СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по ПДД для 5 класса

Категория: ОБЖ

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа и поурочное планирование по правилам дорожного движения для 5 класса.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по ПДД для 5 класса»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ПДД

5 класс 

 Пояснительная записка

Согласно Федеральному закону «О безопасности дорожного движения», основными принципами обеспечения безопасности дорожного движения являются: приоритет жизни и здоровья граждан, участвующих в дорожном движении, над экономическими результатами хозяйственной деятельности; приоритет ответственности государства за обеспечение безопасности дорожного движения над ответственностью граждан, участвующих в дорожном движении; соблюдение интересов граждан, общества и государства.

Резкое возрастание в последние годы автомобилизации крупных городов порождает множество проблем, среди которых дорожно-транспортный травматизм все больше приобретает характер «национальной катастрофы». Такое определение было дано на заседании рабочей группы по вопросам охраны здоровья детей при Правительственной комиссии по охране здоровья граждан.

Предрасположенность детей к несчастным случаям на дороге обусловлена особенностями психофизиологического развития, такими как:

- неустойчивость и быстрое истощение нервной системы;

- неспособность адекватно оценивать обстановку;

- быстрое образование и исчезновение условных рефлексов;

- преобладание процессов возбуждения над процессами торможения;

- преобладание потребности в движении над осторожностью;

- стремление подражать взрослым;

- недостаток знаний об источниках опасности;

- отсутствие способности отделять главное от второстепенного;

- переоценка своих возможностей в реальной ситуации;

- неадекватная реакция на сильные резкие раздражители и др.

Почти две трети из общего числа пострадавших на дороге детей попадает под машину из-за отсутствия главного транспортного навыка: предвидения скрытой опасности.

Ущерб только от гибели, ранения людей и повреждения транспортных средств в ДТП сопоставим с доходной частью бюджета и составляет в целом по России около 15 % от его величины. В отдельных регионах значение этого показателя достигает 30 – 40%. Общее число погибших в ДТП за последние 10 лет эквивалентно населению среднего областного центра страны, а ежегодное число пострадавших в ДТП многократно превышает количество жертв стихийных бедствий и техногенных катастроф.

Важно обучать правилам дорожного движения с раннего возраста, пока ребенок не принял неправильных стереотипов поведения на дороге, преобладающих во взрослой среде. Все это послужило предпосылками составления образовательной программы для  обучающихся школы. Программа решает проблемы воспитания законопослушных  участников дорожного движения. Этот образовательный курс позволяет школьнику выбрать правильную модель поведения в дорожно-транспортной среде, адекватно воспринимать дорожный мир.

        Рабочая программа разработана на основе программы дополнительного образования для общеобразовательных учреждений «Школа дорожной грамоты» составителя Купреевой Л.И., руководителя структурного подразделения, Штефаняк О.С., методиста ГАОУ ДОД КО «ОЦД(ю)ТТиБД»  и составлена из самых основных  тем, в которых необходимо разбираться взрослеющему ребенку.

         Цель образовательной программы – повышение эффективности педагогической профилактики детского дорожно-транспортного травматизма, разработка обоснованных методических материалов для педагогов общеобразовательных учреждений (школ, лицеев, гимназий и др.) по организации проведения дидактических занятий во внеурочное время по целенаправленному формированию у детей и подростков умений и навыков безопасного поведения на улицах и дорогах, с учетом психофизиологических и возрастных особенностей в дорожно-транспортной среде. Обучение основам безопасности дорожного движения направлено на формирование и развитие познавательной деятельности, ориентированной на понимание опасности и безопасности. Чтобы осознать логику безопасных действий, необходим творческий поиск педагога вместе с учащимися выходов из сложных и опасных ситуаций.

Рабочая программа  имеет социально-педагогическую направленность и рассчитан на детей 7 - 14 лет. Модуль программы рассчитан на 90 часов (1 – 7 классы).

Задачи

Обучающие                                                                                                      

- способствовать приобретению знаний о безопасности на дорогах, правилах дорожного движения, необходимых для безопасного движения по дорогам в качестве пешехода, водителя велосипеда (мопеда) и пассажира, знакомству с ПДД, касающихся движения механических (электрических) транспортных средств;

Развивающие                                                                                                   

- способствовать овладению умениями выполнять ПДД, распознавать дорожные «ловушки»- ситуации, возникающие из-за неумения предвидеть дорожные опасности, когда участники дорожного движения не нарушают ПДД или когда их поведение на дороге соответствует их бытовым привычкам;

 - формировать познавательно-поведенческие реакции, направленные на сохранение и укрепление здоровья;

Воспитательные                                                                                                      

- воспитывать правопослушность, сознательное отношение к соблюдению мер безопасности на дорогах, способность к анализу конкретных дорожных ситуаций и оценке возможных опасностей;

 - способствовать формированию  общего уровня культуры у участников дорожного движения;

- воспитывать чувство ответственности за безопасность – личную и других участников дорожного движения.



Содержание программы

Тема 1. Улицы и движение в нашем селе (1 час).

Информация о населённом пункте в котором живут обучающиеся, его транспортном сообщении (автобусных маршрутах, такси, личном транспорте). Интенсивность движения вокруг школы. Безопасный путь в школу.


Тема 2. Дорожные знаки и дополнительные средства информации (1 час).

Для чего нужны дорожные знаки. О чём говорят дорожные знаки водителям, пешеходам, велосипедистам. Где устанавливают дорожные знаки. Семь групп дорожных знаков (предупреждающие, приоритета, запрещающие, предписывающие, информационно-указательные, сервиса, дополнительной информации).

Тема 3. Правила пользования транспортом (1 час).

Безопасность пассажиров при посадке в транспортное средство и высадке из него. Правила перевозки людей и требования безопасности. Правила перевозки детей в транспортных средствах. Требования безопасности к техническому состоянию транспортных средств, перевозящих пассажиров. Средства безопасности автомобиля.

      Тема 4. Основные понятия и термины правил дорожного движения (1 час).

Что такое «правовое воспитание». Понятия «безопасность», «дорожная безопасность». Отношение к дорожному движению его участников и осознание ими своего места в нем: права, обязанности. Ответственность. Дорожное движение, как составная часть жизнедеятельности общества. Роль и ответственность Государства в обеспечении безопасности дорожного движения. Значение терминов и понятий при изучении ПДД. Права и обязанности участников дорожного движения. Ответственность участников дорожного движения за нарушение ПДД. Значение информации в обеспечении безопасности дорожного движения. Термины: «Участник дорожного движения», «Водитель», «Пешеход», «Пешеходный переход»и др.

Тема 5. Элементы улиц и дорог (1 час).

Из истории возникновения дорог. Элементы дорог (проезжая часть, обочина, кювет) и улиц (тротуар, полоса зелёных насаждений, пешеходный переход, проезжая часть). Правила поведения участников дорожного движения на дороге. Обязанности пешеходов при движении по тротуару. Опасности, подстерегающие пешехода на тротуаре. Движение по дороге группой. Правила движения в жилых зонах.

Тема 6. От «бытовой» привычки – к трагедии на дороге (1 час).

Виды дорожно -транспортных происшествий (ДТП). Причины и последствия ДТП. ДТП , связанные с велосипедистами, катанием на роликах и др. Зависимость ДТП от поведения человека на дороге. Понятие дорожной «ловушки». Из истории ДТП. Факторы, в лияющие на численность ДТП (дисциплина участников дорожного движения, время суток, дни недели). Привычки как фактор ДТП. Предвидение Опасности. Навыки безопасного поведения на дороге. Дорожные ситуации с участием пешеходов. Как разгадать дорожную ситуацию. Принятие решения в различных дорожных ситуациях


Тема 7. На железной дороге (1 час).

Виды наземного общественного транспорта. Метро и опасности при пользовании им (на эскалаторе, платформе, в вагоне). Железнодорожный транспорт и опасности при пользовании им. Железнодорожный переезд. Поведение при пожаре в поезде.


Тема 8. Правила оказания первой медицинской помощи при ДТП (при кровотечениях и ожогах) (2 часа).

Дорожно- транспортный травматизм. Медицинское обеспечение безопасности дорожного движения (права участников дорожного движения и обязанности государства). Принципы организации помощи и последовательность действий на месте дорожно- транспортного происшествия:

  • определение состояния пострадавшего;

  • ушибы и переломы;

  • потеря сознания, остановка дыхания и нарушение кровообращения;

  • черепно-мозговые травмы;

  • ожоги;

  • травмы позвоночника.

Тема 7. Езда на велосипеде (1 час).

Отработка практических навыков по Правилам дорожного движения велосипедиста.

Календарно-тематическое планирование 

занятия

 

Тема занятия


Дата проведения

Количество часов

По плану

Факти-чески

1.

Улицы и движение в нашем селе.


1



2.

Дорожные знаки и дополнительные средства информации.

1



3.

Правила пользования транспортом.


1



4.

Основные понятия и термины правил дорожного движения.

1



5.

Элементы улиц и дорог.


1



6.

От «бытовой» привычки – к трагедии на дороге.


1



7.

На железной дороге.


1



8,9.

Правила оказания первой медицинской помощи при ДТП (при кровотечениях и ожогах).




2



10.

Езда на велосипеде.


1



Итого:

10




Литература:


  1. Уроки по ПДД в 5 – 9 классах. – Учебное пособие. – Екатеринбург: Калан, 2000.

  2. Азбука пешехода: для дошкольников и детей начального школьного возраста.- М.: издательский Дом Третий Рим, 2007.

  3. Методические рекомендации: формирование у детей и подростков навыков безопасного поведения на улицах и дорогах для педагогов учреждений дополнительного образования. – М.: Издательский Дом Третий Рим, 2007.

4. Первая помощь. Учебник.

5. Формирование и функционирование системы обучения безопасному

поведению и профилактике детского дорожно- транспортного

травматизма. Методические рекомендации: для органов управления

образованием и образовательных учреждений. – М.: Издательский Дом

Третий Рим, 2007.

6. Сочинения-сказки по Правилам дорожного движения. Астрахань, 2002

7. Красный. Желтый. Зеленый! ПДД во внеклассной работе

Е.А. Воронова.Изд. 2-е. – Ростов н/Д: Феникс, 2006.

8. Конкурсы, викторины, праздники по правилам дорожного движения

для школьников / Н.В. Ковалева – Изд. 3-е – Ростов н/Д.: Феникс,

2007.

9. Правила дорожного движения Российской Федерации.- М.:

Издательский Дом Третий Рим, 2007.

10. Рыбин А.П. Дорожная азбука велосипедиста: Кн. для учащихся.- М.:

Просвещение, 1992.

11. Интернет.


















Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!