СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа обществознание 8 класс.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа обществознание 8 класс. 34 часа.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа обществознание 8 класс.»

МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«РЖАВСКАЯ ОСНОВНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА»

БОЛЬШЕСОЛДАТСКОГО РАЙОНА КУРСКОЙ ОБЛАСТИ


Рассмотрено Принято Утверждено

на заседании на заседании приказом № 66

ШМО МКОУ педагогического совета от « 21 » августа 2016 г.

«РжавскаяООШ» протокол № 1 директор МКОУ

протокол № 1 от « 21 » августа 2016 г. «Ржавская ООШ»

от «20» августа 2016 г. __________Бабкина Н.В.




Рабочая программа

по

обществознанию

для 8 класса

(общеобразовательный уровень)


Учитель – Досева Наталья Сергеевна

Квалификационная категория – соответствие занимаемой должности

2016 - 2017

учебный год.



ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Статус документа

Рабочая программа по обществознанию для 8 класса к учебнику А.И.Кравченко, Е.А. Певцовой. Обществознание: Учебник для 8 класса общеобразовательных учреждений. М.: Русское слово, 2008 составлена на основе:

  • Федерального компонента Государственного стандарта основного общего образования (базовый уровень), Примерной программы основного общего образования по обществознанию и авторской программы Кравченко А.И. Обществознание: Программа курса для 8-9 классов общеобразовательных учреждений. М. : Русское слово, 2011

  • Учебного плана МКОУ «Ржавская ООШ» на 2015/2016 учебный год

  • Развёрнутого тематического планирования по программе А.И.Кравченко: «Рабочие программы по обществознанию, экономике, праву»,5-9 классы /Т.А.Корнева- М: «Глобус»,2012;

Цели и задачи учебного курса

Цели обучения

  • развитиеличности в ответственный период социального взросления человека (11-15 лет), ее познавательных интересов, критического мышления в процессе восприятия социальной (в том числе экономической и правовой) информации и определения собственной позиции; нравственной и правовой культуры, экономического образа мышления, способности к самоопределению и самореализации;

  • воспитание общероссийской идентичности, гражданской ответственности, уважения к социальным нормам; приверженности гуманистическим и демократическим ценностям, закрепленным в Конституции Российской Федерации;

  • освоениена уровне функциональной грамотности системы знаний, необходимых для социальной адаптации: об обществе; основных социальных ролях; позитивно оцениваемых обществом качествах личности, позволяющих успешно взаимодействовать в социальной среде; сферах человеческой деятельности; способах регулирования общественных отношений; механизмах реализации и защиты прав человека и гражданина;

  • овладение умениями познавательной, коммуникативной, практической деятельности в основных характерных для подросткового возраста социальных ролях;

  • формирование опыта применения полученных знаний для решения типичных задач в области социальных отношений; экономической и гражданско-общественной деятельности; межличностных отношениях; отношениях между людьми различных национальностей и вероисповеданий; самостоятельной познавательной деятельности; правоотношениях; семейно-бытовых отношениях.

В ней также заложены возможности предусмотренного стандартом формирования у обучающихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компенсаций:

  • сознательно организовывать свою познавательную деятельность (от постановки цели до получения и оценки результата);

  • владение такими видами публичных выступлений (высказывания, монолог, дискуссия), следование этическим нормам и правилам ведения диалога;

  • выполнять познавательные и практические задания, в том числе с использованием проектной деятельности и на уроках и в доступной социальной практике:

  • на использование элементов причинно-следственного анализа;

  • на исследование несложных реальных связей и зависимостей;

  • на определение сущностных характеристик изучаемого объекта; выбор верных критериев для сравнения, сопоставления, оценки объектов;

  • на поиск и извлечение нужной информации по заданной теме в адаптированных источниках различного типа;

  • на перевод информации из одной знаковой системы в другую (из текста в таблицу, из аудиовизуального ряда в текст и др.), выбор знаковых систем адекватно познавательной и коммуникативной ситуации;

  • на объяснение изученных положений на конкретных примерах;

  • на оценку своих учебных достижений, поведения, черт своей личности с учетом мнения других людей, в том числе для корректировки собственного поведения в окружающей среде, выполнение в повседневной жизни этических и правовых норм, экологических требований;

  • на определение собственного отношения к явлениям современной жизни, формулирование своей точки зрения.

Перечисленные познавательные и практические задания предполагают использование компьютерных технологий для обработки, передачи информации, презентации результатов познавательной и практической деятельности.Программа призвана помочь осуществлению выпускниками основной школы осознанного выбора путей продолжения образования или будущей профессиональной деятельности.

Задачи курса:

  1. Воспитание общероссийской идентичности, гражданственности, социальной ответственности; приверженности к гуманистическим и демократическим ценностям, положенным в основу Конституции РФ.

  2. Освоение системы знаний, составляющих основы философии, социологии, политологии, социальной психологии, необходимых для эффективного взаимодействия с социальной средой и успешного получения дальнейшего профессионального образования и самообразования.

  3. Овладение умениями получения, осмысления социальной информации, систематизации полученных данных.

  4. Освоение способов познавательной, практической деятельности и характерных социальных ролях.

  5. Формирование опыта применения полученных знаний и умений для решения типичных задач в области социальных отношений: в сферах: гражданской и общественной деятельности, межличностных отношений, (включая отношения между людьми разной национальностей и вероисповедания), познавательной, коммуникативной, семейно-бытовой деятельности; для самоопределения в области социальных и гуманитарных наук.

  • описывать основные социальные объекты, выделяя их существенные признаки; человека как социально-деятельное существо; основные социальные роли;

  • сравнивать социальные объекты, суждения об обществе и человеке, выявлять их общие черты и различия;

  • объяснятьвзаимосвязи изученных социальных объектов (включая взаимодействия общества и природы, человека и общества, сфер общественной жизни, гражданина и государства);

  • приводить примеры социальных объектов определенного типа, социальных отношений; ситуаций, регулируемых различными видами социальных норм; деятельности людей в различных сферах;

  • оценивать поведение людей с точки зрения социальных норм, экономической рациональности;

  • решатьв рамках изученного материала познавательные и практические задачи,отражающие типичные ситуации в различных сферах деятельности человека;

  • осуществлятьпоиск социальной информации по заданной теме из различных ее носителей (материалов СМИ, учебного текста и других адаптированных источников); различать в социальной информации факты и мнения;

  • самостоятельно составлять простейшие виды правовых документов (заявления, доверенности и т.п.);

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • полноценного выполнения типичных для подростка социальных ролей;

  • общей ориентации в актуальных общественных событиях и процессах;

  • нравственной и правовой оценки конкретных поступков людей;

  • реализации и защиты прав человека и гражданина, осознанного выполнения гражданских обязанностей;

  • первичного анализа и использования социальной информации;

  • сознательного неприятия антиобщественного поведения.



Общая характеристика предмета

Содержание курса представляет собой комплекс знаний, отражающих основные объекты изучения: общество и его основные сферы, человек в обществе, правовое регулирование общественных отношений. Изучение курса призвано содействовать формирова­нию у учащихся целостного представления о тенден­циях и закономерностях развития человеческого об­щества, становлению правосознания и гражданской позиции. Помимо знаний важными содержатель­ными компонентами курса являются социальные навыки, умения, совокупность моральных и гума­нистических ценностей и т. д. Данная дисциплина призвана помочь школьникам ориентироваться в те­кущих событиях общественно-политической жизни.




Место учебного предмета в учебном плане

  • Рабочая программа разработана в соответствии с основной образовательной программой основного общего образования МКОУ «Ржавская основная общеобразовательная школа». Данная программа рассчитана на 1 год – 7 класс. В учебном плане МКОУ «Ржавская ООШ» общее число учебных часов в 7 классе – 34.



 

Формы организации образовательного процесса

Основные формы учебной деятельности школьников: индивидуальная, групповая, фронтальная работа.

Основные виды работы на уроке:

Работа с текстом учебника (составление плана текста, отбор ключевых слов, пересказ и т.д.)

Работа с текстами источников

Работа с иллюстрациями

Работа с кластерами

Работа над проектом (в группе)

Подготовка докладов и публичных выступлений с использованием дополнительных материалов

Работа с электронными носителями информации (поиск информации, составление презентаций, выполнение интерактивных тестов)

Основные методы контроля: тест, диктант, устный опрос, беседа, самостоятельная работа.

Промежуточная аттестация обучающихся проводится в виде контрольных тестов, создание индивидуальных и групповых проектов.


Учебно – методический комплект

1.Кравченко А.И., Е.А. Певцова Обществознание: учебник для 8 класса. - М.; «Русское слово», 2012.

2.Обществознание. 8 класс. Поурочные планы по учебнику А.И.Кравченко, Е.А.Певцовой. Автор-составитель Н.С.Кочетов – Волгоград, «Учитель», 2011



Информация о внесенных изменениях в примерную программу:

В рабочей программе уменьшено количество учебных часов с 35 до 34 за счет резервного времени, в связи с тем, что школьный учебный план рассчитан на 34 недели.



Содержание учебного курса

Глава 1. Общество и человек (12 часов)

Тема 1. Что такое общество (1 час)

Общество в узком и широком смысле. Общество как социальная организация страны. Основные признаки общества. Взаимосвязь четырех сфер общества. Представление о мировом сообществе и мировой системе. Процесс глобализации

Основные понятия темы: общество, страна, политическая сфера, экономическая сфера, духовная сфера, социальная сфера, мировое сообщество, глобализация


Тема 2. Человек, природа, общество. (2 часа).

Природа как предпосылка выделения человека и общества. Широкое и узкое значение природы. Влияние НТП на природу. Понятие антропогенных нагрузок. Опасность неконтролируемого изменения окружающей среды. Экологические программы и защита окружающей среды.

Основные понятия темы: природа, глобальные проблемы, экологические программы, ВООП, МСОП, «Гринпис»

Тема 3. Типология обществ (1 час)

Дописьменные и письменные, простые и сложные общества. Общество охотников и собирателей: особенности хозяйства и образа жизни. Скотоводство и приручение животных, кочевой образ жизни. Зарождение земледелия, появление письменности, городов и возникновение государств. Доиндустриальные, индустриальные и постиндустриальные общества: их особенность и эволюция. Изменение способа производства, форм собственности, социальной структуры общества, его политического устройства, культуры и образа жизни.

Основные понятия темы: дописьменные общества, письменные общества, общественно-экономическая формация, традиционное общество, индустриальное, постиндустриальное общество.


Тема 4. Социальный прогресс и развитие общества (1 час)

Социальный прогресс и ускорение истории. Цена и последствия ускорения социального прогресса. Закон неравномерного развития обществ. Соотношение прогресса и регресса в развитии человеческого общества. Реформы и революции. Сущность и признаки социальных реформ. Экономические и политические реформы в обществе, их роль и значение. Прогрессивные и регрессивные реформы. Классификация революций по масштабу и продолжительности.

Основные понятия темы: закон ускорения истории, закон неравномерности развития, прогресс, регресс, неолитическая революция, промышленная революция.


Тема 5. Личность и социальная среда (1 час)

Прирожденные и приобретаемые качества человека. Роль семьи и социальной среды в воспитании ребенка. Представление о человеческой личности, особенностях и противоречиях её становления. Роль моральных норм и духовных ценностей в развитии личности.

Основные понятия темы: личность, человек, индивид.


Тема 6. Потребности человека (2 час)

Сущность и иерархия потребностей. Первичные вторичные потребности. Процесс возвышения потребностей. Неудовлетворенные потребности. Роль духовных потребностей. Свобода выбора и приобщение к духовной культуре.

Основные понятия темы: потребность, удовлетворение потребностей, иерархическая теория потребностей.

Тема 7. Социализация и воспитание (1 час)

Содержание и стадии процесса социализации. Негативное влияние социальной изоляции на развитие человеческой личности. Воспитание и социализация, сходство и различие. Составные элементы воспитания. Социализация и воспитание в подростковом возрасте. Последствия недостаточного воспитания в семье.

Основные понятия темы: социализация, культурные нормы, воспитание.


Тема 8. Общение (2 час)

Общение как социально-психологический процесс. Виды общения: речевое и неречевое. Основные формы общения: служебное, повседневное, убеждающее, ритуальное, межкультурное. Эмоциональная сторона общения. Проблемы общения дома.

Основные понятия темы: общение, этикет, манипуляция, речевое, неречевое.

Повторение и обобщение изученного по теме «Общество и человек» - 1 час.


Глава 2. Экономическая сфера (12 часов)

Тема 9. Что такое экономика (1 час)

Влияние экономики на поведение людей. Основные ресурсы экономики. Роль труда и капитала в развитии экономики. Понятие инвестирования капитала. Представление об информационных ресурсах. Человеческие ресурсы и их разновидности. Основные агенты рыночной экономики. Понятие структуры экономики. Производство , потребление, распределение и обмен как основные экономические функции общества. Фирмы и рынок – основные институты современной экономики. Отрасль и промышленные предприятия как главные производители товаров.

Основные понятия темы: экономика, деньги, ресурсы, производство, распределение, потребление, предприятие, обмен, отрасль.


Тема 10. Товар и деньги (1 час)

Понятие о товаре, его роль в экономической жизни общества. Коммерческие институты. Отличие товаров, услуг и продуктов. Деньги, их функции в экономике и исторические формы. Основные свойства денег. Формула «деньги-товар-деньги». Основной закон бизнеса. Начальная цена и прибыль в бизнесе.

Основные понятия темы: деньги, товар, стоимость денег, инфляция, прибыль.

Тема 11. Спрос и предложение (1 час)


Спрос и предложение как факторы рыночной экономики. Понятие о величине спроса и величине предложения. Зависимость между спросом и предложением. Роль маркетинга в рыночной экономике. Цены как регулятор спроса и предложения. Плановая и рыночная экономика.

Основные понятия темы: спрос, предложение, маркетинг, закон спроса, закон предложения, цена.


Тема 12. Рынок, цена, конкуренция (2 час)

Взаимосвязь обмена и рынка. Формы и виды рынков. Историческая эволюция рынка. Экономическая сущность конкуренции. Основные функции цены. Влияние цены на производство. Колебания спроса и предложения. Механизм выравнивания цен. Идеальная модель рынка и совершенная конкуренция. Олигополия и монополия. Конкуренция производителей и продавцов.

Основные понятия темы: обмен, рынок, цена, выравнивание цен, монополия, дефицит, конкуренция.

Тема 13. Предпринимательство (1 час)

Экономическое содержание и функции предпринимательства. Механизм получения прибыли в бизнесе. Экономический статус предпринимателя. Отличительные черты экономического поведения и функции предпринимателя. Менеджер, предприниматель, наемные работники. Понятие о предпринимательском и профессиональном риске. Экономическая сущность малого бизнеса, его функции и роль в экономике.

Основные понятия темы: предпринимательство, предприниматель, менеджер, профессиональный риск, малый бизнес.


Тема 14. Роль государства в экономике (2 часа)

Экономическая роль государства. Поддержание государством общественных институтов. Представление о социальном государстве. Способы воздействия государства на экономику. Налоги как источник доходов федерального правительства. Экономический, социальный, психологический и юридический аспекты налогообложения. Прямые и косвенные налоги. Подоходный и прогрессивный налог.

Основные понятия темы: налогообложение, прямые налоги, косвенные налоги, социальная политика.


Тема 15. Бюджет, государства и семьи (2 час)

Бюджет как финансовый документ. Составление бюджета. Долг и кредит. Основные статьи государственных расходов. Внешний и внутренний государственный долг. Проблема дефицита государственного бюджета и её решения. Сокращение бюджетных расходов и его социальные последствия.

Основные понятия темы: доходы, расходы, дефицит бюджета, профицит.


Тема 16. Труд. Рынок труда. (1 час)

Сущность и виды труда. Труд и досуг. Формы и виды вознаграждения. Заработная плата и индивидуальный доход. Понятие о рабочей силе. Занятость и безработица. Причины и социальные последствия безработицы. Уровень и масштабы безработицы. Государственное регулирование занятости и помощь безработным. Подготовка и переподготовка рабочей силы, создание дополнительных рабочих мест, содействие найму, страхование безработицы.

Основные понятия темы: труд, заработная плата, досуг, безработица.

Повторение и обобщение изученного по теме «Экономическая сфера» - 1 час.

Глава 3. Социальная сфера (9 часов)

Тема 17. Социальная структура (1 часа)

Социальная структура как анатомический скелет общества. Статус как ячейка в социальной структуре общества. Взаимосвязь статуса и роли. Влияние социального положения на поведение и образ жизни человека. Определение и значение социальной группы, её влияние на поведение человека. статусные символы и знаки отличия.

Основные понятия темы: социальная структура, социальная группа, статус, имидж, социальная роль, статусные символы.

Тема 18. Социальная стратификация (1 час)

Социальная стратификация и социальное неравенство. Понятие о социальной страте и критерии её выделения. Социальное расслоение и дифференциация. Поляризация общества и имущественные различия людей. Классы как основа стратификации современного общества. Историческое происхождение и типология классов. Влияние классового положения на образ и уровень жизни человека. Российская интеллигенция и средний класс.

Основные понятия темы: социальная стратификация, класс, престиж, образ жизни, доход.

Тема 19. Богатые (1 час)

Неравенство, богатство и бедность. Определение и измерение богатства. Расточительный образ жизни. Источники доходов класса богатых. «старые» и «новые» богатые. Средний класс и приличествующий образ жизни.

Основные понятия темы: неравенство, богатство, роскошь, «новые русские»

Тема 20. Бедные (1 час)

Бедность как экономическое, культурное и социальное явление. Состав бедных. Масштабы, уровень и порог бедности. Колебание масштабов бедности по историческим эпохам. Прожиточный минимум. Абсолютная и относительная бедность.

Основные понятия темы: бедность, порог бедности, нищета.

Тема 21. Этнос: нации и народности (1 часа)

Признаки и эволюция этноса. Этническое самосознание. Межпоколенная связь и поколение. Перемещение этносов и миграция. Семья, род, клан как разновидности кровнородственных групп. Племена, народности и нации, их историческая эволюция. Формирование нации и её отличительные черты.

Основные понятия темы: этнос, этнообразующие факторы, племя, народность, нация.

Тема 22. Межнациональные отношения (1 часа)

Отношения между разными национальностями внутри государства. Отношения между разными нациями-государствами. Отношения между национальным большинством и национальными меньшинствами. Мирные и военные формы взаимодействия народов. Формирование многонационального государства. Этноцентризм и национальная нетерпимость. История этнических конфликтов, причины их возникновения и современные проявления.

Основные понятия темы: межнациональные отношения, этноцентризм, этнические конфликты.

Тема 23. Конфликты в обществе (2 час)

Предмет, субъект, повод, причины, цель и масштаб конфликта. Формы конфликта. Классификация конфликтов по способам протекания. Наиболее типичные конфликты в России. Особенности семейных конфликтов, их влияние на детей и родителей. Способы решения конфликтов.

Основные понятия темы: конфликт, компромисс, посредничество, арбитраж, конфронтация.

Тема 24. Семья (1 час)

Семья как фундаментальный институт общества и малая группа. Функции семьи в обществе. Жизненный цикл семьи. Представление о нуклеарной семье. Многопоколенная семья. Эволюция форм семьи. Удовлетворенность браком. Причины, повод и мотивы развода. Последствия развода, его социальная роль.

Основные понятия темы: семья, жизненный цикл семьи, нуклеарная семья, расширенная семья, развод.

Итоговое тестирование – 1 час.

Требования к уровню подготовки учащихся 8 класса


Учащиеся должны знать/понимать:


  • Понятия и термины: общество, социальная организация страны, сферы общества, страна, государство, мировое сообщество, глобализация;

  • Способы защиты природы, организации, реализующие эту задачу, понятия и термины: природа, окружающая среда, антропогенные нагрузки, экологические программы;

  • Разные подходы к типологии обществ, сравнения различных типов обществ;

  • Понятия и термины: закон ускорения истории, социальный прогресс, реформы и революции, прогрессивные и регрессивные реформы;

  • Понятия и термины: социальная среда, воспитание, человек, индивидуальность, личность, моральные нормы, духовные ценности;

  • Характеристику потребностей человека; понятия: потребности, свобода, ответственность;

  • Понятия и термины: общение, речевое и неречевое общение, этикет, ритуал, межкультурное общение;

  • Роль экономики в жизни общества, структуру экономики;

  • Функции денег и их исторические формы;

  • Связь спроса и предложения, факторы рыночной экономики, характеристика рыночной экономики;

  • Основные функции цены, понятия: конкуренция, монополия, олигополия;

  • Характеристику предпринимательской деятельности, роль малого бизнеса;

  • Способы воздействия государства на экономику, сравнение государственного и рыночного регулирования;

  • Характеристику бюджета семьи;

  • Нормы правового регулирования трудовых отношений, причины безработицы;

  • Сущность социальной структуры, социального статуса и социальных отношений;

  • Характеристику образа жизни;

  • социальные свойства человека, виды его взаи­модействия с другими людьми;

  • сущность общества как формы совместной деятельности людей.

  • Характеристику больших и малых групп, причины национальных конфликтов, пути решения социальных конфликтов;

  • Основные нормы правовых основ брака.

Учащиеся должны уметь:

  • описывать основные социальные объекты, выделяя их существенные признаки;

  • сравнивать социальные объекты, суждения об обществе и человеке, выявляя их общие черты и различия;

  • объяснять взаимосвязи изученных социаль­ных объектов;

  • оценивать поведение людей с точки зрения социальных норм;

  • решать познавательные и практические задачи в рамках изученного материала.

Учащиеся должны использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и по­вседневной жизни для:

  • полноценного выполнения типичных для под­ростка социальных ролей;

  • общей ориентации в актуальных обществен­ных событиях и процессах;

  • нравственной и правовой оценки конкретных поступков людей;

  • реализации и защиты прав человека и гражда­нина, осознанного выполнения гражданских обязанностей;

  • первичного анализа и использования соци­альной информации.





Перечень учебно – методического обеспечения программы

    • Учебник. А.И.Кравченко, Е.А.Певцова «Обществознание» 8 класс. М.: Русское слово.2012.

    • Рабочая тетрадь по курсу «Обществознание: 8 класс Хромова И.С. -М.: Русское слово.

Книга для преподавателей. Обществознание. Поурочные планы по учебнику А.И. Кравченко 8 класс. Н.С.Кочетков, Волгоград :«Учитель»,2012;

    • Программа курса «Обществознание»для 8-9 классов общеобразовательных учреждений. КравченкоА.И. -М.: Русское слово.2006;

1. Оборудование

  • Таблицы

  • Схемы

  • Презентации

  • иллюстрации

2. Дидактический материал

  • Раздаточный материал

  • Тесты

  • Фрагменты источников

  • Статистические данные


  1. Ампилогова Е.В., Дякина И.А. История политических и правовых учений для студентов ВУЗов. Серия Шпаргалки. Ростов н/Д: Феникс, 2004. – 160с.

  2. Бударина А.В. основы предпринимательской деятельности: Книга для учителя/А.В.Бударина, И.Б.Соловьева, А.Ф.Степина – М,:Просвещение, 1998. – 188с.

  3. Введение в обществознание: учебник для 8-9 кл. Общеобразовательных учреждений/Л.Н.Боголюбов. – М,:Просвещение, 2005. – 400сс.

  4. Дидактические материалы по курсу «Введение в обществознание»: 8-9 кл.: Пособие для учителя/Л.Н.Боголюбов, Н.Ю. Басик, Н.И.Городецкая. – М,: Просвещение, 2002 – 173с.

  5. Конституция Российской Федерации. – М.: «Мартин», 2005. – 48с.

  6. Липсиц И.В. Экономика: В 2х книгах. Учебник для 9 кл. Общеобразовательных учрежединй. – М,:Вита-Пресс, 2002. – 352с.

  7. Манько А.В. Российская государственность: атрибуты самодержавной власти. Исторические очерки. – М.: Школьная пресса,2003. – 96с.

  8. Методика преподавания обществознания в школе. Учебник для студентов пед.вузов/под.редЛ.Н.Боголюбова, М.: Владос, 2002. – 304с.

  9. Михайлов Г.Н. Шпаргалки по обществознанию. – СПб.: Издательский дом «Литера», 2006. – 80с.

  10. Обществознание в таблицах и схемах. Издание 2-е, испр. И доп. СПб.: ООО «Виктория плюс», 2007. – 80с.

  11. Обществознание. 9 класс: поурочные планы по учебнику под ред.Л.Н.Боголюбова/ Авт-состС.Н.Степанько. – Влгоград: Учитель, 2005. – 410с.

  12. Пудовина Е.И., Государственные праздники Российской Федерации: Методическое пособие. – М.: Айрис-пресс, 2004. – 64с.

  13. Религии мира. 10-11 кл.: Пособие для общеобразовательных учебных заведений/Л.Г.Жукова, А.В.Журавский, А.В.Пименов, Н.В.Шабуров. – М,: Дрофа, 1997. – 272с.

  14. Рычков А.К., Яшин Б.Л., Философия: 100 вопросов – 100 ответов: учебное пособие для студентов ВУЗов – М,:Гуманитарное издательство ВЛАДОС, 2002 – 128с.

  15. Серов Б.Н. Поурочные разработки по курсу «Государственная символика» Герб, гимн, флаг. – М.: ВАКО, 2004. – 192с.

Литература для учащихся:

  1. Астахов П.А. Я и семья / П.А. Астахов. – М.: Эксмо, 2009. – 80с.

  2. Астахов П.А. Я отдыхаю/ П.А. Астахов. – М.: Эксмо, 2009. – 96с.

  3. Астахов П.А. Я и школа/ П.А. Астахов. – М.: Эксмо, 2009. – 96с.

  4. Астахов П.А. Я и государство/ П.А. Астахов. – М.: Эксмо, 2009. – 80с.

  5. Астахов П.А. Я и магазин/ П.А. Астахов. – М.: Эксмо, 2009. – 80с.

  6. Астахов П.А. Я и дорога/ П.А. Астахов. – М.: Эксмо, 2009. – 128с.

  7. Большая энциклопедия школьника./OXFORD/Изд-во РОСМЕН-ПРЕСС, 2006.

  8. Глобализация и Россия: проблемы демократического развития. М,: ООО ТИД «Русское слово», 2005

  9. Государственные символы России: Герб, флаг, гимн. / Е.В.Пчёлов М.: Русское слово, 2004

  10. Готовимся к олимпиаде по праву: Сборник заданий и ответов для 9-11 классов/составитель ГИМЦ РО г.Мурманска. – М,: АРКТИ, 2008. – 120с.

  11. Загладин Н.В., Путилин Б.П., Международный терроризм: истоки, проблемы, противодействие. М,: Русское слово, 2006

  12. Трудовой кодекс РФ. – М,: «Мартин», 2005. – 192с.

  13. Уголовный кодекс РФ. Официальный текст, действующая редакция. – М.: Издательство «Экзамен», 2005. – 192с.

  14. Школьный словарь по обществознанию: Пособие для учащихся 10-11 класса. Ю.И.Аверьянов, Л.Н.Боголюбов – М,: Просвещение, 2003.- 93с.

  15. Энциклопедия для детей. Т13. Страны, народы, цивилизации/гл.ред. М.Аксёнова. – М.: Аванта, 2005 – 704с.

  16. Энциклопедия для детей. Т6. Религии мира/гл.ред. М.Аксёнова. – М.: Аванта, 2005 – 704с.

  17. Энциклопедия для детей. Т12. Россия: физическая и экономическая география/гл.ред. М.Аксёнова. – М.: Аванта, 2005 – 704с.







Календарно – тематическое планирование обществознание 8 класс

№ Уро­ка

Тема урока

Кол-во

часов

Тип урока

Элементы содержания

Основные требования к уровню подготовки учащихся

Вид контроля, самостоятельной деятельности

Домашнее задание

Дата проведения

План

Факт

1

2


3

4

5

6

7

8

9

ГЛАВА 1. ОБЩЕСТВО И ЧЕЛОВЕК (12 ч)

1

Что такое об­щество

1

Урок- исследо­вание

Понятия страна, государство, поли­тическая сфера, экономическая сфера, социальная сфера, духовная сфера, общество, мировое сообщество, глоба­лизация. Общество в узком и широком смысле. Общество как социальная организация страны. Основные при­знаки общества. Представление о ми­ровом сообществе и мировой системе. Дополнительно: взаимосвязь четырех сфер общества; процесс глобализации

Знать: основные понятия по теме урока; сущность общества как формы совместной деятельности людей; признаки общества. Уметь: высказывать суждения об обще­стве и о человеке, выявляя их общие черты и различия; называть сферы общества и да­вать их характеристику; ориентироваться в учебнике; работать со схемой, с таблицей

Текущий конт­роль

§ 1, задания к парагра­фу, эссе на тему «Будущее общества»



2

Человек, природа, общество

1

Уроки- характе­ристики

Понятия природа, окружающая среда, глобальные проблемы, экологические программы. Широкое и узкое зна­чение природы. Взаимоотношения природы и человека. Глобальные проблемы человечества. Опасность неконтролируемого изменения окру­жающей среды. Меры по защите и охране природы.

Дополнительно: понятие об антропо­генных нагрузках; экологические про­граммы и защита окружающей среды

Знать: основные понятия по теме уроков; глобальные проблемы человечества; при­чины исчезновения окружающей среды. Уметь: приводить примеры негативного воздействия человека на окружающую среду; характеризовать меры по защите природы, предпринимаемые человечест­вом, и оценивать их эффективность; уста­навливать причинно-следственные связи; отвечать на проблемные вопросы; работать над созданием учебного проекта; работать со схемами

Устный опрос

§ 2,вопросы и задания к парагра­фу, наше­го посёлка»



3

Человек, природа, общество

1


Устный опрос

Учебный проект «За­кон об эко­логии



4

Типология об­ществ


1

Урок лабора­торного типа

Понятия типология, дописьменные и письменные общества, простые и сложные общества, общественно- экономическая формация, традиционное общество, индустриальное и постин­дустриальное общество. Типологии обществ, их критерии. Общество охотников и собирателей: особенности хозяйства и образа жизни. Зарождение земледелия, появление письменности, городов и возникновение государства. Дополнительно: сравнительный ана­лиз типов общества; особенности индустриального и постиндустриаль­ного общества в России

Знать: основные понятия по теме урока; типологии обществ, существующие в со­временной России, их характерные черты. Уметь: называть типы обществ и их харак­терные черты; отвечать на вопросы и вы­полнять практические задания, опираясь на теоретический материал, изученный на уроке; отвечать на проблемные во­просы; работать со схемой; анализировать, обобщать и делать выводы

Устный опрос

§ 3, во­просы, за­дания к па­раграфу, практикум



5

Социальный прогресс и раз­витие общества

1

Урок- практикум

Понятия закон ускорения истории, закон неравномерности развития, про­гресс, регресс, промышленная револю­ция. Социальный прогресс и ускоре­ние истории. Закон неравномерного развития обществ. Соотношение про­гресса и регресса в истории. Реформы и революции.

Дополнительно: цена и последствия ускорения социального прогресса; проблема прогресса и революций

Знать: основные понятия по теме урока; закономерности развития обществ; виды прогресса.

Уметь: объяснять сущность социального прогресса, закона ускорения истории; на примере конкретных стран показывать тенденцию неравномерного развития об­ществ; работать с таблицей; сравнивать, анализировать, обобщать и делать выводы

Письменный опрос

§4,вопросы и задания к параграфу



6

Личность и со­циальная среда

1

Про­блемный урок с эле­ментами дискус­сии

Понятия личность, индивид, человек. Прирожденные и приобретаемые качества человека. Роль семьи и соци­альной среды в воспитании ребенка. Представление о человеческой лич­ности, особенностях и противоречиях ее становления.

Дополнительно: роль моральных норм и духовных ценностей в разви­тии личности

Знать: основные понятия по теме урока; роль семьи и общества в воспитании ре­бенка.

Уметь: объяснять, в чем заключаются различия между личностью и человеком; высказывать суждения о том, какого чело­века можно назвать личностью; отвечать на проблемные вопросы; участвовать в дискуссии; работать со схемой; анализи­ровать, обобщать и делать выводы

Составление таблицы «Лич­ность, инди­вид, человек»

§ 5, про­блемный вопрос к па­раграфу



7

Потребности человека

1

Уроки-

исследо-

вания

Понятия потребность, удовлетворение потребности, иерархическая теория потребностей. Роль потребностей в жизни человека. Виды потребно­стей. Иерархия потребностей А.Мас- лоу. Низшие и высшие потребности, различия между ними. Дополнительно: неудовлетворенные потребности; роль духовных потреб­ностей

Знать: основные понятия по теме уроков; виды потребностей; роль потребностей в жизни человека.

Уметь: различать низшие и высшие по­требности и объяснять, в чем разница ме­жду ними; называть и анализировать свои потребности; объяснять, от чего зависят потребности человека и какова их роль; ра­ботать со схемой; отвечать на проблемные вопросы; участвовать в дискуссии

Устный опрос

§ 6,



8

Потребности человека

1

прак­тикум,



9

Социализация и воспитание

1

Урок- дискус­сия

Понятия социализация, культурные нор­мы, воспитание. Содержание и стадии процесса социализации. Негативное влияние социальной изоляции на раз­витие человеческой личности. Воспи­тание как часть процесса социализа­ции. Составные элементы воспитания. Дополнительно: социализация в под­ростковом возрасте; воспитание и со­циализация (сходство и различия); последствия недостаточного воспита­ния в семье

Знать: основные понятия по теме урока. Уметь: называть и характеризовать стадии жизненного цикла человека; объяснять сущность процессов воспитания и социа­лизации и видеть общее и различное между ними; отвечать на проблемные вопросы; сравнивать, анализировать, обобщать и де­лать выводы; работать над созданием учеб­ного проекта

Тест

§ 7, учеб­ный проект «Советы родителям, воспиты­вающим детей»



10

Общение

1

Уроки- практи- кумы

Понятия общение, вербальное и не­вербальное общение. Общение как социально-психологический процесс. Виды общения (речевое и неречевое). Основные формы об­щения (служебное, повседневное, убеждающее, ритуальное, межкуль­турное).

Дополнительно: эмоциональная сто­рона общения; проблемы домашнего общения

Знать: основные понятия по теме уроков; виды и формы общения. Уметь: сравнивать и анализировать разные формы общения; высказывать суждения о том, может ли человек обойтись без об­щения; работать со схемами, с таблицами; сравнивать, анализировать, обобщать и де­лать выводы

Устный опрос

§ 8,



11

Общение

1

практи­кум













12

Контрольная работа по теме «Обще­ство и человек»

1

Повто­рится ь- но-обоб- щающий урок

Подведение итогов изучения темы «Общество и человек». Повторение основных понятий темы. Решение проблемных вопросов

Знать: основные понятия и теоретический материал по теме «Общество и человек». Уметь: применять полученные знания при решении практических и проблемных за­дач; выделять главное в учебном материа­ле; высказывать и аргументировать свою точку зрения

Тест

Повторить § 1-8



ГЛАВА 2. ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СФЕРА (12 ч)

13

Что такое эко­номика

1

Урок- лекция

Понятия экономика, деньги, ресурсы, производство, распределение, потреб­ление, предприятие, отрасль. Основ­ные ресурсы экономики. Роль труда и капитала в развитии экономики. Понятие структуры экономики. Про­изводство, потребление, распределе­ние и обмен как основные экономи­ческие функции общества. Дополнительно: влияние экономики на поведение людей; роль информа­ционных ресурсов в наши дни

Знать: основные понятия по теме урока; ресурсы экономики; основные экономиче­ские функции общества. Уметь: объяснять роль экономики в жизни общества; называть компоненты структу­ры экономики и описывать их основные функции; анализировать роль информаци­онных ресурсов в современном мире; рабо­тать со схемой; участвовать в дискуссии

Текущий конт­роль

§ 9, эссе на тему «Можно ли считать эко­номическую сферу самой важной в структуре общества?»



14

Товар и деньги

1

Урок- лекция

Понятия деньги, товар, стоимость, инфляция, прибыль. Товар и его свой­ства. Роль товаров в экономической жизни общества. Деньги, их функции и исторические формы. Основные свойства денег. Основной закон биз­неса.

Дополнительно: коммерческие ин­ституты; различия между товарами, услугами и продуктами

Знать: основные понятия по теме урока; свойства товара; роль товаров в экономике; функции денег.

Уметь: анализировать достоинства и недо­статки денег и денежных заменителей; объ­яснять понятие покупательная способность денег, иллюстрируя ответ конкретными примерами; раскрывать суть основного закона бизнеса; отвечать на проблемные

Устный опрос

§ 10,про­блемный вопрос к па­раграфу



15

Спрос и пред­ложение

1

Урок- практи­кум

Понятия спрос, предложение, мар­кетинг, закон спроса, цена. Спрос и предложение как факторы рыноч­ной экономики. Понятие о величине спроса и величине предложения. Взаимосвязь спроса и предложения. Роль маркетинга в рыночной эконо­мике. Закон спроса. Дополнительно: сравнительный ана­лиз рыночной и плановой экономик

Знать: основные понятия по теме урока; взаимосвязь спроса и предложения; роль маркетинга в рыночной экономике. Уметь: разъяснять суть закона спроса, иллюстрируя ответ конкретными приме­рами; использовать приобретенные знания для общей ориентации в актуальных собы­тиях и процессах экономической жизни об­щества; отвечать на проблемные вопросы; участвовать в дискуссии; работать со схемой

Тест

§11, сфор­мулировать правило компромис­са в рыноч­ной эконо­мике



16

Рынок, цена, конкуренция

1

Уроки- прак- тикумы с эле­ментами деловой игры

Понятия обмен, рынок, цена, вырав­нивание цен, монополия, дефицит, конкуренция. Взаимосвязь обмена и рынка. Формы и виды рынков. Эко­номическая сущность конкуренции. Основные функции цен. Колебания спроса и предложения. Механизм вы­равнивания цен. Конкуренция произ­водителей и продавцов. Дополнительно: идеальная модель рынка и совершенная конкуренция; олигополия и монополия

Знать: основные понятия по теме уроков; разновидности рынков; основные функ­ции цен.

Уметь: описывать действие механизма выравнивания цен; объяснять, какую роль на рынке играет конкуренция продавцов, производителей и покупателей; отвечать на проблемные вопросы; работать со схе­мой, с таблицей; анализировать, обобщать и делать выводы

Письменный опрос

§ 12



17

Рынок, цена, конкуренция

1

эссе на тему «Каждый живет про­дажей чего- нибудь»



18

Предпринима­тельство

1

Урок- игра

Понятия предпринимательство, предприниматель, менеджер, про­фессиональный риск, малый бизнес. Экономическое содержание пред­принимательства, его роль в совре­менной экономике. Формы предпри­нимательства. Механизм получения прибыли в бизнесе. Экономический статус предпринимателя. Менеджер, предприниматель и наемные рабочие. Экономическая сущность малого биз­неса, его роль в экономике. Дополнительно: отличительные черты экономического поведения и функции предпринимателя; пробле­мы российских челноков

Знать: основные понятия по теме урока; условия, необходимые для успешного раз­вития бизнеса.

Уметь: разъяснять сущность предприни­мательства; называть черты, характерные для предпринимателя; приводить приме­ры предпринимательской деятельности; объяснять, какую роль в развитии бизнеса играет предпринимательский риск; решать познавательные и практические задачи; отвечать на проблемные вопросы; работать с таблицей; работать над созданием учеб­ного проекта

Тест

§ 13, учеб­ный проект «Мое дело»



19

Роль государ­ства

в эконо­мике

1

Уроки- исследо­вания

Понятия налогообложение, прямые и косвенные налоги. Экономическая роль государства. Поддержание госу­дарственных институтов. Представле­ния о социальном государстве. Налоги как источник доходов феде­рального правительства. Виды налогов. Дополнительно: анализ способов воз­действия государства на экономику; проблема платежей налогов в пользу государства

Знать: основные понятия по теме уроков; роль государства в сохранении экономи­ческого порядка; способы воздействия государства на экономику; основные виды налогов.

Уметь:называть и характеризовать формы вмешательства государства в экономику; объяснять суть проблемы налогообложе­ния; отвечать на проблемные вопросы; ра­ботать со схемой; анализировать, обобщать и делать выводы

Устный опрос

§ 14



20

Роль государ­ства

в эконо­мике

1

эссе на тему «Цель госу­дарства — это совмест­ное про­движение к высокому качеству жизни»



21

Бюджет госу­дарства и семьи

1





§ 15



22

Бюджет госу­дарства и семьи

1

Уроки- прак­тикумы с эле­ментами деловой игры

Понятия доходы, расходы, бюджет, дефицит бюджета. Бюджет как фи­нансовый документ. Составление бюджета. Долг и кредит. Основные статьи государственных расходов. Внешний и внутренний долг. Пробле­ма дефицита государственного бюд­жета и ее решение. Дополнительно: построение модели бюджета своей будущей семьи

Знать: основные понятия по теме уроков; три основные фазы составления бюджета; элементы государственного бюджета; ос­новные статьи государственных расходов. Уметь: называть и характеризовать спо­собы решения проблемы дефицита госу­дарственного бюджета; выполнять прак­тические задания по теме уроков; работать со схемой; работать в группах

Устный опрос

Ответить на во­прос «Чего нельзя допускать при пла­нировании семейного бюджета?»



23

Труд

1

Урок- лекция

Понятия труд, заработная плата, досуг, безработица. Сущность и виды труда. Труд и досуг. Формы и виды вознаграждения. Понятие о рабочей силе. Занятость и безработица. При­чины и социальные последствия без­работицы.

Дополнительно: государственное регулирование занятости и помощь безработным

Знать: основные понятия по теме урока; разницу между производительным и не­производительным трудом; виды вознагра­ждения.

Уметь: приводить примеры профессий, относящихся к производительному и не­производительному труду; разъяснять суть проблемы безработицы и ее социальные последствия; характеризовать меры, пред­принимаемые государством по помощи безработным; работать с таблицей; отве­чать на проблемные вопросы

Тест

§ 16, во­просы и за­дания к па­раграфу



24

Контрольная работа по теме «Эко­номическая сфера»

1

Повторительно-обобщающий

урок

Подведение итогов изучения темы «Экономическая сфера». Повторение основных понятий темы. Решение проблемных вопросов

Знать: основные понятия и теоретический материал по теме «Экономическая сфера». Уметь: применять полученные знания при решении практических и проблемных за­дач; выделять главное в учебном материа­ле; высказывать и аргументировать свою точку зрения

Тест

Повторить §9-16



ГЛАВА 3, СОЦИАЛЬНАЯ СФЕРА (9 ч)

25

Социальная, структура

1

Урок- лекция

Понятия социальная структура, соци­альная группа, статус, имидж, соци­альная роль. Социальная структура как анатомический скелет общества. Ста­тус как ячейка в социальной струк­туре общества. Взаимосвязь статуса и роли. Определение и значениесоциальной группы, ее влияние на поведение человека. Дополнительно: статусные символы и знаки отличия

Знать: основные понятия по теме урока. Уметь: разъяснять суть социальной струк­туры общества; приводить примеры соци­альных ролей; характеризовать социаль­ный статус личности; работать со схемами; сравнивать, анализировать.

Текущий конт­роль

§ 17, прак­тикум



26

Социальная стратификация

1

Урок- исследование

Понятия социальная стратификация, класс, образ жизни. Социальная стра­тификация и социальное неравенство. Понятие о социальной страте и кри­терии ее выделения. Социальное рас­слоение и дифференциация. Классы. Дополнительно: поляризация об­щества и имущественные различия людей; российская интеллигенция и средний класс

Знать: основные понятия по теме урока. Уметь: разъяснять суть социальной стра­тификации и называть ее критерии, при­чины появления классов; высказывать суждения о том, какой критерий отне­сения человека к тому или иному классу наиболее важен; отвечать на проблемные вопросы; работать со схемой, с таблицей; анализировать, обобщать и делать выводы

Письменный

опрос

§ 18, зада­ние 5



27

Богатые

1

Урок- исследо­вание

Понятия неравенство, богатство, роскошь, новые русские. Определение и измерение богатства. Расточитель­ный образ жизни. Источники доходов богатых.

Дополнительно: «старые» и «новые» богатые; средний класс и приличест­вующий уровень жизни

Знать: основные понятия по теме урока; источники доходов богатых и способы по­лучения богатства.

Уметь: разъяснять суть понятия богатство; характеризовать образ жизни богатых; вы­сказывать суждения об отрицательных и по­ложительных сторонах богатства; отвечать на проблемные вопросы; работать с доку­ментами; сравнивать, анализировать, обоб­щать и делать выводы; работать в группах

Устный опрос

§ 19, прак­тикум



28

Бедные

1

Урок- исследо­вание

Понятия бедность, порог бедности, ни­щета. Бедность как экономическое, культурное и социальное явление. Состав бедных. Масштабы, уровень и порог бедности.

Дополнительно: проблема прожиточ­ного минимума

Знать: основные понятия по теме урока; причины бедности в современной России. Уметь: характеризовать образ жизни бед­ных и нищих людей; разъяснять понятия относительная бедность и абсолютная бед­ность; высказывать суждения об отношении в обществе к бедным и нищим, о причинах бедственного положения людей, о том, за­висит ли количество бедных людей от коли­чества богатых; работать с документами

Устный опрос

§ 20,эссе на тему «Бедность — это...»



29

Этнос: нации и народности

1

Урок- лекция

Понятия этнос, этнообразующие фак­торы, племя, народность, нация. При­знаки и эволюция этноса. Этническое самосознание. Семья, род и клан как разновидности кровнородственных групп. Племена, народности и нации, их историческая эволюция. Дополнительно: межпоколенная связь и поколение; теория Л.Н. Гумилева

Знать: основные понятия по теме урока; признаки этноса.

Уметь: характеризовать этнос как социо­логическую общность; объяснять разницу между племенем и народностью, этносом и народностью; работать с таблицей; срав­нивать, анализировать, обобщать и делать выводы; работать в группах

Текущий конт­роль

§21, во­просы и за­дания к па­раграфу



30

Межнацио­нальные отно­шения

1

Урок дискус­сия

Понятия межнациональные отноше­ния, этноцентризм, этнические кон­фликты. Отношения между разными национальностями внутри одного го­сударства. Отношения между разны­ми нациями-государствами. Мирные и военные формы взаимодействия народов. Формирование многонацио­нального государства. Дополнительно: этноцентризм и на­циональная нетерпимость; пути ре­шения этнических конфликтов

Знать: основные понятия по теме урока; причины этнических конфликтов. Уметь: характеризовать межнациональные отношения; высказывать суждения о воз­можных путях преодоления этнических конфликтов; участвовать в дискуссии; работать с документами; отвечать на про­блемные вопросы; анализировать, обоб­щать и делать выводы

Письменный опрос

§22,про­блемные вопросы к параграфу



31

Конфликты в обществе

1

Уроки- практи­кумы

Понятие конфликт. Предмет, субъект, повод, причины, цель и масштаб кон­фликта. Формы конфликта. Класси­фикация конфликтов по способам их протекания.

Дополнительно: особенности семей­ных конфликтов, их влияние на ро­дителей и детей; способы решения конфликтов

Знать: понятие конфликт; классификацию конфликтов.

Уметь: на конкретных примерах опреде­лять предмет, субъект, повод, причины, цель и масштаб конфликта; называть и ха­рактеризовать способы решения конфлик­тов; приводить примеры конфликтов в со­временной российской действительности; находить выход из конфликта на примере учебной ситуации

Устный опрос

§ 23



32

Конфликты в обществе

1



Про­блемный вопрос к па­раграфу 23



33

Семья

1

Урок лабора­торного типа

Понятия семья, жизненный цикл семьи, нуклеарная семья, расширенная семья, развод. Семья как фундаментальный институт общества и малая группа. Жизненный цикл семьи. Многопоко­ленная семья. Эволюция форм семьи. Брак и разводы.

Дополнительно: проблема нуклеар- ной семьи; последствия развода, его социальная роль

Знать: основные понятия по теме урока. Уметь: характеризовать семью как фунда­ментальный институт общества и малую группу; описывать жизненный цикл семьи; высказывать суждения о проблеме развода, его социальной роли; анализировать, об­общать и делать выводы; отвечать на про­блемные вопросы; работать со схемами

Тест

§ 24,эссе на тему «Граждан­ский брак: за и против»




34

Контрольная работа по изученному в курсе обществознания за 8 класс

1

Повторитель-но-обобщающий

урок

Подведение итогов изучения курса обществознания за 8 класс. Повторе­ние основных понятий курса. Реше­ние проблемных вопросов

Знать: основные понятия курса общество- знания за 8 класс; теоретический материал, изученный в течение года. Уметь: применять полученные знания при решении практических и проблемных за­дач; выделять главное в учебном материа­ле; высказывать и аргументировать свою точку зрения

Тест

Задания нет






















Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!