусства, школа, институт, университет, академия.
Тема 39. Сущность и строение человеческой культуры. Происхождение слова «культура» и его значение. Материальная и нематериальная культура, ее состав и структура. Элементы культуры и культурный комплекс. Этикет, его происхождение и правила. Культурное наследие и культурные универсалии. Роль культурного наследия в сохранении и развитии культуры. Культурное наследие в России, проблемы его сохранения.
Тема 40. Культурные нормы. Понятие о культурных нормах, их разновидности. Образ жизни. Привычки и манеры. Значение этикета в культуре. Обычай и традиции. Молодежная мода. Обряд и его символическое значение. Церемония и ритуал. Нравы и мораль. Обычное право и юридические законы. Санкции как регулятор человеческого поведения. Культурная относительность норм.
Тема 41. Формы культуры. Основные формы культуры. Характерные особенности элитарной культуры. Отличительные черты народной культуры. Массовая культура, ее появление и средства распространения. Понятие о доминирующей культуре, субкультуре и контркультуре, их отличительные черты. Неформальные молодежные группы, их поведение и образ жизни. Молодежная субкультура и классовая принадлежность.
Тема 42. Религия. Различные определения религии, ее значение и роль в обществе. Тотемизм, фетишизм и анимизм. Мировые религии: христианство, ислам, буддизм. Вера и верование. Миф и мифология. Культ и символ как важные элементы религии. Религиозные обряды и типы жертвоприношений. Культ предков и традиция уважения родителей. Вероучение в мировых религиях. Теология и Божественное откровение. Понятие о церковном и библейском каноне.
Тема 43. Искусство. Различные трактовки искусства. Структура и состав изобразительного искусства. Субъекты художественной культуры и деятели искусства. Инфраструктура художественной культуры. Критерии произведений искусства. Изящные искусства, их история и развитие. «Свободные искусства».
Тема 44. Образование. Основная задача и исторические формы образования. Приемы обучения, предметы и формы усвоения знаний школьниками. Государственное и частное образование, школьное и домашнее. Общее образование и специальное образование. Школа как особый тип учебно-воспитательного учреждения. Правовые основы школьного образования.
Тема 45. Наука. Роль науки в современном обществе. Сочетание научной и педагогической функций в университете. Научно-исследовательские и академические институты. Классификация наук. Школа как способ приобщения к основам науки. Структура, функции, история и формы высшего образования. Зарождение и развитие университетов. История и разновидности академий.
Повторение. Школьное образование как механизм приобщения подростка к основам культуры и научным знаниям.
Итоговое занятие.
Требования к уровню подготовки учащихся 9 класса.
В результате изучения обществознания (включая экономику и право) ученик должен
знать/понимать
социальные свойства человека, его взаимодействие с другими людьми;
сущность общества как формы совместной деятельности людей;
характерные черты и признаки основных сфер жизни общества;
содержание и значение социальных норм, регулирующих общественные отношения.
Уметь
описывать основные социальные объекты, выделяя их существенные признаки; человека как социально-деятельное существо; основные социальные роли;
сравнивать социальные объекты, суждения об обществе и человеке, выявлять их общие черты и различия;
объяснять взаимосвязи изученных социальных объектов (включая взаимодействия человека и общества, общества и природы, сфер общественной жизни);
приводить примеры социальных объектов определенного типа, социальных отношений; ситуаций, регулируемых различными видами социальных норм; деятельности людей в различных сферах;
оценивать поведение людей с точки зрения социальных норм, экономической рациональности;
решать познавательные и практические задачи в рамках изученного материала, отражающие типичные ситуации в различных сферах деятельности человека
осуществлять поиск социальной информации по заданной теме из различных ее носителей (материалы СМИ, учебный текст и другие адаптированные источники); различать в социальной информации факты и мнения;
самостоятельно составлять простейшие виды правовых документов (записки, заявления, справки и т.п.).
Перечень учебно – методического обеспечения программы
Алексеев В.П. Становление человечества. М., 2008.
Андреев И.Л. Происхождение человека и общества. М., 2008.
Захарова Е. Н. Дидактические материалы к курсу «Человек и общество». М., 2008.
Исаев И. А. История государства и права России. М., 2007.
Кравченко AM. Обществознание: Учебник для 8-9 классов. М., 2009.
Олищук В.А., Павленко В.Б. Политическая Россия: партии, блоки, лидеры. Год 1997: Справочник. М., 2007.
Права человека: Книга для чтения. 5-9 кл. Молодежный центр прав человека и правовой культуры. М., 2008.
Радугин А.А. Введение в религиоведение: теория, история и современные религии. М., 2007.
Соколов Э.В. Культурология. Очерки теорий культуры: Пособие для старшеклассников. М., 2006.
Сорокин П. Человек, цивилизация, общество. М., 2008.
Социальные реформы в России: История, современное состояние и перспективы. СПб., 2007.
Сторчевой М.А. Основы экономики: Учебник для 8—9 классов. СПб.: Экономическая школа, 2009.
Фляйнер Т. Что такое права человека /Пер. с нем. Г.Люхтерхандт. М., 2007.
Конец формы
Календарно – тематическое планирование 9 класс
№ | Тема урока | Кол-во часов | Тип урока | Характеристика деятельности учащихся или виды учебной деятельности | Виды контроля | Планируемые результаты освоения материала | Домашнее задание | Дата проведения |
план | факт |
ПОЛИТИЧЕСКАЯ СФЕРА |
1 | Власть. Разделение властей | 1 | Урок формирования и совершенствования знаний | Коллективная беседа | Опрос Таблица | Высказывать суждение и аргументировать свою точку зрения сущность политики политические организации политическая деятельность Понятия: политика, политические партии, общественные движения, политический деятель | § | | |
2 | Власть. Виды властей. | 1 | Урок формирования знаний | Индивидуальная Самостоятельная | Рассказ Индивидуальные задания | Анализировать взаимоотношения людей в политической сфере общества формы проявления влияния в обществе власть и ее виды Власть, оппозиция, иерархия, авторитет, разделение властей, сила, формы влияния одних лиц на других | §1 | | |
3 | Государство. Признаки государства. | 1 | Урок формирования знаний | Коллективная Рассказ | Развернутый ответ | Анализировать монополии государства, оперировать понятиями и терминами государство как элемент политической системы общества основные признаки государства функции государства теории происхождения государств Политическая система, государство, суверенитет, функции государства, основные признаки государства | §2 | | |
4 | Национально-государственное устройство | 1 | Урок формирования и совершенствования знаний | Групповая самостоятельная | Таблица Словарный диктант | Объяснять процесс создания централизованного государства, пояснять причины и особенности распада национальных государств; анализировать государства с точки зрения формы правления; анализировать разновидности политических режимов, подтверждая ответ конкретными примерами из истории и современности основные тенденции национальных взаимоотношений в мире централизованное государство распад национальных государств основные признаки демократии Объединение и отделение наций, сепаратизм, централизованное государство, национальное государство | §3 | | |
5 | Формы правления | 1 | Комбинированный урок | Фронтальная Самостоятельная | Презентация групп новой работы | анализировать государства с точки зрения формы правления; анализировать разновидности политических режимов, подтверждая ответ конкретными примерами из истории и современности основные признаки демократии монархическая форма правления республиканская форма правления демократические режимы недемократические режимы Форма правления и ее виды, Монархия, аристократия, демократия, олигархия, охлократия, импичмент Политические режимы и их типы, авторитаризм, парламентский режим, диктатура | §4, 5 | | |
6 | Политические режимы | 1 | Урок совершенствования знаний умений и навыков | Коллективная Беседа | Опрос | Анализировать взаимоотношения государства и общества гражданское общество гражданин и гражданство правовое государство и его основные признаки Гражданское общество, правовое государство и его признаки, гражданство, тоталитаризм | §6 | | |
7 | Гражданское общество и правовое государство | 1 | Комбинированный урок | Самостоятельная Индивидуальн | Таблица Тест Защита проектов | Элементарные умения грамотного поведения в политической сфере общества, объяснять противоречия реальной жизни и находить возможные варианты их разрешения основные формы участия граждан в политической жизни страны опасность политического экстремизма голосование референдум в общественной жизни Основные формы участия граждан в политической жизни, сущность активного и пассивного избирательного права | §7 | | |
8 | Политическая жизнь общества. Формы управления политической жизнью. | 1 | Комбинированный урок | Индивидуальная Самостоятельная | Опрос | Анализ любых политических партий и определение их по классификации политическая партия и ее основные признаки функции политических партий основные подходы к классификации партий Партия, многопартийность, политическая программа, классификация партий | §8 | | |
9 | Политическая жизнь общества. Формы управления политической жизнью | 1 | Урок совершенствования знаний умений и навыков | Групповая самостоятельная | Таблица Словарный диктант Презентация групп новой работы | Различия между местным самоуправлением и государственным управлением; объяснять пользу местного самоуправления для общества понятие «местное самоуправление» история местного самоуправления функции местного самоуправления понятие «местное самоуправление», развитие местного самоуправления в России, функции местного самоуправления | § 8 повторить | | |
10 | Право, его роль в жизни общества и государства | 1 | Урок формирования знаний | Фронтальная Лекция | Обмен мнениями по теме «Роль права» | Анализировать социальные нормы и определять необходимость их соблюдения, определять, нормами каких отраслей права регулируются определенные жизненные ситуации социальные нормы и их видовое многообразие право и правовая норма система права Право, источник права, правовые нормы, отрасли права, система права, юридическая ответственность, правосознание, правовая культура; понятие прав, свобод и обязанностей | §9 | | 11 |
11 | Право, его роль в жизни общества и государства | 1 | Урок формирования знаний | Фронтальная Лекция | Обмен мнениями по теме «Роль права» | Анализировать социальные нормы и определять необходимость их соблюдения, определять, нормами каких отраслей права регулируются определенные жизненные ситуации социальные нормы и их видовое многообразие право и правовая норма система права Право, источник права, правовые нормы, отрасли права, система права, юридическая ответственность, правосознание, правовая культура; понятие прав, свобод и обязанностей | §9 | | |
12 | Контрольная работа по теме: Политическая сфера. | 1 | Урок обобщения и систематизации знаний | Самостоятельная Индивидуальная | Таблица Тест Защита проектов | Закрепить полученный уровень умений и навыков Практическое занятие с разными формами работы Систематизация знаний по теме «Политическая сфера» | Повторить изученный курс | | |
13 | Права и свободы человека и гражданина в России | 1 | Урок формирования и совершенствования знаний | Коллективная Лекция | Развернутый ответ | Разъяснять сущность правового статуса личности, объяснять, как реализуются их права и обязанности в конкретных жизненных ситуациях, работать с документами правовой статус гражданина права и свободы человека и гражданина, их гарантии конституционные обязанности гражданина правовой статус гражданина РФ, механизмы реализации и защиты прав и свобод человека и гражданина, международно-правовая защита жертв вооруженных конфликтов | § 11 повторить | | |
14 | Право и имущественные отношения | 1 | Урок формирования и совершенствования знаний | Индивидуальная Самостоятельная | Таблица Словарный диктант | Элементарные умения правового поведения в гражданских правоотношениях, защите своих интересов гражданское право право собственности сделки и договора правоспособность и дееспособность лица защита имущественных прав Особенности гражданского законодательства РФ, формы собственности Иск, правоспособность, дееспособность, сделка, договор, гражданские правоотношения | § 12 | | |
15 | Потребитель и его права | 1 | Урок совершенствования знаний умений и навыков | Самостоятельная индивидуальная | Презентация групп новой работы | Элементарные умения защиты своих прав в этой области потребитель и его основные права защита прав потребителя Правовой статус потребителя, потребитель, изготовитель, услуги, закон о защите прав потребителя | §13 | | |
16 | Труд и право | 1 | Комбинированный урок | Коллективная Лекция | Опрос Таблица Тест Защита проектов | Анализировать трудовые отношения, решать трудовые споры трудовое право трудовой контракт условия расторжения трудовых отношений рабочее время и время отдыха трудоустройство несовершеннолетних Особенности трудовых правоотношений, Трудовое право, трудовой договор (контракт), сверхурочная работа | §14 | | |
17 | Семья и право. Права ребенка | 1 | Урок формирования знаний | Групповая самостоятельная | Опрос | Уметь реализовывать и защищать свои права, оценка собственных действий и действий других людей с точки зрения нравственности, права правовое регулирование семейных отношений права и обязанности родителей и детей права ребенка и их защита Основные права детей в нашей стране, семейное право, супруги, их права и обязанности, особенности правового статуса несовершеннолетних Брак, семья, брачный контракт, Семейный кодекс, Конвенция о правах ребенка | §15 | | |
18 | Правоотношения | 1 | Урок формирования знаний | Урок-лекция | Опрос | Характеризовать виды административных взысканий понятие правоотношений признаки и виды правонарушений Признаки правоотношений, структура правоотношений | §15 повторить | | |
19 | Юридическая ответственность | 1 | Урок формирования и совершенствования знаний | Лекция Самостоятельная | Развернутый ответ | Различать виды юридической ответственности, правоспособность и дееспособность основные виды юридической ответственности административные правоотношения, правонарушения и наказания юридический факт, события и действия, | Выучить записи в тетради | | |
20 | Отклоняющееся поведение | 1 | Урок формирования и совершенствования знаний | Коллективная Лекция | Таблица Словарный диктант | Определять социальную значимость здорового образа жизни. Понимать опасность наркомании и алкоголизма для человека и общества типы девиантного поведения деликвентное конформистское поведение | §16 | | |
21 | Уголовное право | 1 | | Фронтальная Лекция | Обмен мнениями по теме «Роль экономики» | Анализировать состав преступления и определять, является ли содеянное преступлением основные понятия и институты уголовного права преступление и его состав уголовная ответственность несовершеннолетних Преступление, проступок, вина, и ее формы, состав преступления, деяния, ответственность и ее виды, презумпция невиновности, наказание | § 16 повторить | | |
22 | Контрольная работа по теме: Человек и его права | 1 | Урок обобщения и систематизации знаний | Самостоятельная Беседа | Опрос | Закрепить умения и навыки Систематизация знаний по изученным проблемам Практическое занятие с разными формами работы | Повторить изученный курс | | |
ДУХОВНАЯ СФЕРА | |
23 | Что такое культура? | 1 | Урок формирования знаний | Индивидуальная Самостоятельная | Таблица Словарный диктант | Анализировать особенности некоторых культурных ценностей и объяснять сущность культурного наследия Знакомство с понятием культура Культурный комплекс Культурное наследие и проблема отношения к нему в современном обществе Материальная и духовная культура, артефакты, культурный комплекс, этикет, культурное наследие, культурные универсалии, элементы культуры | §17 | | |
24 | Культурные нормы | 1 | Урок формирования знаний | Самостоятельная индивидуальная | Презентация групп новой работы | Анализировать культурные нормы, объяснять назначение тех или иных санкций в обществе Культурные нормы и чем они определяются Привычки и их роль в жизни человека Манеры как внешние формы поведения людей Обычаи и традиции Санкции в обществе Обычаи, традиции, обряды, ритуалы, церемонии, мода, мораль, привычка | §18 | | |
25 | Формы культуры | 1 | Урок формирования и совершенствования знаний | Коллективная Лекция | Опрос Таблица Тест Защита проектов | Анализировать формы культуры, контркультуру Элитарная культура Народная культура и ее особенности Массовая культура Субкультура; молодежная культура Контркультура Основные формы культуры: элитарная, массовая, народная; субкультура, контркультура, доминирующая культура, молодежная культура | §19 | | |
26 | Религия | 1 | Комбинированный урок | Групповая самостоятельная | Опрос | Выявлять общие черты мировых религий, определять, какие пережитки архаичных религий существуют в современной жизни Религия в жизни общества Архаичные религии Мировые религии Религия, верования, миф, мифология, тотемизм, фетишизм, анимизм, культ, символ, мировые религии | §20 | | |
27 | Искусство | 1 | Урок формирования знаний | Урок-лекция | Опрос | Анализировать произведения искусства, определяя ценности, которыми оно обладает Искусство в жизни общества Субъекты художественной культуры Произведение искусства Искусство и его виды, функции художественной культуры | §21 | | |
28 | Образование | 1 | Комбинированный урок | Лекция Самостоятельная | Развернутый ответ | Разъяснять эволюцию системы образования, особенности правового статуса ученика современной школы Система образования РФ,РТ, школа, Устав школы, юридический статус ребенка Системы образования в истории Образование как институт общества Из истории российского образования Образование в современной России | §22 | | |
29 | Наука | 1 | Урок формирования знаний | Коллективная Лекция | Таблица Словарный диктант | Осознанно выбирать высшую школу для продолжения учебы Роль науки в жизни общества Учреждения науки: институты, университеты, академии Академия, университет, НИИ, наука и ее функции в обществе | §23 | | |
30 | Личность | 1 | Урок формирования знаний | Фронтальная Лекция | Обмен мнениями по теме «Личность и ответственность» | Осуществлять поискинформации по заданной теме из различных ее носителей (материалов СМИ, учебного текста и других адаптированных источников); оценка собственных действий и действий других людей с точки зрения нравственности Свобода и ответственность Социальные ценности и нормы Понятия и термины: личность, ценность, | Творческие задания | | |
31 | Мораль | 1 | Урок формирования и совершенствования знаний | Самостоятельная Беседа | Опрос | Осуществлять поискинформации по заданной теме из различных ее носителей (материалов СМИ, учебного текста и других адаптированных источников); оценка собственных действий и действий других людей с точки зрения нравственности Мораль Патриотизм и гражданственность Свобода совести мораль, моральный выбор, моральный контроль, нравственность, этика, ответственность, долг и совесть, патриотизм и гражданственность, гуманизм | Творческие задания | | |
32 | Семья | 1 | Комбинированный урок | Коллективная Лекция | Развернутый ответ | Описывать жизненный цикл семьи, анализировать семейные взаимоотношения и находить грамотные варианты выхода из конфликтной ситуации что такое семья жизненный цикл семьи распад семьи отношения между поколениями Семья, жизненный цикл семьи, брак и развод, неполная семья | §Творческие задания | | |
33 | Контрольная работа по теме: Духовная сфера | 1 | Урок обобщения и систематизации знаний | Самостоятельная | Опрос Тест Защита проектов | Закрепить умения и навыки Систематизация знаний по изученным проблемам Практическое занятие с разными формами работы | Повторить изученный курс | | |
34 | Контрольная работа за курс 9 класса | 1 | | | | | | | |
21