СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа кружка "Правила дорожного движения"

Нажмите, чтобы узнать подробности

I. Пояснительная записка

            Рабочая программа по правилам дорожного движения  для 3 класса. Составлена на основании  следующих нормативно-правовых документов:

  1. Федерального компонента государственного стандарта начального общего образования, утвержденного приказом Министерства  образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009 г. № 373.
  2. Закона Российской Федерации «Об образовании». Статья 14. Общие требования к содержанию образования (п. 5); Статья 3 Компетенция и ответственность образовательного учреждения (пп. 2 (части 5,6,7,16,20,23), 3 (часть 2).
  3. Типового положения об общеобразовательном учреждении. Постановление правительства РФ от 19.02001 г. №196 с изменениями от 10.03.2009 г. №216 ст. 41.
  4. Федерального базисного учебного плана и примерного учебного плана для образовательных учреждений РФ, программы общего образования. Приказ Министерства образования Российской Федерации от 9 марта 2004 г. № 1312 в редакции от 30.08.2010 г. № 889.
  5. Приказа «О внесении изменений в ФГОС начального общего образования»,                 утверждённого Министерством образования и науки РФ от 06.10.2009 г. №373
  6. Санитарных правил и норм (СанПин 2.42. – 2821 10).
  7. Учебного плана МБОУ « СОШ №  1» на 2012-2013 учебный год.
  8. Примерной программы  начального общего образования («Просвещение», 2010 г.)  и авторской программы  начального общего образования Тошевой Л.И. («Основы безопасности дорожного движения» - М: «ВАКО», 2011г.).

 

Предмет вводится за счёт часов учебного плана, отведённых под школьный компонент, из расчёта 17 часов в I полугодии (1 час в неделю). Он является логическим продолжением занятий по правилам дорожного движения в 1 классе, которые проводятся за счёт часов, выделенных на внеурочную деятельность. Дальнейшее его систематическое изучение продолжается за счёт часов школьного компонента в 3 классе и внеурочной деятельности – в 4 классе.

Основанием для включения его в учебный план является исполнение Закона Российской Федерации «О безопасности дорожного движения» от 10.12.1995 г. Основная задача Закона – сохранение жизни, здоровья граждан путём предупреждения дорожно- транспортных происшествий и снижения тяжести их последствий. Данный Закон не только устанавливает обязанности и права граждан по обеспечению безопасности движения, но и предусматривает процесс обязательного обучения граждан правилам безопасного поведения на дорогах. Чем раньше и чем больше дети узнают о дорожном движении, о том, что и как обеспечивает его безопасность, тем больше гарантия того, что участие в нём будет осознанным. Для этого важно приобщить учащихся начальных классов к среде обитания современного человека, помогать сознательно определять своё место в этой среде, а также изучить существующие правила поведения пешехода как одного из участников дорожного движения. Такое изучение возможно только на основе систематического изучения правил, осознанного усвоения, постоянного наращивания количества изученного материала в соответствии с возрастными возможностями обучающихся.

Задачами изучения ПДД и безопасного поведения детей на дорогах являются:

  • формирование системы знаний, умений и навыков, позволяющих детям младшего школьного возраста безопасно передвигаться в условиях дорожного движения;
  • формирование культуры поведения в общественном транспорте;
  • формирование мотивационно-поведенческой культуры ребёнка как основы безопасности в условиях общения с дорогой.

Предлагаемая программа построена на нарастании объёма изучаемого материала – увеличение количества усвоенных терминов, дорожных знаков, разметок, конструкций на дороге и т.д. отдельные темы, включённые в программу, содержат теоретическую и практическую части.

В теоретическую часть включены необходимые сведения по ПДД на заданную тему и беседы по основам безопасного поведения на дорогах – в дни школьных каникул, в связи с сезонными изменениями дорожной обстановки или с особенностью инфраструктуры населённого пункта и микрорайона.

Практическая часть включает работу учащихся с дидактическими материалами по заданной теме, экскурсии, прогулки по улицам и дорогам микрорайона, в местах массового отдыха детей, а также сюжетно-ролевые игры с использованием имитационных и дидактических материалов, изготовленных учащимися в процессе внеурочной деятельности.

Учащиеся имеют отдельную рабочую тетерадь по предмету, в которой они работают на уроке и дома: зарисовывают знаки и разметку, виды пешеходных переходов, записывают конкретные правила и т.д.

К подготовке и проведению тематических занятий привлекаются родители учащихся, водители-профессионалы, сотрудники автотранспортных предприятий, занимающиеся безопасностью дорожного движения, а также сотрудников ГИБДД.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

    1. Планируемые результаты усвоения учебного предмета

 

Достигнутый уровень усвоения информации определяется не только системой опроса учащихся, но и по их реальному поведению на дороге, а также при самостоятельном разборе различных дорожных ситуаций.

В процессе изучения программы у второклассников будут сформированы:

  • личностные УУД:

- внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к учёбе;

- установка на здоровый образ жизни;

- способность к самооценке

  • регулятивные УУД:

- планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;

- способность принимать и сохранять цели предстоящей учебной деятельности, поиска способов её осуществления;

- осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;

- адекватно воспринимать оценку учителя;

- устанавливать причинно-следственные связи

  • познавательные УУД:

- осуществлять анализ объекта с выделением существенных и несущественных признаков;

- проводить сравнение, сериацию и классификацию по заданным критериям;

- ориентироваться в материале: определять умения, которые будут сформированы на основе изучения данной темы, определять круг своего незнания;

-  отвечать на простые  и сложные вопросы учителя, самим задавать вопросы, находить нужную информацию в разных источниках;

- подробно пересказывать прочитанное или прослушанное,  составлять простой план;

- наблюдать и делать самостоятельные   простые выводы

  • коммуникативные УУД:

- участвовать в диалоге; слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения на события, поступки;

- оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учетом своих учебных и жизненных речевых ситуаций;

- читать вслух и про себя тексты учебников, других художественных и научно-популярных книг, понимать прочитанное;

- выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи);

- не создавать конфликты и находить выход из спорных ситуаций

  • предметные УУД:

учащиеся должны знать

  • название, назначение и расположение на дорогах дорожных знаков, дорожной разметки;
  • дорожную разметку на проезжей части ив местах остановок маршрутных транспортных средств;
  •  условия, обеспечивающие безопасность пешеходу на дорогах в населённых пунктах и вне населённых пунктов (загородных дорогах);
  • опасные и безопасные для пешеходов участки дорог в микрорайоне или городе в целом;
  • значение сигналов светофора для транспорта и пешеходов;
  • виды автомашин специального назначения и особенность их движения;
  • положения регулировщика, соответствующие сигналам светофора для участников дорожного движения;
  • виды перекрёстков;
  • значения сигналов, подаваемых водителями транспортных средств: звуковые, световые, рукой;
  • наиболее характерные и частые ошибки в поведении пешеходов на дорогах, приводящие к ДТП;

должны уметь

  • выбирать безопасные места и определять условия, обеспечивающие безопасность при переходе проезжей части дороги, железнодорожного переезда;
  • определять виды перекрёстков в районе расположения школы, дома;
  • пользоваться общественным транспортом, выполняя правила безопасного поведения пассажиров при входе, выходе и во время движения, находясь в салоне общественного транспорта;
  • выполнять условия, обеспечивающие безопасность, на остановке маршрутных транспортных средств;
  • выполнять требования сигналов регулировщика и водителей транспортных средств.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.2   Формы контроля уровня достижений планируемых результатов, критерии оценивания

 

Знания учащихся оцениваются так же, как и по остальным предметам. Во время ответов дети должны не только рассказать само правило, но и привести примеры его использования при передвижении по дорогам.

Текущий контроль по ПДД можно осуществлять как в устной, так и в письменной форме. Письменные работы для текущего контроля  проводятся в форме самостоятельной работы. Работа для текущего контроля состоит из нескольких однотипных заданий, с помощью которых осуществляется всесторонняя проверка усвоения определённого навыка. Источник материалов для тестирования: Тошева Л.И. «Основы безопасности дорожного движения», 1-4 классы. – с.150 – 191.

 

      Формы контроля и учета достижений обучающихся

 

Обязательные формы и методы контроля

Иные формы учета достижений

текущая аттестация

итоговая (триместр, год) аттестация

урочная деятельность

внеурочная деятельность

- устный опрос

- письменная самостоятельная работа

-  тестовые задания

- графическая работа

- доклад

- творческая работа

 

-диагностическая  контрольная работа

 

-анализ динамики текущей успеваемости

 

- участие  в выставках, конкурсах, соревнованиях

- активность в проектах и программах внеурочной деятельности

- творческий отчет

- портфолио

- анализ психолого-педагогических исследований

 

Тематический контроль по ПДД в начальной школе проводится в основном в письменной форме. Для тематических проверок выбираются условные вопросы программы (виды дорожной разметки, дорожные знаки и др.). За такую работу выставляется отметка по следующим критериям:

"5" - работа выполнена без ошибок, приведены примеры с оценкой поведения участников дорожного движения;

"4" - одна ошибка и 1-2 недочета; 2 ошибки или 4 недочета; примеры без оценки поведения участников дорожного движения;

"3" - 2 -3 ошибки и 1 -2 недочета;3 - 5 ошибок или 8 недочетов; примеры неудачны,  отсутствует или неверна оценка поведения участников дорожного движения;

"2" - 6 и более ошибок; примеры неверны, отсутствует оценка поведения участников дорожного движения.

Оценка творческих проектов должна осуществляться по следующим критериям:

- пояснительная записка: общее оформление, технология изготовления изделия (эскиз изделия и его описание, выбор материалов, оборудования, инструментов, приспособлений и  правила техники безопасности работы с ними, краткая последовательность изготовления изделия);

- изделие: оригинальность, качество, практическая значимость;

- защита проекта: четкость, ясность и убедительность изложения, глубина знаний, ответы на вопросы.

Выполненные в процессе изучения курса творческие работы, проекты помещаются в портфолио и учитываются при выведении итоговой отметки.

 

 

1.3 Перечень учебно-методических средств обучения

 

      1. «Основы безопасности дорожного движения»: 1-4 классы. – М.: ВАКО, 201 – 240 с. – (Мастерская учителя).
      2. Дети и дорожное движение (пособие для учителя). Составитель К.В.Агадюнова.- М.: Просвещение, 1978г.
      3. Дорожная азбука.- М.: Просвещение, 1974.
      4. Методическое пособие для учителей школ по безопасности дорожного движения. Составители: О.Морозов, В.Фаляхова. - Казань, 1992.
      5. Из истории уличного движения. – «Техника молодежи», 1977, №4.
      6. Правила дорожного движения. – М.: НИП, 1993.
      7. Почемучка.- М.: Педагогика, 198
      8. Региональный стандарт обучения детей городских школ правилам безопасного поведения на дорогах.\Под редакцией Р.Н.Минниханова, И.А.Халиуллина. – Казань, 1995.
      9. «ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ» (http://obr-resurs.ru), «БЕЗОПАСНОСТЬ И ЗДОРОВЬЕ» (http://risk-net.ru).

 

 

                  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.4 Организация внеурочной деятельности учащихся

 

         Систематические занятия по ПДД дополняются внеурочной деятельностью:

1 раз в неделю.

 

  1. класс

Месяц

Тема

Задачи

сентябрь

Причины несчастных случаев и аварий на улицах и дорогах

- Сформировать у учащихся осознанное представления о причинах несчастных случаев и аварий на улицах и дорогах.

-Развивать двигательные умения и навыки безопасного поведения.

-Воспитывать дисциплинированность, ответственность и культуру поведения.

октябрь

Новое о светофоре и дорожных знаках

-Расширить знания о светофоре и дорожных знаках.

- Развивать понимание, осмысление и осознание безопасных действий в опасных ситуациях.

ноябрь

Что надо знать о перекрестках и опасных поворотах транспорта.

- Повторить материал о перекрестке за курс 2-ого класса,

- Сформировать представление об опасных поворотах транспорта.

-Учить ориентироваться в опасных ситуациях.

- Отработать в игровой форме навыки безопасного поведения на перекрестке.

- Воспитывать наблюдательность, бдительность, осторожность и дисциплинированность.

декабрь

Правила перехода проезжей части дороги

- Формировать у учащихся умения и навыки безопасных действий  при переходе проезжей части дороги.

- Воспитывать наблюдательность, бдительность, осторожность и дисциплинированность.

январь

Остановочный и тормозной путь автомобиля.

- -Формировать чувство опасности при переходе  проезжей части дороги перед близко идущим транспортом.

-Объяснить, остановочный и тормозной путь автомобиля.

- Расширить словарный запас по дорожной лексике.

февраль

Правила перехода железной дороги.

-Сформировать у учащихся представления об опасности на железной дороге.

-Развивать целостность восприятия окружающей среды.

- Дать понятие об оборудовании железнодорожных переездов, правилах перехода железнодорожных путей

март

Правила езды на велосипеде

- Учить предвидеть  опасность приезде на велосипеде.

-Обучать правилам обращения с велосипедом для безопасности окружающих.

апрель

Правила поведения  в транспорте.

- Воспитывать  культуру поведения учащихся в общественном транспорте.

- Научить посадке и высадке из транспорта и безопасному поведению на посадочных площадках.

май

«Я-пешеход»

(экскурсия)

- Закрепить полученные учащимися  знания.

-Расширить словарный запас по дорожной лексике.

-Формировать и развивать целостность восприятия дорожной среды.

 

Календарно-тематический поурочный план

учебного предмета «Правила дорожного движения»

в 3 классе

 

№ п/п

Дата

 

Тема урока

Оборудование

 

Виды деятельности обучающихся.

Формы контроля

(к разделу)

Требования к уровню подготовки обучащихся

по ФГОС (УУД)

(к разделу)

1.

 

Детский дорожно-транспортный травматизм. Безопасные маршруты «Дом – школа – дом»

 

 

Презентация «На пути в школу», набор табличек «Дорожные знаки»;

рабочие тетради, цветные карандаши

 

 

Пересказывать и понимать  тексты и графические изображения о правилах дорожного движения.

 

Изображать путь от дома до школы с помощью условных обозначений.   

 

Описывать увиденные дорожные ситуации.

 

Характеризовать поведение участников дорожного движения.

 

Формы контроля:

- устный опрос;

- письменная самостоятельная работа;

- творческая работа

 

 

 

Исследовать (на основе непосредственных жизненных наблюдений) связи поведения участников дорожного движения и частотой ДТП.

 

Проводить групповые  наблюдения во время практических занятий.

 

Различать дорожные знаки и дорожную разметку.

 

Группировать дорожные знаки по назначению.

 

Анализировать дорожную обстановку.

 

Обсуждать в группах и объяснять правила поведения в различных дорожных ситуациях (в городе, за городом, в транспорте).

 

Формы контроля:

- устный опрос;

- письменная самостоятельная работа;

- творческая работа;

- доклад

 

 

Оценивать конкретные примеры поведения на дороге.

 

Приводить примеры различных дорожных ситуаций.

 

Определять виды перекрёстков.

 

Сравнивать и различать сигналы светофора, регулировщика и водителей транспортных средств.

 

Характеризовать условия, обеспечивающие безопасность при переходе дорог.

 

Составлять рассказ  по итогам практического занятия (тренинга).

 

Формы контроля:

- устный опрос;

- письменная самостоятельная работа;

- творческая работа

 

Проводить групповые наблюдения во время экскурсий по микрорайону и в тренажёрный класс.

 

Моделировать и оценивать различные ситуации поведения на дороге ив транспорте.

 

Различать формы поведения, которые допустимы на дороге и в транспорте.

 

Выбирать оптимальные формы поведения во взаимоотношениях с одноклассниками, взрослыми.

 

Выявлять потенциально опасные ситуации для сохранения жизни и здоровья человека в условиях дорожного движения.

 

Формы контроля:

- устный опрос;

- доклад;

- письменная самостоятельная работа;

- творческая работа;

- контрольная работа

 

Личностные

  • принятие образа «хороший пешеход, хороший пассажир»;
  • самостоятельность и личная ответственность за свои поступки, установка на здоровый образ жизни;
  • уважительное отношение к другим участникам дорожного движения; 
  • осознание ответственности человека за общее благополучие;
  • этические чувства, прежде всего доброжелательность и эмоционально-нравственная отзывчивость;
  • положительная мотивация и познавательный интерес к занятиям по программе  «Основы безопасности дорожного движения»;
  • способность к самооценке;
  • начальные навыки сотрудничества в разных ситуациях.

 

Метапредметные

  • навыки контроля и самооценки процесса и результата деятельности;
  • умение ставить и формулировать проблемы;
  • навыки осознанного и произвольного построения сообщения в устной форме, в том числе творческого характера;
  • установление причинно-следственных связей.

 

Регулятивные

  • использование речи для регуляции своего действия;
  • адекватное восприятие  предложений учителей, товарищей, родителей и других людей по исправлению допущенных ошибок;
  • умение выделять и формулировать то, что уже усвоено и что еще нужно усвоить;
  • умение соотносить правильность выбора, планирования, выполнения и результата действия с требованиями задачи.

 

Коммуникативные

В процессе обучения  дети учатся:

  • работать в группе, учитывать мнения партнеров;
  • ставить вопросы;
  • обращаться за помощью;
  • формулировать свои затруднения;
  • предлагать помощь и сотрудничество;
  • слушать собеседника;
  • договариваться и приходить к общему решению;
  • формулировать собственное мнение и позицию;
  • осуществлять взаимный контроль;
  • адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.

Предметные

учащиеся должны знать

  • название, назначение и расположение на дорогах дорожных знаков, дорожной разметки;
  • значение сигналов светофора для транспорта и пешеходов;
  • виды автомашин специального назначения;
  • положения регулировщика,;
  • виды перекрёстков;
  • значения сигналов, подаваемых водителями транспортных средств;
  • наиболее характерные и частые ошибки в поведении пешеходов на дорогах, приводящие к ДТП;

должны уметь

  • выбирать безопасные места при переходе проезжей части дороги;
  • определять виды перекрёстков;
  • пользоваться общественным транспортом;
  • выполнять требования сигналов регулировщика и водителей транспортных средств.

2.

 

История возникновения Правил дорожного движения

 

 

 

 

Презентация «Дорожные знаки», набор табличек «Дорожные знаки»;

рабочие тетради, цветные карандаши

 

3.

 

Элементы  улиц и дорог. Дорожная разметка. Перекрестки и их виды

 

 

 

 

Презентация «Дорожная разметка», рабочие тетради, цветные карандаши

4.

 

Сигналы, регулирующие дорожное движение

Практическая работа на тренинговой площадке:

Как правильно перейти улицу без светофора

Презентация «Правила для пассажиров», набор табличек «Дорожные знаки»;

рабочие тетради, цветные карандаши

 

5.

 

Дорожные знаки и их группы

 

 

 

 

 

Презентация «Перекрёстки»; рабочие тетради, цветные карандаши

6.

 

Виды транспортных средств. Сигналы, подаваемые водителями транспортных средств

 

 

Презентация «Перекрёстки»; рабочие тетради, цветные карандаши

7.

 

Ожидание общественного транспорта. Посадка и высадка пассажиров

 

 

Презентация «Перекрёстки»; рабочие тетради, цветные карандаши

8.

 

Обязанности пассажиров

Проверочная работа по теме:

Обязанности пассажиров

 

 

Презентация «Наш друг – светофор»; рабочие тетради, цветные карандаши

9.

 

Правила перехода улиц и дорог после высадки из общественного транспорта

Презентация «Сигналы регулировщика», макет жезла; рабочие тетради, цветные карандаши

 

10.

 

Скрытые опасности на дороге. Дорожные «ловушки»

Презентация «Будь внимателен!»; рабочие тетради, цветные карандаши

 

11.

 

Движение пешеходов по тротуарам улицы и обочине дороги. Правостороннее движение  транспортных средств и пешеходов

Маршрутные листы с заданиями для групп

 

 

 

 

12.

 

Правила перехода улиц и дорог. Одностороннее и двустороннее движение

Проверочная работа по теме: Как правильно перейти улицу со светофором и без светофора

 

Презентация с фотографиями опасных мест города;

рабочие тетради, цветные карандаши

 

13.

 

Правила безопасности при переходе железнодорожных переездов

Презентация «Будь внимателен!»; рабочие тетради, цветные карандаши

 

14.

 

Причины несчастных случаев и аварий на улицах и дорогах

Презентация «Мы - пассажиры»; рабочие тетради, цветные карандаши

 

15.

 

Что делать при ЧС на дорогах

Презентация «Мы - пассажиры», задания для групп; рабочие тетради, цветные карандаши

 

16.

 

Велосипед и дорожное движение.

Презентация «Внимание - дорога!»; рабочие тетради, цветные карандаши

 

 

 

17.

 

Игра: «Регулировщик движения»

Работа с доской «Азбука пешехода»

18.

 

Транспорт – каким ты был раньше?

Презентация «История транспорта»

19.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа кружка "Правила дорожного движения"»

14


МОУ «Гимназия № 3 Центрального района Волгограда»


Рассмотрено

на заседании кафедры воспитания

Протокол № от

Зав.кафедрой И.А.Шишкина

Согласовано


Зам. директора по НМР Н.В.Пастухова


Утверждаю


Директор Л.В.Гриценко





Рабочая программа кружка

Отряд ЮИД «Правила дорожного движения»






Составитель:

Шишкина Татьяна Александровна,

учитель начальных классов,

классный руководитель 3 Б класса














ВОЛГОГРАД

2019




СОДЕРЖАНИЕ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ


Стр.


  1. Пояснительная записка …………………………………………………………. 3

    1. Планируемые результаты изучения учебного предмета …………………. 5

    2. Формы контроля уровня достижений планируемых результатов,

критерии оценивания………………………………………………………… 7

    1. Перечень учебно-методических средств обучения ……………………….. 9

    2. Организация внеурочной деятельности учащихся ………………………... 10

  1. Календарно-тематический поурочный план ………………………………….. 15





































I. Пояснительная записка

Рабочая программа по правилам дорожного движения для 3 класса. Составлена на основании следующих нормативно-правовых документов:

  1. Федерального компонента государственного стандарта начального общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009 г. № 373.

  2. Закона Российской Федерации «Об образовании». Статья 14. Общие требования к содержанию образования (п. 5); Статья 32. Компетенция и ответственность образовательного учреждения (пп. 2 (части 5,6,7,16,20,23), 3 (часть 2).

  3. Типового положения об общеобразовательном учреждении. Постановление правительства РФ от 19.03.2001 г. №196 с изменениями от 10.03.2009 г. №216 ст. 41.

  4. Федерального базисного учебного плана и примерного учебного плана для образовательных учреждений РФ, программы общего образования. Приказ Министерства образования Российской Федерации от 9 марта 2004 г. № 1312 в редакции от 30.08.2010 г. № 889.

  5. Приказа «О внесении изменений в ФГОС начального общего образования», утверждённого Министерством образования и науки РФ от 06.10.2009 г. №373

  6. Санитарных правил и норм (СанПин 2.42. – 2821 10).

  7. Учебного плана МБОУ « СОШ № 1» на 2012-2013 учебный год.

  8. Примерной программы начального общего образования («Просвещение», 2010 г.) и авторской программы начального общего образования Тошевой Л.И. («Основы безопасности дорожного движения» - М: «ВАКО», 2011г.).


Предмет вводится за счёт часов учебного плана, отведённых под школьный компонент, из расчёта 17 часов в I полугодии (1 час в неделю). Он является логическим продолжением занятий по правилам дорожного движения в 1 классе, которые проводятся за счёт часов, выделенных на внеурочную деятельность. Дальнейшее его систематическое изучение продолжается за счёт часов школьного компонента в 3 классе и внеурочной деятельности – в 4 классе.

Основанием для включения его в учебный план является исполнение Закона Российской Федерации «О безопасности дорожного движения» от 10.12.1995 г. Основная задача Закона – сохранение жизни, здоровья граждан путём предупреждения дорожно- транспортных происшествий и снижения тяжести их последствий. Данный Закон не только устанавливает обязанности и права граждан по обеспечению безопасности движения, но и предусматривает процесс обязательного обучения граждан правилам безопасного поведения на дорогах. Чем раньше и чем больше дети узнают о дорожном движении, о том, что и как обеспечивает его безопасность, тем больше гарантия того, что участие в нём будет осознанным. Для этого важно приобщить учащихся начальных классов к среде обитания современного человека, помогать сознательно определять своё место в этой среде, а также изучить существующие правила поведения пешехода как одного из участников дорожного движения. Такое изучение возможно только на основе систематического изучения правил, осознанного усвоения, постоянного наращивания количества изученного материала в соответствии с возрастными возможностями обучающихся.

Задачами изучения ПДД и безопасного поведения детей на дорогах являются:

  • формирование системы знаний, умений и навыков, позволяющих детям младшего школьного возраста безопасно передвигаться в условиях дорожного движения;

  • формирование культуры поведения в общественном транспорте;

  • формирование мотивационно-поведенческой культуры ребёнка как основы безопасности в условиях общения с дорогой.

Предлагаемая программа построена на нарастании объёма изучаемого материала – увеличение количества усвоенных терминов, дорожных знаков, разметок, конструкций на дороге и т.д. отдельные темы, включённые в программу, содержат теоретическую и практическую части.

В теоретическую часть включены необходимые сведения по ПДД на заданную тему и беседы по основам безопасного поведения на дорогах – в дни школьных каникул, в связи с сезонными изменениями дорожной обстановки или с особенностью инфраструктуры населённого пункта и микрорайона.

Практическая часть включает работу учащихся с дидактическими материалами по заданной теме, экскурсии, прогулки по улицам и дорогам микрорайона, в местах массового отдыха детей, а также сюжетно-ролевые игры с использованием имитационных и дидактических материалов, изготовленных учащимися в процессе внеурочной деятельности.

Учащиеся имеют отдельную рабочую тетерадь по предмету, в которой они работают на уроке и дома: зарисовывают знаки и разметку, виды пешеходных переходов, записывают конкретные правила и т.д.

К подготовке и проведению тематических занятий привлекаются родители учащихся, водители-профессионалы, сотрудники автотранспортных предприятий, занимающиеся безопасностью дорожного движения, а также сотрудников ГИБДД.



































    1. Планируемые результаты усвоения учебного предмета


Достигнутый уровень усвоения информации определяется не только системой опроса учащихся, но и по их реальному поведению на дороге, а также при самостоятельном разборе различных дорожных ситуаций.

В процессе изучения программы у второклассников будут сформированы:

  • личностные УУД:

- внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к учёбе;

- установка на здоровый образ жизни;

- способность к самооценке

  • регулятивные УУД:

- планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;

- способность принимать и сохранять цели предстоящей учебной деятельности, поиска способов её осуществления;

- осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;

- адекватно воспринимать оценку учителя;

- устанавливать причинно-следственные связи

  • познавательные УУД:

- осуществлять анализ объекта с выделением существенных и несущественных признаков;

- проводить сравнение, сериацию и классификацию по заданным критериям;

- ориентироваться в материале: определять умения, которые будут сформированы на основе изучения данной темы, определять круг своего незнания;

- отвечать на простые и сложные вопросы учителя, самим задавать вопросы, находить нужную информацию в разных источниках;

- подробно пересказывать прочитанное или прослушанное, составлять простой план;

- наблюдать и делать самостоятельные простые выводы

  • коммуникативные УУД:

- участвовать в диалоге; слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения на события, поступки;

- оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учетом своих учебных и жизненных речевых ситуаций;

- читать вслух и про себя тексты учебников, других художественных и научно-популярных книг, понимать прочитанное;

- выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи);

- не создавать конфликты и находить выход из спорных ситуаций

  • предметные УУД:

учащиеся должны знать

  • название, назначение и расположение на дорогах дорожных знаков, дорожной разметки;

  • дорожную разметку на проезжей части ив местах остановок маршрутных транспортных средств;

  • условия, обеспечивающие безопасность пешеходу на дорогах в населённых пунктах и вне населённых пунктов (загородных дорогах);

  • опасные и безопасные для пешеходов участки дорог в микрорайоне или городе в целом;

  • значение сигналов светофора для транспорта и пешеходов;

  • виды автомашин специального назначения и особенность их движения;

  • положения регулировщика, соответствующие сигналам светофора для участников дорожного движения;

  • виды перекрёстков;

  • значения сигналов, подаваемых водителями транспортных средств: звуковые, световые, рукой;

  • наиболее характерные и частые ошибки в поведении пешеходов на дорогах, приводящие к ДТП;

должны уметь

  • выбирать безопасные места и определять условия, обеспечивающие безопасность при переходе проезжей части дороги, железнодорожного переезда;

  • определять виды перекрёстков в районе расположения школы, дома;

  • пользоваться общественным транспортом, выполняя правила безопасного поведения пассажиров при входе, выходе и во время движения, находясь в салоне общественного транспорта;

  • выполнять условия, обеспечивающие безопасность, на остановке маршрутных транспортных средств;

  • выполнять требования сигналов регулировщика и водителей транспортных средств.








































1.2 Формы контроля уровня достижений планируемых результатов, критерии оценивания


Знания учащихся оцениваются так же, как и по остальным предметам. Во время ответов дети должны не только рассказать само правило, но и привести примеры его использования при передвижении по дорогам.

Текущий контроль по ПДД можно осуществлять как в устной, так и в письменной форме. Письменные работы для текущего контроля проводятся в форме самостоятельной работы. Работа для текущего контроля состоит из нескольких однотипных заданий, с помощью которых осуществляется всесторонняя проверка усвоения определённого навыка. Источник материалов для тестирования: Тошева Л.И. «Основы безопасности дорожного движения», 1-4 классы. – с.150 – 191.


Формы контроля и учета достижений обучающихся



Обязательные формы и методы контроля

Иные формы учета достижений

текущая аттестация

итоговая (триместр, год) аттестация

урочная деятельность

внеурочная деятельность

- устный опрос

- письменная самостоятельная работа

- тестовые задания

- графическая работа

- доклад

- творческая работа


-диагностическая контрольная работа


-анализ динамики текущей успеваемости


- участие в выставках, конкурсах, соревнованиях

- активность в проектах и программах внеурочной деятельности

- творческий отчет

- портфолио

- анализ психолого-педагогических исследований


Тематический контроль по ПДД в начальной школе проводится в основном в письменной форме. Для тематических проверок выбираются условные вопросы программы (виды дорожной разметки, дорожные знаки и др.). За такую работу выставляется отметка по следующим критериям:

"5" - работа выполнена без ошибок, приведены примеры с оценкой поведения участников дорожного движения;

"4" - одна ошибка и 1-2 недочета; 2 ошибки или 4 недочета; примеры без оценки поведения участников дорожного движения;

"3" - 2 -3 ошибки и 1 -2 недочета;3 - 5 ошибок или 8 недочетов; примеры неудачны, отсутствует или неверна оценка поведения участников дорожного движения;

"2" - 6 и более ошибок; примеры неверны, отсутствует оценка поведения участников дорожного движения.

Оценка творческих проектов должна осуществляться по следующим критериям:

- пояснительная записка: общее оформление, технология изготовления изделия (эскиз изделия и его описание, выбор материалов, оборудования, инструментов, приспособлений и правила техники безопасности работы с ними, краткая последовательность изготовления изделия);

- изделие: оригинальность, качество, практическая значимость;

- защита проекта: четкость, ясность и убедительность изложения, глубина знаний, ответы на вопросы.

Выполненные в процессе изучения курса творческие работы, проекты помещаются в портфолио и учитываются при выведении итоговой отметки.



1.3 Перечень учебно-методических средств обучения


      1. «Основы безопасности дорожного движения»: 1-4 классы. – М.: ВАКО, 2011. – 240 с. – (Мастерская учителя).

      2. Дети и дорожное движение (пособие для учителя). Составитель К.В.Агадюнова.- М.: Просвещение, 1978г.

      3. Дорожная азбука.- М.: Просвещение, 1974.

      4. Методическое пособие для учителей школ по безопасности дорожного движения. Составители: О.Морозов, В.Фаляхова. - Казань, 1992.

      5. Из истории уличного движения. – «Техника молодежи», 1977, №4.

      6. Правила дорожного движения. – М.: НИП, 1993.

      7. Почемучка.- М.: Педагогика, 1987.

      8. Региональный стандарт обучения детей городских школ правилам безопасного поведения на дорогах.\Под редакцией Р.Н.Минниханова, И.А.Халиуллина. – Казань, 1995.

      9. «ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ» (http://obr-resurs.ru), «БЕЗОПАСНОСТЬ И ЗДОРОВЬЕ» (http://risk-net.ru).



























1.4 Организация внеурочной деятельности учащихся


Систематические занятия по ПДД дополняются внеурочной деятельностью:

1 раз в неделю.


  1. класс

Месяц

Тема

Задачи

сентябрь

Причины несчастных случаев и аварий на улицах и дорогах

- Сформировать у учащихся осознанное представления о причинах несчастных случаев и аварий на улицах и дорогах.

-Развивать двигательные умения и навыки безопасного поведения.

-Воспитывать дисциплинированность, ответственность и культуру поведения.

октябрь

Новое о светофоре и дорожных знаках

-Расширить знания о светофоре и дорожных знаках.

- Развивать понимание, осмысление и осознание безопасных действий в опасных ситуациях.

ноябрь

Что надо знать о перекрестках и опасных поворотах транспорта.

- Повторить материал о перекрестке за курс 2-ого класса,

- Сформировать представление об опасных поворотах транспорта.

-Учить ориентироваться в опасных ситуациях.

- Отработать в игровой форме навыки безопасного поведения на перекрестке.

- Воспитывать наблюдательность, бдительность, осторожность и дисциплинированность.

декабрь

Правила перехода проезжей части дороги

- Формировать у учащихся умения и навыки безопасных действий при переходе проезжей части дороги.

- Воспитывать наблюдательность, бдительность, осторожность и дисциплинированность.

январь

Остановочный и тормозной путь автомобиля.

- -Формировать чувство опасности при переходе проезжей части дороги перед близко идущим транспортом.

-Объяснить, остановочный и тормозной путь автомобиля.

- Расширить словарный запас по дорожной лексике.

февраль

Правила перехода железной дороги.

-Сформировать у учащихся представления об опасности на железной дороге.

-Развивать целостность восприятия окружающей среды.

- Дать понятие об оборудовании железнодорожных переездов, правилах перехода железнодорожных путей

март

Правила езды на велосипеде

- Учить предвидеть опасность приезде на велосипеде.

-Обучать правилам обращения с велосипедом для безопасности окружающих.

апрель

Правила поведения в транспорте.

- Воспитывать культуру поведения учащихся в общественном транспорте.

- Научить посадке и высадке из транспорта и безопасному поведению на посадочных площадках.

май

«Я-пешеход»

(экскурсия)

- Закрепить полученные учащимися знания.

-Расширить словарный запас по дорожной лексике.

-Формировать и развивать целостность восприятия дорожной среды.


Календарно-тематический поурочный план

учебного предмета «Правила дорожного движения»

в 3 классе


п/п

Дата


Тема урока

Оборудование


Виды деятельности обучающихся.

Формы контроля

(к разделу)

Требования к уровню подготовки обучащихся

по ФГОС (УУД)

(к разделу)

1.


Детский дорожно-транспортный травматизм. Безопасные маршруты «Дом – школа – дом»



Презентация «На пути в школу», набор табличек «Дорожные знаки»;

рабочие тетради, цветные карандаши



Пересказывать и понимать тексты и графические изображения о правилах дорожного движения.


Изображать путь от дома до школы с помощью условных обозначений.


Описывать увиденные дорожные ситуации.


Характеризовать поведение участников дорожного движения.


Формы контроля:

- устный опрос;

- письменная самостоятельная работа;

- творческая работа




Исследовать (на основе непосредственных жизненных наблюдений) связи поведения участников дорожного движения и частотой ДТП.


Проводить групповые наблюдения во время практических занятий.


Различать дорожные знаки и дорожную разметку.


Группировать дорожные знаки по назначению.


Анализировать дорожную обстановку.


Обсуждать в группах и объяснять правила поведения в различных дорожных ситуациях (в городе, за городом, в транспорте).


Формы контроля:

- устный опрос;

- письменная самостоятельная работа;

- творческая работа;

- доклад



Оценивать конкретные примеры поведения на дороге.


Приводить примеры различных дорожных ситуаций.


Определять виды перекрёстков.


Сравнивать и различать сигналы светофора, регулировщика и водителей транспортных средств.


Характеризовать условия, обеспечивающие безопасность при переходе дорог.


Составлять рассказ по итогам практического занятия (тренинга).


Формы контроля:

- устный опрос;

- письменная самостоятельная работа;

- творческая работа


Проводить групповые наблюдения во время экскурсий по микрорайону и в тренажёрный класс.


Моделировать и оценивать различные ситуации поведения на дороге ив транспорте.


Различать формы поведения, которые допустимы на дороге и в транспорте.


Выбирать оптимальные формы поведения во взаимоотношениях с одноклассниками, взрослыми.


Выявлять потенциально опасные ситуации для сохранения жизни и здоровья человека в условиях дорожного движения.


Формы контроля:

- устный опрос;

- доклад;

- письменная самостоятельная работа;

- творческая работа;

- контрольная работа


Личностные

  • принятие образа «хороший пешеход, хороший пассажир»;

  • самостоятельность и личная ответственность за свои поступки, установка на здоровый образ жизни;

  • уважительное отношение к другим участникам дорожного движения;

  • осознание ответственности человека за общее благополучие;

  • этические чувства, прежде всего доброжелательность и эмоционально-нравственная отзывчивость;

  • положительная мотивация и познавательный интерес к занятиям по программе «Основы безопасности дорожного движения»;

  • способность к самооценке;

  • начальные навыки сотрудничества в разных ситуациях.


Метапредметные

  • навыки контроля и самооценки процесса и результата деятельности;

  • умение ставить и формулировать проблемы;

  • навыки осознанного и произвольного построения сообщения в устной форме, в том числе творческого характера;

  • установление причинно-следственных связей.


Регулятивные

  • использование речи для регуляции своего действия;

  • адекватное восприятие предложений учителей, товарищей, родителей и других людей по исправлению допущенных ошибок;

  • умение выделять и формулировать то, что уже усвоено и что еще нужно усвоить;

  • умение соотносить правильность выбора, планирования, выполнения и результата действия с требованиями задачи.


Коммуникативные

В процессе обучения дети учатся:

  • работать в группе, учитывать мнения партнеров;

  • ставить вопросы;

  • обращаться за помощью;

  • формулировать свои затруднения;

  • предлагать помощь и сотрудничество;

  • слушать собеседника;

  • договариваться и приходить к общему решению;

  • формулировать собственное мнение и позицию;

  • осуществлять взаимный контроль;

  • адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.

Предметные

учащиеся должны знать

  • название, назначение и расположение на дорогах дорожных знаков, дорожной разметки;

  • значение сигналов светофора для транспорта и пешеходов;

  • виды автомашин специального назначения;

  • положения регулировщика,;

  • виды перекрёстков;

  • значения сигналов, подаваемых водителями транспортных средств;

  • наиболее характерные и частые ошибки в поведении пешеходов на дорогах, приводящие к ДТП;

должны уметь

  • выбирать безопасные места при переходе проезжей части дороги;

  • определять виды перекрёстков;

  • пользоваться общественным транспортом;

  • выполнять требования сигналов регулировщика и водителей транспортных средств.

2.


История возникновения Правил дорожного движения





Презентация «Дорожные знаки», набор табличек «Дорожные знаки»;

рабочие тетради, цветные карандаши


3.


Элементы улиц и дорог. Дорожная разметка. Перекрестки и их виды





Презентация «Дорожная разметка», рабочие тетради, цветные карандаши

4.


Сигналы, регулирующие дорожное движение

Практическая работа на тренинговой площадке:

Как правильно перейти улицу без светофора

Презентация «Правила для пассажиров», набор табличек «Дорожные знаки»;

рабочие тетради, цветные карандаши


5.


Дорожные знаки и их группы






Презентация «Перекрёстки»; рабочие тетради, цветные карандаши

6.


Виды транспортных средств. Сигналы, подаваемые водителями транспортных средств



Презентация «Перекрёстки»; рабочие тетради, цветные карандаши

7.


Ожидание общественного транспорта. Посадка и высадка пассажиров



Презентация «Перекрёстки»; рабочие тетради, цветные карандаши

8.


Обязанности пассажиров

Проверочная работа по теме:

Обязанности пассажиров



Презентация «Наш друг – светофор»; рабочие тетради, цветные карандаши

9.


Правила перехода улиц и дорог после высадки из общественного транспорта

Презентация «Сигналы регулировщика», макет жезла; рабочие тетради, цветные карандаши


10.


Скрытые опасности на дороге. Дорожные «ловушки»

Презентация «Будь внимателен!»; рабочие тетради, цветные карандаши


11.


Движение пешеходов по тротуарам улицы и обочине дороги. Правостороннее движение  транспортных средств и пешеходов

Маршрутные листы с заданиями для групп





12.


Правила перехода улиц и дорог. Одностороннее и двустороннее движение

Проверочная работа по теме: Как правильно перейти улицу со светофором и без светофора


Презентация с фотографиями опасных мест города;

рабочие тетради, цветные карандаши


13.


Правила безопасности при переходе железнодорожных переездов

Презентация «Будь внимателен!»; рабочие тетради, цветные карандаши


14.


Причины несчастных случаев и аварий на улицах и дорогах

Презентация «Мы - пассажиры»; рабочие тетради, цветные карандаши


15.


Что делать при ЧС на дорогах

Презентация «Мы - пассажиры», задания для групп; рабочие тетради, цветные карандаши


16.


Велосипед и дорожное движение.

Презентация «Внимание - дорога!»; рабочие тетради, цветные карандаши




17.


Игра: «Регулировщик движения»

Работа с доской «Азбука пешехода»

18.


Транспорт – каким ты был раньше?

Презентация «История транспорта»

19.


Каким был первый транспорт?

20.


Что такое «огненная тележка»?

21.


Конкурс поделок «Транспорт прошлого».

22.


Итоговое занятие. «Азбука дорог».

Рабочие тетради, цветные карандаши


23.


Тормозной путь транспортных средств.

24.


Условия безопасности при пользовании общественным транспортом.

Работа с доской «Азбука пешехода»


25.


Проектная работа по теме: «Общественный транспорт».

26.


Тесты на знание ПДД.

Рабочие тетради, цветные карандаши.

27.


Причины ДТП.

Сводка о ДТП в городе за последний год, карточки для групп с примерами дорожных ситуаций, выставка плакатов, изготовленных учащимися.

28.


Когда ты становишься водителем.

Презентация «Внимание - дорога!»; рабочие тетради, цветные карандаши


29.


Железнодорожный переезд.

Презентация «Внимание - дорога!»; рабочие тетради, цветные карандаши


30.


Государственная автомобильная инспекция.

Встреча с инспектором дорожного движения.

31.


Экскурсия на предприятие.


32.


Повторение изученного в 3 классе.

Рабочие тетради, цветные карандаши

33.


Праздник « Знай правила дорожного движения, как таблицу умножения!»

Сводка о ДТП в городе за последний год, карточки для групп с примерами дорожных ситуаций, выставка плакатов, изготовленных учащимися.

34.


Работа над ошибками.

Безопасность на дорогах в летние каникулы

Сводка о ДТП в городе за последний год, карточки для групп с примерами дорожных ситуаций, выставка плакатов, изготовленных учащимися




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!