на заседании МО учителей начальных классов Зам. директора по УВР Директор МБОУ «СШ №23»
протокол № _________ ________________Старухина Н.П. ______________Хуртина М.П.
_____________________Фомина Л. «______»__________________20____г. от ________________ 20_______ г. «______»__________________20____г. .
Планирование составлено на основе программы четырёхлетней начальной школы: Проект «Перспективная начальная школа» /Сост. Р.Г.Чуракова. -5-е изд. –М.:Академкнига/Учебник, 2013. – 204 с.
находить на карте природные зоны России, свой регион, главный город своего региона;
читать уловные обозначения карт (условные обозначения природных зон, знаки поверхностей и водоемов, полезных ископаемых);
использовать готовые модели (глобус Земли, модель Солнечной системы) и иллюстрации учебника для объяснения причин смены дня и ночи, смены времен года;
находить общие и отличительные признаки природных зон России (климат, растительный и животный мир, особенности труда и быта людей, положительное и отрицательное влияния деятельности человека на природу);
понимать необходимость соблюдения правил экологического поведения на природе (охрана поверхности Земли от уплотнения почвы и разрушения лесной подстилки, от загрязнения полиэтиленовыми пакетами, пластиковыми бутылками, осколками стекла);
описывать на основе предложенного или самостоятельно составленного плана природную зону своего края (региона), называть его заповедные места;
понимать необходимость посильного участия в охране природы родного края;
называть системы органов человека (костная и мышечная системы, нервная система, пищеварительная, дыхательная, система кровообращения, мочевая система);
характеризовать основные функции систем органов человека;
измерять температуру тела, вес и рост человека;
понимать необходимость использования знания о строении и функционировании организма человека для сохранения и укрепления своего здоровья, для соблюдения правил гигиены систем органов, правил безопасного поведения на природе;
извлекать необходимую информацию из учебника и его иллюстраций, дополнительных источников знаний (Интернет, детские энциклопедии) об органах чувств человека, готовить доклады и обсуждать полученные сведения;
характеризовать правила первой помощи при несчастных случаях.
рассказывать с использованием подобранной дополнительной информации из интернета и иллюстративных источников о Государственной символике Российской Федерации (значимость государственной символики; основные изображения Государственного герба России; последовательность расположения цветовых полос и цвета флага);
самостоятельно работать с текстом, иллюстрациями, словарем учебника в условиях коллективной работы;
обмениваться сведениями, полученными из источников массовой информации, о событиях страны, участником которых является глава государства – президент Российской Федерации;
готовить небольшие сообщения о Конституции – Основном Законе Российской Федерации (права и обязанности граждан по охране природы, права ребенка; права граждан РФ на бесплатное образование, на охрану здоровья);
находить на политико-административной карте России местоположение своего края;
работать с глобусом и картой: показывать территорию России, ее сухопутные и морские границы; столицы государств, граничащих с Россией;
пересказывать своими словами тексты из учебника о событиях, связанных с историей Отечества;
называть, сопоставляя с изученным историческим событием, имена выдающихся людей разных эпох;
определять последовательность исторических событий на «ленте времени»;
находить на «ленте времени» такие исторические события, как крещение Руси, основание Москвы, основание Санкт-Петербурга;
рассказывать с использованием подобранных иллюстраций и видеокадров о памятниках истории столицы, сопоставляя их с историческим событием (памятник Минину и Пожарскому; Триумфальная арка, музей-панорама «Бородинская битва»; памятник маршалу Г.К. Жукову, Вечный огонь на могиле Неизвестного солдата у Кремлевской стены; памятник Юрию Гагарину – первому космонавту нашей планеты, монумент «Спутник» на проспекте Мира, монумент «Покорителям космоса», аллея Героев-космонавтов; фонтан «Дружба народов»);
обсуждать особенности изученных стран мира (название, расположение на карте, столица, главные достопримечательности);
рассказывать об особенностях труда людей родного края, о народных промыслах.
№ п/п | Наименование раздела | Содержание программы. Основные виды деятельности обучающихся |
1. | История отечества (7 ч) | Источники изучения истории: летописи, берестяные грамоты, договоры, былины, археологические находки быта и хозяйственной деятельности, другие источники. Древние славяне (территория расселения, жилища, охота, земледелие, верование древних славян). Времена Древней Руси (хозяйственная деятельность древних славян, возникновение древнерусских городов, первые русские князья, былинные герои Древней Руси). Крещение Руси. Вера в Бога и сохранение традиционной обрядовости у разных народов, населяющих Россию. Ярослав Мудрый. Борьба Руси с западными завоевателями. Александр Невский. Первые московские князья. Строительство Санкт-Петербурга. Преобразования Петра I: рождение русского флота, изменения в быту, культурные преобразования (межпредметные связи с курсом литературного чтения); Основные виды деятельности обучающихся: — работа с источниками информации (учебник, тетрадь, хрестоматия) — высказывание суждений о процессе образования Древнерусского государства, крещении Древней Руси — классификация исторических событий, связанных с именем Александра Невского — описание на основе иллюстрации объектов, выделение их основных существенных признаков — классификация информации, связанной с возникновением Москвы |
2. | Земля — планета солнечной системы (4 ч) | Вращение Земли вокруг своей оси и движение Земли вокруг Солнца. Смена дня и ночи. Неравномерность распределения тепла и света на Земле. Смена сезонов на нашей планете. Общие представления о природных зонах России. Карта природных зон России. Основные виды деятельности: обучающихся — повторение и углубление знаний о Солнечной системе, о движении Земли вокруг своей оси и вокруг Солнца |
3. | Путешествие по природным зонам России (13 ч) | Зона арктических пустынь, зона тундры, зона лесов, зона степей, зона пустынь, субтропическая зона. Положение на карте, состояние неживой природы, растительного и животного мира, деятельность людей в каждой природной зоне. Охрана природных зон. Красная книга и ее назначение. Основные виды деятельности обучающихся: — знакомство с понятием «природная зона», с названиями природных зон России — классификация знаний о природных условиях тундры — знакомство с расположением зоны лесов на карте, растительным миром тайги — повторение и углубление знаний о природных сообществах леса, о роли леса в жизни людей — изучение зоны степей, зоны пустынь, субтропической зоны |
4. | Родной край – часть великой России (11 ч) | Родной Край — часть великой России: положение на карте, состояние неживой природы, растительного и животного мира, деятельность людей. Охрана природы. Красная книга и ее назначение. Народы, населяющие Россию: культура, национальные обычаи, особенности быта и искусства (межпредметные связи с курсом литературного чтения). Уважительное отношение к своему народу и другим народам. Основные виды деятельности: обучающихся — решение практических задач с привлечением краеведческого материала — изучение и использование в ходе опытов знаний о водоемах, полезных ископаемых, отраслях растениеводства, животноводства, народных промыслах, заповедных местах родного края — сравнение и различение дикорастущих и культурных растений, диких и домашних животных, описание их роли в жизни человека (на примере своей местности) — классификация основных отраслей сельского хозяйства — моделирование способов применения простых механизмов в жизни и хозяйстве человека Практикум Наблюдения за погодой, растениями, животными, деятельностью человека в данной природной зоне. Наблюдение за результатом воздействия человека на природу и их элементарная оценка (положительное и отрицательное воздействие людей на природу) Практические работы: работа с гербариями — классификация растений, описание их внешнего вида, условий произрастания. Упражнения в группировки растений по общему признаку на основе предъявленных иллюстраций. Участие в элементарной экологической деятельности (зимняя подкормка животных, озеленение школьного двора, выступление перед учащимися 1–3 классов, родителями и др.). Выступление с докладами о растениях и животных природной зоны родного края. |
5. 6. | Человеческий организм (11 ч) Изучаем органы чувств (8 ч) | Человек — часть природы: зависимость жизни человека от природы и ее состояния. Общие представления о строении тела человека. Системы органов: опорно-двигательная, пищеварительная, дыхательная, система кровообращения, выделительная система, нервная система. Их роль в жизнедеятельности человека. Личная гигиена и укрепление здоровья. Значение физической культуры и физического труда для укрепления мышц. Режим труда и отдыха — основа сохранения и восстановления нервной системы. Вредные привычки и их влияние на развитие детского организма и долголетие жизни человека. Телефоны экстренной помощи. Человек — член общества. Права и обязанности ребенка. Труд и общение как способы взаимодействия людей в обществе. Трудовая деятельность как особенность жизни человека, необходимое условие благополучия семьи и развития общества. Хозяйство, бюджет, деньги (на примере семьи). Основные виды деятельности обучающихся: — знакомство с первыми представлениями о системах органов человека — формирование первоначального представления о взаимосвязи строения кожи с ее функциями — повторение и расширение знаний об опорно-двигательном аппарате, пищеварительной системе, системе кровообращения, дыхательной системе, нервной системе, органах чувств человека Практикум Наблюдения за изменением своего веса, роста, пульса в спокойном состоянии и после физической нагрузки. Практические работы. Составление режима дня ученика 4-го класса. Оказание первой помощи при легких травмах: простейшая обработка ран, наложение повязок (работа проводится под руководством медицинского работника). Посильное участие школьников в общественно полезной деятельности (распределение обязанностей в классном коллективе, трудовых обязанностей в семье). |
7. | Путешествие по странам мира (6 ч) | Общее представление о многообразии стран на Земле. Название стран. Расположение США, Великобритании, Франции на карте, их столицы, главные достопримечательности. Основные виды деятельности обучающихся: — участие в обсуждениях, моделирующих ситуации общения с людьми разной национальности, религиозной принадлежности, соблюдая при этом правила общения — проведение делового заседания научного клуба, нахождение необходимой информации о современном обществе из текста, иллюстраций, из дополнительных источников — знакомство с политико-административной картой России и месторасположением на ней родного края — решение практических задач по определению местного времени на основе знаний о «часовом поясе» — оценка общих представлений о странах, которые имеют с Россией границы, о Соединенных Штатах Америки, Великобритании, Франции Практическая работа с картой мира. |
8. 9. | Москва как летопись истории России (5 ч) Мы – граждане России (5 ч) | Отечественная война 1812 года; Великая Отечественная война; освоение космического пространства. Россия сегодня. Москва — столица России. Важнейшие события, происходящие в современной России. Основные виды деятельности обучающихся: — знакомство с историческими событиями начала XVII века, с войной 1812 года, с Великой Отечественной войной 1941–1945 годов — изучение достижений нашей страны в космонавтике — обобщение представлений об Основном законе страны — Конституции России, о высших органах власти нашей страны — выступление с сообщениями и докладами на заседаниях научных клубов — выполнение в группе заданий по осмыслению или оценке правил жизни людей в современном обществе — моделирование (составление маршрута экскурсии). Практическая работа с картами, помещенными в учебнике. Выступления с докладами перед 2 обучающимися –3 классов по истории отечества. |