СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
I. Пояснительная записка
Рабочая программа по правилам дорожного движения для 3 класса. Составлена на основании следующих нормативно-правовых документов:
Предмет вводится за счёт часов учебного плана, отведённых под школьный компонент, из расчёта 17 часов в I полугодии (1 час в неделю). Он является логическим продолжением занятий по правилам дорожного движения в 1 классе, которые проводятся за счёт часов, выделенных на внеурочную деятельность. Дальнейшее его систематическое изучение продолжается за счёт часов школьного компонента в 3 классе и внеурочной деятельности – в 4 классе.
Основанием для включения его в учебный план является исполнение Закона Российской Федерации «О безопасности дорожного движения» от 10.12.1995 г. Основная задача Закона – сохранение жизни, здоровья граждан путём предупреждения дорожно- транспортных происшествий и снижения тяжести их последствий. Данный Закон не только устанавливает обязанности и права граждан по обеспечению безопасности движения, но и предусматривает процесс обязательного обучения граждан правилам безопасного поведения на дорогах. Чем раньше и чем больше дети узнают о дорожном движении, о том, что и как обеспечивает его безопасность, тем больше гарантия того, что участие в нём будет осознанным. Для этого важно приобщить учащихся начальных классов к среде обитания современного человека, помогать сознательно определять своё место в этой среде, а также изучить существующие правила поведения пешехода как одного из участников дорожного движения. Такое изучение возможно только на основе систематического изучения правил, осознанного усвоения, постоянного наращивания количества изученного материала в соответствии с возрастными возможностями обучающихся.
Задачами изучения ПДД и безопасного поведения детей на дорогах являются:
Предлагаемая программа построена на нарастании объёма изучаемого материала – увеличение количества усвоенных терминов, дорожных знаков, разметок, конструкций на дороге и т.д. отдельные темы, включённые в программу, содержат теоретическую и практическую части.
В теоретическую часть включены необходимые сведения по ПДД на заданную тему и беседы по основам безопасного поведения на дорогах – в дни школьных каникул, в связи с сезонными изменениями дорожной обстановки или с особенностью инфраструктуры населённого пункта и микрорайона.
Практическая часть включает работу учащихся с дидактическими материалами по заданной теме, экскурсии, прогулки по улицам и дорогам микрорайона, в местах массового отдыха детей, а также сюжетно-ролевые игры с использованием имитационных и дидактических материалов, изготовленных учащимися в процессе внеурочной деятельности.
Учащиеся имеют отдельную рабочую тетерадь по предмету, в которой они работают на уроке и дома: зарисовывают знаки и разметку, виды пешеходных переходов, записывают конкретные правила и т.д.
К подготовке и проведению тематических занятий привлекаются родители учащихся, водители-профессионалы, сотрудники автотранспортных предприятий, занимающиеся безопасностью дорожного движения, а также сотрудников ГИБДД.
Достигнутый уровень усвоения информации определяется не только системой опроса учащихся, но и по их реальному поведению на дороге, а также при самостоятельном разборе различных дорожных ситуаций.
В процессе изучения программы у второклассников будут сформированы:
- внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к учёбе;
- установка на здоровый образ жизни;
- способность к самооценке
- планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;
- способность принимать и сохранять цели предстоящей учебной деятельности, поиска способов её осуществления;
- осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;
- адекватно воспринимать оценку учителя;
- устанавливать причинно-следственные связи
- осуществлять анализ объекта с выделением существенных и несущественных признаков;
- проводить сравнение, сериацию и классификацию по заданным критериям;
- ориентироваться в материале: определять умения, которые будут сформированы на основе изучения данной темы, определять круг своего незнания;
- отвечать на простые и сложные вопросы учителя, самим задавать вопросы, находить нужную информацию в разных источниках;
- подробно пересказывать прочитанное или прослушанное, составлять простой план;
- наблюдать и делать самостоятельные простые выводы
- участвовать в диалоге; слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения на события, поступки;
- оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учетом своих учебных и жизненных речевых ситуаций;
- читать вслух и про себя тексты учебников, других художественных и научно-популярных книг, понимать прочитанное;
- выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи);
- не создавать конфликты и находить выход из спорных ситуаций
учащиеся должны знать
должны уметь
1.2 Формы контроля уровня достижений планируемых результатов, критерии оценивания
Знания учащихся оцениваются так же, как и по остальным предметам. Во время ответов дети должны не только рассказать само правило, но и привести примеры его использования при передвижении по дорогам.
Текущий контроль по ПДД можно осуществлять как в устной, так и в письменной форме. Письменные работы для текущего контроля проводятся в форме самостоятельной работы. Работа для текущего контроля состоит из нескольких однотипных заданий, с помощью которых осуществляется всесторонняя проверка усвоения определённого навыка. Источник материалов для тестирования: Тошева Л.И. «Основы безопасности дорожного движения», 1-4 классы. – с.150 – 191.
Формы контроля и учета достижений обучающихся
Обязательные формы и методы контроля |
Иные формы учета достижений |
||
текущая аттестация |
итоговая (триместр, год) аттестация |
урочная деятельность |
внеурочная деятельность |
- устный опрос - письменная самостоятельная работа - тестовые задания - графическая работа - доклад - творческая работа
|
-диагностическая контрольная работа
|
-анализ динамики текущей успеваемости
|
- участие в выставках, конкурсах, соревнованиях - активность в проектах и программах внеурочной деятельности - творческий отчет |
- портфолио - анализ психолого-педагогических исследований |
Тематический контроль по ПДД в начальной школе проводится в основном в письменной форме. Для тематических проверок выбираются условные вопросы программы (виды дорожной разметки, дорожные знаки и др.). За такую работу выставляется отметка по следующим критериям:
"5" - работа выполнена без ошибок, приведены примеры с оценкой поведения участников дорожного движения;
"4" - одна ошибка и 1-2 недочета; 2 ошибки или 4 недочета; примеры без оценки поведения участников дорожного движения;
"3" - 2 -3 ошибки и 1 -2 недочета;3 - 5 ошибок или 8 недочетов; примеры неудачны, отсутствует или неверна оценка поведения участников дорожного движения;
"2" - 6 и более ошибок; примеры неверны, отсутствует оценка поведения участников дорожного движения.
Оценка творческих проектов должна осуществляться по следующим критериям:
- пояснительная записка: общее оформление, технология изготовления изделия (эскиз изделия и его описание, выбор материалов, оборудования, инструментов, приспособлений и правила техники безопасности работы с ними, краткая последовательность изготовления изделия);
- изделие: оригинальность, качество, практическая значимость;
- защита проекта: четкость, ясность и убедительность изложения, глубина знаний, ответы на вопросы.
Выполненные в процессе изучения курса творческие работы, проекты помещаются в портфолио и учитываются при выведении итоговой отметки.
1.3 Перечень учебно-методических средств обучения
1.4 Организация внеурочной деятельности учащихся
Систематические занятия по ПДД дополняются внеурочной деятельностью:
1 раз в неделю.
Месяц |
Тема |
Задачи |
сентябрь |
Причины несчастных случаев и аварий на улицах и дорогах |
- Сформировать у учащихся осознанное представления о причинах несчастных случаев и аварий на улицах и дорогах. -Развивать двигательные умения и навыки безопасного поведения. -Воспитывать дисциплинированность, ответственность и культуру поведения. |
октябрь |
Новое о светофоре и дорожных знаках |
-Расширить знания о светофоре и дорожных знаках. - Развивать понимание, осмысление и осознание безопасных действий в опасных ситуациях. |
ноябрь |
Что надо знать о перекрестках и опасных поворотах транспорта. |
- Повторить материал о перекрестке за курс 2-ого класса, - Сформировать представление об опасных поворотах транспорта. -Учить ориентироваться в опасных ситуациях. - Отработать в игровой форме навыки безопасного поведения на перекрестке. - Воспитывать наблюдательность, бдительность, осторожность и дисциплинированность. |
декабрь |
Правила перехода проезжей части дороги |
- Формировать у учащихся умения и навыки безопасных действий при переходе проезжей части дороги. - Воспитывать наблюдательность, бдительность, осторожность и дисциплинированность. |
январь |
Остановочный и тормозной путь автомобиля. |
- -Формировать чувство опасности при переходе проезжей части дороги перед близко идущим транспортом. -Объяснить, остановочный и тормозной путь автомобиля. - Расширить словарный запас по дорожной лексике. |
февраль |
Правила перехода железной дороги. |
-Сформировать у учащихся представления об опасности на железной дороге. -Развивать целостность восприятия окружающей среды. - Дать понятие об оборудовании железнодорожных переездов, правилах перехода железнодорожных путей |
март |
Правила езды на велосипеде |
- Учить предвидеть опасность приезде на велосипеде. -Обучать правилам обращения с велосипедом для безопасности окружающих. |
апрель |
Правила поведения в транспорте. |
- Воспитывать культуру поведения учащихся в общественном транспорте. - Научить посадке и высадке из транспорта и безопасному поведению на посадочных площадках. |
май |
«Я-пешеход» (экскурсия) |
- Закрепить полученные учащимися знания. -Расширить словарный запас по дорожной лексике. -Формировать и развивать целостность восприятия дорожной среды. |
Календарно-тематический поурочный план
учебного предмета «Правила дорожного движения»
в 3 классе
№ п/п |
Дата
|
Тема урока |
Оборудование
|
Виды деятельности обучающихся. Формы контроля (к разделу) |
Требования к уровню подготовки обучащихся по ФГОС (УУД) (к разделу) |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
1. |
|
Детский дорожно-транспортный травматизм. Безопасные маршруты «Дом – школа – дом»
|
Презентация «На пути в школу», набор табличек «Дорожные знаки»; рабочие тетради, цветные карандаши
|
Пересказывать и понимать тексты и графические изображения о правилах дорожного движения.
Изображать путь от дома до школы с помощью условных обозначений.
Описывать увиденные дорожные ситуации.
Характеризовать поведение участников дорожного движения.
Формы контроля: - устный опрос; - письменная самостоятельная работа; - творческая работа
Исследовать (на основе непосредственных жизненных наблюдений) связи поведения участников дорожного движения и частотой ДТП.
Проводить групповые наблюдения во время практических занятий.
Различать дорожные знаки и дорожную разметку.
Группировать дорожные знаки по назначению.
Анализировать дорожную обстановку.
Обсуждать в группах и объяснять правила поведения в различных дорожных ситуациях (в городе, за городом, в транспорте).
Формы контроля: - устный опрос; - письменная самостоятельная работа; - творческая работа; - доклад
Оценивать конкретные примеры поведения на дороге.
Приводить примеры различных дорожных ситуаций.
Определять виды перекрёстков.
Сравнивать и различать сигналы светофора, регулировщика и водителей транспортных средств.
Характеризовать условия, обеспечивающие безопасность при переходе дорог.
Составлять рассказ по итогам практического занятия (тренинга).
Формы контроля: - устный опрос; - письменная самостоятельная работа; - творческая работа
Проводить групповые наблюдения во время экскурсий по микрорайону и в тренажёрный класс.
Моделировать и оценивать различные ситуации поведения на дороге ив транспорте.
Различать формы поведения, которые допустимы на дороге и в транспорте.
Выбирать оптимальные формы поведения во взаимоотношениях с одноклассниками, взрослыми.
Выявлять потенциально опасные ситуации для сохранения жизни и здоровья человека в условиях дорожного движения.
Формы контроля: - устный опрос; - доклад; - письменная самостоятельная работа; - творческая работа; - контрольная работа
|
Личностные
Метапредметные
Регулятивные
Коммуникативные В процессе обучения дети учатся:
Предметные учащиеся должны знать
должны уметь
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
2. |
|
История возникновения Правил дорожного движения
|
Презентация «Дорожные знаки», набор табличек «Дорожные знаки»; рабочие тетради, цветные карандаши
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
3. |
|
Элементы улиц и дорог. Дорожная разметка. Перекрестки и их виды
|
Презентация «Дорожная разметка», рабочие тетради, цветные карандаши |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
4. |
|
Сигналы, регулирующие дорожное движение Практическая работа на тренинговой площадке: Как правильно перейти улицу без светофора |
Презентация «Правила для пассажиров», набор табличек «Дорожные знаки»; рабочие тетради, цветные карандаши
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
5. |
|
Дорожные знаки и их группы
|
Презентация «Перекрёстки»; рабочие тетради, цветные карандаши |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
6. |
|
Виды транспортных средств. Сигналы, подаваемые водителями транспортных средств
|
Презентация «Перекрёстки»; рабочие тетради, цветные карандаши |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
7. |
|
Ожидание общественного транспорта. Посадка и высадка пассажиров
|
Презентация «Перекрёстки»; рабочие тетради, цветные карандаши |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
8. |
|
Обязанности пассажиров Проверочная работа по теме: Обязанности пассажиров
|
Презентация «Наш друг – светофор»; рабочие тетради, цветные карандаши |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
9. |
|
Правила перехода улиц и дорог после высадки из общественного транспорта |
Презентация «Сигналы регулировщика», макет жезла; рабочие тетради, цветные карандаши
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
10. |
|
Скрытые опасности на дороге. Дорожные «ловушки» |
Презентация «Будь внимателен!»; рабочие тетради, цветные карандаши
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
11. |
|
Движение пешеходов по тротуарам улицы и обочине дороги. Правостороннее движение транспортных средств и пешеходов |
Маршрутные листы с заданиями для групп
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
12. |
|
Правила перехода улиц и дорог. Одностороннее и двустороннее движение Проверочная работа по теме: Как правильно перейти улицу со светофором и без светофора
|
Презентация с фотографиями опасных мест города; рабочие тетради, цветные карандаши
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
13. |
|
Правила безопасности при переходе железнодорожных переездов |
Презентация «Будь внимателен!»; рабочие тетради, цветные карандаши
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
14. |
|
Причины несчастных случаев и аварий на улицах и дорогах |
Презентация «Мы - пассажиры»; рабочие тетради, цветные карандаши
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
15. |
|
Что делать при ЧС на дорогах |
Презентация «Мы - пассажиры», задания для групп; рабочие тетради, цветные карандаши
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
16. |
|
Велосипед и дорожное движение. |
Презентация «Внимание - дорога!»; рабочие тетради, цветные карандаши
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
17. |
|
Игра: «Регулировщик движения» |
Работа с доской «Азбука пешехода» |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
18. |
|
Транспорт – каким ты был раньше? |
Презентация «История транспорта» |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
19. |
Просмотр содержимого документа
|
Рассмотрено на заседании кафедры воспитания Протокол № от Зав.кафедрой И.А.Шишкина | Согласовано
Зам. директора по НМР Н.В.Пастухова
| Утверждаю
Директор Л.В.Гриценко |
Рабочая программа кружка
Отряд ЮИД «Правила дорожного движения»
Составитель:
Шишкина Татьяна Александровна,
учитель начальных классов,
классный руководитель 3 Б класса
ВОЛГОГРАД
2019
СОДЕРЖАНИЕ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ
Стр.
Пояснительная записка …………………………………………………………. 3
Планируемые результаты изучения учебного предмета …………………. 5
Формы контроля уровня достижений планируемых результатов,
критерии оценивания………………………………………………………… 7
Перечень учебно-методических средств обучения ……………………….. 9
Организация внеурочной деятельности учащихся ………………………... 10
Календарно-тематический поурочный план ………………………………….. 15
I. Пояснительная записка
Рабочая программа по правилам дорожного движения для 3 класса. Составлена на основании следующих нормативно-правовых документов:
Федерального компонента государственного стандарта начального общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009 г. № 373.
Закона Российской Федерации «Об образовании». Статья 14. Общие требования к содержанию образования (п. 5); Статья 32. Компетенция и ответственность образовательного учреждения (пп. 2 (части 5,6,7,16,20,23), 3 (часть 2).
Типового положения об общеобразовательном учреждении. Постановление правительства РФ от 19.03.2001 г. №196 с изменениями от 10.03.2009 г. №216 ст. 41.
Федерального базисного учебного плана и примерного учебного плана для образовательных учреждений РФ, программы общего образования. Приказ Министерства образования Российской Федерации от 9 марта 2004 г. № 1312 в редакции от 30.08.2010 г. № 889.
Приказа «О внесении изменений в ФГОС начального общего образования», утверждённого Министерством образования и науки РФ от 06.10.2009 г. №373
Санитарных правил и норм (СанПин 2.42. – 2821 10).
Учебного плана МБОУ « СОШ № 1» на 2012-2013 учебный год.
Примерной программы начального общего образования («Просвещение», 2010 г.) и авторской программы начального общего образования Тошевой Л.И. («Основы безопасности дорожного движения» - М: «ВАКО», 2011г.).
Предмет вводится за счёт часов учебного плана, отведённых под школьный компонент, из расчёта 17 часов в I полугодии (1 час в неделю). Он является логическим продолжением занятий по правилам дорожного движения в 1 классе, которые проводятся за счёт часов, выделенных на внеурочную деятельность. Дальнейшее его систематическое изучение продолжается за счёт часов школьного компонента в 3 классе и внеурочной деятельности – в 4 классе.
Основанием для включения его в учебный план является исполнение Закона Российской Федерации «О безопасности дорожного движения» от 10.12.1995 г. Основная задача Закона – сохранение жизни, здоровья граждан путём предупреждения дорожно- транспортных происшествий и снижения тяжести их последствий. Данный Закон не только устанавливает обязанности и права граждан по обеспечению безопасности движения, но и предусматривает процесс обязательного обучения граждан правилам безопасного поведения на дорогах. Чем раньше и чем больше дети узнают о дорожном движении, о том, что и как обеспечивает его безопасность, тем больше гарантия того, что участие в нём будет осознанным. Для этого важно приобщить учащихся начальных классов к среде обитания современного человека, помогать сознательно определять своё место в этой среде, а также изучить существующие правила поведения пешехода как одного из участников дорожного движения. Такое изучение возможно только на основе систематического изучения правил, осознанного усвоения, постоянного наращивания количества изученного материала в соответствии с возрастными возможностями обучающихся.
Задачами изучения ПДД и безопасного поведения детей на дорогах являются:
формирование системы знаний, умений и навыков, позволяющих детям младшего школьного возраста безопасно передвигаться в условиях дорожного движения;
формирование культуры поведения в общественном транспорте;
формирование мотивационно-поведенческой культуры ребёнка как основы безопасности в условиях общения с дорогой.
Предлагаемая программа построена на нарастании объёма изучаемого материала – увеличение количества усвоенных терминов, дорожных знаков, разметок, конструкций на дороге и т.д. отдельные темы, включённые в программу, содержат теоретическую и практическую части.
В теоретическую часть включены необходимые сведения по ПДД на заданную тему и беседы по основам безопасного поведения на дорогах – в дни школьных каникул, в связи с сезонными изменениями дорожной обстановки или с особенностью инфраструктуры населённого пункта и микрорайона.
Практическая часть включает работу учащихся с дидактическими материалами по заданной теме, экскурсии, прогулки по улицам и дорогам микрорайона, в местах массового отдыха детей, а также сюжетно-ролевые игры с использованием имитационных и дидактических материалов, изготовленных учащимися в процессе внеурочной деятельности.
Учащиеся имеют отдельную рабочую тетерадь по предмету, в которой они работают на уроке и дома: зарисовывают знаки и разметку, виды пешеходных переходов, записывают конкретные правила и т.д.
К подготовке и проведению тематических занятий привлекаются родители учащихся, водители-профессионалы, сотрудники автотранспортных предприятий, занимающиеся безопасностью дорожного движения, а также сотрудников ГИБДД.
Планируемые результаты усвоения учебного предмета
Достигнутый уровень усвоения информации определяется не только системой опроса учащихся, но и по их реальному поведению на дороге, а также при самостоятельном разборе различных дорожных ситуаций.
В процессе изучения программы у второклассников будут сформированы:
личностные УУД:
- внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к учёбе;
- установка на здоровый образ жизни;
- способность к самооценке
регулятивные УУД:
- планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;
- способность принимать и сохранять цели предстоящей учебной деятельности, поиска способов её осуществления;
- осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;
- адекватно воспринимать оценку учителя;
- устанавливать причинно-следственные связи
познавательные УУД:
- осуществлять анализ объекта с выделением существенных и несущественных признаков;
- проводить сравнение, сериацию и классификацию по заданным критериям;
- ориентироваться в материале: определять умения, которые будут сформированы на основе изучения данной темы, определять круг своего незнания;
- отвечать на простые и сложные вопросы учителя, самим задавать вопросы, находить нужную информацию в разных источниках;
- подробно пересказывать прочитанное или прослушанное, составлять простой план;
- наблюдать и делать самостоятельные простые выводы
коммуникативные УУД:
- участвовать в диалоге; слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения на события, поступки;
- оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учетом своих учебных и жизненных речевых ситуаций;
- читать вслух и про себя тексты учебников, других художественных и научно-популярных книг, понимать прочитанное;
- выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи);
- не создавать конфликты и находить выход из спорных ситуаций
предметные УУД:
учащиеся должны знать
название, назначение и расположение на дорогах дорожных знаков, дорожной разметки;
дорожную разметку на проезжей части ив местах остановок маршрутных транспортных средств;
условия, обеспечивающие безопасность пешеходу на дорогах в населённых пунктах и вне населённых пунктов (загородных дорогах);
опасные и безопасные для пешеходов участки дорог в микрорайоне или городе в целом;
значение сигналов светофора для транспорта и пешеходов;
виды автомашин специального назначения и особенность их движения;
положения регулировщика, соответствующие сигналам светофора для участников дорожного движения;
виды перекрёстков;
значения сигналов, подаваемых водителями транспортных средств: звуковые, световые, рукой;
наиболее характерные и частые ошибки в поведении пешеходов на дорогах, приводящие к ДТП;
должны уметь
выбирать безопасные места и определять условия, обеспечивающие безопасность при переходе проезжей части дороги, железнодорожного переезда;
определять виды перекрёстков в районе расположения школы, дома;
пользоваться общественным транспортом, выполняя правила безопасного поведения пассажиров при входе, выходе и во время движения, находясь в салоне общественного транспорта;
выполнять условия, обеспечивающие безопасность, на остановке маршрутных транспортных средств;
выполнять требования сигналов регулировщика и водителей транспортных средств.
1.2 Формы контроля уровня достижений планируемых результатов, критерии оценивания
Знания учащихся оцениваются так же, как и по остальным предметам. Во время ответов дети должны не только рассказать само правило, но и привести примеры его использования при передвижении по дорогам.
Текущий контроль по ПДД можно осуществлять как в устной, так и в письменной форме. Письменные работы для текущего контроля проводятся в форме самостоятельной работы. Работа для текущего контроля состоит из нескольких однотипных заданий, с помощью которых осуществляется всесторонняя проверка усвоения определённого навыка. Источник материалов для тестирования: Тошева Л.И. «Основы безопасности дорожного движения», 1-4 классы. – с.150 – 191.
Формы контроля и учета достижений обучающихся
Обязательные формы и методы контроля | Иные формы учета достижений | ||
текущая аттестация | итоговая (триместр, год) аттестация | урочная деятельность | внеурочная деятельность |
- устный опрос - письменная самостоятельная работа - тестовые задания - графическая работа - доклад - творческая работа
| -диагностическая контрольная работа
| -анализ динамики текущей успеваемости
| - участие в выставках, конкурсах, соревнованиях - активность в проектах и программах внеурочной деятельности - творческий отчет |
- портфолио - анализ психолого-педагогических исследований |
Тематический контроль по ПДД в начальной школе проводится в основном в письменной форме. Для тематических проверок выбираются условные вопросы программы (виды дорожной разметки, дорожные знаки и др.). За такую работу выставляется отметка по следующим критериям:
"5" - работа выполнена без ошибок, приведены примеры с оценкой поведения участников дорожного движения;
"4" - одна ошибка и 1-2 недочета; 2 ошибки или 4 недочета; примеры без оценки поведения участников дорожного движения;
"3" - 2 -3 ошибки и 1 -2 недочета;3 - 5 ошибок или 8 недочетов; примеры неудачны, отсутствует или неверна оценка поведения участников дорожного движения;
"2" - 6 и более ошибок; примеры неверны, отсутствует оценка поведения участников дорожного движения.
Оценка творческих проектов должна осуществляться по следующим критериям:
- пояснительная записка: общее оформление, технология изготовления изделия (эскиз изделия и его описание, выбор материалов, оборудования, инструментов, приспособлений и правила техники безопасности работы с ними, краткая последовательность изготовления изделия);
- изделие: оригинальность, качество, практическая значимость;
- защита проекта: четкость, ясность и убедительность изложения, глубина знаний, ответы на вопросы.
Выполненные в процессе изучения курса творческие работы, проекты помещаются в портфолио и учитываются при выведении итоговой отметки.
1.3 Перечень учебно-методических средств обучения
«Основы безопасности дорожного движения»: 1-4 классы. – М.: ВАКО, 2011. – 240 с. – (Мастерская учителя).
Дети и дорожное движение (пособие для учителя). Составитель К.В.Агадюнова.- М.: Просвещение, 1978г.
Дорожная азбука.- М.: Просвещение, 1974.
Методическое пособие для учителей школ по безопасности дорожного движения. Составители: О.Морозов, В.Фаляхова. - Казань, 1992.
Из истории уличного движения. – «Техника молодежи», 1977, №4.
Правила дорожного движения. – М.: НИП, 1993.
Почемучка.- М.: Педагогика, 1987.
Региональный стандарт обучения детей городских школ правилам безопасного поведения на дорогах.\Под редакцией Р.Н.Минниханова, И.А.Халиуллина. – Казань, 1995.
«ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ» (http://obr-resurs.ru), «БЕЗОПАСНОСТЬ И ЗДОРОВЬЕ» (http://risk-net.ru).
1.4 Организация внеурочной деятельности учащихся
Систематические занятия по ПДД дополняются внеурочной деятельностью:
1 раз в неделю.
класс
Месяц | Тема | Задачи |
сентябрь | Причины несчастных случаев и аварий на улицах и дорогах | - Сформировать у учащихся осознанное представления о причинах несчастных случаев и аварий на улицах и дорогах. -Развивать двигательные умения и навыки безопасного поведения. -Воспитывать дисциплинированность, ответственность и культуру поведения. |
октябрь | Новое о светофоре и дорожных знаках | -Расширить знания о светофоре и дорожных знаках. - Развивать понимание, осмысление и осознание безопасных действий в опасных ситуациях. |
ноябрь | Что надо знать о перекрестках и опасных поворотах транспорта. | - Повторить материал о перекрестке за курс 2-ого класса, - Сформировать представление об опасных поворотах транспорта. -Учить ориентироваться в опасных ситуациях. - Отработать в игровой форме навыки безопасного поведения на перекрестке. - Воспитывать наблюдательность, бдительность, осторожность и дисциплинированность. |
декабрь | Правила перехода проезжей части дороги | - Формировать у учащихся умения и навыки безопасных действий при переходе проезжей части дороги. - Воспитывать наблюдательность, бдительность, осторожность и дисциплинированность. |
январь | Остановочный и тормозной путь автомобиля. | - -Формировать чувство опасности при переходе проезжей части дороги перед близко идущим транспортом. -Объяснить, остановочный и тормозной путь автомобиля. - Расширить словарный запас по дорожной лексике. |
февраль | Правила перехода железной дороги. | -Сформировать у учащихся представления об опасности на железной дороге. -Развивать целостность восприятия окружающей среды. - Дать понятие об оборудовании железнодорожных переездов, правилах перехода железнодорожных путей |
март | Правила езды на велосипеде | - Учить предвидеть опасность приезде на велосипеде. -Обучать правилам обращения с велосипедом для безопасности окружающих. |
апрель | Правила поведения в транспорте. | - Воспитывать культуру поведения учащихся в общественном транспорте. - Научить посадке и высадке из транспорта и безопасному поведению на посадочных площадках. |
май | «Я-пешеход» (экскурсия) | - Закрепить полученные учащимися знания. -Расширить словарный запас по дорожной лексике. -Формировать и развивать целостность восприятия дорожной среды. |
Календарно-тематический поурочный план
учебного предмета «Правила дорожного движения»
в 3 классе
№ п/п | Дата | Тема урока | Оборудование | Виды деятельности обучающихся. Формы контроля (к разделу) | Требования к уровню подготовки обучащихся по ФГОС (УУД) (к разделу) |
1. | | Детский дорожно-транспортный травматизм. Безопасные маршруты «Дом – школа – дом»
| Презентация «На пути в школу», набор табличек «Дорожные знаки»; рабочие тетради, цветные карандаши | Пересказывать и понимать тексты и графические изображения о правилах дорожного движения.
Изображать путь от дома до школы с помощью условных обозначений.
Описывать увиденные дорожные ситуации.
Характеризовать поведение участников дорожного движения.
Формы контроля: - устный опрос; - письменная самостоятельная работа; - творческая работа
Исследовать (на основе непосредственных жизненных наблюдений) связи поведения участников дорожного движения и частотой ДТП.
Проводить групповые наблюдения во время практических занятий.
Различать дорожные знаки и дорожную разметку.
Группировать дорожные знаки по назначению.
Анализировать дорожную обстановку.
Обсуждать в группах и объяснять правила поведения в различных дорожных ситуациях (в городе, за городом, в транспорте).
Формы контроля: - устный опрос; - письменная самостоятельная работа; - творческая работа; - доклад
Оценивать конкретные примеры поведения на дороге.
Приводить примеры различных дорожных ситуаций.
Определять виды перекрёстков.
Сравнивать и различать сигналы светофора, регулировщика и водителей транспортных средств.
Характеризовать условия, обеспечивающие безопасность при переходе дорог.
Составлять рассказ по итогам практического занятия (тренинга).
Формы контроля: - устный опрос; - письменная самостоятельная работа; - творческая работа
Проводить групповые наблюдения во время экскурсий по микрорайону и в тренажёрный класс.
Моделировать и оценивать различные ситуации поведения на дороге ив транспорте.
Различать формы поведения, которые допустимы на дороге и в транспорте.
Выбирать оптимальные формы поведения во взаимоотношениях с одноклассниками, взрослыми.
Выявлять потенциально опасные ситуации для сохранения жизни и здоровья человека в условиях дорожного движения. Формы контроля: - устный опрос; - доклад; - письменная самостоятельная работа; - творческая работа; - контрольная работа
| Личностные принятие образа «хороший пешеход, хороший пассажир»; самостоятельность и личная ответственность за свои поступки, установка на здоровый образ жизни; уважительное отношение к другим участникам дорожного движения; осознание ответственности человека за общее благополучие; этические чувства, прежде всего доброжелательность и эмоционально-нравственная отзывчивость; положительная мотивация и познавательный интерес к занятиям по программе «Основы безопасности дорожного движения»; способность к самооценке; начальные навыки сотрудничества в разных ситуациях.
Метапредметные навыки контроля и самооценки процесса и результата деятельности; умение ставить и формулировать проблемы; навыки осознанного и произвольного построения сообщения в устной форме, в том числе творческого характера; установление причинно-следственных связей.
Регулятивные использование речи для регуляции своего действия; адекватное восприятие предложений учителей, товарищей, родителей и других людей по исправлению допущенных ошибок; умение выделять и формулировать то, что уже усвоено и что еще нужно усвоить; умение соотносить правильность выбора, планирования, выполнения и результата действия с требованиями задачи.
Коммуникативные В процессе обучения дети учатся: работать в группе, учитывать мнения партнеров; ставить вопросы; обращаться за помощью; формулировать свои затруднения; предлагать помощь и сотрудничество; слушать собеседника; договариваться и приходить к общему решению; формулировать собственное мнение и позицию; осуществлять взаимный контроль; адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих. Предметные учащиеся должны знать название, назначение и расположение на дорогах дорожных знаков, дорожной разметки; значение сигналов светофора для транспорта и пешеходов; виды автомашин специального назначения; положения регулировщика,; виды перекрёстков; значения сигналов, подаваемых водителями транспортных средств; наиболее характерные и частые ошибки в поведении пешеходов на дорогах, приводящие к ДТП; должны уметь выбирать безопасные места при переходе проезжей части дороги; определять виды перекрёстков; пользоваться общественным транспортом; выполнять требования сигналов регулировщика и водителей транспортных средств. |
2. | | История возникновения Правил дорожного движения
| Презентация «Дорожные знаки», набор табличек «Дорожные знаки»; рабочие тетради, цветные карандаши | ||
3. | | Элементы улиц и дорог. Дорожная разметка. Перекрестки и их виды
| Презентация «Дорожная разметка», рабочие тетради, цветные карандаши | ||
4. | | Сигналы, регулирующие дорожное движение Практическая работа на тренинговой площадке: Как правильно перейти улицу без светофора | Презентация «Правила для пассажиров», набор табличек «Дорожные знаки»; рабочие тетради, цветные карандаши | ||
5. | | Дорожные знаки и их группы
| Презентация «Перекрёстки»; рабочие тетради, цветные карандаши | ||
6. | | Виды транспортных средств. Сигналы, подаваемые водителями транспортных средств
| Презентация «Перекрёстки»; рабочие тетради, цветные карандаши | ||
7. | | Ожидание общественного транспорта. Посадка и высадка пассажиров | Презентация «Перекрёстки»; рабочие тетради, цветные карандаши | ||
8. | | Обязанности пассажиров Проверочная работа по теме: Обязанности пассажиров
| Презентация «Наш друг – светофор»; рабочие тетради, цветные карандаши | ||
9. | | Правила перехода улиц и дорог после высадки из общественного транспорта | Презентация «Сигналы регулировщика», макет жезла; рабочие тетради, цветные карандаши
| ||
10. | | Скрытые опасности на дороге. Дорожные «ловушки» | Презентация «Будь внимателен!»; рабочие тетради, цветные карандаши
| ||
11. | | Движение пешеходов по тротуарам улицы и обочине дороги. Правостороннее движение транспортных средств и пешеходов | Маршрутные листы с заданиями для групп
| ||
12. | | Правила перехода улиц и дорог. Одностороннее и двустороннее движение Проверочная работа по теме: Как правильно перейти улицу со светофором и без светофора
| Презентация с фотографиями опасных мест города; рабочие тетради, цветные карандаши
| ||
13. | | Правила безопасности при переходе железнодорожных переездов | Презентация «Будь внимателен!»; рабочие тетради, цветные карандаши
| ||
14. | | Причины несчастных случаев и аварий на улицах и дорогах | Презентация «Мы - пассажиры»; рабочие тетради, цветные карандаши
| ||
15. | | Что делать при ЧС на дорогах | Презентация «Мы - пассажиры», задания для групп; рабочие тетради, цветные карандаши
| ||
16. | | Велосипед и дорожное движение. | Презентация «Внимание - дорога!»; рабочие тетради, цветные карандаши
| ||
17. | | Игра: «Регулировщик движения» | Работа с доской «Азбука пешехода» | ||
18. | | Транспорт – каким ты был раньше? | Презентация «История транспорта» | ||
19. | | Каким был первый транспорт? | |||
20. | | Что такое «огненная тележка»? | |||
21. | | Конкурс поделок «Транспорт прошлого». | |||
22. | | Итоговое занятие. «Азбука дорог». | Рабочие тетради, цветные карандаши
| ||
23. | | Тормозной путь транспортных средств. | |||
24. | | Условия безопасности при пользовании общественным транспортом. | Работа с доской «Азбука пешехода»
| ||
25. | | Проектная работа по теме: «Общественный транспорт». | |||
26. | | Тесты на знание ПДД. | Рабочие тетради, цветные карандаши. | ||
27. | | Причины ДТП. | Сводка о ДТП в городе за последний год, карточки для групп с примерами дорожных ситуаций, выставка плакатов, изготовленных учащимися. | ||
28. | | Когда ты становишься водителем. | Презентация «Внимание - дорога!»; рабочие тетради, цветные карандаши
| ||
29. | | Железнодорожный переезд. | Презентация «Внимание - дорога!»; рабочие тетради, цветные карандаши
| ||
30. | | Государственная автомобильная инспекция. | Встреча с инспектором дорожного движения. | ||
31. | | Экскурсия на предприятие. |
| ||
32. | | Повторение изученного в 3 классе. | Рабочие тетради, цветные карандаши | ||
33. | | Праздник « Знай правила дорожного движения, как таблицу умножения!» | Сводка о ДТП в городе за последний год, карточки для групп с примерами дорожных ситуаций, выставка плакатов, изготовленных учащимися. | ||
34. | | Работа над ошибками. Безопасность на дорогах в летние каникулы | Сводка о ДТП в городе за последний год, карточки для групп с примерами дорожных ситуаций, выставка плакатов, изготовленных учащимися |
© 2020, Шишкина Татьяна Александровна 1065 1