СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по окружающему миру

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по окружающему миру»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя школа №9»

п. Отрадный Тахтамукайского района Республики Адыгея


Рассмотрено

на заседании ШМО

протокол

от «___» 08. 2022 г.

Согласовано

Заместитель директора по УВР

______________ Л. А. Блягоз


от «___» 08. 2022 г.

Утверждаю

Директор МБОУ «СШ № 9»

______________ Н.В. Алейникова

Пр .№ ____ от «___» 08. 2022 г.





Рабочая программа



Наименование учебного предмета: Окружающий мир

Класс 3

Учитель, квалификация, педагогический стаж: Хатхе М.А.,первая, 26 лет

Учебный год: 2022-2023

Количество часов по плану: 68 часов (2 часа в неделю)

Планирование составлено на основе программы А.А. Плешакова для 3 класса – М.: «Просвещение» 2015 г.

Учебник:

3 класс – «Окружающий мир» А.А. плешаков, Москва, «Просвещение», 2016 г.









Рабочую программу составила

Хатхе М.А.









ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ ИЗУЧЕНИЯ КУРСА

Личностные результаты

У обучающегося будут сформулированы:

  • овладения основами гражданской идентичности личности в форме осознания «Я» как гражданина России, знающего и любящего её природу и культуру;

  • проявление чувства гордости за свою Родину, в том числе через знакомство с историко-культурным наследием городов Золотого кольца России;

  • формирование гуманистических и демократических ценностных ориентаций на основе знакомства с историко-культурным наследием и современной жизнью разных стран, в том числе стран зарубежной Европы;

  • целостный взгляд на мир в единстве природы, народов и культур через последовательное рассмотрение взаимосвязей в окружающем мире, в том числе в природе, между природой и человеком, между разными странами и народами;

  • уважительное отношение к иному мнению, истории и культуре других народов на основе знакомства с многообразием стран и народов на Земле, выявления общего и различного в политическом устройстве государств;

  • формирование начальных навыков адаптации в мире через освоение основ безопасной жизнедеятельности, правил поведения в природной и социальной среде;

  • внутренняя позиция на уровне осознания и принятия образца ответственного ученика; мотивы учебной деятельности (учебно-познавательные, социальные); осознание личностного смысла учения как условия успешного взаимодействия в природной среде и социуме;

  • осознание личностной ответственности за свои поступки, в том числе по отношению к своему здоровью и здоровью окружающих, к объектам природы и культуры; эстетические чувства, впечатления через восприятие природы в её многообразии, знакомство с архитектурными сооружениями, памятниками истории и культуры городов России и разных стран мира;

  • эстетические чувства нормы на основе представлений о внутреннем мире человека, его душевных богатствах, а также через освоение норм экологической этики;

  • способность к сотрудничеству со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях (приведении домашнего хозяйства, пользовании личными деньгами, соблюдении правил экологической безопасности в семье), доброжелательное отношение к окружающим, бесконфликтное поведение, стремление прислушиваться к чужому мнению, в том числе в ходе проектной и внеурочной деятельности;

  • установка на безопасный, здоровый образ жизни на основе знаний о системах органов человека. Гигиене систем органов, правилах поведения в опасных ситуациях (в квартире, доме, на улице, в окружающей местности, в природе), правил экологической безопасности в повседневной жизни;

  • мотивация к творческому труду, работе на результат, бережное отношение к материальным и духовным ценностям в ходе освоения знаний из области экономики.

Метапредметные результаты

Регулятивные

Обучающийся научится:

  • понимать учебную задачу, сформулированную самостоятельно и уточненную учителем;

  • сохранять учебную задачу урока (самостоятельно воспроизводить её в ходе выполнения работы на различных этапах урока);

  • выделять из темы урока известные и неизвестные знания и умения;

  • планировать своё высказывание (выстраивать последовательность предложений для раскрытия темы, приводить примеры);

  • планировать свои действия в течение урока;

  • фиксировать в конце урока удовлетворённость/неудовлетворённость своей работой на уроке ( с помощью средств, разработанных совместно с учителем); объективно относиться к своим успехам/неуспехам;

  • оценивать правильность выполнения заданий, используя «Странички для самопроверки» и критерии, заданные учителем;

  • соотносить выполнение работы с алгоритмом и результатом;

  • контролировать и корректировать своё поведение с учетом установленных правил;

  • в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи.

Познавательные

Обучающийся научиться:

  • понимать и толковать условные знаки и символы, используемые в учебнике, рабочих тетрадях и других компонентах УМК для передачи информации;

  • выделять существенную информацию из литературы разных типов (справочной и научно-познавательной);

  • использовать знаково-символические средства, в том числе элементарные модели и схемы для решения учебных задач;

  • понимать содержание текста, интерпретировать смысл, фиксировать полученную информацию в виде схем, рисунков, фотографий, таблиц;

  • анализировать объекты окружающего мира, таблицы, схемы, диаграммы, рисунки с выделением отличительных признаков;

  • классифицировать объекты по заданным (главным) критериям;

  • сравнивать объекты по различным признакам;

  • осуществлять синтез объектов при составлении цепей питания, схемы круговорота воды в природе, схемы круговорота веществ и пр.;

  • устанавливать причинно-следственные связи между явлениями, объектами;

  • строить рассуждение (или доказательство своей точки зрения) по теме урока в соответствии с возрастными нормами;

  • проявлять индивидуальные творческие способности при выполнении рисунков, условных знаков, подготовке сообщений, иллюстрировании рассказов и т.д.;

  • моделировать различные ситуации и явления природы (в том числе круговорот воды в природе, круговорот веществ).

Коммуникативные

Обучающийся научится:

  • включаться в диалог и коллективное обсуждение проблем и вопросов с учителем и сверстниками;

  • формулировать ответы на вопросы;

  • слушать партнера по общению и деятельности, не перебивать, не обрывать на полуслове, вникать в смысл того, о чем говорит собеседник;

  • договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;

  • высказывать мотивированное, аргументированное суждение по теме урока;

  • проявлять стремление ладить с собеседниками, ориентироваться на позицию партнера в общении;

  • признавать свои ошибки, озвучивать их;

  • употреблять вежливые слова в случае неправоты: «Извини, пожалуйста», «Прости, я не хотел тебя обидеть», «Спасибо за замечание, я его обязательно учту» и др.;

  • понимать и принимать задачу совместной работы, распределять роли при выполнении заданий;

  • строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи ( с учетом возрастных особенностей, норм);

  • готовить сообщения, фоторассказы, проекты с помощью взрослых;

  • составлять рассказ на заданную тему;

  • осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;

  • продуктивно разрешать конфликт на основе учета интересов всех его участников.

Предметные результаты

- усвоение первоначальных сведений о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений, характерных для природной и социальной действительности (в пределах изученного);

- владение базовым понятийным аппаратом (доступным для осознания младшим школьником), необходимым для дальнейшего образования в области естественнонаучных и социальных дисциплин;

- умение наблюдать, исследовать явления окружающего мира, выделять характерные особенности природных объектов, описывать и характеризовать факты и события культуры, истории общества.

Содержание тем учебного курса

Как устроен мир (7 ч)

Природа, ее разнообразие. Растения, животные, грибы, бактерии – царства живой природы. Связи в природе (меж­ду неживой и живой природой, растениями и животными и т. д.). Роль природы в жизни людей.

Человек – часть природы, разумное существо. Внутрен­ний мир человека. Восприятие, память, мышление, вообра­жение – ступеньки познания человеком окружающего мира.

Общество. Семья, народ, государство – части общества. Человек – часть общества. Человечество.

Мир глазами эколога. Что такое окружающая среда. Эко­логия – наука о связях между живыми существами и окру­жающей их средой. Роль экологии в сохранении природно­го дома человечества. Воздействие людей на природу (отри­цательное и положительное). Меры по охране природы.

Экскурсия: Что нас окружает?


Эта удивительная природа (19 ч)

Тела, вещества, частицы. Разнообразие веществ. Твердые вещества, жидкости и газы.

Воздух, его состав и свойства. Значение воздуха для жи­вых организмов. Источники загрязнения воздуха. Охрана воздуха от загрязнений.

Вода, ее свойства. Три состояния воды. Круговорот воды в природе. Значение воды для живых организмов. Источни­ки загрязнения воды. Охрана воды от загрязнений. Эконо­мия воды в быту.

Разрушение твердых пород в природе. Почва, ее состав. Живые существа почвы. Представление об образовании поч­вы и роли организмов в этом процессе. Значение почвы для живых организмов. Разрушение почвы в результате непроду­манной хозяйственной деятельности людей. Охрана почвы.

Растения, их разнообразие. Группы растений (водоросли, мхи, папоротники, хвойные, цветковые), виды растений. Ды­хание и питание растений. Размножение и развитие расте­ний. Роль растений в природе и жизни человека. Влияние человека на растительный мир. Растения из Красной книги России. Охрана растений.

Животные, их разнообразие. Группы животных (насеко­мые, рыбы, земноводные, пресмыкающиеся, птицы, звери и др.)

Растительноядные, насекомоядные, хищные, всеядные жи­вотные. Цепи питания. Сеть питания и экологическая пира­мида. Размножение и развитие животных. Роль животных в природе и жизни человека. Влияние человека на животный мир. Животные из Красной книги России. Охрана животных.

Грибы, их разнообразие и строение (на примере шляпоч­ных грибов). Роль грибов в природе и жизни человека. Съедобные и несъедобные грибы. Влияние человека на мир грибов. Грибы из Красной книги России. Охрана грибов.

Представление о круговороте жизни и его звеньях (орга­низмы-производители, организмы-потребители, организмы-разрушители). Роль почвы в круговороте жизни.

Экскурсии: Разнообразие растений: экскурсия в краеведческий музей. Разнообразие животных: экскурсия в краеведческий музей.

Практические работы: Тела, вещества, частицы. Состав и свойства воздуха. Свойства воды. Круговорот воды. Состав почвы. Размножение и развитие растений.


Мы и наше здоровье (10 ч)

Организм человека. Органы и системы органов. Нервная система, ее роль в организме человека. Органы чувств (зрение, слух, обоняние, вкус, осязание), их значение и гигиена. Кожа, ее значение и гигиена. Первая помощь при неболь­ших ранениях, ушибах, ожогах, обмораживании.

Опорно-двигательная система, ее роль в организме. Осан­ка. Значение физического труда и физкультуры для разви­тия скелета и укрепления мышц.

Питательные вещества: белки, жиры, углеводы, витами­ны. Пищеварительная система, ее роль в организме. Гигиена питания.

Дыхательная и кровеносная системы, их роль в организ­ме.

Закаливание воздухом, водой, солнцем. Инфекционные болезни и способы их предупреждения. Здоровый образ жиз­ни. Табак, алкоголь, наркотики — враги здоровья.

Практические работы: Знакомство с внешним строением кожи. Подсчет ударов пульса.


Наша безопасность (8 ч)

Как действовать при возникновении пожара в квартире (доме), при аварии водопровода, утечке газа.

Правила безопасного поведения пешехода на улице. Без­опасность при езде на велосипеде, автомобиле, в обществен­ном транспорте. Дорожные знаки, их роль в обеспечении без­опасного движения. Основные группы дорожных знаков: предупреждающие, запрещающие, предписывающие, инфор­мационно-указательные, знаки сервиса.

Опасные места в квартире, доме и его окрестностях: бал­кон, подоконник, лифт, стройплощадка, трансформаторная будка, пустырь, проходной двор, парк, лес и др. Лед на ули­це, водоеме – источник опасности. Правила поведения в опасных местах. Гроза – опасное явление природы. Как вести себя во время грозы.

Ядовитые растения и грибы. Как избежать отравления растениями и грибами. Опасные животные: змеи и др. Пра­вила безопасности при обращении с кошкой и собакой.

Экологическая безопасность. Как защититься от загряз­ненного воздуха и от загрязненной воды. Бытовой фильтр для очистки воды, его устройство и использование. Как за­щититься от продуктов питания, содержащих загрязняющие вещества.

Экскурсия: Дорожные знаки в окрестностях школы.


Чему учит экономика (12 ч)

Потребности людей. Какие потребности удовлетворяет экономика. Что такое товары и услуги.

Природные богатства – основа экономики. Капитал и труд, их значение для производства товаров и услуг. Физи­ческий и умственный труд. Зависимость успеха труда от об­разования и здоровья людей.

Полезные ископаемые, их разнообразие, роль в экономи­ке. Способы добычи полезных ископаемых. Охрана подзем­ных богатств.

Растениеводство и животноводство – отрасли сельского хозяйства. Промышленность и ее основные отрасли: электро­энергетика, металлургия, машиностроение, легкая промыш­ленность, пищевая промышленность и др.

Роль денег в экономике. Денежные единицы разных стран (рубль, доллар, евро). Заработная плата.

Государственный бюджет. Доходы и расходы бюджета. Налоги. На что государство тратит деньги.

Семейный бюджет. Доходы и расходы семьи. Экологические последствия хозяйственной деятельности людей. Загрязнение моря нефтью как пример экологической катастрофы. Экологические прогнозы, их сущность и значе­ние. Построение безопасной экономики – одна из важней­ших задач общества в XXI веке.

Практические работы: Полезные ископаемые. Знакомство с культурными растениями. Знакомство с различными монетами.


Путешествие по городам и странам (12 ч)

Города Золотого кольца России – слава и гордость всей страны. Их прошлое и настоящее, основные достопримеча­тельности, охрана памятников истории и культуры.

Страны, граничащие с Россией, – наши ближайшие соседи.

Страны зарубежной Европы, их многообразие, располо­жение на карте, столицы, особенности природы, культуры, экономики, основные достопримечательности, знаменитые люди разных стран.

Знаменитые места мира: знакомство с выдающимися па­мятниками истории и культуры разных стран (например, Тадж-Махал в Индии, пирамиды в Египте и др.).

Бережное отношение к культурному наследию человече­ства – долг всего общества и каждого человека.













Тематический план






Всего

Теоретические


Проверочные работы

Практическая работа

Тест


Проекты

Другое

1.

Как устроен мир.

7

6

1



1


2.

Эта удивительная природа.

19

18

5

3


1


3.

Мы и наше здоровье.

10

9

1

1


1


4.

Наша безопасность.

8

7


1


1


5.

Чему учит экономика.

12

11


1


1


6.

Путешествие по городам и странам.

12

11

1

1


1


Итого:

68

62

8

7


6




































Календарно – тематическое планирование

урока

Дата проведения

Тема урока

Кол-во часов


По плану

Факт



1 четверть – 16 часов

Раздел 1. Как устроен мир – 7 часов.

1



Беседа по ТБ. Природа. Ценность природы для людей.

1

2



Беседа по ТБ. Человек.

1

3



Беседа по ТБ. Проект «Богатства, отданные людям».

1

4



Беседа по ТБ. Общество.

1

5



Беседа по ТБ. Что такое экология.

1

6



Беседа по ТБ. Природа в опасности! Охрана природы.

НРОСО. Красная книга Адыгеи.

1

7



Беседа по ТБ. Обобщение знаний по теме «Как устроен мир».

1

Раздел 2. Эта удивительная природа – 19 часов.


8



Беседа по ТБ. Тела, вещества, частицы.

1

9



Беседа по ТБ. Разнообразие веществ.

1

10



Беседа по ТБ. Воздух и его охрана.

1

11



Беседа по ТБ. Вода.

НРОСО. Водное богатство Адыгеи.

1

12



Беседа по ТБ. Превращения и круговорот воды.

1

13



Беседа по ТБ. Берегите воду!

1

14



Беседа по ТБ. Что такое почва.

НРОСО. Почвы Адыгеи.

1

15



Беседа по ТБ. Разнообразие растений.
НРОСО. Растительный мир Адыгеи.

1

16



Беседа по ТБ. Солнце, растения и мы с вами.

1

2 четверть – 14 часов.


17



Беседа по ТБ. Размножение и развитие растений.

1

18



Беседа по ТБ. Охрана растений.

1

19



Беседа по ТБ. Разнообразие животных.

НРОСО. Животный мир Адыгеи.

1

20



Беседа по ТБ. Кто что ест.

1

21



Беседа по ТБ. Проект «Разнообразие природы родного края».
НРОСО. Природа Адыгеи.

1

22



Беседа по ТБ. Размножение и развитие животных.

1

23



Беседа по ТБ. Охрана животных.
НРОСО. Кавказский заповедник.

1

24



Беседа по ТБ. В царстве грибов.

1

25



Беседа по ТБ. Великий круговорот жизни.

1

26



Беседа по ТБ. Обобщение знаний по теме «Эта удивительная природа».

1

Раздел 3. Мы и наше здоровье – 10 часов.


27



Беседа по ТБ. Организм человека.

1

28



Беседа по ТБ. Органы чувств.

1

29



Беседа по ТБ. Надежная защита организма.

1

30



Беседа по ТБ. Опора тела и движение.

1

3 четверть – 20 часов.


31



Беседа по ТБ. Наше питание.

1

32



Беседа по ТБ. Проект «Школа кулинаров».

НРОСО. Национальная еда адыгов.

1

33



Беседа по ТБ. Дыхание и кровообращение.

1

34



Беседа по ТБ. Умей предупреждать болезни.

1

35



Беседа по ТБ. Здоровый образ жизни.

1

36



Беседа по ТБ. Обобщение знаний по теме «Мы и наше здоровье».

1

Раздел 4. Наша безопасность – 8 часов.


37



Беседа по ТБ. Огонь, вода и газ.

1

38



Беседа по ТБ. Чтобы путь был счастливым.

1

39



Беседа по ТБ. Дорожные знаки.

1

40



Беседа по ТБ. Проект «Кто нас защищает».

1

41



Беседа по ТБ. Опасные места.

1

42



Беседа по ТБ. Природа и наша безопасность.

1

43



Беседа по ТБ. Экологическая безопасность.

1

44



Беседа по ТБ. Обобщение по теме «Наша безопасность».

1

Раздел 5. Чему учит экономика – 12 часов.


45



Беседа по ТБ. Для чего нужна экономика.

1

46



Беседа по ТБ. Природные богатства и труд людей – основа экономики.

1

47



Беседа по ТБ. Полезные ископаемые.

1

48



Беседа по ТБ. Растениеводство.

1

49



Беседа по ТБ. Животноводство.

1

50



Беседа по ТБ. Какая бывает промышленность.

1

4 четверть – 18 часов.


51



Беседа по ТБ. Проект «Экономика родного края».

НРОСО. Отрасли экономики Адыгеи.

1

52



Беседа по ТБ. Что такое деньги.

1

53



Беседа по ТБ. Государственный бюджет.

1

54



Беседа по ТБ. Семейный бюджет.

1

55



Беседа по ТБ. Экономика и экология.

1

56



Беседа по ТБ. Обобщение по теме «Чему учит экономика».

1

Раздел 6. Путешествие по городам и странам – 12 часов.


57



Беседа по ТБ. Золотое кольцо России.

1

58



Беседа по ТБ. Золотое кольцо России.

1

59



Беседа по ТБ. Золотое кольцо России.

НРОСО. Города Адыгеи.

1

60



Беседа по ТБ. Проект «Музей путешествий».

1

61



Беседа по ТБ. Наши ближайшие соседи.

1

62



Беседа по ТБ. На севере Европы.

1

63



Беседа по ТБ. Что такое Бенилюкс.

1

64



Беседа по ТБ. В центре Европы.

1

65



Беседа по ТБ. По Франции и Великобритании.

1

66



Беседа по ТБ. На юге Европы.

1

67



Беседа по ТБ. По знаменитым местам мира.

1

68



Беседа по ТБ. Обобщение знаний по теме «Путешествие по городам и странам».

1




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!