СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа "Обществознание" 5-9 класс (базовый уровень)

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа "Обществознание" 5-9 класс (базовый уровень)

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа "Обществознание" 5-9 класс (базовый уровень)»

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ЛУГАНСКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ

«ЧЕРНУХИНСКАЯ ШКОЛА №22»



УТВЕРЖДАЮ:

Директор

____________О.А.Сенченко

«___» ______________2017 г.



РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по Обществознанию (включая экономику и право)

Базовый уровень

5- 9 класс





Составитель рабочей программы:

Булгакова Елизавета Викторовна







2017

Пояснительная записка

Данная рабочая программа по учебному предмету «обществознание» для обучающихся 5- 9 классов, разработана и составлена на основе примерной рабочей программы для образовательных организаций (учреждений) Луганской Народной Республики, с учетом авторской программы «Обществознание» под редакцией Л.Н. Боголюбова, на основе действующего Государственного стандарта основного общего и среднего образования.

Целью изучения и освоения программы является:

  • развитие личности в период ранней юности, её духовно-нравственной, политической и правовой культуры, экономического образа мышления, социального поведения, основанного на уважении закона и правопорядка, способности к самоопределению и самореализации; интере­са к изучению социальных и гуманитарных дисциплин;

  • воспитание гражданской ответственности, правового самосознания, толерантности, уважения к социальным нормам, приверженности к гуманистиче­ским и демократическим ценностям, закрепленным в Конституции Луганской Народной Республики;

  • освоение системы знаний  об экономической и иных видах деятельности людей, об обществе, его сферах, правовом регулировании общественных отношений, необходимых для взаимодействия с социальной средой и выполнения социальных ролей человека и граждани­на, для последующего изучения социально-экономических и гуманитарных дисциплин в учреж­дениях системы среднего и высшего профессионального образования и самообразования;

  • овладение умениями получать и критически осмысливать социальную информа­цию, анализировать, систематизировать полученные данные; осваивать способы познавательной, коммуникативной, практической деятельности, необходимой для участия в жизни гражданского общества и государства;

  • формирование опыта применения полученных знаний и умений для решения ти­пичных задач в области социальных отношений; гражданской и общественной деятельности; межличностных отношений; отношений между людьми разных национальностей и вероиспове­даний; в семейно-бытовой сфере, для соотнесения своих действий и действий других людей с нормами поведения, установленными законом.

Освоение и понимание учебного предмета «обществознание» направлено на решение следующих задач:


  • создать содержательные и организационно - педагогические условия для усвоения подростками важных для становления личности элементов культуры (знаний, опыта практической и познавательной, коммуникативной, эмоционально-оценочной деятельности);

  • способствовать усвоению на информационном, практическом и эмоциональном уровне идеалов и ценностей демократического общества (патриотизма, уважения гражданских прав и свобод, осознанного и ответственного выбора в условиях социальных альтернатив);

  • помочь сориентироваться в основных этических и правовых нормах, в формировании рефлексивного отношения к правилам общежития, трудового и учебного взаимодействия, способствовать личностному самоопределению;

  • содействовать освоению на информационном уровне основных социальных ролей в пределах дееспособности личности в подростковом возрасте (член семьи, учащийся школы, труженик, собственник, потребитель, гражданин);

  • предоставить возможность учащимся существенно расширить активный словарь через включение в него основных обществоведческих терминов и понятий, которые могут быть освоены на уровне не ниже их распознавания (узнавания) и воспроизведения (называния), правильного употребления в различном контексте в процессе ориентировки в социальной информации;

  • предоставить для практического освоения необходимую информацию о возможностях и особенностях получения образования, рефлексии своих склонностей, способностей и перспектив допрофессиональной подготовки.

Место предмета в учебном плане школы


Учебный предмет

Количество часов в неделю (в год)

V

VI

VII

VIII

IX

Всего

Обществознание

1

(34)

1

(34)

1

(34)

1

(34)

1

(34)

5

(170)



Рабочая программа реализуется с помощью следующих учебников и учебно­-методических материалов:

Обществознание. 5 класс: учебник для общеобразовательных организаций / [Боголюбов Л.Н., Виноградова Н.Ф., Городецкая Н.И. и др.], под ред. Л.Н. Боголюбова, Л. Ф. Ивановой. - М.: Просвещение, 2016.

Обществознание. 6 класс: учебник для общеобразовательных организаций / [Виноградова Н.Ф., Городецкая Н.И., Иванова Л.Ф. и др.], под ред. Л.Н. Боголюбова, Л. Ф. Ивановой. - М.: Просвещение, 2016.

Обществознание. 7 класс: учебник для общеобразовательных организаций / [Боголюбов Л.Н., Городецкая Н.И., Иванова Л.Ф. и др.], под ред. Л.Н. Боголюбова, Л.Ф. Ивановой. - М.: Просвещение,2016.

Обществознание. 8 класс: учебник для общеобразовательных организаций / [Боголюбов Л.Н., Городецкая Н.И., Иванова Л.Ф. и др.], под ред. Л. Н. Боголюбова и др. - М.: Просвещение,2016.

Обществознание. 9 класс: учебник для общеобразовательных организаций / [Боголюбов Л.Н., Матвеев А.И., Жильцова Е.И. и др.], под ред. Л.Н. Боголюбова и др. - М.: Просвещение,2016.

Обществознание (базовый уровень). 10 класс: учебник для общеобразовательных организаций/ [Боголюбов Л.Н., Аверьянова Ю.И., Белявский А.В., и др./ под ред. Боголюбова Л.Н., Лазебниковой А.Ю., Телюкиной М.В. и др. - М.: Просвещение,2016.

Обществознание (базовый уровень). 11 класс: учебник для общеобразовательных организаций/ [Боголюбов Л.Н., Городецкая Н.И., Иванова Л.Ф. и др./ под ред. Боголюбова Л.Н. и др. - М.: Просвещение, 2016.


Правовые акты Луганской Народной Республики: аннотированный каталог для образовательных организаций (учреждений) Луганской Народной Республики / сост.: Салеева Е.А., Ежова Н.Н., Федоров С.П. – Луганск, 2017. (см. http://nmcro.ru/, раздел «Издания НМЦРО»).

Право Луганской Народной Республики: документы, определения, задания и схемы: учебно-методическое пособие для образовательных организаций (учреждений) Луганской Народной Республики / Составители: Л.В. Благушина, С.П.Федоров, А.В.Чернышева и другие; Под общей редакцией Е.Н.Дятловой, Л.В. Благушиной.– Луганск, 2017. (см. http://nmcro.ru/, раздел «Издания НМЦРО»).



Критерии оценки знаний учащихся

Предполагается проведение тестирования; практические занятия, письменные проверочные работы, семинары, уроки-диспуты, рефераты, ролевые игры. Подобные формы контроля позволяют проверить теоретические знания и практические навыки учащихся, уровень усвоения материала и умение пользоваться полученными знаниями, что и является основными целями данного курса.

Система оценки достижений учащихся.

Оценка «5» - дается четкий, развернутый ответ на поставленный вопрос, все ключевые понятия темы, даются определения и описания, нет фактических неточностей,

речь правильная, включаются факты, поддерживающие детали.

Оценка «4» - большинство ключевых понятий и фактов хорошо определяются, описываются, есть небольшие фактические неточности, речь правильная.

Оценка «3» - определяется и описывается около половины ключевых понятий, проблем и фактов. Около половины объема информации правильной, остальная неверная, неточная или отсутствует.

Оценка «2» - определяется незначительное количество (либо отсутствует полностью) ключевых понятий, проблем, фактов, в основном информация неверная или не относится к поставленному вопросу.

Общая характеристика обществознания

Учебный предмет «обществознание» является обязательным для
изучения на уровне основного общего образования и является одной из составляющих предметной области «общественно-научные предметы» в 6 – 9 классах, в 5 классе «обществознание» является учебным предметом, формируемым участниками образовательных отношений.
Программа определяет базовое содержание учебного предмета «обществознание» в форме и объёме, которые соответствуют возрастным особенностям обучающихся и учитывает возможность освоения приёмов умственной и практической деятельности обучающихся, что является важнейшим компонентом развивающего обучения.

Содержание основного общего образования по обществознанию представляет собой комплекс знаний, отражающих основные объекты изучения: общество и его основные сферы, положение человека в обществе, правовое регулирование общественных отношений. Помимо знаний, важным содержательными компонентами курса являются: социальные навыки, умения, совокупность моральных норм и гуманистических ценностей; правовые нормы, лежащие в основе правомерного поведения. Не менее важным элементом содержания учебного предмета «Обществознание» является опыт познавательной деятельности, включающий работу с адаптированными источниками социальной информации; решение познавательных и практических задач, отражающих типичные социальные ситуации; учебную коммуникацию, опыт проектной деятельности в учебном процессе и социальной практике. «Обществознание» - учебный предмет, изучаемый в основной школе с 5 по 9 класс. Фундаментом курса являются научные знания об обществе и человеке. Обществознание изучает общественную жизнь многоаспектно, используя для этого комплекс общественных наук: философию, социологию, политологию, экономику, правоведение, социальную психологию, этику и культурологию. Это обуславливает специфику данного учебного предмета: его интерактивный характер, комплексное изучение современных социальных явлений и факторов и их влияние на жизнь человека.

Место и роль обществоведческого знания в образовании молодого поколения обусловлены его познавательными и мировоззренческими свойствами, вкладом в духовно-нравственное становление личности человека. Современное развитие, социальные и политические процессы, информационные контексты, глобализация всех сфер жизни, этнический и религиозный политеизм, социальная стратификация предъявляют новые требования к общественным наукам и к преподаванию в школе. Обществознание становится гуманистической базой для образования в целом. Знания по курсу должны стать основой для формирования ценностного отношения, собственной позиции к явлениям социальной жизни, поиску созидательных способов жизнедеятельности. Курс «Обществознание» даёт возможность подростку оценить себя как личность, найти свой путь, раскрыть свой потенциал, понять свои социальные роли и собственное место в социуме и культурной среде. Подросток приобретает опыт социального и культурного взаимодействия, становится активным гражданином. Изучение обществознания в основной школе опирается на курсы начальной школы «Окружающий мир» и «Основы религиозных культур и светской этики». При изучении курса обществознания «Обществознание» в основной школе необходимо использовать метапредметную основу и учитывать возрастные особенности учащихся. Изучая курс «Обществознание», школьники получают образовательную информацию, которая помогает им логично изучать содержание последующих курсов и имеет выраженное воспитательное значение.

Планируемые результаты освоения предмета «обществознание»

Итогами изучения обществознания на базовом уровне в VI- IX классах являются личностные, метапредметные и предметные результаты:

Личностные результаты:

  • осознание своей идентичности как гражданина страны, члена семьи, этнической и религиозной группы, локальной и региональной общности;

  • освоение гуманистических традиций и ценностей современного общества, уважение прав и свобод человека;

  • осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений, способность к определению своей позиции и ответственному поведению в современном обществе;

  • понимание культурного многообразия мира, уважение к культуре своего и других народов, толерантность.

Метапредметные результаты:

  • способность сознательно организовывать и регулировать свою деятельность – учебную, общественную и др.;

  • овладение умениями работать с учебной и внешкольной информацией (анализировать и обобщать факты, составлять простой и развернутый план, тезисы, конспект, формулировать и обосновывать выводы и т.д.), использовать современные источники информации, в том числе материалы на электронных носителях;

  • способность решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в различных формах (сообщение, эссе, презентация, реферат и др.);

  • готовность к сотрудничеству с соучениками, коллективной работе, освоение основ межкультурного взаимодействия в школе и социальном окружении и др.

Предметные результаты:

В результате тематического изучения обществознания на уровне основного общего образования выпускник на базовом уровне научится:

Человек. Деятельность человека

Выпускник научится:

- использовать знания о биологическом и социальном в человеке для характеристики его природы;

- характеризовать основные возрастные периоды жизни человека, особенности подросткового возраста;

- в модельных и реальных ситуациях выделять сущностные характеристики и основные виды деятельности людей, объяснять роль мотивов в деятельности человека;

- характеризовать и иллюстрировать конкретными примерами группы потребностей человека;

- приводить примеры основных видов деятельности человека;

- выполнять несложные практические задания по анализу ситуаций, связанных с различными способами разрешения межличностных конфликтов;

- выражать собственное отношение к различным способам разрешения межличностных конфликтов.

Выпускник получит возможность научиться:

- выполнять несложные практические задания, основанные на ситуациях, связанных с деятельностью человека;

- оценивать роль деятельности в жизни человека и общества;

- оценивать последствия удовлетворения мнимых потребностей, на примерах показывать опасность удовлетворения мнимых потребностей, угрожающих здоровью;

- использовать элементы причинно-следственного анализа при характеристике межличностных конфликтов;

- моделировать возможные последствия позитивного и негативного воздействия группы на человека, делать выводы.

Общество

Выпускник научится:

- демонстрировать на примерах взаимосвязь природы и общества, раскрывать роль природы в жизни человека;

- распознавать на основе приведенных данных основные типы обществ;

характеризовать движение от одних форм общественной жизни к другим;

- оценивать социальные явления с позиций общественного прогресса;

- различать экономические, социальные, политические, культурные явления и процессы общественной жизни;

- выполнять несложные познавательные и практические задания, основанные на ситуациях жизнедеятельности человека в разных сферах общества;

- характеризовать экологический кризис как глобальную проблему человечества, раскрывать причины экологического кризиса;

- на основе полученных знаний выбирать в предлагаемых модельных ситуациях и осуществлять на практике экологически рациональное поведение;

- раскрывать влияние современных средств массовой коммуникации на общество и личность;

- конкретизировать примерами опасность международного терроризма.

Выпускник получит возможность научиться:

- наблюдать и характеризовать явления и события, происходящие в различных сферах общественной жизни;

- выявлять причинно-следственные связи общественных явлений и характеризовать основные направления общественного развития;

Социальные нормы

Выпускник научится:

- раскрывать роль социальных норм как регуляторов общественной жизни и поведения человека;

- различать отдельные виды социальных норм;

- характеризовать основные нормы морали;

- критически осмысливать информацию морально-нравственного характера, полученную из разнообразных источников, систематизировать, анализировать полученные данные;

- применять полученную информацию для определения собственной позиции, для соотнесения своего поведения и поступков других людей с нравственными ценностями;

- раскрывать сущность патриотизма, гражданственности; приводить примеры проявления этих качеств из истории и жизни современного общества;

- характеризовать специфику норм права;

- сравнивать нормы морали и права, выявлять их общие черты и особенности;

- раскрывать сущность процесса социализации личности;

- объяснять причины отклоняющегося поведения;

- описывать негативные последствия наиболее опасных форм отклоняющегося поведения.

Выпускник получит возможность научиться:

- использовать элементы причинно-следственного анализа для понимания влияния моральных устоев на развитие общества и человека;

оценивать социальную значимость здорового образа жизни.

Сфера духовной культуры

Выпускник научится:

- характеризовать развитие отдельных областей и форм культуры, выражать свое мнение о явлениях культуры;

- описывать явления духовной культуры;

- объяснять причины возрастания роли науки в современном мире;

- оценивать роль образования в современном обществе;

- различать уровни общего образования в Луганской Народной Республике ;

- находить и извлекать социальную информацию о достижениях и проблемах развития культуры из адаптированных источников различного типа;

- описывать духовные ценности российского народа и выражать собственное отношение к ним;

- объяснять необходимость непрерывного образования в современных условиях;

- учитывать общественные потребности при выборе направления своей будущей профессиональной деятельности;

- раскрывать роль религии в современном обществе;

- характеризовать особенности искусства как формы духовной культуры.

Выпускник получит возможность научиться:

- описывать процессы создания, сохранения, трансляции и усвоения достижений культуры;

- характеризовать основные направления развития отечественной культуры в современных условиях;

- критически воспринимать сообщения и рекламу в СМИ и Интернете о таких направлениях массовой культуры, как шоу-бизнес и мода.

Социальная сфера

Выпускник научится:

- описывать социальную структуру в обществах разного типа, характеризовать основные социальные общности и группы;

- объяснять взаимодействие социальных общностей и групп;

- выделять параметры, определяющие социальный статус личности;

- приводить примеры предписанных и достигаемых статусов;

- описывать основные социальные роли подростка;

- конкретизировать примерами процесс социальной мобильности;

- характеризовать межнациональные отношения в современном мире;

- объяснять причины межнациональных конфликтов и основные пути их разрешения;

- характеризовать, раскрывать на конкретных примерах основные функции семьи в обществе;

- раскрывать основные роли членов семьи;

- характеризовать основные слагаемые здорового образа жизни;

- осознанно выбирать верные критерии для оценки безопасных условий жизни;

- выполнять несложные практические задания по анализу ситуаций, связанных с различными способами разрешения семейных конфликтов. Выражать собственное отношение к различным способам разрешения семейных конфликтов.



Выпускник получит возможность научиться:

- раскрывать понятия «равенство» и «социальная справедливость» с позиций историзма;

- выражать и обосновывать собственную позицию по актуальным проблемам молодежи;

- выполнять несложные практические задания по анализу ситуаций, связанных с различными способами разрешения семейных конфликтов;

- выражать собственное отношение к различным способам разрешения семейных конфликтов;

- формировать положительное отношение к необходимости соблюдать здоровый образ жизни;

- корректировать собственное поведение в соответствии с требованиями безопасности жизнедеятельности;

- использовать элементы причинно-следственного анализа при характеристике семейных конфликтов;

- находить и извлекать социальную информацию о государственной семейной политике из адаптированных источников различного типа.

Политическая сфера жизни общества

Выпускник научится:

- объяснять роль политики в жизни общества;

- различать и сравнивать различные формы правления, иллюстрировать их примерами;

- давать характеристику формам государственно-территориального устройства;

- различать различные типы политических режимов, раскрывать их основные признаки;

- раскрывать на конкретных примерах основные черты и принципы демократии;

- называть признаки политической партии, раскрывать их на конкретных примерах;

- характеризовать различные формы участия граждан в политической жизни. Выпускник получит возможность научиться:

- осознавать значение гражданской активности и патриотической позиции в укреплении нашего государства;

- соотносить различные оценки политических событий и процессов и делать обоснованные выводы.

Гражданин и государство

Выпускник научится:

- характеризовать государственное устройство ЛНР, называть органы государственной власти страны, описывать их полномочия и компетенцию;

- объяснять порядок формирования органов государственной власти ЛНР;

- называть и иллюстрировать примерами основные права и свободы граждан, гарантированные Временным Основным Законом (Конституцией) Луганской Народной Республики;

Выпускник получит возможность научиться:

использовать знания и умения для формирования способности уважать права других людей, выполнять свои обязанности гражданина Луганской Народной Республики.

Правовая система Луганской Народной Республики

Выпускник научится:

- раскрывать особенности гражданской дееспособности несовершеннолетних;

- характеризовать гражданские правоотношения;

- раскрывать смысл права на труд;

- объяснять роль трудового договора;

- разъяснять на примерах особенности положения несовершеннолетних в трудовых отношениях;

- характеризовать права и обязанности супругов, родителей, детей;

- характеризовать особенности уголовного права и уголовных правоотношений;

- конкретизировать примерами виды преступлений и наказания за них;

- характеризовать специфику уголовной ответственности несовершеннолетних;

- раскрывать связь права на образование и обязанности получить образование;

Выпускник получит возможность научиться:

- на основе полученных знаний о правовых нормах выбирать в предлагаемых модельных ситуациях и осуществлять на практике модель правомерного социального поведения, основанного на уважении к закону и правопорядку;

- оценивать сущность и значение правопорядка и законности, собственный возможный вклад в их становление и развитие;

- осознанно содействовать защите правопорядка в обществе правовыми способами и средствами.

Экономика

Выпускник научится:

- объяснять проблему ограниченности экономических ресурсов;

- различать основных участников экономической деятельности: производителей и потребителей, предпринимателей и наемных работников; раскрывать рациональное поведение субъектов экономической деятельности;

- раскрывать факторы, влияющие на производительность труда;

- характеризовать основные экономические системы, экономические явления и процессы, сравнивать их;

- анализировать и систематизировать полученные данные об экономических системах;

- характеризовать механизм рыночного регулирования экономики; анализировать действие рыночных законов, выявлять роль конкуренции;

- объяснять роль государства в регулировании рыночной экономики; анализировать структуру бюджета государства;

- называть и конкретизировать примерами виды налогов;

- характеризовать функции денег и их роль в экономике;

- раскрывать социально-экономическую роль и функции предпринимательства;

- формулировать и аргументировать собственные суждения, касающиеся отдельных вопросов экономической жизни и опирающиеся на экономические знания и личный опыт;

- характеризовать экономику семьи; анализировать структуру семейного бюджета;

- использовать полученные знания при анализе фактов поведения участников экономической деятельности;

- обосновывать связь профессионализма и жизненного успеха.

Выпускник получит возможность научиться:

- анализировать с опорой на полученные знания несложную экономическую информацию, получаемую из неадаптированных источников;

- выполнять практические задания, основанные на ситуациях, связанных с описанием состояния российской экономики;

- анализировать и оценивать с позиций экономических знаний сложившиеся практики и модели поведения потребителя;

- решать с опорой на полученные знания познавательные задачи, отражающие типичные ситуации в экономической сфере деятельности человека;

- грамотно применять полученные знания для определения экономически рационального поведения и порядка действий в конкретных ситуациях;

- сопоставлять свои потребности и возможности, оптимально распределять свои материальные и трудовые ресурсы, составлять семейный бюджет.

Содержание предмета «обществознание»

Человек. Деятельность человека.

Человек как биосоциальное существо. Биологическое и социальное в человеке. Черты сходства и различий человека и животного. Индивид, индивидуальность, личность. Социализация индивида. Личность. Факторы ее формирования. Основные возрастные периоды жизни человека. Отношения между поколениями. Ребенок и взрослый. Наследственность. Особенности подросткового возраста. Потребности, способности, характер человека. Особые потребности людей с ограниченными возможностями

Деятельность человека. Понятие деятельности. Многообразие видов деятельности. Игра, труд, учение.

Познание.Познание человеком мира и самого себя. Общение. Роль деятельности в жизни человека и общества.

Человек и его социальное окружение. Человек в малой группе. Межличностные отношения. Личные и деловые отношения. Лидерство. Межличностные конфликты и способы их разрешения.

Общество

Понятие об обществе.Общество как форма жизнедеятельности людей. Взаимосвязь общества и природы. Развитие общества. Общественный прогресс.Основные сферы жизни общества и их взаимодействие. Типы обществ.

Современные мир и его проблемы. Усиление взаимосвязей стран и народов. Глобальные проблемы современности. Опасность международного терроризма. Экологический кризис и пути его разрешения. Современные средства связи и коммуникации, их влияние на нашу жизнь. Современное общество, особенности его развития.

СОЦИАЛЬНАЯ СФЕРА ЖИЗНИ ОБЩЕСТВА

Социальные нормы. Социальные нормы как регуляторы поведения человека в обществе. Общественные нравы, традиции и обычаи. Как усваиваются социальные нормы. Общественные ценности. Гражданственность и патриотизм. Уважение социального многообразия. Мораль, её основные принципы. Нравственность. Моральные нормы и нравственный выбор. Роль морали в жизни человека и общества. Золотое правило нравственности. Гуманизм. Добро и зло. Долг. Совесть. Моральная ответственность.

Семья как малая социальная группа. Функции семьи. Брак и развод. Виды семей. Неполная семья. Межличностные отношения в семье. Основные роли членов семьи. Семейное хозяйство. Рациональное ведение хозяйства. Этика семейных отношений. Семейный долг, забота о членах семьи. Отношения между поколениями. Семейные ценности и традиции. Семейный досуг и здоровый образ жизни.

Социальный статус личности. Социальные роли. Социальная позиция человека. Социальные роли мужчин и женщин. Социальные роли подростков. Отношения между поколениями. Взаимосвязь «Я» и социальной роли. Социальный статус. Социальное неравенство. Социальная мобильность. Социальное страхование.

Социализация личности. Понятие социализации. Факторы социализации. Особенности социализации в подростковом возрасте. Свободное время подростка, увлечения. Занятия физкультурой и спортом. Слагаемые здорового образа жизни человека.

Отклоняющееся поведение. Норма и отклонение в поведении. Опасность наркомании и алкоголизма для человека и общества. Социальный контроль.

Социальный конфликт. Социальные конфликты и пути их разрешения. Значение конфликтов в развитии общества. Человек и его ближайшее 21 окружение. Человек в малой группе. Общение. Роли человека в малой группе. Лидер. Свобода личности и коллектив. Межличностные отношения. Межличностные конфликты, их разрешение. Пути достижения взаимопонимания.

Межнациональные отношения. Этнос и нация. Национальное самосознание. Этнические группы и межнациональные отношения. Отношение к историческому прошлому, традициям, обычаям народа. Межнациональные конфликты. Взаимодействие людей в многонациональном и многоконфессиональном обществе. Нации и этнические группы, проживающие на территории Луганской Народной Республики. Многонациональная культура Луганской Народной Республики.

Культура общества

Культура. Культура, ее многообразие и основные формы. Духовная культура и ее особенности. Духовная культура личности и общества. Культурные ценности и нормы. Институты культуры. Многообразие и диалог культур как черта современного мира. Тенденции развития культуры в Луганской Народной Республике.

Наука. Наука и ее функции в жизни современного общества. Труд ученого. Научно-технический прогресс в современном обществе. Научный потенциал Луганской Народной Республики

Образование. Образование как способ передачи и усвоения знаний и человеческого опыта. Роль образования в развитии информационного общества. Образование и образованность. Необходимость самообразования. Право на образование. Общедоступность и бесплатность образования. Система образования в Луганской Народной Республике. Уровни общего образования. Государственная итоговая аттестация. Самообразование.

Право и образование. Правовое регулирование отношений в области образования. Порядок приема в образовательные учреждения начального и среднего профессионального образования.

Религия. Религия как форма культуры. Мировые религии. Религиозное сознание человека. Религиозные организации и объединения, их роль в жизни современного общества. Религиозные организации и объединения в Луганской Народной Республике.

Искусство. Искусство как элемент духовной культуры общества. Функции искусства. Структура искусства. Влияние искусства на развитие личности.



Политическая сфера жизни общества

Политика. Политика и власть. Роль политики в жизни общества. Основные направления политической деятельности. Разделение властей.

Государство. Государство, его существенные признаки. Функции государства. Государственный суверенитет. Формы государства: формы правления, территориально-государственное устройство. Внутренние и внешние функции государства. Политический режим. Демократия ее основные признаки и ценности. Развитие демократии в современном мире.

Политическая деятельность. Участие граждан в политической жизни. Выборы и референдумы. Виды избирательных систем. Избирательное право и избирательный процесс в Луганской Народной Республике.

Политические партии и движения. Политические партии и движения, их роль в общественной жизни. Участие партий в выборах. Общественные движения и партии Луганской Народной Республики.

Гражданское общество и правовое государство. Гражданское общество. Правовое государство. Условия становления правового государства в Луганской Народной Республике. Пути формирования гражданского общества в Луганской Народной Республике.

Местное самоуправление. Сущность местного самоуправления. Система органов местного самоуправления в Луганской Народной Республике.

Межгосударственные отношения. Межгосударственные конфликты и способы их разрешения.

Информационная политика. Средства массовой информации в политической жизни общества. Влияние СМИ на политические настроения в обществе и позиции избирателя. Роль СМИ в предвыборной борьбе.





ЭКОНОМИКА

Экономика и экономическая наука. Роль экономики в жизни общества. Участники экономических отношений. Главные вопросы экономики. Товары и услуги. Стоимость, цена товара. Обмен, торговля. Ресурсы и потребности, ограниченность ресурсов. Свободные и экономические блага.

Экономические системы и собственность. Экономическая система. Типы экономических систем. Собственность. Имущественные отношения. Формы собственности. Защита прав собственности. Торговля и ее формы.

Рынок и рыночный механизм. Спрос и предложение. Виды рынков. Рынки сырья и материалов, товаров и услуг, капиталов, труда, их специфика. Рыночные отношения в современной экономике. Особенности современной экономики Луганской Народной Республики.

Конкуренция. Совершенная и несовершенная конкуренция. Политика защиты конкуренции и антимонопольное законодательство.

Экономика предприятия. Производство - основа экономики. Натуральное и товарное хозяйство. Потребители, производители. Производство. Распределение. Обмен. Потребление. Факторы производства и факторные доходы. Разделение труда и специализация.

Производительность труда. Факторы, влияющие на производительность труда. Заработная плата. Стимулирование труда. Каким должен быть современный работник. Выбор профессии. Взаимосвязь количества и качества труда. Предприятия и их современные формы.

Предпринимательство. Предпринимательская деятельность. Издержки, выручка, прибыль. Основные источники финансирования бизнеса. Малое предпринимательство и фермерское хозяйство. Этика предпринимательства



Деньги. Деньги и их функции. Основные виды денег. Виды, причины и последствия инфляции.

Налоговая система. Налоги, их функции. Виды налогов. Налоги, уплачиваемые предприятиями. Банки и банковская система. Банковские услуги, предоставляемые гражданам: депозит, кредит, платежная карта, электронные деньги, денежный перевод, обмен валюты. Формы дистанционного банковского обслуживания. Страховые услуги: страхование жизни, здоровья, имущества, ответственности. Инвестиции в реальные и финансовые активы. Пенсионное обеспечение.

Инфляция, ее последствия. Реальные и номинальные доходы. Распределение доходов. Перераспределение доходов. Неравенство доходов. Правила рационального расходования доходов.

Рынок труда. Занятость и безработица. Роль государства в обеспечении занятостью. Государственная политика в области занятости в Луганской Народной Республике.

Роль государства в экономике. Экономические цели и функции государства. Государственный бюджет. Государственный долг. Экономические функции домохозяйства. Основы денежной и бюджетной политики государства. Общественные блага.

Потребление домашних хозяйств. Семейный бюджет. Источники доходов и расходов семьи. Прожиточный минимум. Личное подсобное хозяйство. Принципы рационального ведения домашнего хозяйства. Сбережения.

Мировая экономика. Государственная политика в области международной торговли. Глобальные экономические проблемы.





ПРАВОВАЯ СИСТЕМА В ЛУГАНСКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКЕ

Право и его роль в жизни человека, общества и государства. Принципы права. Субъекты права. Источники права. Система права. Понятие нормы права. Нормативный правовой акт. Виды нормативных правовых актов (законы, указы, постановления). Правовая информация.

Правоотношения. Правоотношения как форма общественных отношений. Виды правоотношений. Структура правоотношений. Участники правоотношений. Особенности правоотношений. Субъекты правоотношений. Физическое и юридическое лицо. Понятие правоспособности и дееспособности. Особенности правового статуса несовершеннолетних Правонарушение. Признаки и виды правонарушений. Понятие, виды и функции юридической ответственности. Правомерное поведение. Гражданские правоотношения. Право собственности. Право собственности на землю. Право на жилище. Право на социальное обеспечение. Здоровье под охраной закона. Права потребителей, защита прав потребителей. Способы защиты гражданских прав.

Трудовые правоотношения. Право на труд и трудовые правоотношения. Особенности трудовых правоотношений в Луганской Народной Республике. Трудовой кодекс Луганской Народной Республики. Трудовой договор и его значение в регулировании трудовой деятельности человека. Права, обязанности и взаимная ответственность работника и работодателя. Трудоустройство несовершеннолетних.

Семейные правоотношения. Семья под защитой государства. Порядок и условия заключения брака. Права и обязанности детей и родителей. Защита интересов и прав детей, оставшихся без попечения родителей. Административные правоотношения. Особенности административно- правовых отношений. Административные правонарушения. Виды административного наказания.

Уголовное право. Уголовное право, основные понятия и принципы. Понятие и виды преступлений. Основания привлечения и освобождения от уголовной ответственности. Уголовная ответственность несовершеннолетних. Понятие и цели уголовного наказания. Виды наказаний. Уголовный кодекс Луганской Народной Республики.

Правовой статус несовершеннолетнего. Особенности правового статуса несовершеннолетнего. Права ребенка и их защита. Дееспособность малолетних. Дееспособность несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет. Особенности регулирования труда работников в возрасте до 18 лет. Правовое регулирование в сфере образования. Особенности уголовной ответственности и наказания несовершеннолетних.

Международное право. Международное гуманитарное право. Международно-правовая защита жертв вооруженных конфликтов.

ГРАЖДАНИН И ГОСУДАРСТВО

Моя Родина – Луганская Народная Республика. Временный Основной Закон (Конституция) Луганской Народной Республики. Государственное устройство. Территория Луганской Народной Республики. Государственные символы Луганской Народной Республики: герб, флаг, гимн. История государственных символов Луганской Народной Республики. Государственные праздники.

Органы государственной власти. Система органов государственной власти Луганской Народной Республики. Глава Луганской Народной Республики. Совет Министров Луганской Народной Республики. Народный Совет Луганской Народной Республики. Система судов общей юрисдикции. Прокуратура. Адвокатура. Нотариат. Понятие, система и функции правоохранительных органов Луганской Народной Республики.

Права, свободы и обязанности гражданина. Основные конституционные права, свободы и обязанности человека и гражданина в Луганской Народной Республике. Защита прав и свобод человека в Луганской Народной Республике. Основные обязанности гражданина в Луганской Народной Республике. Обязанность соблюдать Временный Основной Закон (Конституцию) Луганской Народной Республике, законы, другие нормативно- правовые акты, уважать права и свободы других лиц. Обязанность платить налоги и сборы. Обязанность защищать Отечество. Обязанность бережного отношения к окружающей природной среде.

Государственная политика в сфере защиты прав детей. Права и обязанности родителей и детей. Защита прав и интересов детей, оставшихся без попечения родителей. Особенности правового статуса несовершеннолетних. Права и обязанности школьника.

Международно-правовая защита ребенка. Основные международные документы о правах человека и правах ребенка. Всеобщая декларация прав человека. Декларация прав человека как гарантия свободы личности в современном обществе.

Тематическое планирование

5 класс

№ п/п

Название темы

Количество

часов

1

Человек

5

2

Семья

7

3

Школа

8

4

Труд

5

5

Родина

8

6

Повторение

1


Итого

34






6 класс

№ п/п

Название темы

Количество

часов

1

Человек в социальном измерении

12

2

Человек среди людей

10

3

Нравственные основы жизни

8

4

Повторение

4


Итого

34




7 класс

№ п/п

Название темы

Количество

часов

1

Регулирование поведения людей в обществе

11

2

Человек в экономических отношениях

13

3

Человек и природа

6

4

Итоговое повторение

4


Итого

34




8 класс

№ п/п

Название темы

Количество

часов

1

Личность и общество

6

2

Сфера духовной культуры

8

3

Социальная сфера

5

4

Экономика

13

5

Итоговое повторение

1


Итого

34

9 класс

№ п/п

Название темы

Количество

часов

1

Политика

13

2

Право

20

3

Итоговое повторение

1


Итого

34




Поурочное планирование

Основное содержание программы

Класс: 5

Предмет: «Обществознание»

Количество часов – 34

Количество часов в неделю – 1

Календарно-тематическое планирование

№ п/п

№ урока в теме

Название раздела, темы

Дата

Дата

Примечание

по плану

по факту

Человек (5 часов)

1.

1.

Биологическое и социальное в человеке.




2.

2.

Черты сходства и различий человека и животного.




3.

3.

Основные возрастные периоды жизни человека.




4.

4.

Особенности подросткового возраста. Основные социальные роли в подростковом возрасте.




5.

5.

Итоговое занятие по теме «Человек».




Семья (7 часов)

6.

1.

Семья и семейные отношения. Отношения между поколениями. Функции семьи.




7.

2.

Семейные ценности и традиции. Основные роли членов семьи.




8.

3.

Семейное хозяйство.




9.

4.

«Учимся помогать вести семейное хозяйство».




10.

5.

Досуг семьи. Свободное время. Социальная значимость здорового образа жизни.




11.

6.

«Учимся распределять своё время».




12.

7.

Итоговое занятие по теме «Семья».




. Школа (8 часов)

13.

1.

Образова­ние в жизни человека.




14.

2.

Система образования в ЛНР.




15.

3.

Уровни общего образования.




16.

4.

Самообразование.




17.

5.

«Образование в жизни человека».




18.

6.

Одноклассники, сверстники, друзья.




19.

7.

«Учимся дружно жить в классе».




20.

8.

Итоговое занятие по теме «Школа».




Труд (5 часов)

21.

1.

Труд – основа жизни. Трудовая деятельность человека.




22.

2.

«Учимся трудиться и уважать труд» .




23.

3.

Труд и творчество.




24.

4.

«Учимся творчеству».




25.

5.

Итоговое занятие по теме «Труд».




Родина (98часов)

26.

1.

Наше государство – ЛНР. Органы государственной власти и управления в ЛНР




27.

2.

Государст­венные символы ЛНР.




28.

3.

Гражданственность и патриотизм.




29.

4.

Гражданство ЛНР. Конституционные права, свободы и обязанности гражданина ЛНР.




30.

5.

«Учимся быть достойными гражданами».




31.

6.

ЛНР – многонациональное государство.




32.

7.

«Учимся уважать людей любой национальности».




33.

8.

Итоговое занятие по теме «Родина».




Повторение (1 час)

34.

1.

Итоговое занятие за курс 5 класса.
















Основное содержание программы

Класс: 6

Предмет: «Обществознание»

Количество часов – 34

Количество часов в неделю – 1

Календарно-тематическое планирование

№ п/п

№ урока в теме

Название раздела, темы

Дата

Дата

Примечание

по плану

по факту

1.

1.

Введение.




Человек в социальном измерении (12 часов)

2.

1.

Человек и личность.




3.

2.

Человек и личность.




4.

3.

Человек познает мир.




5.

4.

Человек познает мир.




6.

5.

Человек и его деятельность.




7.

6.

Человек и его деятельность.




8.

7.

Потребности человека.




9.

8.

Потребности человека.




10.

9.

На пути к жизненному успеху.




11.

10.

Человек в социальном измерении.




12.

11.

Повторительно- обобщающий урок по теме «Человек в социальном измерении»




Человек среди людей (10 часов)

13.

1.

Межличностные отношения.




14.

2.

Межличностные отношения.




15.

3.

Человек в группе.




16.

4.

Человек в группе.




17.

5.

Общение.




18.

6.

Общение.




19.

7.

Конфликт в межличностных отношениях.




20.

8.

Конфликт в межличностных отношениях.




21.

9.

Человек среди людей.




22.

10

Повторительно-обобщающий урок по теме: «Человек среди людей»




Нравственные основы жизни ( 8 часов)

23.

1.

Человек славен добрыми делами.




24.

2.

Человек славен добрыми делами.




25.

3.

Будь смелым.




26.

4.

Будь смелым.




27.

5.

Человек и человечность.




28.

6.

Человек и человечность.




29.

7.

Нравственные основы жизни.



(практикум)

30.

8.

Повторительно-обобщающий урок на тему «Нравственные основы жизни»




Повторение (4 часа)

31.

1.

Повторение.




32.

2.

Практикум.




33.

3.

Резерв.




34.

4.

Итоговое обобщение.
















































Основное содержание программы

Класс: 7

Предмет: «Обществознание»

Количество часов – 34

Количество часов в неделю – 1

Календарно-тематическое планирование

№ п/п

№ урока в теме

Название раздела, темы

Дата

Дата

Примечание

по плану

по факту

1.

1.

Введение.




Регулирование поведения людей в обществе (11 часов)

2.

1.

Что значит жить по правилам.




3.

2.

Права и обязанности граждан.




4.

3.

Основные конституционные права, свободы и обязанности человека и гражданина в ЛНР.




5.

4.

Почему важно жить по правилам.




6.

5.

Защита Отечества.




7.

6.

Защита Отечества.




8.

7.

Для чего нужна дисциплина.




9.

8.

Виновен - отвечай.




10.

9.

Кто стоит на страже закона.




11.

10.

Регулирование поведения людей в обществе.




12.

11.

Повторительно – обобщающий урок на тему «Регулирование поведения людей в обществе»




Человек в экономических отношениях ( 13 часов)

13.

1.

Экономика и ее основные участники.




14.

2.

Экономика и ее основные участники.




15.

3.

Мастерство работника.




16.

4.

Производство, затраты, выручка, прибыль.




17.

5.

Производство, затраты, выручка, прибыль.




18.

6.

Виды и формы бизнеса.




19.

7.

Виды и формы бизнеса.




20.

8.

Обмен, торговля, реклама.




21.

9.

Деньги, их функции.




22.

10.

Экономика семьи.




23.

11.

Экономика семьи.




24.

12.

Человек в экономических отношениях.




25.

13.

Повторительно – обобщающий урок на тему: «Человек в экономических отношениях»






Человек и природа (6 часов)

26.

1.

Человек – часть природы.




27.

2.

Человек – часть природы.




28.

3.

Охранять природу значит охранять жизнь.




29.

4.

Закон на страже природы.




30.

5.

Человек и природа.




31.

6.

Повторительно-обобщающий урок: «Человек и природа»




Повторение. (4 часа)

31

1.

Резерв.




32.

2.

Резерв.




33.

3.

Повторение изученного. Практикум.




34.

4.

Итоговое обобщение.










































Основное содержание программы

Класс: 8

Предмет: «Обществознание»

Количество часов – 34

Количество часов в неделю – 1

Календарно-тематическое планирование

№ п/п

№ урока в теме

Название раздела, темы

Дата

Дата

Примечание

по плану

по факту

1.

1.

Введение.




Личность и общество (6 часов)

2.

1.

Что делает человека человеком?




3.

2.

Человек, общество, природа.




4.

3.

Общество как форма жизнедеятельности людей.




5.

4.

Развитие общества.




6.

5.

Как стать личностью.




7.

6.

Практикум по теме «Личность и общество»




Сфера духовной культуры( 8 часов)

8

1.

Сфера духовной культуры.




9.

2.

Мораль, долг и совесть.




10.

3.

Моральный выбор- это ответственность.




11.

4.

Образование и наука в ЛНР.




12.

5.

Религия как одна из форм культуры.




13.

6.

Практикум по теме « Сфера духовной культуры»




14.

7.

Повторительно- обобщающий урок «Сфера духовной культуры»




15.

8.

Практикум.





Социальная сфера (5 часов)

16..

1.

Социальная структура общества.




17.

2.

Социальные статусы и роли.




18.

3.

Нации и межнациональные отношения.




19.

4.

Отклоняющее поведение.




20.

5.

Практикум по теме «Социальная сфера»




Экономика (13 часов)

21

1.

Экономика и ее роль в жизни общества.




22.

2.

Главные вопросы экономики.




23.

3.

Собственность.




24.

4.

Рыночная экономика.




25.

5.

Производство-основа экономики.




26.

6.

Предпринимательская деятельность.








27.

7.

Роль государства в экономике.




28.

8.

Распределение доходов.




29.

9.

Потребление.




30.

10.

Инфляция и семейная экономика.




31.

11.

Безработица, ее причины и последствия.




32.

12.

Мировое хозяйство и международная торговля.




33.

13.

Повторительно-обобщающий урок по теме «Экономика»




Повторение 1(час)

34.

1.

Итоговое обобщение.










































Основное содержание программы

Класс: 9

Предмет: «Обществознание»

Количество часов – 34

Количество часов в неделю – 1

Календарно-тематическое планирование

№ п/п

№ урока в теме

Название раздела, темы

Дата

Дата

Примечание

по плану

по факту


Политика ( 13 часов)

1.

1.

Политика и власть.




2.

2.

Государство,его существенные признаки. Функции государства. Внутренняя и внешняя политика государства.




3.

3.

Формы правления.




4.

4.

Формы государственно – территориального устройства.




5.

5.

Гражданство ЛНР.




6.

6.

Политический режим.




7.

7.

«Демократия, её основные признаки и ценности.».




8.

8.

Правовое государство. Разделение властей.




.9.

9.

Гражданское общество. Местное самоуправление.




10.

10.

Участие граждан в политической жизни. Выборы и референдумы.




11.

11.

«Опасность политического экстремизма».




12.

12.

Политические партии и движения, их роль в общественной жизни.




13.

13.

Итоговое занятие по теме «Политика».




Право (20часов)

14.

1.

Роль права в жизни человека, общества и государства. Система российского законодательства. Источники права. Нормативный правовой акт.




15.

2.

Правоотношения. Правоспособность и дееспособность. Дееспособность малолетних. Дееспособность несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет.




16.

3.

Правонарушения и юридическая ответственность. Признаки и виды правонарушений. Понятие, виды и функции юридической ответственности. Презумпция невиновности.




17.

4.

Понятие коррупции. Противодействие коррупции. Коррупционные правонарушения: виды, ответственность».




18.

5.

Правоохранительные органы ЛНР.




19.

6.

Основы конституционного строя ЛНР.




20.

7.

Конституционные права и свободы человека и гражданина.




21.

8.

Права ребёнка и их защита. Особенности правового статуса несовершеннолетнего.




22.

9.

Механизмы реализации и защиты прав и свобод человека и гражданина.




23.

10.

Гражданские правоотношения. Основные виды гражданско-правовых договоров. Право собственности.




24.

11.

«Способы защиты гражданских прав».




25.

12.

Право на труд и трудовые правоотношения. Трудовой договор и его значение в регулировании трудовой деятельности человека.




26.

13.

Семья под защитой государства. Права и обязанности детей и родителей. Защита интересов и прав детей, оставшихся без попечения родителей.




27.

14.

Особенности административно-правовых отношений. Административные правонарушения. Виды административного наказания.




28.

15.

Уголовное право, основные понятия и принципы. Понятие и виды преступлений. Необходимая оборона. Виды наказаний. Особенности уголовной ответственности и наказания несовершеннолетних.




29.

16.

Социальная политика. Пенсионное обеспечение.




30.

17.

Пенсионное обеспечение».






31.

18.

Международно-правовая защита жертв вооружённых конфликтов. Международное гуманитарное право.




32.

19.

Правовое регулирование в сфере образования. 




33.

20.

Итоговое занятие по теме «Право».




Повторение(2 часа)

34.

1.

Итоговое повторение.






РАССМОТРЕННО

Протокол заседания МО учителей

От _________________ 2017 г. № _____





СОГЛАСОВАНО

Зам. директора по УВР

___________ Н.В.Сторчоус

«____»_____________2017г.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!