СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа окружающий мир 4 класс

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа окружающий мир 4 класс

Учебники и учебные пособия:

  • Федотова О.Н., Трафимова Г.В., Трафимов С.А.Окружающий мир. 4 класс: Методическое пособие для учителя. — М.: Академкнига/Учебник, 2013.
  • Федотова О.Н., Трафимова Г.В., Трафимов С.А.Окружающий мир. 4 класс: Учебник. В 2 ч. — М.: Академкнига/Учебник, 2014.
  • Федотова О.Н., Трафимова Г.В., Трафимов С.А.Окружающий мир. 4 класс: Тетради для самостоятельной работы №1 и №2. — М.: Академкнига/Учебник, 2015.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа окружающий мир 4 класс»



Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя школа №23 города Димитровграда Ульяновской области»

Рассмотрено Согласовано Утверждаю:

на заседании МО учителей начальных классов Зам. директора по УВР Директор МБОУ «СШ №23»

протокол № _________ ________________Старухина Н.П. ______________Хуртина М.П.

_____________________Фомина Л. «______»__________________20____г. от ________________ 20_______ г. «______»__________________20____г. .

Рабочая программа

УМК «Перспективная начальная школа»



Наименование курса: окружающий мир

Класс :

Уровень общего образования: базовый

Учитель начальных классов: Календарова Анжелика Алексеевна

Срок реализации программы: 2016-2017 учебный год

Количество часов по учебному плану: всего 70 часов в год, в неделю 2 часа

Планирование составлено на основе программы четырёхлетней начальной школы: Проект «Перспективная начальная школа» /Сост. Р.Г.Чуракова. -5-е изд. –М.:Академкнига/Учебник, 2013. – 204 с.

Учебники и учебные пособия:

  • Федотова О.Н., Трафимова Г.В., Трафимов С.А.Окружающий мир. 4 класс: Методическое пособие для учителя. — М.: Академкнига/Учебник, 2013.

  • Федотова О.Н., Трафимова Г.В., Трафимов С.А.Окружающий мир. 4 класс: Учебник. В 2 ч. — М.: Академкнига/Учебник, 2014.

  • Федотова О.Н., Трафимова Г.В., Трафимов С.А.Окружающий мир. 4 класс: Тетради для самостоятельной работы №1 и №2. — М.: Академкнига/Учебник, 2015.


Рабочую программу составила ___________ Календарова Анжелика Алексеевна

ОКРУЖАЮЩИЙ МИР


1.Планируемые результаты освоения учебного предмета

Личностными результатами изучения курса «Окружающий мир» в 4 классе является формирование следующих умений:

  • Самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей).

  • В предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех правила поведения, делать выбор, какой поступок совершить.

Регулятивные УУД:

  • Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя.

  • В диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев.

Познавательные УУД:

  • Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать факты и явления; определять причины явлений, событий.

  • Перерабатывать полученную информацию: делать выводы на основе обобщения знаний.

  • Преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять простой план учебно-научного текста.

  • Преобразовывать информацию из одной формы в другую: представлять информацию в виде текста, таблицы, схемы.

Коммуникативные УУД:

  • Слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения.

  • Читать вслух и про себя тексты учебников и при этом: вести «диалог с автором» (прогнозировать будущее чтение; ставить вопросы к тексту и искать ответы; проверять себя); отделять новое от известного; выделять главное; составлять план.

  • Договариваться с людьми: выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи).

  • Учиться уважительно относиться к позиции другого, пытаться договариваться.


Предметными результатами изучения курса «Окружающий мир» в 4 классе являются следующие умения

В результате изучения раздела «Человек и природа» обучающиеся научатся:

  • находить на карте природные зоны России, свой регион, главный город своего региона;

  • читать уловные обозначения карт (условные обозначения природных зон, знаки поверхностей и водоемов, полезных ископаемых);

  • использовать готовые модели (глобус Земли, модель Солнечной системы) и иллюстрации учебника для объяснения причин смены дня и ночи, смены времен года;

  • находить общие и отличительные признаки природных зон России (климат, растительный и животный мир, особенности труда и быта людей, положительное и отрицательное влияния деятельности человека на природу);

  • понимать необходимость соблюдения правил экологического поведения на природе (охрана поверхности Земли от уплотнения почвы и разрушения лесной подстилки, от загрязнения полиэтиленовыми пакетами, пластиковыми бутылками, осколками стекла);

  • описывать на основе предложенного или самостоятельно составленного плана природную зону своего края (региона), называть его заповедные места;

  • понимать необходимость посильного участия в охране природы родного края;

  • называть системы органов человека (костная и мышечная системы, нервная система, пищеварительная, дыхательная, система кровообращения, мочевая система);

  • характеризовать основные функции систем органов человека;

  • измерять температуру тела, вес и рост человека;

  • понимать необходимость использования знания о строении и функционировании организма человека для сохранения и укрепления своего здоровья, для соблюдения правил гигиены систем органов, правил безопасного поведения на природе;

  • извлекать необходимую информацию из учебника и его иллюстраций, дополнительных источников знаний (Интернет, детские энциклопедии) об органах чувств человека, готовить доклады и обсуждать полученные сведения;

  • характеризовать правила первой помощи при несчастных случаях.

Обучающиеся получат возможность научиться:

  • осознавать ценность природы родного края и необходимость нести ответственность за ее сохранение, соблюдать правила экологического поведения на природе (охрана поверхности земли от разрушений и загрязнения);

  • использовать знания о строении и функционировании организма человека для сохранения и укрепления своего здоровья, для соблюдения правил гигиены систем органов, правил безопасного поведения на природе;

  • выбирать оптимальные формы поведения на основе изученных правил о безопасности.

В результате изучения раздела «Человек и общество» обучающиеся научатся:

  • рассказывать с использованием подобранной дополнительной информации из интернета и иллюстративных источников о Государственной символике Российской Федерации (значимость государственной символики; основные изображения Государственного герба России; последовательность расположения цветовых полос и цвета флага);

  • самостоятельно работать с текстом, иллюстрациями, словарем учебника в условиях коллективной работы;

  • обмениваться сведениями, полученными из источников массовой информации, о событиях страны, участником которых является глава государства – президент Российской Федерации;

  • готовить небольшие сообщения о Конституции – Основном Законе Российской Федерации (права и обязанности граждан по охране природы, права ребенка; права граждан РФ на бесплатное образование, на охрану здоровья);

  • находить на политико-административной карте России местоположение своего края;

  • работать с глобусом и картой: показывать территорию России, ее сухопутные и морские границы; столицы государств, граничащих с Россией;

  • пересказывать своими словами тексты из учебника о событиях, связанных с историей Отечества;

  • называть, сопоставляя с изученным историческим событием, имена выдающихся людей разных эпох;

  • определять последовательность исторических событий на «ленте времени»;

  • находить на «ленте времени» такие исторические события, как крещение Руси, основание Москвы, основание Санкт-Петербурга;

  • рассказывать с использованием подобранных иллюстраций и видеокадров о памятниках истории столицы, сопоставляя их с историческим событием (памятник Минину и Пожарскому; Триумфальная арка, музей-панорама «Бородинская битва»; памятник маршалу Г.К. Жукову, Вечный огонь на могиле Неизвестного солдата у Кремлевской стены; памятник Юрию Гагарину – первому космонавту нашей планеты, монумент «Спутник» на проспекте Мира, монумент «Покорителям космоса», аллея Героев-космонавтов; фонтан «Дружба народов»);

  • обсуждать особенности изученных стран мира (название, расположение на карте, столица, главные достопримечательности);

  • рассказывать об особенностях труда людей родного края, о народных промыслах.

Обучающиеся получат возможность научиться:

  • составить представление о единстве духовно-нравственного смысла всех традиционных религий и различиях в обрядовой практике;

  • определять часовой пояс своего края;

  • находить дополнительную информацию о прошлом родного края в Интернете, в краеведческом музее, из бесед со взрослыми;

  • собирать материал и составлять портфолио о родном крае (места исторических событий, памятники истории культуры родного края).

В результате изучения раздела «Правила безопасного поведения» обучающиеся научатся:

  • понимать необходимость соблюдения правил безопасного поведения во время летних каникул у водоема (предупреждение солнечного удара, ожога кожи, несчастных случаев в воде или вблизи воды у моря во время шторма, прилива; соприкосновение с животными в воде);

  • понимать необходимость соблюдения правил безопасного поведения во время прогулок в лес, в парк, на луг;

  • понимать необходимость соблюдать правила безопасного поведения во время приема пищи;

  • понимать необходимость сохранения своего физического и нравственного здоровья (курение, наркотики, громкая музыка, нежелание при необходимости носить очки и др.).

Обучающиеся получат возможность научиться:

  • соблюдать правила безопасного поведения во время летнего отдыха (предупреждение: солнечного удара, ожога кожи, несчастных случаев в воде или вблизи воды во время шторма, прилива; соприкосновения с животными и т.д.);

  • соблюдать правила экологического поведения во время прогулок в лес, в парк, на луг;

  • соблюдать правила безопасного поведения во время приема пищи.













2.Содержание учебного предмета


№ п/п

Наименование раздела

Содержание программы. Основные виды деятельности обучающихся

1.

История отечества (7 ч)


Источники изучения истории: летописи, берестяные грамоты, договоры, былины, археологические находки быта и хозяйственной деятельности, другие источники. Древние славяне (территория расселения, жилища, охота, земледелие, верование древних славян). Времена Древней Руси (хозяйственная деятельность древних славян, возникновение древнерусских городов, первые русские князья, былинные герои Древней Руси). Крещение Руси.

Вера в Бога и сохранение традиционной обрядовости у разных народов, населяющих Россию. Ярослав Мудрый. Борьба Руси с западными завоевателями. Александр Невский. Первые московские

князья.

Строительство Санкт-Петербурга. Преобразования Петра I: рождение русского флота, изменения в быту, культурные преобразования (межпредметные связи с курсом литературного чтения);

Основные виды деятельности обучающихся:

— работа с источниками информации (учебник, тетрадь, хрестоматия)

— высказывание суждений о процессе образования Древнерусского государства, крещении Древней Руси

— классификация исторических событий, связанных с именем Александра Невского

— описание на основе иллюстрации объектов, выделение их основных существенных признаков

— классификация информации, связанной с возникновением Москвы

2.

Земля — планета солнечной системы (4 ч)


Вращение Земли вокруг своей оси и движение Земли вокруг Солнца. Смена дня и ночи. Неравномерность распределения тепла и света на Земле. Смена сезонов на нашей планете. Общие представления о природных зонах России. Карта природных зон России.

Основные виды деятельности: обучающихся

— повторение и углубление знаний о Солнечной системе, о движении Земли вокруг своей оси и вокруг Солнца

3.




Путешествие по природным зонам России (13 ч)




Зона арктических пустынь, зона тундры, зона лесов, зона степей, зона пустынь, субтропическая зона. Положение на карте, состояние неживой природы, растительного и животного мира, деятельность людей в каждой природной зоне. Охрана природных зон. Красная книга и ее назначение.

Основные виды деятельности обучающихся:

— знакомство с понятием «природная зона», с названиями природных зон России

— классификация знаний о природных условиях тундры

— знакомство с расположением зоны лесов на карте, растительным миром тайги

— повторение и углубление знаний о природных сообществах леса, о роли леса в жизни людей

— изучение зоны степей, зоны пустынь, субтропической зоны



4.


Родной край – часть великой России (11 ч)



Родной Край — часть великой России: положение на карте, состояние неживой природы, растительного и животного мира, деятельность людей. Охрана природы. Красная книга и ее назначение.

Народы, населяющие Россию: культура, национальные обычаи, особенности быта и искусства (межпредметные связи с курсом литературного чтения). Уважительное отношение к своему народу и другим народам.

Основные виды деятельности: обучающихся

— решение практических задач с привлечением краеведческого материала

— изучение и использование в ходе опытов знаний о водоемах, полезных ископаемых, отраслях растениеводства, животноводства, народных промыслах, заповедных местах родного края

— сравнение и различение дикорастущих и культурных растений, диких и домашних животных, описание их роли в жизни человека (на примере своей местности)

— классификация основных отраслей сельского хозяйства

— моделирование способов применения простых механизмов в жизни и хозяйстве человека

Практикум

Наблюдения за погодой, растениями, животными, деятельностью человека в данной природной зоне. Наблюдение за результатом воздействия человека на природу и их элементарная оценка (положительное и отрицательное воздействие людей на природу)

Практические работы: работа с гербариями — классификация растений, описание их внешнего вида, условий произрастания. Упражнения в группировки растений по общему признаку на основе предъявленных иллюстраций. Участие в элементарной экологической деятельности (зимняя подкормка животных, озеленение школьного двора, выступление перед учащимися 1–3 классов, родителями и др.). Выступление с докладами о растениях и животных природной зоны родного края.

5.

6.

Человеческий организм (11 ч)

Изучаем органы чувств (8 ч)


Человек — часть природы: зависимость жизни человека от природы и ее состояния. Общие представления о строении тела человека. Системы органов: опорно-двигательная, пищеварительная, дыхательная, система кровообращения, выделительная система, нервная система. Их роль в жизнедеятельности человека.

Личная гигиена и укрепление здоровья. Значение физической культуры и физического труда для укрепления мышц.

Режим труда и отдыха — основа сохранения и восстановления нервной системы. Вредные привычки и их влияние на развитие детского организма и долголетие жизни человека. Телефоны экстренной помощи.

Человек — член общества. Права и обязанности ребенка. Труд и общение как способы взаимодействия людей в обществе. Трудовая деятельность как особенность жизни человека, необходимое условие благополучия семьи и развития общества. Хозяйство, бюджет, деньги (на примере семьи).

Основные виды деятельности обучающихся:

— знакомство с первыми представлениями о системах органов человека

— формирование первоначального представления о взаимосвязи строения кожи с ее функциями

— повторение и расширение знаний об опорно-двигательном аппарате, пищеварительной системе, системе кровообращения, дыхательной системе, нервной системе, органах чувств человека

Практикум

Наблюдения за изменением своего веса, роста, пульса в спокойном состоянии и после физической нагрузки.

Практические работы. Составление режима дня ученика 4-го класса. Оказание первой помощи при легких травмах: простейшая обработка ран, наложение повязок (работа проводится под руководством

медицинского работника). Посильное участие школьников в общественно полезной деятельности (распределение обязанностей в классном коллективе, трудовых обязанностей в семье).

7.

Путешествие по странам мира (6 ч)


Общее представление о многообразии стран на Земле. Название стран. Расположение США, Великобритании, Франции на карте, их столицы, главные достопримечательности.

Основные виды деятельности обучающихся:

— участие в обсуждениях, моделирующих ситуации общения с людьми разной национальности, религиозной принадлежности, соблюдая при этом правила общения

— проведение делового заседания научного клуба, нахождение необходимой информации о современном обществе из текста, иллюстраций,

из дополнительных источников

— знакомство с политико-административной картой России и месторасположением на ней родного края

— решение практических задач по определению местного времени на основе знаний о «часовом поясе»

— оценка общих представлений о странах, которые имеют с Россией границы, о Соединенных Штатах Америки, Великобритании, Франции

Практическая работа с картой мира.

8.


9.










Москва как летопись истории России (5 ч)

Мы – граждане России (5 ч)










Отечественная война 1812 года; Великая Отечественная война; освоение космического пространства. Россия сегодня. Москва — столица России. Важнейшие события, происходящие в современной России.

Основные виды деятельности обучающихся:

— знакомство с историческими событиями начала XVII века, с войной 1812 года, с Великой Отечественной войной 1941–1945 годов

— изучение достижений нашей страны в космонавтике

— обобщение представлений об Основном законе страны — Конституции России, о высших органах власти нашей страны

— выступление с сообщениями и докладами на заседаниях научных клубов

— выполнение в группе заданий по осмыслению или оценке правил жизни людей в современном обществе

— моделирование (составление маршрута экскурсии).

Практическая работа с картами, помещенными в учебнике. Выступления с докладами перед 2 обучающимися –3 классов по истории отечества.


3. Календарно-тематическое планирование курса «Окружающий мир»


п/п

Сроки проведения

Тема урока



План

Факт

Колич.

часов


1





История отечества

Древние славяне.


7 часов

1ч.

2



Древняя Русь.


1ч.

3



Крещение Руси.


1ч.

4



Борьба Руси
с западными завоевателями.


1ч.

5



Возникновение Москвы. Первые московские князья.


1ч.

6



Вера в единого бога и сохранение традиционной обрядовости. Первое заседание клуба.

1ч.

7



Обобщение по теме «Древние славяне».


1ч.

8



Земля – планета Солнечной системы

Солнечная система.

4 часа

1ч.

9



Вращение Земли вокруг своей оси и ее движение вокруг Солнца

1ч.

10



Природные зоны нашей страны.


1ч.

11



Обобщениепо теме «Земля – планета Солнечной системы». Готовимся к школьной олимпиаде


1ч.

12,13



Путешествие по природным зонам России
Второе заседание клуба «Ледяная зона. Особенности неживой природы ледяной зоны. Растения ледяной зоны. Животные ледяной зоны. Арктика и человек».



13 часов


2ч.

14,15



Тундра. Тундра и человек.


2ч.

16,17



Зона лесов. Растения зоны лесов. Животные зоны лесов. Роль леса в природе и жизни людей.


2ч.

18,19



Зона степей. Степь и человек.


2ч.

20,21



Зона пустынь. Жизнь человека в пустыне.


2ч.

22

23





Третье заседание клуба «Субтропическая зона. Природные условия субтропиков. Растения и животный мир Черноморского побережья Кавказа. Отдых на Черноморском побережье».

2ч.

24



Обобщениепо теме «Путешествие по природным зонам России». Готовимся к школьной олимпиаде. Практическая работа «Природные зоны»

1ч.

25



Родной край – часть великой России
Твой родной край

11 часов

1ч.

26



Московское время.


1ч.

27



Карта твоего края.


1ч.

28



Поверхность и водоемы твоего края.


1ч.

29



А что можешь сделать ты?



1ч.

30



Полезные ископаемые
твоего края. Практическая работа «Полезные ископаемые»

1ч.

31



Растения твоего края.


1ч.

32



Отрасли животноводства твоего края и домашние животные.

1ч.

33



Народные промыслы твоего края.


1ч.

34



Заповедные места твоего края.



35



Обобщение по теме «Родной край – часть великой России».

Готовимся к олимпиаде.



36



Человеческий организм

Письмо руководителей клуба школьникам. Как устроен организм
человека.


11 часов

1ч.

37



Путешествие в мир клеток.



1ч.

38



Самый большой орган чувств.


1ч.

39



Как человек двигается.


1ч.

40



Пищеварительная система.


1ч.

41



Система кровообращения.


1ч.

42



Познакомимся с дыхательной системой.


1ч.

43



Все о вдохе и выдохе. Береги свои легкие.


1ч.

44



Как почки удаляют из организма вредные вещества.


1ч.

45



Нервная система человека.


1ч.

46



Обобщение по теме «Человеческий организм». Готовимся
к школьной олимпиаде.


1ч.



47










Изучаем органы чувств

Четвертое заседание клуба «Как мы воспринимаем окружающий мир». Спроси у носа, что такое запах.


8 часов


1ч.

48



Высуни язык и скажи: «А».


1ч.

49



«Взгляд» на глаз.


1ч.

50



Ухо не только орган слуха.


1ч.

51



Ухо – орган равновесия.


1ч.

52



Распознаваниепредметов путем соприкосновения с ними.


1ч.

53



Советы врача.


1ч.

54



Обобщение по теме «Изучаем органы чувств».Готовимся
к школьной Олимпиаде.


1ч.


56,56





Путешествие по странам мира
Границы России.


6 часов

2ч.

57



Соединенныештаты Америки (США)


1ч.

58



Великобритания.


1ч.

59



Франция.


1ч.

60



Обобщениепо теме «Путешествие по странам мира».Готовимся
к школьнойОлимпиаде.


1ч.


61



Москва как летопись истории России

День народного единства.


5 часов

1ч.

62



Москва: памятьо войне1812 года.


1ч.

63



Память Москвы о героях Великой Отечественной войны1941–1945 годов.


1ч.

64



Памятники Москвы покорителям космоса.


1ч.

65



Обобщение по теме «Москва как летопись истории России».

Готовимся к школьной Олимпиаде.Экскурсия.


1ч.


66



Мы – граждане России
Имя нашей страны – Россия или Российская Федерация.


5 часов

1ч.

67



Основной закон страны – Конституция России. Президент России.


1ч.

68

69

70







Обобщение по теме«Мы – граждане России» или экскурсия в краеведческий музей.Экскурсия.


3ч.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!